Концерн «Радиоэлектронные технологии»

АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) основано в 2009 году как специализированная управляющая компания Ростеха в области радиоэлектроники. Генеральный директор – Николай Александрович Колесов.

Сегодня КРЭТ является крупнейшим в России холдингом, который объединяет более 70 организаций радиоэлектронной промышленности. Их деятельность связана с разработкой и производством средств радиоэлектронной борьбы и разведки, государственного опознавания, комплексов и систем бортового радиоэлектронного оборудования, измерительной аппаратуры специального назначения, а также разъемных электрических соединителей и кабельной продукции.

Предприятия концерна расположены в 29 регионах России. На них трудится около 50 тыс. человек.

Инновационные разработки

КРЭТ является разработчиком уникальных систем радиоэлектронной борьбы, таких как: 

  • комплекс «Рычаг-АВ»,
  • системы РЭБ семейства «Хибины» для самолетов «Су»,
  • наземные комплексы семейств «Красуха» и «Москва»,
  • многофункциональные комплексы «Ртуть-БМ» и т.д.

КРЭТ также является разработчиком авионики для ведущих образцов российской военной авиации, в том числе для ПАК ФА, Су-35С, Ка-52 «Аллигатор», Ми-171А2, Як-130, МиГ-29К/КУБ, Ил-476, Ту-204СМ, а также для пилотируемого космического корабля «Союз ТМА».

В структуру холдинга входят:

АО «Научно-производственное объединение «Квант» 

АО «Брянский электромеханический завод»

АО «Всероссийский научно-исследовательский институт «Градиент»        

АО «Калужский научно-исследовательский радиотехнический институт»  

АО «Научно-исследовательский институт «Экран»     

АО «Таганрогский научно-исследовательский институт связи»        

АО «Микротехника»          

ПАО «Брянское специальное конструкторское бюро» 

ПАО «Ставропольский радиозавод «Сигнал»    

АО «Научно-производственное объединение «Радиоэлектроника» имени В.И.Шимко»

АО «Казанское приборостроительное конструкторское бюро»          

АО «Автоматика»   

АО «Радиоприбор» 

АО «Радиоприборснаб»     

АО «Нижегородское научно-производственное объединение имени М.В. Фрунзе»           

АО «Радий»  

АО «Научно-производственная компания «РИТМ»

ОАО «Авангард»     

АО «Научно-исследовательский институт авиационного оборудования»       

АО «Инженерное сопровождение испытаний «Взлет»  

АО «Государственный Рязанский приборный завод»   

АО «Опытно-конструкторское бюро «Электроавтоматика» имени П.А. Ефимова  

АО «Уфимское приборостроительное производственное объединение»      

АО «Жигулевский радиозавод»    

АО «Научно-производственное предприятие «Измеритель»   

АО «Конструкторское бюро промышленной автоматики»      

АО «Корпорация «Аэрокосмическое оборудование»    

ПАО «Московский институт электромеханики и автоматики»          

АО «Московский радиозавод «ТЕМП»   

АО «Научно-исследовательский институт приборостроения им. В.В. Тихомирова»           

АО «Научно-производственное предприятие «ЭлТом»

АО «Ульяновское конструкторское бюро приборостроения»

АО «Уральский приборостроительный завод»   

АО «Владыкинский механический завод»          

АО «Корпорация «Фазотрон — Научно – исследовательский институт радиостроения»           

АО «Авиаприбор»   

АО «Раменский приборостроительный завод»    

АО «Аэроприбор-Восход»  

ПАО «Техприбор»    

АО «Научно-производственный комплекс «ЭЛАРА» имени Г.А. Ильенко»

АО Московский научно-производственный комплекс «Авионика» имени О.В. Успенского

Открытое АО «Улан-Удэнское приборостроительное производственное объединение»           

АО «Альметьевский завод «Радиоприбор»           

АО «Рычаг»  

АО «Московское конструкторское бюро «Компас»      

ООО «Мультикарта-ИСС» 

ООО «Национальные информационно-расчетные системы»  

ООО «РТ-Интеграция»       

АО «Фазотрон-ВМЗ»         

ЗАО «Фазотрон-ЗОМЗ-АВИА»     

ЗАО «Научно-производственное объединение «Рязаньприбор»         

АО «Национальная служба санитарной авиации»         

 

Cайт: http://kret.com


rostec.ru

история грамотного развития — Бизнес России

Сегодня акционерное общество «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) — крупнейший российский центр приборостроения мирового уровня, который объединяет в себе 76 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.

Концерн входит в состав Государственной корпорации «Ростех». Предприятия КРЭТ расположены по всей территории России, от Санкт-Петербурга до Владивостока, а общая численность их сотрудников составляет более 50 тысяч человек. На данный момент Концерн — ведущий разработчик и производитель в области создания борового радиоэлектронного оборудования для всех типов летательных аппаратов (более 80% рынка), средств и комплексов радиоэлектронной борьбы (более 60% рынка), а также систем государственного опознавания (более 90% рынка). КРЭТ выпускает широкую линейку продуктов, среди которых системы и комплексы бортового радиоэлектронного оборудования, средства радиоэлектронной борьбы и разведки, системы и средства государственного опознавания, измерительная аппаратура различного назначения, гражданская продукция.

Консолидация

Акционерное общество «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) было зарегистрировано 19 февраля 2009 года. Эта дата считается датой основания компании.

42 предприятия, которые ранее, в соответствии с Указом Президента Российской Федерации No 1052 от 10 июля 2008 года, были переданы в качестве имущественного взноса Российской Федерации Государственной корпорации «Ростех», были включены в состав КРЭТ.

Тогда Концерн выполнял функции управляющей организации данных предприятий. На их базе сформировались три направления по разработке и производству радиоэлектронных систем, комплексов и средств, а также их составных частей (средства радиоэлектронной борьбы, государственного опознавания, соединителей и кабельной продукции).

Вошедшие в Концерн предприятия не имели долгосрочной, единой для всех программы перспективного планирования и развития. Недостаток оборотных средств и задержки финансирования приводили к срывам выполнения действующих контрактов с внутренними и зарубежными заказчиками.

На первоначальном этапе Концерну предстояло консолидировать научный и производственный потенциал в области радиоэлектронной продукции, который до этого был раздроблен, устранить общее технологическое отставание, осуществить перевооружение и модернизацию производства, а также повысить конкурентоспособность и эффективность предприятий-участников.

Ил-22ПП «Порубщик».

Создаваемая в России стратегическая система радиоэлектронной борьбы будет способна подавить сигнал Глобальной коротковолновой системы связи США, координирующей сообщение всех органов военного управления Вашингтона и их союзников по НАТО.

Эффективный управленец

В 2009 году «Концерн Радиоэлектронные технологии» возглавил Николай Александрович Колесов — доктор экономических наук, действительный член Академии естественных наук Российской Федерации и Академии военных наук, лауреат государственной премии Республики Татарстан 2002 года. Николай Александрович награжден орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степеней, орденом Дружбы, семью медалями, званием Заслуженного машиностроителя Республики Татарстан.

Его вклад в развитие КРЭТ неоспорим. Под руководством Николая Колесова в 2010 году в результате оптимизации и построения внутренних кооперационных связей был существенно сокращен суммарный размер убытков компании, а также снижено количество убыточных предприятий, при этом среднемесячная заработная плата работников выросла на 17%.

В целях повышения эффективности деятельности основным из приоритетов развития КРЭТ было определено внедрение автоматизированных систем управления и гибких производственных и управленческих процессов.

В 2011 году успешно завершены ОКР по созданию перспективного опытного образца многофункционального комплекса РЭБ «Хибины» и заключен госконтракт на его серийную поставку.

В том же году Концерном был создан Единый расчетный центр (Казначейство) КРЭТ на базе АО «АКБ «Новикомбанк». Это позволило обеспечить эффективное использование финансовых ресурсов и бюджетную дисциплину в рамках КРЭТ, оптимизировать взаимодействие с внешними контрагентами, снизить процентные выплаты. Начала функционировать общая торгово-закупочная площадка для организации единой системы комплексных поставок электронной компонентной базы иностранного и отечественного производства, что позволило существенно снизить расходы на приобретение комплектующих, а также усовершенствовать логистические процедуры.

По результатам военных операций ВКС РФ в 2015 году в ходе конфликтов в Сирийской Арабской Республике с использованием самолетов, оснащенных бортовым радиоэлектронным оборудованием АО «КРЭТ», заместителем Председателя Правительства РФ Д. О. Рогозиным и Главнокомандующим ВКС РФ В. Н. Бондаревым предприятия Концерна были отмечены за эффективную и надежную работу комплексов вооружения.

Кроме того, в том же 2011 году была внедрена Стратегия развития АО «Концерн Радиоэлектронные технологии», одобренная Комитетом по стратегическому планированию при Наблюдательном совете Государственной корпорации «Ростех». В Стратегии были определены главные приоритеты развития КРЭТ на период до 2020 года, построены сценарные прогнозы, разработана новая организационная модель.

В 2012 году были завершены ОКР по созданию перспективных опытных образцов комплексов РЭБ семейства «Красуха», «Москва-1» и заключены госконтракты на их серийную поставку с 2013 и 2014 года. В 2012 году КРЭТ приступил к решению задачи по расширению рынков присутствия. Целевой моделью бизнеса стало создание уровня клиентоориентированных комплексных поставщиков при объединении научных и производственных мощностей.

В целях безусловного исполнения ГОЗ и перехода на новую целевую модель бизнеса «комплексный поставщик» было начато приобретение акций и увеличение доли владения и контроля в существующих активах организаций КРЭТ.

Благодаря слаженной работе руководства и сотрудников Концерн за несколько плодотворных лет добился впечатляющих результатов. Здесь быстро и эффективно внедрили комплексную современную модель управления предприятиями: был проведен всесторонний аудит всех организаций-участников, налажены внутренние кооперационные связи.

В 2013 году КРЭТ провел активную работу по модернизации производства и внедрению новейших технологий. В рамках федеральных целевых программ «Развитие оборонно-промышленного комплекса Российской Федерации на 2011–2020 годы» и «Развитие электронной компонентной базы и радиоэлектроники на 2008–2015 годы» на 23 предприятиях КРЭТ осуществлялся 41 инвестиционный проект.

Одним из ключевых событий 2013 года стало участие КРЭТ в Международном авиационно-космическом салоне «МАКС-2013». Экспозиция Концерна на МАКС-2013 отражала концепцию модели «комплексного поставщика», обеспечивающего полный жизненный цикл изделий военной и гражданской техники авиационного и других видов базирования. КРЭТ был признан победителем конкурса «Золотые крылья МАКС-2013» в номинациях «Премьера МАКС-2013» и «Экспозиция».

В 2014 году за вклад в пропаганду ВТС, рекламную и информационную поддержку экспорта продукции военного назначения КРЭТ удостоен почетной награды в рамках Национальной премии «Золотая идея-2014», организованной ФСВТС России.

Заместитель генерального директора АО «КРЭТ» Игорь Насенков.

По словам первого заместителя генерального директора АО «КРЭТ» Игоря Насенкова, рост финансовых показателей в 2016 году позволит Концерну серьезно увеличить инвестиции в перспективные разработки и ускорить процесс импортозамещения иностранной продукции и компонентной базы. В ближайшее время Концерн планирует существенно нарастить долю на рынке гражданских изделий, в будущем планируется рост до 50%.

День настоящий и будущий

На сегодняшний день в Концерн входят более 70 научно-исследовательских институтов, конструкторских бюро и серийных заводов, расположенных на территории 29 субъектов РФ. Количество сотрудников составляет около 54 тысяч человек.

Госкорпорация «Ростех» перешла на новую систему корпоративного управления. Советы директоров всех холдингов Корпорации, включая КРЭТ, формируются по новому принципу. В новом совете директоров Концерна увеличивается количество представителей крупного бизнеса, а также научного сообщества. В соответствии с новыми правилами советы директоров состоят максимум из семи человек.

В декабре 2015 года заключено соглашение о сотрудничестве между Концерном и профсоюзом трудящихся авиационной промышленности (Профавиа), действующем на большинстве предприятий Концерна.

Взаимодействие с Профавиа уже позволило усовершенствовать систему социальной поддержки работников, улучшить условия труда и своевременно реагировать на трудовые конфликты.

Одно из перспективных направлений деятельности Концерна — масштабное расширение спектра производимой гражданской продукции. Предприятия КРЭТ выпускают современную бытовую и медицинскую технику, оборудование и системы управления для ТЭК, транспорта и машиностроения.

Высокотехнологичная продукция предприятий КРЭТ поставляется в рамках реализации государственной программы вооружения и государственного оборонного заказа, а также международных контрактов в области военно-технического сотрудничества. Уже сегодня продукция Концерна экспортируется более чем в 30 стран мира.

КРЭТ постоянно прогрессирует и действует по утвержденной Стратегии развития, согласно которой к 2020 году предприятие станет международным военно-гражданским холдингом с долей гражданской продукции более 30% и войдет в число крупнейших оборонных компаний России. Планы осуществляются: в 2016 году КРЭТ уже вошел в ТОП-100 крупнейших российских компаний.

КРЭТ занимает пятое место среди российских компаний по экспорту продукции.

Также нельзя не отметить, что по результатам деятельности в 2015 году «Концерн Радиоэлектронные технологии» занял 48-ю позицию в рейтинге 100 крупнейших мировых военно-промышленных компаний, который ежегодно составляет Defense News. Причиной стало улучшение финансовых показателей компании: КРЭТ показал общий объем продаж в 1,9 миллиарда долларов в 2015 году, в том числе 1,6 миллиарда долларов по военной продукции.

Таким образом, команда КРЭТ сумела быстро и эффективно внедрить комплексную и самую современную модель управления предприятиями. История Концерна — это яркий пример грамотного развития и эффективного менеджмента.

Перспективные разработки АО «КРЭТ»:

— Боевые возможности нового истребителя МиГ-31БМ расширила новая РЛС «Заслон-М» разработки КРЭТ. Модернизированный «Заслон-М» отличается от оригинального радара «Заслон» увеличенной антенной. Дальность обнаружения воздушных целей класса «истребитель» доведена до 320 км, а дальность их поражения — до 280 км.

— Многоцелевой истребитель Су-30СМ — суперсовременный самолет поколения 4++. Предприятия КРЭТ производят для Су-30СМ более 60% БРЭО.

Одной из разработок Концерна, которая позволяет истребителям ориентироваться в пространстве даже в отсутствии сигнала навигационных систем воздушного, наземного и морского базирования, является бесплатформенная инерциальная навигационная система БИНС-СП2. Также Концерн поставляет для модернизированного истребителя радиолокационную станция (РЛС) «Барс».

— В ноябре 2016 года Минобороны РФ получило несколько самолетов с системой радиоэлектронной борьбы производства КРЭТ. Самолет-постановщик помех и попутной разведки Ил-22ПП «Порубщик» позволяет эффективно бороться с самолетами дальнего радиолокационного обнаружения и управления, системами противовоздушной обороны, а также пилотируемой и беспилотной авиацией. Новый комплекс «Порубщик» способен воздействовать лишь на сигналы определенной частоты, не затрагивая другие. Перед включением системы активных помех комплекс сканирует все имеющиеся радиосигналы и находит частоты, на которых работают передатчики противника. В это время сам самолет ничего не излучает — аппаратура работает исключительно в режиме приема. После обнаружения наиболее важного канала связи противника или сигнала вражеской радиолокационной станции операторы оборудования включают систему и ставят помехи в нужном диапазоне частот. Кроме того, новый комплекс «Порубщик» может излучать помехи только в нужном направлении, что будет полезным при определенных обстоятельствах. В числе конкретных моделей, которые сможет заглушить Ил-22ПП, называются в том числе системы ПВО типа Patriot и те самые самолеты типа AWACS, которые приступили к полетам над Турцией. А значит, велика вероятность, что уже вскоре «Порубщик» может ждать боевое крещение в Сирии.

— Авиационный завод «Прогресс» в 2017 году планирует начать поставки иностранным заказчикам разведывательно-ударных вертолетов Ка-52 «Аллигатор». Предприятия КРЭТ производят для «Аллигатора» все ключевые системы комплекса бортового радиоэлектронного оборудования. Так, например, радиолокационный комплекс «Арбалет» выпускается корпорацией «Фазотрон-НИИР», входящей в Концерн.

— КРЭТ разработал новую «прошивку» для устройства идентификации сигналов самого мощного наземного модуля помех. Мобильные комплексы РЭБ 1Л269Э обеспечивают высокоточную разведку радиоэлектронных средств различного назначения, анализируют тип излучаемого сигнала и осуществляют эффективное подавление бортовых радиолокационных станций противника, в результате которого тот лишается возможности обнаруживать цели и наводить на них средства поражения на дальности до 300 км. Комплекс может быть использован для обеспечения безопасности стратегических объектов, в том числе нефтедобывающих вышек, ГЭС, аэропортов и железнодорожных вокзалов.

Николай Колесов, генеральный директор АО «КРЭТ».

Родился 17 декабря 1956 года в городе Казани.
Свой первый профессиональный выбор сделал после 10-го класса, поступив в казанское ГПТУ No 55, которое и окончил с отличием в 1975 году, получив специальность «регулировщик радиоаппаратуры». После учебы начал трудиться на Казанском заводе электронно-вычислительных машин.
В 1987 году получил диплом Казанского государственного финансово-экономического института по специальности «Планирование промышленности». Доктор экономических наук.
С 1977 по 1994 годы работал на Казанском оптико-механическом заводе, где прошел путь от регулировщика радиоаппаратуры до начальника механосборочного производства.
В 1997 году назначен генеральным директором завода «Элекон», во главе которого проработал 10 лет, до 2007 года.
С 2000 по 2008 год избирался в Государственный совет Республики Татарстан второго и третьего созывов. В Государственном совете второго созыва (2000-2004 годы) был членом Президиума Госсовета. В Государственном совете ретьего созыва (2004-2008 годы) входил в комитет Госсовета по бюджету, налогам и финансам.
В 2007 году был назначен губернатором Амурской области. С 2009 года возглавил «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ).

glavportal.com

Новости корпорации «КРЭТ» — Правдивые истории Дамблдора

АО «Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) входит в состав Государственной корпорации «Ростехнологии» (Ростех).

Сегодня КРЭТ объединяет 97 предприятий, занимающихся разработкой и производством радиоэлектронной продукции военного и гражданского назначения.

Концерн разрабатывает авионику для ведущих образцов российской авиации, в том числе для Су-35С, Ка-52 «Аллигатор», Ми-171А2, Як-130, Ил-476, самого современного российского авиалайнера Ту-204СМ, а также для космического корабля «Союз-ТМА». Таким образом, КРЭТ является поставщиком крупнейших российских авиапроизводителей, таких как Объединенная авиастроительная корпорация, холдинг «Вертолеты России».

На сегодняшний день предприятия Концерна — одни из мировых лидеров и ведущие российские разработчики и производители в области создания средств и комплексов радиоэлектронной борьбы, а также систем государственного опознавания. КРЭТ является разработчиком одной из лучших в мире системы государственного радиолокационного опознавания – «Пароль», которая используется Россией и государствами СНГ.  Последние новости и разработки:



Первый ангольский спутник

ОАО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» (АВЭКС) посетила делегация представителей Республики Ангола, РКК «Энергия» и «Рособоронэкспорта». Визит состоялся в рамках выполнения программы AngoSat. На этом предприятии КРЭТ разрабатывается аппаратура для первого ангольского спутника.
В рамках визита делегация посетила производство АВЭКС. Гости ознакомились с приборами, которые создаются на предприятии по программе AngoSat.
На этом предприятии Концерна разработали и изготавливают аппаратуру регулирования и контроля (АРК) и аппаратуру питания и управления (АПУ) для ангольского спутника. Гости отметили высокие характеристики представленной аппаратуры и неординарность технических решений, сообщает пресс-служба АВЭКС.
Для запуска ангольского спутника рассматривается возможность применения тяжелой ракеты-носителя «Ангара». Ее пуск со спутником в качестве полезной нагрузки может состояться уже во второй половине 2016 года


Секретный ударный беспилотник

Новейшие беспилотники

В Российскую армию на вооружение поступят отечественные беспилотники. В течение двух лет их количество достигнет серьезных масштабов. Об этом в интервью радиостанции «Говорит Москва» заявил советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.
Напомним, что КРЭТ впервые представил авионику для перспективных беспилотников на Международной выставке вооружения, технологий и инноваций «Оборонэкспо-2014» в подмосковном Жуковском. Тогда Концерн продемонстрировал более 20 новейших решений для БПЛА, в том числе и комплексный проект борта беспилотника. Это универсальный борт для БПЛА любого типа – военного и гражданского назначения, самолетной или вертолетной схем.
Концерн представил уникальную цифровую многофункциональную радиолокационную станцию, разработанную корпорацией «Фазотрон-НИИР». Она предназначена для обнаружения и сопровождения воздушных, наземных и надводных целей, выдачи целеуказаний другим системам БПЛА, решения навигационных задач и формирования радиолокационного изображения поверхности с заданным разрешением.
Другое предприятие Концерна – Конструкторское бюро промышленной автоматики (КБПА) – разработало комплексную систему управления, которая разработана для беспилотников вертолетного типа.  Кроме того, предприятие производит регистраторы информации летных испытаний и кабинные индикаторы.


Красуха-4

«Красуха» в Арктике

КРЭТ укомплектует войска противовоздушной обороны России новыми высокоэффективными наземными комплексами радиоэлектронной борьбы семейства «Красуха». Они повысят эффективность защиты национальной территории, в том числе и таких стратегических направлений, как Арктика.
В настоящее время основными силами и средствами, обеспечивающими защиту воздушно-космического пространства страны, являются войска ВКО (ПВО). Сегодня они способны обнаруживать и уничтожать все имеющиеся в арсенале противника средства воздушно-космического нападения: от межконтинентальных баллистических ракет наземного и морского базирования до беспилотных летательных аппаратов.
Включение в их состав комплексов РЭБ типа «Красуха» позволит существенно увеличить эффективность комплексов ВКО (ПВО), в том числе позволит увеличить боевую живучесть в условиях применения противником высокоточного оружия.
«В условиях наращивания иностранных военных группировок и проведения учений вблизи российских границ важным моментом является совершенствование и наращивание возможностей систем ПВО и РЭБ, в том числе в Арктике», – заявил глава КРЭТ Николай Колесов.


EgyptSat-1

Второй спутник для Египта

Россия ведет с Египтом переговоры по созданию для республики второго аппарата дистанционного зондирования Земли. Об этом говорится в ежеквартальном отчете Ракетно-космической корпорации «Энергия». Система электроснабжения спутника EgyptSat-2 была создана на предприятии КРЭТ.
Космический аппарат EgyptSat-2 массой 1050 кг предназначен для дистанционного зондирования Земли с высоким разрешением, до одного метра. На предприятии КРЭТ – ОАО «Авиационная электроника и коммуникационные системы» (АВЭКС) – была разработана и изготовлена аппаратура регулирования и контроля спутника. С помощью этого оборудования космический аппарат обеспечивается электроэнергией, наряду с солнечной и аккумуляторными батареями.
Кроме того, специалистами Концерна созданы блок электропитания и блок автоматики тяговых модулей. Они предназначены для электропитания плазменных двигателей и системы подачи рабочего тела в двигательной установке спутника.


Ртуть-БМ

Новые системы РЭБ

Вертолетный комплекс РЭБ «Рычаг». Это средство защищает не только сам вертолет в полете, но и обеспечивает безопасное применение авиации, сухопутных войск. Оно блокирует работу авиации и ПВО, ЗРК и системы связи и управления противника. Это очень умный, серьезный летающий робот РЭБ. Для российских ВС он установлен на современном вертолете Ми-8МТПР1. Комплекс ведет радиоэлектронную разведку в радиусе нескольких сотен километров вокруг себя, полностью мониторит эфир во всем диапазоне частот, используемых военной радиоэлектроникой.
«Рычаг» поставит такую помеху, которая не позволит самолету противника применить ракету, бомбу и т.д. Он работает с очень большого расстояния, поэтому и называется «станция мощных радиоэлектронных помех».
Также завершено создание и опытная эксплуатация комплекса «Ртуть-БМ», который предназначен для защиты личного состава сухопутных войск и других на поле боя от поражения высокоточным оружием, для блокирования систем связи. Сегодня ему аналогов в мире нет.


Авионика Суперджет 100

SuperJet 100 и МС21

«Сегодня мы готовим предложение по авионике для SSJ 100, а также для перспективных МС-21, которые выйдут в ближайшее время. Сначала ОАК заказала 48-50% авионики для нового самолета, но, когда поняла, что на самом деле обстановка сложная и второй половины электроники может не быть, снова обратилась к нам: а вы сделаете вторую часть? Сейчас мы довели наше предложение по МС-21 до 70%.» — заявил советник первого замглавы Концерна Владимир Михеев.

Подробнее о последних новостях КРЭТ можно прочитать здесь: http://kret.com/

********************************************************************************

✫ Сноуден — русский агент

✫ Атомные перспективы

Что будет с Донбассом?

Секреты ЦНИИ «Курс»

Немцы ждут новые лады

dambledor.livejournal.com

КРЭТ: мы будем выжигать «глаза» ракетам, которые на нас «смотрят»

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) продолжает работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования и электромагнитного оружия для истребителя шестого поколения, который придет на смену Т-50 (ПАК ФА). О начале работ над этим самолетом в прошлом году объявил курирующий «оборонку» вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. КРЭТ, в частности, работает над созданием радиофотонного радара, СВЧ-пушек и лазерной защиты для будущих истребителей. Что будет представлять собой радар и на что способна система лазерной защиты самолета шестого поколения, какие экспериментальные образцы уже созданы в рамках этой программы, рассказал в интервью ТАСС советник первого заместителя гендиректора КРЭТ Владимир Михеев.

Владимир Геннадьевич, в прошлом году мы уже говорили о концепции истребителя шестого поколения и разработках КРЭТ по этой теме. На какой стадии сейчас находятся работы по созданию бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО)?

— Продвижение в работах по созданию БРЭО для летательного аппарата шестого поколения есть. В том числе они касаются отдельных работ, выполняемых нами по заказу Фонда перспективных исследований. Например, мы работаем над бортовой радиолокационной станцией с радиооптической фотонной антенной решеткой.

В чем принципиальное отличие такого локатора от обычного?

— В обычной радиолокационной станции (РЛС) сверхвысокочастотное (СВЧ) излучение генерируется электровакуумными или полупроводниковыми приборами. Коэффициент их полезного действия относительно низкий — 30–40%. Оставшиеся 60–70% энергии превращаются в тепло, которое нужно отводить системой охлаждения — если посмотреть даже на самую современную РЛС с активной фазированной антенной решеткой, то под 3D антенным полотном стоит толстенная охлаждающая плита.

Большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную

В новом радаре радиолокационный сигнал получается за счет преобразования фотонным кристаллом энергии когерентного лазера в СВЧ-излучение. У такого передатчика коэффициент полезного действия будет составлять не менее 60–70%. То есть большая часть энергии лазера будет преобразовываться в радиолокационную, в результате чего мы можем создать радар большой мощности.

На фотонном передатчике также можно будет получить сверхширокополосное излучение, которое на обычной РЛС невозможно в силу физических принципов генераторных ламп и полупроводников.

И как далеко вы продвинулись в создании фотонного локатора? Есть ли экспериментальные образцы?

— Радар прошел этап технического проектирования, получены результаты на макете. Сейчас в рамках научно-исследовательской работы (НИР) создается полноценный макет этой радиооптической фотонной антенной решетки, который позволит отработать характеристики серийного образца. Мы поймем, каким он должен быть, в каких геометрических размерах, на каких диапазонах и на какой мощности должен работать.

В НИР на основе экспериментального образца построен и излучатель, и приемник. Все это работает, ведет локацию — излучаем СВЧ-сигнал, он отражается назад, мы его принимаем и обрабатываем, получаем радиолокационную картинку объекта. Смотрим, что нужно сделать, чтобы она была оптимальной. Отрабатываем технологию конкретных элементов — излучателя, фотонного кристалла, приемного тракта, резонаторов, построенных на модах «шепчущей галереи», и так далее.

Серийный образец локатора сделаем, когда перейдем на этап опытно-конструкторской работы (ОКР), например, по заказу военного ведомства.

Какие преимущества даст новый радар истребителю шестого поколения?

— Радиофотонный радар сможет видеть, по нашим оценкам, значительно дальше существующих РЛС. А так как мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот, то с высочайшей точностью узнаем его положение в пространстве, а после обработки получим почти фотографическое его изображение — радиовидение. Это очень важно для определения типа: сразу и автоматически компьютер самолета сможет установить, что это летит, к примеру, F-18 с конкретными типами ракетного оружия.

Мы будем облучать противника в беспрецедентно широком спектре частот

За счет своей сверхширокополосности и огромного динамического диапазона приемника радиофотонный радар будет иметь большие возможности по защите от помех. Также, благодаря тому, что все системы истребителя шестого поколения будут интегрированными с точки зрения функций, фотонный радар дополнительно будет выполнять задачи радиоэлектронной борьбы (РЭБ), передавать данные и служить средством связи.

Как он будет примерно выглядеть?

— Радиофотонный локатор не будет стоять отдельным модулем в носу самолета, это будет распределенная система. Нечто похожее можно наблюдать сегодня на истребителе пятого поколения Т-50 (ПАК ФА), радиолокационная станция которого работает в разных диапазонах и в разных направлениях. По факту это один локатор, но он разнесен по самолету. Получается порядка 3–4 разных РЛС, которые комфортно размещены по всему фюзеляжу и позволяют одновременно обозревать все пространство вокруг самолета.

— Концепция создания истребителя шестого поколения в двух вариантах — беспилотном и пилотном — сохраняется?

— Сохраняется, боевой самолет шестого поколения должен иметь две опции — быть и в пилотируемом варианте, и в беспилотном. Эти варианты будут отличаться и по внешнему виду, но, главное, по начинке.

Беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолете

Если с любого существующего самолета мы уберем оборудование, которое нужно для обеспечения жизнедеятельности летчика, связи его с пилотажно-навигационным комплексом для индикации ему информации, передачи управляющих действий от человека к самолету, то высвободится огромное количество места и массы. Кроме этого, присутствие летчика сильно ограничивает летные возможности самолета: современному истребителю нельзя выходить за определенные ограничения по перегрузке, чтобы человек остался в живых, необходима защита от СВЧ-излучения приборов и оборудования, жесткого космического рентгеновского излучения на больших высотах и при суборбитальном полете.

Поэтому беспилотный вариант будет иметь характеристики, которых нельзя достичь на пилотируемом самолете — большую маневренность, гиперзвуковую скорость, возможность выходить в ближний космос.

По-прежнему планируется, что они будут действовать в «стае»?

Применение СВЧ-оружия для самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь

— Да, мы говорим, что должен быть принцип «стаи»: на один-два пилотируемых аппарата, будет приходиться группа беспилотников. И именно беспилотник сможет нести электромагнитное или, по-другому, СВЧ-оружие. Применение СВЧ-оружия для самолета с летчиком крайне проблематично из-за необходимости сохранять его жизнь. Если же мы будем создавать дополнительную систему защиты от собственного СВЧ-оружия, то еще больше потеряем места и запаса по массе. Кроме этого, даже самая сложная и эффективная защита может быть недостаточно эффективна.

Размеры «стаи» истребителей шестого поколения вы рассчитывали?

— Смотрели разные варианты. Оптимальным мы считаем 20–30 беспилотных самолетов на один пилотируемый. В основном это связано с конечными возможностями человека по управлению. Как бы ему компьютер не помогал, человек способен выполнять не более 2–3 задач одновременно, на каждую он выделяет 3–4 беспилотника плюс горячий резерв. Вот и получаем 20, максимум 30 беспилотников. Хотя, конечно, когда мы эту «стаю» будем отрабатывать с реальными изделиями и реальными людьми, а не на моделях, наверняка численность стаи будет скорректирована.

Если вернуться к электромагнитному оружию, то какой-то прогресс за год был достигнут в этой области? Какие-то образцы испытывались?

Мы разрабатываем систему защиты, чтобы система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника

— СВЧ-оружие есть, испытания в лабораторных условиях идут постоянно. Например, можем сжечь какой-нибудь прибор, чтобы посмотреть какое количество электромагнитной энергии и как нужно приложить.

Учитывая, что наши «вероятные друзья» ведут такие же исследования, мы разрабатываем еще и систему защиты, чтобы приемник, система РЭБ или наша ракета не вышла из строя от применения СВЧ-оружия противника.

Какие это системы защиты?

— Можно поставить на входе принимающего устройства фильтры, задерживающие энергию, так, чтобы на датчик прошло только информативное излучение и другие полезные сигналы. Эти системы защиты должны быть перестраиваемые, причем программно, чтобы противник не имел возможности вычислить «окна» в фильтре. Эти исследования также нами ведутся.

Какое еще оружие, наряду с электромагнитным, будет на истребителях шестого поколения?

— Любое. Один беспилотник в «стае» будет нести СВЧ-оружие, включая управляемые электронные боеприпасы, другой — средства радиоэлектронного подавления и поражения, третий — набор обычных средств поражения. Каждая конкретная задача решается разным вооружением.

— Недавно Пентагон заявил об успешном применении лазерной пушки в Персидском заливе — они сбили беспилотник. У нас такое вооружение есть?

— Мы проводили исследования в этом направлении, и я знаю, что у нас подобные системы есть, однако это не по линии КРЭТ. Мы занимаемся оптикой в интересах защиты. У нас уже есть лазерные системы защиты на самолетах и вертолетах, а сейчас мы говорим о работах в области силовых лазеров, которые будут физически разрушать головки самонаведения атакующих ракет. Грубо говоря, мы будем выжигать «глаза» ракетам, которые на нас «смотрят». Такие системы, естественно, будут ставится и на самолеты шестого поколения.

Когда такая интегрированная система — радар, СВЧ-оружие, лазерная защита и другое — может быть создана?

Летчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно

— Практическая работа наших НИИ и КБ с научно-исследовательскими институтами Минобороны России ведется уже сегодня. В остальном все зависит от того, будет ли востребована эта тематика нашим главным заказчиком. КРЭТ может это изобрести, показать, что в состоянии произвести, но потом у нас это не купят — не будет денег или другие приоритеты будут стоять.

Еще нюанс: летчики всегда воспринимают беспилотную авиацию очень настороженно, потому что это покушение на их профессию, работу и мечту.

В инициативном порядке вы будете продолжать эти работы?

— Мы понимаем, что все принципиально новое сначала воспринимается как бред, через какое-то время уже как «давайте посмотрим», а еще через 2–3 года — «почему до сих пор не сделано».

Поэтому мы продолжаем эти работы и проводим испытания, так как все равно рано или поздно это будет востребовано. Здесь самое главное — не отстать от наших «партнеров».

Обычные строевые самолеты типа Су-35 или МиГ-35 можно будет переделать в беспилотные?

— Маловероятно, так как принцип построения самого беспилотника сильно отличается от принципов пилотируемого самолета. Создавать изначально два типа (пилотный и беспилотный) на одной базе — это оправдано, а переделать — нет. Хотя у нас есть большой опыт использования переделанных в беспилотники самолетов в качестве мишеней на испытаниях в рамках различных НИР и ОКР. Но там мы ставим над самолетом различные эксперименты, и от него требуется выполнение каких-то конкретных задач.

Какие еще системы разрабатываете в рамках шестого поколения?

На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах

— На новом истребителе будет также стоять мощная многоспектральная оптическая система, работающая в различных диапазонах — лазерном, инфракрасном, ультрафиолетовом, собственно оптическом, однако значительно превышающем видимый человеком спектр. С помощью нее мы также получим большое количество дополнительной информации об окружающем пространстве.

Какие наработки по искусственному интеллекту есть на сегодняшний день для беспилотного варианта истребителя шестого поколения?

— Мы работаем над написанием программ, чтобы в будущем можно было создать полностью автономный беспилотник с искусственным интеллектом (ИИ), который сможет сам взлететь, добраться до места выполнения задачи и принять решение о ее выполнении.

Мы на МАКС-2017 представили программный продукт, который позволяет нам исследовать отдельные особенности ИИ. Мы вводим в программу определенные условия, ставим для них задачи, запускаем виртуальные вертолеты и самолеты и смотрим, как они справляются. Пока не всегда удачно: летательные аппараты могут зависнуть над каким то районом, имеют трудности с идентификацией объектов, не хотят выполнять боевую задачу, неправильно докладывают. Но это уже отработка отдельных составляющих искусственного интеллекта. На этих ошибках виртуального мира мы набираемся опыта и обучаем дроны будущего.

Беседовал Дмитрий Решетников

Спецпроект на тему

tass.ru

Генеральный конструктор КРЭТ Юрий Маевский о развитии средств РЭБ: Оружие: Силовые структуры: Lenta.ru

Российские военные и оборонка ищут способы нейтрализации традиционного превосходства «вероятных партнеров» в системах управления и связи. Одно из приоритетных направлений — развитие средств радиоэлектронной борьбы (РЭБ), призванных лишить противника преимущества в информационной сфере и даже повернуть против него самого, искажая передаваемую информацию.

«Ленте.ру» удалось побеседовать с генеральным конструктором аппаратуры радиоэлектронной борьбы Юрием Ивановичем Маевским — заместителем генерального директора по НИОКР техники РЭБ Концерна «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ). Несмотря на традиционную закрытость этой тематики, наш собеседник ответил на ряд вопросов о российских системах РЭБ, философии их разработки и совершенствования.

«Лента.ру»: Насколько хорошо мы представляем себе возможности современных западных РЛС и систем наведения? Есть ли гарантия того, что имеющиеся системы РЭБ смогут подавить радары противника в случае конфликта?

Юрий Маевский

Фото: предоставлено пресс-службой КРЭТ

Мы работаем на опережение. Мы обязаны прогнозировать развитие систем «с той стороны», строить на этом всю свою работу. Действуя по программе 2025 года, мы должны знать, каким противник может оказаться в 2030-м. Есть различные методы прогнозирования, и разрабатывая свои перспективные системы, мы моделируем в качестве противника именно возможности условного 2030 года. Конечно, сохраняется какая-то неопределенность, и мы закладываем в наши комплексы избыток возможностей, способные эту неопределенность парировать.

Если же говорить о гарантиях… Возможности проверяются практикой. Мы создаем системы, проверяем их, отрабатываем, учитываем ошибки, создаем заново и т.д. И эксплуатация для нас очень важна, как на территории России, так и за рубежом, там, куда мы поставляем свое оборудование. Потому что очень сильно различаются условия: и географические, и вероятный противник.

Это единственная надежная гарантия, мы постоянно проверяем на практике, как все работает.

Какие параметры сегодня ключевые для РЭБ? Насколько корректно мнение, что все зависит от мощности сигнала и ширины перекрываемого диапазона частот?

Мы перешли к цифровым способам обработки и формирования сигналов. Благодаря миниатюризации можно делать системы, перекрывающие весь рабочий диапазон в системах связи и радиолокации — раньше приходилось изготавливать специализированные системы на каждый диапазон.

Кроме того, возникло понятие неэнергетической помехи. Современные средства обнаружения и обработки позволяют получать точную копию сигналов. И мы можем формировать свой аналогичный сигнал, поменяв те параметры, которые нам нужны, например, в его структуре. Теперь вовсе необязательно применять силовое подавление, закрывать помехами весь экран. Иногда проще получить сигнал, разобрать его, изменить кое-что и вернуть назад.

Какова роль систем РЭБ в условиях все большей «дигитализации» управления боем? Не возникает ли патовая ситуация, когда рост возможностей систем управления и связи и возможностей РЭБ перекрывают друг друга?

Нет, такая ситуация не складывается. Дело в том, что каждая система управления — это определенный набор связей. Наша задача, задача РЭБ — найти эти связи, какие-то оборвать, в какие-то, не обрывая, подсунуть искаженную информацию. Образно это можно сравнить с подбрасыванием монетки в кассу бухгалтеру, которому придется всю ночь пересчитывать, чтобы разобраться в чем дело.

Хотя проблема есть. Как выявить наиболее важные цели, чтобы не тратить лишние ресурсы? Я получаю поток сигналов между разными объектами, и надо из этих объектов выбрать те, что для меня наиболее важны — неважно идет ли речь об обнаружении, управлении, связи и т.д. Наши методы это позволяют, и пока с той стороны улучшают средства управления, мы совершенствуем средства радиоэлектронной борьбы.

А какие сигналы важнее всего? С чем необходимо бороться в первую очередь? «Аваксы», связь, что-то еще?

Для любого применения оружия прежде всего необходима полная информация о противнике, о том, как он распределил по объектам свои группировки, в группировках — группы и т.д. Все зависит от момента, от того, в какой стадии конфликта мы находимся. В начальной стадии, возможно, действительно важнее всего «Аваксы», а затем, например, на первый план может выйти штабная инфраструктура, система передачи информации. Фиксированной схемы нет, конфликт — это процесс, развивающийся по своим законам.

Вернемся к эволюции систем РЭБ. Какова продолжительность жизненного цикла системы и какие трансформации она проходит в рамках этого цикла? Недавно я разговаривал с представителями Объединенной судостроительной корпорации. Для них главная проблема — своевременное обновление радиоэлектронного оборудования, в том числе РЭБ. Срок — 5-10 лет, хотя корабль как платформа служит многие десятилетия. Какова ваша оценка?

Кораблестроители правы. Я бы даже сказал, что жизненный цикл — 4-5 лет. Раньше, когда мы создавали специализированные системы, Минобороны требовало срок службы по 15-20 лет. Но электроника развивается слишком быстро. Поэтому мы переходим к модульным схемам. Основа системы, платформа, может служить и 20 лет, но мы делаем стандартизированные по креплению и интерфейсу модули, которые позволяют нам совершенствовать аппаратуру, меняя не весь комплекс, а отдельные блоки. Поставил новый блок, получил новые возможности.

То есть мы переходим на стандартную шину обмена данными?

Совершенно верно. Современный уровень развития электронной техники позволяет добиваться программными методами очень многого. Например, в производстве авиационных двигателей. Другая версия ПО — другие характеристики при том же «железе». И мы должны делать так же. Это основное стратегическое направление. Главное — электроника должна соответствовать уровню, достигнутому оппонентом, который не ждет, когда его догонят, а тоже повышает свою эффективность, и мы обязаны за ним успевать, а где-то и пересекаться.

Взвод радиоэлектронной борьбы

Фото: Владимир Астапкович / РИА Новости

Насколько средства РЭБ позволяют компенсировать отставание в развитии систем управления и связи или, например, в огневой мощи? На каком уровне мы находимся относительно потенциальных противников в этой сфере?

Эффективность управления мы рассматриваем через конфликт двух систем. Вот система управления противника, вот наша, и вот конфликт. Задача каждой стороны — уничтожение противостоящей группировки, сила которой во многом определяется системой управления. Мы должны сосредоточиться на тех средствах, которые позволят нам быстрее обнаружить и распознать цель, быстрее навестись и быстрее ее уничтожить.

И если у противника, допустим, хорошая система разведки, обладающая высокой дальностью, то наша задача — снизить эту дальность до такой степени, чтобы успеть первыми. Если у противника лучше система доведения информации, то мы должны воздействовать на нее так, чтобы он опоздал, а мы опять были бы первыми. РЭБ позволяет решать такие задачи.

Мы добились хороших результатов и по количеству одновременных направлений воздействия, и по уровню алгоритмов. Иначе нельзя. Мы вынуждены учиться противодействовать развитым системам управления и связи, создавать средства, способные компенсировать успехи оппонентов. Сама судьба заставляет нас делать комплексы соответствующего уровня.

Система РЭБ «Красуха-4 »

Уверен, что в концептуальном проектировании, в концепциях и идеях, мы впереди, по реализации — где как, но в ряде комплексов, и по авиационной, и по сухопутной тематике, занимаем достаточно высокие места. Это подтверждается в том числе и зарубежной эксплуатацией. Заказчики нередко применяют наши системы против объектов, о которых мы ничего не знали, и результаты очень хорошие.

Как организован процесс разработки? Он дискретный, возобновляющийся и прекращающийся по мере достижения определенных этапов или непрерывный? И кто из стран-лидеров НАТО наш основной оппонент в разработках, у кого, помимо США, есть свои достижения в этой сфере?

Это непрерывный процесс, с постоянным обменом информацией — от академии наук до прикладных структур по разным направлениям. Основа всего — прогнозирование и испытания. Остановить процесс невозможно. Крайне важна обратная связь с Минобороны: мы даем техническую основу, гарантируя, что она не хуже, чем у противника, но комплекс эксплуатируют конкретные люди, и мы должны понимать, насколько они с этим справляются. Нередко боевые офицеры предъявляют такое требование: правильному комплексу нужна всего одна кнопка — включить/выключить. Ну, мы и это пытаемся сделать. Наконец, часто опыт эксплуатации позволяет расширить границы возможностей, заложенные при проектировании.

Если говорить об оппонентах, то, конечно, это не только США. Великобритания, Франция, Италия, Израиль… У каждого есть свои сильные стороны. Израиль, например, разрабатывает отличные средства подавления головок самонаведения различных типов — радиолокационных, инфракрасных, комбинированных…

Бомбардировщик Су-34

Фото: Игнатий Савранский / «Коммерсантъ»

США создают комплексы групповой защиты, подавляя средства дальнего радиолокационного обнаружения противника. Рынок достаточно развитый, конкурентный, но у нас есть свои преимущества. Мы сумели создать интегрированную структуру — КРЭТ, центр компетенций в разработке средств РЭБ, объединяющий предприятия на всех уровнях. У нас отличные производители деталей и узлов, прекрасные конструкторы.

Очень важным шагом для нас было приобретение «Авиаприбор-холдинга», крупнейшего производителя авиационного БРЭО. Это позволило нам сильно повысить уровень наших модульных систем: авиаприборостроители активно применяют данные технологии в своей работе, мы — в своей. Объединение с «Авиаприбором» сильно облегчило нам работу, в том числе по комплектующим — в конечном счете мы используем во многом близкие наборы деталей, просто по-разному скомпонованные для разных задач.

Что можно сказать о системе РЭБ «Хибины», которая устанавливается, в частности, на Су-34, а также о системах РЭБ комплекса Т-50?

«Хибины» — это серийный комплекс, предназначенный для групповой защиты самолетов от ЗРК. Но он продолжает совершенствоваться — в том числе за счет миниатюризации. Оставаясь в тех же габаритах, при той же массе и параметрах энергопотребления, комплекс может получить куда больше возможностей.

Другой аспект — переходя на электронику нового поколения, мы уменьшаем массу и габариты, облегчая самолет. Надо понимать, что РЭБ существует не сама по себе. Если перспективный самолет отличается пониженной заметностью, то можно применять комплекс со сниженным энергопотенциалом, что открывает широкие перспективы для дальнейшего совершенствования. Это касается и Т-50. Новое поколение твердотельной электроники, уменьшение массы, габаритов, более компактное размещение на самолете… Хотя общих решений не так много, для каждого конкретного типа самолетов разрабатывается что-то свое — в зависимости от ограничений по массе и габаритам, теплового режима. Взять комплекс с одного типа самолета и поставить на другой не получится. Задача решается каждый раз заново.

Недавно СМИ сообщали об облете российским бомбардировщиком Су-24 американского эсминца «Дональд Кук» в Черном море и подавлении его систем обнаружения. Насколько эти сообщения соответствуют действительности?

Эффект был. СМИ много чего могут говорить, но эффект был. Правильный.

lenta.ru

Нелетальное смарт-оружие КРЭТ » Военное обозрение

Российский авиационный комплекс радиоэлектронного противодействия (КРЭП) «Хибины» стал известен даже домохозяйкам после случая с зашедшим в Черное море американским эсминцем «Дональд Кук». Коротко напомним суть дела.

15 апреля 2014 года один из интернет-сайтов в разделе «Домыслы» опубликовал статью «Хибины» против «Иджис» или Что так сильно испугало Пентагон?». Автор рассказал об облете Су-24, имеющем комплекс «Хибины», боевого корабля США «Дональд Кук», который находился в Черном море. Работа аппаратуры на борту эсминца была напрочь подавлена комплексом «Хибины», что обезоружило корабль.


Статья позже была удалена с сайта как некорректная. Российские военные все же признали: облет был, наш самолет не совершал никаких враждебных действий, комплекс «Хибины» на самолеты Су-24 не устанавливается. Последнее – спорный вопрос. Хотя бы потому, что макет Су-24М с контейнером аппаратуры радиоэлектронного противодействия КС-418 выставлялся на одном из авиасалонов МАКС.

ПЕНТАГОН УПОЛНОМОЧЕН ЗАЯВИТЬ

Реальность произошедшего косвенно подтвердил официальный представитель Пентагона, назвав действия пилота Су-24 провокационными. По его мнению, российский самолет, судя по всему, не имел на своем борту боевого вооружения, однако 12 раз прошел вблизи корабля ВМС США. Собственно, нет ничего странного, что далеко не новый фронтовой бомбардировщик без оружия прошел несколько раз вблизи новейшего, вооруженного до зубов средствами ПВО эсминца США. Такие облеты кораблей были раньше практически при каждой встрече вероятных противников.

После инцидента, как сообщали СМИ, 27 человек экипажа «Дональда Кука» написали рапорты об увольнении. В заявлении Пентагона, кстати, утверждалось, что действия российского Су-24 деморализовали экипаж корабля. По мнению многих военных экспертов, причина – в использовании нашим бомбардировщиком комплекса «Хибины». А деморализовало американский экипаж собственное бессилие. По мнению экспертов, эсминец издали засек подход Су-24, привел оружие в состояние готовности к применению. И вдруг все его экраны погасли – так внезапно гаснет экран мобильного телефона. Система «Иджис» не работала. Экраны ожили, когда «сушка» ушла к российскому берегу.

Скептики утверждают, что Су-24 не мог обездвижить эсминец по причине нехватки мощности помех, что случившееся – результат работы с берега другого комплекса – «Красуха-4». Но так или иначе, осадок остался. Причина, видимо, в том, что и российские военные, и создатели «Хибин» поскромничали, опасаясь «международного скандала».

И еще один вывод из случившегося: оружие нелетального действия, каким является комплекс «Хибины», или, по-другому, смарт-оружие, по своей эффективности вполне может сравниться с оружием разрушения.

ПРИНЦИП ДЕЙСТВИЯ

Как говорят разработчики комплекса, он предназначен для радиопеленгации зондирующего сигнала источника облучения с последующей подменой параметров сигнала. То есть после приема излучения радара самолета или системы ПВО противника этот сигнал с помощью специальной аппаратуры искажается до неузнаваемости. В результате получивший его противник остается в недоумении: что же с «этим» делать? В итоге самолет – носитель КРЭП будет замечен с большим запозданием, если вообще замечен, так как он будет замаскирован на фоне ложных целей. Противник столкнется с большими затруднениями с определением расстояния до цели, его скорости и углового положения.

Комплекс обеспечивает индивидуальную защиту самолетов от ракетных атак вражеских истребителей и наземных средств ПВО, создавая вокруг самолета защитное радиоэлектронное поле, в результате РЛС и управляемые ракеты теряют цель. Наши самолеты становятся невидимыми для противника. Технология реализации этого состоит в том, что, получив аналоговый СВЧ-сигнал от цели, комплекс РЭБ переводит его в цифровую форму, обрабатывает, «наделяет» помеховой модуляцией, вновь переводит в аналоговую форму и излучает в направлении цели – оружие противника «ослеплено».

Комплексом «Хибины» оснащаются самолеты фронтовой авиации ВКС. По составу оборудования и аппаратуры, решаемым задачам и эффективности применения он превосходит практически все средства РЭБ, находящиеся на вооружении многих иностранных государств.

РОЖДЕННЫЙ В КАЛУГЕ

А теперь немного истории. Работа по созданию прототипа КРЭП «Хибины» начались в Калужском научно-исследовательском радиотехническом институте (КНИРТИ входит в КРЭТ. – «НВО») в конце 80-х годов. Первые образцы «Хибин» по массогабаритным параметрам не подходили для установки на самолет, но КНИРТИ наладило тесное сотрудничество с КБ Сухого, в результате проблема была решена. В 1990 году первый образец «Хибин» прошел приемо-сдаточные испытания, но развал СССР, сокращение финансирования военных разработок значительно замедлили ход ОКР.

Первый полет самолета с комплексом радиоэлектронного противодействия «Хибины» был совершен лишь в январе 1995 года.

Помимо комплекса радиоэлектронного противодействия индивидуальной защиты создавался наращиваемый дополнительный состав «Хибин» в подвесных контейнерах для групповой защиты самолетов. В настоящее время КНИРТИ освоило серийное производство данных средств защиты и осуществляет их поставку в Минобороны России.

Участвующие с 2014 года в операции ВКС России в Сирии самолеты оборудованы комплексами «Хибины» и «Хибины-М». В их состав входят системы радиотехнической разведки и постановки активных помех. Разработана и экспортная модификация комплекса «Хибины» – САП. Аппаратура комплекса «Хибины» устанавливается в контейнерах на концах крыльев, а также в закабинном отсеке.

Концерн «Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) официально заявлял, что самолеты российских ВКС массово оснащаются новейшими комплексами «Хибины»: на Су-34 устанавливаются средства индивидуальной и групповой защиты, на новейшем Су-35 и Су-27СМ3 устанавливается комплекс «Хибины-М». Именно в таком варианте Россия предлагает на экспорт самые современные средства РЭБ, «обкатанные» в боевых условиях в Сирии.

В презентации авиационного комплекса индивидуальной защиты «Хибины-М», подготовленной концерном «Радиоэлектронные технологии» к МАКС-2017, говорится о назначении аппаратуры: обеспечение индивидуальной защиты самолетов Су-35 и Су-27СМ3 от атак авиационных ракетных комплексов перехвата и средств ПВО. Типы подавляемых объектов: бортовые РЛС самолетов F-14, F-22, F-35, «Рафаль», ЗРК «Пэтриот», TLVS, SAMP, управляемые ракеты AMRAAM. Вероятность срыва атаки оценивается на уровне не менее 0,9.

ЭКСПОРТНЫЙ ВАРИАНТ

Каждое изделие, выпускаемое АО «Концерн «Радиоэлектронные технологии», по-своему уникально и неповторимо. В них соединены самые высокие научно-технические достижения российского ВПК. Среди основных отечественных производителей средств РЭБ безусловно лидирует КРЭТ. Его доля на рынке – до 60%. Средствами и комплексами РЭБ, разработанными концерном, оснащаются самолеты Су-25, Су-27СМ3, Су-30СМ, Су-34, Су-35С, Ил-76, Ил-78, Ил-96, Ту-214, вертолеты Ми-8, Ми-26, Ми-28, Ми-35 и Ка-52, надводные корабли проектов 1144, 1164, 1155, 956, 11540, 22350, 20380, 21631.

Наиболее благоприятная для концерна ситуация складывается на рынке авиационных комплексов и средств РЭБ. Это объясняется ростом спроса на эти средства в мире. Условия диктует и ожидаемый рост поставок российских летательных аппаратов, а также увеличение доли летательных аппаратов, поставляемых со средствами РЭБ индивидуальной и групповой защиты. Кроме того, ожидается, что иностранные государства будут закупать средства РЭБ при модернизации собственного парка самолетов и вертолетов российского производства.

topwar.ru

Ролик КРЭТ победил в конкурсе корпоративного видео

Имиджевый ролик «Концерна Радиоэлектронные технологии», изготовленный студией «Полдень», получил Гран-при конкурса «Лучшее корпоративное видео – 2018», который был проведен 15 марта в рамках Московского международного фестиваля корпоративного видео. Ролик КРЭТ стал также победителем в специальной номинации «Лучшая графика и спецэффекты».

Фильм под названием «Эволюция способностей» «Концерна Радиоэлектронные технологии» представляет собой видеоряд с использованием образов животных, чьи природные способности служат основой для разработки техники, производимой концерном.

«Мы, безусловно, гордимся такой высокой оценкой нашего имиджевого фильма и благодарим за нее организаторов и жюри фестиваля, – отметил первый заместитель генерального директора КРЭТ Владимир Зверев. – Столь высокая награда свидетельствует о том, что мы не только умеем производить современную наукоемкую технику, но и знаем, как лаконично, информативно и стильно показать ее людям».

В нынешнем году на участие в конкурсе было подано более 250 заявок в 29 номинациях, в борьбе за звание лауреата приняли участие 56 компаний. Организатором фестиваля и конкурса выступила Ассоциация директоров по коммуникациям и корпоративным медиа России.

«Концерн Радиоэлектронные технологии» (КРЭТ) – крупнейший российский холдинг в радиоэлектронной отрасли. Образован в 2009 году. Входит в состав Госкорпорации Ростех. Основные направления деятельности: разработка и производство систем и комплексов бортового радиоэлектронного оборудования (БРЭО) для гражданской и военной авиации, радиолокационных станций (РЛС) воздушного базирования, средств государственного опознавания (ГО), комплексов радиоэлектронной борьбы (РЭБ), измерительной аппаратуры различного назначения (ИА). Кроме того, предприятия Концерна выпускают современную бытовую и медицинскую технику, оборудование и системы управления для ТЭК, транспорта и машиностроения. 


Видео: Студия «Полдень»
События, связанные с этим
16 Марта 2018

Ролик КРЭТ победил в конкурсе корпоративного видео

Подпишитесь на новости

rostec.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *