Самолет «Мираж» IV | Военное оружие и армии Мира

С 1955 года во Франции велась разработка собственного ядерного оружия. С приходом власти в июне 1958 года генерала де Голля была официально принята доктрина «ядерного сдерживания».

Широкая программа разработки носителей ядерных боезарядов предусматривала создание на первом этапе бомбардировщика нового поколения, а затем — баллистической ракеты. Фаворитом среди фирм — потенциальных производителей нового самолета сразу же стал концерн «Дассо». Его конструкторский коллектив уже имел определенный задел — еще в 1955-1956 годах входе работ над истребителем «Мираж» III был предложен его двухмоторный вариант — тяжелый истребитель «Мираж» IVC. Хотя эта машина так и не была построена, ее конструкция легла в основу проекта сверхзвукового бомбардировщика «Мираж» IVА, способного доставить 3 т боевой нагрузки на 2000 км либо 1 т — на 3000 км. Экипаж самолета должен был состоять из двух человек — пилота и штурмана-оператора систем вооружения.

КОНСТРУКЦИЯ

Геометрия планера нового самолета практически повторяла «Мираж» III с поправкой на возросшие примерно на 50 % размеры. Но при этом для обеспечения требуемой дальности самолет имел в три раза больший запас топлива — даже в киле разместили топливный бак, а также увеличили длину фюзеляжа по сравнению с проектом «Мираж» IVC на 2,5 м. Дельтовидное крыло при той же стреловидности, что и у «Миража» III (60°), выполнили более тонким — полнота профиля составила 3,8 % против 4,5 % на «Мираж» III. Существенно возросла площадь крыла — по проекту «Мираж» IVC она должна была составлять 43 кв. м, а у нового бомбардировщика — 78 кв. м. Но одним увеличением размеров ограничиться не удалось. Если «Мираж-истребитель» мог поддерживать скорость в 2М в течение нескольких десятков секунд, то от бомбардировщика требовалось осуществлять крейсерский полет с такой скоростью на протяжении 20-30 мин. Это вызвало необходимость широкого применения в конструкции «Миража» IV жаропрочных сплавов. Также потребовалось решить проблему защиты от перегрева топливных баков и полезной нагрузки. Последнее усугублялось еще и тем, что в до отказа заполненном топливными баками планере не оставалось места для бомбоотсека. Ядерный боеприпас — свободнопадающую авиабомбу AN-22 мощностью 60 кт тротилового эквивалента — разместили в полуутопленном положении под фюзеляжем. Проект «Мираж» IVC предусматривал применение двух ТРД SNECMA «Атар» 9 с тягой на форсаже 6000-7000 кг (в зависимости от модификации). Но по предварительным прикидкам для «Мираж» IVA с возросшим запасом топлива их тяги уже не хватало. Поначалу в качестве альтернативы рассматривался четырехмоторный вариант «Миража», но от такого варианта отказались ввиду невозможности в этом случае выдержать жесткие сроки создания нового самолета. При сохранении двухмоторной схемы требовался двигатель с тягой на форсаже в пределах 12-13 т, а такого ТРД во Франции не было. От возможного применения импортных двигателей отказались по политическим причинам — из-за опасений, что страна-поставщик двигателей (США или Великобритания) смогут заблокировать решение правительства Франции на применение ядерного оружия. Пришлось пойти на компромисс, пожертвовав дальностью полета и взлетно-посадочными характеристиками. Проблему обеспечения необходимого радиуса действия решили за счет применения дозаправки в воздухе (но без американцев все-таки обойтись не удалось — дюжину заправщиков КС-135 закупили в США), а для уменьшения требуемой длины ВПП предусмотрели применение сбрасываемых твердотопливных ускорителей.

ПРОТОТИПЫ И СЕРИЙНЫЕ МАШИНЫ

Постройка прототипа «Мираж» IV-01 заняла ок. 18 месяцев. Этот самолет впервые поднялся в воздух 17 июня 1959 года с заводского аэродрома Мелон-Вильярош. Следом за прототипом построили три предсерийных экземпляра.

Успешные испытания прототипа и предсерийных самолетов открыли «Миражу» IV путь в серийное производство. Уже в мае 1962-го «Дассо» получила заказ на 50 самолетов «Мираж» IVA, а в июне 1964 года — дополнительный заказ на 12 машин.

С учетом прототипа и предсерийных машин построили 66 самолетов «Мираж» IV. 50 самолетов первого заказа были изготовлены в течен ие трех лет — с декабря 1963 года до ноября 1966-го. Дополнительный заказ был реализован в течение следующего года (последний «Мираж» IVA был выпущен 27 декабря 1967 года).

Серийные самолеты получили ТРДФ «Атар» 9К. Полукруглые воздухозаборники двигателей имели подвижные регуляторы полуконусной формы, прозванные летчиками за характерную форму «мышами».

Для уменьшения взлетной дистанции применялись сбрасываемые твердотопливные ускорители RATO — два пакета по шесть штук, каждый из которых развивал тягу в 450 кг. Экипаж размещался в тандемной кабине на катапультных креслах «Мартин Бейкер» ВМ.4, производившихся по лицензии во Франции. Обзор из кабины пилота был сильно ограничен, штурман же вообще имел лишь два небольших окна по бокам, да перископ для обзора нижней полусферы. Шасси «Миража» IV состояло из передней опоры с двухколесной тележкой и двух основных опор с четырьмя колесами каждая. Подобная конструкция шасси теоретически обеспечивала применение самолета с грунтовых аэродромов, но на практике подобное базирование не применялось.

ОБОРУДОВАНИЕ И ВООРУЖЕНИЕ

Основу прицельно-навиагационного комплекса самолета составляла РЛС «Томсон-CSF» DRAA-8A с антенной в подфюзеляжном обтекателе, обеспечивающим круговой обзор. Кроме того, на самолете устанавливалась доплеровская навигационная система «Маркони», автопилот SFENA, бортовой вычислитель «Дассо», обнаружительный приемник «Томсон-CSF» BF, радиостанции KB и УКВ диапазонов, а также АФА OMERA для фиксации результатов бомбометания.

Основным вариантом боевой нагрузки считалась ядерная авиабомба AN-22, подвешиваемая в полуутопленном положении под фюзеляжем. Начиная с 1967 года «Миражи» IVA прошли модернизацию, дабы обеспечить подвеску модифицированного ядерного боеприпаса с тормозным устройством для применения с малых высот — стало ясно, что возросшая эффективность ПВО «вероятного противника» не позволит бомбардировщикам, даже «двухмаховым», действовать на больших высотах. Под крылом имелись четыре узла подвески. В стандартном варианте на внутренних подвешивались 2500-л ПТБ (в перегоночном варианте подобный бак мог размещаться и под фюзеляжем). Внешние же узлы служили для размещения средств РЭБ — на правом подвешивали контейнер с устройством выброса ИК-ловушек и дипольных отражателей «Филипс» BOZ-100, а на левом — станцию постановки активных помех «Барем» производства фирмы «Томсон-CSF». Кроме ядерного варианта предусмотрели и применение обычного оружия — шести 1200-кг авиабомб либо четырех противорадиолокационных ракет AS-37 «Мартель». Но подобный вариант считался отнюдь не приоритетным — главным было ядерное оружие.

МОДИФИКАЦИИ

Помимо базового варианта ВВС Франции эксплуатировали две модификации. Первой из них стал разведывательный вариант «Мираж» IVR. В 1970-е годы в разведчики переоборудовали дюжину бомбардировщиков. Вместо ядерной авиабомбы они несли под фюзеляжем контейнер СТ-52 со сменным комплектом разведывательного оборудования. Типовая конфигурация состояла из семи аэрофотоаппаратов — трех OMERA 35 для съемки с низких высот, такого же количества высотных OMERA 36, а также камеры «Вильдт» для картографирования местности. Предусматривалась возможность установки вместо части АФА инфракрасной камеры с линейным сканированием SAT «Супер Циклоп». Другая модификация появилась в начале 1980-х годов как следствие устаревания свободнопадающих ядерных авиабомб и разработки для их замены крылатой ракеты ASMP с дальностью стрельбы 250 км и боевой частью мощностью 300 кт. Предложенная в качестве носителя модификация самолета поначалу обозначалась «Мираж» IVN, но впоследствии за ней закрепилось обозначение «Мираж» IVP (Р — от «пенетратор», т. е. «проникающий»). В 1982 году начались испытания первого из двух прототипов, ас 1985 года начались поставки серийно переоборудованных самолетов (18 ед.). Модернизация не затронула ни планера, ни силовой установки, но вот радиоэлектронное оборудование обновили радикально. Вместо РЛС DRAA-8A установили импульсно-доплеровский радар «Аркана» фирмы «Томсон-CSF». Самолет получил также спаренную инерциальную навигационную платформу «Сажем» «Улисс» и обнаружительный приемник «Томсон-CSF» «Серваль». Под фюзеляжем появился пилон для подвески одной ракеты ASMP.

В СТРОЮ ВВС ФРАНЦИИ

Самолеты «Мираж» IVA поступили на вооружение трех бомбардировочных эскадр — 91,93-й и 94-й. Каждая из них включала три эскадрильи по 4 самолета (всего 36 машины), остальные бомбардировщики находились в резерве и в учебном центре.

Во второй половине 1980-х годов в строю осталось всего две ударные эскадрильи (по 9 самолетов «Мираж» IVP) и одна разведывательная. Ударные самолеты были сняты с вооружения в 1996 году, передав свои функции «Миражам» 2000N, а разведывательные — в 2005 году.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ДАССО «МИРАЖ» IVA

Тип: двухместный двухмоторный бомбардировщик
Двигатели: SNECMA «Атар» 9К максимальной тягой 5000 кгс (на форсаже — 7200 кгс)
Размеры, м:
длина: 23,49
высота: 5.40
размах крыла: 11,85 площадь крыла, м2:78,00
Вес, кг:
пустого самолета: 14500
нормальный взлетный: 31600
максимальный взлетный: 33475
Технические характеристики:
максимальная скорость, км/ч: 2340
перегоночная дальность, км: 4000
боевой радиус, км: 1240
практический потолок, м: 20000
Вооружение: 1 ядерная бомба либо до 7200 кг обычных бомб