самые необычные дуэли в истории

Сейчас поединки на рапирах происходят только между спортсменами в защитных костюмах, дворяне не бросают друг в друга перчатки, а удовлетворения требуют совсем другими способами. Давайте разберем самые интересные дуэльные истории прошлого.

Подлость и благородство

Сначала немного о правилах. Дуэльных кодексов было множество, вариаций проведения поединка тоже. В зависимости от тяжести оскорбления и смелости участников определяли вид оружия, количество шагов в случае стрельбы и прочее. Самое главное правило заключалось в том, что на вызвать дуэль в случае оскорбления можно было только равного себе. Дуэль могла защитить только дворянскую честь. Если бы дворянина оскорбил, например, разночинец, то ему бы пришлось идти в суд, а не браться за пистолет.

Были и более любопытные правила. За нарушение одного и таких поплатился жизнью французский капитан Матасс, живший в XVI веке. Однажды его вывел из себя хвастун и задира горячий юноша Ашон. Опытный вояка Матасс рассвирепел и вызвал юнца на дуэль на рапирах. Оказалось, что Ашон абсолютно беспомощный фехтовальщик и был повержен Матассом в считанные секунды. Капитан сжалился над молодым глупцом, прочитал ему мораль, возвышаясь над поверженным юношей, отпустил его на все четыре стороны и повернулся к нему спиной. Подлый Ашон схватил свою шпагу и вонзил ее в спину благородного капитана. По правилам, если дуэлянт решил пощадить соперника, он был обязан проткнуть рапирой ноги и руки соперника, а также отобрать и переломить оружие поверженного врага.

Защита Де Сурдиака

Помните, как герой Клинта Иствуда в фильме “За пригоршню долларов” надел стальную пластину под одежду? Еще его примеру последовал Марти Макфлай, попав на Дикий Запад. Правила дуэли запрещали такие выходки.

В Париже в 1579 году месье Де Сурдиак вызвал на дуэль месье Де Шасне-Лалье. Шасне-Лалье якобы клеветал на благородного Сурдиака и разносил по городу лживые сплетни. Ссора быстро стала достоянием общественности и толпы людей, не имея других более достойных развлечений, в установленный день и час собрались на острове на реке Сене, где была назначена дуэль. На месте Шасне-Лалье поклялся, что никогда не занимался тем, в чем его подозревают. Сурдиак вполне этим удовлетворился и предложил заключить перемирие, на что Шасне-Лалье, выхватив шпагу, ответил: “Столько народу пришло смотреть на наш поединок, поэтому я должен драться, иначе потеряю свою репутацию, к тому же я так долго сюда добирался”. Сказав это, он вонзил шпагу в грудь Сурдиака, но клинок со звоном отскочил. Под одеждой оказался доспех. Тогда разъяренный Лалье нацелился в горло противнику, но был сражен ответным выпадом в сердце. Народ ликовал, зрелище оказалось эффектным.

За хозяина

Однажды состоялась дуэль между человеком и псом. В 14 веке повздорили два рыцаря Де Нарсак и Маркер, то есть один просто напросто позавидовал другому. Де Нарсак обошел Маркера в соревнованиях лучников, тем самым публично его унизив. Маркер заманил своего обидчика в лес и там убил, но у Нарсака был верный пес Геркулес, который был свидетелем убийства. И вот пес стал неотступно следовать за убийцей, лаять на него и бросаться. Друзья убиенного рыцаря поняли в чем дело и призвали Маркера к ответу, но он отрицал все обвинения. Тогда решили предоставить дело так божьему суду. В то время дуэлями нередко заканчивались судебные разбирательства, виноватым всегда оказывался проигравший. Дуэль между псом и Маркером должна была внести ясность в дело об убийстве. Маркеру дали дубину и щит, а Геркулесу предоставили деревянную бочку, в которой он мог спрятаться. Пес с легкостью одолел противника и схватил его за горло. Оказавшись на краю гибели, Маркер признался в убийстве. То, что не сделали зубы пса, сделала виселица, суд приговорил его к повешению. Верного Геркулеса до конца жизни кормили за счет короля, а после смерти ему поставили памятник.

Ай да сукин сын!

Теперь перенесемся в XIX век, когда дворянскую честь защищали пистолетами. Смертельная для Пушкина дуэль с Дантесом была для поэта двадцать шестой. Из 26 дуэлей, 25 Пушкин инициировал сам, а состоялось их них лишь 5. В двух случаях поэт отказался стрелять, в двух — промахнулся. Пушкин мог вызвать на дуэль человека, чье лицо ему не нравилось, или чьи стихи показались ему бездарными, поэтому друзья поэта всегда старались уладить вопрос мирно и всеми правдами и неправдами усмирить великого друга. Впервые 17-летний Александр Сергеевич вызвал на дуэль родного дядю Павла Ганнибала, который отбил у него возлюбленную. Пылкого юношу удалось остудить уговорами и дуэль отменили. В 1819 году Пушкина вызвал на дуэль его товарищ Кюхельбекер за эпиграмму со знаменитой фразой “кюхельбекерно и тошно”. На дуэли Пушкин, невозмутимо стоя у барьера, сказал секунданту: “Не хотите ли, сударь, поменяться местами со мной? За барьером, право слово, стоять безопаснее!”. Оскорбленный Кюхельбекер после таких слов, целясь в солнце русской поэзии, действительно попал в шляпу секунданту. Пушкин также невозмутимо отказался стрелять и покинул ристалище.

Неумелые дуэлянты

Курьезная дуэль состоялась между поэтами Николаем Гумилевым и Максимилианом Волошиным. Два знаменитых поэта и начинающая поэтесса Елизавета Дмитриева образовали любовный треугольник. Дама сначала предпочла Гумилева, потом выбрала Волошина. Едва Гумилев оправился от душевной травмы, как влюбился в стихи иностранки Черубины де Габриак, он очень захотел ее увидеть, но после долгих поисков узнал, что это и есть Дмитриева, а историю с Черубиной придумал Волошин. Гумилев рассвирепел, еще раз признался Дмитриевой в любви и опять получил отказ. Но инициировал дуэль Волошин. Кто-то нашептал ему на ухо, что Гумилев распространяет грязные сплетни о своей возлюбленной. Это была неправда, однако Алексей Толстой почему-то подтвердил информацию.

Дуэль символично назначили на Черной речке, где погиб Пушкин, и выбрали в качестве оружия пистолеты XIX века. Говорят, что Гумилев был полон решимости пристрелить Волошина и требовал стреляться с пяти шагов, однако Максимилиан Александрович к назначенному дню растерял весь свой пыл и жаждал примирения. Гумилев в автомобиле надолго застрял в снегу по дороге на дуэль, а когда наконец-то приехал то не застал противника. Волошин по дороге потерял в снегу калошу и заявил, что пока не найдет ее, никуда дальше не пойдет. Когда раскрасневшийся от долгих поисков калоши гигант Волошин явился, Гумилев, одевшийся на дуэль как на прием к императору, так был разозлен опозданием противника, что трясущимися руками долго не мог справится с системой старинного пистолета, а когда выстрелил, то попал неизвестно куда. Волошин на радостях выстрели в воздух, но примирения не произошло. Весь Петербург смеялся над горе-дуэлянтами, а Волошина прозвали Ваксом Калошиным.

Дуэль на сосисках

Есть легенда, согласно которой орудием дуэли однажды стали сосиски. Где же еще, как не в Германии могло такое произойти. В 1865 году ученый и по совместительству политик доктор Вирхов во время дебатов нелестно отозвался о Бисмарке. Бисмарк потребовал сатисфакции и приказал секундантам сообщить об этом Вирхову. Выслушав секундантов, доктор на правах вызываемой стороны предложил в качестве оружия использовать две сосиски, одна из которых отравлена. Бисмарк отказался от русской сосисочной рулетки.

Революционер-анархист Бакунин однажды тоже решил вызвать на дуэль немца, да не простого немца, а Карла Маркса. Бакунина задели пренебрежительные слова автора “Капитала” о русской армии. Маркс не принял вызов, заявив, что он не может распоряжаться своей жизнью, так как она принадлежит пролетариату. Во времена, когда Карл Маркс свободно владел своей жизнью, он неоднократно защищал свою честь на дуэлях. Кстати, вот что писал Хэмингуэй по этому поводу: “По-настоящему храбрым людям незачем драться на дуэли, но это постоянно делают многие трусы, чтобы уверить себя в собственной храбрости”.

 

labuda.blog

Некоторые особенности поединков на рапирах, шпагах, саблях.


Поединки на различных видах оружия имеют свои технические и тактические особенности. К примеру, в бою на рапирах атакующий, как правило, заранее определяет «сектор атаки», в соответствии с чем он и выстраивает свои действия, в сабельном же поединке за счет своевременного реагирования можно завершить нападение в сектор, оказавшийся в какой-то момент открытым: подобное «переключение» возможно благодаря широкой амплитуде движений и большой дистанции сабельного боя.

Одна из современных тенденций – растущая специализированность в фехтовании на отдельных видах оружия. По словам экспертов, бои, к примеру, на рапирах и на саблях сейчас отличаются друг от друга больше, чем хоккей с шайбой и хоккей с мячом.

Поскольку в бою на шпагах все тело является поражаемой поверхностью и засчитываются взаимные уколы, чрезвычайно важно умение наносить противнику укол, самому при этом оставаясь «неуязвимым». Бой шпажистов обычно ведется на значительной дистанции, фехтовальщики при первой же возможности стремятся поразить противника в ближнюю часть его тела – в вооруженную руку. Для шпажного боя характерны мелкие и точные движения оружием и легкое маневрирование. Время от времени предпринимаются длинные атаки с силовым воздействием клинка на оружие противника и последующими попытками укола в туловище или в ногу, после чего часто завязывается ближний бой. В целом шпажный бой более свободный, жесткий, стремительный и «игровой», чем другие виды фехтовального единоборства.

В поединке на саблях у спортсменов больше выбор приемов для поражения соперника. Саблисты наносят больше рубящих, чем колющих ударов, соответствующие движения шире и «проще», чем в других видах фехтовального единоборства, а рисунок боя в целом заметно отличается от схваток рапиристов и шпажистов. Поединки на саблях проходят на значительной дистанции с большим количеством быстрых перемещений. Еще одна особенность сабельного боя – некоторая «убранность» вооруженных рук соперников, пытающихся обезопасить себя от удара по руке: атакующие здесь имеют некоторое преимущество перед обороняющимися.

Бой на рапирах отличает исключительная напряженность, обилие ложных выпадов, молниеносных атак и контратак, здесь чрезвычайно важен точный расчет и техника работы ногами. Из-за незначительной (по сравнению с другими видами фехтовального единоборства) площади поражаемой поверхности защищаться рапиристу проще, чем атаковать. Рапирный бой идет на более близкой дистанции, здесь нечасто используют глубокие отходы. Рапирой управляют во многом за счет движений пальцами, столь же тонко строится и тактическая игра: рапиристы пытаются предугадать замысел соперника, перехитрить его.

sportguide.kiev.ua

Про испанский бой на рапирах.

Про испанский бой на рапирах.

Сейчас думают, что испанцы лучше управляются с рапирой, чем итальянские, французские, верхненемецкие бойцы или из любой другой страны, потому что они знают столько хитрых приёмов рапирного боя, сколько другим и за всю жизнь не выучить. Но если они упустят хоть малейший из своих приёмов, то им грозит смертельная опасность. На самом же деле испанцы в бою отменно защищаются и грозят противнику, используя всего одну стойку и две защиты, которые способен освоить не слишком опытный ученик за недолгое время. Вот особенности испанского боя. Они встают так гордо, как только могут, держат корпус прямо, боком к противнику, ноги постоянно в движении, словно во время танца, рука с рапирой выставлена вперёд и смотрит прямо в лицо или в корпус врагу, и для защиты ему достаточно лёгкого движения. Это единственная стойка для такого вида боя. Нужно заметить, что пока боец может оставаться в этой стойке с выставленной вперёд рапирой, его невозможно ранить. Какой бы удар ему ни нанесли, он из этой позиции прекрасно сумеет защититься. Если ему бьют в правую часть головы, то коротким движением кисти, повернув костяшки пальцев вверх, он защитит эту сторону головы и тела. Подобным же образом, если его бьют в левую часть головы, то малейшим поворотом кисти вниз костяшками он защитит эту сторону головы и тела, а остриё рапиры при этом будет угрожать кисти, плечу, лицу или телу напавшего. Если делается любой из уколов, эти две защиты и движение ногами на манер танца, как уже говорилось, позволяют ему защититься, в то время, как остриё его рапиры угрожает противнику. Выходит, испанская манера боя совершенна, пока вы можете сохранять стойку. Принято считать её вообще наилучшим видом боя с рапирой. Но заметьте, что испанский бой непревзойдён до тех пор, пока вы можете сохранять стойку. Мне по этому поводу вспоминается следующая шутка.

Как-то один учёный доктор, не зная, подвержен ли он морской болезни, перед тем, как отправиться на корабле, спросил совета у старухи. Она сказала ему: «Сэр, за хорошую награду я научу вас, как избежать этой неприятности. Вот вам гладкий камешек, пожалуйста, возьмите его с собой, а когда подниметесь на борт, положите его в рот. Уверяю вас, пока вы сможете держать его во рту, вас не стошнит». Доктор поверил ей, отблагодарил и взял камешек. В море он почувствовал себя плохо и положил камень в рот. Он держал его во рту так долго, как только мог, но вскоре ему стало совсем плохо, камень выпал изо рта, и доктора стошнило. Тут-то он и понял, как провела его старуха, хотя и сказала правду.

Если испанец получит удар в голову или порез на лицо, руку или плечо, или укол в лицо или корпус, то удержать остриё рапиры нацеленным в лицо или тело противника ему будет так же трудно, как тому доктору удержать во рту камень во время приступа рвоты. А вот ещё одна шутка, поясняющая иноземную манеру драться. В моё время жил итальянский учитель фехтования столь искусный, что про него говорили, будто он может уколоть англичанина в любую пуговицу дублета. А ещё жил человек, искусный в ловле диких гусей. Когда он слышал крик пролетающих гусей, он, глядя вверх, говорил, что ему ничего не стоит поймать их всех, сколько бы их ни было – дюжина, 16, 20 или больше. Много раз об этом человеке рассказывали люди надёжные, и слушатели им верили. Самому человеку, который ловил гусей, тоже верили. В самом деле, говорят, только он слышал крики гусей и видел их над собой, он запросто их ловил, только никому не говорил, как он это делает. А умудрённый итальянский фехтовальщик, когда набирает учеников, может рассказать, как нужно бить англичанина, чтобы уколоть его в любую из пуговиц.




Дата добавления: 2015-07-11; просмотров: 58 | Нарушение авторских прав


Читайте в этой же книге: Парадоксы защиты | Предостережение благородному, старинному, победоносному доблестному и храбрейшему из народов – англичанам. | О том, что удар более опасен и смертелен в бою, чем укол. Здесь это доказывается по правилам Искусства, и англичанин выигрывает спор против итальянца. | О различиях между правильным и неправильным боем. | О длине оружия и о том, как как можно выбрать себе наилучшее по длине оружие, сообразно своему сложению, с краткими пояснениями. | О том, что меч и баклер преобладают над мечом и кинжалом. | Короткий шест. | Разговор в вопросах и ответах между учеником и мастером о преимуществах и недостатках высокорослого бойца и бойца среднего роста, притом что оба прекрасно владеют оружием. | В поединке доблестных бойцов с рапирой и стилетом, один из которых умелый, а другой умением не обладает, преимущество у неумелого. |
mybiblioteka.su — 2015-2018 год. (0.004 сек.)

mybiblioteka.su

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *