Pima air museum ч.29: бомбардировщик Boeing B-47 Stratojet ч.2

Продолжим рассказ о B-47 из Pima air museum. Это B-47E-55-DT с номером 53-2135 (cn 44481). В 1964 году он был конвертирован в EB-47E; нес службу в 376th Bombardment Wing, Medium . А в 1975 году был передан в музей.

и других источников найденных мною в инете и литературе.


Обозначение EB-47E Stratojet применялось к многим вариантам переделок B-47E в самолёт РЭБ. Первоначально специальный контейнер так называемой «стадии IV», размещался в бомбоотсеке. В нём находились несколько разведывательных приёмников AN/ALT-16, пара передатчиков помех AN/ALT-6B и станция предупреждения об облучении РЛС AN/APS-54. Кроме этого, в хвостовой части фюзеляжа смонтировали два устройства выброса дипольных отражателей AN/ALE-2 для постановки пассивных помех. А всего было модифицировано порядка 40 самолетов по этому стандарту.

Бомбардировщик В-47Е представляет собой трехместный шестидвигательный моноплан с высокорасположенным крылом и однокилевым хвостовым оперением.

Фюзеляж самолета цельнометаллический, овального сечения с максимальным диаметром 3,22 м.

Летчики размещены по схеме тандем, под общим каплевидным фонарем. Перед катапультированием фонарь сбрасывается.

Катапультируемые кресла производились фирмой Вебер. Штурман катапультировался вниз.

В носовой части находится герметическая кабина экипажа и основное радиоэлектронное оборудование. На скругленной оконечности носовой части закреплен перископический бомбоприцел системы МА-4.

Посадка в кабину осуществлялась через люк, расположенный на левом борту фюзеляжа.

За кабиной находился бомбоотсек с системами обогрева и кондиционирования. В хвостовой части фюзеляжа устанавливались две пушки М24А1 калибром 20 мм с боезапасом 350 снарядов на ствол.

Фото 122.

Крыло самолета двухлонжеронное стреловидностью 36 град. 37,9 мин. по линии четвертей хорд. Профиль крыла ламинарный «Боинг 145». Конструкция крыла очень гибкая. Его концевые части могли колебаться в полете с амплитудой 4,5 м.

Установочный угол атаки крыла 2 град. 45 мин. На расстоянии 6,75 м и 14,07 м от строительной оси фюзеляжа, на нижней поверхности крыла, закреплены гондолы двигателей. Между гондолами, на расстоянии 10,66 м от строительной оси фюзеляжа, могли подвешиваться дополнительные топливные баки. Механизация крыла состоит из закрылков Фаулера и элеронов с триммерами.

колеса носовой стойки

Заглядываем в нишу носовой стойки

пытался сфотографировать все таблички

тут еще много полезный запчастей

и все в очень неплохом состоянии

еще какой то заклепанный люк наверх

таблички

а тут уже кожуха похоже не хватает

Фото 77.

Фото 78.

указатель уровня жидкости?

здесь видимо масса всяческих реле

Фото 81.

Фото 82.

Фото 83.

Две вспомогательные стойки шасси крепились к внутренним гондолам двигателей. Все стойки убирались вперед по полету.

колесо с датчиком давления и системой автоподкачки?

Фото 86.

Фото 87.

Фото 88.

Фото 89.

Фото 90.

Фото 91.

Фото 92.

Фото 93.

здесь какое то очень неприятное для людей оборудование,видимо излучающее

пытался заглянуть снизу

задняя стойка велосипедного шасси

и его ниша

Фото 98.

Фото 99.

Фото 100.

створки

некий воздухозаборник,возможно для ВСУ

Фото 103.

какие то датчики

горизонтальное хвостовое оперение

общий вид сзади

Основное вооружение «Стратоджета» состояло из свободнопадающих бомб общим весом до 11350 кг. Типичной загрузкой считались 10 бомб калибром 454 кг.

Устройства выброса дипольных отражателей AN/ALE-2 для постановки пассивных помех?

Фото 109.

На самолете устанавливалось шесть двигателей J47-GE-25A с максимальной тягой при впрыске воды в первые ступени компрессора 3280 кг и без впрыска воды — 2720 кг. Двигатель имеет двенадцатиступенчатый компрессор, восемь камер сгорания и одноступенчатую турбину. Диаметр двигателя 0,99 м. Длина 3,68 м. Вес 1157 кг.

Шасси велосипедного типа. Носовая стойка стояла перед бомбоотсеком, а основная — за ним.Высота передней стойки была подобрана таким образом, чтобы самолет стоял под углом 6 к горизонту. Расстояние между передней и основной стойкой 11,07 м.

При взлете могли использоваться подвесные пороховые ускорители суммарной тягой 14669 кг. Время выгорания топлива 14 с. Ускорители доводили скороподъемность самолета до 23,34 м/с.

Фонарь кабины

Законцовка крыла расположена очень низко,при желании можно забраться

механизация крыла

Горизонтальное хвостовое оперение размахом 10,66 м с рулями высоты крепилось к основанию киля.

Фото 125.

Наш самолет это Boeing EB-47E

ХB-47 (Модель 450-3-3) (2 самолета)Они несколько отличались от макета, изменения в основном содержали увеличенный размах крыла и модифицированное шасси.
B-47A (Модель 450-10-9) (10 самолетов)В целом подобные опытному экземпляру, B-47A отличались наличием более мощных турбореактивных двигателей J47-GE-11 тягой 2359 кг (5200 фунтов) и широко использовались для поиска наилучших вариантов хвостового вооружения и системы управления огнем.
B-47B (Модель 450-11-10) Первый настоящий серийный вариант (всего построено 399 экземпляров) Он отличался от B-47A прочностными модификациями, позволившими осуществлять летную эксплуатацию с увеличенным полетным весом, системой дозаправки в воздухе и необходимым оснащением для подкрыльных топливных баков. Позднее серийные самолеты B-47, начиная с 88-й машины, оснащались двигателями J47-GE-23 тягой 2631 кг (5800 фунтов).
B-47E (Модель 450-157-35) (было построено более 1600 самолетов в вариантах бомбардировщика и разведывательного самолета) содержали большое количество важных изменений, которые включали усиленное шасси для боевых операций с увеличенным полетным весом, модифицированную носовую часть с выделением объема для системы дозаправки в воздухе, катапультируемые кресла для экипажа, тормозной парашют для уменьшения пробега при посадке.Хвостовое вооружение было заменено на 20-мм пушки, внутренняя система ускорителей для взлета уступила место сбрасываемому внешнему держателю, способному нести до 33 ракет тягой 454 кг (1000 фунтов) каждая; самолет был оснащен новыми двигателями J47-GE-25 с впрыском воды и с тягой по 3266 кг (7200 фунтов).

МОДИФИКАЦИИ

B-47B-II обозначение самолетов B-47 после преобразования в усовершенствованный стандарт.
B-47B/CL-52 один самолет B-47B был передан Королевским ВВС Канады, использован для испытаний построенного в Канаде турбореактивного двигателя Оренда Ирокез (Orenda Iroquois).
DB-47B модификация варианта B-47B в самолет управления беспилотными средствами, предназначенная в основном для GB-47E, но также и для других беспилотных самолетов-мишеней.
RB-47B обозначение 24 самолетов B-47B, переоборудованных для воздушной разведки (некоторые обозначались YRB-47B), несущих восемь фотокамер и другое оборудование в специальном отделении бомбового отсека.
TB-47B обозначение 66 стандартных самолетов B-47B, модифицированных для обучения пилотов и штурманов.
YDB-47B один самолет B-47B, переоборудованный для переноса, запуска и управления ракетами Bell GAM-63 Rascal.
XB-47D два самолета B-47B, переоборудованные для испытания турбовинтовых двигателей Райт (Wright)
YT49-W-1 один из таких двигателей мощностью 7241 кВт (9710 л.с.) установливался вместо спаренных J47 по каждому борту.
DB-47E обозначение двух преобразованных самолетов B-47E, и двух в общем подобных YDB-47E, также использовавшихся для пуска и испытаний ракет Bell GAM-63 Rascal.

QB-47E 14 машин B-47E переоборудованных в радиоуправляемые беспилотные самолеты-мишени.
RB-47E важнейший стратегический фоторазведывательный вариант самолета B-47; построено 240 машин; бомбовое снаряжение было заменено оборудованием для ночного фотографирования.
WB-47E 24 самолета B-47E, переоборудованные для эксплуатации в качестве разведчиков погоды.
YB-47F один самолет B-47B, использовавшийся для испытаний системы зонд-конус дозаправки в воздухе.
KB-47G обозначение одного самолета B-47B, оборудованного в качестве танкера для проведения экспериментов по дозаправке в воздухе совместно с самолетом YB-47F.
RB-47H обозначение 32 машин B-47, выпущенных серийно для выполнения задач электронной разведки.
ERB-47H три самолета B-47E, переоборудованных для той же роли, что и самолет RB-47H, но с размещением 5 членов экипажа.
YB-47J обозначение одного стандартного бомбардировщика, переоборудованного в испытательный стенд для новой радиолокационной системы (МА-2) для навигации и бомбометания.
RB-47K дополнительно 15 новых самолетов RB-47E были выпущены под этим обозначеним для разведки погоды.
EB-47L 35 машин B-47E, переоборудованных в 1963 г. для службы в качестве ретрансляционных станций.

Тактико-технические характеристики B-47E (IV).
Экипаж: 3 (пилот, второй пилот и наблюдатель)
Длина: 32,64 м
Размах крыла: 35,36 м
Высота: 8,53 м
Площадь крыла: 132,67 м²
Стреловидность по передней кромке: 36°37′
Коэффициент удлинения крыла: 9,43
Средняя аэродинамическая хорда: 3,96 м
Профиль крыла: Boeing 145
Колея шасси: 13,5 м
Масса пустого: 35 867 кг
Масса снаряжённого: 44 503 кг
Нормальная взлётная масса: 102 493 кг (с 4536 кг бомб)
Максимальная взлётная масса: 104 326 кг
Максимальная посадочная масса: 81 647 кг
Масса в бою: 60 341 кг
Масса топлива во внутренних баках: 53 070 кг (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
Объём топливных баков: 68 137 л (с ПТБ и баком в бомбоотсеке)
Силовая установка: 6 × ТРД General Electric J47-GE-25
Тяга: 6 × 26,56 кН (2708 кгс) (максимальная)
нормальная: 1 × 23,66 кН (2413 кгс)
со впрыском воды: 1 × 32,03 кН (3266 кгс)
Длина двигателя: 3,66 м
Диаметр двигателя: 0,998 м
Сухая масса двигателя: 1228 кг
Коэффициент лобового сопротивления при нулевой подъёмной силе: 0,0148 (оценка)
Эквивалентная площадь сопротивления: 1,96 м²
Максимальная скорость: 978 км/ч (на высоте 4968 м)
Крейсерская скорость: 806 км/ч
Скорость сваливания: 308 км/ч (при нормальной взлётной массе)
Боевой радиус: 3797 км (с 4536 кг бомб, ПТБ и баком в бомбоотсеке)
Перегоночная дальность: 8038 км
Практический потолок: 12 344 м
Скороподъёмность: 22,10 м/с
Нагрузка на крыло: 730,4 кг/м² (при нормальной взлётной массе)
Тяговооружённость: 0,19 (при нормальной взлётной массе)
Длина разбега: 3170 м (при нормальной взлётной массе)
Длина пробега: 1402 м / 792 м (без / с тормозным парашютом)
Аэродинамическое качество: 20,0 (оценка)
Вооружение
Стрелково-пушечное: 2 × 20 мм пушка M24A1 с 350 патр. на ствол
Боевая нагрузка:
типовая: 4536 кг (с баком в бомбоотсеке)
нормальная: 8165 кг
максимальная: 11340 кг

igor113.livejournal.com

Производство и испытания бомбардировщика B-47 Stratojet Bomber. LIFE 1950: picturehistory

Боинг Б-47 «Стратоджет» — американский реактивный бомбардировщик, разработанный компанией Боинг в середине 1940-х годов. Использованная на B-47 аэродинамическая схема (размещение двигателей на пилонах под крылом) впоследствии стала традиционной для многих пассажирских самолётов. «Стратоджет» оставался основным американским бомбардировщиком вплоть до появления B-52 «Стратофортресс», а его разведывательные модификации совершили большое число полётов над СССР.

Подробнее на Вики



Date taken:September 9, 1950
Photographer:Howard Sochurek
© Time Inc.


См.также:

Стратегический бомбардировщик ХВ-70 «Валькирия»

Бомбардировщик Boeing B-52 Stratofortress

Aero Spacelines Super Guppy (B-377 Guppy)

Бомбардировщик Convair B-36 «Миротворец»

Крепость с крыльями – стратегический бомбардировщик Boeing B-29 «Superfortress»

picturehistory.livejournal.com

P-47 Thunderbolt фирмы Republic

Истребитель-бомбардировщик

Republic

Cамый известный самолет компании Republic P-47 Thunderbolt, спроектированный Александром Картвели, сыграл важную роль во Второй мировой войне и явился продолжением семейства машин, которое началось с аппарата Р-35 Александра Северского. В своем проекте он исходил из использования поршневого двигателя с турбокомпрессором Pratt & Whitney R-2800 Double Wasp и получил заказ на опытный образец ХР-47В на основе этого проекта.

P-47 представляет собой одноместный цельнометаллический низкоплан с убираемым шасси. Фюзеляж полумонококовой конструкции. Силовой набор состоит из лонжеронов и шпангоутов, изготовленных из алюминиевого сплава. Передняя часть фюзеляжа, включая кабину, собирается из двух секций, верхней и нижней. Секции крепятся между собой болтовыми соединениями. Задняя часть фюзеляжа соединяется с передней также на болтах. Противопожарная перегородка изготовлена из жаропрочной стали. Капот двигателя — типа NACA — разделен на четыре съемные панели. Воздушный поток, охлаждающий двигатель, регулируется отклоняемыми створками с гидравлическими приводами. Между двигателем и кабиной летчика находится потектированный основной топливный бак, еще один бак расположен под полом кабины летчика. Перед приборной доской крепится бронеплита, защищающая летчика от обстрела с передней полусферы.

В условиях господства союзников в воздухе «Тандерболты» оказались довольно удачными истребителями-бомбардировщиками, способными действовать глубоко в тылу противника. Они обладали хорошей живучестью, несли солидный запас бомбовой нагрузки (до 1135 кг), а силы огня восьми крупнокалиберных пулеметов вполне хватало для уничтожения вражеских автомобилей, паровозов и легкой бронетехники. На P-47D-22-RE, оборудованном двигателем R-2800-59 с новой системой зажигания, впервые смонтировали под крылом трубчатые направляющие для запуска реактивных снарядов М-10 «Базука». Последние пробивали также и танковую броню. Скороподъемность «Тандерболта» удалось немного повысить за счет использования более эффективного воздушного винта «Гамильтон Стандарт», устанавливавшегося с модификации P-47D-22-RE. Начиная с P-47D-25 истребители стали выпускаться с каплевидным фонарем кабины, обеспечившим круговой обзор пилоту. Одновременно возросло количество топлива во внутренних баках. На самолете P-47D-40 впервые появился небольшой форкиль, устранивший проблему флаттера хвостового оперения на больших скоростях пикирования. В конце 1944 года завод в Фарминг-дейле построил 130 «Тандерболтов» варианта Р-47М, разработанного специально для борьбы с немецкими летающими бомбами «Фау-1». Эти самолеты имели двигатель R-2800-57 мощностью 2800 л.с. и могли на высоте 9760 м развивать скорость 761 км/ч. С января 1945 года скоростные Р-47М поставлялись в 56-ю авиагруппу, ведущую боевые действия над Европой.

Применение P-47D на Тихом океане потребовало очередного повышения дальности истребителя, и в середине 1944 года фирма «Рипаблик» разработала его новый вариант, обозначенный P-47N. Предназначенный для сопровождения бомбардировщиков В-29 и штурмовки наземных целей, этот самолет имел двигатель R-2800-57 и совершенно новое крыло с увеличенным размахом и «обрезанными» законцовками. Таким образом, появилась возможность разместить в крыле внутренние топливные баки общей емкостью 700 л. В перегрузочном варианте под P-47N можно было подвесить еще два бака емкостью по 1136 л под плоскостями крыла и один бак емкостью 416 л под фюзеляжем. С таким запасом топлива истребитель мог покрыть расстояние 3780 км, находясь при этом в воздухе почти 10 часов. В качестве штурмовика P-47N обычно поднимал в воздух две бомбы весом по 454 кг и 10 127-мм реактивных снарядов. Первую партию тяжелых истребителей изготовили в начале 1945 года, однако поставили ее не на Тихий океан, а в Великобританию, в состав 56-й ИАГ. Принять участие в войне с Германией самолеты уже не успели и вскоре были разобраны и отправлены обратно. На Тихоокеанском театре военных действий первой получила P-47N в апреле 1945 года 318-я ИАГ. Базируясь на острове Сайпан, она прикрывала четырехмоторные В-29 в налетах на различные цели в Японии и Китае. Кроме американских и английских летчиков, на «Тандерболтах» летали пилоты и других стран. Около 200 P-47D было поставлено в СССР (в боевых частях первой линии они применения не нашли из-за недостаточной маневренности), 88 Р-47 — в Бразилию. На истребителях этого типа сражались также четыре французские авиагруппы, а после войны «Тандерболты» состояли на вооружении таких стран, как Боливия, Эквадор, Гондурас, Мексика, Венесуэла, Перу и др.

Финальный баланс действий истребителей Р-47 «Тандерболт» в годы Второй мировой войны впечатляет: Уничтожено в 546 000 боевых вылетах более 7000 самолетов противника, 9000 локомотивов и 6000 транспортных средств. Летчики только одной, 56-й истребительной авиагруппы, одержали 1006 побед в воздушных боях, потеряв 128 самолетов. Помимо США, истребители Р-47 «Тандерболт» состояли на вооружении в Великобритании, Советском Союзе, Франции, Италии, Китае, Бразилии, Боливии, Доминиканской республике, Эквадоре, Гватемале, Чили, Мексике, Перу, Иране, Турции, Югославии и на Кубе.

P-47C-5-RE P-47D-10-RE P-47M P-47N
Геометрия
Длина самолета, м 11.03 11.03 11.07 12.0
Размах крыла, м 12.43 12.43 12.43 13.06
Площадь крыла, м2 27.87 27.87 27.87 29.91
Массы
Масса, кг пустого 4490 4530 4728 4990
взлетная 6770 8800 6930 9390
Лётные данные
Скорость, км/ч максимальная 690 689 781 752
на высоте, м 9150 9150 9750 9906
Практический потолок, м 12800 12800 12500 13000
Дальность, км 1030 1630 850 2400

Подробно

Источники

  • «Война в воздухе» /№ 46/
  • «50 лучших истребителей Второй мировой войны» /Геннадий Корнюхин/
  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • CD энциклопедия. «Военная авиация» /Media 2000/

www.airpages.ru

ИНЦИДЕНТЫ С ЯДЕРНЫМ ОРУЖИЕМ И ЕГО НОСИТЕЛЯМИ В США


Дата

Система оружия

Местополо-жение

Описание

*13.02.50


Б-36, бомбардировщик

Тихий океан, Паджет Саунд, Вашингтон
Во время отработки боевой задачи Б-36 сбрасывает ядерный снаряд с высоты 8000 футов, а затем разбивается.. Химическая взрывчатка детонирует.

*11.04.50

Б-29, бомбардировщик

База Манзано, Нью Мехико
Через три минуты после взлета с военно-воздушной базы Киртланд самолет врезается в гору: экипаж погиб, оболочка ядерной боеголовки разрушена, высоковзрывчатое вещество сгорело.

*13.07.50

Б-50, бомбардировщик

Ливан, Огайо
Б-50 на тренировочном задании с военно-воздушной базы Биггс разбивается, 16 членов экипажа погибли. Химическая взрывчатка ядерной боеголовки детонирует при столкновении

Осень 1950

Б-50, бомбардировщик

Квебек, Канада
Б-50, бомбардировщик, возвращаясь с американских военных учений, случайно сбрасывает ядерный снаряд на Сент Лоренс. 2,5 тонны обычной взрывчатки детонируют, распространяя высокообогащенный уран в реку (Christian Science Monitor Radio, эфир 18.02.97, KERA-FM, Даллас)

*5.08.50

Б-29, бомбардировщик

Фейрфилд-Сьюсан, база ВВС, Калифорния
Б-29 с ядерной боеголовкой разбивается при взлете, 19 человек погибли. Сдетонировала химическая взрывчатка.

*10.03.56

Б-47, бомбардировщик

Средиземное море
Б-47 с “двумя капсулами ядерного оружейного материала” бесследно исчезает.

*26.07.56

Б-47, бомбардировщик

Американская база в Лакенхит, Великобрита-ния
Невооруженный Б-47 врезается в ангар, где хранились 3 ядерных боеголовки, в каждой по 4 тонны химической взрывчатки. Генерал военно-воздушных сил США заявил, что, если бы горящее самолетное топливо вызвало химический взрыв, “часть Восточной Англии могла бы превратиться в пустыню”.

*22.05.57

Б-36, бомбардировщик

Нью-Мехико
Марк-17, мощная 10-ти мегатонная ядерная бомба случайно падает в пустыне недалеко от военно-воздушной базы Киртланд (в окресностях Альбукерки). Произошел неядерный взрыв.

*28.07.57

Си-124, транспортный

Атлантический океан
По пути с военно-воздушной базы в Довере у Си-124 отказывают оба двигателя, и он сбрасывает две боеголовки в океан. Боеприпасы не были обнаружены.

*11.10.57

Б-47, бомбардировщик
база ВВС Хомстед, ФлоридаБ-47 с ядерной боеголовкой и ядерной капсулой на борту разбивается вскоре после взлета. “Две детонации некритического уровня произошли во время возгорания”.

12.12.57

Б-52, бомбардировщик
база ВВС Фейрчайлд, Спокейн, ВашингтонКрушение при взлете во время тренировочного задания.

*31.01.58

Б-47, бомбардировщик

Американская стратегическая командная база в Сиди Слимейн, Марокко
Б-47 разбивается при взлете и горит в течение 7 часов с одной боеголовкой “в боевой конфигурации” на борту. “Имело место некоторое загрязнение непосредственно в месте крушения”.

*5.02.58

Б-47, бомбардировщик

база ВВС Хантер, Саванна, Джорджия
Б-47 с военно-воздушной базы Хомстед (Флорида) во время отработки боевой задачи сталкивается в воздухе с Ф-86. Сброшенный бомбардировщиком после столкновения ядерный снаряд не был обнаружен.

12.02.58

Б-47, бомбардировщик

Прибрежная зона недалеко от Саванны, Джорджия

Подробности недоступны

5.03.58

Б-47, бомбардировщик

Прибрежная зона Джорджии

Атомный снаряд был сброшен после столкновения в воздухе

*11.03.58

Б-47, бомбардировщик

Флоренция, Южная Каролина
Сбой в работе системы крепления приводит к случайному сбросу атомной бомбы бомбардировщиком военно-воздушной базы Хантер. Детонирует высоковзрывчатое вещество.

10.04.58

Б-47, бомбардировщик
12 миль южнее Баффало, Нью-ЙоркСамолет взрывается в воздухе при сближении с заправочным самолетом.

*4.11.58

Б-47, бомбардировщик
база ВВС Дайесс, ТехасКрушении самолета из-за пожара, возникшего вскоре после взлета. Высоковзрывчатое вещество ядерной боеголовки детонирует при столкновении с землей.

*26.11.58

Б-47, бомбардировщик
база ВВС Шенолт, ЛуизианаСамолет загорается и сгорает на взлетной полосе. Пожар уничтожил одну боеголовку.

*18.01.59

Ф-100, 
истребитель

Тихоокеанская база
Ф-100 с одной неснаряженной ядерной боеголовкой загорается на земле.

*6.07.59
Си-124, транспортныйбаза ВВС Бакрсдейл, ЛуизианаСамолет разбивается и загорается, уничтожена одна транспортируемая ядерная боеголовка.

*25.09.59

Военно-морской самолет Пи-5М

Остров Уидби, Вашингтон
Противолодочный самолет был сознательно затоплен в Паджет Саунд с неснаряженным ядерным боезарядом(сообщение Нью-Йорк Таймс от 26 мая 1981 года).

*15.10.59

Б-52, бомбардировщик
Недалеко от Глен Бин, КентуккиБ-52 и танкер КСи-135 сталкиваются в воздухе. Две ядерных боеголовки впоследствии были найдены и утилизированы без осложнений.
До 8-го июня 1960
Ядерная боеголовка
база ВВС США около Триполи, ЛивияПодробности отсутствуют (сообщение Нью-Йорк Таймс от 8 июня 1960 года)
До 8-го июня 1960
Ядерная боеголовка

Англия
Без подробностей (сообщение Нью-Йорк Таймс от 8 июня 1960 года)

*7.06.60

Ракета Бомарк земля-воздух
база ВВС Эм-Си-Гайр, Нью ДжерсиПротивовоздушная ракета была повреждена во время взрыва и пожара, ядерная боеголовка уничтожена пожаром.

До 1961 года

??? ракета

Теннеси Ривер
Ракета с ядерной боеголовкой при перевозке срывается с грузовика в реку Теннеси.
19.01.61Б-52, бомбардировщикМонтичелло, ЮтаБ-52 взрывается в полете.

*24.01.61

Б-52, бомбардировщик

Недалеко от Голдсборо, Северная Каролина
Бомбардировщик с двумя 24-мегатонными ядерными зарядами на борту разбивается. Часть одной бомбы не уцелела, другая бомба упала на землю, не взорвавшись, но 5 из 6 ступеней предохранения (блокирующих ситсем) были выведены из строя (разблокированы) при падении.

*14.03.61

Б-52, бомбардировщик

Калифорния
Б-52 с военно-воздушной базы Биэйл с ядерным оружием на борту разбивается во время тренировочного полета.

4.06.61
Тор, межконтинентальная баллистическая ракета
Остров Джонстон, Тихий океан
Мегатонная ядерная боеголовка уничтожена в полете, когда Тор взорвался на Тихоокеанских испытаниях ракет США.

20.06.62
ТОР, межконтинентальная баллистическая ракетаОстров Джонстон, Тихий океанВторая мегатонная боеголовка уничтожена при попытке произвести сверхдальний испытательный запуск.

10.04.63
ПЛА
“Трешер”
Атлантическое побережье СШАБоевая ядерная подлодка затонула во время первого похода — предположительно с ядерной ракетой САБРОК (SUBROC).

*13.11.63

Хранилище ядерного оружия

База Медина, Сан-Антонио, Техас
Взрыв 123.000 фунтов высоковзрывчатых компонентов ядерного оружия; “небольшое загрязнение” ядерными компонентами, хранившимися где-то в том же здании.

*13.01.64

Б-52, бомбардировщик

Камберленд, Мериленд
Б-52 с военно-воздушной базы Тернер (Джорджия), разбивается с двумя ядерными боеголовками на борту.

*5.12.64

Межконтинентальная баллистическая ракета Минитмэн I

база ВВС Еллзворт, Южная Дакота
Ракета типа LGM 30B Минетмэн I в состоянии стратегической готовности серьезно повреждена из-за случайного запуска “ретроракеты” во время ремонта.

*8.12.64

Б-58, бомбардировщик

база ВВС Бункер-Хилл, Индиана
Б-58 по меньшей мере с одним ядерным зарядом на борту воспламеняется и горит на взлетной полосе, часть ядерного снаряда сгорела. 
9.08.65Межконтинентальная баллистическая ракета “Титан II”база ВВС Литл Рок, АрканзасВзрыв в ракетной шахте с последующим пожаром.

*11.10.65

Си-124, транспортный
база ВВС Райт-Паттерсон, ОгайоВо время дозаправки самолета, а борту которого находятся невзрывчатыми компоненты ядерного оружия, происходит возгорание, и он горит на взлетной полосе.

*5.12.65

А-4Е Skywarrier, штурмовик
200 миль южнее ОкинавыСамолет с ядерной боеголовкой Би-43 скатывается с подъемника №2 авианосца “Тикондерога” и тонет в океане на глубине 16.000 футов.

*17.01.66

Б-52, бомбардировщик

Паломарес, Южная Испания
Б-52 с четырьмя 20-25-мегатонными ядерными бомбами сталкивается с танкером КаСи-135. Одна из бомб осталась неповрежденной; химическая взрывчатка двух других при ударе сдетонировала, загрязнив плутонием значительную территорию. Уцелевшая боеголовка после трехмесячных подводных поисков была найдена и утилизирована. 

*21.01.68

Б-52, бомбардировщик

Залив Тул, Гренландия
Б-52 разбивается, горит, растапливает лед толщиной 7 футов и тонет. Химическая взрывчатка на всех четырех ядерных бомбах срабатывает, распространяя плутоний (S. Sagan, Limits of Safety, Princeton U. Press, 1993, p.180)
12.02.68Б-52, бомбардировщикНедалеко от Торонто, КанадаКрушение с ядерным оружием на борту (как говорят люди) в двадцати милях севернее Торонто. 

*27.05.68

ПЛА “Скорпион”

Центральная Атлантика
Механические неполадки вызвали затопление и гибель атомной подлодки с двумя ядерными торпедами ASTOR.
16-17.06.68Крейсер США “Бостон”Пролив Тонкин, Вьетнам“Бостон” с двумя ядерными противовоздушными ракетами “Терье” случайно подвергается атаке истребителя(ей) США

14.01.69

Ядерный авианосец “Энтерпрайз”

75 миль южнее Бухты Перл, Гавайи
Серия взрывов обычных снарядов и пожар на борту носителя ядерной авиации. 25 человек погибли, 85 раненых (^  Jan.30,1969) На “Энтерпрайз” было ядерное оружие.

3.04.70

Б-52, бомбардировщик

база ВВС Эллзворт, Южная Дакота
Бомбардировщик стратегического авиационного командования разбивается при приземлении, пожар на поверхности шести подземных топливных хранилищ, в каждом из которых было по 25.000 галлонов. (Air Force Magazine, декабрь 1970)

29.11.70

Плавучая база обслуживания
подлодок “Канопус”

Холи Лох, Шотландия
На “Канопус” возник пожар в тот момент, когда на ее борту находились ядерные ракеты “Полярис”, а рядом были пришвартовны подлодки (носители “Полярис”) (Дейли Телеграф, 30 ноября 1970 года)

Ноябрь 1975

“Белкнеп”, крейсер-носитель управляtмых ракет

70 миль южнее Сицилии
После столкновения с авианосцем “Дж. Ф. Кеннеди” во время маневров в Средиземном море, на “Белкнапе” имели место обширные пожары и взрывы артиллерийских снарядов. Оба корабля — с ядерным оружием на борту.

24.08.78

Межконтинентальная баллистическая ракета Титан II

Рок, Канзас
Утечка ракетного топлива вызвала облако токсичных испарений из шахты, нештатная ситуация сохранялась на протяжении 29 часов. Два летчика погибли, несколько человек ранены, сотни эвакуированы (Wichita Eagle-Beacon, 26 и 28 августа 1978 года). См. также инцидент от 19.09.80 с Ракетой Титан II.
1980FB-111, бомбардировщикПобережье Новой АнглииБомбардировщик-истребитель с ядерным оружием разбивается.
15.09.80Б-52, бомбардировщикбаза ВВС Грандфоркс, Северная ДакотаБ-52 с ядерным оружием загорается на взлетно-посадочной полосе.

*19.09.80

Межконтинентальная баллистеческая ракета Титан II

Дамаск, Арканзас
Техник во время ремонта (или регламентных работ) уронил гаечный ключ, который пробил топливный бак “Титана II”, что привело к утечке компонентов топлива и взрыву – крышку шахты сорвало, 9-ти мегатонная ядерная боеголовка была выброшена за пределы технологической площадки. Ядерного взрыва не последовало, боеголовка была обнаружена и утилизирована. 

11.01.85

Баллистическая ракета “Першинг II”
Военная база Вальдхайд, недалеко от Найлбронна, ГерманияВо время “рутинных тренировочных упражнений” в ракетном двигателе первой ступени происходит возгорание. Три человека погибли, 7 ранено, грузовик и ремонтное помещение поврежденны пожаром (Assoc. Press in West Palm Beach Post, 12 января, 1985 года)

*28.09.87

Б-1Би, бомбардировщик

Колорадо
Во время полета в воздухозаборник правого двигателя врезается пеликан, что приводит к пожару. Самолет теряет управление и разбивается.(NY Times, 21 января 1988 года)

8.11.88
Б-1, бомбардировщикбаза ВВС Дайесс, Абилин, ТехасПожар в двух из четырех двигателей, экипаж катапультируется, самолет врезается в землю и взрывается. .(NY Times, 10 ноября 1988 года)

17.11.88

Б-1, бомбардировщик

база ВВС Еллзворт, Южная Дакота
Бомбардировщик разбивается при попытке приземления в плохую погоду, происходят взрыв и пожар. Крушение произошло спустя всего 9 дней после аналогичного происшествия, когда был введен запрет для всех Би-1 подниматься в воздух — за исключением тех, что находящихся в состоянии боевой готовности и с ядерным оружием на борту. (NY Times, 10 и 19 ноября 1988 года)

24.07.89

Б-52, бомбардировщик

база ВВС Келли, Сан Антонио, Техас
Бомбардировщик на земле загорается и взрывается, один человек погиб, 11 раненых (NY Times, 26 июля 1989 года)

24.06.94

Б-52, бомбардировщик

база ВСС Фэйрчайлд, Вашингтон
Бомбардировщик разбивается, все 4 члена экипажа погибли. Как утверждают, пилоту удалось избежать столкновения с хранилищем ядерного оружия, снизив скорость до минимума (NY Times, 27 апреля 1995 года)

maxpark.com

52″ — бомбардировщик США. История создания

«Б-52» – бомбардировщик, выпущенный американской корпорацией Boeing в 50-х годах прошлого столетия. Изначально он разрабатывался для доставки двух термоядерных бомб в любую точку Советского Союза. По сей день остается основным самолетом в арсенале дальней авиации военно-воздушных сил Америки.

История создания

B-52 Stratofortress – военное детище одной из самых крупных авиастроительных корпораций в мире – американской Boeing Company.

На русский язык его полное название переводится как «воздушная крепость». К его разработке приступили в 1950-х годах, когда компания занялась производством второго поколения военных самолетов, а именно бомбардировщиков. Самолет призван был заменить две устаревшие модели: В-36 и В-47. Автором первой модели была фирма Convair, второй – Boeing.

Американские власти решили заменить поршневые бомбардировщики и объявили конкурс среди конструкторских бюро на создание реактивного стратегического самолета. Конкурс был объявлен после окончания Второй мировой войны, в 1946 году. В состязании приняли участие три компании – к уже названным присоединилась Douglas. Стоит отметить, что в то время никто из высшего военного руководства не верил в возможность появления тяжелого самолета реактивного, да еще и с дальностью полета, превышающей 13 тыс. километров. Тем не менее, ученые, конструкторы и бизнесмены принялись с энтузиазмом опровергать эти предубеждения. Их задачей было создать не просто бомбардировщик, а стратегический и сверхдальний ракетоносец.

Приступая к задаче, все понимали, каким должен стать «Б-52» (бомбардировщик). Как создавался этот совершенно новый для своего времени самолет, чем руководствовались изобретатели? Компания Convair, взяв за основу свой поршневой В-36, полагала достичь задачи за счет установки реактивных двигателей и крыла в виде стрелы. Второй участник, Douglas, проектировал принципиально новую машину, особенностью которой должны были стать турбовинтовые двигатели. Boeing решил поработать с созданным им средним бомбардировщиком В-47 и улучшить его показатели до стратегического уровня.

Конструирование компании Boeing

В группу, которая занялась разработкой проекта под рабочим названием «Модель 464», вошли шесть ведущих специалистов, которые практически в том же составе работали над В-47. Группа начала предварительную разработку самолета «Б-52». Бомбардировщик, характеристики которого значительно превышали те, что имелись в самолетах, созданных компанией ранее, требовал новых подходов и решений. В частности, было ясно, что требуемый километраж полета, а также предполагаемый вес вооружения в 4,5 тонны повлекут увеличение взлетного веса машины до 150 тонн. Это вдвое превышает показатель самолета предыдущего поколения. Кроме того, скорость, согласно техническому заданию, должна достигать 960 км/ч.

Для решения поставленных задач в компании стали использовать турбореактивные двигатели J-57. Их тяга составляла 3,4 тонны. Решено было установить восемь таких двигателей. Объединенные в четыре комплекса, они были установлены на крылья самолета с помощью огромных пилонов, выступавших перед крыльями. Одновременно для максимальной продольной устойчивости киль самолета сконструировали достаточно высоким. Для топлива, объем которого должен был быть достаточным для межконтинентального полета, внутри крыла увеличили пространство до площади в 371,6 кв. м.

Властей США удовлетворил разработанный корпорацией «Боинг» «Б-52». Американский бомбардировщик был одобрен в 1947 году, и компания получила госзаказ, заключив контракт на два опытных образца.

Испытания

Первый опытный образец, которому военные дали обозначение «ХВ-52», был готов в конце ноября 1951 года. Однако пока машину готовили к первым испытаниям, ее умудрились повредить. Чтобы не нанести ущерб репутации компании, решили не называть истинных причин возвращения самолета на завод. Приостановку испытаний объяснили необходимостью установить дополнительное оборудование. В результате право первого полета перешло ко второй машине, обозначенной военными как «YB-52». Она был закончена в середине марта 1952 года.

В середине апреля начались летные испытания «Б-52». Бомбардировщик был оснащен шасси так называемого велосипедного типа, что представляет довольно любопытную конструкцию. Шасси являли собой четыре двухколесные стойки (в фюзеляже самолета установлены отдельные ниши для каждой из них), были оснащены гидравлическим управлением и автоматами торможения. Кроме того, конструкторы сняли зависимость машины от погодных условий при взлете и посадке тем, что конструкция колес шасси позволяла устанавливать их под углом к центровой оси корпуса самолета. Таким образом, получив информацию о скорости и направлении ветра, пилоты, используя таблицу расчетов, могли расположить колеса так, чтобы самолет двигался боком при пробеге по полосе. Именно эта техническая особенность привлекла внимание публики во время официального перфоманса спустя два года.

Когда испытания закончились, машина официально получила наименование «B-52 Stratofortress», что означало «воздушная крепость». Однако впечатления летчиков-испытателей особенным энтузиазмом не отличались. Много хлопот во время полета доставляли топливные баки в полостях крыльев – они постоянно протекали. Приходилось исхитряться, чтобы устранять течь во время полетов.

Немало вопросов вызывала система катапультирования экипажа: безопасно покинуть самолет путем катапульты можно было только с высоты трехсот метров. Стрелок располагался в хвостовой части, в его кабине были установлены туалет и электропечка. Во время полета стрелок был фактически изолирован от экипажа и держал с ним только радиосвязь. Соответственно, если она отказывала, специалист не имел представления о том, что происходит с самолетом. Однажды это стало причиной казуса с «Б-52». Бомбардировщик во время полета в грозу оказался в потоке нисходящего воздуха. Стрелок, решив, что самолет падает, катапультировался, при этом был вынужден скинуть пулеметную установку. Его отсутствие пилоты обнаружили уже на земле.

Серийные модификации

«Б-52», бомбардировщик Stratofortress, встал на конвейер в 1955 году. Первая выпущенная серией модификация – «Б-52А» – поступил в стратегическую авиацию в июне. Самолеты использовались для переподготовки экипажей, а также для отработки процесса заправки воздушных судов в воздухе. Спустя непродолжительное время вышел «Б-52В». Всего выпустили пятьдесят самолетов этой модификации. Машины этой серии были полностью готовы для боевых вылетов с обычным и ядерным оружием на борту. Для этого их укомплектовали более совершенными двигателями с тягой 4,62 тонн и прицельно-навигационной системой. Для демонстрации мощи B-52 (бомбардировщик) отправился в беспосадочный кругосветный полет, сымитировав по пути следования прицельный ядерный удар.

В демонстрационном рейде участвовали шесть самолетов, которые поднялись в небо с аэродрома военной базы Кастл (штат Калифорния) в час дня 16 января 1957 года. Во время перелета общей протяженностью 39,2 тыс. километра «Б-52» стратегический бомбардировщик должен был пройти процедуру дозаправки (в воздухе), причем четыре раза. Однако не всем самолетам удалось проделать путь. Уже через несколько часов один ракетоносец совершил вынужденную посадку в Англии. Неожиданный отказ двигателя стал причиной выхода из строя еще одного самолета, который аварийно приземлился в Лабрадоре. Оставшиеся три машины спустя неполные двое суток приземлились на авиабазе недалеко от Лос-Анджелеса. Из-за непогоды в пункт назначения они прибыли на полчаса позже.

Маршрут, включавший перелет над Ньюфаундлендом, Марокко, Саудовской Аравией, Цейлоном, Малайзией (здесь располагалась условная боевая цель), Филиппинами, островом Гуам и базой Кастл, занял 45 часов 19 минут. Перелет проходил на переменной высоте 10,7-15,2 тыс. метров со скоростью 865 км/ч. При подлете к условной боевой цели скорость была увеличена до 965 км/ч. Дозаправку осуществляли самолеты при перелете над Атлантическим океаном, Средиземным морем, Саудовской Аравией и Филиппинами. Для усиления эффекта дозаправка проходила как днем, так и ночью, и при любой погоде. Перед началом процесса ракетоносцы снижали высоту, скорость при этом составляла 400-480 км/ч.

Стоит отметить, что первый кругосветный полет был совершен самолетом «В-50» в 1949 году и занял 94 часа.

На самолетах третьей серии – «Б-52С» – поставили двигатели еще большей тяги – 5,4 тонн. Всего было выпущено 35 машин в 1956 году. Благодаря замене пневматических стартеров на пороховые удалось в пять раз сократить период завода всех двигателей – с получаса до шести минут. Кроме того, были расширены возможности использования оружия. На «Б-52» (бомбардировщик, ракетоносец) установили новые крылатые ракеты стратегического назначения под кодовым названием «гончая собака» (hound dog). При вылете по боевой тревоге для сокращения длины разбега пилоты могли использовать в качестве ускорителя турбореактивные двигатели ракет. Затем в полете ракеты дозаправлялись из баков.

Потери

В начале 1960-х годов была начато использование самолетов по целевому назначению. «Б-52» – бомбардировщик, сверхдальный ракетоносец – предназначался для доставки ядерного вооружения в любую точку Советского Союза. Начались первые пробные разведывательные полеты вдоль государственных границ СССР. Следует понимать, что авария такого самолета, начиненного ядерными боеголовками, могла запросто устроить еще одну Хиросиму. Между тем аварийные ситуации с «Б-52» случались с завидной регулярностью. Аварии с участием ядерного оружия носят кодовое название «сломанная стрела». Большая часть происшествий с данными самолетами происходила над территорией США, а также в небе дружественных стран.

Так, в 1958 году случилась первая авария на территории штата Северная Каролина, когда пилот по ошибке скинул бомбу на кровлю жилого дома. В результате осколками были ранены шесть человек. В 1961 году в том же штате упал уже сам самолет, от удара бомба разрушилась. Спустя год в этом же штате в городе Голдсборо упал бомбардировщик с двумя ракетами типа «гончая собака».

Первая трагедия за пределами США произошла в 1966 году, когда патрульный ракетоносец столкнулся с «КС-135» в небе над Испанией. Одна ракета рухнула в Средиземное море, еще три упали на поселок Паломарес. Из-за сработавшего детонатора весь населенный пункт был заражен плутонием. Последняя официально обнародованная авария произошла у берегов Гренландии в 1968 году, когда горящий самолет не дотянул до аэродрома и рухнул на дно залива. В результате зараженной оказалась территория площадью шесть квадратных километров.

Последние модификации

С 1956-го по 1983 год создали еще пять модификаций. Серия «Б-52D» была выпущена в количестве 101 самолета. В этой серии укоротили киль, а также усовершенствовали прицельную систему. В следующей модификации – Е – выпустили всего сто самолетов. Было усилено крыло. Кроме того, конструкторы установили оборудование, позволяющее совершать полеты на низких высотах. Более экономичные двигатели были установлены на серии F, которая включала в себя 89 самолетов. У одного из них оказалась трагичная судьба. В 1961 году во время учений прорабатывалась условная атака истребителя самолета серии «Б-52F». Пилот истребителя по ошибке выпустил ракету и сбил бомбардировщик. Все три члена экипажа погибли. После этого эпизода самолеты сняли с подобных учений.

Самое большое количество ракетоносцев вышло в следующей серии «Б-52». Бомбардировщики модификации G выпустили в количестве 193 штук в течение четырех лет с 1958 года. Тяга двигателей была увеличена до 6,34 тонн, были добавлены более вместительные баки авиационного топлива. Последняя серия – Н – выпускалась до 1962 года, всего вышло 102 самолета. Тяга двигателей составляла уже 7,71 тонн. Экономичность расхода топлива позволила увеличить дистанцию полета на 2,7 тыс. километра – до 16,7 тыс. километра. На этом самолете поставили мировой рекорд по количеству часов полета без дозаправки: 20,17 тыс. километра было преодолено за 22 часа и 9 минут. А в 2006 году ракетоносец этой модификации пролетел семь часов на синтетическом топливе.

С 1965-го по 1984 год самолеты серий В/С/D/F «Б-52» были сняты с вооружения американской армии. С окончанием холодной войны, ставшим следствием развала Советского Союза, они были убраны с боевого дежурства. Таким образом, к 1992 году в действующей армии осталось 159 ракетоносцев модификаций G и Н. Договоренности в области вооружений с Россией повлекли за собой тотальное сокращение этих бомбардировщиков. В 2008 году оставшиеся машины серии Н также начали сокращать. На данный момент в армии остались 68 ракетоносцев, которые будут в строю до 2040 года. Может статься, что эти самолеты станут рекордсменами по длительности использования. Бомбардировщики участвовали практически во всех военных столкновениях США.

Характеристики

«Б-52» – это реактивный стратегический ракетоносец, оснащенный восемью двигателями. Он пилотируется шестью членами экипажа. Среди основных технических характеристик можно назвать размах крыльев, который составляет 56,39 метра, длина корпуса – 49,05 метра, высота – 12,4 метра. При последней модификации была достигнута взлетная масса до 221,5 тонны. Тяга каждого двигателя составляет 7,71 тонны. Дистанция разгона самолета равняется 2,9 тыс. метра. Максимальная скорость, которую развивает бомбардировщик, составляет 1013 км/ч. Он обладает радиусом боевого действия в 7730 километров.

На борту ракетоносца установлена шестиствольная 20-мм пушка, которая располагается в хвосте самолета. «Воздушная крепость» рассчитана на боевую нагрузку в виде бомб до 31,5 тонны. Кроме того, ракетоносец оснащен самым современным оборудованием для успешного ведения радиоэлектронной борьбы. В частности, на нем установлена аппаратура шумовых и дезинформирующих помех, дипольные отражатели и аппаратура инфракрасных ловушек.

В начале текущего года представители США распространили информацию о новых модификациях «Б-52». Бомбардировщик, система сброса которого характеризовалась точечным метанием только на внешней подвеске снарядов, теперь оснащался более «умной» системой. Как следует из официального сообщения, высокоточные боеприпасы теперь будут размещаться и в бомбоотсеках. Установка новой системы позволит увеличить вместимость самолета как минимум на 50%. Кроме того, это позволит убрать «умные» бомбы с внешних подвесок, что уменьшит расход топлива на 15%, а также поможет сохранять в тайне от противника информацию о том, какое именно оружие несет бомбардировщик.

Контракт стоимостью 24,6 миллиона долларов компания Boeing получила в начале прошлого года. Планируется, что новая система будет принята на вооружение уже в 2016 году. Также в планах военных приспособить «Б-52» под беспилотники.

Авиационные «деды»

Американский «B-52» – бомбардировщик, который с первого дня существования беспрестанно сопоставляли с советским стратегическим самолетом аналогичного класса Ту-95. Эксперты военной авиационной отрасли оба самолета окрестили «дедушками дальней авиации». Обе машины состоят в ВВС обеих стран более 60 лет, претерпевая лишь регулярную модернизацию. Российского соперника американские военные называют, как это ни банально, медведем. Споры о том, чья машина лучше и по каким показателям, продолжаются по сей день. Военные эксперты отмечают, что оба самолета прошли эволюционный путь от простого бомбардировщика до стратегического ракетоносца. Машины схожи и по ряду других характеристик, к примеру, у обеих дальность полета превышает десять тысяч километров. Более того, территория противника достигается обеими машинами в любом варианте, даже не по прямой линии движения. В то же время большую скорость развивает американский «Б-52». Бомбардировщик в сравнении с Ту-95 разгоняется до 1 тыс. км/ч, максимальная скорость «тушки» достигает 850 км/ч.

Ту-95

Однако есть ряд характеристик, по которым отечественная машина значительно превосходит своего заокеанского соперника. К таким показателям, в частности, относится повышенная экономичность двигателей – как минимум вдвое. По словам специалистов, при дальности полета на 10-12 тыс. км американский бомбардировщик «Б-52» затрачивает 160-170 тонн авиационного топлива, в то время как у российского самолета на это же расстояние уйдет лишь 80 тонн.

Отечественные эксперты военного дела нелестно отзываются и о двигателях. По их словам, преимущество Ту-95 состоит в том, что все четыре двигателя оснащены винтами противоположного вращения. Таким образом, своей надежностью они обеспечивают отечественному ракетоносцу превосходство над «Б-52». Бомбардировщик США оснащен восемью двигателями, однако проблем они доставляют немало и обладают достаточно слабыми характеристиками. По словам экспертов, об этом свидетельствуют потери заокеанских военно-воздушных подразделений. Так, известно, что из 740 выпущенных и поставленных в армию машин они умудрились потерять 120 самолетов. Более того, именно американский бомбардировщик «Б-52» стал причиной утраты нескольких термоядерных бомб, которые по сей день не найдены. Некоторые утверждают, что бомбы были потеряны на территории Гренландии и побережья Португалии.

Тонкости ракетного оснащения

Вооруженные силы всех стран, а тем более ведущих держав, таких, как Россия и США, которые являются крупнейшими производителями вооружения, участвуют в негласных, а порой и в открытых соревнованиях. Авиация – это одна из областей постоянного соперничества. Быть королем неба – что может быть престижнее для военного поприща? Российский и американский бомбардировщики сравнивают непрестанно. К примеру, американцы неоднократно приводили данные, подтверждающие превосходство их машины над отечественной по ракетно-бомбовой нагрузке чуть ли не в несколько раз.

Российские эксперты склонны относиться к подобным заявлениям с изрядной долей скептицизма. Военные специалисты не видят причин безоговорочно доверять противной стороне, поскольку именно эти данные используются в качестве орудия манипуляций. Если говорить по справедливости, только командир экипажа имеет полное представление о количестве орудий у него на борту. Стоит отметить, что крупнейший в мире термоядерный боеприпас был скинут именно российским самолетом. Мощность сброшенной бомбы равнялась 50 млн. тонн тротила, взрывная волна во время опыта трижды обогнула Землю. Заряд был сброшен над архипелагом Новая Земля.

Восставший из пепла

«Б-52» – бомбардировщик вернется в ряды ВВС Америки. Новость об этом распространили в начале марта 2015 года. В боевые ряды вернулся «Б-52Н», носивший имя «Призрачный всадник» (Ghost Rider), который списали семь лет назад. Он был выпущен в 1962 году и завершил свою летную карьеру в 2008-м. С тех пор находился в Тусоне (штат Аризона) на так называемом кладбище самолетов. Он призван заменить поврежденную аналогичную машину. Ремонт самолета занял несколько месяцев. Он успешно прошел летное испытание, в ходе которого преодолел более 1,6 тыс. километра. После этого его дислоцировали на авиабазу в Луизиану. Здесь завершатся ремонтные работы и конечные испытания.

Стоит отметить, что в военной истории США это первый случай, когда списанный «Б-52» возвращают в действующий боевой строй. Как объяснили представители ВВС, он заменит аналогичный самолет, который сгорел на базе, его ремонт обошелся бы значительно дороже

Источник

https://cont.ws/@nikkuro/735682

Понравился наш сайт? Присоединяйтесь или подпишитесь (на почту будут приходить уведомления о новых темах) на наш канал в МирТесен!

super-arsenal.ru

Рипаблик Р-47 «Тандерболт»

Самолет должен быть достойным своего имени. Р-47 по праву носил звучное имя громовержца. В эру гигантских пропорций обладал неплохой маневренностью. «Тандерболт» стал линкором среди истребителей. Он впитал в себя дух двух великих наций, чьи представители стояли у колыбели этого самолета. Удачная конструкция никогда не появляется на пустом месте. Хороший самолет — венец длинного и тернистого пути. Истребитель Рипаблик Р-47 «Тандерболт» отличился в воздушных боях и над Европой, и над Тихим океаном. Успех этого самолета — прямое следствие заложенных в основу его конструкции идей русского американца Александра Северского.

Между тем, авиационному корпусу армии США требовался двухместный самолет первоначальной и базовой подготовки летчиков. Северский выиграл в 1935 году конкурс на учебно-тренировочную машину. Фирма получила заказ на три десятка самолетов ВТ-8. В 1934 году работать к Северскому пришел очередной «русский» — Александр Картвелишвили, превратившийся в США в Александра Картвели. Летом 1935 года на фирму пришел Миллер, имевший репутацию знающего инженера и великолепного летчика. Сам глава фирмы, Картвелишвили и Миллер составили триумвират, определявший всю техническую политику. Миллер вложил немало сил в создание истребителя Р-35.

Republic P-47 Thunderbolt в наши дни

Одно — и двухместный варианты самолета АР-7 послужил отправной точкой для дальнейших работ. Сначала самолет имел те же крыло и шасси, что и истребитель Р-35, но в 1939 году значительной доработке подверглось шасси. Самолет SEV-1XP стал предшественником истребителя Р-35. Многие конструктивные решения SEV-1XP были внедрены в конструкцию истребителя Р-47 «Тандерболт».

Рипаблик Р-47 «Тандерболт» в полете

Истребитель Северского АР-4 можно считать прародителем «Тандерболта». К сожалению прототип разбился 22 марта 1939 года в окрестностях авиабазы Райт-Филд. Авиационный корпус армии США выдал 12 мая 1939 года заказ на опытную партию из 13 военных самолетов АР-4, которые получили военное обозначение YP-43. Модернизация самолета АР-4 в предсерийный вариант (У) Р-43 «Лансер» стала важным шагом вперед в развитии военной авиации. Прототипы отличались друг от друга в основном двигателями: АР-4В (P-44-I). АР-4С и AP-4D (оба P-44-II) и АР-4J (AP-44-IV). На последней модификации был установлен двигатель R-2800. Истребитель Р-44 создавался как чистый боевой перехватчик.

В 1940 году фирма Рипаблик представила проект истребителя ХР-47/47А; работы над ним велись в обстановке секретности параллельно с проектированием легкой машины с V-образным Аллисоном.

Рипаблик Р-47 «Тандерболт» в полете

Военные попросили Картвели рассмотреть возможность перепроектирования конструкции самолета ХР-44 под более мощный двигатель R-2800-11, развивавший на большой высоте на боевом режиме мощность 2000 л.с.В спецификацию был внесен ряд требований по опыту воздушной войны над Европой. Заказчик и фирма Рипаблик, приняли эти требования без протестов. Фактически же эти требования означали конец линии развития ХР-44. Задуманный Картвели истребитель появлялся абсолютно новой конструкцией — он представлял собой развитие все того-же ХР-44, который в свою очередь вырос из самолета АР-4 конструкции Северского.

Republic P-47С Thunderbolt вид сбоку

Из процесса разработки истребителя ХР-47В исключили изготовление макета, посчитав, что компоновка в достаточной степени отработана при создании ХР-44 и его предшественников. Традиционно, истребители авиационного корпуса армии США имели багажные отсеки в фюзеляжах. На ХР-47 место багажа занимал более необходимый высотному истребителю турбокомпрессор, а остальное свободное пространство фюзеляжа почти полностью занимали два больших протектированных топливных бака. Суммарная емкость топливных баков самолета должна была составлять 1190 литра, но конструкторы, как ни старались, сумели найти места лишь для баков емкостью 1130 литров.

Republic P-47С-2 Thunderbolt

 

Republic P-47С-5 Thunderbolt

Истребитель Рипаблик P-47D

Первоначально планировалось индекс «D» присваивать самолетам постройки завода в Ивэнсвилле, но в конечном итоге «Тандерболты» из Ивэнсвилла получали довесок к обозначению в виде литер «НА», а Р-47 производства завода Фэрмингдэйле — «RE». Первые четыре P-47D-RE (заводские номера 42-2250 и 42-2253) были собраны в Ивэнсвилле из узлов, доставленных с завода в Фэрмингдэйле. В Фэрмигндэйле, в частности, были изготовлены фюзеляжи, крылья поставлял другой субподрядчик.Сложности с освоением производства, недостаточно высокий уровень рабочих и мастеров нового завода сильно влияли на качество «Тандерболтов» из Ивэнсвилла — самолеты поступали исключительно в тренировочные подразделения, дислоцировавшиеся в континентальной части США.

 

Republic P-47D-2 Thunderbolt

Republic P-47D-5 Thunderbolt

Republic P-47D-6 Thunderbolt

Republic P-47D-10 Thunderbolt

Republic P-47D-25 Thunderbolt

 

Republic P-47D-26 Thunderbolt

Republic P-47D-27 Thunderbolt

Republic P-47D-28 Thunderbolt

Republic P-47D-30 Thunderbolt



< Назад   Вперед >

pro-samolet.ru

P-47 Thunderbolt в СССР

Истребитель-бомбардировщик

Republic

© Русинов А.С.

P-47D-27-RE. 255-й ИАП, Северный Флот

В 1944 и 1945 г.г. пресс-служба фирмы Рипаблик очень часто публиковала символический снимок четырех истребителей Р-47 «Тандерболт» в цветах ВВС США, Великобритании, Бразилии и Советского Союза. Для «группового портрета» не хватает только «Тандерболта» с кокардой французских ВВС. В годы Второй мировой войны истребители Р-47 состояли на вооружении ВВС пяти государств.

По количеству полученных «Тандерболтов» Советский Союз занимает четвертое место. Уильям Грин в своем фундаментальном труде «Warplanes of the Second World War» говорит о 203 отправленных из США в СССР «Тандерболтов» вариантов P-47D-22-RE и P-47D-27-RE, 196 самолетов, по данным Грина, дошло до получателя.

Информация из архива Главного штаба ВВС Советской Армии отличается не сильно — 190 истребителей Р-47 получено в 1944 г. и пять — в 1945 г. Видимо, в советском архиве не учтен еще один самолет — P-47D-10-RE заводской номер 42-75202 купленный на собранные американскими сенаторами средства, этот самолет получил собственное имя «Knight of Pythias». Именно его испытывали в середине 1944 г. в НИИ ВВС и ЛИИ.

«Тандерболт» разочаровал советских летчиков-испытателей. Один из лучших инженеров-летчиков ЛИИ Марк Лазаревич Галлай так вспоминал о полете на Р-47:

— Уже в первые минуты полета я понял — это не истребитель! Устойчивый, с комфортабельной просторной кабиной, удобный, но — не истребитель. «Тандерболт» имел неудовлетворительную маневренность в горизонтальной и особенно в вертикальной плоскостях. Самолет медленно разгонялся — сказывалась инерция тяжелой машины. «Тандерболт» замечательно подходил для простого полета по маршруту без резких маневров. Для истребителя этого недостаточно.

Несильно отличалось от летчиков мнение о «Тандерболте», сложившееся у советских авиационных инженеров. Несмотря на вылизанные формы фюзеляжа и кажущееся совершенство аэродинамики, коэффициэнт Сх у «Тандерболта» оказался меньше чем у основных германских истребителей Bf.l09G и Fw-190A. Интерес вызвал не сам самолет, а турбокомпрессор (в первую очередь!), двигатель, авиационное оборудование. Самолет разобрали по «косточкам» и тщательно изучили в Бюро новой техники Наркомата авиационной промышленности (БНТ НКАП). Специалисты БНТ выпустили на русском языке полное техническое описание истребителя Р-47. Инженеры сделали выводы также относительно качества и методов изготовления узлов и агрегатов американского истребителя, отметив, что по уровню технологии советская авиационная промышленность отстает от американской. Строевые пилоты ВВС РККА также не оценили заокеанское чудо. В эскортировании тяжелых бомбардировщиков в 1944 г. у Советского Союза не было ни малейшей нужды — всю тяжесть войны несла на себе фронтовая авиация. Воздушные бои на советско-германском фронте велись на высотах ниже 6000 м, как раз на тех высотах, где «Тандерболт» более всего походил на летающую мишень. На малых высотах Р-47 проигрывал по всем статьям любому советскому или германскому истребителю образца 1944 г. Интересный факт — не исключено, что американцы пытались улучшить маневренные качества «советских» «Тандерболтов», поставляя их с уже снятыми внешними пулеметами. Фактически «Тандерболт» повторял историю советского истребителя МиГ-3 — превосходного воздушного бойца на большой высоте и неуклюжего у земли. Такой самолет в ВВС РККА в годы войны оказался невостребованным. Конечно, следует учитывать, что мнение советских летчиков и инженеров было сформировано на базе оценок истребителя P-47D-10-RE. По ленд-лизу же поставлялись оснащенные более мощными двигателями R-2800-59 самолеты P-47D-22-RE и Р-47D-27-RE. На Западе распространено мнение, что де русские просто не ту машину испытывали, a P-47D-22 и Р-47D-27 прибыли слишком поздно. Это вряд ли. Весь ход воздушной войны на Восточном фронте говорит о том, что тяжелые высотные истребители здесь не приживались. Тяжелым и неуклюжим оказался даже Fw-190 — истребитель, который на фронте Западном славился своей маневренностью. В Красной Армии все высотные истребители «сплавляли» в авиаполки ПВО. Сначала такая участь постигла МиГ-3, затем ленд-лизовские «Спитфайры» и наконец «Тандерболты». Единственным местом, где появись они годом раньше, «Тандерболты» еще могли бы себя проявить, оставалась авиация военно-морского флота. Большинство «Тандерболтов» прибыло в Советский Союз южным маршрутом протяженностью 26 000 км (путь занимал 42 суток) из Нью-Йорка в персидский порт Абадан. В Абадане самолеты собирали под надзором военных представителей ВВС РККА, затем облетывались, после чего летчики 6-го перегоночного истребительного авиационного полка перегоняли «Тандерболты» по маршруту Абадан-Тегеран-Кировобад. В Кировабаде самолеты принимал 11-й запасной бомбардировочный авиационный полк. На маршруте протяженностью 1450 км летчикам приходилось преодолевать две горные гряды. С промежуточной посадкой в Тегеране протяженность беспосадочного перелета до Кировобада с территории Ирана сокращалась до 754 км.

Первые истребители «Тандерболт» прибыли на аэродром 11-го ЗБАП 24 августа 1944 г. В этот, день по полку был отдан приказ № 30, в котором отмечалось принятие на вооружение полка оснащенных двигателями R-2800-59 истребителей P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25611 и 42-26633. Масштабные поставки начались чуть позже. Согласно приказам №№ 36, 38 и 39 от 22 декабря 1944 г. на вооружение части поступили самолеты P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25541, 543-7, 552, 553, 555, 557, 559, 560-564, 566-568, 570, 574, 576-580, 582, 583, 586, 591, 594, 595,600-610, 612,614-617, 619-628, 631, 634, 636-638 — всего 62 самолета. Тогда же были приняты 47 истребителей P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27015, 018, 019, 021, 0222, 025-029, 031-033, 037, 038, 042-044, 050, 052-055, 058, 061, 116, 117, 123, 129, 130-132, 134, 140, 141, 144, 149, 150, 154, 156, 157, 159, 160, 162 и 163. Таким образом, 11-й ЗБАП получил 111 «Тандерболтов».

В 1945 г. «Тандерболты» прибыли в расположение 11-го ЗБАП двумя партиями, 21 апреля — два P-47D-27 выпуска завода в Фэрмигдэйле (заводские номера 42-27136 и 42-27146) и 27 апреля — еще четыре аналогичных истребителя (заводские номера 42-25S51, 587, 590 и 593).

Все истории о доставке «Тандерболтов» в Советский Союз северными конвоями через Мурманск или по трассе Аляска-Сибирь являются вымыслами чистой воды. Истребители Р-347 прибывали в СССР только южным путем через Иран. Технические специалисты ВВС РККА дорабатывали (или вообще меняли) радиостанции «Тандерболтов» под частоты, используемые в советской авиации; ответчики радиолокационной системы опознавания «свой — чужой» снимались за ненадобностью. Опознавательные знаки на P-47D-22-RE перекрашивались в Советском Союзе — наносились красные звезды с бело-красной каймой. На предназначенных для поставки в СССР P-47D-27-RE красные звезды наносились непосредственно на заводе фирмы Рипаблик. Как правило их наносили в тех же мечтах и тех же размеров, что и опознавательные знаки ВВС США, зачастую красную звезду рисовали в белом круге. В состав 11-го ЗБАП входили четыре эскадрильи- на базе 1-й и 2-й велась подготовка бомбардировочных экипажей, на базе 3-й и 4-й — подготовка летчиков-истребителей, главным образом, для самолетов P-39N/Q. В официальной документации 11-го ЗБАП истребитель Р-47 именуется «Сандерболтом». Количество пилотов, подготовленных в полку к полетам на «Сандерболте» невелико: 12 летчиков в 1944 г. и 15-в 1945 г.

До окончания войны в Европе истребители Р-47 так и не появились на вооружении фронтовых частей ВВС РККА. Почти все «Тандерболты» поступали в истребительные авиаполки Юго-Западного округа ПВО. Эта мощная авиационная группировка была сформирована 24 декабря 1944 г. для прикрытия путей сообщения 1-го, 2-го, 3-го и 4-го Украинских фронтов в Румынии, Венгрии и Чехословакии. Первые 11 «Тандерболтов» (десять P-47D-22-RE с заводскими номерами 42-25544, 547, 555, 557, 564, 570, 604, 610, 622 и 638, один P-47D-27-RE с заводским номером 42-27026) прибыли на расположенный в 50 км южнее Киева аэродром Белая Церковь 31 мая 1945г. В июне 1945 г. истребители распределили по авиационным полкам. 12 июня в войска прибыли еще 18 самолетов P-47D-22-RE (заводские номера 42-25543, 560, 563, 678, 593, 600, 601, 605, 606, 609, 611, 614617, 619, 621, 628, 633 и 634) и один P-47D-27-RE с заводским номером 42-27038.11 июля поступила третья партия: 17 самолетов Р-47D-22-RE (заводские номера 42-2552, 556,567, 580,582,583,691, 594,602,603, 607, 616, 624-627 и 631) и два P-47D-27-RE с заводскими номерами 42-27132 и 42-27154.

Истребители Р-47 не долго оставались на вооружении частей советской ПВО. Согласно соглашению о ленд-лизе большинство самолетов вернули американцам. «Тандерболты» сосредоточили на аэродроме Стрый (80 км юго-западнее Львова), где их и передали представителям США. Американцы посчитали экономически нецелесообразным тащить назад груду ставших ненужными истребителей. Было принято решение привести самолеты в непригодное к полетам состояние, в качестве инструмента для такой работы лучше всего подошли танки. Уничтожение «Тандерболтов» заняло много времени — всю зиму 1945-46 г.г. Бдительность представителей США, наблюдавших за процессом, постоянно подвергалась искушениям. Дело в том, что свято верившие в идеалы Свободы представители Запада лицом к лицу встретились со звериным оскалом хищнеческого социализма и не выдержали искушения. Простые советские люди научили доверчивых как младенцев 100% янки пить всякую алкоголе-содержащую гадость из авиационного хозяйства — не водку, не самогон и уж тем более не виски, а какой-то ликер шасси! Более того, варвары закусывали алкоголь украинским беконом, который представлял собой просто соленый свинячий жир — сало. Самый же кошмар заключался в том, что пили ликер шасси и жрали «бекон» прямо под открытым небом день за днем! Бедные американцы втянулись в процесс настолько, что стали менять «бекон» у местного населения на пригодные в хозяйстве детали «Тандерболтов». Как известно, украинский крестьянин круче советского прапорщика — у хохла любая деталь в хозяйстве пригодится. А тут — авиационные часы, колбочки, баночки из нержавейки или алюминия, а какие замечательные змеевики получались из трубопроводов! В общем, бизнес и дружба народов цвели на аэродроме Стрый вне зависимости от трескучих морозов. Идиллию нарушали только несознательные любители халявы, не желавшие расставаться с салом, но так и норовившие отколупнуть от «Тандерболта» какую-нибудь жизненно необходимую для огорода штуковину. В авиации ВМФ СССР истребители Р-47 получил 255-й ИАП ВВС Северного флота. «Тандерболт» не был первым американским самолетом, освоенным летчиками полка. В 1943 г. 255-й ИАП перевооружили истребителями Белл Р-39 «Аэрокобра» модификаций «N» и «Q». Советские морские летчики успешно дрались на «Кобрах», так 16 июля 1943 г. лейтенант В.А. Бурматов на P-39N сбил Ганса Дёбриха из II./JG-5, эксперта с 65 победами. Первый P-47D-22-RE 255-й ИАП получил 29 октября 1944 г.

Командование морской авиации решило перепроверить результаты летных испытаний P-47D-10-RE в ЛИИ. Собственной испытательной базы авиация ВМФ СССР не имело, поэтому решили, что испытывать «Тандерболт» станут опытные фронтовые летчики из 255-го ИАП.

Испытательные полеты проводились с 29 октября по 5 ноября 1944 г., одновременно исследовалась возможность базирования «Тандерболтов» на заполярных аэродромах. Несмотря на сжатый срок программа испытаний выглядела весьма насыщенной:

— взлет и посадка с бетонной и грунтовой полос с полной загрузкой;

— определение боевого радиуса действия с различными вариантам бомбовой нагрузки на внешней подвеске: 2хФАБ-250 (по бомбе на подкрыльевых пилонах), ЗхФАБ-250 (две бомбы на подкрыльевых и одна на подфюзеляжном узлах подвески), 2хФАБ-500;

— бомбометание с пикирования;

— топмачтовое бомбометание с высоты 20-25 м на дистанции 150-170 м от цели.

Результаты испытаний в целом оказались благоприятными. Самолет с двумя бомбами ФАБ-250 нормально взлетал с аэродрома Ваенга. Сброс бомб производился в пикировании под углом 50 град с высоты 3000 м, прицеливание при бомбометании производилось по штатному пулеметному прицелу. Бомбометание тремя ФАБ-250 или двумя ФАБ-500 сочли возможным выполнять только с горизонтального полета. Ниже приведена выдержка из «Протокола по испытаниям самолета P-47D-22-RE «Тандерболт».

От командующего ВВС СФ генерал-лейтенанта авиации Преображенского № 08489 от 13 ноября 1944 г.

Рапорт Командующему ВВС ВМФ СССР Маршалу Жаворонкову Докладываю, что по результатам испытания самолета P-47D-22-RE «Тандерболт» серийной постройки мною принято решение о вооружении одной эскадрильи 255-го ИАКП 14 самолетами «Тандерболт».

Эскадрилья будет выполнять следующие задачи:

1. дальнее сопровождение бомбардировщиков

2. горизонтальное и маловысотное бомбометание из расчета бомбовой нагрузки до 1000 кг на один самолет

3. атака кораблей охранения конвоев

Маршал Жаворонков поставил на документе резолюцию: «Одобряю. Перевооружить полк. Выделить 50 самолетов». В 255-м ИАП «Тандерболты» (в основном P-47D-27-RE с каплеобразными фонарями) эксплуатировались в течение года после окончания войны, дольше, чем где бы то ни было в СССР.

Свой путь морские «Тандерболты» завершили почти так же, как и их собратья из частей ПВО — в овраге на окраине Ваенги под гусеницами тракторов.

Год выпуска 1942
Экипаж 1 чел.
Размеры.
Размах крыла, м 12.43
Длина самолета, м 11.01
Высота самолета, м 4.31
Двигатель.
1 ПД Pratt&Whitney R-2800-21 Double Wasp 2000л.с.
Кратковременно максимальная 2300л.с.
Массы и нагрузки, кг:
Пустого самолета 4491
Нормальная взлетная 6123
Максимальная взлетная 6770
Летные данные.
Максимальная скорость, км/ч 697
Крейсерская скорость, км/ч 568
Практический потолок, м 12802
Дальность полета, км 1030
Дальность полета с ПТБ 757л, км 2012
Вооружение
8 x 12,7 мм пулеметов, одна бомба, кг 227

Источники

  • «Война в воздухе» /№ 46/

www.airpages.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *