Памирские таджики — это… Что такое Памирские таджики?

Памирские таджики («гальча», памирцы, памирские народы, горные таджики) — группа народов, населяющая области Западного Памира (Горный Бадахшан), разделённого между Таджикистаном, Пакистаном, Китаем (юго-запад Синьцзян-Уйгурского автономного района), Афганистаном. Говорят на памирских языках восточноиранской группы иранской ветви индоевропейской языковой семьи, в отличие от собственно таджиков, язык которых относится к западноиранским языкам.

Включают язгулямцев, рушанцев, бартангцев, шугнанцев, сарыкольцев, ваханцев, ишкашими, мунджанцев и йидга.

Среда обитания

Горный Таджикистан включает в себя ряд исторически сложившихся районов: Каратегин, Дарваз, Кулябскую группу кишлаков, Гиссарскую долину, верховья р. Зеравшан (от его истоков до г. Пенджикента) [Широкова 1976: 9]. Территория образована крутосклонными хребтами широтного направления: Ванчским, Язгулемским, Рушанским, Шугнанским и меридиональным хребтом Шахдаринским. Подножия гор находятся на высоте 1700-3000 м над уровнем моря, а их вершины вздымаются до 7000 м и более. Самая крупная река — Пяндж, протекающая по границе с Афганистаном, принимает с правой стороны притоки: Гунт, Бартанг, Шах-дара, Язгулем и Ванч, пробивающие в скалах глубокие русла.

История

Территория современного горного Таджикистана в древности входила в северную и южную области сложения таджикского народа. Современный Куляб, Дарваз и Каратегин, долины Вахша и Кафирнигана, расположенные к югу и юго-востоку от Зеравшанского и Гиссарского хребтов входили в Южную область сложения таджикского народа и относились к древней Бактрии — Тохаристану, северные же районы — верховья Зеравшана — входили в северную область сложения таджикского народа и составляли часть Согда. Исторические судьбы северных и южных частей горного Таджикистана в XIX—XX вв. были неодинаковы. Южные и юго-восточные районы до 60-х годов XIX в. были полусамостоятельными феодальными владениями. Малая доступность благоприятствовала сохранению независимости бывших здесь княжеств. Их правители вели беспрерывные войны друг с другом и с соседями, захватывали земли, беспощадно грабили народ. В конце 60-х годов над Бухарским ханством был установлен протекторат царской России. Царское правительство помогло эмиру присоединить к ханству полусамостоятельные владения. К началу 1870 г подчинились Бухаре Гиссар и Куляб. В итоге было покончено с независимостью Каратегина и Дарваза. Присоединенные горные владения были разбиты на бекства : Гиссарское с администартивным центром Гиссар и летней резиденцией беков, крупным центром многих ремесел, — г. Каратаг, Кулябское , Бальджуанское, Каратегинское с центом Гарм и Дарвазское с центром Калаи-Хумб. Власть местных правителей была ликвидирована и в каждом владении назначен бек.-высшее административное лицо. Положение таджиков было бедственным. Росли налоги, многочисленные повинности, беззаконие на местах что приводило к частым волнениям. Правительство России не ограничивало произвол эмира и его чиновников. Северная часть региона (верховья Зеравшана) до середины XIX в. также входила в состав Бухарского ханства. В административном отношении она была разделена на семь полузависимых бекств : Фарабское, Магианское, Фальгарское, Фанское, Ягнобское и Матчинское. Беки распоряжались в своих владениях самостоятельно и вели междоусобные грабительские войны. Их зависимость от эмира ограничивалась лишь ежегодным сбором и сдачей подати в бухарскую казну. После поражения Бухарского эмирата русскими войсками, начинается период полной самостоятельности бекств. Усилилась борьба и вражда между ними. В 1870 го верховья Зеравшана были присоеденены к России, в результате его была ликвидирована политическая раздробленность и созданы нормальные условия для роста и развития народного хозяйства, расширения экономических связей с другими районами Средней Азии. До установления Советской власти горный Таджикистан продолжал оставаться страной полного бездорожья и единственными путями сообщения были горные тропы через перевалы и ущелья. Край был оторван от экономически и культурно более развитых районов, расположенных на равнине, что задерживало его развитие. Малоземелье, большие налоги, нехватка хлеба приводили к тому, что ежегодно сотни безземельныхи малоземельных крестьян отправлялись на поиски дополнительных заработков, а также промышленных товаров в крупные города Средней Азии -Коканд, Ташкент, Бухару и Самарканд. Горцы привозили различные ткани как кустарные, так и фабричные, хлопок, изделия из железа, посуду. Продукты и товары из городов привозились в горы и приезжавшими туда торговцами. Торговые связи существовали и внутри самого горного Таджикистана. Обычным был натуральный обмен, деньги мало распространены. Быт изменялся очень медленно. После Октябрьской революции и установления в крае Советской власти были приняты меры по восстановлению разрушенного хозяйства. Население было освобождено от сельскохозяйственного налога, широко проводилось кредитование неимущих хозяйств, увеличился ввоз промышленных товаров, восстанавливалась ирригация, улучшались пути сообщения. Важное политическое значение имело внедрение в жизнь законов о раскрепощении женщин и всеобщем обучении. Таджики постепенно начали развивать свое народное хозяйство и культуру. В 1924 г была образована Таджикская Автономная ССР, вошедшая в состав Узбекской ССР. (Широкова 1976: 15-18)

(adsbygoogle = window.adsbygoogle || []).push({});

Поселение и жилище

Специфическая среда обитания со сложным рельефом являлась важнейшим природно-географическим фактором при строительстве поселений и формировании архитектуры данной народности. Помимо специфического рельефа на народное зодчество оказывал влияние сухой, контрастный по температурам климат. Продолжительный теплый период года характеризуется почти полным отсутствием осадков и резкими суточными колебаниями температур. Холодный период устанавливается в ноябре и длится до апреля. Минимальная температура зимой −30, максимальная летом +35. Температурный режим меняется и по высоте. Обилие водных источников обеспечивает орошаемое земледелие, а луга в боковых ущельях на высоте свыше 3000 м — отгонно-пастбищное скотоводство. (Мамадназаров 1977: 7-8) Ярко выраженные строительные традиции определяют региональный характер поселений, усадеб и жилых домов. При выборе места поселения учитывались возможности камнепадов, снежных лавин и паводковых вод. Традиционная форма поселения горных таджиков — кишлак При большом количестве удобной для земледелия земли, жилища в кишлаке расположены свободно, при каждом доме имеется двор большей или меньшей величины и очень часто огороды и маленькие участки полей. Существуют кишлаки в которых жилища расположены по несколько групп на значительном расстоянии друг от друга, создавая впечатление отдельных хуторков, связанных друг с другом общими арыками, между которыми почти непрерывно тянутся участки полей и садов. В таких хуторках обычно живут близко родственные семьи. Если же кишлак расположен в неудобном для земледелия месте, тогда расположение жилищ очень сконцентрировано. Дворов в таком кишлаке почти нет, а жилища ступеньками располагаются по склону горы. Такие кишлаки встречаются обычно в узких горных ущельях. Водоснабжение кишлаков различно. По источникам снабжения и пользования водой можно разбить кишлаки на три категории: 1 — кишлаки, пользующиеся водой из горных ключей; 2 — пользующиеся водой главным образом из бурных горных потоков и речек; и 3 — пользующиеся идущими издалека, очень длинными арыками с более или менее медленным течением воды. Жилище горных таджиков, несмотря на кажущееся однообразие, представляет, однако, очень значительные различия, зависящие от природных строительных ресурсов, климата, бытовых навыков и от социального имущественного положения владельца его. Обычно жилище одноэтажное, но если оно располагается на крутом откосе, то иногда внизу устраивается хлев. Пристроенный второй этаж встречается очень редко в более крупных и богатых домах. Материалом для постройки обычно служит земля (лесс или глина), из которой складывают стены. В кишлаках, расположенных в узких ущельях на каменистой почве, где лёсс дорого и малодоступен, большая часть жилищ и все надворные постройки сложены из камней, скрепленных глиной. Основой для крыши служат несколько бревен, положенных на стены, на которые кладется настил из жердей, засыпаемый сверху землей и глиной. Изнутри здания крыша поддерживается столбами. Жилище обычно делится на зимнее и летнее помещение. Зимняя часть — хона — представляет собой квадратное или прямоугольное помещение, большая часть пола которого приподнята в виде площадки или глинобитных нар, которые служат для спанья, сиденья и т. п. В проходе между нарами под отверстием в потолке, вырывается яма для стока воды, покрытая деревянной решёткой. В хона ведет небольшая дверь либо с улицы или двора, либо из летнего помещения. Окном для пропуска света служит отверстие в стене, имеющее обычно деревянную створку. До 1930-х годов застекленных окон в горных кишлаках почти нигде еще не было. Для отопления помещения устроена яма для разведения костра, которая служит для печения хлеба (лепешек). Пищу готовят в очаге, который представляет собой выемку в виде срезанного сверху и сбоку конуса, с гладкими стенками и более широким дном. На дне выемки разводится огонь, а сверху ставится плоский, широкий котел. Отчего устраивается либо в специальном возвышении в углу или вдоль одной из стен, либо в проходе, толще нар. В хона держат зимой молодой скот и птицу, для чего сбоку от входа устраивается специальное помещение, закрываемое дверцей. Необходимо упомянуть о так наз. «летовьях», куда на лето угоняют скот и где в течение нескольких летних месяцев живет большинство женщин кишлака с маленькими детьми, заготовляя впрок молочные продукты. Для жилья служат небольшие хижины, сложенные из камней, часто не замазанные и не утепленные. Практически в каждом кишлаке имеется мечеть, за исключением самых маленьких (Гинзбург 1937: 17-24. Дома памирских таджиков не похожи на жилища других народов. Их устройство остается неизменным на протяжении многих столетий, переходя от поколения к поколению. Каждый архитектурный элемент памирского дома имеет свой эзотерический смысл — доисламский и исламкий. Каждый элемент дома имеет значение в жизни человека. Дом воплащает в себе целое мироздание, отражая божественную сущность человека и гармонию его отношения с природой. Опорой памирского дома являются 5 столбов. Они названы именами 5 святых: Мухаммад, Али, Фатима, Хасан и Хусейн. Столб Мухаммад — основной в доме. Это символ веры, мужской власти, вечности мира и нерушимости дома. Около его укладывают в колыбель новорожденного мальчика. Столб Фатима — символ чистоты, хранителя домашнего очага. Во время свадьбы возле этого столба одевают и украшают невесту, чтоб она была такой же красивой как Фатима. Столб Али — символ дружбы, любви, верности, соглашений. Когда жених привозит невесту в свой дом их усаживают возле этого столба чтобы их семейная жизнь была полна счастья и у них родились здоровые дети. Столб Хасан служит земле и охраняет её, заботясь о её процветании. Поэтому он длинее других столбов и непосредственно соприкасается с землей. Столб Хусейн — символ света и огня. Около его читаются молитвы, религиозные тексты, совершается намаз и обряд зажигания свечи («чарогравшан») после смерти человека. Четырехступенчатый свод дома — «чорхона», символизирует 4 стихии: земля, вода, ветер, огонь.

Брак и семья

Наиболее архаичной формой семьи у горных таджиков являлась большая патриархальная семья, основанная на принципах агнатного родства. Неразделенность хозяйства являлась основой существования большой семьи, которая в свою очередь была основана на совместном владении землей. Во главе такой семьи стоял старейшина, распоряжавшийся всем имуществом, распределением работ в семье и другими делами. Внутри семьи господствовали патриархальные отношения, младшие беспрекословно подчинялись старшим, а все вместе старейшине. Однако с проникновением в районы расселения горных таджиков товарно-денежных отношений общинный уклад был подорван, что привело к разложению больших патриархальных семей. На смену патриархальной семье пришла семья моногамная, сохранявшая еще в той или иной мере патриархальные отношения. С установлением Ислама было легализовано превосходство мужчины над женщиной. Согласно шариатным нормам муж имел преимущество в деле наследования, в качестве свидетеля, было узаконено многоженство и право мужа на развод. Фактически положение женщины в семье зависело от степени ее участия в производстве, сельском труде, поэтому в горных районах, где женщина принимала большее участие в производительной деятельности, ее положение было относительно более свободным. Значительную роль у таджиков играли родственные браки, они стимулировались также и по экономическим причинам. Особенно излюблены были кузенные браки, главным образом, женитьба на дочери брата матери и дочери брата отца. У горных таджиков первой церемонией связанной с браком являлось сватовство. Следующим этапом бракосочетания была помолвка. После сватовства и помолвки жених и невеста начинают скрываться от своей новой родни. В течении года собирается и уплачивается отцу невесты весь калым, в его сборе отцу жениха помогают родственники. Калым носил, главным образом, натуральный характер. Брак матрилокальный (Кисляков 1951: 7-12). В качестве следов матрилокальности брака остается обычай, по которому невеста после свадьбы пребывает в доме мужа только 3-4 для, а затем возвращается в дом отца и фактический брак начинается здесь. (Пещерева 1947: 48)

Традиционная пища

В связи с преобладанием земледелия над скотоводством мясо употребляется в пищу редко, мясных кушаний мало, и готовятся они очень примитивно. Основными продуктами питания являются пшеница в виде муки (лапша, клецки, болтушка), в дробленном виде (для густой или жидкой каши), бобовые и овощи, овечий сыр и кислое молоко . Чай и молоко пили мало, молоко берегли детям, а чай могли позволить себе только зажиточные люди. Кушанья из пшеницы или муки варятся с овощами; мучные блюда никогда не варятся с мясом. К ритуальным кушаньям принадлежат блины, havlo, ozaq — кусочки теста жаренные в масле, и «кашк» — каша, приготовляемая из пшеницы, фасоли, гороха и чечевицы во время обжига посуды, причем горшок, в котором варится кашк, ставится у кучи обжигаемой посуды и кашк должен быть сварен на этом огне. Его едят только мастерицы и другие женщины, а мужчинам его не дают. (Пещерева 1947: 48)

Традиционные занятия

  • Земледелие, скотоводство
    • Основное занятие горных таджиков- земледелие высокогорного типа при искусственном орошении в сочетании с животноводством. В крестьянском хозяйстве имелись коровы, овцы и козы, реже лошади и ослы. В высокогорных районах, как исключение, можно было встретить яка, называемого «кутас». Скот не отличался хорошим качеством, был мало вынослив, низкоросл. Годовой цикл ухода за скотом разделялся на два основных периода: зимнее нахождение скота в кишлаке, в хлеву и пастьба скота на летних пастбищах, вдали от кишлака, далеко в горах. Между этими основными периодами вклинивались два других коротких периода, падающих на весну и осень, когда скот свободно бродил по еще незасеянным или уже сжатым кишлачным полям или отгонялся на скудные травяные участки вблизи кишлака. Быки и ослы весной на пастьбу не выгонялись, так как в этот период они нужны были в кишлаке для земледельческих работ.(Кисляков 1949: 38-39) Области расселения горных таджиков отличаются крайним малоземельем. Большую часть земель занимают так называемые бросовые земли(ледники, скалы, крутые склоны, нагромождения камней). Ирригационная система своеобразна: от магистрального оросительного канала спуск воды осуществляется серией водопадов или сбросов. Из них вода по каналам отводится на вспаханные поля и оросительные борозды. (Моногарова 1972: 52)
  • Традиционные промыслы
    • Домашние промыслы- главным образом обработка шерсти, выделка тканей, узорное вязание из цветной шерсти длинных носков, кошмоваляние, обработка дерева, ручное женское гончарство, охота, изготовление ювелирных украшений, кузнечное дело. Обработкой шерсти занимались женщины, взбивали шерсть тетивой специального небольшого лука и пряли на ручном веретене, а также на прялке обычного среднеазиатского типа. Тканье было традиционным мужским занятием. Ткани для одежды ткали на горизонтальном стане. Из шерсти коз и яков обычно зимой мужчины ткали полосатые безворсовые ковры, для этого употреблялся верткальный ткацкий стан. Кошмы выделывали преимущественно женщины. Развита была обработка рога, особенно диких козлов. Из рога изготовляли рукоятки для ножей, гребни.

Религия

С древнейших времен хозяйственная деятельность горных таджиков, отражает специфику очень сложных экологических условий. Многие из традиционных верований и обрядов, возникших в глубокой древности, связаны с богом, покровителем земледелия — «Бобои Дехкон». (Мухиддинов 1989: 5-7) В настоящее время в основном исмаилиты.

Литература

  • Андреев М. С. К характеристике древних таджикских семейных отношений // Известия № 15 Сталинабад.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 3-12.
  • Андрианов Б. В. Изучение горной ирригации на юге Таджикистана и на Западном Памире // Итоги полевых работ института этнографии в 1971 году / Гл. редакция восточной литературы. М.: Наука, 1971. С. 58-65.
  • Гинзбург В. В. Горные таджики: материалы по антропологии таджиков Каратегина и Дарваза. М.-Л.: Издательство АН СССР, 1937.
  • Кисляков Н. А. Древние формы скотоводства и молочного хозяйства у горных таджиков бассейна р. Хингоу // Известия № 15 Сталинабад.: Изд-во АН СССР, 1949. С. 34-39.
  • Кисляков Н. А. Семья и брак у Таджиков : автореферат дис. … доктора исторических наук / Институт этнологии им. Н. Н. Миклухо-Маклая Л., 1951 — 26 с.
  • Мамадназаров М. Х. Архитектура народного жилища Западного Памира и его современная модификация : афтореферат дис. … канд. архитектуры / Инженерно-строительный институт Л., 1977 — 34 с.
  • Моногарова Л. Ф. Преобразования в быту и культуре припамирских народностей. М.: Наука, 1972.
  • Моногарова Л. Ф. Материалы по скотоводству населения Южного Таджикистана и Западного Памира // Итоги полевых работ института этнографии в 1971 году / Гл. редакция восточной литературы. М.: Наука, 1971. С. 66-70.
  • Мухиддинов И. Реликты доисламских обычаев и обрядов у земледельцев Западного Памира (XIX- нач. XX в) / Отв. ред. Л. Ф. Моногарова Душанбе.: «Дониш», 1989 −100 с.
  • Пещерева Е. М. Поездка к горным таджикам // Институт этнографии: Краткие сообщения III М.- Л.: Изд-во АН СССР, 1947. С. 42-48.
  • Широкова З. А. Традиционная и современная одежда женщин горного Таджикистана. Душанбе.: «Дониш», 1976.

Wikimedia Foundation. 2010.

dic.academic.ru

Кто такие памирцы, где живут, культура, традиции

После вывода американских войск с территории Афганистана в прессе возросло внимание к Памиру. Многие боятся дестабилизации обстановки в данном регионе, который фактически изолирован от внешнего мира. «Крыша мира» является особым местом, поскольку почти все коренные жители этого региона относятся к исмаилитам.

Многие ошибочно путают местных жителей с таджиками и другими народами. Статья сможет разъяснить, кто такие памирцы, и почему их принято считать отдельным этносом.

Общие сведения

Поскольку памирцы проживают в высокогорной области, которая разделена между четырьмя государствами, их часто приравнивают к другим народам. Их историческая область (Бадахшан) расположена на территории Таджикистана, Афганистана, Пакистана, Китая. Чаще всего эту народность ошибочно путают с таджиками. Кто такие памирцы?

Их относят к совокупности иранских народов, которые говорят на разнородных языках восточноиранской группы. Большинство памирцев исповедуют ислам. К сравнению, таджики, например, разговаривают на западноиранском диалекте и своим большинством исповедуют суннизм.

Территория проживания

Памирцы расселены по территории западного, южного, восточного Памира. На юге эти горы смыкаются с Гиндукушем. Площадь представляет собой узкие долины, расположенные на высоте двух и более тысяч метров над уровнем моря. Климат в этой местности отличается своей суровостью. Долины окружены крутосклонными хребтами высотой до семи тысяч метров над уровнем моря. Они покрыты вечными снегами. Не зря в качестве названия этой области (ареала проживания памирцев) используют выражение «Крыша мира».

Народы, которые проживают в Памире, имеют схожую культуру и традиции. Однако исследователи смогли доказать (по изучению языков), что эти народы относятся к нескольким древним восточноиранским общностям, которые попали на Памир отдельно друг от друга. Из каких же народностей состоят памирцы?

Разнообразие народностей

Памирские народы принято разделять между собой по языковому принципу. Существует две основные ветви – это северные и южные памирцы. Каждая из групп состоит из отдельных народов, некоторые из которых могут говорить на схожих языках.

К северным пармирцам относятся:

  • шугнанцы – ведущий этнос, насчитывающий более ста тысяч человек, из них около двадцати пяти тысяч проживают на территории Афганистана;
  • рушанцы – около тридцати тысяч человек;
  • язгулямцы – от восьми до десяти тысяч человек;
  • сарыкольцы – считаются частью некогда единой группы шугнано-рушанцев, которая стала обособленной, ее численность достигает двадцати пяти тысяч человек.

К южным памирцам относятся:

  • ишкашимцы – около полторы тысячи человек;
  • сангличцы – численность составляет не более ста пятидесяти человек;
  • ваханцы – общая численность достигает семидесяти тысяч человек;
  • мунджанцы – около четырех тысяч человек.

Помимо этого, существует много близких и соседних народов, которые очень близки к памирцам. Некоторые из них со временем стали пользоваться местными памирскими языками.

Язык

Памирские языки очень многочисленны. Но их сфера применения ограничивается бытовым общением. Исторически сложилось так, что с давних времен на них имел большое влияние персидский язык (таджикский).

Для жителей Памира персидский язык давно используется в религии, литературе, устном народном творчестве. Также он является универсальным средством для международного общения.

Памирские диалекты постепенно вытеснялись таджикским языком. В некоторых горных народах их все реже используют даже в быту. Например, в ГБАО (Горно-Бадахшанская автономная область) официальным языком является таджикский. Именно на нем ведется обучение в школах. Хотя если говорить об афганских памирцах, то на их территории школ практически нет, поэтому население в общей массе безграмотно.

Сохранившиеся памирские языки:

  • язгулямский;
  • шугнанский;
  • рушанский;
  • хуфский;
  • бартангский;
  • сарыкольский;
  • ишкашимский;
  • ваханский;
  • мунджанский;
  • йидга.

Все они входят в группу восточноиранских языков. Помимо памирцев, представителями восточноиранских этносов были и скифы, которые проживали в свое время на территории Северного Причерноморья и оставили после себя исторические памятники в виде курганов.

Религия

С конца первого тысячелетия до нашей эры памирские племена находились под влиянием зороастризма и буддизма. Ислам же стал проникать и широко распространяться в массах с одиннадцатого века. Внедрение новой религии было тесно связано с деятельностью Насира Хосрова. Он был известным персидским поэтом, сбежавшим на Памир от преследователей.

Исмаилизм оказал большое влияние на духовную жизнь жителей Памира. По религиозному фактору несложно понять, кто такой памирец (что за нация, мы рассмотрели выше). Прежде всего, представители этих народов относятся к исмаилитам (шиитское направление ислама, которое испытало на себе влияние индуизма и буддизма). Чем же это направление в исламе отличается от традиционного верования?

Основные отличия:

  • памирцы молятся дважды в день;
  • верующие не соблюдают пост в Рамадан;
  • женщины не носили и не носят паранджу;
  • мужчины позволяют себе пить самогон из тутовника.

Из-за этого многие мусульмане не признают в памирцах правоверных.

Семейные традиции

Отношения к семье и браку позволят понять, кто такой памирец. Что за нация и каковы ее традиции, сможет рассказать семейный уклад. Наиболее древний вариант семьи основывался на принципе патриархальных отношений. Семьи были большими. В их главе стоял старейшина, которому все беспрекословно подчинялись. Так было до появления товарно-денежных отношений. Семья стала моногамной, сохраняя патриархальные традиции.

Так продолжалось до установления ислама. Новая религия легализовала превосходство мужского пола над женским. По законам шариата мужчина имел преимущества и права в большинстве случаев, например в делах наследования. Муж получал законное право на развод. При этом в горных районах, где женщины принимали активное участие в сельском труде, их положение было более свободным.

В некоторых горных народностях были приняты родственные браки. Чаще всего это стимулировалось экономическими причинами.

Основные занятия

Чтобы понять, кто такие памирцы, стоит лучше изучить их образ жизни. Основным занятием у них издавна являлось земледелие высокогорного типа, которое сочетается с животноводством. В качестве домашних животных они разводили коров, коз, овец, ослов, лошадей. Скот был низкорослым, не отличался хорошим качеством. Зимой животные находились в кишлаках, а на лето выгонялись на пастбища.

К традиционным домашним промыслам памирцев, прежде всего, можно отнести обработку шерсти и выделку тканей. Женщины обрабатывали шерсть и изготовляли нити, а мужчины ткали известные в мире полосатые безворсовые ковры.

Развит был промысел по обработке рогов, в особенности диких козлов. Из них изготовляли гребни, рукоятки для холодного оружия.

Национальная кухня

Узнав о культуре и религии, можно понять, кто такие памирцы. Дополнить эти знания можно, рассмотрев традиционную пищу представителей этих народов. Зная традиционные занятия, несложно догадаться, что в рационе памирцев очень мало мяса. Связано это с тем, что выпасать скот негде, поэтому они берегут его для получения молока и шерсти.

К основным продуктам питания относится пшеница в виде муки и дробленой крупы. Из муки делают лапшу, лепешки, клецки. Также горные народы питаются фруктами, грецкими орехами, бобовыми, овощами. Из молочных продуктов наиболее популярными у них является овечий сыр, чай с молоком, кислое молоко. Зажиточные памирцы пьют чай с молоком, добавляя кусочек сливочного масла.

fb.ru

Пальмира — основные достопримечательности города (с фото)

Античный город Пальмира, построенный в Сирийской пустыне в 10 в. до н.э., является музеем под открытым небом, где очень много достопримечательностей и памятников различных исторических периодов. Руины Пальмиры были взяты под охрану ЮНЕСКО, как лучшие образцы древнеримской архитектуры.

Величественные памятники располагаются прямо в пустыне, недалеко от одноименного населенного пункта. Достопримечательности располагаются в Пальмире рядом, что позволяет быстро осмотреть основные из них, увидеть историческую связь каждого памятника с той или иной эпохой. Туристам очень нравиться бродить по главной улице древнего города, осматривать колоннады и величественные арки.

К сожалению, некоторые руины и развалины постепенно исчезают под песочными дюнами, а часть памятников были разрушены в ходе сирийского конфликта. Поэтому государственные структуры, занимающиеся охраной и восстановлением достопримечательностей, постоянно проводить реставрацию стен, храмов, колонн, что активизирует туристический поток в это удивительное место.

Античный район Пальмиры

Руины города были открыты случайно в 17 в., и с тех пор тут проводятся регулярнее археологические раскопки. По результатам многочисленных экспедиций было установлено, что Пальмира раскинулась в пустыне на три километра, на протяжении которых можно увидеть руины древних стен и зданий, хозяйственных и дворцовых сооружений, алтарей, храмов. Ученые доказали, что город множество раз переходил из рук в руки, и был в 10 в. н.э. поддан разрушению и разграблению арабов.

На холмах, которые окружают Пальмиру, можно увидеть развалины замка, который некогда возвели рабы. В восточной части страны располагается древнейший храм, посвященный богу солнца Ваал-Гелиосу. Он знаменит тем, что тут прекрасно сохранилась уникальная лепнина, внутреннее оформление в виде листьев, ягод и плодов.

В долине располагаются башни, усыпальницы, погребальные пещеры.

Триумфальная арка

Украшением и центром Пальмиры является Триумфальная арка, возведенная во 2 в. н.э., когда город был центром торговли арабского Востока. Через главные ворота можно было попасть в центр города, прямо на центральную торговую площадь. Состоят ворота из трех частей, что позволяло попасть в ту часть города, в которую нужно было приезжим торговцам. Центральный свод имеет высоту в 20 метров. Триумфальная арка сделана из камня разных видов, полностью покрыта резьбой, многочисленными скульптурами львов с открытой пастью.

Под влиянием временем арка была разрушена, поэтому сохранились только фрагменты этого величественного сооружения древности.

Крак де Шевалье

Это старинный дворец, который был построен на холме в долине Эль-Букейя. В дословном переводе с арабского и французского языков название замка означает крепость рыцарей. Замок был построен как важный стратегический пункт, который был необходим для того, чтобы охранят дорогу Антиохия – Бейрут – Средиземное море.

Впервые о замке написали в арабских хрониках в 10-11 вв., как о крепости курдов. Сюда в 1031 г. был переведен специальный военный гарнизон, а спустя более 60 лет форт перешел в руки французских крестоносцев. Крепость решили сохранить, как опорный пункт на пути к Иерусалиму. Управлять замком стал орден госпитальеров, благодаря которым захватить замок не могли более ста лет.

Руины замка свидетельствуют о том, что строение было треугольным в основе, длина которой составляла 270 м, а ширина достигала 9 м. Это было так называемое ядро замка, по бокам которого располагались 5 башен квадратной формы. Внутри крепости находились казармы с изогнутыми сводами, а братья имели возможность служить службу в часовне. Ее форма была сделана как слепая аркатура, что превращало часовню в еще один неприступный объект.

Храм Бэла

Это самое большое культовое сооружение, которое находится в процессе реставрации. Храм был возведен в 32 г. н.э., вобрав традиции восточной и античной архитектурных традиций. Фасад здания был оформлен, как большинство греческих и римских храмов, а вокруг находился большой двор святилища. По всему периметру находятся колоны, оформленные элементами греческой и римской лепки, а также восточными компонентами – пышными и грандиозными украшениями.

Храм, как и святилище, были построены на террасе, размеры которой поистине поражают и составляют 2010 на 305 метров. Некогда двор был окружен мощными стенами, сложенных из каменных блоков. Стены были украшены небольшими колонами, крытые портики, опиравшиеся на колоны.

Попасть в середину двора можно было через четыре входа, главный из которых находился на западе. Эти ворота были оформлены неповторимой резьбой, остатки которых можно увидеть во время посещения Пальмиры. Внутри храм – это огромное пространство, не делящиеся на отдельные зоны стенами или колонами.

Тетрапилон

Это целый архитектурный комплекс, где каждое здание отличается монументальностью и величием. Здесь очень много колонн, которые создают потрясающие колоннады, множество каменных платформ.

Всего в Тетрапилоне есть четыре монументальных платформы, и над каждой высится по 4 колонны, накрытые сверху плоскими плитами. Издали кажется, что комплекс – это уникальная своеобразная триумфальная арка, которыми некогда обрамляли городские площади, ставили на перекрестках главных дорог, торговых центров. Высота каждой колонны составляет 17 метров. Интересно, что только одна колонна сделана из розового мрамора, а остальные – из камня. Когда-то на платформах стояли статуи, но ни одна не сохранилась до этих пор.

Город Дара Эуропос

Основан в самом конце 4 в. до н.э. императором Селевком Первым Никатором, который родился в древнем городе Эуропос. Поэтому правитель и присвоил крепости – Дара/Дура (название форта на арамейском) – имя родного селения. Туристы могут увидеть отлично сохранившиеся фрески, посвященные религиозным и библейским мотивам, в том числе ангелов, что в иудаизме запрещено. В городе находятся знаменитые ворота, которые вели прямо в Пальмиру. Дорога между двумя городами связывала два населенных пункта в период античности.

В Дара Эуропос отлично сохранилась цитадель, жилые кварталы, а там улицы, различные постройки, дома знати и простых горожан, четырех римских бань, располагающиеся с правой стороны от ворот.

Колоннада

Главная улица Пальмиры обрамлена колоннадой, которую археологи называют Великой. Ее протяженность составляет 1,1 тысячи метров. Примечательна тем, что имеет два изгиба, что для центральных улиц Римской империи не было характерно. Объяснить это можно тем, что улица один в один повторяла караванный путь. Высота каждой колоны составляет 10 м, между столбами находились крытые портики, сделанные из гранита особой розовой асуанской породы и красивого золотистого известняка.

Агора

Собрания в Пальмире проводились на главной площади, которая одновременно служила и местом для проведения торгов. Форма агоры – правильный прямоугольник, который со всех сторон окружен портиками. Некогда в самом центре находилась трибуна, откуда оглашались важные решения и указы.

Вокруг Агоры находятся караван-сарай, стела Пальмирский тариф, где делались отметки о налогах и различных тарифах, установленные Сенатом. Этот столб вывезли в Санкт-Петербург, где он и был помещен в Эрмитаж.

Лев Аллат

Возле храма Аллат – богини мудрости, располагалась статуя Льва. Рядом с ним находилась газель. Весил барельеф около 15 тонн, и достигал высоты в 3,5 метра. Лев был уничтожен боевиками Армии ИГИЛ(запрещена в России) летом 2015 г.

Храм Баалшамина

Возведенный в 131 году нашей эры, он был вторым по значимости храмом в Пальмире. Его значение – поклонение божеству Балу, который отвечал за дождь, и соответственно, за урожай. Языческий храм был превращен в христианский в 5 в., став церковью. Взорван, как и статуя Льва, в 2015 г.

Погребальные башни в Долине гробниц

Недалеко от Пальмиры находится Долина гробниц или Пальмирский некрополь. Тут хоронили представителей знати, возводили башни. Несколько гробниц отлично сохранились, а под ними располагаются подземные гробницы – гипогеи. Тут хоронили представителей того или иного рода.

Термы

Находятся около храма Набо, которые, как считалось длительное время, было построены по приказу императора Диоклетиана. Но раскопки позволили установить, что их возраст другой, как минимум на сто лет раньше. Диоклетиан только реконструировал термы, сделавший бани похожими на римские. Уцелели часть водопровода, каменный бассейн, монолитные колоны, портик.

Заключение

Посмотреть туристы могут не только указанные достопримечательности, но и отправиться на экскурсию к другим памятникам. Обязательно стоит посетить амфитеатр, руины военного лагеря Диоклетиана, Сенат, множество храмов и святилищ. К сожалению большая часть памятников была разрушена.

Другие достопримечательности:

dostoprimechatelnosti-m.ru

Памирцы — загадка Средней Азии.: ivan_melnic667

Есть такие народы как: язгулямцы, шугнано-рушанцы, рушанцы, хуфцы, бартангцы, рошорвцы, сарыкольцы, ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы, йидга. Это народы Памира. Так уж получилось что они проживают в четырех странах Азии: Афганистан, Пакистан, Таджикистан и Китай. Это народы центральной Азии. Их немного, чуть больше 200 тыс. В чем их загадка скажите вы? Посмотрите на фото ниже и все станет на свои места. Удивительная внешность, совсем другого мы ожидаем увидеть, когда говорим о народах Центральной Азии. Люди европейской внешность — памирцы, одна из загадок Средней Азии.
Внешне памирцы сильно отличаются от всех других жителей Азии. У них ярко выраженная европейская внешность: округлые, мягкие черты довольно широкого лица, светло-серые или голубые глаза, русые или рыжеватые волосы. После экспедиции 1914 года И.И. Зарубин писал, что многих горных таджиков можно принять за переодетых крестьян средней полосы России. Эта белокурая раса продолжает существовать в глубоких горных долинах на склонах Памира и Гиндукуша среди целого моря черноволосых племен Азии. Как такие люди там появились и как они за столько столетий не перемешались с другими народами это загадка. Но есть пара версий. Сами они считают себя предками войска Александра Македонского. Есть ещё одна версия, некоторые этнографы считают этих людей предками всех европейцев на земле. Десятки тысяч лет тому назад, а может сотни тысяч лет тому назад, был другой климат и в предгорьях Гиндукуша и Памира появились первые люди, это была земля обетованная. Это были первые люди с европейской внешностью — памирцы. Которые через столетия пошли осваивать новые земли. В итоге они заселили всю Европу.
Мало того что эти люди похожи на нас, но они еще и очень гостеприимные люди, что с той стороны, что с нашей.
Еще немного информации о памирцах: когда-то памирцы были зороастрийцами, потом стали буддистами, затем мусульманами-исмаилитами. Среди памирцев выделяют северных (язгумленцы, шушгано-рушанцы, сарыкольцы) и южных (ишкашимцы, сангличцы, ваханцы, мунджанцы). Большая часть памирцев объединена на религиозной основе,все они исповедуют исмаилизм, в отличии от основной религии остальных таджиков — суннизм . Также как и узбеки- сунниты.
Человек, создавший религию Ислам, Муххамед, при жизни произнёс, что его дерево будет иметь 73 ветки. Так это или нет, сказать тяжело, но направлений в Исламе очень много. Одно из них исмаилизм. Исмаилизм наложил большой отпечаток на духовную культуру памирцев и до сих пор является одним из их этнических символов. Важная роль в памирском обществе отводилась пирам и халифам — духовным наставникам. Прерванные в период Советской власти отношения с главой исмаилитов всего мира Ага-ханом, начали налаживаться после обретения Таджикистаном независимости. Тем не менее проживающие в КНР исмаилиты-сарыкольцы и ваханцы до сих пор пребывают в религиозной изоляции.
В 1162 г. из сокрытия вышел и стал править имам Хасан, появления которого очень ждала его паства. Через два года, во время 17 дня рамадана, он отменил многие строгости шариата; разрешил пить вино, женщинам открывать лица, изменил традиционную исламскую обрядность, объявил всех людей рафиками (товарищами) и братьями.
Ага-Хан III великолепно разбирался в жизни и находил подсказку для своих мюридов. Существует фирман, который доставил от имама к исмаилитам Памира, пир Сабзали в 1923 г. Там сказано: «…..Вы должны хорошо относиться к Власти, которую сейчас имеете. Если Вы будете служить ей с честью и совестью, она будет для Вас вьючным ишаком, возьмёт на себя всю ношу тяжести вашей жизни. Но если Вы будете враждовать с ней, она может быть драконом. Эта Власть пришла к вам как мягкий снег, как мягкий снег она и растает.»
Все исмаилиты, во все времена платили закят (налог имаму). После установления Советской Власти на Памире, ещё 15 лет разрешалось посылать ходоков в Бомбей к Ага-Хану, ОГПУ внимательно следило за ними, но не трогало. Только в 1936 г. граница была полностью закрыта и связь прервалась. Одновременно на Памире было возведено более 1000 мостов, построены дороги, проведён свет, дети стали получать образование. Советская Власть понравилась памирцам.


Памирцы из северного Афганистана. (фото авторские)





Памирцы из ГБАО.



Чеченец? Нет! Памирец.





Хорожец.

Лики Хорога.








Ну прям чеченки.

Надгробие на памирском кладбище.

Вылитый Дядя Ваня с гаражей. ( фото периуда гражданской войны в Таджикистане)

На фото памирцы из Китая. Фото сделано китайским фотографом.

ivan-melnic667.livejournal.com

Palmyra International Group Tajikistan


ООО «ПАЛЬМИРА ИНТЕРНЭШНЛ ГРУПП»

О К О М П А Н И И.

Компания «Пальмира Интернэшнл Групп» — агентство по продаже авиабилетов, существует на рынке авиабизнеса с 2006 г., имеет все соответствующие сертификаты соответствия и лицензии. С 2008 г. ООО «Пальмира» является представителем авиакомпании Air Arabia в РТ.
Наша компания имеет прямые договора со многими ведущими авиакомпаниями мира.
За годы работы наша компания зарекомендовала себя как надёжный партнёр на рынке авиаперевозок.
Компания «Пальмира Интернэшнл Групп» является многопрофильным агентством, предоставляющим своим клиентам широкий спектр услуг.
Пользуясь нашими услугами, вы можете свободно совершать полёты по всему миру.

Мы работаем для Вас и надеемся на плодотворное сотрудничество!

Для наших клиентов мы предлагаем широкий спектр услуг:

· Бесплатная консультация по тел. и заказ авиабилетов.
· Разработка сложных, транзитных, стыковочных маршрутов.
· Бронирование и продажа авиабилетов по всем направлениям по доступным тарифам.
· Оформление (переоформление) авиабилетов пассажирам в прямом и обратном направлении.
· Заказ авиабилетов на различные спортивные и культурные мероприятия, а также деловые поездки.
· Предоставление туристических услуг пассажирам.
· Бронирование отелей по всему миру.
· Организация экскурсионных, образовательных и увлекательных туров.
· Организации трансферов, встреча в аэропорту.
· Аренда автомобилей.
· Медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж и другие направления.Надеемся что, обращаясь к нам, Вы сможете приятно провести свой отпуск, осуществить деловую поездку, сэкономить деньги и получить туристическое обслуживание с учетом Ваших индивидуальных потребностей.

Мы предлагаем следующие направления авиакомпания Air Arabia:

Египет (Александрия, Ассюит, Люксор, Шармль-Шейх)
Индия (Дели, Ахмедабад, Ченнай, Джайпур, Кочи, Мумбай, Нагпур, Вирувананхапурам, Бангалор Комбатор, Калькут, Хайдарабад)Африка (Касабланка, Марокко, Найроби)
Бангладеш (Читагонг, Дакка) Непал (Катманду)
Катар (Доха) Саудовская Аравия (Даммам, Джидда, Рияд, Мадина)
Пакистан (Карачи, Пешавар) Шри-Ланка (Коломбо) Йемен (Сана)
Оман (Мускат) Иордания (Амман) Сирия (Алеппо, Дамаск, Латакия)
Бахрейн (Бахрейн) Кувейт (Кувейт) Ливан (Бейрут)
Армения (Ереван) Казахстан (Алма-Ата) Судан (Хартум)
Катар (Доха) Турция (Истамбул) Иран (Тегеран, Шираз) Греция, Франция

И это ещё не вся география полётов!!!

Таджикистан г.Душанбе
ул. Айни 46/17
тел: (99237) 227-66-72
(99237) 227-41-45
факс: (99237) 227-66-72
E-mail: [email protected]

palmyratajikistan.blogspot.com

по мнению экспертов архитектурный комплекс сохранился

После второго захвата жемчужины пустыни террористы, осознав ценность архитектурных памятников, могли оставить больше взрывных устройств и продумать систему ловушек, считает эксперт

ДУШАНБЕ, 3 мар — Sputnik, Мария Шелудякова. Говорить о сохранности не уничтоженных боевиками ИГ* памятников Пальмиры можно будет только после полного разминирования всей территории древнего города, заявил Sputnik научный сотрудник Института культурного и природного наследия имени Лихачева Тимур Кармов, отметив, что этот процесс может занять вдвое больше времени, чем в первый раз.

Сирийская армия и бойцы народного ополчения при поддержке ВКС 2 марта во второй раз освободили город от боевиков «Исламского государства», и отступавшие боевики не успели уничтожить все древние постройки. Один из богатейших центров древней цивилизации находился под контролем ИГ с мая 2015 года. В первый раз сирийская армия освободила Пальмиру в марте 2016 года, но в декабре боевики ИГ сумели вновь захватить город и разрушить часть памятников.

В скором времени должен начаться процесс разминирования Пальмиры. По мнению эксперта, в прошлый раз террористы не понимали значимость объектов с точки зрения науки и культуры и всерьез не подходили к их минированию – взрывные устройства  находились не только вблизи памятников, но и возле дорог и нового города. Сейчас саперам придется обезвредить большее количество мин в исторической части, уверен исследователь.

«После второго захвата Пальмиры боевики, осознав значение памятников, пытались нанести как можно больший ущерб. По логике событий, они оставили после себя большое количество взрывных устройств и организовали продуманную систему «ловушек». К вопросу разминирования надо будет подойти со всей тщательностью и внимательно изучить все, даже не особо важные конструкции, на территории нескольких квадратных километров», – объяснил Кармов.

По оценкам экспертов, в целом архитектурный комплекс сохранился: «вопрос о невосполнимости не стоит», и большинство памятников подлежат полному или частичному восстановлению.

«Сохранились главная колоннада и внешняя стена храма Бэла. Амфитеатр частично взорван, но в принципе сохранился. С этим можно работать. Судя по фото, сооружения по правую и левую стороны от сцены остались целы. Тетрапилон разрушен, но аллея, которая тянется больше чем на километр, не изменилась», – рассказал исследователь.

Однако после второго захвата Пальмиры террористами ИГ для реставрации наиболее известных достопримечательностей — римского амфитеатра и тетрапилона — придется приложить больше усилий и увеличить финансирование.

Институт культурного и природного наследия имени Лихачева уже ведет переговоры с сирийскими властями о мониторинговой экспедиции. Исследователям остается только дождаться официального разминирования и «установления надлежащих условий». По мнению Кармова, экспертам необходимо выждать определенное время, пока террористы не будут отброшены на расстояние не менее чем сто километров от Пальмиры. Планировать экспедиции бессмысленно до стабилизации линии фронта, уверен он.

*ИГ — «Исламское государство», запрещена в России

ru.sputnik-tj.com

Palmyra International Group Tajikistan: March 2009


ООО «ПАЛЬМИРА ИНТЕРНЭШНЛ ГРУПП»

О К О М П А Н И И.

Компания «Пальмира Интернэшнл Групп» — агентство по продаже авиабилетов, существует на рынке авиабизнеса с 2006 г., имеет все соответствующие сертификаты соответствия и лицензии. С 2008 г. ООО «Пальмира» является представителем авиакомпании Air Arabia в РТ.
Наша компания имеет прямые договора со многими ведущими авиакомпаниями мира.
За годы работы наша компания зарекомендовала себя как надёжный партнёр на рынке авиаперевозок.
Компания «Пальмира Интернэшнл Групп» является многопрофильным агентством, предоставляющим своим клиентам широкий спектр услуг.
Пользуясь нашими услугами, вы можете свободно совершать полёты по всему миру.

Мы работаем для Вас и надеемся на плодотворное сотрудничество!

Для наших клиентов мы предлагаем широкий спектр услуг:

· Бесплатная консультация по тел. и заказ авиабилетов.
· Разработка сложных, транзитных, стыковочных маршрутов.
· Бронирование и продажа авиабилетов по всем направлениям по доступным тарифам.
· Оформление (переоформление) авиабилетов пассажирам в прямом и обратном направлении.
· Заказ авиабилетов на различные спортивные и культурные мероприятия, а также деловые поездки.
· Предоставление туристических услуг пассажирам.
· Бронирование отелей по всему миру.
· Организация экскурсионных, образовательных и увлекательных туров.
· Организации трансферов, встреча в аэропорту.
· Аренда автомобилей.
· Медицинское страхование граждан, выезжающих за рубеж и другие направления.Надеемся что, обращаясь к нам, Вы сможете приятно провести свой отпуск, осуществить деловую поездку, сэкономить деньги и получить туристическое обслуживание с учетом Ваших индивидуальных потребностей.

Мы предлагаем следующие направления авиакомпания Air Arabia:

Египет (Александрия, Ассюит, Люксор, Шармль-Шейх)
Индия (Дели, Ахмедабад, Ченнай, Джайпур, Кочи, Мумбай, Нагпур, Вирувананхапурам, Бангалор Комбатор, Калькут, Хайдарабад)Африка (Касабланка, Марокко, Найроби)
Бангладеш (Читагонг, Дакка) Непал (Катманду)
Катар (Доха) Саудовская Аравия (Даммам, Джидда, Рияд, Мадина)
Пакистан (Карачи, Пешавар) Шри-Ланка (Коломбо) Йемен (Сана)
Оман (Мускат) Иордания (Амман) Сирия (Алеппо, Дамаск, Латакия)
Бахрейн (Бахрейн) Кувейт (Кувейт) Ливан (Бейрут)
Армения (Ереван) Казахстан (Алма-Ата) Судан (Хартум)
Катар (Доха) Турция (Истамбул) Иран (Тегеран, Шираз) Греция, Франция

И это ещё не вся география полётов!!!

Таджикистан г.Душанбе
ул. Айни 46/17
тел: (99237) 227-66-72
(99237) 227-41-45
факс: (99237) 227-66-72
E-mail: [email protected]

palmyratajikistan.blogspot.com