Танк LТ-38

LT vz.38 — ТNHР —
Panzerkampfwagen 38(t) —
Pz.Kpfw.38(t).

Танк LТ-38 разработан в 1938 году концерном «ЧКД-Прага» под обозначением TNHP. Отличался простой, рациональной конструкцией. В его ходовой части с каждого борта использовались четыре опорных катка большого диаметра, сблокированных попарно на листовых рессорах. Ведущие колеса с трансмиссией располагались в передней части корпуса. Для облегчения ремонта трансмиссии в полевых условиях в передней части корпуса был сделан большой люк. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки и двух 7,92-мм пулеметов.

В качестве силовой установки использовался шестицилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения. Первоначально танк поставлялся чехословацкой армии, а после оккупации Чехословакии Германией его производство продолжалось уже для нужд вермахта. До 1942 года вермахту было поставлено 1411 таких машин под маркой танк 38(t). Но особую известность танк получил в связи с тем, что его простое надежное шасси широко использовалось для создания самых разнообразных самоходно-артиллерийских установок, бронетранспортеров, ремонтно-эвакуационных машин и другой техники. Одних только так называемых «истребителей танков» типа «Хетцер» с начала 1944 года и до конца войны было выпущено 2500 единиц. После войны эти вооруженные 75-мм пушкой установки поставлялись армии Швейцарии под обозначением G13.

Лучшим чехословацким легким танком был LТ vz.38 или TNHP производства фирмы ЧКД. Это была последняя модель, полностью отработанная до оккупации страны фашистской Германией и в 1938 году заказанная чешской армией. Однако по условиям мюнхенского договора Чехословакия должна была ограничить производство вооружения, поэтому подготовка к серийному производству боевых машин LТ — TNHP была приостановлена.

Ко времени оккупации Чехии и Моравии 15 марта 1939 года со сборочной линии завода фирмы ЧКД сошли всего 3 предсерийных машины. После оккупации Чехословакии фашистской Германией производство легкого танка ТNНР было продолжено для нужд гитлеровской армии, в которой он получил обозначение Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A. Первые 9 серийных машин под обозначением 38(t) Ausf. А покинули стены завода BMM 22 мая 1939 года. Всего же до начала второй мировой войны было построено 98 танков этой модификации.

Рz.Kрfw.38(t) представлял собой легкий танк с экипажем из трех человек (Словакия) или четырех (Германия, Венгрия, Румыния). Толщина брони не превышала 10-25-мм. Рz.Kрfw.38(t) имел ходовую часть типа «Кристи», которая состояла из четырех обрезиненных сдвоенных опорных катков большого диаметра (775-мм). Каждая пара опорных катков подвешивалась индивидуально на листовых рессорах. В передней части корпуса располагалось ведущее колесо с 19 зубьями, в задней — колесо натяжения с механизмом натяжения. В верхней части корпуса находились два маленьких поддерживающих катка.

В качестве силовой установки танки оснащались 6-цилиндровыми рядными карбюраторными двигателями типа «Прага» ЕРА мощностью 125 л. с. при 2200 об/мин. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A развивал по дороге максимальную скорость 48 км/ч и 20-25 км/ч при движении по бездорожью. Вооружение состояло из 37-мм полуавтоматической пушки «Шкода» А-7 и 7,92-мм пулемета ZВ 53 (vz. 37), которые размещались в башне, и второго такого же пулемета в лобовом листе корпуса. Башня танка не имела силового привода, перемещение орудия в вертикальной плоскости, а также поворот башни выполнялись вручную. Командир имел в своем распоряжении наблюдательную башенку с четырьмя смотровыми щелями, закрытыми пуленепробиваемым стеклом, и перископ.

Попасть внутрь машины можно было либо через люк в командирской башенке, либо через люк над местом механика-водителя с правой стороны корпуса. Некоторые исследователи (Чарльз К Климент и Хилари Л. Дойл) утверждают, что в аварийной ситуации танк можно было покинуть через люк в противопожарной перегородке, ведущий в силовое отделение, из которого можно было выйти наружу, подняв верхние защитные крышки.

Радиостанция размещалась слева в передней части корпуса. Танк Рz.Kрfw.38(t) Ausf. A, как и LT vz. 38, имел штыревую антенну, которая обеспечивала устойчивую радиосвязь на дальности до 5-9 км, и «боевую» поручневую антенну с радиусом действия 1 км, закрепленную на левом борту корпуса. Несколько позже немцы стали оснащать танки своими радиостанциями FuG 5 и FuG 2. Системы внутренней связи не было, поэтому командиру приходилось общаться с механиком-водителем при помощи разноцветных сигнальных огней.

И, наконец, немцы установили дополнительное бронирование пулемета в виде кольца, которое монтировалось вокруг его маски. В остальном танк не претерпел никаких изменений по сравнению с тремя предсерийными LT vz. 38.

По основным параметрам чешские танки LT vz. 35 и LT vz. 38, безусловно, превосходили ту технику, которой располагала гитлеровская армия в 1938-1939 годах (т.е. Pz.I и Pz.II). Таким образом, захват чехословацкой промышленности и материальной части чехословацких танковых частей способствовал значительному усилению фашистской армии. На основе чешского LT vz. 38 немцы построили ряд модификаций, а также использовали его шасси для производства самоходных артиллерийских установок.

Еще до захвата Чехословакии Германией были выпущены конструктивно близкие к модели LT vz. 38 танки LTP и LTH. Танк LTP имел боевой вес 7,5 т. Форма его башни приближалась к цилиндрической, а командирская наблюдательная башенка располагалась в ее правой части. Такие танки поставлялись Перу. Танк LTH был вооружен 24-мм пушкой и двумя пулеметами. Боевой вес LTH составлял 7,5 т. С незначительными изменениями танк TNHP начал производиться в Швеции под обозначением m/41. Производство Т-21 было организовано в Венгрии, где вместе с новым вооружением он стал называться «Туран» I (с 40-мм пушкой) и «Туран» II (с 75-мм пушкой). При этом его лобовая броня была увеличена до 60-мм.

Тактико-технические характеристики
Боевая масса

9,4 т

Размеры:  
длина

4600 мм

ширина

2120 мм

высота

2400 мм

Экипаж

4 человека

Вооружение

1х37-мм пушка 2 х 7,92-мм пулемета

Боекомплект

72 снаряда 2400 патронов

Бронирование:  
лоб корпуса

25 мм

лоб башни

25 мм

Тип двигателя

карбюраторный «Прага»

Максимальная мощность

125 л.с.

Максимальная скорость

42 км/час

Запас хода

250 км

Bapианты

  • TNHP Первоначальный экспортный вариант для Ирана, первого покупателя (в 1935 году изготовлено 50 штук)
  • LTP Экспортный вариант для Перу
  • LTH Экспортный вариант для Швейцарии
  • LT vz. 38 Обозначение в Чехословацкой армии (на вооружение принят не был)
  • Strv m/41 Производились по лицензии в Швеции
  • Sav m/43 Штурмовое орудие на базе LT vz. 38, производилось в Швеции
  • PzKpfw 38(t) A-D Танк производства Германии
  • PzKpfw 38(t) E-G Pz 38(t) с увеличенной до 50 мм толщиной фронтальной брони
  • PzKpfw 38(t) Ausf S Производился для Швеции, но был конфискован Германией
  • SdKfz 138 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 75-мм немецкой пушкой
  • SdKfz 139 Marder III САУ с открытой сзади рубкой на шасси танка PzKpfw 38(t) с 76,2-мм советской пушкой
  • SdKfz 138/1 Grille САУ со 150-мм немецкой пехотной пушкой; текже был разработан вариант танка снабжения для перевозки боеприпасов
  • SdKfz 140 Flakpanzer 38(t) ЗСУ с 20-мм зенитной пушкой
  • SdKfz 140/1 Разведывательный танк
  • SdKfz 141/1 Разведывательный танк с 20-мм орудием, взятым от бронемобиля SdKfz.222
  • Jagdpanzer 38(t) Hetzer Истребитель танков с 75-мм противотанковой пушкой L/48
  • G-13 Швейцарское обозначение Hetzer’ов, проданных Чехословакией Швейцарии после войны.

Источники:

  • М.Б. Барятинский. Легкие танки Второй Мировой;
  • Г.Л. Холявский «Полная энциклопедия танков мира 1915 — 2000 гг»;
  • LT vz.38 Pz.Kpfw. 38(t) Praga [MBI];
  • PzKpfw 38(t) LT vz.38 [Wydawnictwo Militaria 8];
  • Thomas L. Jentz: Die deutsche Panzertruppe 1933-1942;
  • Chris Bishop, The Encyclopedia of Weapons of World War II.

pro-tank.ru

LT vz.38 Легкий танк — aviArmor

Официальное обозначение: LT vz.38

Альтернативное обозначение: Pz.38(t), TNH
Начало проектирования: 1935 г.
Дата постройки первого прототипа: 1936 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в различных вариантах до 1944 г., оставался на вооружении армии Перу до 1988 г.

Чаще всего история легкого танка LT vz.38 связывается с чехословацкой и немецкой армиями, но при этом большинство авторов вскользь упоминают о его экспортных модификациях, как о вторичном продукте. На самом деле, всё обстояло с точностью до наоборот.
В 1935 году под руководством конструктора Александра Сурина, эмигрировавшего из России и работавшего на фирме ČKD (Ceskoslovensko-Kolben-Danek) с начала 1920-х гг., началась проектирование легкого танка TNH, предназначенного для экспортных поставок. Чехословацкие специалисты создали достаточно интересную боевую машину, сильно отличавшуюся от танков серии P-II и S-II.

Вместо многоколёсной “тележечной” ходовой части, типичной для чехословацкого танкостроения того времени, были установлены 8 опорных катков. Передняя и задняя пары соединялись в общий балансирный блок с амортизацией на листовых рессорах. Несмотря на столь простую конструкцию подвески она неплохо держала полный вес танка (8500 кг) и позволяла сэкономить пару сотен килограмм. Ведущее колесо было литым, с зубчатыми венцами, направляющее колесо располагалось сзади. Трансмиссия была механической, с 5-скоростной коробкой передач Praga-Wilson (впоследствии ставшей стандартной для всех танков этого типа), дифференциалом, а также бортовыми фрикционами и передачами. Крутящий момент от двигателя к КПП передавался при помощи многодискового главного фрикциона сухого трения и карданного вала. Система охлаждения была жидкостной и включала 50-литровый радиатор установленный позади двигателя.

Корпус модели TNH изготовлялся из катаных броневых листов толщиной от 8 до 15 мм, которые соединялись при помощи сварки и заклёпок. Башня танка была двухместной, цилиндрической формы, с толщиной стенок 15 мм. В её лобовом бронелисте монтировалась спаренная установка из 20-мм автоматической пушки Škoda A4 BETA и 7,92-мм пулемета ZB vz.35. Ещё один аналогичный пулемет устанавливался в лобовом листе корпуса справа от водителя. Компоновка танка была классической, экипаж – 4 человека.

Силовая установка включала бензиновый двигатель Praga TN100 мощностью 100 л.с. при 2000 об\мин. (рабочий объём 7940 см.куб.), который вместе с системой охлаждения располагался в кормовой части машины.

В сентябре того же года в Чехословакию прибыла делегация из Ирана, возглавляемая генералом Исмаилом Ханом. Из новых образцов техники чехословацкие партнеры представили образцы танков AH-IV, TNH и некоторые другие, но для экспортных поставок были выбраны только машины фирмы ČKD. Контракт на 50 танков модели TNH подписали уже 10 сентября, но вооружение для них заказывалось отдельно.

Изготовление танков производилось на предприятии в г.Слани, после чего готовый образцы отправляли в Гамбург, откуда они морем переправлялись в Иран. Последняя из 50 заказанных машин прибыла в Тегеран в мае 1937 года, однако пушки и пулеметы поставлялись с большим опозданием и до боеспособного состояния танки удалось довести только в ноябре. Первая демонстрация новых танков иранской армии состоялась на военном параде 22 февраля 1938 г.

Чехословацкие танки TNH и танкетки AH-IV вошли в состав 1-й и 2-й танковых дивизий (по 25 машин в каждой) и составили, таким образом, основу иранских бронетанковых сил на ближайшее десятилетие. В обучении личного состава принимали участие чехословацкие офицеры и техники, но всё равно подготовка иранских танкистов была не на высоком уровне. Впоследствии был поднят вопрос о поставке дополнительной партии из танков модернизированной модели TNHPS, но из-за немецкой оккупации этот план реализован не был. Единственным улучшением TNH стала установка в 1940 году немецких радиостанций фирмы Telefunken.

Во время вторжения в Иран советско-британских войск осенью 1941 года танковые части сопротивления не оказывали, что спасло их от полного уничтожения. В дальнейшем иранская армия была переформирована под надзором британских военных, а танки TNH оставались на вооружении до 1957 года.

Второй крупный заказ на чехословацкие танки был оформлен с правительством Перу в 1936 году. Годом ранее перуанская армия, начисто лишенная бронетанковой техники, “выбила” средства на покупку всего семи 5-тонных танков с пушечно-пулеметным вооружением. Обязательным условием было оснащение танка двигателем и оборудованием, способным работать на высоте 4 км на уровнем моря. Перуанская делегация посетила фирмы Vickers, Renault и FIAT, но более всего им по вкусу пришелся чехословацкий танк LTL.
Фирма-изготовитель приступила к внесению всех необходимых доработок, установив двигатель SV 1664 мощностью 125 л.с. при 2200 об\мин. и усилив вооружение путем замены 20-мм пушки на 37-мм Škoda A3 и установки тяжелого пулемета ZB vz.35 и легкого пулемета ZB vz.30. Боекомплект состоял из 54 выстрелов и 2700 патронов. Экипаж сократили до 3-х человек. При массе 6300 кг на танк развивал скорость до 40 км\ч твёрдом грунте и имел максимальный запас хода 187 км.

После модернизации наименование модели сменилось на LTP, но серийные образцы изготовлялись на базе модифицированного танка LTH, что повлекло за собой увеличение боевой массы до 7330 кг. Несмотря на это ходовые качества остались на прежнем уровне.

Чехословацкая машина настолько понравилась перуанским военным, что заказ возрос до 37 единиц, но впоследствии его пришлось сократить до 24. Первый танк прибывший в Перу носил название “Lima” (название столицы Перу) и был собран чехословацкой бригадой специалистов под руководством инженера Чевички. Эта машина прошла полный цикл испытаний, в том числе в условиях высокогорья на высоте 3725 и 4500 метров. Выпуск танков для Перу был завершен к 8 августа 1938 года, но из-за начавшего “деления” Чехословакии и мобилизации армии поставка остальных машин была задержана до 4 ноября.

В перуанской армии танки LTP получили название Tanque 38\39 и были сведены в один танковый батальон. Практически сразу после вступления в строй приняли участие в военном перевороте, а 7 июня 1939 года их “официально” продемонстрировали широкой публике на военном параде в Лиме.

Тем временем, обострилась обстановка в приграничных районах Перу. Правительство соседнего государства Эквадор, желая восстановить “историческую справедливость” и вернуть земли в верхнем течении Амазонки, потерянные в ходе раздела территории Великой Колумбии в 1830 году. Примечательно, что в обоих странах тогда правила военная хунта, параллельно вынашивая планы вторжения на территорию соседней страны.

Более шустрыми оказались перуанцы – после серии приграничных инцидентов 5 июля 1941 года начались полномасштабные боевые действия. Перуанская армия выдвинула на передовую линию значительные силы: две легкие пехотные дивизии, четыре независимых пехотных батальона, две артиллерийские группы (включавшие подразделения оснащенные 75-мм горными пушками и 105-мм тяжелыми орудиями), два кавалерийских полка и 12 танков. Кроме того, была задействована авиация и парашютисты.

Танки пошли в бой 22 июля в районе реки Зарумилла, атаковав вместе с пехотой и самолётами NA-50 эквадорские войска на фронте протяженностью 19 км. В течении двух следующих суток напряженные бои ведись в районе населенных пунктов Хуакиллас, Чакрас, Кебрадо Сека и Ранчо Чико. Перуанское командование стремилось полностью окружить войска противника, но условия боевых действий не позволили сделать это быстро.

Новое мощное наступление началось утром 31 июля – встречая слабое сопротивление перуанцы захватили несколько опорных пунктов, сильно продвинувшись вглубь Эквадора. В тот же день отдельный парашютный взвод с самолётами Caproni Ca-111 провел удачную операцию по захвату г.Порт-Боливар. В дальнейшем боевые действия переместились в сельву о окончательно завершились лишь 21 октября 1941 года.

Действия танков LTP были признаны успешными, тем более, что по боевым причинам ни одной машины потеряно не было. Мнение перуанских танкистов об этих машинах было столь хорошим, что в 1946 году было высказано пожелание приобрести в Чехословакии ещё 100 танков, но поскольку их производство было прекращено ещё в годы войны дело ограничилось поставками запасных частей. В Перу танки LTP служили особенно долго – последние машины этого типа вывели из эксплуатации лишь в 1988 году!

Не менее крупный заказ вполне мог состояться с Литовской Республикой. В начале 1930-х гг. армия этой небольшой страны всерьёз озаботилась обновлением парка бронетанковой техники. Литовцам было на что жаловаться, так как их единственными танками являлись тогда Renault FT-17, закупка которых была проведена больше 10 лет назад. Стоит ли говорить, что тактико-технические данные этих машин, созданных в годы Первой Мировой войны, считались давно устаревшими? Литовская делегация посетила несколько стран, включая Францию, Великобританию и Чехословакию, выбрав для начала легкий танк М1933 фирмы Vickers, а затем его улучшенную модификацию М1936.

Тем не менее, наличия только “виккерсов” оказалось недостаточным и в 1937 году министерство обороны Литвы заказало на фирме новый легкий танк, более подвижный и лучше вооруженный. По реестру фирмы он проходил под обозначением LTL.

Отличительной особенностью этой модели была силовая установка, которая состояла из бензинового мотора Praga F4 мощностью 125 л.с. Двигатель потреблял только высококачественное топливо с октановым числом не ниже 74. В систему питания входили два топливных бака по 110 литров и один бак на 40 литров. Подача топлива осуществлялась при помощи механического мембранного насоса и электрического Autopulse. Запуск двигателя производился при помощи стартера Bosch мощностью 3 л.с., зажигание – от двух магнето Bosch Vertex напряжением 12В.

Корпус танка собирался из катаным бронелистов толщиной. Наибольшую толщину (25 мм) имела вертикальная лобовая бронеплита, а листы, установленные под углом более 30° имели толщину 12 мм. Борта и наклонные поверхности имели 15-мм бронезащиту, крыша и днище – 8 мм, диски опорных катков – 6 мм. Броня танка LTL надежно защищала от поражения снарядами 20-мм пушки Oerlikon на дистанции до 250 метров и от пуль противотанковых ружей типа vz.31 с любой дистанции.

Башня имела более тонкое бронирование: стенки – 15 мм, крыша – 6 мм. В её лобовой части устанавливалась 20-мм пушка Oerlikon и пулемет Maxim калибра 7,92-мм, ещё один аналогичный пулемет монтировался в лобовом листе корпуса слева от водителя. Для лучшего наблюдения была установлена небольшая командирская башенка, в крыше которой, кроме посадочного люка, имелись два лючка для световой и флажковой сигнализации.

Экипаж танка состоял из трех человек. Спереди, с правой стороны корпуса, находилось место механика-водителя и органы управления машиной, слева от него располагался радист, который также обслуживал курсовой пулемет. Отделение управление отгораживалось от боевого отделения бронеперегородкой толщиной 5 мм с двумя люками. Наблюдение за окружающей обстановкой проводилось при помощи двух поворотных эпископов и смотрового прибора радиста в лобовом бронелисте, а также четырех эпископов в командирской башенке и монокулярного перископа.

Стремясь как можно скорее получить выгодный заказ фирма ČKD представила сразу два опытный танка – LTL и LTH. Разработка второго танка велась для швейцарской армии по несколько другим требованиям на основе модели LTP. Например, толщина бронирования в передней части корпуса была доведена до 32 мм, а вместо чехословацкого двигателя был установлен швейцарский Saurer-Arbon CT1 той же мощности. Несмотря на возросшую до 7700 кг массу динамические характеристики танка остались на прежнем уровне.

Оба прототипа поступили на испытания в январе 1939 года, показав примерно равные ТТХ. Опытный образец танка LTL прошел 1474 км израсходовав 1415 литров топлива, в то время как LTH на 1431 км потратил 1515 литров. Казалось бы, при более совершенной конструкции модель LTL имеет большие шансы на успех, но литовские представители выбрали более тяжелый LTH.

Сборка танков по литовскому заказу, которые получили новое название LLT, началась на заводе в г.Слани и к июлю 1940 года был готов 21 танк. Передать их Литве так и не удалось – месяцем ранее это государство вошло в состав СССР и заказ пришлось отменить. “Бесхозные” танки 26 августа 1940 года были куплены у немцев Словакией, но с условием, что на них будет установлена пушка А7 и два пулемета ZB vz.37. Для этого пришлось видоизменить лобовую часть корпуса, а модернизированные таким образом танки получили обозначение LT vz.40 или более просто – LT-40 (иногда встречается обозначение LTS-40). Первое время танки поступали только с пулеметным вооружением и только осенью на них установили полный комплект вооружения. На танке устанавливался двигатель Škoda TNHPS мощностью 125 л.с. при 2200 об\мин., что позволяло развивать максимальную скорость до 47 км\ч и иметь запас хода по шоссе 200 км. По немецкому образцу устанавливалась небольшая командирская башенка.

Как уже указывалось ранее, интерес к чехословацкому экспортному танку проявила армия Швейцарии. Переговоры с представителями этой страны начались в 1937 году, после чего 16 декабря был подписан контракт на поставку 24 танков модели LTH. От танков, поставленных в Перу и Иран, они отличались усиленным до 32 мм бронированием лобовой части корпуса, дизельным мотором Saurer-Arbon CT1 и новым составом вооружения. В полностью снаряженном состоянии масса возросла до 7700 кг, что не сильно отразилось на ходовых и скоростных качествах LTH.

Согласно контракту, первые 12 танков должны были доставить в Швейцарию в собранном виде, с двигателями SV 1664 и без вооружения. Вторая партия поставляла в разобранном виде. В процессе сборки швейцарским специалистам предстояло своими силами установить дизели собственного производства, а также 24-мм автоматические пушки Oerlikon M.38 и пулеметы Maxim M.38 калибра 8-мм. Несмотря на небольшой калибр орудия фирмы Oerlikon выпускали снаряды с начальной скоростью 790 м\с, что делало их опасными противниками для легких танков на близкой дистанции.

Первый прототип LTH прибыл 1 марта 1938 года, после чего сразу начались его ходовые испытания – сначала в Чехословакии, а затем в Швейцарии. Заказчик остался доволен выбранным типом танка. По сравнению с британскими Vickers M1934, закупленными годом ранее, LTH обладали более высокой скоростью (до 45 км\ч) и были значительно лучше бронированы и вооружены.

Сборка серийных танков началась в августе 1938 года и была завершена в апреле следующего года. Следует отдать должное чехословацкой стороне – даже в условиях критического положения страны фирма в полной мере выполнила заказ. В швейцарской армии танки получили обозначение Panzerwagen 39 (Pz.39, почти как в вермахте) и были распределены между танковыми ротами трёх легких бригад, дислоцированных в Альпах. Так как война обошла эту страну стороной танки LTH в боевых действиях участия не принимали и были сняты с эксплуатации в 1950 году.

В 1941 году шасси легкого танка Pz.39 попытались приспособить для переделки в САУ, названной Nahkampfkanon 1 (NK1). Для этого потребовалось удлинить ходовую часть на один опорный каток, добавить четвертый поддерживающий ролик (на один борт) и видоизменить корпус. Вместо башни была появилась высокая бронированная надстройка, в которой установили 105-мм орудие НВ42. Бронирование лобовой части корпуса усилили до 40 мм, бортов – до 25 мм, поэтому неудивительно, что масса САУ увеличилась до 12500 кг.

По данным фирмы Arbon & Berna AG, проводившей процесс доработки, с дизельным мотором Saurer-Arbon CT1D скорость по шоссе составила 50 км\ч, по местности – 24 км\ч. Соответственно, запас хода колебался в пределах 120-200 км. Тем не менее, на вооружение САУ Nahkampfkanon 1 не принималась и осталась в единственном экземпляре.

Последней станой, куда предстояло отправить экспортные танки фирмы ČKD, была Швеция. В начале 1939 года шведское правительство подписало контракт на поставку 90 танков модификации TNH-Sv, практически полностью идентичных LT vz.38. Из-за скорой оккупации страны заказ был отменен, а все собранные танки перекупили нецмы. Тогда Швеция купила лицензию на выпуск этих машин и произвела в 1941-1942 гг. не менее 220 танков двух модификаций — Strv m/41 SI и Strv m/41 SII. В составе шведской армии они служили до 1957 года, а после вывода в резерв шасси танков использовали для создания самоходных орудий Sav m/43 и бронетранспортеров Pbv 301.

Источники:
«Энциклопедия немецких танков Второй Мировой Войны», П.Чемберлен и Х.Дойл, АСТ-Астрель.2004 г.
«Фронтовая иллюстрация» № 2\2004 г. «Легкий танк Pz.Kpfw 38(t) «Прага»
«Техника — молодежи», №6\1980
«Praga Škoda LT vz.38 \ PzKpfw 38 (t)», MBI
“Latin America’s Wars: The age of the professional soldier, 1900-2001” Robert L. Scheina
“Танковые операции” Герман Гот, Heidelberg, Kurt Vowinckel Verlag, 1956 \ Москва. Воениздат, 1961
Obrnena technika Ceskoslovenske republiky
Сайт РККА — Французская кавалерия
Сайт РККА — Словакия
The «Škoda» tank in the Bulgarian Army
Forum Valka.cz: ST-III \ PP vz.38/46 \ CPV
Ivo Pejcoch «Tanky Praga: Historie obrnenych vozidel ČKD 1918-1956 «. Svet kridelю2007. ISBN: 8086808386

Чертежи легкого танка LT vz.38 [1]
Чертежи легкого танка LT vz.38 [2]
Чертежи легкого танка LT vz.40
Компоновка легкого танка LT vz.38

Рисунки — М.Дмитриев

АКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЛЕГКОГО ТАНКА

LT.vz.38 образца 1939 г.

БОЕВАЯ МАССА9500 кг
ЭКИПАЖ, чел.4
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм4619
Ширина, мм2135
Высота, мм2252
Клиренс, мм400
ВООРУЖЕНИЕодна 37-мм пушка Skoda А7 (длина ствола 42 калибра) и два 7,92-мм пулемета vz.37
БОЕКОМПЛЕКТ42 выстрела и 2400 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯприцелы TZF и MGZF (только на танках выпуска после 1939 г.)
БРОНИРОВАНИЕ лоб корпуса — 25 мм
борт корпуса — 15 мм
корма корпуса — 15 мм
макса орудия — 25 мм
лоб башни — 25 мм
борт башни — 15 мм
корма башни — 15 мм
крыша — 8 мм
днище — 8 мм
ДВИГАТЕЛЬPraga EPA, карбюраторный, 6-цилиндровый, мощностью 123 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: 5-ступенчатая КПП (5+1), главный фрикцион и бортовые предачи
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 4 опорных катка и 2 поддерживающих ролика на борт, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, мелкозвенчатая металлическая гусеница
СКОРОСТЬ 42-48 км\ч по шоссе
15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА 230 км по шоссе
160 км по проселку
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.29°
Высота стенки, м0,80
Глубина брода, м0,90
Ширина рва, м2,10
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция FuG 37 (только на Pz.38(t))

aviarmor.net

Поле боя. По-немецки – Panzer 38(t), по-русски – «Прага»

Гитлеровская Германия после оккупации Чехословакии получила в свое распоряжение местную развитую танковую промышленность. Чешские танки LT vz.35 и 38 значительно превосходили практически все боевые машины, которыми располагал вермахт.

Они выделялись хорошими показателями скорости и маневренности, 37-мм орудиями, в то время как самый массовый на тот момент в Германии танк Pz II располагал 20-мм автоматом, а Pz I имел лишь пулеметное вооружение. Сопоставимый с LT vz.38 по ТТХ немецкий танк Pz. III имелся лишь в 45 экземплярах.

Фото: worldwarphotos.info

Поэтому немцы сразу же приняли на вооружение чешские машины, обязав местную промышленность выпускать танки для вермахта. Первые Panzer 38(t) для немецкой армии были выпущены уже в мае тридцать девятого года. В момент вторжения в СССР чешские танки составляли значительную часть танковых клиньев немецкой армии.

Специалисты историко-культурного комплекса «Линия Сталина», где проводятся масштабные реконструкции боев времен Второй мировой войны, взялись собрать точную копию Panzer 38(t), прозванного в Красной Армии «Прагой».

Был ГТ-МУ, стал Panzer 38(t)

В качестве базы для создания копии чешского танка был выбран советский гусеничный легкобронированный авиадесантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. В основном из-за схожих катков и подходящего по габаритам корпуса.

Бронекорпус № 1361 одного из серийных танков в цехах завода. Фото: nnre.ru

Корпус гусеничной машины пришлось значительно укоротить, при этом задняя часть была позаимствована у собрата ГТ-с (гусеничный транспортер-снегоболотоход).

Работой по воссозданию Panzer 38(t) руководили главный механик-реставратор Якушев Владимир и механик-реставратор Александр Микалуцкий. Они и рассказали 42.TUT.BY об особенностях этой машины.

Александр Микалуцкий:

 — В начальный период Второй мировой войны это был один из самых современных танков вермахта, он превосходил советский БТ-7 по бронезащите, маневренности и мощи вооружения. Приборы наблюдения у чешского танка тоже были лучше. А вот броня — плохая. Чешская броневая сталь была хрупкой, и из-за этого нельзя было радикально усилить защищенность. При наваривании дополнительных листов она просто лопалась.

Нашу копию мы строим из обычной 10-мм незакаленной стали. Заклепки на броне будем имитировать. Самое сложное — сделать башню. Для этого нужно правильно рассчитать длину листа, так как работаем без автогена, а башня у танка имеет несколько граней.

Владимир Якушев

— За время работы в поисковом отряде доводилось находить несколько чешских Panzer 38(t). В Беларуси их часто использовали в противопартизанских действиях, так как во второй период войны бороться с советскими Т-34−85 и ИС они уже не могли.

Всего мы нашли три чешских танка, все на Витебщине, где сопротивление немцам со стороны партизан было особенно сильным. Машины лежали в болотах в Городокском и Россонском районах. Из трех танков удалось собрать один — немцы перед тем, как бросить, подорвали боевые машины. Этот экземпляр сейчас выставлен в музее города Тольятти.

Что касается собираемого сейчас танка, то для максимального сходства переносим двигатель в заднюю часть — на ГТ-МУ, он располагался справа от механика водителя. С таким расположением было бы невозможно поставить башню. Кстати, у башни будет ручной привод, как это было на аутентичных Panzer 38(t) в начале 40-х.

Броня хрупка

Первоначально Panzer 38(t) Ausf. A, В, С имели сравнительно слабое бронирование: толщина броневых листов лобовой части корпуса достигала 25 мм, бортовой — 15, кормы — 12, крыши — 10, днища — 8.

После вторжения в СССР быстро выяснилось, что таких миллиметров недостаточно, броня чешской машины пробивалась 45-мм пушкой БТ-7 на всех дистанциях боя. Выходить победителем Panzer 38(t) помогали только лучшая выучка экипажа и хорошие приборы наблюдения, позволяющие обнаруживать противника раньше.

Фото: worldwarphotos.info

Перед началом советской кампании чешские конструкторы усилили лобовую броню танка до 50 мм (бортовую до 30 мм). Такую защиту получила часть машин версии D и все танки модификации Е, выпускавшиеся с ноября 1941 по май 1941 года.

Но такое усиление защиты не слишком помогло экипажам Panzer 38(t), хрупкая броня при попадании в нее снарядов давала массу осколков с обратной стороны, которые ранили танкистов.

Фото: worldwarphotos.info

Такое качество брони делало фатальным и противостояние полковой артиллерии, чьи фугасные снаряды, взрываясь на броне, проламывали ее. Тот же эффект давали и противотанковые гранаты.

Кроме того, в лобовом листе было много ослабленных зон — большие смотровые приборы и шаровые установки пулеметов при попадании в них 45-мм снаряда просто вдавливались внутрь.

Плюсы у Panzer 38(t) тоже были. Во-первых — великолепное пулеметное вооружение с хорошими углами вертикальной наводки, которое не позволяло близко подобраться к танку. Во-вторых, большинство люков были уплотнены кожей, что значительно затрудняло поражение танка «коктейлем Молотова». В-третьих, великолепная маневренность, делающая Panzer 38(t) трудной мишенью.

Топливные баки оснащались бронированными коробами, между боевым и моторным отделениями располагалась облицованная асбестом перегородка.

Вооружение

37-мм пушка А-7 фирмы «Шкода» для конца 30-х годов имела неплохие характеристики: бронебойный 850 г снаряд (начинка 8 г взрывчатки), имея начальную скорость 741 м/с, пробивал расположенную под углом в 30 градусов 28-мм бронеплиту на дальности в 600 м.

Фото: worldwarphotos.info

Польская компания показала, что таких характеристик явно недостаточно. Поэтому в новом снаряде Pzgr. Patr 37(t) был усилен заряд — до 13 г взрывчатого вещества внутри — и поставлен новый баллистический колпачок. Применение последнего позволило увеличить начальную скорость снаряда до 750 м/с, при этом возросла и бронепробиваемость. Со 100 м снаряд пробивал 41 мм броню и 33 мм с 500 м, все под наклоном в 30 градусов.

Изолированные стальные кассеты значительно снижали вероятность детонации боекомплекта. Фото: worldwarphotos.info

Существовал и подкалиберный снаряд Pzgr. Patr 37 40/37 (t) с карбид-вольфрамовым сердечником и донным трассером. Он развивал начальную скорость в 1020 м/с и пробивал со 100 м 64-мм бронеплиту. Но стрелять дальше 400 м им было бесполезно.

Ходовые качества

125-сильный двигатель Praga Typ TNHPS/II обеспечивал танку удельную мощность в 13 л. с. на тонну. Емкости баков в 220 литров хватало, чтобы пройти 250 км по дороге или 160 км по бездорожью. На пересеченной местности танк разгонялся до 15 км/ч, на шоссе — до 42 км/ч.

Фото: worldwarphotos.info

Управлять танком было довольно комфортно, если бы не одно «но» — коробка передач. Немцы решили на ставить на Panzer 38(t) сервопривод ради надежности конструкции и экономии. Поэтому для переключения передач на холодной или «непритертой» КПП требовалось большое усилие — порядка 60 кг (у Т-34 этот показатель был вдвое меньше).

Фото: worldwarphotos.info

Подвеска танка оказалась неприхотливой и надежной. И чаще выходила из строя от огня противотанковых средств, нежели из-за дорожных условий. Проходимость машины была на высоте, примечательно, что для движения по грязи льду предусматривались дополнительные грунтозацепы, которые на практике использовались редко.

Подводя итог, отметим, что Panzer 38(t) был одной из лучших машин на начало Второй мировой войны. Великолепная маневренность и проходимость (по этим показателям чешский танк наголову превосходил советский Т-34), а также простота конструкции и надежность делали это танк простым и эффективным инструментом ведения войны.

Несмотря на материалы не самого лучшего качества, многочисленные приборы наблюдения позволяли танку заметить противника раньше и открыть огонь на упреждение или отступить, если на горизонте маячил советский КВ.

Именно Panzer 38(t) стал рабочей лошадкой вермахта, вынесшей всю тяжесть боев французской компании и первого периода советской кампании. Но и с окончанием войны эти танки не закончили свою карьеру, прослужив в швейцарской армии до 1957 года.

Читайте также: Поле боя. Почему «Королевский тигр» так и не стал королем танковых сражений?

42.tut.by

Маленький танк с приятным именем «Прага»

  Чешский танк LT vz. 38, по-немецки PzKpfw 38(t), также извест-
ный под прекрасным именем «Прага», которое вообще-то женского ро-
да, попал в историю бронетехники Второй Мировой войны на не очень
видное место, но есть подозрение, что его всего лишь нахраписто
оттёрли из-за его природной скромности и непритязательности, тог-
да как по его достоинствам и по блистательно сыгранной им роли
второго плана он заслужил внимания значительно большего.

  Влюбиться в какую-нибудь тяжеловесную «Патнеру» (PzKpfw V), тем
более в вонюче-ревучий глыбистый «Тигр» (PzKpfw VI) лично у меня
не получается, а в этот аккуратный минималистский танчок — слу-
чилось на раз-два. Возможно, потому, что на уровне подсознании
сказалось моё отношение и к Праге, и к Чехии вообще. Но не только
это. С танками — как с женщинами: в их фигуре должна быть какая-
то особенность, на которую ты «заводишься» с пол-оборота.

  В послевоенном СССР когдатошнего существования PzKpfw 38(t),
можно сказать, не замечали (там вообще старались не замечать мно-
го чего). По двум причинам. Во-первых, чтобы скрывать от советс-
кого народа немалое участие милых чехов в военных усилиях на сто-
роне Германии. Во-вторых, чтобы не наступать самим себе лишной
раз на кровавую мозоль позорно утраченных «устаревших» танков БТ
и Т-26.

  С PzKpfw 38(t) было значительно меньше транспортировочной воз-
ни, чем даже с PzKpfw IV, не говоря уже о «Пантерах» и тем более
«Тиграх». Мосты под «Прагами» меньше проваливались, слабые грун-
ты меньше разверзались.

   Среди прочего, «Праги» использовались в качестве «десантных»
при немецких бронепоездах. Это ещё одна не известная в широких
кругах страница военной истории. Идея была интересная: передний и
задний вагоны бронепоезда могли заниматься лёгкими манёвренными
танками. Танки имели возможность стрелять вместе с другими огне-
выми средствами бронепоезда, а при необходимости — быстро съез-
жать с платформ вперёд и назад на рельсы, потом, разумеется, в
сторону и далее атаковать своим танковым способом.

Россказни про хрупкость чешской брони у PzKpfw 38(t) выглядят
странно. Такое бывает: вдруг начинает гулять по умишкам какое-то
прицепчивое мнение и влиять на ход истории, а присмотришься —
какая-то ерунда. Якобы немецкие танкисты больше страдали не от
собственно попаданий снарядов в чешские танки, а от осколков бро-
ни, которые при этом разлетались в разные стороны. На самом деле
немцам было не так уж трудно добиться от чехов изменения рецепта
брони, чтобы она стала более вязкой, а танки со «старой», якобы
слишком хрупкой бронёй модернизировать следующим образом: нава-
рить изнутри корпуса на его стенки, где получалось бы, дополни-
тельную тонкую повышенно вязкую броню толщиной 3-5 мм.

  PzKpfw 38(t) были сняты с производства в июле 1942 года, навер-
ное, главным образом не потому, что якобы совсем устарели, не
поддавались апгрейду и таки достали хрупкостью своей брони и сла-
бостью своей 37-миллиметровой пушки, не способной справляться с
массовыми советскими лёгкими танками Т-60 и Т-70 (кстати, тоже
затираемыми, как будто их не было), а потому что стало выгоднее
использовать их замечательную ходовую часть для изготовления са-
моходных орудий, потребность в которых была огромной. Так вот,
«нижняя часть» танков «Прага» оставалась в производстве — и на
поле боя — до конца войны. Короче, «Праги» своей особо эффектной
«нижней частью» оказались слишком хорошими, чтобы жить.

streithahn.livejournal.com

Михаил Барятинский — Лёгкий танк Pz.38(t)

Прототип танка LTL, разработанный для Литвы. Помимо кормового расположения ведущих колёс, обращает на себя внимание иная компоновка моторно-трансмиссионного отделения.

Танки LT vz.40 входили в состав «быстрой группы» и участвовали в нападении на СССР. Семь из них были потеряны в летних боях 1941 года.

Словацкая охранная дивизия, дислоцировавшаяся на Украине в августе 1942 года, получила роту из семи боевых машин этого типа. Смешанная рота из шести Pz.38(t) и шести LT-40 воевала на Кавказе в октябре 1942 года. В ходе советского наступления весной 1943 года почти все эти танки были потеряны.

В составе отдельного механизированного полка 15 LT-40 принимали участие в Словацком национальном восстании осенью 1944 года.

Strv m/41

Как уже упоминалось выше, в 1939 году Швеция заказала фирме ČKD 90 лёгких танков TNH-Sv, представлявших собой экспортный вариант танка LT vz.38. Однако заказ Вермахта был приоритетным, и все экспортные танки достались немцам. Видимо, понимая, что заказанных машин они не дождутся, шведы 23 ноября 1940 года приобрели лицензию на их выпуск.

Уже в июне 1941 года в Стокгольм прибыл прототип, изготовленный из неброневой стали. После его всесторонних испытаний фирме Scania-Vabis выдали заказ на 116 танков Strv m/41 SI.

Strv m/41

По компоновке и конструкции он был практически идентичен Pz.38(t) (за исключением вооружения и силовой установки). Танк оснащался 37-мм пушкой Bofors Strv-K m/38 и двумя 8-мм пулемётами KsP m/39. Боекомплект состоял из 100 выстрелов и 4500 патронов. Двигатель Scania-Vabis 1664/13 мощностью 145 л. с. при 2300 об/мин позволял боевой машине развивать скорость 43 км/ч. Подверглась незначительным изменениям ниша башни, в которой разместили радиостанцию.

В июне 1942 года поступил заказ ещё на 122 танка, из которых, впрочем, изготовили только 104 единицы. Этот вариант получил обозначение Strv m/41 SII и отличался, главным образом, новой силовой установкой — двигателем Scania-Vabis L-603-2 мощностью 160 л. с. Машина имела несколько удлинённый корпус и наклонные борта башни. Боевая масса возросла до 11 т.

Strv m/41 SI поступили на вооружение 3-го танкового полка, развёрнутого в 1943 году в 10-ю бригаду. Машины второй серии получил 4-й танковый полк.

Лёгкий танк Strv m/41 SI.

Чехословацкие лицензионные танки эксплуатировались в шведской армии до 1957 года, после чего были выведены в резерв. В 1960–1963 годах шасси боевых машин послужило базой при изготовлении бронетранспортёров Pbv 301, которые находились на вооружении до середины 1970-х годов. Демонтированные танковые башни до недавнего времени использовались в качестве огневых точек в системе шведской береговой и аэродромной обороны.

В 1943–1944 годах на базе Strv m/41 изготовили 36 штурмовых орудий Sav m/43, вооружённых 105-мм гаубицей. Шасси танка изменений почти не претерпело, на месте башни была смонтирована неподвижная рубка прямоугольной формы. Эти штурмовые орудия состояли на вооружении шведской армии вплоть до 1970 года.

Самоходная гаубица Sav m/43 на маневрах шведской армии в 1950-е годы.

РАЗВЕДЫВАТЕЛЬНЫЕ ТАНКИ НА БАЗЕ Pz.38(t)

Praga TNHnA

С начала Второй мировой войны Панцерваффе испытывали острую потребность в специализированном разведывательном танке. Поэтому уже 15 сентября 1939 года Управление вооружений Вермахта начало проработку этого вопроса. Летом 1940 года трём компаниям — ВММ, Škoda и MAN — выдали техзадания на проектирование. Новый танк должен был иметь массу 12–13 т и скорость 50 км/ч. Толщина лобовой брони предусматривалась до 30 мм, бортовой — 20 мм. Вооружение: 20-мм или 37-мм пушка и пулемёт.

В октябре 1940 года фирма ВММ изготовила деревянный макет, а в период с ноября 1941-го по апрель 1942 года — пять прототипов: два из простой стали, с клёпаным и сварным корпусами; три — из броневой, один клёпаный и два сварных. Танк TNHnA получил усовершенствованную башню с «казематом» на крыше, в котором имелись четыре смотровых прибора, обеспечивавших хороший обзор поля боя вперёд и назад. Ещё два прибора наблюдения находились в бортах башни. По сравнению с базовым Pz.38(t), была модернизирована и ходовая часть: теперь она включала в себя опорные катки диаметром 810 мм вместо 775 мм. На танке установили новый V-образный 8-цилиндровый карбюраторный двигатель жидкостного охлаждения Praga NR мощностью 248 л. с. при 2500 об/мин, разгонявший 11,8-т боевую машину до скорости 64 км/ч. Запас хода составлял 200 км. Всё вооружение танка — 37-мм пушка Škoda А19 и пулемёт MG 34 — размещалось в башне. Боекомплект состоял из 90 выстрелов и 700 патронов. Экипаж машины — 4 человека.

Разведывательный танк TNHnA во дворе фирмы ВММ. 1941 год.

Летом 1942 года прототипы ВММ и других фирм отправили на Куммерсдорфский полигон. В октябре там прошли сравнительные испытания танков TNHnA, Т-15 фирмы Škoda и VK1303 фирмы MAN. В ходе этих испытаний TNHnA, например, прошёл 338 км за 9 часов, и вполне успешно. Но военным больше приглянулся VK1303 — будущий Pz.IIL Luchs (см. «Бронеколлекцию» № 4 за 2002 г.).

Оставшиеся не у дел TNHnA (или Pz.38(t) nA) послужили базой для создания весьма интересной боевой машины. В 1943 году Управление вооружений заказало фирме ВММ два прототипа гусеничного разведчика Kätzchen («Кетцхен» — «котёнок»). Один из них был оснащён дизелем Tatra 103 мощностью 220 л. с., другой бензомотором Praga NR. По сути «Кетцхен» представлял собой гусеничный бронетранспортёр. Его корпус был сварен из бронелистов толщиной 20–50 мм, расположенных под рациональными углами наклона. Крыши корпус не имел. В его кормовой части справа располагался двигатель. В задней стенке десантного отсека, вмещавшего 6–8 пехотинцев, слева от двигателя находилась двухстворчатая дверь. Вооружение состояло из двух пулемётов MG 34 на вертлюжных установках. Масса «котёнка» составляла 10,5 т.

Прототип разведывательного танка TNHnA на заводской территории фирмы ВММ в Праге. 1943 год.

Прототипы изготовили в 1944 году. На испытаниях они развили скорость до 64 км/ч. При этом запас хода у машины с дизелем достиг 600 км. Несмотря на успешные испытания, серийный выпуск бронетранспортёра так и не был начат. Дальнейшая судьба прототипов не известна.

Ещё один прототип TNHnA уже после войны послужил для испытаний «шкодовских» 47-мм и 57-мм пушек, а в 1950-х годах был разделан на металлолом.

Компоновка танка TNHnA.

Aufklärungspanzer 38(t) Sd.Kfz.140/1

Летом 1943 года конструкторское бюро фирмы ВММ приступило к проектированию ещё одного разведчика — машины, вооружённой 20-мм автоматической пушкой KwK 38 и спаренным с ней пулемётом или 75-мм гаубицей К51. Установка вооружения должна была быть унифицирована с таковой у бронеавтомобилей Sd.Kfz.234/4 и Sd.Kfz.234/3. Заказом предусматривалось изготовление прототипа и трёх машин для испытаний. Первоначально ВММ планировала использовать шасси танка TNHnA, однако это оказалось нереальным — танк и многие его агрегаты не производились серийно, что серьёзно тормозило работу. Поэтому пришлось вернуться к отработанному шасси Pz.38(t). В сентябре 1943-го на фирме ВММ изготовили два деревянных макета: один с 20-мм пушкой, другой — с 75-мм гаубицей. Зимой 1944 года прототип и три предсерийные машины уже проходили испытания. У первого была сварная подбашенная коробка, у остальных — клёпаные. Все они собирались из бронелистов толщиной 10 и 15 мм. При этом башни и вооружение отсутствовали, а их место заняли балластные макеты. Использование двигателя Praga АЕ мощностью 160 л. с. при 2600 об/мин привело к изменениям в системе выхлопа. В отличие от Praga АС, на этом моторе выхлопной коллектор выводился вверх, поэтому пришлось удлинить выхлопную трубу и поднять глушитель почти на крышу силового отделения.

Aufklärungspanzer 38(t)

profilib.org

Легкий танк Pz.Kpfw 38 (t) «Прага» | С. Асмоловский

С. Асмоловский

Министерство обороны Чешской республики заказало фирме ЧКД 150 танков LT vz.38 со сроком поставки к февралю 1939 года. Серийный выпуск развернули на заводе Prague-Liben. Завод Praga поставлял двигатели и коробки перемены передач, броня поступала с фирм Poldi и VHHT. Окончательная сборка танков началась уже после немецкой оккупации Чехословакии. К 15 марта 1939 года было собрано десять танков, но поступили они на вооружение вермахта — армия Чехословакии к этому времени перестала существовать. Любопытно, что в свое время новым чехословацким танком очень интересовались англичане. По их просьбе министерство обороны Чехословакии разрешило провести испытания танка в Великобритании на полигоне в Фарнборо. Удивительно, но английские военные дали танку не очень высокую оценку. Однако уже через год с небольшим немецкие танковые дивизии на этих чехословацких танках наголову разгромили французскую армию и британский экспедиционный корпус.Фронтовая иллюстрация на натахаус: Бои у реки Халхин-Гол Танки в Зимней войне 1939-1940 гг. Прелюдия к «Барбароссе » 1941: Бои в Белоруссии 1941: Бои на Украине Битва за Москву Легкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки Бронеавтомобили Красной Армии в боях 1936-1945 гг. Бронепоезда Красной Армии 1930-1941 гг. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны Лёгкий танк Рено FT-17 Легкий танк Т-26 Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40 Многобашенные танки РККА Т-35, СМК, Т-100 Советский тяжелый танк КВ История танка КВ Т-34-76 снизу доверху / Сталинградская тридцатьчетверка Самоходная артиллерия Красной Армии Противотанковая артиллерия Красной Армии 1941-1945 гг. Трофеи в Красной Армии Танковые асы СССР и Германии Первые «Тигры «, «Тигр » крупным планом «Штурмтигр » «Пантеры » на Курской дуге

Год: 2004

Язык: Russian

Страниц: 86

ISBN 10: 5-001266-01-3

File Type: pdf

ru.b-ok.xyz

Легкий танк Pz.Kpfw 38 (t) «Прага» | С. Асмоловский

С. Асмоловский

Министерство обороны Чешской республики заказало фирме ЧКД 150 танков LT vz.38 со сроком поставки к февралю 1939 года. Серийный выпуск развернули на заводе Prague-Liben. Завод Praga поставлял двигатели и коробки перемены передач, броня поступала с фирм Poldi и VHHT. Окончательная сборка танков началась уже после немецкой оккупации Чехословакии. К 15 марта 1939 года было собрано десять танков, но поступили они на вооружение вермахта — армия Чехословакии к этому времени перестала существовать. Любопытно, что в свое время новым чехословацким танком очень интересовались англичане. По их просьбе министерство обороны Чехословакии разрешило провести испытания танка в Великобритании на полигоне в Фарнборо. Удивительно, но английские военные дали танку не очень высокую оценку. Однако уже через год с небольшим немецкие танковые дивизии на этих чехословацких танках наголову разгромили французскую армию и британский экспедиционный корпус.Фронтовая иллюстрация на натахаус: Бои у реки Халхин-Гол Танки в Зимней войне 1939-1940 гг. Прелюдия к «Барбароссе » 1941: Бои в Белоруссии 1941: Бои на Украине Битва за Москву Легкие бронеавтомобили Красной Армии довоенной постройки Бронеавтомобили Красной Армии в боях 1936-1945 гг. Бронепоезда Красной Армии 1930-1941 гг. Отечественные бронедрезины и мотоброневагоны Лёгкий танк Рено FT-17 Легкий танк Т-26 Танки-амфибии Т-37, Т-38, Т-40 Многобашенные танки РККА Т-35, СМК, Т-100 Советский тяжелый танк КВ История танка КВ Т-34-76 снизу доверху / Сталинградская тридцатьчетверка Самоходная артиллерия Красной Армии Противотанковая артиллерия Красной Армии 1941-1945 гг. Трофеи в Красной Армии Танковые асы СССР и Германии Первые «Тигры «, «Тигр » крупным планом «Штурмтигр » «Пантеры » на Курской дуге

Year: 2004

Language: Russian

Pages: 86

ISBN 10: 5-001266-01-3

File Type: pdf

b-ok.org

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о