Список лётчиков-асов Второй мировой войны — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2018; проверки требуют 6 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 23 ноября 2018; проверки требуют 6 правок.

Вторая мировая война наряду с сражениями сухопутных войск, стала невиданным в истории противоборством авиационных сил воюющих государств, из которых значительную роль играла истребительная авиация. Ожесточённые воздушные бои практически непрерывно велись на всех театрах военных действий, и в них лётчики-истребители добились десятков тысяч воздушных побед, чего не было ранее и не повторилось со времён этой войны.

Однако количество побед в воздухе остаётся дискуссионным также со времён войны и на протяжении всех последующих десятилетий. Как правило, количество заявленных побед одной стороны не подтверждается данными противоборствующей стороны. Истинное количество побед большинства асов установить невозможно, поэтому в литературе обычно указывается то число побед, которое было засчитано на счёт аса его командованием.

Сбившим наибольшее количество самолётов асом стран антигитлеровской коалиции является советский лётчик Иван Кожедуб, на счету которого 64 самолёта противника. Лётчиком-истребителем, имеющим наибольшее число побед в истории авиации — 352, считается ас (эксперт) люфтваффе Эрих Хартманн. 104 лётчика нацистской Германии записали на свои счета по 100 и более побед, а 34 немецких аса имели на личном боевом счету по 150 и более побед (по непроверенным данным, общее число сбитых ими машин — 6582). Среди асов других стран лидерство принадлежит финну

ru.wikipedia.org

Список лётчиков-асов Второй мировой войны — WiKi

Фамилия, Имя ОтчествоАвиационный полк (Авиаполк)Победы личныеПобеды в группеСамолётКоличество вылетов / воздушных боёвПримечания
Кожедуб, Иван Никитович240 иап, 176 гвиап64Ла-5, Ла-5ФН Ла-7330 / 120Так же неподтверждённые два сбитых North American P-51 Mustang, которые атаковали его, приняв за Fw.190.
Покрышкин, Александр Иванович55 иап, 16 гвиап596МиГ-3, Як-1, P-39 Аэрокобра650 / 156+8 неучтенных до 13.08.1941 г.

Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит (из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго).

Гулаев, Николай Дмитриевич27 иап, 129 гвиап574Як-1, И-16,

P-39 Аэрокобра

290 / 69в том числе 2 тарана (14 мая и 9 июня 1943 года в районе Белгорода).
Речкалов, Григорий Андреевич55 иап, 16 гвиап565 (6)[16]И-153, И-16, P-39450 / 122+3 неучтенных до 01.08.1941 г.

сбил наибольшее количество самолётов на P-39 «Аэрокобре»

Евстигнеев, Кирилл Алексеевич240 иап, 178 гвиап532Ла-5Ф, Ла-5ФН296 / >120
Ворожейкин, Арсений Васильевич22, 728 иап, 32 гвиап5213 (14)[17]И-16, Як-7Б, Як-9>300 / 906 / 13 — в Монголии
Глинка, Дмитрий Борисович 45 иап, 100 гвиап506P-39 Аэрокобра ЛА-7, МИГ-3300 / 100
Попков, Виталий Иванович739 иап, 5 гвиап4113Ла-5ФН475 / 113включая 1 таран (17 апреля 1945 года районе города Котбуса (Германия)). По данным М. Быкова имел 41/1 победы, а по данным Н. Антошкина имел 60 побед.
Колдунов, Александр Иванович866 иап461Як-1, Як-9, Як-3 ЛА-7412 / 96+1 P-38 ВВС США
Скоморохов, Николай Михайлович164 иап468Ла-5605 / 143
Бобров, Владимир Иванович237, 27 иап, 129, 104 гвиап4323И-16, P-39 Аэрокобра577 / 15913 / 4 побед в Испании
Костылёв, Георгий Дмитриевич5 иап БФ, 3, 4 гвиап БФ, инспектор штаба ВВС БФ433ЛаГГ-3, Ла-5418 / 112Сбивший наибольшее количество самолётов ас морской авиации
Алелюхин, Алексей Васильевич69 иап, 9 гвиап4017Ла-5ФН, Ла-7601 / 258
Серов, Владимир Георгиевич159 иап398Ла-5300 / 104включая 1 таран (26 июня 1944 года в районе города Выборга)
Голубев, Василий Фёдорович13 иап БФ, 4 гвиап БФ3912И-16, Ла-5, Ла-7589 / 133
Покрышев, Пётр Афанасьевич7, 154, 159 иап, 27 гвиап388И-16, Як-7, P-40E, Ла-5, Як-9305 / 60По другим данным 22/7 лично и в группе[18]
Бабак, Иван Ильич45 иап, 100, 16 гвиап374P-39 , МИГ-3 330 / 103По другим данным 35/5 лично и в группе[19]
Луганский, Сергей Данилович162, 270 иап376ЛаГГ-3, Як-1, Як-7390 /включая 2 тарана (первый таран 14 сентября 1942 года в районе Сталинграда, второй — совершил 27 сентября 1943 года у с. Мишурин Рог Кировоградской области), включая 1 победу в группе в войне с Финляндией
Долгих, Анатолий ГавриловичВВС БФ36включая 1 таран (в 1943 году на Балтике).
Фёдоров, Иван Васильевич307, 812 иап361Як-9Т416 / 106включая 1 таран (10 мая 1943 года в районе станицы Абинской Краснодарского края). 9 самолётов уничтожил на аэродромах[20].
Камозин, Павел Михайлович296, 66 иап3513P-39200 / 70
Лавриненков, Владимир Дмитриевич69, 4 иап, 9 гвиап3511Як-1, Ла-7448 / 134включая 1 таран (23 августа 1943 года в районе села Александровка Ростовской области). По данным М. Ю. Быкова имел 38/6 побед.
Решетов, Алексей Михайлович157, 273 иап, 31 гвиап358Як-1Б821 / 200
Чубуков, Фёдор Михайлович154 иап, 29 гвиап345И-16, Як-7, P-40E, Як-9350 / 100
Гнидо, Пётр Андреевич13, 248 иап, 111 гвиап346Ла-7412 / 82
Кочетов, Александр Васильевич629, 43 иап, 54 гвиап348Як-9488 / 105По данным М. Быкова имел 20/11 побед.
Сытов, Иван Никитович5 гвиап 344Ла-5 , МИГ-3250 /включая 2 тарана (первый таран 3 апреля 1943 года над рекой Северский Донец, второй — возможно совершил 16 октября 1943 года над Днепром).
Смирнов, Алексей Семёнович153 иап, 28 гвиап3415И-153, P-39Q, P-39D457 / 72
Зайцев, Василий Александрович129 иап, 5, 105 гвиап3419ЛаГГ-3, Ла-7427 / 1632 посадил на аэродром

По данным источника — Члена Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженного работника культуры Российской Федерации, известного краеведа, историка, журналиста Кузовкина Анатолия Ивановича — это неверная информация, посадить два самолёта невозможно практически. По факту дело было по другому: один вражеский самолёт сел на вынужденную на нашей территории, второй исправный следом сел за ним на помощь напарнику, но подломился на посадке. Местные жители, увидев эту ситуацию, захватили горе — бедолаг в плен и сообщили на ближайший аэродром, на котором базировался полк В. А. Зайцева. Наши, вскоре забрали эти самолёты, сделали незначительный ремонт и передали лётчикам — испытателям, которые прибыли за ними и перегнали к месту базирования. А байка так и осталась за Зайцевым, хотя Василию Александровичу и своих заслуг и славы достаточно, это был лётчик с большой буквы, который за весь период ВОВ ни разу не был подбит.

Комельков, Михаил Сергеевич104 гвиап337P-39321 / 75
Степаненко, Иван Никифорович4 иап338Як-9, Як-9Т414 / 118По данным М. Быкова имел 31 / 9 побед
Боровых, Андрей Егорович157, 728 иап3214«Харрикейн» Мк. II, Як-7Б>500 / ~150
Краснов, Николай Фёдорович 402, 31, 116 иап3210МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5400 / 100включая 1 таран 29 января 1945 года под Будапештом (Венгрия). По данным М. Быкова имел 40/1 победу.
Кулагин, Андрей Михайлович249 иап327И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5ФН762 / 146По данным М. Быкова имел 30/5 побед.
Рязанов, Алексей Константинович736 ИАП, 4 ГвИАП3216И-16, МиГ-3, «Харрикейн», Як-7, Як-9.
Баранов, Михаил Дмитриевич183 иап, 9 гвиап3128МиГ-3, Як-1285 / 85включая 2 тарана (вечером 6 августа 1942 года под Сталинградом). 6 самолётов уничтожил на аэродромах.
Головачёв, Павел Яковлевич900 иап, 9 гвиап311ЛаГГ-3, Як-1, P-39, Ла-7457 / 125
По данным М. Быкова имел 30 / 1 победу.
Клубов, Александр Фёдорович10 иап, 16 гвиап3119P-39457 / 95По данным М. Быкова имел 31 / 16 побед
Марков, Василий Васильевич116 иап31И-16, Ла-5, Як-9, Як-9У, Як-3369 / 88По данным М. Быкова имел 29 личных побед.
Ситковский, Александр Николаевич15 иап31Як-1, Як-9Т, Як-3160 / 50По данным М. Быкова имел 25 личных побед.
Куманичкин, Александр Сергеевич943 иап, 41, 176 гвиап314Ла-5, Ла-7
Султан, Амет-хан4 иап, 9 гвиап3019И-153, Як-1, Як-7А, P-39, Ла-7 Як-7А603 / 150включая 1 таран (31 мая 1942 года над Ярославлем)
Архипенко, Фёдор Фёдорович129 иап3014И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б, P-39Q467 / 102
Чурилин, Алексей Павлович611 иап30И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3> 300 / ?По данным М. Быкова имел 26 личных побед.
Денисенко, Владимир Гурьевич32 иап30> 300 / ?По данным М. Быкова имел 24 личные победы
Дунаев, Николай Пантелеевич16, 270 иап307592 / 65
Тарасов, Павел Тимофеевич15 иап, 812-й иап, 274-й иап302МиГ-3, Ла-5, Як-1, Як-9, Як-9Т300 / 10028.05.1943 года принудил к посадке на свой аэродром Bf-109G-4/R6 (Wr.N 14997). Лётчик унтер-офицер Херберт Майсслер (Uffz Herbert Meissler) из 7./JG52 пленен
29.08.1941 г. сбил редкий Ме-115 (Ме-109F2)[21]
Сафонов, Борис Феоктистович72 сап ВВС СФ, 78 иап ВВС СФ, 2 гсап ВВС СФ205И-16, «Харрикейн», P-40E «Киттихаук»234 / ?включая 3 неподтверждённые личные победы (засчитаны на основании радиопереговоров во время последнего боя, в котором погиб Сафонов)

ru-wiki.org

Легендарные пилоты Второй мировой. Энциклопедия заблуждений. Война

Легендарные пилоты Второй мировой

Имя этого летчика-истребителя, безусловно, известно каждому советскому человеку. Для многих он стал олицетворением силы, мужества и выносливости. На его подвиге воспитано несколько поколений молодых людей. Он послужил прототипом героя книги Б. Н. Полевого «Повесть о настоящем человеке». Думаю, все уже догадались, что речь идет о Герое Советского Союза Алексее Петровиче Маресьеве. Его самолет был сбит в воздушном бою в марте 1942 года, но пилоту удалось посадить машину во вражеском тылу, откуда он, тяжело раненный, в течение 18 суток пробирался к фронту. После ампутации голеней обеих ног летчик освоил протезы и вернулся в строй. С июня 1943 года в составе 63-го гвардейского истребительного полка участвовал в боях на Курской дуге и в Прибалтике, совершил 86 боевых вылетов, сбил еще семь самолетов противника. Подвиг этого человека заслуживает уважения и восхищения, а проявленная им воля может послужить примером для воспитания еще не одного поколения людей. Однако заблуждением было бы считать его единственным пилотом, добившимся экстраординарных успехов в авиации, не будучи при этом полностью физически здоровым. Алексей Петрович Маресьев уже после войны однажды сказал: «Я не легенда в авиации — таких, как я, много». И он был отчасти прав. Если летчики не являлись советскими гражданами, их достижения, к сожалению, были неизвестны в СССР. Однако какое значение имеет национальность человека, когда речь идет о проявлениях незаурядного мужества и воли?

Одним из таких пилотов является английский летчик Брейдер Дуглас Роберт Стюарт. Он потерял обе ноги задолго до Второй мировой войны, а когда она началась, стал добиваться зачисления в военную авиацию. Летная карьера началась в 1930 году, когда 20-летний Брейдер, выпускник школы Королевских военно-воздушных сил, поступил на службу в 23-ю эскадрилью ВВС Великобритании. Здесь он стал пилотом высшего класса и легко выполнял на своем самолете фигуры высшего пилотажа. Как раз во время демонстрации одной из них на 15-метровой высоте его самолет задел крылом землю.

Брейдер стал инвалидом. Ему ампутировали обе ноги: одну ниже, другую выше колена. Придя в себя после травмы, летчик сначала хотел покончить жизнь самоубийством, но, справившись с психологическим стрессом, сумел взять себя в руки и начать тренировки. Казалось, воздушная карьера Брейдера закончилась, но уже через год после катастрофы он снова сел за штурвал самолета. Случилось это в июле 1932 года. Все же врачи оказались неумолимыми: разрешения вернуться в военную авиацию безногий летчик не получил.

После того как в Европе разразилась Вторая мировая, Брейдер снова ходатайствует о зачислении в ВВС. На этот раз ему идут навстречу — он снова становится военным пилотом. Беда подстерегала летчика 9 августа 1941 года: вступив в неравный бой с шестью истребителями люфтваффе, он был сбит, сумел катапультироваться, но потерял протез и попал в плен. Далее последовало заключение в лагерь для военнопленных. После того как с парашюта ему сбросили протез, несколько раз пытался бежать, но тщетно. В лагере летчик пробыл до 1944 года, пока не был освобожден американцами.

За годы службы Брейдер Стюарт одержал 22 победы — это 18-й результат среди летчиков-истребителей Королевских ВВС. После войны пилоту было присвоено звание полковника и он продолжил свою карьеру, возглавляя школу летчиков-истребителей.

Еще одним легендарным пилотом времен Второй мировой, проявившим чудеса человеческого мужества, является японский летчик Сабуро Сакаи. На его счету 64 воздушные победы, а легендой авиации он стал потому, что воевал будучи одноглазым. Его карьера летчика-истребителя началась 8 декабря 1941 года на Филиппинских островах во время нанесения удара по американской военной базе Кларк-Филд. Первой победой Сабуро Сакаи было уничтожение американского тяжелого бомбардировщика В-17, который, по утверждению современников, пилотировал герой США Колен Кельи. Роковым для японца стал бой с американским асом в небе над Гуадалканалом. Машина Сакаи была подбита из пушки, сам пилот получил тяжелое ранение в глаз. На поврежденном самолете, почти ослепший и частично парализованный, он пролетает расстояние более чем в тысячу километров и сажает машину на своем аэродроме.

После лечения, в январе 1943 года, Сабуро Сакаи вновь поднялся в воздух и продолжал воевать вплоть до капитуляции Японии. В 1944 году он служил на островах Иводзима и Сикоку, где основным заданием истребителя был перехват американских «летающих крепостей» В-29. Не было практически ни одного боя, в котором бы одноглазый Сабуро не одержал победы. По окончании войны его воинская доблесть долгое время оставалась неизвестной даже в Японии.

Как видим, Алексей Маресьев был прав, когда говорил, что он не единственный.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Самый юный лётчик Второй мировой войны

Самому молодому советскому лётчику, который участвовал во Второй мировой войне, было всего четырнадцать… Не принято было прятаться за спины отцов…

Возвращаясь из очередного вылета, пилот У-2 эскадрильи связи 5-го гвардейского ШАК заметил штурмовик, лежащий на брюхе на нейтральной полосе. Подведя свою машину ближе, он обнаружил, что кабина Ил-2 была закрыта, и в ней, возможно, находился раненый лётчик. Взаимовыручка среди лётчиков — святой закон. У-2 мастерски приземлился на испещрённую воронками нейтралку и «запарковался», закрывшись от немцев штурмовиком. В кабине, действительно, сидел тяжело раненный в голову лётчик лейтенант Бердников. Он выполнил задание по аэрофотосъёмке, но доставить результаты съёмки на базу уже не смог. Первым в У-2 перекочевал фотоаппарат с плёнкой, а затем, ценой неимоверных усилий, безвольное тело спасённого раненого летчика. Подсуетившиеся с плановой контратакой, артиллеристы и танкисты при содействии штурмовиков отвлекли внимание немцев от наглого кукурузника, и У-2, пританцовывая у воронок, удачно взлетел с нейтралки. За спасение товарища и доставку разведданных лётчик Каманин был награждён орденом Красной звезды.

Я очень надеюсь, что его фамилия показалась вам знакомой. Потому что его отец — Николай Петрович Каманин — Герой Советского Союза, легендарный лётчик, участвовавший в эпопее по спасению челюскинцев. За что, собственно, и был удостоен вместе с товарищами специально придуманного в связи с этим случаем почётного звания.

В июле 1942 года полковник Николай Каманин был назначен командиром 8-го смешанного, затем 5-го штурмового авиакорпуса. В начале 1943 года ему было присвоено звание генерал-майора. Генеральская жизнь помимо особой ответственности имеет и свои плюсы; к новоиспечённому генералу приехала жена и сын Аркадий. Жена осталась работать при штабе корпуса. Аркадий категорически отказался возвращаться домой. Учитывая его опыт — Аркадий успел несколько месяцев отработать механиком на одном из московских авиационных заводов, — отец назначил его механиком по спецоборудованию в эскадрилью связи своего корпуса.

Неоднократно продемонстрировав начальству безукоризненное знание матчасти, Аркадий добился повышения — стал летать бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Дублированное управление и личная настойчивость позволяли Аркадию потихоньку нарабатывать лётную практику. Однажды шальная пуля разбила козырёк кабины лётчика, осколки посекли ему лицо, фактически ослепив.

Связные самолёты были радиофицированы; по вызову Аркадия с земли поднялся опытный лётчик, под «дистанционным управлением» которого Аркадий Каманин идеально посадил машину. После этого лётную подготовку он начал проходить уже официально. Двух месяцев опытному авиамеханику хватило для того, чтобы сдать экзамен лично генерал-майору Н. Каманину, который так и не нашёл оснований не допустить сержанта А. Каманина к самостоятельным вылетам.

Поначалу «Летунок» летал между аэродромами корпуса, но со временем ему стали поручать всё более ответственные задания — особенно после того, как он подтвердил свои пилотажные навыки, уйдя на виражах от прицепившегося мессера. Результатом одного из вылетов стало спасение лейтенанта Бердникова.

В Польше Аркадий спас ещё одного боевого товарища: ожидая разрешения на посадку на аэродром истребительного авиаполка, он заметил, что один из пилотов взлетел с механиком на хвосте (чтобы не допустить капотирования при взлёте по мокрому грунту, механики садились на хвост; главное было вовремя и умело спрыгнуть). Меткий выстрел из ракетницы повысил осмотрительность лётчика, уже успевшего убрать шасси. Механика сняли с хвоста на земле, хотя и не без труда.

Николай Петрович Каманин (1908—1982) — советский лётчик и военачальник, генерал-полковник авиации, один из первых Героев Советского Союза

В 1944 году сержант Каманин заслужил второй орден Красной Звезды: при нападении на штаб фронта отряда бендеровцев он под обстрелом взлетел на своём У-2, забросал нападающих ручными гранатами и вызвал подкрепление.

Весной 1945 года 16-летний старшина Аркадий Каманин доставил в партизанский отряд под Брно питание для рации и секретный пакет, совершив полуторачасовой полёт за линию фронта по неизученному маршруту в горной местности со сложным рельефом. Этот вылет командование оценило орденом Красного Знамени.

А после Великой Отечественной войны сбылась заветная мечта Аркадия: осенью 1946 года 17-летний ветеран, кавалер орденов и медалей был зачислен на подготовительные курсы Академии имени Жуковского, которую в своё время окончил его отец.

… У кадровых бытует печальная поговорка: «Снял портупею — и рассыпался». Самый молодой пилот Второй мировой войны Аркадий Николаевич Каманин умер от менингита 13 апреля 1947 года, навсегда оставшись восемнадцатилетним. Будете на Новодевичьем — положите пару гвоздик на могилу 4-56-12.

Биографическая справка: Аркадий Николаевич Каманин, гвардии старшина, 1928—1947. Самый молодой лётчик Второй мировой войны, сын генерал-полковника Н.П.Каманина (одного из семи первых Героев Советского Союза, медаль №2).

В 1941 году работал механиком на авиазаводе в Москве. Затем жил в Ташкенте. В 1943 году приехал на Калининский фронт к отцу — командиру 5-го гв. ШАК. Служил механиком по спецоборудованию эскадрильи связи штаба корпуса, затем бортмехаником и штурманом-наблюдателем. Освоил управление самолётом и в конце 1943 года был допущен к самостоятельным полётам на У-2. Неоднократно выполнял ответственные боевые задания, проявляя находчивость, мужество и героизм. Награждён орденом Красного Знамени, двумя орденами Красной Звезды, медалями «За взятие Вены», «За взятие Будапешта», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг.». В октябре 1946 зачислен слушателем подготовительного курса ВВА имени Жуковского. Скоропостижно умер от менингита.


ribalych.ru

Список лётчиков-асов Второй мировой войны

Фамилия, Имя ОтчествоАвиационный полк (Авиаполк)Победы личныеПобеды в группеСамолётКоличество вылетов / воздушных боёвПримечания
Кожедуб, Иван Никитович240 иап, 176 гвиап64Ла-5, Ла-5ФН Ла-7330 / 120Так же неподтверждённые два сбитых North American P-51 Mustang, которые атаковали его, приняв за Fw.190.
Покрышкин, Александр Иванович55 иап, 16 гвиап596МиГ-3, Як-1, P-39 Аэрокобра650 / 156+8 неучтенных до 13.08.1941 г.

Его первая воздушная схватка закончилась бедой: по недоразумению он подбил советский самолёт 211-го бомбардировочного полка — лёгкий бомбардировщик Су-2, приняв его за вражеский. Его пилот выжил, но штурман Семёнов был убит (из рассказа Героя Советского Союза, маршала авиации И. И. Пстыго).

Гулаев, Николай Дмитриевич27 иап, 129 гвиап574Як-1, И-16,

P-39 Аэрокобра

290 / 69в том числе 2 тарана (14 мая и 9 июня 1943 года в районе Белгорода).
Речкалов, Григорий Андреевич55 иап, 16 гвиап565 (6)[16]И-153, И-16, P-39450 / 122+3 неучтенных до 01.08.1941 г.

сбил наибольшее количество самолётов на P-39 «Аэрокобре»

Евстигнеев, Кирилл Алексеевич240 иап, 178 гвиап532Ла-5Ф, Ла-5ФН296 / >120
Ворожейкин, Арсений Васильевич22, 728 иап, 32 гвиап5213 (14)[17]И-16, Як-7Б, Як-9>300 / 906 / 13 — в Монголии
Глинка, Дмитрий Борисович45 иап, 100 гвиап506P-39 Аэрокобра ЛА-7, МИГ-3300 / 100
Попков, Виталий Иванович739 иап, 5 гвиап4113Ла-5ФН475 / 113включая 1 таран (17 апреля 1945 года районе города Котбуса (Германия)). По данным М. Быкова имел 41/1 победы, а по данным Н. Антошкина имел 60 побед.
Колдунов, Александр Иванович866 иап461Як-1, Як-9, Як-3 ЛА-7412 / 96+1 P-38 ВВС США
Скоморохов, Николай Михайлович164 иап468Ла-5605 / 143
Бобров, Владимир Иванович237, 27 иап, 129, 104 гвиап4323И-16, P-39 Аэрокобра577 / 15913 / 4 побед в Испании
Костылёв, Георгий Дмитриевич5 иап БФ, 3, 4 гвиап БФ, инспектор штаба ВВС БФ433ЛаГГ-3, Ла-5418 / 112Сбивший наибольшее количество самолётов ас морской авиации
Алелюхин, Алексей Васильевич69 иап, 9 гвиап4017Ла-5ФН, Ла-7601 / 258
Серов, Владимир Георгиевич159 иап398Ла-5300 / 104включая 1 таран (26 июня 1944 года в районе города Выборга)
Голубев, Василий Фёдорович13 иап БФ, 4 гвиап БФ3912И-16, Ла-5, Ла-7589 / 133
Покрышев, Пётр Афанасьевич7, 154, 159 иап, 27 гвиап388И-16, Як-7, P-40E, Ла-5, Як-9305 / 60По другим данным 22/7 лично и в группе[18]
Бабак, Иван Ильич45 иап, 100, 16 гвиап374P-39 , МИГ-3330 / 103По другим данным 35/5 лично и в группе[19]
Луганский, Сергей Данилович162, 270 иап376ЛаГГ-3, Як-1, Як-7390 /включая 2 тарана (первый таран 14 сентября 1942 года в районе Сталинграда, второй — совершил 27 сентября 1943 года у с. Мишурин Рог Кировоградской области), включая 1 победу в группе в войне с Финляндией
Долгих, Анатолий ГавриловичВВС БФ36включая 1 таран (в 1943 году на Балтике).
Фёдоров, Иван Васильевич307, 812 иап361Як-9Т416 / 106включая 1 таран (10 мая 1943 года в районе станицы Абинской Краснодарского края). 9 самолётов уничтожил на аэродромах[20].
Камозин, Павел Михайлович296, 66 иап3513P-39200 / 70
Лавриненков, Владимир Дмитриевич69, 4 иап, 9 гвиап3511Як-1, Ла-7448 / 134включая 1 таран (23 августа 1943 года в районе села Александровка Ростовской области). По данным М. Ю. Быкова имел 38/6 побед.
Решетов, Алексей Михайлович157, 273 иап, 31 гвиап358Як-1Б821 / 200
Чубуков, Фёдор Михайлович154 иап, 29 гвиап345И-16, Як-7, P-40E, Як-9350 / 100
Гнидо, Пётр Андреевич13, 248 иап, 111 гвиап346Ла-7412 / 82
Кочетов, Александр Васильевич629, 43 иап, 54 гвиап348Як-9488 / 105По данным М. Быкова имел 20/11 побед.
Сытов, Иван Никитович5 гвиап344Ла-5 , МИГ-3250 /включая 2 тарана (первый таран 3 апреля 1943 года над рекой Северский Донец, второй — возможно совершил 16 октября 1943 года над Днепром).
Смирнов, Алексей Семёнович153 иап, 28 гвиап3415И-153, P-39Q, P-39D457 / 72
Зайцев, Василий Александрович129 иап, 5, 105 гвиап3419ЛаГГ-3, Ла-7427 / 1632 посадил на аэродром

По данным источника — Члена Союза писателей и Союза журналистов России, заслуженного работника культуры Российской Федерации, известного краеведа, историка, журналиста Кузовкина Анатолия Ивановича — это неверная информация, посадить два самолёта невозможно практически. По факту дело было по другому: один вражеский самолёт сел на вынужденную на нашей территории, второй исправный следом сел за ним на помощь напарнику, но подломился на посадке. Местные жители, увидев эту ситуацию, захватили горе — бедолаг в плен и сообщили на ближайший аэродром, на котором базировался полк В. А. Зайцева. Наши, вскоре забрали эти самолёты, сделали незначительный ремонт и передали лётчикам — испытателям, которые прибыли за ними и перегнали к месту базирования. А байка так и осталась за Зайцевым, хотя Василию Александровичу и своих заслуг и славы достаточно, это был лётчик с большой буквы, который за весь период ВОВ ни разу не был подбит.

Комельков, Михаил Сергеевич104 гвиап337P-39321 / 75
Степаненко, Иван Никифорович4 иап338Як-9, Як-9Т414 / 118По данным М. Быкова имел 31 / 9 побед
Боровых, Андрей Егорович157, 728 иап3214«Харрикейн» Мк. II, Як-7Б>500 / ~150
Краснов, Николай Фёдорович402, 31, 116 иап3210МиГ-3, ЛаГГ-3, Ла-5400 / 100включая 1 таран 29 января 1945 года под Будапештом (Венгрия). По данным М. Быкова имел 40/1 победу.
Кулагин, Андрей Михайлович249 иап327И-16, Як-1, ЛаГГ-3, Ла-5ФН762 / 146По данным М. Быкова имел 30/5 побед.
Рязанов, Алексей Константинович736 ИАП, 4 ГвИАП3216И-16, МиГ-3, «Харрикейн», Як-7, Як-9.
Баранов, Михаил Дмитриевич183 иап, 9 гвиап3128МиГ-3, Як-1285 / 85включая 2 тарана (вечером 6 августа 1942 года под Сталинградом). 6 самолётов уничтожил на аэродромах.
Головачёв, Павел Яковлевич900 иап, 9 гвиап311ЛаГГ-3, Як-1, P-39, Ла-7457 / 125По данным М. Быкова имел 30 / 1 победу.
Клубов, Александр Фёдорович10 иап, 16 гвиап3119P-39457 / 95По данным М. Быкова имел 31 / 16 побед
Марков, Василий Васильевич116 иап31И-16, Ла-5, Як-9, Як-9У, Як-3369 / 88По данным М. Быкова имел 29 личных побед.
Ситковский, Александр Николаевич15 иап31Як-1, Як-9Т, Як-3160 / 50По данным М. Быкова имел 25 личных побед.
Куманичкин, Александр Сергеевич943 иап, 41, 176 гвиап314Ла-5, Ла-7
Султан, Амет-хан4 иап, 9 гвиап3019И-153, Як-1, Як-7А, P-39, Ла-7 Як-7А603 / 150включая 1 таран (31 мая 1942 года над Ярославлем)
Архипенко, Фёдор Фёдорович129 иап3014И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-7Б, P-39Q467 / 102
Чурилин, Алексей Павлович611 иап30И-153, ЛаГГ-3, Як-1, Як-3> 300 / ?По данным М. Быкова имел 26 личных побед.
Денисенко, Владимир Гурьевич32 иап30> 300 / ?По данным М. Быкова имел 24 личные победы
Дунаев, Николай Пантелеевич16, 270 иап307592 / 65
Тарасов, Павел Тимофеевич15 иап, 812-й иап, 274-й иап302МиГ-3, Ла-5, Як-1, Як-9, Як-9Т300 / 10028.05.1943 года принудил к посадке на свой аэродром Bf-109G-4/R6 (Wr.N 14997). Лётчик унтер-офицер Херберт Майсслер (Uffz Herbert Meissler) из 7./JG52 пленен
29.08.1941 г. сбил редкий Ме-115 (Ме-109F2)[21]
Сафонов, Борис Феоктистович72 сап ВВС СФ, 78 иап ВВС СФ, 2 гсап ВВС СФ205И-16, «Харрикейн», P-40E «Киттихаук»234 / ?включая 3 неподтверждённые личные победы (засчитаны на основании радиопереговоров во время последнего боя, в котором погиб Сафонов)

wiki.sc

МИФЫ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ. Пилоты: gustyakov

СОКОЛЫ СТАЛИНА ПРОТИВ АСОВ ЛЮФТВАФФЕ.

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ МИФ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

КАК НЕМЦЫ СЧИТАЛИ СВОИ «ПОБЕДЫ».

«ФИЛОСОФИЯ ВОЙНЫ» ИЛИ ПОКРЫШКИН ПРОТИВ ХАРТМАНА.

«ЕДИНОЖДЫ СОЛГАВ…»

САМЫЙ ИЗВЕСТНЫЙ МИФ ВТОРОЙ МИРОВОЙ ВОЙНЫ.

Речь пойдёт об одном из устойчивых мифов Второй мировой войны — мифе о тотальном превосходстве немецких пилотов над своими противниками. Например, английские историки Р. Толивер и Т. Констебл пишут: «…лучшие летчики Второй мировой воевали в рядах люфтваффе… Первую десятку асов люфтваффе возглавляют Эрих Хартман и Герхард Баркхорн, одержавшие более 300 воздушных побед каждый.1 Далее Толивер и Констебл утверждают: «В рядах самих немецких пилотов имеется четкое различие между победами на Русском фронте и победами на Западе. Пилот с сотней сбитых английских или американских машин стоял гораздо выше на иерархической лестнице, чем летчик, одержавший двести побед против русских. Немцы обычно объясняют это тем, что лучшие пилоты находились на западе».2

О том же пишут некоторые российские историки авиации. Вот пример: «…командование люфтваффе считало, что легче сбивать русские самолеты на Восточном фронте, чем сражаться с «Мустангами», «Тандерболтами» и «Москито» на Западе...».3 .

Но как тогда быть с тем, что лучший английский ас – полковник Д.Джонсон сбил всего 38 немецких самолётов, а лучший французский ас – лейтенант (подполковник английских ВВС) П. Клостерман сбил всего 33 немецких самолёта. В то время как Иван Никитич Кожедуб, летая исключительно на советских самолётах, с 1943 года сбил 62 немецких самолёта. Как быть с тем, что в Королевских воздушных силах Великобритании всего 3 (три) лётчика сбили по 32 самолёта и более, а в советских ВВС таких пилотов было 39 (тридцать девять). 4 К этому надо добавить, что британские и французские союзники сражались с немцами в полтора раза больше по времени, чем лётчики РККА.

Как быть с признанием Герда Баркхорна в книге «Хорридо»: «…В начале войны русские летчики были неосмотрительны в воздухе, действовали скованно, и я их легко сбивал неожиданными для них атаками. Но все же нужно признать, что они были намного лучше, чем пилоты других европейских стран, с которыми нам приходилось сражаться».

Эти слова Герда Баркхорна можно подтвердить двумя примерами.

В 1943 году группа лётчиков из 176-го ГвИАП под командованием И.Кожедуба за несколько дней сбила 12 самолётов из сводной добровольческой группы асов Люфтваффе майора Вильха, которые до того были серьёзной проблемой для фронтовых лётчиков. Сбит был и сам майор Вильх. Наши потери — два самолета.

Лучшие асы Германии — Э. Хартманн (352 «победы»), Г. Баркхорн (301), Г. Ралль (275), Г. Граф (212), Х. Линферт (203) служили в одной авиаэскадре — JG 52, в которой по штату было около 100 самолетов. В битве над Прутом эта эскадра нанесла потери нашим авиационным соединениям. Для борьбы с нею была переброшена 9 гвардейская авиадивизия А.И.Покрышкина (тоже около 100 самолетов). После этих боев пилот Х.Линнерт жаловался «что никогда раньше не сталкивался с таким сильным и требовательным противником». Был сбит второй ас этой эскадры Г.Баркхорн (301 победа).4

В общем, получается, что наши союзники считают своих пилотов и немецких асов лучшими, чем советские лётчики. Немцы отмечают, что их противник на Восточном фронте был сильнее, чем на Западном. Факты же говорят о том, что в очном противостоянии советские асы ни в чём не уступали асам немецким.

КАК НЕМЦЫ СЧИТАЛИ СВОИ «ПОБЕДЫ?

Любопытно, что на Восточном фронте в начале войны Дубовые Листья к Рыцарскому Кресту давались летчику за 40 «побед» (сбитых самолетов???), но уже в 1942 г. — за 100, в 1943 — за 120, а к концу 1943 — за 190. Это как понять?

Ясно, что в начале войны наши лётчики были готовы намного хуже, чем немецкие, но затем подготовка резко улучшилась. Об этом пишут в мемуарах и наши ветераны и немецкие. Подготовка же немецких пилотов становилась всё хуже и хуже. — Об этом также пишут сами немецкие ветераны. 4

Ряд авторов выдвигают предположение: немцы занимались приписками, преувеличивая потери противной стороны. Для таких предположений существуют основания.

Известно, что для награждения Рыцарским Крестом требовалось 40 «побед». А немецкие летчики Западного фронта Х. Лент и Г. Ябс получили эти Кресты, сбив 16 и 19 самолетов. Это действительно самолеты, а не «победы», поскольку в биографиях пилотов даны марки сбитых самолетов. То есть, 40 баллов или 40 «побед» реально означали 16-19 сбитых самолета.


Другой факт: в середине войны в боях на Кубани наша авиация в воздушных боях, от огня наземного противника и по другим причинам потеряла 750 самолетов (из них 296 истребителей). А немецкие асы в это время заполнили акты на сбитые ими на Кубани 2280 наших самолетов.4

А можно ли верить нашей статистике? Может быть и советскую статистику надо сокращать?

Сокращать ее уже некуда. К примеру, Покрышкин считал, что сбил 70 самолетов, но ему считают, все же только 59.

Не случайно летчик-истребитель Василий Сталин за войну из старшего лейтенанта стал генерал-лейтенантом, но сбитых самолетов у него числилось всего 3 (три). Если бы в ВВС СССР существовали приписки сбитых самолетов (не в Совинформбюро — там их приписывали беспощадно), то уж Василию Сталину приписали их хотя бы для того, чтобы сделать его асом.

Кроме того, нельзя не обратить внимание и на немецкую методику подсчета сбитых машин с помощью кинофотопулеметов: если трасса — по самолету, считалось, летчик одержал победу, хотя часто машина оставалась в строю. Известны сотни, тысячи случаев, когда поврежденные самолеты возвращались на аэродромы. Когда же добротные немецкие кинофотопулеметы отказывали, то счет велся самим пилотом. Западные исследователи, когда заводят речь о результативности летчиков люфтваффе, часто применяют фразу «по утверждению пилота».

К примеру, Хартманн заявил, что 24 августа 1944 г. сбил 6 самолетов за один боевой вылет, но других подтверждений этому нет.6

А вот, что вспоминал известный советский ас, ставший прообразом сразу двух героев фильма «В бой идут одни старики» — «Маэстро» и «Кузнечика», дважды Герой Советского Союза В.И.Попков: «…с асом … Графом, сбившим более пяти самолётов под Сталинградом, — сам он был сбит там же, — мы разговаривали в купе поезда, когда ехали в Волгоград. А в том купе мы заодно проверили по “гамбургскому счёту” количество самолётов, сбитых немецким пилотом.

Их оказалось 47, а не 220…»7

Для чего понадобились подобные приписки? Прежде всего, для того, чтобы оправдать большое число потерь со своей стороны.

В России люфтваффе несли огромные потери. С момента нападения на Советский Союз по 31 декабря 1941 года боевые потери фашистской авиации на Востоке составили 3827 самолётов (82% потерь). Начались “… трудности с восполнением, потерь кто-то должен был нести ответственность.

Первым «козлом отпущения» стал генерал Удет, отвечавший в имперском министерстве авиации за производство самолетов. Не выдержав тяжести свалившихся на него обвинений, 17 ноября 1941 года Удет застрелился”.

Вот лишь некоторые данные о потерях люфтваффе на Восточном фронте.

С 1 декабря 1942 года по 30 апреля 1943 года (за пять месяцев) германские ВВС недосчитались 8810 самолетов, в том числе 1240 транспортных, 2075 бомбардировщиков, 560 пикировщиков, 2775 истребителей.

За период с 17 апреля по 7 июня 1943 года (за месяц и двадцать дней), противник потерял почти 1100 самолетов, более 800 из них были уничтожены в воздухе.

За период с 5 июля по 23 августа 1943 года (за месяц и 18 дней) на советско-германском фронте гитлеровцы потеряли 3700 самолетов.

Это была катастрофа, и, думается, многие руководители люфтваффе понимали ее последствия. Так, генерал Ешоннек, не дожидаясь «оргвыводов» за провал своей миссии в Курском сражении, 18 августа покончил с собой.

Как показали дальнейшие события Великой Отечественной войны, фашистская Германия так и не смогла восполнить понесенные авиацией потери.

gustyakov.livejournal.com

История самого эффективного лётчика Второй мировой войны . Чёрт побери

Большинство фамилий из списка летчиков-асов Великой Отечественной всем хорошо известны. Однако, кроме Покрышкина и Кожедуба, среди советских асов незаслуженно забывают другого мастера воздушного боя, чьей отваге и храбрости могут позавидовать даже самые титулованные и результативные летчики.
Лучше Кожедуба, круче Хартмана…


Имена советских асов Великой Отечественной войны Ивана Кожедуба и Александра Покрышкина известны всем, кто хотя бы поверхностно знаком с отечественной историей. Кожедуб и Покрышкин — самые результативные советские лётчики-истребители. На счету первого 64 вражеских самолёта, сбитых лично, на счету второго — 59 личных побед, и ещё 6 самолётов он сбил в группе. Имя третьего по результативности советского лётчика известно лишь любителям авиации. Николай Гулаев в годы войны уничтожил 57 самолётов противника лично и 4 в группе. Интересная подробность — Кожедубу на достижение своего результата потребовалось 330 боевых вылетов и 120 воздушных боёв, Покрышкину — 650 боевых вылетов и 156 воздушных боёв. Гулаев же добился своего результата, осуществив 290 боевых вылетов и проведя 69 воздушных боёв.Более того, согласно наградным документам, в своих первых 42 воздушных боях он уничтожил 42 самолёта противника, то есть в среднем каждый бой завершался для Гулаева уничтоженной вражеской машиной. Любители военной статистики подсчитали, что коэффицент эффективности, то есть соотношение воздушных боёв и побед, у Николая Гулаева составил 0,82. Для сравнения — у Ивана Кожедуба он составлял 0,51, а у гитлеровского аса Эриха Хартмана, официально сбившего большего всего самолётов за Вторую мировую войну, — 0,4. При этом люди, знавшие Гулаева и воевавшие с ним, утверждали, что он щедро записывал многие свои победы на ведомых, помогая им получать ордена и деньги — советским лётчикам платили за каждый сбитый самолёт противника. Некоторые полагают, что общее число самолетов, сбитых Гулаевым, могло достигать 90, что, впрочем, сегодня подтвердить или опровергнуть невозможно.
Парень с Дона.
Об Александре Покрышкине и Иване Кожедубе, трижды Героях Советского Союза, маршалах авиации, написано множество книг, снято немало фильмов. Николай Гулаев, дважды Герой Советского Союза, был близок к третьей «Золотой Звезде», но её так и не получил и в маршалы не вышел, оставшись генерал-полковником. Да и вообще, если в послевоенные годы Покрышкин и Кожедуб всегда были на виду, занимались патриотическим воспитанием молодёжи, то Гулаев, практически ни в чём не уступавший коллегам, всё время оставался в тени. Возможно, дело в том, что и военная, и послевоенная биография советского аса была богата эпизодами, которые не слишком вписываются в образ идеального героя. Николай Гулаев родился 26 февраля 1918 года в станице Аксайской, которая ныне стала городом Аксаем Ростовской области. Донская вольница была в крови и характере Николая с первых дней и до конца жизни. Окончив семилетку и ремесленное училище, он работал слесарем на одном из ростовских заводов. Как и многие из молодёжи 1930-х, Николай увлёкся авиацией, занимался в аэроклубе. Это увлечение помогло в 1938 году, когда Гулаева призвали в армию. Лётчика-любителя направили в Сталинградское авиационное училище, которое он окончил в 1940 году. Гулаева распределили в авиацию ПВО, и в первые месяцы войны он обеспечивал прикрытие одного из промышленных центров в тылу.


Выговор в комплекте с наградой.
На фронте Гулаев оказался в августе 1942 года и сразу продемонстрировал как талант боевого лётчика, так и своенравный характер уроженца донских степей. У Гулаева не было разрешения на ночные полёты, и когда 3 августа 1942 года в зоне ответственности полка, где служил молодой лётчик, появились гитлеровские самолёты, в небо отправились опытные пилоты. Но тут Николая подначил механик: — А ты чего ждёшь? Самолёт готов, лети! Гулаев, решив доказать, что он не хуже «стариков», вскочил в кабину и взлетел. И в первом же бою, без опыта, без помощи прожекторов уничтожил немецкий бомбардировщик. Когда Гулаев вернулся на аэродром, прибывший генерал изрёк: «За то, что вылетел самовольно, объявляю выговор, а за то, что сбил вражеский самолёт, повышаю в звании и представляю к награде».


Самородок.
Его звезда особенно ярко засияла во время боёв на Курской дуге. 14 мая 1943 года, отражая налёт на аэродром Грушка, он в одиночку вступил в бой с тремя бомбардировщиками «Ю-87», прикрываемыми четырьмя «Ме-109». Сбив два «юнкерса», Гулаев пытался атаковать третий, но кончились патроны. Не колеблясь ни секунды, лётчик пошёл на таран, сбив ещё один бомбардировщик. Неуправляемый «Як» Гулаева вошёл в штопор. Лётчику удалось выровнять самолёт и посадить его у переднего края, но на своей территории. Прибыв в полк, Гулаев на другом самолёте вновь вылетел на боевое задание. В начале июля 1943 года Гулаев в составе четвёрки советских истребителей, пользуясь фактором внезапности, атаковал немецкую армаду из 100 самолётов. Расстроив боевой порядок, сбив 4 бомбардировщика и 2 истребителя, все четверо благополучно вернулись на аэродром. В этот день звено Гулаева совершило несколько боевых вылетов и уничтожило 16 вражеских самолётов. Июль 1943-го вообще был крайне продуктивным для Николая Гулаева. Вот что зафиксировано в его лётной книжке: » 5 июля — 6 боевых вылетов, 4 победы, 6 июля — сбит «Фокке —Вульф 190», 7 июля — в составе группы сбито три самолёта противника, 8 июля — сбит «Ме-109», 12 июля — сбиты два «Ю-87″». Герой Советского Союза Фёдор Архипенко, которому довелось командовать эскадрильей, где служил Гулаев, писал о нём: «Это был лётчик-самородок, входивший в первую десятку асов страны. Он никогда не мандражировал, быстро оценивал обстановку, его внезапная и результативная атака создавала панику и разрушала боевой порядок противника, что срывало прицельное бомбометание им наших войск. Был очень смел и решителен, часто приходил на выручку, в нём порой чувствовался настоящий азарт охотника».


Летающий Стенька Разин.
28 сентября 1943 года заместителю командира эскадрильи 27-го истребительного авиационного полка (205-я истребительная авиационная дивизия, 7-й истребительный авиационный корпус, 2-я воздушная армия, Воронежский фронт) старшему лейтенанту Гулаеву Николаю Дмитриевичу было присвоено звание Героя Советского Союза. В начале 1944 года Гулаев был назначен командиром эскадрильи. Его не слишком стремительный должностной рост объясняется тем, что методы воспитания подчинённых у аса были не совсем обычные. Так, одного из лётчиков своей эскадрильи, опасавшегося подбираться к гитлеровцам на ближнюю дистанцию, он излечил от страха перед врагом, дав очередь из бортового оружия рядом с кабиной ведомого. Страх у подчинённого как рукой сняло… Тот же Фёдор Архипенко в своих воспоминаниях описывал ещё один характерный эпизод, связанный с Гулаевым: «Подлетая к аэродрому, сразу увидел с воздуха, что стоянка самолёта Гулаева пуста… После посадки мне сообщили — всю шестёрку Гулаева сбили! Сам Николай сел раненый на аэродром к штурмовикам, а об остальных лётчиках ничего не известно. Спустя некоторое время с передовой сообщили: двое выпрыгнули с самолётов и приземлились в расположении наших войск, судьба ещё троих неизвестна… И сегодня, спустя много лет, главную ошибку Гулаева, допущенную тогда, вижу в том, что взял он с собой в боевой вылет сразу троих молодых, вовсе не обстрелянных лётчиков, которые и были сбиты в первом же своём бою. Правда, и сам Гулаев одержал в тот день сразу 4 воздушные победы, сбив 2 «Ме-109», «Ю-87» и «Хеншель»». Он не боялся рисковать собой, но с той же лёгкостью рисковал и подчинёнными, что порой выглядело совершенно неоправданным. Лётчик Гулаев был похож не на «воздушного Кутузова», а скорее на лихого Стеньку Разина, освоившего боевой истребитель. Но при этом он добивался поразительных результатов. В одном из боёв над рекой Прут во главе шестёрки истребителей P-39 «Аэрокобра» Николай Гулаев атаковал 27 бомбардировщиков противника, шедших в сопровождении 8 истребителей. За 4 минуты было уничтожено 11 вражеских машин, из них 5 — лично Гулаевым. В марте 1944 года лётчик получил краткосрочный отпуск домой. Из этой поездки на Дон он приехал замкнутым, неразговорчивым, ожесточённым. В бой рвался остервенело, с какой-то запредельной яростью. Во время поездки домой Николай узнал, что во время оккупации его отца казнили фашисты…


Советского аса едва не погубила свинья…
1 июля 1944 года гвардии капитан Николай Гулаев был удостоен второй звезды Героя Советского Союза за 125 боевых вылетов, 42 воздушных боя, в которых он сбил 42 самолёта противника лично и 3 — в группе. И тут происходит ещё один эпизод, о котором Гулаев после войны откровенно рассказывал друзьям, эпизод, отлично показывающий его буйную натуру выходца с Дона. О том, что стал дважды Героем Советского Союза, лётчик узнал после очередного вылета. На аэродроме уже собрались однополчане, которые заявили: награду надо «обмыть», спирт есть, а вот с закуской проблемы. Гулаев вспомнил, что при возвращении на аэродром он видел пасущихся свиней. Со словами «закуска будет» ас снова садится в самолёт и через несколько минут сажает его возле сараев, к изумлению хозяйки свиней. Как уже говорилось, лётчикам платили за сбитые самолёты, так что с наличностью у Николая проблем не было. Хозяйка охотно согласилась продать хряка, которого с трудом погрузили в боевую машину. Каким-то чудом лётчик взлетел с очень маленькой площадки вместе с обезумевшим от ужаса хряком. Боевой самолёт не рассчитан на то, что внутри него будет устраивать пляски упитанная свинья. Гулаев с трудом удерживал самолёт в воздухе… Если бы в тот день случилась катастрофа, это, наверное, был бы самый нелепый случай гибели дважды Героя Советского Союза в истории. Слава Богу, Гулаев дотянул до аэродрома, и полк весело отметил награду героя. Ещё один анекдотичный случай связан с внешностью советского аса. Однажды в бою ему удалось сбить самолет-разведчик, который пилотировал гитлеровский полковник, кавалер четырёх Железных Крестов. Немецкий лётчик захотел встретиться с тем, кому удалось прервать его блистательную карьеру. Судя по всему, немец ожидал увидеть статного красавца, «русского медведя», которому не зазорно проиграть… А вместо этого пришёл молоденький, невысокого роста полноватый капитан Гулаев, который, кстати, в полку имел вовсе не героическое прозвище «Колобок». Разочарованию немца не было предела…


Драка с политическим подтекстом.
Летом 1944 года советское командование принимает решение отозвать с фронта лучших советских лётчиков. Война идёт к победному концу, и руководство СССР начинает думать о будущем. Те, кто проявил себя в Великой Отечественной войне, должны окончить Военно-воздушную академию, чтобы затем занять руководящие посты в ВВС и ПВО. В число тех, кого вызывали в Москву, попал и Гулаев. Сам он в академию не рвался, просил оставить в действующей армии, но получил отказ. 12 августа 1944 года Николай Гулаев сбил свой последний «Фокке-Вульф 190». А дальше произошла история, которая, скорее всего, и стала главной причиной, почему Николай Гулаев не стал таким же известным, как Кожедуб и Покрышкин. Существует по крайней мере три версии случившегося, которые объединяют два слова — «дебош» и «иностранцы». Остановимся на той, которая встречается чаще всего. Согласно ей, Николай Гулаев, к тому времени уже майор, был вызван в Москву не только для учёбы в академии, но и для получения третьей звезды Героя Советского Союза. Учитывая боевые достижения лётчика, такая версия не выглядит неправдоподобной. В компании Гулаева оказались и другие заслуженные асы, ожидавшие награждения. За день до церемонии в Кремле Гулаев зашёл в ресторан гостиницы «Москва», где отдыхали его друзья-лётчики. Однако ресторан был переполнен, и администратор заявил: «Товарищ, для вас места нет!». Говорить подобное Гулаеву с его взрывным характером не стоило вообще, но тут, на беду, ему ещё попались румынские военные, в тот момент также отдыхавшие в ресторане. Незадолго до этого Румыния, с начала войны являвшаяся союзницей Германии, перешла на сторону антигитлеровской коалиции. Разгневанный Гулаев громко сказал: «Это что, Герою Советского Союза места нет, а врагам есть?».Слова лётчика услышали румыны, и один из них выдал в адрес Гулаева оскорбительную фразу по-русски. Через секунду советский ас оказался возле румына и смачно ударил его по физиономии.Не прошло и минуты, как в ресторане закипела драка между румынами и советскими лётчиками.Когда дерущихся разняли, оказалось, что пилоты отлупили членов официальной военной делегации Румынии. Скандал дошёл до самого Сталина, который постановил: награждение третьей звездой Героя отменить. Если бы речь шла не о румынах, а об англичанах или американцах, скорее всего, дело для Гулаева закончилось бы совсем плачевно. Но ломать жизнь своему асу из-за вчерашних противников вождь всех народов не стал. Гулаева просто отправили в часть, подальше от фронта, румын и вообще любого внимания. Но насколько эта версия правдива, неизвестно.


Генерал, друживший с Высоцким.
Несмотря ни на что, в 1950 году Николай Гулаев окончил Военно-воздушную академию имени Жуковского, а ещё через пять лет — академию Генштаба. Командовал 133-й авиационной истребительной дивизией, располагавшейся в Ярославле, 32-м корпусом ПВО во Ржеве, 10-й армией ПВО в Архангельске, прикрывавшей северные рубежи Советского Союза. У Николая Дмитриевича была замечательная семья, он обожал свою внучку Ирочку, был страстным рыбаком, любил угощать гостей лично засоленными арбузами… Он тоже посещал пионерские лагеря, участвовал в различных ветеранских мероприятиях, но всё-таки оставалось ощущение, что наверху дано указание, говоря современным языком, не слишком пиарить его персону. Собственно, причины для этого были и в то время, когда Гулаев уже носил генеральские погоны. Например, он мог своею властью пригласить на выступление в Дом офицеров в Архангельске Владимира Высоцкого, игнорируя робкие протесты местного партийного руководства. Кстати, есть версия, что некоторые песни Высоцкого о лётчиках родились после его встреч с Николаем Гулаевым.


Норвежская жалоба.
В отставку генерал-полковник Гулаев ушёл в 1979 году. И есть версия, что одной из причин этому стал новый конфликт с иностранцами, но на сей раз не с румынами, а с норвежцами. Якобы генерал Гулаев устроил неподалёку от границы с Норвегией охоту на белых медведей с применением вертолётов. Норвежские пограничники обратились к советским властям с жалобой на действия генерала. После этого генерала перевели на штабную должность подальше от Норвегии, а затем отправили на заслуженный отдых. Нельзя с уверенностью утверждать, что данная охота имела место, хотя подобный сюжет очень хорошо вписывается в яркую биографию Николая Гулаева. Как бы то ни было, отставка плохо повлияла на здоровье старого лётчика, не мыслившего себя без службы, которой было посвящена вся жизнь.Дважды Герой Советского Союза, генерал-полковник Николай Дмитриевич Гулаев скончался 27 сентября 1985 года в Москве, в возрасте 67 лет. Местом его последнего упокоения стало Кунцевское кладбище столицы.

chert-poberi.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *