Подводные лодки проекта 677 — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 20 сентября 2018; проверки требуют 10 правок. Перейти к навигации Перейти к поиску У этого термина существуют и другие значения, см. Лада.
ДЭПЛ проекта 677 «Лада»

Б-585 в Санкт-Петербурге
Основные характеристики
Тип корабля Многоцелевая ДЭПЛ
Обозначение проекта 677 «Лада»
Кодификация НАТО «Lada»
Скорость (надводная) 10 узлов
Скорость (подводная) 21 (20[1]) узел
Рабочая глубина погружения 250

ru.wikipedia.org

Что представляют собой подлодки класса «Лада»? | Армия | Общество

20 сентября на судостроительном предприятии «Адмиралтейские верфи» в Санкт-Петербурге была спущена на воду вторая подводная лодка проекта 677: «Кронштадт». Ранее, в 2010 году, флоту в опытную эксплуатацию была передана ДЭПЛ «Санкт-Петербург». По словам генерального директора предприятия Александра Бузакова, третью подлодку проекта 677 построят в 2021 году. Называться она будет «Великие Луки».

Подводная лодка «Кронштадт» проекта 677 «Лада». Фото: РИА Новости/ Ирина Мотина

Подводные лодки проекта 677 типа «Лада» представляют собой четвертое поколение дизель-электрических субмарин. Они предназначены для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки.

Проект создавало Центральное конструкторское бюро морской техники (ЦКБ) «Рубин». Вся серия подлодок «Лада» является развитием проекта 877 «Палтус». Субмарины имеют низкий уровень шумности. Его удалось достичь благодаря выбору корпуса, уменьшению габаритов, применению гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установке виброактивного оборудования, а также специальному противогидролокационному покрытию «Молния». В отличие от абсолютного большинства российских субмарин у «Лады» однокорпусная конструкция.

Согласно первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка двадцати таких субмарин. Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о переоборудовании уже заложенных подводных лодок по измененному проекту. На субмаринах было решено установить новую анаэробную (воздухонезависимую) силовую установку, поскольку ранее установленный силовой агрегат не выдавал требуемой мощности. Для выполнения задач лодка оснащена гидроакустическим комплексом «Лира», информационной системой боевого управления «Литий», а также на ней установлены приборы обнаружения электромагнитного излучения.

Как ранее заявлял вице-адмирал Виктор Бурсук, дизель-электрические подводные лодки типа «Лада» станут основным проектом для российских неатомных подводных сил. Подлодки данного типа имеют возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как субмарины проектов 636 и 877 класса «Варшавянка» вынуждены всплывать ежесуточно.

Технические характеристики

  • Длина — 66,8 м
  • Ширина — 7,1 м
  • Водоизмещение — 1,8 тыс. т
  • Предельная глубина погружения — 300 м
  • Скорость — 21 узел
  • Автономность плавания — 45 суток

Вооружение:

  • 6 торпедных аппаратов калибра 533 мм
  • 10 ракетных шахт для ракето-торпед
  • Боезапас, торпед/мин: 18/22
  • Боезапас, ракет: 6

Экипаж — 35 человек.

www.aif.ru

почему подлодки «Лада» считают лучшими в мире

Высокая точность попаданий и разрушительная мощь этого оружия, продемонстрированная в ходе контртеррористической операции в Сирийской Арабской Республике, сочетается с предельно низким уровнем гидроакустического поля и высокими дальностями обнаружения бортовых сенсоров корабля-носителя. Все это позволяет образно характеризовать дизель-электрическую подводную лодку «Кронштадт» как бесшумного подводного охотника.

Лучшая подлодка современности

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Кормилицина, кто ранее вел на «Рубине» направление неатомных подводных лодок и отвечал за проекты 641Б, 877, 636 и другие. «Лада» — квинтэссенция инженерной мысли и таланта Юрия Николаевича. По совокупности характеристик она является лучшей неатомной субмариной современности, настоящей королевой морских просторов. Яркий алмаз в ее короне — мощнейший гидроакустический комплекс «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор».

Этот комплекс с квазиконформной шумопеленгаторной антенной большой площади и буксируемой гидроакустической антенной по своему техническому уровню значительно превосходит серийные ГАК семейства «Рубикон», включая вершину его развития, МГК-400ЭМ, что до сих пор устанавливается на находящиеся в стадии строительства субмарины проекта 636.

Кроме того, подлодка получила первую цифровую интегрированную систему, построенную с применением современных сетевых технологий повышенной надежности «Литий», первый отечественный инерциальный навигационный комплекс для НАПЛ «Апассионата», первый высокоавтоматизированный миниатюрный комплекс связи «Дистанция», перископный комплекс «Парус-98» непроникающего типа, дизель-генераторы постоянного тока, систему азотного пожаротушения. Уровень шумности подлодки, по разным оценкам, примерно на 50% ниже, чем у подлодок проекта 877.

Коэффициент обновления оборудования в подлодке, заложенный при ее проектировании, достигает 70%.

Вместе с тем «Лада» компактнее: при аналогичном составе вооружения (шесть торпедных аппаратов с боезапасом 18 торпед и ракет) стандартное водоизмещения снижено с 2350 (цифра для проекта 636.3) до 1765 тонн. Численность экипажа за счет автоматизации сокращена с 52 до 35 человек. Более мощная и технически совершенная гидроакустика вкупе с меньшими размерами лодки предопределила результат опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга» в составе Северного флота.

При этом лодка хорошо действовала не только против условного противника. В одном из походов она, оставаясь незамеченной, обнаружила следящую за нашими кораблями субмарину типа Virginia и скрытно следовала за ней в течение нескольких часов.

Стоявший у истоков создания русского подводного флота адмирал Эдуард Николаевич Щенснович в 1914 году писал: «Я пришел к убеждению, что мы умеем владеть подводными лодками всех имеемых у нас типов, что лодки составляют могущественное оружие в руках наших офицеров и команд, но что следует значительно увеличить число имеемых лодок». Замечательные слова, которые в сегодняшней обстановке напрямую относятся к подводным лодкам типа «Лада».

Крадущийся охотник

Как показали длительные морские испытания головного корабля проекта, ДЭПЛ Б-585 «Санкт-Петербург», продолжающиеся с момента подъема военно-морского флага в 2010 году, субмарины данного типа прекрасно подходят для действий как в условиях интенсивного судоходства в стесненных водах Балтики, так и на просторах Баренцева и Белого морей с выходом в Северную Атлантику.

Совместные походы с субмаринами предыдущих поколений проектов 877 и 636 (отнесенных классификаторами из Североатлантического блока к типу «Kilo») продемонстрировали значительное превосходство «Лады» в дальности обнаружения подводных и надводных целей. Что в дуэльной ситуации давало ей возможность скрытно занять выгодную позицию и первой произвести пуск ракет и торпед по условному противнику.

Коль скоро «Кронштадт» достраивался по скорректированному проекту, с устранением выявленных в море недостатков головного корпуса, он представляет собой еще более совершенный боевой корабль. В плане доработок базового проекта особо отметим улучшенные систему управления корабельными техническими средствами и навигационный комплекс. Внедрена современная электроника, управляющая этими и другими системами и механизмами корабля. Откорректированы жилой отсек, где располагается экипаж, кают-компания и камбуз. Доработаны выдвижные устройства, амортизаторы линии вала. Главный гребной электродвигатель СЭД-1 разработки НИИ ЭФА заменен на более совершенный от АО «Электросила». Он также выполнен на постоянных магнитах, по типу германского Siemens Permasyn.

Выступая на церемонии спуска, главный советник президента Объединенной судостроительной корпорации Виктор Чирков напомнил, что за низкий уровень шума подводную лодку предшествующего 877-го проекта западные военные прозвали «Черной дырой». Испытания же «Санкт-Петербурга» показали: его шумность в несколько (согласно расчетам конструкторов, в четыре-пять) раз меньше, чем у представителей предыдущего поколения. С учетом возросшей скрытности «Лады», «которую противник не видит и не слышит», нашу субмарину можно назвать «Невидимкой», продолжил он.

«Новая подводная лодка дает возможность шагнуть вперед и выполнить указы президента по строительству нового современного подводного флота России», — резюмировал Виктор Викторович.

Напомним, в период с 2012 по 2016 год Чирков занимал должность главнокомандующего ВМФ РФ. По его указанию от 2013 года строительство «Кронштадта», заложенного летом 2005-го, но «замороженного» пять лет спустя, было возобновлено.

«Задержка в строительстве позволила нам максимально учесть на этом корабле опыт строительства и эксплуатации подводной лодки «Санкт-Петербург», — пояснил генеральный директор АО «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков. — По всем показателям она превосходит своего предшественника, лодки 636-го проекта».

Вместе с разработчиком проекта, АО «Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», завод-строитель отстаивал «Ладу» в трудные для нее годы, когда возникали проблемы с поиском и устранением недочетов на головном корпусе.

«Значимость сегодняшнего события трудно переоценить: корабль, заложенный в 2005 году, спускается в 2018-м. Он перенес и остановки в строительстве, и приостановление финансирования, но тем не менее спуск сегодня состоится», — сказал на церемонии руководитель «Адмиралтейских верфей».

Показательно, что спуск ДЭПЛ «Кронштадт» происходит в условиях масштабной реконструкции стапельно-сдаточного цеха, которая проводится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Развитие оборонно-промышленного комплекса на период 2011-2020 годов».

По завершении реконструкции на предприятии будет создан современный специализированный комплекс замкнутого цикла по строительству неатомных подводных лодок, который оптимизирует производственный процесс. Работы в рамках реконструкции ведутся без остановки действующего производства и не влияют на сроки исполнения контрактов.

Династия номер 677

Заводчане уверены, что «Кронштадт» подтвердит заложенные в него характеристики на морских испытаниях, которые планируется провести в следующем году. Тогда же руководство «Адмиралтейских верфей» рассчитывает подписать контракты на четвертую и пятую подлодки данного типа. А пока на заводе идет работа над завершением третьего корпуса, ДЭПЛ «Великие Луки». Ее планируется сдать в 2021 году.

«Вся истории «Адмиралтейских верфей», начиная с эпохи Петра Великого, свидетельствует о том, что предприятие умеет строить уникальные корабли. И сегодняшний спуск — наглядное тому подтверждение. Для российских моряков большая честь служить на таких современных подводных лодках», — сообщил заместитель начальника управления кораблестроения Главного командования ВМФ России капитан 1-го ранга Михаил Краснопеев.

Со своей стороны генеральный директор «Рубина» Игорь Вильнит пояснил: «По всем техническим параметрам «Кронштадт» превосходит предыдущие корабли. К тому же, мы учли все необходимые доработки, что надо было сделать на головном корпусе. «Кронштадт» получил большую часть серийного оборудования, которое прошло все испытания и соответствует заявленным характеристикам».

После спуска на воду, проверки всех систем и механизмов начнутся «морские испытания, сначала швартовные всех систем, устройств, затем выход в море». Если все пройдет удачно, сдача флоту нового корабля может состояться уже в следующем году.

tvzvezda.ru

Строительство неатомных подлодок «Лада» продолжится

Разговор о современных неатомных подводных лодках начнём с новостей. Недавно пресс-центр ОАО «Адмиралтейские верфи» сообщил о возобновлении работ по достройке второй подводной лодки проекта 677 «Лада». Неатомная (дизель-электрическая) лодка Б-586 «Кронштадт» была заложена в 2005 году. Однако в 2009 году, по решению Министерства обороны РФ, её строительство было приостановлено. И вот почему.

Первая лодка этого проекта — Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена ещё 26 декабря 1997 года, а спущена на воду в 2004 году. Но в 2010 году она была принята только в опытную эксплуатацию. Испытания выявили целый ряд несоответствий её характеристик техническому заданию. В первую очередь это относилось к автономности (менее 20 суток, вместо заявленных 45) и скорости полного подводного хода. Главный электродвигатель развивал только 60% мощности.

Недоработки были выявлены и в некоторых других системах. Специалисты ЦКБ «Рубин» практически все эти годы были заняты исправлением недостатков головной лодки нового проекта. А также созданием модернизированного проекта, в котором все недостатки, выявленные в ходе опытной эксплуатации, должны быть устранены.

Головная ПЛ проекта 677 — подлодка Б-585 «Санкт-Петербург»

В этом году работа над модернизированным проектом практически закончена, и по нему можно достраивать «Кронштадт». Как сообщает пресс-служба «Адмиралтейских верфей», на второй лодке серии будут установлены модернизированная система электродвижения, новый навигационный комплекс и обновлённая система управления корабельными техническими средствами.

Вместе с тем головная лодка — «Санкт-Петербург», скорее всего, останется в опытной эксплуатации. На ней удалось исправить почти все недоработки, за исключением скорости подводного хода. Этот недостаток будет устранён только на второй лодке проекта. Тем не менее, в августе прошлого года Минобороны, ВМФ и Объединённая судостроительная корпорация договорились о возобновлении строительства серии подлодок «Лада», они вновь включены в гособоронзаказ.

Теперь немного о том, почему эти лодки будут классифицироваться уже не как «дизель-электрические» (ДЭПЛ), а как «неатомные» (НАПЛ). Дело в том, что сейчас энергетические установки подлодок нельзя свести только к дизель-электрическим или атомным. Практически все неатомные подводные лодки, которые строятся по современным проектам, обладают анаэробными, или воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ). И вот почему.

Классическая дизель-электрическая энергетическая установка подводной лодки (ДЭЭУ) имеет главный недостаток, которого лишены атомные лодки (АПЛ). Такая лодка вынуждена с определённой периодичностью подниматься на поверхность для пополнения запасов воздуха и зарядки аккумуляторных батарей. Это ограничивает время нахождения в подводном положении, что не лучшим образом сказывается на скрытности перемещения ДЭПЛ.

Кроме того, у такой энергетической установки есть ещё один минус. Она как бы состоит из двух частей. Одна часть нужна для подводного хода, другая — для надводного. Фактически в подводном положении (когда ход обеспечивают аккумуляторы) ДЭПЛ «таскает» с собой ненужный дизельный двигатель. А в надводном балластом становятся уже аккумуляторные батареи. То есть такая лодка постоянно «возит» в себе массивное и объёмное оборудование, которое используется только часть времени.

Частичным выходом из положения стало использование режима работы дизеля под водой (РДП). В этом режиме атмосферный воздух дизель получает без полного всплытия на поверхность. Но нахождение на перископной глубине (6–8 метров) нельзя назвать скрытным. На этой глубине лодка прекрасно обнаруживается воздушными средствами, которые способны держать под контролем значительные пространства.

Вот почему современные шведские, немецкие и японские субмарины получили воздухонезависимые энергетические установки. Благодаря им время нахождения в подводном положении значительно увеличивается, приближаясь к показателям атомных лодок. Они даже обладают преимуществом перед атомными собратьями, поскольку имеют меньшее водоизмещение (положительно сказывается на заметности в случае активной гидролокации противника) и меньшие показатели собственных шумов (имеют значение при пассивной гидролокации).

Так, например, в 2003 году шведская подводная лодка Halland, оснащённая ВНЭУ, в дуэльной ситуации одержала верх над французской АПЛ. Она же в Средиземном море в учебном бою условно торпедировала американскую АПЛ SSN-713 «Хьюстон». А в 2005–2007 годах шведская подводная лодка «Готланд» была сдана в лизинг США для использования на учениях в качестве подводного противника. За это время американцы смогли убедиться в том, что борьба с современной неатомной лодкой представляет собой непростую задачу даже для ВМС США.

При этом в среднем НАПЛ в 4,5 раза дешевле лодок с ядерными реакторами и могут строиться более массово. А подлодки, оснащённые ВНЭУ, могут действовать даже на океанских просторах, решая часть задач, стоящих перед атомными собратьями. Причём по эффективности они могут даже превосходить многоцелевые атомные.

Так что же? Неужели мы уже не способны создать неатомную подлодку, сравнимую с зарубежными? Неужели можем строить только «недоделанные» «Лады»? Вовсе нет. Скажем о причинах, по которым головная НАПЛ проекта 677 оказалась «недоделанной».

Работы по новому поколению ПЛ в СССР были начаты ЦКБ МТ «Рубин» в 1987 году. Подлодки проекта 677 «Лада» должны были стать первыми серийными отечественными НАПЛ, оснащёнными анаэробной энергоустановкой. Проект был практически готов к моменту распада СССР. Однако новую власть России не сильно заботила безопасность страны. Проект был переработан, вернее, «урезан» в самой перспективной своей части. Головная Б-585 «Санкт-Петербург» была заложена в 1997 году как обычная ДЭПЛ, а не так, как задумывалась. Стоит ли удивляться, что проект «Лада», спешно перепроектированный из суперсовременного в обычную ДЭПЛ, показал себя не с лучшей стороны?

Между тем мы не только никогда не отставали в области ВНЭУ, но даже скорее были пионерами в постройке лодок с такими энергетическими установками. Вот несколько малоизвестных фактов.

В предвоенные годы ОКБ НКВД, размещавшееся позже на территории завода № 196, разработало технический проект 95 экспериментальной малой быстроходной подлодки с двигателем, работающим по замкнутому циклу. Этот тип энергоустановки получил наименование ЕД-ХПИ (единый двигатель с химпоглотителем известковым). Дизель работал в подводном положении на газовой смеси, состоящей из инертного азота и искусственно добавляемого кислорода. По этому проекту была построена лодка М-401 (позднее С-92), которая прошла успешные испытания на Каспии.

В 1950 году была спущена на воду первая малая ПЛ проекта 615. Эти лодки стали единственной в мире серией подводных лодок с подводным движением на дизельном двигателе. Их энергоустановка работала по схеме ЕД-ХПИ. В подводном положении их дизельные двигатели работали на жидком кислороде, примерно как на нынешних «суперсовременных» западных лодках.

По сути, это были первые в мире серийные подлодки с ВНЭУ. Они значительно превосходили дизельные лодки проекта 96 (серии XV) по скорости и продолжительности непрерывного подводного плавания, а также предельной глубине погружения. Они были выведены из состава флота только в начале 70-х годов.

Малая подлодка проекта 615 с подводным движением на дизельном двигателе

В дальнейшем руководство советского ВМФ почти утратило интерес к анаэробной энергетике подлодок. В это время бурно развивалось атомное подводное кораблестроение. Однако такие установки продолжали создаваться и испытываться. В 80-х годах ПЛ С-273 (проекта 613) была переоборудована по проекту 613Э «Катран». Её энергетическая установка включала электрохимический генератор «ЭХГ-280».

В 1991 году в полном объёме были завершены работы по ЭУ с ЭХГ для малой подводной лодки «Пиранья» (шифр ЭУ «Кристалл-20» мощностью 130 кВт). Эта лодка, предназначенная для обеспечения специальных подразделений, также могла бы стать серийной, если бы не разрушение нашего государства. СПМБМ «Малахит» в 90-е годы делало проекты малых подлодок с ВНЭУ на основе «Пираньи». Но, к сожалению, уже на экспорт.

Но вернёмся к лодкам проекта 677. То, что было загублено в 90-е годы, пришлось наверстывать. Пренебрежение перспективными разработками всегда оборачивается потерями. А возврат к однажды утраченному всегда достаётся дорогой ценой.

В настоящий момент ЦКБ МТ «Рубин» возвращает «Ладам» их первоначальные качества. Существует стендовый образец ВНЭУ для этих лодок, который ещё предстоит доводить. Это будет уже другая энергетическая установка на основе топливных элементов, работающих на обычном дизельном топливе и кислороде, хранящемся в связанном виде (что повышает взрыво- пожаробезопасность установки). Подлодка Б-586 «Кронштадт» не будет оснащёна этой установкой. ВНЭУ для «Лад» должна пройти приёмку к 2016 году. И ею будут оснащаться модернизированные ПЛ проекта 677, начиная с третьей подлодки.

/Александр Горбенко, odnako.org/

army-news.ru

Подлодка класса «Лада» будет на порядок тише «Варшавянки»

Подводные лодки проекта 677 «Лада» — серия российских дизель-электрических подводных лодок, разработанных в конце XX века, в ЦКБ «Рубин». Генеральный конструктор проекта Юрий Кормилицин. Из-за недостатков силовой установки планировавшееся серийное строительство лодок этого проекта в первоначальном виде отменено, проект будет дорабатываться. 

Лодки предназначаются для уничтожения субмарин, надводных кораблей и судов противника, защиты военно-морских баз, морского побережья и морских коммуникаций, ведения разведки. Серия является развитием проекта 877 «Палтус». Низкий уровень шумности был достигнут благодаря применению всережимного главного гребного электродвигателя на постоянных магнитах, установкой виброактивного оборудования на виброизоляторы типа «ВИ» и внедрению технологии нанесения противогидролокационного покрытия нового поколения «Молния».

История

Согласно планам модернизации российского подводного флота на 2008 год, ДЭПЛ проекта 677 «Лада» должны были стать одним из четырёх типов подводных лодок, принятых на вооружение. Одной из особенностей советского и российского подводного флота являлось использование десятков различных типов и модификаций субмарин, что значительно затрудняло их эксплуатацию и судоремонт.

По первоначальному проекту, для ВМФ России планировалась постройка 20 единиц. Однако после неудач при испытаниях и доработке головной лодки проекта в 2011 году было принято решение о её переоборудовании и достройке уже заложенных трех подводных лодок по изменённому проекту. 

Проект лодки типа «Лада» / Фото: korabley.net

Конструкция

ПЛ про­ек­та 677 вы­пол­не­на по так на­зы­вае­мой по­лу­то­ра­кор­пус­ной схе­ме. Осе­сим­мет­рич­ный проч­ный кор­пус из­го­тов­лен из ста­ли АБ-2 и прак­ти­че­ски по всей дли­не име­ет оди­на­ко­вый диа­метр. Но­со­вая и кор­мо­вая за­кон­цов­ки име­ют сфе­ри­че­скую фор­му. Пло­ски­ми пе­ре­бор­ка­ми кор­пус раз­де­лен по дли­не на пять во­до­не­про­ни­цае­мых от­се­ков, по­сред­ст­вом плат­форм кор­пус раз­де­лен по вы­со­те на три яру­са. 

Лег­ко­му кор­пу­су при­да­на об­те­кае­мая фор­ма, обес­пе­чи­ваю­щая вы­со­кие гид­ро­ди­на­ми­че­ские ха­рак­те­ри­сти­ки. Ограждение выдвижных устройств име­ет та­кую же фор­му, как у ло­док про­ек­тов 877, в то же вре­мя кор­мо­вое опе­ре­ние вы­пол­не­но кре­сто­об­раз­ным, а пе­ред­ние го­ри­зон­таль­ные ру­ли раз­ме­ща­ют­ся на ог­ра­ж­де­нии, где они соз­да­ют ми­ни­маль­ные по­ме­хи ра­бо­те гид­ро­аку­сти­че­ско­го ком­плек­са. 

По сравнению с «Варшавянкой» надводное водоизмещение снижено почти в 1,3 раза — с 2 300 до 1 765 тонн. Скорость полного подводного хода увеличена с 19-20 до 21 узла. Численность экипажа уменьшена с 52 до 36 подводников, при этом автономность осталась без изменения — до 45 суток. 

Лодки типа «Лада» отличаются очень низким уровнем шумности, высоким уровнем автоматизации и, по информации на 2004 год, относительно небольшой ценой по сравнению с зарубежными аналогами: немецким типом 212, и франко-испанским проектом «Scorpène», обладая при этом более мощным вооружением. Подлодка оснащена автоматизированной системой боевого управления «Литий».

www.arms-expo.ru

«Лада» для ВМФ: Россия будет развивать воздухонезависимые подводные силы

МОСКВА, 28 июн — РИА Новости, Михаил Севастьянов. Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин класса «Лада» с воздухонезависимой (анаэробной) энергетической установкой будет активно развивать неатомные подводные силы. Такой вывод можно сделать из заявлений представителей главного командования ВМФ и кораблестроительной отрасли ОПК, сделанных в среду в Санкт-Петербурге.

Очень большая серия

В первый день работы Восьмого международного военно-морского салона МВМС-2017, проходящего в Санкт-Петербурге с 28 июня по 2 июля, заместитель главнокомандующего Военно-морским флотом (ВМФ) России по вооружению вице-адмирал Виктор Бурсук заявил, что дизель-электрические подводные лодки типа «Лада» станут основным проектом для российских неатомных подводных сил; серия этих субмарин «будет очень большой»; модернизация проекта 677 предполагает оснащение подводных кораблей анаэробными (воздухонезависимыми) энергетическими установками.

Военный эксперт: авианосцы – «дорогая вещь», но России они нужны

Генеральный директор санкт-петербургских «Адмиралтейских верфей», строящих субмарины класса «Лада», Александр Бузаков уточнил, что четвертая и пятая подлодки этого проекта будут построены в течение ближайших пяти лет.

Неатомный ответ Америке

«Россия постройкой большой серии дизель-электрических субмарин проекта 677 класса «Лада» с воздухонезависимой силовой установкой будет активно развивать неядерные подводные силы», — заявил РИА Новости председатель Общероссийского движения поддержки флота (ДПФ), кандидат политических наук, капитан первого ранга запаса Михаил Ненашев.

В России построят новый авианосец

По его мнению, это будет российским ответом на посыл США о развитии направления, связанного с американскими неядерными вооружениями. «Если рассматривать подводную воздухонезависимость с геополитической точки зрения, то наши дизель-электрические ракетно-торпедные лодки — это тоже один из векторов развития неядерных вооружений», — полагает председатель ДПФ.

Он отметил, что сейчас в ВМФ России морские и океанские задачи успешно решают дизельные подводные лодки класса «Варшавянка» проектов 636.3 и 877. «Они доказали свою эффективность, в частности, ударами ракетных комплексов «Калибр-ПЛ» по объектам международных террористов на территории Сирии. И еще долго будут служить делу обороны нашей страны и выполнять задачи по поддержанию международной безопасности», — сказал Ненашев.

«С лодками проекта 677, в частности с «Санкт-Петербургом», было очень много проблем. Но русское подводное кораблестроение развивается, несмотря на сложные времена. Очень много наработок, которые сейчас апробируются, применяются на проекте 677, известном как «Лада», — единственной пока лодке «Санкт-Петербург», которая находится на завершающих испытаниях на Северном флоте. Очень много применяется комплексов, в первую очередь связанных с навигационным, радиолокационным обеспечением, радиоэлектронной борьбой, киберзащищенностью», — подчеркнул военный эксперт.

ВМФ продолжит строительство неатомных подлодок «Лада»

По его словам, благодаря опытной эксплуатации «Санкт-Петербурга», в проект внесены существенные изменения.

«Уже подлодки проекта 677 «Кронштадт» и «Великие Луки» станут носителями многих новых комплексов, связанных с понижением шумности, усилением скрытности, более точным навигационным обеспечением, улучшением условий обитаемости. Повысятся и тактико-технические характеристики находящегося на борту ракетного и торпедного оружия. И, скорее всего, они действительно будут оснащены воздухонезависимой энергетической установкой», — считает Ненашев.

Он уточнил, что если анаэробную силовую установку, которая разрабатывается в России уже довольно давно, удастся поставить на субмарины проекта 677, то «Лады» могут не всплывать значительно дольше «Варшавянок», которые набивают аккумуляторы каждые сутки. «Кстати сказать, на подходе новые разработки в этой сфере — энергетические установки, работающие чуть ли не по принципу реактора», — добавил председатель ДПФ.

Перспективная «Лада»

Российские дизель-электрические подводные лодки (ДЭПЛ) проекта 677 типа «Лада» относятся к четвертому поколению неатомных субмарин. Они предназначены для борьбы с подводными лодками, надводными кораблями, поражения береговых объектов вероятного противника, постановки минных заграждений, транспортировки подразделений и грузов специального назначения.

«Техмаш» представил зависающую над водой противолодочную авиабомбу

Субмарины проекта 677 отличаются высокой степенью автоматизации и низким уровнем шумности. Могут вооружаться крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ», торпедами, ракето-торпедами, зенитными ракетами «Игла».

Надводное водоизмещение корабля — около 1,8 тысячи тонн. Глубина погружения — до 350 метров. Максимальная скорость подводного хода — более 20 узлов (один узел — 1852 метра в час). Численность экипажа подлодки составляет немногим более 30 человек.

Головная субмарина серии — «Санкт-Петербург» — была заложена на «Адмиралтейских верфях» Северной столицы в 1997 году; после передачи ВМФ в 2010 году она находится в опытной эксплуатации на Северном флоте. Второй корабль проекта 677 — «Кронштадт» — заложен в 2005 году, третий — «Великие Луки» — в 2006 году. Затем строительство этих подлодок в Санкт-Петербурге было заморожено и возобновлено в 2013 году. Контракт на постройку до 2025 года четвертой и пятой субмарин серии для ВМФ России планируется заключить в ближайшее время.

Две подлодки проекта «Лада» построят в ближайшие пять лет

До двух недель без всплытия

Подлодки типа «Лада» первыми из российских неатомных субмарин планируется оснастить воздухонезависимыми энергетическими установками (ВНЭУ), главное преимущество которых — увеличение скрытности лодки. Субмарина получает возможность находиться под водой до двух недель без всплытия для зарядки аккумуляторных батарей, в то время как ДЭПЛ проектов 636 и 877 класса «Варшавянка» вынуждены всплывать ежесуточно.

ВНЭУ российской разработки принципиально отличается от зарубежных методом получения водорода: в самой установке предусмотрено его «изъятие» в объеме потребления с помощью реформинга дизельного топлива. Иностранные субмарины загружают на борт возимые запасы водорода.

Авианосец «Адмирал Кузнецов» начнут модернизировать в 2018 году

В России разработкой анаэробной установки и литий-ионной аккумуляторной батареи, значительно увеличивающих продолжительность подводного плавания неатомных субмарин без всплытия, наиболее продуктивно занимается Центральное конструкторское бюро морской техники «Рубин», где создают полномасштабный действующий образец — модернизированный вариант подводной лодки типа «Лада».

ВНЭУ также будут устанавливаться на субмаринах проекта 677 типа «Амур», предназначенных для иностранных заказчиков. Это должно значительно повысить экспортный потенциал производимых в России боевых подводных кораблей.

ria.ru

как будет искать и уничтожать врага новейшая подлодка «Лада»

Головная дизель-электрическая подводная лодка Б-585 «Санкт-Петербург» проекта 677 «Лада» прошла все основные виды испытаний, подтвердив заложенные в нее характеристики. Таким образом, сложились благоприятные условия для получения отечественной промышленностью дополнительных заказов Министерства обороны РФ на корабли данного типа и заключения контрактов по линии военно-технического сотрудничества на экспортный вариант «Амур 1650».

Проект 677 разработан под руководством генерального конструктора Юрия Николаевича Кормилицина. Главная задача «Лады» – поиск и уничтожение вражеских субмарин. Внедрив множество новейших технологий и передовых конструкторских решений, специалисты Центрального конструкторского бюро морской техники «Рубин» создали уникальный «подводный истребитель». Во время испытаний на Балтике и затем (с середины 2013 года по настоящее время) на полигонах Северного флота «Санкт-Петербург» продемонстрировал отменные качества «охотника». В дуэльных ситуациях с надводными кораблями и субмаринами других проектов он первым обнаруживал «противника». Это давало командиру подлодки возможность занять выгодное для атаки положение и неожиданно «открыть огонь» по ничего не подозревающему «супостату».

Порой «жертвами» «Лады» становились и непрошеные гости из числа подводников стран НАТО. Получив звуковым импульсом по корпусу, «лоси» предпочитали поскорее «унести копыта», направляясь прочь от российских берегов. У наших геополитических «партнеров» остается одна отрада – тот факт, что в состав ВМФ России пока принят только головной корабль данного типа. Однако в радостном настроении они будут пребывать недолго. На мощностях «Адмиралтейских верфей» кипит работа над вторым корпусом – «Кронштадтом», спуск на воду которого ожидается в начале следующего года. За ним последует ДЭПЛ «Великие Луки». Предполагается, что сначала ВМФ России получит четыре корабля в первоначальном «дизель-электрическом» варианте, а затем – еще пять улучшенного проекта с воздухонезависимой энергетической установкой.

Аэробная силовая установка

Генеральный директор ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Вильнит утверждает, что «Лада» представляет самую современную на сегодняшний день неатомную подводную лодку, способную успешно конкурировать со всеми существующими германскими, французскими и шведскими субмаринами данного класса. В практическом плане данное утверждение относится в первую очередь к международному тендеру Project 75i на шесть субмарин для ВМС Индии, в котором с российской стороны «Рособоронэкспорт» продвигает «Амур 1650». «Все остальные предложения основаны на кораблях более ранних проектов и каких-то их усовершенствованиях, тогда как мы предлагаем индийским партнерам создавать собственную подлодку на базе нашей, которая на сегодняшний день является самой современной. И это очень важное обстоятельство», – говорит Игорь Вильнит.

Второе обстоятельство связано с конкретными особенностями будущего корабля в свете обязательного требования ВМС Индии по оснащению его воздухонезависимой энергетической установкой (ВНЭУ). Смысл таков: дооснащение дизель-электрических субмарин ВНЭУ дает возможность увеличить продолжительность подводного плавания на малом ходу (три-пять узлов) в два-три раза, что повышает скрытность действий подводников на коммуникациях противника и вблизи его побережья. «Санкт-Петербург» аэробной системой не обладает, но, начиная с пятого корпуса, на серийные «лады» будут устанавливаться ВНЭУ на основе риформинга дизельного топлива.

За последние несколько лет специалисты «Рубина» серьезно продвинулись по программе создания аэробной энергетической установки для подводных лодок. Сначала ими был построен демонстратор технологий, затем – береговой стенд. Испытания на нем полностью завершены, а требования ВМФ России выполнены. В настоящее время идет подготовка к следующему этапу испытаний. Ввиду режима секретности подробности программы не раскрываются. Вместе с тем создатели отечественной ВНЭУ открыто заявляют, что их установка обладает рядом существенных преимуществ над аналогичными западными разработками. «Принцип работы нашей ВНЭУ признан в мире как наиболее оптимальный, поскольку и немецкие, и французские коллеги перешли на этот тип, но наше конструкторское бюро начало эту работу гораздо раньше. Тут мы имеем преимущество, и оно будет воплощено в перспективном проекте для ВМС Индии с помощью и при участии индийских предприятий», – утверждает гендиректор «Рубина».

Победа в Индии очень важна для вывода нового продукта на мировой рынок. Иностранные контракты, идущие в дополнение к государственному оборонному заказу, позволят быстрее окупить понесенные затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, повысить серийность и снизить стоимость единицы продукции. Субмаринами с ВНЭУ интересуются многие страны-импортеры, но им хочется получить готовую, апробированную систему. Если «Рособоронэкспорту» удастся убедить наших партнеров по военно-техническому сотрудничеству в преимуществах продукции отечественных судостроителей, то «Рубин», «Адмиралтейские верфи» и их смежников ждут многочисленные контракты, номинированные в свободно конвертируемой валюте. Это позволит им сохраниться на рынке и продолжить развитие отечественной школы подводного кораблестроения.

Мощная гидроакустика

Индийские военные внимательно отслеживают все последние достижения российских моряков и корабелов. Особенный интерес они проявляют к «Санкт-Петербургу», коль скоро этот корабль предъявляется в качестве прототипа в тендере Project 75i. Главный конструктор неатомных подводных лодок ЦКБ МТ «Рубин» Игорь Молчанов поясняет: «Мы говорим, что прототипом для «Амура 1650» выступает дизель-электрическая подлодка проекта 677 «Лада». Подтверждаю, что все основные испытания головного корабля завершены. Остался лишь небольшой объем проверок, связанный с новым гидроакустическим комплексом».

Как известно, «Санкт-Петербург» оснащен опытным образцом ГАК «Лира» разработки ЦНИИ «Электроприбор». По своему техническому уровню он существенно превосходит серийные гидроакустические комплексы семейства МГК-400 «Рубикон», что используются на ДЭПЛ предыдущих проектов 636 и 877 семейства «Варшавянка».

«Поскольку на «Санкт-Петербурге» установлен действительно уникальный гидроакустический комплекс, сегодня все работы направлены на то, чтобы провести его всестороннюю проверку в совершенно различных условиях, – продолжает Игорь Молчанов. –  Комплекс  работоспособен и подтвердил все заложенные в него характеристики, но поскольку гидрология – вещь сложная и меняющаяся, проводится большой объем работ именно для различных гидрологических условий, какие только могут встретиться в Мировом океане. Подчеркну, что речь идет не о подтверждении работоспособности ГАК – в этом больше нет сомнений, –  а о наборе определенной статистики, которая позволит использовать данный комплекс с заданной эффективностью в совершенно различных условиях».

Именно «Лира» в сочетании с малыми размерами корабля и необыкновенно малошумным гребным электродвигателем на постоянных магнитах СЭД-1 (а таковой применен на российской подлодке впервые) придает «Ладе» черты «охотника» за иностранными субмаринами. Однако основания для страха есть не только у вражеских подводников. Торпедные аппараты калибра 533 мм приспособлены для стрельбы и крылатыми ракетами комплекса «Калибр-ПЛ». Свои первые ракетные пуски «Санкт-Петербург» провел осенью прошлого года.

Подлодка способна выполнить залп из всех шести аппаратов, а устройство быстрого заряжания позволяет за считаные минуты выпустить по врагу весь боезапас из 18 единиц. Это делает «Ладу» опасной для любого противника, включая авианосную ударную группу. Среди вариантов исполнения ракет есть и 3М14Т, которые уже использовались ДЭПЛ проекта 636.3 «Ростов-на-Дону» и «Краснодар» для уничтожения наземных целей в Сирии, принадлежавших террористам из так называемого «исламского халифата». Хотя испытания головного корабля заняли продолжительное время (с 2005 года по настоящее время), их завершение свидетельствует, что у нашего флота появился грозный «подводный истребитель», полностью подготовленный к серийному производству.

tvzvezda.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *