Содержание

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ»

RADAR WITH AESA «ZASLON-AM»

24.01.2017

Модернизационный потенциал всевысотного перехватчика МиГ-31 еще не исчерпан. Такое мнение в беседе с ТАСС высказал генеральный директор Научно- исследовательского института приборостроения (НИИП) им. Тихомирова (входит в Концерн ВКО «Алмаз-Антей») Юрий Белый.
«Потенциал самого перехватчика далеко не исчерпан — до сих пор по ряду параметров он не превзойден. Если говорить о перспективах перехватчиков, то у головной компании «МиГ» и у нас есть предложения по созданию нового изделия, но решение о начале работ по этой теме пока не принято», — сказал он.
Однако потенциал модернизации системы управления вооружением самолета МиГ-31 с появлением «Заслона-АМ» для самолетов МиГ-31БМ уже исчерпан, добавил Белый. «В настоящее время соответствующие организации проводят доработку строевых МиГов до варианта БМ», — сказал он.

ТАСС

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
ЮРИЙ БЕЛЫЙ: СОЗДАНИЕ 5-ГО ПОКОЛЕНИЯ ЗРК СРЕДНЕЙ ДАЛЬНОСТИ ЗАЙМЕТ ОТ 7 ДО 10 ЛЕТ

21.04.2018

Бортовая РЛС «Заслон» высотного перехватчика МиГ-31 поэтапно модернизировалась, сказал гендиректор НИИ приборостроения им. В.В. Тихомирова Юрий Белый в интервью «Известиям». Последняя версия «Заслон-АМ» для модификации МиГ-31БМ создана относительно недавно. Сейчас строевые перехватчики доводятся до этого уровня. Недавно, например, авиация Центрального военного округа получила очередное звено МиГ-31БМ. По отзывам военных, благодаря современному бортовому радиоэлектронному оборудованию и вооружению нового поколения боевая эффективность перехватчика возросла почти в три раза. Однако на этом модернизационный потенциал системы фактически исчерпан. Если будет задание на МиГ-41, то для него будем разрабатывать совершенно другой радар — с учетом опыта создания «Барса», «Ирбиса» и «Белки», отметил Юрий Белый.

ВТС «Бастион»

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ


РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ»

Модернизированные самолеты МиГ-31БМ получили новую систему управления вооружением и новую бортовую радиолокационную станцию «Заслон-АМ» разработки НИИ приборостроения им. Тихомирова, входящего в КРЭТ, на базе первой отечественной авиационной РЛС с АФАР «Заслон-А» самолета МиГ-31.
МиГ-31БМ — модернизация 1998 года, современная версия МиГ-31 для ВВС России. Это всепогодный сверхзвуковой истребитель-перехватчик, который обладает современной системой управления.
Бортовой радиолокационный комплекс этого самолета способен одновременно обнаружить до 24 целей и одновременно могут атаковать до 8 целей. Бортовой компьютер «Аргон-К» выбирает из них четыре наиболее важные, на которые одновременно могут наводиться четыре ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-33.

Благодаря новому оборудованию разработки НИИ, истребитель может обнаруживать цели на дальности до 320 километров, а дальность поражения составляет 280 километров. Таким образом, дальность обнаружения воздушной цели увеличится на 40-60%.
Два истребителя МиГ-31БМ с модернизированной БРЛС «Заслон-АМ» в апреле 2014 года заступили на боевое дежурство в Тверской области. Как сообщает пресс-служба Западного военного округа, до конца года эскадрилья МиГ на этом аэродроме будет полностью перевооружена такими самолетами.
Новые самолеты были доставлены на базу Тверского истребительного полка Западного военного округа в конце 2013 года, пишет «Российская газета». Перед этим их приняли на заводе-изготовителе и провели тренировочные полеты.

Дальность действия обновленной системы управления вооружением СУВ «Заслон-АМ», устанавливаемой на модернизируемые до уровня «БМ» истребители-перехватчики МиГ-31, почти в два раза больше, чем у систем на предыдущих вариантах самолета, сообщил журналистам генеральный директор разработавшего систему «Научно-исследовательского института приборостроения имени В.В. Тихомирова» («НИИП имени В.В. Тихомирова») Юрий Белый в августе 2015 года.

«Модернизированная система «Заслон-АМ» истребителя МиГ-31 БМ имеет увеличенную почти в два раза дальность действия, улучшенные характеристики обнаружения низко летящих малоразмерных целей, обновленную систему индикации оператора», — сказал Белый.
По его словам, особенность СУВ «Заслон» в том, что «впервые в мировой практике на борту истребителя появился радар с электронным сканированием луча на базе ФАР (фазированная антенная решетка).
«Впервые у нас в стране была применена цифровая обработка информации, проведено комплексирование информации от различных источников с выдачей рекомендаций экипажу по применению оружия», — отметил глава НИИП.
Система «Заслон-АМ», по словам Белого, должна, в частности, обеспечить применение новых средств поражения, появившихся на МиГ-31БМ.

МОДИФИКАЦИИ:
• Заслон-A — РЛС для комплекса перехвата МиГ-31-33
• Заслон-M — улучшенная версия, появившаяся в результате разработки модернизированного перехватчика МИГ-31М в 1983 году и позднее МИГ-31БМ. Отличается более крупной антенной (до 1.4 м в диаметре) и увеличенной дальностью обнаружения (до 400 км для целей с ЭПР 20 м?). Отслеживает до 24 целей одновременно, позволяет наводить оружие на 6 целей. В апреле 1994 года испытана с ракетой Р-37, поразившей цель на дистанции 300 км.
• Заслон-AM — улучшенная версия, в которой используется процессор «Багет-55» вместо «Аргон-15А» для модернизированных самолетов МиГ-31БМ

Источники: kret.com, РИА Новости, ru.wikipedia.org и др.

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ НА ПАРАДЕ ПОБЕДЫ 2015 ГОДА
ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ НА МАКС-2011

МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ «ЗАСЛОН» ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В.В.ТИХОМИРОВА

bastion-karpenko.ru

Небо истребителя. Перспективы перехватчика МиГ-31 » Военное обозрение

— Ну и как впечатления?


— Запомнились огромные усилия на ручке управления — с непривычки заболели руки, особенно при полной заправке топливом. Чрезвычайно прожорливый пепелац. Неуклюж на средних высотах. Когда разгоняется в стратосфере до 1,8М – оживает. На посадке лучше любого, на чем мне доводилось летать, только к скорости надо приспособиться. В общем, крепкий самолет 4-го поколения.

— Смог бы вести на нем бой?

— В качестве дальнего высотного перехватчика. Запросто.

— А выйти на МиГ-31 против «Рэптора»?

— Чистое самоубийство.

— Логично. Слишком разные самолеты для разных задач…

— Как раз наоборот – задача у них одна: «вымести» вражескую авиацию с небес, прикрыть группу самолетов или воздушное пространство в заданном квадрате. Все они чистокровные Истребители. Самолеты для завоевания превосходства в воздухе. Никто не запрещает пилоту «Рэптора» стрелять в МиГ-31, а МиГу сбивать «Рэптор» или любой другой самолет противника. Другое дело, что «Иглам» и «Рэпторам» по плечу любая задача Истребителя, в то время как узкоспециализированный 31-ый не способен повторить многое из того, что умеет «Рэптор» или тот же отечественный Су-27…

— Ты просто неисправимый пессимист. Сочетание скоростных и высотных характеристик МиГ-31 уникальны, и на сегодняшний день не имеют аналогов среди современных истребителей.

— Скорость… То что 31-ый может разгоняться до 3000 км/ч не дает ему ровно никаких преимуществ в схватке с «Рэптором» или F-15C. Там влияют совсем другие факторы.

— Сомневаешься в возможностях РЛС «Заслон»?

— Понимаешь, тут какая фишка: воздушный бой – не рыцарский турнир. Встали по углам, взмахнули копьями, понеслись навстречу друг другу… Нет! Реальный воздушный бой – это групповая схватка. Я не буду одинок, но и с той стороны тоже наверняка будут несколько групп –истребительные звенья, ударные машины, АВАКС… Скажи, что значит мой «Заслон» против 9-метрового радиолокатора «Сентри»? У него на борту по 15-20 операторов и офицеров связи, а много ли «наоперирует» мой единственный штурман-оператор в задней кабине?

На борту модернизированного самолета дальнего радиолокационного обнаружения и управления (ДРЛОиУ) А-50У


— Пессимист ты, однозначно. Ведь в бою ты тоже не один — на вооружении ВВС России стоят аналогичные самолеты дальнего радиолокационного обнаружения А-50 , к 2016 году обещают А-100 «Премьер» с активной ФАР.

— Да. Но в чем тогда смысл МиГ-31 с его супер-РЛС?

— Ну как… больше видишь, больше знаешь, сможешь раньше обнаружить противника.

— Какое это имеет значение, когда рядом есть самолет ДРЛОиУ?

— Представь, что связь с А-50 прервалась… помехи, сбой ПО на его борту или что-то в этом роде. А у тебя – раз! и собственный мощный радар, видит цели за 300 км!

— Если рядом не будет своего АВАКСА, а у противника он будет – нам гарантированный конец. «Заслон» здесь не панацея. Считай, разница в мощности и чувствительности РЛС (взгляни еще раз на МиГ и А-50), многократно большие возможности по классификации и селекции целей и наведению на них других истребителей, наконец, у АВАКСА всеракурсный обзор и сопровождение по азимуту, в отличие от РЛС «Заслон», которая видит цели в секторе 90° (прим. всего сектор обзора составляет 160°. Угол обзора 90° +/- отклонение ФАР на 35° в каждую сторону). Сектор сопровождения еще уже — 70°.

— Послушай, я встречал в интернете такие цифры. Модернизированный МиГ-31БМ, оснащенный радаром, близким по своим возможностям РЛС «Заслон-М» (созданный в 1980-х «Заслон-М» в серию не пошел), способен обнаружить цель с ЭПР 19 кв. метров на дальности в 320 км. Круто?! Кстати, что представляет собой цель с ЭПР 19 квадратных метров?

— Штурмовик А-10 «Тандерболт». Многое зависит от ракурса и наличия вооружения на внешней подвеске.

Эффективная площадь рассеяния (ЭПР) – определяет свойства объекта рассеивать электромагнитную волну. Зависит от размеров и конфигурации цели, свойств ее материала, длины и поляризации волны РЛС, и направления облучения. Повышенное значение ЭПР означает большую радиолокационную заметность объекта, снижение ЭПР затрудняет обнаружение.

— Выходит, что у 31-го огромное преимущество – он не только способен засекать цели на дальности в три сотни километров, но и атаковать их ракетами Р-37. Ни у кого в мире нет ничего подобного!

МиГ-31 со снятым носовым обтекателем на зарубежном авиасалоне.
Публику немало удивил радар «Заслон» с фазированной антенной решеткой.

— Если опустить тему наличия Р-37 и опыта их применения в строевых частях, то получается примерно следующее: при облучении с передней полусферы МиГ-31 имеет ЭПР в пределах 20…25 кв. метров. F-15С с подвешенными ракетами имеет ЭПР в пределах 10 кв. метров. Даже с учетом определенного преимущества «Заслона» перед зарубежными радарами AN/APG-63 (V) 1,2,3 – кто сможет раньше обнаружить противника?

— Почему у 31-го такая огромная ЭПР? Слышал, что у самолетов семейства Су-27 минимальная ЭПР в пределах 5 кв. метров, на новых модификациях Су-30 и Су-35 она снижена до 4 кв. метров.

— Во-первых, сам планер МиГ-31 – там 25% подъемной силы обеспечивается только за счет формы фюзеляжа. Огромные воздухозаборники, компрессоры двигателей. Представляешь, как все это «светится» при облучении спереди? Опять же, аэродинамические гребни, выдвижная топливозаправочная штанга, пилоны, ракеты на внешней подвеске – я уже не говорю о 4-метровых «бревнах» Р-37 массой 600 кг. Наконец, качество сборки и подгонки деталей фонаря и обшивки – в те годы, когда создавался 31-ый, это казалось несущественным.

— Невероятно. 5-кратная разница по сравнению с «сушками»!

— Не забывай, те цифры, которые ты привел по Су-27 относятся к его минимальной ЭПР – без подвесок, при облучении строго в «анфас». С гроздьями ракет под крылом и при ракурсе 3/4 значения ЭПР Су-27, Су-35 и F-15C вполне могут вырасти до 15 кв. метров – именно эта цифра фигурирует в расчетах отечественных ВВС. В любом случае, это гораздо ниже, чем у 31-го.

Су-35


— Хочешь сказать, МиГ-31 и F-15C заметят друг друга на одинаковом расстоянии?

— Именно. И не факт, что 31-ый сможет воспользоваться своим преимуществом в виде супер-ракет Р-37.

— Как насчет других зарубежных истребителей?

— В случае с компактным F-16 все гораздо сложнее – значение его минимальной ЭПР оценивается в 3 кв. метра. Даже с учетом подвесок, оно вряд ли будет больше 5. В теории «Заслон» должен обнаружить подобную цель с дистанции 120-180 км – зависит от конкретной конфигурации цели, помех и энергетического потенциала приемо-передающего тракта. Но ты не забывай, что обнаружение, уверенный захват и сопровождение, необходимое для наведения ракет – разные вещи. Как бы ни случилось так, что охотник превратился в дичь – высока вероятность, что F-16 выпустит AIM-120 раньше, чем его сможет заметить МиГ-31. Особенно при наличии внешнего целеуказания с АВАКСа.

— Здоровенный АВАКС нужно «валить» первым. У него, наверное, ЭПР, как у Б-52 – больше 100 кв. метров!

— Легко сказать. АВАКС не ходит в первой линии – он барражирует далеко позади, зачастую вообще не вторгается в зону боевых действий.

— Мне кажется, МиГ в любом случае должен иметь тактическое преимущество благодаря своей высокой скорости и высоте полета. Считай, рули американской ракеты AIM-120С обрезаны для размещения во внутренних отсеках F-22 – в разряженной атмосфере на высоте 17-20 км они станут неэффективны. МиГ сможет сравнительно легко оторваться.

— Это с одной стороны. С другой – законы аэродинамики справедливы для всех. 31-й также имеет ограничение на маневры в стратосфере.

— Сможешь вспомнить, какова максимальная допустимая перегрузка на больших высотах?

— Это забыть невозможно. 3,3G. При высоте полета 17 км и скорости 2,2М.

— Понятно. Ты не в курсе, какое значение ЭПР у «Рэптора» или F-35? В интернете встречались цифры от 0,0001 до 0,3 кв. метров. Какая из них ближе к реальной?

— Точно никто не знает. Скорее всего, сотые доли кв. метра с передней полусферы.

— Да, чисто внешне «Рэптор» должен иметь ЭПР ниже, чем у любого из самолетов четвертого поколения. «Сплющенная» форма фюзеляжа, параллельность граней и кромок, V-образное вертикальное оперение, беспереплетный фонарь, внутренняя подвеска вооружения, серые гладкие поверхности, без обтекателей радиотехнических устройств, щелей, заклепок и др. радиоконтрастных элементов…

— Я потому и говорю – в случае «Рэптора», фокус с ракетой Р-37, бьющей на 300 км, не пройдет – «Стервятника» просто не удастся обнаружить на таком расстоянии.

— А вообще удастся?

— Мы никогда не отрабатывали перехват подобных целей. Единственное, что знаю – уверенный захват и сопровождение низколетящей крылатой ракеты, подобной «Томагавку», с ЭПР 1 кв. метр осуществляется на дальности 20-30 км. Но учти, что эти данные справедливы лишь при обнаружении целей на фоне земной поверхности.

— На фоне земли видно лучше?

— Наоборот. «Заслон» гораздо лучше видит объекты на средних и больших высотах.

— Понятно. Т.е. ты хочешь сказать, что…

— Что в реальных условиях любой из отечественных и зарубежных истребителей-перехватчиков поколения 4/4+ обладает сходными возможностями для ведения воздушного боя на дальних и средних дистанциях. При этом тот же Су-27 имеет преимущество над МиГ-31 за счет своей меньшей заметности и высоким шансам на победу в ближнем бою.

— А вообще концепция применения Миг-31 предусматривает участие в «собачьих свалках»? У него же имеется встроенная 23 мм пушка.

— Имеешь в виду ближний маневренный бой? Нет, ведь считается, что это не его задача. Весьма сомнительное решение.

— Почему?

— Потому что групповая схватка обычно переходит в ближний бой. Считай, обнаружили друг друга с дистанции 100-200 км, обменялись ракетами, притом, что вероятность поражения цели Р-33 в полигонных условиях оценивается в 0,7. Скорость сближения – 2-3 тысячи км/час. Если противники не отвернут – через пару минут они встретятся лицом к лицу. Что ждет в этом случае 31-ый, думаю, пояснять не требуется.

— Не требуется. Но неужели такой вариант не учли создатели МиГ-31?

— Ты же понимаешь, 31-й создавался в 1970-х годах для совершенно иных задач. Истребление армад бомбардировщиков-ракетоносцев в небе над Арктикой, противодействие высотным разведчикам SR-71 «Черный дрозд», уничтожение разведывательных аэростатов… В наши дни таких угроз больше нет – SR-71 списали 20 лет назад, аэростаты стали неакутальны – достаточно открыть карту Google Maps. Кстати пушка у 31-го как раз была предназначена для расстрела воздушных шаров-зондов, а не для стрельбы по вражеским истребителям. Единственный раз практическая стрельба из неё отрабатывалась в Громово в 1988 году. Сейчас эксплуатация пушки на 31-ом запрещена.

— Скажи прямо – МиГ-31 устарел?

— Ну, зачем так сразу. Просто узкоспециализированный истребитель-перехватчик. В определенном смысле, самолет выдающийся — 20 лет назад вообще не имел аналогов в мире по возможностям своего БРЭО…

— Как насчет F-14 «Томкэт» с палубной пропиской?

— Похож, но далеко не аналог. Американский прехватчик заметно уступал МиГу по своим ЛТХ. С появлением модификации МиГ-31Б и ракет Р-37 янки также лишились преимущества в бою на больших дистанциях.

— Последний «Томкэт» списали в 2006 году.

— Да. Необходимость в «Томкэтах» отпала. Я же говорю – и МиГ-31, и «Томкэт» создавались в совсем иных условиях: обмен ракетным ударами на больших дистанциях, перехват сверхзвуковых целей в стратосфере, гонки на предельных скоростях и высотах. При их создании не придавалось значения специализированным самолетам ДРЛО. Ракетная эйфория (привет F-4 «Фантом»!), пренебрежение маневренностью – это же не «фронтовой» истребитель, а перехватчик: стоял на вооружении войск ПВО, этакий летающий ЗРК. Совершенно иные тактики и концепции ведения воздушного боя, справедливые для времен Холодной войны. Но кому это нужно теперь, когда ставка делается на универсальность, малозаметность, сверхманевренность, а функции ДРЛОиУ переданы специализированным самолетам на базе Боингов и Ил-76. Попытайся выставить 31-ый на экспорт – никто не возьмёт даже даром. Не потому что самолет в чем-то плох, а потому что те же Индия или Малайзия просто не имеют подобных угроз, под которые «заточен» МиГ-31. К тому же он довольно прожорлив и дорог в эксплуатации.

— Тогда в чем смысл наличия МиГ-31 с составе ВВС России? По словам представителей Минобороны модернизированные МиГ-31БМ будут эксплуатировать аж до 2028 года.

— Смысл прост: их нечем заменить. 31-ые составляют треть парка истребителей-перехватчиков ВВС, и если их списать мы вообще останемся с голым небом.

— Выходит, списывать их пока преждевременно… Возможно положение исправит масштабная модернизация имеющегося парка?

— Так оно и есть – идет постепенная модернизация парка по проекту МиГ-31БМ. Самолет станет более универсальным, получит возможность применять высокоточное оружие и атаковать наземные цели.

— Как насчет применения МиГ-31 в качестве «охотника за радарами»? Высокая скорость и высота полета делают его неуязвимым для большинства устаревших ЗРК средней дальности. (прим. это не относится к С-300 и «Пэтриот»)

— В том числе.

МиГ-31БМ. Кабина пилота.

МиГ-31БМ. Кабина штурмана

— «Стеклянная» кабина?

— Да, теперь у пилота появился индикатор тактической обстановки – если раньше он чувствовал себя извозчиком для штурмана, то теперь будет в курсе всех событий. ИЛС заменил прежний ППИ. Модернизированы РЛС «Заслон» и бортовая электроника, теперь МиГ сможет одновременно сопровождать до 10 целей и атаковать шесть наиболее приоритетных.

— И много таких в строю?

— На сегодняшний день пара десятков, общий план предусматривает модернизацию 60 машин.

— Значит, живем!

— Помаленьку. Ну, давай: За то, чтоб количество взлетов равнялось количеству посадок!

topwar.ru

ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН, информация по военной технике, сайт по Военной технике


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

МФ РЛК «ЗАСЛОН»

ULTIFUNCTIONAL RADAR COMPLEX «ZASLON»

10.07.2017
ФОТОРЕПОРТАЖ: МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН» НА МВМС-2017

На Международном военно-морском салоне МВМС-2017 в Санкт-Петербурге НТЦ «Заслон» уже второй раз представил многофункциональный радиолокационный комплекс МФ РЛК «Заслон» для вооружения надводных кораблей. На салоне кроме макета антенной решетки была показана модель интегрированной башенно-мачтовой конструкции со всеми основными элементами многофункционального комплекса.
Многофункциональная общекорабельная радиолокационная станция X диапазона (РЛС-Х-МФ РЛК-Э) многофункционального радиолокационного комплекса МФ РЛК «Заслон»:
— неподвижная АФАР РЛС-Х-МФ РЛК-Э
— приемопередающий модуль (ППМ) РЛС-Х-МФ РЛК-Э
— субблок — 1 РЛС-Х-МФ РЛК-Э
— интегрированная башенно-мачтовая конструкция МФ РЛК «Заслон».
ВТС «БАСТИОН», 09.07.2017

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН» НА МВМС-2017
8-Й МЕЖДУНАРОДНЫЙ ВОЕННО-МОРСКОЙ САЛОН МВМС-2017


МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС

МФ РЛК «ЗАСЛОН»

На МВМС-2015 компания НТЦ «Заслон» представила многофункциональный радиолокационный комплекс «Заслон» для перспективных надводных кораблей ВМФ России. В него входят радиолокационный комплекс S диапазона и радиолокационная станция X диапазона, другие радиоэлектронные средства. Все системы установлены в интегрированную башенномачтовую конструкцию ИБМК корабля и связаны со штатными средствами корабля. Предприятие показало на МВМС-2015 полномасштабный макет блока АФАР РЛС X диапазона МФ РЛК «Заслон».

На приведенном на Салоне видеоролике мачта установлена на корвет типа «проект 20382″. Комплекс способен обнаруживать воздушные цели с ЭПР=1 кв. м на дальности до 75 км и низколетящие на 0,9-0,95 дальности радиогоризонта. При этом количество определяемых координат цели – 3. Максимальная дальность обнаружения излучаемых радиоэлектронных систем до 300 км, количество сопровождаемых целей – более 100.
Данная система способна создавать активные помехи в зоне до 360 град. в диапазоне частот X и Ku.

Кроме кораблей класса корвет, разработчик предлагает размещать ИБМК на кораблях других классов. В частности рекламные материалы в качестве объектов установки ИБМК предлагают ракетный крейсер проекта 11442 и малый ракетный корабль проекта 1234. Судя по иллюстрациям в зависимости от класса корабля состав применяемых электронных средств интегрированной мачты может меняться.

МФ РЛК «Заслон» предназначен для:
• освещения воздушной, надводной и радиотехни¬ческой обстановки активными радиолокацион¬ными каналами X и S диапазонов и пассивными каналами в L, S, С, X, Ки диапазонах длин волн с координацией их работы адаптивно к склады¬вающейся обстановке и приоритетным задачам корабля;
• постановки активных помех (в X, Ки диапазонах частот) и управления средствами постановки пассивных помех;
• выдачи ЦУ системам управления оружием;
• управления корабельными артиллерийскими установками.
Дополнительно МФ РЛК «Заслон» может обеспечивать радиомониторинг в KB и УКВ диапазонах длин волн.

Задачи, решаемые МФ РЛК «Заслон»:
• поиск, обнаружение и сопровождение воздуш¬ных целей, малоразмерных низколетящих целей, надводных целей, радиоконтрастных береговых целей;
• автоматическое распознавание и классифика¬ция сопровождаемых целей;
• обнаружение источников излучений, распозна¬вание классов и типов радиоизлучающих средств, в том числе в дальней зоне;
• оценка и анализ радиоэлектронной обстановки, определение координат источников помех;
• активное радиоэлектронное подавление;
• управление средствами постановки пассивных помех;
•управление оружием;
• информационная поддержка в интересах поле¬тов истребительной, штурмовой авиации, палубного вертолета, выполняющего патруль¬ные и поисково-спасательные задачи;
• автоматизированный контроль работоспособ¬ности и поиск неисправностей;
• документирование результатов обработки информации, выработанных решений и состояния сопрягаемых систем;
• тренировка личного состава по имитированной обстановке.
МФ РЛК «Заслон» построен по модульному принципу. Для обмена данными между его составными частями и сопрягаемыми системами используются унифицированные устройства сопряжения. Взаимодействие осуществляется по стандартным интерфейсам с использованием унифицированных протоколов сопряжения. АРМ операторов выполнены на основе унифицированных пультов. В конструкцию составных частей МФ РЛК «Заслон» заложена возможность изменения состава аппаратуры и решаемых задач в зависимости от целевого назначения корабля.
Использование в МФ РЛК «Заслон» электронного сканирования диаграмм направленности антенн, специальных режимов и алгоритмов обзора, захвата и сопровождения целей обеспечивают малое время реакции, большую пропускную способность, высокую точность ЦУ, и, следовательно, возможность высокоэффективного использования возможностей сопрягаемых систем.
В состав МФ РЛК «Заслон» входят:
? система управления;
? многофункциональная общекорабельная радиолокационная станция X диапазона на основе неподвижных АФАР;
? многофункциональный комплекс освещения радиотехнической обстановки;
? радиолокационный комплекс S диапазона;
? модуль управления стрельбой корабельной артиллерии.
Использование в МФ РЛК «Заслон» электронного сканирования ДН, специальных режимов и алгоритмов обзора, захвата, сопровождения целей обеспечивает малое время реакции, большую пропускную способность, высокую точность целеуказания, и, следовательно, возможность высокоэффективного использования возможностей сопрягаемых систем.
МФ РЛК «Заслон» обладает значительным модернизационным потенциалом, в конструкцию его составных частей заложена возможность изменения состава аппаратуры и решаемых задач в зависимости от целевого назначения корабля. Возможности средств МФ РЛК «Заслон» адаптируются для выполнения различных функций в боевых контурах.
Проведенный сравнительный анализ характеристик МФ РЛК «Заслон» и его зарубежных аналогов показал, что по отдельным параметрам «Заслон» опережает их:
1. МФ РЛК «Заслон» работает одновременно в 2-ух (на излучение) и 5-ти (на прием) диапазонах, тогда как зарубежные аналоги осуществляют одновременную работу в 1-2 радиолокационных диапазонах;
2. Вариант реализации МФ РЛК «Заслон» позволяет решать задачи ПВО, ПКО, РТР в условиях РЭБ;
3. Архитектура МФ РЛК «Заслон» позволяет реализовать одновременное сопровождение до 700 целей, тогда как у зарубежных аналогов — 200-350.
Важно отметить, что конструктивные и технологические решения, используемые при разработке МФ РЛК «Заслон», позволяют интегрировать его в состав радиоэлектронного вооружения перспективных кораблей других проектов (фрегат, эсминец и др.).
Создание и поэтапная реализация многофункционального интегрированного радиолокационного комплекса «Заслон» на кораблях ВМФ позволит:
1. сократить работное время на применение оружия ПВО;
2. решить задачу распознавания объектов, атакующих корабль, и тем самым обеспечить рациональное использование боезапаса за счет повышения эффективности его
3. реализовать единое боевое информационное пространство корабля;
4. увеличить помехоустойчивость средств освещения воздушной и надводной обстановки и, как следствие, значительно увеличить зону применения ЗОС в реальных условиях отражения атак СВН;
5. сформировать внешнее информационное пространство корабля за счет использования в обработке информации, поступающей от внешних источников информации.
Существующие конструкторский задел и производственный потенциал АО «ЗАСЛОН» при разработке комплексов данного типа позволяет выразить уверенность в решении актуальных задач создания многофункциональных радиолокационных систем для кораблей ВМФ различных классов.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

АКТИВНЫЙ РЕЖИМ
ОБНАРУЖЕНИЕ ВОЗДУШНЫХ И НАДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ
Диапазон рабочих часто X, S
Зона обзора:
— по дальности, км до 200
— по высоте, км до 30
— по углу места, град. до 60
— по азимуту, град. до 360
Максимальная дальность обнаружения в беспомеховых условиях при нормальной РЛН, км:
— высотных целей (ВЦ) (ЭПЕР более 1 кв. м) до 75
— низколетящих целей (НЛЦ), надводных целей (НЦ) 0,9-0,95 дальности радиогоризонта
Количество определяемых координат 3 (пеленг, дальность, угол места)
Среднеквадратические ошибки определения координат и параметров движения воздушных целей с ЭПР более 1 кв. м:
— по пеленгу, т.д. 1…6
— по углу места, т.д. 2…6
— по дальности, м 10-50
— по скорости, м/с 15-20
Количество сопровождаемых целей до 200

ПАССИВНЫЙ РЕЖИМ
ОБНАРУЖЕНИЕ НАДВОДНЫХ ЦЕЛЕЙ (НЦ)
Диапазон рабочих частот L, S, C, X, Ku
Зона обзора:
— по дальности, км до 300
— по азимуту, град. 0 – 180
— по пеленгу, град. до 360
Максимальная дальность обнаружения излучающих РЭС, км до 300
Среднеквадратические ошибки определения пеленга, град. до 1,0
Среднеквадратические ошибки определения дальности излучающей цели, % от измеряемой дальности от 5…10
Количество сопровождаемых целей до 50

ОБНАРУЖЕНИЕ РАДИОИЗЛУЧЕНИЙ РЭС ВЦ И НЦ (РЛС САМОЛЕТОВ, ВЕРТОЛЕТОВ, РЛ ГСН ПКР)
Диапазон рабочих частот S, C, X, Ku
Зона обзора:
— по дальности, км на 10- 20% превышает дальность обнаружения корабля-носителя
— по углу места, град. 0 – 40
— по пеленгу, град. 0 — 360
Среднеквадратические ошибки определения пеленга, град. до 2,5 — 5
Количество сопровождаемых целей более 100

СОЗДАНИЕ АКТИВНЫХ ПОМЕХ ВЦ (РЛС САМОЛЕТОВ, ВЕРТОЛЕТОВ, РЛ ГСН ПКР)
Диапазон частот X, Ku
Зона постановки активных помех по пеленгу, град. 0 – 360

ВТС «БАСТИОН», 05.07.2015 + доп.

Источники: Реклама ЗАО «Заслон» на МВМС-2015, ВТС «БАСТИОН», Морская радиоэлектроника № 2 (52) июнь 2015 г. и др.

МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН» НА МВМС-2017
МНОГОФУНКЦИОНАЛЬНЫЙ РАДИОЛОКАЦИОННЫЙ КОМПЛЕКС «ЗАСЛОН» НА МВМС-2015
МАЛЫЕ СТОРОЖЕВЫЕ КОРАБЛИ (КОРВЕТЫ) ПРОЕКТА 20386
КОРВЕТ ТИПА «ГРЕМЯЩИЙ» ПРОЕКТА 20385
НТЦ «ЗАСЛОН»

bastion-karpenko.ru

невиданный ранее потенциал обновления ВКС (часть 2) » Военное обозрение

Благодаря широкому диапазону рабочих частот бортовой РЛС «Жук-АМЭ», а также продвинутому преобразователю сигнала имеется возможность реализации бистатического режима обнаружения и сопровождения поверхностных и наземных целей. Режим этот заключается в том, что один из двух или более истребителей МиГ-29С, оснащённых данным радаром, включает и начинает процесс сканирования пространства, а другая аналогичная машина звена активирует пассивный режим работы станции «Жук-АМЭ» и принимает отражённый от цели сигнал, т.е. передающий и приёмный посты могут быть разнесены в пространстве на определённое расстояние. При этом в навигационной системе каждого истребителя благодаря наличию устройств с радиоканалами для обмена тактической информацией чётко отслеживаются координаты дружественных машин. Сопоставляя данные о мощности излучаемого и отражённого сигнала с расстояниями до цели излучающего и принимающего отражённый сигнал истребителей, БЦВМ каждого борта может определить дальность до цели, скорость её передвижения и т.д. Бистатический режим может быть совмещён с режимом синтезированной апертуры и селекции движущихся морских/наземных целей (СДНЦ, англ. GMTI), благодаря чему истребители с выключенными бортовыми радарами могут классифицировать тип надводной/наземной или воздушной боевой единицы лишь за счёт активной работы одного радара в целом звене.

Более того, бистатический режим предусматривает возможность определять направление на наземного/воздушного противника в пассивном режиме по отражённым радиосигналам от совершенно сторонних источников излучения, включая даже вражеские РЛС наземного и воздушного базирования. Недостатком этого метода будет невозможность вычисления дальности и скорости до объекта, так как из известных параметров будут лишь угломестные и азимутальные координаты радиоконтрастного объекта, в то время как требуются координаты излучающего поста. Новый «Жук-АМЭ» также обладает способностями постановки радиоэлектронных помех, которые будут излучаться определёнными группами ППМ, что поставит её на один уровень с передовым бортовым радаром AN/APG-81 малозаметного истребителя 5-го поколения F-35A.


Лёгкие фронтовые многоцелевые истребители МиГ-29С/СМТ, оснащённые новаторскими радиолокаторами «Жук-АМЭ», дадут фору всем версиям обновлённых F-16V, «Тайфунов», «Супер Хорнетов» и «Рафалей», поскольку техническое и энергетические совершенство РЛС последних находится далеко позади; в ту же очередь, радиолокационная сигнатура усовершенствованных истребителей семейства МиГ-29 может быть снижена до 0,8-1 м2 за счёт нанесения современных радиопоглощающих покрытий. В схватке с наиболее амбициозными истребителями 5-го поколения F-35A/B/C модернизированные МиГ-29СМТ будут чувствовать себя гораздо уверенней, нежели варианты оснащённые «щелевыми» БРЛС «Топаз» и «Жук-МЭ». Лёгкая фронтовая авиация ВКС России сможет реально «показать зубы» в дальнем воздушном бою и операциях класса «воздух-поверхность», что на данный момент практически нереализуемо.

Конечно же, для оценки любого многоцелевого истребителя в дальнем воздушном бою необходимо обладать информацией о применяемых им ракетах класса «воздух-воздух». Исключением не являются и модернизированные МиГ-29С/СМТ. Помимо стандартных ракет с активной радиолокационного ГСН Р-77, самолёты могут получить их более дальнобойные модификации РВВ-СД («Изделие 170-1») с более длительным маршевым режимом работы ТРД, либо версии с прямоточным воздушно-реактивным двигателем «Изделие 180-ПД». Радиус действия «Изделия 170-1», по официальной информации, достигает примерно 115 км в переднюю полусферу, что сопоставимо с показателем предпоследней версии AMRAAM — AIM-120C-7; фактически же эта цифра может переваливать за 120-130 км при баллистической траектории полёта на высотах около 30 км (потеря скорости на этой высоте примерно 5,5 раз меньше, нежели в нижних слоях тропосферы). Дальность действия «Изделия 180-ПД» может составлять 150 и более километров. Семейство ракет РВВ-СД обладает предельными перегрузками до 45 ед., что позволяет перехватывать цели, маневрирующие с перегрузкой 15-17G (тоже отличный показатель для современного вооружения «воздух-воздух»).

Не менее важным критерием для оценки боевых возможностей модернизированных истребителей МиГ-29С в режиме «воздух-воздух» является техническое совершенство их оптико-электронных прицельно-навигационных комплексов (ОЭПрНК). Американские и западноевропейские военно-аналитические ресурсы и форумы с завидной регулярностью поднимают вопрос о дальности обнаружения перспективных малозаметных истребителей F-22A и F-35A подобными изделиями, и в итоге приходят к очень неутешительным результатам. Так, 4 февраля 2017 года, военно-аналитическое новостное издание «Военный Паритет» со ссылкой на западные источники, сообщило, что дальность обнаружения малозаметного истребителя F-35A китайскими оптико-электронными комплексами-аналогами AN/AAQ-37 DAS, установленными на J-20 «Чёрной орёл», может достигать 70 км. Такие цифры являются очень неприятными для американцев, поскольку китайские «тактики» смогут обнаруживать «Лайтнинги» в ЗПС в пассивном режиме, без вскрытия своего местонахождения. Для наших МиГ-35 «Fulcrum-F» складывается аналогичная ситуация. Серийные машины планируется комплектовать носовыми модулями ОЭПрНК ОЛС-УЭМ. Несмотря на то, что их относят к новому поколению тепловизионных систем, дальность обнаружения истребителя противника в форсажном режиме составляет около 60 км в заднюю полусферу и около 25 км — в переднюю. Ещё более сложная ситуация складывается с ранним образцом станции — изделием ОЭПС-29, которым оснащёны фронтовые истребители МиГ-29А/С. Дальность обнаружения целей у неё — от 20 до 30 км, что не даст абсолютно никаких преимуществ в бою с усовершенствованным 4-м и 5м поколением.

К примеру, французские «Рафали», а также британские и немецкие «Тайфуны» оснащаются в 2-3 раза более чувствительными инфракрасными датчиками OSF и «Pirate-IRST» дальность обнаружения тактических истребителей на форсажном режиме полёта может достигать 150 км. Более того, ИК-матрицы этих датчиков не только отображают маркер обнаруженной теплоконтрастной цели на ИЛС и МФИ пилота, но и могут предоставить инфракрасное изображение сопровождаемого летательного аппарата с оптическим и цифровым увеличением, благодаря которому можно чётко идентифицировать его на расстоянии десятков километров. По поводу таких возможностей у ОЛС наших «МиГов» и «Сушек» информации пока не поступало. Следовательно, модернизация линейки МиГ-29А/С по оптико-локационной части, на первом этапе, должна заключаться в разработке и интеграции более чувствительных ОЭПрНК типа ОЛС-35/50М, которыми будут оснащаться тяжёлые машины типа Су-35С или Т-50 ПАК-ФА (дальность их действия по истребителям в ЗПС доведена до 90-120 км, в ППС — 55-60 км). Второй этап может предусматривать установку ещё более совершенного сенсора последнего поколения с возможностью визуализации сопровождаемого объекта на многофункциональных индикаторах лётчика или оператора систем.

НУЖНА ЛИ МОДЕРНИЗИРОВАННАЯ БОРТОВАЯ РЛС ОБНОВЛЁННЫМ ДАЛЬНИМ ПЕРЕХВАТЧИКАМ МИГ-31БМ?

Примерно к началу XXI века технический, а соответственно и боевой потенциалы тяжёлых перехватчиков МиГ-31Б практически полностью перестали соответствовать уровню и разносторонности воздушных угроз со стороны ВВС основных стран-противников. Проблема заключалась в том, что бортовая РЛС с ПФАР РП-31 Н007 «Заслон» обладала недостаточным энергетическим потенциалом, из-за чего по дальности обнаружения воздушных целей она уступала не только таким радарам с АФАР, как AN/APG-79 (палубный многоцелевой истребитель F/A-18E/F/G), но и обыкновенным РЛС со щелевыми АР типа AN/APG-70 (ранняя версия F-15E «Strike Eagle»), а также ECR-90 «Captor-M» (EF-2000 «Typhoon»). Не блистала и пропускная способность РЛК «Заслон»: как и у «щелевых» радаров, количество сопровождаемых на проходе целей составляло всего 10 целей, захватываемых — 4 цели. Бортовой вычислитель «Аргон-К» не мог обеспечить лучшие показатели. Максимальная дальность захвата истребителя F-16C c ЭПР 3-4м2 (с подвеской) составляла порядка 140 км, в то время как «Фалькон» обнаруживает МиГ-31 на удалении 190-210 км. Более того, управляемые ракеты воздушного боя Р-33, оснащённые ПАРГСН, имели G-лимит по маневрирующей цели порядка 5-8 ед., низкую помехозащищённость и эффективный радиус действия в 120-140 км, что уже не соответствовало уровню дальнего перехватчика XXI века.

Именно по этой причине к концу 90-х гг. было принято решение о разработке методики по обновлению всего авиапарка МиГ-31Б за счёт установки ранее разработанного РЛК «Заслон-М» и более дальнобойных модификаций ракеты Р-33 — Р-33С/37. Опционально более продвинутый МиГ-31БМ ещё в 1994-м году продемонстрировал лётчикам и командованию ВВС, а также представителям Минобороны уникальные боевые качества, уничтожив высотную воздушную цель на расстоянии 300 км с помощью использования ракет Р-37. Окончательное решение об обновлении авиапарка было принято в 2011 году, и уже весной 2014-го усовершенствованные машины начали поступать на вооружение 790-го истребительного авиаполка, развёрнутого на АвБ Хотилово (Тверская область). Эти перехватчики несли на борту ещё более совершенную версию БРЛС — «Заслон-АМ»; от базового варианта «М» она отличается более современным и высокопроизводительным процессором «Багет-55». В семействе «Заслонов», разработанном специалистами Научно-исследовательского института приборостроения им. В.В. Тихомирова (НИИП) (дочернее предприятие «Концерна ПВО «Алмаз-Антей»), вариант «АМ» имеет окончательную конфигурацию элементной базы: его модернизационный задел полностью исчерпан. Об этом заявил гендиректор НИИП Юрий Белых, что в полной мере соответствует действительности.

Энергетические возможности БРЛС «Заслон-АМ» увеличены примерно в 2 раза в сравнении с обычной 8Б «Заслон»: дальность обнаружения цели с ЭПР 1м2 достигла 200-230 км, малозаметного истребителя F-35A — около 140 км; количество сопровождаемых целей достигло 24 ед., а скорость перехватываемой цели — 6300 км/ч. Кроме этого, новая станция может управлять ракетами класса «воздух-воздух» семейства Р-77, включая «Изделие 180-ПД», за счёт чего МиГ-31БМ стал способен вести борьбу с высокоманевренными летательными аппаратами противника, к чему не был адаптирован обычный МиГ-31Б. Но это вовсе не означает, что исчерпан модернизационный потенциал МиГ-31БМ в целом.

Если, к примеру, рассматривать «Заслон-АМ» на фоне современных авиационных бортовых РЛС с АФАР, можно заметить множество недостатков. Пассивная ФАР представлена мощным центральным радиочастотным источником, который передаёт излучение на излучающим модуль из нескольких сотен ППМ; выход из строя этого источника приведёт к невозможности работы всей бортовой РЛС. Также РЛС с ПФАР «Заслон-АМ», из-за невозможности индивидуального частотного режима работы ППМ, не имеет возможности создавать направленные радиоэлектронные помехи. Все эти технологические минусы пассивной ФАР являются очень негативным явлением, особенно в системе управления вооружением современных перехватчиков дальнего радиуса действия, ведь эти машины предназначены для действий на дальних подступах к границам и стратегически важным промышленным зонам государства, где зачастую приходится полагаться лишь на техническое совершенство радиолокационного прицельного комплекса собственного перехватчика.

Перехватчики МиГ-31БМ уже в ближайшем будущем будут нуждаться в принципиально новой РЛС с АФАР, разработанной на базе радара под индексом Н036 «Белка» (планируется к установке на Т-50). Большой носовой обтекатель даёт возможность установки мощной бортовой РЛС с диаметром полотна 1,4 м и более чем 2000 приёмо-передающих модулей, изготовленных как на основе стандартных арсенид-галиевых проводников, так и на базе перспективных керамических обложек с серебряными илиплатиновыми проводниками. На высоте 19-22 км такой радар сможет обнаруживать цель типа «истребитель поколения 4+» на дальности до 400-420 км, сопровождать 60-100 целей и захватывать до 16 ВЦ. Также МиГ-31БМ получат возможности ведения направленной РЭБ, наблюдения за поверхностными целями в режиме SAR и ведения радиотехнической разведки. Важность начала такого этапа модернизации МиГ-31БМ имеет решающее значение в поддержании современного состояния наиболее оперативной компоненты Воздушно-космических сил России.

Источники информации:
http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13182

http://forum.militaryparitet.com/viewtopic.php?id=13183
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29s.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29smt.html
http://www.migavia.ru/index.php/ru/produktsiya/novoe-unifitsirovannoe-semejstvo-istrebitelej/mig-29m-m2
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig29m2.html
http://www.airwar.ru/enc/fighter/mig31bm.html
http://www.leonardocompany.com/en/-/raven-1
http://www.leonardocompany.com/en/-/skyward-1
http://militaryrussia.ru/blog/topic-102.html

topwar.ru

В погоне за «сенсацией» МиГ-31БМ обвинили в близорукости » Военное обозрение

Несколько месяцев назад стало известно, что в ближайшие годы будет модернизировано 60 перехватчиков МиГ-31. В ходе работ самолеты отремонтируют и продлят им ресурс, а кроме того установят новое радиоэлектронное оборудование, соответствующее модификации МиГ-31БМ. Хорошее и полезное начинание. Однако, как и множество подобных программ, модернизация истребителей стала объектом новоиспеченной «сенсации». Во вторник издание «Известия» опубликовало заметку, в которой были приведены уже известные сведения относительно идущей модернизации МиГ-31. Однако основная часть статьи была отдана высказываниям помощника гендиректора НПО «Правдинский радиозавод» В. Орлова. Именно они привлекают наибольшее внимание, но обо всем по порядку.
Основной элемент текущей модернизации перехватчиков МиГ-31 до состояния МиГ-31БМ – установка новой бортовой радиолокационной станции и системы управления вооружением «Заслон-АМ», разработанных НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова, а также сопутствующего оборудования. Новая аппаратура поможет увеличить дальность обнаружения и взятия цели на сопровождения примерно на треть, в зависимости от метеоусловий и параметров полета цели. Точные цифры зависимости дальностей от эффективной площади рассеяния цели пока не назывались. Все, что известно относительно расстояний до видимой и атакуемой целей – обнаружение цели типа «истребитель» осуществляется на дальностях до 320 километров, а атака и уничтожение возможны на дальности около 280 км. Тип истребителя-цели, который использовался при расчетах, как это всегда бывает, не назывался. Кроме того, МиГ-31БМ имеет расширенную номенклатуру вооружений, в том числе ракеты «воздух-воздух» большой дальности Р-37 и корректируемые авиабомбы. Самолет МиГ-31БМ сохраняет прежние возможности по несению оружия: на шести точках подвески (плюс две для дополнительных баков) может перевозиться любое доступное вооружение. Примечательно, что возможности новой БРЛС и системы управления вооружением позволяют почти одновременно отстрелять весь комплект ракет: «Заслон-АМ» может одновременно сопровождать до 24 целей и обстреливать шесть, причем потенциал систем позволяют атаковать и большее количество целей. Такие возможности обеспечиваются фазированной антенной решеткой радиолокационной станции.

Казалось бы, 60 самолетов получат современное оборудование и смогут охранять границы нашей страны еще не один год, все хорошо. Но приведенные в «Известиях» сведения вполне могут повлечь за собой скандал. Дело в том, что помощник генерального директора Правдинского радиозавода (предприятие находится в городе Балахна Нижегородской области и входит в состав концерна «Алмаз-Антей») серьезно раскритиковал применяемые на МиГ-31БМ аппаратные средства. По словам В. Орлова, реальные показатели новой РЛС перехватчика значительно ниже заявленных. Он утверждает, обнаружение цели в передней полусфере при встречных курсах происходит только на рубеже в 85-90 километров. Если же перехватчику приходится догонять цель, то дальность обнаружения сокращается вообще до 25 км. Само собой, подобные характеристики недостаточны для современного воздушного боя. В качестве примера Орлов привел американский истребитель F-14. По словам помощника гендиректора Правдинского радиозавода, радиолокационная станция американского самолета раньше «видела» цели на расстоянии до 230 километров, а после модернизации этот показатель вырос до 400. Более того, отечественные РЛС и СУВ «Заслон-АМ» имеют слишком низкие показатели для маневренного воздушного боя. Причиной использования столь несовершенной аппаратуры Орлов считает желание министерства обороны поддержать те или иные предприятия, пусть даже и ценой обороноспособности страны. Иначе, как говорит сотрудник Радиозавода, люди могут остаться на улице и начнутся социальные потрясения, вплоть до бунтов.

На вид, ситуация серьезная, если не сказать страшная. Тем не менее, подробное рассмотрение высказываний отдельных лиц способно изменить впечатление об обстановке. Сперва стоит обратить внимание на объявленные показатели дальности обнаружения и атаки целей. Люди, даже поверхностно знакомые с основами радиолокации, знают, что дальность обнаружения объекта в первую очередь зависит от мощности отражаемого целью сигнала. Его обычно повышают при помощи увеличения мощности передатчика, улучшения чувствительности приемника, а также подбором необходимого диапазона излучения. Однако популярные в последние годы технологии снижения радиолокационной заметности делают свое дело: эффективная площадь рассеяния самолетов уменьшается, а вместе с ней падает и мощность отражаемого сигнала. Таким образом, объекты с большей ЭПР могут быть обнаружены на большом расстоянии, а с меньшей, в свою очередь, на сравнительно малом. Соответственно, при расчете дальности обнаружения целей следует учитывать и их ЭПР. Да и в различных справочных материалах по радиолокационным станциям зачастую указывается не просто дальность обнаружения цели, но и параметры последней. Из этого можно сделать вывод: по каким-то причинам Орлов сравнивает показатели радиолокационных станций двух разных самолетов «при помощи» целей с различными характеристиками.

Второй нюанс сравнения МиГ-31БМ и Grumman F-14 Tomcat заключается в их «биографии» и тактическом предназначении. Для начала стоит вспомнить, что БРЛС Raytheon AN/APG-71 последней модификации американского самолета – F14D Super Tomcat – на расстояниях в 230 километров обеспечивала обнаружение только крупных целей с большой эффективною площадью рассеивания, таких как бомбардировщики B-52 и т.д. Что касается дальности пуска ракет, то в арсенале «Супер Томкэта» действительно был боеприпас с радиусом действия не менее 150 километров – ракета AIM-54 Phoenix. И все же F-14 не является конкурентом для МиГ-31БМ, и вот почему. Сначала в 2004 году с вооружения сняли ракету «Феникс», а через два года на базы хранения и утилизации отправились и последние самолеты F-14D. Причем первые «Томкэты» стали выводиться из состава ВВС США еще в середине девяностых. В настоящее время связка F-14 + AIM-54 состоит на вооружении и эксплуатируется только в Иране.

Теперь рассмотрим сентенции относительно ближнего воздушного боя. Самолет МиГ-31 изначально разрабатывался в качестве дальнего всепогодного перехватчика. Концепция его применения подразумевала быстрый выход к рубежу пуска ракет, атаку перехватываемой цели или целей и уход на свой аэродром. МиГ-31 в своей первой версии мог атаковать вражеские самолеты и крылатые ракеты на дальностях около 120 километров, в дальнейшем этот показатель только рос. Нетрудно догадаться, что при такой дальности стрельбы перехватчик сможет атаковать цели, израсходовать свой боезапас и уйти домой до того, как сам подвергнется опасности быть атакованным. Вряд ли в таких условиях дело дойдет до ближнего маневренного боя.

Довольно странными выглядят и измышления В. Орлова по поводу причин установки на МиГ-31БМ именно «Заслонов-АМ», а не других радиолокационных станций. НИИ Приборостроения им. В.В. Тихомирова является одним из лидеров отечественной электронной промышленности и вряд ли его можно назвать отстающим и рискующим остаться без заказов и работы. Естественно, институт сейчас переживает не самые лучшие годы в своей жизни, но и голодные бунты ждать не нужно.

Напоследок стоит разобрать еще одно заявление В. Орлова. Он считает, что аппаратура МиГ-31БМ не только имеет недостаточные дальности обнаружения и поражения, но и не способна «видеть» ряд специфических целей. Так, рабочие частоты «Заслона-АМ» (была названа 6 ГГц) не позволяют самолету находить самолеты, построенные с применением стелс-технологий. По мнению Орлова, отечественные РЛС должны переходить с сантиметрового диапазона на дециметровый или даже метровый. В этом контексте, во-первых, нужно напомнить: конкретная частота работы передатчика той или иной РЛС является секретной информацией и порой скрывается даже после снятия станции с вооружения. Поэтому уверенные заявления о шести гигагерцах смотрятся, по меньшей мере, странно. Второй спорный момент в рассуждениях о частотных диапазонах касается необходимости увеличения длины волны. Создатели радиолокационных систем со временем перешли к сантиметровым диапазонам сразу по нескольким причинам. Это повышенная в сравнении с другими частотами точность обнаружения и сопровождения объектов, сравнительно низкое энергопотребление (что важно для авиации), а также меньшие габариты антенны. Возвращение к дециметровому или метровому диапазону может не оправдать ожиданий. Кроме того, с созданием подобных систем для самолетов обязательно возникнут характерные трудности.

Как видим, в очередной раз средства массовой информации в погоне за «сенсационной» новостью то ли обратились не к тому источнику, то ли не потрудились проверить сведения. Вне зависимости от причин появления публикации с так называемыми жареными фактами, озвученные в ней слова, скорее всего, получат широкое распространение в определенных кругах и станут причиной очередных споров. Вероятно, в ходе дальнейшего разбора заявлений помощника директора НПО «Правдинский радиозавод» выяснятся новые факты и появятся версии относительно высказанных вещей. Однако с куда большей уверенностью можно предсказать скорое появление новых скандальных сообщений на другие темы.

По материалам сайтов:
http://izvestia.ru/
http://aex.ru/
http://airwar.ru/
http://niip.ru/
http://npo-prz.ru/
http://militaryrussia.ru/

http://janes.com/

topwar.ru

ОРУЖИЕ ОТЕЧЕСТВА, ОТЕЧЕСТВЕННОЕ ОРУЖИЕ И ВОЕННАЯ ТЕХНИКА (ОВТ)ВООРУЖЕНИЯ, ВОЕННАЯ ТЕХНИКА, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЙ СБОРНИК, СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ, ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ ОПК, БАСТИОН ВТС, НЕВСКИЙ БАСТИОН, ЖУРНАЛ, СБОРНИК, ВПК, АРМИИ, ВЫСТАВКИ, САЛОНЫ, ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ, НОВОСТИ, ПОСЛЕДНИЕ НОВОСТИ, ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, СОБЫТИЯ ФАКТЫ ВПК, НОВОСТИ ОПК, ОБОРОННАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, МИНИСТРЕСТВО ОБОРОНЫ, СИЛОВЫХ СТРУКТУР, КРАСНАЯ АРМИЯ, СОВЕТСКАЯ АРМИЯ, РУССКАЯ АРМИЯ, ЗАРУБЕЖНЫЕ ВОЕННЫЕ НОВОСТИ, ВиВТ, ПВН


СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ВООРУЖЕНИЕМ «ЗАСЛОН» ИСТРЕБИТЕЛЯ МИГ-31

THE WEAPON CONTROL SYSTEM «ZASLON» OF THE MIG-31

РЛС «Заслон» первая в мире авиационная РЛС с ФАР, в радаре были использованы самые перспективные технические решения по всем устройствам.
Работам по РЛС «Заслон» предшествовали исследования группы инженеров под руководством профессора Б.И.Сапсовича по построению ФАР для авиационных систем вооружения. Была проведена НИИР научно-исследовательская работа «Гроза», которая не дала никаких практических рекомендаций и не послужила основанием для продолжения работ. В результате разработка многоканальной РЛС с ФАР была поручена НИИП.
Система управления вооружением СУВ РП-31 Н007 «Заслон» разработана в НИИ Приборостроения (Главные конструкторы Ю.Н.Фигуровский, В.К.Гришин, Ю.Гуськов, А.Федотченко).
СУВ предназначена для поиска, обнаружения, опознавания и сопровождения воздушных целей, летящих в передней и задней полусферах, на фоне свободного пространства и фоне земной и водной поверхности, при организованном помеховом противодействии.
Разработка РЛС «Заслон» четвертого поколения была начата НИИП в 1968 году для истребителя-перехватчика Е-155МП на базе МиГ-25. Создание авиационного комплекса перехвата нового поколения, получившего обозначение С-155 «Заслон», началось в соответствии с Постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР № 397-152 от 24 мая 1968 г. Он предназначался, прежде всего, для противодействия потенциальной угрозе, исходившей от новых и перспективных американских бомбардировщиков FB-111 и AMSA (В-1), тактических ударных самолетов и крылатых ракет, способных выполнять скоростной полет с огибанием рельефа местности, а также от высотного «трехмахового» разведчика SR-71.
Перехватчик предполагалось оснастить тремя-четырьмя ракетами класса «воздух-воздух» большой дальности. Первоначально РЛС под обозначением «Смерч-100″ создавалась для одного из вариантов самолета Ту-148 с ракетами Р-100 или К-33. На базе наработок по РЛС «Смерч-100″ для самолета МиГ-25ПА в последствии была создана РЛС «Заслон» для истребителя-пепрехватчика МиГ-31.
Работы по РЛС для МиГ-31 начались в НИИ радиостроения в 1969 году, из-за большого объема работ в дальнейшем к работам было привлечено КБ радиостроения в Жуковском. В дальнейшем эти два коллектива были объединены в НПО «Фазатрон». Самолет МиГ-31 спроектировали вокруг мощной РЛС «Заслон» с фазированной антенной решеткой, где сканирование луча осуществлялось электронно, что позволило многократно увеличить скорость сканирование, скорость переброски луча, углы обзора и точность определения координат.
Электронное управление лучом явилось чрезвычайно действенным средством решения про­блемы одновременного слеже­ния за несколькими целями и обзора пространства в широком секторе углов.
СУВ «Заслон», включавшая бортовой локатор РП-31 и ряд других подсистем, должна была обнаруживать воздушную цель с эффективной поверхностью рассеивания отраженных радиолучей (ЭПР) 16м² на дальности до 200км. Максимальная дальность сопровождения цели типа «бомбардировщик Ту-16» должна была составлять 120 км. а цели типа «легкий истребитель» – 90 км в передней и 70 км в задней полусферах. С помощью «Заслона» предстояло реализовывать принцип групповых действий при наличии прерывистой или разовой информации о цели, что позволяло перехватчикам успешно работать в районах, где отсутствовало сплошное радиолокационное поле.
Важной составляющей СУВ «Заслон» стал бортовой вычислитель, созданный на базе ЦВМ А-15 («Аргон-15»).
Система управления вооружением устанавливается на самолетах МиГ – 31 и его модернизациях, предназначенных для перехвата воздушных целей на большом расстоянии, ведения автономных и групповых действий, взаимодействия с системами НАСУ и АСУ.
Аппаратура СУВ «Заслон» позволяет использовать МиГ 31 для решения задач перехвата воздушных целей любых типов во всем доступном для аэродинамических летательных аппаратов диапазоне высот и скоростей полета (в том числе и крылатых ракет, совершающих маловысотный полет в режиме огибания рельефа местности), причем на автоматическое сопровождение одновременно принимается до 10 целей, 4 из которых могут одновременно обстреливаться управляемыми ракетами большой дальности. Кроме того, благодаря многоканальности радиолокационного комплекса с ФАР и большой дальности обнаружения МиГ 31 может применяться в качестве воздушного командного пункта своего рода “мини АВАКСа” в составе группы самолетов перехватчиков.
Перехват и уничтожение воздушных целей, летящих на высотах 50 -28000 метров в передней и задней полусферах, в томчисле на фоне земли, в сложных метеоусловиях, при маневрировании и использовании и использовании противником средств активного и пассивного противодействия.
Группа из четырех самолетов МИГ-31 способна обмениваться в автоматическом режиме информацией о целях, находящихся на сопровождении в полосе шириной 800 км, находясь на удалении до 2000 км от наземного командного пункта, с передачей информации о целях на наземный или воздушный командный пункт.
Самолет МИГ-31 способен наводить на цели до трех самолетов Миг-23,Миг-29,Су-27 без включения радиолокаторов этих самолетов.
Система управления вооружением в составе самолета МИГ-31 обеспечивает применение вооружения: Р33Э, РВВ-АЕ, Р-73Э.
Для испытаний аппаратуры СУВ «Заслон» использовали две ЛЛ на базе Ту-104, разработанные НПО «Взлет». На первой из них летные испытания начались весной 1973 г. и решались чисто радиотехнические задачи: отработка управления ФАР, процессов поиска и обнаружения целей. Вторая ЛЛ начала полеты осенью 1975 г. Она предназначалась для испытаний СУВ в целом, хотя на первых порах использовалась тоже по радиотехнической тематике, в частности, для отработки захвата цели и ее дискретного сопровождения. На последующих этапах проводилась отработка сопряжения нового радара с подвешиваемыми под крылом самолета ракетами, включая их пуски.
Первые полеты опытных самолетов с ФАР проводились с 1976 года, 15 февраля 1978 года был выполнен полет самолета который впервые обнаружил и сопровождал 10 целей.
Государственные испытания самолета МиГ-31, РЛС «Заслон» и другого вооружения проводились в ГНИКИ ВВС под Владимировкой. Первый самолет МиГ-31 (тип 01) постройки Горьковского авиационного завода поступил на испытания в 1977 г. и уже тогда отличался целым рядом конструктивных доработок. Серийное же производство МиГ-31 было развернуто в 1979 г.
Перехватчики МиГ-31 начали поступать в части только в конце 1980-х годов. Серийное производство СУВ «Заслон» и ФАР Б1.01М для истребителя МиГ-31 было развернуто на заводах НПО «Ленинец».
Из-за утечки информации по самолету МиГ-31 и его вооружению в результате шпионской деятельности А.Толкачева в 1985 году, началась модернизация системы вооружения самолета. Самолет получил обозначение – МиГ31Б.
На сегодняшний день Нижегородский авиазавод “Сокол” выпустил более 450 перехватчиков МиГ 31 и МиГ 31Б, из которых около 350 в настоящее время состоит на вооружении ВВС России.
Модернизация
— увеличение дальности обнаружения;
— применение новых типов ракет;
— внедрение цифрового приемника;
— модернизация БРЭО.
С 2007 года капремонт и модернизацию этих уникальных самолетов до модификации МиГ-31БМ выполняет НАЗ «Сокол», как единственный производитель этих самолетов.
На территории РФ имеются сервисные центры и предприятия производящие регламентные и ремонтные работы.

ХАРАКТЕРИСТИКИ

Самолет-носитель МиГ-31, МиГ-31Б (РЛС «Заслон-А»), Ту-148 (проект), Е-155МП (МиГ-25МП)
Система управления вооружением, в том числе: СУВ «Заслон»
Тип РЛС импульсно-доплеровская с квазинепрерывным излучением
Фазированная антенная решетка с электронным управлением лучом Б1.01 (Б1М – для РЛС «Заслон-А»)
Бортовая цифровая вычислительная машина «Аргон-15″ (»Аргон-К»), Багет 55.06.08
Трехканальный аналоговый приемник Б3
Передающее устройство Б2
Система сопряжения с бортовой аппаратурой
Система объективного контроля
Тип радиолокатора Импульсно – доплеровская РЛС
Частота повторения импульсов высокая
РЛС в режиме «Воздух-воздух» обеспечивает:
Одновременное сопровождение
Подсвет воздушных целей и передача команд радиокоррекции для управления ракетами с полуактивным ГСН
Определение государственной принадлежности
Работа в условиях радиоэлектронного противодействия
Определение координат и атака постановщика помех
Система индикации на лобовом стекле ППИ-70В
Запросчик аппаратуры системы госопознавания
Телекодовая система обмена данными АПД-518
Дальность обнаружения, км:
— Дальность обнаружения воздушной цели типа бомбардировщик (ЭПР=19м², с вероятностью 0,5) в переднюю полусферу 200
— Дальность обнаружения воздушной цели типа истребитель (ЭПР=3м², с вероятностью 0,5) в заднюю полусферу 35
— нормальная (ЭПР=5м2) 180
— цели типа с МиГ-21 (ЭПР=2м2) в ППС 70-90
— цели типа с МиГ-21 (ЭПР=2м2) в ЗПС 70
— Обнаружение целей по тепловому излучению 56
Дальность сопровождения цели, км:
— в ЗПС (автоматического) 120
— В ППС 200
Дальность стрельбы ППС/ЗПС, км 2,5-120 (110)
Высота, м:
— применения 50-28000 (50-30000)
Зона обзора, град.:
— в горизонтальной плоскости ±35
— в вертикальной плоскости ±60 (от -60 до +70)
Количество сопровождаемых целей 10 (24)
Количество обстреливаемых целей 4 (8)
Диаметр антенны, м 1,1
Вес РЛС, кг 1000
Тип применяемых ракет Р-33 (изд. 410)

А.В.Карпенко, ВТС «БАСТИОН» 03.09.2016

Источники:
1-материалы выставки посвященной 55-летию Ленинградской апмии ПВО, апрель 1997 года – Пушкин
2 – Государственный научно-исследовательский институт авиационных систем 1946-1996 г.г. Очерки истории. Под ред. академика РАН Е.А.Федосова. М:1996
3-Е.И.Гордон, В.Г.Ригмант «Скрипач», защищавший небо…» – «Авиация и время» №2-1997
4-Г.Соколов «Российские ракеты «воздух-воздух» – «Военный парад» №1-1996
5-А.Канащенков, А.Растов «Система Тихомирова» – «Труд» от 26 февраля 1997
6-»Авиация ПВО» – «Вестник воздушного флота» №3-1996
7-МНИИ «Агат» (реклама) – «Военный парад» №5-1997
8-А.Канащенко, В.Рогов «Всегда впереди и всегда вперед!»-»Военный парад» №5-1997
9-А.Манушкин «МиГ-31: курс на Париж»- «Красная звезда» №122-123 от 1 июня 1991
10-А.Андрюшков «МиГ-31: истребительдальнего перехвата»-»Красная звезда»
11-рекламный проспект «Mikoyan design bureau MIG-31″
12-В.Ильин «Английская гончая» с красными звездами»-»Крылья родины» №3-1993
13-А.Канащенков, А.Растов «Школа Тихомирова» – Aerospace Journal, March-April -1997
14 – Ю.Белый, А.Синани «Антенные системы и радары с электронным управлением лучом» – «Военный парад» сентябрь-октябрь 1998
15 – Н.С.Строев «Военная авиация» – «Советская военная мощь», М: «Военный парад», 1999
16 – P.Butowski «Rosjanie w Farnborough» – nTW №11-1998
17 – http://www.niip.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=12:-l-r-lr&catid=8:2011-07-06-06-33-26&Itemid=8
18 – Ефим Гордон Заслон на дальних рубежах, Авиация и Время, №3 – 2009, http://www.nnre.ru

ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31
МОДЕРНИЗИРОВАННЫЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ-ПЕРЕХВАТЧИК МИГ-31БМ
АВИАЦИОННАЯ РАКЕТА БОЛЬШОЙ ДАЛЬНОСТИ Р-33
РАДИОЛОКАЦИОННАЯ СТАНЦИЯ С АФАР «ЗАСЛОН-АМ»
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ИНСТИТУТ ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ИМЕНИ В.В.ТИХОМИРОВА

bastion-opk.ru

АО «ЗАСЛОН» на «АРМИЯ-2016» | АО ”ЗАСЛОН”

     Научно-технический центр АО «ЗАСЛОН» принял участие во втором Международном военно-техническом форуме «АРМИЯ-2016». Это первое по масштабу мероприятие ОПК проходящее в Военно-патриотическим парке культуры и отдыха Вооруженных сил РФ «Патриот» в подмосковной Кубинке.

     Основная цель участия АО «ЗАСЛОН» в форуме — представление своих достижений в области авиационной и морской радиолокации, проектов по созданию нового климатического оборудования, знакомство с новыми технологиями, материалами для внедрения их в производство, а также развитие военно-технического сотрудничества.

     Форум открыл Министр обороны России, генерал армии Сергей Шойгу, который подчеркнул, что российское оружие не раз доказывало свою эффективность, «ежегодно держа серьезный экзамен в ходе масштабных учений, тренировок и внезапных проверок, хорошо зарекомендовав себя в военной операции в Сирии». Глава российского военного ведомства выразил надежду, что зарубежные коллеги смогут в очередной раз убедиться в высокой надежности российского оружия, а отечественные предприятия и организации готовы предложить широкий спектр услуг от поставки вооружения и техники до их послегарантийного обслуживания и подготовки специалистов.

     На форуме были представлены 40 тематических разделов, где демонстрировались передовые разработки в сфере радиоэлектронной борьбы и разведки, оптико-электронных и геоинформационных систем, беспилотной авиации, лазерных технологий, средств гидрометеорологического обеспечения, ядерно-оружейного комплекса, созданных в интересах вооруженных сил. Участниками форума стали государственные корпорации, предприятия оборонно-промышленного комплекса России, ведущие научно-исследовательские институты, гражданские и военные высшие учебные заведения, а также отечественные и зарубежные разработчики, производители вооружения, военной техники и технологий двойного и специального назначения.

     Свою продукцию продемонстрировали 58 оборонных предприятий и холдингов из 13 иностранных государств. По информации Министества обороны Российской Федерации, за все дни работы форума площадки посетили более полумиллиона человек.

     В рамках военно-технического форума специалисты АО «ЗАСЛОН» представили инновационную разработку: бортовую радиолокационную станцию (БРЛС) «В006Э», которая предназначена для оснащения вертолетов класса Ми-8. БРЛС «В006Э» позволяет решать различные тактические задачи, в том числе: поиск, обнаружение и сопровождение наземных, морских и воздушных целей; формирование полетного задания и целеуказание ракетам класса «воздух-поверхность»; информационное обеспечение специальных и спасательных операций; обнаружение метеообразований; предупреждение столкновения с препятствиями при полете на малых высотах. Приемо-передающие модули (ППМ) данной станции разработаны конструкторами АО «ЗАСЛОН» и изготавливаются непосредственно на  предприятии.

     Помимо авиационной БРЛС предприятие представило широкой публике перспективный многофункциональный радиолокационный комплекс (МФ РЛК) АФАР РЛС-Х «Заслон», предназначенный для надводных кораблей ВМФ России. На основном информационном дисплее пульта оператора, входящего в состав изделия РЛС-Х-МФ РЛК-Э, демонстрировались сценарии по поиску, обнаружению и сопровождению воздушных целей, малоразмерных низколетящих целей, надводных целей и т.д.

     На уличной экспозиции АО «ЗАСЛОН» представило натурный образец аэродромного кондиционера АК 1,0-30-1-1У (на шасси УРАЛ), предназначенного для кондиционирования воздуха в кабинах, салонах, технических отсеках, блоках специального оборудования воздушных судов и вентиляции защитного снаряжения летного состава на земле при неработающей бортовой системе кондиционирования; а также натурный образец установки проверки гидросистем УПГ 200/350Л, предназначенного для питания и заправки рабочей жидкостью гидравлических систем самолетов при их наземной отработке. 

     В период проведения Международного военно-технического форума «АРМИЯ-2016» выставочный стенд АО «ЗАСЛОН» посетило более 100 представителей различный компаний и организаций. Важными гостями стенда стали Военно-научный комитет Генерального Штаба Вооруженных Сил РФ, Главком ВМФ адмирал Владимир Королев, директор Департамента МО РФ по обеспечению ГОЗ Андрей Вернигора и заместитель министра обороны РФ Юрий Борисов. Не остался без внимания стенд АО «ЗАСЛОН» и среди иностранных представителей. Руководители и специалисты АО «ЗАСЛОН» на «АРМИЯ-2016» профессионально продемонстрировали инновационные наработки в сфере радиолокационного и радионавигационного оборудования, ответили на вопросы и рассказали о существующих тенденциях и перспективах развития рынка радиоэлектроники, создания систем и комплексов бортового радиоэлектронного оборудования для самолетов и вертолетов, а также блоков цифровых вычислительных систем.

www.zaslon.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *