Содержание

К-145 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
К-145
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Западная Лица, Ягельная губа, Оленья Губа, Гремиха
Спуск на воду 30 мая 1962
Выведен из состава флота 14 марта 1989
Современный статус Утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРБ
Обозначение проекта проект 658, 701
Разработчик проекта ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин»)
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО «Hotel-I/III»
Скорость (надводная) 15 узлов[1]
Скорость (подводная) 26 узлов[1]
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток[1]
Экипаж 104-114 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 4 039 т[1]
Водоизмещение подводное 5 300 т[1]
Длина наибольшая
(по КВЛ)
114,0 м[1]
Ширина корпуса наиб. 9,2 м[1]
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,68 м[1]
С

ru.wikipedia.org

тип 701

    В 80-х, приблизительно в одно время с началом разработки в ОКБ МиГ проекта МФИ (1.42) была начата работа над проектом «МДП» (Многофункциональный Дальний Перехватчик) для замены перехватчика МиГ-31. Позже МДП стал известен как изделие 7.01. Как и у его предшественника, задачей МДП должно было стать патрулирование и охрана протяжённых границ СССР с высокой долей автономности. При этом предполагалось сделать значительный шаг от МиГ-31 в ТТХ этого авиационного комплекса.

    Проект был предложен группой конструкторов, ранее перешедшей из ОКБ Сухого во главе с Л.И.Бондаренко, под руководством А.А.Белосвета.
    Аэродинамическая схема — однокилевая утка с крылом переменной по переднему краю стреловидностью и ПГО. Размещение вооружения внутреннее.
    Работы по самолёту значительно замедлились в 90х годах и проект был окончательно закрыт в 1993 году, не дойдя даже до постройки прототипа. Предполагается сохранить модернизированные варианты МиГ-31 в строю до 2025 года, когда их сменит самолёт класса МФИ. Подробности проекта до сих пор остаются неизвестными.
    В 1993 в попытке сохранить проект прорабатывался вариант 7.01П — сверхзвуковой межконтинентальный самолёт бизнес-класса.

Описание
Разработчик ОКБ им.А.И.Микояна
Обозначение тип 7.01
Тип Дальний сверхзвуковой перехватчик
Экипаж, чел 2
Геометрические и массовые характеристики
Длина, м 30
Размах крыла, м 19
Максимальная взлетная масса, кг 65000
Силовая установка
Число двигателей 2
Тип двигателя ДТРД
Летные данные
Крейсерская скорость, км/ч сверхзвуковая 2300 — 2500
дозвуковая высокая дозвуковая
Расчётная дальность на крейсерском режиме, км
сверхзвуковом 7000
дозвуковом 11000
Вооружение
Вооружение УР «воздух-воздух»

Источники информации:

  1. Боевые самолёты / Пётр Бутовский /
  2. МиГ 7.01 / АвиаФил /

testpilot.ru

МиГ-41: российский перехватчик будущего? — Сур Бере

На просторах Сети все чаще появляется информация о МиГ-41 – загадочном российском истребителе-перехватчике, который пока что существует только в умах людей. Давайте рассмотрим, насколько эта концепция реальна.

Российский истребитель будущего в представлении художника (Изображение Conceptartworld)


Что такое перехватчик?

Дабы понять идею МиГ-41, нужно обратиться к разработкам прошлых лет. Ближайший его аналог – знаменитый МиГ-31, совершивший полет в далеком 1975 году. Сейчас это чуть ли не единственный пример отечественной военной техники, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов» и впрямь не лишено оснований. Одна из главных особенностей машины – это крейсерская скорость, составляющая почти 2,5 тыс. км/ч. Перехватчик МиГ-31 – самолет уникальный и… совершенно ненужный большинству стран. Перед нами узкоспециализированная машина, предназначенная для борьбы с маломаневренными целями. В других странах ее роль выполняют многофункциональные истребители четвертого поколения и комплексы ПВО. Но вот для России, с ее необъятными территориями и гигантской протяженностью границ, тяжелый перехватчик, действительно, неплохое решение. Ракеты Р-33 – его «главный калибр» – имеют ограничения по перегрузке 4g. Следовательно, против высокоманевренных истребителей использоваться они не могут. Однако вполне пригодятся для борьбы с неповоротливыми бомбардировщиками и крылатыми ракетами. Собственно, именно поэтому и ценят 31-й.

 
Сейчас в распоряжении ВКС примерно 130 таких самолетов. Часть из них прошли модернизацию до уровня МиГ-31БМ. Была обновлена бортовая электроника, а кроме того, в арсенал планируется включить новые ракеты. Речь идет прежде всего о ракете Р-37, концептуально близкой к Р-33 и имеющей дальность пуска около 300 км. Подобные изделия превосходят по этому показателю ракеты класса «воздух-воздух» средней дальности, в частности, американскую AMRAAM и российскую РВВ-АЕ/СД. Однако, как уже отмечалось, они «неповоротливые», к тому же цена таких изделий достаточно высока. Выше цены обычных ракет класса «воздух-воздух». МиГ-31БМ хотели научить поражать цели на земле управляемым вооружением класса «воздух-поверхность». Но пока что от их реализации отказались. Возможно, это верное решение. Все-таки между перехватчиком и истребителем-бомбардировщиком разница довольно большая.

 

МиГ-31 (Фото Focus)

 

Замена МиГ-31

Самолет МиГ-31 прочно занимает свою нишу, однако даже на фоне таких «ветеранов», как Су-27 и МиГ-29, он кажется «стариком». Именно поэтому в последнее время заговорили про новый самолет-перехватчик. В 2014 году о МиГ-41 (это предполагаемое название) рассказал летчик-испытатель Анатолий Квочур. «Такая модернизация должна была состояться еще лет двадцать тому назад. Однако этого тогда не произошло, поэтому сейчас требования повышаются. Они заключаются в том числе в (повышении) скорости перехватчика до 4–4,3 Маха», – заявил летчик. Бросается в глаза просто гигантская скорость крылатой машины. МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. Для сравнения, максимальная скорость МиГ-31 составляет 2,83 М (3000 км/ч). При этом он всегда входил в число самых быстрых боевых самолетов. Квочур отметил, что перехватчик будет создан на основе МиГ-31. Вероятно, имеется в виду опыт, учтенный при создании советского перехватчика. Маловероятно, что новый самолет будут делать на базе уже очень старого советского МиГ-31. Технологии все же не стоят на месте. Да и фактор малозаметности при разработке новых боевых машин также стоит учитывать.

 
В прессе тема про МиГ-41 то появляется, то затухает вновь. Масла в огонь уже в 2016 году подлил член комитета Госдумы РФ по обороне Александр Тарнаев. «Руководством страны принято решение включить проект создания перспективного высотного перехватчика в новую программу вооружения со сроками реализации в 2020 году. Машина станет дальнейшим развитием истребителя-перехватчика МиГ-31, который на десятилетия опередил время. Мы не исключаем, что разработка нового самолета может начаться и ранее 2020 года, так как он очень нужен нашим Вооруженным силам», – рассказал он. Еще раньше главком ВКС, генерал-полковник Виктор Бондарев заявил, что уже идут НИР (научно-исследовательские работы), а с 2017-го должны начаться ОКР (опытно-конструкторские работы) по созданию перспективного авиационного комплекса дальнего перехвата. Напрямую про МиГ-41 главнокомандующий не говорил, но здесь, насколько можно судить, подразумевается именно новый перехватчик. Вообще, он может получить и совсем другое обозначение после поступления в войска.
 
Военные чаще всего предпочитают хранить молчание по этому поводу. Очевидно, что окончательный облик новой машины будет определен не скоро. Возможно, первые эскизы мы сможем увидеть ближе в 2020 году, когда работы над проектом будут (если будут) идти более плотно. Скорее всего, если проводить параллель с МиГ-31, внешний вид истребителя изменится в сторону большей малозаметности. Вооружение, возможно, разместят внутри. Сейчас на базе уже упомянутой Р-37 ведется разработка новой ракеты РВВ-БД, имеющей двухрежимный РДТТ (ракетный двигатель твердого топлива). Именно эти ракеты может получить МиГ-41 в случае своего рождения. Хотя ко времени его принятия на вооружение появится и принципиально новое вооружение, начиная от новых, сделанных «с нуля» ракет класса «воздух-воздух» и заканчивая лазерными боевыми системами, способными уничтожить самолет (нечто подобное сейчас разрабатывают американцы). Что же касается боевого радиуса действия, то он, очевидно, будет составлять 700–1200 км. Эксперты говорят, что новый самолет можно будет использовать для вывода на околоземную орбиту малых спутников.
 
Главной задачей МиГ-41 может стать противостояние американской угрозе. Речь идет, в частности, о новых гиперзвуковых летательных аппаратах, разрабатываемых в США. Невольно вспоминается проект гиперзвуковой крылатой ракеты Boeing X-51, максимальная скорость которой может достигать 6200 км/ч.
 
Интересно то, что «МиГ» в 90-е годы уже разрабатывал новый перехватчик. Он получил название «проект 701»: дальность полета 62-тонного «монстра» должна была составлять 7 тыс. км, а максимальная скорость – 2500 км/ч. Однако от проекта отказались, и новый перехватчик, очевидно, в идейном плане будет ближе именно к МиГ-31. Отличительной особенностью МиГ-41 может стать его «беспилотность»: живому летчику пришлось бы переносить просто гигантские перегрузки в этом случае. Здесь, правда, есть одно «но»: российские беспилотные технологии до сих пор далеки от западных. РФ, например, пока не смогла создать полноценный ударный БПЛА.
 
Но как быть со сроками? Если мы и увидим новый самолет, то это произойдет не раньше второй половины 2020-х. До этого времени МиГ-31 будут верой и правдой служить ВКС РФ. «Пару» этой машине составит и Т-50 ПАК ФА, который к тому времени превратится из прототипа в серийное изделие. Предполагается, что он тоже сможет нести ракеты класса «воздух-воздух» большой дальности.

 

Возможный облик «проекта 701» (Фото Ussrairs)

 

Есть ли будущее у МиГ-41?

Истребитель-перехватчик МиГ-41 остается полумифической машиной, и шансы на его реализацию относительно невелики. Все упирается в финансирование. Сейчас разработка новых истребителей вообще стоит  невероятно дорого. Так, цена программы разработки американского истребителя пятого поколения F-22 составила без малого 66,7 млрд долларов. России будет проще потратиться на создание легкого истребителя пятого поколения – аналога (с некоторыми оговорками) американского F-35. Многофункциональная машина, в конце концов, намного лучшее вложение средств, нежели узкоспециализированный перехватчик.
 
Но как быть с задачами, лежащими на плечах МиГ-31? Очевидно, часть из них возьмет на себя истребитель, созданный на базе ПАК ФА. А часть будут выполнять истребители поколения 4+. Добавим, что в мире почти не осталось узкоспециализированных перехватчиков. Исключение составляют только российские МиГ-31 и небольшое количество старых МиГ-25, поставленных в другие страны. Все это, конечно, снижает вероятность появления МиГ-41. Другое дело – массовая культура, которой название «МиГ-41» пришлось по душе. У этого самолета есть все шансы стать «городской легендой», подобно тому как американцы создали миф о таинственной «Авроре» – сверхбыстром боевом самолете, якобы существующем в реальности.

 

Ракета РВВ-БД (Фото Vitaly Kuzmin)

Naked Science

#техника, #оружие

dnevniki.ykt.ru

Подводная лодка проекта 701 Википедия

К-145
История корабля
Государство флага СССР СССР
Порт приписки Западная Лица, Ягельная губа, Оленья Губа, Гремиха
Спуск на воду 30 мая 1962
Выведен из состава флота 14 марта 1989
Современный статус Утилизирована
Основные характеристики
Тип корабля ПЛАРБ
Обозначение проекта проект 658, 701
Разработчик проекта ЦКБ-18 (ЦКБ МТ «Рубин»)
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО «Hotel-I/III»
Скорость (надводная) 15 узлов[1]
Скорость (подводная) 26 узлов[1]
Рабочая глубина погружения 240 м
Предельная глубина погружения 300 м
Автономность плавания 50 суток[1]
Экипаж 104-114 человек
Размеры
Водоизмещение надводное 4 039 т[1]
Водоизмещение подводное 5 300 т[1]
Длина наибольшая
(по КВЛ)
114,0 м[1]
Ширина корпуса наиб. 9,2 м[1]
Средняя осадка
(по КВЛ)
7,68 м[1]
Силовая установка
два водо-водяных атомных реактора ВМ-А по 70 МВт
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
Носовые ТА: 4 x 533 мм (торпеды СЭТ-65, 53-65К), 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.
Кормовые ТА: 2 x 400 мм, 6 противолодочных торпед.
Ракетное вооружение Комплекс Д-2 с тремя БРПЛ Р-13 в ограждении рубки (проект 658).
Комплекс Д-9 с шестью БРПЛ Р-29 в ограждении рубки (проект 701).

К-145 — советская атомная подводная лодка проекта 658, 701, заводской № 906.

История

Заложена 21 января 1961 года на стапеле цеха № 50 Северного машиностроительного предприятия. Спущена на воду 30 мая 1962 года. С 11 июня по 4 октября 1962 года на лодке были проведены швартовные испытания оборудования и механизмов. Заводские ходовые испытания проводились в период с 5 по 10 октября 1962 года. Государственные испытания проходили с 8 по 23 октября 1962 года. 23 октября 1962 года Государственная комиссия подписала акт о завершении государственных испытаний ПЛАРБ «К-145».

Включена в состав Северного флота 14 ноября 1962 года, зачислена в состав 31-й дивизии 1-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Западной Лице. Первым командиром ПЛАРБ «К-145» был назначен капитан 2 ранга Гришечкин А. И.

В 1963 — 1965 годах лодка отрабатывала задачи боевой подготовки.

15 февраля 1965 года ПЛАРБ «К-145» была переведена в состав 31-й дивизии 12-й эскадры подводных лодок с местом базирования в Ягельной губе[2].

В 1965 году началось переоборудование «К-145» в экспериментальную ПЛАРБ с целью установки на ней 6 баллистических ракет с межконтинентальной дальностью стрельбы комплекса Д-9 с подводным стартом и проведения лётно-конструкторских испытаний этого ракетного комплекса. С декабря 1965 года лодка находилась в текущем ремонте на Северном Машиностроительном Предприятии. В процессе ремонта на субмарине были заменены парогенераторы и было произведено переоборудование её по проекту 701.

С августа 1970 года по ноябрь 1972 года на ПЛАРБ «К-145» производились испытания нового ракетного комплекса Д-9. Первый запуск ракеты был произведён 25 декабря 1971 года. В целом испытания ракетного комплекса прошли успешно и 12 марта 1974 года комплекс Д-9 был принят на вооружение.

С ноября 1972 года по декабрь 1976 года ПЛАРБ «К-145» проходила средний ремонт и дооборудование в боевой корабль на Северном Машиностроительном Предприятии.

19 декабря 1976 года ПЛАРБ «К-145» была зачислена в состав 18-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Гремиху[2].

В 1977 — 1978 годах ПЛАРБ находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.

В кампанию 1979 — 1980 годов ПЛАРБ «К-145» выполнила два автономных похода на боевую службу.

В период с марта по июнь 1979 года на лодке была произведена перезарядка активных зон реакторов.

В 1984 — 1989 годах ПЛАРБ «К-145» находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.

14 марта 1989 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ.

Всего с момента спуска на воду ПЛАРБ «К-145» прошла 83170 морских миль за 11798 ходовых часов.

С 1988 года по 2002 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву на отстое.

По состоянию на 2002 год лодка проходила утилизацию на судоремонтном заводе №35 в Росте[2].

Интересные факты

Из-за большой мощности ракет и размещения их в один ряд ПЛАРБ «К-145» после переоборудования по проекту 701 имела на флоте прозвище «термоядерный забор»[3].

Примечания

  1. 1 2 3 4 5 6 7 8 До переоборудования ПЛАРБ по пректу 701
  2. 1 2 3 К-145 Проект 658, 701
  3. ↑ Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год. Рег. св. № П-1401 от 24.03.1995 Указ. соч. — С.135

Литература

  • Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год. Рег. св. № П-1401 от 24.03.1995 года.

Ссылки

wikiredia.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА

С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 701

NUCLEAR SUBMARINE WITH BALLISTIC MISSILES OF PROJECT 701

В 1963 г. Военно-промышленная комиссия рассмотрела вопрос о необходимости создания комплекса Д-9 с малогабаритной межконтинентальной баллистической ракетой Р-29, длительного хранения, а также с высокой степенью готовности к старту из подводного или надводного положения носителя. В этом качестве носителей ракетного комплекса рассматривались проекты дизельных и атомных подводных лодок. Институт Вооружения ВМФ (НИИ-28) разработал ТТЗ на проектирование ракетного комплекса, а ГУК ВМФ рассмотрело предэскизные варианты его носителей, которые на начальном этапе работ имели один и тот же индекс – пр.701.
В 1963 году по решению ВПК в ЦКБ-16 проводились работы по ПЛ пр. 701. На лодке предполагалось разместить ракетный комплекс Д-9 в составе 12 и 16 пусковых установок, прорабатывались различные варианты энергетических установок корабля (атомные и дизельные). В проработке так же предлагалось переоборудование ПЛ пр. 629 на 3 и 6 шахт для Р-29.
Формально работы над комплексом Д-9 начались после выхода постановления Правительства Советского Союза от 28 сентября 1964 г.
В 1964 году было принято решение о переоборудовании одной ПЛ проекта 658 для отработки и испытания ракетного комплекса Д-9. В декабре 1964 г. ВМФ выделил для модернизации К-145 (зав. №906) Технический проект 701 был разработан ЦКБ-16 (гл. конструктор Н.Ф.Шульженко) в 1965 году, на подводной лодке предусматривалось размещения 6 ракет Р-29 в один ряд (вместо 3-х на ПЛ проекта 658), взамен IV отсека было врезано два новых отсека общей длиной 25,5 м. На ПЛ разместили навигационный комплекс «Сигма-М». Состав основного оборудования сохранился по проекту 658. В носовом ракетном отсеке также размещались системы и устройства с постами управления комплексом, а в кормовом – механизмы и устройства, не требовавшие обслуживания при стрельбе.
По проекту 701 предусматривалось вооружение подлодок проекта 658М шестью пусковым установками 4С-75-1 для ракет Р-29 комплекса Д-9.

На корабле пр.701 верхние части ракетных шахт прикрывались специальным банкетом, располагавшимся за ограждением рубки. За банкетом находилась платформа с ВВАБТ «Параван» и ее лебедка. Для обеспечения требуемой продольной прочности корпуса, в его нижней части в районе между первым и седьмым (реакторным) отсеками, смонтировали киль коробчатой конструкции. На лодке имелось 16 (а не 14 как у АПЛ пр.658) бескингстонных ЦГБ, причем роль средней группы (позволявшей кораблю всплывать в позиционное положение) играли шесть из них (№5, №6, №6бис, №7, №7бис и №9). ЦГБ продувались ВВД, а концевые группы также отработанными газами ДГ.
Отсеки подводной лодки:
I отсек — торпедный-жилой.
II отсек — аккумуляторный-жилой;
III отсек — центральный пост;
IV отсек — носовой ракетный
IV-бис отсек — кормовой ракетный
V отсек — вспомогательных механизмов;
VI отсек — реакторный;
VII отсек — вспомогательных механизмов;
VIII отсек — турбинный;
IX отсек — электромеханический;
X отсек — кормовой жилой и вспомогательных механизмов;
XI отсек — кормовой торпедный.
В марте 1965 г. ЦКБ-16 закончило разработку технического проекта и 2 августа 1965 г. его утвердили совместным решением Министерства судостроительной промышленности и командования ВМФ. При этом был выдвинут целый ряд замечаний, для устранения которых требовалось выполнить дополнительные проектные проработки и совместно с ЦНИИ-1 МО (в/ч 27177) принять решение об их внедрении в пр. 701.

ХАРАКТЕРИСТИКИ МБР Р-29

Тип комплекса

Д-9

Тип ракеты

Р-29

Разработчик

КБМ

Состояние

На вооружении с 1974 г.

Дальность стрельбы, км

8000

Стартовый вес, кг

33,3-33,35

Длина, м

12,955-13,435

Диаметр корпуса, м

1,80

Тип ГЧ

моноблочная

Число ББ

1

Тип старта

надводный и подводный с глубины до 50 м

Число ступеней

2

Тип топлива

жидкое

Примечание:
ББ – боевой блок;
ГЧ – головная часть;
КБМ – Конструкторское бюро машиностроения;
РГЧ – разделяющаяся головная часть;
РГЧ ИН — разделяющаяся головная часть индивидуального наведения

Эти замечания касались в основном комплектации навигационного комплекса «Сигма-701» и АКЦВС «Альфа-701» (или «Альфа-2»). Их устранение потребовало перекомпоновки ряда помещений корабля. Имелись разногласия и с проектировщиком самого комплекса – СКБ-385. В частности, В.П. Макеев настаивал на том, чтобы шахты были спроектированы на давление, создаваемое в них в процессе пуска ракет, в то время как ЦКБ-16 проектировало их исходя из предельной глубины погружения лодки. Только после проведения специальных пусков, доказавших требуемую прочность конструкции шахт, разногласия удалось устранить.
В соответствии с предложением заместителя Судостроительной промышленности Ю.Г.Деревянко для модернизации корабля пр.658 у него полностью вырезали ракетный отсек и небольшие части прилегающих к нему третьего и пятого отсеков. Вместо них вваривался новый блок, состоявший из двух ракетных отсеков, а также увеличенными частями третьего и пятого отсеков. Длина лодки при этом увеличивалась на 42 м. В период с августа 1964 г. по ноябрь 1965 г. ЦКБ-16 поставило на ССЗ-402 (который должен был осуществлять модернизацию К-145) весь комплект рабочих чертежей с внесенными в них изменениями.
Однако проектирование и испытания комплекса Д-9 шли с хроническим отставанием от установленных сроков.
Первоначально на ПЛ пр. 701 предполагалось установить ЦВМ «Азов», разработчик НПО «Агат» (гл. конструктор Я.А.Хетагуров). При разработке этой машины учитывался передовой опыт в этой области ведущих американских, английских фирм, а так же отечественные разработки. На ЦВМ «Азов-1» отрабатывались схемно-технологические решения, проводились различные испытания. Позже, на основе этой машины под руководством Я.А.Хетагурова для ракетного комплекса Д-9 на ПЛ пр. 701 была создана система «Альфа-1». Ядром системы был высоконадежный многопроцессорный вычислительный комплекс.
Отработка комплекса Д-9 велась на подводной лодке проекта 701 (модернизированная лодка проекта 658) с системой «Альфа-1». Была также разработана система «Альфа-2» для переоборудования под комплекс Д-9 подводной лодки проекта 629 (проекта 601).
Переоборудование подводной лодки К-145 (зав. №906, командир В.И.Илларионов) в экспериментальную АПЛ по проекту 701 началось на Северном машиностроительном предприятие в 1965 году и было закончено в 1970 году. Швартовые испытания завершились на Северном флоте в Оленьей Губе 25 марта 1971 года.
Испытания ракет Р-29 на полигоне завершились в ноябре 1971 года, поэтому к совместным испытаниям лодки и комплекса Д-9 приступили только в декабре 1971 года. 20 декабря 1971 г. на К-145 погрузили первую ракету Р-29.

Первый период испытаний (лодка проекта 701) проходил в филиале полигона в Североморске. Затем летные испытания продолжались в Северодвинске. Ракеты готовились на технической позиции и по железной дороге доставлялись на причал Северного машиностроительного предприятия, где базировались подводные лодки. Там же проводились погрузка, генеральные испытания. Пуски осуществлялись со стартовых позиций в Белом море.

Первый запуск 25 декабря 1971 года с борта АПЛ К-145 пр.701 был успешно произведен из надводного положения, так как ледовая обстановка в Белом море не позволяла произвести подводный запуск.
Пуск ракет Р-29 мог быть осуществлен как из подводного так и надводного положений. Все ракеты могли быть выпущены в одном залпе при скорости подводной лодки до 5 узлов, с глубины до 50 метров и волнении моря до 6 баллов
Последующие три старта также прошли успешно. Но во время пятого запуска в марте 1972 года во время предстартового наддува баков ракеты произошло разрушение топливных баков первой ступени. Подлодка по команде капитана 2 ранга Ю. Илларионова произвела срочное всплытие. Была выдана команда на отмену предстартовой подготовки и открыта крышка шахты. Однако эти меры не предотвратили взрыва. Корпус шахты выдержал, но авария вынудила отправить лодку на ремонт на Северный машиностроительный завод. Ремонт продолжался до 3 августа 1972 года.
Совместные испытания были закончены 28 ноября 1972 года после пуска 13 ракет. Две ракеты впервые в мире были запущены на межконтинентальную дальность — по полигону в акватории Тихого океана. Позднее для проведения испытаний была привлечена АПЛ К-279 проекта 667Б, с нее выполнено 6 пусков. Комплекс Д-9 принят на вооружение 12 марта 1974 года Постановлением СМ №177-67, производство ракет Р-29 было развернуто на Красноярском машиностроительном заводе.
Приемный акт лодки был подписан 19 декабря 1976 года. 19 декабря 1976 года ПЛАРБ «К-145» была зачислена в состав 18-й дивизии 11-й флотилии подводных лодок с местом базирования в Гремиху.
В 1977 — 1978 годах ПЛАРБ находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
В кампанию 1979 — 1980 годов ПЛАРБ «К-145» выполнила два автономных похода на боевую службу.
В период с марта по июнь 1979 года на лодке была произведена перезарядка активных зон реакторов.
В 1984 — 1989 годах ПЛАРБ «К-145» находилась в боевом дежурстве и отрабатывала задачи боевой подготовки в море и в базе.
14 марта 1989 года лодка была выведена из боевого состава ВМФ.
Всего с момента спуска на воду ПЛАРБ «К-145» прошла 83170 морских миль за 11798 ходовых часов.
С 1988 года по 2002 год лодка находилась в пункте временного хранения на плаву на отстое.
По состоянию на 2002 год лодка проходила утилизацию на судоремонтном заводе №35 в Росте.

В экспозиции музее истории СПМБМ «Малахит» представлена модель интересного и малоизвестного подводного ракетоносца проекта 701.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Проектант ЦПБ «Волна»
Гл.конструктор Н.Ф. Шульженко
Завод-строитель СМП
Число кораблей 1
Срок вступления в строй, г. 1976
Нормальное водоизмещение, м3 ок. 4900
Длина наибольшая, м 129,8
Ширина корпуса наибольшая, м 9,2
Осадка средняя, м 7,4
Запас плавучести, % 29
Архит.-конструкт. тип двухкорпусная
Энергетическая установка:
— тип ППУ типа ВМ-А
— число реакторов 2
— тип ПТУ ГТЗА-601
— число х мощность (на валу)
ПТУ, л.с. 2 х 17500
— тип ТГ ГПМ-21 с приводом от ГТЗА, постоянный ток, 320 в
— число х мощность, кВт 2 х 1400
— тип ДГ ПГ-117, постоянный ток, 320 в, дизель М-820
— число х мощность, кВт 2 х 460
— тип АБ свинцово-кислотная с эл. 426П
— число групп АБ х число элементов в группе 2 х 112
— тип РСД ГЭД ПГ-116, постоянный ток, встроенный в линию вала
— число х мощность , л.с. х частота
вращения, об/мин 2 х 450 х 140
— число гребных валов х частота
вращения, об/мин 2 х 500
— тип ГВ 5-лопастный
Скорость хода, уз.:
— подводная под ГТЗА ок. 24
— надводная под ГТЗА 14-15
— подводная под ГЭД ок. 6
— надводная под ДГ и ГЭД 7-8
Глубина погружения, м 300
Материал ПК сталь
Материал ЛК маломагнитная сталь
Автономность, сут. 50
Экипаж (в т. ч. офицер.), чел. 106(32)

ВООРУЖЕНИЕ

Ракетное:
— тип ракетного комплекса Д-9 (ракета Р-29)
— число ракет 6
— тип рак. шахт вертикальные
— вид старта подводный
Торпедное:
— число х калибр носовых ТА, мм 4 х 533, 2 х 400
— число х калибр кормовых ТА, мм 2 х 400
— общее число х калибр торпед, мм 4 х 533, 12 х 400
— система управления стрельбой «Ленинград-658″
— тип торпед противокорабельные и противолодочные
Гидроакустическое:
— ГЛС-ШПС «Арктика-М»
— ШПС МГ-10
— ГАС миноискания «Плутоний»
— ГАС ЗПС и ОГС МГ-25
Радиолокационное:
— РЛС кругового обзора «Альбатрос»
— СОРС «Накат»
— ст. опознавания «Нихром-М»
Навигационное:
— навигац. комплекс «Сигма-658М»
— эхолот НЭЛ-6
— эхоледомер ЭЛ-2
— автомат. радиопеленгатор АРП-53
— корабельный индикатор КИ-55
— кораб. приемоиндикатор КПФ-2
— дистанц. магн. компас КДЭ-П
— зенитн. перископы ПЗНГ-8, ПЗН-7 и др.
Радиосвязное:
— р/передатч. КВ «Искра»,»Окунь-ПЛ»
— р/приемник КВ «Брусника-М-ПЛ»
— приемо-передатч. УКВ «Графит-1″
— р/приемник ДВ «Глубина» и др

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН», 21.03.2017

Источники:
Карпенко А.В., Шумков Н.И. «Морские комплексы с баллистическими ракетами» СПб. — Москва, 2009 г. ВТС «Бастион» (http://bastion-karpenko.narod.ru)
Карпенко А.В. «Российское ракетное оружие 1943-1993 гг.» (справочник). СПб: «Пика», 1993 г.
«Подводные силы России», М: «Военный Парад», 2006
«Морские стратегические ракетные комплексы». М: Военный парад – ГРЦ Макеева, 2011
Архив ЦВМА
Архив ЦНИИ им. Акад. А.Н.Крылова
Ю.В. Апальков «Подводные лодки советского флота 1945-1991 гг. Том 1. Первое поколение АПЛ»
Справочник «Подводные лодки России», том IV, часть 1, 1ЦНИИ МО РФ (кораблестроения ВМФ), ЦКБ «Рубин», СПБ, 1996 год
А. Б. Широкорад. Энциклопедия отечественного ракетного оружия. — М.: АСТ, 2003
http://www.dogswar.ru
https://ru.wikipedia.org

МОДЕЛЬ АТОМНОЙ ПОДВОДНОЙ ЛОДКИ ПРОЕКТА 701. МУЗЕЙ СПМБМ «МАЛАХИТ»
РАКЕТНЫЙ КОМПЛЕКС Д-9 C РАКЕТОЙ Р-29
АТОМНАЯ ПОДВОДНАЯ ЛОДКА С БАЛЛИСТИЧЕСКИМИ РАКЕТАМИ ПРОЕКТА 658
САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКОЕ МОРСКОЕ БЮРО МАШИНОСТРОЕНИЯ «МАЛАХИТ»
ЦЕНТРАЛЬНОЕ КОНСТРУКТОРСКОЕ БЮРО МОРСКОЙ ТЕХНИКИ “РУБИН”

bastion-karpenko.ru

Новый истребитель России Миг-41: «убийца спутников» с запредельной скоростью даст мощный отпор любому агрессору | Голплан

Новости планеты, 7 ноября. «Проект 701» или создание нового самолёта, который бы заменил знаменитый истребитель Миг-31, был утверждён ещё в 1990-е годы, но во время правления президента Ельцина он был заморожен, пишет Правда.ru.

И вот проект возрождается и не по предложению конструкторов из ОКБ им. Микояна, а по заказу руководства нашей страны. Удивляет то, что даны жёсткие сроки по вводу в эксплуатацию нового истребителя Миг-41. Известно, что работа по возрождению «Проекта 701» началась уже давно.

В начале 2020 года истребитель Миг-41 должен пройти испытания, а к 2025 году поступить на вооружение в ВВС РФ, хотя действующий истребитель Миг-31, разработанный в 1970-х годах, вполне боеспособен и не устареет до 2030 года.

Правда.ru пишет, что Миг-31 вооружен ракетой «воздух-воздух» и может летать на рекордных скоростях для истребителей четвёртого поколения (2500 тысячи км в час) на дальние расстояния. 26 октября Миг-31 успешно выполнил боевые задачи в учениях в небе над Приполярным Уралом.

Чем же отличается Миг-41 от истребителя Миг-31?

Миг-41 это скоростной истребитель-перехватчик, который способен работать на границе ближнего космоса и сбивать ракеты, не только летящие в атмосфере, но в ближнем космосе, а также уничтожать спутники, без которых в современном мире воевать практически невозможно.

Спутники используют для навигации, определяют расстояние до цели, выполнение боевых задач без использования спутников практически невозможно. Россия, получив на вооружение истребители Миг-41, сможет «ослепить противника», уничтожив его «навигатор» в космосе.

Кроме передового вооружения и неуловимости, Миг-41 будет обладать малозаметными контурами, ракета спрячется в корпусе самолёта, скорость истребителя составит четыре маха, то есть 4 тысячи км в час.

До сих пор неизвестно каким будет Миг-41 — пилотируемым или беспилотным.

Вооружение истребителя засекречено, но при всех известных характеристиках Миг-41, становится понятно, что ему придётся противостоять сверхзвуковым ракетам, значит, истребитель-перехватчик должен иметь такое оружие, которое сможет их остановить.

Более подробно о новой военной разработке Миг-41 вы узнаете из видео.

golplan.ru

Проект Нового Тяжелого Истребителя, Технические Характеристики, Радиус Действия, Скорость, Вооружение, Внешний Вид

12.10.2018

МиГ-41. Пока об этой машине неизвестно практически ничего — ни о ее характеристиках, ни даже об особенностях внешнего облика этого самолета. Известно только, что это МиГ-41 – проект тяжелого истребителя-перехватчика, который в будущем заменит МиГ-31. Эту перспективную машину называют самым закрытым проектом российской оборонки. На виртуальных просторах интернета дискуссии вокруг нового российского самолета не утихают уже который год.

В начале нынешнего года вице-президент российской Объединенной самолетостроительной корпорации Сергей Коротков заявил журналистам, что работы над созданием нового истребителя МиГ-41 продолжаются. По его словам, это будет машина нового поколения, которая в заменит высотный истребитель-перехватчик МиГ-31, разработанный еще в середине 70-х годов прошлого столетия. Коротков также сообщил, что в создании новой машины принимают участие не только конструкторы ОКБ им. Микояна, но и представители других предприятий отечественной оборонной отрасли.

Разработки ведутся согласно заданию, которое было сформулировано российским Министерством обороны. Это значит, что ни о какой работе в инициативном порядке (а так нередко бывало в прошлом) речь не идет. Военным действительно нужен новый самолет для замены заслуженного МиГ-31. Никакой дополнительной информации, которая хотя бы немного приоткрывала завесу секретности над перспективным истребителем, чиновник журналистам не сообщил.

Ранее по поводу проекта МиГ-41 высказался главком российских ВВС Виктор Бондарев. Он заявил, что разработка нового истребителя-перехватчика активно ведется и находится на стадии научно-исследовательских работ (НИР), а в 2018 году начались ОКР (опытно-конструкторские работы). Генерал-полковник сообщил журналистам, что принятие самолета на вооружение планируется в 2025 году.

Еще ранее, в 2014 году, о проекте нового тяжелого истребителя-перехватчика рассказывал известный российский летчик-испытатель Анатолий Квочур. По словам пилота, новый самолет должен был появиться еще двадцать лет тому назад, а его скорость должна была достигать 4,3 Маха.

Чтобы представить себе концепцию и идею разрабатываемой машины, совсем необязательно иметь доступ к закрытым лабораториям или секретным документам Министерства обороны. Нужно просто понять, какие задачи будет выполнять новый истребитель, и для какой работы он задуман. И еще следует внимательно посмотреть на разработки прошлых лет, на знаменитый истребитель-перехватчик МиГ-31 – первый советский самолет четвертого поколения, который поднялся в небо в далеком 1975 году.

МиГ-31: самолет особого назначения

Работы по созданию нового высокоскоростного истребителя-перехватчика дальнего радиуса действия начались в Советском Союзе еще в конце 60-х годов. Эта машина впервые поднялась в небо в сентябре 1975 года. МиГ-31 можно смело и без иронии назвать уникальным самолетом: он был способен развивать скорость до 3 тыс. км/ч, а его боевой радиус составлял 720 км. Этот истребитель стал первым в мире самолетом, который был оснащен РЛС с фазированной антенной решеткой. МиГ-31 был вооружен новейшими для своего времени ракетами «воздух-воздух» дальнего радиуса действия.

МиГ-31 был высокоспециализированным самолетом, он изначально создавался для перехвата стратегических бомбардировщиков, самолетов-разведчиков, крылатых ракет и даже спутников противника, находящихся на низких орбитах.

Любопытно, что летные части, вооруженные самолетами МиГ-31, имели статус подразделений специального назначения (спецназа) в составе ВВС СССР.

В 90-е годы конструкторы ОКБ им. Микояна работали над созданием нового тяжелого перехватчика, который должен был заменить МиГ-31. Речь идет о так называемом проекте 701, в рамках которого планировалось создание 62-тонного гиганта с максимальной скоростью 2,5 тыс. км/ч и дальностью полета более 7 тыс. км. Из тяжелого экономического положения в стране этот проект так и не был реализован. Также бесславно закончились и проекты по глубокой модернизации «тридцатьпервого», которые были начаты еще в советский период.

В 2008 году началась программа модернизации МиГ-31. На истребителях проводится замена практически всей электроники, они получают новую ракету Р-37, которая может поражать противника на дистанции 400 км, а также современную РЛС «Заслон-М».

Сегодня МиГ-31 – это, пожалуй, единственный отечественный боевой самолет, по отношению к которому словосочетание «не имеющий аналогов в мире» не является преувеличением. Одной из основных особенностей этой машины является высокая крейсерская скорость, которая составляет более 2,5 тыс. км/ч.

Несмотря на свои уникальные летно-технические характеристики можно смело сказать, что подобная машина просто не нужна подавляющему большинству армий мира. МиГ-31 – это узкоспециализированный тяжелый скоростной самолет-перехватчик, который был создан для охраны бескрайних просторов Советского Союза. Его главная задача – уничтожение маломаневренных целей, таких как крылатые ракеты или стратегические бомбардировщики. Для воздушного боя с вёрткими истребителями противника МиГ-31 подходит слабо. Максимальная перегрузка основного вооружения истребителя – ракет «воздух-воздух» Р-33 – всего лишь 4G, что не позволяет надежно поражать высокоманевременные истребители.

В ВВС других стран функции МиГ-31 выполняют обычные истребители четвертого или пятого поколения или же средства противовоздушной обороны.

Видео про МИГ-41

Но для России с ее гигантскими просторами и огромной протяженностью границ использование подобного самолета – это довольно неплохое решение. Поэтому проект нового самолета, который должен заменить устаревший МиГ-31, кажется абсолютно уместным. Как же будет выглядеть новая машин? Какими характеристиками она должна обладать, чтобы уверенно решать задачу защиты российских воздушных кордонов в следующем десятилетии?

Здесь следует напомнить, что срок эксплуатации истребителей МиГ-31 заканчивается в 2028 году, и к этому времени замена для них должна быть уже готова.

Как будет выглядеть МиГ-41?

Уже неоднократно заявлялось, что новый истребитель-перехватчик будет разрабатываться на базе МиГ-31. Однако вряд ли стоит принимать эту информацию буквально: скорее МиГ-41 будет создан с использованием наработок, полученных в ходе создания своего предшественника, а также тридцатилетнего опыта его использования. С момента первого полета МиГ-31 технологический прогресс в авиастроении сделал огромный рывок, поэтому маловероятно, что новый истребитель будет похож на МиГ-31.

Если скорость новой машины приблизится к уровню 4 Махов, то МиГ-41 может стать самым быстрым боевым самолетом в мире. С большой долей вероятности можно сказать, что при проектировании и постройке нового истребителя будут активно использоваться технологии, позволяющие снизить его радиолокационную заметность. В настоящее время «стелс-технологии» являются общемировым трендом, которому стараются следовать все. Вероятно, что оружие МиГ-41 будет укрыто внутри фюзеляжа самолета. Предполагаемый радиус действия МиГ-41, скорее всего, будет составлять от 700 до 1300 км.

Новый истребитель точно будет вооружен ракетой дальнего радиуса действия класса «воздух-воздух» Р-37. Кроме того, сообщается, что на ее базе сейчас разрабатывается новая ракета РВВ-БД с двухрежимным твердотопливным двигателем. Так что можно уверенно сказать, что если МиГ-41 будет воплощен в металле, то он получит РВВ-БД в состав своего вооружения.

Следует понимать, что говоря о моменте возможного принятия истребителя МиГ-41 на вооружение, мы имеем в виду, скорее всего, конец следующего десятилетия. Понятно, что к этому времени авиационные технологии и системы вооружения самолетов сделают значительный рывок, причем некоторые изменения могут быть революционными. Эксперты считают, что сегодня мы находимся на пороге рождения авиационных ракет нового поколения. Стремительно развивается лазерное оружие, наиболее активно в этом направлении работают американцы. Десять лет в современном мире – это огромный срок, за это время могут появиться совершенно новые технологии, о которых мы сегодня даже не догадываемся.

Одной из основных угроз уже в обозримом будущем для России могут стать боевые гиперзвуковые летательные аппараты, разработкой которых в настоящее время активно занимаются в США. В качестве примера можно привести проект гиперзвуковой ракеты Boeing X-51, скорость которой может достигать 6 тыс. км/ч. Подобные системы вооружения способны нести стратегическую угрозу, причем для этого на них необязательно устанавливать ядерную боевую часть. Гиперзвуковые ракеты могут поражать объекты противника за счет своей огромной кинетической энергии. Колоссальная скорость полета делает перехват таких целей весьма непростой задачей.

Видео: МИГ-41 обзор проекта

Борьба с гиперзвуковыми летательными аппаратами, вероятно, станет одной из задач, которые будет выполнять МиГ-41. Кроме того, этот самолет должен уметь бороться и с традиционными угрозами, в виде крылатых ракет и бомбардировщиков противника. Также планируется, что с борта этого самолета будут проводиться запуски небольших спутников на низкие орбиты.

Еще одним вопросом, который предстоит решить конструкторам во время реализации проекта МиГ-41, является «пилотируемость» этого самолета. Говоря другими словами, будет ли этот истребитель управляться летчиком или же станет беспилотным летательным аппаратом. Учитывая перегрузки, которые испытывает человек при таких скоростях, второй вариант выглядит куда более предпочтительным. Проблема, правда, в том, что отечественная промышленность – еще с советских времен – отстает в области создания БПЛА. Пока России не удается создать даже современный ударный беспилотник, сделать же перехватчик, управляемый дистанционно – это куда более сложная задача.

Будет ли построен МиГ-41?

Ответ на этот вопрос в основном зависит от одного фактора – финансирования. Разработка нового боевого самолета стоит очень дорого.

Конечно, общемировым трендом в последние десятилетия является отказ от узкоспециализированных машин и разработка универсальных боевых самолетов. Но, как уже было сказано выше, тяжелый скоростной перехватчик отлично соответствует географическим условиям России и может стать исключением из общего правила.

Хотя, в случае отказа от дальнейших работ по проекту МиГ-41 (по каким-либо причинам), его функции частично сможет выполнять ПАК ФА и новые комплексы ПВО, которые разрабатываются в настоящее время.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Егоров Дмитрий

Увлекаюсь военной историей, боевой техникой, оружием и другими вопросами, связанными с армией. Люблю печатное слово во всех его формах.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *