их структура и общая характеристика

Во всём мире всем хорошо известно, что российская армия – одна из самых мощных на нашей планете. И она считается таковой по праву. Военно-воздушные силы Российской Федерации входят в состав ВС РФ и являются одним из ключевых звеньев нашей армии. Потому о ВВС надо рассказать более подробно.

Немного истории

История военно-воздушных сил в современном понимании начинается с 1998 года. Именно тогда и сформировались ВВС, которые известны нам сегодня. А образовались они в результате слияния так называемых войск противовоздушной обороны и ВВС. Правда, и сейчас их как таковых уже нет. С прошлого, 2015 года, существует ВКС – Воздушно-космические силы. Соединив подразделения космических и воздушных войск, удалось сплотить потенциал и ресурсы, а также сконцентрировать командование в одних руках – за счет чего увеличилась и эффективность сил. Во всяком случае, именно так и обосновывалась необходимость образовать ВКС.

Эти войска выполняют немало задач. Они отражают агрессию в воздушной и космической сфере, защищают землю, людей, страну и важные объекты от ударов, поступающих оттуда же, и обеспечивают авиационную поддержку боевых действий других военных подразделений России.

Структура

Военно-воздушные силы Российской Федерации (всё-таки многим привычнее называть их пока по-старому, чем ВКС), включают в себя немало подразделений. Это авиация, а также радиотехнические и зенитные ракетные войска в первую очередь. Это роды сил ВВС. Ещё в структуру входят специальные войска. К ним относятся разведывательные, а также связи автоматизированных систем управления и радиотехнического обеспечения. Без этого Военно-воздушные силы России не могут существовать.

К специальным войскам также входят метеорологические, топогеодезические, инженерные, РХБЗ, воздухоплавательные, а ещё инженерные. Но и это ещё не полный список. Он дополняется также войсками материально-технического обеспечения, поиска и спасания, а еще метеорологическими. Но, помимо перечисленного, есть подразделения, главная задача которых заключается в охране органов военного управления.

Другие особенности структуры

Следует отметить, что структура, которой отличаются военно-воздушные силы Российской Федерации, имеет ещё и подразделения. Первая – это дальняя авиация (ДА). Вторая – военно-транспортная (ВТА). Третья – оперативно тактическая (ОТА) и, наконец, четвертая – армейская (АА). Но и это ещё не всё. Подразделения могут в своем составе иметь специальную, транспортную, разведывательную, истребительную авиацию, а ещё штурмовую и бомбардировочную. И у каждой – свои задачи, которые их обязуют осуществлять Военно-воздушные силы.

Состав же всё равно имеет определенную основу, на которой держится вся структура. Естественно, это авиационные базы и бригады, относящиеся к Войскам воздушно-космической обороны.

Ситуация в XXI веке

Каждый человек, хоть немного разбирающийся в данной теме, прекрасно знает, что в 90-х годах военно-воздушные силы Российской Федерации активно деградировали. А все из-за того, что численность личного состава войск и уровень их подготовки был очень мал. Плюс ко всему, техника не отличалась особой новизной, а аэродромов не хватало. К тому же структура не финансировалась, в связи с чем практически не было полётов. Но в 2000-х ситуация стала налаживаться. Если быть точнее, то прогрессировать всё начало в 2009-м. Именно тогда начались плодотворные и капитальные работы, касающиеся ремонта и модернизации всего парка российских ВВС.

Возможно, толчком для этого послужило заявление главнокомандующего войск – А. Н. Зелина. В 2008-м он сказал, что воздушно-космическая оборона нашего государства находится в катастрофическом состоянии. Потому стала производиться закупка современной, новой авиационной техники и совершенствование всей системы в целом.

Символика

Флаг Военно-воздушных сил очень яркий и приметный. Это полотнище голубого цвета, по центру которого располагается изображение двух серебристых пропеллеров. Они между собой будто бы перекрещиваются. Вместе с ними изображена и зенитная пушка. А фон им составляют серебристые крылья. В общем, довольно-таки оригинально и символично. Ещё с центра полотнища будто бы расходятся золотистые лучи (их количество – 14 штук). К слову, расположение их строго регламентировано – это не хаотичный выбор. Если включить фантазию и воображение, то начинает казаться, словно эта эмблема находится посредине солнца, перекрывая его – оттого и лучи.

А если заглянуть в историю, то можно понять, что так и есть. Потому что в советское время флаг представлял собой голубое полотнище с солнцем золотистого цвета, посреди которого изображалась красная звезда с серпом и молотом по центру. А чуть ниже – серебристые крылья, которые будто крепятся на черном кольце пропеллера.

Интересные факты

Стоит отметить, что Военно-воздушные силы Российской Федерации вместе с ВВС США в 2008 году планировали проведение совместных антитеррористических учений. Это должно было произойти на Дальнем Востоке. Сценарий планировался такой: террористы захватывают в аэропорту самолет, а войска предотвращают последствия. Российская сторона должна была привести к действиям четыре истребителя, поисковые спасательные службы и самолёт дальнего радиолокационного обнаружения. От ВВС США требовалось участие гражданского лайнера и истребителей. Плюс пресловутый самолёт. Однако незадолго до запланированного события, буквально за неделю, сообщилось, что учения решено отметить. Многие считают, что причиной послужили обострившиеся отношения между НАТО и Россией.

fb.ru

Военно-воздушные силы (ВВС) и воздушно-десантные войска, их состав и предназначение, вооружение и военная техника

Сегодня мы поговорим о Военно-воздушных силах, а также о роде войск, который часто ассоциируется с ними – это, конечно, воздушный десант.

Флаг и эмблема Военно-воздушных сил

Военно-воздушные силы – это вид Вооружённых Сил, предназначенный для защиты органов высшего государственного и военного управления, стратегических ядерных сил, группировок войск, важных административно-промышленных центров и районов страны от разведки и ударов с воздуха, для завоевания господства в воздухе, огневого и ядерного поражения противника с воздуха, повышения мобильности и обеспечения действий формирований разных видов Вооружённых Сил, ведения комплексной разведки и выполнения специальных задач.

Как видите, ВВС, на сегодняшний день, играет огромную роль. В России в состав Военно-воздушных сил

входят: дальняя авиация, военно-транспортная авиация, фронтовая авиация, армейская авиация, а также – противовоздушные войска.

В свою очередь, фронтовая авиация включает в себя бомбардировочную, штурмовую, истребительную и разведывательную авиацию, а противовоздушные войска включают в себя зенитно-ракетные и радиотехнические войска.

Давайте поговорим о каждом из этих войск в отдельности и начнём с дальней авиации. Дальняя авиация является главной ударной силой ВВС. В её задачу входит поражение важных объектов, кораблей-носителей крылатых ракет морского базирования, энергетических объектов и объектов высшего военного и государственного управления. Также дальняя авиация способна поражать узлы железнодорожных, автомобильных и морских коммуникаций. На вооружении дальней авиации

стоят, в основном, стратегические бомбардировщики.

Например, стратегический сверхзвуковой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Ту-160. Он предназначен для поражения как обычным, так и ядерным оружием наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и глубоком тылу континентальных военных действий. Также дальняя авиация использует стратегический ракетоносец Ту-95МС. Данный самолёт решает ударные задачи по поражению наиболее важных целей в удалённых военно-географических районах и в глубоком тылу континентальных военных действий.

Перейдём к военно-транспортной авиации. Как понятно из названия – это основное средство десантирования войск и боевой техники, а также материальных средств, продовольствия и целых частей или подразделений.

В качестве примеров военно-транспортных самолётов можно привести тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-22 «Антей» и тяжёлый военно-транспортный самолёт Ан-124 «Руслан». Данные самолёты предназначены для перевозки на большие расстояния крупногабаритной боевой техники и войск, десантирования парашютным и посадочным способом.

Самолёты военно-транспортной авиации

Теперь поговорим о фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации. Главная задача фронтовой бомбардировочной и штурмовой авиации – это поддержка Сухопутных войск во всех видах военных действий. В качестве примеров данной авиации приведём фронтовой бомбардировщик с изменяемой геометрией крыла Су-24М и штурмовик Су-25. Су-24М предназначен для уничтожения наземных и надводных целей в любых метеоусловиях

и в любое время суток в тактической и ближайшей оперативной глубине территории противника. Самолёт-штурмовик Су-25 предназначен для уничтожения малоразмерных подвижных и неподвижных наземных объектов в условиях визуальной видимости, а также малоскоростных воздушных целей.

Немалую роль, как вы знаете, играет и разведка – для этого предназначена фронтовая разведывательная авиация. Примером такого самолёта является самолёт дальнего действия радиолокационного дозора, обнаружения и наведения А-50. Он обнаруживает и опознаёт воздушные объекты, их параметры движения и передаёт информацию в командные пункты, чтобы навести истребители-перехватчики.

Что касается фронтовой истребительной авиации, то в её задачу входит уничтожение средств воздушного нападения противника, прикрытие своих войск и важных объектов

. В качестве примеров приведём истребитель для завоевания превосходства в воздухе Су-27, многоцелевой истребитель Су-30 и многоцелевой истребитель МиГ-29. Су-27 предназначен для ведения дальнего и ближнего воздушного боя, а также для перехвата и уничтожения пилотируемых и беспилотных самолётов. Многоцелевые истребители, как понятно из названия, могут выполнять разнообразные задачи, такие как уничтожения воздушных, наземных и надводных целей.

Самолёты фронтовой истребительной авиации

Ещё один вид авиации – это армейская авиация. Главной её задачей является поддержка Сухопутных войск, а также уничтожение десанта, танков и ракетно-ядерных средств противника. К армейской авиации относятся боевой вертолёт Ми-28 и вертолёт огневой поддержки Ка-50

(Чёрная акула). Как мы уже сказали, вертолёты предназначены для поражения различной военной техники, живой силы, а также малоскоростных низколетящих воздушных целей противника.

Вертолёты армейской авиации

Кроме того, в состав ВВС входят зенитно-ракетные войска, которые предназначены для прикрытия войск и объектов от ударов средств воздушного нападения противника и радиотехнические войска, которые предназначены для обнаружения и опознания средств воздушного поражения противника. На вооружении зенитно-ракетных войск стоит зенитная ракетная система Эс300 ПМУ-1. Она предназначена для поражения современных и перспективных самолётов, а также стратегических крылатых и баллистических ракет.

Другие войска ВВС

Радиотехнические войска располагают системой противовоздушной обороны

малого радиуса действия Панцирь С1. Эта система может производиться на стационарном виде, на гусеничном или колёсном ходу, а также на кораблях. Предназначена для уничтожения наземных, надводных и низколетящих целей противника.

Теперь рассмотрим воздушно-десантные войска, которые имеют непосредственное отношение к ВВС, но, тем не менее, являются самостоятельным родом войск, который предназначен для охвата противника по воздуху и выполнения задач в его тылу.

Флаг и эмблема Воздушно-десантных войск

Воздушно-десантные войска считаются армейской элитой, и, будучи высокомобильным родом войск, находятся в постоянной боевой готовности. На вооружении ВДВ, помимо боевой машины десанта также стоят самоходные артиллерийские орудия, гаубицы

и бронетранспортёры. Кроме того, десантные войска оснащены всем оружием, которым оснащены мотострелковые войска.

Давайте подведём итоги сегодняшнего урока. В состав Военно-воздушных сил Российской Федерации входят: дальняя, военно-транспортная, фронтовая и армейская авиации, а также зенитно-ракетные и радиотехнические войска. ВВС предназначены для ведения разведки, воздушных боёв и для поддержки сухопутных войск, а также для высадки десанта и боевой техники. Воздушно-десантные войска являются элитным родом войск, главной целью которых является охват противника по воздуху и решение различных задач в тылу противника.

videouroki.net

ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ — это… Что такое ВОЕННО-ВОЗДУШНЫЕ СИЛЫ?

(ВВС) — вид во оружейных сил гос-ва; название воен. авиации в СССР, США и др.; с 1918 по 1924 сов. ВВС назывались Красным Воздушным Флотом. В 1-ю мировую войну ВВС — вспомогат. род войск, в годы 2-й мировой войны превратились в один из основных видов вооруж. сил. ВВС включают личный состав, самолеты, вооружение, вертолеты, спец. технику, оборудование аэродромов, спец. авиаслужбы, органы и средства управления, учебные заведения, научно-исследоват. учреждения и производств. базу. Развитие ВВС связано с зарождением и развитием самолетостроения, авиадвигателей и различных приборов аэродинамики, авиапроизводства, воздушной навигации и фотографирования, теории возд. стрельбы и бомбометания.

ВВС по назначению делятся на фронтовую (тактич.), дальнюю (стратегич.) авиацию, авиацию ВМФ, ПВО, воен.-транспортную авиацию. По характеру выполняемых задач, летно-тактич. данным и вооружению самолетов ВВС делятся на рода авиации: бомбардировочную, истребительную, истреби- тельно-бомбардировочную, разведывательную, военно-транспортную, вспомогательную (сани- тарную, связи).

Организационно ВВС состоят из авиаполков (крыльев — в США), подразделяющихся на эскадрильи по 3-4 авиазвена в каждой. Авиаполки (крылья) сведены в авиадивизии.

ВВС выполняют боевые задачи самостоятельными воздушными операциями или во взаимодействии с др. видами вооруж. сил. Они ведут борьбу за господство в воздухе; содействуют войскам; наносят удары по промышленным объектам воен. значения и др. важным центрам в глубоком тылу противника; ведут воздушную разведку в интересах войск и для себя. Основными боевыми свойствами ВВС являются высокая маневренность, большая дальность действий, способность наносить внезапные и мощные ракетно-ядерные удары.

История развития ВВС связана с развитием авиации. Первые попытки теоретического обоснования возможности полета сделал в 15 в. Леонардо да Винчи. М. В. Ломоносов впервые обосновал принципы полета тел тяжелее воздуха, а в 1754 построил летательную модель геликоптера с двумя винтами, вращаемыми часовой пружиной.

Большой вклад в развитие авиации внес Д. И. Менделеев, предложивший идею стратостата и разработавший в 1875 схему его конструкции. Практически сложную проблему строительства первого самолета и испытания его в полете (1882-1885) разрешил рус. конструктор и изобретатель А. Ф. Можайский. В 1892 в Англии на несколько секунд поднимался в воздух (без человека) самолет Г. Филипса. В 1894 испытывался самолет инженера Хайрема Максима и др. В США братья Уилбёр и Орвилл Райт построили и 17 дек. 1903 совершили полет (за 3,5 сек. самолет пролетел 32 м). Решающее влияние на мировое развитие авиации оказали труды Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина, создавших первую в мире науч. школу аэродинамики.

Строительство самолетов и применение их в воен. деле началось в крупных гос-вах перед 1-й мировой войной (в 1910-14). К ее началу было воен. самолетов в рус. армии 263, во Франции — 156, в Англии — 30, в США — 30, в Германии — 232, в Австро-Венгрии -65, в Италии — 30. Боевое применение авиации впервые было осуществлено в итало-турецкой войне 1911-12, в 1-й балканской войне 1912-13: отдельные летчики вели возд. разведку, фотографирование местности и сбрасывание мелких бомб с самолета вручную.

ВВС в начале 1-й мировой войны 1914-18 применялись гл. обр. для разведки и корректирования огня полевой артиллерии, появилась разведыват. авиация. Стремление поражать войска, их коммуникации, важные воен. объекты в тылу противника обусловило во всех воюющих странах создание самолетов-бомбардировщиков. В 1914 появилась авиабомба. В нач. 1915 разведывательные самолеты были оборудованы бомбодержателями, бомбосбрасывателями, бомбардировочными прицелами и вооружены пулеметами, возникла бомбардировочная авиация. Воюющие державы начали строить спец. самолеты — тяжелые бомбардировщики, вооруженные пулеметами, а затем и пушками. В России в 1914 был принят на вооружение четырехмоторный бомбардировщик «Илья Муромец», а в дек. 1914 создана первая эскадра. Для борьбы с воздушными разведчиками и бомбардировщиками в 1915 были созданы спец. одноместные самолеты-истребители, вооруж. 1-2 пулеметами, к-рые превосходили др. самолеты по скорости и маневренности, появилась истребит. авиация. В ходе войны получила развитие и морская авиация (корабельная и базовая), зарождалась авианосная и минно-торпедная авиация. Стремление обеспечить свободу боевых действий своих войск, прикрыть ж.-д. коммуникации, важные объекты тыла страны от возд. ударов противника привело к борьбе за господство в воздухе, проводившейся в основном путем возд. боев. В ходе войны ВВС превратились в одно из средств боевого воздействия на противника. Они участвовали в совместных боевых действиях с войсками и проводили самостоят. воздушные налеты на важнейшие центры противника. Рост ВВС и их интенсивные действия привели к созданию противовоздушной обороны (ПВО). Только на зап.-европ. фронте за 4 года войны в возд. боях было сбито 8073 самолета, зенитными пулеметами и пушками — 2 347.

В годы 1-й мировой войны ВВС получили широкое развитие. Если в начале войны воюющие страны, вместе взятые, имели в строю всего 800 боевых самолетов, то к концу войны их было более 10 000 (в т. ч. разведчиков — 44,9%, истребителей — 40,4% и бомбардировщиков — 14,7%): Германия — 2 730, Австро-Венгрия — 622, Франция — 3 321, Англия — 1 758, США — 740, Италия — 842. Рус. ВВС были слабее ВВС др. главных участников войны вследствие экономич. отсталости страны.

Создание сов. ВВС началось в первые дни после победы Окт. революции. По инициативе В. И. Ленина в нояб. 1917 создано Бюро комиссаров авиации, а затем Всеросс. авиац. коллегия; 20 дек. 1917 был издан приказ Нар. комиссариата по воен. и мор. делам о создании частей авиации и воздухоплавания. 24 мая 1918 организовано Гл. управление Рабоче-Крестьянского Красного Воен.-Возд. Флота, к-рое объединяло ВВС страны. К кон. 1917 было сформировано 6 авиаотрядов (по 6-8 самолетов в каждом), к нояб. 1918 — 38, к весне 1919 — 60. В период гражд. войны было всего 350-500 самолетов. Боевая готовность самолетов поддерживалась путем неоднократного ремонта при очень слабой производств. базе. Не хватало летчиков. В дек. 1918 с одобрения В. И. Ленина при участии Н. E. Жуковского и С. А. Чаплыгина был создан Центр. аэрогидродинамич. ин-т (ЦАГИ). В 1919 организован Моск. авиатехникум, реорганизов. в 1920 в Ин-т инженеров Красного Возд. Флота. В нояб. 1922 на его базе создана Академия Возд. Флота (ныне им. проф. Н. E. Жуковского). В кон. 1918 на заводе «Дукс» под рук. Н. Н. Поликарпова было налажено серийное произ-во истребителей типа СПАД-7 с мотором возд. охлаждения. За период гражд. войны было выпущено 560 самолетов и более 1500 отремонтировано. В 1920 на сов. авиазаводе был выпущен первый авиамотор мощностью 200 л. с. В 1922 построен самолет АНТ-1 (конструктор А. Н. Туполев), в 1924 выпущен мотор М-5 мощностью 400 л. с. и самолеты Р-1. В 1922 развернули деятельность авиац. конструкторские бюро Д. П. Григоровича, Н. Н. Поликарпова, А. Н. Туполева, В. П. Ветчинкина, А. Д. Швецова, А. А. Микулина и др. Были построены отечеств. самолеты: истребители И-2, И-3, И-4, И-5; разведчики Р-3, Р-5; тяжелые бомбардировщики ТБ-1, ТБ-3. За период 1930-40 на основе развития металлургия., машиностроит., моторостроит. и алюминиевой пром-сти СССР произ-во воен. самолетов возросло в 6,5 раза. На вооружение ВВС были приняты истребители: И-15, И-16, И-153; бомбардировщики: СБ, ИЛ-4, ТБ-7. С 1940 на вооружение ВВС начали поступать истребители: ЯК-1 (А. С. Яковлев), МиГ-1 и МиГ-3 (А. И. Микоян и М. И. Гуревич), ЛаГГ-3 (С. А. Лавочкин, В. П. Горбунов и М. И. Гудков), штурмовик ИЛ-2 (С. В. Ильюшин), бомбардировщики: IIE-2 (В.М. Петляков) и СУ-2 (П. О. Сухой). С ростом численности и улучшением качества самолетов совершенствовалась и организация ВВС, с 1938 в истребит., ближней бомбардировочной и штурмовой авиации были сформированы однородные и смешанные авиадивизии.

ВВС капиталистич. государств в период 1918-39 получили значительное развитие. ВВС крупнейших стран увеличились в несколько раз и к нач. 2-й мировой войны в строю боевых самолетов было: в Германии — 4 405, США — 8 000, Японии — 4 500, Англии — 4 030, Франции — 3 335, Италии — 2 950.

В общей системе ВВС удельный вес бомбардировочной авиации увеличился в 2,5 раза, а истребительной и разведывательной — относительно уменьшился.

Герм. генштаб, рассчитывая на «молниеносную» войну, отводил ВВС очень важную роль. Гл. родом ВВС считалась бомбардировочная авиация. Осн. внимание уделялось выпуску средних пикирующих бомбардировщиков (Ю-87, Ю-88). ВВС делились на 5 возд. флотов, каждый из к-рых являлся оперативным объединением по 800-1 200 самолетов и делился на неск. авиакорпусов или дивизий. ВВС Англии являлись самостоят. видом вооруж. сил. Мор. авиация подчинялась министру ВМФ, а сухопутные ВВС — министру авиации и подразделялись на истребит. и бомбардировочное командования. ВВС США до 2-й мировой войны не имели единого командования. Авиац. части и соединения, предназнач. для поддержки войск, были объединены в возд. корпуса, к-рые подчинялись командованию сухопутных войск. В период между 1-й и 2-й мировыми войнами произошел количеств. рост и качеств. развитие ВВС гл. капиталистич. стран. Поддерживался высокий уровень произ-ва самолетов в год (1939): Германия — 10 000, Англия — 5 800, Франция — 3 200, Италия — 3 000, Япония — 2 500, США — 2 400.

ВВС капиталистич. государств являлись мощным средством ведения войны.

ВВС капиталистич. государств в период 1939-41. 2-я мировая война началась 1 сент. 1939 внезапным нападением превосходящих вооруж. сил фаш. Германии. Ее ВВС нанесли мощные удары по аэродромам польских ВВС и др. объектам первостепенной важности и быстро захватили безраздельное господство в воздухе. Таким же способом действовали ВВС Германии при нападении на Норвегию, Бельгию, Голландию и Францию. ВВС Франции были разгромлены гл. обр. на аэродромах в течение нескольких дней. С 8 авг. 1940 ВВС Германии пытались уничтожить ВВС Англии на аэродромах и путем вторжения вывести ее из войны. Однако планы нем. командования провалились. Германия потеряла 2000 бомбардировщиков, Англия — 1200 истребителей.

Советские ВВС в начале Великой Отечеств. войны 1941-45 подверглись внезапному нападению фаш. Германии, когда они перевооружались с устаревших на боевые самолеты новых типов. На подготовке Вооруж. Сил СССР и в т. ч. ВВС к отпору нем.-фаш. захватчикам отрицательно сказалось также влияние культа личности Сталина: ослабление Армии, Флота и ВВС незаконными репрессиями части командно- политич. состава; запоздалый перевод авиапромышленности на массовое изготовление новейших типов самолетов и медленное перевооружение авиачастей новой техникой; запоздалые мероприятия по строительству и реконструкции большого числа аэродромов в зап. р-нах СССР, крайне низкий процент средств радиосвязи в ВВС и т. д. 22 июня ВВС 4 приграничных воен. округов потеряли 1200 самолетов, что составило большой процент от общего числа самолетов, имевшихся в этих округах. Несмотря на тяжелые потери в самолетах на аэродромах, борьба с нем. авиацией приобрела ожесточенный характер. Временному численному превосходству и качеству самолетов противника сов. летчики противопоставили высокое летное и боевое мастерство, высокие моральные качества, массовый героизм и самоотверженность в возд. боях. Сов. ВВС совместно с войсками ПВО страны предотвратили разрушение крупнейших адм. и пром. центров СССР, спасли от разрушения Москву, успешно прикрывали с воздуха Ленинград и единств. линию связи этого блокированного города с тылом — ледовую «дорогу жизни». Сов. ВВС периодически наносили удары по глубокому тылу Германии и ее союзников. В битве под Москвой нем. войска и ВВС потерпели первое поражение за время 2-й мировой войны. В битве на Волге, взаимодействуя с войсками, сов. ВВС с успехом выполнили возложенные на них задачи. В возд. боях и ударами по аэродромам врага они уничтожили осн. силы его авиации, а затем успешно осуществили совместно с ПВО воздушную блокаду окруженной группировки противника. Начиная с осени 1942 ВВС стали вооружаться новейшими самолетами- истребителями А. С. Яковлева (ЯК-76, ЯК-9, ЯК-3), С. А. Лавочкина (ЛА-5, ЛА-7, ЛА-9), двухместными штурмовиками С. В. Ильюшина (ИЛ-2, а с лета 1944 — ИЛ-10), бомбардировщиками А. Н. Туполева (ТУ-2). На вооружение ВВС поступали новые пушки, бомбы, в т. ч. и противотанковые, радио- и радиолокац. станции, аэронавигац. оборудование, аэрофотоаппараты и др. Резко возросла и численность ВВС, что позволило массировать авиацию и централизованно ею управлять.

Исключительно упорное воздушное сражение развернулось весной 1943 над Кубанью. Враг сосредоточил здесь 2 000 самолетов, из к-рых в течение 2 месяцев потерял более 1 000 самолетов и лучшие кадры летчиков-истребителей. В июле-авг. 1943 в битве под Курском нем. ВВС потерпели сокрушит. поражение, потеряв ок. 4000 самолётов. Сов. ВВС завоевали господство в воздухе, к-рое до кон. 2-й мировой войны прочно удерживали за собой. Противник сократил удельный вес бомбардировочной авиации с 60% в начале войны до 18% в конце войны и увеличил уд. вес истребит. авиации до 75%. Это — одно из свидетельств перехода врага к стратегич. обороне.

В огромных по своим масштабам операциях 1944-45 проявилось еще большее могущество сов. ВВС. Только за 1943-45 они получили до 120 тыс. новейших самолетов. Это позволило увеличить число самолетов в операциях. Если в операциях 1941 участвовало 200-500 самолетов, то в 1943-45 — до нескольких тысяч, а в Берлинской операции 1945 — до 8400 самолетов. Только в первые сутки этой операции произведено до 17 тыс. самолетовылетов, а за всю операцию — свыше 90 тыс.; в воздушных боях сбито 1166 немецких самолетов.

Сов. летчики показали многочисл. примеры беззаветной преданности, подлинного героизма и высокого боевого мастерства. Св. 200 т. ч. личного состава сов. ВВС были награждены орденами и медалями. 2119 авиаторам было присвоено звание Героя Сов. Союза, 66 летчикам — звание дважды Героя Сов. Союза и двум — звание трижды Героя Сов. Союза (А. И. Покрышкину и И. Н. Кожедубу).

ВВС капиталистич. гос.-в (Англии, США) в период 1941-45 на зап.-европ., афр. и тихоокеанском театрах войны действовали в благоприятной для них обстановке. Нем. ВВС, понесшие огромные потери на сов.-герм. фронте, не могли противопоставить англо-амер. авиации значит. сил. Однако и в этих условиях до лета 1943 бомбардировщики Англии вели огранич. боевые действия. Осн. масса нем.-фаш. ВВС была связана боевыми действиями на сов.-герм. фронте. Это позволило Англии форсировать строительство тяжелых бомбардировщиков, а США — создать стратегич. авиацию, к-рая к концу войны составила 30% всех ВВС США. До 1944 действия ВВС США направлялись гл. обр. против Японии и в район Средиземного м.

ВВС воюющих гос-в в ходе 2-й мировой войны в своем развитии достигли новых высоких качеств. и количеств. показателей. Произ-во боевых самолетов всех воюющих гос-в составило 450 тыс. В ряде стран были созданы возд. армии, флоты. Изменился удельный вес и родов авиации. Значит. развитие получили авиац. средства поражения: появились фугасные бомбы весом от 500 до 9000 кг, зажигательные — до 500 кг. ВВС США применили зажигат. бомбы с жидкостным снаряжением «Напалм» весом 225 кг, а в конце войны — атомные бомбы. Немцы применили самолеты-снаряды ФАУ-1, ракетные снаряды ФАУ-2. Возросли калибр и скорострельность авиац. пушек и пулеметов. Широко применяли ВВС реактивные снаряды, а также радиолокацию и радиотехнику, что повысило эффективность удара и обеспечило самолетовождение в любых условиях погоды и в любое время суток. ВВС окончательно выделились в самостоятельный вид вооруженных сил, способный взаимодействовать с др. видами вооруженных сил и решать самостоятельно задачи стратегич. характера. ВВС оказали существ. влияние на строительство, организацию войск, развитие оперативного искусства и тактику родов войск. ВВС приобрели большую маневренность, дальность и мощь удара, продолжительность воздействия на противника днем и ночью, что сказывалось на размахе наступат. операций и решительности действий всех видов вооруж. сил.

ВВС явились одним из решающих факторов, определивших маневренный характер 2-й мировой войны. Ни одна крупная операция войск на суше и на море не проводилась без активного и массового участия ВВС. В результате значит. роста транспортных и боевых возможностей ВВС большое применение получил новый род войск — воздушно-десантные войска. ВВС явились важнейшим средством воздействия на глубокий тыл противника. Но опыт войны показал, что ВВС не в состоянии самостоятельно решить исход войны. Победа над фаш. Германией и ее союзниками была достигнута совместными усилиями вооруж. сил союзников по антифаш. коалиции. Решающую роль в этой победе сыграли Сов. Вооруженные Силы.

Об общей роли ВВС во 2-й мировой войне говорят следующие данные: в период 1939-45 ВВС США и Англии произвели 4120 тыс. самолето-вылетов, Сов. ВВС в 1941-45 — свыше 3 млн. вылетов.

Советские ВВС в послевоенные 40-50-е гг. испытали крупные качеств. изменения, были перевооружены новейшей реактивной техникой. Первый боевой самолет с жидкостно-реактивным двигателем был построен в 1941-42 конструкторским коллективом, возглавляемым проф. В. Ф. Болховитиновым. Первый полет на этом самолете совершил 15 мая 1942 летчик-истребитель капитан Г. Я. Бахчиванджи, открыв тем самым эру реактивной авиации. В зарубежных ВВС испытат. полеты реактивных самолетов проведены: в США 1 окт. 1942, Англии 5 марта 1943, Германии 18 июля 1943, Японии в 1945. Послевоен. период развития авиации характеризуется созданием для ВВС реактивных самолетов, новейших транспортных самолетов, вертолетов и реактивных пассажирских лайнеров. ВВС получили новую мощную силовую установку, позволившую не только увеличить скорость и высоту полета, но и резко увеличить темпы развития. В 1945 начал выпускаться первый сов. истребитель МиГ (Микоян и Гуревич) с воздушно-реактивным двигателем, установленным в комбинации с обычным поршневым авиадвигателем. В последующем были созданы реактивные самолеты, превосходившие по своим летно-тактич. данным лучшие иностр. образцы: МиГ-9, МиГ-15, ЯК-15, ЛА-15 и др. На самолетах МиГ-15 и МиГ-17 достигнута сверхзвуковая скорость. В 1953-56 рекордные достижения скорости полета не превышали 1300 км/час, а высоты — 20 тыс. м; в 1960-61 летчиком-испытателем Г. К. Мосоловым достигнута высота более 34 700 м и летчиком-испытателем А. В. Федоровым получена макс. скорость полета — более 2700 км/час. Дальнейшее усиление двигат. установок позволило летать со скоростью, в 2-3 раза превышающей звуковую. Значительно возросли и др. показатели самолетов: скороподъемность, потолок, дальность, грузоподъемность, уменьшилась зависимость полета от метеоусловий и времени года.

В советских ВВС устаревшие поршневые самолеты заменены современными реактивными, включая сверхзвук. стратегич. бомбардировщики. Самолеты вооружены ракетами (в т. ч. и управляемыми) с очень мощным ядерным зарядом, оснащены сложной радиотехникой, средствами обнаружения целей и наведения самолета и ракет на цель, что значительно повысило эффективность действий ВВС. На оснащение ВВС поступили совершенные оптич. и радиолокационные бомбардировочные прицелы, радиотехнич. системы, позволяющие бомбить цели, не заходя в зону ПВО, с больших высот и скоростей, днем и ночью, в сложных метеорологических условиях. Огромное развитие получили управляемые ракетные снаряды, ракеты ближнего, среднего и дальнего радиусов действия. Воен.-трансп. авиация вооружена новейшими воздушными кораблями и вертолетами, способными перевозить на большие расстояния и с большой скоростью не только личный боевой состав, но и автомашины, орудия, ракеты, танки.

Несмотря на нек-рое количеств. уменьшение, ВВС продолжают оставаться одним из серьезных средств возд. нападения, в т. ч. и носителем ядерного оружия. Большое значение для нанесения ударов по подвижным, малоразмерным и внезапно появляющимся целям, к числу к-рых относятся и стартовые позиции ракет, имеет фронтовая авиация.

ВВС капиталистических гос.-в в послевоенный период также перевооружены реактивной авиац. техникой, имеют (особенно в США) управляемые ракетные снаряды, ракеты различных классов. После 2-й мировой войны в США, а также в Англии значительно изменились взгляды на роль и предназначение ВВС в будущей войне. На основе «закона о национальной обороне», принятого в 1947 в США, наряду с усилением армии и флота, стали создаваться мощные ВВС, способные проводить самостоят. возд. операции по бомбардированию стратегич. и оперативных тылов, переброски возд. десантов, а также осуществлять поддержку войск и ВМФ. С образованием Североатлантич. и др. агрессивных воен. блоков США стали еще больше уделять внимания развитию стратегич. ВВС и авианосцам как средствам, способным применять атомное и термоядерное оружие, а также ракетному оружию, обеспечивающим, по их мнению, быструю победу в войне. Начиная с 1954 в Англии уделяется большое внимание развитию стратегич. бомбардировочной авиации наравне с тактической. Ее оснащают новыми тяжелыми реактивными самолетами, не уступающими по своим летно-тактич. данным нек-рым амер. реактивным стратегич. бомбардировщикам и способными наносить удары ядерным оружием. ВВС Франции преим. развивают тактич. авиацию (гл. обр. истребит.), предназнач. для поддержки сухопутных войск. Агрессивные круги США считают, что 3-я мировая война начнется массированным применением ядерного оружия ВВС и ракетными средствами с воздуха с одновременным развитием боевых действий на всех континентах; она сразу развернется на суше, в воздухе и на море, примет глобальный (мировой) и тотальный характер.

Лит.: Авиация нашей Родины. Сб. ст., М., 1955; Военно-Воздушные Силы, М., 1959; Виноградов Р. И. и Минаев А. В., Краткий очерк развития самолетов в СССР, М., 1956; Данилевский В. В., Рус. техника, 2 изд., Л., 1948; Залуцкий Г. В., Выдающиеся рус. летчики М. Ефимов, П. Нестеров, Е. Крутень, К. Арцеулов, М., 1953; Лапчинский А. Н., Красный воздушный флот 1918-28, М., 1928; Симаков Б. Л. и Шипилов И. Ф., Воздушный флот Страны Советов. Краткий очерк истории авиации нашей Родины, М., 1958; Тимохович И. В., Сов. авиация в битве под Курском, М., 1959; Шестерикова Л., Даты истории отечественной авиации и воздухоплавания, М., 1953; Военно-возд. силы в современной войне. (По иностранным взглядам), М., 1957; Ли Э., Воздушная мощь, пер. с англ., М., 1958; Гейвин Д. М., Воздушно-десантная война, пер. с англ., М., 1957; Брофи А., Воздушные силы США, пер. с англ., М., 1957; Типпельскирх К., История второй мировой войны, пер. с нем., М., 1956; Итоги второй мировой войны. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Мировая война 1939-1945 гг. Сб. ст., пер. с нем., М., 1957; Дёрр Г., Поход на Сталинград, пер. с нем., М., 1957; Мэтлофф М., Снелл Э., Стратегическое планирование в коалиционной войне 1941-1942 гг., пер. с англ., М., 1955; Промышленность Германии в период войны 1939-45 гг., пер. с нем., М., 1956; Жабров А. A., Аннотированный указатель лит-ры на рус. языке по авиации и воздухоплаванию за 50 лет. 1881-1931, М.-Л., 1933; Ржевский В. Д., Военно-воздушный флот. История, боевое применение и техника. Указатель литературы, М., 1942.

А. Д. Цыкин. Москва.

Советская историческая энциклопедия. — М.: Советская энциклопедия . Под ред. Е. М. Жукова. 1973—1982.

dic.academic.ru

Военно-воздушные силы

Их необходимость предопределена логикой развития теории и практики вооруженной борьбы Независимая газета, 13 октября 2000 г.

 Ныне российские Военно-воздушные силы, образованные путем слияния Войск ПВО и прежних ВВС, — совершенно новый вид Вооруженных сил РФ с присущими ему специфической оргструктурой и новыми же оперативно-стратегическими свойствами, предназначением и основными задачами.

         Основу оргструктуры коренным образом преобразованных ВВС составили армии ВВС и ПВО, воздушные армии ВГК (СН), воздушные армии ВГК (ВТА), округ ВВС и ПВО, отдельные соединения ПВО. Причем армии ВВС и ПВО — первые в отечественной военной истории (и советской, и российской) подобные оперативные объединения. В них входят соединения (отдельные части) бывших самостоятельных видов Вооруженных сил — и ВВС, и ПВО.

   Все объединения непосредственно подчиняются главнокомандующему ВВС, а оперативно армии ВВС и ПВО подчиняются командующим войсками военных округов (в военное время — командующим войсками фронтов).

          Боевой состав ВВС по сравнению с 1991 г. резко уменьшился. Ударная авиация (бомбардировочная и штурмовая — БА, ША) составляет примерно 1/3 от общего количества авиаполков.

          Перечисленные факторы и вместе с тем изменения в геополитическом положении России требуют уточнить и дополнить теорию и практику форм применения авиационных объединений новых ВВС в военных действиях на суше, море и в воздухе.

          Теория и практика военного искусства (и отечественного, и зарубежного), опираясь на многовековой опыт вооруженной борьбы, определили два вида боевых действий: наступление (контрнаступление) и оборону. По мере развития сил и средств вооруженной борьбы в вооруженных силах мира, в т.ч. и в России, формируются виды ВС: вначале сухопутные войска (СВ), затем (или одновременно с СВ) — военно-морские силы (ВМС), в первой четверти XX в. — Военно-воздушные силы (ВВС).

          Каждому виду ВС объективно присуща своя, главенствующая физическая среда ведения военных действии: СВ — суша, ВМФ — море; ВВС — воздушное пространство. Вместе с этим в каждой физической сфере военных действий действуют силы и средства разных видов Вооруженных сил, взаимодействуя между собой.

         В СССР во второй половине 50-х годов вопреки историческому опыту развития вооруженной борьбы создается еще два вида ВС: Войска ПВО и РВСН. СССР становится единственной страною мира, ВС которой состоят из пяти видов: СВ, ВВС, ВМФ, ВПВО, РВСН. Это стало крупной ошибкой политического и военного руководства страны. В 1999 г. ВС России от пяти-видовой оргструктуры перешли к четырех видовой оргструктуре. В начале XXI настанет то время, когда ВС России, как и во всех странах мира и как это было в нашей стране до 1954 г., будут иметь три вида Вооруженных сил: СВ, ВВС, и ВМФ, непременно сохраняя и укрепляя при этом статус ядерной сверх державы.

  

        ОБЪЕКТИВНАЯ ЗАКОНОМЕРНОСТЬ

          По мере развития сил и средств вооруженной борьбы, аккумулирующей в себя опыт войн, в вооруженных силах стран мира, в т.ч. в нашем государстве, создаются оперативные и оперативно-стратегические объединения видов ВС (общевойсковые армии, танковые армии, воздушные флоты, воздушные армии, ВВС военных округов и т.п.). В Советском Союзе первое оперативное авиационное объединение — авиационная армия резерва ВГК (армия особого назначения — АОН) — было сформировано в январе 1936 г. В октябре 1940 г. на базе трех АОН образовано первое оперативно-стратегическое авиационное объединение ВВС СССР — Дальнебомбардировочная авиация Главного Командования (ДБА ГК) — предшественник современной ДА.

          Теория и практика применения новой составляющей оргструктуры ВС обусловили появление новой формы их применения — операции.

          Примечательно, что уже тогда именно самостоятельная стратегическая воздушная операция (СВО) считалась основной формой применения ДБА ГК. Боевые действия соединений (частей) ДБА рассматривались как неотъемлемая часть военных действий ДБА, проводимых в промежутках между очередными СВО.

          Даже полвека спустя подобное сочетание воздушной операции и боевых действий отчетливо прослеживается в воздушной кампании, проведенной ВВС многонациональных сил во время войны в Персидском заливе (1991 г.). Эта и другие кампании («Лиса в пустыне», агрессия США и НАТО против Югославии) показали, что воздушные операции с широким использованием высокоточного оружия, особенно крылатых ракет морского и воздушного базирования (КРМВ, КРВБ), занимали ведущее место при нанесении военного поражения противнику.

          Таким образом, операция как форма применения (оперативного применения) объединений видов ВС определена опытом вооруженной борьбы. От операций нельзя отказаться; их необходимо постоянно познавать, развивать как неотъемлемую составную часть военного искусства.

          Операции и боевые действия взаимосвязаны и взаимно обусловлены. Вместе с тем они отличимы друг от друга по содержанию и способам выполнения боевых задач, что имеет важное практическое значение, как для теории, так и особенно для практики подготовки и ведения операций (в т.ч. воздушных).

          Содержание понятия «Операция» может быть представлено в таком виде.

          Операция — совокупность согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени сражений, боев, ударов и маневров разнородных войск (сил) объединений, проводимых одновременно и последовательно по единому замыслу и плану для решения оперативных и оперативно-стратегических задач на театре войны (военных действий), стратегическом или операционном направлениях в установленный период времени.

          Операции могут быть общевойсковыми, морскими, воздушными, совместными и самостоятельными.

          Воздушная операция (ВО) представляет собой совокупность заблаговременно спланированных, согласованных и взаимосвязанных по цели, задачам, месту и времени авиационных ударов, воздушных и противовоздушных боев и сражений, специальных полетов нескольких, как правило, объединений и отдельных соединений Военно-воздушных сил, проводимых во взаимодействии с объединениями (соединениями, частями) других видов Вооруженных сил и родов войск по единому замыслу и плану, под единым командованием для решения в течение установленного времени оперативных и оперативно-стратегических задач на театре войны (военных действий) или на стратегическом, операционном направлении, или в удаленном военно-географическом районе (ВГР).

         Боевые действия представляют собой совокупность авиационных ударов, воздушных и противовоздушных боев и сражений, специальных боевых полетов подразделений, частей, соединений объединений (отдельных соединений) Военно-воздушных сил, проводимых по единому замыслу и плану для решения в основном тактических, а также оперативно-тактических задач в бою (операции), а в отдельных случаях и оперативных задач.

  

        ОПЕРАЦИИ И БОЕВЫЕ ДЕЙСТВИЯ

          В чем главные отличия воздушной операции от боевых действий?

          1. Воздушная операция проводится кратковременно, в течение нескольких суток (в среднем, в пределах 2-10) с целью решения оперативно-стратегических и оперативных задач.

          Боевые действия ведутся непрерывно в течение боя, сражения, операции Сухопутных войск (сил ВМФ) с целью решения, как правило, тактических и оперативно-тактических задач.

          2. В проведении воздушных операций предусматривается участие нескольких объединений ВВС (например, армии ВВС и ПВО, округа ВВС и ПВО) и только в отдельных случаях — сил и средств одного объединения ВВС, например воздушной армии ВГК (СН).  

         Боевые действия ведутся подразделениями, частями, соединениями авиации и ПВО, а в отдельных случаях и одиночными самолетами, парами самолетов.

          3. Основным способом решения боевых задач в воздушной операции являются массированные авиационные или авиационно-ракетные удары (МАУ, МАРУ).  

         Важно обратить внимание на то, что МАУ (МАРУ) и в годы Великой Отечественной войны, и на крупных учениях отечественных ВС в послевоенный период выполняли одно или несколько объединений ВВС (воздушных армий).  

         4. Проведение воздушной операции связано обычно с прорывом ПВО противника, а ведение боевых действий — преимущественно с преодолением вражеской ПВО. Для прорыва противовоздушной обороны авиационными объединениями крайне необходимо привлечение сил (средств) фронта, а именно: ракетных войск (РВ) и артиллерии, частей РЭБ и армейской авиации, подразделений разведки, а на приморских направлениях — и сил флота.

          5. Воздушные операции, как свидетельствуют опыт Великой Отечественной войны и опыт крупных послевоенных учений, проводились по решению ВГК (Генштаба).  

         Боевые действия ведутся как в соответствии с решениями командующего объединением (отдельным соединением) ВВС, так и командиров соединений и частей ВВС и ПВО, принятыми на выполнение поставленных соединению (части) боевых задач.

          6. Управление силами и средствами, принимающими участие в воздушной операции, строго централизованы. Подготовкой и ведением воздушной операции непосредственно руководит, как показал опыт Великой Отечественной войны, а также опыт крупных учений, главнокомандующий ВВС лично и через главный штаб ВВС (ГШ ВВС).

          Для боевых действий, когда подразделениями и частями, участвующими в выполнении боевых задач, непосредственно руководят их командиры, характерна децентрализованная форма управления. При этом, однако, командующий объединением ВВС через штаб осуществляет контроль за ходом ведения запланированных боевых действий.  

         РАЗВИТИЕ ТЕОРИИ И ПРАКТИКИ

          Теория и практика воздушных операций постоянно обновляются, их показатели изменяются в зависимости от оргструктуры и боевого состава Военно-воздушных сил, состоящих на вооружении авиационных средств поражения, характера и масштаба операций, проводимых Сухопутными войсками на континентальных ТВД и Военно-морским флотом (ВМФ) — на морских и приморских.  

         Развитие теории и практики воздушных операций в зависимости от названных факторов целесообразно рассмотреть по трем периодам:

          — первый — Великая Отечественная война — 1941-1945 гг.  

         — второй — 1945-1999 гг.  

         — третий — с 1999 г. по настоящее время.   

        В начале Великой Отечественной войны чрезмерная раздробленность советских ВВС по военным округам, общевойсковым армиям, корпусам по существу не представляла возможности проводить воздушные операции силами фронтовой, армейской и войсковой авиации. Учитывая непригодность предвоенной оргструктуры ВВС Красной Армии для ведения войны, что со всей очевидностью подтвердил ее начальный период, Ставка ВГК приняла решение о кардинальном ее изменении.    

       На базе оргструктур ВВС фронтов, армейской и войсковой авиации с мая по ноябрь 1942 г. создаются 17 крупных авиационных объединений — воздушных армий, которые оперативно подчинялись командующим фронтов, непосредственно — командующему ВВС РККА. Одновременно шло постоянное наращивание резервов Ставки ВГК. С осени 1942 г. и до конца войны было сформировано 30 авиакорпусов и 27 отдельных авиационных дивизий, оснащенных новыми самолетами. В результате удалось провести целый ряд успешных воздушных операций с различными целями.   

        Все воздушные операции были наступательными. За время Второй мировой войны не отмечено ни одной оборонительной воздушной операции — противовоздушной. Силы и средства ПВО в Великую Отечественную войну, как свидетельствует ее история, вели весьма успешные боевые действия.  

         По составу сил, принимавших участие в воздушных операциях, все они являлись самостоятельными, т.е. проводились только ВВС РККА и АДД, находившейся до апреля 1944 г. в непосредственном подчинении Ставки ВГК. В годы Великой Отечественной войны не было деления (классификации) воздушных операций по масштабам. Зато они классифицировались по их целям, что и сегодня наиболее целесообразно.  

         Главным, определяющим способом решения задач воздушных операций были массированные авиационные удары, в которых принимали участие основные силы ВВС, привлекаемые к операции.

          Характерная особенность проведения воздушных операций Великой Отечественной заключалась в том, что основным средством огневого поражения заданных объектов (целей) противника являлись неуправляемые авиационные бомбы различного назначения.

          Все воздушные операции готовились по указаниям Ставки ВГК, которая определяла цели, сроки, районы их проведения, состав привлекаемых сил авиации. Непосредственным организатором операций были командующий ВВС и штаб BBC. В каждой из них участвовало несколько авиационных объединений (от трех до шести).

          Главенствующее значение в Великую Отечественную войну имели воздушные операции, проведенные с целью завоевания господства в воздухе — одной из главных стратегических задач ВС СССР в противоборстве с фашистской Германией (8 из 15 воздушных операций того периода). В четырех воздушных операциях ставилась задача разгромить оперативные резервы и нарушить коммуникации противника, в трех — подорвать его военно-экономический потенциал противника.

         Бесценный опыт Великой Отечественной войны — свидетельство неправоты следующего утверждения: «Существенное уменьшение боевого и численного состава ВВС, а также значительное сокращение финансирования деятельности войск потребовало практически отказаться от проводимых объединениями ВВС операций и выдвинуло на первый план такую форму применения, как боевые действия» (см. статью «ВВС ищут свое место в трех видовой структуре ВС», «НВО» # 29, 2000 г.).

          Операции (в том числе воздушные) нельзя «закрыть», поскольку рождение в ХХ веке такой формы применения оперативных и оперативно-стратегических объединений Вооруженных сил — объективная закономерность развития теории и практики вооруженной борьбы.  

         Изучение, разработку воздушных операций как форму применения оперативных объединений российских ВВС можно только исключить из планов оперативной подготовки, предав тем самым забвению не только опыт Великой Отечественной войны, но и отвергнуть уроки конфликтов 90-х годов. Но такой шаг не будет способствовать усилению значимости новых (объединенных) ВВС в решении основных задач Вооруженных сил России, не обеспечит ее военной безопасности.  

         Отметим, что разработка теории и практики воздушных операций интенсивно продолжалась и в 1961-1962 гг., когда по инициативе Никиты Хрущева ВВС СССР сокращаются на 41%, а бомбардировочная авиация (главная ударная сила в воздушных операциях) — в 2,26 раза. Уже в ту пору учитывалось бурное развитие высокоточного оружия классов «воздух — воздух», «земля — воздух» (ЗРК), «воздух — поверхность». Результаты исследований теории воздушных операций проверялись на крупных учениях Вооруженных сил страны и закреплялись в основных уставных документах.  

         К 1988 г. боевой состав ВВС СССР увеличивается и достиг 78% уровня 1953 г. Это явилось одним из условий отработки на учениях воздушных операций различного масштаба.  

         В 80-х годах была разработана система воздушных операций (см. статью «Теория строительства новых ВВС», «НВО» #10, 1998 г.). Одновременно с этим создавались математические модели воздушных операций различного масштаба. Кстати, автор этой статьи являлся научным руководителем некоторых этих тем.   

        В НОВЫХ ВВС  

         Третий период (с 1999 г. по настоящее время) развития теории и практики воздушных операций имеет особое значение. Это обусловлено, прежде всего, слиянием двух видов ВС России — войск ПВО и ВВС — в один (к 1 октября 1999г.).   

        Новые ВВС обладают важным оперативно-стратегическим свойством: они одновременно предназначены и для наступления (силами и средствами авиации), и для обороны (силами и средствами ПВО). Одной из основных задач преобразованных ВВС является борьба за завоевание господства в воздухе, причем значимость ее эффективного решения постоянно возрастает. Все это вместе взятое обуславливает необходимость уточнений, дополнений форм применения новых объединений ВВС: армий ВВС и ПВО, округа ВВС и ПВО, ВА ВГК (СН).   

        В статье «Теория строительства новых ВВС» изложены новые формы оперативного применения объединений преобразованных Военно-воздушных сил и способы выполнения боевых задач. Воздушные операции нынешних ВВС предлагается классифицировать по двум основным видам военных действий: воздушные наступательные операции (ВНО) и воздушные оборонительные операции (ВОО). Это в максимальной степени соответствует их оперативно-стратегическим свойствам. При такой классификации логично отпадает необходимость подготовки видов Вооруженных сил противовоздушных операций и соответственно зон и районов ПВО, противовоздушных операций на ТВД.   

        Все это многообразие противовоздушных операций, ни одной из которых нет в войнах второй половины XX века, должно отрабатываться в рамках единой теории воздушной операции, а по виду военных действий — в рамках воздушной оборонительной операции.    

       К этому следует добавить и то, что ни зона ПВО, ни район ПВО не являются штатными оргструктурами новых ВВС. Они не могут быть отнесены к оперативному объединению, каким является, к примеру, армия ВВС и ПВО, имеющая по штатному расписанию и командующего, и штаб.   

        В современной крупномасштабной обычной войне с началом агрессии противника первой операцией новых ВВС, несомненно, станет операция воздушная оборонительная, — для срыва ВНО агрессора — как составной части воздушно-космического нападения.    

       Расчеты и опыт учений подтверждают, что современная воздушная армия ВГК (СН) при применении КРВБ средней и большой дальности способна провести ВНО с решением в ней ряда важных оперативных задач (например, поражение важных объектов энергосистем агрессора, его авиа несущих кораблей, кораблей-носителей КРМБ и т.п.). Воздушным операциям новых ВВС будет присуще, особенно в конце первого десятилетия XXI века и позже, масштабное применение высокоточного оружия различных классов. Это позволит оптимальным составом сил и средств авиации и ПВО объединений новых ВВС проводить эффективные воздушные оборонительные и наступательные операции.    

       От операций (в т.ч. воздушных) не отказались и не собираются отказываться ни в одних Вооруженных силах развитых стран мира, имеющих современные ВВС. Это подтверждается и Военной доктриной РФ. В ней указано, что одной из общих черт современной войны является «…проведение воздушных кампаний и операций».     

      Теория и практика подготовки и ведения операций объединениями разных видов ВС в различных физических сферах (суша, воздух, море) постоянно совершенствуются и не подменяются так называемыми формами применения на различных уровнях (стратегическом, оперативном, оперативно-тактическом, тактическом). Тем более, когда налицо полная нестыковка содержания понятий «операция» и «уровень».     

      В эпоху бурно развивающего высокоточного оружия, особенно KPMБ и КРВБ средней и большой дальности, значимость операций при ведении военных действий и на суше, и на море, и в воздушном (воздушно-космическом) пространстве неуклонно возрастает. Это устойчиво прогрессирующая закономерность.

ЛИТЕРАТУРА
Цихош Э. Сверхзвуковые самолеты. М., 1983
Павленко В.Ф. и др. Боевая авиационная техника. М., 1984
Тимохович И.В. В небе войны: 1941–1945. М., 1986
Шумихин В.С. Советская военная авиация. М., 1986
Шавров В.Б. История конструкций самолетов в СССР. М., 1988
Вооруженные силы основных капиталистических государств. М., 1988

military-informer.narod.ru

Структура ВВС


Военно-воздушные силы

В со­став ВВС вхо­дят сле­дую­щие ро­да войск:

  • авиация (рода авиации – бомбардировочная, штурмовая, истребительная авиация противовоздушной обороны, разведывательная, транспортная и специальная),
  • зенитные ракетные войска,
  • радиотехнические войска,
  • специальные войска,
  • части и учреждения тыла.

Бомбардировочная авиация имеет на вооружении дальние (стратегические) и фронтовые (тактические) бомбардировщики различного типа. Она предназначена для поражения группировок войск, разрушения важных военных, энергетических объектов и узлов коммуникаций преимущественно в стратегической и оперативной глубине обороны противника. Бомбардировщик может нести бомбы различных калибров, как обычные, так и ядерные, а также управляемые ракеты класса “воздух-поверхность”.

Штурмовая авиация предназначена для авиационной поддержки войск, поражения живой силы и объектов преимущественно на переднем крае, в тактической и ближайшей оперативной глубине противника, а также ведения борьбы с летательными аппаратами противника в воздухе.

Одно из основных требований к штурмовику — высокая точность поражения наземных объектов. Вооружение: крупнокалиберные пушки, бомбы, реактивные снаряды.

Истребительная авиация противовоздушной обороны является основной маневренной силой системы ПВО и предназначена для прикрытия важнейших направлений и объектов от воздушного нападения противника. Она способна уничтожать противника на максимальных дальностях от обороняемых объектов.

На вооружении авиации противовоздушной обороны состоят самолеты-истребители противовоздушной обороны, боевые вертолеты, специальные и транспортные самолеты и вертолеты.

Разведывательная авиация предназначена для ведения воздушной разведки противника, местности и погоды, может уничтожать скрытые объекты противника.

Разведывательные полеты могут выполняться также самолетами бомбардировочной, истребительно-бомбардировочной, штурмовой и истребительной авиации. Для этого они специально оборудуются фотоаппаратурой дневной и ночной съемки в различных масштабах, радио- и радиолокационными станциями с высокой разрешающей способностью, теплопеленгаторами, звукозаписывающей и телевизионной аппаратурой, магнитометрами.

Разведывательная авиация подразделяется на авиацию тактической, оперативной и стратегической разведки.

Транспортная авиация предназначена для перевозки войск, боевой техники, вооружения, боеприпасов, горючего, продовольствия, высадки воздушных десантов, эвакуации раненых, больных и др.

Специальная авиация предназначена для дальнего радиолокационного обнаружения и наведения, дозаправки самолетов в воздухе, ведения радиоэлектронной борьбы, радиационной, химической и биологической защиты, обеспечения управления и связи, метеорологического и технического обеспечения, спасения экипажей, терпящих бедствие, эвакуации раненых и больных.

Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

Они составляют основную огневую силу системы противовоздушной обороны (ПВО) и вооружены зенитными ракетными комплексами и зенитными ракетными системами различного назначения, обладающими большой огневой мощью и высокой точностью поражения средств воздушного нападения противника.

Радиотехнические войска — основной источник информации о воздушном противнике и предназначены для ведения его радиолокационной разведки, контроля за полетами своей авиации и соблюдения летательными аппаратами всех ведомств правил использования воздушного пространства.

Они выдают информацию о начале воздушного нападения, боевую информацию для зенитных ракетных войск и авиации противовоздушной обороны, а также информацию для управления соединениями, частями и подразделениями противовоздушной обороны.

Радиотехнические войска вооружены радиолокационными станциями и радиолокационными комплексами, способными в любое время года и суток, независимо от метеорологических условий и помех, обнаруживать не только воздушные, но и надводные цели.

Части и подразделения связи предназначены для развертывания и эксплуатации систем связи в целях обеспечения управления войсками во всех видах боевой деятельности.

Части и подразделения радиоэлектронной борьбы предназначены для постановки помех бортовым радиолокаторам, бомбовым прицелам, средствам связи и радионавигации средств воздушного нападения противника.

Части и подразделения связи и радиотехнического обеспечения предназначены для обеспечения управления авиационными частями и подразделениями, самолетовождения, взлета и посадки самолетов и вертолетов.

Части и подразделения инженерных войск, а также части и подразделения радиационной, химической и биологической защиты предназначены для выполнения наиболее сложных задач инженерного и химического обеспечения соответственно.

Показать источник
Просмотров: 11840

В представленой статье изложена точка зрения автора, ее написавшего, и не имеет никакого прямого отношения к точке зрения ведущего раздела. Данная информация представлена как исторические материалы. Мы не несем ответственность за поступки посетителей сайта после прочтения статьи. Данная статья получена из открытых источников и опубликована в информационных целях. В случае неосознанного нарушения авторских прав информация будет убрана после получения соответсвующей просьбы от авторов или издателей в письменном виде.

army.lv

Военно — Воздушные Силы России

ВВС России уже давно являют собой грозную силу, которая обеспечивает неприкосновенность российских рубежей в воздушном пространстве, на земле и даже на море. Ведь благодаря мощному техническому потенциалу Российской Федерации военно-воздушные силы нашей страны обеспечены техникой, которая позволяет выполнять любые задачи по предотвращению, отражению нападения и нанесении ответного удара.

ВВС России

ВВС любого государства – это показатель экономического и научного потенциала государства. На сегодняшний день ВВС России в техническом оснащении являются одними из лучших в мире, если не лучшими. Этот вид вооруженных сил является самым молодым, так как был создан лишь в начале 20 века. Но без участия военной авиации не обходится не одна наземная и морская операция. Ведь ведение разведки, нанесение удара на тактическую и стратегическую глубину, переброску живой силы и техники в самые кратчайшие сроки могут выполнить только «крылья армии».

История

В 1910 году по повелению Императора Николая II Российская Империя закупила несколько самолетов у Франции для создания своего Воздушного Флота. После чего незамедлительно в Севастополе стартовала подготовка офицеров, которые бы могли управлять самолетами. Уже к началу Первой мировой войны Россия обладала воздушным флотом из 263 самолетов, что было первым показателем среди всех стран, участвовавших в глобальной бойне. Самолеты использовались исключительно для корректировки огня артиллерии. Но вскоре в голубой выси завязались воздушные бои, а небо стало нести смерть в виде бомб, которые щедро стали сыпаться на головы солдат в окопах. Из российских пилотов наиболее известен Петр Нестеров, который первым выполнил знаменитую «мертвую петлю» в 1913 году и первым в 1914 году совершил воздушный таран.

В 1917 году Императорский Воздушный Флот прекратил свое существование в результате Великой Октябрьской Революции. Многие пилоты, имевшие бесценный опыт ведения воздушных боев, погибли или же иммигрировали. В 1918 году в молодом социалистическом государстве был создан Рабоче-Крестьянский Красный Воздушный Флот. Промышленность страны развивалась, рос научно-технический потенциал. Поэтому нет ничего удивительного, что страна к 1917 году имевшая в вооруженных силах всего 700 самолетов, что делало ее крайне уязвимой с воздуха, уже в 1930-х смогла выйти в ряды лидеров авиастроения и создать мощную военную авиацию. Конструкторские бюро Туполева и Поликарпова смогли наладить массовый выпуск бомбардировщиков ТБ-1, ТБ-3 и истребителей И-15, И-16. В СССР к подготовке пилотов стали относиться более грамотно, создавая по всей стране аэроклубы, летные школы, выпускники которых пополняли ряды вооруженных сил, Осоавиахим, Гражданского Воздушного Флота или направлялись в запас.

Первый боевой опыт наши летчики получили в Испании, где с 1936 по 1939 г. г. выполняли свой интернациональный долг. Во время Гражданской войны в Испании наши летчики на отечественных самолетах с успехом действовали против немецких ассов, управлявших новейшими «Мессершмиттами». Позже успехи в небе в ходе войны с Финляндией, военно-воздушные силы которой были значительно слабее, вскружила голову советскому командованию. Но как показали первые годы вооруженного противостояния с гитлеровской Германией, СССР значительно уступал в техническом оснащении, а также в подготовке пилотов. Но с каждым днем опыт наших летчиков рос, а мужество и героизм всегда отличали наших пилотов. В конечном итоге это позволило получить преимущество над противником в воздухе.

После Второй мировой войны отношения с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции стали стремительно накаляться. США и ее союзниками стали разрабатываться планы, направленные против страны советов. Ответной мерой было наращивание военного потенциала СССР, в том числе и модернизация ВВС. В ходе модернизации огромные деньги из бюджета страны уходили на разработку современных самолетов, которые должны были создать преимущество в воздухе над авиацией противника, а также обеспечить выполнение задач по нанесению адекватного удара по важным экономическими и военным объектам противника, его группировкам войск. Стоит также отметить, что подготовке летного состава уделялось не меньше внимания, постоянно совершенствовалась тактика воздушного боя, изучалась возможность проведения маневров, используя все возможности современных самолетов.

После того как СССР прекратил свое существование 40 % всего парка техники досталось Российской Федерации. 65 % личного состава остались проходить службу в частях ВВС России. С начала 1990-х до начала 2000-х «крылья армии» находились в плачевном состоянии, когда из-за плохого финансирования обновления парка практически не проводилось, а налет часов был крайне скуден. После смены руководства страны начались позитивные изменения. А с 2008 года началась масштабная реорганизация военно-воздушных сил, которая включает и изменение структуры этого вида войск, и реконструкцию и замену старой техники.

День Военно-воздушных сил, 12 августа, является днем памяти. В этот день Николай II, как говорит история, подписал указ про создание первой авиационной части. Праздничные мероприятия в соответствие с Указом Президента РФ установлено проводить в третье воскресенье августа, в День Воздушного флота России.

* Указа Императора от 12 августа от 1912 года про создание авиационной части в архивах не обнаружено. Есть приказ Военного Министра Российской Империи, датированный тем же числом, про передачу всех вопросов авиации и воздухоплавания в ведение воздухоплавательной части Главного управления Генерального штаба.

Руководство

На сегодняшний день руководством Российской Федерации командование Военно-воздушными силами страны доверено Герою России генерал-лейтенанту Бондареву Виктору Николаевичу. До 6 мая 2012 года был начальником Главного штаба ВВС – первым заместителем главнокомандующего ВВС.

Структура ВВС

В ходе реформ ВВС в 2008 году была введена новая структура для ВВС.

На сегодняшний день в состав ВВС России входят:

  • Главное командование ВВС,
  • Авиация,
  • Зенитные ракетные войска,
  • Радиотехнические войска,
  • Специальные войска.

Авиация делится на армейскую, оперативно-тактическую, дальнюю и военно-транспортную в соответствии с выполняемыми задачами.

Специальные войска должны выполнять задачи по обеспечению деятельности ВВС.

Радиотехнические войска – род войск ВВС, который отвечает за ведение разведки и передачу информации в целях выполнения задач, стоящих перед ВВС.

Зенитные ракетные войска выполняют задачи по обеспечению противовоздушной обороны и защите важных государственных и военных объектов от нанесения авиа удара.

Состав и численность ВВС России

Этот вид Вооруженных сил по своей численности уступает только ВВС США. Численность Военно-воздушных сил Российской Федерации оценивают в 148 000 человек личного состава и 4 000 единиц техники, которая стоит на вооружении. На сегодня ВВС состоят из 7 оперативных командований, 7 авиационных баз 1-го разряда, 8 авиационных баз 2-го разряда, а также 13 бригад воздушно-космической обороны.

Перспективы развития военно-воздушных сил

В ходе продолжающейся реформы проводится замена морально устаревших единиц техники на новые. Уникальные самолеты дальней разведки проходят модернизацию. Проходит реформирование и системы подготовки летного состава для ВВС: разработана новая программа подготовки, которая отвечает современным как военным, так и техническим требованиям.

russianarmya.ru

Военно-воздушные силы — Армейский сайт «Почта полевая»

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы

Военно-воздушные силы (ВВС) предназначены для ведения разведки группировок противника, обеспечения (сдерживания) в воздухе, защиты от ударов с воздуха важных военно-экономических районов (объектов) страны и группировок войск, предупреждения о воздушном нападении, поражения объектов, составляющих основу военного и военно-экономического потенциала противника, поддержки с воздуха Сухопутных войск и сил флота, десантирования воздушных десантов, перевозки войск и материальных средств по воздуху.

Специальные войска

Специальные войска ВВС предназначены для решения специальных задач.

  • Авиация ВВС предназначена для отражения агрессии в воздушно-космической сфере и защиты от ударов с воздуха.

  • Зенитные ракетные войска предназначены для защиты важнейших объектов страны и группировок войск от ударов воздушного противника.

  • Радиотехнические войска предназначены для ведения радиолокационной разведки воздушного противника и выдачи радиолокационной информации.

pochta-polevaya.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *