Содержание

Гигантская подводная лодка класса «Акула» проекта 941: обзор, характеристики

Подводная лодка класса «Акула» до сих пор является непобежденным рекордом СССР. Находясь в автономном плавании 120 суток, она с легкостью и незамеченно пересекала океаны, ей под силу разломать толстый арктический лед и поразить цели противника, в течение короткого времени выпустив весь боекомплект баллистических ракет. Сегодня найти ей применение не могут, а ее судьба туманна.

Наш ответ

Гонка вооружений, развернувшаяся между СССР и США, требовала от обеих сторон достойных ответов на обоюдные вызовы. В 70-х годах Соединенные Штаты получили на вооружение корабль с водоизмещением 18,7 тонны. Скорость его составляла 200 узлов, в оснащение входило оборудование, совершавшее подводные пуски ракет с глубины от 15 до 30 метров. В ответ от советской науки и военно-промышленного комплекса руководство страны потребовало создания превосходящей техники.

В декабре 1972 года было выдано тактико-техническое задание на создание подводного крейсера с шифром «Акула» и номером 941. Начало работ стартовало с постановления правительства о начале разработки, проект поручили выполнить ЦКБ «Рубин». Реализация конструкторской мысли произошла в самом крупном эллинге мира — на заводе «Севмаш», закладка состоялась в 1976 году. При строительстве подлодки было сделано несколько технологических прорывов, один из них – агрегатно-модульный способ постройки, что существенно сократило сроки сдачи объекта. Сегодня этот метод применяется повсеместно во всех видах кораблестроения, но подводная лодка класса «Акула» была первой во всем.

В конце сентября 1980 года с верфи Северодвинска был спущен в Белое море первый подводный крейсер «Акула» проекта 941. По морской легенде или были, на носу подлодки, пока ее не спустили на воду, ниже ватерлинии, была нарисована оскалившая зубы акула, хвостом обвивавшая трезубец. После спуска в море рисунок исчез под водой и эмблему никто больше не видел, но народная память, падкая на символику и приметы, сразу дала название крейсеру – «Акула». Все следующие подлодки типа 941 получали то же название, а для членов экипажей была введена собственная символика в виде нашивки на рукаве с изображением акулы. В США крейсеру дали название «Тайфун».

Конструкция

Подводная лодка класса «Акула» по конструкции напоминает катамаран — два корпуса, каждый из них имеет диаметр 7,2 метра, расположены параллельно друг другу в горизонтальной плоскости. Герметичный отсек с модулем управления расположен между двумя главными корпусами, в нем находятся пульт управления и радиотехническое вооружение крейсера. Ракетный блок находится в передней части лодки между корпусами. Переходить из одной части лодки в другую было возможно по трем переходам. Весь корпус лодки состоял из 19 водонепроницаемых отсеков.

Подводные лодки проекта 941 («Акула») имеют в конструкции, у основания рубки, две всплывающие эвакуационные камеры вместимостью на весь действующий экипаж. Отсек, в котором разместился центральный пост, расположен ближе к корме крейсера. Титановая обшивка укрывает два центральных корпуса, центральный пост, торпедные помещения, остальная поверхность зашита сталью, на которую нанесено гидроакустическое покрытие, надежно скрывающее лодку от систем слежения.

Передние убирающиеся рули горизонтальной конструкции находятся в носовой части лодки. Верхняя рубка усилена и оснащена крышей округлого строения, способной взламывать прочное ледовое покрытие при всплытии в северных широтах.

Характеристики

На подлодки типа 941 устанавливались энергетические установки третьего поколения (их мощность составляла 100.000 л. с.) блочного типа, размещение было разведено на два блока в прочных корпусах, что уменьшило габариты ЯЭУ. При этом эксплуатационные качества были улучшены.

Но не только этот шаг сделал легендарными подводные лодки класса «Акула». Характеристики ГЭУ включали два водо-водяных ядерных реактора ОК-650 и две турбины парового типа. Все собранное оборудование позволило не только повысить эффективность всей работы подлодки, но существенно снизить вибрацию, а соответственно, улучшить шумоизоляцию корабля. Атомная установка вводилась в действие автоматически при исчезновении электрического питания.

Технические характеристики:

  • Максимальная длина – 172 метра.
  • Максимальная ширина – 23,3 метра.
  • Высота корпуса – 26 метра.
  • Водоизмещение (подводное/надводное) – 48 тыс. т./23,2 тыс.т.
  • Автономность плавания без всплытия – 120 суток.
  • Глубина погружения (максимальная/рабочая) – 480 м/400м.
  • Скорость плавания (надводная / подводная) – 12 узлов/25 узлов.

Вооружение

Основное вооружение – твердотопливные баллистические ракеты «Вариант» (вес в корпусе – 90 т., длина – 17,7 м.). Дальность ракеты составляет 8,3 тыс. километров, боевая часть разделяется на 10 боеголовок, каждая из которых имеет мощность в 100 килотонн в тротиловом эквиваленте и индивидуальную систему наведения.

Старт всего арсенала боекомплекта подлодки может осуществляться единственным залпом с коротким интервалом старта между единицами ракет. Запуск боекомплекта производится из надводного и подводного положения, максимальная глубина на старте составляет 55 метров. Проектные характеристики предусматривали боекомплект в 24 ракеты, впоследствии уменьшенный до 20 единиц.

Особенности

Подводные лодки проекта 941 «Акула» оснащались энергоустановкой, состоящей из двух модулей, разнесенных в разных, надежно укрепленных корпусах. Состояние реакторов отслеживалось импульсной аппаратурой, системой автоматического реагирования при малейшей потере электроснабжения.

При выдаче задания на проектирование одним из обязательных условий было обеспечение безопасности лодки и экипажа, так называемый безопасный радиус, для чего были рассчитаны методом динамической прочности и проверены экспериментальным путем узлы корпуса (два всплывающих модуля, крепление контейнеров, сопряжение корпусов и т. д.).

Подводная лодка класса «Акула» строилась на заводе «Севмаш», где специально для нее был спроектирован и создан самый большой в мире крытый эллинг, или цех № 55. Корабли проекта 941 характеризуются повышенной плавучестью – более 40 %. Чтобы лодка полностью погрузилась, ее балласт должен составлять половину ее водоизмещения, отчего появилось второе название – «водовоз». Решение о подобной конструкции было принято с дальновидным прицелом – проводить ремонт, профилактику будет необходимо на существующих пирсах и ремонтных заводах.

Этот же запас плавучести обеспечивает выживаемость корабля в северных широтах, там, где требуется взламывать толстое ледяное покрытие. Подводные лодки типа «Акула» проекта 941 справлялись с жесткими условиями северного полюса, где толщина льда достигает 2,5 метра с сопутствующими ледяными торосами и наплывами. способность вскрывать ледяную толщу неоднократно демонстрировалась на деле.

Комфорт для экипажа

Экипаж подводного крейсера в основном комплектовался офицерами, мичманами. Старший офицерский состав размещался в двух- и четырехместных каютах оборудованных телевизором, умывальником, системой кондиционирования воздуха, шкафами для одежды, письменными столами и пр.

Матросы и младший офицерский состав получили в распоряжение удобные кубрики. На подводной лодке условия для жизни были более чем комфортными, только корабли этого класса оборудовались залом для спортивных занятий, бассейном, солярием и сауной. Чтобы не слишком отрываться от реальности в длительном походе, был создан живой уголок.

На приколе

За весь период строительства подлодок типа 941 было принято на вооружение ВМФ шесть крейсеров:

  • «Дмитрий Донской» (ТК – 208). Принята в декабре 1981 года, после модернизации вновь приступила к ведению службы в июле 2002 года.
  • ТК-202. Получила порт приписки и принята на вооружение в декабре 1983 года. В 2005 году лодка была разрезана на металлолом.
  • «Симбирск» (ТК-12). Принята в состав СФ в январе 1985 года. Была утилизирована в 2005 году.
  • ТК-13. Крейсер был принят на службу в декабре 1985 года. В 2009 году корпус был разрезан на металл, часть подлодки (шестиотсечный блок, реакторы) переведены на долгосрочное хранение на Кольский полуостров.
  • «Архангельск» (ТК-17). Дата поступления на флот – ноябрь 1987 года. В связи с отсутствием боекомплекта с 2006 года обсуждается вопрос утилизации.
  • «Северсталь» (ТК-20). Приписана в ряды ВМФ в сентябре 1989 года. В 2004 году вышла в резерв из-за отсутствия боекомплектов, планируется к утилизации.
  • ТК-210. Закладка конструкций корпуса совпала со сломом экономической системы. Лишилась финансирования и была разобрана в 1990 году.

Атомные подлодки класса «Акула» были сведены в одну дивизию, базой для них служит Западная Лица (Мурманская область). Реконструкция бухты Нерпичья была окончена в 1981 году. Для базирования крейсеров типа 941 были оборудованы причальная линия, пирсы со специальными возможностями, построен уникальный кран грузоподъемностью 125 тонн для погрузки ракет (не введен в эксплуатацию).

Современное состояние

На сегодняшний день все имеющиеся в наличии атомные подводные лодки класса «Акула» находятся в порту приписки в законсервированном виде, решается их дальнейшая судьба. Подлодка «Дмитрий Донской» была модернизирована под боевое снаряжение «Булава». По сообщениям в СМИ, в 2016 году планировалось утилизировать недействующие экземпляры. Сообщений о реализации плана не было.

Гигантская подводная лодка проекта 941 «Акула», до сих пор является уникальным вооружением, единственным крейсером, способным нести боевое дежурство в Арктике. Они почти неуязвимы для противолодочных подлодок, находящихся на вооружении США. Также ни один потенциальный противник не имеет технических авиационных средств для обнаружения крейсера под толщей льда.

fb.ru

Подводные лодки проекта 941 Акула

Конструкция

Энергетическая установка выполнена в виде двух независимых эшелонов, расположенных в разных прочных корпусах. Реакторы оснащены системой автоматического гашения при потере электроснабжения и импульсной аппаратурой для контроля состояния реакторов. При проектировании в ТТЗ включался пункт о необходимости обеспечения безопасного радиуса, для этого были разработаны и проверены экспериментами в опытных отсеках методы расчёта динамической прочности сложных узлов корпуса (крепление модулей, всплывающих камер и контейнеров, межкорпусные связи).

Для постройки «Акул» на «Севмаше» был специально возведён новый цех № 55 — самый большой крытый эллинг в мире. Корабли обладают большим запасом плавучести — более 40 %. В погруженном состоянии ровно половина водоизмещения приходится на балластную воду, за что лодки получили на флоте неофициальное название «водовоз»., а в конкурирующем КБ «Малахит» — «победа техники над здравым смыслом». Одной из причин такого решения являлось требование к разработчикам обеспечить наименьшую осадку корабля для возможности использования существующих пирсов и ремонтных баз. Также, именно большой запас плавучести, вкупе с прочной рубкой, позволяет лодке проламывать лёд толщиной до 2,5 метров, что впервые позволило вести боевое дежурство в высоких широтах вплоть до северного полюса.

Корпус

Особенностью конструкции лодки является наличие внутри лёгкого корпуса пяти обитаемых прочных корпусов. Два из них являются основными, имеют максимальный диаметр 10 м и расположены параллельно друг другу, по принципу катамарана. В передней части корабля, между главными прочными корпусами, расположены ракетные шахты, которые впервые были размещены впереди рубки. Кроме того, имеются три отдельных герметичных отсека: торпедный отсек, отсек модуля управления с центральным постом и кормовой механический отсек. Вынос и размещение трёх отсеков в пространство между основными корпусами позволило повысить пожаробезопасность и живучесть лодки. По мнению генерального конструктора С. Н. Ковалева.

«То, что произошло на «Курске» (проект 949А), на 941 проекте таких катастрофических последствий иметь не могло. На «Акуле» торпедный отсек выполнен в виде отдельного модуля. И взрыв торпеды не привел бы к разрушению нескольких носовых отсеков и гибели всего экипажа.»Оба главных прочных корпуса соединены между собой тремя переходами через промежуточные прочные отсеки-капсулы: в носу, в центре и в корме. Общее число водонепроницаемых отсеков лодки — 19. Две всплывающие спасательные камеры, рассчитанные на весь экипаж, размещены у основания рубки под ограждением выдвижных устройств.

Прочные корпусы изготовлены из титановых сплавов, лёгкий — стальной, покрыт нерезонансным противолокационным и звукоизолирующим резиновым покрытием общим весом 800 т . По мнению американских специалистов, звукоизолирующими покрытиями снабжены и прочные корпуса лодки.

Корабль получил развитое крестообразное кормовое оперение с горизонтальными рулями, размещёнными непосредственно за винтами. Передние горизонтальные рули выполнены убирающимися.

Для того, чтобы лодки были способны нести дежурства в высоких широтах, ограждение рубки выполнено очень прочным, способным проламывать лёд толщиной 2-2,5 м (зимой толщина льда в Северном ледовитом океане варьирует от 1,2 до 2 м, а в некоторых местах достигает 2,5 м). Снизу поверхность льда покрыта наростами в виде сосулек или сталактитов значительных размеров. При всплытии подводный крейсер, убрав носовые рули, медленно прижимается к ледяному потолку специально приспособленным для этого носом и рубкой, после чего резко продуваются цистерны главного балласта.

Силовая установка

Главная ядерная энергетическая установка спроектирована по блочному принципу и включает в себя два водо-водяных реактора на тепловых нейтронах ОК-650 с тепловой мощностью по 190 МВт и мощностью на валу — 2×50 000 л. с., а также две паротурбинные установки, расположенные по одной в обоих прочных корпусах, что значительно повышает живучесть лодки. Применение двухкаскадной системы резинокордной пневматической амортизации и блочной компоновки механизмов и оборудования позволило значительно улучшить виброизоляцию агрегатов и, тем самым, снизить шумность лодки.

В качестве движителей используются два низкооборотных малошумных семилопастных гребных винта фиксированного шага. Для уменьшения уровня шума винты установлены в кольцевых обтекателях (фенестронах).

На лодке имеются резервные средства движения — два электродвигателя постоянного тока по 190 кВт. Для маневрирования в стеснённых условиях имеется подруливающее устройство в виде двух откидных колонок с электродвигателями по 750 кВт и поворотными гребными винтами. Подруливающие устройства размещены в носовой и кормовой частях корабля.

Обитаемость

Экипаж размещён в условиях повышенной комфортности. На лодке имеются салон для отдыха, спортзал, плавательный бассейн размером 4×2 м и глубиной 2 м, заполняемый пресной или солёной забортной водой с возможностью подогрева, солярий, обшитая дубовыми досками сауна, «живой уголок». Рядовой состав размещается в маломестных кубриках, командный состав — в двух- и четырёхместных каютах с умывальниками, телевизорами и системой кондиционирования. Есть две кают-компании: одна — для офицеров, другая — для мичманов и матросов. Моряки называют «Акулу» «плавучим „Хилтоном»».

fishki.net

Подводные лодки проекта 941 «Акула» Википедия

ТРПКСН проекта 941 «Акула»
Основные характеристики
Тип корабля ТРПКСН
Обозначение проекта 941 «Акула»
Разработчик проекта ЦКБМТ «Рубин»
Главный конструктор С. Н. Ковалёв
Кодификация НАТО SSBN «Typhoon»
Скорость (надводная) 12 узлов
Скорость (подводная) 25 узлов
(46,3 км/ч)
Рабочая глубина погружения 400 м
Предельная глубина погружения 500 м
Автономность плавания 180 суток (6 месяцев)
Экипаж 160 человек
(в том числе 52 офицера)
Размеры
Водоизмещение надводное 23 200 т
Водоизмещение подводное 48 000 т
Длина наибольшая
(по КВЛ)
172,8 м
Ширина корпуса наиб. 23,3 м
Средняя осадка
(по КВЛ)
11,2 м
Силовая установка
  • 2 водо-водяных ядерных реактора ОК-650ВВ[1] по 190 МВт каждый.
  • 2 турбины по 45000
    [2]
    -50000[3] л. с. каждая
  • 2 гребных вала с 7-лопастными винтами диаметром 5,55 м
  • 4 паротурбинных АЭУ по 3,2 МВт
  • Резервные:
    • 2 дизельгенератора АСДГ-800 (кВт)
    • Свинцово-кислотная АБ, изделие 144
Вооружение
Торпедно-
минное вооружение
6 ТА калибра 533 мм[4];
22 торпеды: 53-65К, СЭТ-65, САЭТ-60М, УСЭТ-80. Ракето-торпеды «Водопад» или «Шквал»
Ракетное вооружение 20 БРПЛ Р-39 (РСМ-52) или Р-30 Булава (пр. 941УМ)
ПВО 8 ПЗРК «Игла»
 Категория на Викискладе

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по кодификации НАТО) — серия советских и российских подводных лодок, самые большие в мире атомные подводные лодки (и подводные лодки вообще). Проект разработан в ЛПМБ «Рубин» (Ленинград), ныне ЦКБ МТ «Рубин». Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

История[ | код]

Тактико-техническое задание на проектирование было выдано в декабре 1972

ru-wiki.ru

Подводная лодка Акула — проект 941, русская АПЛ типа Тайфун, какие размеры, ТТХ, длина, высота и экипаж

Советский Союз и США до начала 70-х годов сохраняли по отношению друг к другу ядерный паритет. Ни та, ни другая сторона не обладали подавляющим превосходством друг над другом в количестве ядерных боеголовок и средств доставки. В СССР ставку делали на шахтные установки ядерных межконтинентальных ракет и атомный подводный флот. Стратегическая авиация была малочисленна и не обладала теми качествами, которые бы обеспечили ей превосходство в воздухе над противником. В Соединенных Штатах, наоборот, на тот момент уже существовала ядерная триада, в которой основной акцент делался на стратегическую авиацию и шахтные пусковые установки МБР.

Акула

Однако даже такое большое количество ядерных боезарядов и средств доставки, способное многократно уничтожить все живое на планете, не могло удовлетворить ни советскую, ни американскую сторону. В обеих странах шел поиск пути для создания преимущества первого удара. Стремительно развивавшаяся гонка вооружений в этом направлении привела к появлению самых крупных в истории человечества подводных кораблей, советских атомных подводных лодок проекта 941 типа «Акула».

Причины, объясняющие появление стального монстра

Огромный стальной монстр с размером в 9-ти этажный дом стал ответом на появление в США в составе ВМС АПЛ типа «Огайо». Эта подводная лодка могла нести на борту 24 межконтинентальные ракеты. Ни один подводный корабль в СССР не обладал подобной огневой мощью. Наличие у противника подобных субмарин сводило на нет существующее равновесие в средствах доставки, с таким трудом достигнутое к этому времени. Разработанный в Советском Союзе проект 941 мог не только лишить американцев превосходства в морской компоненте ядерной триады, но и дать определенное преимущество.

Этим и вызван очередной виток морской гонки вооружения. В советских конструкторских бюро и за океаном закипела работа. Каждая из стран старалась первой создать стратегический подводный ракетоносец.

Спуск на воду Огайо

Причины же появления корабля таких размеров объясняются технической стороной вопроса. Все дело в том, что советская атомная субмарина создавалась с расчетом опередить американцев по мощности ракетного залпа. АПЛ проекта 941 должна была нести на борту новые межконтинентальные баллистические ракеты Р-39, которые превосходили американские межконтинентальные ракеты «Трайдент-1», размещенные на подводных ракетоносцах типа «Огайо». Советская ядерная дубинка могла нести 10 ядерных боеголовок, вместо 8 на американской ракете, и летела ракета Р-39 гораздо дальше, чем ее американская коллега. Новая советская ракета имела три ступени и по проекту должна была весить до 70 тонн. Имея такие технические характеристики основного средства вооружения, советским конструкторам предстояло решить сложную задачу — создать соответствующую пусковую платформу.

К тому же на новом атомном подводном ракетоносце планировалось сразу установить 20 таких ракет. Ввод в строй новых советских атомоходов должен был охладить воинствующий пыл заокеанских стратегов. Как отмечали иностранные источники, советская подводная лодка «Акула класса «Тайфун» по классификации НАТО одним своим залпом могла стереть с лица земли все Западное побережье США. Наличие у Советов 3-4 ракетоносцев этого типа поставило бы под угрозу всю территорию США, не говоря уже об уязвимости территорий стран-союзников по блоку НАТО.

Загрузка ракетной шахты

Огромная разрушительная мощь сродни удару тайфуна, которой обладала советская субмарина, стала поводом для того, чтобы ей на Западе присвоили соответствующее название «Тайфун». По классификации лодки проекта 941 имели шифр «Typhoon».

Для справки: По классификации НАТО подводными лодками «Акула» назывались советские многоцелевые подводные корабли типа «Щука-Б» проекта 971, построенные уже в середине 80-х годов. Шифр НАТО «Akula»присвоен этим кораблям по названию головного корабля проекта АПЛ К-284 «Акула», вошедшей в строй Тихоокеанского флота в 1984 году.

Рождение рекордсмена

В Советском Союзе уже были случаи создания образцов техники – рекордсменов. Это и самый большой в мире транспортный самолет АН-22 «Антей» и первый в мире атомный ледокол «Ленин». В военном плане СССР также доставлял американским военным немало хлопот, создавая превосходную военную технику. Советские межконтинентальные баллистические ракеты последнего поколения наводили ужас за океаном. Не отставал в этом плане и военно-морской флот, поэтому самая большая в мире атомная подводная лодка «Акула» не стала для советской страны неожиданностью.

Сравнение размеров

Советский корабль, построенный в начале 80-х годов XX века, остается и в наши дни непревзойденным достижением конструкторской мысли. По многим техническим параметрам новая атомная субмарина по праву считается самым грандиозным советским военным проектом. Уже только технические измерения корабля потрясают воображение, не говоря о стоимости постройки судна таких масштабов. Длина корабля составляет 173 метра, а ширина корпуса составляет 23 метра. Корпус лодки — это стальная сигара величиной с 9-ти этажное здание. Только осадка лодки составляла 12 метров. Такие размеры соответствовали и огромному водоизмещению. Советский подводный ракетоносец имел водоизмещение линкора времен Второй Мировой войны – 50 тыс. тонн.

По водоизмещению АПЛ «Акула» втрое превосходила своего оппонента-  подводную лодку типа «Огайо». Если говорить о названии корабля, то советский вариант имеет народное происхождение. Еще на стапелях лодку стали называть акулой. Это сравнение было настолько удачным, что в последствие прижилось в военных и в политических кругах. Впервые на широкой публике новый атомный ракетный крейсер назвал «Акулой» Генеральный Секретарь ЦК КПСС Л. И. Брежнев.

Первая Акула

Для справки: В отечественном флоте первая подводная лодка, носившая название «Акула», была создана еще в 1909 году. Конструктором субмарины стал Иван Бубнов. Лодка погибла в Первую Мировую войну во время боевого похода.

История строительства советского подводного атомохода проекта 941

С задачей разработать проект советского подводного супер-крейсера прекрасно справились конструкторы ЦКБ морской техники «Рубин» — флагмана советской кораблестроительной отрасли. В 1972 году ленинградцами было получено техническое задание на разработку проекта подводной атомной лодки стратегического назначения III поколения. Проектные работы возглавил талантливый советский конструктор С.Н. Ковалев, за плечами которого были уже готовые и успешные проекты. Его детища бороздили моря и океаны, оставаясь надежным щитом Советского государства. С 1973 года, после Решения советского правительства в стенах ЦКБ «Рубин» закипела работа над созданием проекта.

Местом постройки новых судов такого размера стало предприятие «Севмаш». Для постройки новых кораблей на территории верфи были специально возведен новый эллинг громадных размеров. В акватории судостроительного завода для прохода кораблей такого большого водоизмещения были проведены дноуглубительные работы.

Акула на стапеле

Уже через три года на стапелях «Севмаша» была заложена первая головная субмарина проекта 941. Корабль получил заводской индекс ТК-208 (тяжелый крейсер – 208). Всего планировалось построить по данному проекту 7 судов на протяжении последующих 10-15 лет. Следует отметить, что советские конструкторы сумели обогнать своих американских коллег, раньше создав готовый проект нового подводного ракетоносца. Спуск на воду в сентябре 1980 году новой советской субмарины колоссальных размеров стал для американцев настоящим шоком. Первая лодка типа «Огайо» сошла на воду в декабре 1981 года, когда советский ракетоносец вошел в состав действующего флота.

За 8 лет, начиная с 1981 по 1989 гг., в Советском Союзе было построено 6 однотипных судов. Запланированный к постройке седьмой корабль так и остался на стапелях, даже с учетом того, что для субмарины были готовы основные корпусные конструкции. Постройку советских атомных ракетоносцев проекта 941 обеспечивало более 1000 предприятий-смежников. На одной только верфи «Севмаш» над строительством корабля трудилось 1200 человек.

Интересная деталь: из 6 кораблей, построенных по проекту, самый первый оказался долгожителем. Субмарина КТ-208, спущенная на воду в далеком 1981 году продолжает оставаться в строю и сегодня. Теперь это ТПРКСН (тяжелый подводный ракетный крейсер стратегического назначения) «Дмитрий Донской», лодка КТ-208 проекта 941.

Особенности конструкции подводного ракетоносца проекта 941

Для непосвященных, лодка представляет собой огромную стальную сигару китообразной формы. Однако для специалистов особое внимание вызывают не столько размеры корабля, сколько его компоновка. Субмарина имеет двухкорпусную схему. За внешней оболочкой легкого корпуса, изготовленного из стали, находится сдвоенный основной прочный корпус. Другими словами – внутри лодки имеется два отдельных корпуса, расположенных параллельно друг другу по схеме катамаран. Прочные корпуса изготовлены из титанового сплава. Торпедный отсек, центральный пост и кормовой механический отсеки на корабле помещены в закрытые отсеки, капсулы.

Пространство между двумя прочными корпусами заполнено шахтными пусковыми установками в количестве 20 штук. Боевая рубка смещена к хвостовой части лодки. Вся передняя палуба представляет собой одну большую стартовую площадку. Такое расположение пусковых установок предполагает возможность одновременного пуска всего боезапаса. При этом пуск ракет должен осуществляться с минимальным временным интервалом. Советский ракетоносец способен осуществлять пуски ракет из надводного и из подводного положения. Рабочая глубина погружения для осуществления пуска составляет 55 метров.

Корабль имеет 19 отсеков, каждый из которых имеет сообщение с другими. В легком корпусе носовой части лодки установлены горизонтальные рули. Боевая рубка имеет усиленную конструкцию, специально рассчитанную на экстренное всплытие корабля в условиях наличия сплошного ледового щита на поверхности. Повышенная прочность является основной отличительной особенностью советских ракетоносцев III поколения. Если американские АПЛ типа «Огайо» строились для патрулирования в чистых водах Атлантики и Тихого океана, то советские подводные лодки главным образом действовали в акватории Северного Ледовитого океана, поэтому и конструкция корабля создавалась с запасом прочности, способным преодолевать сопротивление ледового панциря 2-х метровой толщины.

Снаружи лодка имеет специальное противорадиолокационное и звукоизолирующее покрытие, общий вес которого составляет 800 тонн. Другой особенностью конструкции корабля является наличие систем жизнеобеспечения в каждом отдельном отсеке. Внутренняя планировка лодки спланирована и оборудована таким образом, чтобы обеспечить выживаемость экипажа корабля в самых непредвиденных ситуациях.

Сердцем атомохода является два ядерных реактора ОК-650ВВ суммарной мощностью 380 МВт. В движение субмарина приводится уже посредством работы двух турбин мощностью 45-50 тыс. л/с каждая. Такой огромный корабль имел и соответствующего размера гребные винты – 5,5 м в диаметре. В качестве резервных двигателей на лодке были установлены два дизель-генератора мощностью 800Вт.

Гребные винты

Атомный ракетоносец в надводном положении мог развивать скорость хода 12 узлов. Под водой субмарина водоизмещением уже в 50 тыс. тонн могла двигаться со скоростью 25 узлов. Рабочая глубина погружения составляла 400 м. При этом лодка имела некоторый запас критической глубины погружения, составляющие еще дополнительные 100 м.

Экипаж

Кораблем таких больших размеров и с такими ТТХ управлял экипаж численностью 160 человек. Их этого числа треть приходилась на офицерский состав. Внутренние жилые помещения на подводной лодке были оборудованы всем необходимым для длительного и комфортного проживания. Офицеры и мичманы обитали в 2-х и 4-х местных комфортабельных каютах. Матросский и старшинский состав проживали в специально оборудованных кубриках. Все жилые помещения на лодке обслуживались системой кондиционирования воздуха. Во время длительных походов экипаж корабля, свободный от боевой смены, мог проводить время в спортивном зале, посещать  кинотеатр и библиотеку. Следует отметить, автономность корабля превышала все существующие до этого времени нормативы — 180 суток.

Основные сравнительные характеристики корабля проекта 941

Советский атомоход, вступивший в строй в 1981 году, в сравнении с другими однотипными кораблями зарубежной постройки обладал значительным превосходством. Вероятными противниками советского ракетоносца III поколения являлись:

  • американская АПЛ типа «Огайо» с 24 МБР Trident на борту, построено 18 единиц;
  • английская АПЛ «Вэнгард» с 16 МБР Trident, построено 4 единицы;
  • французская АПЛ «Триумфан» с 16 МБР М45, построено так же 4 корабля.

Советская атомная подводная лодка превосходила все перечисленные суда по водоизмещению в три раза. Имела общий вес залпа из 20 МБР Р-39 — 51 тонну. Британские и французские субмарины в этом параметре значительно проигрывали советскому ракетоносцу. Английские и французские АПЛ могли выпустить по противнику боевые заряды общим весом 44 тонны. Только американские субмарины типа «Огайо», которых было спущено неполные два десятка, могли составить конкуренцию советским подводным гигантам.

Вэнгард

Ни один другой корабль, отечественные ракетоносцы проектов 667БДРМ и 955, не могли сравниться по водоизмещению и боевой мощи с подводными лодками типа «Акула». Советские атомные субмарины, спущенные на воду в 80-е годы прошлого века, составили основу ракетно-ядерной мощи СССР и стали заделом для ядерной морской компоненты современной России.

Атомоход КТ-208 «Дмитрий Донской» остается единственным действующим кораблем этого класса в составе российского Военно-Морского флота. Два судна, КТ-17 «Архангельск» и КТ-20 «Северсталь» выведены в резерв, в 2006 и в 2004 гг. соответственно. Окончательное решение о судьбе этих двух легендарных кораблей пока не принято. АПЛ КТ-208 получила в 2002 году новое название – КТ-208 «Дмитрий Донской». Лодка единственная из всех кораблей этого типа, которая сохранила свой технологический ресурс. Это в свою очередь позволило провести на корабле в 1999-2002 гг. модернизацию по проекту 941М. Целью модернизации стало переоборудование корабля под новую БРПЛ «Булава».

Ракета Булава

Оснащение корабля новыми баллистическими ракетами не планируется. Субмарина используется в качестве самоходного плавучего испытательного комплекса новых образцов ракетной техники. Решением высокой правительственной комиссии стало продление срока эксплуатации судна до 2020 года. Атомный ракетоносец базируется на военно-морскую базу Западная Лица и входит в состав Северного флота РФ.

warways.ru

Подводные лодки проекта 941 «Акула» : wiki : Факты о России

Тяжёлые ракетные подводные крейсеры стратегического назначения проекта 941 «Акула» (SSBN «Typhoon» по классификации НАТО) — самые большие в мире атомные подводные лодки. Проект разработан в ЦКБМТ «Рубин» (Санкт-Петербург). Задание на разработку было выдано в декабре 1972 года.

История

В начале 70-х годов в США (как писали западные СМИ, в ответ на создание в СССР комплекса Delta) началась реализация крупномасштабной программы «Трайдент», предусматривающей создание новой твердо-топливной ракеты с межконтинентальной (более 7000 км) дальностью, а также ПЛАРБ нового типа, способной нести 24 таких ракеты и обладающей повышенным уровнем скрытности.

Политическое руководство СССР потребовало от промышленности «адекватного ответа» на очередной американский вызов.

Строительство подводных крейсеров проекта 941 «Акула» (по международной классификации «Тайфун») явилось своего рода ответной мерой на строительство в США атомных подводных ракетоносцев типа «Огайо», вооруженных 24 межконтинентальными баллистическими ракетами. В СССР разработкой нового корабля начали заниматься позже американцев, поэтому проектирование и постройка шли практически параллельно.

«Перед конструкторами стояла непростая техническая задача — разместить на борту 24 ракеты весом почти 100 тонн каждая, — рассказывает генеральный конструктор проектов ЦКБ МТ «Рубин» С.Н. Ковалев. — После множества проработок ракеты решено было расположить между двумя прочными корпусами. Аналогов такому решению в мире нет». «Такую лодку мог построить только Севмаш», — говорит начальник управления Министерства обороны А.Ф. Шлемов. Строительство корабля велось в самом большом эллинге — цехе 55, которым руководил И.Л. Камай. Применяли принципиально новую технологию постройки — агрегатно-модульный метод, что позволило значительно сократить сроки. Сейчас этот метод применяется во всем, и подводном и надводном кораблестроении, но для того времени это был серьезный технологический прорыв.

В результате корабль построили в рекордно короткие сроки — за 5 лет. За этой маленькой цифрой огромный труд всего коллектива предприятия и его многочисленных контрагентов. «Строительство подводной лодки обеспечивало более тысячи предприятий всей страны, — вспоминает А.И. Макаренко, в то время главный инженер Севмашпредприятия. — Наша «Акула» была готова на год раньше американского «Огайо». Естественно, что правительство высоко оценило заслуги участников создания этого уникального корабля». Анатолий Иннокентьевич приказом министра судостроительной промышленности был назначен персонально ответственным за постройку. За создание АПЛ проекта 941 А.И. Макаренко и сборщику КСП А.Т. Максимову присвоено звание Героя Социалистического Труда. Ответственному сдатчику А.С. Белопольскому присуждена Ленинская премия, Н.Г. Орлову, В.А. Бородину, Л.А. Самойлову, С.В. Пантюшину, А.А. Фишеву — Государственная премия. 1219 работников предприятия награждены орденами и медалями. Среди отличившихся начальники цехов Г.А. Правилов, А.П. Моногаров, А.М. Будниченко, В.В. Скалобан, В.М. Рожков, главные специалисты М.И. Шепурев, Ф.Н. Шушарин, А.В. Рынкович.

В сентябре 1980 года непривычно большой подводный атомоход высотой с девятиэтажный дом и длиной почти в два футбольных поля впервые коснулся воды. Восторг, радость, усталость — участники того события испытывали разные чувства, но всех объединяло одно — гордость за большое общее дело. Швартовные и ходовые испытания были проведены в рекордно короткие сроки для АПЛ такого проекта. И в этом большая заслуга сдаточной команды, таких отличных специалистов, как Г.Д Павлюк, А.З. Элимелах, А.З. Райхлин, и личного состава корабля под командованием капитана I ранга А.В. Ольховикова. Несмотря на жесткие сроки строительства и испытаний новейшей АПЛ, возникали ситуации, когда от инженеров требовалась срочная разработка новых конструктивных решений. «Как известно, наружный корпус лодки покрыт толстым слоем резины, — продолжает Анатолий Иннокентьевич. — На «Акуле» каждый лист весил 100 килограммов, а общий вес наклеенной резины — 800 тонн. Когда первый раз лодка вышла в море, часть этого покрытия оторвалась. Пришлось быстро изобретать новые технологические приемы приклеивания».

Корабль принял на вооружение первый отечественный твердотопливный ракетный комплекс Д-19. На головном крейсере серии, получившем впоследствии название «Дмитрий Донской», было проведено большое количество пусков ракет. «Программа расширенного испытания ракетного вооружения была более чем насыщенной, вспоминает бывший командир БЧ-5 капитан I ранга В.В. Кисеев. Испытания проходили не только в Белом море, но и в районе Северного полюса. В период ракетных стрельб не было отказов в технике. Все было очень надежно».

Через десять лет эксплуатации самый большой в мире подводный атомоход был поднят на стапель для среднего ремонта. Это была сложная задача в части обеспечения радиационной и пожарной безопасности, так как на цеховых стапелях Севмаша до этого АПЛ не ремонтировали. После среднего ремонта и замены ряда комплексов в мае 2002 года «Дмитрий Донской» был выведен из цеха. Эта дата считается вторым рождением корабля. Стапельными работами и выводом корабля руководил заместитель начальника цеха М.А. Абижанов, а действиями сдаточной команды на корабле — механик Г.А. Лаптев. «Сейчас успешно проходят заводские ходовые испытания, государственные испытания различных комплексов вооружения. «Дмитрий Донской» уникален по маневренным характеристикам и управляемости, — с гордостью говорит командир АПЛ капитан I ранга А.Ю. Романов. — У этого заказа потрясающие боевые возможности. Это самый быстрый из всех кораблей серии, на два узла превысил предыдущий рекорд скорости проекта 941. Успешные испытания корабля во многом заслуга ответственного сдатчика Е.В. Слободяна, его заместителей А.В. Ларинского и В.А. Семушина и, естественно, экипажа АПЛ, специалистов своего дела командира боевой электромеханической части капитана II ранга А.В. Прокопенко, командира штурманской боевой части капитана-лейтенанта В.В. Санькова, командира боевой части связи капитана III ранга А.Р. Шувалова и многих других».

Корабль, как и человек, имеет свою судьбу. Этот крейсер гордо несет имя великого русского воина, князя Московского и Владимирского Дмитрия Донского. Как говорят сами подводники, их корабль надежный и счастливый. «Теперь судьба этого подводного атомохода ясна, — рассказывает С.Н. Ковалев. — Эта подводная лодка будет в течение долгого времени самым мощным кораблем Военно-морского флота. Сегодня хороший повод поздравить всех конструкторов, которые проектировали эту лодку, Севмаш, который ее строил, многие другие предприятия, которые участвовали в ее создании, и, естественно, Военно-морской флот с юбилеем замечательного корабля».

Современный статус

По состоянию на 2007 год один корабль проекта 941 (ТК-202) утилизирован. ТК-12 «Симбирск» и ТК-13 выведены из боевого состава российского флота и находятся на утилизации.
В связи с хроническим отсутствием финансирования, в 1990-е годы планировался вывод из строя всех единиц, однако, с появлением финансовых возможностей и пересмотром военной доктрины оставшиеся корабли (ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь») прошли поддерживающий ремонт в 1999—2002 годах. ТК-208 «Дмитрий Донской» прошёл капитальный ремонт и модернизацию по проекту 941УМ в 1990—2002 годах и с декабря 2003 года используется в рамках программы испытаний новейшей российской БРПЛ «Булава». При испытании «Булавы» было принято решение отказаться от ранее используемой процедуры испытаний:
броски с погружаемого стенда в Балаклаве,
броски со специально переоборудованной опытной подводной лодки,
на следующем этапе — серия пусков с наземного стенда,
только после успешных пусков с наземного стенда ракета допускалась до летных испытаний с подводной лодки — ее штатного носителя.

Для бросковых и пусковых испытаний использовался модернизированный ТК-208 «Дмитрий Донской». Генеральный конструктор С. Н. Ковалёв так объясняет принятое решение:
Сегодня Балаклавы у нас уже нет. Опытную подводную лодку строить дорого. Наземный стенд под Северодвинском не в лучшем состоянии. И под новый ракетный комплекс его надо приспосабливать, отстраивать заново. Поэтому с нашей подачи было принято довольно смелое – с точки зрения конструкторов – оправданное решение: все испытания баллистической ракеты (БР) «Булава» проводить с переоборудованной головной подводной лодки проекта 941У «Тайфун».

18-я дивизия подводных лодок, в которую входили все «Акулы», была сокращена. По состоянию на февраль 2008 года в её состав входили, находящиеся в резерве после выработки рабочего ресурса ракет «главного калибра», ТК-17 «Архангельск» (последнее боевое дежурство — с октября 2004 года по январь 2005 года) и ТК-20 «Северсталь» (последнее боевое дежурство — 2002 год), а также переоборудованный для испытательных целей ТК-208 «Дмитрий Донской». ТК-17 «Архангельск» и ТК-20 «Северсталь» более трёх лет находились в ожидании решения на утилизацию или перевооружение на новые БРПЛ, пока в августе 2007 года главком ВМФ адмирал флота В. В. Масорин не сообщил, что до 2015 года не предусматривается модернизация АПЛ «Акула» под ракетный комплекс «Булава-М».

7 мая 2010 года главнокомандующий ВМФ Владимир Высоцкий заявил, что две атомные подлодки проекта «Акула» будут находиться в составе российского военно-морского флота до 2019 года в боевом состоянии. В то же время пока еще не принято решение о судьбе подводных лодок, в частности, не решен вопрос о сроках возможной модернизации. Однако модернизационные возможности у подводных лодок этого типа очень большие — отметил Высоцкий.

Рассматривается вариант переоборудования их для размещения крылатых ракет по аналогии с перевооружением ВМС США подводных лодок типа «Огайо».

Фотографии



Смотрите также

Ссылки

rufact.org

Проект 941 «Акула» — самая большая подводная лодка в истории

Самая большая подводная лодка в истории человечества была создана советскими конструкторами из КБ «Рубин» в период с 1972 по 1980 годы. К 1976 году были завершены проектные работы, и лодку заложили на Севмаше. Впрочем, это скорее был тяжелый крейсер, чем лодка. На носу субмарины был нарисован силуэт акулы, а позже он появился и на рукаве у моряков, служивших на этом корабле.

На иллюстрации приведены силуэты атомных подводных лодок, сначала американских: «Морской волк», «Вирджиния», «Огайо», «Кило», затем наших проектов 209 и 212. Внизу находится силуэт «Акулы». Ее длина составляет 173 метра, водоизмещение в подводном положении 48 тысяч тонн.

«Акула» в официальных документах называлась скромно — АПЛ — проект 941. Назвал эти лодки «Тайфуном» Л.И. Брежнев в ходе XXVI съезда КПСС в 1981 году, он не хотел сообщать настоящего названия новой субмарины, созданной в ответ на запуск американцами программы «Огайо» с ракетами «Трайдент» на борту.

Самая большая подводная лодка обязана своими размерами ракетам, которыми собирались ее вооружать. Р-39 были трехступенчатыми, их головная часть разделялась на десять независимо наводящихся боеголовок по сто килотонн. К тому же их было двадцать.

Конструкция подводного крейсера была уникальной. Если обычная подводная лодка имеет один прочный и один наружный легкий корпус, находящиеся друг в друге по подобию матрешки, то в этом проекте их было два основных и три дополнительных. Ракетные шахты располагались впереди ходовой рубки, что также представляло новинку в подводном судостроении. Торпедный отсек заключался в отдельный корпус, как и ЦКП, и механический кормовой отсек.

Но эта самая большая в мире подводная лодка была уникальна не только по конструкционной схеме, но и по своим ходовым и эксплуатационным качествам. В одном из пунктов технического задания содержалось требование к осадке корабля в надводном положении, достаточно небольшой, чтобы она могла проходить на мелководье. Для выполнения этого условия следовало оснастить АПЛ очень объемными цистернами главного балласта, которые заполнялись водой при погружении. Эта особенность конструкции позволила «Акуле» всплывать даже на Северном полюсе, проламывая снизу более чем двухметровую толщу льда.

Материал изготовления прочных корпусов – титан, легкие выполнялись из стали. Покрытие особой резиной улучшало ходовые качества и снижало шумы, затрудняя обнаружение подводного крейсера силами противолодочной обороны вероятного противника. Допускаемая глубина погружения составляла 500 метров.

Самая большая подводная лодка в мире обладала соответствующей силовой установкой, — почти два с половиной миллиона лошадей, а это даже трудно себе представить, но позволяло держать ход под водой в 25 узлов. Были и дополнительные двигатели для совершения сложных маневров и аварийного дублирования.

Боевые посты занимали попеременно 160 матросов мичманов и офицеров. Условия жизни на борту были комфортными, экипаж мог полноценно отдыхать в бассейне и заниматься спортом в гимнастическом зале.

Самая большая подводная лодка могла совершать полугодовые автономные походы.

После завершения холодной войны военная доктрина России изменилась. АПЛ «Акула», как инструмент нанесения превентивного удара, оказалась ненужной. Всего их было построено шесть, в строю одна, две находятся в резерве.

Как и многие другие образцы уникальной военной техники времен холодной войны, самая большая подводная лодка не принимала участия в военных действиях, и это хорошо. Свою лепту в поддержание баланса сил она внесла, и, возможно, этим помогла сохранить мир на нашей планете.

fb.ru

Проект 941 Акула

Подробности
Категория: Военно-морской флот
Опубликовано: 29.03.2017

Проект 941 Акула – стратегический тяжёлый атомный подводный крейсер, мощнейшее средство ядерного сдерживания России. 

  1. История создания
  2. Конструкция
  3. Технические характеристики
  4. Силовая установка
  5. Вооружение
  6. Интересные факты

Возможность ядерного ответного удара сдерживает Запад от войны с Россией. Лодки аналогичные этому проекту и сегодня вносят коррективы в манеру поведения НАТО по отношению к Москве. Со времён Горбачёва-Ельцина спонсируются программы по её уничтожению через свои же международные институты «мира». Самая большая ядерная субмарина обладает превосходной скрытностью, автономностью, дальностью хода, акустикой и непревзойдённой мощью 20-ти баллистических ракет по 2000 килотонн в тротиловом эквиваленте.

История создания проекта 941 Акула

Противостояние России (СССР) и Запада на море с 1945-го по 1970-й проходило не только в холодной манере Черчилля с небольшим технологическим перевесом владельцев чужих морей, а иногда и в горячих поединках на дальних рубежах. Центру военно-морской силы, расположенному в США, так и не удалось достичь значимого превосходства. К 1970-му году ВМС СССР стал достаточно сбалансированным, а в результате мощным сдерживающим фактором для ВМС НАТО на воде, под водой и над водой – в естественной среде обитания США и Великобритании. В результате между ядерными державами утвердился паритет. Пентагону пришлось отказаться от превентивного уничтожения всех ядерных объектов СССР.

Вначале 1970-х против нашей страны принята концепция «Реалистического устрашения». Изменилась морская доктрина, основанная на технологическом превосходстве, поиску союзников и умению вести переговоры. Конечным результатом новой политики в отношении СССР стала «Угроза неприемлемого ущерба», не стоит забывать, что в слабых государствах кровавый ущерб наносится ежедневно и последовательно. Хитрецы из США 03.10.1972. заключили договор с СССР «Об ограничении стратегического вооружения», что означало сокращение количества ядерных подлодок. За пренебрежительной подписью президента английской североамериканской колонии Ричарда Никсона скрывалась уверенность, что удалось обвести вокруг пальца «вождей русских индейцев».

С 1970-го в Пентагоне полагались на свой новый глобальный проект, дающий в таких условиях качественное преимущество – передовую перспективную систему пуска баллистических ракет «Trident» (переводится как трезубец – означает трёхступенчатость движителей и оружие Посейдона). Носителем 150-ти БР (баллистических ракет) должны были стать подлодки проекта «Огайо» с 24 ПУ (пусковыми установками), целью являются крупные военные объекты и промышленные центры Советской России. В 1971-м в оборонку США на скорейшее воплощение проекта рекой потекли деньги. В течении 10-ти лет ожидалось спустить на воду 10 подводных лодок с БР Трайдент-1 (8 блоков наведения, отклонение 380 м, преодолеваемое расстояние 7,5 тыс.км.).

Возникла необходимость восстанавливать паритет. В 1973-м Сергей Николаевич Ковалёв назначен главным конструктором проекта 941 «Акула», а Макеев Виктор Петрович стал главным конструктором твердотопливных БРПЛ Р-39. Это было уже 3-е поколение ядерных субмарин. Ракета Р-39 втрое тяжелее американских наспех сделанных аналогов Трайдент-1 и вдвое большей длины. Это повлияло на создание принципиально новой архитектуры крейсера. На «Севмаш» за 5 лет силами экономики СССР построили крупнейший в мире эллинг (цех №55). В 1981 году на 26-м по счёту съезде КПСС глава страны Брежнев сообщил миру о создании в США подлодки «Огайо» с межконтинентальными ракетами Трайдент-1, упомянув главным образом об аналогичном вооружении в СССР. Заложенный на стапеле в 1976 году проект тяжёлого крейсера 941 «Акула» поступил на вооружение ВМС СССР 12.12.1981. под аббревиатурой ТК-208, известный ещё под собственным именем «Дмитрий Донской».

Конструкция

По принципу общения западной прессы с неразвитым воображением обывателей США, с 1990-ми в Россию перекочевала манера подачи информации. Об уникальности проекта теперь говорят сводки рекордов Гиннеса. Вместо высоты 25 м на слуху сравнение с 9-ти этажным домом. Длина судна 172,8 м, измеряется странным образом в двух футбольных полях. Стоит добавить, ширина составляет 23,3 м. Новой идеей в судостроении стал спаренный корпус по принципу катамарана с шахтами ПУ (пусковых установок) для БР (баллистических ракет). Двойной корпус сообщается 3-мя отсеками в носовой, кормовой и центральной части корабля. Всего 19 отсеков, что повышает живучесть титановой лодки. Покинуть подлодку можно через 2 спасательные камеры из расчёта на всех членов экипажа из 165 человек. БИУС (боевая информационная управляющая система) с новейшими системами: гидроакустической, радиолокационной и спутниковой.

Скрытность подводного хода обеспечивает толстое резиновое покрытие весом 800 т. Кольцевые обтекатели лопастей (фенестроны) снижают шумность хода. Всё оборудование крейсера крепится к корпусу через резиновые кордовые амортизаторы. Дальность плавания 6 месяцев, ограничивается временем запаса провизии. Поэтому внутри «Плавучего Хилтона» есть зал отдыха, спортзал, бассейн, сауна, живой уголок. Подводная скорость 25 узлов при уникальном водоизмещении 48 000 т, надводная 12 узлов при водоизмещении 23 200 т. Глубина работы 400 м, максимальное погружение на 500 м. Чтобы управлять массой такого корабля понадобилось крестообразное оперение в корме, убираемые горизонтальные рули установлены за глубинными семилопастными винтами. Манёвренность субмарины повышается подруливанием боковых устройств с поворотными гребными винтами с электроприводом по 750 кВт.

Технические характеристики

  • Длина — 172,8м
  • Ширина — 23,3м
  • Высота — 25м
  • Экипаж — 165 человек
  • Водоизмещение
    • подводная 48000 тонн
    • надводная 23200 тонн
  • Осадка — 11,2м
  • Максимальная глубина погружения — 500м
  • Скорость надводная — 12 узлов
  • Автономность плавания — 6 месяцев

Характеристики массы, прочности и силовых установок позволяют ломать лёд 2,5 м и наносить неожиданные удары из Арктики. Для этого задвигаются носовые рули, а ледоколящие приспособления носа и рубки медленно прижимаются к замёрзшей толще воды и лодка без труда выходит испод воды. Подводный ракетный крейсер работы КБ «Рубин» единственный в своём роде проект. Удалось получить наименьшую осадку (средняя – 11,2 м), чтобы подходить к обычным пирсам и ремонтным базам. Плавучесть корабля тоже стала выше на 35% — всё благодаря водоизмещению 48 000 т, половина которого является балластной водой при полном погружении. За это был прозван на флоте «Водовозом».

В ноябре 1981 года в состав американской глобальной системы «Трайдэнт» принята первая лодка типа «Огайо» с 24-ю межконтинентальными ракетами. Столько же ПУ было спроектировано и в советской модели, но адмирал флота Горшков потребовал сократить число БР до 20-ти, чтобы соответствовать характеристикам боевой устойчивости. Заподозрившим адмирала в получении новых привилегий, положенных в случае увеличения боевых единиц, нечего было говорить после результатов учений, где на первом выходе лодка «Огайо» со 150-ю БР была условно уничтожена тихоокеанской подлодкой К-492 под командованием В.Дудко.

class=»eliadunit»>

Силовая установка проекта 941 «Акула»

Ядерная энергетическая силовая установка проекта 941 «Акула» блочного принципа, состоит из 2-х реакторов водяного типа. Тепловая мощность каждой 190 МВт, расположенных в отдельных корпусах. Энергия тепловых нейтронов ОК-650 движет 2 паровые турбины, достигая максимального водоизмещения 48 тыс.т. Конструкцией предусмотрены 4 турбогенератора по 3200 кВт. Резервные приводы винтов из 2-х дизель-генераторов по 800 кВт. Энергией подводной лодки можно питать военные базы и крупные промышленные города. Возможно, что это происходило во время украинской энергетической блокады Крыма, где Севастополь был освещён. Данное предположение нельзя подтвердить или опровергнуть, ведь такое становится возможным только в обход международным договорённостям.

Вооружённость субмарины проекта 941 «Акула»

Используемые до этого жидко-топливные отечественные межконтинентальные ракеты не превышали расстояния 2,5 тыс.км, в то время как американские БР на твёрдом топливе преодолевали 6,5 тыс.км. В СССР были наработки дорогостоящих твердотопливных ракет, пришло время их использовать для слишком крупных 100 т ракет. Амбициозный проект для «Акулы» был выполнен, в отличие от американцев, которым вынужденно пришлось вооружать «Огайо» зарядами меньшей разрушающей способности. Ракетный комплекс Д-19 разработан для Р-39. «Акула» может произвести залповый пуск с интервалом 13 секунд. В момент поражения ракета разделяется на 10 двухсоткилотонных бомб, каждая в 10 – 15 раз больше сброшенных Америкой на японские города.

Пуск первой БР с момента отдачи приказа происходит по истечении 6 минут, из шахты её выталкивает пороховой аккумулятор со сдвигом в сторону от корабля, чтобы не повреждать корпус. Первая ступень маршевого двигателя включается после стартового отстрела и выводит ракету на околоземную орбиту. Спустя несколько минут первая ступень отстреливается. На этом этапе вражеская система ПРО оповещает о нанесении ядерного удара. Ракетоноситель уже выведен в точку развода, сбрасывается обтекатель и блок разведения находит своего адресата. Коррекция полёта происходит активным методом при помощи бортовых систем навигации, высокая точность счётно-вычислительной системы не позволяет совершить ошибки. Отклонение в единицу угловой секунды уводит боеголовки на десятки километров от цели.

Войдя в зону действия противоракетной обороны, чувствительная бортовая система ракеты реагирует на предшествующий пуск противоракет и выпускает металлический мусор, сбивая их с верного пути. Коридор разброса 600 – 700 км в длину и 100 – 200 км в ширину. Отстреливаются 10 блоков, последним подрывается модуль развода. Дальше противоракетчикам НАТО нечего наблюдать, на радаре происходит страшная вспышка. В это время боевые блоки входят в атмосферу с уже недостижимой противоракетам скоростью 8 км/сек. Основная часть мусора сгорает от первого контакта с атмосферой, напоминая включение и выключение ёлочной гирлянды, но крупные ложные цели остаются в строю. Спустя 60-100 секунд произойдёт взрыв, ещё через 10 минут умолкнут ударные волны.

При этом Р-39 не самая лучшая для преодоления ПРО. Став на вооружение вначале 1980-х, сразу же начались работы по усовершенствованию БР для «Акулы». Следующее поколение Р39-УТТХ «Барк» должно было в скором времени заменить Р39. Испытания проводились на «Акуле», прекрасно заменяющей сложный комплекс ядерного полигона. Но лучшей БР суждено было стать не комплексу «Барк», а «Булаве», которая теперь и стоит на вооружении. Первый запуск 27.09.2005. С приходом команды Горбачёва к власти, недальновидного политика (скорее предателя), у проекта 941 начались трудные времена. За период 1981 – 1989 гг. удалось поставить в строй ВМС СССР 6 подлодок этого класса. Утилизацию 7-го корабля на этапе строительства, как официально объясняют документы, провели из-за нехватки денег, а также руководствуясь договором ОСВ-1. Р39 прекратили выпускать в 1987-м.

Лодка способна защитить себя при встрече с неприятелем, в носовой части 6 торпедных отсеков калибра 533 мм. Помимо обычных торпед на борту ещё ракето-торпеды «Шквал» или «Водопад». При случайной встрече с самолётами и вертолётами, которых следует избегать, есть ПЗРК «Игла». Для испытаний нового ракетного вооружения до 2019 года продолжат службу ТК-17 «Архангельск», ТК-20 «Северсталь» и акулий первенец ТК-208 «Дмитрий Донской». На смену устаревающим «долгоруким гигантам» 3-го поколения пришли аналогичные лодки проекта 955, 4-го поколения «Борей» с «Булавой». Эти субмарины в количестве 10-ти единиц должны быть сданы флоту к 2020-му. В 2012 г. ведомство Минобороны заявило о нерентабельности капитального ремонта, указав причину, что строительство «Бореев» вдвое дешевле.

Известные события из боевых дежурств проекта 941 «Акула»

  • О всплытии лодки во льдах северного полюса стало известно в 1985-м году, где был произведён пуск Р-39, разработанной позже субмарины в 1984-м.
  • Подводники НАТО постоянно натыкаются на что-нибудь, в 1987-м крейсер ТК-12 принёс на себе гидроакустическую антенну британской подлодки «Суифштюр».
  • В 1991 году взорвалась и сгорела в шахте учебная ракета, боевая часть оказалась в море, пострадавших нет благодаря уникальной конструкции и противопожарным тренировкам.
  • В 1997 году был произведён залп, событие происходило в Баренцевом море. Это была утилизация ракет по сроку годности.  

 

class=»eliadunit»>

tehnorussia.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *