Ответ §9. «Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад»

1)Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII — VIII веках»

*Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.

*Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.

*Отметьте стрелками направления основных завоевательных походов арабов, укажите места и подпишите даты важнейших сражений.

*Закрасьте территории: а) завоёванные арабами к 750 году; б) захваченные арабами после 750 года.

*Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.

 

  • Ответ:

     

 

2) Заполните контурную карту «Распад Халифата».

*Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.

*Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.

*Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

 

  • Ответ:

     

 

3) Найдите неправильное утверждение. Обоснуйте ответ с помощью…

Занятия населения Аравии

*Оседлые арабы занимались поливным земледелием (из колодцев, ручьев) в оазисах на юге и западе Аравии. Их занятия — садоводчество, виноградство, выращивание сахарного тростника, хлопчатника.

*Основное занятие кочевых арабов- разведение верблюдов, овец, лошадей, получение продуктов животноводства.

*Арабы-земледельцы центра Аравии выращивали пшеницу на землях, орошаемых с помощью прорытых ими каналов, соединённых с Красным морем.

*Арабы-торговцы — жители побережья Красного моря — занимались посреднической торговлей.

 

  • Ответ: Неправильное – 3, так как в центре Аравии находились степи и пустыни, непригодные для земледелия. В центре Аравийского полуострова настолько жаркий и сухой климат, что пшеница там не прорастет (это растение умеренного климата, причем требующее постоянного полива), а во-вторых, морская вода не годится для полива.

 

4) Расположите во временной последовательности.

1) Вторжение арабов на Пиренейский полуостров.

2) Захват турками-сельджуками Багдада.

3) Хиджра

4) Битва при Пуатье.

5) Правление династии Аббасидов.

 

  • Ответ:

     


tetrab.ru

Арабский халифат и его распад 7-9 век

1. Завоевания — арабов. 

Вскоре после смерти Мухаммеда мусульмане подчинили себе всю Аравию. Образовалось Арабское государство.  Им управляли халифы (или «заместители» Мухаммеда).

При первых халифах многочисленные отряды арабов, двигаясь на верблюдах, лошадях и пешком, вышли за пределы Аравийского полуострова. Главную силу их войска составляла стремительная, лёгкая конница.

Арабы лавиной обрушились на Византию и Иран. Эти страны был истощены длительной войной друг с другом. Население, страдавшее от военных действий и тяжёлых налогов, не оказало арабам сильного сопротивления. Многие города сдавались без боя. В короткий срок арабы захватили богатейшие византийские провинции — Сирию и Египет — и завоевали огромное Иранское царство.

В начале VIII века арабы покорили Северную Африку.

В 711 году они переправились через Гибралтарский пролив на Пиренейский полуостров, где находилось ослабевшее государство вестготов. За несколько лет арабы завоевали почти всю Испанию. Только жители её северной горной части не покорились и продолжали борьбу. Затем арабская конница перешла через Пиренеи и напала на королевство франков. Но в жестоком бою франки отбросили арабов на юг.

На востоке арабы встретились с упорным сопротивлением народов Закавказья и Средней Азии. Походы в эти страны долго не приносили успеха завоевателям. Но затем многие местные феодалы перешли на сторону арабов и помогли им в борьбе против своих народов. Продвигаясь дальше на восток, арабы проникли в Северо-Западную Индию и дошли до границ Китая. В ожесточённом сражении китайские войска остановили их дальнейшее продвижение.

Так в течение VII и первой половины VIII века образовалось огромное государство арабов — Арабский халифат. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая. Столицей государства стал Дамаск — большой город в Сирии.

 

2. Феодальный строй в халифате.

Бесконечной вереницей тянулись в столицу из  завоёванных стран караваны с награбленным  добром; воины гнали тысячи пленных. Но добычу и рабов захватили халифы и знать. Разбогатели и купцы, они стали торговать в обширных владениях халифата. Простые же воины так и остались бедняками. Один арабский поэт как-то сказал: «Мы участвуем в одних и тех же походах; почему же те (то есть знать) живут в изобилии, а мы остаёмся в нищете?» Завоевания ещё более усилили неравенство среди арабов.

Вся земля в халифате считалась собственностью халифа. Часть земель он раздал своим родственникам и приближённым; из знати были назначены наместники в завоёванные страны. Крестьяне, которые здесь жили, стали крепостными новых господ.

В странах Востока земледелием возможно было заниматься там, где орошались поля. В народе говорили:

«Где кончается вода, там кончается земля». По приказу халифа тысячи крестьян сгонялись на постройку оросительных сооружений. Каналы и плотины принадлежали халифу и крупным землевладельцам., За пользование землёй и водой крепостные крестьяне платили оброк. Сборщиков не интересовало, хорош или плох в этом году урожай. Даже если суховей нанёс на поля тучи песка и пыли, если саранча уничтожила посевы, оброк всё равно собирали сполна со всей обработанной земли.

В халифате применялся и труд рабов. Они работали в рудниках, осушали болота, строили каналы. Рабы были слугами в домах знати, воинами в охране халифа. Но основную массу трудящихся в халифате составляли не рабы, а крепостные крестьяне.

К- IX веку в Арабском халифате окончательно установился феодальный строй, но ещё долго сохранялись остатки рабства.

 

3. Народные  восстания.

Покорённые народы томились под властью арабов-завоевателей. Все немусульмане облагались восстания.

непосильными налогами и должны были снабжать войска продуктами. Чтобы крестьяне не могли уклониться от уплаты налога, на шею им вешали свинцовые таблички с указанием, где они живут.

В VIII — IX веках по халифату прокатилась волна народных восстаний. Они были направлены против арабского владычества и гнёта феодалов. Около 20 лет продолжалось крестьянское восстание в Азербайджане. Восстание возглавлял Бабёк. В молодости он был погонщиком верблюдов. Путешествуя с караванами, Бабек всюду видел страдания народа и проникся ненавистью к угнетателям. Под его руководством восставшие наносили сильные поражения войскам халифа. Крестьяне перестали подчиняться властям и платить налоги. Они восстанавливали прежние общинные порядки. Из Азербайджана восстание перекинулось в Армению и Иран. Халифу пришлось двинуть против восставших свои главные силы. Хорошо вооружённые войска халифа разгромили восставших. Бабек был предательски схвачен одним из местных феодалов, выдан халифу и казнён.

Но огромный Арабский халифат был непрочным.

 

4. Распад халифата.  

Покорённые народы не прекращали борьбы против завоевателей. Их восстания ослабляли халифат.

Крупные феодалы — наместники областей очень усилились. Имея свои военные силы, тысячи крепостных и рабов, они отказывались повиноваться халифу.

В середине VIII века образовалось самостоятельное арабское государство в Испании. Восточная часть арабских владений вошла в Багдадский халифат со столицей в Багдаде на реке Тигре.

В IX веке от Багдадского халифата отделились Египет, Средняя Азия, Иран, Афганистан. В подчинении у багдадского халифа оставалась лишь Месопотамия. В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана турками-сельджуками. 

Усиление крупных феодалов и борьба покорённых народов за независимость привели Арабский халифат к распаду.

  • < Начало объединения арабских племён VI в.
  • -> Хозяйство и культура стран Арабского Халифата >

hist-world.com

Технологическая карта. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Тема: Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Класс: 6

Тип урока: изучение и первичное закрепление новых знаний и способов деятельности.

Оборудование:

  1. Презентация с познавательными вопросами, иллюстрациями, схемами.

  2. Иллюстрации по теме «Культура стран Арабского халифата».

  3. Карта «Арабы в VII-XI вв.»

  4. Мультимедийная аппаратура, экран.

Литература.

  1. Агибалова Е.В. История Средних веков. 6 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений. — М.: Просвещение, 2016.

  2. Е.А. Крючкова. Рабочая тетрадь к учебнику Е.В. Агибаловой и Г.М. Донского «История Средних веков». 6 класс. — М.: Просвещение, 2016.

  3. Галиуллина Т. Технологические карты по истории Средних веков: 6 класс. — Волгоград.: Учитель, 2017.

Электронные издания:

  1. Клоков В.А. Пономарев М.В. История Средних веков. Интерактивное наглядное пособие. 6 класс. — М.: Дрофа, 2008.

Педагогические цели: создать условия для формирования представлений об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата; познакомить с понятиями «ислам», «Коран», «мусульмане», «шариат», «халифат».

Планируемые образовательные результаты.

Предметные: имеют представление об особенностях жизни арабских племен, влиянии ислама в объединении арабских племен, причинах распада Арабского халифата.

Метапредметные:

Познавательные: строят логические рассуждения в устной и письменной форме, владеют умением работать с историческим источником, текстом, таблицей, иллюстрацией.

Коммуникативные: выражают свои мысли с достаточной полнотой и четкостью, строят монологические высказывания, умеют аргументировать собственную позицию, работают в группе на основе толерантности и дисциплинированности.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи, планируют свое действие в соответствии с поставленной задачей, оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности, понимают религиозное и культурное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Организационная структура урока.

Формы организации совзаимодействия на уроке

Планируемые результаты

Формы контроля

предметные

формируемые умения

(УУД)

Организационный этап

Приветствует учащихся. Проверяет готовность к уроку.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место.

Фронтальная.

Личностные: проявляют положительное отношение к учебной деятельности.

Этап актуализации субъектного опыта учащихся

Беседа.

Учитель: В наше время существует более двух десятков арабских государств, которые занимают территорию Передней Азии и северной Африки от Двуречья до Гибралтарского пролива.

В VII-VIII вв. на этой огромной территории существовало огромное государство – Арабский халифат.

Сообщает тему урока, предлагает сформулировать учебные задачи.

На экран выводится проблемный вопрос на урок:

Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе, каковы различия между ними?

Формулируют учебные задачи.

Фронтальная.

Регулятивные: выделяют и сохраняют учебные задачи.

Этап изучения новых знаний и способов деятельности

Работа с картой

Объяснение учителя

Природа и занятия населения Аравии.

Учитель показывает Аравийский полуостров, границы Арабского халифата.

Задания обучающимся:

Найдите и покажите моря, которыми омывается полуостров.

(Красным и Аравийскими морями, а также водами Персидского залива.)

Какую еще информацию о жизни арабов может нам дать карта?

(По территории Аравии проходили торговые пути из Византии в Африку и Индию. Самыми крупными городами были Мекка и Медина.)

Арабы издавна жили на Аравийском полуострове, который омывался Красным и Аравийским морями, а также водами Персидского залива. Климат в Аравии сухой и жаркий. На больше территории полуострова существуют степи и пустыни, земли, пригодной для земледелия, существует немного. Поэтому заниматься выращиванием фруктовых садов и финиковых пальм, виноградников, хлопчатника, сахарного тростника можно было только в оазисах. Кочевые арабы занимались разведением верблюдов, овец, лошадей. Особую роль в их жизни играл верблюд. Он давал бедуинам мясо, молоко, шерсть, кожу из которой делали обувь. Важное значение для арабов имел город Мекка, т. к. здесь проходили ярмарки, где шла бурная торговля. В центре города находился священный храм Кааба. Таким вот образом природа Аравии определила занятия ее жителей.

Работают с картой, отвечают на вопросы учителя

Слушают учителя, смотрят на презентацию

Фронтальная

Фронтальная

.

Характеризуют природные условия Аравии и связанные с ними занятия населения

Познавательные: используют знаково-символические средства.

Регулятивные: используют ориентиры, предложенные учителем для достижения необходимого результата.

Работа с терминами

Ислам и его роль в объединении арабских племен.

Что означает понятие «Коран»?

Запись в тетрадь:

Коран — священная книга мусульман.

Что означает понятие «ислам»?

Запись в тетрадь:

Ислам – мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.

Что означает понятие «мусульмане»?

Запись в тетрадь:

Мусульмане – последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.

Что означает понятие «шариат»?

Запись в тетрадь:

Шариат – правила поведения людей мусульман.

Для того, чтобы объединить арабов и защитить свою независимость житель Мекки Мухаммед основал новую религию – ислам.

Защита мини-проекта по теме «Мухаммед — основатель ислама», подготовленный одним из обучающихся дома согласно опережающему заданию.

На экран выводятся вопросы:

Что вы узнали об основателе ислама Мухаммеде?

Как утвердился ислам среди арабских племен?

Пытаются формулировать определение понятий, делают записи в тетрадях.

Слушают докладчика, отвечают на вопросы.

Фронтальная

Фронтальная

Знают основные положения учебного материала

Знают основные положения учебного материала

Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Личностные: понимают религиозное многообразие мира, проявляют уважение к вере, традициям других народов.

Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей.

Записи в тетради

Работа в группах с историческими источниками.

Класс делиться на две группы. Обучающиеся должны ознакомиться с выдержками из Корана.

Первой группе дается задание выделить основные обязанности мусульман.

Второй группе дается задание найти в тексте нормы мусульманской морали

Основные

обязанности

мусульманина

Нормы мусульманской морали

Беседа по вопросам – анализ источников – заполнение таблицы – отчет членов групп о проделанной работе.

Какое значение имело появление новой религии – ислама?

(Новая религия помогла объединить арабские племена, укрепить государство арабов. В рамках новой религии установились главные обязанности верующих, их каноны поведения.)

Читают документы и анализируют источники, заполняют таблицу, отчитываются о проделанной работе

Групповая

Знают основные обязанности мусульманина и нормы мусульманской морали

Познавательные: владеют умением работать с ист. источником, заполнять таблицу.

Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.

Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений.

Работа с картой.

Работа с иллюстрацией.

Завоевательные походы арабов.

Учитель показывает на карте территорию, завоеванную арабами.

Посмотрите на иллюстрацию «Арабские воины» в учебнике на с. 79 и назовите главное преимущество арабского войска.

(Главную силу арабского войска составляла стремительная, легкая конница.)

Объяснение учителя.

Причинами сравнительно легких успехов арабов в их борьбе с соседними государствами стали:

Так в течение VII и первой половине VIII века образовалось огромное государство арабов – Арабский халифат со столицей в Дамаске. Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Изучают иллюстрации учебника, формулируют устные ответы на поставленные вопросы

Работа в парах

Характеризуют главную силу арабского войска – конницу.

Познавательные: умеют использовать иллюстративный материал

Устные ответы

Групповая работа с текстом учебника на с. 75-77.

Арабский халифат и его распад.

Первой группе дается задание ответить на вопросы по теме «Организация управления в Арабском халифате»

Второй группе дается задание определить причины распада Арабского халифата.

Отчет членов групп о проделанной работе.

На экран выводятся вопросы:

Кому принадлежали все земли в халифате?

Какие функции выполняли эмиры?

Назовите главную повинность крестьян.

Кто в халифате освобождался от уплаты налогов?

Подумайте, каковы могли быть причины распада халифат?

Читают документы и анализируют текст учебника, отвечают на вопросы, выделяют причины, отчитываются о проделанной работе

Групповая

Выделяют причины распада халифата, характеризуют организациюуправления в Арабском халифате.

Познавательные: владеют умением работать с текстом учебника, выделять причины событий.

Коммуникативные: выражают мысли с достаточной полностью и четкостью.

Личностные: проводят осмысление опыта предыдущих поколений.

Записи в тетрадях, устные ответы

  1. Этап первичной проверки понимания изученного

Беседа с обучающимися.

Работа с кроссвордом

Чем можно объяснить военные успехи арабов?

Как относились арабы к покоренным народам?

Почему распалось государство Арабский халифат?

Какие территории отделились от Арабского халифата?

Проблемный вопрос: Установите, в чем заключалось сходство феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе?

Черты сходства процессов развития феодализма в Западной Европе и на Ближнем востоке:

  • образование крупного землевладения;

  • эксплуатация зависимых крестьян;

  • усиление независимости крупных феодалов и последующее феодальное раздробление государства.

Отгадай головоломку.

Один обучающийся работает с интерактивной доской, остальные – самостоятельно в тетрадях.

  1. Правила поведения людей мусульман.

  2. Последователи религии, проповедуемой Мухаммедом.

  3. Путешествие с целью посещения святых мест.

  4. Священная книга мусульман.

  5. Основатель ислама.

*Мировая религия, исповедующая учение, изложенное Мухаммедом.

Рассуждают, отвечают на вопросы.

Отвечают на вопросы

Фронтальная

Фронтальная, индивидуальная

Сравнивают феодальных порядков в Арабском халифате и в Западной Европе

Знают основные понятия по изученной теме

Познавательные: устанавливают аналогии.

Коммуникативные: умеют аргументировать собственную позицию.

Личностные: осваивают гуманистические традиции и ценности

Познавательные: владеют умением работать с кроссвордом

Записи в тетрадях

Этап информации о домашнем задании

Изучить §9, заполнить контурную карту «Завоевания арабов в VII-VIII веках» в РТ

Записывают домашнее задание

Индивидуальная

Регулятивные: принимают учебную задачу для самостоятельного выполнения

Этап подведения итогов учебного занятия

Обобщающая беседа

Сегодня на уроке мы узнали, каковы были природные условия и население Аравии; познакомились с мировой религией – ислам и ее ролью в объединении арабских племен; рассмотрели причины распада Арабского халифата.

Характеристика работы обучающихся.

Выставление оценок.

Слушают учителя

Фронтальная

Этап рефлексии

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

Сегодня я узнал…

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…

я почувствовал, что…

я приобрел…

я научился…

я смог…

я попробую…

меня удивило…

урок дал мне для жизни…

Отвечают на вопросы, оценивают свою работу, эмоциональное состояние

Фронтальная

Регулятивные: оценивают свою работу на уроке, адекватно воспринимают оценку учителя.

Личностные: понимают причины успеха в учебной деятельности

infourok.ru

§9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

Главная › 6 класс › История › Рабочая тетрадь по истории Крючкова 6 класс

1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII — VIII веках»

  • Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
  • Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
  • Отметьте стрелками направления основных завоевательных походов арабов, укажите места и подпишите даты важнейших сражений.
  • Закрасьте территории: а) завоёванные арабами к 750 году; б) захваченные арабами после 750 года.
  • Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.

Ответ:

 

 


2. Заполните контурную карту «Распад Халифата».

  • Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
  • Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
  • Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.

Ответ:

 

 


3. Найдите неправильное утверждение. Обоснуйте ответ с помощью…

Занятия населения Аравии

  1. Оседлые арабы занимались поливным земледелием (из колодцев, ручьев) в оазисах на юге и западе Аравии. Их занятия — садоводчество, виноградство, выращивание сахарного тростника, хлопчатника.
  2. Основное занятие кочевых арабов- разведение верблюдов, овец, лошадей, получение продуктов животноводства.
  3. Арабы-земледельцы центра Аравии выращивали пшеницу на землях, орошаемых с помощью прорытых ими каналов, соединённых с Красным морем.
  4. Арабы-торговцы — жители побережья Красного моря — занимались посреднической торговлей. 

Ответ:

Неправильное – 3, так как в центре Аравии находились степи и пустыни, непригодные для земледелия. В центре Аравийского полуострова настолько жаркий и сухой климат, что пшеница там не прорастет (это растение умеренного климата, причем требующее постоянного полива), а во-вторых, морская вода не годится для полива.

 


4. Расположите во временной последовательности.

  1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров.
  2. Захват турками-сельджуками Багдада.
  3. Хиджра
  4. Битва при Пуатье.
  5. Правление династии Аббасидов.

Ответ:

 


Теперь вы это знаете§10. Культура стран Халифата

dourokov.ru

§ 9. Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад.

Задание 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках».
   1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года.
   2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье.
   3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений.
   4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году.
   5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году.
   6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года.


Нажми, чтобы увеличить

Цифрами на карте обозначены места крупнейших сражений:
   1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами;
   2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами;
   3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами;
   4. 717-718 год. Осада Константинополя;
   5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами;
   6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами.

Задание 2. Заполните контурную карту «Распад халифата»
1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году.
2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил.
3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века.
4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века.


Нажми, чтобы увеличить

Задание 3. О чем или о ком идет речь?
1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров.
2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат.
3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид.
4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла.
5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр.

Задание 4. Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности.
1.Вторжение арабов на Пиренейский полуостров……….711 год.
2. Захват турками-сельджуками Багдада.………………….1055 год.
3. Хиджра………………………………………………………..622 год.
4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом…….630 год.
5. Битва при Пуатье……………………………………………732 год.
6. Власть переходит к династии Аббасидов………………750 год.

Решебник содержит ответы на вопросы учебного издания и выполнен в удобном для чтения формате PDF.

СКАЧАТЬ РЕШЕБНИК

Вы также можете заказать ответ на любой вопрос домашнего задания и получить готовый ответ на свой e-mail!

ЗАКАЗАТЬ ОТВЕТ

gdzplus.com

Возникновение ислама. Арабский халифат и его распад

Задание № 1. Заполните контурную карту «Завоевания арабов в VII—VIII веках»

1. Закрасьте территорию Арабского государства, возникшего около 630 года

2. Подпишите на карте названия стран: Аравия, Египет, Иран, а также городов: Мекка, Медина, Дамаск, Талас, Багдад, Кордова, Пуатье

3. Раскрасьте стрелки, указывающие направления основных завоевательных походов арабов, отметьте места и подпишите даты важнейших сражений (Внимание, на карте места сражений отмечены крестиком и цифрой. В примечании ниже указаны даты и места отмеченных сражений)

4. Закрасьте территории, завоеванные арабами к 750 году

5. Обозначьте границы Арабского халифата в 750 году

6. Закрасьте территории, захваченные арабами после 750 года

1. 20 августа 636 года. Битва при Ярмуке между византийцами и арабами

2. 2 декабря 636 года. Битва при Кадисии между персами и арабами

3. 19 июля 711 года. Битва при Гвадалете между вестготами и арабами

4. 717-718 год. Осада Константинополя

5. 10 октября 732 года. Битва при Пуатье между франками и арабами

6. июль 751 года. Битва при Таласе между армией танского Китая и арабами



Задание № 2. Заполните контурную карту «Распад халифата»

1. Обведите границы Арабского халифата в 750 году

2. Подпишите на карте названия: Багдадский халифат, Кордовский халифат, Багдад, Кордова, Тигр, Евфрат, Нил

3. Обозначьте границы государств, возникших в результате распада Арабского халифата в начале IX века

4. Покажите приблизительные границы государства турок-сельджуков в конце XI века



Задание № 3. О чем или о ком идет речь?

1. Территория первоначального расселения арабов. Аравийский полуостров

2. Арабское государство на Пиренейском полуострове. Кордовский халифат

3. Герой сказок «Тысяча и одна ночь». Харун ар-Рашид

4. Противники арабов в битве при Пуатье. Франки под командованием Карла Мартелла

5. Река, на которой располагалась столица халифата Аббасидов. Тигр


Задание № 4. Напишите даты событий из истории арабов. В клеточках проставьте номера пунктов во временной последовательности

1. Вторжение арабов на Пиренейский полуостров — 711 год

2. Захват турками-сельджуками Багдада — 1055 год

3. Хиджра — 622 год

4. Соглашение между знатью Мекки и Мухаммедом — 630 год

5. Битва при Пуатье — 732 год

6. Власть переходит к династии Аббасидов — 750 год

poistorii.ru

Арабский халифат и его распад

В 632 году Мухаммед умер, не оставив после себя наследника.

Между жителями Мекки и Медины начался спор о преемнике.

Он закончился избранием новым главой мусульман Абу̀ Ба̀кра – ученика и близкого друга Пророка. Так управление перешло в руки последователей и сподвижников Мухаммеда.

Они получили титул халѝф, который переводился как «наместник, заместитель» Пророка.

За всё время существования халифа̀та с 632 по 1258 год им правили три династии.

«Праведные халифы»в середине VII века.

Омейядыс середины VII по середину VIII века.

Абассидысередина VIII – середина XIII века.

При первых халифах арабы начали завоевания за пределами Аравии.

Они напали на Византию и Иран. Эти страны были измотаны длительной войной друг с другом и не смогли быстро оказать сопротивление.

Арабские воины

Многие города удавалось взять без боя. Арабы обещали местным жителям сохранение жизни и имущества.

Арабам удалось захватить византийские провинции: Сирию, Палестину, Египет. Земли Ирана.

В начале VIII века арабы подчинили племена берберов в Северной Африке. Постепенно всё африканское побережье Средиземного моря стало арабским.

Завоевания арабов

В 711 году арабы переправились на Пиренейский полуостров.

Королевство вестготов было завоёвано. Затем арабы напали на королевство Франков.

Но в 732 году, в ходе битвы у Пуатье, были разбиты и остановлены. Эта битва часто считается одной из самых важных в средневековой истории Европы.

С большим трудом арабам удалось покорить народы Средней Азии и Кавказа.

Подчинив Восточный Иран и Афганистан, арабы проникли в Северо-Западную Индию.

В борьбе за Среднюю Азию арабы столкнулись с Китаем. В 751 году они нанесли поражение китайскому войску. Но для продолжения завоеваний у арабов больше не было сил.

В результате арабских завоеваний VII – первой половины VIII веков было создано огромное государство – Ара̀бский халифа̀т – включавшее Аравийский полуостров, Ирак, Иран, большую часть Закавказья, Среднюю Азию, Сирию, Палестину, Египет, Северную Африку, большую часть Пиренейского полуострова.

Владения халифата раскинулись от берегов Атлантического океана до границ Индии и Китая.

Арабский халифат

Также учитывая то, что население многих захваченных земель стояло на порядок выше самих завоевателей, контакты между арабами и другими народами способствовало быстрому развитию общества, государства и культуры в новом государстве.

Управление в Халифате

За период средних веков мусульманами стало большинство населения Сирии, Египта и значительной части Африки, Ирана, Ирака, Афганистана, части Индостана и Кавказа.

Вся земля в халифате была собственностью халифа.

Своих родственников и приближенных он назначал правителями наместничеств.

В халифате их было несколько: Ирак, Аравия, Закавказье, Западная Африка, Египет.

Постепенно сложилась налоговая система халифата. Она состояла из двух частей: поземельных и подушных сборов.

Поземельный налог платили все небедные жители государства. Подушный, который назывался джѝзья, – только иноверцы.

Поступлениями от налогов распоряжались эмѝрынаместники халифа.

Налоги по большей части шли на содержание армии. Также за их счёт содержались чиновники, проводились строительные работы.

Централизация Халифата

Для централизации власти были сформированы органы управления, регулярная армия, особые полицейские отряды для контроля внутренних дел.   По всему государству были созданы почтовые станции. Налажены пути сообщения.

Значительную роль в формировании и укреплении Арабского халифата сыграл ислам.

Принявшие ислам завоёванные иноверцы освобождались от подушного налога, могли участвовать в управлении государством, получали льготы. Они становились лояльными к новой власти.

Распространение ислама

К середине VIII века в восточных провинциях халифата против Омейя̀дов вспыхнуло восстание. Его причиной был увеличивающийся разрыв между окраинами халифата и столицей в Дамаске.

Назначаемые наместники были коррумпированы и заинтересованы только в личной выгоде. Возглавил восставших Абу̀ Муслѝм.

В 750 году, в битве на реке Большой Заб, войска халифа Мерва̀на II потерпели поражение. Династия была свергнута. Её представители – практически полностью уничтожены.

Новой правящей династией стали Аббасѝды. Ими была основана новая столица – Багда̀д.

Панорама Багдада

В городе пересекались торговые пути из Аравии, Сирии, Закавказья, Ирана, что позволило ему быстро разбогатеть и стать новым политическим и культурным центром халифата.

Временем расцвета Арабского халифата считают период правления Хару̀на ар-Рашѝда (768–809 годы). При нём начался подъём исламской науки и культуры.

Впоследствии, вместе с несколькими последующими веками, этот период существования Арабского халифата вошёл в историю как «Золотой век ислама».

Харун ар-Рашид

При Аббасидах была укреплена дисциплина в армии. В войска стали набирать наёмников – бербѐров и тю̀рок. Главное место в армии заняли мамлю̀киличная гвардия халифа.

Со временем гвардия достигла такого влияния, что начала оказывать давление на халифов и даже возводить на престол своих предводителей.

В VIII–IX веках по халифату прокатилась волна мятежей. Политические противники и завоёванные народы желали избавиться от власти арабов. 

Халифы больше не предпринимали новых завоевательных походов. Они сосредоточились на сохранении установленного порядка.

Всё это привело к тому, что при Аббасидах халифат начал распадаться. На окраинах империи власть переходила к династиям местных правителей. Появляются самостоятельные землиэмира̀ты.

Наместники-эмиры стали передавать по наследству свои должности вместе с полученными в управление землями. Опираясь на собственные военные силы, они отказывались повиноваться халифу и становились независимыми.

В середине VIII века на Пиренѐйском полуострове образовался самостоятельный Ко̀рдовский эмират.

В IX веке от халифата отделились Египет и Северная Африка.

В дальнейшем – Иран, Афганистан, Средняя Азия. Под властью халифов осталась только Месопотамия.

Распад Халифата

В середине XI века большая часть прежних арабских владений в Азии была завоёвана ту̀рками-сельджу̀ками.

В 1055 году они захватили Багдад. Халиф короновал правителя турок-сельджу̀ков и даровал ему титул султана.

Крестовые походы европейцев также значительно ослабили земли халифата.

Турки-сельджуки

В XIII веке монго̀лы изгнали Аббасидов из Багдада. Арабский халифат прекратил своё существование.

Подведём итоги.

Начиная с VII века, арабы завоевали огромные территории и образовали государство – Ара̀бский халифа̀т.

Построили своё особое общество.

Распространили ислам среди множества народов.

Успешно развили исламскую культуру.

videouroki.net

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *