Беленко, Виктор Иванович — Википедия

Виктор Иванович Беленко

Фото из удостоверения личности.
Дата рождения 15 февраля 1947(1947-02-15) (71 год)
Место рождения Нальчик
Принадлежность СССР СССР
Годы службы 1967—1976
Звание старший лейтенант
Часть 530-й истребительный авиационный полк ПВО
23-я дивизия ПВО
11-я отдельная армия ПВО
Награды и премии

Серебряная школьная медаль

Квалификация
В отставке Политический беженец

ru.wikipedia.org

ПРЕДАТЕЛЬ БЕЛЕНКО ЖИВЁТ В КАЛИФОРНИИ ЕМУ 71 ГОД: d_r_agon

ЧИТАТЬ ДАЛЬШЕ:

Виктор Иванович Беленко(род. 15.02.1947).Родился в Нальчике в рабочей семье.После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников,а затем — у отца с мачехой.В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью.В 1967-ом Беленко поступил в Армавирское высшее военное авиационное училище лётчиков,окончил в 1971-ом.Лётчик-инструктор в Ставропольском высшем военном авиаучилище.Виктор характеризовался как отличный офицер.Член КПСС.Избирался членом комсомольского и партийного бюро.В 1975 году переведён на Дальний Восток(по его желанию).В должности старшего лётчика летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П.

У Беленко имелись основания быть недовольным своим служебным положением.Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года,однако до сентября звание капитан по нерасторопности командования он не получил(массовое присвоение очередных званий советским военнослужащим происходило либо ко Дню СА и ВМФ в феврале,либо ко Дню ВОСР в ноябре).Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию,куда он очень стремился.

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка для выполнения полётного упражнения.После отрыва от напарника по учебному полёту,Беленко снизился до высоты примерно 30 метров,что позволило ему избежать обнаружения как советскими,так и японскими радарами.В 9:15 японское радио передало,что самолёт МиГ-25П совершил посадку в аэропорту Хакодате(остров Хоккайдо).Остаток дня 6 и ночь с 6 на 7 сентября наверняка навсегда запомнились японским ПВОшникам: истребители сил самообороны 143 раза поднимались в воздух на перехват советских самолетов,стаями летавших вблизи о. Хоккайдо.Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление,что Беленко попросил политического убежища.Японцы отказали.9 сентября он был вывезен в США.Самолёт был разобран,подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15.11.1976 года(Беленко протестовал против возвращения самолёта,советуя американцам оставить его для изучения ещё на пару лет).Был снова собран,но к полётам не допущен и использовался в качестве учебного пособия.

28 сентября 1976 года ТАСС распространило пресс-релиз с текстом официальной реакции МИД СССР по поводу инцидента, где утверждалось,что Беленко совершил «вынужденную» посадку,был «вывезен» в США против своей воли.Посадка Беленко описывалась как сделанная «при невыясненных обстоятельствах»,публикации в западной прессе о том,что перелёт Беленко был преднамеренным назывались «кампанией пропаганды»,предположения что полёт Беленко был побегом,названы лживыми,офиц. представитель МИД СССР Л. В. Крылов заявил:«Всё это ложь,от начала и до конца».

Беленко сам был удивлён своей осведомлённостью:«Я никогда не задумывался над тем,что я так много знаю».Через три месяца его пребывания в США сотрудники разведслужб говорили о том,что им потребуется не несколько месяцев,а как минимум ещё год на общение с Беленко для сбора всей интересующей их информации,настолько ценным кадром он оказался для них.

Были изучены и вскрыты перегибы в действиях партийно-должностной элиты,принявшие к тому времени систематический характер и массовость.Например, равнодушие к жизни честно выполняющих свой долг офицеров на фоне личных карьерных мотивов(в частности,превращение выходных дней подчинённых в рабочие с целью быстро выделиться видимыми результатами).К дисциплинарной ответственности были привлечены лица из числа старших и высших офицеров ПВО,которые были признаны ответственными за побег комиссией,проводившей расследование.Военной коллегией Верховного суда СССР гражданин Беленко Виктор Иванович 1947 года рождения заочно осуждён по статье 64 УК РСФСР(«Измена родине»)и приговорён к высшей мере наказания—расстрелу.

Советское руководство пыталось осуществить нажим на Японию, угрожая в случае невозврата пилота вместе с самолётом прервать в одностороннем порядке выполнение им договорных обязательств по двусторонним внешнеторговым соглашениям,в частности,закрыть доступ для японских инвестиций в советскую экономику,прекратить японское участие в строительстве предприятий советской промышленности,обмене технологиями ядерной энергетики… Это сразу отразилось на инвестиционном климате.Экономические последствия возникшей напряжённости(и убытки СССР из-за позиции занятой советским руководством)ещё длительное время давали о себе знать в советско-японской торговле.Но несмотря на целый ряд недружественных шагов со стороны советского руководства,японцы всячески стремились к сохранению партнёрских отношений с СССР.

Возвращая самолёт в СССР, Япония выставила счёт в $40 тыс. за организацию непредусмотренной стоянки иностранного самолёта в японском аэропорту и другие расходы.Счёт советской стороной оплачен не был.(из Википедии)

Садовникову(агенту КГБ под дипломатическим прикрытием) разрешили с ним встретиться.Он сказал перебежчику:«Правительство знает,что вы сбились с курса,вас заставили совершить посадку,а затем применили наркотики.Я пришел, чтобы помочь вам вернуться домой к любимым жене и сыну».Летчик его прервал:«Не нужно меня агитировать.Я прилетел в Японию добровольно».Когда Беленко уводили,Садовников шепотом произнес:«У нас предателей не любят.Рано или поздно мы тебя найдем».Через некоторое время в советской печати появилась информация о гибели перебежчика в автокатастрофе.

В США Беленко вначале преподавал в военной академии, затем занялся бизнесом. За океаном Беленко женился повторно,родилось трое детей.Сейчас Виктор Иванович живет один.(Игорь Осипчук,«ФАКТЫ»)

В одном из интервью он рассказал о своих первых впечатлениях об Америке:«Первое посещение супермаркета происходило под присмотром людей из ЦРУ,и я думал,что это была инсценировка.Я не верил,что этот магазин может быть настоящим.Мне казалось, что раз я необычный гость,то они могли меня разыграть.Ведь это было такое красивое просторное здание с невероятным количеством товаров и БЕЗ ОЧЕРЕДЕЙ!!!В России везде длинные очереди.Впоследствии я понял, что супермаркет настоящий.

В России трудно было найти хорошие консервы,я ежедневно покупал самые разные консервированные продукты.Однажды приобрел с виду обычную баночку и поджарил ее содержимое с картошкой,луком и чесноком—получилось вкусно.Наутро приятели сказали мне,что я съел куриные консервы для кошек.Но они были вкусными!Они были лучше консервов для

людей,которые и сегодня делают в России!».Беленко рассказал журналистам,что приезжал в 1995 году в Россию.И это несмотря на то,что в бытность Советского Союза его приговорили к высшей мере наказания.

Для деятелей советского искусства и эстрады побег Беленко надолго закрыл дорогу в Японию.У советских музыкальных коллективов сорвались гастроли в Японии,даже у тех из них, которые уже получили советские выездные и японские въездные визы и буквально «сидели на чемоданах»,гастроли были отменены без разъяснения причин начальниками советской эстрады.

Лето и осень 1976 года выдались насыщенными разнообразными авиационными инцидентами для СССР и стран социалистической ориентации, куда недавно прибыли советские самолёты.14 июня лётчик ВВС Сирии флайт-лейтенант Махмуд Муслех Ясин перелетел на своём МиГ-23 в Ирак,а 17 июлядругой сирийский лётчик,прославленный герой Войны Судного дня капитан Абдул Кадар аль-Терманини сбежал туда же на МиГ-21.Через семнадцать дней после успешного побега Беленко сбежал на самолёте Ан-2 в Иран лейтенант запаса Валентин Зосимов.В «Нью-Йорк Таймс» сентябрь 1976 года был назван «национальным месяцем бегства» из СССР.(Википедия).

Расследованием дела перебежчика занималась специальная группа КГБ. В процессе выяснения обстоятельств предательства было опрошено более 150 сослуживцев, приятелей, родственников, в том числе и супруга, которая осталась в СССР.В результате выяснилось,что Беленко интересовался западным уровнем жизни.В одной из бесед он сказал,что в Америке нагрузка у военных летчиков меньше,а условия службы и оплата лучше, чем у советских.Жена Беленко:муж осуждал летчика-перебежчика Сафронова,угнавшего самолет в Иран и запрещал ей вести переписку с проживающей в Италии подругой.Версия о том, что советского пилота завербовали заранее,не подтвердилась. Западные и японские СМИ раздували эту теорию для пропагандистских целей.Метеоусловия были простыми,Беленко был квалифицированным пилотом и всегда мог сориентироваться по солнцу или береговой линии.Пилот держал прямой курс на японский остров Хоккайдо.Уйдя с учебной зоны,он снизился до 250 метров и так пролетел 130 километров,чтобы уйти от радиолокационных систем.

Из квартиры пропали его паспорт,дипломы,свидетельства и прочие документы.У предателя часто возникали конфликты с командованием на почве недовольства службой.Однажды он подал рапорт о нежелании служить под началом командиров,злоупотребляющих алкоголем.

Не устраивало Виктора и его карьера.Срок выслуги в звании старшего лейтенанта у него истек еще зимой,звания капитана из-за халатности командования он так и не получил.Не получалось поступить и в академию,куда Беленко очень стремился.С июля месяца сослуживцы заметили нервозность и вспыльчивость Виктора,перед последним вылетом он был бледен,его руки тряслись.Следствие пришло к выводу,что пилот Беленко совершил предательство в корыстных целях.Он знал, что западные страны с радостью примут не только пилота,но и его боевую машину,самый современный на то время МиГ-25,прозванный американцами «Летучей лисицей».Самолет был «билетом» Беленко в новую жизнь.В СССР пилот был обвинен в измене Родине и ему заочно вынесен приговор–расстрел.

Ни по одному советскому самолету не имелась столь противоречивая информация,и ни один наш самолет,кроме МиГ-25. не получал прозвище«НЕСБИВАЕМЫЙ».О полетах МиГов над Израилем писалось много раз.В свое время в МАИ ходили легенды о полетах МнГ-25 над Западной Европой.В библиотеке ЦАГИ отыскался номер журнала «Флайт»от 10.04.1976 со статьей«МиГ-25 над Британией».

В Японии уже никто не помнит русского летчика,предавшего Родину.Режиссер Акиро Мицумори по заказу канала Nexus снял о нем фильм.Знания, которыми обладал советский пилот, оказались очень ценными для американских специалистов и они несколько лет вплотную с ним работали.За короткий срок перебежчик получил гражданство и натурализовался.Беленко преподавал в одной из американских военных академий и консультировал авиастроительные компании.На основе его рукописи была даже написана книга.После того, как его теоретические знания устарели,советский перебежчик читал лекции об СССР.Однако с развалом геополитического противника эта информация в штатах уже никого не интересовала.В 90-х пытался заниматься бизнесом.

Беленко быстро забыл свою русскую супругу и женился на американке.В США у него родилось трое детей,после развода дом остался жене.На момент съемок Виктору Беленко было 69 лет, он жил в съемном номере отеля и имел вид неустроенного в жизни человека.Советское удостоверение личности перебежчика и сегодня,как трофей,хранится в музее ЦРУ.(Александр Бражник)

После того как МИГ-25П был поневоле рассекречен,с него были сняты экспортные ограничения.Тут же этим воспользовался Ирак и закупил 20 самолетов.Сирия пошла дальше и приобрела 30 машин,не отстал и Алжир.“Стимулировал” Беленко и создание еще более совершенного МИГ-25ПД(перехватчик доработанный).В 1978-ом авиазавод в Горьком освоил выпуск этих машин.На них стоял новый локатор,вооружение пополнилось ракетами,был установлен теплопеленгатор,который позволял обнаруживать скрытые цели на земле.Худа без добра не бывает!

d-r-agon.livejournal.com

Летчик Виктор Беленко: обыкновенное предательство

История с предательским угоном в Японию летчиком Виктором Беленко советского сверхсекретного истребителя МИГ-25 в свое время произвела большую шумиху в средствах массовой информации по всему миру.

Этот самолет впервые был продемонстрирован в 1967 году и сразу вызвал фурор и массу слухов. Появились сообщения о том, что корпус самолета целиком изготовлен из титана. Столь крепкая конструкция фюзеляжа при имеющихся мощнейших двигателях должна была позволять достижения невиданных по тем временам скоростей. Самолет получил прозвище «Несбиваемый». Активно муссировались слухи о том, что МИГи регулярно совершают разведывательные полеты над территорией стран НАТО.

Интересно, что такая шумиха в первую очередь была выгодна военно-промышленным корпорациям США. Напуганное американское правительство возобновило, в частности, ранее свернутые программы разработки новых истребителей.

Но вернемся непосредственно к угону самолета. 6 сентября 1976 года звено советских истребителей вылетело для выполнения учебно-боевых упражнений с аэродрома Соколовка, находящегося в двухстах километрах от Владивостока. Вскоре самолет с бортовым номером 31, покинув строй, резко набрал высоту, а после начал пикировать в море. Самолет пропал с радаров ПВО, и некоторое время считалось, что пилот погиб в связи с неисправностью самолета.

Сам же пилот, член парткома первичной организации КПСС, старший лейтенант Виктор Беленко в это время, на сверхмалой высоте, почти прижимаясь к морской поверхности, гнал свою крылатую машину в направлении враждебной Японии. Самолет был обнаружен японскими силами ПВО, и на его перехват было поднято два «Фантома». Однако Беленко совершил сложный маневр и исчез с экранов на этот раз японских радаров.

Около девяти часов утра самолет появился над взлетно-посадочной полосой гражданского аэропорта Хакодате. После двух заходов над ВПП он совершил посадку, при этом пилот не сумел вписаться в бетонку и, съехав с нее, еще 200 метров катился по грунту. Сбежавшихся служащих аэропорта пилот отпугивал, постреливая из пистолета в воздух. А от администрации потребовал немедленно закрыть самолет брезентом в целях конспирации. Однако уже в 9-15 японское радио сообщило об этом факте, и скрыть происшедшее не удалось.

Пилот сразу же попросил политического убежища в США. Правительство же СССР в свою очередь потребовало немедленного возврата пилота и самолета. Однако японцы нашли выход из этого сложного положения. Они возбудили уголовное дело против Беленко за незаконное пересечение границы, и объявили самолет вещественным доказательством.

Японские специалисты с привлечением иностранных, естественно американских, экспертов немедленно приступили к изучению «вещественного доказательства». Самолет был переправлен в ангар и разобран, что называется, по винтику. Первое, что вызвало серьезное удивление – это, как оказалось, весьма незначительное использование титана в его конструкции. Самолет с таким весом не мог набирать скорость, превосходящую звуковую в три раза (3 max). Однако и 2,8 mах, которые он достигал, было очень хорошим показателем. Электронная «начинка» самолета была выполнена на вакуумных лампах и западным экспертам показалась «допотопной». В качестве сравнения со своей техникой они использовали сравнение между радиолой и граммофоном.

И, тем не менее, все эксперты вынуждены были признать, что перед ними лучший в мире, на тот момент, высотный перехватчик. Причем самым важным было то, что высочайшие тактико-технические характеристики были достигнуты при очень простой конструкции, позволяющей легко обслуживать самолет. Система же управления позволяла его пилотировать даже летчикам не самой высокой квалификации.

Гражданский аэропорт Хакодате не мог предоставить «экспертам» из ЦРУ достаточного технического оборудования. Поэтому было принято решение о его транспортировке на военную базу Хякари. Так как японские самолеты не могли нести такой груз, МИГ-25 с демонтированными крыльями и хвостовым оперением был погружен в американский транспортник С-5А. Перелет осуществлялся под прикрытием четырнадцати новейших американских истребителей. «Эксперты» вполне допускали, что при транспортировке самолет может быть сбит.

При проведении исследований отбирались образцы материалов от металлов разных конструкций вплоть до изоляции электрических проводов. Таким образом, дальнейшие полеты на этом самолете стали невозможны. При решении о возвращении самолета СССР была согласована его доставка морем.

Так как японское правительство обязалось выплатить компенсацию за порчу самолета, его техническое состояние должны были оценивать советские эксперты. На проведение этих исследований отводилось всего один световой день. Японцы, озабоченные «сохранностью» самолета, тщательно упаковали его в тринадцать контейнеров из отличного дерева, собранных при помощи огромного количества различных болтов и шурупов, которые плохо демонтировались. Однако советские специалисты быстренько всю разнесли упаковку в щепки.

При исследовании выяснилось, что пропали практически все электронные блоки, том числе и система опознавания «свой — чужой». Общий счет за нанесенный ущерб составил 11 миллионов долларов. Японцы ответили жалкими сорока тысячами за поврежденные Беленко антенны аэропорта. Доставленный в СССР самолет некоторое время использовался в качестве учебного пособия в Даугавпилсском высшем авиационном училище имени Яна Фабрициуса.

Проведенное в СССР расследование причин побега летчика Беленко показало, что к предательству его подтолкнуло в немалой степени бездушное отношение командиров. Пилот долгое время служил инструктором в военном училище, хотя мечтал о боевой службе. Присвоение очередного воинского звания и назначение на вышестоящею должность без видимых причин были задержаны.

Хотя и был выявлен ряд странных особенностей. Беленко ни разу не встречался с родственниками после окончания военного училища, отпуска проводил в маленьких северных городках, причем ничего об отпусках никогда не рассказывал. При обысках нигде не были найдены не только его личные документы, но и ни одной детской фотографии Виктора. Что явно указывает на то, что к побегу он готовился если и не под руководством крепких ребят из ЦРУ, то уж точно по криминальным романам, бывшим на тот момент в большом дефиците.
Дальнейшая жизнь предателя Родины сложилось в целом неплохо. Советская пресса дважды хоронила его, но он продолжает существовать и поныне. Некоторое время преподавал в академии ВВС США, издал книгу, сейчас занимается бизнесом. В США, бросивший в СССР жену с ребенком, женился вторично, завел троих детей и оставил жене при разводе дом. Сейчас живет один и скитается по мотелям.
Смертный приговор, вынесенный ему заочно, до сих пор не отменен. Добро пожаловать в Россию, Виктор свет Иванович!

repin.info

40 лет назад Виктор Беленко угнал МиГ-25 в Японию: 5cek

Ровно 40 лет назад, шестого сентября 1979 1976 года, на американцев с неба «свалился» один из самых больших подарков, какой только они могли получить. Этим подарком был секретный и вселявший страх «суперистребитель» МиГ-25. На нем в Японию прилетел советский пилот Виктор Беленко.

В первой половине 1960-х годов в Советском Союзе разрабатывался истребитель-перехватчик для уничтожения высокоэффективных, то есть сверхзвуковых бомбардировщиков с потолком более 20 километров, (не очень распространенного B-58 «Хастлер» с максимальной скоростью М=2 и разрабатываемого, но затем забытого истребителя «Валькирия» (М=3)), а также самолетов-разведчиков (SR-71 «Черный дрозд»).

Весной 1964 года в небо поднялся первый прототип мощного самолета с двумя двигателями Е-155, прообраз будущего МиГа-25. Публике новый истребитель был представлен в 1967 году на дне авиации на аэродроме Домодедово под Москвой. Правда, представлением это назвать было трудно — зрители и западные наблюдатели видели в воздухе только четверку прототипов и предсерийных самолетов, которую комментатор представил как истребители, в три раза опережающие скорость звука, не вдаваясь в подробности. МиГ-25 был строго засекречен.

Советская авиация приняла серийные МиГи на вооружение в начале 70–х годов: сначала поступила разведывательная модификация (основное типовое обозначение МиГ-25Р), а чуть позже — истребители-перехватчики (МиГ-25П). Задача перехватчиков заключалась в быстром подъеме на требуемую высоту, установлении цели и уничтожении ее авиационной управляемой ракетой. Еще позже появился самолет оперативной разведки-бомбардировщик (МиГ-25РБ), который мог нести бомбы — как правило, обычные, весом 500 килограммов при максимальной массе нагрузки четыре тысячи килограммов. Слабой стороной МиГ-25 была недостаточная маневренность, что не очень мешало истребителю-перехватчику, не говоря уже о других модификациях. Другим недостатком была малая дальность из-за двигателей с большим расходом топлива. А это была уже серьезная проблема (радиус действия при неэкономном полете с частым использованием форсажа мог составлять всего 300 километров).

По кодификации НАТО МиГ-25 назывался «Фоксбат». Обрывочные донесения о нем, включая агентурные снимки советских аэродромов, а также некоторые достижения МиГ-25 в скорости и потолке, зафиксированные организацией FAI (Международной авиационной федерацией) как рекорды, или радарами во время пролетов над Израилем, вызывали страх у западных экспертов. Зафиксированное скоростное ограничение М=3,2 считалось для него стандартной скоростью, а радиус действия МиГа-25, как предполагали, достигал двух тысяч километров. Самолету приписывали значительно более высокую маневренность, чем та, которой он обладал на самом деле, а в модификации бомбардировщика МиГ-25 вселял страх как потенциальный носитель атомных бомб.

Щедрый подарок Виктора Беленко

Новый МиГ-25 высоко оценивало не только американское ЦРУ, но и сами пилоты, которые отзывались о нем как о лучшем истребителе своего времени (по крайней мере, на публике). Поэтому партия доверяла МиГи-25 самым лучшим летчикам-истребителям. Одним из них был и лейтенант Виктор Иванович Беленко.

Беленко летел на МиГе-25 в 513–м полку ПВО, дислоцированном на авиабазе Чугуевка примерно в 200 километрах от Владивостока. Резкий контраст между идеями, которые проповедовала коммунистическая партия, и реальностью, которую лейтенант видел вокруг себя, привели его к решению бежать из Советского Союза. 6 сентября 1976 года во время регулярного тренировочного полета Беленко воспользовался моментом и взял курс на восток в Японию, реализовав тем самым уже давно подготовленный план побега.

Беленко немного отклонился от курса и вместо авиабазы Титосе на остатках топлива долетел до гражданского аэропорта в Хакодате. К счастью, он не протаранил ни одного пассажирского самолета, хотя был к этому близок, а только повредил переднее шасси МиГа и кое-что из оборудования аэропорта. Испуганный Беленко некоторое время бегал вокруг своего самолета и несколько раз выстрелил в воздух из личного оружия, боясь, что собирающиеся зеваки повредят самолет. Вскоре Беленко попросил политического убежища в США.

Вскоре после этого беглец был доставлен в Соединенные Штаты. Беленко, обработанный советской пропагандой, адаптировался не сразу. Например, полные магазины он считал камуфляжем ЦРУ.

Но между агентами спецслужб и Беленко быстро установилось взаимное безграничное доверие, и советский пилот на протяжении нескольких месяцев сотрудничал с разными экспертами, которых интересовала советская авиация и ее техника и тактика — в том числе рутинная работа на базах, где нередко прибегали к использованию охлаждающего и антиобледенительного средства — этанола. Информация, переданная Беленко американцам, была для них такой же ценной (если не более ценной), как осмотр самого МиГа-25.

Прежде чем Беленко вообще успел приземлиться в Японии, на советской стороне всех уже охватил ужас. Сначала якобы оставалась «надежда», что пилот заблудился или разбился, но вскоре и она рассыпалась. СССР старался, во что бы то ни стало, вернуть дезертира и секретный самолет домой. Чиновники напрасно требовали и угрожали — обратно Беленко им не выдали. Сам самолет пришлось вернуть, но за счет намеренных проволочек у американцев было более двух месяцев для его детального изучения. После того, как самолёт вернули СССР, он был отправлен на изучение на Горьковский авиазавод, а затем в разобранном состоянии — в Даугавпилсское высшее военное авиационное инженерное училище. В ДВВАИУ самолёт использовался в качестве тренажёра, а в конце 1980-х годов был списан и разобран на сувениры.

МиГ-25 под «рентгеном»

В Хакодате на МиГ-25 Беленко практически моментально набросились американские и японские эксперты. Деталь за деталью самолет разобрали, не переставая при этом удивляться. Сначала специалистов удивила примитивность использованных технологий и материалов, но затем эксперты оценили изобретательность создателей МиГа, которые сумели справиться с неизбежными ограничениями, связанными с низким технологическим уровнем советской промышленности.


МиГ-25 Виктора Беленко в Хакодате

Использованные материалы должны были сохранить механические характеристики при довольно высоких температурах, до которых конструкция самолета нагревалась при полете на высоких скоростях (около трех тысяч километров в час). Поскольку обработка титана технологически сложна, конструкторы решили эту проблему, применив высоколегированную аустенитную сталь. Конструкция корпуса самолета состояла на 80% из стали, и только оставшиеся 20% частей были титановыми (например, передняя кромка крыла) и дюралюминиевыми (механизация крыла). И именно по причине использования стали масса самолета была довольно большой (снаряженного — более 20 тонн, а максимальная взлетная масса достигала почти 37 тонн).

В частности из-за стальной конструкции МиГ-25 иногда публично «принижают». Так, в книге Джона Баррона, посвященной Беленко, цитируется следующий текст из журнала Newsweek:

«Японские эксперты, которые провели предварительный внешний осмотр самолета, были шокированы, увидев, что корпус и крылья покрыты коричневатыми пятнами ржавчины…. Японцы принесли магнит, и раздался громкий удар, который подтвердил их подозрения — поверхность «Фоксбата» покрывала старая добрая сталь».

Но аустенитная сталь не обладает ферромагнитными свойствами, так что остается вопрос, кто и зачем придумал веселую историю с магнитом. Также не совсем ясно, что за пятна, собственно говоря, покрывали поверхность самолета.

Подобной «проблемой» была и электроника. Вместо малых полупроводниковых элементов на МиГе-25 были установлены большие электронные лампы. Но опять-таки это были не обычные (и к тому моменту уже устаревшие) электронные лампы серийного производства, а новые, специально произведенные для МиГ-25.

Самолет имел два «примитивных» мощных двигателя Р-15. Создатели самолета «позаимствовали» их у разведывательных беспилотных аппаратов Ту-123 и частично модифицировали. Как уже было сказано, эти двигатели отличались большим расходом топлива. Поэтому у МиГа-25 были объемные топливные баки (примерно 17,5 кубометров), вмещавшие 14 тонн топлива. Для сравнения с другими двухмоторными истребителями — F-4 «Фантом» и F-15 «Игл» имеют баки около 7,5 кубометров.

Американцы могли успокоиться. Кроме того, информация от Беленко подтвердила, что МиГ-25 не является традиционным истребителем для воздушного боя (кстати, он для этих целей даже и не проектировался, см. начало статьи) и его маневренность хуже, чем даже у более старого F-4 «Фантома». Но, с другой стороны, маневренность МиГу-25 и не нужна была, поскольку скорость и практический потолок F-4 были на порядок ниже, и он не мог угрожать МиГу — в чем еще несколькими годами до этого на практике убедились израильтяне.

Так что в оценке МиГ-25 обе крайности ошибочны — и безграничное восхищение его характеристиками, и полное их развенчание. Для поставленных целей и при использовании доступных ресурсов и технологий в ОКБ имени Микояна создали максимально мощный и в то же время относительно дешевый и простой самолет. И главное, что его тактическая разведывательная модификация заняла свою нишу.

На службе за рубежом

Сначала в СССР исключали возможность передать МиГ-25 второй, пусть даже дружественной стороне. Но когда в начале 1970–х годов Египет обратился к Советскому Союзу за военной помощью в конфликте с Израилем, египтянам направили, помимо прочего, небольшую группу самолетов разведки — бомбардировщиков МиГ-25, но пилотирование доверили советским летчикам. На новом месте с мощными МиГами они вытворяли такие кульбиты, что сотрясались пирамиды.

Советские летчики нанесли на свои самолеты египетские знаки отличия и проводили разведку над территорией, оккупированной израильтянами, а затем и над самим Израилем. Полеты осуществлялись на большой высоте вне пределов досягаемости ПВО Израиля. Но даже получаемый с больших высот материал был достаточно качественным и отображал необходимые детали, раскрывающие оборону Израиля, который практически постоянно отстаивал свое право на существование в окружении враждебного мира. Результаты разведывательных полетов, к счастью, не смогли помочь неэффективно воевавшим египтянам, которые воспользовались этими данными в войне Судного дня. Но проблематичны были сами перелеты шустрых МиГов. Ни один израильский истребитель, ни одна ракета не смогли их поразить. Израильтяне даже зафиксировали скорость советских самолетов, превышающую М=3. Правда, на такой скорости самолет летал за пределами своих возможностей, что приводило к износу двигателя.

После побега Беленко самолет стал поставляться и на экспорт, но, конечно же, не всем желающим. Кроме того, лучшие модификации, которыми на тот момент располагал СССР, никогда не продавались. Под маркировкой экспортной модификации скрывалась упрощенная или хуже оснащенная модель, как правило, с менее мощным радаром и так далее.

Первыми иностранными покупателями на рубеже 1970-1980–х годов стали Алжир и Сирия. По стечению обстоятельств, вероятно, эти государства единственные, у кого МиГи-25 остаются на вооружении до сих пор. Хотя, возможно, в Сирии они служат уже только на бумаге. В следующее десятилетие обладателями МиГов стали также Индия, Ирак и Ливия, а из стран Варшавского договора МиГ-25 использовала только Болгария. Правда, ей принадлежали всего четыре МиГа-25: три самолета разведки — бомбардировщики и один учебный.


Заброшенные МиГ-25 на сирийской авиабазе ​​Tiyas

После распада СССР эти самолеты были приняты на вооружение в некоторых странах-преемницах советских республик (помимо России, которую мы к «иностранцам» не относим). Однако постепенно из-за ненадобности или сложностей с обслуживанием МиГи-25 были списаны в боеспособном состоянии.

Преемник МиГ-25

Преемником МиГ-25 стал МиГ-31. Впервые его прототип поднялся в воздух за год до побега Виктора Беленко в Японию. Сам Беленко, общаясь с американцами, упомянул о разработках нового типа, но подробной информации он предоставить не мог, потому что, разумеется, ею не располагал.

На вооружение советской авиации МиГ-31 был принят в 1981 году и долго использовался наряду с МиГами-25, от последних экземпляров которых (самолетов оперативной разведки — бомбардировщиков) в российской авиации окончательно отказались в 2012 году.

По сравнению с предшественником в конструкции нового типа использовалось уже меньше стали и больше дюралюминия и титана. Самолет был оснащен более современными двухконтурными двигателями Д-30Ф. Экипаж состоит из двух человек — за пилотом размещено место оператора систем вооружения и навигации. МиГ-31, вероятно, будет состоять на вооружении российской авиации еще не одно десятилетие.

5cek.livejournal.com

Угон в Японию самолёта МиГ-25

6 сентября 1976 год советский летчик старший лейтенант Беленко, совершая полет на перехватчике МиГ-25, перелетел в Японию и попросил политического убежища в США.

Виктор Беленко родился в Нальчике в обычной рабочей семье. После развода родителей в двухлетнем возрасте был оставлен матерью и воспитывался у родственников, а затем у отца с мачехой. В 1965 окончил среднюю школу с серебряной медалью. До призыва в армию работал на предприятиях Омска. В течение одного семестра учился в Омском мединституте, одновременно занимался в аэроклубе ДОСААФ.

В 1967 году Беленко поступил в Армавирское высшее училище лётчиков, которое успешно окончил в 1971 году. Был направлен на службу лётчиком-инструктором в Ставропольское авиационное училище. В служебных характеристиках и аттестациях на всём протяжении службы в армии характеризовался положительно. Член КПСС. Избирался членом комсомольского и партийного бюро. В 1975 году переведён на Дальний Восток (по его желанию) и получил назначение в истребительный авиаполк 11-й отдельной армии ПВО. В должности старшего лётчика Беленко летал на истребителе-перехватчике МиГ-25П (бортовой номер — «31»).

6 сентября 1976 года в 6:45 Беленко вылетел с аэродрома Соколовка Приморского края для выполнения полётного упражнения. В 9:15 японское радио передало, что самолёт МиГ-25П, пилотируемый советским лётчиком Беленко, совершил посадку в аэропорту Хакодате (остров Хоккай­до). Впоследствии японскими властями было сделано официальное уведомление, что Беленко попросил политического убежища. 9 сентября он был вывезен в США. Самолёт был разобран, подвергнут детальному изучению японскими и американскими специалистами и возвращён в СССР 15 ноября 1976 года.

Для расследования побега Беленко была создана специальная группа КГБ СССР. В целях всестороннего изучения его личности были опрошены сто шестнадцать человек из числа родственников и сослуживцев. Собраны данные о состоянии здоровья, взаимоотношениях с командованием и в семье, морально-политических качествах, отношении к советской действительности. В полученных данных не было отмечено, чтобы он интересовался уровнем жизни на Западе, в частности американским. Среди своего окружения осуждал бывшего лётчика-инструктора Армавирского училища Сафронова, перелетевшего в Иран в 1973 году. Со слов жены, передач зарубежных радиостанций не слушал сам и не разрешал слушать ей, а также запретил переписываться со школьной подругой, которая вышла замуж за иностранца и проживала в Италии.

Вместе с тем стало известно, что Беленко однажды высказал недовольство условиями жизни лётного состава, нерегламентированным рабочим днём, частой отменой выходных. При этом Виктор Беленко говорил, что американские лётчики заняты по службе меньше.

Глубокой проработке были подвергнуты вопросы, связанные с возможностью вынужденной посадки Беленко в Японии. Для этого имелись веские основания. Он мел достаточно высокую теоретическую подготовку и, как летчик, достаточный уровень летной натренированности на самолете МиГ-25П. Об этом говорит тот факт, что вылет осуществлялся из состава дежурных сил на перехват контрольной цели, следовавшей курсом в районе береговой черты (между г. Находка и г. Владивосток.) однако заключения специалистов, объективные данные приборов, выводы о техническом состоянии систем и аппаратуры самолёта свидетельствовали о том, что вынужденная посадка МиГ-25П в Японии была маловероятной. Полёт совершался в простых метеоусловиях. Береговая линия со всех высот просматривалась отчётливо. Лётчик мог видеть солнце и ориентироваться по нему. По заключению ГНИИ ВВС, исследовавшего объективные данные системы автоматической регистрации параметров полёта (САРПП), возвращённой японцами вместе с самолётом, Беленко практически держал прямой курс на остров Хоккайдо и не делал никаких разворотов. Экспертизой подтверждено, что плёнка САРПП принадлежала его самолёту. Системой САРПП также зарегистрировано, что Беленко ушёл из учебной зоны в сторону моря, резко снизившись до 250 м. На этой высоте он летел над морской поверхностью от береговой черты СССР примерно 130 км. Такие действия пилота, по мнению специалистов, могли свидетельствовать о его стремлении уйти от радиолокационного сопровождения. Личные документы Беленко (свидетельство лётчика-инструктора 1-го класса, аттестат зрелости, диплом об окончании военного училища, свидетельство о рождении) среди его вещей и у родственников не обнаружены, хотя по сообщению жены они находились в их квартире.

В сообщении иностранной прессы отмечалось, что Беленко возвращены изъятые у него при задержании полицией документы, среди которых находится свидетельство о рождении. Можно полагать, что все эти документы Беленко взял с собой.

Всестороннее изучение личности Беленко, его поведения на службе и в быту показало, что у него неоднократно складывались острые конфликтные ситуации с командованием. Так, в период службы в Ставропольском авиационном училище он выражал настойчивое желание уйти с инструкторской работы и в связи с этим изыскивал различные возможности для перевода в боевой полк. Однако эти попытки успеха не имели, так как командование, как правило, лётчиков-инструкторов из училища в войска не отпускало. По этой причине он стал проявлять недовольство и резко обострил отношения с командирами. В 1975 году обратился с рапортом к начальнику училища с просьбой уволить его из Советской Армии, мотивируя тем, что не желает служить с командирами, которые постоянно злоупотребляют спиртными напитками.

За первые полгода службы на новом месте Беленко зарекомендовал себя с положительной стороны, успешно прошёл курс переподготовки на новом для него типе самолёта МиГ-25П, был назначен исполняющим обязанности начальника штаба эскадрильи, избран заместителем секретаря партийного бюро эскадрильи. К служебным обязанностям относился добросовестно. Недовольства своим положением или неустроенностью не высказывал. Примерно с июля 1976 года стали замечаться странности в его поведении. Он стал нервозным, взвинченным. Болезненно переживал задержку с присвоением очередного воинского звания капитана и с назначением на обещанную при переводе должность начальника штаба эскадрильи.

6 сентября, несмотря на конфликтную ситуацию, он был включен в плановые полёты и прибыл на аэродром. Когда он направлялся к боевому самолёту для совершения полёта, один из лётчиков обратил внимание, что Беленко был бледен, на лице и шее выступили красные пятна. После посадки в кабину, находясь в состоянии нервного возбуждения, дрожащими руками долго не мог присоединить фишку радиостанции и смог сделать это только с помощью техника. Материалы следствия свидетельствовали о том, что у Беленко действительно имелись основания быть недовольным своим служебным положением. Срок выслуги в воинском звании старший лейтенант у него окончился 10 января 1976 года, однако до сентября звание капитан из-за нерасторопности командования он не получил. Обещанная должность начальника штаба эскадрильи давала ему право на поступление в академию, куда он очень стремился.

Следствие пришло к выводу, что перелёт был совершён умышленно. Зарубежная резидентура сообщала, что американские спецслужбы активно интересуются новым самолетом, прозванным ими «Летучей лисицей», и пытаются раздобыть о нем любые сведения.

Сейчас Беленко проживает в США, где получил гражданство. Вначале он преподавал технику и тактику воздушного боя в одной из военных академий. Со временем знания его устарели и он переключился на чтение лекций о событиях, обычаях и традициях в СССР. Но после развала Союза его лекции перестали быть актуальными. О личной жизни известно мало — был женат на американке, трое детей, с которой потом развёлся.

 

back-in-ussr.info

40 ЛЕТ ПОБЕГУ НА МИГ-25 ВИКТОРА БЕЛЕНКО

ЧТО БЫЛО ПОСЛЕ ПОЛЕТА БЕЛЕНКО Сослуживец знаменитого предателя, 30 лет назад угнавшего новейший МиГ-25 в Японию, впервые рассказывает о том, что происходило в авиаполку после исчезновения перебежчика Из книги воспоминаний однополчанина Беленко Виктора Подмолоды «Полет без возврата». «Папа, а ты куда?» Виктору Беленко предстояло лететь на самолете с бортовым № 31, который имел полную, 100% заправку. Через шесть-семь минут после его взлета, не более, от руководителя ближней зоны, находящегося рядом с руководителем полетов (РП), поступает тревожная информация о пропаже с экрана обзорной РЛС метки от самолета Беленко. Следуют нервные и тревожные запросы РП, но в ответ — тишина. В страшное никто верить не хочет… …Когда вспоминаю малоприятные события тех дней, то вижу cына Виктора Беленко, провожающего своего папу на службу и задающего ему вопрос: — Папа, а ты куда? Он, видимо, чувствовал своим сердцем, что ему вскоре придется потерять папу (живого!), причем навсегда. А еще я вижу поломанные судьбы своих однокашников и однополчан, по которым незаслуженно прокатился репрессивный каток возмездия. Некоторые из них лишились главного — возможности летать. На фоне происходившей в то время ротации летного состава полка он ничем особенным не выделялся. Внешне Виктор был близок к среднему росту, обычного телосложения. Светло-русые волосы, небольшой набок чуб, прикрывавший лоб… В разговорах он был немногословным, но эмоциональным. Что касается супруги Виктора Беленко, то это была милая на вид блондинка. Черты лица ее были правильными, а крашеные белые волосы и слегка пышная прическа подчеркивали ее молодость и привлекательность. Новости слушали по «Голосу Америки» …Подходим к курилке. Входит полковник А. Чернышев (старший летчик-инспектор в/ч 25954). Внимательно обводя своим взглядом собравшихся в курилке летчиков и делая короткие паузы, начал говорить: — Вчера Беленко улетел в Японию и попросил политического убежища у США. Наши РЛС, расположенные на побережье, осуществляли его проводку как неопознанной цели. До удаления 120 км от береговой черты он летел на высоте 100 метров, а затем, перейдя в набор, занял высоту 6000 метров. Полет осуществлял в направлении американской авиабазы «Титосе». На подлете к ней, примерно в 60 км до нее, был встречен поднятыми на его перехват двумя дежурными истребителями. Заметив их и боясь оказаться сбитым, он снизился на малую высоту и ушел на юг. Заметив по курсу полета аэродром, произвел на нем посадку. Этот аэродром — гражданский аэропорт в городе Хакодате с длиной посадочной полосы 1400 метров. Посадку осуществил с большим перелетом и по этой причине выкатился за ее пределы. Когда к нему прибыли официальные представители японской власти, он попросил у них содействия для встречи с американцами и, когда те прибыли, то заявил о своем желании получить у них политическое убежище… …Жажда получить более полную информацию заставляет меня сделать предложение своим сослуживцам, одолеваемым аналогичным желанием, прийти вечером ко мне домой и послушать «Голос Америки» или радиостанцию «Свобода». Включив приемник ВЭФ-201 и настроив его на «Голос Америки», затаив дыхание, стали слушать выпуск новостей. Начался он с сообщения об улете В. Беленко. С этого момента уже ни у кого не оставалось сомнений, что он действительно находится «за бугром». Почти весь часовой выпуск был посвящен ему и самолету МиГ-25п… «Мы повторили его полет» …Наутро направляюсь в столовую. Только официантка принесла мне завтрак, как входит майор Мишечек и, направляясь ко мне, говорит: — Самим маршалом Савицким поставлена задача максимально повторить полет Беленко. Надеваем летное снаряжени, майор Мишечек садится в переднюю кабину, я — в заднюю. Быстрый разбег, и вот уже самолет в воздухе. …Заняв высоту 6000 метров и получив разрешение на выполнение задания, в левом развороте начинаем пикировать. Скорость быстро возрастает до 1000 км в час — это почти предел для старенького, видавшего виды, но надежного самолета. Земля бежит навстречу самолету. Слышны перебои в связи, и через 1 — 2 секунды она пропадает — в наушниках стоит едва шипящая тишина. Самолет занимает высоту ниже окружающих ее сопок, приходится быть предельно внимательным и ювелирно точным в пилотировании. Мишечек выдерживает высоту в пределах 100 метров. Но вот впереди береговая черта и воды Японского моря, а дальше — государственная граница… Пролетев 3 — 5 км над морем, переводим самолет в набор высоты и с правым креном выполняем разворот в сторону аэродрома. С высоты 3500 метров, когда появляется устойчивая радиосвязь с СКП, следует доклад об окончании задания и возвращении на точку (аэродром). — Считай, мы повторили его полет, — сказал майор Мишечек. Результаты были неутешительны, но предсказуемы. И Беленко прекрасно знал, что его, пока он летит в долине, не видит ни один из наземных радаров Каток репрессий …Закончив обсуждение выполненных полетов, командир полка, обращаясь к майору Мишечеку, со вздохом произносит: — Тут спущено указание выявить всех морально неустойчивых летчиков и отстранить их от летной работы, а фамилии выдать наверх. Приказано не жалеть никого, при малейшем сомнении — никаких колебаний. 11 сентября стало днем расправы над неугодными. Над теми, кто не отвечал требованиям моральной устойчивости. Таковыми стали: Сергей Хуторской и Володя Кирсанов — мои однокашники, прибывшие в Чугуевку из Советской Гавани; В. Гизик — выпускник АВВАКУЛ-73г, прибывший из Золотой Долины (аэр.Унаши). Им было объявлено, что они отстраняются от летной работы и назначаются на новые должности: С. Хуторской — штурманом наведения в Великую Кему, а В. Кирсанов — начальником прицепа в радиотехнический полк под Уссурийском. Для оформления своего убытия им был определен всего один день. Уже к вечеру за С. Хуторским приземлился транспортный самолет, летевший в Великую Кему, а В. Кирсанов убыл вечерним поездом, следовавшим до Владивостока, с предписанием к 8 часам утра следующего дня прибыть к новому месту службы. А вина их сводилась к тому, что первый в свободное от службы время попался на глаза полковнику Чернышеву с запахом спиртного, а второй, будучи холостяком, вел раскрепощенный образ жизни, не совместимый с существовавшими в то время стереотипами. В. Гизику ставилось в вину его неравнодушие к вину и женщинам… …Позже меня перевели служить в Ростов. Поддерживая отношения с сослуживцами, я знал, что запущенный репрессивный каток продолжал «утюжить» человеческие судьбы и держать остальных летчиков в страхе за свою летную деятельность и служебную карьеру. Отлучили от летной работы командира 1-й авиаэскадрильи капитана Иванова и старшего летчика, старшего лейтенанта Ефимова. Проводимая «утюжка» призвана была, кроме страха, поддерживать в летчиках и высокие морально-политические качества по придуманному ими образцу. Требования к летчикам, летающим на самолете МиГ-25п в 530-м полку, были подняты на заоблачную высоту. Казалось, что они должны быть чище, чем сам Иисус Христос, и не могут посещать даже туалет… …А что до семьи Беленко… Стало понятно: сколько бы она ни призывала и ни заклинала его вернуться к семье на пресс-конференциях в Москве, этого не произойдет, для себя он все решил и выбор свой сделал окончательно. Вернувшись из Москвы, супруга Беленко избегала контактов с окружающими и старалась не попадаться на глаза. Лишь однажды я видел ее входящей в подъезд дома, причем была она одна, без сына. Через 10 — 15 дней она, упаковав свои скромные пожитки, убыла. Для нее был выделен специальный военно-транспортный самолет, который и доставил ее в Армавир. Там она родилась и выросла и там, окончив медицинское училище, вышла замуж за Виктора Беленко. ДОСЛОВНО Людмила БЕЛЕНКО: У мужа не было причин улетать! Корреспонденты «КП» разыскали жену «предателя Родины» Одному Богу известно, как жилось все эти годы жене Виктора Беленко Людмиле. Много чего говорили о ее муже: что он мечтал о свободе, поэтому и рванул закордон. Говорили, что ему обещали 100 тысяч долларов за доставку самолета, что он вообще давно был завербован американцами. Писали, что он якобы живет припеваючи за границей, женился, нарожал троих детей. А на Кубанивестей о нем до сих пор ждет супруга Людмила. После всего, что говорили в прессе о муже, она отказывается общаться с журналистами. Но для «КП» сделала исключение. — Столько грязи на нас вылили, хватит уже, — сказала нам Людмила Петровна. — Все равно никто не может знать правды, только сам Виктор. — Ну хоть раз за эти 30 лет он присылал вам весточку? — Нет, ни разу. Я не знаю, жив ли он, здоров ли. Все эти годы хожу в церковь и думаю: ставить свечку за здравие мужа или за его упокой? — Вы пытались искать Виктора? — Конечно, каждый год я обращалась в Министерство иностранных дел, но мне всегда давали ответ: никаких известий о Викторе нет. Однажды сказали, что муж обращался в наше консульство в Сан-Франциско и просил, чтобы его доставили в СССР. Он хотел рассказать правду о случившемся. Но его так и не смогли переправить. — Как вы думаете, почему он угнал самолет? — Не знаю. Никаких причин не было. Мы жили хорошо, в достатке. Мои родители с Севера, поэтому мы и поехали служить поближе к ним. Хотя писали, что Витя специально искал место ближе к границе и чтобы там были самые последние «МиГи». Пять лет мы прожили душа в душу, у нас рос сын. У Виктора были перспективы на службе. Зачем ему улетать? Чем бы он мог там заняться — максимум ему бы доверили спортивный самолет. — Неужели он и сыну ни разу не звонил, не писал? — Ни разу. Сын уже взрослый. Ему 33 года. Когда он спрашивал об отце, я от него ничего не скрывала, но всегда говорила, что его папа был лучшим на свете. И вы знаете, ко мне всегда военные и власти очень хорошо относились, даже уважительно (сейчас Людмила Петровна работает заведующей детсадом в одном из кубанских городков. — Прим. авт.). Никаких преследований со стороны кого бы то ни было за эти годы не было. Инна ЖУРАВЕЛЬ («КП» — Краснодар») Что стало с предателем? И сейчас, спустя 30 лет после побега Беленко, материалы о нем ФСБ до сих пор не рассекретила. Такие обстоятельства могут означать только одно: дело об угоне МиГ-25 все еще не закрыто. Зато известно — «высосав» из перебежчика все что можно, американцы прикрыли Беленко специальной защитной программой ЦРУ. Ему в США меняли адреса и имена, чтобы до изменника не дотянулись «длинные руки» КГБ. Но все же просочились сведения, что он женился на американке — учительнице музыки. У них родились двое детей, но семья распалась. Беленко «всплыл» в СМИ лишь в сентябре 1983-го, когда советский истребитель сбил нарушивший воздушное пространство СССР южнокорейский «Боинг». Именно Беленко помогал американцам расшифровывать радиоперехват переговоров нашего пилота с «землей». Потом он консультировал писателя Тома Клэнси, когда тот создавал один из громких блокбастеров «холодной войны» — «Погоня за «Красным Октябрем».

ok.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *