Бронзовый век — коротко о культуре и искусстве

Бронзовый век стал вторым поздним периодом эпохи металла. Он охватывает века с XXV до XI до н.э. и условно делится на три этапа:

  • Ранний – XXV по XVII вв..
  • Средний – XVII по XV вв.
  • Поздний – XV по IX вв.

Бронзовый век характеризуется усовершенствованием орудий труда и охоты, но до сих пор ученые не могут понять, каким образом древние люди пришли к мысли о плавлении медной руды металлургическим способом. Бронза стала первым металлом, полученным путем сплава олова и меди, часто с добавлением сурьмы или мышьяка, и по своим свойствам превосходила мягкую медь: температура плавления меди – 1000°С, а бронзы – около 900°С. Таких температур добивались в небольших печах-тиглях с острым дном и толстыми стенами. Формы для отливки орудий труда и охоты изготавливали из мягкого камня, а жидкий металл разливали глиняными ложками.

Развитие бронзового литья привело к усовершенствованию производительных сил: некоторые пастушьи племена перешли к кочевому скотоводству, а оседлые продолжали развиваться и перешли к плужному земледелию, что послужило началом социальных изменений внутри племен. Кроме того, культура бронзового века начинает меняться: в роду устанавливаются патриархальные отношения – укрепляется власть старшего поколения, усиливается роль и положение мужа в семье. Свидетелями служат парные захоронения мужа и жены со следами насильственной смерти женщины.

Начинается расслоение общества, социальные и имущественные различия между зажиточными и бедными слоями становятся все больше: появляются большие многокомнатные дома с четкой планировкой, богатые поселения растут, сосредотачивая вокруг себя более мелкие. Постепенно расширяясь, они образуют первые города, в которых активно развивается торговля и ремесла, в бронзовый век зарождается письменность. Это было очень важным моментом.

Искусство бронзового века развивалось вместе с совершенствованием орудий труда: наскальная живопись приобрела четкие, строгие очертания, а геометрические схемы сменили разноцветные рисунки зверей. В этот период появляется скульптура, орнаменты (в украшениях орудий труда и предметов бытовой жизни), пластика. Именно в орнаментах проявился символический изобразительный язык, который у каждого рода был свой. Орнаментальная живопись носила характер оберегов: защищали сосуды для пищи от злых духов, притягивали изобилие, дарили здоровье семье.

Интересны знаменитые росписи Каракола, изображавшие странных существ, в фигурах которых переплетались звериные и человеческие черты. Сочетание анфаса и профиля в одном человеческом изображении сближает эти фигуры с древнеегипетским искусством – все эти картины отражали космогонические представления древних о происхождении человека, о взаимодействиях людей и богов при переходе в мир мертвых. Такие рисунки были выполнены черной, белой и красной краской на стенах погребальных ящиков, а на черепах умерших были обнаружены следы рисунков, выполненных красной краской.Кроме необходимых орудий, древние люди научились изготавливать литые и кованые бронзовые, золотые медные украшения, которые декорировали чеканкой, камнями, костью, кожей и ракушками.

Бронзовый век был предшественником железного, который поднял цивилизацию на более высокий уровень развития.

fb.ru

Первобытное искусство | КАК НАУЧИТЬСЯ РИСОВАТЬ

« История изобразительного искусства. Общие положения | Главная | Композиция. Общие положения »

Автор: admin | 22 Дек 2013

Истоки искусства уходят в глубокую древность. Первобытное искусство, хронологические рамки которого 2 млн. — 1 тыс. до н.э., было началом образного отражения действительности и с самых первых шагов стало помогать человеку постигать окружающий мир.  Принято деление первобытного искусства на периоды по материалу, из которого изготовлялись орудия труда и оружие, на каменный, бронзовый и железный века.

Каменный век (2 млн. — 2 тыс до н.э.) состоит из трех периодов: палеолит, мезолит и неолит.

Палеолит (2 млн. — 10 тыс. до н.э.) делится на нижний (до 150 тыс. до н.э.), средний (150-35 тыс до н.э.), верхний (35-10 тыс. до н.э.). В эту эпоху возникли первые религиозные верования: магия, тотемизм, анимистические представления. Появились первые художники и изобразительная деятельность, связанная с духовными потребностями человека. В начале верхнего палеолита на территории Франции, Испании, Восточной Европы и Сибири возникли все виды изобразительного искусства: рисунки, росписи, рельеф, круглая скульптура. Рисунок исполнялся резцом или камнем. Роспись наносилась примитивной кистью или рукой. Художник писал желтой, красной, коричневой охрой, сажей, мергелем, растертыми на животном жиру. Круглая скульптура изготовлялась из мягких пород камня, рога, кости и всегда была небольших размеров. Рельеф вырезался на отдельных камнях или естественных выступах скал. Почти все сюжеты были посвящены животным.

Верхний палеолит делится на два периода – Ориньяк-Солютре и Мадлен.

Ориньяк-Солютре (35-20 тыс. до н.э.). В начале эпохи  рисунки несовершенны: неузнаваема порода животного, не соблюдены пропорции (пещ. Санта-Изабелле). Первые произведения круглой пластики – женские фигурки с едва намеченными конечностями, суммарно обработанной головой и подчеркнутыми половыми признаками.

Венера Виллендорфская. Каменный век. Палелит. Ориньяк-Солютре. Франция

На стенах пещер встречаются изображения рук, заключенных к круг, и человеческих фигур в звериных масках. К концу эпохи животные рисуются уверенной линией, контур четче, пропорции правильнее, появляется штриховка (пещ. Кастильо, Фон-де-Гом). Встречаются попытки показать животных в различных позах (пещ. Нио, Ляско, Фон-де-Гом, де ла Пенья, Пасегья).

Лошадь. Роспись. Каменный век. Палеолит. Ориньяк-Солютре. Францияю Пещера Нио

Мадлен (20-10 тыс. до н.э.). Животные изображаются в движении. Все изображение, иногда натурального размера, покрывается краской, от одноцветной до двух-, трехцветной различных тонов (пещ. Альтамира, Фон-де-Гом, Ляско, Руфиньяк, Капова). К концу периода художники начинают группировать фигуры животных (пещ. Лимейль, грот Тейжа, Шаффо). Широкое распространение получила мелкая пластика из камня и кости: статуэтки женщин, животных, птиц (пещ. Мезина).

Бизон. Роспись. Каменный век. Палеолит. Мадлен. Испания. Пещера Альтамира

Мезолит (10-6 тыс. до н.э.). Наиболее яркие памятники мезолита обнаружены  на скалах территории Восточной Испании, Средней Азии, Кавказа. Появляются изображения сюжетных многофигурных сцен. Животные даются в рисунках выразительной контурной линией, черным или красным силуэтом, внимание сосредоточено на экспрессии движения (пещ. Альпера). Художник старается добиться не столько внешнего сходства, сколько показать внутренний смысл происходящего (пещ. Когул). Человек изображен схематично, условно, но всегда в динамичных сценах с определенным сюжетом (ущелье Валлторта, Кобыстан, Фергана).

Женские и мужские фигуры. Каменный век. Мезолит. Резьба по камню. Кавказ. Кобыстан

Неолит (6-2 тыс. до н.э.). Быстрое наступление неолита особенно четко прослеживается в странах с благоприятными климатическими условиями — в Передней и Средней Азии, Египте, Индии, Юго-Восточной Европе. Человек стремится обобщить существующие понятия. Появившиеся представления о мироздании в целом не могут воплотиться ни в одном из известных человеку реальных образов. Особенностью периода является развитие условно-орнаментальных форм. Стремление украсить предметы быта наблюдается в керамике, деревянной утвари, тканях.

Триполье. Широкое распространение получает мелкая пластика из камня, кости, рога, глины. Фигурки животных реалистичны, хотя трактованы обобщенно. Женские фигуры покрыты орнаментом, воспроизводящим узор ткани, упрощены и схематичны.

Женская статуэтка. Каменный век. Неолит. Триполье.

Керамика Триполья выполнена из ярко-желтой или оранжевой глины. Туловище сосуда покрыто орнаментом из геометрических фигур или спиралевидных линий, исполненных черной, белой, коричневой красками.

Трипольские сосуды. Каменный век. Неолит

Племена лесных районов Европы и Азии. Широкое распространение получили петроглифы – наскальные изображения, выполненные ударной техникой или краской. Они изображают выразительные в движении и общности трактовки группы животных (Урал, Сибирь). Человек менее выразителен, но понятен (Норвегия).

Лоси. Петроглиф. Каменный век. Неолит. Томская писаница

Мелкая скульптура представлена фигурами и головами животных, выразительных и лаконичных. Головами птиц и зверей украшена деревянная утварь.

Каменный топор в форме лосиной головы. Каменный век. Неолит. Норвегия

Бронзовый век (2 тыс. до н.э.). Развитие культуры бронзового века связано с районами, где добывался металл — это территория Европы, Азии, Кавказ, Урал и Южная Сибирь. Это время патриархата, войн, столкновений, появления культа вождя. Строятся первые заупокойные сооружения – курганы.

Курган. Бронзовый век. Северное Причерноморье

В степном Причерноморье над курганами помещены каменные бабы – надмогильные памятники в виде антропоморфных фигур. Основной вид творчества – художественная обработка металла. В большом количестве изготовляются металлические украшения и мелкая пластика.

Каменная баба. Бронзовый век. Степное Причерноморье

Широкое распространение получили мегалитические сооружения, которые были трех типов: менгиры, дольмены, кромлехи. Менгир – вертикально стоящий камень, от едва отесанного до монументальной скульптуры, – являлся местом поклонения (Франция, Южная Сибирь).

Менгир. Бронзовый век. Франция. Карнак

Дольмен – стоечно-балочная конструкция с несомыми и несущими частями – является местом захоронения. Простейший дольмен имеет две опоры, законченный – четыре. Камень, круглый или шестиугольный в плане, перекрывает опоры.

Дольмен. Бронзовый век

Кромлех – менгиры и дольмены, расположенные по кругу, – является первой культовой постройкой. Самый знаменитый и сложный кромлех найден в Англии, возле Стоунхенджа. Он состоит из нескольких концентрических кругов разной величины каменных столбов. В центре всего сооружения, имеющего строго продуманную и довольно сложную планировку, лежит квадратная плита, которая, вероятно, и была смысловым центром архитектурной композиции.

Кромлех. Бронзовый век. Англия. Стоунхендж

Кавказ (Майкоп). Майкопский курган – богатейшее погребение, особого внимания в котором заслуживают украшения балдахина с нашивными бляшками. Полотнище держалось на полых серебряных столбиках, украшенных литыми из золота фигурками быков.

Золотой бычок. Бронзовый век. Кавказ. Майкопский курган

Элементы пейзажа, передающего Кавказские горы и реки, на серебряном сосуде этого же кургана – новое, что появилось в то время.

Серебряный сосуд. Бронзовый век. Кавказ. Майкоп

Кавказ (Северная Осетия). В Кобанской культуре получили широкое распространение бронзовые топорики, покрытые гравированным рисунком. Орнаментировались и рукоятки кинжалов, подвески в виде животных, бронзовые фибулы, иногда украшенные головами животных.

Кобанские топорики. Бронзовый век. Кавказ. Осетия

Южная Сибирь (Минусинская котловина). Для Минусинской культуры характерны крупные каменные изваяния, являющиеся объектами почитания. Лицо с этническими чертами — «личина», воспроизведенное на вертикальной плоскости камня, выполнено в невысоком рельефе. Детали обозначены врезанной графической линией. Иногда присутствует верхняя часть женского торса. Этнические черты, характерные для «личин», видны также в фигурках куколок из стеатита. Развитие литья отразилось в украшении оружия образами животных.

Железный век (2 тыс. до н.э.). Искусство железного века представлено на территории Центральной и Западной Европы и в Северном Причерноморье. Усложняется структура общества, получают распространение войны-грабежи. Погребения военных вождей, культ которых углубляется, отмечены особой пышностью и богатством. Одежда, оружие, украшения перегружены декором. Мелкая пластика представлена композициями из металла. В керамике – новые формы, орнаментированные изображениями животных и людей. В этот период углубляется различие стилистических приемов между культурами и внутри каждой из них.

Гальштаттская культура. Сосуды покрывались врезанным геометрическим орнаментом, заполненным цветной пастой. Некоторые сосуды завершены скульптурными изображениями животных, птиц, людей упрощенных форм. Так же условно решены фигурки мелкой пластики, иногда соединенные в композицию. К оригинальным памятникам прикладного искусства относятся ритуальные серебряные ведра — ситулы, верхняя часть которых покрывались гравированным, реалистичным изображением сельскохозяйственных сцен, пиров.

Гальштаттские сосуды. Железный век

Скифская культура. Основной вид деятельности скифов – прикладное искусство. Это бронзовые, золотые, серебряные, костяные, деревянные украшения, оружие, предметы быта. Особенность скифского искусства выражается в так называемом «зверином стиле», узнаваемом в любом предмете по силе и совершенству изображаемых зверей, по остроте и драматизму композиции. Главный сюжет изображений – животные, как целые фигуры, так и отдельные характерные части.

Скифская пектораль. Железный век. Украина. Курган Толстая могила

Памятники первобытного творчества свидетельствуют о том, что на каждом этапе своего пути вперед человек старался найти наиболее действенные средства выражения своих чувств и мыслей. В первобытную эпоху была заложена основа всех выразительных приемов, которыми в дальнейшем будет пользоваться человечество.

Читать далее Искусство Древнего Египта

Темы: История изобразительного искусства | Ваш отзыв »

Отзывы

nnosova.ru

у истоков первых государств :: SYL.ru

Начало эпохи металла

Бронзовый век, пришедший на смену энеолиту на рубеже четвертого и третьего тысячелетий до нашей эры, придал мощный импульс дальнейшему развитию человеческой цивилизации. Он стал первым этапом эпохи металла, когда каменные средства производства и орудия труда решительно начали вытесняться металлическими. Бронзовый век наступил после открытия свойств медных сплавов в разных точках планеты. С данной исторической эпохой связано несколько важнейших вех развития человеческого общества. В первую очередь распространение производящей хозяйственной деятельности, среди которой начинают выделяться земледелие и скотоводство. Особенно ярко выраженным этот процесс был на различных территориях степной Евразии, что обусловлено новыми техническими достижениями первобытного общества – изобретением колесной повозки, а также на более позднем этапе использованием лошадей в качестве транспортного средства.

Конец первобытного образа жизни

Бронзовый век характеризуется не только знакомством человека с медными сплавами, но и первыми примитивными технологиями металлообработки, что резко повысило производительность труда. Таким образом, становление металлургии ускорило совершенствование социума и создало необходимые предпосылки для образования первых древнейших городов и даже государств, которые уже в четвертом тысячелетии до нашей эры возникли в Месопотамии и юго-западном Иране, а немногим позже – в дельте Нила. Это было окончанием первобытного образа жизни, который все же продолжал свое существование на большей части заселенной людьми земли.

Неравномерность эволюции человеческого общества

Бронзовый век ознаменовался стихийным возникновением упорядоченной общности людей – древнейших государств – в различных регионах и в разный временной период. На многих территориях их не было до относительно недавнего времени. Например, до прихода европейских колонизаторов государственного устройства не существовало в Австралии, на значительной части африканского континента, во многих районах Америки. Первобытная организация общества с ее сравнительно простым укладом жизни долго сохранялась там, куда в силу каких-либо причин не проникло влияние более развитых цивилизаций, где специфические климатические и природные условия не давали возможности развиваться более сложным формам социального устройства. Народы Океании, Америки, отчасти Сибири и тропической Африки продолжали жить в бронзовом веке практически до шестнадцатого века.

Особенности культурного развития эпохи бронзы

Систематическое занятие земледельческой и скотоводческой деятельностью, особенно в благоприятных климатических и природных условиях с достаточным количеством водных ресурсов и плодородных почв, предоставляло людям широкие возможности для производства продуктов питания больше необходимого минимума, вследствие чего накапливались определенные излишки, появлялось свободное время, которое можно было посвятить ремеслу. Так и появилась культура бронзового века. Начали создаваться каменные и металлические изделия, посуда, ткани, различные предметы быта и домашней утвари, которые сегодня археологи находят в большом количестве. Это было началом возникновения натурального обмена, что придало дополнительный импульс совершенствованию человеческого общества. Постепенно социальная жизнь усложнялась, возникала необходимость выполнения сложных и трудоемких общественных работ на перспективу. Например, в долинах крупных рек начали строить различные ирригационные сооружения уже в четвертом веке до нашей эры. В других регионах требовалась вырубка леса. Все это и привело к объединению мелких родовых сообществ в крупные социальные формации, из которых затем образовались первые государства.

Искусство

Искусство бронзового века имеет ряд индивидуальных характерных особенностей. Оно уже отличается большим разнообразием в сравнении с предыдущими эпохами, а также получает большее географическое распространение. Повсеместным явлением становятся петроглифы (наскальные изображения), росписи на каменных плитах, формируется художественное направление геометрически сложного орнамента. Возникновение скульптурных произведений и мелкой пластики также становится важной чертой искусства эпохи бронзы. В этот период уже можно проследить определенные художественные сюжеты, которые напрямую связаны с мифологическими представлениями древнейших народов. Появляются первые традиции орнаментации керамических изделий. А само искусство приобретает черты своеобразного изобразительного языка, знаковой системы, обращенной к родственным группам соплеменников.

www.syl.ru

Бронзовый век

Бронзовый век — первый период после каменного века. Продолжался от 3500 лет до 1100 лет до н. э. Однако у различных культур бронзовый век наступил в разное время, так что в разных точках планеты эти временные рамки могут отличаться. Как бы то ни было, считается, что люди начали использовать бронзу 3500-3000 лет до н.э. В это время закончился последний период каменного века энеолит или медный век, после чего наступила эпоха бронзовой культуры.

Название бронзовому веку дало главное изобретение человека в это время. После открытия меди и олова, человек научился создавать их сплав (бронзу), что дало новый толчок к развитию и усовершенствованию предметов труда и охоты. Всего выделяют три этапа бронзового века — ранний, средний и поздний. На раннем этапе зона культур, была относительно небольшой, однако с ходом времени всё больше и больше территорий, заселённых людьми, перенимало металлургию с использованием бронзы, превращая её буквально в повсеместную.

Как известно, холодная ковка меди появилась ещё в предыдущем — медном периоде. Стоит отметить, что учёные до сих пор не могут однозначно ответить, каким образом древним людям удалось догадаться, что медь можно обрабатывать при помощи огня и плавления. Как одно из предположений: кусочки меди, которые оказались в породе или которые остались после холодной ковки, попали в сильный костёр и впоследствии расплавились. Люди это увидели и стали использовать огонь для того, чтобы плавить медь и создавать таким образом более современные изделия. Но и тут возникают вопросы. Дело в том, что температура горения костра достигает разве только 700 градусов, тогда как температура плавления меди превышает 1000 градусов. Случайно ли было открыто плавление меди, например, в результате длительного нахождения кусочков в самом эпицентре возгорания или при горении каких-либо сильногорючих материалов, или каким-то другим способом, но факт остаётся фактом. Люди обнаружили такую особенность меди и придумали новый способ обработки.

Где именно впервые был изобретён способ получения бронзы остаётся спорным вопросом, однако, судя по археологическим данным, первые изделия из меди с примесью олова обнаружены в Ираке и Иране. Данные находки датируются IV тысячелетием до н.э. Также древние бронзовые изделия, датирующиеся примерно тем же временем, найдены на Северном Кавказе и в Анатолии. Это может говорить о том, что открытие бронзы могло произойти одновременно в нескольких местах.

Социальная сторона человеческого общества в бронзовом веке продолжала развиваться. В обществе заметны всё большие различия между богатыми и бедными. Зажиточные люди начинают отделять себя от бедных слоёв, появляются первые богатые дома. Зачастую вокруг этих домов строятся другие богатые дома, организуя таким образом зажиточные районы, вокруг которых вырастают поселения обычных людей, занимающихся сельским хозяйством, животноводством, различными ремёслами. Таким образом растёт количество крупных городов. Помимо ремёсел активно развивается торговое дело, которому способствует переход человека от охоты и собирательства к скотоводству и земледелию, а также производство изделий из меди и бронзы. Скупка и продажа изделий из металла, а также самих материалов приобрела значительных размах. Помимо изделий, которые изготавливались из практичных соображений, то есть для труда и охоты, большое распространение получили предметы украшений. Также считается, что в бронзовом веке зарождается первая письменность, которая оказалась необходима людям, которые теперь жили не маленькими поселениями, независимо друг от друга, а в больших городах, которые сообщаются с другими городами, ведут с ними торговлю и другие дела.

Следующим после бронзового стал железный век.

Сейчас также смотрят:

web-kapiche.ru

Бронзовый век

Временной период с конца 4 до начала 1 тысячелетия до нашей эры, когда человек узнал, что такое бронза, и научился обрабатывать этот металл, изготавливая из него орудия труда и оружие, называют бронзовым веком. В этот период человек научился выращивать домашний скот, перемещаясь с места на место, стал поливать растения, которые выращивал, обрабатывая свои земли, изобрел письменность и стал использовать рабов, принуждая их к тяжелому труду.

В Средней Азии в этот период люди стали переплавлять медь в сочетании с оловом. Основными занятиями этого времени были орошаемое земледелие и скотоводства. В этот период стали развиваться различные ремесла. Но особенно примечательно, что человек изобрел гончарный круг и стал лепить из глины и других природный материалов посуду. Хорошо развита была и торговля.

В Европе люди занимались преимущественно скотоводством: коневодством, содержанием коз и овец. При этом скотоводы постоянно перемещались по обширным европейским степям. Это способствовало тому, что разные племена активно общались друг с другом, обмениваясь достижениями в хозяйственной деятельности, культурой и языком. Люди в этот период стали хоронить умерших в земле, создавая над могилами огромные курганы.

В качестве средства перемещения люди стали использовать лошадей. Лошадь впрягали в повозку или ездили на ней верхом. В это время были изобретены колесницы – древние повозки. Постепенно скотоводство становилось оседлым.

Итак, с появлением рабовладельческих государств в период с 4 по 3 тысячелетия в долинах крупных рек – Нила, Инда, Хуанхэ, Ефрата и Тигра – у людей возникла необходимость в больших строениях для хранения урожая. Строения нужно было охранять. Это значит, что нужно было изготавливать много оружия. Оружие делали из камня. Люди находили «камни», которые плавились на огне и быстро застывали, приобретая нужную форму. А главное, что такие орудия не ломались в отличие от каменных. Такими легко плавящимися «камнями» на самом деле были куски меди.

Люди стали добывать медь, используя каменные орудия труда: молотки, зубила. Но люди замечали, что медь была мягкой и непрочной. Поэтому ее стали переплавлять вместе с оловом. Так появилась бронза.

Поделиться ссылкой

sitekid.ru

Бронзовый век | Общественный портал Школы №1505 «Преображенская»

Бронзовый век

Бронзовый век — историко-культурный период, характеризующийся распространением в передовых культурных центрах металлургии бронзы и превращением её в ведущий материал для производства орудий труда и оружия. На остальных территориях в это же время продолжалось развитие Неолита или совершался переход к освоению металла. Приблизительные хронологические рамки Б. в.: конец 4-го — начало 1-го тысячелетия до н. э. Бронза, сплав меди с др. металлами (свинец, олово, мышьяк и др.), отличается от меди легкоплавкостью (700—900°С), более высокими литейными качествами и значительно большей прочностью, что и обусловило её распространение. Б. в. предшествовал медный век, иначе халколит, или Энеолит, — переходный период от камня (см. Каменный век) к металлу (найдены металлические предметы, датируемые 7-м тысячелетием до н. э.). Древнейшие бронзовые орудия найдены в Южном Иране, Турции и Месопотамии и относятся к 4-му тысячелетию до н. э. Позднее они распространяются в Египте (с конца 4-го тысячелетия до н. э.), Индии (конец 3-го тысячелетия. до н. э.), Китае (с середина 2-го тысячелетия до н. э.) и в Европе (со 2-го тысячелетия до н. э.).

Статья о бронзовом веке в БСЭ

Срубная культура

Срубная культура (протоскифская или киммерийская) — археологическая культура бронзового века (17-12 вв. до н. э.), распространённая в степной и лесостепной зонах Восточной Европы и Средней Азии, от Румынии до Туркмении и Прибалхашья. Впервые была раскопана в начале XX века на Северском Донце. Как самостоятельная культура выделена В. А. Городцовым в 1905 году. На сегодняшний день известно около 500 археологических памятников срубной культуры. Название культуры связано с тем, что большинство впервые исследованных могил имело срубы из деревянных колод. Однако в других местах распространения племен этой культуры срубов в захоронениях почти не выявлено: покойников, как правило, хоронили в простых грунтовых ямах или в каменных ящиках.

Выделяют 3 хронологических периода срубной культуры:

1)Первая стадия — раннесрубная (17-16 в. до н. э.). Для поселений характерны каркасные наземные жилища. Хозяйство с признаками патриархально-скотоводческого производства (разведение крупного и мелкого рогатого скота). Носители культуры занимались обработкой металла. Инвентарь захоронений состоит из оружия (топоры, копья, кинжалы, наконечники стрел), орудий труда (ножи, топоры, скребки) и разнообразных украшений.

2) Во второй период (15-14 в. до н. э.) срубная культура достигает наивысшего расцвета. Преобладающим типом зданий остаются наземные жилища. Сокращается число богатых захоронений и вещей в них. На всей территории срубного культурно-исторического сообщества посуда принимает стандартный вид, характерный для этого периода.

3)Последний этап срубной культуры, представленный на Южном Урале (14-12 в. до н. э.), характеризуется значительными изменениями в материальной и духовной культуре. Наблюдается резкое сокращение числа памятников.

Важное место в исследовании памятников срубной культуры занимают поселения Правобережной Украины, где существовали сабатиновская группа памятников (степное Правобережье) и белозерская — на нижнем Днепре, которые часто выделяют как отдельные культуры. Типичная срубная культура относится к 16-12 в. до н. э., сабатиновская — 14-12 в. до н. э., а белозерская — 11-9 в. до н. э. Важная черта сабатиновской и белоезерской культур — значительное количество бронзолитейных мастерских и кладов с бронзовыми изделиями. Клады, которых только в Северном Причерноморье обнаружено более 20, включают в себя изделия из бронзы (например, топоры-кельты и серпы) и слитки металла. В Причерноморье и Приднепровье в позднем бронзовом веке существовал бронзолитейний центр. В селе Малые Копани найдено 19 половинок литейных форм, предназначенных для отливания коротких мечей, кинжалов, кельтов, наконечников копий и дротиков, долот, ножев, бляшок, подвесок и других изделий. Самым распространенным типом керамики срубной культуры был горшок банкоподобной формы. Орнамент, покрывавший верхнюю часть посуды, имел оттиск шнура или вид перекрещенных линий. Интересно то, что в составе фриза такого «узора» часто встречаются разнообразные знаки, крестики, прямоугольники, схематические изображения животных и др., часто определяемые как примитивное пиктографическое письмо, до сих пор не поддающееся расшифровке.

Орудия труда срубной культуры в основном изготовлены из бронзы: топоры-кельты, долота, шила, иголки, ножи с характерным только для данной культуры перехватом,. Имеются костяные и каменные изделия: псалии, лощила, зубчатые штампы — из кости; матрицы, молоты, зернотерки — из камня. В процессе развития культуры появляется металлическая посуда, представленная клепаными из листов меди казанками. Из бронзы изготовляли также украшения — браслеты, проволочные или литые, шпильки, бляшки, обычные и крестоподобные антропоморфные подвески, особенно характерные для сабатиновской культуры.

Бронзовый век Хорезма. Тазабагъябская культура.

Во время проводившихся Толстовым С.П. совместно с А. И. Тереножкиным в 1938 г. разведок в песках между Беркут-кала и Наринджаном ими была обнаружена керамика, отличающаяся от керамики всех остальных памятников Хорезма. Эта керамика, слабо обожженная и сделанная без гончарного круга, имела поверхность, покрытую орнаментом из характерных треугольников и углов, чрезвычайно близко напоминая керамику бронзового века Поволжья, Казахстана и Минусинского края, относящуюся к так наз. срубной (Поволжье) и андроновской (Сибирь и Казахстан) культурам. Она представляла, таким образом, своеобразный вариант бронзового века степной полосы юго-восточной Европы и смежных областей Азии, обладая ярко выраженными признаками, позволяющими датировать ее эпохой бронзового века и, вероятнее всего, серединой второго тысячелетия до нашей эры.

В 1940 г. к северо-востоку от Ангка-калы С.П. Толстовым была открыта развеянная стоянка той же эпохи, давшая прекрасные образцы богато орнаментированной плоскодонной керамики. Благодаря этой находке удалось установить преемственность кельтеминарской культуры, культуры бронзового века Хорезма, названной исследователями тазабагъябской, и амирабадской культуры ранне-железного века. Керамика второй из них, сохраняя многие особенности кельтеминарской орнаментики (наряду с господствующими новыми элементами, сближающими ее со срубной и андроновской культурами), по характерной форме днища, выступающего в стороны по сравнению с нижней частью стенок, связывается с амирабадской культурой, также обладающей этой особенностью.

Вместе с тем можно установить и специфические особенности керамики тазабагъябской культуры. Орнамент, расположенный полосой вокруг перегиба от корпуса к шейке сосуда, образован, как правило, двумя рядами обращенных основанием друг к другу треугольников, разделенных двойной опоясывающей сосуд линией. Специфичен рисунок треугольников: они образованы веером расходящихся из левого угла треугольника оттисков длинного зубчатого штампа. Контур треугольника остается, таким образом, справа незамкнутым. Таким образом, как и хорезмийский неолит, бронзовый век Хорезма примыкает не к бронзовому веку южной полосы Средней Азии (Анау и сходные с анаусской культуры), а к бронзовому веку степной зоны Восточной Европы, Казахстана и Сибири. Ближе всего тазабагъябская культура может быть сопоставлена с исследованным О. А. Граковой западным вариантом андроновской культуры, хотя, несомненно, представляет своеобразный вариант степной бронзы.

Близость керамики хорезмийского бронзового века к андроновской и срубной позволяет предположить, что хозяйственная база и социально-экономический строй Хорезма этой эпохи не отличались существенно от того, который встает перед нами на основании изучения богатых андроновских памятников Сибири и Казахстана и памятников срубной культуры Поволжья. Хотя охота и рыболовство и сохраняются, господствующее место занимают скотоводство (овца, бык, лошадь) и мотыжное земледелие (пшеница и другие злаки). Зернотерки, костяные мотыги, бронзовые серпы свидетельствуют, наряду с костями животных и остатками зерен, о происшедшей перемене. Меняется и тип жилища. Стоянки и срубной и андроновской культур дают нам прямоугольные жилища с крышей на столбах, по-видимому, двускатной. Размеры жилища близки к кельтеминарским. Так, жилище срубного времени у с. Костенок близ Воронежа дает размеры 20×9 м, жилища близ хутора Ляничева на Дону—20×9 м и 20×8 м. Однако, как и кельтеминарские дома, эти постройки, по-видимому, имели еще общий центральный очаг, свидетельствующий о прочности связей обитающей в доме общины.

Следующий этап истории первобытного Хорезма позволяет предполагать появление нового типа жилищ, так наз. «длинного дома», в котором на первый план выступают уже многочисленные устойчивые очаги отдельных парных семей. Датировка памятников тазабагъябской культуры может быть определена временем около середины II тысячелетия до н. э. Если правильно наше заключение о земледельческом характере тазабагъябской культуры, то эта дата удивительным образом совпадает с древнейшей хорезмийской эрой, по ал-Бируни начинающейся с 980 г. до Александра Македонского и связываемой с первоначальной земледельческой колонизацией Хорезма. Это предание, опирающееся, по-видимому, на какие-то генеалогические или астрономические расчеты, содержит, таким образом, зерно истины и связано с каким-то существенным сдвигом в социально-экономической и этнической истории древнехорезмийских племен. По-видимому, одна из сторон этого сдвига заключается в уже отмеченном выше переходе к земледелию. В этой связи большой интерес представляет вторая хорезмийская эра, приводимая ал-Бируни и отделенная от первой 90 годами. Бируни связывает эту эру с приходом в Хорезм легендарного героя Сиявуша, родоначальника династии хорезмийских царей.Эра Сиявуша в концепции Бируни является эрой начала хорезмийской государственности.

сть все основания предполагать, что переход к земледелию и бронзе и новые этнические перегруппировки в низовьях Аму-Дарьи были связаны с началом перехода хорезмийских племен на стадию военной демократии, сопровождаемую образованием широких военных конфедераций племен, вожди-жрецы которых персонифицировались в легенде в образе божественного героя Сиявуша. Эра колонизации и эра Сиявуша — это, безусловно, варианты одной и той же эры, начинающейся с XIII в. до и. э. и дошедшей до ал-Бируни в двух незначительно различающихся между собой версиях. Середина II тысячелетия является временем появления первых памятников протоиндоевропейской речи в Передней Азии. В этой связи небезынтересно отметить появление в Анау III значительного, количества фрагментов близкой к кельтеминарской и тазабагъябской керамики, — явно свидетельствующая о скрещении обеих культур первобытной Средней Азии — анаусской культуры древних земледельцев и андроноидной культуры потомков кельтеминарских рыболовов. Хорезмийская легенда приводит, в свою очередь, Сиявуша с юга. Богатая ресурсами котловина Приаралья, заселенная потомками кельтеминарских рыболовов, переходящими под влиянием южных примитивных земледельцев, носителей «каспийской» цивилизации Герцфельда, к скотоводству и земледелию, видимо, играет в этом процессе выдающуюся роль и, вероятно, вполне заслуженно отождествляется Марквартом с Айрья-нем-Вэдко, родиной ариев авестийских легенд.

Стоунхендж

Одно из самых известных сооружений бронзового века — Стоунхендж.

Первые исследователи связывали постройку Стоунхенджа с друидами, раскопки, однако, отодвинули время создания Стоунхенджа к новокаменному и бронзовому векам.

Современная датировка элементов Стоунхенджа, основана на радиоуглеродном методе.

В настоящее время выделяют следующие фазы:

Фаза 1 — строительство главного рва и валов (культура Виндмилл-Хилл). Во рву было найдено значительное число оленьих рогов со следами «износа». Поскольку ниже этих рогов ила найдено не было, было высказано предположение, что ров был вырыт вскоре после умерщвления оленей. Последнее событие было датировано радиоуглеродным методом 3020-2910 до н. э. При этом имеются отклоненные образцы.

— Фаза 2 — вторичное заполнение рва, деревянные сооружения и лунки Обри.

— Фаза 3 — похоронная врезка в вершину вторичного заполнения рва, постройка каменных колец из песчаника и голубых камней, авеню и лунки Y и Z (Уэссекская культура). Материал для датировки валунов сарсена, имеющийся в весьма ограниченном количестве, указывает на 2440—2100 до н. э.[3] Легенды связывали постройку Стоунхенджа с именем Мерлина.

В середине XVII века английский архитектор Иниго Джонс выдвинул версию, что Стоунхендж возвели древние римляне. Некоторые учёные средних веков считали, что Стоунхендж построили швейцарцы или немцы. В начале XIX века утвердилась версия о Стоунхендже как святилище друидов. Некоторые считали, что это гробница Боадицеи — языческой королевы. Еще авторы XVIII века подметили, что положение камней можно увязать с астрономическими явлениями.

Наиболее известная     современная попытка истолкования Стоунхенджа как грандиозной обсерватории каменного века принадлежит Дж. Хокинсу и Дж. Уайту. Поддержки в современном научном сообществе эта гипотеза практически не имеет. Также часто утверждают, что Стоунхендж использовался для захоронений. Действительно, на территории памятника найдены захоронения, но произведены они были много позже постройки Стоунхенджа. Например, во рву найден скелет молодого взрослого мужчины, датированный радиоуглеродным методом как 780—410 до н. э.

 

Вернуться в раздел «Экспозиция музея»

gym1505.ru

Бронзовый век (3500–1200 гг. до н.э.). История — Путеводитель по Израилю

Бронзовый век является второй, поздней фазой эпохи раннего металла, сменившей медный век и предшествовавшей железному веку.

В целом, хронологические рамки бронзового века: 35/33 — 13/11 вв. до н.э., но у различных культур они отличаются.

Общая периодизация

Выделяют ранний, средний и поздний этапы бронзового века.

В начале бронзового века зона культур с металлом охватывала не более 8—10 млн км², а к его концу их площадь возросла до 40—43 млн км².

На протяжении бронзового века происходило формирование, развитие и смена ряда металлургических провинций.

Ранний бронзовый век

Рубежом, отделявшим медный век от бронзового века, был распад Балкано-Карпатской металлургической провинции (1-я половина 4 тыс.) и формирование ок. 35/33 вв.

Циркумпонтийской металлургической провинции. В пределах Циркумпонтийской металлургической провинции, доминировавшей на протяжении раннего и среднего бронзового века, были открыты и начали эксплуатироваться меднорудные центры Южного Кавказа, Анатолии, Балкано-Карпатского региона, Эгейских островов.

  • Охотники
  • Скотоводы-кочевники
  • Земледельцы
  • Земледельцы/Ранние цивилизации
  • Ранние цивилизации

* Розовая граница — бронзовый век на 2000 до н.э.

К западу от неё функционировали горно-металлургические центры Южных Альп, Иберийского полуострова, Британских островов, к югу и юго-востоку металлоносные культуры известны в Египте, Аравии, Иране и Афганистане, вплоть до Пакистана.

Место и время открытия способов получения бронзы достоверно неизвестно. Можно предположить, что бронза была одновременно открыта в нескольких местах.

Самые ранние бронзовые изделия с примесями олова обнаружены в Ираке и Иране и датируются концом 4 тысячелетия до н. э. Но есть свидетельства и более раннего появления бронзы в Таиланде в 5-ом. тысячелетии д.н. э.

Содержащие примеси мышьяка изделия из бронзы производились в Анатолии и по обе стороны Кавказа в раннем 3-ем. тысячелетии до н. э. А некоторые бронзовые изделия майкопской культуры датируются ещё серединой 4-го тысячелетия д.н. э.

Хотя этот вопрос спорный и другие результаты анализов говорят о том, что те же самые Майкопские бронзовые изделия изготовлены в середине 3-го тысячелетия д.н. э.

С началом бронзового века оформились и начали активно взаимодействовать два блока человеческих сообществ Евразии.

Южнее центрального складчатого горного пояса (Саяно-Алтай — Памир и Тянь-шань — Кавказ — Карпаты — Альпы) сформировались общества со сложной социальной структурой, хозяйством, основанном на земледелии в комплексе с животноводством, здесь появились города, письменность, государства.

Севернее, в Евразийской степи сформировались воинственные общества подвижных скотоводов.

Средний бронзовый век

В среднем бронзовом веке (26/25 −20/19 вв. д.н. э.) происходит расширение (в основном на север) зоны, занятой металлоносными культурами.

Циркумпонтийская металлургическая провинция в основном сохраняет свою структуру и продолжает являться центральной системой производящих металлургических очагов Евразии.

Поздний бронзовый век

Началом позднего бронзового века является распад Циркумпонтийской металлургической провинции на рубеже 3 и 2 тыс. и формирование целой цепи новых металлургических провинций, в разной степени отразивших важнейшие черты горно-металлургического производства, практиковавшиеся в центральных очагах Циркумпонтийской металлургической провинции.

Среди металлургических провинций позднего бронзового века наиболее крупной была Евразийская степная металлургическая провинция (до 8 млн кв.км.), наследовавшая традиции Циркумпонтийской металлургической провинции.

К ней с юга примыкала малая по площади, но отличающаяся особым богатством и разнообразием форм изделий, а также характером сплавов, Кавказская металлургическая провинция и Ирано-Афганская металлургическая провинция.

От Саяно-Алтая до Индокитая распространились производящие центры сложной по характеру формирования Восточно-Азиатской металлургической провинции.

Разнообразные формы высококачественных изделий Европейской металлургической провинции, простиравшейся от Северных Балкан до Атлантического побережья Европы, сосредоточены преимущественно в богатых и многочисленных кладах.

С юга к ней примыкала Средиземноморская металлургическая провинция, существенно отличавшаяся от Европейской металлургической провинции производственными приемами и формами изделий.

В 13/12 вв. до н. э. происходит катастрофа бронзового века: распадаются или видоизменяются культуры практически на всём пространстве от Атлантического до Тихого океана, в течение нескольких столетий — до 10/8 вв. до н. э. происходят грандиозные переселения народов. Начинается переход к раннему железному веку. Дольше всего рецидивы бронзового века сохранялись на кельтской территории (Атлантическая Европа).

Бронзовый век в степной полосе

Курганная гипотеза относит к периоду поздней бронзы раскол прежде единой протоиндоевропейской общности, населявшей причерноморские степи. Обозначения бронзы в различных индоевропейских языках происходят от одного корня. Мария Гимбутас и её последователи связывают с протоиндоевропейцами такие культуры раннего бронзового века, как катакомбная и ямная.

К началу II тыс. до н. э. начинается распространение индоевропейских племён на восток и запад.

Андроновская культура, связываемая с индоиранцами, занимает обширные пространства Центральной Евразии (см. Синташта, Аркаим). Залогом успеха распространения индоевропейцев стало наличие у них таких новаторских технологий, как колесница и меч.

Влиянием европеоидных пришельцев с запада отмечены культуры бронзового века в Южной Сибири — в первую очередь, карасукская и тагарская. Находки идентичного оружия на территории в тысячи километров (т. н. сейминско-турбинский феномен) позволяют археологам предположить, что над туземными народами лесной полосы Евразии с XVI в. до н. э. господствовала некая подвижная дружинная элита

Бронзовый век на Ближнем Востоке

На Ближнем востоке 3 периодам соответствуют следующие датировки (даты очень приблизительные):

  • РБВ — Ранний бронзовый век (3500—2000 до н. э.)
  • СБВ — Средний бронзовый век (2000—1600 до н. э.)
  • ПБВ — Поздний бронзовый век (1600—1200 до н. э.)

Каждый главный период может быть разделён на более короткие подкатегории: как пример РБВ I, РБВ II, СБВ IIa и т. д.

Бронзовый век на Ближнем востоке начался с Анатолии (современная Турция).Горы Анатолийского нагорья обладали богатыми залежами меди и олова. Также медь добывалась на Кипре, в Древнем Египте, Израиле, Иране и вокруг Персидского залива.

Медь обычно смешивалась с мышьяком, и всё же растущие потребности в регионе в олове привели к созданию торговых маршрутов, ведущих из Анатолии. Также морскими маршрутами медь импортировалась в Древний Египет и Месопотамию.

Ранний бронзовый век характеризован урбанизацией и появлением городов-государств, а также появлением письменности (Урук, IV тысячелетие до н. э.). В Среднем бронзовом веке произошла существенная расстановка сил в регионе, (амориты, хетты, хурриты, гиксосы и возможно израильтяне).

Поздний бронзовый век характеризован конкуренцией мощных государств региона и их вассалов (Древний Египет, Ассирия, Вавилония, хетты, митаннийцы).

Обширные контакты были установлены с эгейской цивилизацией (ахейцы), в которой медь играла немаловажную роль.

Бронзовый век на Ближнем востоке завершился историческим явлением, которое в среде профессионалов принято называть бронзовый коллапс. Это явление отразилось на всём Восточном Средиземноморье и Ближнем востоке.

Железо появилось на Ближнем востоке, а также в Анатолии, уже в Позднем бронзовом веке. Вступление в силу железного века ознаменовалось скорее политическими мотивами, чем прорывом в области металлургии.

Подразделения Бронзового века

Древний ближневосточный Бронзовый век может быть разделён следующим образом:

Архитектура бронзового века

В эпоху бронзы преобладающее значение получила монументальная архитектура, возникновение которой связано с развитием религиозных представлений, с культом предков и природы, то есть с духовными представлениями общества.

Мегалитические сооружения возводились усилиями всей первобытной общины и были выражением единства рода.

guide-israel.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *