Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Все ошибки в других областях можно как-нибудь исправить, но ошибки на войне неисправимы, ибо караются немедленно».
Николло Макиавелли  
 
 

Члены организации Дата присоединения
Республика Армения с 15 мая 1992
Республика Белоруссия  с 31 декабря 1993
Республика Казахстан с 15 мая 1992
Киргизская Республика с 15 мая 1992
Российская Федерация с 15 мая 1992
Республика Таджикистан с 15 мая 1992
Республика Узбекистан с 15 мая 1992 по 2 апреля 1999 и с 16 августа 2006

 

Общие сведения

 Эмблема ОДКБ

Договор о коллективной безопасности (ДКБ) подписан 15 мая 1992 года сроком на 5 лет с возможностью последующего продления.

 

Договор зарегистрирован 1 ноября 1995 года в Секретариате Организации Объединенных Наций.

 

На Сессии Совета коллективной безопасности 2 апреля 1999 года в Москве был подписан Протокол о продлении Договора о коллективной безопасности. Он ратифицирован всеми указанными выше государствами. Протоколом предусматривается автоматическое продление срока действия Договора на очередные пятилетние периоды.

 

Президенты государств-участников Договора о коллективной безопасности (ДКБ) от 15 мая 1992 года 7 октября 2002 года подписали в Кишиневе Устав Организации ДКБ и Соглашение о правовом статусе ОДКБ. 18 сентября 2003 года эти документы вступили в силу.

 

2 декабря 2004 года Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию о предоставлении Организации Договора о коллективной безопасности статуса наблюдателя в Генеральной Ассамблее ООН.

 

В соответствии с Договором государства-участники обеспечивают свою безопасность на коллективной основе. Так, в Статье 2 Договора говорится: «В случае возникновения угрозы безопасности, территориальной целостности и суверенитету одного или нескольких государств-участников, либо угрозы международному миру и безопасности государства-участники будут незамедлительно приводить в действие механизм совместных консультаций с целью координации своих позиций и принятия мер для устранения возникшей угрозы».

 

Одновременно в Статье 4 предусмотрено, что: «В случае совершения акта агрессии против любого из государств-участников все остальные государства-участники предоставят ему необходимую помощь, включая военную, а также окажут поддержку находящимися в их распоряжении средствами в порядке осуществления права на коллективную оборону в соответствии со статьей 51 Устава ООН».

 

*)Республика Узбекистан была среди подписавших Договор о коллективной безопасности в 1992 году. В 1999 году она приостановила участие в ДКБ. Грузия и Азербайджан присоединились к ДКБ в 1993 году, однако в 1999 году вышли из Договора.

 

Сама суть Договора, заложенные в нем принципы и формы сотрудничества, а также заявленные позиции предопределили реальную возможность для него стать составной частью системы общей и всеобъемлющей безопасности для Европы и Азии.

 

«В случае создания в Европе и Азии системы коллективной безопасности, - записано в Статье 1 Договора, - и заключения с этой целью договоров о коллективной безопасности, к чему неуклонно будут стремиться договаривающиеся стороны, государства-участники вступят в незамедлительные консультации друг с другом с целью внесения необходимых изменений в настоящий Договор». Этот принципиальный момент постоянно подтверждается в последующих документах ДКБ.

 

«Объединяя свои усилия в сфере коллективной безопасности, государства-участники видят создаваемую ими систему коллективной безопасности составной частью общеевропейской системы безопасности, а также частью возможной системы безопасности в Азии» (Декларация государств-участников Договора о коллективной безопасности, 1995 года).

 

На первоначальном этапе Договор содействовал созданию национальных вооруженных сил государств-участников, обеспечению адекватных внешних условий для их независимого государственного строительства. Об этом свидетельствует востребованность Договора в целом ряде случаев применения его положений.

 

Возможности Договора задействовались осенью 1996 года, летом 1998 года в связи с опасным развитием событий в Афганистане в непосредственной близости к границам центральноазиатских государств-участников ДКБ, для предотвращения попыток экстремистов дестабилизировать обстановку в этом регионе.

 

В 1999 и 2000 годах в результате оперативно осуществленных мер государствами-участниками ДКБ, с участием Узбекистана, была нейтрализована угроза, созданная широкомасштабными действиями вооруженных группировок международных террористов на юге Киргизии и в других районах Центральной Азии.

 

Руководящие деятели Таджикистана неоднократно отмечали важную военно-политическую роль ДКБ в процессе достижения национального примирения.

 

После вступления Договора в силу в 1994 году был принят ряд важных нормативно-правовых документов, продвигавших процесс военно-политической интеграции в различных областях, входящих в его компетенцию.

 

Среди первых таких документов фигурировали принятые в 1995 году "Декларация государств-участников ДКБ", "Концепция коллективной безопасности государств-участников ДКБ", документ об "Основных направлениях углубления военного сотрудничества". В том же году был принят План реализации Концепции коллективной безопасности и Основные направления углубления военного сотрудничества, которыми ставилась задача организации региональных систем коллективной безопасности. Утвержденный в 1999 году План второго этапа формирования системы коллективной безопасности уже предусматривал формирование коалиционных (региональных) группировок войск (сил) на восточноевропейском, кавказском и центральноазиатском направлениях.

 

Качественно новый этап в развитии Договора был открыт принятым Советом коллективной безопасности в 2000 году Меморандумом о повышении эффективности ДКБ и его адаптации к современной геополитической ситуации, реализация которого нацеливала Договор на отражение новых вызовов и угроз региональной и международной безопасности.

 

Тогда же были утверждены Положение о порядке принятия и реализации коллективных решений на применение сил и средств системы коллективной безопасности, Модель региональной системы коллективной безопасности, Основные положения коалиционной стратегии, призванные сформировать организационно-правовую основу для деятельности ДКБ в сфере обеспечения на коллективной основе безопасности его государств-участников.

 

Принципиальное значение в этом плане имели подписанные в 2000-2001 годах Соглашение о статусе формирований сил и средств системы коллективной безопасности, Протокол о порядке формирования и функционирования сил и средств системы коллективной безопасности государств-участников ДКБ.

 

Важным шагом на пути углубления военно-технического сотрудничества между государствами-участниками явилось подписание в 2000 году Соглашения об основных принципах ВТС.

 

Логическим этапом в деле формирования и развития военной составляющей ДКБ стало создание по решению СКБ в 2001 году Коллективных сил быстрого развертывания Центральноазиатского региона коллективной безопасности.

 

 

Одновременно шло создание и совершенствование деятельности консультативных органов ДКБ - Советов министров иностранных дел и обороны, Комитета секретарей советов безопасности. Создан работоспособный Секретариат СКБ, налажен консультационный процесс как на уровне СКБ, СМИД и СМО, так и с участием заместителей министров иностранных дел и обороны, экспертов государств-участников.

 

Таким образом, к 2002 году Договор о коллективной безопасности, в результате поступательного развития в его рамках интеграционных процессов, стал де-факто региональной структурой международного сотрудничества по духу Главы VIII Устава ООН.

 

ОДКБ принял эстафету от ДКБ, являясь Евразийской не только в пространственно-географическом, но и в политико-правовом смысле через универсальность принципов и практических целей, а также через непосредственное участие входящих в него государств в соответствующих европейских и азиатских структурах безопасности, в первую очередь ОБСЕ и Шанхайской организации сотрудничества.

 

Решение, принятое главами государств-участников в мае 2002 г., о преобразовании Договора о коллективной безопасности (его участники - Армения, Беларусь, Казахстан, Кыргызстан, Россия, Таджикистан) в международную региональную организацию было также вызвано необходимостью адаптации Договора к динамике региональной и международной безопасности, противодействия новым вызовам и угрозам. Перейдя в новое качество Организации,  сотрудничество на базе ДКБ сохранило приверженность основным принципам, провозглашенным в Договоре.

 

По своему содержанию ОДКБ является, прежде всего, фактором военно-политического сдерживания. Государства-члены никого не рассматривают в качестве противника и выступают за взаимовыгодное сотрудничество со всеми государствами. ОДКБ остается открытым для присоединения к нему других государств, разделяющих его цели и принципы.

 

Целями Организации являются укрепление мира, международной и региональной безопасности и стабильности, защита на коллективной основе независимости, территориальной целостности и суверенитета государств-членов, приоритет в достижении которых государства-члены отдают политическим средствам.

 

Главной задачей Организации становится координация и углубление военно-политического взаимодействия, становление многосторонних структур и механизмов сотрудничества, призванных обеспечивать на коллективной основе национальную безопасность государств-участников, оказывать необходимую помощь, включая военную, государству-участнику, ставшему жертвой агрессии.

 

Принципиально важным стало включение в Устав ОДКБ положения о том, что одной из основных целей Организации и направлений ее деятельности определяется координация и объединение усилий в борьбе с международным терроризмом и другими нетрадиционными угрозами безопасности.

 

Зафиксировано обязательство государств-членов согласовывать и координировать свои внешнеполитические позиции по международным и региональным проблемам безопасности.

 

Повышаются ответственность и компетенция СМИД, СМО, КССБ, которые становятся не только консультативными, но и исполнительными органами. Повышению эффективности Организации служит создание при ОДКБ Постоянного Совета (в его состав входит Полномочные представители, назначаемые государствами-членами), которому поручается координация взаимодействия государств-членов в реализации принимаемых в рамках Организации решений.

 

Устав предусматривает обязательность выполнения принимаемых решений и санкции за их невыполнение.

 

Отдельным государствам или международным организациям предоставляется статус наблюдателя при ОДКБ.

 

Устав и Соглашение о правовом статусе ОДКБ вступили в силу 18 сентября 2003 года, с даты сдачи депозитарию (Генеральному секретарю Организации) подписавшими его государствами последнего письменного уведомления о ратификации.

 

На основе Устава и в его развитие разработаны положения, регламентирующие деятельность Организации, в том числе об органах ОДКБ, по организационным и финансовым вопросам, которые были приняты на сессии СКБ в Душанбе 28 апреля 2003 года.

 

В целях активизации работы по укреплению военной составляющей Организации сформирован военно-штабной орган – Объединенный штаб ОДКБ.

 

В 2004-2008 годах шла интенсивная работа по строительству Организации, наработке потенциала для решения задач по основным направлениям деятельности.

 

В этот период приняты ряд основополагающих документов, в которых намечены конкретные направления развития на перспективу, в том числе План основных мероприятий по всестороннему укреплению межгосударственного сотрудничества, формированию и развитию системы коллективной безопасности в рамках ОДКБ на 2006-2010 г.г., План коалиционного военного строительства ОДКБ на период до 2010 года и дальнейшую перспективу и другие. В формат ОДКБ переведена деятельность Межгосударственной комиссии по военно-экономическому сотрудничеству.

 

Налажено проведение комплексных межгосударственных оперативно-профилактических операций по противодействию незаконному обороту наркотических средств и психотропных веществ «Канал». Созданы рабочие и вспомогательные органы в сфере противодействия новым вызовам и угрозам.

 

Проводится серьезная работа по налаживанию взаимодействия с международными организациями, действующими в сфере безопасности КТК СБ ООН, ОБСЕ, ЕврАзЭС, ШОС, СНГ, Международной Организацией по миграции.

 

На сессии Совета коллективной безопасности в Минске 23 июня 2006 года была принята Декларация государств-членов ОДКБ о дальнейшем совершенствовании и повышении эффективности деятельности Организации. В этом документе прозвучала необходимость принятия дополнительных мер по адаптации ОДКБ к меняющимся политическим реалиям и современным требованиям, предъявляемым к многофункциональной международной структуре безопасности.

 

В Минске было принято решение о восстановлении членства Республики Узбекистан в ОДКБ.

 

На сессии СКБ в Душанбе 6 октября 2007 года подписана Декларация глав государств-членов ОДКБ в связи с 15-летием Договора о коллективной безопасности, принят ряд важных решений в сфере миротворчества, по военно-экономическому сотрудничеству, в области ВТС, по военному строительству.

 

Президенты подписали Соглашение о миротворческой деятельности и утвердили пакет документов по этому вопросу.

 

На сессии СКБ в Москве 5 сентября 2008 года была подписана Декларация Московской сессии Совета коллективной безопасности ОДКБ. Приняты важные решения в сфере внешнеполитического взаимодействия, в области военного строительства, по противодействию вызовам и угрозам. В частности одобрен План мероприятий государств-членов ОДКБ по коллективному противодействию незаконному обороту наркотических средств, психотропных веществ и их прекурсоров на 2008-2011 годы. Принят План коллективных действий государств-членов ОДКБ по реализации Глобальной контртеррористической стратегии ООН на 2008-2012 годы, утверждена Программа совместных действий по формированию системы информационной безопасности государств-членов ОДКБ.

 

4 февраля 2009 года в Москве состоялась внеочередная сессия Совета коллективной безопасности ОДКБ, в которой приняли участие президенты государств-членов ОДКБ. Главной ее темой стало Решение о формировании Коллективных сил оперативного реагирования(КСОР). КСОР должны стать эффективным универсальным инструментом, который обеспечивает безусловное исполнение задачи поддержания безопасности на всём пространстве ОДКБ. Причём здесь речь идёт и об отражении военной агрессии, и о проведении спецопераций по ликвидации террористов, экстремистов, это и борьба с организованной преступностью и наркотрафиком, а также ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций.

 

В целом, создание и деятельность Организации ДКБ стали важным политическим событием в жизни государств-участников Договора, содействуя укреплению их политического веса и позиций в международном сообществе, обеспечению стабильности и безопасности на международном и региональном уровнях.

 

Структура ОДКБ

 

Высшим органом Организации является Совет коллективной безопасности (СКБ). В состав Совета входят главы государств-членов. Совет рассматривает принципиальные вопросы деятельности Организации и принимает решения, направленные на реализацию ее целей и задач, а также обеспечивает координацию и совместную деятельность государств-членов для реализации этих целей.

Совет министров иностранных дел (СМИД) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области внешней политики.

Совет министров обороны (СМО) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области военной политики, военного строительства и военно-технического сотрудничества.

Комитет секретарей советов безопасности (КССБ) — консультативный и исполнительный орган Организации по вопросам координации взаимодействия государств-членов в области обеспечения их национальной безопасности.

Генеральный секретарь Организации является высшим административным должностным лицом Организации и осуществляет руководство Секретариатом Организации. Назначается решением СКБ из числа граждан государств-членов и подотчётен Совету. В настоящее время им является Николай Бордюжа.

Секретариат Организации — постоянно действующий рабочий орган Организации для осуществления организационного, информационного, аналитического и консультативного обеспечения деятельности органов Организации.

Объединённый штаб ОДКБ — постоянно действующий рабочий орган Организации и СМО ОДКБ, отвечающий за подготовку предложений и реализацию решений по военной составляющей ОДКБ. С 1 декабря 2006 предполагается возложить на объединённый штаб задачи, выполняемые командованием и постоянной оперативной группой штаба коллективных сил.

Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 7537

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 4
Гостей: 3
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 


 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © History-of-Wars.ru 2009-2015