Содержание

Линейные корабли типа «Бисмарк» — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Перейти к навигации Перейти к поиску
Линейные корабли типа «Бисмарк»
Bismarck-Klasse

ТТХ и идентификационные параметры линкора «Тирпиц», изданные отделом военно-морской разведки Военно-морского министерства США
Проект
Страна
Изготовители
Операторы
Предшествующий тип «Шарнхорст»
Последующий тип тип H
Годы постройки 1 июля 1936
Годы в эксплуатации 1940—1944
Построено 2
В строю потоплены
Основные характеристики
Водоизмещение 41 700 т стандартное, 49 406 т полное («Бисмарк»),
42 900 т стандартное, 50 425 т полное («Тирпиц»)
Длина 251

ru.wikipedia.org

I. Тактико-технические характеристики «Тирпица». Реквием линкору «Тирпиц»

I. Тактико-технические характеристики «Тирпица»

Водоизмещение:

максимальное 56 000 тонн типовое 42 900 тонн.

Длина:

общая 251 метр по ватерлинии 242 метра.

Ширина: 36 метров.

Глубина осадки: от 10,6 до 11,3 метра (в зависимости от загруженности).

Артиллерия:

калибр 380 миллиметров — 4 башни по 2 орудия

калибр 150 миллиметров — 6 башен по 2 орудия

105-миллиметровые зенитки — 8 двойных установок

37-миллиметровые зенитки — 8 двойных установок

20-миллиметровые зенитки — 16 счетверенных установок.

Торпедное вооружение:

533-миллиметровые торпеды — 2 счетверенные установки.

Самолеты:

гидросамолеты типа «Арадо-196» — 6 самолетов.

Двигатели:

турбинные комплексы — 3 комплекса по 48 000 л. с.

Водяные котлы — 12 котлов по 50 тонн (давление 58 атмосфер, температура воды 475 градусов по Цельсию).

Скорость:

максимальная 30,8 узла крейсерская 28,0 узлов.

Радиус действия: 9000 морских миль при скорости 19 узлов.

Запас топлива: 8700 тонн.

Количество винтов: 3 штуки.

Электрообеспечение: 2 турбо- и 2 дизельных агрегата по 2000 киловатт.

Экипаж: 60 офицеров, 80 портупей унтер-офицеров (фельдфебелей), 500 унтер-офицеров, 1700 матросов. Всего — 2340 человек.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

biography.wikireading.ru

Реферат Тирпиц (линкор)

скачать

Реферат на тему:



План:

    Введение
  • 1 История применения
    • 1.1 Операции «Тирпица»
      • 1.1.1 Операция Sportpalast
      • 1.1.2 Операция Rösselsprung
        • 1.1.2.1 Атака Лунина
      • 1.1.3 Операция Sizilien
    • 1.2 Операции против «Тирпица»
      • 1.2.1 Операция Title
      • 1.2.2 Операция Source
      • 1.2.3 Операция Tungsten
      • 1.2.4 Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot
      • 1.2.5 Операции Goodwood I, II, III и IV
      • 1.2.6 Операции Paravane, Obviate и Catechism
  • 2 После войны
  • 3 Командный состав
  • 4 В культуре
  • Примечания
    Литература

Введение

«Ти́рпиц» (нем. Tirpitz) — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота[1]. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение нескольких лет, но увенчались успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа «Tallboy». Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.


1. История применения

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в СССР и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало значительные силы Королевского флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, британский флот учитывал потенциальную опасность линкора и не прекращал усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и с моря «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжелых пятитонных бомб «Толлбой».


1.1. Операции «Тирпица»

1.1.1. Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года была попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды найти конвой не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил лесовоз «Ижора», который отстал от QP-8. 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и адмирал Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение прервать поход и возвратиться на базу.


1.1.2. Операция Rösselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать «Тирпиц» и тяжелые крейсера «Адмирал Шеер» и «Адмирал Хиппер» для атаки конвоя PQ-17 (План Rösselsprung — «Ход конем»). Из-за задержек с разрешением начала операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно[2]. Конвой PQ-17, распущенный и оставленный без охраны из-за угрозы «Тирпица», сильно пострадал от атак авиации и подводных лодок.


1.1.2.1. Атака Лунина

В день выхода линкор был атакован советской подводной лодкой «К-21» под командованием Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки непосредственно результат атаки не наблюдал, однако слышал 2 сильных взрыва и серию взрывов послабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и российской мемуарной, популярной и публицистической литературе неоднократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки «К-21»

[3]. Однако существует мнение, что немецкие корабли избежали попаданий (поскольку в вахтенном журнале Тирпица не отмечен сам факт атаки), а услышанные взрывы объясняются подрывом торпед при ударах о грунт либо отдаленными взрывами глубинных бомб, сбрасываемых судами конвоя[4].


1.1.3. Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на Шпицберген. Немецкие войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкоров «Тирпиц» и «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы заняли остров с 6 сентября по 9 сентября 1943. Операция Sizilien была единственной операцией, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по противнику (однако по судам противника он никогда не произвёл ни одного выстрела).


1.2. Операции против «Тирпица»

Англичане начали атаки на «Тирпиц» ещё во время постройки и не прекращали их до тех пор, пока не потопили линкор.

1.2.1. Операция Title

30-31 октября 1942. Попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» — (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком[5]. К месту стоянки Тирпица аппараты должны были быть доставлены путем скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в фиорд Тронхайма (Trondheimsfjord). Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (24 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22-00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до

Тирпица оставалось менее 10 миль. Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.


1.2.2. Операция Source

Сентябрь 1943 год: первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс» (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Henty-Creer), X6 (лейт. Donald Cameron) и X7 (лейт. Basil Place). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начиненных аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не смог сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанес линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнем. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась

[6].

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.


1.2.3. Операция Tungsten

Закамуфлированный «Тирпиц»

К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу Британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два ударных авианосца, два авианосца эскорта, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

Налет состоял из двух волн торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолеты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, глубинные, фугасные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолета. «Тирпиц» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневой корпус не был поврежден, однако надстройкам был нанесен заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт.


1.2.4. Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

«Тирпиц» по прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 пришлось отменить три налета: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944. Однако к этому времени немцы организовали воздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолеты не добились попаданий.


1.2.5. Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налеты (операции Goodwood I и Goodwood II), окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

1.2.6. Операции Paravane, Obviate и Catechism

Тирпиц вверх килем (1944)

Операция Paravane (англ. параван) была предпринята Королевскими ВВС Великобритании 15 сентября с базы Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (230 кг) подводными «ходячими» минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты Тирпица, одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, сделав его немореходным. У немцев практически не было возможности поставить Тирпиц в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё, в качестве плавучей артбатареи на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости воздушного флота из Шотландии, и англичане продолжили атаки на него, не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на Тирпиц, под названием Операция Obviate (англ. устранять) — но в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября 1944, во время операции Catechism (англ. катехизис; допрос), над Тирпицем не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попало 3 бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали 200-футовую (61 м) дыру в его левом борту и привели к пожару и взрыву в пороховом складе, который оторвал башню «С». В итоге Тирпиц затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, через несколько минут после атаки, унеся с собой на дно 1 000 человек из команды в 1 700.

По не до конца понятным причинам Люфтваффе не удалось помешать бомбардировке. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир Люфтваффе в Норвегии, майор Генрих Эрлер, был обвинён в пренебрежении обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения и отправкой на фронт.

Уничтожение Тирпица устранило последнюю серьёзную угрозу для союзников на поверхности северной Атлантики. Это позволило перевести главные силы — линкоры и авианосцы — из европейского региона, где они держались в качестве сдерживающих сил, — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.


2. После войны

После войны обломки Тирпица были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти весь корабль был разрезан и вывезен. Однако значительная часть носовой части Тирпица остаётся там, где он затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

Недалеко от места затопления Тирпица существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), не попавших в цель. В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ[7]. Некоторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.


3. Командный состав

  • Указание при строительстве: капитан цур зее Фридрих Карл Топп (нем. Friedrich Carl Topp), 15 января 1941 — 25 февраля 1941
  • капитан цур зее Фридрих Карл Топп, 25 февраля 1941 — 24 февраля 1943
  • капитан цур зее Ганс Карл Мейер (нем. Hans Karl Meyer), 24 февраля 1943 — 1 мая 1944
  • капитан цур зее Вольф Юнге (нем. Wolf Junge), 1 мая 1944 — 4 ноября 1944
  • капитан цур зее Роберт Вебер (нем. Robert Weber), 4 ноября 1944 — 12 ноября 1944 (убит в бою)

4. В культуре

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа английских разведчиков выполняют задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков системы РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

Примечания

  1. За пассивную роль в войне норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning)
  2. Т. Тудейа, Д. Вудворд «Сумерки морских богов», — АСТ, 2002, стр. 366
  3. Например, Советская подлодка К-21 стоила всего британского флота — nvo.ng.ru/history/2000-03-17/5_submarine.html. Независимое военное обозрение. В. Заборский 17 марта 2000
  4. М. Э. Морозов, К. Л. Кулагин. «Катюши» в бою. — Морская Коллекция, № 2, 2008
  5. «Tirpitz» — The History — www.bismarck-class.dk/tirpitz/history/tiropertitle.html
  6. Вудворд, стр. 419
  7. Статья с фотографиями плит с «Тирпица» (норв.) — www.birkelunden.no/index.php?option=com_content&task=view&id=1029&Itemid=28

Литература

  • Тарас А.Е. Вторая мировая война на море. — Мн.: Харвест, 2003. — 640 с. — (Военно-историческая библиотека). — ISBN 985-13-1707-1
  • Дэвид Вудворд «Тирпиц». Боевые действия линкора в 1942-1944 годах — www.books.ru/shop/books/278027 = Dawid Woodward THE TIRPITZ and the Battle for the North Atlantic. — М.: ЗАО Изд-во Центрполиграф, 2005. — 255 с. — ISBN 5-9524-1636-5
  • Ткачёв A.В. Охота на Тирпица. М.: Андреевский флаг, 1993.
  • Niklas Zetterling, Michael Tamelander. Tirpitz: The Life and Death of Germany’s Last Super Battleship — books.google.com.ua/books?id=y_gfn7yBiIoC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f=true. — Havertown, Pa: Casemate Publishers, 2009. — 360 p. — ISBN 1-935-14918-0

wreferat.baza-referat.ru

Tirpitz (1939) — WiKi

  Линкор «Тирпиц». Вид на кормовые башни главного калибра.

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила и Гитлера, и гросс-адмирала Редера с большой осторожностью отнестись к возможностям крупных надводных артиллерийских кораблей, не имеющих поддержки авианосцев (их строительство в Германии было в результате на время ускорено, но в строй ни один из них в конце концов так и не вошел), потому «Тирпиц» использовался крайне осторожно и, как следствие, редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в СССР и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там, во фьордах, он и простоял практически всю Вторую Мировую войну. Однако даже простое присутствие «Тирпица» на Арктическом морском театре военных действий связывало значительные силы Королевского Флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на последнее, британское Адмиралтейство учитывало потенциальную опасность линкора и не прекращало усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5-тонных бомб Tallboy.

Операции «Тирпица»

Операция Sportpalast

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 — примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии — адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться в базу.

Операция Rösselsprung

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать линкор «Тирпиц», броненосец «Адмирал Шеер» и тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» совместно с эсминцами и миноносцами для атаки конвоя PQ-17 (план Rösselsprung — «Ход конём»). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно[2]. Таким образом, прямого ущерба конвою «Тирпиц» не нанес. Однако PQ-17, распущенный и оставленный без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица», беспрецедентно сильно пострадал от атак германских авиации и подводных лодок.

Атака Лунина
  Линкор «Тирпиц» выходит в море с кораблями эскорта

В день выхода из передового пункта дислокации в Вестфьорде линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга (впоследствии — контр-адмирала) Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки результата своей торпедной атаки непосредственно не наблюдал, однако слышал два сильных взрыва и серию взрывов слабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок Северного Флота на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и современной российской мемуарной и популярной литературе, а также публицистике многократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки К-21[3] (в советское время вплоть до наступления эпохи «гласности» в 1987 году это была официальная — в значении «единственно допускаемая» — точка зрения как в историографии, так и в литературе для массового читателя). Российский историк М. Э. Морозов предполагает, что из-за неправильного определения элементов движения цели, большого угла встречи и слишком большой дистанции стрельбы германские корабли даже теоретически не могли получить попаданий, а услышанные экипажем К-21 взрывы объясняются либо подрывом торпед при их ударах о грунт (в конце траектории движения боевая торпеда в случае непоражения цели тонет), либо отдалёнными взрывами глубинных бомб, «профилактически» сбрасываемых кораблями эскорта[4]. В судовых документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится[5], но некоторые историки допускают возможность фальсификации этих документов.

Операция Sizilien

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на остров Шпицберген. Германские войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкора «Тирпиц», линейного крейсера «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы занимали остров с 6 сентября по 9 сентября 1943 года. Операция Sizilien была единственным случаем, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по иному противнику, нежели воздушные цели (однако по судам противника он так никогда и не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»

Британцы не прекращали атаки на «Тирпиц» до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title

30—31 октября 1942: попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком[6]. К месту стоянки «Тирпица» аппараты должны были быть доставлены путём скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в Тронхеймс-фьорд. Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (28 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22:00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до «Тирпица» оставалось менее 10 миль (18,5 км). Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source

Основная статья: Операция Source

В сентябре 1943 года произошла первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс»[en] (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Хенти-Крир), X6 (лейт. Дональд Кэмерон) и X7 (лейт. Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начинённых аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Исправить башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась[7].

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten

К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два эскадренных авианосца, два быстроходных лёгких авианосца, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

В налёте участвовали две волны торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолёты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, фугасные, глубинные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолёта. Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневые пояса и броневая палуба линкора при этой атаке не были повреждены, однако надстройкам был нанесён заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт для его устранения.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot

Линейный корабль «Тирпиц» по-прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 года англичанам пришлось отменить три налёта: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака союзников с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы значительно усилили противовоздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолёты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV

В августе 1944 года «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налёты (операции Goodwood I и Goodwood II), снова окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism

«Операция Paravane» (англ. Параван) была предпринята Королевскими Воздушными Силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (227-кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков Бомбардировочного командования Королевских ВВС, базирующихся в Северной Шотландии, и британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на «Тирпиц» под названием «Операция Obviate» (англ. Устранять), однако в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября, во время «операции Catechism» (англ. Катехизис) над «Тирпицем» не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попали три бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали примерно 200-футовую (приблизительно 60 м) дыру в его левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в пороховом погребе башни «С», причём взрыв оторвал её. В итоге «Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, унеся с собой на дно более 950 человек из находившихся на борту примерно 1700.

  «Тирпиц» вверх килем (1944)

По причинам, до настоящего времени не до конца понятным, истребителям Люфтваффе не удалось помешать атаке британской бомбардировочной авиации на «Тирпиц» 12 ноября[уточнить]. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир эскадрильи 9./JG 5 5-го воздушного флота Люфтваффе, ответственной за истребительное прикрытие района Тромсё, майор Генрих Эрлер был обвинён в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь (один из видов штрафных воинских формирований Третьего Рейха, отличавшийся особенно суровым режимом) до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы Королевского Флота — эскадренные авианосцы, быстроходные лёгкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

ru-wiki.org

Гибель «Тирпица». | Военная история

 

Гибель «Тирпица»

 

«Ти́рпитц» — второй немецкий линкор класса «Бисмарк», входящий в состав Кригсмарине, однотипный линкору «Бисмарк». 

 Своё название получил в честь адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя германского флота. 

 В боевых действиях практически не участвовал. Фактически, он не сделал ни одного выстрела по вражеским судам, всё время простояв на различных базах Норвегии, заставляя союзников держать большой флот в акватории на случай, если «Тирпиц» пошёл бы в бой. За своё назначение и характер «эксплуатации» норвежцы прозвали линкор «Одинокая Королева Севера» (норв. Den ensomme Nordens Dronning). 

 Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила Гитлера разочароваться в надводном флоте, а потому «Тирпиц» использовался крайне редко. 

Согласно плану, в начале 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там во фьордах он и простоял практически всю Вторую мировую войну. 

Однако, даже простое присутствие «Тирпица» связывало руки Королевскому флоту, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на это, вооружённые силы союзников чрезвычайно опасались потенциальной мощи линкора и много раз предпринимали попытки потопить его. 

  «Тирпиц» был затоплен возле города Тромсё лишь 12 ноября 1944 года в результате авианалёта. 12 ноября 1944 года 32 «Ланкастера» 9 и 617-й эскадрилий стартовали с территории Великобритании и полетели на север Норвегии. Здесь, в бухте близ портового города Тромсе базировался германский линкор. Для того чтобы самолеты смогли достичь объекта атаки, нанести удар и вернуться обратно, на них установили дополнительные баки и сняли верхнюю турель.В ходе операции три бомбы «Толлбой» попали в цель, а две разорвались рядом с линкором. Сильнейший взрыв сорвал одну из орудийных башен корабля. Он перевернулся вверх килем и затонул. Из находившихся в тот момент на «Тирпице» 1700 членов экипажа погибли тысяча человек, включая командира – капитана-цур-зее (капитан 1-го ранга) Роберта Вебера.

 После войны обломки «Тирпица» были распроданы и разломаны на месте норвежской компанией. Почти всё судно было разрезано и вывезено. Однако значительная часть носовой части «Тирпица» остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая электричеством рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg). 

 Недалеко от места затопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в кратерах от разрывов бомб Tallboy (весом более 5 т), попавших мимо «Тирпица». В настоящее время некоторые части линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ.Некторые части линкора были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительная часть бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир. 

maxpark.com

Тирпиц (линкор) Вики

Тирпиц
нем. Tirpitz

«Тирпиц» в норвежском Альтен-фьорде
Служба
Класс и тип судна линкор / тяжёлая артиллерийская плавбатарея
Порт приписки Тронхейм
Изготовитель верфь Кригсмарине в Вильгельмсхафене
Заказан к постройке 1935
Строительство начато 2 ноября 1936
Спущен на воду 1 апреля 1939
Введён в эксплуатацию 25 февраля 1941
Выведен из состава флота потоплен 12 ноября 1944
Статус разобран на металл и дорожное покрытие (электрогенераторы временно использовались в качестве электростанции), отдельные части сохранились в музеях
Основные характеристики
Водоизмещение официальное 35 000 т,
проектное 45 474 т,
максимальное (1944 год) 53 500 т
Длина 241,7 м по ватерлинии;
253,6 м общая
Ширина 36 м
Высота 15 м (от киля до верхней палубы на миделе)
Осадка 9—10,6 м
Бронирование броневые пояса: 145…320 мм
палубы: 50…120 мм
були: 220 мм
орудийные башни: 130…360 мм (в том числе барбеты башен главного калибра: 342 мм)
боевая рубка: 360 мм
Двигатели 12 паровых котлов Wagner
3 турбины Brown Boveri & Cie
Мощность 163 026 л. с. (121 МВт)
Движитель три трёхлопастных гребных винта диаметром по 4,7 м
Скорость хода 30,8 узла (57 км/ч)
Дальность плавания 8 870 морских миль (16 430 км) на скорости 19 узлов (35,2 км/ч)
Экипаж 2 608 человек: 108 офицеров и 2 500 унтер-офицеров и матросов (1943)
Вооружение
Радиолокационное вооружение Радиолокационные станции обнаружения надводных и воздушных целей
Артиллерия 8 × 380 мм/L48.5 SK-C/34 (4 × 2)
12 × 150 мм/L55 SK-C/28 (6 х 2)
Зенитная артиллерия 16 × 105 мм/L65 SK-C/37 и L65 SK-C/33 (8 х 2)
16 × 37 мм/L83 SK-C/30 (одиночные)
12 × 20 мм/L65 MG C/30 (одиночные)
72 × 20 мм/L65 MG C/38 (в счетверённых («фирлинг») артиллерийских установках)
Минно-торпедное вооружение 2 × четырёхтрубных 533,4-мм торпедных аппарата (торпеды G7a T1)
Авиационная группа 6 самолётов Arado Ar.196A-3, одна двусторонняя авиационная катапульта
 Изображения на Викискладе

«Ти́рпиц» (нем. Tirpitz) — второй линкор типа «Бисмарк», входивший в состав Кригсмарине. В боевых действиях практически не участвовал, однако своим присутствием в Норвегии угрожал арктическим конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота[1]. Попытки уничтожить «Тирпиц» продолжались в течение более чем двух с половиной лет. Британцам периодически удавалось выводить корабль из строя, но их усилия увенчались полным успехом лишь в ноябре 1944 года после атаки с воздуха сверхтяжёлыми бомбами типа Tallboy. Детали линкора до сих пор находятся в военных музеях мира.

История применения[ | код]

Линкор «Тирпиц». Вид на кормовые башни главного калибра.

Корабль был спущен на воду 1 апреля 1939 года. Своё название получил в честь гросс-адмирала Альфреда фон Тирпица — основателя современного германского флота. Первоначально предполагалось, что «Тирпиц» будет действовать как рейдер, нападая на торговые караваны союзников в Северной Атлантике. Однако судьба линкора «Бисмарк» заставила и Гитлера, и гросс-адмирала Редера с большой осторожностью отнестись к возможностям крупных надводных артиллерийских кораблей, не имеющих поддержки авианосцев (их строительство в Германии было в результате на время ускорено, но в строй ни один из них в конце концов так и не вошел), потому «Тирпиц» использовался крайне осторожно и, как следствие, редко.

В январе 1942 года «Тирпиц» был отправлен в норвежские воды для охоты на арктические конвои в СССР и противодействия операции Archery британских коммандос на острове Вогсёй (норв. Vågsøy). Там, во фьордах, он и простоял практически всю Вторую Мировую войну. Однако даже простое присутствие «Тирпица» на Арктическом морском театре военных действий связывало значительные силы Королевского Флота, хотя за всё время пребывания в Норвегии он совершил только три наступательные операции. Несмотря на последнее, британское Адмиралтейство учитывало потенциальную опасность линкора и не прекращало усилий по его уничтожению. После неоднократных атак с воздуха и из-под воды «Тирпиц» был потоплен на стоянке в Тромсё 12 ноября 1944 года в результате авианалёта с применением сверхтяжёлых 5,5-тонных бомб Tallboy.

Операции «Тирпица»[ | код]

Операция Sportpalast[ | код]

В начале марта 1942 года немцами была предпринята попытка перехватить конвои PQ-12 и QP-8. PQ-12 вышел 1 марта 1942 года из порта в Исландии, а QP-8 — примерно в то же время из Мурманска. 5 марта «Тирпиц» в сопровождении трёх эскадренных миноносцев покинул базу и направился через Северный Ледовитый океан к Медвежьему острову. Из-за плохой погоды обнаружить конвои не удалось, лишь один из эсминцев обнаружил и потопил отставший от QP-8 советский лесовоз «Ижора». 9 марта «Тирпиц» был замечен самолётом с авианосца HMS Victorious, и командовавший отрядом вице-адмирал (впоследствии — адмирал) Отто Цилиакс (нем. Otto Ciliax) принял решение немедленно прервать поход и возвратиться в базу.

Операция Rösselsprung[ | код]

В июле 1942 года немецкое командование планировало использовать линкор «Тирпиц», броненосец «Адмирал Шеер» и тяжёлый крейсер «Адмирал Хиппер» совместно с эсминцами и миноносцами для атаки конвоя PQ-17 (план Rösselsprung — «Ход конём»). Из-за задержек с разрешением на начало операции (его давал лично Гитлер), выход в море состоялся лишь 5 июля. К этому моменту стало известно, что конвой уже распущен и «Тирпиц» повернул обратно[2]. Таким образом, прямого ущерба конвою «Тирпиц» не нанес. Однако PQ-17, распущенный и оставленный без охраны именно из-за угрозы со стороны «Тирпица», беспрецедентно сильно пострадал от атак германских авиации и подводных лодок.

Атака Лунина[ | код]
Линкор «Тирпиц» выходит в море с кораблями эскорта

В день выхода из передового пункта дислокации в Вестфьорде линкор был атакован советской подводной лодкой К-21 под командованием капитана 2-го ранга (впоследствии — контр-адмирала) Н. А. Лунина. Лодкой был произведён залп из четырёх кормовых торпедных аппаратов. Экипаж лодки результата своей торпедной атаки непосредственно не наблюдал, однако слышал два сильных взрыва и серию взрывов слабее. Лунин в своем докладе предположил, что взрывы объясняются попаданием торпед в линкор, одновременно допуская вероятность того, что торпеды попали в один из эсминцев эскорта; в штабе бригады подводных лодок Северного Флота на основании его доклада и данных разведки сделали вывод о потоплении эсминца и повреждении линкора. В советской и современной российской мемуарной и популярной литературе, а также публицистике многократно встречаются утверждения о повреждении «Тирпица» в ходе атаки К-21[3] (в советское время вплоть до наступления эпохи «гласности» в 1987 году это была официальная — в значении «единственно допускаемая» — точка зрения как в историографии, так и в литературе для массового читателя). Российский историк М. Э. Морозов предполагает, что из-за неправильного определения элементов движения цели, большого угла встречи и слишком большой дистанции стрельбы германские корабли даже теоретически не могли получить попаданий, а услышанные экипажем К-21 взрывы объясняются либо подрывом торпед при их ударах о грунт (в конце траектории движения боевая торпеда в случае непоражения цели тонет), либо отдалёнными взрывами глубинных бомб, «профилактически» сбрасываемых кораблями эскорта[4]. В судовых документах «Тирпица» об операции «Ход конём» никаких упоминаний об атаке Лунина не содержится[5], но некоторые историки допускают возможность фальсификации этих документов.

Операция Sizilien[ | код]

В сентябре 1943 года была проведена операция Sizilien («Сицилия») — рейд на остров Шпицберген. Германские войска высадились на острове при артиллерийской поддержке с линкора «Тирпиц», линейного крейсера «Шарнхорст» и девяти эскадренных миноносцев. Немцы занимали остров с 6 сентября по 9 сентября 1943 года. Операция Sizilien была единственным случаем, когда «Тирпиц» стрелял из своих орудий по иному противнику, нежели воздушные цели (однако по судам противника он так никогда и не произвёл ни одного выстрела).

Операции против «Тирпица»[ | код]

Британцы не прекращали атаки на «Тирпиц» до тех пор, пока не потопили линкор.

Операция Title[ | код]

30—31 октября 1942: попытка уничтожить «Тирпиц» с помощью управляемых подводных аппаратов под кодовым названием «Колесница» (англ. Chariot), представлявших собой торпеды, управляемые человеком[6]. К месту стоянки «Тирпица» аппараты должны были быть доставлены путём скрытной буксировки в подводном положении с помощью рыболовецкого катера «Arthur» (капитан — Leif Larsen).

30 октября катеру с торпедами на буксире удалось войти в Тронхеймс-фьорд. Когда до места стоянки «Тирпица» оставалось не более 15 миль (28 км), поднялся сильный встречный ветер с волной. 31 октября в 22:00 за кормой раздался громкий скрежет. «Артур» зашёл в ближайшую гавань, где водолаз обнаружил потерю обеих торпед. В этот момент до «Тирпица» оставалось менее 10 миль (18,5 км). Катер был затоплен и команда ушла пешком к шведской границе.

Немцы позднее обнаружили затопленный катер и после обследования пришли к выводу, что он предназначался для специальной операции.

Операция Source[ | код]

В сентябре 1943 года произошла первая успешная операция против «Тирпица». Для атаки были использованы подводные мини-лодки класса «Экс»[en] (англ. X). Большую часть пути мини-лодки шли на буксире обычных подлодок. Из шести сверхмалых подводных лодок атаковать «Тирпиц» должны были три: X5 (лейт. Хенти-Крир), X6 (лейт. Дональд Кэмерон) и X7 (лейт. Бэзил Плейс). Лодка X5 была обнаружена и потоплена, но X6 и X7 сбросили под линкором четыре 2-тонных мины, начинённых аммотолом. После этого лодки также были обнаружены, а их команды попали в плен. Несмотря на обнаруженную опасность, «Тирпиц» не успел сняться со стоянки до взрыва мин. Взрыв нанёс линкору серьёзные повреждения: были повреждены шпангоуты в носовой части и сорвана со станины одна из турбин. Башня «C» весом около 2000 тонн была подброшена вверх и при падении заклинила шаровой погон. Ис башню вне дока оказалось невозможно. Кроме того, вышли из строя все дальномеры и приборы управления огнём. В результате полученных повреждений линкор на шесть месяцев выбыл из строя и его максимальная скорость существенно уменьшилась[7].

За успешное проведение операции капитаны мини-подлодок X6 и X7 были награждены крестами Виктории — высшими военными наградами Британской империи.

Операция Tungsten[ | код]

К апрелю 1944 года «Тирпиц» был отремонтирован и снова мог представлять опасность. В ответ на эту угрозу британский флот предпринял операцию с кодовым названием «Вольфрам» (англ. Tungsten). В атаке участвовали значительные силы флота, в том числе: два линкора, два эскадренных авианосца, два быстроходных лёгких авианосца, два крейсера и шестнадцать эсминцев. Атака началась 3 апреля, накануне выхода «Тирпица» на ходовые испытания после ремонта.

В налёте участвовали две волны торпедоносцев Fairey Barracuda в сопровождении истребителей эскорта. Атакующие самолёты несли, однако, не торпеды, а бомбы различных типов: бронебойные, фугасные, глубинные и осколочные. Первая волна нанесла удар в 05:30. К 08:00 атака была завершена: потери составили три самолёта. Экипаж «Тирпица» потерял 123 человека убитыми и 300 ранеными. Броневые пояса и броневая палуба линкора при этой атаке не были повреждены, однако надстройкам был нанесён заметный ущерб, потребовавший три месяца на ремонт для его устранения.

Операции Planet, Brawn, Tiger Claw и Mascot[ | код]

Линейный корабль «Тирпиц» по-прежнему оставался угрозой, поэтому британское адмиралтейство продолжало планировать операции против него. Однако из-за плохой погоды в апреле-мае 1944 года англичанам пришлось отменить три налёта: операции Planet, Brawn и Tiger Claw.

Следующая атака союзников с использованием авианосцев (операция Mascot) состоялась в июле 1944 года. Однако к этому времени немцы значительно усилили противовоздушную оборону, в особенности систему дымовой завесы, в результате чего атака закончилась безуспешно: атакующие самолёты не добились попаданий.

Операции Goodwood I, II, III и IV[ | код]

В августе 1944 года «Тирпиц» наконец прошёл морские испытания. Вскоре после этого британцы вновь совершили налёты (операции Goodwood I и Goodwood II), снова окончившиеся безрезультатно из-за плохой погоды.

Операции Paravane, Obviate и Catechism[ | код]

«Операция Paravane» (англ. Параван) была предпринята Королевскими Воздушными Силами Великобритании 15 сентября с аэродрома Ягодник под Архангельском. Самолёты Avro Lancaster были вооружены 5,5-тонными бомбами Tallboy и экспериментальными 500-фунтовыми (227-кг) подводными «ходячими» (самотранспортирующимися) минами. Несмотря на дымовую завесу, поставленную для защиты «Тирпица», одна из бомб всё-таки попала в нос корабля, нанеся повреждения, сделавшие его практически немореходным. У немцев практически не было возможности поставить «Тирпиц» в сухой док на ремонт, поэтому в октябре линкор перевели в Тромсё в качестве «тяжёлой артиллерийской плавбатареи» на случай ожидавшегося вторжения союзников в Норвегию. Новое место дислокации корабля уже находилось в пределах досягаемости тяжёлых бомбардировщиков Бомбардировочного командования Королевских ВВС, базирующихся в Северной Шотландии, и британцы продолжили атаки на «Тирпиц», не зная о принятом немцами решении не восстанавливать корабль.

28 октября с базы Лоссимут в Шотландии был предпринят очередной налёт на «Тирпиц» под названием «Операция Obviate» (англ. Устранять), однако в последний момент корабль был скрыт облаками, и лишь одна бомба Tallboy, разорвавшись недалеко от корабля, погнула гребной вал.

Но в следующий раз, 12 ноября, во время «операции Catechism» (англ. Катехизис) над «Тирпицем» не было ни дымовой завесы, ни облаков. В корабль попали три бомбы Tallboy: одна отскочила от башенной брони, но две других пробили броню и проделали примерно 200-футовую (приблизительно 60 м) дыру в его левом борту, вызвав также пожар и последующий взрыв в пороховом погребе башни «С», причём взрыв оторвал её. В итоге «Тирпиц» завалился на борт, а затем перевернулся и примерно через 10 минут после атаки затонул к западу от Тромсё, в бухте Хокёйботн, унеся с собой на дно более 950 человек из находившихся на борту примерно 1700.

«Тирпиц» вверх килем (1944)

По причинам, до настоящего времени не до конца понятным, истребителям Люфтваффе не удалось помешать атаке британской бомбардировочной авиации на «Тирпиц» 12 ноября[уточнить]. Германской ПВО удалось лишь повредить двигатель одного из самолётов, участвовавших в налёте, но его команда спаслась, «жёстко» приземлившись в Швеции. В результате этого провала командир эскадрильи 9./JG 5 5-го воздушного флота Люфтваффе, ответственной за истребительное прикрытие района Тромсё, майор Генрих Эрлер был обвинён в преступном пренебрежении служебными обязанностями и приговорён к смертной казни, заменённой тремя годами заключения в крепости с предварительной отправкой на фронт в полевой штрафной лагерь (один из видов штрафных воинских формирований Третьего Рейха, отличавшийся особенно суровым режимом) до завершения войны.

Уничтожение «Тирпица» устранило последнюю серьёзную надводную угрозу для коммуникаций союзников в Северной Атлантике и Северном Ледовитом океане. Это позволило перевести главные надводные силы Королевского Флота — эскадренные авианосцы, быстроходные лёгкие авианосцы, линейные корабли и линейный крейсер «Ринаун» — с Атлантического театра войны, где они находились в качестве «сил сдерживания», — в Индийский и Тихий океаны, где они приняли участие в боевых действиях против Японии.

После войны[ | код]

Памятник погибшим членам экипажа «Тирпица» недалеко от Тромсё

После войны обломки «Тирпица» были проданы норвежской компании, после чего линкор разрезали на части и вывезли. Однако значительный фрагмент носовой части остаётся там, где он и затонул в 1944 году. Кроме того, электрогенераторы с корабля были использованы как временная электростанция, снабжая рыбную промышленность вокруг города Хоннингсвог (норв. Honningsvåg).

В настоящее время фрагменты линкора используются Норвежским дорожным департаментом (Vegvesenet) как временное дорожное полотно при проведении ремонтных работ[8]. Некоторые части корабля были переплавлены на брошки и прочую бижутерию. Кроме того, значительный фрагмент бронеобшивки хранится в Королевском военно-морском музее «Explosion!» («Взрыв!») в Госпорте, Хэмпшир.

Недалеко от места потопления «Тирпица» существуют искусственные озёра, появившиеся в воронках от разрывов бомб Tallboy, не попавших в цель.

Командный состав[ | код]

В культуре[ | код]

  • С «Тирпицем» связана одна из миссий в игре Hidden & Dangerous 2, где группа британских разведчиков выполняет задание по минированию корабля. В игре миссия прошла удачно, был заминирован не только сам «Тирпиц», но и минный тральщик «Олаф», а также с последнего украдена шифровальная машина «Энигма».
  • «Тирпиц» был упомянут и в игре Call of Duty в Британских миссиях, где двое разведчиков осуществляют на линкоре диверсию — минирование котлов и уничтожение электронных блоков РЛС.
  • «Тирпиц» также был упомянут в игре Wolfenstein в начальном ролике, где агент Блажкович, главный герой, осуществил на корабле диверсию и пустил его ко дну.
  • «Тирпиц» необходимо уничтожить в одной из последних миссий в игре Battle of Europe.

См. также[ | код]

Примечания[ | код]

Литература[ | код]

Ссылки[ | код]

ru.wikibedia.ru

Линкор Тирпиц.

Просмотров: 4145

Спуск линкора «Тирпиц» на воду 1 апреля 1939 года.

Технические характеристики линкора «Тирпиц»:

Длина — 251 м;
Ширина — 36 м;
Высота — 15 м;
Осадка — 10,6 м;
Водоизмещение — 53500 тонн;
Судовая силовая установка — 12 паровых котлов «Wagner» и три турбины «Brown Boveri»;
Мощность — 163026 л.с.;
Скорость — 30,8 узла;
Дальность плавания — до 10000 миль;
Экипаж:
Командный состав — 108 человек;
Личный состав — 2500 человек;
Вооружение:
Орудие 380 мм — 8;
Орудие 150 мм — 12;
Орудие 105 мм — 16;
Торпедные аппараты 533 мм — 2Х4;
Зенитное вооружение 37 мм — 16;
Зенитное вооружение 20 мм — 12;
Авиация:
Самолёт «Arado» — 4;

До появления атомной бомбы лишь одно оружие вызывало такой же страх и поклонение — линкор. В свое время это было самое большое и сложное из когда-либо созданных подвижных сооружений. История линкоров полна противоречий, она рассказывает нам об одном из самых дорогостоящих проектов воплощенных в жизнь человечеством, который определил современную политическую карту мира. В ходе гонки вооружений императоры, адмиралы, политики, все находились под влиянием величия и огневой мощи плавучей крепости. Линкоры считались орудием мировой политики и демонстрировали реальные возможности державы на мировой арене. Линкор «Тирпиц» — это история борьбы за мировое господство, которое завершилось крупномасштабными сражениями XX века.

После демонстративного отказа Германии выполнять Версальский договор в военном ведомстве развернулась дискуссия о том, какие корабли — надводные или подводные — строить для крейсерской войны на коммуникациях противника. Верх одержал сторонник надводного флота адмирал Редер. В 1939 году со стапелей Германии сходят самые крупные в истории немецкого флота линкоры «Бисмарк» и «Тирпиц». Внушительный вид новых военных кораблей настолько поразил воображение фюрера, склонного к гигантским сооружениям, что он отдал приказ о проектировании еще более крупного линкора водоизмещением около 144 тыс тонн, но ход войны перечеркнул его планы и положил конец его мечтаниям.

Линкор «Тирпиц» был построен на верфи «Wilhelmshaven» в Гамбурге в апреле 1939 года. Его называли «броненосцем» за толщину брони. Бронирование главного пояса 320 мм, верхнего пояса 145 мм, носового и кормового поясов 80 мм, главной палубы от 50 до 120 мм, башни главного орудия от 130 до 360 мм, боевой рубки — 360 мм. Дальность плавания позволяла боевому кораблю совершать походы до 8000 миль. После гибели «старшего брата» и расстроенных чувств Гитлера, линкору «Тирпиц» в боевых действиях поучаствовать практически не удалось, но своим присутствием в Норвегии он угрожал конвоям в СССР и сковывал значительные силы британского флота.

За линкорами этого класса разыгралась охота. Они не давали покоя британским авианосцам и советским подводным лодкам. Наконец утром 12 ноября 1944 года после сокрушительного шквала огня идущего из 121 самолета, авиация союзников добилась разрыва броневой обшивки и линкор «Тирпиц» начал стремительно кренится на левый борт. Вскоре в районе погребов раздался мощный взрыв и боевой корабль перевернулся вверх килем. Так была поставлена последняя точка в истории сверх линкоров Германии.

Вид на башню главного калибра «Цезарь» немецкого линкора «Тирпиц» и кильватерный строй кораблей сопровождения.
С точки зрения истории можно посмотреть на любой линкор и сказать — это самое мощное неядерное вооружение, которое создал человек.

Немецкий линкор «Тирпиц» под атакой английской авиации.

спасибо


feldgrau.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *