1295-я Центральная база хранения бронетанковой техники в Приморье

Оригинал взят у коллеги altyn73 в Центральная база хранения бронетанковой техники в ПриморьеФоторепортаж о буднях 1295-й Центральной базы хранения бронетанковой техники в г.Арсеньев (Приморский край), автор Виталий Аньков

источник РАЗ и ДВА

Военная техника разных времен на территории Центральной базы хранения бронетанковой техники Восточного военного округа в Приморском крае.


Военнослужащие проводят техническое обслуживание танков на Центральной базе хранения бронетанковой техники Восточного военного округа в Приморском крае.

Технологическая линия группового хранения танков на Центральной базе хранения бронетанковой техники Восточного военного округа в Приморском крае. В стволах танков установлены трубопроводы, нагнетающие обезвоженный воздух.

Работы по восстановлению американского среднего танка периода Второй мировой войны «Шерман», поднятого водолазами Северного флота с затопленного в 1945 году в Баренцевом море сухогруза «Томас Дональдсон», для участия в торжествах, посвященных Дню Победы в Великой Отечественной войне в Приморском крае.

bmpd.livejournal.com

10 могучих танковых кладбищ и заброшенных мест битв » Военное обозрение

Хребты Оттербурн, север Англии
В Оттербурне в Северной Англии около 23 процентов территории Национального парка Нортумберленд находятся в собственности военных и используются как тренировочные площадки. Это также место последнего упокоения ряда танков, которые в настоящее время используются для обучения личного состава.

Некоторые танки выглядят почти нетронутыми, с гусеницами и корпусами, подшипниками, подшипники которые только начинает покрывать ржавчина. Другие очень сильно повреждены.

Кладбище танков в Кабуле, Афганистан

Когда советские войска покинули Афганистан в 1989 году, после десяти лет борьбы, много оборудования осталось брошенным в Афганистане, где не было никакого реального победителя. Сегодня десятки ржавеющих танков, построенных в 1960-х и 1970-х годов, стоят возле Кабула — и некоторые из них находят новую жизнь.

Некоторые брошенные танки, которые по-прежнему запускаются, отправляются в ремонт и затем используются правительственными войсками в борьбе с талибами.

Брошенные танки в Форт-Ноксе, Кентукки


На протяжении десятилетий Форт Нокс был знаменит не только как хранилище золота, но и как мощная военная база, школа подготовки американских военных. Хотя военный учебный центр был перенесен отсюда в 2010 году, в районе Форт-Нокс осталось много брошенных танков, которые использовались как мишени.

Брошенные танки на равнине Кувшинов (Плайн оф Джарс), Лаос

Это довольно нетрадиционное место для скопления танков. Здесь есть только несколько русских танков, которые были брошены.

Плайн оф Джарс — это одна из великих неразгаданных тайн. Практически все это поле в Лаосе покрыто гигантскими каменными кувшинами. Некоторые сравнительно мелкие, некоторые из них могут легко скрыть взрослого человека внутри, и никто не знает, кто построил их. Существует много теорий о происхождении каменных кувшинов, в том числе такие: что они использовались для изготовления вина, для захоронений или сбора дождевой воды.

Плайн оф Джарс – было местом крупномасштабных военных действий в течение всей войны во Вьетнаме. Вооруженные силы США сбросили более чем 2 млн. тонн бомб на площади этих полей. Сегодня считается, что существует более чем 80 миллионов неразорвавшихся боеприпасов среди полей, на которых чудом уцелели каменные кувшины.

Танк Стомпи в Бермондси.

Это один русский танк Т-34, который не является совсем брошенным.

Танк находился в Праге, где являлся памятником. Затем в 1995 году он был импортирован в Англию, чтобы быть использованным в создании римейка фильма о Ричарде III, а после фильма он пошел на продажу. Он был куплен застройщиком, который заявил, что это подарок для его 7-летнего сына.

С тех пор, танк несколько раз перекрашивался и сейчас красуется в розовом цвете. Он включен в туристические Атласы и используется в качестве ориентира водителями такси.

Кладбище танков после Эритрейской войны за независимость.

Почти 30 лет длилась война за независимость африканской страны Эритрея от Эфиопии. Эти ржавые танки за пределами столицы страны – города Асмэра — напоминание о принесенных жертвах за освобождение целого народа.

Заброшенные танки на пляже Фламенко, Пуэрто-Рико

На рубеже 20-го века Соединенные Штаты начали использовать острова у берегов своей территории для военных учений и отработки навыков бомбардировок. К 2005 году остров Викуэс был назван, как одно из худших мест захоронения опасных отходов. В 1970-е годы ВМС США предложили выселить всех жителей острова. Викуэс и соседнего острова Кулебра.

Однако такое решение Соединенных Штатов встретило массовое протесты местных жителей. Протесты быстро превращались в бунты и беспорядки.

В конце концов Постановление было отменено, и в 1974 году президент Никсон распорядился ВМС удалить свое учебное оборудование с острова. Сегодня, существует два танка, которые все еще остаются стоять на пляже острова.

Армия танков в Сьерра-Невада

В долинах гор Сьерра-Невада расположилась целая армия танков. Танки M-1 Abrams выстроились в пустыне американского Запада. Их здесь более 2000. Многие из них до сих пор находятся почти в идеальном состоянии, готовые идти в бой там, где они необходимы.

Танки после крушения корабля «Наследие Империи».

«Наследие Империи» был китобойном судном, которое было повторно введено в эксплуатацию во время Второй Мировой войны в качестве транспортного судна. 8 сентября 1944 года, оно направлялось из Нью-Йорка в Ливерпуль, а затем в Глазго. Во время своего пути корабль был торпедирован и потоплен немецкой подводной лодкой у берегов Донегал, Ирландия. Корабль вместе с грузом – десятком танков Шерман, ушел на дно океана.

Советское кладбище танков на танковом заводе в Харькове, Украина

Примерно в 30 км от Российской границы расположено это гигантское апокалиптическое кладбище танков. Танки в свое время свозились со всего Советского Союза сюда, на харьковский завод имени Малышева, чтобы затем пройти ремонтные работы или переоборудование.

На капитальный ремонт на завод прибывало около 60 танков каждый месяц. После распада Советского Союза, буквально сотни и сотни танков оказались во дворе брошенными и уже никому не нужными. Единственное, в последнее время в связи с военными действиями на востоке Украины они стали востребованными и ремонтные бригады из этой груды металлолома восстанавливают те танки. Которые еще можно восстановить.

topwar.ru

База хранения военной техники в Калининграде

Это база хранения находится на территории одной некогда умирающей, но сейчас, судя по всему, оживающей воинской части. 

В той части города я никогда не был и честно говоря думал, что эта воинская часть находится среди полузаброшенных дачных участков, так мне почему-то казалось глядя на карту. Но это оказалось не так, район оказался весьма ухоженным, а место у части довольно людным. На КПП вообще жизнь бурлила, стоянка МаЗов была в метрах 50 от КПП. 

 

Карта местности. Даже можно посчитать количество машин. Слева посередине стоянка МаЗов. На карте я насчитал 27 МаЗов. 

   

МаЗы стояли на собственных прицепах, на одном прицепе среди МаЗов стоял тягач АТС-59Г. 

 

У МаЗов которые стояли у забора были открыты двери, в них легко можно было залезть. Сам забор никакого препятствия не представляет. По нижнему периметру забора вообще нет. Но на углу стоит вышка с часовым, так что дальше я лезть разумеется не стал. Ограничился фотографированием через забор. 

 

Помимо МаЗов рядом с ними стояла другая автотехника, но видно ее было плохо. Там точно стояли КамаЗ-5511.

 

Некоторая техника выпотрошена, есть несколько больших куч из различных деталей. На карте они тоже видны. 

 

У КПП на постаментах стоят БРДМ и БМ-13-16 на базе ЗиЛ-157. Как новенькие. Раньше их не было. Еще один факт указывающий на то, что часть больше не умирает. 

   

Я с обработкой не перебарщиваю?) Мне кажется, что без обработки фотки выглядят куда менее интересно. 

 

Возможно на часть все же можно проникнуть через железнодорожную ветку (на карте ее можно различить справа). Но какая ситуация там сейчас, есть ли охрана, забор — неизвестно. Да и самые интересные экспонаты — МаЗ-537 находятся в другой части базы. 

По всей видимости, сюда свезли на консервацию технику практически со всего города. Состояние техники от «живого» до металлолома. 

Относительно живая техника находится в глубине территории и визит туда осуществяется на свой страх и риск. К технике на «глубокой консервации» добраться проще и подход удобный, и с вышки особо не видно. Хотя там проходит тропа на самоволку, можно пересечься с бойцами. 

Парк представляет из себя автобусы, пожарные машины, КРАЗы, ГАЗы, Уралы, КАМАЗы разного назачения (медицинские, грузовики, самосвалы, передвижные лаборатории и мастерские, машины для перевозки личного состава и совершенно непонятные агрегаты на базе автомобилей, топливные цистерны). Вдалеке находятся отдельностоящие кабины. Также замечены БТРы и танки вполне живого вида. 

Имеются вышки с бойцами (поодаль) и бойцы-самоходы. 

Из бонусов — заброшенное командное убежище и ДОТ. 

На ноябрь 2012 года никакой живой техники на периметре не было. Только глубокие консервы. 

Август 2014: техника на месте. При зопале вызывают ментов, если без хабара, то свободен. 

Далее фото не мои, с сайта urban3p.ru 

                                                                                                                                           

tehnowar.ru

Российская бронетехника в войне на Донбассе ч.2

Танки (продолжение, ч1. здесь)
Подавляющее большинство танков, отправленных подразделениям сепаратистов на Донбассе, — модели выпуска восьмидесятых годов. Встречаются и постарше. Их выбор командованием армии Российской Федерации вполне закономерен. Во-первых, так удобнее отрицать свою причастность к поставкам оружия боевикам, ведь подобные образцы либо есть на вооружении армии Украины сейчас либо были в советские времена. Во-вторых, на российских складах старых танков с избытком, хватит на несколько локальных войн, а правильное хранение, как и утилизация, стоят денег.

В начале лета положение пророссийсих сил оставляла желать лучшего. Больше не происходило случаев подобных апрельскому захвату десантников с бронетехникой. Части украинской армии с вооружением не переходили на сторону «мирных тружеников Донбасса» Гиркина и компании, оружие не сдавали, а использовали против них. Тяжелой техники катастрофически не хватало. Для того чтобы успешно противостоять войскам Вооруженных сил Украины, заезжим революционерам потребовались танки.

Для этих целей лучше всего подходил танк Т-64БВ. Это основной тип танка армии Украины. К тому же в СССР его выпускал Харьковский завод имени Малышева. В отношении Т-64БВ проще всего заявлять, что танк украинский, был захвачен в ВСУ, Россия ни при чем, на вооружении российской армии такая модель не состоит. Последнее утверждение даже будет правдой: хотя в России на складах остаются десятки сотен Т-64 разным модификаций, армия давно сняла их с вооружения и не использует (на территории РФ танковая монополия «Уралвагонзавода» и его Т-72).

Именно Т-64БВ были первыми танками, которые вошли из России в Украину.

12 июня пробная партия из трёх Т-64БВ успешно прошла своим ходом с востока на запад через Снежное, Торез, Макеевку в Донецк:

В тот день по своей неопытности в ДНР признали, что «получили на вооружение три танка», скромно умолчав от кого именно получили.

20 июня Россия ввела на Донбасс следующую колонну — пять танков Т-64БВ. В качестве информационной поддержки 19-20 июня российские СМИ активно тиражировали новость «Ополченцы захватили танковую базу под Славянском», которую практически сразу сами же опровергали.

Эти пять Т-64БВ стали одним из самых показательных проколов российских военных. Т-64 легко затеряются в Украине на фоне таких же Т-64 украинской армии. Другое дело — обнаружить танки исправные, оснащенные по всей форме, Т-64 (опять же Т-64 — танки, которые не используются в армии РФ) на дорогах России.

Естественно, Т-64 в России могут перевозить для утилизации или же на полигон, чтобы играли роль натуральных мишеней. Однако в этом случае хозяйственные военнослужащие снимают с танков всё, что можно снять. Это хорошо видно на следующем фото 2013-го года: демонтированы ящики для инструментов, бортовые экраны, инфракрасный прожектор, зенитный пулемёт, различное навесное оборудование, динамической защиты нет, танк везёт гражданская машина подрядчиков.

Такие нюансы следует понимать, когда рассматриваешь российские военные тягачи с танками Т-64 в Российской Федерации. Особенно в приграничных с Украиной регионах.

Вернёмся к пяти Т-64БВ и к 20-му июня.

Фотокорреспондент Евгений Малолетка снимает часть из них недалеко от Дебальцево:

Возле Енакиево два из них снимает фотограф Дмитрий Ловецкий:

В Горловке эта же пара танков попадает на видео:

21-го июня ещё два других снимают в Торезе:

Специалисту бросается в глаза скудная, по-кривому установленная, «авторская» динамическая защита (прямоугольные коробки, обозначенные красными линиями) на бортах некоторых из этих Т-64БВ. Словно кто-то старался изобразить «самопал» или не оказалось под рукой штатной конструкции:

Штатное, стандартное размещение блоков динамической защиты на Т-64БВ выглядит совсем иначе:

Теперь сравниваем эти танки Т-64БВ с танками Т-64БВ, которые перевозили военные тягачи, сопровождаемые автомобилями российской военной автоинспекции, в приграничных районах на территории России 19-го июня (все видео рекомендуется сохранять и выкладывать, так как их подчищают казённые люди):

Вполне предсказуемо оказывается, что танки Т-64БВ на российских тягачах с трассы М4 «Дон» 19-го июня и танки Т-64БВ под флагами сепаратистов в украинских городах на Донбассе 20-го июня — одни и те же. Два со штатной динамической защитой на бортах, три с самопальной, на крышах башен какое-то имущество, укрытое брезентом:


Второе видео кроме фиксации танка, который 21 июня был в Горловке, ещё указывает на местоположение колонны в момент съёмки:

И последний штрих по рассматриваемой колонне — два фото от пользователей социальной сети «ВКонтакте», которые сняли их на всё той же трассе М4 «Дон» и загрузили в Интернет 19-20 июня. Ещё два доказательства по этим танкам, ещё два зафиксированные места съёмки:

На этом фото можно даже различить синюю семёрку на крышке прожектора (справа возле пушки):

С июня по настоящий момент ничего не изменилось, колонны тягачей с танками Т-64 как шли с территории России на Донбасс, так и продолжают идти.

Июль, трасса М4, Октябрьский район Ростовской области:

Июль, трасса М4, Красносулинский район Ростовской области:

Июль, на видео та же трасса М4:

Июль, уже в Украине:

Пара августовских видео:

Уже в ноябре. Возле населённого пункта Самбек, Ростовская область:

В Каменск-Шахтинске Ростовской области:

В этом месяце возле Самбека:

Пару дней назад на трассе Ростов-Таганрог:

Стоит отметить, что летом военнослужащие российских автомобильных войск особо не скрывали, что подвозят танки к границе (после танки выгружали и дальше они шли своим ходом в Украину). В социальных сетях достаточно фотографий, на которых водители тралов позируют на фоне Т-64:

В отношении некоторых танков «военторга» (например, к этого «Казака» с надписью то ли «ЛНР», то ли «ДНР» на лбу корпуса) складывается впечатление, что с ними позировало пол-армии Российской федерации:

А это Т-64БВ «За Донбасс», расписанные одним «художником». Вначале на российском военном трале, а потом — уже в сепаратистов на Донбассе:

Крайне любопытен вопрос: откуда все эти Т-64 брались, каким образом доставлялись ближе Украину? Скажу сразу — это известно.

На краю света (Российская Федерация, Красноярский край) возле посёлка городского типа со смешным названием Козулька находится 2544-я Центральная база резерва танков (военная часть 54630). На этой базе хранится огромное количество разнообразной бронетехники. Масштабы можно оценить по этому фото со спутника:

В 2544-ю ЦБРТ в своё время свезли сотни (если не тысячи) неиспользуемых Т-64 различных модификаций и степени износа:

Можно предположить, что ближе Козульки Красноярского края исправных Т-64 в России не нашлось. Российском налогоплательщику, вероятно, будет интересно узнать, как старые сорокатонные Т-64 за 4000 километров доставлялись поближе к Украине. Дешёвым способом — железной дорогой? Как бы не так.

В 80-ти километрах от базы хранения танков расположен международный аэропорт Красноярска «Емельяново». К нему танки Т-64 транспортировали военные тягачами на тралах:

Далее вступали в дело транспортные самолёты — «Русланы» Ан-124 (может взять на борт сразу три танка) или же Ил-76 (один танк).

В октябре в Интернет выложили по-своему уникальное видео, на котором запечатлён процесс погрузки танка Т-64БВ на борт самолёта Ан-124 31-го мая этого года в аэропорту «Емельяново»:

31-го мая действительно в Красноярске было довольно прохладно (на видео люди тепло одеты). Аэропорт на видео действительно — красноярский «Емельяново»:

То, что отправка танков из Красноярска 31-го мая была не единственной, подтверждает июльское фото, сделанное пользователем социальной сети «ВКонтакте». На нём Т-64БВ грузят уже в Ил-76:

Аэропорт всё тот же — «Емельяново»:

Из Красноярска танки доставлялись в Таганрог (всего лишь 3740 километров).

Об этом говорится в описании к видео погрузки танка 31-го мая. И это же подтверждается снимками самих жителей Таганрога. Летом Т-64 буквально заполонили улицы города.

Местоположение съёмки указано верно:

Видео начала июня. По Таганрогу перевозят Т-64 ещё одной старой модификации — Т-64А. Вероятно, древние Т-64А также доставлялись из Красноярского края.

Место съёмки — улица Сызранова:

Снова Т-64А на видео. В этот раз их везут вместе с боевыми машинами десанта БМД-2, у которых характерно закрашены номера и тактические знаки. Место съёмки — перекрёсток улиц Ломоносова и Богдана Хмельницкого:

Тягач везёт Т-64 по улице Мичурина в начале июля. Интересный комментарий таганрожца:

По-видимому, внутриэкономическая и оперативная обстановки повлияли на расточительство России — осенью Т-64 начали возить и по железной дороге:

Появились Т-64 со следами железнодорожных перевозок (на борту указан индекс негабаритности, на катках метки от установки специальных крепёжных шпор), чего не наблюдалось летом:

Не смотря на приличное количество Т-64, завезенных сепаратистам на Донбасс, этого всё равно оказалось мало для противопоставления украинской армии. Поскольку танки Т-64 не эксплуатировались в войсках России, а хранились на складах, многим боевым машинам требовался ремонт разной степени сложности.

В конце лета интенсивность боевых действий кардинально выросла. Времени на соблюдение конспирации не было, танки требовались немедленно. С середины августа в Украину для вооружения пророссийских сепаратистов пошёл поток Т-72 моделей выпуска 80-х годов. Но об этом уже в следующей части.

sled-vzayt.livejournal.com

Исчезнувшая танковая империя — KLOCh5

Рациональное и бережливое отношение к сделанному собственными руками – это один из шагов построения идеального общества.
В отличие от навязываемой нам идеологии потребления, которая оборачивается, зачастую, одноразовыми плюшками, картонными жилищами и гаражными распродажами, это подразумевает плановость, продуманность и мудрость.

Любители хаять СССР и не подозревают, что многие вещи в нём создавались всерьёз и надолго. То, что укропия ещё держится на плаву, связано как раз с запасом прочности, заложенным тогда в инфраструктуру. Но и он не бесконечен.

К теме танкового наследия СССР обращался уже неоднократно. И то, как распорядились протоукры свалившимся с неба «богатством», при детальном изучении, оказывается за гранью здравого смысла. Просто не было в истории ещё прецедентов.

В этот раз будет разбор полётов по средним танкам Т-54/55 и Т-62.

Нужно отметить, что в 1992 году Т-62 не состоял на вооружении ни одной из частей. Небольшое количество находилось только в профильных военных учебных заведениях – 48 единиц. Ещё 149 числилось за танкоремонтными заводами, на хранении не было.

Куда они потом делись доподлинно неизвестно, достоверной информации о легальной или нелегальной продаже тоже нет. Есть только факт, что укропия в 2009-2010 годах выполнила восстановление 200 таких машин для египетской армии (ремкомплектами на месте). Подозреваю, что для этого выгребли весь свой запас запчастей и стволов, оставшихся после утилизации боевых коней.

В настоящий момент имеются сведения только про 9 или 10 имеющихся экземпляров, причём ходового нет ни одного.

Большая часть (7 единиц) из них на постаментах (Последние из могикан), причём один из них поставили в селе Володарка Полесского района Киевской области совсем недавно:

Про судьбу двух артёмовских так же ничего и не известно. Возможно, один из них перепилили на харьковском паровозном заводе в этого монстра:

Намного шире в 1990 году был представлен средний танк Т-54/55, обобщённо имелось в наличии:

— на базах хранения — 697 единиц;
— в учебных полках и центрах сухопутных войск — 366 единиц;
— в профильных военных учебных заведениях — 38 единиц;
— на танкоремонтных заводах — 830 единиц;
— в строевых частях — 568 единиц.

Всего 2 530 машин, из них модификации Т-55 – 1 742 единицы.

В те годы происходил процесс перевооружения частей новой техникой и вывод войск из Восточной Европы. Поэтому все ремонтные, значительная часть строевых и учебных должны были пополнить базы хранения.

По имеющимся официальным данным в 1993-2011 годах было продано за рубеж всего 323 танка. Относительно немного, в три раза меньше, чем Т-72.

Боевой состав и разное

Тут совсем грустно. В 169-м УЦСВ «Десна» и яворовском 184-м центре подготовки миротворцев насчитал всего 9 машин. Причём ходовых совсем мало и используются они как тренажёры для подготовки механиков-водителей инженерной техники на родственном шасси ( Скромные труженики войны ):

Ствол без следов от выстрелов:

К прочим владельцам можно условно отнести:

Две неживые машины в учебном центре инженерных войск в Каменце-Подольском Хмельницкой области:

Львовский бронетанкоремонтный завод со своим концептом-каром:

Харьковское конструкторское бюро танкостроения ранее обладало одним командирским Т-55:

Скорее всего, его перепилили на шасси Т-64:

Или в этого:

Неясна пока судьба машины из базы хранения в Артёмовске:

Всё хранившееся там укроп оттуда вывез ещё в 2015 году и следы как-то затерялись. Возможно, это её рихтуют осенью того же года на львовском бронетанковом заводе:

Что бы подвести черту под всю наличную материальную часть, перечислю танки в музеях на постаментах.

Сначала откровенные раритеты, Т-54 образца 1949 года (с ранним вариантом башни):

1. Село Лесовые Сорочинцы Прилуцкого района Черниговской области:

2. Мариуполь:

3. Мемориал «Яновская высота» в Обуховском районе Киевской области:

4. Львовский бронетанкоремонтный завод:

5. Бывшее харьковское танковое училище:

Классические Т-54

6. Запорожский музей «Фаэтон»:

7. Киевский музей Великой Отечественной Войны:

8. В городе Лохвица Полтавской области:

9. Город Новоград-Волынский Житомирской области:

10. Овидиополь на одессщине:

11. В посёлке Глеваха Васильковсковсого района Киевской области:

12. В посёлке Катериновка Лозовского района Харьковской области:

13. В урочище возле села Марьевка Баштанского района Николаевской области:

14. Увезенный для своих нужд ополчением из парка Ленинского комсомола, что в городе-герое Донецке:

15-17. Сразу три изуродованных танка в приморском посёлке Лазурное в Херсонской области:

Единственной достопримечательности этого богом забытого места приколхозили муляжи стволов:

Противоатомный Т-55

18. В селе Пилява, что под Киевом:

19. Музей партизанского соединения С.А. Ковпака в Спадщанском лесу, Путивльский район Сумской области. Танк командирской модификации Т-55К:

20-21. Киевский музей Великой Отечественной Войны, две единицы:

22. Экспозиция военной техники возле киевской академии обороны:

23. Музей РВСН в селе Побугское Кировоградской области:

24. В городе Канев Черкасской области:

Последним же, попавшимся на глаза и давшим повод написать статью, стал этот экземпляр на пока неизвестном мне полигоне:

Интересно, что на ВЛД имеются остатки бонок под крепление динамической защиты, а башня голая:

Подводя итог, можно сказать, что из огромного наследия Т-54/55 у укропа осталась горстка техники — насчитал всего 40 танков, включая музейные.
Даже сейчас существует устойчивый спрос на старые, но недорогие и надёжные танки. Протоукры в последний раз его продавали в 2011 году и на этом их запасы иссякли. Более двух тысяч танков попросту попали в мартеновские печи.

Post Scriptum

Нашёлся ещё один, 25-й по счёту танк (Т-54) в экспозиции — в 2012 году его поставили в городе Волочиск Хмельницкой области:

kloch4.livejournal.com

разделать нельзя использовать » Военное обозрение

Несмотря на массовые сокращения армии и полномасштабные программы списания техники, проводившиеся в прошлом, на хранении в вооруженных силах России до сих пор остаются значительные запасы материальной части. Ненужные образцы постоянно отправляются на утилизацию, освобождая место и сокращая расходы на содержание подобных запасов. Как стало известно несколько дней назад, министерство обороны теперь намерено сократить темпы разборки техники, а также использовать устаревшие машины в тех или иных целях.

В настоящее время силами военного ведомства и оборонной промышленности реализуется федеральная целевая программа «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 года и на период до 2020 года». Как следует из названия, целью программы является утилизация ненужных образцов материальной части на протяжении всего текущего десятилетия. За предыдущие годы действия программы часть поставленных задач была решена. Остальные планы, которые будут выполняться в ближайшем будущем, не так давно были пересмотрены.


Сокращение планов

7 сентября начальник Главного автобронетанкового управления министерства обороны генерал-лейтенант Александр Шевченко рассказал о новых планах в отношении устаревшей армейской техники. Он напомнил, что в соответствии с действующей федеральной целевой программой до конца десятилетия изначально планировалось утилизировать порядка 10 тыс. единиц бронетанковой техники, скопившихся на базах хранения. Это были машины еще советского производства, выведенные из эксплуатации в связи с сокращением вооруженных сил последних десятилетий.


Выведенная из эксплуатации техника на 2544-й Центральной базе резерва танков. Фото Wikimapia.org

Теперь планы по утилизации были пересмотрены в сторону уменьшения ее объемов. До 2020 года «под нож» отправится лишь 4 тысячи боевых бронированных машин. Поводами для такого изменения планов генерал Шевченко назвал изменение международной обстановки, увеличение боевой подготовки вооруженных сил и возросшую степень патриотизма граждан страны. Кроме того, появились новые технические решения, позволяющие провести глубокую модернизацию техники и затем вернуть ее в строй.

Нетрудно подсчитать, что в соответствии с обновленными планами Минобороны порядка 6 тыс. бронемашин не будут отправлены на заводы для разборки и не прекратят свое существование. Теперь им прочат иную судьбу. Как пояснил начальник ГАБТУ, часть ненужной бронетехники будет модернизирована и поставлена дружественным государствам в рамках военно-технического сотрудничества. Часть списанных машин отправится на полигоны, тогда как другие станут памятниками.

Нельзя не отметить, что вопрос избавления от более не нужной военной техники является весьма серьезным и актуальным для российского министерства обороны. По разным оценкам, в настоящее время на базах хранения остается не менее 15-17 тысяч одних только танков нескольких моделей. Большая часть этой техники не имеет шансов вернуться в части сухопутных войск России, тогда как ее дальнейшее хранение попросту не имеет смысла. От нее следует избавляться, причем – при наличии подобных возможностей – с определенной финансовой или иной выгодой.

Перестроить и продать

Традиционный и привычный способ избавления от ненужной техники – простая утилизация. Танк или иная бронемашина отправляется на завод, где с нее снимают все бортовое оборудование, а пустой корпус разделывают на металл. Реализация получившегося металлолома позволяет частично компенсировать затраты на разделку. До настоящего времени промышленная утилизация была основным способом избавления от списанной техники. Тем не менее, теперь объемы таких работ должны будут самым серьезным образом сократиться.


Т-62 армии Сирии. Фото Defence.ru

В силу известных обстоятельств далеко не все танки или иные машины, отправлявшиеся на хранение, во время службы успели выработать свой ресурс. Такая техника может быть пригодна для дальнейшей эксплуатации. Ее можно снять с хранения, отремонтировать и восстановить. При необходимости возможна модернизация боевой машины. По завершении ремонта и обновления технику можно передавать в войска.

Следует напомнить, что на хранении до сих пор остается большое количество бронетанковой техники устаревших типов, снятых с вооружения. В таком случае модернизированные бронемашины можно продавать третьим странам. К примеру, в течение пары последних лет Россия передала Сирии некоторое количество танков Т-62, снятых с хранения и прошедших восстановление. Такая техника давно и безнадежно устарела с точки зрения развитых армий, однако все еще представляет интерес в контексте локальных конфликтов.


На российских базах хранения, по разным данным, имеется не менее 2500-2700 средних танков Т-54/55 и более 2 тыс. машин Т-62. Несколько лет назад с вооружения были сняты основные танки Т-64, и около 2 тыс. единиц такой техники отправилось на хранение. Бронемашины этих типов вполне могут заинтересовать сирийскую армию или вооруженные силы других развивающихся стран, нуждающихся в военной технике, но имеющих ограниченные финансовые возможности.


Т-62 давно сняты с вооружения российской армии. но представляют интерес для третьих стран. Фото Defence.ru

Нельзя исключать такой вариант развития событий, при котором некоторое количество старых танков будет отремонтировано и модернизировано для российской армии. Один из проектов модернизации с использованием современных комплектующих уже реализуется промышленностью, а не так давно были представлены новые варианты обновления танков. Сокращение темпов утилизации может быть связано и с планами по обновлению парка техники вооруженных сил.

«На гражданку»

Некоторые образцы с большими остатками ресурса могут представлять интерес в контексте конверсии. Легкая бронетехника, такая как тягачи МТ-ЛБ или подобные машины, могут лишаться специального оборудования военного назначения и предлагаться коммерческим покупателям. Некоторые образцы военной техники в прошлом становились основой для серийных машин гражданского назначения. Перестройка коммерческой техники из военных машин может представлять определенный интерес как для промышленности, так и для потенциальных заказчиков.

Следует отметить, что продажа списанной военной техники, прошедшей те или иные доработки, гражданским структурам и даже частным лицам не является новинкой. Тем не менее, по объективным причинам, такая практика пока не стала массовой. Чтобы сделать ее массовой, необходимы определенные усилия со стороны военного ведомства и промышленности. Впрочем, и при правильной организации процесса коммерческие поставки гражданским структурам вряд ли будут частыми и крупными.

Реалистичные мишени

Определенная часть бронетанковой техники, остающейся на хранении, была списана в связи с выработкой ресурса или какими-либо повреждениями. Восстановление таких машин попросту не имеет смысла, однако и разделка на металл тоже может не быть целесообразной. При этом танки и другие боевые машины можно будет использовать в процессе подготовки личного состава.


Гусеничный транспортер ХТЗ-3Н — один из вариантов переделки МТ-ЛБ для гражданских эксплуатантов. Фото Wikimedia Commons

Списанные, непригодные к эксплуатации и разукомплектованные образцы на протяжении десятилетий используются на полигонах в качестве мишеней. В таком случае пехота, экипажи строевых боевых машин или летчики могут тренироваться не на деревянных щитах установленных форм и размеров, а на реальных бронированных объектах. Среди прочего, это позволяет определять эффективность огня с точки зрения различных аспектов поражения цели.

Такой подход давно используется при подготовке личного состава, и, по всей видимости, никто не собирается от него отказываться. Более того, новые планы ГАБТУ в отношении сокращения темпов промышленной утилизации должны будут понятным образом повлиять на количество мишеней, максимально точно имитирующих реальную боевую технику.

Патриотическое воспитание

По словам начальника Главного автобронетанкового управления, часть техники, ранее предназначавшейся для разделки, будет передана региональным властям для использования при строительстве новых мемориалов. По всей стране и в ближайшем зарубежье в прошлом было установлено большое число памятников и мемориалов славы, в составе которых используются реальные образцы вооружения и военной техники. Новые планы ГАБТУ подразумевают прямое участие армии в строительстве новых подобных объектов.

Также боевые бронированные машины разных классов и типов могут представлять интерес для многочисленных музеев. Им можно найти применение и при строительстве и формировании тематических объектов наподобие подмосковного парка «Патриот». Во всех подобных случаях можно будет использовать устаревшие образцы техники, непригодные для эксплуатации в армии, но соответствующие тому или иному периоду. Технику придется снимать с хранения, частично восстанавливать с упором на целостность конструкции и внешний вид, а затем устанавливать на новое место.


Танк Т-55 в экспозиции казанского Парка Победы. Фото Vitalykuzmin.net

Нужно признать, что подобное использование снятых с хранения бронемашин не станет массовым. Даже при активном строительстве военно-патриотических парков, музеев или памятников вся такая программа по своим объемам вряд ли сможет соперничать с контрактами на поставку техники третьим странам. Впрочем, в этом контексте важны не объемы восстановления техники, а сам факт создания новых объектов, предназначенных для увековечивания памяти и патриотического воспитания граждан.

***

В соответствии с обновленными планами Главного автобронетанкового управления, до конца текущего десятилетия на промышленную утилизацию отправится лишь 4 тысячи единиц бронетехники вместо изначально планировавшихся 10 тысяч. Есть основания считать, что основная масса «спасенных» от разделки боевых машин отправится на ремонт и модернизацию, после чего будет передана тем или иным зарубежным заказчикам. Мишени, по-видимому, станут второй статьей таких «расходов». В целях конверсии и строительства памятников будет использовано незначительное число машин.

Военное ведомство самым серьезным образом пересмотрело свои планы в рамках федеральной целевой программы «Промышленная утилизация вооружения и военной техники на 2011-2015 года и на период до 2020 года». Число техники, отправляемой на разделку, было значительно сокращено в связи с появлением новых планов. Таким образом, уже до конца текущего десятилетия в рамках избавления от хранящейся техники будут получены новые результаты. И на этот раз новые совместные работы армии и других структур положительным образом скажутся не только на объемах металлолома.

По материалам сайтов:
http://tass.ru/
http://ria.ru/
http://interfax.ru/
http://rg.ru/
http://fcp.economy.gov.ru/
The Military Balance 2017

topwar.ru

Как происходит консервация военной техники

Скоро 9 мая, День Победы, грандиозный праздник, освещённый памятью великого сражения за свою свободу. Пожилые люди, которые отважно защищали нашу Родину, в орденах и медалях каждый год выходят на улицы или, по крайней мере, включают телевизор, чтобы со слезами на глазах увидеть Парад Победы. Стройными колоннами идут по Красной площади курсанты военных училищ и служилые люди, а за ними на всеобщее обозрение выезжает актуальная боевая техника.

 

 

А где и как она хранится до этого момента? И что происходит с техникой, которая уже не столь нова, но всё ещё находится в резерве ВС?

 

По окончанию непосредственного использования единиц военной техники, пригодных для их повторного введения в строй в ходе будущих военных действий, оборудование и машины отправляются на консервацию, которая должна защитить их от естественного ветшания и коррозии. И, разумеется, располагаются такие склады на специальных, строго охраняемых военных базах. Хотя строго ­ это сильно сказано. На сегодняшний день по сети гуляет множество фотографий из разных уголков страны, где представлены машины в той или иной степени сохранности. Однако, обо всём по порядку.

 

Каждая единица военной техники обладает особенностями, которые позволяют отнести её к одной из четырёх различных категорий (или классов) хранения. Под этими категориями понимаются условия, в которых нужно содержать тот или иной механизм или устройство.

1 категория ­ хранение техники в особым образом вентилируемых, отапливаемых помещениях

 

 

2 категория ­ хранение в помещениях по типу ангаров, складов, не подразумевающая особого температурного режима.

 

3 категория ­ консервация механизмов с непосредственной защитой ТОЛЬКО от влаги ­ под навесом, тентом и т.п.

 

4 категория ­ сохранение техники на открытых пространствах без специальной защиты. В соответствии с этой классификацией, условия хранения условно именуются лёгкими, средними, жёсткими и особо жёсткими.

 

Образцово­показательные единицы техники, используемые для проведения парадов, хранятся в наиболее щадящих условиях, так как их внешний вид и работоспособность ­ это визитная карточка вооружённых сил страны. Их регулярно смазывают, покрывают краской и наносят камуфляж.

 

Существуют нормативы для компактного расположения на складах каждого типа военной техники.

 

 

 

Например, для машин на гусеничном ходу (танков, БТР, вездеходов военного назначения) положено располагать на деревянных опорах соответствующей данному средству передвижения ширины (не уже конкретной гусеницы), по длине превышающих площадь опоры механизма на полметра с каждой стороны. Друг от друга машины должны располагаться на расстоянии не менее 1 метра, притом расстояние между рядами техники должно быть не менее 0,7 метров. Для вооружения на колёсной базе действуют те же нормативы, пропорционально уменьшенные за счёт размеров техники.Однако, встречается и такое:

 

 

Даже при столь суровых условиях, как хранение бронированной техники под открытым небом, есть способы продлить срок её службы и сохранности. На сегодняшний день вошли в обращение специальные установки по осушению воздуха внутри спецтехники, работающие при перепадах температур от ­50 до +50 °C и при влажности воздуха до 100%.

 

 

К сожалению, далеко не вся техника консервируется согласно принятым стандартам. Как зачастую происходит у нас, часть машин остаётся брошенной, без надлежащего ухода, и тихо доживает свой срок на окраинах городов. Такие кладбища встречаются достаточно часто, машины на них обрастают мхом и разваливаются на части.

 

 

Часть из этой техники можно было бы вернуть в строй надлежащим уходом, другую же пустить на переработку, но все они медленно разлагаются в своём лесном доме.

 

Сравнив по степени сохранности технику с первой и последней фотографий, можно точно оценить, насколько велика разница между законсервированной и просто складированной техникой, оставленной без присмотра. Правильная консервация военной техники играет огромную роль в обороноспособности страны.

 

Дмитрий Потапкин специально для Обзор.Press

obzor.press

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *