Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Посылать людей на войну необученными - значит предавать их».
Конфуций  
 
 

Вооруженный конфликт в Южной Осетии
Раздел: Хронология войн
 

Российско-грузинская война 2008 года - вооруженный конфликт между Грузией с одной стороны и Россией и сепаратистскими формированиями Южной Осетии и Абхазии с другой. Война началась вокруг вооруженного конфликта в Южной Осетии в августе 2008 года. В военных действиях против Грузии, кроме регулярных вооруженных сил Южной Осетии и России, принимали участие ополченцы из России и Абхазии. Стороны обвиняли одна другую в провокациях военных действий. В ночь на 8 августа после обстрелов грузинских сил, правительство Грузии заявило о намерении "восстановить конституционный порядок" на территории непризнанной республики, грузинская армия начала обстрел Цхинвали из реактивных систем залпового огня "Град" и перешла в наступление заняв большую часть Цхинвали. В этот же день Россия вмешалась в конфликт на стороне Южной Осетии и ввела войска, в том числе танковые бригады, на территорию Грузии, и подвергла бомбардировкам города и военные объекты. Военные действия вышли далеко за границы Южной Осетии и велись на территории Грузии и Абхазии, где соединения абхазских войск и российских "добровольцев" атаковали позиции грузинских войск и захватили Кодорское ущелье.

При участии международных посредников было достигнуто прекращение огня. В соответствии с достигнутыми договоренностями, вывод российских войск с грузинской территории должен быть завершен до 1 октября 2008 года.


Пред история конфликта

Этнические осетины составляют относительное большинство на территории Южной Осетии, но на территории автономии было значительное грузинское меньшинство - приблизительно треть от общего населения региона.

Отношения между Грузией и Южной Осетией обострились после распада СССР, когда осетины пытались воссоединится с частью своего народа в Северной Осетии, которая находится на территории России. Непонимание между народами привело к гражданской войне и провозглашению независимости Южной осетии в 1992 году. В 2006 году на референдуме жители региона подтвердили свои намерения отделится от Грузии. Несмотря на это, референдум был признан неправомерным и независимость региона не была признана не одной страной мира. По мандату СНГ в регионе были размещены миротворцы от трех сторон конфликта: России, Грузии и Южной Осетии. Отношения между Цхинвали и Тбилиси в большой мере зависели от отношения России к конфликту и правительству Грузии. Россия выдала гражданство большинству жителей региона в разрез с позицией Тбилиси. С приходом к власти президента М. Саакашвили, было предпринято несколько попыток договорится с правительством сепаратистов в Цхинвали, но переговоры не дали позитивного результата. Некоторые обозреватели связывают провал попыток интеграции Южной Осетии и обострение конфликта с намерениями Грузии присоединится к НАТО и негативное отношение к этому российских властей.

 

Военные действия

 

Начало конфликта

Обострение ситуации на границе между Южной Осетией и Грузией началось в конце июля, начале августа 2008 года. Обе стороны обвинили в развязывании военных действий друг друга. Значительное ухудшение обстановки произошло 1 августа, когда в результате теракта были ранены шестеро грузинских полицейских. В ответ начался обстрел Цхинвали, который привел к эскалации конфликта и началу обстрела противника с обеих сторон. 3 августа Южная Осетия начала эвакуацию мирного населения из Цхинвали - было эвакуировано около 2,5 тысяч людей.


7 августа президент Саакашвили выступил по телевидению с заявлением относительно противостояния вокруг Цхинвали, обещая автономию Южной Осетии, амнистию сепаратистам и провозгласил одностороннее прекращение огня. Несмотря на это, ночью продолжались обстрелы грузинских сил, что привело к полномасштабной операции грузинских сил, которая была охарактеризована как попытка "восстановления конституционного порядка". В 23:00 того же дня президент Южной Осетии Эдуард Кокойты заявил о начале штурма Цхинвали грузинской стороной. С 00:30 восьмого августа до 17:30 девятого августа Цхинвали обстреливали из 18 систем залпового огня "Град". В промежутках между обстрелами в город с направлений с. Хетагурово и с. Ергнети заходили подразделения Горийской танковой бригады, 2-й, 3-й, 4-й пехотных бригад министерства обороны Грузии, со стороны с. Тамарашкни спецназ министерства внутренних дел Грузии. По словам грузинских высокопоставленных лиц решение атаковать Цхинвали было принято лишь после того, как колонна российской военной техники начала заходить в Южную Осетию через Рокский тоннель.

 

Вмешательство России

8 августа 2008 года премьер-министр России В. Путин, а познее и призедент Д. Медведев осудили вторжение Грузии в Южную Осетию. Уже утром в 10 часов утра по местному времени тогоже дня  российская авиация начала бомбардировки грузинских позиций на окраинах Цхинвали и Гори. По некоторым данным еще 7 августа Россия начала переброску войск в Южную Осетию.

Грузия заявила о прекращении огня с целью дать возможность мирному населению покинуть зону конфликта.
Правительство Южной Осетии объявило заявило о гибели 1400 человек, преимущественно мирного населения региона. Тем временем в Южную Осетию вводятся регулярные войска  РФ среди них около 150 танков и другой бронетехники. К концу дня 8 августа российско-осетинские войска контролировали большую часть Цхинвали, а российская авиация продолжала бомбардировки военной инфраструктуры Грузии. Также состоялись непосредственные столкновения российских и грузинских войск по около Цхинвали.

Эскалация конфликта

В ночь с 8 на 9 августа и утром  продолжались бои  между российскими и грузинскими войсками вокруг Цхинвали. В это же время появились данные о бомбардировках порта Поти на черноморском побережье российской авиацией. Бомбардировкам также подверглись военные базы в различных городах Грузии, в том числе в г. Гори был разбомблен жилой дом где по Грузинским данным погибло около 60 человек.

Для усиления российских войск в Южную Осетию начали прибывать десантные подразделения и отряды спецназначения, в том числе 76-я и 98-я десантные дивизии из Пскова. Уже около 8 часов утра российская сторона заявила о захвате Цхинвали - эта информация противоречила заявлениям грузинской стороны которая заявляла о том что её подразделения все еще контролируют часть Цхинвали. Грузия также заявила о десяти сбитых российских самолетах, но Россия признавала потерю двух самолетов. Познее Россия признала потерю шести самолетов, три из которых были уничтожены силами российских ПВО: три штурмовика Су-25, бомбардировщик Ту-22М3, и два фронтовых бомбардировщика Су-24М.

 
Основная битва в первые дни развернулась за небо Грузии. Системы ПВО Грузии служили основной целью российских авиаударов. После того как российской авиации удалось уничтожить основные радары и средства ПВО, и полностью овладела небом над Грузией, организованная оборона вторжению фактически прекратилась. Российские подразделения без сопротивления продвинулись на обозначенные для себя рубежи. Грузинское командование отвело свои части и начало подготовку к обороне Тбилиси.

Эскалация конфликта перекинулась на другой сепаратистский регион, Абхазию, где отряды непризнанной республики и российские наемники (в российской прессе - "добровольцы") начали атаку на грузинские позиции в Кодорском ущелье. В тот же день грузинский парламент принял постановление о введении "состояния войны" в Грузии на 15 дней. Президент Грузии также предложил прекратить огонь и отвести войска, однако это предложение было отклонено Россией, которая настаивала на выводе грузинских войск с Южной Осетии, как условие для прекращения огня. Совету Безопасности ООН также не удалось принять решение относительно развязывания этого конфликта. Россия заявила, что проводит "операцию по принуждению Грузии к миру".

Ситуация значительно ухудшилась к 11 августа, когда Россия расширила диапазон своих атак не только на объекты в непосредственной близости от театра боевых действий, но и начала наступление на город Гори в направлении на Тбилиси и захватила Грузинские города Зугдиди и Сенаки на западе страны. Также российские войска захватили центральную трассу, которая связывает восточную и западную Грузию. С приближунием фронта к Тбилиси в городе началась паника и жители начали покидать район боевых действий. Саакашвили пытался успокоить население и заверил, что грузинские войска готовы к обороне столицы. Тем временем, Россия сообщила, что не имеет цели захватывать Тбилиси.

 

Участие черноморского флота России.

В конфликте непосредственно приняла участие группа кораблей российского черноморского флота во главе с флагманом ракетным крейсером "Москва", в группу входили большие десантные корабли "Ямал" и "Саратов", и другие. Морская пехота черноморского флота заняла главный порт Грузии Поти и уничтожила на рейде все грузинские катера и корабли, имевшие армейскую маркировку, включая и пограничные, подорвав их. 

10 августа Украина предостерегла российскую сторону от участия кораблей Черноморского флота РФ в конфликте вокруг Южной Осетии. В заявлении МИДа отмечалось "С целью предупреждения появления обстоятельств, при которых Украина может быть втянута в вооруженный конфликт и военные действия из-за участия в них военных формирований ЧФ РФ, который временно находится на территории Украины, украинская сторона оставляет за собой право, согласно нормам международного права  и законодательства Украины, запретить возвращение на территорию Украины до разрешения конфликта кораблей, которые которые могут принять участие в вышеупомянутых действиях". Позже украинская сторона признала, что межгосударственные соглашения, которые регламентируют пребывание российского флота в Украине, не содержат ограничений на военной применение флота.

 

"План Саркози"

10 августа грузинские войска заявили о выводе войск из Цхинвали и о одностороннем прекращении огня. Саакашвили подписал план перемирия, предложенный Евросоюзом, инициативу взяла на себя председательствующая в ЕС Франция. Предварительных договоренностей добился министр иностранных дел Франции Кушнер.

12 августа к миротворческому процессу присоединился также президент Франции Николя Саркози, который предложил шесть пунктов плана мирного урегулирования конфликта. Он также заручился поддержкой президентов Грузии и России этого плана, согласно которому каждая из сторон обязывалась:

1. Не прибегать к использованию силы.
2. Окончательно прекратить все военные действия.
3. Свободный доступ к гуманитарной помощи.
4. Вооружённые силы Грузии возвращаются в места их постоянной дислокации.
5. Вооружённые силы РФ выводятся на линию, предшествующую началу боевых действий.
6. Создание международных гарантий по обеспечению стабильности и безопасности в Абхазии и Южной Осетии.

 

Оккупация Грузинских территорий

11 августа президент Медведев заявил "Значительная часть операции по принуждению Грузии к миру завершена". В российской пропагандистской терминологии вторжение в Грузию называлось "принуждение к миру". На следующий день премьер Путин скорректировал заявление президента, отметив, что "Россия доведет миротворческую миссию до логического завершения".


Несмотря на подписанные соглашения, российские войска стали активно продвигаться вглубь грузинской территории. В частности были заняты города Гори, Сенаки, Поти, перерезана дорога, которая соединяет западную и восточную Грузию. На дорогах были установлены блок-посты. Россия в конфликте задействовала серьезные стратегические вооружения, в частности боевые вылеты выполняли бомбардировщики Ту-22, через Рокский тоннель был доставлен ракетный комплекс "Точка-У".


16 августа был подорван железно-дорожный мост в селе Гракале. Эта магистраль не только связывает восток и запад Грузии, но и является единственной связью с миром для соседней Армении. Взрывом уничтожен целый пролет моста. Российские войска потопили грузинские корабли в порту Поти, уничтожили РЛС на горе Махата и горийскую военную базу. Свои действия россияне объяснили необходимостью "создать силами миротворцев зону безопастности" вокруг Южной Осетии и Абхазии.


Позднее в интервью Newsweek президент Польши Лех Качинский заявил, что во время конфликта Россия хотела свергнуть грузинское правительство. По словам Качинскиго, только его вмешательство и "вмешательство призедентов Литвы, Латвии и Эстонии, а также некоторое участие США принудило вмешаться НАТО и ЕС, не позволили русским зайти так далеко".


26 августа Россия признала независимость Абхазии и Южной Осетии, соответствующий указ выдал президент Дмитрий Медведев. Одновременно российские войска остались на территории Грузии. План Саркози де-факто не исполнялся Россией.

 

Новая поездка Саркози в Москву

8 сентября Николя Саркози был вынужден  снова приехать в Москву, которая игнорировала подписанное соглашение и своими действиями фактически творила новую реальность. Вопреки осуждению действий Москвы, Европа оказалась неготова к жесткому противостоянию, и Саркози спасал соглашение уже под диктовку Кремля, так как территории Абхазии и Южной Осетии де-факто выходили из текста подписанных ранее соглашений.


Новые условия провозглашали: «Через неделю будут сняты блокпосты между Сенаки и Поти. Через месяц - полный вывод российских войск с грузинской территории вне Южной Осетии и Абхазии. 1 октября в зоне грузино-югоосетинского конфликта будут размещены 200 наблюдателей ЕС, затем их число может быть увеличено ». 15 октября 2008 в Женеве должны начаться международные дискуссии по поводу Южной Осетии и Абхазии. Французский президент еще раз заявил, что ЕС осуждает одностороннее признание независимости Южной Осетии и Абхазии. «Не России решать, какими должны быть границы Грузии», - сказал президент Франции. 

В интервью The Financial Times генеральный секретарь НАТО Яаап де Хооп Схеффер назвал «неприемлемым» это соглашение между руководством Европейского Союза и России, так как пересмотренное соглашение предусматривает слишком большие уступки России. В частности, генсек НАТО выступил против присутствия российских войск в Абхазии и Южной Осетии - таким образом было прямо нарушено предыдущее соглашение президента Саркози из шести пунктов, которое предусматривало возвращение к статус-кво, имевшему место до начала конфликта.


Дислокация российских войск в Абхазии и Южной Осетии

На территории Абхазии и Южной Осетии будут находиться не миротворческие силы РФ, а регулярные войска, заявил министр иностранных дел России Сергей Лавров. Министр обороны РФ Анатолий Сердюков сообщил, что в каждой республике будут находиться по 3800 военнослужащих. 26 августа Россия признала независимость Южной Осетией и Абхазией и вскоре установила дипломатические отношения с этими республиками и согласовала с ними проекты договоров о дружбе, сотрудничестве и взаимной помощи. 

13 сентября российские формирования покинули главный порт Грузии город Поти и линию Поти-Сенаки. 8 октября Россия вывела войска из "буферной зоны безопасности" вблизи Южной Осетии. В тот же день Россия заявила о "досрочном выводе войск". Однако в своем заявлении от 10 октября глава МИД Франции Бернар Кушнер утверждает, что Россия вывела не все войска из Грузии, и они продолжают занимать позиции в Ахалгорском районе. 

Гуманитарный кризис

С началом военных действий появилось большое количество беженцев, которые пытались выехать из опасных регионов. Так, во время наступления грузинских войск на позиции осетинских сепаратистов в Цхинвали, большое количество мирных жителей не имели возможности покинуть город и остались без еды, воды и медицинской помощи. В частности, появились обвинения в том, что грузинские войска целенаправленно обстреливали из артиллерийских установок Цхинвали и окрестные села, где еще находилось значительное количество гражданского населения. 17 августа заместитель министра регионального развития РФ Владимир Бланк заявил, что каждое десятое здание в Цхинвали не подлежит восстановлению, а 20% получили повреждения различной степени. Это опровергает более ранние заявления в которых говорилось что столица автономии оказалась почти полностью разрушенной. По утверждению осетинской стороны более 1600 человек погибли, большинство из них гражданские жители региона. По данным российской следственной группы найдены тела более 60 осетинских гражданских. По данным российской стороны, которая обвинила Грузию в геноциде, более 34 000 беженцев из Южной Осетии прибыли в Россию, международные учреждения утверждают о 10 или 20 тыс. беженцев. В то же время, Human Rights Watch заявила, что ситуация в зоне конфликта вокруг Цхинвали не такая, как ее описывают в СМИ и обвинила в дезинформации и завышении числа жертв. 

В свою очередь, Грузия тоже обвинила Россию в целенаправленных нападениях на гражданские объекты, в бомбардировке жилых домов в Гори и Поти и международного аэропорта Тбилиси. С угрозой наступления российских войск на столицу появились беженцы, которые пытались покинуть Тбилиси. Осетинские подразделения, по утверждению грузинской стороны обстреливали грузинские села вокруг Цхинвали, что привело к появлению беженцев из этих регионов. В связи с наступлением русских войск почти опустел город Гори - большинство жителей стали беженцами. Очевидцы обвиняли южно-осетинских повстанцев в терроре в отношении жителей Гори. Также звучали обвинения в проведении этнических чисток с обеих сторон. Президент Южной Осетии Эдуард Кокойты вообще откровенно заявил об этнических чистках и похвалялся уничтожением грузинских сел в автономии; факт этнических чисток в Южной Осетии был подтвержден международными правозащитными организациями. 

По данным ООН с начала боевых действий в регионе более чем 118 000 человек оказались беженцами. Из них из Южной Осетии 30 000 беженцев были доставлены в Северную Осетию, 15 000 эвакуировались в Грузию и более 70 000 оставили Гори и близлежащие села. 

Информационная война

С первого дня противостояния телеканалы России и Грузии, были мобилизована для информационной поддержки военных действий. Так в России, где основные телеканалы контролируются государством, фактически был организован непрерывный телемарафон, основные лозунги которого повторялись сотни раз в день и все время были выведены большими буквами на экранах. Этими лозунгами были "Геноцид в Южной Осетии" и "Принуждение Грузии к миру". Российское общество в согласии с властями страны поддержало введение войск в Южную Осетию и боевые действия на грузинской территории, такие решительные действия одобрило более 70% россиян. 

В Грузии, которая информационно представила себя в качестве жертвы агрессии северного соседа, возросла поддержка президента Михаила Саакашвили.

Кибервойна

На период войны немалую роль играла объективная информация, которая поступала с места событий. Российские, грузинские и зарубежные СМИ по разному освещали информацию, которая поступала с мест событий. Настоящая информационная война развернулась в интернете, еще задолго до начала боевых действий. На территории Грузии были отключены российские каналы новостей, которые Грузия обвинила в ведении информационной войны. Также была блокирована интернет-связь с сайтами с доменами «ru». Как и во время противостояния вокруг Бронзового солдата в Эстонии, Грузия и ее учреждения также подверглись атакам хакеров. В частности, был атакован сайт МИД Грузии, где были размещены фотографии Гитлера. От атак хакеров другие правительственные сайты республики также не работали. Атаки из России на сайты парламента, правительства и министерства обороны оказались очень организованными и массовыми, блокированными оказались даже сайты информационных агентств Грузии. Хакеры России распространяли призыв: «Хакеры и блоггеры всех стран объединяйтесь", "Сайты будут заблокированы полностью! Никто не сможет читать бред о том, что Россия напала на Грузию». В то же время Эстония отправила группу экспертов для помощи Грузии. 

Правительство самопровозглашенной Республики Южной Осетии также сообщил об атаках на сайты ее государственных учреждений и информационные агентства республики. Организация «Репортеры без границ» осудила эти действия. 

Средства массовой информации

В ходе конфликта каждая из сторон пыталась представить в СМИ свою версию событий. В частности, в Украине, по мнению специалистов, Россия проиграла информационную войну в интернете, где была разнообразная информация из разных источников. Более четверти украинских пользователей интернета разделяли позицию России в конфликте, тогда как большинство, даже в русскоязычных регионах, поддерживала позицию Грузии. Несколько иная картина наблюдалась в телевизионном эфире, где большинство осуждали нападение Грузии на Южную Осетию. В то же время отмечен недостаток осведомленности и сбалансированности репортажей на украинских телеканалах и в прессе, где более половины источников составили российские ресурсы. 

Отношение к конфликту поляризовалось как в Украине, так и за рубежом. С безоговорочным осуждением агрессии выступила Грузия, ее позицию поддержал ряд украинских политиков и международных организаций, которые назвали действия России агрессией против суверенной Грузии. Военной агрессией назвали действия России многочисленные западные политики, в частности вице-президент США Дик Чейни и президент Литвы Адамкус и др. В то же время с поддержкой действий России выступили некоторые международные и украинские политики. В частности агрессией Грузии против Южной Осетии назвал эти события глава КПУ Симоненко. Такое же отношение к конфликту в своем обращении распространила Верховная Рада Крымской Автономии и призвала Киев признать Абхазию и Южную Осетию. С осуждением действий Грузии в конфликте выступил и председатель Генеральной Ассамблеи ООН Мигель Брокман. 

В свою очередь Россия обвинила западные информационные агентства в необъективном освещении событий в Грузии. Указывалось, что в информационных выпусках новостей западных СМИ почти полностью игнорировались события в Цхинвали и разрушения города, а вместо этого много внимания уделялось комментариям грузинской стороны, в частности Михаила Саакашвили. 

Российские СМИ также поддавались критике за цензуру по освещению событий в Грузии. В частности, британский журналист Уильям Данбар уволился в знак протеста с англоязычного канала Russia Today, где, по его словам, есть цензура. По словам журналиста, ему не разрешили выходить в эфир после репортажа о бомбардировке Грузии российской авиацией. 

Дипломатические отношения

29 августа исполняющий обязанности министра иностранных дел Грузии Вашадзе заявил, что Грузия прекращает дипломатические отношения с Российской Федерацией. «Как в Грузии, так и в Российской Федерации не останется ни одного дипломата. ... Останутся лишь консул, вице-консул и технический персонал ». Как пояснил журналистам председатель парламентского комитета Грузии по внешним связям Лаша Жвания, «... интересы Грузии в Российской Федерации возможно будут представлять посольства Украины, Азербайджана или другой страны, являющейся партнером Грузии» . 

Заявления участников конфликта

Грузия - В интервью Би-би-си президент Грузии Саакашвили заявил, что Россия начала агрессию против его страны и призвал международное сообщество вмешаться. По его мнению Россия проводит запланированную политику агрессии против Грузии и что Россия намерена захватить всю территорию Грузии. Он также предложил прекращение огня и начало переговоров между всеми сторонами конфликта.
Россия - С началом наступления Грузии на позиции Южной Осетии Россия обвинила Грузию в агрессии и применении политики геноцида в отношении этнических осетин в регионе. Премьер-министр России Владимир Путин заявил, что действия российских войск в регионе были обоснованными и необходимыми и что она ввела войска в регион для защиты собственных граждан. Россия также обвинила Запад в двойных стандартах в отношении ее действий в Южной Осетии. 
Россия также обвинила Украину в продаже оружия Грузии и поощрении ее к вторжению в Южную Осетию. В свою очередь, в ответ на это обвинение Министр обороны Украины Ехануров назвал эти утверждения безосновательными, поскольку Грузия не является в списке стран, которым запрещено продавать оружие. 

Реакция мирового сообщества 

ООН - 7 августа 2008 г. Генеральный секретарь ООН Пан Ги Мун выразил свою обеспокоенность в связи с эскалацией конфликта в Южной Осетии. На следующий день была созвана внеочередная сессия Совета Безопасности ООН по просьбе России относительно ситуации в регионе. Однако ни это заседание, ни следующее, созванное по требованию Грузии не дало положительных результатов и дипломатам не удалось достичь согласия по резолюции. 10 августа Пан Ги Мун призвал вывести с территории Грузии все военные подразделения, которые не имеют права там находиться.
Украина - В своем заявлении МИД Украины выразил обеспокоенность эскалацией конфликта в Грузии и призвала Россию вывести свои войска с территории Грузии и проявить сдержанность. Также президент Украины Ющенко направил первого заместителя министра иностранных дел Константина Елисеева в Тбилиси. 10 августа к нему присоединился также и министр иностранных дел Владимир Огрызко, прибывший в Тбилиси для ознакомления с ситуацией и попытки налаживания переговорного процесса. 
Украина также предупредила Россию о нежелательности участия кораблей Черноморского флота, временно дислоцированных на территории Украины в военном конфликте в Южной Осетии. С целью предотвратить втягиванию Украины в вооруженный конфликт. Украина сообщила, что оставляет за собой право согласно нормам международного права и законодательства Украины запретить возвращение судов участвовавших в конфликте в украинские порты. 
США - 8 августа представитель госдепартамента США в своем заявлении обвинил отряды юго-осетинских повстанцев в провоцировании насилия и обстреле грузинских позиций. В то же время представитель Белого Дома призвал все стороны конфликта к сдержанности и скорейшему прекращению военных действий. Госсекретарь США Кондолиса Райс призвала Россию уважать территориальную целостность Грузии и вывести войска с территории страны. США также предложили Совету Безопасности ООН резолюцию с осуждения действий России в регионе, а представитель администрации предупредил, что эскалация конфликта будет иметь серьезные и долгосрочные последствия для российско-американских отношений. 
Япония - В заявлении от 8 августа МИД Японии выразил сожаление по поводу вооруженного конфликта на территории грузинской автономной области Южная Осетия и призвал все стороны конфликта прекратить боевые действия и сесть за стол переговоров. Япония поддерживает мирный план урегулирования юго-осетинской проблемы, который базируется на признании территориальной целостности Грузии. В заявлении от 9 августа японский МИД повторно призвал прекратить бои и решить проблему мирным путем, уважая суверенитет и целостность Грузии. 
Признание Абхазии и Южной Осетии Россией поддержал президент Венесуэлы Уго Чавес: «Россия защищает свои интересы и правильно делает». Он однако не сказал, собираться ли сама Венесуэла признавать независимость Абхазии или Южной Осетии. 
3 сентября 2008 президент Никарагуа Даниэль Ортега заявил, что правительство страны признало независимость Абхазии и Южной Осетии. Таким образом Никарагуа стала второй страной после России, признавшей независимость сепаратистских республик Грузии. 

Комиссия ПАСЕ

Комиссия Парламентской ассамблеи Совета Европы (ПАСЕ) считает, что Москва и Тбилиси несут равную ответственность за августовские военные действия. Такой вывод содержится в распространенном 29 сентября 2008 докладе главы спецкомиссии ПАСЕ Люка ван дер Бранде. В период с 21 по 26 сентября Люк ван дер Бранде посетил Южную Осетию, буферные зоны в Грузии, Тбилиси и Москву с целью прояснения причин и последствий августовского вооруженного конфликта. Согласно докладу, делегация "крайне обеспокоена" тем, что два члена Совета Европы нарушили взятые на себя в рамках этой организации обязательства по мирному разрешению всех разногласий, включая и старые конфликты. Такое поведение недопустимо, и обе страны "несут ответственность за эскалацию этого конфликта в полномасштабную войну", говорится в заявлении.

В докладе также отмечается, что полностью противоположные точки зрения и версии сторон, а также кратковременность визита комиссии в зону конфликта сильно затрудняют определение последовательности событий 7 и 8 августа и обстоятельств, приведших к ним.

Однако "вполне очевидно, что обе стороны не сделали достаточных усилий, чтобы предотвратить войну", и с тех пор в регионе были совершены - и совершаются до сих пор - многочисленные нарушения прав человека. ПАСЕ призвала к расследованию всех таких случаев и наказанию виновных в суде, при этом особо подчеркнув, что Российская Федерация несет полную ответственность за те преступления, которые совершаются на ныне подконтрольной ей территории. 

В докладе также отмечено, что Совет Европы удивлен, что у России и США нет спутниковых снимков, которые могли бы прояснить ситуацию о начале конфликта в Грузии. Парламентарии отметили, что Москва и Тбилиси придерживаются диаметрально противоположных версий начала полномасштабных военных действий. Так, российская сторона настаивает, что ввела танки и бронетехнику после того, как грузинские войска вторглись в район Цхинвали и начали вести там боевые действия. Грузинская сторона, в свою очередь, утверждает, что ее разведка сообщила о сосредоточении российских войск и бронетехники, входившей через Рокский туннель в Южную Осетию, и военная операция была начата для отражения атаки российской армии, которая вторглась на грузинскую территорию. 

Международный суд

Грузия обратилась в Международный суд 12 августа, обвинив Россию в нарушениях международной конвенции о ликвидации всех форм расовой дискриминации от 1965 года. 14 августа Грузия повторно обратилась в высшую судебную инстанцию ООН с просьбой принять временные меры с целью защиты прав грузинского населения. 8-10 сентября здесь состоялись слушания, на которых обе стороны изложили свои позиции.

15 октября 2008 Международный суд ООН в Гааге призвал Россию и Грузию воздержаться от всех форм этнической дискриминации в связи с событиями в Южной Осетии и от поддержки подобных действий «обе стороны должны взять на себя ответственность за происшедшее и сделать все возможное для устранения последствий конфликта ». «Обе стороны должны делать все возможное для обеспечения безопасности людей, реализации их прав на свободу передвижения и проживания в пределах границ государства, защищать собственность перемещенных лиц и беженцев». 

По оценке юриста по международным делам Ахмата Глашева "суд принял чисто политическое решение, которое, в первую очередь, выгодно России. Суд фактически отказал в удовлетворении жалобы грузинской стороны, и одновременно отстранился от вынесения какого-либо четкого решения. В постановлении суда не сказано, нарушила ли Россия международную конвенцию об устранении расовой дискриминации". 

Последствия войны

Россия смогла доказать свое военное преимущество, основой которой стала численное и материальное превосходство над Грузией. Главным последствием войны стала попытка легитимизации со стороны России отсечь грузинские провинции способом признания их независимости. Фактические потери Грузии составили несколько сельских районов, которые во времена СССР входили в состав автономий, но контролировались до войны грузинским правительством. Пересмотр постсоветских границ силовым способом со стороны России не нашел понимания в мире: реакция других стран показала, что у России нет союзников, несмотря на все старания российской дипломатии. 

Грузия потерпела военное поражение, и на несколько недель потеряла контроль над значительными своими территориями и стратегическими пунктами. В самый напряженный момент противостояния встала серьезная угроза штурма Тбилиси для устранения режима Саакашвили, и на этом этапе потребовалось энергичное вмешательство посредников в лице председателя ЕС Николя Саркози. Правительство Грузии был подвергнуто суровой критике западными обозревателями, за то что не предусмотрело в ответ на силовое решение внутренних проблем военный ответ России и несопоставимость сил. 

Надежды Грузии на поддержку Запада оправдались лишь частично. Запад своим дипломатическим вмешательством действительно остановил развертывания военной операции по наихудшему для грузин сценарию и официально осудил чрезмерное использование силы Россией. Но вместе с тем западные страны в условиях углубления мирового финансового кризиса воздержались от введения прямых экономических или других санкций против России, хотя такие призывы звучали. НАТО на полгода остановило сотрудничество с Россией и сразу после войны провело символический выездной Совет НАТО в Тбилиси. Сдержанную позицию заняли тяжеловесы ЕС Франция, Германия, Италия, учитывая важность значительного экспорта этих стран в Россию.



Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 7477

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 14
Гостей: 12
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
Yandex


 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © History-of-Wars.ru 2009-2015