Содержание

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах

Стратегический военно-транспортный самолет Lockheed C-5 Galaxy в настоящее время является самым крупным самолетом ВВС США в своем классе. До 1982 года (до момента создания Ан-124 «Руслан») он оставался крупнейшим серийным грузовым самолетом в мире. Самолет уже можно отнести к долгожителям: с момента его первого полета прошло почти полвека. На декабрь 2015 года в составе ВВС США находилось 57 военно-транспортных самолетов данного типа. К 2017 году по планам должно остаться 52 самолета, все в модификации C-5M Super Galaxy (получают новые двигатели и авионику).

Первый полет Lockheed C-5 Galaxy совершил 30 июня 1968 года. Уже к лету 1973 года заказчик получил последний 81-й самолет в модификации С-5А, ими было оснащено 4 эскадрильи. Самолет достаточно быстро стал для американских военных основным средством быстрой переброски живой силы и тяжелой техники на заокеанские театры военных действий. Всего был построен 131 самолет данного типа — 81 С-5А (годы производства 1968-1973) и 50 С-5B (годы производства 1985-1989). По одной из версий, создание в США стратегического военно-транспортного самолета было стимулировано появлением в СССР тяжелого военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей», который в 1965 году стал настоящей информационной бомбой для западной прессы.


К разработке последней на сегодняшний день версии самолета, С-5М Super Galaxy, компания Lockheed Martin приступила еще в 2004 году. Летные испытания первого образца начались в 2006 году (первый полет — 19 июня). Как и у его предшественников, предназначение самолета осталось неизменным: стратегические грузовые перевозки между удаленными театрами военных действий. Их конек — это межконтинентальные перевозки. Самолеты могут использоваться для посадочного и парашютного десантирования войск, боевой техники и грузов, а также для эвакуации пострадавших и раненых. Как отмечается на сайте компании-производителя, самолет С-5М Super Galaxy в состоянии преодолеть по воздуху 5250 морских миль (9723 км) с грузом 120 000 фунтов (более 54 тонн) на борту. Его предшественники с тем же весом могли преодолеть лишь 4350 миль (8056 км).

По заверениям Lockheed Martin, после модернизации надежность самолета выросла на 90%, а грузоподъемность — на 20%. Всего в рамках программы модернизации в самолет было внесено боле 70 усовершенствований и изменений. Роста максимальной грузоподъемности самолета удалось достичь за счет усиления фюзеляжа, а также обновления силовой установки. Двигатели TF39-GE-1C были заменены на более современные, надежные и экономичные CF6-80C2 (F108-GE-100) компании General Electric. В буклетах компании Lockheed Martin отмечается, что двигатели обеспечили 22% рост тяги, 58% рост скороподъемности, а экономия топлива по сравнению с прежними версиями составила 10%.

Этими же ТРДД (установленными вместо отечественных Д-18) для более экономичных авиационных перевозок в интересах НАТО предлагалось в свое время оснастить и самолеты «Руслан». Однако проект так и не был реализован. При этом в средствах массовой информации эта тема поднималась много лет. В итоге все сошлись во мнении, что американцы просто побоялись ставить на российские самолеты свой двигатель, боясь копирования. Поэтому они заломили за них неадекватную цену. В конечном итоге NATO вынуждено было за свой счет оплачивать «аппетиты» отечественного двигателя Д-18, а Европа, стиснув зубы (а также заткнув уши и нос), терпела пресловутые «шумность и неэкологичность» данного авиационного мотора.

Самолет С-5М Super Galaxy обладает внушительными размерами. Его длина составляет 75,53 метра, высота — 19,84 метра, размах крыла — 67,91 метра. Первый полет братьев Райт, который состоялся 17 декабря 1903 года, и считается отправной точкой в истории авиации, по преодоленному расстоянию был короче длины самолета «Галактика» (в первом полете Орвилл Райт преодолел по воздуху всего 36,5 метров). Размеры грузовой кабины гиганта: длина — 36,88 метра, диаметр — 5,79 метра. Этого хватило бы, чтобы разместить внутри 8 дорожек для игры в боулинг, а также для того, чтобы принять на борту экипаж всех трех судов экспедиции Колумба (около 100 человек). Масштаб летательного аппарата подчеркивает и тот факт, что в фюзеляже, крыле и оперении военно-транспортного самолета содержится 1 654 800 крепежных деталей и элементов.

Чтобы лучше оценить размеры самолета, можно привести сравнение с другим очень распространенным американским военным транспортником — Lockheed C-130 Hercules. Модификации самолета C-130E/H/J имеют длину — 29,57 метра. Это достаточно большие грузовые самолеты. При этом фюзеляж «Геркулеса» легко помещается внутри Lockheed C-5 Galaxy.

Максимальная полезная нагрузка самолета C-5M Super Galaxy составляет 129 274 кг. Чтобы более наглядно представить себе эту величину, можно отметить, что это примерно соответствует массе 150 знаменитых легковых автомобилей Volkswagen Beetle (Фольксваген Жук). Если говорить о боевой технике, то самолет может перевезти по воздуху два основных боевых танка M1 «Абрамс». Самолет может взять на борт 363 полностью экипированных бойца, десять ББМ LAV-25, шесть вертолетов Black Hawk или два герметизированных контейнера с межконтинентальными баллистическими ракетами Minuteman. Один только вес крыльев самолета C-5 составляет более 36 тонн, что сопоставимо с весом военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules (за вычетом веса двигателей).

Помимо военных грузов, самолет может перевозить гуманитарную помощь нуждающимся. Самолет может взять на борт 3934 бушеля пшеницы — это больше 107 тонн. Также за один раз C-5M Super Galaxy в состоянии перевезти по воздуху более 328 миллионов таблеток аспирина, этого хватило бы, чтобы успокоить головные боли населения достаточно густонаселенной страны. По одной таблетке получил бы каждый житель США. Максимальный запас топлива военно-транспортного самолета C-5M — 150 189 кг. Это сопоставимо с пятью полными железнодорожными цистернами.

На самолете используется трехопорное шасси. Носовая стойка четырехколесная, четыре основных тележки (по две с каждой стороны) — шестиколесные. Шасси убирается в фюзеляжные ниши. Передняя стойка назад по потоку, основные стойки шасси с поворотом на 90 градусов. Всего шасси состоит из 28 колес, масса одной шины такого колеса составляет 4214 фунтов или более 1911 кг.

За все время эксплуатации было потеряно 6 самолетов C-5 Galaxy. При этом три из них сгорели на земле: два в 1970 (в том числе первый построенный экземпляр) и еще один в 1974 году. Еще два самолета разбились, один 29 августа 1990 года во время взлета (13 погибших), другой при вынужденной посадке 3 апреля 2006 года (обошлось без жертв). Самая страшная катастрофа с участием данного военно-транспортного самолета произошла 4 апреля 1975 года. Разбился самолет, который был задействован в операции Babylift, основной целью операции была эвакуация беспризорных детей из Южного Вьетнама в другие страны в последние дни вьетнамской войны. Во время полета C-5 Galaxy испытал взрывную разгерметизацию салона, после чего повернул назад, но не сумел долететь до аэродрома. В итоге самолет совершил аварийную посадку на рисовом поле в Сайгоне. Из 328 человек, которые находились на борту самолета, погибло 172 человека (в основном дети).

4 апреля 2016 года ресурс dailyrepublic.com сообщил о том, что американский стратегический военно-транспортный самолет C-5M Super Galaxy из состава 22-го авиатранспортного крыла ВВС США стал рекордсменом мировой авиации по числу высших мировых достижений. Самолет выполнил свой 45-й рекордный полет, он взлетел с базы ВВС Тревис, расположенной в штате Калифорния, с грузом 120 тонн и достиг высоты горизонтального полета 9 000 метров.

При этом не стоит забывать, что C-5M Super Galaxy сегодня лишь третий по грузоподъемности военно-транспортный самолет в мире, который уступает созданным еще в СССР гигантам: Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». И если последний относится к настоящей авиационной экзотике (существует всего лишь один летающий экземпляр), то «Руслан» — настоящий самолет-трудяга и визитная карточка отечественной авиации. Самолеты Ан-124 активно эксплуатируются в России, в том числе в составе ВВС нашей страны.

Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c5.html
http://www.airwar.ru/enc/craft/c5m.html
http://bastion-karpenko.ru/c-5-galaxy
http://thechive.com/2016/10/14/facts-about-largest-plane-in-the-us-air-force-55-hq-photos
https://www.flickr.com (фото)
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Lockheed C-5 Galaxy — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Посадка C-5M Galaxy «Spirit of Global Reach»

Локхид C-5 «Гэлэкси» (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. Третий после АН-225 и АН-124 по грузоподъёмности грузовой самолёт в мире, и второй (после АН-124) по грузоподъёмности серийный грузовой самолет. До 1982 года (до создания АН-124) — был крупнейшим серийным грузовым самолётом в мире. Способен перевозить 6 вертолётов McDonnell Douglas AH-64 Apache, 4 БМП M2 Брэдли, 6 БТР M1126/M1135 Страйкер, два танка M1 Abrams или до 345 солдат и офицеров[1].

Лётно-технические характеристики C-5B

  • Размах крыла — 67,88 м
  • Длина самолёта — 75,54 м
  • Высота самолёта — 19,85 м
  • Площадь крыла — 575,98 м²
  • Масса
    • пустого самолёта — 169 643 кг
    • максимальная взлётная — 379 657 кг
      • Топлива — 150 819 кг [1]  (недоступная ссылка с 12-08-2013 [1893 дня] — историякопия)
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric TF39-GE-1C
    • Тяга — 4×191,27 кН
  • Максимальная скорость — 919 км/ч
  • Крейсерская скорость — 888 км/ч
  • Практическая дальность — до 10 411 км
  • Дальность действия — до 5 526 км
  • Практический потолок — 10 895 м
  • Экипаж — 5 человек

Видео по теме

Транспортные характеристики C-5B

Откинутая вверх носовая часть

Полезная нагрузка:

  • 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала
  • 118 387 кг груза

имеется дополнительная возможность погрузки через откидывающуюся вверх носовую часть

Грузовой отсек (нижняя палуба)

  • длина 36,91 м
  • ширина 5,79 м

Лётно-технические характеристики C-5M Super Galaxy

Борт 84-0059. После вынужденной посадки на авиабазе Довер в Довере в штате Делавэр США.
  • Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
  • Максимальная грузоподъёмность — 122 470 кг
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric GF6-80C2
    • Тяга — 4×222 кН
  • Максимальная скорость — 920 км/ч
  • Максимальная дальность полёта с полной нагрузкой — 4440 км
  • Практический потолок — 10 100 м
  • Экипаж — 5 человек

Модификации

  • С-5А — первые (81 самолёт) построенные до 1973 года
  • С-5В — 50 самолётов изготовленных в период с 1986 до 1989, отличаются более современной авионикой по сравнению с C-5A
  • C-5C — два самолёта (68-0213 и 68-0216) специализированные для нужд NASA
  • C-5M — модернизация с октября 2004 года (с новым двигателем и новой авионикой). Принят на вооружение в 2014 году (12 самолётов)
  • L-500 — гражданский транспортный самолёт.

Катастрофы и лётные происшествия

Операторы

  • США США — 31 C-5M, 5 C-5B/C (проходят модернизацию до C-5M), 16 C-5B и 6 C-5A, по состоянию на 2016 год[2]

См. также

Примечания

Ссылки

wiki2.red

Самолет Lockheed C-5 Galaxy

Наш сегодняшний рассказ посвящен мощному воздушному судну США — Lockheed C-5 Galaxy. Он уже вошел в историю и имеет многочисленные отличительные характеристики.

Lockheed C-5 Galaxy

Самолет C-5 Галакси: знаменательные исторические моменты

В 60-х годах прошлого столетия США разработала данное воздушное судно. Оно воплотило в себе все мечты авиаконструкторов, касающиеся создания машины, которая обеспечит полноценную переброску как воздушно-десантных, так и механизированных дивизий с полным комплексом снаряжения, включая даже грузы крупногабаритного типа.

  1. В конце лета 1966 года началось активное строительство первого опытного образца. Первоначальная «выкатка» прошла в марте 1968 года. Испытания были признаны успешны за исключением некоторых моментов. Его первоначальная стоимость на начало 1969 года составила 40 млн/долларов. В этом же году авиасудно было передано УП ВВС США, расположенное на известной авиабазе Altus. Далее были проведены многочисленные воздушные и наземно-статические испытания, в результате которых выявлены погрешности. Авиамашина прошла процесс доработки, после чего передана на другую авиабазу – Edwards, где в течение 6-ти месяцев был снова испытан непосредственно производителем и службами ВВС.
  2. С июня 1970 года началась активная эксплуатация авиамашины. Часть самолетов были переданы на разные авиабазы, а другая стала частью оснащения крупных эскадрилий.
  3. В конце 1984 года модель была существенно модернизирована, благодаря чему установил рекорд национального масштаба по наличию максимальных характеристик взлетной массы (после процедуры дозаправки), составившей 417 т. 684 кг. В этом показатели была учтена также полезная нагрузка, которая в свою очередь была поднята на высоту почти 2 тыс. м., что и стало рекордом по уровню грузоподъемности.

Самолет C-5 Галакси

Определенный период эксплуатации опять выявил конструктивные дефекты и по мере их обнаружения, они устранялись на авиабазах. Одним из самых серьезных признан дефект, связанный с недостаточной прочностью крыльев, вследствие чего принято решение о снижении грузоподъемности до 93 т.

Это, в свою очередь, уменьшило ресурс по налетам снизив его практически вдвое. Проблема заинтересована разработчиков, в связи с чем была разработана спецпрограмма по упрочнению крыльев путем создания крыльев кессоного типа, имеющих более низкий уровень напряжения. Основой их изготовления стали сплавы, обладающие повышенным уровнем стойкости как к возможным повреждениям, так и коррозийным процессам.

Были также произведены следующие работы:

  • замена турбодвигателей двухконтурного типа на более усовершенствованные образцы, статическая тяга которых составила 19,5 кгс;
  • установлено бортово-радиоэлектронное оборудование нового поколения;
  • модифицированы некоторые узлы.

Последняя модифицированная версия (на фото) была сдана в эксплуатацию летом 86-года XX столетия, а стоимость увеличилась до $1,6 млрд.

Характеристики и достижения

Все технические характеристики воздушного судна свидетельствуют о его принадлежности к категории стратегических военно-транспортных авиамашин. Особое внимание приковывают следующие показатели:

  • по длине составляет почти 68 м, по высоте – около 20 м, с размахом крыльев примерно 76 метров;
  • предполагает размещение экипажа в количестве 5-ти человек;
  • вес пустой авиамашины равен 147 т. 500 кг., взлетный показатель массы с максимальной нагрузкой = 348 т. 813 кг.;
  • силовая установка состоит из 4-х двигателей типа ТРДД/GE/TF39-GE-1A;
  • передвигается со скоростью от 870 до 919 км/час;
  • подыматься может на высоту от 9 тыс. метров до 10,3 тыс. м.;
  • преодолевает расстояния начиная от 6 тыс. км до 10,5 тыс. км.

Знаменательными событиями в жизнедеятельности Локхид C-5 Гэлэкси стали:

  • непосредственное участие в ходе операции, именуемой на тот момент как «Щит пустыни», целью которой являлось создание воздушного моста самого крупного в мире. Результатом таких усилий стало осуществление полетов на 265 авиасудах в течение 22 дней (в число которых входили также летательные аппараты, входящие в резерв гражданской авиации) с целью перевозки грузов объемом более 4,65 т/км. Помимо этого, были перевезены пассажиры в количестве 482 тыс. человек и груза общий вес которого составил 513 т.;
  • данные авиасудна принимали участие в программе гуманитарной помощи Армении, которая перенесла крупное землетрясение;
  • осуществляли доставку космической техники.

Невзирая на появление новых моделей, более совершенных и модернизированных Lockheed, продолжает занимать почетное место среди самых крупных военно-транспортных авиасредств стратегической направленности в Америке. Его относят также к категории долгожителей, ведь истории его создания уже более 50-ти лет, но он все также востребован и актуален.

По статистическим данным, на 2015 год в состав ВВС входило более 57 единиц данной техники, в 2017 году их количество снизилось до 52. В настоящее время модель уже неоднократно модифицировалась путем установления новых двигателей, авионики и по-прежнему продолжает покорять своими достоинствами и преимуществами.

Современный состав разработчиков и авиаконструкторов утверждает, что благодаря внесению более 70-ти изменений и усовершенствований, показатели надежности увеличены на 90%, а грузоподъемности еще на 20–25%, в том числе экономия топлива сократилась на 10%.

Facebook

Twitter

Вконтакте

Одноклассники

Google+

samoleting.ru

«Описание самолёта «Lockheed c-5 Galaxy»

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«САМАРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ АЭРОКОСМИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ

ИМЕНИ АКАДЕМИКА С.П. КОРОЛЕВА

(НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ)»

(СГАУ)

ФАКУЛЬТЕТ ИНЖЕНЕРОВ ВОЗДУШНОГО ТРАНСПОРТА

ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАДАНИЕ:

Выполнил: студент гр.3106

Руднев А.С.

Проверил: преподаватель,

ассистент кафедры ОУПТ

КОЛЬЦОВ И.В.

САМАРА 2014

История самолёта.

По сообщениям зарубежной прессы, появление в небе Европы в 1965 г. самолёта Ан-22 напоминало разорвавшуюся бомбу. «Советы не только создали самый грузоподъёмный в мире самолёт, но и с его помощью могли проводить стратегические операции, в том числе и на межконтинентальных расстояниях». В США незамедлительно решились на «ответный ход».

ТТТ к новому самолёту, способному базироваться на аэродромы, предназначенные для С-141, а также перевозить по воздуху тяжёлую технику пехотной дивизии за минимальное число рейсов, МО США разработало ещё в 1964 г. И сегодня нельзя исключать, что появление «Антея» стимулировало создание в США военно-транспортного самолёта грузоподъёмностью 100 т, начатое осенью 1965 г. по проекту Lockheed Model 500.

Самолёт, получивший обозначение С-5 Galaxy («галактика»), оснащённый четырьмя двигателями ТРДД TF39-GE с большой степенью двухконтурности, компания Lockheed построила в марте 1968 г., и 30 июня того же года он совершил первый полёт. Тогда ещё никто и предположить не мог, что столь высокие темпы создания ЛА, способного удивить мир, приведут вскоре к существенному ограничению его транспортных возможностей, а низкоресурсные двигатели исключат его использование в авиакомпаниях.

Серийные Galaxy получили обозначение С-5А. Судя по тому, что к их изготовлению приступили в декабре 1969 г., к подготовке его серийного производства приступили задолго до начала лётных испытаний. Взлётная тяга серийных ТРДД TF-39 составляла 18.754 кгс. С-5 обладал возможностью загрузки через откидывающуюся вверх носовую часть из защитного стекла, а амортизационные стойки колёсных тележек шасси для облегчения погрузки и разгрузки могли укорачиваться на земле.

Модификации самолёта.

  1. «Lockheed C5A Galaxy»

К лету 1973 г. заказчик получил последний 81-й экземпляр С-5А для оснащения ими четырёх эскадрилий. Galaxy довольно быстро стал основным средством быстрой переброски тяжёлого вооружения и живой силы на заокеанские театры военных действий. Между тем, ещё в ходе испытаний, из-за недостаточного запаса прочности крыла, полезную нагрузку машин снизили со 100 т (при нормальной перегрузке 2,5 ед.) до 79 т при двукратной перегрузке. Груз в 77 т самолёт перевозил на расстояние 8700 км. Тогда же полётную массу Galaxy уменьшили с 349 до 323 т. Сократился и ресурс планера с 30.000 расчётных часов до 8750 лётных часов. Тем не менее, С-5А долго был самым большим самолётом в мире, ведь реальная грузоподъёмность Ан-22 не превышала 60 т, а взлётная масса — 250 т. Одной из нашумевших историй в «биографии» С-5А стала эвакуация советского перехватчика МиГ-25П, угнанного советским лётчиком Беленко в сентябре 1976 г., из японского аэропорта Хокадате на авиабазу Хякари, расположенную в 80 км от Токио. С-5А был тогда единственным самолётом, способный решить эту задачу. Но даже в этот гигант МиГ-25П «не влез», и пришлось отстыковать от него консоли крыла и хвостовое оперение, снять двигатели и, во избежание ЧП, слить горюче-смазочные материалы.

Судя по всему, эксплуатация С-5А сопровождалась большими техническими трудностями, не удалось (несмотря на хвалёную американскую надёжность техники) избежать и трагических моментов. К лету 1983 г. американские ВВС потеряли четыре машины. Первый С-5А сгорел 4 мая 1970 г. на авиабазе в Палмдейле. Спустя полгода, 17 октября на авиабазе Доббинс (шт. Джорджия) при аналогичных обстоятельствах потеряли второй С-5А. 27 сентября 1974 г. на аэродроме Клинтон (шт. Оклахома) сгорел ещё один Galaxy. И хотя, причины пожаров не опубликованы, всё это здорово похоже на закономерность, а значит, связано с конструктивно-производственным дефектом.

4 апреля 1975 г. после взлёта из аэропорта Сайгона (Южный Вьетнам) потерпел катастрофу четвёртый С-5А. В тот день самолёт перевозил вьетнамских детей. Из 328 человек, находящихся на борту, погибло 172 (по другим данным, — 190 человек). 29 августа 1990 г. после взлёта с авиабазы Рамштайн в Германии упал пятый С-5А. Из 17 человек, находившихся на борту, спаслись лишь четверо.

«Слабость крыла» С-5А послужила поводом для разработки новой несущей поверхности, для чего в 1974 г. конгресс США утвердил соответствующие ассигнования. Самолёт оснастили ею лишь в 1980 г. Спустя три года, 28 февраля первый Galaxy с усиленным крылом передали военным и приступили к доработке находившихся в строю машин. После этого интенсивность эксплуатации С-5А возросла.

В ходе этой программы на самолётах двигатели TF39-GE-1AJ (тягой по 18.600 кгс) заменили новыми TF39-GE-1C (тягой 19.500 кгс). Одновременно обновили радиоэлектронное оборудование. В частности, установили метео-БРЛС с цветным дисплеем компании Bendix, инерционную навигационную систему Delco, и более совершенную систему регистрации параметров полёта MADAR II.

В итоге грузоподъёмность С-5А возросла на 9 т, а запас горючего — на 6 т. В течение пяти лет, начиная с 1982 г., промышленность США доработала 77 С-5А, находившихся в эксплуатации. Последнюю машину с усиленным крылом передали военным в феврале 1983 г. Обновление всего парка машин обошлось в 1,4 млрд. долл., а на доработанном С-5А установили несколько мировых рекордов. В частности, груз массой 110 т (в прессе проскакивают сообщения, что в отдельных случаях при уменьшении эксплуатационной перегрузки грузоподъёмность может достигать 120 т) был поднят на высоту 2000 м. При этом максимальная взлётная масса составила 417 т, а посадочная — 397 т. Но это достижение продержалось недолго. В 1985 г. советский Ан-124 «Руслан» поднял на высоту 11.000 м груз в 171 т, легко обойдя американскую «Галактику».

В 1982 г. командование американских ВВС решило увеличить парк стратегических военно-транспортных самолётов, заключив контракт с компанией Lockheed на постройку дополнительно 50 машин, получивших обозначение С-5В. Стоимость одной машины тогда оценивалась в 98 млн. долл., а всей программы — в 10,8 млрд. долл. Первый С-5В взлетел 10 сентября 1985 г. и поступил на авиабазу Altus в январе следующего года. Последний 50-й C-5B сошёл со сборочной линии компании Lockheed весной 1989 г.

  1. «Lockheed C5B Galaxy»

Впервые С-5В продемонстрировали мировой общественности в 1986 г. на салоне в Ванкувере (Канада). Однако, к этому времени он уже не считался самым гигантским самолётом мира. При взлётной массе 380 т С-5В способен перевозить грузы массой не более 118 т. Демонстрация же «Руслана» на международных выставках в середине 80-х годов убедила весь мир, что Советский Союз вышел вперёд в создании сверхтяжёлых самолётов.

7 июня 1989 г. C-5B установил своеобразный рекорд, десантировав над Северной Каролиной четыре танка Sheridan (массой 19 т каждый) и 73 парашютиста. При этом общая масса груза на борту составила 86,293 т. Galaxy также принадлежит неофициальный мировой рекорд по самому тяжёлому десантирования на парашютах двух 27-тонных платформ.

На 17 января 1990 г. в американских ВВС насчитывалось 137 ед. С-5А и С-5В. К тому времени они налетали 1.001.385 ч и считались достаточно надёжными. Трудоёмкость технического обслуживания не превышает 30,4 ч/ч на час полёта против 40 ч/ч, оговорённых в контракте. Однако 8 августа 1990 г. США потеряли шестой С-5А. Galaxy упал вскоре после взлёта с авиабазы США в Рамштайне (ФРГ).

  1. «Lockheed C5C Galaxy»

В конце 80-х годов NASA модернизировало два C-5A в вариант С-5С. Для размещения искусственных спутников Земли и элементов космической станции в хвостовой части самолётов удалили верхнюю палубу, увеличив размеры грузовой кабины, и доработали задний грузовой люк.

В настоящее время компания Lockheed Martin совместно с Honeywell Defense Avionics Systems предлагает ВВС программу замены на Galaxy аналоговой авионики на цифровую. В августе 2000 г. специалисты Lockheed Martin решили заменить двигатели на всех Galaxy на GE CF6-80C2L1F (с взлётной тягой на 22% большей), что позволило увеличить скороподъёмность и крейсерскую высоту полёта и почти на треть, а также сократить разбег. Ожидалось, что уменьшатся и эксплуатационные расходы!…

С момента появления в вооруженных силах С-5А участвовали практически во всех вооружённых конфликтах, доставляя в «неспокойные страны» боевую технику, боеприпасы и бойцов. В 1990 г. Galaxy участвовали в операции «Щит пустыни», образовав самый большой в мире «воздушный мост». Грузооборот 265 Starlifter, Galaxy и самолётов гражданской авиации (резерв американских ВВС) за 22 дня превысил 4,65 млн. тонно-километров. Всего в ходе операции самолёты ВТА США перевезли 482.000 военнослужащих и 513.000 т груза.

Но в «биографии» С-5 — не только военные успехи, но и мирные акции. В частности, в декабре 1988 г. четыре Galaxy доставили свыше 398,25 т гуманитарных грузов в Армению, пострадавшую от землетрясения. На базе Galaxy компания Lockheed разработала гражданский транспортный самолёт L-500 (так и не нашедший заказчика). Кроме того, были проекты воздушного командного пункта, самолёта — носителя межконтинентальных баллистических ракет, транспортного самолёта с ядерной силовой установкой, бомбардировщика для локальных войн и самолёта-топливозаправщика с укороченным фюзеляжем.

В начале апреля 2006 г. поступило сообщение, что в США разбился седьмой Galaxy (на этот раз, С-5В). Авария произошла утром неподалеку от Дувра в штате Делавэр, где дислоцируется 436-е авиакрыло американских ВВС. Все 17 человек, находившиеся на борту транспортного самолёта, остались живы. По свидетельству очевидцев, Galaxy упал сразу после взлёта. Пилоты сообщили на землю о неполадках на борту, после чего решили вернуться на базу. После удара о землю самолёт развалился на три части. К тому времени в составе американских ВВС находилось 126 самолётов этого типа.

  1. «Lockheed C5M Galaxy»

В 2004 г. компания Lockheed Martin приступила к разработке модернизированного самолёта С-5М Super Galaxy, и летом 2006 г. начались его лётные испытания (первый полет — 19 июня). C-5M, как и его предшественники, предназначен для стратегических грузовых перевозок между театрами военных действий. Максимальная грузоподъёмность самолёта достигает 120 т, что стало возможным, благодаря усилению фюзеляжа. Одновременно обновили силовую установку, заменив двигатели TF39-GE-1C более экономичными CF6-80C2 (F108-GE-100) фирмы General Electric.

Этими же ТРДД (вместо отечественных Д-18) для более экономичных авиаперевозок в интересах NATO предполагалось оснастить и «Русланы». Но не сложилось. В СМИ эту ситуацию «обсасывали» очень долго, но в итоге сошлись на мнении, что американцы побоялись ставить на русские машины свой сверхсекретный двигатель, поскольку его неизбежно скопируют, и заломили за это заведомо непомерную цену. В итоге сегодня NATO оплачивает из своего бюджета «аппетиты» русского Д-18, а Европа, стиснув зубы (а также, заткнув нос и уши) терпит пресловутую «неэкологичность и шумность» нашего авиамотора.

На С-5М установлены также современные системы связи и обработки информации, что позволяет эксплуатировать самолёт в СМУ. В ноябре 2006 г. взлетел второй экземпляр C-5M. Предусмотрено несколько вариантов загрузки самолёта. В частности: 363 полностью экипированных бойца; 36 грузовых платформ 463L; два танка М60 или М1А1; танк М1А1 и две БМП М2 Bradley; четыре танка М551 и автомобиль Нammer, десять ББМ LAV-25; шесть вертолётов Black Hawk; вертолёт СН-47 Chinook; пять БТР М113; два герметизированных контейнера с МБР Minuteman.

Командование американских ВВС планирует с 2009 по 2020 гг модернизировать 111 самолётов С-5А, С-5В м С-5С в вариант С-5М.

studfiles.net

Lockheed C-5 Galaxy — это… Что такое Lockheed C-5 Galaxy?

Посадка C-5 Galaxy

Локхид C-5 «Гэлэкси» (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. До 1982 года — крупнейший серийный грузовой самолет в мире. Способен перевозить 6 вертолетов AH-64 Apache, 4 БМП M2 Брэдли, 6 БТР M1126/M1135 Страйкер или два танка M1 Abrams.

Лётно-технические характеристики C-5B

  • Размах крыла — 67,88 м
  • Длина самолёта — 75,54 м
  • Высота самолёта — 19,85 м
  • Площадь крыла — 575,98 м²
  • Масса
    • пустого самолёта — 169 643 кг
    • максимальная взлётная — 379 657 кг
      • Топлива — 150 819 кг[1]
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric TF39-GE-1C
    • Тяга — 4×191,27 кН
  • Максимальная скорость — 919 км/ч
  • Крейсерская скорость — 888 км/ч
  • Практическая дальность — до 10 411 км
  • Дальность действия — до 5 526 км
  • Практический потолок — 10 895 м
  • Экипаж — 5 человек

Транспортные характеристики C-5B

Откинутая вверх носовая часть

Полезная нагрузка:

  • 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала
  • 118 387 кг груза

имеется дополнительная возможность погрузки через откидывающуюся вверх носовую часть

Грузовой отсек (нижняя палуба)

  • длина 36,91 м
  • ширина 5,79 м

Лётно-технические характеристики C-5M Super Galaxy

  • Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
  • Максимальная грузоподъёмность — 129 400 кг[2]
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric GF6-80C2
    • Тяга — 4×222 кН
  • Максимальная скорость — 920 км/ч
  • Максимальная дальность полёта с полной нагрузкой — 5 600 км
  • Практический потолок — 10 100 м
  • Экипаж — 5 человек

Модификации

  • С-5А — первые (81 самолёт) построенные до 1973 года
  • С-5В — 50 самолётов изготовленных в период с 1986 до 1989, отличаются более современной авионикой по сравнению с С-5А
  • C-5C — два самолёта (68-0213 и 68-0216) специализированные для нужд NASA
  • C-5M — модернизация с октября 2004 года (с новым двигателем и новой авионикой)
  • L-500 — гражданский транспортный самолёт.

Катастрофы и лётные происшествия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2011.

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 июня 2010.

dal.academic.ru

Lockheed C-5 Galaxy — это… Что такое Lockheed C-5 Galaxy?

Посадка C-5 Galaxy

Локхид C-5 «Гэлэкси» (англ. Lockheed C-5 Galaxy) — американский стратегический военно-транспортный самолёт повышенной грузоподъёмности. До 1982 года — крупнейший серийный грузовой самолет в мире. Способен перевозить 6 вертолетов AH-64 Apache, 4 БМП M2 Брэдли, 6 БТР M1126/M1135 Страйкер или два танка M1 Abrams.

Лётно-технические характеристики C-5B

  • Размах крыла — 67,88 м
  • Длина самолёта — 75,54 м
  • Высота самолёта — 19,85 м
  • Площадь крыла — 575,98 м²
  • Масса
    • пустого самолёта — 169 643 кг
    • максимальная взлётная — 379 657 кг
      • Топлива — 150 819 кг[1]
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric TF39-GE-1C
    • Тяга — 4×191,27 кН
  • Максимальная скорость — 919 км/ч
  • Крейсерская скорость — 888 км/ч
  • Практическая дальность — до 10 411 км
  • Дальность действия — до 5 526 км
  • Практический потолок — 10 895 м
  • Экипаж — 5 человек

Транспортные характеристики C-5B

Откинутая вверх носовая часть

Полезная нагрузка:

  • 270 солдат или 75 пассажиров и 15 человек персонала
  • 118 387 кг груза

имеется дополнительная возможность погрузки через откидывающуюся вверх носовую часть

Грузовой отсек (нижняя палуба)

  • длина 36,91 м
  • ширина 5,79 м

Лётно-технические характеристики C-5M Super Galaxy

  • Масса максимальная взлётная — 348 300 кг
  • Максимальная грузоподъёмность — 129 400 кг[2]
  • Тип двигателя — 4×ТВРД General Electric GF6-80C2
    • Тяга — 4×222 кН
  • Максимальная скорость — 920 км/ч
  • Максимальная дальность полёта с полной нагрузкой — 5 600 км
  • Практический потолок — 10 100 м
  • Экипаж — 5 человек

Модификации

  • С-5А — первые (81 самолёт) построенные до 1973 года
  • С-5В — 50 самолётов изготовленных в период с 1986 до 1989, отличаются более современной авионикой по сравнению с С-5А
  • C-5C — два самолёта (68-0213 и 68-0216) специализированные для нужд NASA
  • C-5M — модернизация с октября 2004 года (с новым двигателем и новой авионикой)
  • L-500 — гражданский транспортный самолёт.

Катастрофы и лётные происшествия

В этом разделе не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 25 мая 2011.

Ссылки

В этой статье не хватает ссылок на источники информации. Информация должна быть проверяема, иначе она может быть поставлена под сомнение и удалена.
Вы можете отредактировать эту статью, добавив ссылки на авторитетные источники.
Эта отметка установлена 28 июня 2010.

3dic.academic.ru

Lockheed C-5 Galaxy. Самый крупный военно-транспортный самолёт ВВС США в цифрах и фактах: 101

Стратегический военно-транспортный самолет Lockheed C-5 Galaxy в настоящее время является самым крупным самолетом ВВС США в своем классе. До 1982 года (до момента создания Ан-124 «Руслан») он оставался крупнейшим серийным грузовым самолетом в мире. Самолет уже можно отнести к долгожителям: с момента его первого полета прошло почти полвека. На декабрь 2015 года в составе ВВС США находилось 57 военно-транспортных самолетов данного типа. К 2017 году по планам должно остаться 52 самолета, все в модификации C-5M Super Galaxy (получают новые двигатели и авионику).



Первый полет Lockheed C-5 Galaxy совершил 30 июня 1968 года. Уже к лету 1973 года заказчик получил последний 81-й самолет в модификации С-5А, ими было оснащено 4 эскадрильи. Самолет достаточно быстро стал для американских военных основным средством быстрой переброски живой силы и тяжелой техники на заокеанские театры военных действий. Всего был построен 131 самолет данного типа — 81 С-5А (годы производства 1968-1973) и 50 С-5B (годы производства 1985-1989). По одной из версий, создание в США стратегического военно-транспортного самолета было стимулировано появлением в СССР тяжелого военно-транспортного самолета Ан-22 «Антей», который в 1965 году стал настоящей информационной бомбой для западной прессы.


К разработке последней на сегодняшний день версии самолета, С-5М Super Galaxy, компания Lockheed Martin приступила еще в 2004 году. Летные испытания первого образца начались в 2006 году (первый полет — 19 июня). Как и у его предшественников, предназначение самолета осталось неизменным: стратегические грузовые перевозки между удаленными театрами военных действий. Их конек — это межконтинентальные перевозки. Самолеты могут использоваться для посадочного и парашютного десантирования войск, боевой техники и грузов, а также для эвакуации пострадавших и раненых. Как отмечается на сайте компании-производителя, самолет С-5М Super Galaxy в состоянии преодолеть по воздуху 5250 морских миль (9723 км) с грузом 120 000 фунтов (более 54 тонн) на борту. Его предшественники с тем же весом могли преодолеть лишь 4350 миль (8056 км).

По заверениям Lockheed Martin, после модернизации надежность самолета выросла на 90%, а грузоподъемность — на 20%. Всего в рамках программы модернизации в самолет было внесено боле 70 усовершенствований и изменений. Роста максимальной грузоподъемности самолета удалось достичь за счет усиления фюзеляжа, а также обновления силовой установки. Двигатели TF39-GE-1C были заменены на более современные, надежные и экономичные CF6-80C2 (F108-GE-100) компании General Electric. В буклетах компании Lockheed Martin отмечается, что двигатели обеспечили 22% рост тяги, 58% рост скороподъемности, а экономия топлива по сравнению с прежними версиями составила 10%.

Этими же ТРДД (установленными вместо отечественных Д-18) для более экономичных авиационных перевозок в интересах НАТО предлагалось в свое время оснастить и самолеты «Руслан». Однако проект так и не был реализован. При этом в средствах массовой информации эта тема поднималась много лет. В итоге все сошлись во мнении, что американцы просто побоялись ставить на российские самолеты свой двигатель, боясь копирования. Поэтому они заломили за них неадекватную цену. В конечном итоге NATO вынуждено было за свой счет оплачивать «аппетиты» отечественного двигателя Д-18, а Европа, стиснув зубы (а также заткнув уши и нос), терпела пресловутые «шумность и неэкологичность» данного авиационного мотора.

Самолет С-5М Super Galaxy обладает внушительными размерами. Его длина составляет 75,53 метра, высота — 19,84 метра, размах крыла — 67,91 метра. Первый полет братьев Райт, который состоялся 17 декабря 1903 года, и считается отправной точкой в истории авиации, по преодоленному расстоянию был короче длины самолета «Галактика» (в первом полете Орвилл Райт преодолел по воздуху всего 36,5 метров). Размеры грузовой кабины гиганта: длина — 36,88 метра, диаметр — 5,79 метра. Этого хватило бы, чтобы разместить внутри 8 дорожек для игры в боулинг, а также для того, чтобы принять на борту экипаж всех трех судов экспедиции Колумба (около 100 человек). Масштаб летательного аппарата подчеркивает и тот факт, что в фюзеляже, крыле и оперении военно-транспортного самолета содержится 1 654 800 крепежных деталей и элементов.

Чтобы лучше оценить размеры самолета, можно привести сравнение с другим очень распространенным американским военным транспортником — Lockheed C-130 Hercules. Модификации самолета C-130E/H/J имеют длину — 29,57 метра. Это достаточно большие грузовые самолеты. При этом фюзеляж «Геркулеса» легко помещается внутри Lockheed C-5 Galaxy.

Максимальная полезная нагрузка самолета C-5M Super Galaxy составляет 129 274 кг. Чтобы более наглядно представить себе эту величину, можно отметить, что это примерно соответствует массе 150 знаменитых легковых автомобилей Volkswagen Beetle (Фольксваген Жук). Если говорить о боевой технике, то самолет может перевезти по воздуху два основных боевых танка M1 «Абрамс». Самолет может взять на борт 363 полностью экипированных бойца, десять ББМ LAV-25, шесть вертолетов Black Hawk или два герметизированных контейнера с межконтинентальными баллистическими ракетами Minuteman. Один только вес крыльев самолета C-5 составляет более 36 тонн, что сопоставимо с весом военно-транспортного самолета Lockheed C-130 Hercules (за вычетом веса двигателей).

Помимо военных грузов, самолет может перевозить гуманитарную помощь нуждающимся. Самолет может взять на борт 3934 бушеля пшеницы — это больше 107 тонн. Также за один раз C-5M Super Galaxy в состоянии перевезти по воздуху более 328 миллионов таблеток аспирина, этого хватило бы, чтобы успокоить головные боли населения достаточно густонаселенной страны. По одной таблетке получил бы каждый житель США. Максимальный запас топлива военно-транспортного самолета C-5M — 150 189 кг. Это сопоставимо с пятью полными железнодорожными цистернами.

На самолете используется трехопорное шасси. Носовая стойка четырехколесная, четыре основных тележки (по две с каждой стороны) — шестиколесные. Шасси убирается в фюзеляжные ниши. Передняя стойка назад по потоку, основные стойки шасси с поворотом на 90 градусов. Всего шасси состоит из 28 колес, масса одной шины такого колеса составляет 4214 фунтов или более 1911 кг.

За все время эксплуатации было потеряно 6 самолетов C-5 Galaxy. При этом три из них сгорели на земле: два в 1970 (в том числе первый построенный экземпляр) и еще один в 1974 году. Еще два самолета разбились, один 29 августа 1990 года во время взлета (13 погибших), другой при вынужденной посадке 3 апреля 2006 года (обошлось без жертв). Самая страшная катастрофа с участием данного военно-транспортного самолета произошла 4 апреля 1975 года. Разбился самолет, который был задействован в операции Babylift, основной целью операции была эвакуация беспризорных детей из Южного Вьетнама в другие страны в последние дни вьетнамской войны. Во время полета C-5 Galaxy испытал взрывную разгерметизацию салона, после чего повернул назад, но не сумел долететь до аэродрома. В итоге самолет совершил аварийную посадку на рисовом поле в Сайгоне. Из 328 человек, которые находились на борту самолета, погибло 172 человека (в основном дети).

4 апреля 2016 года ресурс dailyrepublic.com сообщил о том, что американский стратегический военно-транспортный самолет C-5M Super Galaxy из состава 22-го авиатранспортного крыла ВВС США стал рекордсменом мировой авиации по числу высших мировых достижений. Самолет выполнил свой 45-й рекордный полет, он взлетел с базы ВВС Тревис, расположенной в штате Калифорния, с грузом 120 тонн и достиг высоты горизонтального полета 9 000 метров.

При этом не стоит забывать, что C-5M Super Galaxy сегодня лишь третий по грузоподъемности военно-транспортный самолет в мире, который уступает созданным еще в СССР гигантам: Ан-124 «Руслан» и Ан-225 «Мрия». И если последний относится к настоящей авиационной экзотике (существует всего лишь один летающий экземпляр), то «Руслан» — настоящий самолет-трудяга и визитная карточка отечественной авиации. Самолеты Ан-124 активно эксплуатируются в России, в том числе в составе ВВС нашей страны.

[Источники информации]
Источники информации:
http://www.airwar.ru/enc/craft/c5.html
http://www.airwar.ru/enc/craft/c5m.html
http://bastion-karpenko.ru/c-5-galaxy
http://thechive.com/2016/10/14/facts-about-largest-plane-in-the-us-air-force-55-hq-photos
https://www.flickr.com (фото)
Материалы из открытых источников

101.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о