Таинственные Синеус и Трувор. Рюриковичи. Собиратели Земли Русской

Таинственные Синеус и Трувор

Некоторые летописи рассказывают о братьях Рюрика, Сениусе и Труворе. Говорится даже, где они княжили: Синеус на Белоозере, а Трувор — в Изборске. Синеус никак не мог быть белоозерским князем с 862 по 864 год, поскольку город Белоозеро существует лишь с X века.

Потом «братья Рюрика» бесследно исчезают из летописей. Потомков у них нет.

Академик Борис Александрович Рыбаков (1908–2001) считал, что имя «Синеус» — это искаженное «свой род» (sine hus на древнешведском языке), а «Трувор» — «верная дружина» (thru varing). Таким образом, Рюрик приходит княжить не со своими двумя братьями, а со своим родом и верной дружиной.

О Рюрике почти ничего не известно, кроме чисто внешних, формальных сведений. Взял власть… подавил восстание Вадима Храброго… Не в Новгороде, так в Приильменье, не в 862-м, так в 864 году. Еще при жизни Рюрика его государство начало расширяться. Кроме земель Приильменья и Ладоги, Рюрику стали подчиняться кривичи, жившие на Западной Двине, — их столицей был город Полоцк. Рюрик покорил финно-угорские племена мурома со столицей в городе Муроме и меря со столицей в Ростове.

Но нам не известно, как выглядел Рюрик, были ли у него ранения и шрамы, любил ли он смотреть на луну или на закат, какую еду он предпочитал, и даже не знаем, с каким оружием предпочитал ходить в бой. Нам не известно, сколько было у Рюрика жен и детей. Летописи сообщают только об одном сыне — Ингваре-Игоре; но, согласно одной из летописей, Рюрик имел нескольких жен, и матерью Игоря была норвежская княжна Ефанда. В русско-византийском договоре 944 года упомянуты племянники Игоря — Игорь и Акун. Значит, у князя Игоря были братья и сестры… Но и о них мы не знаем решительно ничего.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

Синеус и Трувор — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 ноября 2018; проверки требует 1 правка. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 5 ноября 2018; проверки требует 1 правка.

Си́неус и Тру́вор — легендарные братья варяга Рюрика, призванного на княжение в Новгород. По традиционной летописной версии («Повесть временных лет») в 862 г. Рюрик стал князем в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в земле кривичей, в Изборске; через два года Синеус и Трувор умерли, и Рюрик принял единоличную власть.

В Никоновской летописи написано:

Пойдоша из Немецъ три брата со всъмъ родомъ смоимъ: Рюрикъ, Синеусъ, Триворъ. И бысть Рюрикъ старъйшина в Новъгороде, а Синеусъ старъйшина бысть на Белъоѕере, а Триворъ во Изборце

Согласно устаревшей гипотезе Н. Т. Беляева и В. А. Мошина[1], авторство которой некоторыми исследователями (В. Я. Петрухин, И. Н. Данилевский, Е. В. Пчелов, Е. А

ru.wikipedia.org

Рюрик, Синеус и Трувор. 862–879 гг.. История государства Российского [litres]

Рюрик, Синеус и Трувор. 862–879 гг.

Начало Российской Истории представляет нам удивительный и едва ли не беспримерный в летописях случай. Славяне добровольно уничтожают свое древнее правление и требуют Государей от Варягов, которые были их неприятелями. Нестор пишет, что Славяне Новогородские, Кривичи, Весь и Чудь отправили Посольство за море, к Варягам-Руси, сказать им: Земля наша велика и обильна, а порядка в ней нет: идите княжить и владеть нами. Слова простые, краткие и сильные! Братья, именем Рюрик, Синеус и Трувор, знаменитые или родом, или делами, согласились принять власть над людьми, которые, умев сражаться за вольность, не умели ею пользоваться. Окруженные многочисленною Скандинавскою дружиною, готовою утвердить мечом права избранных Государей, сии честолюбивые братья навсегда оставили отечество. Рюрик прибыл в Новгород, Синеус на Белоозеро в область Финского народа Веси, а Трувор в Изборск, город Кривичей. Смоленск, населенный также Кривичами, и самый Полоцк оставались еще независимыми и не имели участия в призвании Варягов. Следственно, держава трех владетелей, соединенных узами родства и взаимной пользы, от Белаозера простиралась только до Эстонии и Ключей Славянских, где видим остатки древнего Изборска. Сия часть нынешней С. Петербургской, Эстляндской, Новогородской и Псковской Губерний была названа тогда Русью, по имени Князей Варяго-Русских.

Призвание князя – встреча князя со старейшинами и народом славянского города. Худ. А. Кившенко

Чрез два года [в 864 г.], по кончине Синеуса и Трувора, старший брат, присоединив области их к своему Княжеству, основал Монархию Российскую. Уже пределы ее достигали на Востоке до нынешней Ярославской и Нижегородской Губернии, а на Юг до Западной Двины; уже Меря, Мурома и Полочане зависели от Рюрика: ибо он, приняв единовластие, отдал в управление знаменитым единоземцам своим, кроме Белаозера, Полоцк, Ростов и Муром. Таким образом, вместе с верховною Княжескою властию утвердилась в России и система Феодальная.

К сему времени Летописец относит следующее важное происшествие. Двое из единоземцев Рюриковых, именем Аскольд и Дир, может быть, недовольные сим Князем, отправились с товарищами из Новагорода в Константинополь искать счастия; увидели на высоком берегу Днепра маленький городок и спросили: «Чей он?». Им ответствовали, что строители его, три брата, давно скончались и что миролюбивые жители платят дань Козарам. Сей городок был Киев: Аскольд и Дир завладели им; присоединили к себе многих Варягов из Новагорода, начали под именем Россиян властвовать как Государи в Киеве.

Князь Рюрик. Портрет из «Царского титулярника»

Княжение варяжских братьев: Рюрика, Синеуса и Трувора. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Таким образом, Варяги основали две Самодержавные области в России: Рюрик на Севере, Аскольд и Дир на Юге.

Нестор молчит о дальнейших предприятиях Рюрика за недостатком современных известий. Он княжил единовластно, по смерти Синеуса и Трувора, 15 лет в Новегороде и скончался в 879 году, вручив правление и малолетнего сына, Игоря, родственнику своему Олегу.

Память Рюрика, как первого Самодержца Российского, осталась бессмертною в нашей Истории и главным действием его княжения было твердое присоединение некоторых Финских племен к народу Славянскому в России, так что Весь, Меря, Мурома наконец обратились в Славян, приняв их обычаи, язык и Веру.

Прибытие Рюрика в Ладогу. Худ. В. Васнецов

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

history.wikireading.ru

РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР — это… Что такое РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР?


РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР

по русским летописным преданиям, три брата-конунга, т. е. предводителя варяжских дружин, якобы призванные «из-за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде н основавшие Древнерусское государство. Согласно этой версии, Рюрик сел в Новгороде, Синеус — в Белоозере, Трувор — в Изборске. Быстрая смерть среднего и младшего братьев сделала Рюрика полновластным правителем Новгородской земли. Некоторые ученые отождествляют его с Рёриком Датским, совершавшим во главе варяжской дружины набеги на страны Западной Европы (до 860). Существует мнение, что Синеуса и Трувора не существовало, а известие о них — результат неправильно прочитанного русским летописцем иностранного текста, который сообщает, что Рюрик пришел в землю славян со своим домом (сине-хус) и верной дружиной (тру-вор).
Рюрик правил сначала в Ладоге. Он не был призван «из-за моря», а захватил в 862 власть в Новгороде, воспользовавшись внутренними усобицами. Это вызвало восстание против варягов во главе с Вадимом Храбрым. Рюрик казнил Вадима и его «советников», другие новгородцы бежали в Киев. Легенда о «призвании» варягов, сложившаяся в Новгороде или Ладоге в XI в., была использована при редактировании «Повести временных лет» в н. XII в. для объяснения происхождения и прославления правящей русской княжеской династии, основателем которой стал считаться Рюрик. Эта версия легла в основу антинаучной норманнской теории. Легенда о создании Рюриком Древнерусского государства опровергается многочисленными данными источников, которые говорят о складывании государственности у славян задолго до IX в. и о становлении Древнерусского государства вследствие внутреннего общественного развития.
В. БугановИсточник: Энциклопедия «Русская цивилизация»

.

  • РЫЧКОВ
  • РЯЖЕНИЕ

Смотреть что такое «РЮРИК, СИНЕУС, ТРУВОР» в других словарях:

  • РЮРИК — СИНЕУС — ТРУВОР — по рус. летописным преданиям, три брата конунга, т.е. предводителя варяжских дружин, якобы призванные из за моря новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде и основавшие Др. рус. гос во. Согласно этой версии, Рюрик сел в… …   Советская историческая энциклопедия

  • Рюрик — Синеус — Трувор —         по русским летописным преданиям, три брата конунга, предводителя варяжских дружин, якобы призванные «из за моря» новгородскими славянами с целью прекращения междоусобиц в Новгороде и основавшие Древнерусское государство. Согласно этой… …   Большая советская энциклопедия

  • Синеус — легендарный князь, правивший в Белоозере, брат Рюрика. * * * СИНЕУС СИНЕУС, по русским летописным преданиям, один из трех братьев конунгов (Рюрик, Синеус, Трувор), предводителей варяжских дружин, призванных «из за моря» новгородскими славянами… …   Энциклопедический словарь

  • Трувор — легендарный князь, правивший в Изборске в IX в. Брат Рюрика. * * * ТРУВОР ТРУВОР, по русским летописным (см. ЛЕТОПИСИ) преданиям, один из трех братьев конунгов (Рюрик, Синеус, Трувор), предводителей варяжских дружин, призванных «из за моря»… …   Энциклопедический словарь

  • Синеус —         по русским летописным преданиям, один из трёх братьев конунгов, предводителей варяжских дружин, якобы призванных «из за моря» новгородскими славянами для прекращения междоусобиц и основавших Древнерусское государство; см. Рюрик Синеус… …   Большая советская энциклопедия

  • СИНЕУС — см. Рюрик Синеус Трувор …   Советская историческая энциклопедия

  • Рюрик I Новгородский — Рюрик Рюрик в композиции «Тысячелетие России» новгородский князь …   Википедия

  • Рюрик — У этого термина существуют и другие значения, см. Рюрик (значения). Рюрик ст. слав …   Википедия

  • Синеус и Трувор — Призвание варягов. В. М. Васнецов Синеус и Трувор легендарные …   Википедия

  • Рюрик. Потерянная быль — Эта статья предлагается к удалению. Пояснение причин и соответствующее обсуждение вы можете найти на странице Википедия:К удалению/25 декабря 2012. Пока процесс обсужден …   Википедия


dic.academic.ru

Олимпиадные задания по истории для 7 класса

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

1. Закупы, рядовичи, смерды.
2. 1478 г., 1485 г., 1514 г.
3. Алексей Басманов, Малюта Скуратов, Афанасий Вяземский.

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду?

1. Древляне, бужане, вятичи, дреговичи, поляки, кривичи.
2. 1552 г., 1556 г., 1581 г., 1589 г.
3. Рюрик, Радим, Синеус, Трувор.

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности:

А. Восстание под предводительством Ивана Болотникова
Б. Царствование Бориса Годунова
В. Избрание Михаила Романова царём
Г. Период «семибоярщины»
Д. Царствование Лжедмитрия I

Задание 4. Используя все приведённые слова и словосочетания, составьте определения исторических понятий. Назовите эти понятия. Слова и словосочетания не могут использоваться дважды. Разрешается добавлять предлоги, изменять слова по падежам.

1. От, хан, покорённый, Батый, Русь, система, Орда, зависимость, Золотая.
2. Родовитость, заслуги, а, не, порядок, высшие, служба, должности, предки, назначение, государственные, соответствие, личные.

Задание 5. Проанализируйте отрывок из сочинения В.О. Ключевского. «Воротившийся из плена отец государев, возведённый в сан патриарха (1) и второго государя, твёрдою рукою взялся за кормило правления и не всегда смотрел на боярские лица; но управление до конца жизни патриарха велось совместными силами обоих государей при участии Боярской думы (2) и Земского собора (3). Это двоевластие было сделкой семейных понятий и политических соображений: родителю неловко было стать просто подданным своего сына, а сын нуждался в постоянном регентстве (4), которое всего естественнее было поручить отцу с титулом второго государя. В одном местническом случае вопрос, который из государей больше или меньше другого, решён был так: «каков он, государь, таков же и отец его государев; их государское величество нераздельно».

Ответьте на вопросы:
1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике.
2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.
3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого
государя»?
4. Напишите значение выделенных понятий:

1. Патриарх —
2. Боярская Дума –
3. Земский собор –
4. Регентство –

Задание 6. Перед вами 8 музейных экспонатов, рассказывающих о страницах российской и европейской истории. Разбейте представленные экспонаты на 4 пары, пояснив, каким сюжетом они между собой связаны. Назовите представленные ниже экспонаты, ответ внесите в таблицу в соответствующие графы.

Название экспонатов

Что их связывает?

1 пара
2 пара
3 пара
4 пара

Задание 7. Какому историческому событию соответствует карта-схема? Напишите событие и номер соответствующей иллюстрации.

Событие:_____________________________________________________________________Номер иллюстрации: ____________

Задание 8. Впишите правильную букву (правильные буквы) вместо пропусков:

1. …рдынский выход, б…с…рмены, б…скаки, …рлык, н…й…н.
2. Р…формация, к…льв…низм, пр…тес…ан…ство, лют…ранство, …..зуиты.

Задание 9. Выберите и подчеркните правильный ответ:

1. Как называлось наследственное земельное держание?
а) поместье; б) удел; в) вотчина; г) домен.
2. Укажите годы Ливонской войны.
а) 1558-1583 гг.; б) 1555-1575 гг.; в) 1547-1552 гг.; г) 1505-1533 гг.
3. Какое название получила монета в результате денежной реформы Елены
Глинской?
а) деньга; б) копейка; в) рубль; г) пуло.
4. Какое государство было первым исследователем новых земель?
а) Португалия; б) Англия; в) Россия; г) Испания.

Задание 10. Напишите заметку в журнал «Дилетант» о наиболее значимом событии истории России.

Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства.

 

Ответы:

Задание 1. По какому принципу образованы ряды? Дайте краткий ответ.

  1. (Категории зависимого населения Киевской Руси)
  2. Завершение объединения русских земель: 1478 г. — присоединение Новгорода,
  3. 1485 г. – Твери, 1514 г. — возвращение Смоленска)
  4. Руководители опричнины

Задание 2. Что или кто является лишним в ряду? Лишнее слово подчеркните.

  1. поляки
  2. 1589 г.
  3. Радим

Задание 3. Расположите в хронологической последовательности
1 Б
2 Д
3 А
4 Г
5 В
Задание 4.

  1. Иго — система зависимости покорённой Батыем Руси от ханов Золотой Орды
  2. Местничество — порядок назначения на высшие государственные должности в соответствии с родовитостью и службой предков, а не за личные заслуги.

Задание 5.Ответы на вопросы:

1. Укажите с точностью до полувека период, описываемый в источнике. Первая половина XVII века 
2. Назовите имена «первого» и «второго» государей, упоминаемых в тексте.
«Первый» государь – царь Михаил Федорович, «второй» государь – патриарх
Филарет (Ф.Н. Романов). 
3. Следствием каких событий стало вступление на престол «первого государя»?
Избрание его на царство Земским собором 1613 г. 

4. Напишите значение выделенных понятий.

  1. Патриарх — глава православной независимой церкви.
  2. Боярская дума — высший совещательный орган при государе.
  3. Земский собор — собрание представителей всех сословий.
  4. Регентство — временное осуществление полномочий главы государства при малолетстве наследника престола.

Задание 6.

 

Название экспонатов

Что их связывает?

1 пара1КолумбВеликие географические открытия
5Каравелла
2 пара2Собор Святой Софии в Киеве Храм был построен в первой половине XI века в центре Киева, согласно летописи, князем Ярославом Мудрым
8Ярослав Мудрый
3 пара4Шапка Мономаха В 1547 году в Успенском соборе Московского Кремля состоялась торжественная церемония венчания на царство Ивана IV
7Успенский Собор в Москве
4 пара

3

Осада Константинополя турками-османамиВ 1453 году столица Византийской империи, Константинополь, была захвачена турками-османами под предводительством султана Мехмеда II 

6

Собор Святой Софии в Константинополе

Задание 7. Событие: Ледовое побоище

Номер иллюстрации: 2

Задание 8.

1. Ордынский выход, бесермены, баскаки, ярлык, нойон.
2. Реформация, кальвинизм, протестантство, лютеранство, иезуиты.

Задание 9.

1. в) вотчина
2. а) 1558-1583 гг.
3. б) копейка
4. а) Португалия

Задание 10. Творческое задание оценивается по указанным критериям:
Назовите описываемое событие;
укажите период (век, год) истории России, когда оно произошло;
назовите не менее двух участников события;
опишите произошедшее событие;
объясните, в чём его значение для истории русского государства

Вконтакте

Facebook

Twitter

Google+

Одноклассники

olimpotvet.ru

Синеус и Трувор

Глупость, как и всё живое, может быть представлена большим разнообразием. Одной из её разновидностей является прилипчивая идея о том, что имена братьев летописного князя Рюрика – Синеуса и Трувора – на самом деле скрывали слова sine hus и thru varing (они взяты непосредственно «из народа», поэтому за орфографию автор никакой ответственности не несёт).

Ах, как приятно иным людям ласкать себя мыслью: дескать, меня не надуешь, я на три метра в землю вижу! Такие убеждены, что изучать летописи слева направо и сверху вниз, принимая на веру рассказы летописцев – занятие для простаков. Читать летописи надо с подходцем и лучше всего – между строк! Именно между строк хранятся все тайны, скрытые от народа под видом… ну, там, под разными видами! Из таких думок родилось много исторических «находок».

Но конкретно для российской истории неисчерпаемым источником умопомрачительных «открытий» явились, конечно, упорные, почти трёхсотлетние настояния норманистов о том, что ведущую роль в процессах образования Древнерусского государства, в создании древнерусского института верховной княжеской власти, в таинственной институционализации контроля над Балтийско-Волжским торговым путём, в возведении древнерусских городов в русле не то завоевательной экспансии, не то миграции колонистов сыграли выходцы из так называемой Средней Швеции. Однако на этом звездном пути старушка–история подставила ортодоксальным норманистам ножку самым ехидным образом, не предъявив в наличности ни одного подходящего шведского Рюрика.

Хочу напомнить, что творцы норманистского историозодчества всегда и вплоть до сегодняшнего дня находились под сильным влиянием представлений в рамках линейной эволюции, согласно которой человечество вначале проживало небольшими родовыми коллективами, изолированными друг от друга, и по этой схеме каждый такой коллектив перемещался в межплеменном пространстве не только со своими вещами, украшениями и пр., но и со своими именами. Соотвественно, по именам легко определить, кто к какой этнической группе принадлежал. Поэтому все силы были брошены на поиски Рюрика из Средней Швеции. Однако когда никого не нашли, то взыскующий взор стал обшаривать и ближайшие окрестности, и тут–то на глаза попался Рёрик из латиноязычных хроник, которого представители мира науки нарекли Рюриком Ютландским (к вопросу об искуственных именах, якобы массово производимых хитрыми летописцами). И, что называется, пошла писать губерния.

Вот какой портрет «конунга Рёрика» можно найти, например, в работах М.Б. Свердлова:

Этот мужественный правитель нападал на Западнофранкское королевство из Фрисландии (на территории современной Голландии и северо-западной части Германии), за что франки вынудили его оттуда переселиться. С дружиной и близким окружением («домом») он был вынужден отправиться в Ютландию (современную Данию). Изгнанный франками и оттуда, он был вынужден переселиться, вероятно, в Среднюю Швецию. Избрание князем именно Рёрика являлось мудрым политическим решением, поскольку он не был шведом и должен был решать те задачи, которые стояли перед славяно-мерянским объединением…1


Почему избрание князем именно этого неудачника, не сумевшего защитить и сохранить даже собственное достояние и отеческие гробы, являлось мудрым решением, лично мне представляется какой–то утонченной загадкой. Хотелось бы получить разъяснение. Не знаю, правда, к кому обращаться.

Однако, пока суть да дело, надо рассказать, что на пути переселения в древнерусскую историю персонажа из датской истории как раз и оказались братья летописного Рюрика – Синеус и Трувор, которых нет в биографии так называемого Рюрика Ютландского. К тому же у них, к огорчению пестунов этого сумбурного героя, оказались «необычные для скандинавской ономастики имена», поэтому летописных братьев Рюрика следовало изгнать из истории, иначе все корабли тонули. Для их ликвидации и применили метод лингвистического «расчленения» с пояснением, что эти горемыки, на самом деле, являлись переосмысленными скандинавскими выражениями: sinn hus – «свой дом» и tru var – «вера» и «договор» в значении «верная дружина».

Отсюда следовало, что согласно преданию, отразишемуся в именах легендарных братьев Рюрика, он прибыл на Русь «со своим домом» (близким окружением и слугами) и «верной дружиной» (служилыми людьми).2


Примечательного в этой истории с так называемым Рюриком Ютландским то, что все её сторонники не владеют ни одним из скандинавских языков. По этой причине они с лёгкостью могут коверкать якобы «скандинавские» фразы и не испытывать от этого неудобства. Но тем, кто хоть немного знаком со скандинавскими языками, читать вышеприведённые экзерсисы тяжело.

«Sinn hus» – это не «скандинавское» выражение, поскольку скандинавское было бы «sitt hus» (дат., норв., шв.). «Tru» – это слово неизвестного происхождения, поскольку «вера» будет «tro» (дат., норв., шв.). Как можно писать вышеприведённые лингвистические выдумки, даже не потрудившись элементарно свериться со словарём, объяснять не берусь. Но возможно, такова цена длительного обитания в утопической среде: если можно было создать исторические события, никогда не происходившие на «скандинавской» почве, то почему бы ни начать придумывать никогда не существовавший «скандинавский» язык? Особо интересно то, что в среде приверженцев «скандинавского» Рюрика немало скандинавистов, но даже с мнением этих коллег сторонники «sine hus» и «thru varing» не считают нужным сверяться.

Известно, что с критикой нелепой версии имён Синеуса и Трувора как переосмысленных фраз некоего «скандинавского» языка выступала такая известная скандинавистка как Е.А. Мельникова. Так, Мельникова совершенно однозначно разъясняла, что среди историков, которые не знакомы с дренескандинавскими языками, распространена версия этимологии имен Синеусъ и Труворъ как переосмысленных эпитетов или фраз и приводила, в качестве примера, Б.А. Рыбакова:

Б.А. Рыбаков полагает, что «в летопись попал пересказ какого-то скандинавского сказания о деятельности Рюрика, а новгородец, плохо знавший шведский язык, принял традиционное окружение конунга за имена его братьев».

Он приводит два возможных, по его мнению, варианта «шведского оригинала»: sine use или sine hus, означающий якобы «со своими родичами» или «свой род», для Синеус, и tru war или thru varing со значением «верная дружина» для Трувор. Не говоря уже о полном несоответствии этих «исконных» фраз элементарным нормам морфологии и синтаксиса древнескандинавских языков, а также семантике слов hus и væringi, которые никогда не имели значения «род, родичи» и «дружина», предположение исходит из того, что летописец-переписчик дважды перевел эту фразу: один раз в соответствии с её истинным смыслом – Рюрик приходит, по Новгородской первой летописи, с «роды своими… пояша со собою дружину многу и предивну», а затем вторично – приняв её за личные имена.3


Казалось бы, яснее не скажешь. Лингвистические конструкции, с помощью которых некоторые российские историки пытаются ликвидировать летописных братьев Рюрика, не соответствуют элементарным нормам древнескандинавских языков. Получается фраза вроде «мандрапа пупа мандрапа па» из одной старой кинокомедии. Иначе говоря, это – несуществующий язык, или же, как часто пишут в интернете, – албанский.

Как же подобная абракадабра могла получить распространение среди учёных и закрепиться в российской науке? Именно в российской, поскольку в западную она как будто не перешла, по крайней мере, среди скандинавских учёных она точно не привилась – как угодно, но свои-то языки они знают. Приведу пример из монографии норвежского исследователя Х. Станга.

Расчленение имени летописного Синеуса на «sine hus» Х. Станг решительно отвергает, как грамматически, так и в смысловом отношении. Возвратно-притяжательное местоимение sin/sitt перед существительным – это современный язык. Грамматически мн.ч от «дом» с этим местоимением в др.- сканд. должно было быть með husum sinum. По смыслу слово «дома» – hus или husen – означает только постройки, строения.4 Там же в примечании Станг дополнительно указывает ещё и на нелогичность с точки зрения оформления всей фразы: почему первое выражение «со своими домами» оформлено местоимением «свой», а второе выражение «с верной дружиной» не оформлено:

Why «his houses» in the one instanse, and not «his tru guard» in the other, is anybody’s guess.


Однако лингвистика лингвистикой, но ведь есть ещё и просто здравый смысл. На то, что идея об именах Синеуса и Трувора как переосмысленных выражениях «верная дружина» и «с роды своими» – полнейший абсурд с точки зрения контекста всего летописного повествования, обращал внимание историк Ю.Д. Акашев. Если согласиться с этой идеей, писал он, то получается, что Рюрик обосновался в Новгороде, «его род» – в Белоозере, а его «верная дружина» – в Изборске.5

В.В. Фомин развил эту мысль и показал, что если принять данную концепцию норманистов, то ещё более нелепым выглядит известие Сказания о призвании варягов: «По двою же лету Синеус умре и братъ его Трувор; и прия власть Рюрик», которое должно было бы означать: «Два года спустя умерли «его род» и брат его «верная дружина». Рюрик, таким образом, остался как перст один, буквально разом потеряв всех, с кем он пришёл на Русь – и «свой род», и свою «верную дружину», и непонятно, каким «мужем своим» он начал затем раздавать «грады».

Фомин обращает внимание также на то, что если «sine hus», превратившееся в Синеус, в некоем исходном «древнешведском» тексте означало «со своими родичами» или «с роды своими», то почему же во многих других местах летописи мы так и читаем: «с роды свои», а не с покойным Синеусом? Получается, что в процессе передачи текста Сказания летописец то не понимал шведское «sine hus» и писал Синеус, то вдруг начинал понимать и писал тогда «с роды своими».6

Известный специалист в области русского фольклора С.Н. Азбелев неоднократно отмечал в своих работах, что толкованию имён братьев Рюрика противостоит русский фольклор о князьях Синеусе и Труворе.7

Когда российская историческая наука избавиться от груза утопий, около трёхсот лет довлеющих над ней как кошмар, то надо всей этой историей с «Рюриком Ютландским» будут, наверняка, смеяться больше всего. Пишу об этом с горечью, зная, имена каких крупных учёных связаны в истории науки с этой версией.

Один из моих читателей во время обсуждения был озабочен вопросом: как вписываются в версию о славянском происхождении Рюрика слова sine hus и thru varing? Надеюсь, что хотя бы частично сумела облегчить его заботы и ответить – решительно никак, таких слов просто нет. Переводи их хоть с восточноскандинавского на западноскандинавский (таких языков в природе пока не открыто, но в интернете они иногда мелькают), хоть – наоборот, получается одно и тоже: RUBBISH!

Да и «славянского происхождения Рюрика» у меня нет. Я не работаю ни с этносами, ни с языковыми семьями. Предмет моих исследований – династии, а там всё полиэтнично.

Лидия Грот,
кандидат исторических наук

Источник

info-grad.com

Рюрик и его братья Синеус и Трувор («думающий» и «знающий»)

Оригинал взят у alexandropolus в Рюрик и его братья Синеус и Трувор («думающий» и «знающий»)    У нас  есть для идентификации варягов три имени. Рюрик, Синеус и Трувор. Попробуем перевести эти имена на русский язык.  Самая первая версия, выдвинутая учеными,  относила эти имена к скандинавским. Вот и не будем далеко ходить.
К сожалению, я не владею старонорвежским языком, поэтому буду использовать  знание  современного норвежского (букмоля)  и надеяться, что корни слов  не изменились неузнаваемо. Ведь мы,читая русские летописи, не так уж беспомощны. Хотя, конечно, надо иметь навык.
     Рюрик, Рюрик —  звучит по-норвежски как «Славный». Можете проверить в словаре  «Ærerik».
Ну, славный, так славный. Об этом написано и в Википедии, правда, там «славный»  приведен в  датской орфографии.  Надеюсь здесь нет нужды напоминать, что Дания — тоже скандинавская страна, хотя и не на Скандинавском полуострове расположенная. Шведский, норвежский и датский языки  очень близки.

    Далее — мои » пять  копеек».
Имена  братьев наилегчайшим образом переводятся с норвежского. «Synes и   Tro(var)» — «Полагать и знать точно».  Это — очень близкие по значению понятия , которые  на русском языке выражаются обычно  как «думать, считать, полагать, верить…»
 И то, и другое  слово обозначает  ЗНАНИЕ , причем, Трувор  это —  знание с гораздо большей степенью уверенности. 
Надеюсь, мне удалось объяснить  смысловую разницу между Синеус и Трувор. Можете проверить  по норвежскому словарю.
Надо еще отметить, что эти слова  широко используются в современной норвежской речи.
Норвегия тоже является    скандинавской  страной.  И мне кажется, что, если бы антинорманисты переводили  не с «древнеисландского», они бы нашли  в русском  и норвежском языках немало общекорневых  слов.  Никак  не 6 — 8!  
     Еще одно обстоятельство необходимо учитывать. Возможно, вы обратили внимание на то, что  в скандинавском эпосе  принято использовать в качестве  имён  собственных  близкие по значению слова. 

Примером могут быть  имена воронов и волков, которые служат Одину.  
Вспомним, что Один — верховный  скандинавский  бог ,» отец и предводитель асов. Мудрец и шаман, знаток рун и сказов (саг), царь-жрец, князь (конунг)-волхв (vielus), но, в то же время, бог войны и Победы, покровитель военной аристократии, хозяин Вальхаллы и повелитель валькирий.
Спутники Одина — во́роны Хугин и Мунин  («помнящий»и «думающий»)   
и волки  —  Гери и Фреки («жадный» и «прожорливый»).
  А братья у Рюрика Синеус и Трувор («думающий» и «знающий точно»).  
Мне лично здесь видится что-то сказочное,  эпическое.
Как-то  всё это  вписывается в традицию. Ваше мнение?


alexandropolus.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *