Содержание

Проект 23550 — универсальные патрульные корабли ледового класса, водоизмещение, ТТХ и вооружение, постройка головного судна Алмаз

Последние десятилетия Арктика стремительно превращается в арену довольно жесткого противостояния между крупнейшими мировыми державами. И этому есть несколько причин. Первая из них – это общая неопределенность государственных границ в этом регионе. Ну а вторая, и, конечно же, главная – это фантастические богатства Арктики, которые лежат под вечными льдами и только ждут своего часа. Кроме того, изменения глобального климата, скорее всего, уже в ближайшие десятилетия полностью освободят ото льда Северный морской путь, что откроет кратчайший торговый маршрут между Азией и Старым Светом.

Сегодня интерес к высоким северным широтам проявляют не только страны, имеющие выход к арктическим морям, но и государства, расположенные очень далеко от этого региона – такие как Китай и Индия.

«Арктический» вопрос занимает весомое место в российской внутренней и внешней политике, Москва активно готовится защищать свои интересы в этом регионе. В том числе и военными методами. За полярным кругом строятся новые военные базы, восстанавливается аэродромная сеть, на вооружение принимаются новые виды боевой техники, «заточенной» под сложные условия Крайнего Севера. Однако этого мало. Чтобы быть эффективным в Арктике, необходимо иметь в этом регионе мощную корабельную группировку, причем корабли должны соответствовать специфическим условиям предполагаемого театра военных действий…

19 апреля 2017 года в Санкт-Петербурге состоялась закладка головного корабля проекта 23550 – уникального судна, спроектированного для работы в северных арктических морях. Разработкой этого проекта занимались специалисты «Крыловского государственного научного центра», а постройка серии, пока состоящей из двух судов, будет вестись на мощностях АО «Адмиралтейские верфи». Головной корабль проекта получил имя в честь выдающегося советского полярника и исследователя Арктики – «Иван Папанин». Его планируют передать российскому флоту после 2020 года. Готовность корабля на осень 2017 года составляет 15%.

Второй корабль серии «Николай Зубов» будет заложен в 2018 году, срок его сдачи – ориентировочно 2022 год. Возможно, что позже ледоколы проекта 23550 будут закупаться российской Пограничной службой. Пока в этом вопросе нет ясности.

Универсальные патрульные корабли проекта 23550 – уникальные суда, совмещающие в себе качества патрульного корабля, буксира и ледокола. Они способны осуществлять конвоирование, буксировку, нести патрульную службу. Мощный комплекс вооружения поможет кораблям этого проекта надежно защитить выбранную акваторию. Также они могут принимать участие в спасательных и поисковых операциях, тушить пожары на береговых и плавучих объектах. Подобная универсальность позволит «Ивану Папанину» и его будущим «систершипам» наиболее эффективно выполнять задачи в Арктической зоне.

Причем не только в ней – для кораблей этой серии будут открыты любые зоны мореплавания, от высоких северных широт до тропиков. Что-то подобное проекту 23550 существует у норвежцев, но характеристики их патрульного ледокола «Свальбард» существенно ниже.

История создания проекта 23550

Патрульный корабль ледового класса проекта 23550 впервые был представлен широкой публике в 2015 году, во время салона МВМС-2015. Его посетители имели возможность познакомиться с макетом нового корабля. Тогда же впервые были озвучены некоторые из характеристик будущей серии. В частности, были опубликованы данные о комплексе вооружения российского патрульного ледокола. Еще можно добавить, что уникальное судно вызвало огромный интерес у посетителей мероприятия.

Нельзя сказать, что создание боевых ледоколов – это абсолютно новое дело для отечественных кораблестроителей. В 1941 году гражданские корабли этого класса были включены в состав ВМФ и вооружены. Так, например, ледокол «Сталин» получил 10 орудий и пулеметы. Всю войну он занимался проводкой кораблей по Северному морскому пути. Послевоенные ледоколы также можно назвать кораблями двойного назначения. Причем возможность военного использования часто закладывалась еще во время проектирования. Так, например, на атомоходы типа «Арктика» – это самый массовый проект советских ледоколов – могли быть установлены артиллерийские установки. А наличие вертолета превращало их в отличный патрульный корабль. В последние годы для ВМФ РФ было заложено несколько ледоколов, но это мирные суда, не имеющие на борту оружия…

26 апреля 2016 года между российским военным ведомством и ОА «Адмиралтейские верфи» был заключен контракт на постройку двух кораблей проекта 23550. Первоначально планировалось сдать оба корабля до 2020 года. Однако вскоре стало очевидно, что в эти сроки производитель не вложится, поэтому передача второго ледокола серии перенесена на 2022 год.

На что способны российские боевые ледоколы

Потребность ВМФ России в новых кораблях ледокольного класса в последние годы была очевидна. Так, например, во время недавних учений Северного флота для доставки личного состава и техники на Новосибирский архипелаг пришлось привлекать ледокольные суда «Росатомфлота». Именно по итогам этих учений министр обороны Шойгу заявил о планах создать в Арктике специальное подразделение патрульных кораблей ледокольного класса. Нетрудно догадаться, какие именно корабли он имел в виду.

В подобном направлении движется не только Россия. Планы по развитию ледокольного флота недавно были озвучены в Канаде.

По мнению отечественных экспертов, создание мощной группировки патрульных ледоколов позволит России создать надежный оборонительный рубеж в арктической зоне. Суда проекта 23550 как нельзя лучше подходят для этой цели.

Как уже было отмечено выше, главной «изюминкой» этих кораблей является их высочайший уровень универсальности, позволяющий выполнять множество задач:

  • Проводить охрану и мониторинг российской арктической акватории, предотвращения нарушения конвенционных требований в суверенной экономической зоне страны;
  • Конвоировать и буксировать в порт суда-нарушители;
  • Участвовать в поисковых и спасательных операциях в арктической зоне;
  • Сопровождать и поддерживать корабли обеспечения;
  • Помогать судам, севшим на мель;
  • Самостоятельно перевозить грузы в контейнерах на верхней палубе;
  • Участвовать в ликвидации пожаров на береговых и плавучих объектах.

Описание конструкции кораблей проекта 23550

Полное водоизмещение кораблей проекта составляет 8,5 тыс. тонн, длина в наибольшей части – 114 метров, а ширина – 18 метров. Максимальная осадка составляет 6,5 метра. «Иван Папанин» будет способен преодолевать морские льды толщиной до 1,5 метра, а с непрерывным ходом – до одного метра. Максимальная скорость кораблей проекта 18 узлов. Экипаж патрульного ледокола будет составлять 49 моряков, при этом на борт дополнительно может быть принято еще 47 человек.

Главная энергетическая установка кораблей этой серии будет иметь мощность в 15 тыс. кВт. В качестве движителей планируют использовать винторулевые колонки Azipod Vi1600L или аналогичного типа, каждая из них будет развивать мощность в 6 тыс. кВт. Также корабли проекта 23550 будут оснащены подруливающими устройствами туннельного типа Schottel STT2 (500 кВт) или их аналогами.

Дальность плавания «Ивана Папанина» планируется на уровне 6 тыс. морских миль, а его автономность – 60 суток.

На борту будет размещен комплекс специального оборудования, в составе буксирной лебедки тягой 80 т и двух электрогидравлических крановых установок, грузоподъемностью по 28 т каждая.

Комплекс вооружения ледоколов проекта 23550

На борту «Ивана Папанина» будут размещены два скоростных боевых катера типа «Раптор», предназначенных для преследования нарушителей, а также абордажных действий. Кроме того, корабли проекта планируют оснастить вертолетом Ка-27, который разместят в закрытом ангаре, и судном на воздушной подушке проекта «Манул». Вертолет Ка-27 считается многоцелевым, но в то же время, его основное предназначение – это противолодочная оборона.

Комплекс вооружения боевого ледокола весьма впечатляющ: 100-мм универсальное артиллерийское орудие А-190 и ракетный комплекс Club-K, который является модификацией крылатой ракеты «Калибр». Она способна поражать надводные и наземные цели на дальности до 300 км. На кораблях проекта будут размещены два стартовых модуля, каждый из которых будет содержать по четыре ракеты.

Сравнение боевых возможностей кораблей проекта 23550 с зарубежными аналогами

На сегодняшний день в мире существует только один аналог проекта 23550 – это норвежский патрульный ледокол Svalbard («Свальбард»). Работы над ним начались еще в 90-е годы, на вооружение этот корабль был принят в 2002 году. В настоящее время «Свальбарды» – одни из самых крупных кораблей военно-морских сил Норвегии.

Если сравнивать размеры, то российские ледоколы имеют большую длину и значительно превосходят Svalbard по водоизмещению – 8,5 тыс. против 6,5 тыс. тонн. Благодаря этому, а также особенностям конструкции корпуса российские ледоколы проекта 23550 способны взламывать полутораметровый лед, для «норвежца» же пределом является лед метровой толщины.

Большие размеры корпуса также обеспечивают превосходство российского ледокола по мореходности. Российский корабль, кроме основного экипажа, может принимать на борт еще почти 50 человек, что очень важно при проведении спасательной операции или доставке личного состава на военную базу. Правда, норвежский патрульный ледокол имеет значительно большую дальность плавания – 18,5 тыс. миль, против 6 тыс. миль у российского корабля.

Также надо отметить, что российские корабли будут гораздо мощнее вооружены, чем их скандинавские аналоги. «Свальбард» имеет всего лишь одну 57 или 70-мм пушку «Бофорс», ледоколы проекта 23550 будут иметь в своем арсенале даже тактическое ракетное оружие.

warways.ru

Патрульные корабли ледового класса проекта 23550 «Арктика» класса «Иван Папанин»

Для образования мощных войсковых группировок на северных рубежах требуется не только развертывание новых баз, но также и строительство соответствующих кораблей. В ближайшем времени корабельные группировки, отвечающие за северные направления государства, пополнятся парой кораблей для арктического региона. В их составе появятся универсальные патрульные корабли ледового класса проекта 23550.

ВМС России получат корабли для арктических районов

В мае прошлого года российским министерством обороны и судостроительным заводом «Адмиралтейские верфи» из Санкт-Петербурга было подписано соглашение, на основании которого планируется постройка пары патрульных кораблей. Контрактом о строительстве подразумевается, что корабли будут сданы в 2020 году. Таким образом, в следующем десятилетии российские военно-морские силы получат особые корабли, назначенные для работ в условиях северных морей.

В апреле 2018 года на «Адмиралтейских верфях» провели церемонию по закладке одного из пары кораблей для российских военно-морских сил. Это головной многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» по проекту 23550 (с шифром «Арктика»).

Решение о постройке универсальных суден, способных выполнять многие задачи одновременно, было принято в середине 2018 года. Предполагалось провести разработку и строительство корабля, который функционировал бы как ледокол и буксир, а также занимался патрулированием и уничтожением самых разнообразных целей. Тогда же запланировали определиться с его обликом, а далее приступить к разработке нового проекта для осуществления строительства.

Позднее от представителей флота стало известно о быстром окончании проектирования и были раскрыты сроки постройки кораблей.

Во время Международного военно-морского салона МВМС-2015 в первый раз продемонстрировали макет арктического корабля, который разработали в Крыловском государственном научном центре. Построить патрульный корабль ледового класса проекта 23550 запланировали на питерском заводе «Пелле». В ту пору и сообщили о некоторых подробностях в новом проекте. Так, например, опубликовали данные об оснастке и оружии предполагаемого к постройке корабля.

В прошлом году все же подписали контракт о постройке пары кораблей из проекта 23550 — в Минобороны сообщили, что предполагается постройка принципиально новых многофункциональных судов. Также заявили о возможном выполнении служебно-боевых задач от тропических до арктических регионов. Причем в северных широтах корабли смогут справляться с толщей льдов до полутора метров. По всем характеристикам и возможностям, по утверждению российского Министерства Обороны, у перспективных кораблей нет зарубежных аналогов.

Предназначение и некоторые характеристики универсальных кораблей проекта 23550

Корабли по проекту 23550 предназначены для исполнения служебно-боевых задач в районах северных широт, причем даже в покрытой льдом акватории. Благодаря этой особенности, характеристикам и облику кораблей, им пришлось претерпеть множество изменений. Так, например, самая заметная конструктивная особенность – это специфическая конфигурация корпуса, которая может потребоваться при преодолении льдов.

При этом в корпусных и надстроечных конструкциях использованы некие особые разработки, связанные с малозаметностью. Так борта корпуса плавно переходят в борта надстройки. Более того, предусмотрено сокращение общей численности, как узлов, так и агрегатов, которые значительно выступали над прямолинейной поверхностью.

Надстройка получится относительно крупная, она выйдет за пределы корпуса с частью вооружений. На баке установят артиллерийскую систему с крупным калибром, сзади нее расположат основную надстройку, на которой будет мостик и мачта для радиоэлектроники. На корме надстройки разместится вертолетный ангар с относительно большой взлетно-посадочной площадкой. В одной из версий проекта на корме корабля предусматривали небольшую площадку с пусковой ракетной установкой.

По имеющимся данным корабли по проекту 23550 будут обладать полным водоизмещением до 6800 тонн, длиной — 114 метров, шириной — 18 метров, а осадкой – 6 метров. В составе экипажа предполагается включение 49 военнослужащих. Более того, будет возможным принятие на борт еще 47 человек, предположительно десанта.

Главную энергетическую установку с мощностью более двадцати лошадиных сил расположат посередине корпуса. Основным средством движения кораблей будет установление на них двух полноповоротных винторулевых колонок мощностью более восьми лошадиных сил от каждой. Чтобы повысить маневренность, колонки дополнят двойными подруливающими устройствами тоннельного типа, мощностью до семисот лошадиных сил.

Скоростной режим кораблей будет до 18 узлов, с дальностью хода до шести тысяч миль, а автономность предполагается до двух месяцев. Конструктивные особенности корпуса позволят им справляться с толщиной льдов до полутора метров, в то время как в состоянии постоянного движения толщина преодолеваемых льдов не может быть выше одного метра.

Вооружение универсальных кораблей проекта 23550

На баке перед надстройкой будет артустановка А-190 со 100мм орудием, вероятно, установят зенитные автоматы. В отдельных версиях в районе кормы корабельного корпуса будут подъемные устройства для ударных ракетных комплексов. Здесь будут две пусковые установки по четыре ракеты в каждой. Возможно, установят ракетный комплекс «Калибр», либо о Club-K контейнерного исполнения.

В авиационную группу патрульных кораблей войдут по одному вертолету Ка-27 либо иной разновидности. Обслуживание вертолета будет производиться в ангаре, расположенном в кормовой части надстройки. Вертолетом будет осуществлять ледовую разведку, перевозку грузов или людей, а также решение конкретных служебно-боевых или других задач.

По бокам от вертолетного ангара в надстройке будут размещены лацпорты, в них будут храниться катера и спасательные плоты. Под палубой размещения вертолета будут располагаться два ангара для скоростных катеров  по проекту 03160 «Раптор», с водоизмещением до 23 т, с пулеметным вооружением и возможностью перевозки до двадцати человек десанта.

Среди многих задач, корабли обязаны будут следовать задачам, которые свойственны буксирам. Для этих целей их оснастят буксирными устройствами с тяговым усилием до восьмидесяти тс. Не исключается также и применение подъемных кранов, в количестве двух единиц, а грузоподъемность каждого будет достигать 28 т.

С помощью самых разнообразных видов оснащения перспективными патрульными кораблями могут решаться многие задачи боевой, транспортной и иной направленности. Артиллерийским и ракетным вооружением можно открывать огонь по надводным или береговым целям, а также вести оборонительные бои при воздушных нападениях. С таким транспортно-боевым потенциалом возможно обеспечение патрулирования в указанных акваториях с сопровождением самых разнообразных судов, включая и их защиту от всевозможных угроз.

Скоростные катера и вертолеты позволят патрульным кораблям задерживать любых нарушителей с проведением всех необходимых последующих процедур.

С использованием корпусов с конструкционными особенностями ледоколов, арктическими патрульными кораблями могут выполняться проводки караванов сквозь льды. С буксирным оборудованием и подъемными кранами они смогут принимать участие в спасательных операциях, буксировке поврежденных судов или оказывать помощь прочим судам другими методами. Летную палубу можно использовать, чтобы размещать те или иные грузы с помощью стандартных контейнеров.

Проект 23550: вместо заключения

В проекте 23550 впервые в мире разработали корабль, предназначенный для решения самых разнообразных задач. Универсальные арктические корабли позволят определенным образом упростить формирование военных группировок объединением многих функций на одной палубе, а также отсутствием потребности в постройки нескольких судов самых разных предназначений.

militaryarms.ru

корабль проекта 23550 » Военное обозрение

Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550 разработан специалистами ЦМКБ «Алмаз». Представляет собой проект принципиально новых кораблей, объединяющих в себе качества ледокола, буксира и патрульного корабля. Корабль может использоваться в любых зонах мореплавания, от арктических до тропических морей, при этом он в состоянии преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. В настоящее время запланирована постройка двух кораблей данного типа, первый из них, «Иван Папанин», уже заложен и строится на «Адмиралтейских верфях».

Как рассказал генеральный директор предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков в интервью журналистам РИА «Новости», первый многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» будет спущен на воду в 2019 году, передача корабля заказчику (ВМФ России) запланирована на 2020 год. Бузаков также рассказал журналистам о том, что закладка второго корабля серии «Николай Зубков» того же проекта 23550, скорее всего, состоится в 2019 году, срок сдачи корабля — 2022 год. Контракт на постройку серии из двух патрульных кораблей арктической зоны был подписан 25 апреля 2016 года.


Патрульное судно арктического класса проекта 23550 предназначено для охраны и мониторинга водных ресурсов в Арктике; сопровождения и поддержки судов обеспечения; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; перевозки спецгрузов; участия в спасательных операциях на море; помимо этого корабль может использоваться для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям. По заверениям разработчиков, новый корабль сможет эффективно решать задачи в арктической зоне как в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, так и самостоятельно, также патрульное судно сможет осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.
Закладка многофункционального патрульного корабля ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», 17.04.2017, фото: admship.ru
Проект 23550, безусловно, является уникальным для России и в целом практически не имеет аналогов в мире. Что-то подобное имеется сегодня только у Норвегии, речь идет о патрульных кораблях ледового класса типа Svalbard, состоящих на вооружении береговой охраны Норвегии. Данный корабль также может использоваться в качестве патрульного и в настоящее время является одним из крупнейших кораблей, находящихся на вооружении ВМС Норвегии. Корабль вооружен 57-мм автоматической артиллерийской установкой «Бофорс» и может нести на борту один вертолет — NH-90 или «Линкс».

Совершенно точно российский патрульный корабль арктической зоны превзойдет Svalbard по водоизмещению (более чем на 2000 тонн), размерам, вооружению и возможности работать во льдах. Норвежский ледокол в состоянии преодолевать ледовые поля толщиной до метра, тогда как корабль проект 23550 сможет передвигаться во льдах толщиной 1,5 метра (как отмечал в интервью генеральный директор «Адмиралтейских верфей» Александр Бузаков, возможно, этот параметр составит и 2 метра). Разработка российских инженеров представляется более многофункциональной, а наличие на борту ледокола различного вооружения делает его надежным средством охраны арктического водного района.

Основные тактико-технические характеристики корабля проекта 23550, которые представлены в пресс-релизах предприятия «Адмиралтейские верфи», следующие: водоизмещение — 8500 тонн; длина — порядка 110 метров; ширина — около 20 метров; осадка — 6 метров; максимальная скорость хода — 16 узлов; экипаж/дополнительный экипаж — примерно 60/50 человек; автономность плавания — 60 суток, район плавания — неограничен. Будет на борту корабля и специальное оборудование, которое представлено мощной буксирной лебедкой тягой порядка 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами, каждый из которых будет обладать грузоподъемностью 28 тонн.

Макет корабля проекта 23550, фото: admship.ru


Вооружением корабля станет автоматическая 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА. Дополнительно на корабле будет иметься ангар и посадочная площадка для размещения противолодочного или поисково-спасательного вертолета Ка-27. Также на его борту будут расположены два скоростных катера типа «Раптор», которые могут нести на борту стрелковое вооружение и перевозить до 20 десантников. Планируется, что на борту ледокола также смогут базироваться беспилотные летательные аппараты.

76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА является последней на сегодняшний день модификацией артиллерийской системы, принятой на вооружение еще в 1979 году. Ее успешные полигонные испытания были завершены в первом квартале 2017 года. По сравнению с предыдущими модификациями у модернизированной установки АК-176МА более чем в два раза была повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность ведения огня, существенно выросла скорость наведения установки на цель, при этом ее масса уменьшилась до 9 тонн. Как отмечают в пресс-службе Машиностроительного завода «Арсенал» (Санкт-Петербург), ВМФ России получат современную корабельную 76,2-мм артустановку, которая будет сопоставима с иностранными аналогами, а по ряду параметров сможет их превзойти. Всего до 2020 года флот получит 22 таких модернизированных артустановки, которые появятся в основном на кораблях ближней морской зоны.

Скорее всего, на борту корабля проекта 23550 можно будет разместить и ракетное вооружение. В частности Club-K — контейнерный комплекс ракетного оружия, который размещается в стандартных морских контейнерах, является модификацией ракетной системы «Калибр». Всего 2х4 вертикальных пусковых установки, расположенных на корме корабля. Благодаря наличию ракетного вооружения российский «боевой ледокол» сможет не только «пробивать» коридоры для прохода гражданских судов и обеспечивать стабильность и безопасность перевозки грузов, но и в случае необходимости уничтожать нарушителей российских морских границ. Справедливости ради, надо отметить, что официально наличие на борту ледокола ракетного вооружения не подтверждено. Но косвенно на это указывают многочисленные рендеры, макеты и раздаточные материалы, которые демонстрировались на различных выставках. Также об этом, опять же косвенно, свидетельствуют слова главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва, который говорил, что вооружение корабля может варьироваться в зависимости от решаемых задач.


По словам главнокомандующего военно-морским флотом России адмирала Владимира Королёва, патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 был специально спроектирован по заказу флота с учетом активизации присутствия ВМФ России в арктической зоне. Данное присутствие является гарантией обеспечения безопасности морской деятельности нашей страны в зоне Северного морского пути, а также приполюсных районах. Адмирал особо подчеркнул, что речь идет не о каких-то агрессивных действиях в Арктике, а о способности российского флота исключить любые возможные угрозы, которые могут возникнуть на этом важном для нашей страны стратегическом направлении. Адмирал подчеркнул и тот факт, что новый патрульный корабль станет первым военным судном, которое целенаправленно построено для решения различных сложных задач в арктических условиях. Вооружение корабля проекта 23550 будет варьироваться под решение тех или иных задач (построено по модульному принципу). Безусловно, основной задачей новых кораблей данного проекта станет обеспечение действий группировок и отрядов в арктических морях. Наряду с этим корабль сможет выполнять отдельные поисково-спасательные функции и решать задачи эскортирования судов обеспечения. В этом и заключается его уникальность.

Источники информации:
http://www.oaoosk.ru
http://admship.ru
https://ria.ru/defense_safety/20170811/1500178178.html

https://tvzvezda.ru/news/forces/content/201707160928-pwb4.htm
Материалы из открытых источников

topwar.ru

Корабль проекта 23550: «боевой ледокол» ВМФ России

Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550 разработан специалистами ЦМКБ «Алмаз». Представляет собой проект принципиально новых кораблей, объединяющих в себе качества ледокола, буксира и патрульного корабля. Корабль может использоваться в любых зонах мореплавания, от арктических до тропических морей, при этом он в состоянии преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. В настоящее время запланирована постройка двух кораблей данного типа, первый из них, «Иван Папанин», уже заложен и строится на «Адмиралтейских верфях».

Как рассказал генеральный директор предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков в интервью журналистам РИА «Новости», первый многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» будет спущен на воду в 2019 году, передача корабля заказчику (ВМФ России) запланирована на 2020 год. Бузаков также рассказал журналистам о том, что закладка второго корабля серии «Николай Зубков» того же проекта 23550, скорее всего, состоится в 2019 году, срок сдачи корабля — 2022 год. Контракт на постройку серии из двух патрульных кораблей арктической зоны был подписан 25 апреля 2016 года.

Патрульное судно арктического класса проекта 23550 предназначено для охраны и мониторинга водных ресурсов в Арктике; сопровождения и поддержки судов обеспечения; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; перевозки спецгрузов; участия в спасательных операциях на море; помимо этого корабль может использоваться для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям.

По заверениям разработчиков, новый корабль сможет эффективно решать задачи в арктической зоне как в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, так и самостоятельно, также патрульное судно сможет осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.

Закладка многофункционального патрульного корабля ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», 17.04.2017.

Проект 23550, безусловно, является уникальным для России и в целом практически не имеет аналогов в мире. Что-то подобное имеется сегодня только у Норвегии, речь идет о патрульных кораблях ледового класса типа Svalbard, состоящих на вооружении береговой охраны Норвегии. Данный корабль также может использоваться в качестве патрульного и в настоящее время является одним из крупнейших кораблей, находящихся на вооружении ВМС Норвегии. Корабль вооружен 57-мм автоматической артиллерийской установкой «Бофорс» и может нести на борту один вертолет — NH-90 или «Линкс».

Совершенно точно российский патрульный корабль арктической зоны превзойдет Svalbard по водоизмещению (более чем на 2000 тонн), размерам, вооружению и возможности работать во льдах. Норвежский ледокол в состоянии преодолевать ледовые поля толщиной до метра, тогда как корабль проект 23550 сможет передвигаться во льдах толщиной 1,5 метра (как отмечал в интервью генеральный директор «Адмиралтейских верфей» А.Бузаков, возможно, этот параметр составит и 2 метра). Разработка российских инженеров представляется более многофункциональной, а наличие на борту ледокола различного вооружения делает его надежным средством охраны арктического водного района.

Основные тактико-технические характеристики корабля проекта 23550, которые представлены в пресс-релизах предприятия «Адмиралтейские верфи», следующие:
водоизмещение — 8500 тонн;
длина — порядка 110 метров;
ширина — около 20 метров;
осадка — 6 метров;
максимальная скорость хода — 16 узлов;
экипаж/дополнительный экипаж — примерно 60/50 человек;
автономность плавания — 60 суток;
район плавания — неограничен.

Будет на борту корабля и специальное оборудование, которое представлено мощной буксирной лебедкой тягой порядка 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами, каждый из которых будет обладать грузоподъемностью 28 тонн.

Вооружением корабля станет автоматическая 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА. Дополнительно на корабле будет иметься ангар и посадочная площадка для размещения противолодочного или поисково-спасательного вертолета Ка-27. Также на его борту будут расположены два скоростных катера типа «Раптор», которые могут нести на борту стрелковое вооружение и перевозить до 20 десантников. Планируется, что на борту ледокола также смогут базироваться беспилотные летательные аппараты.

76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА является последней на сегодняшний день модификацией артиллерийской системы, принятой на вооружение еще в 1979 году. Ее успешные полигонные испытания были завершены в первом квартале 2017 года. По сравнению с предыдущими модификациями у модернизированной установки АК-176МА более чем в два раза была повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность ведения огня, существенно выросла скорость наведения установки на цель, при этом ее масса уменьшилась до 9 тонн.

Как отмечают в пресс-службе Машиностроительного завода «Арсенал» (Санкт-Петербург), ВМФ России получат современную корабельную 76,2-мм артустановку, которая будет сопоставима с иностранными аналогами, а по ряду параметров сможет их превзойти. Всего до 2020 года флот получит 22 таких модернизированных артустановки, которые появятся в основном на кораблях ближней морской зоны.

Макет корабля проекта 23550

Скорее всего, на борту корабля проекта 23550 можно будет разместить и ракетное вооружение. В частности Club-K — контейнерный комплекс ракетного оружия, который размещается в стандартных морских контейнерах, является модификацией ракетной системы «Калибр». Всего 2х4 вертикальных пусковых установки, расположенных на корме корабля. Благодаря наличию ракетного вооружения российский «боевой ледокол» сможет не только «пробивать» коридоры для прохода гражданских судов и обеспечивать стабильность и безопасность перевозки грузов, но и в случае необходимости уничтожать нарушителей российских морских границ.

Справедливости ради, надо отметить, что официально наличие на борту ледокола ракетного вооружения не подтверждено. Но косвенно на это указывают многочисленные рендеры, макеты и раздаточные материалы, которые демонстрировались на различных выставках. Также об этом, опять же косвенно, свидетельствуют слова главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва, который говорил, что вооружение корабля может варьироваться в зависимости от решаемых задач.

По словам главнокомандующего военно-морским флотом России адмирала Владимира Королёва, патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 был специально спроектирован по заказу флота с учетом активизации присутствия ВМФ России в арктической зоне. Данное присутствие является гарантией обеспечения безопасности морской деятельности нашей страны в зоне Северного морского пути, а также приполюсных районах. Адмирал особо подчеркнул, что речь идет не о каких-то агрессивных действиях в Арктике, а о способности российского флота исключить любые возможные угрозы, которые могут возникнуть на этом важном для нашей страны стратегическом направлении.

Адмирал Владимир Королёв подчеркнул и тот факт, что новый патрульный корабль станет первым военным судном, которое целенаправленно построено для решения различных сложных задач в арктических условиях. Вооружение корабля проекта 23550 будет варьироваться под решение тех или иных задач (построено по модульному принципу). Безусловно, основной задачей новых кораблей данного проекта станет обеспечение действий группировок и отрядов в арктических морях. Наряду с этим корабль сможет выполнять отдельные поисково-спасательные функции и решать задачи эскортирования судов обеспечения. В этом и заключается его уникальность.

/Сергей Юферев, topwar.ru/

army-news.ru

пр.23550 Арктика | MilitaryRussia.Ru — отечественная военная техника (после 1945г.)

ДАННЫЕ НА 2017 г. (стандартное пополнение)

пр.23550 «Арктика»
«Иван Папанин»


Многоцелевой патрульный корабль 2 ранга ледового класса. Проект разработан ЦМКБ «Алмаз» (г.Санкт-Петербург). Контракт на строительство двух кораблей проекта подкписан 25 апреля 2016 г. Строительство головного корабля начато осенью 2016 г. АО «Адмиралтейские верфи». Официальная закладка корабля «Иван Папанин» (зав.№02460) состоялась 19.04.2017 г. Головной корабль планируется спустить на воду в 2019 г. и передать Флоту в 2020 г. (источник).

Корабль способен преодолевать лед толщиной до 1.5 м. Корабль предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов; кроме того, для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям. Новое многофункциональное судно способно эффективно выполнять задачи в арктической зоне как самостоятельно, так и в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, а также осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.


Рисунок многоцелевого патрульного корабля пр.23550 (http://admship.ru).

ТТХ корабля:
Экипаж — 60 чел (+ дополнительный экипаж 50 чел)

Длина — ок.110 м
Ширина — ок.20 м
Осадка — ок.6 м
Водоизмещение — ок.8500 т

Скорость хода — ок.16 уз
Дальность плавания — ок.6000 морских миль
Автономность — 60 сут

Вооружение:

 пр.232550
ПКР2 х контейнерная пусковая установка ракетного комплекса «Калибр-НК» (2 х 4 КР «Калибр»)
ЗРК?
АртиллерияАК-176МА — 1 х 76.2-мм артиллерийская установка с СУО
ЗРАК / АК?
ПЗРКнет данных
Торпедные аппараты?
РБУ
Постановка помехесть
Вертолет и др.техника— поисково-спасательный вертолет Ка-27ПС
— 2 х скоростных боевых катера «Раптор»
— беспилотные летательные аппараты
— поисково-спасательные суда на воздушной подушке

Статус: Россия


Закладка многоцелевого корабля пр.23550 «Иван Папанин», «Адмиралтейские верфи», 19.04.2017 г. (Министерство обороны России).


Закладная доска многоцелевого корабля пр.23550 «Иван Папанин», 19.04.2017 г. (http://foto-i-mir.ru, обработано).


Реестр кораблей прп.23550:

проектзаводской №заводзаложенспущен на водувступил в стройпримечание
№1
«Иван Папанин»
пр.2355002460
АО «Адмиралтейские верфи»19.04.2017 г.
план — 2019 г. (11.08.2017 г., источник)
план — 2019 г. (2017 г.)

план — 2020 г. (11.08.2017 г., источник)

Контракт на строительство подписан 25.04.2016 г. (источник)
№2
пр.2355002461 ?
АО «Адмиралтейские верфи»план — 2019 г. (11.08.2017 г., источник)
план — 2020 г. (2017 г.)

план — 2022 г. (11.08.2017 г., источник)

Контракт на строительство подписан 25.04.2016 г. (источник)

Источники:

militaryrussia.ru

Патрульные корабли проекта 23550 вооружат новейшей установкой АК-176МА

Как сообщают «Известия», патрульные корабли арктической зоны проекта 23550 получат на вооружение артиллерийские установки АК-176МА, которые планируется размещать в носовой части корабля — на баке.
Головной корабль данной серии, проектные работы по которой завершены, предполагается заложить в ближайшее время и передать Военно-морскому флоту в 2019 году. Он будет представлять собой универсальное судно, играющее роль буксира, патрульного корабля и ледокола, способного преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Зона его возможного действия простирается от тропиков до Арктики. Корабль в состоянии самостоятельно наносить артиллерийские удары по морским, береговым и даже воздушным целям. Он предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки в порт задержанных судов, сопровождения и поддержки судов обеспечения, участия в спасательных операциях, перевозки специальных грузов в контейнерах на верхней палубе, а также для пожаротушения на плавучих и береговых объектах. Строительство универсальных кораблей ледового класса обусловлено активным становлением военной инфраструктуры в Арктике.

АК-176МА является первой в ВМФ автоматической артиллерийской установкой, изготовленной с учетом технологии «стелс». Малая радиолокационная заметность была достигнута за счет прямолинейных панелей башни, делающих пушку менее заметной для радаров противника.

АК-176МА разработана Петербургским машиностроительным заводом «Арсенал». Орудие наводится посредством цифровой системы управления. В артиллерийском погребе под артустановкой размещен арсенал из 152 76-мм снарядов. Автоматика орудия и средства подачи боеприпасов позволяют стрелять с темпом до 125 выстрелов в минуту. Благодаря системе охлаждения ствола возможна стрельба длинной очередью, вплоть до 75 выстрелов. При стрельбе по надводным или береговым целям дальность эффективной стрельбы составляет 16 км.

topwar.ru

Заложен головной ледокольный патрульный корабль «Иван Папанин» проекта 23550

19 апреля 2017 года на АО «Адмиралтейские верфи» (предприятие входит в ПАО «Объединенная судостроительная корпорация») в Санкт-Петербурге состоялась церемония закладки для ВМФ России головного многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 (шифр «Арктика»), заводской номер 02460.

Закладная доска головного многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550, заложенного 19.04.2017 для ВМФ России на АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге (с) ПАО «Объединенная судостроительная корпорация»

В торжественном мероприятии приняли участие Главнокомандующий Военно-морским флотом РФ адмирал Владимир Королёв, заместитель генерального директора АО «Адмиралтейские верфи» Андрей Быстров.

«Сегодня мы присутствуем при знаменательном событии – закладке новейшего патрульного корабля ледового класса, – обратился к участникам торжественной церемонии Андрей Быстров. – Адмиралтейские верфи всегда были площадкой для строительства высокотехнологичных наукоемких кораблей нового типа, и сегодняшняя закладка является наглядным продолжением этой традиции. У нас нет сомнений, что новый корабль «Иван Папанин» будет построен в контрактные сроки и с высоким качеством».

Важным событием в истории Военно-морского флота и военного кораблестроения назвал закладку нового ледокола главнокомандующий Военно-морским флотом России адмирал Владимир Королёв: «Это уникальный, многофункциональный корабль, который очень необходим флоту. В этом году исполняется ровно 80 лет с организацией первой дрейфующей станции «Северный полюс», и строительство нового патрульного корабля ледового класса, без сомнения, станет новым этапом в этом направлении. И мы уверены, что корабелы прославленных Адмиралтейских верфей в очередной раз успешно решат все поставленные задачи».

Универсальный патрульный корабль ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», спроектированный ЦМКБ «Алмаз» (входит в ОСК), объединит функционал буксира, патрульного корабля и ледокола, способного преодолевать лед толщиной до 1,5 м. Проект относится к перспективным разработкам в интересах ВМФ.

Контракт на строительство серии из двух патрульных ледоколов подписан 25 апреля 2016 года, строительство головного корабля началось в сентябре 2016 года. Головной патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» будет передан в состав ВМФ РФ после 2020 года.

Корабль предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; сопровождения и поддержки судов обеспечения; участия в спасательных операциях; перевозки специальных грузов. Новое многофункциональное судно способно эффективно выполнять задачи в арктической зоне как самостоятельно, так и в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, а также осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях. Кроме того, «Иван Папанин» имеет необходимое вооружение для нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям.

Основные тактико-технические характеристики: водоизмещение около 8500 тонн; длина около 110 м; ширина около 20 м, осадка около 6,0 м; скорость около 16 узлов; экипаж/дополнительный экипаж около 60/50 человек; автономность плавания около 60 суток; район плавания – неограниченный.

Вооружение: автоматическая артиллерийская установка АК-176МА; вертолетная площадка и вертолётный ангар для базирования вертолета и беспилотных летательных аппаратов; два скоростных боевых катера типа «Раптор».

На церемонии закладки для ВМФ России головного многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550 на АО «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге, 19.04.2017 (с) ПАО «Объединенная судостроительная корпорация»

Официальное изображение многофункционального патрульного корабля ледового класса «Иван Папанин» проекта 23550. Рисунок с плаката с церемонии закладки 19.04.2017 (с) Curious / forums.airbase.ru

Репортаж телекомпании НТВ:

bmpd.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *