Фронтовой истребитель P-40B (C) «Tomahawk».

Фронтовой истребитель P-40B (C) «Tomahawk».

Разработчик: Curtiss Wright
Страна: США
Первый полет: 1940 г.

Первую партию из 140 истребителей Р-40, англичане получили в исходной французской модификации. Эти машины англичане назвали «Томагаук» Мк.I, чтобы отличить их от «своих», которые теперь стали именоваться «Томагаук» Мк.II. В Англии на истребители «Томагаук» Мк.I установили английское оборудование, пулеметы калибра 7,69 мм в крыльях, внесли ряд мелких изменений, в частности поменяли сектора газа — французы для увеличения оборотов двигателя тянули ручку назад, а по английским нормам нужно было двигать ее вперед.

Однако англичане сочли французские машины непригодными для боевых операций. По своим характеристикам они вряд ли могли тягаться с немецкими «мессершмиттами», а отсутствие бронезащиты и протектирования баков делало их очень уязвимыми. Поэтому всю партию «Томагауков» Мк.I использовали как учебные машины для переподготовки летчиков на будущие «Томагауки» Мк.II.

«Томагауки» Мк.II появились к концу 1940 года. Сюда вошла и часть французского заказа (90 самолетов, которые еще не были готовы к моменту смены заказчика). Эти самолеты также оборудовались по стандарту «Томагаука» Мк.II. Первые 110 самолетов назывались «Томагаук» Мк.IIA (на них были установлены английские радиостанции и кислородное оборудование), а остальные 930 — «Томагаук» Мк.IIВ (с американским оборудованием). На этих истребителях спереди в фонаре стояло 38-миллиметровое бронестекло, а летчика защищала спереди и сзади броня толщиной 7-9 мм.

Усвоив данные англичанами уроки, американцы начали внедрять новшества «Томагауков» и на самолетах для Авиационного корпуса США. С весны 1941 года американские летчики стали получать усовершенствованную модификацию Р-40В, практически аналогичную «Томагауку» Мк.IIВ, но с американским прицелом (без характерных для английских самолетов мушки и кольца на капоте) и только с двумя пулеметами калибра 7,62 мм в крыльях. Р-40В, естественно, стал тяжелее: «сухой» истребитель теперь весил 3322 кг против 3078 кг у Р-40. Поскольку двигатель остался тем же, то летные характеристики истребителя неизбежно ухудшились: максимальная скорость уменьшилась на 8 км/ч, «пострадала» маневренность.

После появления новой модификации Р-40В старые Р-40 стали постепенно вытесняться в учебные подразделения. Выпустив 131 самолет Р-40В, с апреля 1941 года на конвейер поставили новую модификацию Р-40 с четырьмя пулеметами в крыльях. По сравнению с Р-40 секундный залп увеличился практически вдвое. Р-40С мог нести под фюзеляжем подвесной бак, что почти в полтора раза увеличивало дальность полета. На самолете смонтировали новую радиостанцию SCR-247. Но вес опять вырос и дошел уже до 3654 кг, что, конечно, не пошло на пользу летным характеристикам машины. Выполняя все растущие заказы, завод работал на полную мощность. Р-40С был изготовлен в 193 экземплярах. Для экономии времени заводские испытатели частенько вылетали на облет только что собранных машин прямо с автостоянки у проходной.

Когда начался выпуск Р-40С, Р-40В уже плыли за океан, чтобы усилить американскую авиацию на Дальнем Востоке. Отношения с Японией все ухудшались, и базы на Гаваях и Филиппинах теперь вполне резонно рассматривались как передовые рубежи будущей войны. В конце апреля 55 истребителей Р-40В прибыли на Гаваи. Их везли через Тихий океан на палубах авианосцев, откуда они и взлетели. Этими самолетами частично укомплектовали эскадрильи 15-й и 18-й истребительных групп, базировавшихся на аэродроме Уилер — поблизости от известной военно-морской базы Перл-Харбор. Еще 31 самолет этого типа был доставлен на Филиппины.

Была сделана также попытка усовершенствовать старые Р-40. На поврежденные машины установили крылья нового образца с четырьмя пулеметами. Эта модификация имела обозначение P-40G. Всего с июля 1940 года было выполнено 60 переделок. Один такой самолет с первыми партиями американской военной помощи осенью 1941 года попал в Советский Союз.

Весной 1941 года «Томагауки» впервые получили боевое крещение. Шесть английских и одна канадская эскадрилья в Англии приняли участие в рейдах через Ла-Манш 1941-1942 годов. Англичане практически использовали «Томагауки» Мк.II как штурмовики. Они охотились за автотранспортом и железнодорожными составами, штурмовали немецкие береговые батареи и мелкие суда у французского побережья.

Большая часть машин этого типа была переброшена в Африку. Там на них летали не только английские, но и австралийские, и южноафриканские летчики. «Томагауки» воевали в Ливийской пустыне, обстреливая скопления войск противника и автоколонны, подвозящие снабжение к фронту. Здесь получила широкую известность 112-я эскадрилья, самолеты которой были украшены зубастыми акульими пастями.

В пустыне выявился еще один существенный дефект «Томагаука». Двигатель «Аллисон» очень боялся пыли, постоянно висевшей над песчаными аэродромами. Пыль оказалась опаснее, чем немецкие и итальянские истребители, с которыми «Томагаукам» приходилось иногда вести воздушные бои. Из имевшихся в наличие машин обычно для полетов было пригодно не более трети. Для борьбы с пылью передовые подразделения наземного обслуживания стали приспосабливать к «Томагаукам» английские «пустынные» фильтры. Без каких-либо выдающихся успехов «Томагауки» служили в Северной Африке до весны 1942 года.

ЛТХ:

Модификация: P-40C
Размах крыла, м: 11,38
Длина, м: 9,68
Высота, м: 3,23
Площадь крыла, м2: 21,92
Масса, кг
-пустого самолета: 2636
-нормальная взлетная: 3424
-максимальная взлетная: 3655
Топливо, л
-внутренее: 507
-ПТБ: 197
Двигатель: 1 х ПД «Allison» V-1710-33
-мощность, л.с.: 1 х 1150
Максимальная скорость, км/ч: 555
Крейсерская скорость, км/ч: 435
Практическая дальность, км
-с ПТБ: 2173
-без ПТБ: 1287
Скороподъемность, м/мин: 808
Практический потолок, м: 8992
Экипаж, чел: 1
Вооружение: 2 х 12,7-мм пулемета «Colt-Browning» M-2 (380 патронов на пулемет) и 4 х 7,62-м м пулемета «Colt-Browning» MG-40 или 7,7-мм пулемета «Browning» Mk.II (480-500 патронов на пулемет).

Истребитель «Tomahawk» Mk.II RAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель P-40B USAAF.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIA ВВС СССР.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIA ВВС СССР.

Истребитель Р-40С USAAF.

Истребитель Р-40С USAAF.

Истребитель P-40С авиагруппы «Летающие тигры».

Истребители P-40С авиагруппы «Летающие тигры».

Ремонт Р-40С авиагруппы «Летающие тигры» на авиабазе Куньмин, Китай.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIВ RAF.

Истребитель «Tomahawk» Mk.IIВ RAF.

Истребитель Tomahawk Mk.IIВ ВВС СССР.

Истребитель Tomahawk Mk.IIВ ВВС СССР.

Кабина пилота P-40B.

«Tomahawk» Mk.IIA RAF. Рисунок.

«Tomahawk» Mk.IIВ RAF. Рисунок.

P-40B USAAF. Рисунок.

P-40B авиагруппы «Летающие тигры». Рисунок.

Р-40В ВВС СССР. Рисунок.

P-40С USAAF. Рисунок.

Компоновочная схема Curtiss P-40C.

«Tomahawk» Mk.IIA. Схема.

«Tomahawk» Mk.IIA. Схема.

.

.

Список источников:
Журнал «Крылья» — дайджест № 2-1996. Самолеты Мира. Владимир Котельников, Олег Лейко. Истребитель Кертисс Р-40.
Журнал «Авиация и время» 2000-03. А.Котлобовский. «Ястребы» Донована Берлина.
Журнал «Крылья Родины» 1990-09. Виктор Бакурский. «Хоук» — это P-40.
Сайт «Уголок неба». 2015 г. страница: «Curtiss P-40B(C) Tomahawk».
Материалы сайта «Палитра крыла».

xn--80aafy5bs.xn--p1ai

P-40 в СССР

Истребитель-штурмовик

Curtiss

Двухместный фоторазведчик, переоборудованный из Р-40К на 1-й авиаремонтной базе Ленинградского фронта.

В начале войны авиации люфтваффе удалось уничтожить на земле большое число советских самолетов. (На 31 декабря 1941 г. боевые потери ВВС РККА составили 21200 самолетов.) Возместить потери не представлялось возможным, так как заводы эвакуировались на восток. Львиную долю парка ВВС составляли устаревшие истребители И-16 и И-152. В результате к месту пришлись даже такие посредственные истребители, как Р-40.

Первые 195 «Томагавков» прибыли в Архангельск в октябре 1941 года. Это были английские машины, от которых англичане при первой возможности поспешили избавиться. Полученные самолеты собирали на аэродроме, расположенном в 25 км от Архангельска. Вскоре поступило еще 25 Р-40, закупленных в США за золото. В кратчайшие сроки самолеты начали передаваться в боевые части. Советские пилоты считали «Томагавки» средними машинами, лучше чем И-15 и И-16, но хуже Яков. Это мнение сохранилось до конца войны. Р-40 уступал в популярности Якам и Ла.

В начале 1942 года прибыли первые «Киттихавки» и их американские аналоги Р-40Е, а также P-40F и К (313 машин), М (220 машин) и N (980 машин). В советских документах самолеты Р-40Е числились по прежнему «Томагавками», название «Киттихавк» стали применять лишь к следующим модификациям. Всего в Советский Союз отправили 2430 самолетов Р-40, но доставить удалось лишь 2097 машин. Больше всего — 939 машин — отправили в СССР в 1943 году. Слабость Р-40 на больших высотах не так остро ощущалась на Восточном фронте, где бои обычно велись у земли. Однако пилоты не любили Р-40 за их низкую маневренность, скороподъемность и максимальную скорость. Свои претензии к самолету высказывали механики. Особенно резко отзывались они о «Томагавках» в зимний период эксплуатации. В холода часто замерзала жидкость в гидравлической системе, выходил из строя масляный радиатор, а подшипник вала винта рассыпался, что приводило к заклиниванию винта в полете.

Объективности ради надо сказать и о достоинствах самолета. Он отличался механической прочностью, имел большую дальность полета, мог в перегруз брать бомб больше, чем Ил-2, имел удобную защищенную кабину. Но все это не окупало его многочисленных недостатков. В неофициальном рейтинге истребителей советских ВВС Р-40 занимал почетное предпоследнее место, уступая первое место с конца «Харрикейну». В поздний период войны машинами Р-40 в виде наказания оснащались те части, которые несли тяжелые потери, не показывая заметных успехов. В лучше же части поступали хорошие Як-7, Як-9, «Аэрокобры» и Ла-5. Не способствовали популярности Р-40 в Советском Союзе постоянные перебои с поставками запасных частей. Дело доходило до того, что местными силами пытались приспособить к машинам советские колесные диски и покрышки. На самолеты пытались ставить советские радиаторы, а в систему охлаждения обязательно врезали сливные краны, чтобы не оставлять на ночь в радиаторах гликоль. Острее всего ощущалась нехватка запчастей к двигателям Allison V-1710. Но и тут удалось найти выход. По инициативе майора А.А. Матвеева в мастерских 13-й ВА переделали более 40 Р-40, установив на них моторы М-105П или М-105Р с винтами ВИШ-61П. Решение оказалось не очень удачным, максимальная скорость самолетов после переделки падала до 465 км/ч, но это был единственный способ поднять «Томагавки» в небо. В 1942 году в некоторых частях под крыльями истребителей устанавливали направляющие для неуправляемых ракет РС-82, по два на крыло.

По оценкам нашего врага, немецкого генерала Вальтера Швабедиссена в своей книге «Сталинские соколы» ряд командиров Люфтваффе упоминают, что в конце 1941 г. на сцене появились английские и американские истребители (Кертисс Р-40 и «Харрикейн»), поставлявшиеся в рамках соглашения о ленд-лизе. Это создало некоторые трудности немецким истребителям, но советские пилоты не могли добиться от этих машин лучших показателей, чем от своих. Оценивая американский истребитель Р-40, в отчете JG 54 говорится, что по горизонтальной маневренности он был равен немецкому Bf 109F, но уступал ему в скорости и скороподъемности. По словам русского пленного летчика, самолет не пользовался популярностью у советских пилотов.

Cамолет P-40 обладал и существенным недостатком, приведшим к гибели не одного летчика. Из воспоминаний Командующего Северным флотом адмирала А.Г. Головко: «Эти самолеты имеют особые подшипники в своих моторах, потому что залиты подшипники не обычным сплавом, а серебряным. Американцы считают такой сплав новейшим техническим достижением; однако моторы с подшипниками, залитыми серебряным сплавом, часто выходят из строя. Вот почему наши летчики с горькой насмешкой называют эти самолеты «чудом безмоторной авиации». Чаще всего «киттихауки» стоят в бездействии.»

Именно разрушения подшипников на взлетных режимах двигателя и приводили к его отказу.

   За мужество и героизм, проявленные в борьбе с врагом, 09.08.41 г. младшему лейтенанту Степану Григорьевичу Ридному было присвоено звание Героя Советского Союза.

С 12.10.41 г. 126-й ИАП начал совершать боевые вылеты на Кертисс P-40 «Томагаук».

17 февраля 1942 г. С.Г.Ридный погиб на P-40 после взлета из-за отказа матеpиальной части. («Томагаук» АК325)

Степан Григорьевич Ридный лично сбил 21 и в группе 9 вражеский самолетов.

   16 Июня 1942 года Борис Феоктистович Сафонов первым в истории был награжден второй медалью «Золотая Звезда». Второй раз к званию Героя Советского Союзаон был представлен Наркомом ВМФ 27 мая 1942 года — за три дня до своей гибели. Награжден Орденом Ленина, Красного Знамени ( трижды ).

30 мая 1942 года погиб в бою на самолете Р-40Е «Kittyhawk» (Серийный номер 41-13531) при отказе двигателя. Возможной причиной останова двигателя была техническая неисправность. Его ведомый Кухаренко, призванный прикрывать своего командира, в бою не участвовал, т. к. вернулся на базу из-за отказа двигателя.

Всего Борис Сафонов совершил 224 боевых вылета, в 34 воздушных боях сбил 25 самолетов противника.

Warhawk XP-40F P-40K P-40L P-40M P-40N
Kittyhawk MK. II Mk. III Mk. III Mk. III Mk. IV
Экипаж 1
Размеры
Длина, м 10.16
Высота, м 3.76
Размах крыла, м
11.35
Площадь крыла, м² 21.92
Масса
Пустого, кг 2989 2903 2939 2932 2722
Взлетная, кг 3856 3810 3665 3629 2903
Максимальная взлетная, кг 4241 4536 4037 4037 4014
Силовая установка
PE Allison V-1710 — V-1650-1 73 V-1650-1 81 81, 99
Мощность, л.с. 1300 1325 1300 1200 1200
Летные данные
Максимальная скорость
км/ч 586 595 595 579 552
на высоте, м 6096 6096 6096 6096 4572
Время набора мин 7.6 7.5 7.6 7.2 6.7
высоты, м 4572 4572 4572 4572 4572
Потолок, м 10485 8534 10973 9144 9449
Дальность, км 1127 1127 483 1127 1207
Максимальная дальность, км 2655 2575 2213 2575 2253
Вооружение
Пулеметы 12.7 мм, шт. 6 6 4 4 4-6

Подробно

Источники

  • «Энциклопедия военной техники» /Aerospace Publising/
  • «50 лучших истребителей Второй мировой войны» /Геннадий Корнюхин/
  • «Американские военные самолеты Второй мировой войны» /под ред. Дэвида Дональда/
  • «Знаменитые самолеты и вертолеты» /Тони Холмс/
  • «Война в воздухе» /№ 52, 53, 54,55/
  • CD энциклопедия. «Военная авиация» /Media 2000/

www.airpages.ru

Curtiss P-40 Warhawk — Global wiki. Wargaming.net

Общие данные

334000  Цена
240 HP Прочность
2770 кг Масса
162.3 HP/сек Урон

Скоростные характеристики

575.5 Скорость
570 км/чМакс. скорость у земли
570 км/чМакс. скорость на высоте
1600 мОптимальная высота
750 км/чСкорость пикирования
36.1 м/сСкороподъёмность
150 км/чСкорость сваливания
365 км/чОптимальная скорость

Маневренность

82.6 Управляемость
10.8 сСреднее время виража
130 °/сСкорость крена
783.9 Манёвренность

V

Разработан на базе P-36. Наиболее активно применялся против Японии в войне на Тихом океане и в Китае, а также на советско-германском фронте.

Модули

  • Таблица
  • Дерево
УровеньКонструкцияЖивучестьМасса, кгСтоимость,
IV Hawk 81240196030300
УровеньПулемётКалибрНачальная скорость снаряда, м/сУронСкорострельность, выстр/минМасса, кгСтоимость,
IV 12,7-мм M2 (К)12.71040387006015600
УровеньДвигательМощность двигателя, л.с. / ТягаТипМасса, кгСтоимость,
V V-1710-391100водяного охлаждения59028100
VI V-1710-851200водяного охлаждения60050300

Премиумный самолет

Подарочный самолет

Совместимое оборудование

Совместимое снаряжение

P-40 в игре

Исследование и прокачка

Исследуется на P-36 через пулемёт 7,62-мм M1919A4 (К) за 14400 опыта. Из модулей рекомендуется установить:

  • Пулемёты 12,7-мм M2 (К), для увеличения огневой мощи;
  • Конструкцию Hawk 87 (4200), что несколько увеличит прочность, манёвренность и скорость пикирования;
  • Двигатель V-1710-85 (4100), которые дадут заметную прибавку скорости за счёт незначительной потери манёвренности, но перед этим нужно исследовать двигатель V-1710-39 за 2550 опыта.

Боевая эффективность

«Скорость. Высота. Бум-зум.» — этими тремя словами можно описать данный самолёт. Первый представитель в ветке, который наиболее похож на все дальнейшие самолеты. Cоздан для бум-зума и доминирования на высотах. В начале боя набираем максимальную высоту, нашими приоритетными целями должны быть все высотные истребители и тяжелые истребители. После ликвидации конкурентов на высоте можно заняться и теми кто ниже:

1) Выбираем цель.

2) Пикируем.

3) Расстреливаем на близких дистанциях ничего не подозревающую цель.

4) На форсаже уходим обратно на высоту.

5) Повторить.


Хитрость: Пикировать можно с нулевой тягой, тогда двигатель остывает на 50% быстрее. И тогда у нас будет достаточно форсажа, что бы убежать обратно на высоту.

Забудьте про калибр больше, чем 12,7. Все самолеты далее будут снаряжены батареей из 6-ти крупнокалиберных пулемётов. Это имеет свои плюсы и минусы. Плюсы в том, что из пулеметов проще попадать, чем из пушек. На малых дистанциях имеют огромный урон, обладают высокой скорострельностью, а значит поджигать зажигательными лентами легче. Из минусов стоит отметить небольшую дальность эффективной стрельбы и в целом урон в секунду меньше, чем у пушек.

Достоинства:
  • высокая скорость;
  • высокий показатель прочности.
Недостатки:
  • очень низкая маневренность;
  • пулемётное вооружение.

Оборудование, боекомплект и снаряжение

Оборудование
  • Улучшенный рефлекторный прицел l — добавит самолёту +10% к точности стрельбы.
  • Улучшенная обшивка ll — добавляет -20% к вероятности получения критического повреждения крыльев и хвоста, так же добавит +5% к прочности самолёта.
  • Облегчённая конструкция ll — повышает манёвренность самолёта по всем осям на 3%.
Ленты боеприпасов
  • Универсальная лента — лента позволяющая вести эффективную стрельбу и имеющая небольшую вероятность нанесения критических повреждений или поджога.
Снаряжение
  • Стандартный набор снаряжения Пневматический перезапуск, Ручные огнетушители и Триммирование рулей.

Экипаж

Прокачка умений пилота:

«Зоркий» увеличивает дальность обнаружения в секторе пилота увеличена на 20%.

«Меткий стрелок I» уменьшает разброс при стрельбе курсовым вооружением на 5%.

«Меткий стрелок II» Складывается с действием «Меткий стрелок I». Разброс при стрельбе курсовым вооружением уменьшен ещё на 5%. Точность стрельбы по активно маневрирующим воздушным целям улучшена на 10%

«Пилотажник» повышает манёвренность по всем осям на 2%.

«Жажда крови» после уничтожения самолёта противника сбрасывается 25% перегрева орудий и на 10% увеличивается точность стрельбы. Складывается с действием умения «Меткий стрелок II». Действует в течение 10 секунд

Оценка самолёта

Оценка P-40

 

  • Ас — шесть 12,7-мм пулеметов, которые в совокупности имеют хорошую скорострельность и урон.

Галерея скриншотов

Ссылки

Ресурсы World of Warplanes

wiki.wargaming.net

Curtiss P-40 “Tomahawk” Истребитель — aviArmor

Среди «рабочих лошадок» 2-й мировой войны истребитель Curtiss P-40 занимает особое место. Начав трудный путь в 1936 году с прототипа ХР-36 этот самолёт прошел множество модернизаций и заслужил хорошую репутацию у пилотов стран антигитлеровской коалиции, воевавших на нем в 1941-1943 гг. Правда, несмотря на использование вплоть до последнего дня войны, Р-40 оказался не таким удачливым, как например Messerschmitt Bf.109. Потенциал развития у обоих истребителей был заложен очень хороший, но если последние модификации «мессера» выпускались даже после войны, то последние «кертиссы» вышли из сборочного цеха в конце 1944 года и в очень скором времени были вытеснены «мустангами» и «тандерболтами».

Идея использовать рядный двигатель на ХР-36 появилась практически сразу. В 1936 году началась работа над проектом, который чуть позже получил обозначение ХР-37. Испытания прототипа однозначно показывали, что схема с рядным двигателем имеет хорошие перспективы, однако неудачная компоновка и проблемы с двигателем привели к тому, что было построено только 13 предсерийных самолётов YP-37.

Работа над ошибками была выполнена в очень сжатые сроки и следующий проект оказался намного успешнее. В отличии от предыдущей модели было решено использовать один из серийных Р-36А, на котором был установлен двигатель Allison V-1710-19 (С13) мощностью 1160 л.с. на взлете и 1000 л.с. на 305 метров. Воздухозаборник карбюратора размещался над двигателем, а воздушный радиатор – под фюзеляжем. Вооружение состояло из двух 12,7-мм пулеметов над капотом и двух 7,62-мм пулеметов в крыле, а под крылом можно было подвесить шесть бомб массой 9 кг.

Полёт первого прототип ХР-40 (Model 75A) состоялся 18-го октября 1938 года. В ходе испытаний была достигнута максимальная скорость 550 км\ч, но проблемы с охлаждением силовой установки привели к первой фазе модернизации, в ходе которой появилась характерная для всех истребителей этого типа «борода» под капотом.

Р-40 (Model 81A-1) – первая серийная модель поступившая в производство в 1939 году. Построено 199 самолётов.

P-40A – один из серийных Р-40 с фотокамерой.

Р-40В (Model 81B) – серийный вариант аналогичный Р-40, но с четырьмя 7,62-мм пулеметами в крыле.

Р-40С (Model 81B) – серийный вариант аналогичный Р-40В, но с возможностью подвески подвесного топливного бака, самозатягивающимися внутренними топливными баками и некоторыми более мелкими улучшениями. Построено 193 Р-40С для USAAF (первый 41-13328) и 930 самолетов для RAF, где им присвоили обозначение “Tomahawk” Mk.IIb.

P-40D (Model 87A-2) – серийный вариант истребителя с измененной носовой частью, что было с связано установкой двигателя Allison V-1710-39 с выступающим наружу редуктором. Другие изменения включали сдвинутый вперед радиатор, укороченные стойки шасси и вооружение, включавшее четыре 12,7-мм пулеметов в крыле. Построено 50 самолётов.

Р-40Е (Model 87B-2) – серийный вариант на базе P-40D с шестью пулеметами в крыле. Производство началось в 1942 году, а всего было построено 2320 самолётов для USAAF (модели Е и Е-1) и ещё 1500 по заказам RAF, где они обозначались как “Kittyhawk” Mk.IA. Некоторое количество Р-40E впоследствии было переоборудовано в учебно-тренировочные истребители TP-40N.

XP-40F (Model 87B-3) — вариант с двигателеми фирмы Packard, которые являлся лицензионным вариантом английского Rolls-Royce “Merlin”. В качестве прототипа использовался Р-40D (серийный номер 40-360) на который был установлен двигатель “Merlin” 28 без воздухозаборника над носовой частью фюзеляжа. Единственный прототип под обозначением XP-40F показал скорость 600 км\ч на высоте 5500 метров и в скором времени был принят к серийному производству.

YP-40F — третий серийный P-40F (s\n 41-13602) с новым подфюзеляжным воздухозаборником и прочими доработками, включавшими обновленное вертикальное оперение.

P-40F – серийный вариант производившийся в 6 моделях: F, F-1, F-5, F-10, F-15 и F-20. Первые 260 истребителей имели такой же фюзеляж как у Р-40Е, но следующие P-40F модернизировали, удлинив хвостовую часть фюзеляжа на 51 см, что вызвало уменьшение скорости до 586 км\ч. В составе RAF эти истребители получили обозначение “Kittyhawk” Mk.II \ IIA.

XP-40G (Model 81-AG) – неофиальное обозначения для прототипа серии Р-40G. Опытный образец представлявшая собой «гибрид» из фюзеляжа P-40F и крылом от P-40E и четырьмя 12,7-мм пулеметами

P-40G – серийная модификация, выпускавшаяся в августе-сентябре 1941 года. Было построено всего 45 самолётов поставлявшихся только USAF.

P-40H – индекс отклонен.

P-40J – вариант самолёта с Allison V-1710 и турбонагнетателем. Проект отклонен от реализации 18 мая 1942 года.

P-40K – серийная модификация с двигателем Allison V-1710-73 мощностью 1325 л.с. и новым капотом. Данная серия планировалась для передачи Китаю, но в итоге почти все P-40K вошли в состав USAF. Построили около 1300 самолётов четырех моделей: K-1, K-5, K-10 и K-15.

XP-40K – один из серийных истребителей Р-40К-10 переданный фирме Curtiss для отработки новых систем охлаждения и совершенствования формы капота.

P-40L (Model 87B-3) – серийный вариант с двигателем Packard V-1650-1. Для USAF выпускалась только одна модификация P-40L-1, часть которых в боевых условиях оснащалась только двумя 12,7-мм пулеметами в крыле, сокращенным бронированием и уменьшенным запасом топлива. Всего собрано 700 самолётов пяти моделей: L-1, L-5, L-10, L-15 и L-20.

P-40M – серийный вариант с двигателем V-1710-81 мощностью 1360 л.с. Для USAF было собрано 600 самолётов (модели М-1, М-5 и М-10) и ещё 616 выпустили для RAF, где им присвоили обозначение “Kittyhawk” Mk.III.

P-40N – серийный вариант на основе P-40L, но без переднего фюзеляжного топливного бака. Первые серийные партии (Р-40N-1, N-10 и N-15, 1977 машин) вооружались только четырьмя крыльевыми пулеметами и имели вес 4082 кг. Следующие 3023 самолёта (P-40N-20, N-25, N-30 и N-35) оснащались двигателем V-1710-99 и несли шесть крыльевых пулеметов с возможностью подвески 227-кг бомбы под фюзеляжем. Последняя модификация P-40N-40 выпускалась с марта по сентябрь 1944 года. Для RAF собрали 588 истребителей обозначенных как “Kittyhawk” Mk.IV. Кроме того, несколько серийных Р-40N было переделано в учебно-тренировочные переделанные P-40N-30 и ТР-40N с двойным управлением,

P-40R – самолёты этой модификации представляли собой P-40L и P-40F были переоборудованые под двигатель Allison V-1710-81. Истребители обозначались как P-40R-2 (53 штуки) и P-40R-1 (70 штук) соответственно.

XP-40Q – последняя попытка модернизации, осуществлённая на базе серийного P-40K. Первый прототип был оснащен двигателем V-1710-121 взлётной мощностью 1425 л.с. на взлёте и 4-лопастным воздушным винтом. Радиаторы были установлены наполовину «утопленными» в крыле. Второй прототип получил радиатор под двигателем обтекаемой формы и фонарь каплевидной формы. Для третьего прототипа использовали планер от серийного P-40N023. Самолёт оснащался доработанным радиатором и фонарем, а также системой впрыска воды в цилиндры двигателя. Несмотря на то, что в 1944 году третий прототип XP-40Q достиг максимальной скорости 679 км\ч на высоте 6250 метров в составе USAF места для этого истребителя не нашлось.

Стоит также внести ясность в названия которые присваивались истребителям Р-40 в течении их эксплуатации. Самолёты модификаций Р-40В и Р-40С в экспортном носили название “Tomahawk”, а все другие модификации, поставлявшиеся на экспорт обозначали как “Kittyhawk”. В то же время в США практически все они носили одинаковое название “Warhawk”.

Диапазон применения Р-40 был очень широким. Боевое крещение они приняли в 1941 году в составе RAF — ожидая летнего вторжения в метрополию на территоррии Британии было сконцентрировано несколько сотен “Tomahawk”, которыми к августу заменили многоцелевые самолёты “Lysander” во 2-м, 13-м и 26-м дивизионах (No.2, No.13 и No.16 Squadron RAF). К концу года против Luftwaffe могли действовать уже 16 британских и канадских дивизионов, однако в реальности состоялся лишь один бой — 20-го августа 1941 года один “Tomahawk” Mk.I из 410-го дивизиона RCAF открыл огонь по противнику, не добившись успеха.

Совершенно иначе разворачивались боевые действия в Северной Африке, где британские, австралийские и канадские “Tomahawk” (пять, три и один дивизион соответственно) сражались против Luftwaffe и Regia Aeronautica. Первый бой они приняли ещё в июне 1941 года и в дальнейшем накал сражений лишь увеличивался. Кроме того, в течении 1941-1942 гг. истребителям “Tomahawk” пришлось несколько раз вступить в бой с бывшмми союзниками — над Севрной Африкой и Ближним Востоком периодически проявляла активность французская авиация, оставшаяся на стороне правительства Виши.

Отдельно необходимо отметить участие Р-40 в боях на стороне ВВС РККА. Часть самолётов была передана Великобританией, которая параллельно проводила замену Р-40 на более современную технику. Первая партия из 146 ставших вдруг ненужными “Tomahawk” Mk.IIb были проданы СССР и вступили в бой на северном направлении и под Москвой уже в октябре 1941 года. Отзывы советских пилотов о возможностях «кертисса» были весьма положительными — в частности, на Р-40Е летал известный советский ас авиации Северного флота Б.Ф.Сафонов, который в 34 воздушных боях сбил 25 самолетов противника.

В общей сложности Советский Союз получил более 2400 истребителей Р-40: 1941-й год — 230 “Tomahawk” и 15 Р-40Е, 1942-й год — 17 “Tomahawk” и 487 Р-40Е, Е-1, K, L; 1943-й год — 939 P-40E-1, K, L, M,N, 1944-й год — 446 в основном Р-40М и N. Таким образом, поставки истребителей (в том числе устаревших моделей) продолжались даже после завершения их серийного производства. Также стоит отметить, что практически все “Tomahawk” были не новыми, а «бывшими в употреблении» самолётами. Тем не менее, активное использование Р-40 в фронтовых частях продолжалось до 1944 года, после чего истребителям нашлось место в ПВО, где до конца войны в Европе ими было сбито 255 самолётов противника.

Небольшое количество истребителей Р-40 получила Бразилия, которая официально вступила в войну 22-го августа 1942 года. Для усиления своих ВВС перед войной от американцев удалось получить 30 штурмовиков North American NA-44, после которых прибыли 10 Curtiss RP-36A, 2 Douglas B-18 и 6 North-American B-25. Но самое главное — с апреля 1942 года начались поставки Р-40Е, а с ноября и до октября 1944 года прибыло несколько партий P-40K. По всей видимости, заинтересованность в этих истербителях была настолько высокой, что в период с сентября 1944-го по март 1945-го года была поставлена последняя партия из 41 P-40N. На вооружении эти самолёты оставались до 1954 года, но ещё в январе 1955 года в лётном состоянии находилось 33 Р-40.

Как уже указывалось ранее, специально для Китая была развернута постройка истербителей P-40K, но в конечном итоге туда отправили самолёты других модификаций. Особых успехов добилась добровольческой воздушная группа (AVG) под командованием американского генерала К.Л.Шенно, больше известная как “Летящие тигры”. В течении 1941-1943 гг., воюя поочередно на Р-40В и Р-40Е, это соединение добилось 286 побед над Южным Китаем и Бирмой, став после этого 23-й истребительной группой USAAF.

В 1943 году Турция, в обмен на сохранение нейтралитета, получила от Великобритании партию истребителей “Tomahawk” Mk.II (предположительно они носили номера AK601, AK636, AK680, AK726, AK778, AK882, AK931, AK939, AK960, AK971, AK992, AK995, AL102, AL178, AL186, AL188, и AL203) — самолёты были введены в состав 3-й истребительной эскадрильи и использовались в первой линии до 1945 года. Трофейные самолёты нашли ограниченное применение в Luftwaffe, а также в ВВС Финляндии и Японии.

В составе USAAF (а затем и USAF) истребители Р-40 неплохо зарекомендовали себя при обороне Филиппин и Новой Гвинеи, вместе с Р-39 выдержав основную тяжесть боёв 1942-1943 гг. После ввода в строй более современных истребителей типа Р-47 и Р-51 устаревшие «кертиссы» отправили сначала в учебные подразделения, а затем и вовсе списали. По крайней мере, к концу 1946 года ни одного Р-40 в составе USAF не осталось. Большинство самолётов со временем отправили на слом, но в 1948 году южноафриканский бизнесмен еврейского происхождения Б.Сенеьр (один из основателей эскадрильи «Тель-Авив» ВВС Израиля) предпринял попытку прибрести 50 истребителей в нелётном состоянии у правительства ЮАС. Сделка вполне могла бы состояться, но на тот момент любые поставки вооружения Израилю были запрещены и никто не взялся за доставку столь большой партии «контробанды» через всю Африку.

Источники:

Д.Дональд «Американские военные самолёты Второй Мировой войны». Москва. АСТ\Астрель. 2002
А.Котлобовский «Ястребы» Донована Берлина» («Авиация и Время» 2000-04)
А.Котлобовский «С эмблемой тигра на борту» («Авиация и Время» 2000-05)
С.В.Иванов «Curtiss P-40» («Война в воздухе» No.52-55)
М.Быков «P-40 над Аляской»
В.Котельников, О.Лейко «P-40 в войне с Японией»
В.Котельников, О.Лейко «Томагауки в СССР»
Ray Wagner “Curtiss P-40 Tomahawk”, Aircraft Profile 35. 1967 (Перевод В.Моисеева, редакция А.Плахова)
Ленд-Лиз: Р-40 в советской авиации
P-40D, Kittyhawk I
Curtiss Р-40 in Brazilian Air Force Service
USAAF Resource Center: P-40 WARHAWK
Canadian Wings: Curtiss P-40 Kittyhawks of the RCAF
Aerofiles: Curtiss

Тактико-технические данные истребителей Curtiss P-40

Curtiss P-40
1940 г.
Curtiss P-40E
1941 г.
Curtiss P-40M
1942 г.
Curtiss XP-40Q
1944 г.
Длина, м9,679,6610,1610,77
Размах крыла, м11,3511,3811,3810,75
Площадь крыла, м21,9221,9221,92?
Высота, м3,223,233,233,76
Масса пустого, кг243928802939?
Масса взлётная (норм.), кг2849375636294086
Масса взлётная (макс.), кг327239964037?
Скорость макс., км\ч575582579679
Скорость крейс., км\ч446431438514
Скороподъёмность, м\мин8626406251280
Дальность, км1529 (практ.)
2253 (с ПТБ)
1046 (практ.)
2253 (с ПТБ)
1127 (практ.)
2575 (с ПТБ)
?
Потолок, км94508839970011887
Двигатель, тип\л.с.рядный, жидкостного охлаждения, Allison V-1710-33, 1040 л.с.рядный, жидкостного охлаждения, Allison V-1710-39, 1150 л.с.рядный, жидкостного охлаждения, Allison V-1710-81, 1200 л.с.рядный, жидкостного охлаждения, Allison V-1710-121, 1425 л.с.
Экипаж, чел1111
Стрелковое вооружение, тип\калибрдва 7,62-мм и два 12,7-мм пулемета Colt-Browningшесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M2 в крылешесть 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M2 в крылечетыре 12.7-мм пулемета Colt-Browning M3 в крыле
Бомбовая нагрузкатри 227-кг бомбыодна 227-кг бомба и две 45-кг бомбы

 

aviarmor.net

p-40 Википедия

Запрос «P-40» перенаправляется сюда; о ракете класса «воздух—воздух» см. Р-40.

Кёртисс P-40 (англ. Curtiss P-40) — американский истребитель времён Второй мировой войны, разработанный корпорацией Curtiss-Wright. Основой конструкции послужил истребитель «Хок-75» (P-36), выпускавшийся с 1936 года.

С 1939 года поступил на вооружение ВВС США. Имел 19 модификаций. В общей сложности фирмой было построено почти 14 тыс. истребителей P-40 всех модификаций, которые находились на вооружении 26 стран мира (в том числе 2243 самолёта были по ленд-лизу поставлены в СССР). Последний серийный P-40 сошёл с конвейера 30 ноября 1944 года.

Операторы

Австралия Австралия
Бразилия Бразилия
Чили Чили
Финляндия Финляндия
Франция Франция
Япония Япония
Нидерланды Нидерланды
Новая Зеландия Новая Зеландия
Польша Польша
СССР СССР
поставлялись по программе ленд-лиза с конца августа 1941 по декабрь 1944, всего было получено 2425 шт. (2097 шт. из США и 230 шт. из Великобритании), их первое боевое применение имело место в ноябре-декабре 1941 года. Полные ремкомплекты и запасные моторы по программе ленд-лиза в СССР не поставлялись (несмотря на просьбы советской стороны), в результате с весны 1942 года самолёты начали выходить из строя по техническому состоянию. В дальнейшем, до 40 истребителей P-40 были переоборудованы в авиамастерских 13-й воздушной армии Ленинградского фронта (на них установили советские авиадвигатели М-105П и М-105Р), ещё один P-40E был переоборудован в двухместный самолёт-разведчик[1]. В СССР среди пилотов Р-40 получил название «чудо безмоторной авиации». Это объяснялось тем, что двигатель самолета не был рассчитан на суровые климатические условия северной части Советского Союза (а именно на севере было дислоцировано большинство Р-40) и часто давал сбои.
Турция Турция
Великобритания Великобритания
Китай
Вид в три-четверти на раннюю модель P-40.

Тактико-технические характеристики (P-40E)

Технические характеристики

Лётные характеристики

Вооружение

  • Пулемётное вооружение: 6× 12,7 мм (.50 дюйма) пулемётов «Браунинг M2», 281 патрон на ствол
  • Бомбовая нагрузка: 680 кг (максимальная)

Примечания

  1. Владимир Морозов. P-40 с красными звёздами // «Авиация и космонавтика» : журнал. — 2015. — Май (№ 5). — С. 21-29.

Литература

  • Котельников В., Лейко О. Истребитель Кертис P-40 (рус.) // Крылья-дайджест : научно-популярный сборник. — М.: АвиаКосм, 1996. — Март (вып. 2 (№ 3).
  • Котельников В.Р. Авиационный ленд-лиз. — М.: Фонд «Русские Витязи», 2015. — 368 с. — 1000 экз. — ISBN 985-5-9906036-3-9.
  • Сафонов С. «Томогаук» в СССР. О самолёте «Кёртис» P-40 (рус.) // Крылья Родины. — М., 1999. — № 11. — С. 7-9. — ISSN 0130-2701.
  • Харук А.И. Истребители Второй Мировой. Самая полная энциклопедия. — М.: Яуза, ЭКСМО, 2012. — 368 с. — 1500 экз. — ISBN 978-5-699-58917-3.

Ссылки

wikiredia.ru

Curtiss P-40 Warhawk, истребитель. Описание, ТТХ, вооружение, модификации боевого самолета P-40, боевое применение P-40 Warhawk


Описание самолета

Самолет Curtiss P-40 Tomahawk (Warhawk) считается одним из лучших истребителей Второй мировой войны. До завершения производства в декабре 1944 г. в общей сложности было построено 15000 таких самолетов. Движение по направлению к самолету, который компания назвала Model 81, началось в 1937 г., когда планер прототипа Model 75 был модифицирован для размещения в нем рядного двигателя Allison V-1710-11 мощностью 1150 л. с. В таком виде самолет Model 751 стал первым американским истребителем, оказавшимся способным превысить скорость в 483 км/час. Он проходил оценку в Авиационном корпусе США под обозначением XP-37. Несмотря на сложности с двигателем и нагнетателем, был очевиден большой потенциал конструкции. Поэтому 13 из предназначенных для летных испытаний моделей было заказано под обозначением YP-37 с улучшенным двигателем V-1710-21, немного удлиненным фюзеляжем и новым нагнетателем B-2.

Немного позже десятый самолет P-36A был оборудован новым двигателем Allison V-1710-19 мощностью 1160 л. с. вместо звездообразного двигателя Pratt & Whitney R-1830-13 мощностью 1050 л. с. и совершил свой первый полет 14 октября 1938г. В мае 1939 г. этот самолет Model 75P (к тому времени названный XP-40) участвовал в соревновании с прототипами других истребителей и был выбран для производства, как наиболее отвечающий требованиям Авиационного корпуса армии США. 27 апреля 1939 г. было заказано 524 серийных самолета P-40 (Model 81). Ровно через год, в мае 1940 г., самолеты P-40 Tomahawk начали сходить с конвейера, а первые три экземпляра стали использоваться для эксплуатационных испытаний. Они отличались от самолетов XP-40 тем, что имели менее мощный двигатель с турбонагнетателем Allison V-1710-33 и два пулемета калибра 7,62 мм, установленные в крыльях дополнительно к двум синхронным пулеметам калибра 12,7 мм, располагавшимся в носовой части фюзеляжа. К сентябрю 1940 г. в Авиационный корпус армии США было поставлено 200 таких самолетов. Перед этим, в апреле 1940 г., производство было ориентировано на выпуск, в первую очередь, 185 сходных истребителей Hawk 81-A1, заказанных Францией. Но вместо этого, они были переданы Англии, где получили обозначение Tomahawk. Mk I) .

Следующая версия для ВВС Великобритании (Hawk 81-A2) получила обозначение Tomahawk Mk IIA. Эта Model, в основном схожая с самолетом Авиационного корпуса армии США P-40B (Model 81-B), имела самогерметизирующиеся топливные баки, броню и была вооружена двумя установленными в крыльях пулеметами калибра 7,7 мм (0,303 дюйма). К несчастью, увеличение веса, произошедшее в результате всех модернизаций, привело к ухудшению летных характеристик, а самогерметизирующиеся топливные баки и установка в крыльях еще двух пулеметов на модели P-40C Tomahawk ухудшили их еще больше. Всего было построено 930 самолетов этой версии для ВВС Великобритании (Hawk 81-A3), и те, которые поступили на вооружение, получили обозначение ТомаHawk Mk IIB. У них было американское радиооборудование и шесть пулеметов калибра 7,7 мм. Сотня самолетов Hawk 81-A3, предназначавшихся ВВС Великобритании, была передана в Китай; 90 из них попали в Американскую добровольческую группу, действующую из Кунминга и Мингаладона. В СССР было передано по ленд-лизу 49 самолетов из США, а еще 146 — через Великобританию. Небольшое количество машин попало в ВВС Турции. Некоторые американские самолеты P-40 были переделаны в 1941г. для использования их в разведывательных целях, под обозначением RP-40, но Curtiss уже начал реконструкцию самолета Hawk 81-A в попытке улучшить его летные характеристики и эффективность.

Изменения включали в себя установку двигателя Allison V-1710-39 мощностью 1150 л.с., который мог поддерживать такую выходную мощность до высоты в 3565 м, усиление брони, установку в крыльях четырех пулеметов калибра 12,7 мм, а также подфюзеляжное крепление для 227 кг бомб или сбрасываемого топливного бака объемом 197 литров. Этот самолет совершил свой первый полет 22 мая 1941г. под названием Kittyhawk Mk.I, будучи заказанным Великобританией под этим названием. Curtiss назвал Model Hawk 87-A2. Авиационный корпус армии США тоже заказал эту версию в сентябре 1940г. с обозначением P-40D Kittyhawk. Только первые 22 из поставленных ВВС США самолетов были вооружены четырьмя установленными в крыльях пулеметами, а остальные имели по шесть пулеметов и обозначение P-40Е (Model 87-B2). В общей сложности 1500 самолетов этой модели под названием P-40E-1 (Hawk 87- А-3 и А-4) ВВС США поставили по ленд-лизу в Англию, где эта модификация была названа Kittyhawk Mk IA.

Тактико-технические характеристики

Год принятия на вооружение — 1940
Размах крыла — 11,38 м
Длина — 10,16 м
Высота — 3,23 м
Площадь крыла — 21,92 кв.м
Масса, кг
— пустого самолета — 2812
— нормальная взлетная — 3787
— максимальная взлетная — 5171
Тип двигателя — 1 ПД Allison V-1710-81 (-99, -115)
Мощность — 1200 л.с.
Максимальная скорость — 575 км/ч
Крейсерская скорость — 454 км/ч
Практическая дальность — 2253 км
Боевая дальность — 1207 км
Максимальная скороподъемность — 680 м/мин
Практический потолок — 9450 м
Экипаж — 1 чел

Вооружение

4 или 6 12.7-мм пулеметов Colt-Browning M-2 (281 патрон на пулемет),

3 227-кг бомбы

Модификации

P-40A Hawk — обозначение единственного самолета P-40 с фотокамерой (серийный номер 40-326).

XP-40F — обозначение единственного экспериментального самолета (Model 87-B3), объединяющего планер самолета P-40D и рядный двигатель Rolls-Royce Merlin 28.

P-40F Warhawk (Kittyhawk II)- серийная модфиикация, разработанная на основе XP-40F, с двигателем Мерлин V-1650-1 мощностью 1300л.с. производства компании Packard. Построено более 1300 экземпляров.

XP-40G — единственный самолет (Model 81-AG) с измененным вооружением и топливным баком. P-40G: 43 самолета P-40 со старыми крыльями ТомаHawk Mk IIA. В США самолеты были переименованы в RP-40G.

P-40J — это наименование предназначалось для варианта с поршневым двигателем Allison с турбокомпрессором.

P-40K Warhawk — вариант самолета P-40 Е с двигателем Allison V-1710-73. Было построено 1300 экземпляров, 21 из них получили ВВС Англии под обозначением KittyHawk Mk III.

P-40L Warhawk — вариант, в основном сходный с Model P-40F, за исключением изменений в снаряжении (построено 700 экземпляров).

P-40M Kittyhawk III — вариант, в основном сходный с P-40K, но с двигателем Allison V-1710-71 в ВВС Великобритании получили обозначение KittyHawk Mk III.

P-40N Warhawk — основная и последняя серийная модификация. Было построено 5200 экземпляров (варианты Model 87V и Model 87W). Улучшенные летные характеристики были достигнуты в результате уменьшения массы и использования двигателя Allison V-1710-81 или его версий -99 и -115 с такой же мощностью. У самолета была уменьшена масса и появилось улучшенное оборудование.

P-40P — это обозначение первоначально было присвоено 1500 самолетам, заказанным с двигателями V-1650-1, но на самом деле построенным как Model P-40N с двигателями V-1710-81.

XP-40Q — обозначение, присвоенное двум самолетам P-40K и одному сильно модифицированному самолету P-40N (обозначение компании — Model 87X).

P-40R — обозначение самолетов P-40F и P-40L после их переделки в 1944г. в учебно-тренировочные самолеты с двигателями Allison вместо Паккард Мерлин.

TP-40 — обозначение┌ полученное некоторыми самолетами Р-40 после переделки в двухместные тренировочные самолеты.

Twin-Engined P-40 — самолет P-40C с двумя двигателями Merlin (как у P-40F Kittyhawk Mk II), расположенными на крыльях над основными стойками шасси.

Kittyhawk Mk.II — обозначение ВВС Великобритании для 330 самолетов P-40F и P-40L, полученных по ленд-лизу; первые 230 иногда называют KittyHawk Mk IIA.

Model 81-AC — 40 самолетов P-40C, переделанных для Англии.

Model 81-AG — самолеты P-40, переделанные в Model P-40G, плюс один прототип XP-40G.

Model 87 — первая партия P-40D.

Model 87-A1 — неизвестное количество заказано Францией, но не поставлено.

Model 87-A5 — подвариант самолета Model 87-A4.


В начало

www.combatavia.info

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *