Экспортный бестселлер | Warspot.ru

Конец 20-х годов оказался довольно мрачным временем для английского танкостроения в целом и фирмы Vickers в частности. 9 мая 1928 года умер главный конструктор компании сэр Джордж Томас Бакхем. Примерно в это же время заказы на новые танки начинают сходить на нет. Новые машины фирмы — A1E1 Independent и A6 Medium Tank — оказались не самыми удачными. Между тем, Vickers наконец получила первый опыт поставок танков на экспорт, продав Medium Tank Mk.C в Японию. Следующим за рубеж (в Ирландию) ушёл Medium Tank Mk.D, да и Medium Tank Mk.II тоже заинтересовал зарубежных заказчиков.

Это подтолкнуло компанию, в 1927 году объединившуюся с Sir W G Armstrong Whitworth & Company в Vickers-Armstrongs Limited, к дальнейшей работе по созданию чисто экспортных танков. В результате появился танк

Vickers Mk.E — машина, золотыми буквами вписавшая своих создателей и фирму Vickers вообще в историю мирового танкостроения.

Свежая кровь

После окончания Первой мировой войны и неизбежного сокращения вооружённых сил британские офицеры, лишённые возможности строить дальнейшую военную карьеру, по-разному решали свою судьбу. Некоторые из них пробовали свои силы в автомобилестроении. Среди них был и Джон Карден (John Valentine Carden), дослужившийся в армии до звания капитана. Ещё до войны он занимался крошечными автомобильчиками, а после неё занялся спортивными машинами. Впрочем, особого успеха на этом поприще ему достичь не удалось.

То же увлечение было у ещё одного капитана британской армии, Вивиана Лойда (Vivian Graham Loyd). Два талантливых инженера познакомились в 1923 году. Вместе они решили уйти из автомобилестроения, которое к тому времени было переполнено мелкими фирмами, и перейти на производство военной продукции.

Узел подвески, разработанной Джоном Карденом и широко применявшаяся на танках Vickers

В 1925 году была открыта фирма Carden-Loyd. Подобно Гиффорду Мартелю (Giffard Le Quesne Martel), ещё одной ключевой фигуре английского танкостроения, Карден и Лойд решили попытать счастья, создав одноместную колёсно-гусеничную танкетку. Вслед за созданными ими тремя опытными одноместными танкетками последовали двухместные Carden-Loyd Mk.IV/Mk.V.

Результатом работы талантливых конструкторов стала эпохальная машина – танкетка Carden-Loyd Mk.VI, которая разошлась огромным для своего времени тиражом в 450 с лишним экземпляров. Детище Кардена и Лойда оказалось эталонным для такого класса боевых машин, как танкетки, и послужило базой для создания аналогичных конструкций в целом ряде стран. Помимо прочих ноу-хау, эта машина оказалась первым серийным танком, в котором трансмиссия размещалась в носовой части корпуса.

Опытный образец 6-тонного танка Vickers с двигателем Dorman

Помимо строительства танкеток, фирма Carden-Loyd занималась инжинирингом. С 1926 года начинается её плотное сотрудничество с Vickers. Сотрудничество это оказалось крайне продуктивным и взаимовыгодным. Маленькая фирма обзавелась покровительством со стороны оружейного гиганта, а Vickers-Armstongs получила в своё распоряжение перспективные разработки Carden-Loyd.

Наибольший интерес представляла гусеничная ходовая часть, в разработке которой Джон Карден достиг больших успехов. Им была разработана балансирная схема с опорными катками довольно большого диаметра и рессорной подвеской. Эта схема оказалась очень удачной при использовании на лёгких танках.

Карден разработал и другую балансирную подвеску. В ней использовалась четырёхкатковая схема (2 тележки по 2 опорных катка малого диаметра в каждой) с полурессорами в качестве упругого элемента. Благодаря такой схеме лёгкий танк получал по 8 опорных катков на борт, что было целесообразно для боевых машин, которые в основном использовались не на дорогах, а на пересечённой местности.

Подвеска Кардена получилась довольно компактной и простой в эксплуатации. Такую ходовую часть, в случае чего, мог обслуживать механик квалификации ниже средней. Оставалась самая мелочь – создать танк с такой ходовой частью.

Малый триплекс

Разработка нового лёгкого танка осложнялась тем, что английская армия в нём не нуждалась. В то время концепция английских механизированных частей подразумевала использование тяжёлых танков (A1E1 Independent) как машин прорыва, которые должны были поддерживать средние танки с пушечно-пулемётным вооружением (Medium Tank Mk.I и Medium Tank Mk.II). Третьим «звеном» в этой системе были танкетки (Carden-Loyd Mk.VI). Лёгким танкам поддержки пехоты вроде Renault FT в этой концепции места просто не было. Естественным выходом из ситуации была разработка танка на экспорт.

Эта же база послужила основой для артиллерийского тягача

Несмотря на то что словосочетания «Carden-Loyd» нет в названии танка, который в итоге появился на свет, в значительной степени своим созданием он обязан именно этой фирме. Речь идёт не только о ходовой части, но и о компоновке новой машины. За её основу была взята компоновка танкетки Carden-Loyd Mk.VI, при этом двигатель переместился из боевого отделения в кормовую часть.

В качестве силовой установки было решено применить 80-сильный двигатель водяного охлаждения фирмы Dorman, довольно широко использовавшийся разными автомобильными фирмами. Механика-водителя конструкторы разместили справа по ходу движения. В исходном варианте его люк состоял аж из пяти секций. Подбашенную коробку танка при необходимости можно было демонтировать.

Артиллерийский тягач, оснащённый двигателем Armstrong-Siddeley

Экспериментальный танк, который первоначально назывался 6-ton Tank Experimental Vehicle, был весьма необычно вооружён. В то время лёгкие танки, как правило, имели одноместную башню, в которой был установлен либо пулемёт, либо малокалиберная пушка. В новом английском танке башен было две, и обе они оснащались станковыми пулемётами Vickers.

Подобная схема вооружения однозначно говорила о предназначении машины. По задумке инженеров Vickers, новый лёгкий танк создавался как «чистильщик окопов». Благодаря наличию двух башен он мог вести огонь одновременно в две стороны. Кроме того, при необходимости обе башни могли сконцентрировать огонь на одной точке либо впереди, либо позади танка. При боевой массе в 6 тонн и экипаже из 3 человек новый лёгкий танк имел такие же бронирование и скорость, как Vickers Medium Tank Mk.II.

Как можно заметить, название «Vickers-Armstrongs 6 ton tank» использовалось вполне официально

В дополнение к танку одновременно на его базе был создан артиллерийский тягач. «Рецепт» его изготовления оказался предельно простым: подбашенная коробка с башней снимались с танка, впереди устанавливался щиток со смотровым окошком, а в боевом отделении крепились сидения.

Как раз на тягаче инженеры Vickers-Armstrongs решили опробовать мотор собственной конструкции. Двигатель Armstrong-Siddeley имел воздушное охлаждение. В целом это была вполне обычная рядная «четвёрка», причём той же мощности, что и мотор Dorman. Но с её компоновкой был один существенный нюанс. С целью снизить высоту моторного отделения двигатель конструкторы разместили горизонтально, прикрыв сверху масляным радиатором. В результате высота моторного отделения стала значительно меньше.

Испытания, проведённые на опытном тягаче, показали состоятельность такой идеи, и от мотора Dorman создатели машины отказались. Таким образом, в 1929 году облик нового лёгкого танка сформировался окончательно. К этому же времени была немного переделана ходовая часть, в том числе подвеска и траки. Разработанная Карденом и Лойдом конструкция оказалась поистине революционной. Ресурс гусеницы составил 4800 км, что для того времени было поистине фантастическим показателем.

Vikcers Mk.E Type A в финальной конфигурации

Потенциальным заказчикам танк предлагался под двумя обозначениями. Помимо вполне официально использовавшегося Vickers-Armstrongs 6 ton tank (в русском варианте — «Виккерс 6-тонный»), применялся и другой индекс – Vickers Mk.E. Иные конспирологи расшифровывают E как «Export», но никакого отношения к действительности такая версия не имеет. Буква E просто идёт следующей после D, а танк с таким названием — Vickers Medium Tank Mk.D — уже существовал.

Базовой версией танка стал Vickers Mk.E Type A, имевший две пулемётные башни. По сравнению с прототипом, форма его башен была изменена, а пулемёты получили бронированные кожухи. Надо сказать, что обозначение «6-тонный» было верным лишь отчасти, поскольку даже первый вариант смело перешагнул эту отметку, достигнув массы в 6,6 тонны.

За дополнительную плату производитель предлагал установить на танк радиостанцию с антенной позади башен, при этом боезапас пулемётов снижался с шести до четырёх тысяч патронов.

Специальное устройство для преодоления окопов, разработанное венгерским конструктором Николасом (Миклошом) Штраусслером

Именно эта модификация стала первым танком, принёсшим по-настоящему серьёзный коммерческий успех Vickers-Armstrongs на зарубежном рынке. В 1930 году 15 танков заказала советская закупочная комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА (УММ) Халепским. Обошёлся каждый танк в 4200 фунтов стерлингов. Вряд ли эта сделка обрадовала поляков, которые познакомились с Vickers Mk.E ещё в 1927 году, когда тот только проектировался. В результате Польша приобрела 38 таких машин.

Ещё один Type A ушёл в Грецию, по одному двухбашенному танку купили Боливия и Португалия. Также с целью изучения по одному танку приобрели японцы и американцы. Продажа 58 танков – это очень даже неплохо, особенно в условиях мирового финансового кризиса и не спешащей с новыми заказами британской армии.

Vickers Mk.E Type B на вооружении армии Гоминьдана

В 1930 году зарубежным покупателям была предложена следующая версия танка – Vickers Mk.E Type B. Боевая масса этой модификации «Виккерса 6-тонного» превысила отметку 7,2 тонны. Главным её отличием стало то, что вместо двух пулемётных башен танк получил одну, смещённую влево от продольной оси. Смещена башня была для того, чтобы её экипаж не мешал механику-водителю. Кроме того, благодаря этому решению ногам наводчика и командира не так мешал передаточный вал, идущий над полом от двигателя к трансмиссии.

Внутри двухместной башни конической формы конструкторы разместили короткоствольную 47-мм пушку Vickers QF. С пушкой был спарен пулемёт Vickers. Несмотря на скромную длину ствола, бронебойный снаряд 3-фунтовой пушки пробивал с дистанции в 500 метров броню толщиной 25 мм. Этого вполне хватало для уверенного пробития брони практически всех танков того периода, включая французский Renault NC, также поставлявшийся на экспорт. В боекомплект 47-мм пушки кроме бронебойных входили и осколочно-фугасные боеприпасы, что было необычным для английского танкового вооружения того периода.

Танк 3-й серии с забашенной нишей, в которой находилась радиостанция

Примерно в это же время потенциальным покупателям, возможно, был предложен весьма специфичный вариант, известный как Vickers Mk.E Type C. Представлял он собой Type A с установленными в лобовом и кормовом листах 37-мм противотанковыми пушками. Впрочем, поскольку даже схем этой машины не сохранилось, есть подозрение, что существовала она только в чьём-то воображении. В пользу этого говорит и тот факт, что пушки калибром 37 мм на английских танках не использовались в принципе.

Экспортные вариации

Первыми Vickers Mk.E Mk.B заказали греки, получившие свой танк в августе 1931 года. Следующими оказались боливийцы, заказавшие 2 танка. Ещё 2 танка получил Сиам (Таиланд), по одной машине заказали финны и португальцы.

Впрочем, это была лёгкая разминка по сравнению с тем, что началось в 1934 году. У Vickers-Armstrongs появился крупный, во всех смыслах этого слова, клиент – Китай. Первые 12 Vickers Mk.E Type B были заказаны китайцами в марте 1934 года. Всего же ими было заказано 20 танков в трёх сериях. Начиная со второй серии, в башне танка появилась кормовая ниша, в которую устанавливалась радиостанция. Ещё 8 танков в варианте Mk.B заказала Болгария. В дополнение к этому Польша приобрела 22 башни для переделки части закупленных ранее танков первой модификации.

Vickers Mk.F на испытаниях, 1934 год

Между тем инженеры Vickers-Armstrongs не сидели на месте. При всех плюсах двигателя воздушного охлаждения у него был один существенный минус – перегрев, который был довольно частым явлением. Здесь сказывались компактные размеры силового отделения, что создавало проблемы для эффективного охлаждения.

Простым и одновременно радикальным решением проблемы с охлаждением стала замена силовой установки. Новый двигатель нашёлся довольно быстро, им стал 120-сильный Rolls-Royce Phantom II. Разместить рядный 6-циллиндровый мотор объёмом 7,67 литров в существующем силовом отделении было нереально, поэтому конструкторы пошли на хитрость. Двигатель оказался прямо в боевом отделении, слева по ходу движения. Из-за этого башню пришлось смещать вправо и максимально назад, чтобы не мешать механику-водителю.

Кроме того, в верхнем лобовом листе корпуса, с левой стороны, появился воздухозаборник. Глушитель с кормового листа корпуса перекочевал на левую сторону подбашенной коробки.

Продольный разрез Vickers Mk.F. Хорошо видна разница в компоновке с Vickers Mk.E

В 1934 году опытный образец танка, получившего обозначение Vickers Mk.F, был испытан бельгийцами, для которых он изначально предназначался. От идеи разместить большой, шумный и горячий мотор в боевом отделении заказчики не пришли в восторг. Кроме того, охлаждение нового двигателя всё равно оставляло желать лучшего, а воздухозаборник в лобовой части корпуса оказался превосходной мишенью. Бельгийцы отказались от Vickers Mk.F.

Впрочем, у Vickers-Armstrongs нашлась альтернатива, которая их, в конечном итоге, устроила. Но это уже другая история.

На лобовом листе корпуса появился большой воздухозаборник

Несмотря на столь печальный итог, история Vickers Mk.F имела продолжение. Корпус танка этой модификации инженерам так понравился, что было принято решение о его внедрении в серийное производство. В переделанном моторном отделении нашлось место для штатного мотора Armstrong-Siddeley, а охлаждение улучшилось. Кроме того, боевое отделение стало заметно просторнее.

Финский Vickers Mk.E Type B, имеющий корпус по типу Vickers Mk.F

Именно такие танки англичане поставили в Финляндию. 20 июля 1936 года финны заказали 32 Vickers Mk.E Type B. Нередко эти машины путают с Vickers Mk.F, хотя это были именно Mk.E с моторами Armstrong-Siddeley. 12 точно таких же танков в 1938 году заказал Сиам, но до заказчика в этом случае добрались только 8 машин.

На службе со второй попытки

Как уже упоминалось, в системе вооружения британской армии для Vickers Mk.E места не было. Несмотря на это, английские военные всё же протестировали опытный образец танка, а заодно и тягач на его базе. Двухбашенная пулемётная машина не впечатлила военных, не убедила их и цена, составлявшая половину от стоимости Medium Tank Mk.II. Продать Vickers Mk.E «своей» армии так и не удалось. Как и в случае с бельгийцами, заинтересовать английских военных удалось совсем другим, гораздо более лёгким танком, также разработанным при участии Carden-Loyd.

Серийный образец артиллерийского тягача Dragon, Medium Mk.IV

Неудача с испытаниями опытного Vickers Mk.E, между тем, не означала, что машинам на его базе полностью закрыта дорога в английскую армию. Тягач, испытанный в 1930 году, было предложено доработать. В 1932 году появился сильно переработанный артиллерийский тягач, получивший обозначение Vickers B12E1. За счёт смещения места механика-водителя вперёд объём салона машины значительно вырос. Тем не менее, и эту машину военные забраковали.

В конце концов появилась сильно переработанная машина — Dragon, Medium Mk.IV. Вместо мотора Armstrong-Siddeley на неё был установлен 90-сильный двигатель фирмы AEC. По бортам появились укладки для снарядов, довольно много переделок оказалось и в салоне. Британская армия заказала 12 таких машин. Серийные Dragon, Medium Mk.IV немного отличались от прототипа. Основным их назначением стала перевозка 60-фунтовых (127-мм) орудий.

К слову, этот тягач оказался единственной машиной из семейства Vickers Mk.E, которая реально повоевала в составе британской армии. В 1940 году тягачи отправили в составе BEF (британского экспедиционного корпуса) во Францию, где и остались после эвакуации в июне 1940 года. Владельцами тягачей стали немцы.

Кроме того, 18 Dragon, Medium Mk.IV заказала Индия и 23 штуки – Китай.

Очень похожей на Dragon, Medium Mk.IV была зенитная самоходная установка, которую заказал Сиам. Туда ушло 26 машин, вооружённых 40-мм автоматическими зенитными орудиями Pom-Pom.

Vickers Mk.E Type B в составе 44 RTR, 1940 год. Машина имеет WD-номер 10677, а её серийный номер – V.A.E.1986

С Сиамом связана ещё одна история. Как уже упоминалось выше, в 1938 году из этой страны поступил заказ на 12 Vickers Mk.E Type B. 4 танка с серийными номерами V.A.E.1983–1986 так туда и не попали. В июне 1940 года, когда BEF при эвакуации из Франции потерял большую часть матчасти, в том числе танки, английские военные стали лихорадочно искать любые машины для замены. На глаза попались те самые четыре Vickers Mk.E из сиамского заказа. Эти танки немедленно были определены в британскую армию. Машины, получившие WD-номера 10674–10677, были включены в состав 44-го королевского танкового полка.

В этой части танки, использовавшиеся как тренировочные, прослужили как минимум до 1941 года. Таким образом, Великобритания, родина танка Vickers Mk.E, стала последней страной, принявшей его на вооружение. Один из этих танков, с заводским номером V.A.E.1985, дожил до наших дней и находится в экспозиции Танкового музея в Бовингтоне. На танк нанесён камуфляж, в который красили машины по китайскому заказу, хотя на самом деле он носил тактические знаки британской армии.

Танк Vickers Mk.E оказал огромное влияние на мировое танкостроение. Он стал отправной точкой для создания американского Light Tank T1E4 — прародителя подавляющего большинства американских танков и САУ, появившихся между 1933 и 1944 годами. Примерно такое же воздействие Vickers Mk.E оказал и на японское танкостроение. Фактически, все японские танки, разработанные с начала 30-х годов, включая Тип 95 Ха-го, являются «потомками» английской машины. Похожим образом сложилась ситуация с итальянскими средними и даже тяжёлыми танками военного периода. Британская родословная польского 7TP и советского Т-26 настолько известна, что о них можно было даже и не упоминать. В этом свете неожиданным выглядит тот факт, что, за исключением нескольких предвоенных лёгких танков, на английское танкостроение Vickers Mk.E практически не повлиял.

Для описания такого знакового танка, как Vickers Mk.E, и его карьеры одной статьи явно мало. Помимо влияния, оказанного на мировое танкостроение, есть у него и другие заслуги. «Виккерс 6-тонный» оказался самым повоевавшим танком межвоенного периода. Его боевая карьера началась в 1933 году, а закончилась в конце 40-х. О превратностях судьбы Vickers Mk.E в армиях ряда государств будет рассказано в следующих материалах.


Источники и литература:

warspot.ru

Легкий танк «Виккерс-6 тонн». История танка (1916 – 1996)

Легкий танк «Виккерс-6 тонн»

Этот танк был разработан, как уже упоминалось, в инициативном порядке фирмой «Виккерс» в 1929 году в пулеметном и пушечном вариантах.

Фирма предусматривала возможность создания на его базе серии машин: арт-тягача, зенитной самоходной установки, истребителя танков с 47-мм пушкой и т.д.

Все страны, строившие танки по этому типу, скоро отказались от двухбашенной компоновки, предложенной англичанами, считавшими, что эти машины станут поражать только живую силу. Возобладало мнение, что и легкий танк должен обладать вооружением, пригодным для борьбы и с равноценной техникой. Конструкция «Виккерс-6 тонн» была проста: клепаные корпус и башня из броневых катаных листов; в ходовой части по две тележки с четырьмя опорными обрезиненными катками малого диаметра на листовых рессорах; двигатель воздушного охлаждения с горизонтально расположенными цилиндрами, уменьшившими высоту моторного отделения. Танк имел сухой многодисковый фрикцион, механическую коробку передач и бортовые фрикционы с ленточными тормозами. В башнях для горизонтальной наводки имелся ручной привод.

Оригинальных «Виккерс-6 тонн» англичане выпустили лишь несколько десятков в 1929 – 1930 годах.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

tech.wikireading.ru

Виккерс 6-тонный — это… Что такое Виккерс 6-тонный?


Виккерс 6-тонный
Виккерс 6-тонный

Виккерс 6-тонный». «>
        История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт — даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров — судьба английского танка «Виккерс-Армстронг» Мк.Е, более известного под названием «Виккерс 6-тонный».
        Он был создан в инициативном порядке фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами «Виккерс» калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй — 47-мм пушкой. Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали. Наверное, на этом и была бы поставлена точка в судьбе новой боевой машины, но…
        В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году «Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА», предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930 (см. «М-К» № 5’92), а для последних как нельзя лучше подходил «Виккерс-Армстронг» Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные «виккерсы». К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы.
        В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) — 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода «Большевик» вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), «двадцать шестой» также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии.
        Целью этой статьи не является подробный рассказ о танке Т-26, тем более что «Моделист-конструктор» уже освещал эту тему (см. «М-К» № 9’81). Более интересным для читателя будет рассказ о судьбе «виккерсов» в армиях других стран, хотя к Т-26 волей-неволей придется еще вернуться.
        Следующим по времени заказом на «6-тонный» стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.
        Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство «виккерсов», стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов «Гочкис» wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации.
        Довольно капризный карбюраторный двигатель «Армстронг-Сиддлей» был заменен дизелем «Заурер» мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни — до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «Браунинг» wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski).
        Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма «Бофорс» разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.
        Тем временем «расползание» «виккерсов» по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины — двеоднобашенных и одну двухбашенную — заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными «виккерсами» на Латиноамериканском континенте, а кроме того — первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских «виккерса». Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны — Асунсьоне.
        В феврале — марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси «6-тонного» с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат «пом-пом».
        В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем «Роллс-Ройс».
        Двадцать однобашенных машин модели F в 1934-1936 годах закупил и Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни — в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 году восемь однобашенных «виккерсов» закупила Болгария.
        В США, Японию и Италию «6-тонные» не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному «Виккерс А» находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.
        Самая же богатая «коллекция» «виккерсов» имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя «таиландскими» танками они были единственными «6-тонными», состоявшими на вооружении британской армии.
        Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции «Маркони» SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы «Гочкис». И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков «Рено» FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо «Гочкисов» установили пистолеты-пулеметы «Суоми» калибра 9 мм. Именно в таком виде финские «виккерсы» пошли в бой против своих советских «собратьев» — танков Т-26.
        После «зимней войны» 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы «Суоми» также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд «родных» английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом «виккерс» действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е — к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года.
        Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года — двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной — с 45-мм пушкой. В период «зимней войны» были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года.
        В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ — в корпусе.
        Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.
        Еще одной страной, имевшей на вооружении как «виккерс», так и Т-26, был гоминьдановский Китай. О поставках «виккерсов» уже упоминалось; из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 «двадцатьшестых».
        Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26.
        В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.
        Таким образом, в 30-40-х годах танки «Виккерс 6-тонный» всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой «Виккерс-Армстронг» было изготовлено 153 танка, заводом «Урсус» в Варшаве — 139 и, наконец, заводом «Большевик» в Ленинграде — более 12 тысяч танков.

Тактико-техническая характеристика танка «Виккерс-Армстронг» Mk E
Библиография:
Моделист-Конструктор №11 за 1992 год

Энциклопедия танков. 2010.

.

  • Предвоенные самоходки
  • Pz.I

Смотреть что такое «Виккерс 6-тонный» в других словарях:

  • Виккерс 6-тонный — польский Vickers Mk.E (двухбашенный) Vickers Mk.E (двухбашенный) Классификация лёгкий танк Боевая масса, т …   Википедия

  • Виккерс (ОБТ) — Vickers Mk.1 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 38,1 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Количество выпущенных, шт. более …   Википедия

  • Викерс 6-тонный — польский Vickers Mk.E (двухбашенный) Vickers Mk.E (двухбашенный) Классификация лёгкий танк Боевая масса, т …   Википедия

  • Vickers Medium Mark III — …   Википедия

  • Т-28 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 28 (значения) …   Википедия

  • Vickers Mk E — польский Vickers Mk E (двухбашенный) …   Википедия

  • Vickers Medium Mark I — Танки Vickers Medium Mk I на манёврах в Великобритании …   Википедия

  • Vickers Medium Mark II — Танк Vic …   Википедия

  • Mk VI (лёгкий танк) — У этого термина существуют и другие значения, см. Mk VI …   Википедия

  • Матильда I (танк) — Matilda Клас …   Википедия


dic.academic.ru

Легкий танк «Виккерс 6-тонный» | Танкодром

20 ноября 1930 г. два танка «Виккерс 6-тонный» приобрела Греция: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.
16 сентября 1931 г. был заключен контракт на поставку «Виккерсов» Польше. В период с июня 1932 г. по ноябрь 1933 г. было изготовлено и поставлено 38 единиц: 22 двухбашенных и 16 однобашенных. Двухбашенный вариант отличался от стандартного английского образца формой башен и вооружением. В Польше танки оборудовались специальным кожухом- воздухозаборником. Однобашенные танки вооружались 47-мм пушками Vickers и 7,92-мм пулеметами Browning wz.30. Спаренная установка размещалась в башне конической формы, смещенной к левому борту танка. Боекомплект – 49 выстрелов и 5940 патронов.


На 1 сентября 1939 г. в составе Войска Польского имелись две танковых роты, вооруженные «Виккерсами», – 12-я (12 Kompanie Czolgow Lekkich) и 121-я (121 Kompanie Czolgow Lekkich) роты легких танков. Каждая из них насчитывала 16 боевых машин (три взвода по 5 танков и танк командира роты). Первая была сформирована в Учебном центре танковых войск в Модлине для Варшавской мотобронебригады, находившейся в составе армии «Люблин», вторая входила в состав 10-й кавалерийской бригады армии «Краков». Обе роты принимали участие в боях с немцами.
Польша стала единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство «Виккерсов». Одновременно с контрактом на поставку танков поляки приобрели лицензию на производство этого танка. Перед началом производства по лицензии танк подвергся существенной модернизации. Довольно капризный карбюраторный двигатель «Армстронг-Сиддлей» был заменен дизелем «Заурер» мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни – до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «Браунинг» wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski). Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма «Бофорс» разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Легкий танк 7 TP

Тем временем победное шествие «виккерсов» по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины – две однобашенных и одну двухбашенную –заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными «виккерсами» на Латиноамериканском континенте, а кроме того – первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских «виккерса». Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны – Асунсьоне.
В феврале – марте 1933 г. 10 машин версии В отправили в королевство Сиам (ныне Таиланд). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси «6-тонного» с корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат «пом-пом». В 1938 г. Сиам заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939-го фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы британским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Великобритании в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем «Роллс -Ройс».

«Виккерс 6-тонный» Тип В в учебной части, 1940 г.

Двадцать однобашенных машин в 1934 – 1936 гг. закупил Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни – в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 г. восемь однобашенных «Виккерсов» закупила Болгария.
В США, Японию и Италию «6-тонные» не поставлялись, Но по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному «Виккерсу» модели А находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.
Но самая богатая «коллекция» «виккерсов» имелась в Финляндии. Одну машину модификации В финны закупили еще в 1933 году. 20 июля 1937 года последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя «таиландскими» танками они были единственными «6-тонными», состоявшими на вооружении британской армии, и использовались в учебных целях.
Шестнадцать танков получили 37-мм французские пушки Puteaux SA18, демонтированные с устаревших французских танков Renault FT17 и 7,62-мм пулеметы Lahti L-33/36. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции Marconi SB-4a . Боевая масса составила 8,4 т. Экипаж – 3 человека. Остальные танки были вооружены 37-мм пушкой 37 SA-17 и 7,62-мм пулеметом L-33/36 в башне, 9-мм пистолетом-пулеметом Suomi в лобовом листе корпуса слева от механика-водителя. Боевая масса 8,6 т. Экипаж – 4 человека.

Легкий танк Vickers Mk E mod.В без вооружения во время испытаний в Финляндии в зимних условиях. Март 1934 г. На лобовом листе корпуса танка уложен укрывочный брезент.

Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо «Гочкисов» установили пистолеты-пулеметы «Суоми» калибра 9 мм. Именно в таком виде финские «виккерсы» пошли в бой против своих советских «собратьев» – танков Т-26.
После Зимней войны оставшиеся в строю машины перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы Suomi также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е.

Командиры Красной Армии осматривают подбитый финский танк Vickers Mk.E mod.В, вооруженный 37-мм пушкой Bofors. Март 1940 г.

Внешне модернизированный таким образом «Виккерс» действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 г., с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е – к правому. К началу Продолжительной войны (так в Финляндии именуется период участия этой страны во Второй мировой войне) T-26E были сведены в 3-ю танковую роту, которая одной из первых начала боевые действия против Красной Армии 25 июня 1941 г. Боевые машины этого типа, как впрочем, и трофейные советские Т-26, достаточно эффективно использовались финнами для непосредственной поддержки пехоты. К лету 1944 г. по десять Т-26Е состояло на вооружении 1-го и 2-го батальонов танковой бригады, входившей в состав единственной финской танковой дивизии. Некоторое количество Т-26Е эксплуатировалось и после окончания войны. На 31 декабря 1958 г. в финской армии еще числилось 7 танков этого типа.

Финский легкий танк Т-26Е. Карельский перешеек, сентябрь 1941 г.

Таким образом, в 30 – 40-х годах танки «Виккерс 6-тонный» всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира.

Источники:
1. По материалам сайта dic.academic.ru
2. По материалам сайта k2x2.info
3. По материалам сайта pro-tanki.ru
4. По материалам сайта russianengineering.narod.ru
5. Сост. Холявский Г. Л. Полная энциклопедия танков мира. 1915 – 2000 гг. – Минск, ООО «Харвест», 2006. – 576 с., ил.
6. Чемберлен П., Элис К. Британские и американские танки Второй мировой войны: Иллюстрированная история бронетанковой техники Великобритании, США и стран Содружества 1939 – М.: ООО «Издательство ACT»: ООО «Изда¬тельство Астрель», 2003. – 224 с., ил.

tanki.wanka.ru

Легкий танк T1E4 как возможная альтернатива «Vickers 6-ton» при создании Т-26

Несмотря на общий индекс Т1 танки T1E4 и T1E6, выпущенные фирмой Cunningham в начале 1930-х гг., имели высьма опосредованное отношение к моделям Т1Е1-Т1Е3. Новая разработка создавалась под очевидным влиянием британского легкого танка Vickers 6 tonn (Vickers E), который не был принят на вооружение Королевским Танковым Корпусом, но нашел немало покупателей за границей. Более того, 6-тонный «виккерс» послужил прототипом для серии легких танков Т-26, производившихся в Советском Союзе тысячами, а также для польского легкого танка 7ТР и итальянского M14/41.

По замыслу создателей эта машина предназначалась для поддержки пехоты непосредственно на поле боя и по британской классификации «виккерс» являлся «пехотным танком», хотя его броня с трудом выдерживала обстрел из крупнокалиберного пулемета. Впрочем, в начале 1930 годов это не считалось большим недостатком и появление в Европе столь удачного танка не осталось не замеченным в США.

Простая и надежная конструкция, рациональная компоновка и отличный задел по модернизации определили успех схемы, как минимум, по обе стороны Атлантического океана.

За разработку отечественного аналога взялась фирма Cunningham, представившая в 1931 г. прототип легкого танка Т1Е4. Американский танк поддержки пехоты также имел клепаный корпус, собираемый из бронелистов толщиной 6-16 мм. Небольшой угол наклона имел только лобовой лист корпуса, в то время как остальные стыковались большей частью под прямым углом. Башня танка была выполнена цилиндрической с частично скошенным бронелистом крыши. Ходовая часть Т1Е4 во многом напоминала «виккерс». Применительно на один борт она состояла из восьми опорных катков малого диаметра сблокированных попарно в четыре тележки с эллиптическими листовыми рессорами, четырех поддерживающих роликов, переднего ведущего колеса с натяжным механизмом и заднего направляющего колеса. Экипаж танка состоял из трех человек. Вооружение — 37-мм пушка М1924 и 7,62-мм пулемет Browning M1919A4.

Испытания опытного образца Т1Е4, проходившие в 1932 г., не принесли желаемого результата. Штаб сухопутных сил к тому времени больше внимания уделял танку Т2, на котором также использовалась подвеска «виккерс», поэтому проект фирмы Cunningham не числился в разряде приоритетных. Прототип Т1Е6, появившися в скором времени, был лишь немного улучшенной модификацией Т1Е4, в связи с чем пехота отказалась от дальнейших работ над ним.

Т.о. эта интересная машина выпала из внимания советских специалистов. Зададимся следующими вопросами:

  • могла ли закупочная комиссия под руководством Иннокентия Халепского приобрести этот танк для вооружения РККА?
  • что нужно изменить, чтобы этот танк был приобретен?

Вот что пишет Михаил Свирин про поездку закупочной комиссии:

В 1930 г. с целью произвести закупки образцов бронетанковой техники из СССР отбыла закупочная комиссия под руководством нач. УММ И. Халепского и нач. инженерно-конструкторского бюро по танкам С. Гинзбурга.

Первой страной, куда прибыла комиссия, стала Великобритания – мировой лидер по производству бронетанковой техники тех лет. Наибольший интерес для УММ здесь представляла фирма «Виккерс-Армстронг», где согласно утвержденной в Москве программы надлежало купить образцы танкетки, малого танка, танка «Мидиум» («Виккерс» – 12-тонный) и большого танка («Индепендент»). Однако в единичном экземпляре, тем более – с документацией, фирма продавать что-то категорически отказалась. Поэтому в результате переговоров, проведенных начальником УММ и представителем компании «Аркос» с руководством «Виккерса», было приобретено танкеток (в наших документах – «танкетки ВКЛ») 20 экземпляров со сроками поставки: 5 – в мае, 4 – в июне, 4 – в июле, 4 – в августе и 3 – в сентябре. Малых шеститонных танков Mk А (в наших документах «В-26») было куплено 15 шт.

Главное внимание уделялось малому 6-тонному танку Мк А, так как он в основном отвечал принятой системе вооружений РККА. 12-тонные танки рассматривались специалистами комиссии как альтернатива Т-12/Т-24 (если с их производством вдруг возникнут какие-то проблемы). Ведь параметры подвижности 12-тонников как нельзя лучше отвечали соответствующим требованиям к маневренному танку. Однако броня указанных английских танков была тоньше, чем было предусмотрено «Системой…» Но весьма важным фактором приобретения именно этих образцов было то, что английская сторона готова была продать их в комплекте с чертежами: а) эскизными, б) сборочными, в) монтажными, г) инспекционно-производственными и в срок 3 года – информировать советскую сторону обо всех улучшениях, производимых в конструкции указанных танков.

Кроме того, фирма обязалась предоставить все танки сначала в виде опытной партии по 3 шт. каждого типа, с которыми советская сторона могла провести испытания, после чего внести изменения в конструкцию по своему усмотрению, которые должны были быть учтены во всех остальных поставляемых машинах, но уже за счет покупателя.

На приобретении танкетки особо настаивал М. Тухачевский, так как вся зарубежная военная литература того времени склонялась к мысли, что именно танкеткам предстоит вскоре заменить кавалерию, а танкетка «Виккерс» была признана лучшей в своем классе.

В отношении же большого танка «Индепендент» фирма вести переговоры о продаже отказалась. Танк был лишь показан нашим специалистам в покое и в движении. Представитель фирмы озвучил готовность разработать конструкцию большого танка специально по тактико-техническим требованиям СССР, но стоимость такой услуги была признана слишком большой, тем более что в нагрузку к проекту фирма предлагала купить еще танкеток и малых танков от 15 до 20 шт. каждого наименования.

Кроме Великобритании советская закупочная комиссия посещала также Чехословакию, Францию и Италию, причем в последней был подписан протокол о намерениях разработки тяжелого позиционного танка, но дальнейшего развития эти планы не получили. Во Франции же и Чехословакии были произведены закупки автомобилей и мотоциклов. Танков же, отвечавших требованиям Танко-тракторно-автоброневооружения, в указанных странах обнаружено не было.

Еще один визит за бронетанковой техникой предстоял за океан. 30 декабря 1929 г. комиссия во главе с начальником Управления механизации и моторизации РККА И. Халепским с заместителями отбыла в Северо-Американские Соединенные Штаты (САСШ). Там ожидалось знакомство с танками типа Т-1Е-1 у фирмы «Канингэм» (Cunningham), служившими компоновочным прототипом для Т-12/Т-24. Однако эти танки развивали скорость на 6-8 км/ч меньше, чем было заявлено в ТТХ, и сильно отставали от закупленных у фирмы «Виккерс» 12-тонных машин. Двигатель и редукторы американских танков грелись, а громоздкие гусеницы издавали большой шум. К тому же их цена оказалась значительно выше ожидаемой, а требования фирмы – закупить минимальную партию в 50 машин с 50%-ной предоплатой, оказались абсолютно неприемлемыми. Поэтому дальнейшие переговоры с фирмой «Канингэм» были прекращены.

Внимание начальника У ММ в Америке было переключено на колесно-гусеничные танки конструктора Дж. Уолтера Кристи «М. 1928», незадолго до визита наших специалистов показавшие рекордные характеристики скорости.

Те есть мы имеем следующие препятствия при покупке T1E4 взамен «Vickers 6-ton»:

  1. передвинуть срок приезда закупочной комиссии на 1931 год, что к сожалению нереально, т.к. к 1931 году танки должны были быть в серийном производстве в связи с ожидавшимся польским вторжением,
  2. лучшее коммерческое предложение со стороны фирмы «Виккерс-Армстронг»,
  3. попытка послать комиссию в 1932 году нереальна, т.к. т-26 был уже в серийном производстве и приобретение нового танка (более перспективного, но на данном временном промежутке не превышающего по характеристикам Т-26) экономически не было оправдано,
  4. покупка элементов танка (двигатель и трнсмиссия) для модернизации Т-26 — данный вариант выливается в создание нового танка и очередные проблемы произвдоства.

Таким образом, выбор танка T1E4 в тех условиях представляется маловероятным.  

МОДИФИКАЦИЯ

T1E4

Vickers 6-ton

БОЕВАЯ МАССА, кг

8000

6655

ЭКИПАЖ, чел.

4

3

ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ, мм

Длина

4600

4500

Ширина, мм

2200

2286

Высота, мм

2000

2180

Клиренс, мм

360

380

ВООРУЖЕНИЕ

пушки

1×37-мм М1924

1×47-мм QF 3 (для пушечного варианта)

пулеметы

1×7,62-мм Browning М1919А4

  • 2×7,7-мм Vickers (для пулеметного двухбашенного варианта)
  • 1×7,7-мм Vickers(для пушечного варианта)

БОЕКОМПЛЕКТ

пушки

80 выстрелов

111 выстрелов

пулеметы

3000 патронов

6000 патронов (для пулеметного двухбашенного варианта)

ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯ

оптические прицелы

телескопический орудийный прицел (для пушечного варианта)

БРОНИРОВАНИЕ, мм

лоб и борт башни

16

13

лоб корпуса

16

13

борт корпуса

10

13

крыша и днище

6

5

СИЛОВАЯ УСТАНОВКА

Тип двигателя

Cunningham V8, бензиновый, жидкостного охлаждения (запас топлива — 189 литров)

«Армстронг-Сиддлей»

4-цилиндровый, воздушного охлаждения

Мощность, л.с.

140 л.с.

80 л.с.

ТРАНСМИССИЯ

механическая, с 4-скоростной КПП (3+1)

механическая с надвижными шестернями, 6-скоростной КПП (4 передачи вперед, 1 добавочная передача вперед, 1 передача назад)

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ

8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

8 опорных катков сблокированных в 4 тележек, 4 поддерживающих ролика, переднее направляющее и заднее ведущее колесо

СКОРОСТЬ, км/ч

37

35

ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ, км

160

160

ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ

Уклон, град.

30 (45)

37

Высота стенки, м

0,50

0,75

Ширина рва, м

1,85

1,85

Глубина брода, м

0,50

0,9

СРЕДСТВА СВЯЗИ

отсутствуют

отсутствуют

источники:

alternathistory.com

Виккерс 6 тонн(Англия) — Между войнами — Танки — Бронетехника

История человечества знает немало примеров, когда талантливые, одаренные люди или выдающиеся идеи и изобретения получали признание во всем мире, за исключением собственной родины. Поразительно, но факт — даже история бронетанковой техники изобилует подобными ситуациями. Один из таких примеров — судьба английского танка «Виккерс-Армстронг» Мк.Е, более известного под названием «Виккерс 6-тонный».

Он был создан в инициативном порядке фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году в двух вариантах: двухбашенном (А) и однобашенном (В). Первый вооружался двумя пулеметами «Виккерс» калибра 7,62 мм с водяным охлаждением, а второй — 47-мм пушкой. Ни тот, ни другой варианты никакого интереса у британских военных не вызвали. Наверное, на этом и была бы поставлена точка в судьбе новой боевой машины, но…

В это время в Англии находилась советская комиссия, возглавляемая начальником Управления моторизации и механизации РККА командармом 1 ранга И. А. Халепским. Ей-то и приглянулся новый танк, который весьма удачно вписывался в разработанную в 1929 году «Систему танково-тракторно-авто-броневооружения РККА», предусматривавшую потребность армии как в танках дальнего действия, так и в танках непосредственной поддержки пехоты. В качестве базового образца для первых в 1931 году тем же Халепским будет выбран танк Кристи M.1930 (см. «М-К» № 5’92), а для последних как нельзя лучше подходил «Виккерс-Армстронг» Мк.Е модели А: для поддержки пехоты в то время считалось достаточным чисто пулеметное вооружение. От Советского Союза и последовал 28 мая 1930 года первый заказ на двухбашенные «виккерсы». К 4 июля 1931 года все 15 заказанных машин покинули цех фирмы.

В СССР танк приняли на вооружение, даже не дождавшись выпуска первого отечественного образца (также, впрочем, поступили и с Кристи-БТ) — 13 февраля 1931 года. В мотомеханизированных войсках Красной Армии ему был присвоен индекс Т-26. Серийный выпуск развернули на ленинградском заводе «Большевик» (бывший Обуховский завод). Танковое производство завода «Большевик» вскоре было выделено в самостоятельный завод № 174 имени К. Е. Ворошилова. Т-26 стал самой массовой бронированной машиной Красной Армии: с 1931 по 1941 год было выпущено около 12 тыс. танков. По числу модификаций, как серийных, так и опытных (23), «двадцать шестой» также не имел себе равных. Этот танк принимал участие практически во всех боевых действиях, которые Красная Армия вела в 30-х и 40-х годах. Неоднократно подвергаясь модернизации, он состоял на вооружении вплоть до 1945 года, когда несколько танковых бригад на Т-26 приняли участие в разгроме Квантунской армии.

Целью этой статьи не является подробный рассказ о танке Т-26, тем более что «Моделист-конструктор» уже освещал эту тему (см. «М-К» № 9’81). Более интересным для читателя будет рассказ о судьбе «виккерсов» в армиях других стран, хотя к Т-26 волей-неволей придется еще вернуться.

Следующим по времени заказом на «6-тонный» стал греческий. 20 ноября 1930 года Греция приобрела два танка: двух- и однобашенный. Поскольку нового заказа не последовало, можно предположить, что покупка имела ознакомительный характер.

Единственной страной, кроме СССР, развернувшей на своих заводах производство «виккерсов», стала Польша. 16 сентября 1931 года поляки заказали 22 двухбашенных и 16 однобашенных машин, а кроме того, приобрели лицензию на производство танка. Закупленные машины отличались от базового английского варианта несколько измененной формой пулеметных башен, приспособленных под установку принятых в польской армии пулеметов «Гочкис» wz.14. Что же касается производства по лицензии, то перед его началом танк подвергся существенной модернизации.

Довольно капризный карбюраторный двигатель «Армстронг-Сиддлей» был заменен дизелем «Заурер» мощностью 110 л. с. Лобовую броню корпуса довели до 17 мм, а башни — до 15 мм. 18 марта 1935 года заводу «Урсус» был выдан заказ на 22 двухбашенных танка, вооруженных пулеметами «Браунинг» wz.30, получивших индекс 7ТР (7-tonowy, polski).

Однако необходимость иметь танк с пушечным вооружением стала к тому времени очевидной. Шведская фирма «Бофорс» разработала новую башню с 37-мм пушкой. Первые 16 башен были поставлены фирмой в течение 1936 года, а начиная с мая 1938 года их лицензионное производство развернулось и в Польше. На 1 сентября 1939 года в Войске Польском имелось 139 танков 7ТР, которые вместе с танкетками ТК и TKS составляли основу танкового парка польской армии.

Тем временем «расползание» «виккерсов» по свету продолжалось. В октябре 1932 года три машины — двеоднобашенных и одну двухбашенную — заказала Боливия. Эти танки оказались первыми и единственными «виккерсами» на Латиноамериканском континенте, а кроме того — первыми, принявшими участие в боевых действиях. В 1933 году вспыхнула очередная война между Боливией и Парагваем. В ней-то и участвовали все три боливийских «виккерса». Двухбашенный танк был захвачен парагвайцами и установлен как памятник в столице страны — Асунсьоне.

В феврале — марте 1933 года 10 машин модели В ушли в Таиланд (тогда эта страна называлась Сиам). Кроме того, для этой страны было изготовлено 26 зенитных танков, которые представляли собой шасси «6-тонного» с водруженным на него корытообразным, открытым сверху корпусом. На этих машинах устанавливался 40-мм зенитный автомат «пом-пом».

В 1938 году Таиланд заказал еще 12 однобашенных танков, но до сентября 1939 года фирма успела отгрузить лишь восемь машин. Остальные были реквизированы английским правительством в связи с начавшейся войной и использовались в Англии в качестве учебных. По некоторым данным, эти танки относились к модификации F с двигателем «Роллс-Ройс».

Двадцать однобашенных машин модели F в 1934-1936 годах закупил и Китай. Эти танки по внешнему виду отличались от стандартных наличием ниши в кормовой части башни — в ней устанавливалась радиостанция. В 1938 году восемь однобашенных «виккерсов» закупила Болгария.

В США, Японию и Италию «6-тонные» не поставлялись, однако по одной двухбашенной машине было направлено в эти страны для демонстрации. По неподтвержденным данным, некоторое время по одному «Виккерс А» находилось в Румынии и Эстонии с той же целью.

Самая же богатая «коллекция» «виккерсов» имелась в Финляндии. Одну машину финны закупили еще в 1933 году. Пять лет спустя последовал заказ сразу на 34 танка. Но до начала второй мировой войны было поставлено только 28 машин, остальные шесть остались в Англии. Вместе с четырьмя «таиландскими» танками они были единственными «6-тонными», состоявшими на вооружении британской армии.

Поступившие в Финляндию танки не имели вооружения и прицелов. Характерной их внешней чертой была ниша в кормовой части башни, предназначенная для радиостанции «Маркони» SB-4a. Вскоре танки получили 37-мм французские пушки SA-17 и пулеметы «Гочкис». И те и другие были демонтированы с устаревших французских танков «Рено» FT. Однако вооружение новых боевых машин заведомо устаревшей артсистемой и пулеметом признали неудовлетворительным. Поэтому в конце 1939 года все танки перевооружили 37-мм пушкой Бофорс мод. 1936, а вместо «Гочкисов» установили пистолеты-пулеметы «Суоми» калибра 9 мм. Именно в таком виде финские «виккерсы» пошли в бой против своих советских «собратьев» — танков Т-26.

После «зимней войны» 26 оставшихся в строю машин перевооружили 45-мм пушками, снятыми с подбитых советских Т-26; пистолеты-пулеметы «Суоми» также были заменены советскими ДТ. Кроме того, ряд «родных» английских узлов и агрегатов был заменен советскими. После всех этих изменений танки получили обозначение Т-26Е! Внешне модернизированный таким образом «виккерс» действительно был очень похож на Т-26 обр. 1937 года, с той лишь разницей, что у последнего башня размещалась ближе к левому борту корпуса, а у Т-26Е — к правому. В 1945 году финская армия еще имела 19 танков Т-26Е, последние из которых использовались вплоть до 1959 года.

Уникальность финских танковых войск тех лет заключалась в том, что они почти на 80% состояли из трофейной боевой техники, причем исключительно советской: наиболее массовым танком в финских частях был Т-26. Зимой 1939/40 года финны захватили 10 танков Т-26 обр. 1931 года — двухбашенных. А в 1942 году танков этой модификации у них имелось уже 17. Спустя два года на шести машинах две башни заменили одной — с 45-мм пушкой. В период «зимней войны» были захвачены и 42 танка обр. 1933 и 1937 годов. В 1942 году было уже 65 Т-26 обр. 1933 года и 32 обр. 1937-1939 годов. К моменту окончания второй мировой войны Финляндия располагала 75 танками Т-26 всех вышеназванных образцов. Семь танков, с которых в 1944 году сняли башни, использовались в качестве тягачей аж до 1961 года.

В качестве трофеев финнам достались и огнеметные варианты Т-26: по четыре штуки ОТ-130 и ОТ-133. Весной 1943 года все они были перевооружены 45-мм пушками, причем, помимо спаренного, на этих танках установили второй пулемет ДТ — в корпусе.

Именно благодаря трофеям, среди которых были, естественно, не только Т-26, финский танковый музей в Парола располагает наиболее богатой, после нашей Кубинки, коллекцией советских боевых машин.

Еще одной страной, имевшей на вооружении как «виккерс», так и Т-26, был гоминьдановский Китай. О поставках «виккерсов» уже упоминалось; из СССР же, в рамках военной помощи, прибыли еще 82 «двадцатьшестых».

Несколько ранее значительное число танков Т-26 было отправлено в Испанию. Из 362 танков, поставленных республиканскому правительству, около 300 были Т-26.

В 1935 году 67 советских танков (из них 60 Т-26) и 60 бронеавтомобилей было продано Турции. Примерно в тот же период времени некоторое число Т-26 получил и Афганистан.

Таким образом, в 30-40-х годах танки «Виккерс 6-тонный» всех вариантов, включая и лицензионные, находились на вооружении 12 стран мира. Из них фирмой «Виккерс-Армстронг» было изготовлено 153 танка, заводом «Урсус» в Варшаве — 139 и, наконец, заводом «Большевик» в Ленинграде — более 12 тысяч танков


Тактико-техническая характеристика танка «Виккерс-Армстронг»

Назначение

Непосредственная поддержка пехоты

Тип

Легкий с пулеметным вооружением

Год выпуска

1930

Боевая масса, кг

6655

Экипаж, чел.

3

Макс. скорость,км/ч

35

Вооружение

2 7,62-мм пулемета «Виккерс»

Боекомплект

Противопульное: 5 — 13 мм;

Тип двигателя

«Армстронг-Сиддлей»
4 цил., возд. охлаждения

Мощность двигателя

80 л. с. при 2000 об/мин

Запас хода по топливу по шоссе, км

160

Габаритные размеры, мм:
длина
ширина
высота

 

4500
2286
2180

bronetexnika.moy.su

Виккерс — 6 тонн — это… Что такое Виккерс — 6 тонн?


Виккерс — 6 тонн
польский Vickers Mk.E (двухбашенный)
Vickers Mk.E (двухбашенный)
Классификациялёгкий танк
Боевая масса, т7
Компоновочная схемадвухбашенная
Экипаж, чел.3
История
Год(ы) производства1931—1939
Год(ы) эксплуатации1931—1959
Количество выпущенных, шт153
Основные операторы
Размеры
Длина корпуса, мм4560
Ширина корпуса, мм2284
Высота, мм2057
Клиренс, мм380
Бронирование
Лоб корпуса, мм/град.5—13
Борт корпуса, мм/град.5—13
Корма корпуса, мм/град.8
Днище, мм5
Крыша корпуса, мм5
Лоб башни, мм/град.13
Маска орудия, мм/град.13
Борт башни, мм/град.13
Корма башни, мм/град.13
Крыша башни, мм5
Вооружение
Пулемёт(ы)2 × 7,92-мм «Браунинг»
Подвижность
Тип двигателярядный
4-цилиндровый карбюраторный воздушного охлаждения
Мощность двигателя, л.с.91,5
  то же, кВт.67
Скорость по шоссе, км/ч37
Запас хода по шоссе, км120
Удельная мощность, л.с./т13,1
Тип подвескисблокированная по четыре, на горизонтальных рессорах
Ширина гусеницы, мм258
Преодолеваемый подъём, град.37
Преодолеваемая стенка, м0,75
Ширина преодолеваемого рва, м1,85
Преодолеваемый брод, м0,9

Виккерс Mk.E (англ. Vickers Mk.E), также широко известный под названием «Виккерс-шеститонный» (англ. Vickers 6-ton) — британский лёгкий танк 1930-х годов. Создан фирмой «Виккерс-Армстронг» в 1930 году. Предлагался британской армии, но был отвергнут ими, поэтому почти все выпущенные танки предназначались для экспортных поставок. В 1931—1939 годах было выпущено 153 танка Виккерс Mk.E. Во многих странах, закупавших этот танк, он послужил основой для собственных разработок, выпуск которых порой многократно превышал выпуск базовой машины. Виккерс Mk.E использовался в ряде региональных конфликтов и во Второй мировой войне, после её окончания всё ещё использовался в роли учебного в некоторых странах вплоть до 1959 года.

Виккерс Mk.E

См. также

Литература

  • М.Барятинский. Бронетанковая техника стран Европы 1939-1945 гг. — М.: Бронеколлекция, выпуск № 5, 1999

Wikimedia Foundation. 2010.

  • Виккерса метод
  • Википедист

Смотреть что такое «Виккерс — 6 тонн» в других словарях:

  • Виккерс (ОБТ) — Vickers Mk.1 Классификация основной боевой танк Боевая масса, т 38,1 Компоновочная схема классическая Экипаж, чел. 4 История Количество выпущенных, шт. более …   Википедия

  • NC-27 — Содержание 1 Легкий танк «Рено Виккерс» («Рено» обр. 1932) 2 Легкий танк «Рено» NC 1 (NC 27) …   Википедия

  • Линейный корабль — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейный корабль (значения). «Дредноут»  родоначальник класса линкоров …   Википедия

  • Красный Крым (крейсер) — У этого термина существуют и другие значения, см. Красный Крым. «Светлана» с 5 февраля 1925 года «Профинтерн» с 31 октября 1939 года «Красный Крым» …   Википедия

  • Линейные крейсера типа «Лайон» — Lion class battlecruisers …   Википедия

  • Эскадренные миноносцы типа «Трайбл» (1936) — У этого термина существуют и другие значения, см. Эскадренные миноносцы типа «Трайбл». Эскадренные миноносцы типа «Трайбл» Tribal class destroyer …   Википедия

  • Т-28 — У этого термина существуют и другие значения, см. Т 28 (значения) …   Википедия

  • Южноамериканская дредноутная гонка — Бортовой залп бразильского дредноута «Минас Жерайс» (англ. Minas …   Википедия

  • Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1939) — У этого термина существуют и другие значения, см. Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» (1911). Линейные корабли типа «Кинг Джордж V» …   Википедия

  • HMS Iron Duke (1912) — У этого термина существуют и другие значения, см. HMS Iron Duke. «Айрон Дюк» HMS Iron Duke …   Википедия

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *