Россия и США — чей флот сильнее?

Итак, давайте посмотрим, что мы имеем во флотах на сегодняшний день. ВМФ США – 286 боевых кораблей, ВМФ России – 196 кораблей. Однако, сравнивать флоты США и России по количественным факторам – бессмысленно, так как со стороны России предмет для сравнения цельно и качественно отсутствует, несмотря на красивый количественный фактор.

Средний возраст кораблей ВМФ России превышает 25 лет, при этом они эксплуатировались в условиях тотального недофинансирования, сколь-нибудь серьезные модернизации не проводились, часто не было возможности провести плановые ремонты и обслуживание – техническое состояние и боеспособность флота России представить несложно. По этому параметру сравнение с ВМФ США невозможно.

• Комплексные учения и походы за последние два десятилетия можно пересчитать по пальцам одной руки. Параметр боевой подготовки так же совершенно не в пользу ВМФ РФ. Плавучий тыл отсутствует как категория, с ним произошло то же, что со всеми полимерами.

Смысл существования флота США – проекция силы в любую точку мира. Организационная структура, система базирование и вооружения – соответствуют этой задаче.
Смысл существования флота России, в том виде, как он есть сейчас – НЕЯСЕН.

Стратегический ядерный компонент

Во флоте США стратегическим компонентом является весь флот, в том числе и надводные корабли, и авианосцы, и даже потенциально переоборудуемые в ракетные платформы (корабли-арсеналы) гражданские контейнеровозы, лихтеры и танкеры, способные нести и применять сотни «Томагавков».

США – до половины ПЛАРБ постоянно находятся на боевых позициях, присутствие сил американского ВМФ во всех регионах, система базирования, развитые ВКС позволяют обеспечивать их снабжение информацией и прикрытие, а, следовательно, и применение в любой точке мира.

Для флота России ПЛАРБ – слишком дорогая и уязвимая пусковая платформа, как компонент сил ядерного сдерживания – сам по себе, без развитого надводного прикрытия, не имел смысла уже 10 лет назад. В нынешних условиях способны только пулять МБР от причальной стенки, и то, если хорошо прикрыты. «Гроза АУГ» подводный крейсер «Курск» был показательно безнаказанно утоплен в собственных водах, находясь под прикрытием всего Северного Флота.

Надводный компонент

Авианосцы США: представлены во всех классах.

Россия – единичный тяжёлый авианесущий крейсер (ТАКР) с авиагруппой единичного же состава, самолеты поколения 4+ – в принципе, ударным «авианосным» не является, несмотря на букву «А» в названии класса корабля. Причина – авиагруппа – несколько построенных единиц! Як-41М\Як-141, Су-27К, Су-25ТК и МиГов авианосного варианта, напасть она не в состоянии, а защищать им уже нечего – проводка конвоев неактуальна – некуда, незачем, да и торговые суда в основном попилены еще в 90-х, выведены в оффшоры, проданы, ушли на металл.

Крейсера УРО США: представлены во всех классах. Характерный пример – крейсера типа «Тикондерога», при практически фрегатском водоизмещении чуть более 10 000 тонн – только универсальных пусковых установок 127 штук – из них возможна стрельба от «Асрока» до «Томагавка», это помимо комплекса ПКР «Гарпун» и ПВО-ПРО «Стандарт» – «Иджис». Аналогов в ВМФ России не имеется и не строится.

ВМФ России: ТАРК и РКР – полдесятка доживающих свой век ракетных крейсеров советского периода, построенные более четверти века назад, заложенные более 30 лет назад, спроектированные по решениям, концепциям и на платформах полувековой давности. Современные западные эсминцы УРО превосходят их по всем параметрам, стоят дешевле, в содержании несопоставимо дешевле, а по классу систем, по БИУС и по артиллерии – превосходят на порядки.

Противолодочные корабли – советское наследие, могут эффективно бороться с подлодками прошлых поколений. Актуальность – почти нулевая, задачи по сопровождению сегодня отсутствуют, а чужим подлодкам нет смысла прорываться к нашим морским базам – рубежи пуска КР с ПЛ противника вынесены так далеко, и настолько контролируются флотом вероятного противника, что боевая работа российских противолодочников для срыва ракетного удара – вряд ли возможна.

• К тому же, несмотря на приличное количество, разбросанность их по четырем флотам, нигде, кроме Балтики, не позволяет создать плотную противолодочную завесу, да и там она не актуальна – кто в здравом уме попрётся на АПЛ в Маркизову лужу?

Эсминцы – так же древнее советское наследие, ТТХ ниже существующих западных аналогов постройки середины 90-х, не говоря уже о современных. Интеллектуальные системы – доисторические, дальнобойность и точность артиллерии – проигрыш в разы, о сотне универсальных ракетных контейнеров – не идёт и речи, об интеграции в единую боевую сеть – так же можно только мечтать, корабли почти не автоматизированы, экипажи раздутые, содержание дорогое.

Фрегаты и корветы УРО – новейшие корветы России – очень сильный класс, не уступающий, и даже превосходящий западные аналоги. Например, корвет проекта 20380 перебалансирован по огневой мощи и более чем универсален – в дополнение к традиционным специализированным комплексам вооружений, имеет УКСК (универсальный корабельный стрельбовый комплекс) на восемь мест, который может нести до 32 ракет различных типов в различных сочетаниях, БИУС «Сигма» построена по сетевому принципу, обеспечивает единое управление всеми средствами корабля, и одновременную работу по воздушным, морским, и подводным целям, несколько БИУС образуют общую сеть соединения.

• Планируется построить 20 единиц. Вот только заказано подобных кораблей – всего 5 единиц, на четыре возможных разнесенных ТВД, причем один из кораблей, вероятно, побил все рекорды по срокам строительства для своего класса – 7 лет.

• С фрегатами всё несколько сложнее – наряду с современными, действительно универсальными и удачными фрегатами проекта 22350, с непонятными целями строятся устаревшие по всем параметрам, кроме наличия одного комплекса «Клаб-Н», еще до спуска фрегаты проекта 11356, и совершенно необъяснимо строительство кораблей проекта 11540. Вероятно, очень захотелось использовать советский задел.

Сторожевые корабли – охрана границ, рыболовства, пограничный режим. Пока работают советские, замена на современные корветы и фрегаты – планируется в явно недостаточном количестве (см. выше).

• Относительно сильный компонент – ракетные катера, так как по противокорабельным ракетам (ПКР) остался прекрасный советский задел, настолько мощный, что седые конструктора запенсионного возраста, уже практически не генерируя новых идей, до сих пор эффективно эксплуатируют его. Отсюда, так же сильный компонент –

комплексы ПКР берегового базирования, в том числе мобильные.

Тяжелые ракетоносные платформы, корабли-арсеналы – ОТСУТСТВУЮТ во флоте России как класс, несмотря на разработанные и уже эксплуатируемые УКСК. С другой стороны, строить российские корабли подобного класса бессмысленно, так как ВМФ России не в силах организовать не только прикрытие таких кораблей в возможных позиционных районах, но, в отсутствие системы базирование, под вопросом даже их трансокеанский переход, например, в обстановке изоляции, сходной с имевшей место во время перехода II Тихоокеанской эскадры.

Морская авиация – НЕСОПОСТАВИМО, у США с авианосной авиацией ВМФ, с авианосной авиацией корпуса морской пехоты и береговой патрульной – более 3800 самолётов.

• Морская авиация берегового базирования РФ – сложно оценивать, вряд ли ситуация там сильно лучше, чем в ВВС.
ВТА, самолеты-заправщики, самолеты ДРЛО, самолеты РЭБ – НЕСОПОСТАВИМО, единичные экземпляры у России против отлаженной работающей системы в США.

Морская пехота – в России сейчас добивается, судя по всему, ее постигнет судьба ВДВ, и бригад спецназа ГРУ. В отличие от американской, совершенно не располагает ни организацией корпусного уровня, ни собственной авианосной авиацией, ни компонентом ВКС, ни средствами класса EFV, способными стартовать за десятки километров от точки, не подвергая излишнему риску корабли носители, быстро достигать точки высадки, и выполнять огневые задачи в качестве легкой бронетехники, ни сотнями тысяч подготовленных профессиональных кадров, ни дистанционно управляемыми боевыми дронами типа «Крашер» или «Гладиатор».

Сильный компонент – десантные корабли, как количественно, так и качественно, на этом фоне непонятно, зачем покупать вертолётоносцы «Мистраль». С другой стороны, по причине отсутствия АУГ, невозможно их боевое применение, нереально прикрыть на переходе, во время высадки, и нечем обеспечить воздушное прикрытие и удары в ходе операции. Целесообразность их существование при отсутствии отечественных авианосцев, как в строю, так и в строительстве – под сомнением. Выброшенные деньги.

Базирование – США – можно писать десятки, если не сотни диссертаций по системе базирования американского ВМФ.
Россия – полное отсутствие системы базирования в океанах, единственная договорная недо-база в Сирии – непонятного значения – Средиземное море закрыто Суэцем, Гибралтаром, а вход в него – Босфором с особым режимом прохода военными кораблями.

Информационное обеспечение

– близко к НУЛЕВОМУ, потеряны и зарубежные базы, типа Лурдеса и Камрань, и позиции. Спутниковые группировки – одна устаревшая и выработавшая все плановые ресурсы, и одна недоразвернутая – против нескольких работающих. Когда введено в эксплуатацию последнее «гидрографическое судно»? Вот то-то и оно.

Возможности развития

• Если в административно-командном тоталитарном СССР мощности судостроительных заводов были сопоставимы с американскими, а непревзойденная нигде в мире советская система образования позволяла быстро готовить обученные экипажи – то сегодня, в молодой демократической всего 20-летней Россиянии (так сказал Президент в новогоднем поздравлении), судостроение успело деградировать, квалифицированные рабочие кадры уничтожены.

• Отечественное тяжелое судостроение уже отсутствует как класс, смежники ликвидированы, как категория, сколь-нибудь грамотные проектировщики и редкие инженеры, обученные частично выжившей профессурой советской школы, при первой же возможности сваливают на запад, да и на восток.

• А что касается подготовки кадров – из среднеобразованных ЕГЭ-тестеров, и «высшеподготовленных юристов-менеджеров», массово производимых новой общностью – россиянским народом, априори невозможно готовить расчеты БЧ для сложных корабельных систем – через понимание не позволяет отсутствующее образование и функциональная неграмотность, а дрессировка – дело долгое, нудное, и неблагодарное – к тому же, любая серьезная модернизация нивелирует результаты предыдущей дрессировки.

• Основной костяк грамотных технических специалистов, непосредственно работающих на боевых постах – мичмана, находятся в плане на ликвидацию. Сержантская замена им предусмотрена, однако пока ее фактически нет.
Ситуация очень напоминает начало ХХ века – когда 5% грамотного населения не хватало для укомплектования должностей, требующих технической грамотности. Отличие ситуации в том, что тогда происходил рост, как промышленный, так и научный, а сейчас – все более ускоряющаяся деградация.

• Отсюда, задача у флота может быть только одна:
–- в мирное время – охрана исключительно прибрежных экономических интересов;
— в военное время – противодесантная оборона первой линии, ценой однозначной собственной гибели, пока РВСН, сухопутные войска и авиация не раскачаются для отражения удара.

• Это неопровержимо, любые другие задачи флот решать не в состоянии, противостоять флотам НАТО, или США, или Европы – или даже одной Турции – он не в силах. В случае потерь в затяжном конфликте – сегодня не могут быть восполняемы ни потери в кораблях, ни потери в людях, поэтому есть смысл строить в мирное время большое количество (десятки) кораблей классов корвет и фрегат, и скорейшим образом вывести из состава ВМФ всю бесполезную рухлядь, приспособленную только отвлекать на себя бюджетные средства.

• А концепция проекции силы для России сегодня может быть только одна – СЯС, «НЕ тронь меня».

/По материалам militaryparitet.com/

army-news.ru

Сравнение подводного флота России и США: чей сильнее?

Между Америкой и Россией давно ведется борьба практически во всех сферах деятельности. Гонка вооружений является постоянным спутником соперничества стран. Абсолютного лидера выявить так и не удалось за многие годы. Первенство в секторе военной промышленности постоянно переходит от одного государства к другому. В такой специфической отрасли, как подводный флот, на данный момент первое место занимают Соединенные Штаты.

Однако так дела обстояли далеко не всегда, в советское время пальму первенства держал отечественный производитель. Благодаря мощной базе, созданной советскими конструкторами, даже на данном этапе в базе российского флота существуют такие исключительные экземпляры, аналогов которым нет во всем мире. Так все-таки, чей подводный флот сильнее — России или США? Кто является победителем в гонке – российская эксклюзивность или американская техничность.

Первый проект подводной лодки

Сравнение, чей подводный флот сильнее (России или США), началось еще с восемнадцатого века. Тогда предметом спора была первая подводная лодка военного назначения. Долго не могли определиться, кто же стал тем самым первым разработчиком такого аппарата.

Конструктором и испытателем первого же подводного судна являлся Корнелиус Дреббель. Это физик и механик из Голландии. Тестирование своей разработки он провел на реке Темзе. Судно представляло собой лодку. Её обшивкой была кожа, пропитанная маслом. Управление и движение осуществлялось благодаря веслам. Они выступали на небольшое расстояние в подводное пространство. В состав экипажа могло входить три офицера и двенадцать гребцов. Согласно историческим данным на испытаниях присутствовал король Яков I. Технические характеристики построенного судна позволяли находиться ему в подводном пространстве на протяжении нескольких часов. Предел глубины погружения был равен пяти метрам.

Но дальнейшие разработки прервала смерть Дреббеля. Его последователем и продолжателем идей стал другой ученый из Франции, который написал практическое руководство по построению подводных суден. Согласно его рекомендациям, лодка должна быть изготовлена из металла (преимущественно меди), формой она должна походить на рыбу, однако края должны быть заостренными. Совершенствовать данный аппарат в размерном плане не нужно.

Разработки стран-соперников

Сравнение подводного флота России и США начинается еще с первых аппаратов. К тому же построены они были с разницей в полвека. Это дает право говорить, что начало истории подводного флота у обеих стран приблизительно одинаковое.

Современный подводный флот России во многом обязан своему соотечественнику Ефиму Никонову, с судна которого и началось освоение технологий и методов сооружения подводных лодок. Это был простой плотник из подмосковной деревни Покровское. Он хотел воплотить свою разработку в жизнь и направил прошение к Петру I, в котором предлагал проект подводной лодки. Идея тайного судна, которое будет способно громить вражеские корабли, очень привлекла царя. По его приказу Никонов явился в Санкт-Петербург и приступил к строительству аппарата. Проект был воплощен в жизнь за три года. На первых испытаниях присутствовал лично Петр I. В скором времени, дорабатывая и совершенствуя проект, талантливый плотник приспособил к кораблю пороховые огнеметы. Царь, видя такие успехи, предложил начать постройку аналогичного судна большей конфигурации. Но перспективу в этом деле видел лишь Петр I и после его кончины освоение подводного пространства прекратилось. Так и не завершенная лодка сгнила в сарае.

Совершенствование процессов в производстве

Сравнение подводного флота России и США невозможно без упоминания достижений ученых и инженеров, разработки которых стали основой современной деятельности. Впервые данный проект был запущен в производство в тридцать четвертом году девятнадцатого века. Руководителем проекта был К. А. Шильдер, который являлся военным инженером по образованию.

Конструкция судна включала в себя специальные гребки, с помощью которых осуществлялось перемещение аппарата под водой. При их разработке был взят принцип бионики, то есть для создания технического оснащения были приняты во внимание законы природы. В данном случае инженер обратил внимание на строение гусиных лапок. Такие приспособления были размещены попарно по обеим сторонам корпуса. Для того чтобы запустить такие «лапки», необходимо было приложить усилия матросов-гребцов. Это было очень неудобно, ведь при неимоверных усилиях экипажа скорость не была слишком впечатляющей. Она могла развиваться максимум до полукилометра в час. Для того чтобы усовершенствовать данный процесс и сделать его более производительным и эффективным при меньших затратах, руководитель проекта планировал применять электротехнические устройства. Но развитие данной отрасли шло семимильными шагами, и это сильно тормозило внедрение новых идей.

Лодка была военного образца. На её вооружении находились пусковые ракетные установки. Многочисленные проблемы свели на нет данную задумку, и работы по модернизации судна были прекращены.

Использование двигателя в подводном флоте

Следующим этапом в развитии подводного флота является внедрение в конструкцию суден двигателей. Первым к такому решению пришел изобретатель И. Ф. Александровский. Для реализации своей задумки он избрал мотор, работающий на сжатом воздухе. Изобретатель воплотил свою идею в жизнь. По его проекту была произведена лодка. Но сам проект оказался не особенно успешным, так как продуктивность все равно оставляла желать лучшего. Двигатель позволял на скорости в полтора узла проплыть всего лишь три мили.

Успехов в реализации данной задумки достиг только лишь другой российский изобретатель С. К. Джевецкий. Сравнение подводного флота России и США дает право говорить, что на данном этапе российские изобретатели сделали прорыв, ведь Джевецкий установил на своей лодке двигатель, который приводила в работу аккумуляторная батарея. На тот момент в мире еще не было аналогов такому судну, которое могло передвигаться от электричества. При этом аппарат мог развивать скорость в четыре узла.

По проекту этого же изобретателя была построена лодка «Почтовый». Её главной особенностью, которая при сравнении подводного флота России и США вновь отдает лидерство русским (такого судна больше нигде в мире на тот момент не было), является единый двигатель. Единственным недостатком аппарата является след в виде пузырьков, который она оставляет после себя. То есть из-за низкого уровня маскировки она не может использоваться в военных целях.

В то время в данной отрасли активно шло развитие и внедрение энергетических установок. Именно в тот период были сформированы такие схемы и принципы, которые используются при проектировании лодок до сих пор. Разработки проводились и в секторе вооружения. Джевецким были сконструированы торпедные аппараты, которые стояли на вооружении подводного флота долгий период времени. Но отсталость таких отраслей, как электротехника и двигательная промышленность, не позволяло создать полноценный боевой корабль.

Подводная лодка «Дельфин»

Сравнить подводный флот РФ и США можно именно по этому аппарату. Судно было возведено в начале двадцатого века по проекту Бубнова и Горюнова Балтийским заводом в Санкт-Петербурге. Двигательная система состояла из двух частей. Первой был мотор, работающий от бензина, а второй – электрический двигатель. Разработка была настолько мощная и нестандартная, что по техническим характеристикам превосходила американский аппарат «Фултон».

Начиная с этого момента, развитие подводного флота Российской Федерации пошло очень быстрыми темпами. Подготавливались квалифицированные кадры. Из проектных разработок данная отрасль превратилась в надежный род боевых войск страны. Правительством всячески поддерживался данный сектор. А после введения специального нагрудного знака для офицеров-подводников желание служить в этих войсках возросло, как и авторитет сферы в целом.

Современный состав ВМФ России

На данный момент в Военно-Морской Флот Российской Федерации входит пять подразделений. Каждое из них состоит из надводных и подводных сил. Выделяют следующие составляющие данного подразделения армии:

  1. Балтийский флот. Главная база этой составляющей находится в Балтийске. Флагманом является эскадренный миноносец «Настойчивый». Подводные силы Балтии характеризуются тремя дизельными лодками. Кстати, сравнение подводного флота России и США (2016) говорит о том, что данный тип аппаратов существует лишь на российской территории. В Соединенных Штатах от производства такого рода суден давно отказались.
  2. Северный флот. Главная база этой составляющей находится в Североморске. Флагманом является тяжелый атомный ракетный крейсер «Петр Великий». Северный подводный флот России отличается большим разнообразием технических средств. На базе этого подразделения находится три тяжелых ракетных подводных крейсера и восемь ракетных подводных крейсеров стратегического назначения. Подводные лодки северного флота России представлены моделями с крылатыми ракетами (3 единицы), многоцелевыми атомными (12 единиц), дизельными (8 единиц), специального назначения (2 единицы).
  3. Черноморский флот. Главная база этой составляющей находится в Севастополе. Флагманом является ракетный крейсер «Москва». Подводная составляющая представлена двумя дизельными подводными лодками.
  4. Тихоокеанский флот. Главная база этой составляющей находится во Владивостоке. Флагманом является ракетный крейсер «Варяг». Подводные силы имеют на балансе 5 ракетных подводных крейсеров, 6 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами, 7 многоцелевых атомных подводных лодок и 8 дизельных моделей.
  5. Каспийская флотилия. Главная база этой составляющей находится в Астрахани. Флагманом является сторожевой корабль «Татарстан». Это подразделение не имеет в своем составе подводных сил.

Многоцелевые аппараты

Сравнение подводного флота России и США (2016, как и другие года, не принес значимых прорывов в этой сфере) позволяет в целом оценить потенциал военно-морских сил. Одни из наиболее важных аппаратов, стоящих на техническом оснащении армии любой мощной морской державы – это лодки, перед которыми стоит решение задач оперативно-тактического характера. Цель таких суден – это уничтожение надводных целей противника и нанесение поражения по объектам береговой линии. В качестве оружия используются крылатые ракеты и торпеды. В зависимости от типа вооружения подводные лодки бывают:

  • с крылатыми ракетами;
  • с торпедами;
  • с крылатыми ракетами и торпедами.

Подводный флот ВМС США обладает большим количеством субмарин именно оперативно-тактического характера. Именно на такие судна нацелена общая военная концепция Америки. Если брать другой классификационный признак, такой как качество, то тут нельзя выделить явного лидера. Это обусловлено высоким техническим потенциалом обеих стран.

Лодки оперативно-тактического характера США

Чем опасен подводный флот США, так это именно субмаринами такого типа. На базе американских военно-морских сил находится пятьдесят девять моделей такого типа. Большая их часть (а это тридцать девять суден) поступили на баланс еще в семьдесят шестом году прошлого столетия. Они носят название «Лос-Анджелес» и относятся к третьему поколению. По типу вооружения они относятся к смешанному типу. В их состав входят противокорабельные ракеты «Гарпун» и торпеды. В перспективе планируется постепенно выводить эти судна из оборота и заменять их более новыми моделями. Планируется осуществить такую модернизацию до тридцатых годов.

Ставка делается на лодки четвертого поколения. Именно ими собираются заменить «Лос-Анджелес». К ним относятся такие модели, как «Вирджиния» и «Морской волк». Последняя была разработана еще в девяностых годах. Её построение стоит четыре с половиной миллиарда долларов. Но цена оправдана техническими параметрами. Она оснащена мощным комплексом из крылатых ракет и торпед. Также её особенностью является низкий уровень издаваемого шума. С выпуском каждой модели лодка становится все совершеннее. Однако сравнение подводного флота России и США (2017) дает право говорить, что отечественный «Ясень» ничем не уступает «Морскому волку» первой серии.

Американское преимущество

Подводный флот США и России на 2016 год отличается не только количественным составом, но и поколениями моделей. Американская подводная лодка «Вирджиния» была спроектирована гораздо позже, чем «Морской волк». Но, несмотря на это, по техническим характеристикам «Сивулф» гораздо опережает своего последователя. Если сравнивать обе эти американские модели с отечественным «Ясенем», то он находится где-то между ними. Отличительной особенностью и преимуществом российской субмарины является качество вооружения. Крылатые ракеты «Калибр» по своей эффективности являются гораздо лучше американского «Томагавка».

Среди российских моделей на уровне лучших американских лодок находится лишь «Северодвинск». Но он только один, хотя проектом предусмотрено возведение еще трех. Но к тому моменту, когда они будут построены, Америка перейдет на новый этап развития.

Дизельные модели

Подводный флот России (фото ниже) представлен мощным комплексом дизельных моделей. Этим и отличается отечественный сектор от американского. В Соединенных Штатах от выпуска лодок этого типа отказались еще в середине прошлого столетия. В России такие субмарины не только не собираются снимать с баланса, но и продолжают их активно выпускать и совершенствовать. Большая часть суден такого типа представляет собой модернизированную модель «Варшавянка». По своей техничности они уступают атомным лодкам, но по вооружению – нисколько.

В перспективе планируется запуск дизельного судна «Калина». Его отличием является двигатель, работающий без кислорода. Такая модель может находиться в подводном пространстве около месяца, и ей не нужно будет всплывать.

Итак, ВМС США сейчас находятся на пике развития. Военно-морской флот России же несколько отстает в качественном смысле, хотя в настоящее время ведется активная исследовательская работа по нескольким направлениям. Правда, пока неизвестно, какая именно разработка окажется наиболее удачной.

fb.ru

статистика уничтожения. Часть 1 » Военное обозрение

Всё началось с приходом к власти в СССР Михаила Сергеевича Горбачева. Пересказывать в сотый раз, что происходило с нашей страной после этого — занятие рутинное и неинтересное. Поэтому перейдем сразу к сути. Задача настоящей работы состоит в том, чтобы понять, насколько сильно окончание холодной войны повлияло на сокращение корабельного состава флотов противоборствующих сторон — США и СССР. Уместно ли говорить об обвале, досрочном списании и деградации ВМФ России в сравнении с аналогичными потерями (если таковые имели место) в США?


Читателю постарше, пережившему 90-е на своей шкуре, сама постановка вопроса покажется абсурдной: ведь всем известно о произошедшем обрушении всего и вся, о царившем бардаке и разрухе. О чем тут вообще можно говорить и спорить? Всё очевидно и давно известно! Не исключение — и автор настоящей статьи.

Однако надо взять себя в руки и встать на место беспристрастного исследователя. Очевидно, что все мы, пережившие 90-е, находимся в положении пострадавших. А пострадавшие, как известно, не только находятся в особом эмоциональном состоянии, но и склонны очень сильно преувеличивать трагичность своего положения. Это не их вина, просто у страха глаза велики. А потому встает законный вопрос: действительно ли все так плохо было в 90-е годы? По сравнению с чем это «плохо» можно считать действительно «плохим»? По сравнению с 80-ми годами? По сравнению с современностью? По сравнению с положением в США в те же временные периоды?

Действительно, кто из тех, кто сокрушается о развале нашего ВМФ в 90-е годы, объективно проводил анализ сокращений в ВМС США? А что, если их сокращения еще масштабнее наших? Получается, что тогда наши потери не столь уж и огромны, если окончание холодной войны одинаково больно ударило и по нашему оппоненту. Вот он, остросюжетный детектив — расследование потерь американского флота!

Другой вопрос: если сокращение действительно было обвальным, то не является ли это следствием объективных процессов? Например, одномоментной утилизацией большого объема устаревшего вооружения. Тогда это просто неизбежная ситуация, и о какой-то катастрофе говорить не приходится.

Ветеранов советского ВМФ, а также остальных патриотично настроенных читателей прошу не закрывать после прочитанного выше эту статью. Самое интересное будет впереди.

Методика расследования

Чтобы ответить на все вопросы, сформулированные выше, нужно изучить и подсчитать все изменения в корабельном составе ВМС США и СССР. Одновременно происходит два процесса — пополнение новыми кораблями и списание выводимых из строя. Между этими двумя потоками находится текущее состояние флота — его боеготовый состав. Таким образом, задача сводится к тщательному учету этих двух потоков.

Работа получается настолько объемной, что требует принятия определенных условий и допущений. Это нормально, ведь любое измерение имеет свою погрешность, свои допуски. Занимаясь данной темой, автор столкнулся с рядом серьезных препятствий, которые и сформировали эти ограничения. Перечислим их ниже.

— В расчетах учтены все боевые корабли и подводные лодки, построенные после 1950 года, а также более ранней постройки, выведенные из боевого состава флотов после 1975 года. Таким образом, исследуемый период: 1975-2015 годы.

— В качестве основного показателя в подсчетах используется полное водоизмещение кораблей. Это связано с тем, что по ряду кораблей США в иностранных источниках указан только этот показатель и отсутствует стандартное водоизмещение. Поиск вне имеющихся баз данных слишком трудоемок. Чтобы подсчеты были справедливыми для обеих сторон, пришлось и для расчетов по ВМФ СССР также учитывать именно полное водоизмещение.

— Очень скудная информация в доступных источниках о послевоенных торпедных катерах всех проектов и ракетных катерах проекта 183Р. Из расчетов они исключены. Однако ракетные катера более поздних типов (205, 205У, 12411, 206МР) учтены, т.к. для советской стороны они были важным фактором боевой мощи в прибрежной зоне.

— Исключены из подсчета все боевые корабли с полным водоизмещением менее 200 тонн, а также десантные корабли с полным водоизмещением менее 4000 тонн. Причина — низкая боевая ценность данных единиц.

— В качестве даты вывода из боевого состава принимается дата, с которой боевой корабль прекращал службу в своем изначальном качестве. Т.е. корабли, не уничтоженные физически, но переклассифицированные, например, в плавучую казарму, будут считаться списанными в момент перевода в статус ПКЗ.

Таким образом, костяк боевого состава, учтенный в полученном массиве данных, включает авианосцы и авианесущие корабли, подводные лодки, крейсера, эсминцы, фрегаты, БПК, СКР, МРК, МПК, РКА, тральщики и десантные корабли с водоизмещением более 4000 тонн.

Результаты представлены в таблице 1. Как видим, достаточно сложная для восприятия таблица. Потому разобьем ее на несколько этапов. Представим ту же информацию в виде таблицы 2 — средние значения по пятилеткам.

В таблице 3 занесены текущие значение полного водоизмещения кораблей и их число. Данные берутся на конец года.

Уже из этих данных можно заметить интересную особенность — ВМФ СССР имеет больше кораблей, но их общее водоизмещение меньше американского. Это неудивительно: едва ли не половину корабельного состава СССР занимали легкие силы — МРК, МПК и катера. Мы были вынуждены их строить, так как угрозы, исходящие от европейских союзников США в прибрежных морях, были существенны. Американцы обходились лишь крупными океанскими кораблями. Но «малые» силы советского ВМФ надо учитывать обязательно. Несмотря на то, что эти боевые единицы индивидуально были слабее иностранных фрегатов, все же они играли существенную роль. Причем не только в прибрежных морях. МРК и МПК были постоянными гостями в Средиземном, Южно-китайском и Красном морях.

Первый этап. Разгар холодной войны (1975-1985 годы)

За точку отсчета принят 1975 год. Время устоявшегося баланса холодной войны. Обе стороны к этому моменту, если так можно выразиться, успокоились. О быстрой победе никто не помышлял, силы были примерно равны, шла планомерная служба. В морях несли боевое дежурство сотни кораблей, постоянно осуществляя слежение друг за другом. Все размеренно и предсказуемо. Научно-техническая революция на флоте давно свершилась, и новых прорывов не предвиделось. Шло методичное совершенствование ракетного вооружения, боевой состав медленно рос. Обе стороны не ударяются в крайности. Одно слово — застой.

Из таблиц видно, как происходит планомерное развитие флотов без заметных перекосов в сторону утилизации, или, наоборот, резкого строительства. Обе стороны вводят в строй примерно одинаковый тоннаж, но США несколько больше заняты утилизацией. Это объясняется выводом из строя в 1975-1980 годах ряда авианосцев и крейсеров времен Второй мировой войны.

Общие цифры говорят о том, что за 10 лет обе стороны увеличили тоннаж флотов примерно на 800 000 тонн.

Второй этап. Накануне развала СССР (1986-1990 годы)

1986 год отмечается ростом утилизации кораблей в СССР. По сравнению с 1984 годом — увеличение более чем в два раза. Но еще более яркий скачок виден в 1987 году. В СССР начинается массовая утилизация кораблей, достигая к 1990 рекордных цифр: 190 кораблей общим тоннажем более 400 тысяч тонн. Невиданные ранее масштабы.

В США схожие процессы начинаются с отставанием в несколько лет, и скачок менее глобальный. К 1990 году США выходят на уровень 250 тысяч тонн и 30 кораблей. Это в 5 раз больше, чем средний уровень в предыдущие годы. Однако в СССР такой скачок еще сильнее — в 10 раз.

Чем объяснить такую ситуацию? В первую очередь очевидна связь со сменой руководства СССР. Начинания Горбачева и нового командующего ВМФ Чернавина в сторону сворачивания холодной войны приносят определенные плоды. Ясно, что нагрузка на экономику со стороны военных машин была огромна, как для США, так и для СССР, и сокращения были неизбежны. В контексте того исторического периода (конец 80-х) нельзя сделать однозначный вывод о вреде подобных сокращений — наоборот, это скорее нужно приветствовать. Вопрос только в том, как эти сокращения осуществляются, но об этом речь пойдет позднее. Пока отметим только то, что с началом разоружения в СССР начинается гигантская, невиданная ранее компания по утилизации корабельного состава, и то, что США подключаются к этой кампании на несколько лет позже. Очевидно, только после того, как убедились в правдивости намерений СССР начать сокращения. И что особенно важно, даже начав аналогичные процессы сокращения, США не торопятся обогнать в этом деле советского партнера — списание в целом идет в 2 раза меньше.

Что касается пополнения флотов, то и в СССР, и в США объем ввода в строй новых кораблей в этот период продолжает медленный рост. Начавшиеся сокращения в итоге на боевой состав влияют не сильно: общая численность флотов чуть снижается, но не слишком резко.

Третий этап. Разоружение на обломках СССР (1991-2000 годы)

Первые года после ликвидации СССР новая Россия придерживается ранее выбранного курса на массовую утилизацию. Хотя рекорд 1990 года не превзойден, цифры первое время колеблются около 300 тыс. тонн в год. А вот строительство новых кораблей выглядит как налетевший на бетонную стену автомобиль — резкое замедление. Уже в 1994 году введено в строй в 10 раз меньше кораблей, чем в 1990 году. Достраивается в основном советское наследие. Неудивительно, что выросший в 10 раз объем утилизации в сочетании с упавшим в 10 раз объемом строительства приводит к плавному падению численности боевого состава. За 90-е годы он снижается более чем в 2 раза.

США, как было отмечено выше, не торопятся перегнать Россию. Советский рекорд утилизации 1990 года США превосходят только в 1994 году. Далее объемы постепенно снижаются. Вроде бы теперь ярко просматривается паритет с Россией. Но это только если не обращать внимания на строительство новых кораблей. А оно в США хоть и снижается, но не так катастрофично, как в России. Причина понятна: в условиях, когда твой бывший противник отчаянно списывает свое оружие, можно не сильно напрягаться. Однако цифры говорят сами за себя: в США строительство не остановилось, и даже относительно России стало в разы больше. В результате общая численность ВМС США снижается очень плавно и незначительно. Если в России падение в 2 раза, то в США всего на 20% от 1991 года.

И «у них» были преждевременные сокращения. На снимке эсминец DD-990 «Ingersoll», прослуживший всего 19 лет. В 2003 году он поработал в качестве мишени. Зафиксирован момент попадания двух ПКР «Гарпун» в учебной атаке

Четвертый этап. Стабильность (2001-2010 годы)

2002-й год становится для России рекордным: не введено в строй ни одного нового боевого корабля. Советский задел в целом достроен в 90-е годы, и вводить больше нечего. А те крохи, что еще не достроены, фактически остановлены в строительстве. Иссякают и объемы под утилизацию: списали уже почти всё, что можно, поэтому объемы продолжают плавно снижаться. Общая численность флота за 10 лет снижается в 1,5 раза. Падение плавное, но непрерывное.

В США в эти же 10 лет объемы утилизации также несколько снижаются, но остаются в 2-3 раза выше, чем в России, впервые за всю историю в исследуемый период. Но при этом строительство сохраняется на достаточно высоком уровне. По сравнению с РФ выше в фантастические 30-40 раз! Все это позволяет США обновлять боевой состав флота, а его общая численность падает так же плавно — всего на 7% за 10 лет (в то время как в РФ падение в 1,5 раза). Общий тоннаж флота США превышает российский в 3,5 раза, хотя еще в 1990 году отставание было в 1,4 раза.

Эсминец DDG-88 «Preble» в 2002 году после передачи ВМС США. Какой бы ни была масштабной утилизация, американский флот пополнялся новыми кораблями регулярно. В 2002 году ВМФ России впервые не получил ни одного боевого корабля. ВМС США получили три эсминца, включая показанный на фото

Пятый этап. Неустойчивый рост (2011-2015 годы)

Последние 5 лет характеризуются очень малыми объемами утилизации. Списывать, похоже, просто уже нечего. А вот со строительством есть первый, еще неустойчивый рост. Впервые с 1987 года (!) объем ввода в строй новых кораблей превзошел объем утилизации. Произошло это в 2012 году. Благодаря некоторому оживлению строительства за эти 5 лет общая численность боевого состава даже выросла, пройдя дно в 2011 году (опять же, впервые с 1987 года).

В США сохраняется ранее обнаруженная тенденция: плавное снижение численности, сохранение умеренных объемов строительства и списания. За 5 лет боевой состав ВМС США сократился всего на 2,8% и по-прежнему превосходит российский примерно в 3 раза.

Предварительные выводы

Итак, мы выявили главные процессы в области утилизации и пополнения корабельных составов в 1975-2015 годах. Можно подвести предварительные итоги. Но пока постараемся обойти выставления решительных оценок. Просто констатируем факты.

С 1987 года обе страны запустили процессы массового сокращения вооружения. СССР уверенно начал этот процесс первым и решительно, без оглядки на партнеров, наращивал объемы утилизации. США были более осторожны и наращивали объемы сокращений только после СССР. При этом обе стороны сохраняли объемы строительства новых кораблей. После развала СССР Россия продолжила процесс сокращений, но при этом остановила строительство. Вслед за российской стороной США в тот же период (с отмеченным ранее опозданием) нарастили объем утилизации, но от строительства новых кораблей не отказались. Далее Россия, достигнув дна в 2011 году, постепенно свела объемы списания к минимуму и сделала робкую попытку возобновить строительство (после 2012 года). США в то же время сократили как объемы строительства, так и списания, сохраняя при этом общую высокую численность состава флота.

Продолжение следует…

Использованы фото:
http://www.navsource.org/
http://www.navsource.narod.ru/

topwar.ru

весь флот России против авианосца США

На фото изображена Авианосная ударная группа ВМС США, на данный момент это самый действенный в мире, после ядерного оружия, инструмент устрашения. Однажды, ещё будучи министром обороны США, Леон Эдвард Панетта, заявил: «Любой пятиклассник знает, что АУГ США не может уничтожить ни одна из существующих держав мира»

Постойте! А как же Россия! Лично мне всегда и везде говорили, что российская армия может расправиться с ВМФ США — как нибудь, но сможет. Более продвинутые в этом вопросе заявляли: ну со всем флотом может и нет, даже возможно и авианосное соединение — не одолеем, а вот одну АУГ точно сможем на дно отправить. Ну и совсем немногие все таки соглашались с американцами в их браваде.

Кстати, фото части авианосного соединения:

Давайте разберемся в этом вопросе (интересно ведь — правда).

Сразу скажу, что не буду перегружать пост, цифрами и перечислениями, можно будет получить все данные и ТТХ с разных источников. Так же не буду уточнять до бесконечности. Т.е. рассчитываю на некоторую начитанность посетителей в этом вопросе, остальные, если что-то непонятно в названиях либо терминах, свободно могут почерпнуть определения через поисковик.

Начинаем:

Типичная АУГ США, представляет собой группировку состоящую из:

Флагманский авианесущий корабль группировки с ядерной ГЭУ типа «Нимитц» (либо «Энтерпрайз») с базирующимся на нем полком палубной авиации (60-80 самолетов). По обычной практике авианосец, как и полк палубной авиации группировки, представляют собой отдельные воинские части морской авиации и находятся под командованием офицеров морской авиации в чине капитана первого ранга (U.S. Naval aviation Captain).

Дивизион ПВО группировки — 1-2 КР УРО типа «Тикондерога». В базовый комплекс вооружения дивизиона ракетных крейсеров входятПУ ЗРК «Standart» (SM-2, SM-3), и КР «Томагавк«морского базирования. Все ракетные крейсера типа «Тикондерога» оснащены морским комплексом управления оружием и ракетной стрельбы «Иджис«(AEGIS). Каждый из крейсеров дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain).

Дивизион ПЛО группировки — 3-4 ЭМ УРО типа «Арли Берк» с глубинными бомбами и торпедами для борьбы с ПЛ, а также (часть кораблей) с установками КР «Томагавк» на борту. Командиром дивизиона ПЛО является офицер ВМС в чине капитана первого ранга (U.S. Navy Captain), в то время как каждый из эсминцев дивизиона находится под командованием офицера ВМС США в чине капитана второго ранга (U.S. Navy Сommander).

Дивизион многоцелевых ПЛА — 1-2 ПЛ типа «Лос-Анджелес с торпедным вооружением и КР «Томагавк» (со стартом через ТА лодки) на борту с задачами как ПЛО группировки, так и ударов по береговым (надводным) целям.

Дивизион судов снабжения — 1-2 транспорта типа «Сэплай», транспорты для боеприпасов, танкеры, другие вспомогательные корабли

ОАП ВМС — до 60 самолетов авиации ВМС США, сведенных в ударные АЭ, АЭ ДРЛО, АЭ ПЛО, АЭ ВТС и др. ОАП ВМС является отдельной воинской частью авиации ВМС США. ОАП ВМС, также, как и АВМА, находится под командованием офицера авиации ВМС в чинекапитана первого ранга либо офицера авиации КМП США в чине полковника (USMC Сolonel).
Для справки:

Так что же мы можем противопоставить столь впечатляющей мощи. К сожалению у России нет ресурсов для того, чтобы тягаться с США на равных по количеству кораблей. По авианосцам преимущество США подавляющее, сейчас у американце 10 авианосцев, у нас один авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов», который можно квалифицировать как легкий авианосец, но к сожалению фактически без самолетов. Су-33 в строю десять штук из планируемых двадцати пяти, которые уже хотят заменить на МиГ-29К. В 2013 году в дополнении к имеющимся «сушкам» добавили два МиГа. По кораблям сопровождения так же ситуация не лучшая.

Многие сейчас скажут, да что там авианосцы, у России много чего другого имеется для уничтожения АУГ. Согласен, в ситуации тотального превосходства в кораблях нужен асимметричный ответ. Так какой же он?

Вооруженные силы России видят его в ракетном вооружении, именно в противокорабельных ракетах. Т.е. в эффективной доставке обычного или ядерного заряда непосредственно к кораблям АУГ.

Сначала предлагаю ознакомиться с носителями ПКР:

1. Ракетный крейсер проекта 1164:

2. Подводная лодка проекта 949А «Антей»

3. Тяжелый ракетный крейсер проекта 1144

4. Тяжелый авианесущий крейсер проекта 1143.5

Обратите внимание, что на палубе «Кузнецова» находятся все самолеты, которые есть в наличии, хотя по плану он должен выглядеть не менее наполненным, чем американские авианосцы, хоть он и меньше — сравниваем:

Также существуют малые ракетные корабли, авиация и береговые ракетные комплексы.

Так как АУГ США имеет серьезную систему ПРО и ПВО, и естественно — мощный авиационный кулак, то главные характеристики для борьбы с ней и поражения, это дистанция обнаружения и возможной атаки.

Для того чтобы поразить состав АУГ: авиация, корабли или подводные лодки должны обеспечить своевременное обнаружение авианосной группы, классифицировать её, сблизиться на дистанцию ракетного удара, при этом сохранить боеспособность, и пустить ракеты, которые преодолев средства ПВО и РЭБ, должны уничтожить корабли в составе АУГ.

Рассмотрим вариант атаки АУГ надводными кораблями ВМФ России, в мировом океане:

К сожалению, возможности российских кораблей в вопросе обнаружения ограничиваются фактически пределами радиогоризонта, имеющиеся на борту кораблей вертолеты малопригодны для решения этой проблемы по причине малого числа этих машин и небольшого радиуса действия. Они могут эффективно использоваться только в интересах выдачи целеуказания ракетного оружия, но до этого надо ещё обнаружить противника.

Конечно, когда создавались ракетные крейсера, т.е. при советском военно-морском флоте, их деятельность должна была осуществляться при поддержки системы военно-морской разведки на океанском ТВД. Она опиралась на развитую систему радио-технической разведки, основу которой составляли наземные центры, расположенные не только на территории СССР, но и других государств. Имелась также эффективная космическая морская разведка, позволяющая обнаруживать и следить за корабельными соединениями вероятного противника, и выдавать целеуказание ракетному оружию практически по всей территории Мирового океана. У России в текущий момент времени всего этого — нет. В 2006 году начали реанимировать систему, но до окончания ещё очень и очень далеко.

Поэтому АУГ увидит наши корабли задолго до того, как сама будет обнаружена. Группировка постоянно обеспечивает контроль с воздуха на глубину до 800 км с помощью самолетов ДРЛО Grumman_E-2_Hawkeye, мы будем атакованы 48 самолетами, из который 25 будут нести ПРК ГАРПУН, а РЭБ будут обеспечивать почти 8 штук Boeing_EA-18_Growler.

Отбиться крейсерам с их ПВО и даже «Кузнецову» с десятком самолетов — невозможно.

Нам не дадут использовать главное оружие в борьбе с АУГ, а именно П-1000 Вулкан, дальность 550 км и П-700 Гранит дальность до 625 км, как видите, мы не сможем навести эти ракеты, даже на дальность пуска крайне маловероятно, что подойдем.

Но если каким-то чудом мы все таки сбили самолеты противника. Будет дуэль ПКР, и борьба электроники, если в качестве ПКР мы превосходим американцев, то в РЭБ — шансов опять же почти нет. В лучшем случае наши ПКР, часть которых пройдет ПРО АУГ, смогут повредить авианосец и в крайнем — потопить несколько кораблей группировки, но все это исходя из выше сказанного, к сожалению, из области фантастики.

Так же маловероятен и удар по АУГ ядерным боеприпасом, опять же по причине того, что мы просто не успеем нанести удар, так как нас обнаружат первыми.

Самой совершенной российской ПКР на сегодняшний день является «Гранит». В настоящее время в мире нет аналогов этой ракете. Дальность её полета составляет 625 км. Это на сто километров превышает дальность противокорабельных модификаций «Томагавка», почти втрое — дальность полета основной американской ПКР «Гарпун», и приблизительно отвечает радиусу дей­ствия палубных истребителей F/А-18. Маршевая скорость «Гранита» составляет 660 метров в секунду, на последнем участке траектории — километр в секунду, что втрое превышает скорость «Гарпуна» и «То­магавка» и вдвое — максимальную скорость истребителя F/A-18. «Гранит» несут боевую часть (БЧ), содержащую 500 ки­лограммов мощной взрывчатки, тротиловый эквивалент которой составляет по разным источникам от 1000 до 1500 килограммов. Мощность БЧ «Гранита» значительно превосходит 454-килограммовую тротиловую БЧ «Томагавка» и 227-килограммовую — «Гарпуна». Мощность «Гранита» позволяет уничтожить одним попаданием любой эсминец или крейсер. Кроме того, ракеты этого типа могут снабжаться ядерными БЧ, которым для поражения корабля прямое попадание не требуется. Прорыв ПВО противника «Граниту» облегчает бронирование головной части и важных узлов, снижающее вероятность уничтожения ПКР близким подрывом зенитной ракеты, и малая высота полета. ПКР «Гранит» — высокоинтеллектуальное оружие, способное осуществлять «коллективные» действия, противодействовать вражеской ПВО и самостоятельно выбирать наиболее важную цель. В компьютерной памяти ракет существуют так называемые «портреты» радио­локации на все корабли, также заложены сведения обо всех возможных вариантах ордеров. Ракеты атакуют по наиболее рациональной траектории, построившись боевым ор­дером и ведя между собой обмен информацией. В залпе одной подводной лодки проекта 949А 24 ракеты, каждая из которых несет также свои ложные цели для прорыва ПРО. 23 ракеты идут низко над водой, одна поднимается выше, периодически включая РЛС для наведения на цели. Она определяет количество целей и распределяет их между другими ракетами. В случае уничтожения «лидера» его место занимает следующая ракета. Самая крупная цель, то есть авианосец, в ордере кораблей автоматически определяется ракетами. После прорыва ракеты распределяют цели по важности, чтобы в конечном итоге обеспечить поражение авианосца. Сначала уничтожаются корабли прикрытия, стоящие на пути ракет, а затем наносится удар по авианосцу. Но есть одно большое НО, для ракеты требуется точное целеуказание пока ГСН не захватит цель, а достигается эта наводка только с помощью авиации или космических аппаратов.

Вывод: ракеты — хорошо, и они у нас гораздо лучше американских, но к сожалению летающая электроника и истребители АУГ сводят это преимущество на нет.

Теперь рассмотрим вариант с подводной лодкой, ракетная лодка проекта 949А «Антей» может с помощью своей гидроакустики обнаружить шумы АУГ на расстоянии более 100 миль, т.е. находясь в дальней зоне противолодочной обороны авианосной группы, где вероятность её обнаружения и уничтожения очень низка. Вооружена лодка 24 П-700 Гранит, соответственно лодка уже находится в состоянии нанесения удара по АУГ, так как дальность «Гранита» до 625 км, а мы напоминаю в 100 милях от авианосца с сопровождением. Но тут снова возникает проблема в недостаточной информированности, опять же нужна конкретная система выдачи целеуказания, которую можно обеспечить либо с космоса, либо авиацией, а это на данный момент у России, повторюсь, отсутствует, а то, что есть из авиационных источников целеуказания, быстро будет уничтожено истребителями АУГ. Исходя из всего вышесказанного «Антей» отличная машина, но классифицировать и тем более определить боевой порядок соединения противника с выявлением главного ордера — не сможет. Для этого необходимо будет войти в среднюю зону противолодочной обороны группировки, где вероятность обнаружения и соответственно уничтожения уже существенна.

Но это ещё не все, для того чтобы уничтожить авианосец, необходимо попадание в него 8-10 ПКР «Гранит» с обычным снаряжением. При прорыве ракет к авианосцу необходимо уничтожить также до половины кораблей охранения. С учетом противодействия ПВО для гарантированного уничтожения АУГ необходимо применить в одном ударе 70-100 ПКР со всех видов носителей.

Вывод: одна или даже три подводные лодки (их на данный момент у России на плаву всего пять), не смогут в одиночку уничтожить АУГ, они могут работать только совместно с надводными кораблями и авиацией. Что опять же в текущих условиях состояния системы обнаружения и выдачи информации ВМФ России — невозможно. Кстати, некоторые ссылаются на чудо оружие ракету-торпеду «Шквал», для борьбы с группировкой американцев бесперспективна, стоит только почитать её характеристики.

Береговые комплексы ПКР можно не рассматривать по причине, что АУГ не подойдет к берегу на расстояние поражения ПКР.

Осталась авиация: Ту-22М, может наносить удары ПКР Х-22 по группировке, и это возможно самый перспективный вариант нанесения ущерба АУГ, но из 150 имеющихся на вооружении «Тушек», всего 40 на всю Россию могут летать. Если даже допустить, что они все долетят до кораблей противника и нанесут удар, то это всего 40 ракет, чего явно не достаточно, чтобы снести авианосец с сопровождением. Но если сократить дальность действия с 2000 км до 1500 км и повесить на «Тушки» по две ракеты, то опять же вынести АУГ можно только в том случае, если все самолеты и ракеты прорвутся к противнику, что опять же маловероятно, ПВО группировки очень сильно.

Исходя из всего выше сказанного о текущей ситуации состояния Российской армии, Леон Эдвард Панетта скорее прав в том, что действительно не одна страна в мире неспособна пустить на дно авианосную ударную группу США. За исключением, наверное, массированного авиационного удара Ту — 22 ракетами Х-22 с ядерной боевой частью, но не стоит забывать: АУГ у США больше чем одна, а мы способны на такой удар, только однажды.

Поэтому для России крайне важно развивать всевозможные системы слежения, целеуказания и РЭБ. Потому что мощь для удара у нас есть, а вот ударить и/или попасть — увы не сможем.

©


ribalych.ru

Сравнить ВМФ России и США: atrizno

Американский эксперт военно-морской разведки Соединенных штатов Америки Джордж Федорофф подготовил доклад по боевой готовности военно-морского флота России для руководителей Министерства обороны США.

Из доклада следует, что по своей военной мощи и количеству боевых кораблей и подводных лодок ВМФ РФ занимает третье место в мире. А целевое присутствие в Северном Ледовитом, Атлантическом, Тихом океанах и четырех морях – Балтийском, Каспийском, Черном и Средиземном – позволяет иметь голос в решении военных конфликтов в данных регионах.

читать далее

Для подготовки доклада господином Федороффым был проведен анализ подготовки матросов, младших и старших офицеров, а также соотношение новых единиц боевой техники, числящейся в составе военно-морского флота России. Проанализировав всю имеющуюся информацию, военный эксперт сделал вывод, что Российская Федерация может похвастаться по-настоящему мощным флотом. Ведь за последние 15 лет руководство страны целенаправленно восстанавливало боеспособность ВМФ.

Из отчета также следует, что в течение следующего десятилетия Российский флот будет набирать мощь. Это позволит не только качественно и надежно защищать свои границы, но и диктовать свои условия на мировой арене.

На данный момент ВМФ РФ уступает только военно-морским силам Китая и США.

Для справки: по информации на начало текущего года личный состав ВМФ РФ насчитывал 143 тыс. человек против 322 тысяч задействованного состава и 124 тысяч резерва Флота США.

Атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, состоящих на вооружении в Америке и России, – по 14 единиц. А вот с АПЛ, несущими на своем борту крылатые ракеты, дела обстоят значительно лучше: в США их всего 4 единицы против 9 российских. Хотя боевых атомных подводных лодок в составе ВМФ США аж 53, в то время, когда у РФ их всего 19. Вот по дизельным ПЛ, которых не осталось в Штатах, Россия лидирует без конкуренции с 21 штукой.

Военно-морской флот – это не только подводные лодки, но и корабли, которых в ВМФ России также меньше, чем в США. Авианосцы, которые являются основной ударной мощью во время проведения военных операций, у Америки насчитывается 10, а РФ может похвастаться только одним единственным экземпляром. Вертолетоносцы, которые Франция так и не поставила России, могли значительно улучшить обстановку, но не сложилось, и это в то время, когда в США их насчитывается 11, а в РФ по-прежнему ни одного. С десантными лодками-доками дела обстоят так же: в России ни одного, а у заокеанских соперников – 21, а вот с десантными кораблями дела ровно наоборот – ни одного к 21. Крейсеров УРО у России 6 единиц, в то время, как Америка может похвастаться 22 штуками. С эсминцами дела у ВМФ РФ также обстоят не в лучшем виде – 17 против 62. Фрегатов, находящихся в составе американского флота, всего 9 единиц, но и российский флот не может блеснуть этим видом кораблей, имея всего 7 единиц.

С малыми боевыми судами дела в России обстоят лучше. Корветы, которые патрулируют территориальные воды – США может похвастаться всего 4 единицами, а РФ – 9. Противоминные корабли в составе ВМФ России – 39 против 11 американских. МРК, способные в одиночку, если повезет, потопить крейсер, Штаты не выпускают, а в Российской Федерации поставили ставку именно на этот тип кораблей и выпустили 32 единицы, и еще 2 новых образца проекта 22800 «Каракурт» было заложено на верфях в РФ. Патрульных катеров, занимающихся патрулированием прибрежной линии, в составе ВМФ России насчитывается 74 единиц, а вот у Америки – всего 13.

По итогу на начало текущего года в рядах ВМФ РФ насчитывается 216 единиц против 234 ВМФ США. По числовому соотношению – 92% к 100%. Но у каждого корабля есть свой числовой коэффициент, по нему российский флот равен 404 единицам к 781 единицам флота Штатов.

Ярослав Краско

atrizno.livejournal.com

Флот США vs ВМФ России. Перспективы

Эту статью можно отнести к рубрике «Без комментариев» или «Решайте сами». Поэтому внимательно прочтите представленный ниже материал, совместите со свежими данными и сделайте свои выводы о положении дел на флотах, которое будет всего лишь через 7 лет.

Давайте сравним тренды. По состоянию на 2013 год в состав ВМФ России входит 278 кораблей разного типа и назначения. А недавно Сергей Шойгу заявил, что в результате реализации госпрограммы вооружения до 2020 года ВМФ РФ получит восемь новых ракетных подводных крейсеров, 16 многоцелевых подводных лодок и 54 надводных боевых корабля различного класса.

Рассмотрим подлодки. Основой подводного флота России на 2013 год являются: 13 атомных подводных лодок с баллистическими ракетами, 8 атомных подводных лодок с крылатыми ракетами и 19 многоцелевых атомных подводных лодок. Всего 68 подлодок. Источник

В России активно строятся атомные Бореи, атомные Ясени, ДЭПЛ проекта 636.3 и ДЭПЛ проекта 677. А что в США? Заглянем в таблицу состояния подлодок ВМС США на период с 2012 по 2020 год.

Класс и типПериод ввода в строй201220152020
Атомные подводные лодки с баллистическими ракетами
«Огайо»1984-1997141414 или …
Атомные подводные лодки с крылатыми ракетами
«Огайо»2004-2007444
Многоцелевые атомные подводные лодки
«Лос-Анджелес»1976-1996423222 или …
«Сивулф»1997-2004333
«Вирджиния»2004-202391422
Всего7267?

Итак, что мы видим. У США 42 устаревшие подводные лодки типа Лос-Анджелес (постройка 1976-1996 года). Замены этим подлодкам до 2020 года не предвидится. И при этом из таблицы следует, что к 2020 году их останется в строю 22 штуки. И то вряд ли. Гигантские расходы на обслуживание и эксплуатацию многоцелевых подводных лодок заставляют руководство США сокращать их численность. Даже по собственным планам ВМС США ожидается, что их число к 2025 году должно уменьшиться до 44 единиц.

Далее. 14 устаревших подводных лодок типа Огайо (постройка 1984-1997 года). Замены им тоже не строится. И как видим из таблицы, планов по созданию новых Огайо не существует в природе. Сколько их будет списано и сколько останется в строю в 2020 году? Ну явно не все 14 штук.

Итого остаётся: 9 реальных + 13 виртуальных Вирджиний, 3 подлодки Сивулф постройки 1997-2004 года и 4 подлодки Огайо постройки 2004-2007 года. Для справки: подлодка Вирджиния имеет водоизмещение — 7800 тонн. У Ясеня водоизмещение — 13800 тонн. У Борея — 24000 тонн.

В состав надводного флота России по состоянию на 2013 год входит 210 кораблей (постройки 1981-2011 года), в том числе: авианосцев — 1, тяжелые атомные ракетные крейсера — 3, ракетные крейсера — 3, большие противолодочные корабли — 10, эскадренные миноносцы — 8, корветы — 3, сторожевые корабли — 7. При этом по программе перевооружения 2020 ВМФ России получит еще 54 новых боевых корабля.

В состав ВМС США по состоянию на 2013 год входило 284 корабля, в том числе: 3 авианосца постройки 1975-1982 года, 7 авианосцев постройки 1986-2009 года, 22 крейсера Тикондерога постройки 1986-1994 года (замена не планируется), 19 ракетных фрегатов Оливер Перри постройки 1983-1989 года (замена не планируется). И 62 эсминца Арли Берк 1991-2012 года постройки.

В 2013-2014 годах продолжится вывод из состава ВМС США крейсеров «Тикондерога», фрегатов «Оливер Перри» и трех десантных кораблей типа «Уидби-Айленд». Поводом для списания стали: 1. сокращение расходов оборонного бюджета и 2. возраст кораблей. По требованию администрации президента США Пентагон обязан снизить затраты на $450 в ближайшие десять лет.

С учетом списания и по самым благоприятным прогнозам к 2020 году из текущего состава флота у США может остаться: 9-10 авианосцев, около 55-60 эсминцев Арли Берк и три эсминца типа Замволт. Как результат, военный флот США к 2020 году станет значительно слабее.

ВМС США сегодня находятся на самом пике развития. Дальше, судя по планам, возможен только спад. Скорее всего и с учетом госдолга в 17 трлн. долларов денег на развитие флота не будет.

При этом по официальным документам уже сегодня США испытывают дефицит подлодок. Это вынуждает командование ВМС увеличивать продолжительность автономного плавания подлодок и продлевать срок их службы. Согласно действующему плану закупок ВМС США на 30 лет, флот многоцелевых подводных лодок в 2022 году будет менее допустимого минимума на 48 единиц, а еще через 6 лет останется всего 41 субмарина. Источник

Вероятно, что к 2020 году самой мощной морской державой может стать Россия. США окажутся на втором месте и то, только из-за большого числа авианосцев. А может и на 4 месте — вслед за Китаем и Индией. Несомненно, такие радужные перспективы США устроить никак не могут.

США сегодня строят эсминцы «Арли Берк» и эсминцы проекта DDG-1000 «Зумвальт», которые относятся к новейшему поколению многоцелевых эскадренных миноносцев УРО ВМС США. Эти эсминцы предназначены для обеспечения доминирования флота в прибрежных акваториях, поражения наземных целей и огневой поддержки.

Командование ВМС США заключило контракт на создание стратегической атомной подводной лодки нового поколения — Ohio Replacement, которая в перспективе должна заменить подлодки типа «Огайо». Ожидается, что проектирование новой подводной лодки начнется в 2017 году, а первое патрулирование новые подлодки начнут в 2031 году и будут стоять на вооружении ВМС США до 2083 года.

Как видим, в ближайшие 7 лет (до 2020 года) ни одна подводная лодка типа Ohio Replacement построена не будет.

Вывод из цеха АПЛ «Северодвинск» (проект 885 «Ясень»):

В мае 2013 года впервые с палубы авианосца ВМС США в воздух самостоятельно поднялся беспилотный летательный аппарат с реактивным двигателем. Дрон X-47B взлетел с авианосца и сел на земле. 10 июля 2013 года дрон X-47B впервые совершил посадку на палубу.

В это же время Минобороны РФ летом 2013 года планирует начать испытания новейшей гиперзвуковой ракеты со скоростью полета около 6000 км в час. Известно, что сегодня в РФ ведутся исследования по нескольким направлениям развития гиперзвуковой техники, но какое из них «выстрелит» пока сложно предугадать. Источник

Поздравляем всех с Днем Военно-Морского Флота!
28.07.2013

Смотрите также:
Рубрика Армия
Флот США vs ВМФ России. Перспективы
Бой русской ракеты с F-18
Что производит Россия?
Перевооружение России 2020
Оружие будущего 2020. Перспективные разработки России
Самая быстрая ракета в мире
Армия женщин и детей — оружие Джихада?!

© Копировать пост можно лишь при наличии прямой индексируемой ссылки на youinf.ru


Не надо нас пугать, бахвалиться спесиво, Не стоит нам грозить и вновь с огнём играть.
Ведь, если враг рискнёт проверить нашу силу, Его мы навсегда отучим проверять.

 

youinf.ru

Шесть самых мощных флотов в мире.

Мощный флот всегда оставался важным признаком сверхдержавы, что хорошо видно на примере США, которым ВМС позволяют проецировать силу в любом уголке планеты. Сегодня не каждая страна может позволить себе иметь развитые Военно-морские силы и тем более содержать авианосцы. 42.TUT.BY выбрал шесть самых мощных флотов в мире.

6. Франция

Фото: artleo.com


ВМС Франции располагают вторым по величине и самым боеспособным авианосцем в Европе «Шарль де Голль». Полное водоизмещение корабля — 42 тыс. тонн, на его борту может базироваться до 40 летательных аппаратов, корабль снабжен атомной силовой установкой. Большими ударными возможностями располагают атомные подводные лодки типа «Триумфан», всего флот располагает четырьмя такими субмаринами.

Фото: sousmarins.free.fr


«Триумфаны» несут баллистические ракеты M4S с дальностью стрельбы 6000 км. В ближайшей перспективе их заменят ракетами М51 с дальностью стрельбы более 10 000 км. Кроме того, имеются шесть многоцелевых атомных субмарин типа «Рюби». Всего по данным из открытых источников французский флот насчитывает 98 боевых кораблей и вспомогательных судов.

5. Великобритания


Некогда Великобритания носила гордое звание «Владычица морей», флот этой страны был самым большим и мощным в мире. Теперь же ВМФ Ее Величества лишь бледная тень былого могущества.

HMS Queen Elizabeth. Фото: i.imgur.com


Сегодня в составе королевского флота нет ни одного авианосца. Два, типа «Куин Элизабет», находятся в постройке и должны войти в состав флота в 2016 и 2018 годах. Самое интересное, что на такие важные корабли, как авианосцы, у англичан не хватило средств, поэтому конструкторам пришлось отказаться от бортовой брони и бронированных переборок. Сегодня, согласно данным из открытых источников, ВМС Великобритании насчитывает 77 кораблей.

Фото: defenceindustrydaily.com


Самыми грозными единицами флота считаются четыре ПЛАРБ типа «Вэнгард», вооруженные баллистическими ракетами Trident-2 D5, каждая из которых могла быть оснащена четырнадцатью боевыми блоками по 100 кТ каждая. Желая сэкономить, британские военные купили только 58 таких ракет, чего хватило только для трех лодок — по 16 на каждую. Теоретически же каждый «Вэнгард» может нести до 64 ракет, но это неэкономно.

Фото: defencetalk.com


Кроме них, внушительную силу представляют эсминцы типа «Дэринг», подводные лодки типа «Трафальгар» и новейшие типа «Эстьют».

4. Китай


Китайский флот — один из самых многочисленных, в его составе — 495 кораблей различных классов. Самое большое судно — авианосец «Ляонин» водоизмещением 59 500 тонн (бывший советский авианесущий крейсер «Варяг», который был продан Китаю Украиной по цене металлолома).

Фото: glavnoe.ua


Также в составе флота есть стратегические ракетоносцы — атомные подводные лодки проекта 094 «Цзинь». Субмарины способны нести 12 баллистических ракет типа Цзюйлан-2 (JL-2) с дальностью действия 8-12 тыс. км.

Фото: cdn.topwar.ru


Много и «свежих» кораблей, например, эсминцы типа 051С, типа «Ланьчжоу», типа «Современный» и фрегаты типа «Цзянкай».

3. Япония


В японском флоте все крупные корабли классифицируются как эсминцы, поэтому среди настоящих эсминцев есть авианесущие корабли (два корабля типа «Хьюга» и два типа «Сиранэ»), крейсеры и фрегаты. Например, два эсминца типа «Атаго» могут похвастаться крейсерским водоизмещением — 10 тыс. тонн.

Фото: wikimedia.org


Но это не самые крупные корабли — в этом году в состав флота войдет 27 000-тонный вертолетоносец типа «Идзумо», еще один будет произведен в 2017 году. Кроме вертолетов, на «Идзумо» могут базироваться истребители F-35B.

Фото: thewaran.livejournal.com


Подводный флот Японии, несмотря на отсутствие атомных подводных лодок, считается сильнейшим в мире. Он насчитывает пять ПЛ типа «Сорю», одиннадцать типа «Оясио» и одну «Харусио».

Фото: tsushima.su


Сейчас Морские силы самообороны Японии насчитывает приблизительно 124 корабля. Эксперты отмечают, что японский флот имеет сбалансированный корабельный состав и представляет собой продуманную до мелочей боевую систему.

2. Россия


Российский флот насчитывает 280 кораблей. Самые грозные — тяжелые крейсеры проекта 1144 «Орлан» водоизмещением 25 860 тонн, их всего три, но огневая мощь этих судов просто потрясающая. Недаром в НАТО эти крейсеры классифицируют как линейные.

ТАРКР «Петр Великий». Фото: navy-korabel.livejournal.com


Не уступают им по вооружению три других крейсера — проекта 1164 «Атлант», водоизмещением 11 380 тонн. Но самым большим является авианесущий крейсер «Адмирал флота Советского Союза Кузнецов» водоизмещением 61 390 тонн. Этот корабль не только хорошо защищен средствами ПВО, но и бронирован. В качестве брони используется катанная сталь, а противоторпедная трехслойная защита шириной 4,5 м выдерживает попадание 400 кг ТНТ заряда.

Фото: militaryrussia.ru


Но основную ставку, по мнению экспертов, Россия делает на подводный флот. Сейчас активно вводятся в боевой состав новейшие подлодки типа «Борей» и «Ясень».

Фото: cntv.ru


Впрочем, и сам флот активно модернизируется: планируется, что до 2020 года Военно-морской флот Российской Федерации получит порядка 54 современных боевых надводных кораблей, 16 многоцелевых подводных лодок и 8 стратегических подводных ракетоносцев проекта «Борей».

1. США


ВМС США обладают крупнейшим флотом в мире, в его составе 275 кораблей, в том числе 10 авианосцев типа «Нимиц», такой внушительной силой не обладает ни одна страна. Именно на флоте в основном базируется военная мощь Соединенных Штатов.

Фото: wikimedia.org


Вскоре дополнить «Нимицы» должны еще более совершенные корабли — авианосцы типа «Джеральд Р. Форд» водоизмещением более 100 000 тонн.

Фото: russian.people.com.cn


Немалую опасность представляют крейсеры типа «Тайкондерога» и эсминцы типа «Орли Бёрк», а также стелс-эсминцы типа «Зумвалт».

Фото: ic.pics.livejournal.com


Подводный флот США не менее внушителен: 14 атомных подлодок типа «Огайо», каждая из которых несет по 24 баллистические ракеты «Трайдент-2». Три совершеннейшие подлодки типа «Си Вулф», цена которых была непомерной для США, поэтому от строительства крупной серии было решено отказаться. Вместо них строятся более дешевые ПЛА типа «Вирджиния», пока их в составе флота всего 10 единиц.

Фото: militaryparitet.com


Кроме того, в составе ВМС остается 41 ПЛА типа «Лос-Анджелес». Флот США обладает гигантской военной мощью, оспорить которую сегодня вряд ли кому-то под силу.

42.tut.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *