Содержание

46 лучших фото Е-100

  • Главная страница
  • >
  • Фото
  • >
  • Е-100
  • Е-100
  • Фото
  • Видео

Смотрите также

  • Е-100
  • Фото Е-100
  • Видео Е-100

Поделитесь с друзьями

Отправка сообщения

Ваш E-mail
Введите сообщениеОтправить E-mail

tanksdb.ru

Танк Е-100 — несостоявшийся проект сверхтяжелого танка третьего Рейха

Во Второй мировой войне танки были основным средством ведения боевых действий. В их разработку и производство вкладывались гигантские по нынешним временам денежные средства и интеллектуальные ресурсы. Весьма своеобразным, инновационным, но незавершенным проектом является танк Е-100. Это экспериментальный проект сверхтяжелого танка, неуязвимого для большинства противотанковых орудий того времени. Толщина лобовой брони составляла 240 мм, что является рекордным показателем для танков 40-х годов.

В нынешние времена описание Е-100 выглядит как реклама фантастических танков и компьютерной игры. Между тем, он является очередной разработкой из вполне реальной Е серии. К концу войны опытный образец был готов на 80%.

Обзор Е 100 и планируемые тактико-технические характеристики

Полный вес танка — 140 тонн. Для сравнения, современные танки в самом тяжелом классе редко когда имеют вес более 55 тонн. Чтобы распределить такую нагрузку на грунт, ширину траков гусениц сделали 1 метр. Для транспортировки танка к месту боевых действий предполагалось использовать железнодорожную платформу. Это было единственное средство. Чтобы вписать танк в габариты железнодорожного состава, широкие гусеницы заменялись на узкие транспортные. 1000 мм траки для основных гусениц были заказаны у фирмы Adler. Широкие гусеницы обеспечивали машине хорошую проходимость на любых типах грунта.

Обзор двигателя и трансмиссии

Серия «Е» (от нем. Entwicklung series — развитие) разрабатывалась с учетом опыта боевого применения танков. Слабыми местами в основном были недостатки брони и вооружения. Двигатели и трансмиссия в боевых условиях показывали себя неплохо. Большой их ресурс не требовался, поэтому вся серия использовала готовые моторы, а разработка новых не велась. Разумеется, брали самые современные и совершенные варианты. На Е-100 установили двигатель Майбах HL-230. Цифра 230 означает объем 23 л. Заводы Карла Майбаха обеспечивали моторами почти всю военную технику, так что в таком выборе мотора ничего странного не было.

Модель HL-230 уже активно использовалась на танках Тигр и Пантера. Нужно отметить, что на Тиграх первой серии ставился Майбах HL-210. Для своей мощности в 650 л.с. он оказался перефорсированным и часто выходил из строя, поэтому был заказ на его усовершенствование. Мотор HL-230 был изготовлен на основе 210-го, но ненадежный алюминиевый блок цилиндров был заменен на стойкий к перегреву чугунный. Моторы Тигров и Пантер часто возгорались, поэтому в танке Е100 была установлена очень мощная система охлаждения с двумя электровентиляторами. Многие экземпляры этих моторов прекрасно сохранились до нашего времени и экспонируются во многих музеях мира.

Е-100 имеет расчетный вес 140 т. Мотор Maybach HL-230 обеспечивал 650 л.с. мощности. Таким образом, на каждые 1 л.с. приходилось 215 кг, что весьма странно. Это все равно, что на среднюю легковую машину массой 1,5 т поставить моторчик от скутера на 7 л.с. Тем не менее, по инженерным расчетам Е-100 мог развивать скорость 40 км/час или 11 м/сек.

Трансмиссия была заказана у того же производителя, что и двигатель. Немецкий танк Е-100 оснастили блоком OG-401-216В. Это модернизированная трансмиссия с танков Тигр II. Дифференциальный механизм поворота также был взят без изменений.

Вооружение танка Е-100: гаубица 150-170 мм, пулеметы 12 мм

Танк Е-100 планировалось оснастить мощной гаубичной пушкой 150 или даже 170 мм. Поскольку подвижные гаубицы такого калибра в то время уже выпускались десятками тысяч, в вооружении ничего инновационного не было. Пушка комплектовалась стандартной панорамой Герца для прицеливания и амортизаторами. Снаряд калибра 150 мм весом 50 кг заряжался вручную. Автоматические системы заряжания на такой калибр не разработаны. Дополнительное вооружение включало в себя несколько пулеметов, стандартных для танков того времени.

Особенности конструкции танка Е 100

Ходовая часть имеет шахматное расположение катков. На первый взгляд это решение выглядит абсурдным, так как очень затрудняет ремонт ходовой в полевых условиях. На самом же деле шахматное расположение вызвано огромным весом машины. При одной и той же длине гусеницы число катков в таком положении будет на 50% больше, чем при классическом однорядном. Такой конструктивный прием значительно продлевал срок службы резинового покрытия катков.

Довольно необычно для того времени выглядит применение защитных экранов для гусениц. Позднее это решение перейдет во все современные танки. Защитные экраны были не простыми щитками от грязи, а мощными броневыми плитами толщиной 65 мм. В сборке защитные экраны ставятся в последнюю очередь, поэтому на опытном образце, прерванном на 85% готовности, они установлены не были.

Корпус и остальные детали танка были перевезены англичанами для дальнейших исследований. Башня на танк так и не была установлена. Вместо нее был поставлен массо-габаритный макет. Башня имела столь огромные размеры, что в ней размещалось три места экипажа: командир, наводчик и заряжающий. Большая высота обеспечивала отличный обзор, но делала машину заметной. Впоследствии вся конструкция танка была порезана на металлолом, но предварительно были сделаны фотографии, модели, чертежи, было снято как можно больше конструктивных параметров.

Вопреки распространенным мифам сверхтяжелые танки серии Е100 не планировались в массовое производство. Старт их разработкам был дан в мае 1942. Конструкторско-исследовательскую группу возглавил Э. Книпкамп, занимавший на тот момент должность главного конструктора отдела испытаний танкового вооружения. Старт проекта был личной инициативой Книпкампа. Работы по конструированию он доверил различным фирмам, не связанным с производством танков для фронта. Естественно, работы продвигались весьма медленно.

Обзор серии «Е» — это 10 моделей танков. Самый легкий из них весил 10 тонн, самый тяжелый — 180. Разработка проекта Е-100 началась в июне 1943 г. Окончание работ было в день капитуляции. Любопытно, что в конце 1944 года Гитлер издал указ, запрещающий все дальнейшие работы по всем проектам сверхтяжелых танков, но для Е-100 было сделано исключение. С чем было связанно такое решение именно в отношении Е-100 — неизвестно.

Основной упор в серии «Е» делался на инновационные решения конструкционных узлов, а не на массовое производство. Сверхтяжелый, неуязвимый для привычных противотанковых орудий танк даже в одном экземпляре мог провести прорыв фронта. Все дело в грамотном боевом применении и сопровождении танка пехотой.

comp-pro.ru

Сверхтяжёлый танк Е-100.: alternathistory

В своей статье про Маус я упоминал что у него был конкурент. Это танк Е-100. Расскажу о нём по подробней.


Проект Е 100 был разработан фирмой Heereswaffenamt как конкурент более известного Мауса, поскольку существовала значительная оппозиция Фердинанду Порше и его оригинальным идеям.

Бронетанковая комиссия Рейха (кстати, Порше был исключён из этой комиссии) составила долгосрочный план по созданию унифицированной серии Entwicklung-typen или E серии. Эта серия танков должна была состоять из стандартных частей и включать в себя машины различных размеров и назначений для замены стоявших на вооружении. Машины имели обозначение с указанием в номере их вес в тоннах: E 10, E 25, E 50 (Panther II), E 75 (TigerIII) и Е 100. Из них только проект Е-100 удалось фактически начать.

Корпус Е-100 захваченный в 1945 году.

Когда, Порше начал работу по Маусу, то его первоначальный проект был сделан совместно с фирмой Henschel, строителями Королевского Тигра, для унификации Королевского Тигра и Мауса. Этот проект стал известен как PzKpfw VII Лев. Суть проекта состояла в том, чтобы установить на тяжёлый танк 128 мм пушку от Ягдтигра. Но этот проект был свёрнут и заменён на проект Е-100, танка с такой же пушкой и башней от Мауса, а так же были разработаны варианты со 150мм и 170мм пушками. Ходовая была аналогична той, которая уже стояла на Королевском Тигре.

Ещё один корпус.


Гусенечные ленты.


Солдаты союзников осматривают захваченный корпус Е-100.

Строительство прототипа Е-100 происходило очень медленно и до приказа Гитлера о прекращении работ по сверхтяжелым танках, так и не было закончено ни одной машины. До конца войны были готовы только корпуса и подвеска.

Коллаж. Е-100 в бою.

Сравнение моделей Е-100 и Т-IV.

После войны на полигоне в Абердине были проведены ходовые испытания корпуса без башни Е-100 с двигателем Майбах. На этих испытаниях, даже значительно облегчённый танк смог развить всего 20 км/ч. И трудно теперь представить с какой бы скоростью смогла двигаться полностью укомплектованная машина. Правда, справедливости ради нужно заметить, что на испытуемой машине стоял двигатель с Королевского Тигра мощностью 700 л/с, тогда как по проекту предусматривалась установка 1200 сильного мотора. С ним танк должен был развивать скорость 40 км/час.

По мнению Германских историков бронетанковой техники, если бы проект Е-100 был готов во время, то именно он пошёл бы в производство, а не машина Порше, так как Маус кроме большего веса, имел ещё один серьёзный недостаток. Это неудачная форма корпуса, с большим количеством вертикальных поверхностей. Е-100 так же имел вертикальные поверхности, но в гораздо меньшем количестве. Еще одним недостатком Мауса по сравнению с E100 был бензин-электрического привода , который, не смотря на революционное решение для того времени, был ещё очень сырой и нуждался в серьёзной доработке.

ТТХ:
Вес:  137790 кг
Экипаж:  5-6 человек
Двигатель:  
Maybach HL 230 P30 / 12-цилиндровый / 700 л/с (прототип) 
Maybach HL 234 / 12-цилиндровый / 1200  л/с (производство) 
Скорость:  38-40 км / ч 
Запас хода:  Шоссе: 120 км 
Длина:  10.27м(с пушкой)
Ширина:  4.48 м
Высота:  3.32 м
Вооружение (планируемое): 
128 мм KWK 44 L/55
75 мм KWK 44 L/36.5 
1 x 7.92mm MG34 (планируется) 
или
150 мм KWK 44 L/38
170 мм KWK 44 И
Броня(мм / угол):  
Лобовая башни: 240
Лобовая корпуса: 150/40 
Боковая у башни: 200/30 
Боковая у корпуса: 120 / 0 
Задняя часть башни: 200 / 7 
Задняя частькорпуса: 150/30 
Башни верх : 90 
Корпус верх / низ: 80/90 
Маска пушки : 240

 

 

alternathistory.livejournal.com

Сверхтяжелый танк Е-100. «Маус» и другие [Сверхтяжелые танки Второй Мировой]

Сверхтяжелый танк Е-100

В 1942 году в Управлении вооружений был сформирован специальный отдел, разрабатывавший новую концепцию оснащения Вермахта бронетанковой техникой. Начальником отдела был назначен инженер-полковник Г. Книпкамп. Согласно новой концепции танки должны были выпускать фирмы, которые прежде никогда танками не занимались. Это были, прежде всего фирмы Adler из Франкфурта, Argus из Карлсруэ и Westerhutte из Бад-Ойнхаузена. Позже к программе была подключена фирма Kloker-Humboldt-Deutz из Ульма. Несмотря на то, что положение на фронтах, а главное, острый дефицит сырья делали выпуск танков нового поколения нереальным, велись интенсивные конструкторские работы и изготавливались опытные образцы.

Новые танки получили обозначение — класс «Е». Особый акцент был сделан на снижении силуэта танка и увеличении возимого боезапаса. На танки предполагалось установить стабилизаторы орудий и новый тип прицелов. Планировалось, что первые танки нового типа поступят в части в 1945 году. Выпуск танков класса «Е» должен был быть основан на использовании стандартизованных узлов, одинаковых для разных танков. Всего программа «Е» охватывала пять танков:

Е-10 — малый разведывательный танк массой около 15 т;

Е-25 — танк массой 25 — 30 т;

Е-50 — средний танк массой около 50 т, который должен был заменить танк «Пантера»;

Е-75 — танк массой около 75 — 80 т, предназначенный для замены танков «Тигр I» и «Тигр II»;

Е-100 — танк массой около 130 — 140 т, относившийся к классу сверхтяжелых танков.

К окончанию Второй мировой войны дальше всего продвинулись работы над танком Е-100. Его проектирование велось фирмой Adler начиная с 30 июля 1943 года. Несмотря на приказ Гитлера прекратить все работы над сверхтяжелыми танками, проектирование продолжалось, хотя и медленными темпами. Более того — было начато изготовление опытного образца. Сборкой занималось предприятие фирмы Henschel в Хаустенбеке на полигоне Зеннелагер. В начале 1945 года были готовы корпус и ходовая часть. Последняя была унифицирована с ходовой частью тяжелого танка «Тигр II». Некоторые конструктивные решения этого танка были использованы и в конструкции корпуса Е-100. В качестве силовой установки использовался двигатель Maybach HL 230Р30 мощностью 700 л.с. В дальнейшем его планировалось заменить на новый двигатель Maybach HL 234 мощностью 900 л.с. или на дизель мощностью 1100 — 1200 л.с. Вместе с новым двигателем должна была использоваться и гидромеханическая трансмиссия Maybach «Mekydro». В таком варианте танк мог развивать скорость до 40 км/ч.

Модель сверхтяжелого танка Е-100

Е-1ОО Чертеж выполнил В.Мальгинов

Шасси танка Е-100, захваченное союзниками в Зеннелагере. 1945 год

Е-100. Вариант с командирской башенкой от «Королевского тигра». Чертеж выполнил В.Мальгинов

Шасси танка Е-100 на специальной транспортной тележке в Бовингтоне. Великобритания, 1945 год

Гусеницы шириной 1000 мм разработала и изготовила фирма Adler. Однако танк, оснащенный этими гусеницами, не вписывался в габариты железнодорожной платформы. Поэтому, как и для «Тигра», были разработаны более узкие транспортные гусеницы шириной 550 мм. Помимо этого, на время перевозки по железной дороге с танка должны были сниматься бронелисты, защищавшие шасси и гусеницы.

Компоновка танка была стандартной для германского танкостроения — с передним расположением трансмиссии. Лобовой лист корпуса имел толщину 200 мм, борта — 120 мм и корма — 150 мм.

Башня по конструкции была аналогична башне танка «Маус», но в ее бортах имелись амбразуры для стрельбы из штурмовых винтовок МР44. В башне планировалось установить 150- или 174-мм пушку, спаренную с 75-мм орудием. В 50-тонной башне планировалось разместить 32 выстрела главного калибра, что было, скорее всего, не реально, так как в 51-тонной башне «Мауса» поместились только 24 128-мм выстрела.

В апреле 1945 года Зеннелагер был занят английскими войсками. Союзникам достались незаконченное сборкой шасси и многие другие детали танка, которые в июне были вывезены в Великобританию.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Сверхтяжёлые бумажные истребители танков | Warspot.ru

Фантазии на тему бронетанковой техники времён Второй мировой войны широко распространены. Домысливаются технические возможности и особенности боевого применения реально существовавших танков, обрастают всё новыми деталями и «фактами» машины, создание которых только планировалось (а иногда даже и не планировалось вовсе). Одним из примеров таких широко растиражированных фантазий являются домыслы о противотанковых самоходных артиллерийских установках на базе сверхтяжёлых немецких танков. Разбираемся, как эти фантазии соотносятся с действительностью.

«Атлантида» немецкого танкостроения: Jagdpanzer E-100 Krokodil

Немецкие сверхтяжёлые танки Pz.Kpfw.Maus и E-100 являются одними из главных «предметов культа» среди почитателей немецкой техники. То, что разработку обоих танков свернули ещё в июле 1944 года личным распоряжением Гитлера, многих не останавливает. Бытует мнение, что продлись война ещё, оба монстра пошли бы в серийное производство. На самом деле судьба Pz.Kpfw.Maus решилась ещё в августе 1943 года, когда англичане разбомбили заводы Krupp, и танк стало попросту негде делать. А E-100 не дошёл даже до стадии окончательной сборки и самостоятельно ни разу не двигался. Не был определён и потенциальный подрядчик для его производства.

Jagdpanzer E-100 Krokodil в версии со 173-мм пушкой K18. Ни компоновка, ни даже пушка не имеют к реальности никакого отношения

Отдельной темой для обсуждения являются самоходные установки, которые проектировались на базе Pz.Kpfw.Maus и E-100. Информация по этим машинам ходит крайне противоречивая, что создало почву для всевозможных фантазий. Одна из наиболее «раскрученных» на сегодняшний день идей на эту тему – выдуманная САУ Jagdpanzer E-100 Krokodil.

Благодаря творчеству французского художника Hubert Cance, начертившего эту самоходку в двух вариантах (с 149-мм и 173-мм пушками) и опубликовавшего статью в 22-м номере журнала Batailles & Blindes за ноябрь 2007 года, мифический проект обрёл очертания. Дело дошло до изготовления вполне серьёзными фирмами пластиковой модели Jagdpanzer E-100 Krokodil по мотивам проекций французского художника. О том, что при такой нагрузке на передние катки, как у его «проекта», самоход будет ломаться каждые 10 километров, автор чертежей явно не задумывался…

Сверхтяжёлые орудия для сверхтяжёлых истребителей танков

Между тем, самоходные установки на базе E-100 и Pz.Kpfw.Maus действительно проектировались. Информации по ним очень немного. Тем не менее, даже крупицы архивных данных позволяют приоткрыть завесу тайны над разработкой проекта самого тяжёлого и защищённого в мире истребителя танков.

В конце марта 1944 года конструкторское бюро Krupp разработало проекты двух пушек – 15 cm StuK L/63 и 17 cm StuK L/53. Согласно расчётам, их бронепробиваемость должна была составить 200 мм на дистанции в 4 километра. На кого собирались охотиться при помощи таких чудовищ — неизвестно. Тем не менее, обе пушки фигурируют в докладе Гудериана от 7 апреля 1944 года, в котором он указывал перспективные разработки.

Обозначения обоих орудий красноречиво говорили о том, что их предполагалось ставить на самоходные шасси. С большими оговорками эти орудия возможно было установить на относительно лёгкие шасси на базе Pz.Kpfw.Panther и Pz.Kpfw.Tiger. Но в металле такой самоходный лафет был построен всего один — 17 cm Kanone 72 (Sfl) Geschuetzwagen Tiger, он же Grille 17. Таким образом, выбор базы для установки циклопических противотанковых орудий оставался открытым.

Штамп с чертежа орудия 17 cm StuK L/53, датирован 23 марта 1944 года

Sturmgeschutz Maus

Примерно в то же время, когда Krupp представил проекты сверхтяжёлых орудий, возобновилась активная деятельность по созданию сверхтяжёлого танка Pz.Kpfw.Maus. В то же самое время активизировались работы и по конкурирующему проекту – E-100, 140-тонному сверхтяжёлому танку, который проектировался фирмой Adlerwerke. Фактически, Adler дорабатывала проект Tiger-Maus 1942 года, который в своё время разрабатывался Krupp и позже был отменён им в пользу Pz.Kpfw.Maus. Даже башня, которая представлена на чертеже E-100, фактически является башней Pz.Kpfw.Maus от 1 января 1943 года — она же предполагалась и для Tiger-Maus. Так вот, на упомянутом чертеже указано 2 типа пушек – 15 cm и 17 cm. Чтобы ни у кого не возникло иллюзий, на практике это не означает, что в E-100 на самом деле планировали ставить подобные орудия.

Свет на пометку с вариантами орудий проливает документ, составленный американским разведывательным управлением CIOS (Combined Intelligence Objectives Sub-Committee). Из доклада, составленного CIOS, следует, что немецкие инженеры действительно рассматривали E-100 в качестве базы для установки пушек калибра 149 и 173 мм. Другое дело, что расчёты показали разочаровывающие результаты. Теоретически в башню эти орудия вписывались, но при условии, что башня становилась неповоротной. К тому же башня с упомянутого выше чертежа не рассматривалась всерьёз.

Вместо неё в апреле 1944 года КБ Krupp начало разработку новой башни с гораздо более простой конструкцией. Известна она как башня Maus II. В версии для E-100 её масса снижалась до 35 тонн за счёт уменьшения толщины бортов до 80 мм. В качестве штатного вооружения обоих вариантов башни предполагалась 128-мм пушка KwK L/55, выше которой устанавливалась 75-мм пушка KwK L/24. В башню устанавливался дальномер, причём его поставили так, что ось вращения орудийной установки оказывалась к нему впритык. Как при такой плотной компоновке можно было планировать ставить гораздо более мощное орудие — вопрос крайне интересный.

Эскиз сверхтяжёлого танка E-100, на котором в качестве орудий указаны пушки калибра 149 и 173 мм. Эти указания создали хорошую почву для фантазий

Изначально E-100 почти не рассматривался в качестве базы для сверхтяжёлой САУ. Он ещё не был до конца даже спроектирован, а вот Pz.Kpfw.Maus достиг стадии испытаний, и этот танк вполне справедливо считали наиболее подходящим вариантом. Согласно переписке, первые наброски штурмового танка на базе Pz.Kpfw.Maus были представлены Krupp и Porsche 9 мая 1944 года. До наших дней, увы, эти чертежи не дошли. Приоритетным для новой машины было выбрано 149-мм орудие 15 cm StuK K/63. Также предполагалось установить на крыше Sturmgeschutz Maus 30-мм зенитный автомат, но от этой идеи отказались, поскольку считалось, что машину будут сопровождать ЗСУ.

Sturmgeschutz E-100

Жизнь проекта штурмовой САУ на базе Pz.Kpfw.Maus оказалась недолгой. В ходе работ над ним выяснилось, что при использовании корпуса танка общая высота Sturmgeschutz Maus будет превышать железнодорожный габарит. Даже при условии демонтажа зенитной башни проблема полностью не решалась. Таким образом, проект САУ на базе Pz.Kpfw.Maus отпадал сам собой, и на передний план выходил E-100, высота корпуса которого была значительно ниже. Кстати говоря, неразрешимая проблема, с которой столкнулись инженеры Krupp и Porsche, напрямую говорит о том, что фантазии с боевым отделением по типу Jagdpanther не имеют под собой никаких оснований.

Чертёж установки 15 cm StuK L/68 в САУ на базе E-100

29 мая 1944 года Krupp запросил разрешения на разработку эскизной документации и модели в масштабе 1:5 149 и 173 мм самоходных орудий на базе E-100. Как и в случае с САУ на базе Pz.Kpfw.Maus, приоритетным оказался вариант с установкой 149-мм пушки. По ходу разработки орудие переделали – его длина выросла до 68 калибров. Чертёж установки с 15 cm StuK L/68 на базе Sturmgeschutz E-100 был подготовлен 4 июля 1944 года. Конструктивно орудие здорово напоминало 12.8 cm KwK L/55, которое предполагалось устанавливать в танки E-100 и Pz.Kpfw.Maus. С ним новую пушку роднили механизмы отката и ряд других деталей. Что же касается непосредственно самохода, то его чертежей не сохранилось. Впрочем, наклон лобового листа рубки, присутствующего на чертеже Bz.3364, как и в случае с Sturmgeschutz Maus, прямо говорит о несостоятельности фантазий с передним расположением боевого отделения.

Штамп чертежа установки 15 cm StuK L/68 в САУ на базе E-100, 4 июля 1944 года

Проливает свет на особенности конструкции Sturmgeschutz E-100 и отчёт CIOS. Согласно ему, ещё до завершения проектных работ по танку E-100 стало понятно, что танк новым требованиям не соответствует. Этот факт в итоге не остановил его создателей, и первый прототип E-100 всё же частично собрали. Параллельно с попытками «протащить» хотя бы опытный образец танка, оставшегося не у дел, начались работы по перепроектированию E-100 в САУ. Вместо башни танк должен был получить рубку. Кроме того, согласно данным CIOS, инженеры перепроектировали и компоновочную схему. Трансмиссию, а вместе с ней и ведущие колёса, перенесли с носовой части в корму. Увы, чертежей Sturmgeschutz E-100 не сохранилось, но, судя по тому, какие переделки велись, самоходная установка становилась больше похожей на Ferdinand.

Согласно имеющимся документам, проект Sturmgeschutz E-100 дошёл до стадии модели в масштабе 1:5, которую продемонстрировали Гудериану. К тому моменту, впрочем, участь машины оказалась предрешена. 10 июля 1944 года Гитлер распорядился остановить разработку всех сверхтяжёлых танков и самоходных установок на их базе. Это не помешало Krupp полулегально запустить изготовление прототипа E-100 и параллельно подготовить 6 комплектов корпусов и башен Pz.Kpfw.Maus, но о новых проектах не шло и речи. Сверхтяжёлый истребитель танков умер, не родившись…


Источники:
  • ЦАМО РФ
  • NARA (National Archives and Records Administration)
  • BAMA (Bundesarchiv)
  • Panzer Tracts No. 6–3 — Schwere-Panzerkampfwagen Maus and E 100 development and production from 1942 to 1945, Thomas L. Jentz, Hilary L. Doyle, Panzer Tracts, 2008, ISBN 0–9815382–3–1

warspot.ru

Бронетехника из тайных подвалов | Warspot.ru

Немецкие «секретные проекты танков» являются одной из наиболее благодатных тем для исторических споров, подтасовок фактов и откровенных фальсификаций. Что-то из этого делается в шутку, что-то по незнанию, а что-то и с умыслом. Попробуем разобраться, что же из сумрачных немецких творений «настоящее», а что нет.

Waffenträger auf E 100

Самая обсуждаемая и неоднозначная машина в немецком дереве игры World of Tanks. Является стопроцентной разработкой конструкторского бюро Кровавого Варгейминга (КБ КВГ). Первоначально на неё предполагалось установить спаренную зенитную установку калибра 128 мм, но позже, из-за отсутствия в игре многоствольности, самоходка получила зенитную пушку с механизмом заряжания. В скором времени планируется её замена на куда более правдоподобный проект, не так давно найденный в архивах. Причина замены, прежде всего, в том, что Waffenträger auf E 100 откровенно выбивается из общего ряда машин в линейке немецких ПТ-САУ.

G.W. Tiger ( P )

Это вторая после Waffenträger auf E 100 самоходная установка, полностью разработанная в КБ КВГ и не имеющая никаких исторических прототипов. Появилась она в ходе «удлинения» ветки немецких артиллерийских САУ до 10 уровня. Концептуально G.W. Tiger ( P ) является логичным предшественником G.W. Tiger, известного также как Grille 17/21. В отличие от Waffenträger auf E 100, никаких планов по выведению этой САУ из игры или её замене нет, поскольку машина вполне гармонично вписывается в свою ветку. Кроме того, на текущий момент не найдено ни одного реально существовавшего проекта, которым можно было бы заменить в игре эту машину.

E 50 Ausf.M

Машина разработана в КБ КВГ и даже запатентована. Тем не менее, полной выдумкой она не является. E 50 Ausf.M представляет собой концептуальное видение того, как могло выглядеть дальнейшее развитие среднего танка E 50. Корпус и частично башня представляют собой развитие идей, заложенных в реальном Е 50. Согласно документам, его трансмиссию предполагалось установить сзади. В дальнейшем эту идею развили французы, использовавшие немецкие разработки при создании собственного среднего танка AMX M4. Туда же, кстати говоря, перекочевал и переделанный двигатель от E 50.

Jagdpanzer E-100

В отличие от Waffenträger auf E 100, данная машина не является выдуманной разработчиками игры World of Tanks. Этот истребитель танков носил название Sturmgeschütz E-100. Впрочем, название это не должно никого смущать. Самоходная установка создавалась именно как сверхтяжёлый истребитель танков. Сохранился чертёж BZ 3364, а также отрывочные архивные сведения, которые легли в основу реконструкции Jagdpanzer E-100. Истории создания этой самоходной установки посвящён отдельный материал, «Сверхтяжёлые бумажные истребители танков». Несмотря на то, что полноценных чертежей этой самоходной установки не сохранилось, её реконструкция максимально соответствует тому, что проектировалось фирмой Krupp летом 1944 года.

Jagdpanther II

Некоторые особо ретивые «специалисты» приписали авторство и этой самоходной установки КБ КВГ. На самом деле, авторами этого истребителя танков являются инженеры концерна Krupp. В ноябре 1944 года прорабатывался проект под названием Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80). Он подразумевал создание на базе Pz.Kpfw. Panther истребителя танков с кормовым расположением боевого отделения. Подобная компоновка позволяла установить в САУ гораздо более мощное орудие, а именно 12,8 cm Pak 80, которое ставилось в истребитель танков Jagdtiger. Поскольку переделка шасси в документах отдельно не оговаривалась, при создании игровой модели была использована ходовая часть Panther II.

VK 72.01(K)

Ещё одна машина, авторство которой приписывается не просто КБ КВГ, а непосредственно автору этого материала. Польщён, но вынужден признаться – авторами VK 72.01 также являются инженеры Krupp. Индекс VK 72.01 появился в начале 1942 года. Требования на эту боевую машину действительно изначально ограничивали боевую массу 72 тоннами. Но очень быстро масса выросла до 90 тонн, столько же весил в самом конце 1941 года VK 70.01. В качестве вооружения для нового сверхтяжёлого танка предполагалось использовать орудия калибром либо 105-мм, либо 149 мм. Весной 1942 года инженеры Krupp стали прорабатывать вариант VK 72.01 с расположением башни в кормовой части. Проект VK 72.01 менялся за несколько месяцев столько раз, что заявлять о представленном в игре варианте «такого не было» — это очень смелый поступок.

E-90 (Pz.Kpfw.Tiger III S)

А этот танк – плод богатой фантазии интернет-историков, появившийся в конце 2000-х годов. Согласно созданной ими теории, Pz.Kpfw. E-90, он же Tiger III S, является облегчённым вариантом E-100. Тут задумка натыкается на одну логическую проблему: заменой Tiger II должен был стать E-75, а более тяжёлый E-100 планировалось делать унифицированным с Tiger II по ряду элементов. Зачем немцам был ещё один тяжёлый танк, обычная человеческая логика объяснить не может. Тем не менее, творение пытливых умов умудрилось прорваться из интернета в некоторые печатные издания.

E-79 Schwarzwolf VK 66.01 (H)

За 10 лет до World of Tanks фирма ASCII Corporation выпустила на консоли Sony Playstation игру Panzer Front. Помимо настоящей техники, были там и придуманные образцы, включая E-79. Нередко разработчиков World of Tanks донимают вопросами «когда Е-79 появится в игре?». Идея интересная, но в игре и так достаточное количество придуманных танков, чтобы добавлять ещё один. Да и вопрос авторских прав никуда не делся.

E-100 Henschelturm/Adlerturm

Этот танк разработан в конструкторском бюро одной из китайских фирм, производящих пластиковые модели. Согласно придуманной там концепции, помимо штатной башни для E-100, была разработана башня фирмы Heschel. Интернет-историки развили тему: по их мнению, помимо Heschel, еще одну башню разработала Adlerwerke. Что те, что другие «инженеры» — никудышные специалисты по истории немецкой бронетанковой техники. Хотя бы потому, что фирма Henschel никогда танковые башни не разрабатывала. Их разрабатывала и выпускала фирма Krupp. Разумеется, и Adler к разработке башен никакого отношения не имела. На Adlerwerke занимались проработкой ходовой части. Одним словом, E-100 Henschelturm и Е-100 Adlerturm – продукты богатого воображения людей, совершенно не разбирающихся в матчасти.

Sturmgeschütz 40 T-34

Вот такой странный аппарат (на верхней фотографии) появился несколько десятков лет назад на страницах журналов и книг, посвящённых самоходке StuG III. На шасси трофейного Т-34 якобы была установлена рубка StuG 40 Ausf.F/8. Особо ретивые книгопечатники даже разработали цветную схему. На самом деле это не более чем фотомонтаж (исходная фотография — нижняя).

Flakpanzer T-34

Согласно ничем не подтверждённой информации, боевая группа Kienast в апреле 1945 года использовала трофейный Т-34, переделанный под установку 88-мм зенитной пушки Flak 18. В качестве доказательства приводится фотография такой машины. С завидным постоянством такой истребитель танков регулярно требуют от разработчиков World of Tanks, предлагая в качестве аргумента эту самую фотографию. Простой поиск довольно быстро показывает, что это не более чем фотомонтаж, базой для которого послужила фото с трофейным Т-34–85. На деле танк с установкой Flak 18 существовал, но базой для него служил Pz.Kpfw.IV. Такая машина была обнаружена американцами на одной из свалок немецкой техники в Чехии.

Jagdpanzer E-50

Разработчиком этой неординарной конструкции является французский чертёжник Hubert Cance. Таким, по мнению автора, должен был быть истребитель танков на базе E-50. Тем не менее, на базе E-50 никаких самоходных установок не разрабатывали, и даже сам E-50 дальше концепции не продвинулся. Обратите внимание, что Hubert Cance засунул всех членов экипажа в рубку. То же самое он, кстати, сделал и с САУ, известной как Jagdpanther II. На заводских чертежах Panzerjäger Panther mit 12,8 cm L/55 (Pak 80) места для механика-водителя и стрелка-радиста явно расположены в корпусе. А там, где их разместил Hubert Cance, находится система охлаждения.

15 cm Sturmgeschütz E-75

Вот такую жутковатую конструкцию Hubert Cance представил в журнале Truck & Tanks совсем недавно. Базируется она на слухах о якобы разработанной на базе тяжёлого танка E-75 самоходной установке, оснащённой 149-мм пушкой с длиной ствола 52 калибра. Информация об этой САУ встречается в литературе, но на деле это ошибка. Установка такой пушки действительно имела место, по крайней мере на бумаге, но датирована она началом 1942 года и базой для неё служил VK 70.01. Причём речь, судя по всему, идёт не о САУ, а о танке. Что же касается этой реконструкции, то её реалистичность вызывает огромные сомнения. Нагрузка на передние катки при такой компоновке была бы просто чудовищной.

Sturmgeschütz Maus

Этот проект имеет под собой реальную основу, однако его реализация за авторством Hubert Cance снова подкачала. Совершено непонятно, куда при такой компоновке девать двигатель, генератор и прочее. Кормовое расположение боевого отделения было бы куда более логичным.

Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil

Ещё одно творение Hubert Cance, опубликованное в 2007 году в журнале Batailles & Blindes. За основу была взята информация о разработке самоходной установки на базе E-100. Чертёжник подошёл к вопросу творчески и создал боевую машину, напоминающую истребитель танков Jagdpanther. О том, какой будет нагрузка на передние катки, он явно не задумывался. В реальности подобная конструкция просто нежизнеспособна, поскольку её передние катки будут постоянно выходить из строя, как и подвеска. Тем не менее, «Крокодил» обрёл популярность, и его тоже периодически просят добавить в World of Tanks.

Kampfwagenvernichter E-90

Развитие идеи Kampfwagenvernichter Ausf. F (E-100) Krokodil, подхваченной интернет-историками. Представляет собой переделку «Крокодила» на базе придуманного танка E-90. Имеет те же пороки, что и оригинал, но, ко всему прочему, даже его база не имеет с реальностью ничего общего.

Geschützwagen E-100

Напоследок стоит упомянуть самоходную установку, которая присутствует в World of Tanks и полностью придумана, но не в недрах КБ КВГ. В конце 2000-х Geschützwagen E-100 построил один стендовый моделист. Несмотря на то, что она была полностью придуманной, модель получилась очень убедительной. Во многом она похожа на Grille 17/21 и вполне логично находится сейчас на вершине ветви немецких артиллерийских САУ. Убирать или заменять её не планируется.

warspot.ru

Танк Е-100. История создания.

Как известно, весной 1942 года, на фоне блистательных побед германской армии, когда готовился бросок к Сталинграду, марш на Кавказ и далее на Ближний Восток, когда Англия была почти задушена в морской блокаде, а Африканский корпус Роммеля прорывался в Египет, Гитлер предложил построить 100-тонный сверхтяжелый танк «Маус».

Немецкие конструкторы и чиновники управления вооружений пошли еще дальше в своих фантазиях и предложили создать параллельно проект 150-тонного танка! Как известно, проект «Маус» курировал доктор Фердинанд Порше, получив этот контракт, он отодвинул конструкторов концерна Крупп на второй план (им поручили только башню «Мауса»), и те не могли не попытаться перехватить инициативу. Кроме того, у Порше были затруднения с проектом тяжелого танка «Тигр», который был более срочной задачей.

Поэтому на встрече с чиновниками управления вооружений 11 сентября 1942 года, конструктор фирмы Крупп, обер-инженер Вулферт (Woelfert) предложил в инициативном порядке разработать альтернативу «Маусу». Чиновники заверили его, что фирма «Майбах» сможет создать более мощный двигатель, с увеличенными до 1000 л.с. показателями. В ноябре Крупп представил концептуальный дизайн нового 150-тонного танка, из отличительных черт которого можно выделить съемные бортовые экраны, защищающие гусеницы. Поскольку в ширину железнодорожной платформы танк не вписывался, предполагалось для перевозки демонтировать бортовые экраны, один ряд катков и «переобуть» танк в более узкие транспортные гусеницы. Чиновники управления вооружений предложили использовать компоненты танка «Тигр» Хеншеля, для ускорения разработки нового 150-тонного танка. Имея те же самые двигатель, трансмиссию и систему рулевого управления что у «Тигра» новый 150-тонный танк был бы медлительным и неповоротливым, с предельной скоростью 20 км/ч.

На данном этапе проектирования новый танк получил наименование Tiger-Maus, что показывало его родство с обоими проектами. Учитывая, что в это время уже велась разработка нового Henschel Tiger II (будущий «Королевский Тигр»), можно было рассчитывать на использование узлов и от него. Поэтому ширину корпуса для нового танка оставили такую же как у проекта Хеншеля, 1760 мм.
К 7 декабря 1942 года Крупп представил облегченный до 130 тонн проект Tiger-Maus с единственным доступным двигателем, Maibach HL 230, мощностью 700 л.с. Траки имели ширину 1100 мм, вес ходовой части – 83,4 тонны, корпуса – 52 т, 32 опорных катка диаметром 800 мм, башня со 150-мм основным и 75-мм вспомогательным орудием. Танк должен был нести 40 снарядов 150-мм, 75 снарядов калибра 75 мм, 4500 патронов 7,92 мм для спаренного пулемета MG34. Экипаж должен был составить шесть человек.

Чиновники управления вооружений встретили новый проект с большим воодушевлением. По сравнению с проектом Porsche Maus, данный танк выгодно отличался передаточным отношением рулевого механизма, более низким удельным давлением на грунт, мог перевозиться по железной дороге без того, чтобы останавливать встречное движение поездов (для Мауса Порше требовалось полностью освободить две колеи!), меньшая на 40 тонн масса танка (по сравнению с Маусом, который потяжелел до 170 тонн!), что экономило время и материалы на постройку. Показатели были бы еще лучше, если бы Майбах все-таки сумел выдать мотор с мощностью 1000 лошадиных сил. Башня у танка располагалась по центру корпуса, в отличие от Мауса, у которого она была сзади, а это влияло на центр массы, распределение давления на грунт. Этот новый проект, Tiger-Maus можно было намного быстрее запустить в производство, учитывая что многие его компоненты уже успешно работали на танках Тигр.
Однако 15 декабря 1942 года было решено отказаться от проекта Tiger-Maus в пользу именно Поршевского проекта… Разрабатывать параллельно два супертяжелых танка было нерационально. Крупп всеми силами пытался продавить свое детище, но 5 января 1943 года Гитлер поставил на проекте жирную точку.

Прошло немного времени, и весной 1943 года Книпкамп потребовал от Круппа передать все разработки по Tiger-Maus в фирму Adler. Проект был обозначен как Е-100. Дело в том, что еще с 1942 года главный конструктор отдела испытаний танкового вооружения (WaPruf 6) Э. Книпкамп с небольшой группой конструкторов в свободное время прорабатывал «Серию Е» – Е от слова Entwicklung (разработка) – целую линейку новых танков и противотанковых САУ, максимально унифицированную между собой для облегчения серийного производства и ремонта. В этой серии намечались машины Е-5, Е-10, Е-25, Е-50, Е-75 и Е-100. Серия Е – сама по себе интересная тема для отдельной, обобщающей статьи, поэтому пока мы не будем вдаваться в детали по поводу остальных машин серии Е.
Для Е-100 была разработана новая башня, основанная на башне танка Maus, но с облегченной бронезащитой. Башня весила 35 тонн, имела наклонный передний лист, 75-мм орудие монтировалось над 128-мм. Толщина брони башни – лоб 200, борт 80, корма 150, крыша 40 мм. В остальном это был тот же проект Tiger-Maus, еще одно отличие – пружины подвески. Танковая комиссия одобрила постройку оного прототипа Е-100, правда фирма Adler не имела опыта в разработке и выпуске танков… Фирма Adler выделила группу конструкторов и 30 июня 1943 года те приступили к работе. В течение 1944 года на заводе в Падерборне (Paderborn) были выпущены отдельные узлы и 15 января 1945 года фирмой был представлен отчет о проделанной работе. Фотографии из этого отчета сейчас служат основным источником информации о прототипе Е-100.

______________________

Сборка корпуса была не закончена, из-за постоянных бомбардировок союзниками срывались сроки поставки узлов и агрегатов. Пружины подвески по ошибке отправили на другой завод… На сборке прототипа трудилось всего три человека из-за того, что завод Adler был перегружен другой работой. К изготовлению башни даже не приступали… В корпусе танка был установлен слабосильный двигатель Maibach HL 230, мощностью 700 л.с, который стоял на всех немецких тяжелых танках и САУ, начиная с Пантеры, Тигра, Кинг Тигра и вплоть до Ягдтигра, Ягдпантеры и Штурмтигра. Также на прототипе стояла  8-ступенчатая трансмиссия Maibach OG 40 12 16 B, рулевое управление Henschel L801. Корпус имел бронезащиту:

200 мм верхняя лобовая деталь, под углом 60 град
150 мм нижняя лобовая деталь, под углом 52 град
120 мм борта, вертикальные
150 мм задняя бронеплита, под углом 30 град
40 мм крыша
Дно – 80 мм в передней части и 40 мм в задней
Общая масса должна была составить 130 тонн

Также был разработан проект “B”, который предусматривал более мощный 1200 л.с двигатель Майбах и 8-скоростную гидро-механическую трансмиссию Mekydro, допускавшую задний ход. В таком варианте Е-100 смог бы развивать скорость до 40 км в час!

Но даже первый прототип не был готов на момент окончания войны и достался британцам, которые тщательно изучили шасси и заставили немецких инженеров восстановить его чертежи, которые частично сгорели. В июне 1945 года корпус Е-100 был переправлен в Великобританию для испытаний. Английские инженеры смогли довести его до ходового состояния, и проверить его на ходу, но были разочарованы. Даже без башни машина выдавала до 20 км/ч, а с башней – ползла бы еще хуже. Прототип в итоге был разобран и отправлен в переплавку…
Оценивая возможный боевой потенциал Е-100, нужно отметить, что унификация многих узлов с уже производящимися серийно делала его более выгодным в плане производства, в отличие от более сложного Мауса. Более рациональные углы наклона делали его защиту более эффективной, чем у Мауса с его вертикальными бортами. С более мощным двигателем, если бы его успели создать, Е-100 был бы намного более подвижным, чем Маус.

По материалам западной прессы)))
Павел Черепанов

ost-front.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *