Содержание

МИД Китая назвал острова в Южно-Китайском море законной территорией страны

12:3003.05.2018

(обновлено: 18:43 03.05.2018)

10365567

ПЕКИН, 3 мая – РИА Новости. Острова архипелага Наньша в Южно-Китайском море являются законной территорией Китая и власти страны могут размещать там любые объекты, в том числе военные, которые необходимы для обеспечения национальных интересов и безопасности, заявила на брифинге в четверг официальный представитель МИД КНР Хуа Чуньин.

Китай тайно разместил ракетные комплексы на спорных островах, пишут СМИРанее телеканал CNBC со ссылкой на источники, знакомые с данными разведки, сообщил, что Китай тайно установил противокорабельные крылатые ракеты и зенитный ракетный комплекс на трех своих форпостах, которые находятся на спорных островах архипелага Наньша в Южно-Китайском море.

«Правительство Китая обладает неоспоримыми суверенными правами над островами архипелага Наньша в Южно-Китайском море и прилегающей к ним акватории, осуществление на островах Наньша любых строительных мероприятий, включая размещение там необходимых Китаю военных объектов, является необходимым для обеспечения безопасности и суверенных прав страны, это является суверенным правом КНР», — заявила Хуа Чуньин.

Дипломат подчеркнула, что «соответствующие действия не должны привлекать особого внимания со стороны какой-либо страны».

«Мы надеемся, что все заинтересованные стороны будут объективно и трезво к этому относиться», — сказала она, добавив, что Китай является крупной торговой державой и активным защитником мира в регионе.

«Китай намерен продолжить укреплять сотрудничество со всеми государствами и обеспечивать мир и стабильность в региона Южно-Китайского моря», — сказала дипломат.

Войны за проливы 2.0. Почему «гибридные» столкновения неизбежныСогласно оценкам американской разведки, системы были развернуты в течение последних тридцати дней на рифах Саби-риф, Мисчиф (Мэйцзи) и Файери-Кросс. Ранее газета Wall Street Journal сообщила, что Китай разместил на двух из своих форпостов на спорных островах специальное оборудование, способное создавать помехи для систем связи и радиолокационных систем.

У Китая и ряда стран региона — Японии, Вьетнама и Филиппин — есть разногласия по морским границам и зонам ответственности в Южно-Китайском и Восточно-Китайском морях. США заявляют, что КНР строит искусственные острова, делает их военными объектами и за счет искусственной суши расширяет свои территориальные воды. Китай отвергает обвинения США.

Постоянная палата третейского суда в Гааге в июле 2016 года по иску Филиппин постановила, что Китай не имеет оснований для территориальных притязаний в Южно-Китайском море. Суд решил, что спорные территории архипелага Спратли (Наньша) островами не являются и исключительную экономическую зону не образуют. Китай не признал решение арбитража.

ria.ru

Китай вооружает искусственные острова в Южно-Китайском море | Новости из Германии о событиях в мире | DW

Китай, возможно, размещает вооружения, включая системы противовоздушной и противоракетной обороны, на всех искусственных островах, созданных ранее в Южно-Китайском море. Результат исследования новых спутниковых снимков опубликован в среду, 14 декабря, на сайте Инициативы по обеспечению прозрачности азиатских морских путей (AMTI) при Центре стратегических и международных исследований (CSIS) в Вашингтоне.

По данным AMTI, возникновение шестиугольных структур на рифе Огненный крест, рифах Мисчиф и Суби в районе архипелага Спратли зафиксировано в период между июнем и июлем. На этих островах Китаем ранее были построены взлетно-посадочные полосы военного назначения. «Можно предположить, что эти структуры свидетельствуют о постепенном создании оборонительных фортификационных сооружений, построенных Китаем ранее на меньших объектах, таких как рифы Гавен, Хьюз, Джонсон и Квартерон», — отмечается в отчете.

По мнению экспертов, конструкции, которые видны на снимках, могут представлять собой зенитные орудия, орудийные модули ближнего действия (CIWC), которые можно использовать для отражения удара крылатых ракет, а также радарные комплексы. Размещение такого типа вооружений показывает, что «Пекин всерьез озабочен обороной своих искусственных островов в случае вооруженного конфликта в Южно-Китайском море», указывают в AMTI.

Подобные действия противоречат заявлениям властей Китая о том, что они не намерены милитаризовать  острова на стратегическом торговом маршруте, территориальная принадлежность которых оспаривается несколькими государствами.

Смотрите также:

  • Дипломатия искусственных островов

    Военный аэродром в морских водах

    С лета 2014 года Китай ведет работы на рифе Огненный крест в районе островов Спратли. По мнению экспертов проекта AMTI (Asia Maritime Transparency Initiative) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), там возводится аэродром, способный принять стратегические бомбардировщики типа H-6. На фото слева направо: рыбачьи суда; грузовые суда; платформа-землечерпалка.

  • Дипломатия искусственных островов

    Новая земля в ничейной акватории

    Риф Гейвен расположен на северной стороне архипелага Спратли. Благодаря землечерпательным работам, начиная с марта 2014 года, здесь возникло больше 115 тысяч квадратных метров новой суши. Специалисты по международному праву расценивают это как попытку Китая укрепиться в регионе де-факто. Однако, с юридической точки зрения, искусственные острова не могут быть основой для территориальных претензий.

  • Дипломатия искусственных островов

    Строительство в ускоренном темпе

    Спутниковые снимки 2014 года показывают: стройка на рифе Гейвен быстро продвигается вперед. Всего за полгода возник новый искусственный остров. Фото слева сделано в марте, виден почти не тронутый риф с небольшой искусственной площадкой в верхней части снимка. На фото справа — почти готовый объект в августе. Подписи сверху вниз: изначальная структура; искусственный остров; землечерпательный канал.

  • Дипломатия искусственных островов

    Политика символических посланий

    Еще одну взлетно-посадочную полосу Китай сооружает за счет расширения надводной части Южного рифа Джонсона (риф Чигуа). Впрочем, она слишком коротка для стратегического использования. Что не отменяет китайского послания к сопредельным государствам: мы пришли, чтобы остаться.

  • Дипломатия искусственных островов

    Стандартная строительная схема

    Похоже, китайские специалисты по сооружению искусственных островов разработали стандартную схему строительства подобных объектов. Свидетельство тому — сходство между результатами работ на рифах Гейвена и Хьюза. Гигантская плавающая землечерпательная платформа может функционировать без перерыва круглые сутки, пересыпая грунт со дна моря на расширяющуюся надводную часть искусственного острова.

  • Дипломатия искусственных островов

    Филиппины пытаются протестовать

    В феврале 2015 года Филиппины в очередной раз направили ноту протеста в связи со строительными работами, осуществляемыми КНР на рифе Мисчиф, что лежит примерно в двухстах километрах от филиппинского острова Палаван. В нижней части снимка, сделанного 19 января, легко различить плавучую землечерпалку. Ранее Китай утверждал, что объекты на рифе Мисчиф предназначены только для рыбаков.

  • Дипломатия искусственных островов

    Отчаянное сопротивление

    В 1999 году Филиппины отправили военный корабль Sierra Madre на Второй атолл Томаса (атолл Аюнгин) и намеренно посадили его там на мель. С тех пор на медленно ржавеющем судне несет сторожевую службу команда филиппинских военных моряков, чье задание — сдерживать китайскую экспансию. В долгосрочной перспективе перевес явно не на их стороне.

  • Дипломатия искусственных островов

    Территориальный спор в Южно-Китайском море

    Китай развернул масштабные землечерпательные работы по искусственному наращиванию надводной части некоторых островов в районе спорного архипелага Спратли. На его отдельные части претендуют, помимо КНР, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Бруней. Регион имеет важное стратегическое значение и богат залежами углеводородов. Синий пунктир на карте отмечает область, которую Китай считает своей.

    Автор: Родион Эббигхаузен, Александр Дельфинов


www.dw.com

Впечатляющие темпы китайского строительства на островах в Южно-Китайском море

Оригинал взят у коллеги dambiev  в Темпы строительства китайской военной инфраструктуры в Южно-Китайском море. Обзор за 2017 год

Небезынтересный анализ спутниковых снимков строительства китайской военной инфраструктуры на архипелаге Спратли и Парасельских островах в Южно-Китайском море за 2017 год от американского исследовательского центра CSIS в рамках проекта ASIA MARITIME TRANSPARENCY INITIATIVE.

Внимание международного сообщества к вялотекущему кризису в Южно-Китайском море  ослабло в 2017 году, но ситуация там не оставалась стабильной. Наряду с деятельностью по урегулированию конфликта со своими соседями по Юго-Восточной Азии дипломатическими методами, Пекин продолжал под контролем китайских военных активные  работы по укреплению, расширению естественных  и созданию новых искусственных островов в архипелаге Спратли и в районе Парасельских островов. Китай по-прежднему привержен продвижению следующего этапа наращивания своего влияния — строительству инфраструктуры, необходимой для функционирования  военно-морских и военно-воздушных баз на наиболее крупных рифах в этом районе Южно-Китайского моря.

Специалисты AMTI определили все сооружения постоянного типа, которые КНР построила или начала строить в этом году. К ним относятся объекты от подземных хранилищ и административных зданий до радиолокационных станций.

Общая площадь вновь построенных сооружений на рифах Fiery Cross, Subi, Mischief Reefs на архипелаге Спратли и рифах     North, Tree и Triton Islands на Парасельских островах составляет 290 тысяч кв. метров.






На рифе  Fiery Cross велись основные работы по строительству новых объектов военной инфраструктуры. Там были достроены ранее зафиксированные специалистами AMTI ангары для самолетов вдоль взлетно-посадочной полосы, подземные склады для хранения боеприпасов на юге рифа,большого узла радиосвязи на северо-восточной части рифа, радиолокационные станции вокруг рифа и стационарные стартовые площадки для систем ПВО на южной части рифа. Общая площадь возведенных сооружений составляет 110 тысяч кв. метров.



Во втором полугодии 2017 года завершено строительство радиолокационной станции на северной части рифа Fiery Cross. Достроена система тоннелей между подземными хранилищами.






На рифе Subi в 2017 году также проводились активные работы по строительству военной инфраструктуры на площади 95 тысяч кв. метров. Было завершено строительство подземных хранилищ различного предназначения, ангары для авиационной техники, стационарные пусковые площадки и укрытия для систем ПВО и радиолокационные станции.Завершено строительство тоннелей, которые соединяют между собой подземные хранилища.







На рифе Mischief в этом году строительство велось на 68500 кв метрах суши. Как и на остальных рифах здесь завершено сооружение подземных хранилищ для боеприпасов и других материалов, ангаров для авиационной техники, стационарных пусковых площадок и укрытий для систем ПВО и станций РЛС. В течении второго полугодия 2017 года закончено строительство тоннелей, соединяющих между собой подземные хранилища. Началось возведение еще одной радиолокационной станции на северной оконечности рифа.

В 2017 году КНР продолжала вести строительство военной инфраструктуры, хотя и в меньших масштабах, на своих форпостах на Парасельских островах. Наибольшая активность наблюдалась на трех рифах: North, Tree и Triton Islands.


На рифах  North и Tree в течении 2017 года продолжались дноуглубительные работы по выемке грунта. Строительство велось на площади в 6800 кв. метров. На рифе Tree была построена вертолетная площадка рядом с гаванью, установлены солнечные панели и пара ветрогенераторов на северной части острова.

В 2016 году китайские строители пытались соединить наземной дамбой остров North с ближайшим рифом, но в результате тайфуна дамба была разрушена.В этом году было завершены работы по укреплению береговой насыпной линии и построено административное здание.

На рифе Triton в этом году было завершено строительство двух стационарных радаров и казарм для гарнизона. Это особенно важно в связи с тем, что этот риф расположен в зоне, где с постоянной периодичностью происходят инциденты между китайскими и вьетнамскими военными, а 2 июля 2017 года американский ракетный эсминец на 12 морских миль приблизился к этому острову и китайские сторожевые катера были вынуждены немедленно направиться к американскому кораблю для сопровождения.





Военно-транспортные самолеты Y-8, истребители J-11BH и J-11BHS на острове Woody — военно-административном центре КНР на архипелаге Спратли и Парасельских островах.



bmpd.livejournal.com

Китай впервые направил военные самолеты на острова в Южно-Китайском море | Новости из Германии о событиях в мире | DW

Китай впервые направил военные самолеты на острова в Южно-Китайском море. Несколько боевых машин различных типов совершили посадку на одном из островных аэродромов, в их числе был и тяжелый бомбардировщик H-6K, предназначенный для нанесения ядерных ударов, сообщило в пятницу, 18 мая, командование китайских ВВС.

Самолеты отработали взлет и посадку на островах, а также имитировали нанесение удара по морским целям, говорится в заявлении. Целью маневров, согласно этой информации, было совершенствование способностей по достижению всех территорий, нанесению ударов в любое время и по любым направлениям. При этом не сообщается, о каких именно островах идет речь.

Первая посадка на островах

Эксперт по Китаю американского Центра стратегических и международных исследований (CSIS) Бонни Глейзер написала в Twitter, что китайские бомбардировщики совершили посадку в Южно-Китайском море впервые, и выразила уверенность, что в скором времени самолеты ВВС Китая приземлятся на спорных островах Спратли.

Несколько недель назад американский телеканал CNBC сообщил, что Китай разместил на островах Спратли системы противоракетной обороны.

Китай считает почти 90 процентов акватории Южно-Китайского моря своей территорией, в том числе спорные острова архипелага Спратли. С конца 2013 года Пекин проводит в регионе масштабные гидротехнические и строительные работы по созданию искусственных островов, а также расширению и освоению этих территорий. Кроме Китая, на острова в той или иной степени претендуют еще пять государств: Вьетнам, Тайвань, Малайзия, Филиппины и Бруней.

Смотрите также:

  • Дипломатия искусственных островов

    Военный аэродром в морских водах

    С лета 2014 года Китай ведет работы на рифе Огненный крест в районе островов Спратли. По мнению экспертов проекта AMTI (Asia Maritime Transparency Initiative) из вашингтонского Центра стратегических и международных исследований (CSIS), там возводится аэродром, способный принять стратегические бомбардировщики типа H-6. На фото слева направо: рыбачьи суда; грузовые суда; платформа-землечерпалка.

  • Дипломатия искусственных островов

    Новая земля в ничейной акватории

    Риф Гейвен расположен на северной стороне архипелага Спратли. Благодаря землечерпательным работам, начиная с марта 2014 года, здесь возникло больше 115 тысяч квадратных метров новой суши. Специалисты по международному праву расценивают это как попытку Китая укрепиться в регионе де-факто. Однако, с юридической точки зрения, искусственные острова не могут быть основой для территориальных претензий.

  • Дипломатия искусственных островов

    Строительство в ускоренном темпе

    Спутниковые снимки 2014 года показывают: стройка на рифе Гейвен быстро продвигается вперед. Всего за полгода возник новый искусственный остров. Фото слева сделано в марте, виден почти не тронутый риф с небольшой искусственной площадкой в верхней части снимка. На фото справа — почти готовый объект в августе. Подписи сверху вниз: изначальная структура; искусственный остров; землечерпательный канал.

  • Дипломатия искусственных островов

    Политика символических посланий

    Еще одну взлетно-посадочную полосу Китай сооружает за счет расширения надводной части Южного рифа Джонсона (риф Чигуа). Впрочем, она слишком коротка для стратегического использования. Что не отменяет китайского послания к сопредельным государствам: мы пришли, чтобы остаться.

  • Дипломатия искусственных островов

    Стандартная строительная схема

    Похоже, китайские специалисты по сооружению искусственных островов разработали стандартную схему строительства подобных объектов. Свидетельство тому — сходство между результатами работ на рифах Гейвена и Хьюза. Гигантская плавающая землечерпательная платформа может функционировать без перерыва круглые сутки, пересыпая грунт со дна моря на расширяющуюся надводную часть искусственного острова.

  • Дипломатия искусственных островов

    Филиппины пытаются протестовать

    В феврале 2015 года Филиппины в очередной раз направили ноту протеста в связи со строительными работами, осуществляемыми КНР на рифе Мисчиф, что лежит примерно в двухстах километрах от филиппинского острова Палаван. В нижней части снимка, сделанного 19 января, легко различить плавучую землечерпалку. Ранее Китай утверждал, что объекты на рифе Мисчиф предназначены только для рыбаков.

  • Дипломатия искусственных островов

    Отчаянное сопротивление

    В 1999 году Филиппины отправили военный корабль Sierra Madre на Второй атолл Томаса (атолл Аюнгин) и намеренно посадили его там на мель. С тех пор на медленно ржавеющем судне несет сторожевую службу команда филиппинских военных моряков, чье задание — сдерживать китайскую экспансию. В долгосрочной перспективе перевес явно не на их стороне.

  • Дипломатия искусственных островов

    Территориальный спор в Южно-Китайском море

    Китай развернул масштабные землечерпательные работы по искусственному наращиванию надводной части некоторых островов в районе спорного архипелага Спратли. На его отдельные части претендуют, помимо КНР, Филиппины, Вьетнам, Малайзия, Тайвань и Бруней. Регион имеет важное стратегическое значение и богат залежами углеводородов. Синий пунктир на карте отмечает область, которую Китай считает своей.

    Автор: Родион Эббигхаузен, Александр Дельфинов


www.dw.com

Создание Китаем искусственных островов на рифах в Южно-Китайском море и обеспечение национальной безопасности Японии | nippon.com

Резкая реакция международного сообщества на действия Китая

Двадцать первого мая 2015 г. американский телеканал CNN привлёк внимание всего мира, продемонстрировав материалы, снятые с патрульного самолёта P8 ВМС США в Южно-Китайском море. Кадры аэросъёмки запечатлели насыпные работы, которые Китай ведёт на коралловых рифах (атоллах), создавая искусственные территории. Девять дней спустя в Сингапуре на ежегодной конференции по вопросам обеспечения безопасности в Азии, известной как Диалог Шангри-Ла, в ответ на требование министра обороны США прекратить насыпные работы заместитель начальника Генерального штаба Народно-освободительной армии Китая выразил категорический отказ, за которым последовала жёсткая перепалка, вылившаяся в усиление напряжённости американо-китайских отношений. Далее 8 июня на саммите лидеров семи крупнейших промышленно развитых государств (саммите G7) в заявлении председателя было указано, что участники «решительно против любых односторонних действий, предпринимаемых в попытке изменить статус-кво угрозами, принуждением либо использованием военной силы, включая крупномасштабные насыпные работы». Это красноречиво свидетельствует о резко негативной реакции мирового сообщества на действия Китая.

Насыпные работы как искусный план обеспечения суверенитета

По сообщениям средств массовой информации, насыпные работы ведутся Китаем на семи рифах архипелага Спратли (яп. Нанса сёто) в Южно-Китайском море. Исходя из опубликованных правительством Филиппин фотоматериалов, впервые предавших гласности факт проведения насыпных работ, следует предположить, что они начались не позднее второй половины 2013 г. После этого Китай на протяжении приблизительно двух лет скрытно вёл насыпные работы на коралловых атоллах, пока нынешние сообщения СМИ не сделали эту тайную работу явной.

В последние годы Китай заявляет о своих исключительных правах, в том числе и о праве суверенитета, на все острова в акватории серединной части Южно-Китайского моря, охватываемой так называемой «линией девяти точек».

После Второй мировой войны в северной части этого моря Южный Вьетнам и Китай оспаривали принадлежность Парасельских островов (яп. Сэйса сёто), но в период окончания Вьетнамской войны в результате военных действий 1974 года Южный Вьетнам был вынужден вывести оттуда своих солдат, и Китай установил свой фактический контроль над этими островами.

Далее, после объединения Южного и Северного Вьетнама в 1988 году между Вьетнамом и Китаем произошли военные столкновения за расположенный значительно южнее Парасельских островов архипелаг Спратли, где в результате Китай прибрал к рукам часть коралловых атоллов и рифов. В соответствии с Конвенцией ООН по морскому праву, обладание этими рифами не давало оснований для притязаний на территориальные воды и другие права, поскольку эти рифы скрываются под водой во время высоких приливов, а также в силу ряда прочих причин. Тем не менее, приобретения Китая имели большое значение, ведь если прежде все 13 островов площадью свыше 20 тысяч квадратных метров в составе архипелага Спратли, пригодные для хозяйственной деятельности, находились под фактическим контролем Вьетнама, Филиппин, Тайваня и Малайзии, а Китай не располагал даже малейшим опорным пунктом для своей деятельности в акватории этих островов, то теперь, заполучив хотя бы атоллы и рифы, эта страна обрела плацдарм для проникновения в зону островов Спратли.

В то же время, для не располагающего опорной военной базой на этих островах Китая первоочередным приоритетом было заполучить в своё распоряжение настоящий остров. Но все они находятся под фактическим контролем Вьетнама, Филиппин, Тайваня и Малайзии; в дополнение, эти острова невелики по размерам – лишь четыре основных острова архипелага Спратли имеют взлётно-посадочные полосы, к тому же военная агрессия на этих островах стала бы слишком неприемлемым актом для страны, которая является одним из постоянных членов Совета Безопасности. В этой ситуации для Китая оптимальной альтернативой стало проведение работ с целью создания насыпных территорий на атоллах, чтобы с помощью этого искусного хода получить основания претендовать на правомерность собственных притязаний.

Баланс военной силы склоняется в пользу Китая

Опорной базой для выхода Китая в Южно-Китайское море служит Санья – оснащённая новейшим оборудованием крупнейшая военно-морская база в Азии на острове Хайнань, где также имеется база Военно-воздушных сил. Примерно в семистах километрах юго-восточнее расположен принадлежащий к архипелагу Спратли остров Вуди. Этот остров служит передовым форпостом, где работы по созданию насыпной территории позволили соорудить аэродром со взлётно-посадочной полосой длиной свыше 2 500 метров, а также гавань, способную принимать крупные боевые корабли. В то же время, в центральной и южной части Южно-Китайского моря Китай такими форпостами не располагает, и его нынешнее присутствие ограничивается лишь возможностью на какое-то время направлять в эти воды корабли ВМС НОАК.

Создание насыпных земель на коралловых атоллах ведётся в семи местах – на принадлежащем к островам Спратли рифе Файери Кросс, а также на расположенных вокруг атоллах, удалённых от него не более чем на 200 километров. Работы эти предположительно будут завершены уже в самое ближайшее время. С большой вероятностью следует ожидать, что на рифе Файери Кросс появятся взлётно-посадочная полоса длиной 3 000 метров, параллельная рулёжная дорожка, аэропортовый перрон, а также прочие аэродромные сооружения, включая объекты для хранения топлива и боеприпасов, а кроме того, портовые сооружения вполне достаточной функциональности. Шесть остальных атоллов, для которых Файери Кросс послужит центральным опорным пунктом, будут выполнять функции постов наблюдения за окружающим воздушным и водным пространством, а также пунктов раннего предупреждения, исполняя при этом и оборонительные функции.

По завершении строительства на островах Спратли в девятистах километрах южнее острова Вуди появится мощная база флота и авиации, и если до сих пор контроль Китая над акваторией Южно-Китайского моря был точечным, то теперь он сменится протянувшейся с севера на юг линией контроля, связывающей остров Вуди с рифом Файери Кросс. Уже одним лишь этим шагом баланс военной силы в Южно-Китайском море определённо сместится в пользу Китая, и это явно серьёзно встревожило в последнее время проводящие политику антикитайского сдерживания Соединённые Штаты.

Если международное сообщество окажется неспособно остановить дальнейшее ведение работ по созданию Китаем искусственных островов, это чревато возникновением серьёзной проблемы в связи с превращением в островную военную базу рифа Скарборо в восточной части Южно-Китайского моря в открытых водах близ Манилы. С позапрошлого года риф находится под фактическим контролем Китая. В случае реализации этого сценария, в Южно-Китайском море будет сформирован треугольник контролируемого Китаем морского и воздушного пространства со сторонами длиной 700–900 километров между островом Вуди, рифом Файери Кросс и рифом Скарборо, а для Соединённых Штатов, не располагающих в обширном морском районе западнее островов Окинава ни одной полноценной стратегической базой, это обернётся крайне острой ситуацией.

Нешуточное изменение затрагивает и стратегический ядерный баланс

Насыпные работы на атоллах и создание на них военных баз, в дополнение к изменению баланса между США и Китаем в Южно-Китайском море, позволит расширить зону деятельности китайских стратегических подводных ядерных ракетоносцев, дислоцированных в Санья. Это приведёт к серьёзнейшему изменению американо-китайского баланса стратегических ядерных сил и другим последствиям и окажет крайне резкое влияние на безопасность в регионе.

С политико-экономической точки зрения следует отметить несколько оснований для сильной тревоги:

1) допущение пренебрежения международными нормами и эгоистичных притязаний на контроль над морскими районами в пределах линии из девяти точек приведёт к разрушению международного порядка на море, верой и правдой служившего процветанию всего человечества;

2) действия Китая, где крепнет вера в авантюризм, именуемый «изменением статус-кво с помощью силы», создают ситуацию, серьёзно угрожающую региональной стабильности;

3) ситуация чревата тем, что Китай станет по своему усмотрению контролировать и ограничивать в Южно-Китайском море универсальное право человечества, именуемое свободой навигации.

Следует отметить, что список этим отнюдь не ограничивается.

Какой политический курс необходим Японии?

Создание Китаем военных баз в Южно-Китайском море оказывает всестороннее влияние на жизнедеятельность Японии во всех областях, не ограничиваясь сферой национальной безопасности. Японии следует приложить все возможные усилия, чтобы остановить китайскую деятельность, которая игнорирует международные нормы. При этом вполне можно предположить, что для Китая, который считает Южно-Китайское море зоной своих ключевых интересов, уступить в вопросе создания насыпных территорий, служащих их обеспечению, окажется слишком сложно.

Исходя из этой предпосылки, в целях сдерживания китайского авантюризма и принуждения этой страны к отказу от эгоистичных действий возникает необходимость как принятия политических и дипломатических мер, так и формирования сдерживающего потенциала. Опорой для этого потенциала служит присутствие вооруженных сил США, а также усилия Японии в поддержку этого присутствия.

Для реализации курса на изменение баланса своих военных сил с переносом фокуса внимания на Азиатско-Тихоокеанский регион ВС США уже наращивают численность своего личного состава на Тихом океане, а также занимаются политикой укрепления военных связей со странами региона. В отличие от возможных изменений в ситуации на Корейском полуострове, в случае изменения ситуации в Южно-Китайском море реагировать будет в первую очередь не дислоцированный в Южной Корее американский контингент, а силы США, размещённые в Японии и в самих Соединённых Штатах. Наряду с оказанием поддержки присутствию американских военных частей в Японии, необходимо сформировать систему всесторонней поддержки Силами самообороны, включая обоюдное подкрепление, с подразделениями ВС США на случай ведения боевых действий при кризисных ситуациях и инцидентах.

Меры военного характера: перестройка структуры Сил самообороны и распределение ролей с ВС США

В рамках стратегического распределения обязанностей между Силами самообороны Японии и ВС США, которые можно уподобить щиту и мечу, от Японии требуется надёжно исполнять свой долг как по обороне территории страны, начиная от защиты от баллистических и крылатых ракет и заканчивая защитой островов, так и по защите морского сообщения, которое обеспечивает и существование страны, и получение военной помощи от США. При этом, поскольку выполнять свой долг в Южно-Китайском море и других районах придется параллельно операциям ВС США, которые будут наносить в боевых действиях против Китая основные стратегические удары, ключевую роль будет играть стратегическое взаимодействие. От Японии требуется повысить потенциал защиты национальных территорий от китайской армии, а также защиты морских коммуникаций в западной части Тихого океана, чтобы позволить подразделениям ВС США сосредотачивать усилия в других районах. Такая возможность существенно повысит гибкость ВС США в случае проведения операций против Китая и, соответственно, укрепит потенциал сдерживания. При обсуждении вопросов наблюдения и предупреждения в Южно-Китайском море, которые ведутся в последнее время как в японском парламенте, так и за его пределами, складывается понимание того, что основную нагрузку будут нести ВС США, а Силы самообороны будут при необходимости оказывать помощь соответственно ситуации, в которой будет находиться сама Япония.

Политические меры: помочь в формировании потенциала государств Южно-Китайского моря

Продвижение Китая в Южно-Китайском море происходит на фоне существенной недостаточности морского потенциала прибрежных государств, в особенности Филиппин и Вьетнама. Кроме того, неотложной задачей является повышение возможностей контроля над морским и воздушным пространством, поскольку слабость контроля является общей чертой для всех прибрежных стран. Вместе с тем, поскольку финансовые возможности каждой из них крайне ограничены, критически важна роль Японии и США в формировании механизмов сбора и обмена информацией в целях контроля над столь обширным морским и воздушным пространством.

Крайне важная роль Японии в проблемах Южно-Китайского моря

В своей внешнеполитической стратегии Китай считает Соединённые Штаты противоположным полюсом. В Китае понимают величину мощи США, и, предвидя будущую конкуренцию, с неприятием относятся к вмешательству американцев – «стороннего» государства – во «внутрирегиональные» проблемы Южно-Китайского моря. В решении проблем с Китаем, в том числе и проблем Южно-Китайского моря, основой должны стать не действия в военной сфере, а политические, дипломатические и другие методы, при этом такого рода меры должны подкрепляться оборонительным военным потенциалом. Только после того, как будет изложенным выше образом надёжно обеспечено участие вооруженных сил США, а также усилен потенциал прибрежных государств, Китай наконец всерьёз сядет за стол переговоров для обсуждения проблем Южно-Китайского моря. И роль Японии в решении проблем Южно-Китайского моря – поддержки США и прибрежных стран – исключительно велика и важна.

Фотография к заголовку: Насыпные работы, проводимые Китаем на рифе Файери Кросс, начало мая 2015 г. (предоставлено ВС Филиппин совместно с Jiji Press)

(Статья на японском языке опубликована 28 июля 2015 г.)

www.nippon.com

Южно-Китайское море — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Южно-Китайское море

Спутниковый снимок моря из NASA World Wind, 2004 г.
Характеристики
Площадь3 537 289 км²
Объём3622 тыс. км³
Наибольшая глубина5560 м
Средняя глубина1024 м
Расположение
12°11′18″ с. ш. 113°13′35″ в. д.HGЯO

ru.wikipedia.org

Южно-Китайское море

Южно-Китайское море
南海
 
Площадь 3 537 289 км²
Глубина 5560 м
Средняя глубина 1024 метра

Южно-китайское море ( 南海, Nánhǎi, Наньхай) — полузамкнутое море Тихого океана у берегов Юго-Восточной Азии, между полуостровом Индокитай, островами Калимантан, Палаван, Лусон и Тайвань. Площадь водной поверхности — 3 537 289 км², максимальная глубина — 5 560 метров. Через Южно-Китайское море проходит Главный морской путь, который идёт из портов Китая, Кореи и Японии к Сингапурскому проливу, откуда направляется к Европе. Торговые пути, богатство рыбой и нефтью делают Южно-Китайское море очень ценным, поэтому контроль над его акваторией и многочисленными островами оспаривают сразу шесть государств.

Южно-Китайское море является полузамкнутным и находится на западном побережье Тихого океана, с разных сторон окружённым островами и проливами. На севере Южно-Китайское море омывает Евразию, в частности, Китай. Выход к Южно-Китайскому морю имеют Гуанси-Чжуанский автономный район, провинции Гуандун и Фуцзянь, а также провинция Хайнань, расположенная на одноимённом острове, который, к тому же, является крупнейшим в Южно-Китайском море. На северо-востоке Южно-Китайское море ограничено островом Тайвань и Тайваньским проливом, на востоке — Филиппинскими остовами, на юге — островами Калимантан и Суматра, а также проливами Каримата и Сингапурским, на западе — полуостровами Евразии — Малайским и Индокитайским. Через Тайваньский пролив Южно-Китайское море соединяется с Восточно-Китайским, через проливы Лусон и Баши — с Филиппинским, через пролив Миндоро — с морем Сулу, через пролив Каримата — с Яванским морем, и через Сингапурский и Малаккский проливы — с Андаманским морем Индийского океана. Южно-Китайское море — третье по размеру в мире прибрежное море, после Кораллового и Аравийского (самое большое море — Филиппинское — не является прибрежным). Так как через Южно-Китайское море проходит кратчайший морской путь из Восточной Азии в Индийский океан, оно имеет большое значение для мировой экономики и обороны заинтересованных государств. Площадь поверхности моря — 3 537 289 км², что в 16 раз больше провинции Гуандун. От китайского берега до самого южного острова, на которые Китай претендует — банки Джеймс (Цзэнму Аньша) — более 2000 километров, что дальше, чем от Гуанчжоу до Пекина. Средняя глубина моря составляет 1 024 метра, максимальная глубина в центральной части моря — 5 560 метров, температура воды в море — 25-28℃, в течение года меняется не более, чем на 5-6℃. Солёность воды — 35‰, величина приливов — около 2 метров. Частые и мощные тайфуны, больше всего летом и в начале осени.

За акваторию Южно-Китайского моря, и особенно за находящийся в его центре архипелаг Острова Спратли, ведётся территориальный спор. КНР выступает за границу, называемую «Линия девяти пунктиров». По ней Китаю принадлежит почти вся акватория моря, все острова Спратли и Парасельские острова, архипелаг Пратас и банка Макклесфилда. На ту же территорию в тех же границах претендует Китайская республика (Тайвань). Кроме того, на часть островов Спратли и акватории моря претендуют Вьетнам, Филиппины, Малайзия и Бруней. Каждая из этих стран, кроме Брунея, по факту контролируют по нескольку островов.

География

Рельеф дна

Риф Суби

Дно моря делится на три концентрические части: континентальный шельф, континентальный склон, и центральная морская впадина. Центральная впадина смещена на восток от центра моря, вытянута с северо-востока на юго-запад, со всех сторон окружена континентальным склоном. По форме она напоминает ромб площадью около 400 000 км². Морское дно наклонено и понижается с северо-востока на юго-запад. На северо-востоке глубина составляет 3 400 метров, на юге — 4 200 метров, а самая большая глубина на северо-западе — 5 560 метров. Континентальный шельф у берега Евразии и у островных дуг отличается наклоном, у островов он более крутой. Между Центральной морской впадиной и континентальным шельфом находится крутой континентальный склон. Во время геологических процессов на Земле центральная морская впадина Южно-Китайского моря долгое время не затрагивалась, поэтому она плоская и равнинная. Несмотря на это, на в целом равнинной впадине возвышаются морские горы, некоторые из них достигают 3 500 метров в высоту над окружающим дном, превышающих 1 000 метров насчитывается 27, ещё около 20 имеют в высоту 400 — 1 000 метров. Часть этих гор образуют острова на поверхности моря, другие — отмели и банки.

Острова и рифы

Атолл Джексон

На севере Южно-Китайского моря, на северном континентальном склоне находится атолл Пратас (Дунша, 东沙群岛), состоящий из трёх маленьких островков. Он контролируется Китайской республикой (Тайванем). На западном континентальном склоке находятся Парасельские острова (Сиша), и банка Макклесфилда (Чжунша). Парасельские острова КНР в 1974 году в ходе битвы у Парасельских островов отбила у Вьетнама, и контролирует до настоящего времени. На южном континентальном склоне находятся острова Спратли (Наньша), их территориальная принадлежность наиболее запутана. На севере, в континентальном шельфе Евразии, находится остров Хайнань — самый крупный остров в Южно-Китайском море. Хайнань принадлежит КНР и на нём расположена одноимённая провинция. Также на шельфе, но на юго-западе находятся многочисленные острова, входящие в провинцию Индонезии Риау — это архипелаг Риау, крупный остров Бунгуран, архипелаг Туджух, также состоящий из нескольких островных групп. Кроме того, вдоль всех берегов расположены многочисленные прибрежные островки, на одном из них расположен Гонконг.

В архипелагах Спратли (Наньша), Чжунша и Сиша в общем около 200 островов, в основном, это острова Спратли. Острова делятся на пять типов. Это непосредственно острова, окружённые с четырёх сторон водой и имеющие высокий берег. Они долго формируются, сравнительно неизменные, с большой площадью и долго живущей растительностью. Острова делятся на коралловые, песчаные, скалистые и вулканические. Песчаные острова состоят из обломков кораллов, раковин, и других обломков, собранных на коралловом рифе. Постоянно накапливаясь, они формируют песчаные коралловые острова, таких островов среди архипелагов Сиша, Чжунша и Наньша — большинство. Скалистые острова состоят из песчаника и известняка кораллового происхождения. Остров Скалистый (Шидао), расположенный посредине Парасельских островов, как раз такого типа.

Скала Гаоцзяньши

Единственным вулканическим островом в Южно-Китайском море является Гаоцзяньши (Пирамидальная скала) из Парасельских островов.Вулканические острова, в отличие от песчаных, обычно не затопляются во время приливов, это происходит лишь во время высокого прилива или тайфуна.

Песчаные банки и острова состоят из обломков кораллов, раковин, и прочих останков, покоящихся на основании из кораллового рифа. Отличия между банками и песчаными островами небольшие: в стабильности поверхности суши, высоте от уровня моря и количестве растительности. Во время прилива большинство из них погружается под воду, а во время отлива большинство обнажается. Самая южная точка Китая — банка Цзэнму Аньша (Банка Джеймс) — как раз является такой погружаемой отмелью. Её площадь составляет 2,12 км², а самое мелкое место достигает 17,5 метров глубины.

Климат

Южно-Китайское море и все находящиеся в нём острова находятся южнее тропика Рака, близко к экватору. На всём Южно-Китайском море климат морской тропический муссонный.

Температура

Из-за того, что Южно-Китайское море близко к экватору, тепло, поступающее от солнца, велико, и здесь очень жарко. Среднегодовая температура составляет 25—28℃, самая низкая среднемесячная превышает 20℃, самая высокая — 33℃. Хотя температура воздуха очень высокая, но благодаря постоянным сильным ветрам с моря жара легко переносится. Годовые перепады температур не сильные. Зимой до моря доходит холодный воздух из Монголии, но уже ослабевшим, и влияние его не сильно. Местные жители говорят: «Четыре времени года все называются лето». Температура воды также высокая и мало меняется в течение года — в северной части моря 23—25℃, в центральной — 25—26℃ и в южной — 27—28℃

Осадки

Южно-Китайское море, как и весь Тихий океан, является обширным источником водяного пара, который принимая различные формы, выпадает в виде осадков. Одна треть — это ливни с тайфунами. На островах Южно-Китайского моря ежегодно выпадает свыше 1300 мм осадков, но крайне неоднородно. Большинство дождей идёт летом. Например, на острове Юнсин из Парасельских островов за год выпадает 1392 мм осадков, из них 1040 мм — с июня по октябрь.

Муссоны

В Южно-Китайском море климат ярко выраженный муссонный. Это значит, что в определённое время года дуют ветра определённого направления. После октября дуют северо-восточный ветер, зарождающийся в Сибири и Монголии, хоть доходя до моря он прогревается и теряет холод, но является сухим континентальным. Этот сезон заканчивается в марте. С мая по сентябрь дует юго-западный ветер, приносящий из экваториальных областей тепло и влагу. В апреле и октябре направление ветра переменчиво. Течение воды в Южно-Китайском море также имеет муссонный эффект — летом течение на северо-восток, зимой — на юго-запад.

Тайфуны

Летом и осенью юго-западный ветер регулярно приносит в Южно-Китайское море тайфуны из Тихого океана. 70% всех тайфунах зарождается в западной части Тихого океана, к востоку от Филиппинских островов и в Каролинских островах. Остальные 30% — в самом Южно-Китайском море у островов Сиша (Парасельских) и Чжунша. Влияние тайфунов на жизнь островов моря огромно. Во время тайфуна дует мощнейший ветер, идёт огромный тропический ливень, поднимаются огромные волны, вызывая большие бедствия для воздушного и морского транспорта и наземной инфраструктуры. Однако от тайфунов есть и большая польза — они приносят на острова и весь Юго-Восток Китая обильные осадки, делая сельское хозяйство там очень продуктивным.

Флора и фауна

 

 

История

Первое упоминание Южно-Китайского моря в китайских источниках — это стих «Цзян Хань» из канона «Ши-цзин» времён династии Чжоу. В нём повествуется, что царь династии Чжоу Сюань-ван, во время похода на юг достиг южного моря. Во время династии Цинь император Цинь Ши-хуан покорил племена Бай Юэ, вышел к берегам Южно-Китайского моря и учредил округ Наньхай. С тех пор Китай постоянно с юга ограничивался Южно-Китайским морем, а китайские рыбаки постоянно в нём рыбачили. Парасельские острова и острова Спратли в древности не имели постоянного населения, но так как их мелководья богаты рыбой, являлись пунктами остановки рыбаков из Китая, Вьетнама и Филиппин.

 

Экономика

 

 

infokitai.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *