Характеристика международных отношений после окончания холодной войны

Сурова Екатерина Александровна,Студентка НГУ  им. П.Ф. Лесгафта, Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]Россия, Санкт-Петербург

Аннотация

В данной статье рассмотрено влияние «Холодной войны» на характеристику международных отношений. Проведен анализ и выведена специфика, причины, а также данного события, что позволило сделать более точные выводы по данной теме.  Описано влияние данного события на геополитическую карту мира. Выявлена и обоснована необходимость поисков компромиссов между странами во избежание нарастания конфронтации.

 Ключевые слова:  война, «холодная война», конфронтация, характеристика международных отношений

Характеристика международных отношений после окончания холодной войны

Введение

История человечества – это во многом история войн. Войны были «спутниками» человечества на протяжении тысячелетий с древнейших времен до современности. Были войны за обладание новыми территориями, за рынки сбыта и сферы влияний, за мировое господство и во имя достижений других целей.

Окончание любой войны меняет как политическую картину мира, так и характеристику международных отношений.

В любом военном конфликте есть победители, есть проигравшие. Главы государств стоят перед решением больших проблем, исход которых неизбежно предопределит картину международных отношений на долгие годы. Однако проигравшим странам не предоставляется возможность выбирать политический курс послевоенного времени, и их мнение не учитывается. Решающее влияние оказывают страны-победители, и «холодная война» не стала исключением.  Каким же образом решения сверхдержав могут повлиять на развитие международных отношений?

«Холодная война»: своеобразие, причины, итоги.

«Холодная война» — это глобальная политическая, экономическая, военная, и информационная конфронтация между СССР и его союзниками с одной стороны, и США и его союзниками с другой, длившаяся с 1946 по 1992 годы. Специфика данного противостояния заключается в том, что между странами не существовало открытых столкновений с применением оружия. Также необходимо отметить еще один важный аспект уникальности этой войны, который выражается в том, что победителем стало только одно государство. Это довольно опасно, так как США стали единственным мировым лидером, и им  не приходится учитывать мнения других стран.     

Можно утверждать, что в «холодной войне» нет победителей, потому что, если одна страна берет на себя право вершить судьбы других государств, это приводит к негативным последствиям: возникнет  риск развязывания нового конфликта. Необходимо понимать и учитывать национальную специфику, исторический опыт стран, которые могут быть не готовы к переменам или смене режима.

Данная проблема  актуальна, так как многие ученые и политики в последнее время говорят о возрождении «холодной войны», и с этим нельзя не согласиться. Расширение НАТО на Восток, размещение ПРОв Восточной Европе, санкции Евросоюза против России.  Эти факты  говорят о нарастании конфронтации в мире.

Как ранее было сказано, «холодная война» — это период времени, когда между двух сверхдержав было противостояние и оба государства не вели оружейной войны. Казалось бы между странами поддерживались дипломатические отношения, и иногда пики конфронтации спадали, но между тем постоянно велась тихая борьба  во всех сферах и направлениях.

Политика данного противостояния охватывала не только территории государств, между которыми были противоречия, но также и те страны, чьей поддержкой пытались заручиться лидеры держав. США поддерживали все страны Западной Европы, когда СССР поддерживали страны Восточной Европы и  большинство стран  Азии, Африки и Латинской Америки. По сути, в период «холодной войны» мир разделился на два конфронтационных лагеря.

Во избежание  открытых столкновений «холодная война» проходила на чужой территории. При накале обстановки обе страны устанавливали ракеты дальнего действия в странах, соседствующих с врагом. Для США это была Турция и страны Западной Европы, когда для СССР это были страны Латинской Америки. Причем военные действия проходили тогда, когда решат государства-победители, а не страны, на чьих территориях будут проходить столкновения. Существует точка зрения профессора политических наук Дэвида Лэйка: «Сверхдержавы обладают глобальной военной мощью. Они способны распространять свое влияние во всем мире, и, как результат, могут вторгаться в любое региональное образование, когда это будет в их интересах» [1, с. 61-62]

Наибольшее обострение обстановки вызвали конфликты «холодной войны», в частности Карибский кризис. Именно он стал катализатором ухудшения ситуации.  Мир  реально находился на грани ядерной войны, которую к огромному счастью удалось предотвратить и разрядить обстановку благодаря способности Н.С. Хрущева и Д. Кеннеди прийти к компромиссу, осознавая всю опасность и ужас надвигающейся угрозы. Эта разрядка повлекла за собой возникновение множества антивоенных движений, которые призывали к ограничению гонки вооружений и усилению роли общества в принятии политических решений.

Постоянная гонка  была  частью «холодной войны».  Во-первых, была гонка вооружений. Обе страны разрабатывали различные виды оружия: новую военную технику, оружие  (в большей части массового поражения), ракеты, шпионскую технику, используя все это при проведении военных действий на территориях других государств, тем самым демонстрируя свое превосходство в той или иной области инженерной мысли. Во-вторых, шла пропагандистская борьба по телевидению и в других СМИ, беспрерывно велась ожесточённая пропаганда против противника. Гонка была и не только в военной сфере, но и в науке, культуре и спорте. Каждая страна стремилась обогнать другую.

Влияние «холодной войны» на изменение политической картины мира.

В чем причины победы Запада? Политологи считают, что дело не только в крахе Организации Варшавского договора и СССР. Задолго до этого, в 80-е гг. ХХ века Запад ощутил новый подъем – экономический, идейный, моральный. СССР начал явно отставать, привлекательность его общественной модели ослабела.

Збигнев  Бжезинский  выделяет четыре фактора, которые обеспечили победу США и ее союзников в «холодной войне» и нынешнее ее доминирование в мире. Это: военная мощь, экономическое могущество, научно-технологическое лидерство и привлекательность массовой культуры Запада (особенно среди молодежи). [2, c. 200]

Система биполярного мира была разрушена окончанием «холодной войны», в 1992 году. Западом  были обретены исключительно благоприятные результаты – прежний противник сдал свои позиции в его пользу, давая ему возможность политической и экономической гегемонии в современном мире.

Главным  итогом «холодной войны» стало формирование мировой системы, в которой Запад и, прежде всего США, претендуют на глобальное господство в политической, экономической и культурной сфере. Гегемония Запада насаждается при помощи широкого набора инструментов, среди которых: экономическое и военное давление, подкуп элит других государств, информационно-психологическая война. Россия, как и многие другие страны, которые еще претендуют на самостоятельную роль в глобальной политике и экономике, и на свое особое место в мировой истории, сталкиваются со все большей угрозой потери собственного суверенитета, а также права на свою культуру и свой образ жизни.

Фактически, в этой конфронтации не было победителей, так как отсутствовало открытое  противостояние, однако США взяли на себя право объявить себя страной-победителем, тем самым определяя ход мировой политики.

Итоги этого события противоречивы. С одной стороны, после развала СССР Россия занимает его место во всех международных организациях, но   происходит развал социалистического лагеря. Согласно этому, Россия – проигравшая страна, так как СССР прекратил свое существование, в то время, как США сохранили свою целостность.

С другой стороны, если мы будем говорить об итогах для обоих государств, то ни США, ни СССР данное противостояние не принесло никакой пользы. Несмотря на большой потенциал этих держав, они так и не смогли направить его в мирное русло, что было бы более плодотворно как для внутреннего развития государств, так и для укрепления связей во всем мировом сообществе.

Условия мирных договоров, которые закрепляли господство в послевоенном мире Западных демократий (Англии и США), не могли не вызвать глубокого кризиса и роста реваншистских настроений в побеждённых странах. Это способствовало приходу к власти в Германии радикально настроенных политических сил. Территориальные изменения в Европе (особенно для Германии) провоцировали территориальные споры и стремлению пересмотра границ, что во многом и спровоцировало начало новой крупной войны в Европе, охватившей весь мир.

Необходимо учитывать и тот факт, что война приносит огромные доходы. Так, например, проводя политику ленд-лиза, в Первую мировую войну Америка превратилась из должника Европы в ее кредитора и нажила на крови народов 35 млрд долларов. За шесть лет Второй мировой войны прибыли американских корпораций достигли 116,8 млрд долларов. Не считаясь ни с чем, они усиленно рвутся к этой «прибыльной вещи» и теперь, тем более, что им еще не довелось по-настоящему испытать на себе разрушительные последствия современной войны.

БританскийпрофессорГэриШеффилдговорил: «Перваямироваявойна – ключевоесобытиеXXстолетия, из которого все последовало». Это действительно так, потому что политику реваншизма проводили многие страны, которые однажды проиграли в войне, и Германия не была исключением. Постепенно восстановив территории, расширив военно-промышленный комплекс, разработав новые виды и модели оружия, Германия втянула весь мир во Вторую мировую войну.

Профессормеждународнойполитикиистратегическихисследований, КолинГрейговорил: « Итоги войны изменили общества и принудили их к смене режимов, нанося и стирая государства с геополитической карты, и запуская долгий глобальный процесс деколонизации» [4, c. 124]

Нельзя не согласиться с мнением Колина Грея, так как после Второй мировой войны мир был подвергнут очередному переделу стран-победителей по правилам новой системы международных отношений — Ялтинско-Потсдамской. Германия была поделена на зоны влияния и не существовала как самостоятельная единица. Шла активная пропаганда политических режимов. Страны, заинтересованные в союзниках делали все, чтобы расширить свою сферу влияния. Образовавшийся биполярный мир и нарастающее противостояние СССР и США, повлеки за собой ряд вопросов по созданию международных организации, например ООН (1945г). 

Кроме того, как указывал английский военный теоретик Лиддел Гарт, «нередко после окончания войны, когда устранена противостоящая сила, исчезают препятствия и для противоречий во взглядах и интересах бывших союзников. Очень часто разногласия становятся настолько острыми, что дружба, которая была необходима во время общей опасности, превращается во вражду после устранения этой опасности так, что союзники в одной войне легко становятся врагами в другой». [6, c. 270]. Данную точку зрения доказывает тот факт, что после окончания Второй мировой войны, подавления агрессора, СССР и США не нуждались больше в союзничестве, тем самым начав соперничество за мировое господство.

Как нам известно, США объявили себя победителями в «холодной войне», решая самостоятельно, что им делать, и какой политический курс выбирать, включая интервенции в другие страны под предлогом распространения демократии и ее защиты.

Рассмотрим теперь эту проблему через сирийско-ливийский вопрос. Правительство Америки под предлогом распространения демократических режимов вместо, как они считали, диктатуры, развязали гражданскую войну в Сирии и Ливии. Логичным исходом военных действий становится увеличение числа беженцев, которые вынуждены покинуть свои жилища, иммигрируя в Европу. Евросоюз вынужден решать проблемы граждан третьего мира, закрывая глаза на то, что военные действия начались из-за американского вмешательства.

Джордж ФорестКеннан отмечал: «Пути, которыми народы достигают достойного и просвещенного государственного строя, представляют собою глубочайшие и интимнейшие процессы национальной жизни. Иностранцам эти пути часто непонятны, и иностранное вмешательство в эти процессы не может принести ничего, кроме вреда». [3]

Однако, установление власти исламистов в Сирии не соответствует ни интересам Евросоюза во главе с США, ни интересам России. Анализируя развитие событий в Ливии и учитывая усиление разногласий в вопросах ПРО, Россия заявила, что ни под каким видом не допустит повторения ливийского беспредела, когда Североатлантический альянс инициировал бомбежку страны в течение нескольких месяцев.

Я считаю, что данный вооруженный конфликт исключен по ряду причин. Во-первых, это взбудоражит общественность не только воюющих государств, но и стран, которые не принимают участия в столкновении. Это усугубит ситуацию, порождая новые противоречия и коалиции. Также, данная региональная конфронтация перерастет в военные действия глобального масштаба, что повлечет за собой невосполнимые потери.

Подводя черту, я хочу сказать, что США не стремятся рассмотреть Россию как своего стратегического партнёра. Исходя из объективного положения как США, так и России в мировой экономике и политике,  можно сказать, что Россия не претендует на занятие позиций США на международной арене, но сохраняя свой «вес» в мировом сообществе, имея и свои глобальные интересы. РФ в какой-то мере препятствует реализации американской внешней политики, выступает неким противовесом, в котором так нуждается современное мировое сообщество.

XX век породил новый тип войн — мировые, в которых участвовали десятки стран и десятки миллионов людей.  За последние 50 лет на нашей планете вспыхнуло более 200 войн и вооруженных конфликтов.  XXвек с его двумя разрушительными и кровопролитными войнами привел человечество к мысли о принципиальной невозможности ведения войны в современную эпоху.

В таком исходе противостояния виноваты все страны, так как политические лидеры не сумели найти должных компромиссов между собой.  ГэриШеффилдсказал: «Неостаетсяникакихсомнений, чтоВтораямироваявойнасделалаXXвекопределеннополитизированнымивоенизированным, иответственностьзато, чтопроисходилопоследующие 80 летсправедливобывзыскать именно с этой войны». [5, c. 221]

Действительно, за 80 лет прошли еще две войны: Вторая мировая война и «холодная война», и ученые вновь говорят о возрождении конфронтации двух сверхдержав, так как в наше время ведется активная санкционная политика против России, тем самым США пытаются ослабить наш потенциал,если не с военной точки зрения, то с экономической.

Таким образом, в современном мире могут выжить лишь те нации, которые ведут войну, а не готовятся к ней, так как война уже идет, война смыслов, война идеологий. И в этой войне основным средством спасения является борьба нации за сохранение своих ценностей и святынь.

Хочется верить, что, после стольких кровопролитных и масштабных войн, человечество одумается, прежде чем ставить под угрозу весь мир, ведь государства обладают огромным комплексом оружия, применение которого может привести к необратимым последствиям.

Библиографический список

1. [1] David A.Lake, Patrick M. Morgan «Regional Orders: Building a security in a new World»,-p.61-62

2. З.Бзежинский, Великая шахматная доска. М.: Международные отношения, 2010.-256 с.

3.Джордж Ф. Кеннан: Америка и русское будущее [Электронный ресурс].-Режим доступа: http://www.istpravda.ru/digest/3016/ (дата обращения: 16.04.2013)

4. Colin S. Gray War, Peace and International Relations.  2007.- p. 124

5.Dr. Gary Sheffield , Forgotten Victory: The First World War: Myths and Realities. Review, 2002. -p. 221

6.Liddell Hart, The strategy Of Indirect Approach, Meridian/Plume, 1991.- 448

 

journalpro.ru

1.5. Периодизация российской внешней политики после окончания холодной войны

Периодизация российской внешней политики в постсоветский период – понятие, возможно, не совсем точное. Ведь речь идет хотя и о бурном, насыщенном событиями, но все-таки непродолжительном временном периоде. Чтобы его правильно оценить, нужно время, нужно то историческое расстояние, которое позволит взглянуть на нынешнее время объективно. Поэтому более корректным был бы термин «поворотные точки» внешней политики, т. е. речь идет о выделении тех узловых событий, которые определяют основные повороты вектора внешней политики российского государства после распада СССР.

Если исключить момент генезиса российской внешней политики в 1992 г., то таких точек или событий, вероятно, было четыре. Первая связана с «дефолтом» российской экономики в августе 1998 г.; вторая – со сменой президента России в 2000 г.; третья – с терактами 11 сентября 2001 г. в США; четвертая – с избранием нового президента России в 2008 г.

Дефолт августа 1998 г. продемонстрировал ограниченность российской стратегии, в основу которой в 1992 г. была положена идея обмена советского внешнеполитического наследия на западную экономическую помощь. Одновременно он дал толчок поиску новой концепции внешней политики России.

В начале 1990-х ослабленная внутренним кризисом Россия повсеместно отказывалась от своих активов в Латинской Америке, Ближнем и Среднем Востоке, Восточной Европе и Азии. В те годы Москва стремилась оставить за собой полную свободу рук на пространствах СНГ, а также, объявив себя правопреемницей СССР, закрепила за собой статус постоянного члена Совета Безопасности (СБ) ООН. Отношения с западными странами были названы руководством России приоритетными.

Со своей стороны, западные лидеры брали сторону Кремля во всех, кроме Чечни, внутриполитических конфликтах России, смягчали ограничения на доступ России к высоким технологиям, а с середины 1990-х гг. начали оказывать и кредитное содействие, которое в итоге составило около 70 млрд долл. Однако отказом в предоставлении нового крупного кредита летом 1998 г. развитые страны дали понять России, что действующая модель отношений исчерпала себя. Этот этап внешней политики страны нередко и не вполне заслуженно называют «романтическим» или «непрагматическим». На самом деле, он был основан на конкретном политическом расчете, позволившему Западу укрепить свои стратегические позиции в мире, а российскому президенту Б.Н. Ельцину улучшить свое политическое положение внутри страны на определенный период времени.

Смена президента в 2000 г. подвела черту под «эпохой Ельцина». Новый президент В.В. Путин взял курс на частичный возврат России в мир в первую очередь с целью извлечения практических дивидендов. Характерной чертой восьмилетней работы В.В. Путина в качестве главы государства было нарастание самостоятельности внешней политики России и стремления извлекать из международных связей экономическую выгоду.

Теракты 11 сентября 2001 г., с одной стороны, сблизили Россию и США в борьбе с терроризмом, а с другой, ограничили внешнеполитический потенциал Вашингтона, дав тем самым возможность России действовать более самостоятельно как во внутренней, так и в международной жизни, включая и аспект ее отношений с ведущими странами мира. То есть то, что стало трагедией для США, в некотором смысле превратилось в пользу для России.

Смена президентов России в 2008 г. привела к власти «преемника» В.В. Путина – Д.А. Медведева. Нового главу государства В.В. Путин называл «еще большим русским националистом, чем он сам», либеральные же аналитики высказывали предположение, что Д.А. Медведев будет проводить курс на сближение с Западом. Начальный период президентства Д.А. Медведева продемонстрировал верность его внешней политики курсу прежнего главы государства.

studfiles.net

Российско-американские отношения после окончания холодной войны

План

Введение

1. Теоретические дискуссии по проблемам международных отношений после окончания холодной войны

1.1 История взаимоотношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки

2.1 Современные концепции международных отношений

2. Основные тенденции развития российско–китайско-американских отношений

2.1 Холодная осень 2008 года в российско-американских отношениях

2.2 «Перезагрузка» российско-американских отношений: проблемы и перспективы

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Мы живем в эпоху глобализации, а глобализация предусматривает активную внешнюю политику различных государств. Прежде чем заниматься внешней политикой, надо знать, чего ты хочешь добиться и трезво представлять, что могут тебе позволить другие[1] ….

После окончания холодной войны, распада СССР и превращения Российской Федерации в самостоятельный субъект международного права российско-американские отношения прошло ряд этапов и претерпело существенные изменения.

После окончания холодной войны геополитическая карта мира сильно изменилась, а точнее изменилось ее понимание. С распадом Советского Союза мир перешел из биполярного мира в многополярный [2] , объясняя это исчезновением или крахом статуса Советского Союза, имевшего огромную роль в мировой политике.

После распада Советского Союза, венчавшего победоносное для Запада окончание холодной войны, США укрепилась в уверенности, что теперь ей предначертано судьбой роль единоличного лидера, способного в одиночку привести мир в «светлое будущее» по-американски. Неоспоримое превосходство США в военной, экономической, политической сферах создавало впечатление, что теперь на международной арене они могут делать все, что им вздумается.

В это время новая Россия надеялась на то, что США по достоинству оценят широкие устремления и большие жертвы демократических сил, питавших надежды на получение экономической помощи от США и предоставления достойного места в западном сообществе.

Пройдя тяжелый путь потрясений и больших изменений, не всегда в самую лучшую сторону, причиной чему служила политическая незрелость политической элиты «эпохи Ельцина». Но несмотря на все нелестные отзывы в адрес правления Ельциновской поры, будет не правильно не отметить, что Борис Николаевич Ельцин сделал немаловажный вклад в развитие страны и нельзя не учитывать то, что все это пришлось на не самое легкое время в истории России. И приход нового главы государства. Ознаменовался переломным моментом в истории России и не только.

С приходом к власти В.В. Путина российская внешняя политика вошла в новую фазу – в фазу менее уступчивую, но и не более воинственную.

Примерно в это же время в США к власти пришли республиканцы во главе с Джорджем Бушем – младшим, более жестко настроенным во внешней политике в отношении Российской Федерации, в отличие от Билла Клинтона. Вопреки прогнозам ученых – политологов отношения между США и РФ стали проходить в более дружественной форме, до поры, до времени.

Актуальность темы данной работы: В настоящее время роль США и РФ в мировой политике возрастает и имеет свое особое место на арене современных международных отношений.

Недавнее августовское событие 2008 года, вооруженнный конфликт между Грузией и Южной Осетией и Абхазией, резко и сильно изменило во вред геостратегии США распорядок сил и интересов на международной арене, уже на благо стратегии РФ, что нашло некий «испуг» в лице официального Вашингтона.

Нынешний мировой кризис, борьба правительства США со своим экономическим рынком, во имя спасения того же рынка от самого себя, необдуманная политика молодых членов мирового сообщества и возвращение своего былого уважения и достоинства Россией, принуждает нас еще раз просмотреть историю взаимоотношений Российской Федерации и США после окончания холодной войны с различных ракурсов.

Цель: – Выявление тенденций развития взаимоотношений России и США после окончания холодной войны и их новой роли в новых геополитических условиях.

Основные исследовательские задачи: – проследить процесс развития сотрудничества России и США; – проанализировать современные теоретические концепции международных отношений; – рассмотреть их роль в урегулировании международных споров и конфликтов.

Предмет исследования: предметом исследования в данной работе стало взаимоотношения России и США в политической, экономической, военной и культурно-гуманитарной сферах.

Объект исследования: объектом исследования стали взаимоотношения России и США в сфере программы противоракетной обороны.

После окончания холодной войны Россия и США стали играть стратегически важную роль в мировой политике и экономике, увеличивая свое превосходство в различных сферах жизнедеятельности, не только в своем регионе, но и в рамках всего мира.

Хронологические рамки исследования охватывают период, начиная с установления дипломатических отношений и до настоящего времени.

Степень разработанности: Данная работа является достаточно изученной, но как мы знаем взаимоотношения быстро меняются, как во фразе: «Всё течет, всё меняется»[3] каждый день приносит что-то новое. В силу этого взаимоотношения таких держав, как Россия и США ежеминутно претерпевают изменения по различным вопросам международной политики.

При написании данной работы были использованы труды историков, дипломатов, политиков, таких как Тэлботт С.,[4] Шаклеина Т.,[5] Дебидур А.,[6] Бурова И.И.,[7] Фаминский И.П.,[8] и другие не менее известные ученые и политики. В исследовании использовались материалы с периодических изданий, таких как журналы «Центральная Азия и Кавказ», «Дипломатия и международные отношения», «Мировая экономика и Мировая политика», доклады с научных конференций, в которых авторы попытались наиболее достоверно отразить реалии мирового порядка.

Методология: При написании работы были использованы сравнительный анализ, системный подход, бихевиористский подход, институциональный анализ, моделирование и прогнозирование.

Структура работы: Данная работа состоит из введения, двух основных глав, заключения и из списка использованной литературы.

Во введении дается пояснение актуальности данной темы, ее практическая значимость, предмет и объект исследования, определяются хронологические рамки и дается краткая информация по источникам использованных в работе.

В первой главе рассматривается история взаимоотношений России и США и современные концепции международных отношений.

Вторая глава данной работы посвящена исследованию тенденций развития взаимоотношений России и США в экономической, политической, культурно-гуманитарной и военной сферах. Одним из основных моментов в рамках данного сотрудничества, несомненно, являются российско-американские отношения по установлению ПРО в Европе.

В заключении данной работы подводятся итоги исследования, делаются выводы и предложения.

Взаимоотношения России и США безусловно влияют на мировую политику, либо создавая нестабильность в мировой политике, либо укрепляя мировую безопасность. И некоторое незрелое отношение в решении определенных вопросов глобального характера, или быть может регионального характера, усложняет механизмы взаимодействия ведущих держав, что непосредственно влияет на остальных участников международных отношений.

1. Теоретические дискуссии по проблемам международных отношений после окончания холодной войны.

1.1 История взаимоотношений Российской Федерации и Соединенных Штатов Америки

Истоки российско-американских отношений уходят своими корнями в XVII–XVIII века. Если вспомнить далекую историю, то русские первопроходцы появились в Америке в 30-х годах XVIII века. Первым российским императором, проявившим интерес к далекой стране, был Петр I. В январе 1719 года геодезистам Евреинову и Лужину было поручено «ехать до Камчатки и далее куда указано, описать тамошние места, сошлась ли Америка с Азией[9] ». Экспедиция эта закончилась неудачно.

Во времена правления Анны Иоанновны, Беринг предпринял две экспедиции в те края: в 1725–1730 и 1733–1741 годах он прошел между Чукотским полуостровом и Аляской, достигнув Северной Америки, открыв при этом ряд островов Алеутской гряды. После Беринга, уже при Екатерине II, первым на Аляске закрепился купец Григорий Шелихов, основав там, в 1780 году первое русское поселение. Если Петр I ничего не знал об этих землях, то интерес к далекой стране Екатерины был более конкретным. По ее приказу в 1760 году стали предприниматься секретные морские походы к американским берегам, чтобы получить представление о том, что может ожидать Россию в Новом Свете[10] .

Во время войны Соединенных Штатов за независимость в XVIII веке Екатерина II отказалась выделить английскому королю Георгу III свои войска, сославшись на то, что Россия только что закончила войну с Турцией и войскам нужен отдых. Таким образом, именно Екатерина помогла американцам завоевать независимость, потому что, когда Георг III во второй раз обратился к российской императрице уже за казачьими войсками, она опять ответила отказом, сказав, что хочет войти в историю как императрица, при которой был мир, а не войны. Так Англия навсегда потеряла свои колонии, но отнюдь не из-за свободолюбия Екатерины, а только потому, что русская правительница не хотела усиления нелюбимого ею «морского тирана» – Великобритании[11] . Во всяком случае, поддержав американцев в борьбе за независимость, Екатерина не спешила с их признанием.

Вступив на престол в 1798 году, Павел поставил вопрос об установлении дипломатических отношений со Штатами. В июле 1799 года указом Павла из нескольких частных русских купеческих компаний была образована «Российско-американская компания», утверждены правила ее функционирования и предоставляемые ей привилегии.

mirznanii.com

Российско-американские отношения после окончания холодной войны

Развитие ситуации 7–8 августа вокруг Южной Осетии привело к очевидному «кризису доверия» Москвы в отношении американской элиты. Как отметил в своем интервью CNN 28 августа глава правительства России В. Путин, после того как грузинское руководство развязало масштабные боевые действия в районе Цхинвали и по всей территории Южной Осетии, российские власти обратились к американской стороне с призывом унять распоясавшегося «клиента». В. Путин говорил об этом в Пекине при личной встрече с Дж. Бушем. Однако, несмотря на заверения последнего, что «война никому не нужна», реально ничего для предотвращения эскалации конфликта сделано не было. В международных организациях (в частности, ООН) попытки России инициировать быструю реакцию на события в Грузии также были заблокированы США и их западными союзниками. Действия США напоминали их поведение накануне и в ходе Шестидневной войны 1967 г. на Ближнем Востоке. Тогда Вашингтон также публично призывал к сдержанности и сохранению мира, но фактически дал «зеленый свет» Израилю на эскалацию конфликта.

У российского руководства сложилось неприятное впечатление, что его пытаются поставить перед свершившимся фактом. Это впечатление было вдвойне неприятным в связи с тем обстоятельством, что в Москве рассматривали подписанную в марте 2008 г. Сочинскую декларацию о принципах взаимоотношений с США как некую фиксацию существующего положения вещей в двусторонних отношениях, как документ, обеспечивающий преемственность партнерского курса и политическую паузу до смены власти в Белом доме. Уверения американских официальных лиц, что они были «не в курсе» происходящих событий, не вызвали особого доверия. И в самом деле – роль американцев в современной Грузии наводит на совершенно иные умозаключения. Прежде всего, на самом деле М. Саакашвили не является столь уж самостоятельным и «неуправляемым» националистом, как утверждает кое-кто на Западе. Соединенные Штаты на протяжении многих лет патронировали молодого грузинского лидера, вооружали и обучали его профессиональную армию, основали самое большое американское посольство в регионе с целью превращения его в центр американского влияния на Кавказе и т.д. Американские войска с июля 2008 года практически непрерывно проводили совместные маневры на территории Грузии. Поверить после этого в «непредсказуемость» и «неуправляемость» Саакашвили довольно сложно. Отсюда – ужесточение официальной риторики, инвективы в адрес американского экспансионизма и изжившей себя однополярности со стороны президента РФ Д. Медведева.

Возникла своего рода патовая ситуация. США не в состоянии в краткосрочной перспективе заставить Россию изменить политическую линию. Они не имеют для этого рычагов воздействия на российскую элиту и ситуацию в России, а с недавних пор серьезно ограничены и в ресурсном плане. Но и Российская Федерация не может навязать другим участникам свои правила поведения.

На самом деле возникшее противостояние носит отнюдь не ситуативный, а системный характер. И может оказаться достаточно продолжительным по времени.

С момента окончания холодной войны и до сегодняшнего дня Соединенными Штатами формировались правила игры в мировой политике, определялись границы допустимого в международной практике, осуществлялись регулирующие действия в отношении стран, которые уклоняются от следования новым нормам и правилам поведения. Способность навязать другим комфортные для лидера правила игры и возможность по ходу дела поменять либо реинтерпретировать эти правила выступают функциональным эквивалентом «права сильного» и являются частью того, что принято ныне называть «программирующим лидерством» США в современном мире.

Любое публичное выступление, акцентирующее несостоятельность американского лидерства (речь В. Путина в Мюнхене, например) неизбежно воспринимается американской элитой как вызов. А независимая политика и тем более нанесение военного поражения проамериканскому режиму – как «оскорбление действием».

Ситуация в Вашингтоне на сегодняшний день не слишком благоприятствует независимой политике Москвы. Сторонники жесткой линии (и из лагеря республиканцев, вроде Р. Кейгана, Р. Краутхамера, и из стана демократов – З. Бжезинский, Р. Холбрук и др.) берут курс на «сдерживание» России, заявляя, что следует изменить прежнее отношение США к Москве, в рамках которого она рассматривалась в качестве союзника в вопросах глобальной безопасности. В их интерпретации Россию следует рассматривать как потенциального противника, не внушающего доверия. Одновременно они старались преуменьшить значение резкого похолодания в отношениях с Россией после августовских событий 2008 года. С их точки зрения, Соединенные Штаты могут столкнуться с гораздо более серьезными вызовами, если не задумаются над тем, как «адекватно» ответить России, активно поддержав своих восточноевропейских союзников.

Сторонники возобновления политики «сдерживания» утверждают, что сегодняшняя Россия значительно слабее, чем Советский Союз в период холодной войны. Американцы рассматривают Россию, несмотря на ее нефтяные доходы, как страну, по-прежнему находящуюся в упадке и одолеваемую множеством проблем. У Российской Федерации нет реальных союзников на международной арене. Москва не опирается на универсальную идеологию, которая помогла бы ей найти сторонников в разных странах мира. Российская армия не способна поддерживать паритет с США и их союзниками, в том числе из-за возросшего экономического и технологического отставания России от государств НАТО. Отсюда сторонники новой холодной войны делают вывод о неизбежности «победы» Запада в случае фронтального противостояния с Россией.

Ситуация кажется такой острой еще и потому, что возможности взаимного торга и компромиссов (то, на чем настаивают не только московские политики, но и американские сторонники классического реализма – Н. Гвоздев, Д. Саймс, Р. Блеквилл и другие далекие от принятия реальных политических решений аналитики) оказались крайне ограниченными в силу существующей разницы восприятия сторонами мировой политики в целом.

На протяжении последних 10 лет Россия постепенно наращивала экономические возможности и политическое влияние. Усилившаяся экономическая дееспособность страны предопределила возрождение ее политической самостоятельности. И это не могло не сказаться на представлениях отечественной элиты о месте России в мире. Российский политический класс неосознанно придерживался до последнего времени поведения, которое можно описать в терминах классического реализма или даже «оборонительного» варианта реалистской теории (defensive realism). РФ особенно не «высовывалась», но время от времени с несколько нарочитой многозначительностью давала понять, что обладает определенными рычагами влияния в разных частях мира (иногда она даже демонстративно акцентировала их наличие – например, поставляя оружие в Венесуэлу и другие проблемные, с точки зрения Вашингтона, страны). Однако с помощью подобных инструментов и посредством создания соответствующих информационных поводов Россия добивалась учета своих жизненных интересов в Евразии. Российское руководство ведет международные дела в стиле старой доброй realpolitik (той, что американцы устами уходящего госсекретаря К. Райс именуют «политикой XIX века») и, в сущности, всегда готово к торгу и разумным копромиссам, подразумевающим размен периферийных интересов на жизненно важные. Нежелание США идти на какие-либо компромиссы, поступиться даже своими второстепенными, с точки зрения Москвы, интересами на постсоветском пространстве или игнорирование возможностей достижения поставленных целей с учетом «законных» интересов России выступает в этой связи острым раздражителем для российской элиты.

Кроме того, Россия стремится попасть в закрытый клуб мировых держав, вырабатывающих правила игры на международной арене, определяющих действия глобальных финансовых институтов и функционирование систем безопасности. Вашингтон же на протяжении последних 15 лет наглядно демонстрирует отсутствие внятной инклюзивной стратегии в отношении России, сопротивляется ее эффективному участию в подобных институтах или пытается девальвировать значение тех из них (ООН, например), где Россия играет ведущую роль.

Из Вашингтона мир видится в совершенно иной системе координат. У Соединенных Штатов нет ни одного конкурента ни по одному из значимых параметров могущества. Никогда еще не существовала система суверенных государств, в которой одна страна располагала бы такой степенью превосходства. США, с их точки зрения, являются естественным лидером и единственной доминирующей сверхдержавой современного мира. Их интересы глобальны. Те регионы и страны, которые кажутся Москве глубоко периферийными и абсолютно второстепенными для Соединенных Штатов, с точки зрения Вашингтона выступают необходимым элементом «глобального управления» и «американского лидерства». В результате в геополитическом плане вся планета становится зоной жизненных интересов Америки. А попытка России сыграть «несистемно», навязать свои правила игры хотя бы на постсоветском пространстве, расшатывает американское глобальное доминирование и автоматически вызывает противодействие. Россия воспринимается на данном этапе не как партнер в решении проблемы международной безопасности, а как часть этой проблемы.

mirznanii.com

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ РОССИЯ ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ». Мировая холодная война

ГЛАВА ДВАДЦАТЬ ЧЕТВЕРТАЯ

РОССИЯ ПОСЛЕ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»

Чудом эпохи после холодной войны то, что Россия сумела перенести коллапс, который сделал ее стратегически неуместной, без революции и реваншизма.

Ч. Краутхаммер, 2002

Россия в 1997 г., скрепя сердце, согласилась с приемом трех новых членов НАТО и вступила в Совет «Россия-НАТО», который был западными союзникам полностью проигнорирован в процессе принятия решения о первом за историю Североатлантического союза силовом действии за пределами зоны традиционной ответственности НАТО — бомбардировке Югославии весной 1999 г. Государственный секретарь М. Олбрайт объявила, что белградское правительство под давлением массовых налетов авиации Североатлантического союза сдастся на четвертый день — пойдет на условия, ведущие к отделению югославской провинции Косово. Американцы недооценили решимости югославов. На 78-й день бомбардировок, когда Белград был готов стоять и дальше, ельцинский Кремль решил оказать помощь Западу. Посланный в Белград В. С. Черномырдин, спасая США и НАТО от ситуации своего бессилия, в буквальном смысле заставил президента Милошевича (на глазах у всего мира) подписать капитуляцию перед Западом.

Но даже эта помощь не вызвала у американского руководства желания видеть в России партнера. Желание России получить под временный контроль небольшую территорию Косова (чтобы уберечь от репрессий сербское меньшинство Косовского края) было отвергнуто Вашингтоном самым энергичным образом. Узнав о движении российских войск к косовской столице Приштине, американская сторона начала недельные дебаты на Смоленской площади и в соседнем Хельсинки — ровно столько, сколько нужно было для оккупации всего Косово войсками НАТО и полной изоляции здесь небольших российских войск. Запад полностью блокировал единственную просьбу России образовать анклав вокруг исторических православных монастырей и Косова поля — что позволило бы 100-200 тысячам местных косовских сербов найти убежище и избежать насилия албанской Армии освобождения Косова.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

2.2. Политическая карта мира после окончания холодной войны

Окончание холодной войны в Европе совпало с радикальными переменами внутриполитической жизни стран Организации Варшавского договора (ОВД). Эти изменения принято связывать с чередой т. н. «бархатных революций» в Восточной Европе осенью 1989 г. Последние были спровоцированы как несоответствием восточноевропейских режимов требованиям времени, так и отказом весной 1989 г. советского лидера М.С. Горбачева от так называемой «доктрины Брежнева» (западное понятие, подразумевавшее «узаконенную» практику вмешательства СССР во внутренние дела стран ОВД).

В Восточной Германии, Польше, Чехословакии, Венгрии и Болгарии слом социалистической системы произошел бескровно – правившие там режимы отказались от власти безо всякого сопротивления. Только румынский лидер Н. Чаушеску решился на массовое применение силы против оппозиции. В столице Румынии Бухаресте произошли вооруженные столкновения войск с демонстрантами, пролилась кровь тысяч невинных людей. На каком-то этапе развития политического кризиса инициатива перешла в руки оппозиции, и Н. Чаушеску вместе со своей женой бежал из столицы. Но вскоре они попали в руки «революционного» правосудия и после скорого суда были расстреляны.

Несмотря на многочисленные жертвы, символом крушения европейского социализма румынская революция, однако, не стала. Более того, облетевшая весь мир новость о поспешном суде и казни четы Чаушеску у многих в мире посеяла сомнения в демократическом выборе новой Румынии. Подлинная история завершающего этапа кризиса государственной системы европейского социализма писалась в Восточной Германии, в которой выступившее с мирным протестом против режима Э. Хонеккера население «снесло» так называемую Берлинскую стену, на протяжении более чем четверти века являвшей собой символ холодной войны и разделения Европы. 9 ноября 1989 г. – день падения Берлинской стены – стал своеобразной точкой демаркации, отделившей период холодной войны от нынешнего этапа международных отношений в Европе и мире.

Почти одновременный роспуск в 1991 г. Совета экономической взаимопомощи (СЭВ) и Организации Варшавского договора еще более ускорил наступление нового периода международных отношений. Его становление связано с решением ряда возникших проблем: 1) определение центров влияния в современном мире; 2) оценка состояния военной и экономической безопасности; 3) анализ влияния глобализации на современный мир; 4) изучение роли международных организаций в современном мире.

2.3. Центры влияния в современном мире

Прежде всего определимся с понятиями однополярности, биполярности и многополярности международных отношений.

Однополярными международные отношения становятся в том случае, если в мире возникает единственный центр управления глобальными экономическими и политическими процессами. По замечанию В.В. Путина, однополярный мир, это мир «одного хозяина, одного центра принятия решений». Следует отметить, что современный мир в целом тяготеет к однополярности, которая поддерживается политикой американской администрации, претендующей на главенствующую роль в мировых делах.

Биполярные международные отношения возникают тогда, когда в мире господствует два примерно равных центра силы, два центра экономического или военно-политического притяжения, вокруг которых образуется коалиция зависимых или полузависимых государств. Биполярность – явление прежде всего ХХ в., в котором такая модель международных отношений соответствовала периодам масштабной военной или военно-политической конфронтации между группами государств. Примерами биполярности были две мировые войны и холодная война, которая породила западный и восточный военно-политические блоки – НАТО и ОВД.

Многополярными международные отношения можно назвать тогда, когда в мире начинает действовать несколько примерно равных по экономическому, политическому и военному потенциалу субъектов глобальной политики. Исторически данный тип международных отношений был преобладающим и обычно сопутствовал относительно спокойным историческим периодам. Ему на смену, однако, нередко приходила череда мощных военных конфликтов.

Рассмотрим, какое из названных понятий, по мнению современных ученых и политиков, соответствует нынешнему этапу развития международных отношений.

Уже в конце 1980-х гг., т. е. с момента окончания холодной войны, вопрос о смене биполярности какой-либо иной системой мирового порядка стал одним из наиболее актуальных в науке и практической политике.

По времени появления, вероятно, первым было предположение, что новая внешнеполитическая конфигурация в Европе и мире будет носить многополярный характер. На Западе к такой перспективе относились с большой тревогой, вспоминая об трагических уроках истории первой половины ХХ в. Об опасности реставрации европейской многополярности в начале 1990-х гг. говорили, например, тогдашний премьер-министр Великобритании М. Тэтчер и президент Франции Франсуа Миттеран. По их мнению, главным раздражителем европейской политики может стать объединенная Германия. Портал LENTA.RU приводит следующие сведения: «В марте 1990 года, спустя несколько месяцев после падения Берлинской стены, Тэтчер призывала Францию объединить усилия перед лицом «немецкой угрозы», а также высказывала опасения, что объединенная Германия попытается стать самой могущественной страной Европы. «Коль [Гельмут Коль, экс-канцлер ФРГ – Прим. «Ленты.ру»] способен на все, что угодно. Он стал другим человеком», – сообщила в последний год своего нахождения на посту премьер-министра Великобритании Тэтчер французскому послу. Также она подозревала, что Коль во главе объединенной Германии чувствует себя диктатором и начинает проводить соответствующую политику. За два месяца до событий ноября 1989 г. в Берлине Маргарет Тэтчер встречалась с лидером СССР Михаилом Горбачевым и сказала ему, что объединения Германии не хочет ни Великобритания, ни вся Западная Европа. По ее мнению, объединение угрожало дестабилизацией международных отношений в целом и безопасности Великобритании в частности. Также, как свидетельствуют опубликованные к 20-летию падения Берлинской стены дипломатические документы, опасения относительно объединения ФРГ и ГДР высказывал и занимавший в то время пост президента Франции Франсуа Миттеран. На встрече с Тэтчер он сообщил, что позиции объединенной Германии будут более крепкими, чем при Гитлере»9.

Скепсис в отношении будущего Европы поддерживали и заокеанские политики. В частности, бывший государственный секретарь США Г. Киссинджер полагал, что будущее международных отношений в Европе после окончания холодной войны может вернуть к жизни многополярный образ европейской политики межвоенного периода ХХ в., с его духом соперничества и вражды. Говоря об этом, патриарх американской дипломатии намекал на необходимость сохранения масштабного американского присутствия в Европе, а следовательно, косвенно поддерживал тяготеющую к однополярности, по сути, управляемую из Вашингтона систему международных отношений. Отметим, что в 1990-е гг. идея организации международных отношений на многополярных принципах не получила на Западе широкой поддержки ни у специалистов, ни у политических лидеров. Причиной были не только исторические опасения, но и достаточно высокая степень единства западного мира, находящегося на пике своего экономического и политического могущества.

Идея многополярного мироустройства нашла благодатную почву скорее не в Европе или США, а в России и других, не относящихся к западному миру, странах. В 1990-е гг. одним из наиболее активных ее сторонников был видный российский государственный деятель, историк и экономист Е.М. Примаков, помышлявший об организации стратегического альянса России, Китая и Индии в противовес влиянию Запада. Таким образом, в нашей стране идея многополярности отразила желание части российской политической элиты закрепить за Россией статус одного из центров мировой политики. В первом десятилетии XXI в. концепция многополярности получила в нашей стране устойчивую поддержку на государственном уровне. К числу стран, активно поддерживающих принципы многополярности, можно отнести Китай, Индию, Бразилию и др. Отметим, что страны, поддерживающие идею многополярности, как правило, не являются стратегическими союзниками, в то время как однополярная концепция мира опирается фактически на альянс государств.

Биполярная модель мироустройства не привлекает к себе сегодня серьезного внимания ни специалистов-международников, ни практиков мировой политики. Сойдя с окончанием холодной войны с исторической сцены, данная схема, очевидно, не имеет под собой достаточных оснований. Причиной является отсутствие той «точки кипения», того уровня напряжения в межгосударственных отношениях, при котором можно было бы ожидать разламывания мирового пространства по линии принципиальных геополитических оппозиций. Протекающий между Западом и Югом глобальный конфликт пока не определяет развитие системы международных отношений и не формирует биполярность, не только благодаря присутствию еще более мощных политических и экономических факторов, но и вследствие неравенства сил, противостоящих друг другу. Это неравенство может быть, конечно, нарушено, например, вступлением в «лагерь» Юга новых субъектов, но пока такая перспектива остается чисто гипотетической.

Однополярная модель мирового порядка с центром в США получила достаточно широкую поддержку специалистов прежде всего на Западе. Сторонниками американского лидерства в мире, отмечала российский исследователь Т.А. Шаклеина, были «специалисты в области международных отношений из ведущих научных центров и университетов, прежде всего таких, как Фонд Карнеги, «РЭНД корпорейшн», Центр стратегических и международных исследований (Вашингтон), Джорджтаунский университет, Университет Джонса Гопкинса, Институт Кейто, фонд «Наследие» и ряда других»10. Американоцентричное видение международных отношений было присуще в 1993–2000-х гг. политике администраций Б. Клинтона и Дж. Буша мл. Клинтон явочным порядком устанавливал в мире американские ценности, а Дж. Буш мл. и вовсе начал перестраивать мировую систему под нужды США как единственной сверхдержавы. Следует отметить, что до сих пор Европа в целом поддерживала идею американского лидерства в мире отчасти по привычке жить под американским «зонтиком безопасности», унаследованной со времен холодной войны, отчасти по объективным основаниям – недостаточной развитости инструментов европейской внешней политики и безопасности, а также непредсказуемого поведения сопредельных со «старой» Европой новых независимых государств.

Вместе с тем, на Западе существует хотя и меньший по влиянию, но достаточно заметный лагерь противников идеи американского доминирования в мире. Они говорят о том, что мировое лидерство накладывает на США обременяющие обязательства, которые могут нанести вред или даже разрушить позиции США в мире так же, как это произошло с другими странами, включая и СССР.

Одним из оппонентов идеи американской гегемонии является видный исследователь, помощник президента США Дж. Картера (1977–1981) по вопросам национальной безопасности З. Бжезинский. По его мнению, США чрезмерно увлеклись решением проблем той части Евразии, которая расположена между Европой и Дальним Востоком. «Именно здесь, – отмечал З. Бжезинский, – США имеют все шансы сползти к конфронтации с миром ислама – и это в то время, когда разногласия между Америкой и Европой способны привести даже к распаду Североатлантического альянса. Случись то и другое – и американская гегемония в мире окажется под угрозой»11.

С критикой гегемонии США выступал в 1990-е гг. и С. Хантингтон. По его мнению, утверждение американской модели регулирования межгосударственных отношений, начатое в Европе, не способствует укреплению международной безопасности, более того, расшатывает ту однополюсную модель, которую США так упорно продвигают. Профессор С. Смит из университета Уэльса полагал, что в своей глобальной политике США идут по неверному пути, насаждая упрощенный американский тип демократии, в основе которого лежит формальное соблюдение всеобщего избирательного права. Распространяемая США модель демократии – это модель демократии для элиты, когда сохраняется большой разрыв между нею и остальным населением страны, не учитываются культурные и исторические традиции, а также приемлемость американских ценностей и норм.

В нашей стране концепция однополярности встретила скорее негативную на научном и однозначно негативную реакцию на политическом уровне. Причем степень этого негатива со временем не ослабла, а усилилась, превратясь в конечном итоге в существенный фактор внешнеполитического мышления России. Следует заметить, что при преобладающем скептицизме отечественных ученых в отношении идеи однополярного мира имелись и признаки солидарности с ней. Речь идет о позиции В.Л. Иноземцева и С.А. Караганова, которые полагали, что самой перспективной на сегодняшний день является та концепция, что «основана на идее коллективного управления, осуществляемого группой ведущих демократических государств»12. К такому выводу эти исследователи пришли на основе изучения межгосударственных отношений в ЕС. Как можно заметить, взгляды В.Л. Иноземцева и С.А. Караганова перекликаются с некоторыми идеями неореализма.

Представляется, что для международного сообщества жестко однополярная модель устройства мира непригодна прежде всего тем, что служит она интересам не большинства субъектов мировой политики, а единственного государства-сверхдержавы. Иными словами, мир, который регулируется одним центром власти – это мир монополиста, который формирует выгодные лишь для себя условия существования. Понятно, что в чистом виде такая модель международных отношений сегодня вряд ли возможна. Она, если и имеет право на существование, то только в виде формального верховенства лидера, рядом с которым средние и малые страны сохраняют право на достойные дивиденды в мировой экономической и политической системе.

Как видно, ответ на вопрос о том, какой на самом деле является современная система международных отношений – многополярной, однополярной или биполярной, – остается нерешенным, а дискуссия по нему – открытой. Его решение будет зависеть прежде всего от соответствия оценочного критерия конкретной международной обстановке, которая может приобретать самые непредсказуемые очертания. «Мы, – справедливо писал в 2006 г. американский политолог Т. Грэм, – вступили в период великих потрясений, и непонятно, как долго он продлится»13. Таким образом, ни один из критериев не может быть ни до конца надежным, ни долгосрочным.

Если, к примеру, в основу оценки положить критерий стратегического ядерного оружия, то современные международные отношения станут биполярными. Ведь сегодня, как и во времена холодной войны, в мире существуют две ведущие ядерные державы – США и Россия. Их ядерные потенциалы несопоставимы с аналогичными возможностями Великобритании, Франции и Китая, не говоря уже об Индии и Пакистане. Однако в современном мире ядерное оружие едва ли является определяющим фактором международных отношений, поэтому идея биполярности на его основе является недостаточно обоснованной. Впрочем, ядерное оружие может стать принципиальным фактором международных отношений, например, в условиях ядерного кризиса (похожего на Карибский ракетный кризис 1962 г.). В этом случае международная система на некоторое время приобретет биполярный характер.

Если же в качестве критерия выступит фактор военной силы как таковой, то мир может оказаться однополярным. В его центре будут находиться США, которые в настоящее время тратят на свою оборону больше, чем десять любых других стран мира вместе взятых. Велик и качественный отрыв США от своих основных конкурентов. Америка – единственная страна, имеющая в составе боевые самолеты пятого поколения, на очереди вступление в строй принципиально нового типа вооружений – беспилотных боевых аппаратов многоцелевого применения, также пока имеющихся лишь у США. Однако идея военного превосходства США в качестве основы для однополярности вступает в противоречие с ограниченной ролью военной силы в современном мире, особенно в развитой его части. Кроме того, сами США ведут себя в мире намного сдержаннее, чем они могли бы себе позволить. Вместе с тем возросшая напряженность в международных отношениях после 11 сентября 2001 г. повысила роль военного фактора, особенно в отношениях по линии Запад – Юг. Не случайно, С. Хантингтон полагал, что в периоды пиков конфронтации, например после вторжения Ирака в Кувейт в 1990 г. или после крупных терактов в Европе и США, модель мира на некоторое время становится однополярной.

Если же в качестве критерия использовать экономический и научно-технический потенциал, то мировая система может приобрести многополярные очертания.

Например, можно говорить о трехполярной модели мира, ибо налицо существование, как минимум, трех центров мирового экономического притяжения. Это – США, Евросоюз и Китай. Одним из авторов и активных поборников концепции «трехполярного мира» является американский политолог Ч. Купчан14.

Понятно, что основу мировой экономики составляют США и страны Евросоюза. Причем лидерство в этом тандеме принадлежит США, обладающим самыми передовыми позициями в области информатики и биотехнологии, ряде других областей, но Европа постепенно сокращает свое отставание, создавая Америке сильную конкуренцию в аэрокосмической области, общем машиностроении и уровне жизни населения. Весьма мощную конкуренцию США начинают испытывать и в святая святых своей гегемонии – финансах. «Уолл-стрит, – отмечал директор института США и Канады С.М. Рогов, – утратил роль единоличного лидера в мировых финансах, сегодня по основным финансовым показателям со Штатами сравнялись лондонские и восточноазиатские биржи. Доллар уже больше не является единственной мировой валютой, евро становится де-факто второй мировой валютой»15. Тем не менее общее экономическое лидерство США не подлежит никакому сомнению, в первую очередь потому, что Евросоюз – это пока еще не унитарное государство, а лишь союз государств без общей конституции. Равной же США страны в мире нет.

Вместе с тем высокоразвитые государства Старого и Нового света «стареют», перед ними стоят серьезные и пока ни в одной стране не решенные проблемы превышения смертности над рождаемостью, увеличения числа лиц пенсионного возраста, сокращения числа молодых людей. Эти процессы ставят под вопрос не только будущее этих стран как мировых экономических и политических лидеров, но и будущее как таковое. Иными словами, сегодня в опасности оказался весь культурный генофонд Запада.

В этой связи возрастает роль Китая, как страны, обладающей растущим и самым большим по численности населением в мире и наиболее быстрорастущей в мире экономикой. Благодаря его сотрудничеству с Россией, быстро увеличивается и военная мощь Поднебесной. В настоящее время политическая и экономическая уязвимость Китая проявляется в том, что эта страна известна миру прежде всего своими количественными показателями, в то время как качественные, научно-технические возможности этой страны остаются невысокими по отношению не только к западным странам, но и к России. Промышленная продукция Китая, даже технически простая, как правило, не отличается высоким качеством (за исключением товаров, выпущенных на территории Китая именитыми западными брендами). Нечем похвастаться Китаю и по части качества жизни населения – оно там одно из самых низких в мире. Таким образом, оценка системы современных международных отношений как трехполярных является вполне убедительной.

Если же к названным трем центрам влияния добавить сообщество основных нефтедобывающих стран, которые оказывают огромное влияние на мировую экономику и политику, то появятся основания назвать современные международные отношения многополярными. Однако эта новая многополярность не похожа на классическую европейскую многополярность XIX–XX вв. Ее главными отличиями являются мультикультурность, взаимная зависимость государств и глобальный размах. Иными словами, речь идет о групповой многополярности, с одной стороны, расколотой по культурным ареалам, порой антагонистичным, с другой, тесно связанной экономически (западная техника бессмысленна без арабской нефти). Принципиально новым поэтому может оказаться как процесс, так и результат развития подобного типа многополярности.

studfiles.net

Влияние США на мировой порядок в годы холодной войны и после ее завершения.

Годы холодной войны (1945 – 1991) знаменуются формированием биполярного (две сверх державы регулируют взаимодействие внутри своих сфер влияния) мирового порядка (совокупность отношений, которые структурируются механизмами и акторами с целью обеспечения предсказуемости и управляемости общественно-политических взаимодействий за пределами государственных границ), а также происходит формирование США в качестве гегемона ( доминирующее государство, обеспечивающее определенный уровень общественного порядка, а также способность влиять на формирование предпочтений и интересов других государств.). Но с окончанием холодной войны сложился однополярный мировой порядок ( структура международной системы, при которой возможности одного государства слишком велики, чтобы быть уравновешенными, а также международная система, в которой существует одна сверхдержава, обладающая глобальным влиянием и способная организовывать военно-политические акции в любой точке мира («проецирование мощи»)), в котором сверхдержавой, обладающей глобальным влиянием стали Соединенные Штаты Америки. Под их началом сложился либеральный мировой порядок (дает безопасность и экономическое процветание), принципы которого были воплощены в международных институтах. В данной работе рассматривается влияние США на мировой порядок, начиная с окончания Второй мировой войны и по сегодняшний день.

Факторы повлиявшие на формирование американской гегемонии (доминирующее государство выступает в роли «ядра» международной системы, формирует правила и обеспечивает следование им, а самое главное обеспечивает общественные блага) прослеживаются с окончанием Второй мировой войны и началом холодной войны (Из-за того, что США обладали монополией на ядерное оружие, премьер-министр Великобритании Уинстон Черчилль решил укреплять отношения с США и 5 марта 1946 года произнес свою знаменитую речь в Фултоне, что и явилось формальным началом холодной войны. Само выражение «холодная война» появилось в американском политическом лексиконе с апреля 1947 года с подачи политика Бернарда Баруха, вскоре ставшее популярным благодаря статьям американского публициста Уолтера Липпмана. Сам термин употребляется в двух значениях. В широком – как синоним слова «конфронтация» и применяется для характеристики всего периода международных отношений с окончания Второй мировой войны и до распада СССР, в узком – частный вид конфронтации, наиболее острая форма в виде противостояния на грани войны. Например, как в период с первого берлинского кризиса 1948 г. до Карибского кризиса 1962 г. Смысл данного выражения в том, что обе стороны предпринимали враждебные шаги по отношению друг к другу, но в тоже время следили за тем, чтобы не оказаться в состоянии «горячей войны»). Гегемония формируется тогда, когда перестает учитываться равномерное распределение материальной мощи, а также интересы других государств. Во время конфронтации (тип отношений между странами, при которой действия одной стороны систематически противопоставляются действиям другой. Не исключает периодического сотрудничества между противостоящими субъектами по отдельным направлениям отношений) двух сверхдержав США и СССР, Соединенные Штаты начали превосходить своего «конкурента» благодаря правильно выбранной военной и экономической стратегии. Более того, система (совокупность разнородных элементов, объединенных регулярными взаимодействием в соответствии с определенными формами контроля) США оказалась более гибкой по сравнению с СССР — США использовали дипломатию, а СССР нет. Перед коммунизмом стояла цель уничтожения капитализма: догнать и перегнать капитализм, но без рынка. Пока США занимались созданием экономических рычагов для управления мировым сообществом, ученые в СССР бросили все свои усилия на оборонную промышленность. Все усилия СССР были направлены туда, где он мог конкурировать с США, а это и есть показатель недальновидности Советского Союза и создании однополярного мира впоследствии под лидерством США. Но в годы холодной войны страны примыкали к сильнейшим – либо к США, либо к СССР, так как после Второй мировой войны количество государств кардинально увеличилось, но они были еще слабы.

Причины конфронтации двух сверхдержав и формировании биполярного мира кроятся в создании ялтинско-потсдамской системы международных отношений (по названиям двух ключевых международных конференций в Ялте 4-11 и в Потсдаме 17 июля – 2 августа 1945 г.), которая не имела прочной договорно-правовой базы. Были согласованы базовые подходы к послевоенному мироустройству руководителями трех главных держав антинацистской коалиции (СССР, США и Великобритания), но лежавшие в его основе договоренности были либо устными либо закрепленными в декларативной форме. Это и послужило причиной того, что стороны стали использовать не правовые методы в исполнении этих договоренностей, экономические и военные методы давления. Между США и СССР стала возникать конфронтация, которая начала выглядеть как противостояние идеалов и моральных ценностей. «Свободный мир» во главе с США vs «социалистического лагеря» во главе с СССР.

Но США осознали механизмы, благодаря которым они могли начать влиять на мировой порядок и начали это делать, придав им форму и получив поддержку со стороны своих союзников.

После того, как американцы одержали победу над Японией в Тихом океане во Второй мировой войне, они осознали, что ключевое значение в ближайшее десятилетие будут иметь военно-воздушные силы. Поэтому были поставлены следующие задачи: 1. Обширная сеть баз за пределами американской территории, которые могли гарантировать контроль над линиями международных коммуникаций для обеспечения военного транзита в непредвиденных ситуациях. 2. Право пролета военных самолетов в мирное время над территориями иностранных государств.

Также переосмыслив опыт преодоления последствий мирового кризиса 1929-1933 гг. американская сторона стала быть уверенной в том, что с помощью общемировых координирующих механизмов может быть достигнута стабилизация мирового хозяйства. Ими стали три института: Международный валютный фонд (МВФ), Международный банк реконструкции и развития (МБРР) и Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Именно перед МВФ была поставлена задача по восстановлению золотодолларового стандарта (регламентирование обмена золота на доллар по официальному курсу и фиксирование твердых обменных паритетов в основных мировых валютах). МБРР стал инструментом содействию развития отстающих стран с помощью предоставления целевых кредитов и поощрения инвестиций через предоставление гарантий инвесторам. ГАТТ предназначалось для содействия либерализации международной торговли через поэтапное снижение таможенных тарифов и отмену внешнеторговых ограничений. Впоследствии Всемирная торговая организация (ВТО) была образована на основе данного соглашения 1 января 1995 года. Конференция по вопросам о создании МВФ и МБРР состоялась в г. Бреттон-Вудсе (США) с 1 по 23 июля 1944 г. и стали частями системы учреждений ООН. Подписание ГАТТ состоялось в Женеве в октябре 1947 года. Так образовалась Бреттон-Вудская система мироэкономических регулирующих механизмов. Мировое сообщество подержало экономическую инициативу США, что в последствии отразилось на лидерстве США.

СССР в 1944-1945 гг. также принял участие в создании МВФ, МБРР, Европейской экономической комиссии, Международной организации гражданской авиации и др., постепенно Сталинское руководство стало осознавать, что США вместе с Великобританией и другими западными странами обладали механическим большинством, а права вето предусмотрено не было. Таким образом, получалось, что свободы СССР во внешнеэкономической сфере ограничены. Также была вероятность проникновения иностранного капитала в советскую зону влияния в Восточной Европе, что могло привести к потере этих территорий. Из-за этих причин СССР отказалось ратифицировать бреттон-вудские соглашения, что послужило причиной того, что Советский Союз оказался вне рамок мировой системы экономического регулирования. Советский Союз не осознавал, что тем самым США выходит на передовую – создание институтов является одним из факторов гегемонии США. Советское руководство не было дальновидным в экономическом отношении. Оно не осознавало в отличие от США роли институтов. Поэтому после того, как ВТО была создана в 1995 году на основе соглашения ГАТТ, которое СССР отказалось ратифицировать, Россия 18 лет вела переговоры, чтобы присоединиться к мировой системе экономического регулирования и стала членом ВТО только 22 августа 2012 года. Вступив в ВТО, Россия, тем самым, вступила в либеральный мировой порядок.

С окончание Второй мировой войны создание Организации Объединенных Наций (ООН) 24 октября 1945 года ( вступление Устава, подписанного 26 июня 1945 года 50 гос-ами, в силу), способствовало тому, что появлялась трибуна для диалога между широким кругом государств. Привилегии Советского Союза в Совете безопасности были надежно закреплены. И еще 4-х стран: США, Великобритании, Франции и Китая. Но ООН столкнулась с невозможностью обеспечить совместимость интересов своих ведущих членов – СССР и США, вот почему главной функцией ООН тогда стало предупреждение вооруженного столкновения между СССР и США.

Еще одним фактором все возрастающего влияния США на мировой арене в годы холодной войны служит вступление в силу «Плана Маршалла» в апреле 1948 г. ( США предоставляли экономическую помощь странам Европы, пострадавшим от войны), делая эти страны зависимыми от Соединенных Штатов, что способствовало росту доминирования США.

4 апреля 1949 года была создана военная организация НАТО, которая взяла на себя обязанность обеспечивать безопасность других государств, а сегодня является институтом международного порядка. В подтверждении тому служит тот факт, что до тех пор пока Германия и Франция не были членами НАТО, они конфликтовали между собой, но после вхождения в 1949 г.(выход в 1966 г., с 2009 г.- снова член НАТО), а Западная Германия с 1955 г. – отношения между странами наладились. Создание НАТО является одним из факторов гегемонии США. Ведь Соединенные Штаты, создав данный институт привнесли в Западный мир безопасность (общественное благо). Поэтому чтобы защититься от Советского Союза в годы холодной войны, государства сплотились и согласились на американское лидерство. Но сосредоточение управления ядерными силами Запада в руках США вызвал усиливающуюся критику ядерной политики США. В связи с этим в 1966 году Франция выходит из НАТО. Союзники начинают осознавать какую роль стали играть Соединенные Штаты.

США осознавали свое преимущество в мире, так как владели ядерным оружием и были монополистами, но военные стратеги США никак не ожидали, что в скором времени они потеряют свою монополию на ядерное оружие, так как Советский Союз начал разработки и добился больших успехов. 29 августа 1949 года были проведены первые испытания ядерной бомбы в СССР. Но проблема была в том, что несмотря на то, что СССР располагал теперь ядерным потенциалом, США были далеко впереди по количеству зарядов и числу бомбардировщиков. США при любом конфликте с легкостью могли нанести бомбовый удар по СССР, в то время как Советский Союз с трудом смог бы ответить на это. Осознавая эту проблему и понимая, что для мирового лидерства необходимо военное превосходство, советское правительство, также как и американское стали наращивать военный потенциал.

С середины 1950-х годов, к США приходит осознание того, что в случае ядерной войны, СССР сумеет нанести ответный удар по американским городам, поэтому военные эксперты признают, что тотальная ядерная война СССР и США становится невозможной. Карибский кризис 1962 года, когда весь мир находится на гране ядерной войны, становится подтверждением этому. Это заставило весь мир одуматься, и с 1962 года – 1979 гг. происходит разрядка международной напряженности.

Но ввод советских войск в Афганистан в 1979 году послужило причиной нового обострения, так как Запад воспринял эти действия со стороны Советского Союза, как нарушение геополитического равновесия и переход СССР к политике экспансии. В этой связи президент США Рональд Рейган 8 марта 1983 года называет СССР «Империей зла» , провозгласив, тем самым, глобальную цель противостояния добра и зла. Ведь в сознание людей они очень быстро входят и дают им возможность понять кто их враг или друг. К.Шмидт «Вам нужно понять кто вы.»

Но в 1985 году президентом СССР становится М.Горбачев, который взял курс на улучшение отношений с США и Западом. Курс на «новое политическое мышление» в СССР способствовал тому, что идеологическое и военно-политическое противостояние начало быстро терять остроту. Р. Рейган и Горбачев подписали Договор о ликвидации ракет средней и меньшей дальности. Их партнерство ускорило окончание холодной войны и падение Берлинской стены. Действия СССР, а именно отказ от коммунистической идеологии, зависимость экономики СССР от западных технологий и кредитов в связи с резким падением цен на нефть, привели к тому, что СССР пошел на широкие уступки во внешнеполитической сфере, а это и привело к его краху, и краху биполярного мира.

Капиталовложения США и их западноевропейских союзников стали увеличиваться на развитие научно-исследовательских программ военной ориентации. Война в Персидском заливе в 1991 году ускорила этот процесс. США модифицировали процесс военного планирования на региональном и глобальном уровне, тем самым продемонстрировав новое назначение высоких технологий во всех внешнеполитических операциях и дипломатии за рубежом. Это способствовало тому, что Запад стал приближаться к достижению согласия в том, что именно Соединенные Штаты должны предпринимать основные меры для установления технологического превосходства над возможным противником, показав это в военных действиях по отношению к Ираку.

Тот факт, что США стали усиленно вооружаться и внедрять свой стандарт в практику мировой дипломатии, в действиях США обнаружилась готовность «карать» всех, кто противостоит утверждению «нового мирового порядка». Таким образом, 21 сентября 1993 года они выступают с инициативой расширения свободного мирового сообщества различных демократических государств. Данная инициатива подразумевает, что будет происходить укрепление сообщества крупных рыночных демократических стран, одновременно расширяясь; будет происходить укрепление и консолидация новых демократических государств и рыночных экономических систем; а также будет поступать помощь демократии и рыночной экономике в регионах, вызывающих большую обеспокоенность Запада.

США осознали, что для достижения своих устремлений в глобальном масштабе на современном этапе становится информационная мощь. То, что американцы стали использовать новейшие информационные технологии за счет создания глобальных систем слежения, повышения точности наведения оружия, формирование выгодной информационной среды для США и Запада в целом логически ведет к тому, что США набирает все больший вес в геостратегии не с позиции «жесткой силы», а с позиции «мягкой силы», что означает, в первую очередь, целенаправленный психологический контроль над широкими массами населения и воздействие на умы наибольшей части общества посредством формирования «притягательного» образа демократии и развития свободного рынка исключительно по американской модели.

Теракт 9/11 сентября 2001 года в г.Нью-Йорк дал толчок к усилению притязаний США на роль гегемона в мире и привел к тому, что правительство США максимально сосредоточилось на выработке новых концептуальных основ геостратегии. В результате оформилась «Стратегия национальной безопасности Соединенных Штатов Америки», которая была официальна учреждена в сентябре 2002 г. президентом Дж. Бушем-младшим. При нем военная мощь становится главным оружием США, смещение акцентов в сторону национальной безопасности. Особо подчеркивалось в документе, что возникает необходимость «…позиционирования непараллельной военной мощи, а также высочайшего экономического и политического влияния Соединенных Штатов в мире». Этот документ и данная трактовка означает, что США и впредь должны демонстрировать «интернационализм» для гарантий безопасности человечеству, консолидированному отпору глобального терроризма. Также, американские интересы стали продвигаться под лозунгом свободной торговли. Появилась практика наложений санкций странам, которые не разделяли ценности США. Была разработана «Grand strategy» (пер. «Большая стратегия США»). Смысл заключается в односторонних действиях со стороны США, а именно: сохранение однополярного мира, новое понимание угроз (цена ошибки), снижается роль партнерства и т.д. При Буше мл. (2001-2009 гг.) происходила централизация власти США, сокращались «гражданские» свободы. При нем США отошли от гегемонии к империи («империя» как международная система – иерархическая система политических отношений при наличии только одной доминирующей державы) , так как после теракта необходим был контроль.

Таким образом, создание широкомасштабной коалиции государств для борьбы с международным терроризмом послужило основой осуществления американской стратегии в XXI веке. Смысл данной стратегии заключается в том, что США укрепляет свои позиции как мирового лидера, продвигает свои интересы при наиболее выгодных для нее условий, предотвращению такого хода событий, когда лидерству Соединенным Штатам может быть нанесен ущерб. Постепенно стал осуществляться переход США от «изоляционизма» к «интернационализму». Изоляционизм проявлялся в нежелании США быть связанными какими-либо международными обязательствами. Преимущественен для республиканской администрации. Например, США были против Киотского соглашения о сокращении выбросов газов, способствующих глобальному потеплению. Также изоляционизм проявлялся в принятии протекционистских законов, не пускали к себе на рынок.

Таким образом, с лидерством США сформировался современный мировой порядок, целью которого является распространение либеральной демократии, капитализма и прав человека. Угрозой считается терроризм, ОМУ (оружие массового поражения), нелиберальные режимы. Механизмами поддержания порядка являются многосторонние и коллективные соглашения в области безопасности (НАТО, ОДКБ, ОБСЕ, двусторонние союзы). Легитимные основания для военной интервенции – это нарушение территориальной целостности, гуманитарные катастрофы, терроризм, ОМУ. Агенты легитимации – международные организации.

Таким образом, после завершение холодной войны США добились своей цели. Сложилась однополярность под их доминированием. На сегодняшний день «американская однополярность» стабильна («А.О. — 1. Мощь США является «легитимной», поскольку опирается на демократические и либеральные традиции, а также международные организации и институты. 2. США взяли на себя глобальные обязательства по обеспечению безопасности и финансовой стабильности. 3. Глобализация и нарастание взаимозависимости делает сопротивление доминированию США дорогостоящим и бессмысленными мероприятиями). Факторы, способствующие США обеспечить легитимность своего положения и своих действий в первую очередь заключаются в том, что США способны обеспечить легитимность своего положения и своих действий, сохраняют контроль над ключевыми международными институтами, нейтрализуют ревизионистские настроения на периферии. Но не все так гладко. Украинский кризис стал вызовом американской гегемонии. США должны были мобилизовать своих союзников, что они и сделали. Показали, что гегемония еще жива. В свою очередь, Россия показала, что может менять международный порядок, нарушив одну из основ порядка, а именно территориальный «статус-кво». Наложение санкций со стороны Запада на Российскую Федерацию оказывается бессмысленным, что он и признал. США продемонстрировало, в свою очередь, кризис «мягкой силы», так как не получается сегодня своевременно ставить ситуацию под контроль. В Украине Соединенные Штаты не обеспечили безопасность. Таким образом, можно сделать вывод, что на сегодняшний день американское лидерство находится в кризисе, но США по-прежнему гегемон, так как несет общественные блага (например, безопасность), а также предлагает систему ценностей, которую поддерживает большая часть мирового сообщества. Не так просто представить, что будет, если США перестанет быть гегемонией. Можно только предположить, что если они перестанут сдерживать страны, например, Израиль, то в том регионе вспыхнет война. Если доллар прекратит свое существование в качестве резервной валюты, то что грозит мировой экономикой совершенно непонятно. Кто сможет заменить «шерифа» на его посту невозможно предположить, так как ни одна страна кроме Соединенных Штатов Америки, на сегодняшний день не может гарантировать безопасность и предоставлять экономические блага в таком глобальном масштабе, в каком это делают США, а также предложить такую систему ценностей, которую поддержит большая часть мирового сообщества.

Может еще поучимся? Загляни сюда!

ya-prepod.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *