Содержание

«Царь-бомба»: как Советский Союз показал «Кузькину мать»

Более 55 лет назад, 30 октября 1961 года, случилось одно из самых знаменательных событий Холодной войны. На полигоне, расположенном на Новой Земле, Советский Союз испытал самое мощное термоядерное устройство в истории человечества – водородную бомбу мощностью 58 мегатонн тротила. Официально этот боеприпас назывался АН602 («изделие 602»), но в исторические анналы она вошла под своим неофициальным названием – «Царь-бомба».

Эта бомба имеет еще одно название – «Кузькина мать». Оно родилось после знаменитой речи генерального секретаря Хрущева, во время которой он обещал показать США «кузькину мать» и стучал башмаком по трибуне.

Над созданием «изделия 602» работали лучшие советские физики: Сахаров, Трутнев, Адамский, Бабаев, Смирнов. Руководил этим проектом академик Курчатов, работы над созданием бомбы начались в 1954 году.

Советская «Царь-бомба» была сброшена со стратегического бомбардировщика Ту-95, который был специально переоборудован для выполнения этой миссии. Взрыв произошел на высоте 3,7 тыс. метров. Сейсмографы по всему миру зафиксировали сильнейшие колебания, а взрывная волна трижды обогнула земной шар. Взрыв «Царь-бомбы» серьезно напугал Запад, и показал, что с Советским Союзом лучше не связываться. Был достигнут мощный пропагандистский эффект, а потенциальному противнику наглядно продемонстрированы возможности советского ядерного оружия.

Но самым важным было другое: испытания «Царь-бомбы» позволили проверить теоретические выкладки ученых, и было доказано, что мощность термоядерных боеприпасов практически не ограничена.

И это, кстати, было правдой. После успешно проведенных испытаний Хрущев пошутил, что хотели взорвать 100 мегатонн, но побоялись выбить стекла в Москве. Действительно, изначально планировали подорвать стомегатонный заряд, но потом не захотели наносить слишком большой урон полигону.

История создания Царь-бомбы

Первая ядерная бомба была взорвана 6 августа 1945 года над японским городом Хиросима, и мир ужаснулся разрушительной мощи нового оружия. С этого момента военная мощь государства определялась не только численностью вооруженных сил или размером оборонного бюджета, но и наличием у него ядерных зарядов и их количеством.

Советскому Союзу пришлось включиться в ядерное соревнование с США в качестве догоняющего, но уже в 1949 году были проведены успешные испытания первой советской ядерной бомбы РДС-1. Однако мало просто создать ядерное оружие, его еще надо доставить к месту применения. В 1951 году была изготовлена первая советская авиационная атомная бомба РДС-3, которую теоретически можно было применить для удара по территории США. Однако основная проблема была со средствами доставки.

Ту-4 – первый советский стратегический бомбардировщик, несмотря на то что был практически полностью скопирован с американского «стратега» В-29, значительно уступал оригиналу. Кроме того, их количество было явно недостаточным для нанесения по противнику массированного ядерного удара. Американцы же, кроме того, что обладали огромным флотом стратегической авиации, имели и большое количество военных баз, находящихся рядом с границами СССР. Находясь в таком невыигрышном положении, руководство страны приняло решение делать ставку на качественном превосходстве советских ядерных боеприпасов над американскими аналогами. Позже эту концепцию назовут «ядерной доктриной Хрущева-Маленкова» и она станет первым из многих советских «асимметричных ответов» США.

Согласно этой доктрине, советские ядерные заряды должны были обладать значительной мощностью, чтобы даже в случае единичного удара наносить врагу неприемлемый для него ущерб. Грубо говоря, планировалось создать бомбы такой мощности, чтобы даже единственный советский бомбардировщик, прорвавшийся через систему ПВО США, мог уничтожить крупный американский мегаполис или даже целый промышленный район.

С середины 50-х годов в США и СССР начались работы над созданием ядерного оружия второго поколения – термоядерной бомбы. В ноябре 1952 года США взорвали первое подобное устройство, через восемь месяцев аналогичные испытания провел и Советский Союз. При этом советская термоядерная бомба была гораздо совершеннее своего американского аналога, ее вполне можно было вместить в бомбовый отсек самолета и использовать на практике. Термоядерное оружие идеально подходило для реализации советской концепции единичных, но смертоносных ударов по врагу, ибо теоретически мощность термоядерных зарядов неограничена.

В начале 60-х годов в СССР приступили к разработке огромных (если не сказать чудовищных) по мощности ядерных зарядов. В частности, планировалось создать ракеты с термоядерной боевой частью массой 40 и 75 тонн. Мощность взрыва сорокатонной боеголовки должна была составлять 150 мегатонн. Параллельно шли работы над созданием сверхмощных авиационных боеприпасов. Однако разработка подобных «монстров» требовала проведения практических испытаний, в ходе которых бы отрабатывалась техника бомбометания, оценивался ущерб от взрывов и, самое главное, проверялись теоретические выкладки ученых-физиков.

Вообще, следует отметить, что до появления надежных межконтинентальных баллистических ракет проблема доставки ядерных зарядов стояла в СССР очень остро. Существовал проект огромной самоходной торпеды с мощнейшим термоядерным зарядом (около сотни мегатонн), которую планировали подорвать у побережья США. Для запуска этой торпеды проектировалась специальная подводная лодка. По мнению разработчиков, взрыв должен был вызвать сильнейшее цунами и затопить важнейшие мегаполисы США, находящиеся на побережье. Руководил проектом академик Сахаров, но по техническим причинам он так и не был реализован.

Первоначально разработкой сверхмощной ядерной бомбы занималось НИИ-1011 (Челябинск-70, в настоящее время РФЯЦ-ВНИИТФ). На этом этапе боеприпас носил название РН-202, однако в 1958 году проект был закрыт решением высшего руководства страны. Существует легенда, что «Кузькина мать» была разработана советскими учеными в рекордно короткие сроки – всего лишь 112 дней. Это не совсем соответствует действительно. Хотя, действительно, финальный этап создания боеприпаса, который проходил в КБ-11, занял всего 112 дней. Но не совсем правильным будет утверждение, что «Царь-бомба» — это просто переименованная и доделанная РН-202, на самом деле в конструкцию боеприпаса были внесены существенные усовершенствования.

Изначально мощность АН602 должна была составлять более 100 мегатонн, а ее конструкция иметь три ступени. Но из-за значительного радиоактивного заражения места взрыва от третьей ступени решили отказаться, что уменьшили мощность боеприпаса практически вдвое (до 50 мегатонн).

Еще одной серьезной проблемой, которую пришлось решать разработчикам проекта «Царь-бомбы», стала подготовка самолета-носителя для этого уникального и нестандартного ядерного заряда, так как серийный Ту-95 не подходил для выполнения этой миссии. Этот вопрос поднимался еще в 1954 году в разговоре, который состоялся между двумя академиками – Курчатовым и Туполевым.

После того как были сделаны чертежи термоядерной бомбы, оказалось, что размещение боеприпаса требует серьезной переделки бомбоотсека самолета. Из машины были убраны фюзеляжные баки, а для подвески АН602 на самолет был установлен новый балочный держатель с гораздо большей грузоподъемностью и тремя бомбардировочными замками вместо одного. Новый бомбардировщик получил индекс «В».

Чтобы обеспечить безопасность экипажу самолета, «Царь-бомба» была оборудована сразу тремя парашютами: вытяжным, тормозным и основным. Они замедляли падение бомбы, позволяя самолету после сброса отлететь на безопасное расстояние.

Переоборудования самолета для сброса супербомбы начались еще в 1956 году. В том же году самолет был принят заказчиком и испытан. С Ту-95В даже сбрасывали точный макет будущей бомбы.

17 октября 1961 года Никита Хрущев на открытии XX съезда КПСС заявил, что СССР успешно проводит испытания нового сверхмощного ядерного оружия, и вскоре будет готов боеприпас мощностью 50 мегатонн. Также Хрущев сообщил, что Советский Союз располагает и 100 мегатонной бомбой, но взрывать ее пока не собирается. Через несколько дней Генассамблея ООН обратилась к советскому правительству с просьбой не проводить испытания новой мегабомбы, но этот призыв не был услышан.

Описание конструкции АН602

Авиационная бомба АН602 представляет собой цилиндрическое тело характерной обтекаемой формы с хвостовыми стабилизаторами. Ее длина составляет 8 метров, максимальный диаметр – 2,1 метра, весит она 26,5 тонны. Габариты этой бомбы полностью повторяют размеры боеприпаса РН-202.

Первоначальная расчетная мощность авиабомбы составляла 100 мегатонн, но потом она была уменьшена почти в два раза. «Царь-бомба» задумывалась трехступенчатой: первой ступенью являлся ядерный заряд (мощность порядка 1,5 мегатонны), она запускала термоядерную реакцию второй ступени (50 мегатонн), которая, в свою очередь, инициировала ядерную реакцию Джекила-Хайда третьей ступени (также 50 мегатонн). Однако подрыв боеприпаса такой конструкции практически гарантировано приводил к значительному радиоактивному загрязнению испытательного полигона, поэтому от третьей ступени решили отказаться. Уран, находящийся в ней, был заменен свинцом.

Проведение испытаний Царь-бомбы и их итоги

Несмотря на проведенную ранее модернизацию, непосредственно перед самими испытаниями самолет все равно пришлось переделывать. Вместе с парашютной системой реальный боеприпас оказался больше и тяжелее запланированного. Поэтому с самолета пришлось снять створки бомболюка. Кроме того, он был предварительно покрашен белой светоотражающей краской.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту взлетел с аэродрома Оленья и направился в сторону полигона на Новой Земле. Экипаж бомбардировщика состоял из девяти человек. В испытаниях также принимал участие самолет-лаборатория Ту-95А.

Бомба была сброшена через два часа после взлета на высоте 10,5 тыс. метров над условной целью, расположенной на территории полигона «Сухой нос». Подрыв осуществлялся баротермически на высоте 4,2 тыс. метров (по другим источникам, на высоте 3,9 тыс. метров или 4,5 тыс. метров). Парашютная система замедлила падение боеприпаса, поэтому до расчетной высоты А602 опускалась 188 секунд. За это время самолет-носитель успел отойти от эпицентра на 39 км. Ударная волна догнала самолет на расстоянии 115 км, однако он сумел продолжить свой полет и благополучно вернулся на базу. По информации некоторых источников, взрыв «Царь-бомбы» вышел гораздо мощнее запланированного (58,6 или даже 75 мегатонн).

Результаты испытания превзошли все ожидания. После взрыва образовался огненный шар диаметров более девяти километров, ядерный гриб достиг высоты 67 км, а диаметр его «шляпки» составил 97 км. Световое излучение могло наносить ожоги на дистанции в 100 км, а звуковая волна дошла до острова Диксон, расположенного на 800 км восточнее Новой Земли. Сейсмическая волна, порожденная взрывом, трижды обогнула земной шар. При этом испытания не привели к значительному загрязнению окружающей среды. Ученые высадились в точке эпицентра уже через два часа после взрыва.

После испытаний командир и штурман самолета Ту-95В были награждены званиями Героя Советского Союза, восемь сотрудников КБ-11 получили звания Героев Социалистического труда, а еще несколько десятков ученых конструкторского бюро получили Ленинские премии.

В ходе испытаний были достигнуты все предварительно запланированные цели. Были проверены теоретические расчеты ученых, военные получили опыт практически использования невиданного ранее оружия, а руководство страны получило мощнейший внешнеполитический и пропагандистский козырь. Было четко показано, что Советский Союз может достичь паритета с США по смертоносности ядерного оружия.

Бомба А602 изначально не предназначалась для практического военного использования. По сути, это был демонстратор возможностей советской военной промышленности. Ту-95В просто не мог долететь с такой боевой нагрузкой до территории США – ему банально не хватило бы топлива. Но, тем не менее, испытания «Царь-бомбы» произвело на Западе нужный результат – уже через два года, августа 1963 года, в Москве между СССР, Великобританией и США был подписан договор о запрете проведения ядерных испытаний в космосе, на земле или под водой. С тех пор проводились только подземные ядерные взрывы. В 1990 году СССР объявил об одностороннем моратории на проведение любых ядерных испытаний. До настоящего времени его придерживается и Россия.

Кстати, после успешного испытания «Царь-бомбы» советские ученые выдвинули несколько предложений о создании еще более мощных термоядерных боеприпасов, от 200 до 500 мегатонн, но они так и не были реализованы. Главными противниками подобными планов выступили военные. Причина была проста: такое оружие не имело ни малейшего практического смысла. Взрыв А602 создал зону полного уничтожения, равную по площади территории Парижа, зачем же создавать еще более мощные боеприпасы. Кроме того, для них просто не было необходимого средства доставки, ни стратегическая авиация, ни баллистические ракеты того времени поднять такой вес просто не могли.

militaryarms.ru

как СССР показал миру «Кузькину мать» » Военное обозрение

55 лет назад, 30 октября 1961 г., Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство — экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте («изделие 602»; неофициальные названия: «Царь-бомба», «Кузькина мать»). Термоядерный заряд был сброшен с переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.


Ядерное и термоядерное оружие

В основу ядерного (атомного) оружия положена неуправляемая цепная реакция деления тяжелых ядер атомов.

Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239 (реже — уран-233). Термоядерное оружие (водородные бомбы) предусматривает использование энергии неуправляемой реакции ядерного синтеза, то есть преобразования легких элементов в более тяжелые (например, двух атомов «тяжелого водорода», дейтерия, в один атом гелия). Термоядерное оружие имеет большую возможную мощность взрыва по сравнению с обычными ядерными бомбами.

Разработка термоядерного оружия в СССР

В СССР разработка термоядерного оружия началась в конце 1940-х гг. Андреем Сахаровым, Юлием Харитоном, Игорем Таммом и другими учеными в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, известен как Арзамас-16; ныне — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ; город Саров, Нижегородская обл.). В 1949 г. был разработан первый проект термоядерного оружия. Первая советская водородная бомба РДС-6с мощностью 400 килотонн, была испытана 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР, ныне — Казахстан). В отличие от США, испытавших первое термоядерное взрывное устройство Ivy Mike 1 ноября 1952 г., РДС-6с была полноценной бомбой, пригодной к доставке бомбардировщиком. Ivy Mike весило 73,8 т и по своим габаритам больше напоминало небольшой завод, однако мощность его взрыва составила на тот момент рекордные 10,4 мегатонны.

«Царь-торпеда»

В начале 1950-х гг., когда стало ясно, что наиболее перспективным по мощности энергии взрыва является термоядерный заряд, в СССР началась дискуссия о способе его доставки. Ракетное вооружение на тот момент было несовершенным; бомбардировщиками, способными доставлять тяжелые заряды, ВВС СССР не располагали.

Поэтому 12 сентября 1952 г. председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Первоначально предполагалось, что она будет носителем торпеды с термоядерным зарядом Т-15 мощностью до 100 мегатонн, основной целью которой будут базы ВМС и портовые города противника. Главным разработчиком торпеды был Андрей Сахаров.

Впоследствии в своей книге «Воспоминания» ученый писал, что контр-адмирал Петр Фомин, который отвечал за проект 627 со стороны флота, был шокирован «людоедским характером» Т-15. По словам Сахарова, Фомин говорил ему, «что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою» и что для него «отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве». Впоследствии этот разговор повлиял на решение Сахарова заняться правозащитной деятельностью. Т-15 так и не была принята на вооружение из-за неудачных испытаний в середине 1950-х гг., а подводная лодка проекта 627 получила обычные, неядерные торпеды.

Проекты сверхмощных зарядов

Решение о создании авиационного сверхмощного термоядерного заряда было принято правительством СССР в ноябре 1955 г. Первоначально разработкой бомбы занимался Научно-исследовательский институт №1011 (НИИ-1011; известен как Челябинск-70; ныне — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ-ВНИИТФ; город Снежинск Челябинской области).

С конца 1955 г. под руководством главного конструктора института Кирилла Щёлкина велись работы по «изделию 202» (расчетная мощность — примерно 30 мегатонн). Однако в 1958 г. высшее руководство страны закрыло работы по этому направлению.

Спустя два года, 10 июля 1961 г., на совещании с разработчиками и создателями ядерного оружия первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев объявил о решении руководства страны начать разработку и провести испытание водородной бомбы в 100 мегатонн. Работы были поручены сотрудникам КБ-11. Под руководством Андрея Сахарова группой физиков-теоретиков было разработано «изделие 602» (АН-602). Для него был использован корпус, уже изготовленный в НИИ-1011.

Характеристики «Царь-бомбы»

Бомба представляла собой баллистическое тело обтекаемой формы с хвостовым оперением.

Габариты «изделия 602» были такими же, как и у «изделия 202». Длина — 8 м, диаметр — 2,1 м, масса — 26,5 т.

Расчетная мощность заряда составляла 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Но после оценки экспертами влияния такого взрыва на экологию было решено испытывать бомбу с уменьшенным зарядом.

Для транспортировки авиабомбы был переоборудован тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95, получивший индекс «В». Из-за невозможности ее размещения в бомбовом отсеке машины было разработано специальное устройство на подвеске, обеспечивавшее подъем бомбы к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

Безопасность экипажа самолета-носителя обеспечивала специально разработанная система из нескольких парашютов у бомбы: вытяжных, тормозных и основного площадью 1,6 тыс. кв. м. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса один за другим, замедляя падение бомбы (до скорости примерно 20-25 м/с). За это время Ту-95В успевал отлететь от места взрыва на безопасное расстояние.

Руководство СССР не скрывало намерение провести испытание мощного термоядерного устройства. О предстоящем испытании Никита Хрущев объявил 17 октября 1961 г. на открытии XX съезда КПСС: хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем».

Генеральная ассамблея ООН приняла 27 октября 1961 г. резолюцию, в которой призвала СССР воздержаться от проведения испытания сверхмощной бомбы.

Испытание

Испытание экспериментального «изделия 602» состоялось 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля. Ту-95В с экипажем из девяти человек (ведущий летчик — Андрей Дурновцев, ведущий штурман — Иван Клещ) вылетел с военного аэродрома Оленья на Кольском полуострове. Сброс авиабомбы был осуществлен с высоты 10,5 км на площадку Северного острова архипелага, в районе пролива Маточкин Шар. Взрыв произошел на высоте 3,7 км от земли и 4,2 км над уровнем моря, на 188 сек. после отделения бомбы от бомбардировщика.

Вспышка длилась 65-70 сек. «Ядерный гриб» поднялся на высоту 67 км, диаметр раскаленного купола достиг 20 км. Облако долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии нескольких сотен километров. Несмотря на сплошную облачность, световая вспышка наблюдалась на расстоянии более 1 тыс. км. Ударная волна трижды обогнула земной шар, из-за электромагнитного излучения на 40-50 мин. прервалась радиосвязь на многие сотни километров от полигона. Радиоактивное загрязнение в районе эпицентра оказалось небольшим (1 миллирентген в час) поэтому исследовательский персонал смог работать там без опасности для здоровья через 2 часа после взрыва.

По оценкам специалистов, мощность супербомбы составила около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно в три тысячи раз мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 г. (13 килотонн).

Съемка испытания велась как с земли, так и с борта Ту-95В, который на момент взрыва успел отойти на расстояние более 45 км, а также с самолета Ил-14 (на момент взрыва был на расстоянии 55 км). На последнем за испытаниями наблюдали маршал Советского Союза Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения СССР Ефим Славский.

Реакция в мире на советскую супербомбу

Демонстрация Советским Союзом возможности создания неограниченных по мощности термоядерных зарядов преследовала цель установления паритета в ядерных испытаниях, прежде всего с США.

После продолжительных переговоров 5 августа 1963 г. в Москве представители США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в космическом пространстве, под водой и на поверхности Земли. С момента его вступления в силу СССР производил только подземные ядерные испытания. Последний взрыв был проведен 24 октября 1990 г. на Новой Земле, после чего Советский Союз объявил об одностороннем моратории на испытания ядерного оружия. В настоящее время этого моратория придерживается и Россия.

Награды создателям

В 1962 г. за успешное испытание самой мощной термоядерной бомбы члены экипажа самолета-носителя Андрей Дурновцев и Иван Клещ были удостоены звания Героя Советского Союза. Восьми сотрудникам КБ-11 присвоено звание Героя Социалистического Труда (из них Андрей Сахаров получил его в третий раз), 40 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии.

«Царь-бомба» в музеях

Полноразмерные макеты «Царь-бомбы» (без систем управления и боевых частей) хранятся в музеях РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове (первый отечественный музей ядерного оружия; открылся в 1992 г.) и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске.

В сентябре 2015 г. саровская бомба экспонировалась на московской выставке «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха» в Центральном Манеже.

topwar.ru

«Царь-бомба»: как СССР показал миру «Кузькину мать» — Армия и ОПК

ТАСС-ДОСЬЕ. 55 лет назад, 30 октября 1961 г., Советский Союз испытал на полигоне Новая Земля (Архангельская область) самое мощное в мире термоядерное устройство — экспериментальную авиационную водородную бомбу мощностью около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте («изделие 602»; неофициальные названия: «Царь-бомба», «Кузькина мать»). Термоядерный заряд был сброшен со переоборудованного стратегического бомбардировщика Ту-95 и подорван на высоте 3,7 тыс. м над землей.

Ядерное и термоядерное оружие

В основу ядерного (атомного) оружия положена неуправляемая цепная реакция деления тяжелых ядер атомов.

Для осуществления цепной реакции деления используются либо уран-235, либо плутоний-239 (реже — уран-233). Термоядерное оружие (водородные бомбы) предусматривает использование энергии неуправляемой реакции ядерного синтеза, то есть преобразования легких элементов в более тяжелые (например, двух атомов «тяжелого водорода», дейтерия, в один атом гелия). Термоядерное оружие имеет большую возможную мощность взрыва по сравнению с обычными ядерными бомбами.

Разработка термоядерного оружия в СССР

В СССР разработка термоядерного оружия началась в конце 1940-х гг. Андреем Сахаровым, Юлием Харитоном, Игорем Таммом и другими учеными в Конструкторском бюро №11 (КБ-11, известен как Арзамас-16; ныне — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ; город Саров, Нижегородская обл.). В 1949 г. был разработан первый проект термоядерного оружия. Первая советская водородная бомба РДС-6с мощностью 400 килотонн, была испытана 12 августа 1953 г. на Семипалатинском полигоне (Казахская ССР, ныне — Казахстан). В отличие от США, испытавших первое термоядерное взрывное устройство Ivy Mike 1 ноября 1952 г., РДС-6с была полноценной бомбой, пригодной к доставке бомбардировщиком. Ivy Mike весило 73,8 т и по своим габаритам больше напоминало небольшой завод, однако мощность его взрыва составила на тот момент рекордные 10,4 мегатонны.

«Царь-торпеда»

В начале 1950-х гг., когда стало ясно, что наиболее перспективным по мощности энергии взрыва является термоядерный заряд, в СССР началась дискуссия о способе его доставки. Ракетное вооружение на тот момент было несовершенным; бомбардировщиками, способными доставлять тяжелые заряды, ВВС СССР не располагали.

‘Испытание Царь-бомбы (официальная хроника)/YouTube’

Поэтому 12 сентября 1952 г. председатель Совета министров СССР Иосиф Сталин подписал постановление «О проектировании и строительстве объекта 627» — подводной лодки с ядерной энергетической установкой. Первоначально предполагалось, что она будет носителем торпеды с термоядерным зарядом Т-15 мощностью до 100 мегатонн, основной целью которой будут базы ВМС и портовые города противника. Главным разработчиком торпеды был Андрей Сахаров.

Впоследствии в своей книге «Воспоминания» ученый писал, что контр-адмирал Петр Фомин, который отвечал за проект 627 со стороны флота, был шокирован «людоедским характером» Т-15. По словам Сахарова, Фомин говорил ему, «что военные моряки привыкли бороться с вооруженным противником в открытом бою» и что для него «отвратительна сама мысль о таком массовом убийстве». Впоследствии этот разговор повлиял на решение Сахарова заняться правозащитной деятельностью. Т-15 так и не была принята на вооружение из-за неудачных испытаний в середине 1950-х гг., а подводная лодка проекта 627 получила обычные, неядерные торпеды.

Проекты сверхмощных зарядов

Решение о создании авиационного сверхмощного термоядерного заряда было принято правительством СССР в ноябре 1955 г. Первоначально разработкой бомбы занимался Научно-исследовательский институт №1011 (НИИ-1011; известен как Челябинск-70; ныне — Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский НИИ технической физики им. академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ-ВНИИТФ; город Снежинск Челябинской области).

С конца 1955 г. под руководством главного конструктора института Кирилла Щёлкина велись работы по «изделию 202» (расчетная мощность — примерно 30 мегатонн). Однако в 1958 г. высшее руководство страны закрыло работы по этому направлению.

Спустя два года, 10 июля 1961 г., на совещании с разработчиками и создателями ядерного оружия первый секретарь ЦК КПСС, председатель Совета министров СССР Никита Хрущев объявил о решении руководства страны начать разработку и провести испытание водородной бомбы в 100 мегатонн. Работы были поручены сотрудникам КБ-11. Под руководством Андрея Сахарова группой физиков-теоретиков было разработано «изделие 602» (АН-602). Для него был использован корпус, уже изготовленный в НИИ-1011.

Характеристики «Царь-бомбы»

Бомба представляла собой баллистическое тело обтекаемой формы с хвостовым оперением.

Габариты «изделия 602» были такими же, как и у «изделия 202». Длина — 8 м, диаметр — 2,1 м, масса — 26,5 т.

 

Расчетная мощность заряда составляла 100 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Но после оценки экспертами влияния такого взрыва на экологию было решено испытывать бомбу с уменьшенным зарядом.

Для транспортировки авиабомбы был переоборудован тяжелый стратегический бомбардировщик Ту-95, получивший индекс «В». Из-за невозможности ее размещения в бомбовом отсеке машины было разработано специальное устройство на подвеске, обеспечивавшее подъем бомбы к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

Безопасность экипажа самолета-носителя обеспечивала специально разработанная система из нескольких парашютов у бомбы: вытяжных, тормозных и основного площадью 1,6 тыс. кв. м. Они выбрасывались из хвостовой части корпуса один за другим, замедляя падение бомбы (до скорости примерно 20-25 м/с). За это время Ту-95В успевал отлететь от места взрыва на безопасное расстояние.

Руководство СССР не скрывало намерение провести испытание мощного термоядерного устройства. О предстоящем испытании Никита Хрущев объявил 17 октября 1961 г. на открытии XX съезда КПСС: хочу сказать, что очень успешно идут у нас испытания и нового ядерного оружия. Скоро мы завершим эти испытания. Очевидно, в конце октября. В заключение, вероятно, взорвем водородную бомбу мощностью в 50 миллионов тонн тротила. Мы говорили, что имеем бомбу в 100 миллионов тонн тротила. И это верно. Но взрывать такую бомбу мы не будем».

Генеральная ассамблея ООН приняла 27 октября 1961 г. резолюцию, в которой призвала СССР воздержаться от проведения испытания сверхмощной бомбы.

Испытание

Испытание экспериментального «изделия 602» состоялось 30 октября 1961 г. на полигоне Новая Земля. Ту-95В с экипажем из девяти человек (ведущий летчик — Андрей Дурновцев, ведущий штурман — Иван Клещ) вылетел с военного аэродрома Оленья на Кольском полуострове. Сброс авиабомбы был осуществлен с высоты 10,5 км на площадку Северного острова архипелага, в районе пролива Маточкин Шар. Взрыв произошел на высоте 3,7 км от земли и 4,2 км над уровнем моря, на 188 сек. после отделения бомбы от бомбардировщика.

Вспышка длилась 65-70 сек. «Ядерный гриб» поднялся на высоту 67 км, диаметр раскаленного купола достиг 20 км. Облако долго сохраняло свою форму и было видно на расстоянии нескольких сотен километров. Несмотря на сплошную облачность, световая вспышка наблюдалась на расстоянии более 1 тыс. км. Ударная волна трижды обогнула земной шар, из-за электромагнитного излучения на 40-50 мин. прервалась радиосвязь на многие сотни километров от полигона. Радиоактивное загрязнение в районе эпицентра оказалось небольшим (1 миллирентген в час) поэтому исследовательский персонал смог работать там без опасности для здоровья через 2 часа после взрыва.

По оценкам специалистов, мощность супербомбы составила около 58 мегатонн в тротиловом эквиваленте. Это примерно в три тысысячи раз мощнее атомной бомбы, сброшенной США на Хиросиму в 1945 г. (13 килотонн).

Съемка испытания велась как с земли, так и с борта Ту-95В, который на момент взрыва успел отойти на расстояние более 45 км, а также с самолета Ил-14 (на момент взрыва был на расстоянии 55 км). На последнем за испытаниями наблюдали маршал Советского Союза Кирилл Москаленко и министр среднего машиностроения СССР Ефим Славский.

Реакция в мире на советскую супербомбу

Демонстрация Советским Союзом возможности создания неограниченных по мощности термоядерных зарядов преследовала цель установления паритета в ядерных испытаниях, прежде всего с США.

После продолжительных переговоров 5 августа 1963 г. в Москве представители США, СССР и Великобритания подписали Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в космическом пространстве, под водой и на поверхности Земли. С момента его вступления в силу СССР производил только подземные ядерные испытания. Последний взрыв был проведен 24 октября 1990 г. на Новой Земле, после чего Советский Союз объявил об одностороннем моратории на испытания ядерного оружия. В настоящее время этого моратория придерживается и Россия.

Награды создателям

В 1962 г. за успешное испытание самой мощной термоядерной бомбы члены экипажа самолета-носителя Андрей Дурновцев и Иван Клещ были удостоены звания Героя Советского Союза. Восьми сотрудникам КБ-11 присвоено звание Героя Социалистического Труда (из них Андрей Сахаров получил его в третий раз), 40 сотрудников стали лауреатами Ленинской премии.

«Царь-бомба» в музеях

Полноразмерные макеты «Царь-бомбы» (без систем управления и боевых частей) хранятся в музеях РФЯЦ-ВНИИЭФ в Сарове (первый отечественный музей ядерного оружия; открылся в 1992 г.) и РФЯЦ-ВНИИТФ в Снежинске.

В сентябре 2015 г. саровская бомба экспонировалась на московской выставке «70 лет атомной отрасли. Цепная реакция успеха» в Центральном Манеже. 

tass.ru

Испытания термоядерной бомбы в СССР 30 октября 1961 года

30 октября 1961 года в СССР прошли испытания самой мощной в мире термоядерной бомбы, (устаревшее название — водородная бомба), принцип действия которой основан на использовании энергии, выделяющейся при реакции термоядерного синтеза легких ядер. Поражающими факторами при ее взрыве являются ударная волна, световое излучение, проникающая радиация и радиоактивное заражение.

Бомбу разработала в середине 1950-х годов группа физиков под руководством академика Игоря Курчатова. В группу разработчиков входили Андрей Сахаров, Виктор Адамский, Юрий Бабаев, Юрий Трунов и Юрий Смирнов.

У бомбы, помимо официального обозначения АН602, было еще кодовое «Ваня» или «Иван», а также есть широко распространенные неофициальные названия — «Царь-бомба» и «Кузькина мать». Название «Царь-бомба» подчеркивает, что это самое мощное оружие в истории. Название «Кузькина мать», как считается, появилось под впечатлением от известных слов советского лидера Никиты Хрущева, который в 1959 году заявил вице-президенту США Ричарду Никсону: «В нашем распоряжении имеются средства, которые будут иметь для вас тяжелые последствия. Мы вам покажем кузькину мать!».

Решение о разработке и изготовлении авиабомбы-гиганта с термоядерным зарядом не менее 100 мегатонн тротилового эквивалента было принято правительством СССР в ноябре 1955 года. 12 марта 1956 года был принят проект постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР о подготовке и проведении испытания «изделия 202».

Изначально эта разработка была поручена новому ядерному центру на Урале НИИ-1011 (ныне Российский Федеральный Ядерный Центр — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики имени академика Е.И. Забабахина, РФЯЦ — ВНИИТФ), где она получила обозначение «изделие 202» и велась с конца 1955 года по 1958 год.
http://www.biblioatom.ru/evolution/dostizheniya/samaya-moshnaya-vodorodnaya-bomba/

Поначалу планировалось создать бомбу весом 40 тонн. Но конструкторы Ту-95 (который должен был доставлять бомбу до места падения) отвергли эту идею сразу. Самолет с такой нагрузкой просто не смог бы долететь до полигона. Заданная масса «супербомбы» была уменьшена.

Тем не менее, большие габариты и огромная мощность бомбы (первоначально планировалась длина восемь метров, диаметр два метра при массе 26 тонн) потребовали существенных доработок Ту-95. В результате получился, по сути дела, новый, а не просто доработанный вариант старого самолета, получивший обозначение Ту-95-202 (Ту-95В). Самолет Ту-95-202 был оборудован двумя дополнительными пультами управления: один — для управления автоматикой «изделия», другой — для управления его системой обогрева. Очень сложной оказалась проблема подвески авиабомбы, так как из-за своих габаритов она не помещалась в бомбовый отсек самолета. Для ее подвески было сконструировано специальное устройство, обеспечивавшее подъем «изделия» к фюзеляжу и закрепление его на трех синхронно управляемых замках.

В самолете заменили все электрические разъемы, крылья и фюзеляж покрыли светоотражающей краской.

Для обеспечения безопасности самолета-носителя московские конструкторы парашютно-десантной техники разработали специальную систему из шести парашютов (площадь самого большого равнялась 1,6 тысячи квадратных метров). Они выбрасывались из хвостовой части корпуса бомбы один за другим и замедляли снижение бомбы, так что самолет успевал к моменту взрыва отойти на безопасное расстояние.

К 1959 году носитель супербомбы был создан, но в связи с некоторым потеплением отношений между СССР и США до практических испытаний дело не дошло. Ту-95-202 сначала использовался как учебный на аэродроме в городе Энгельсе, а затем был списан за ненадобностью.

Однако в 1961 году, с началом нового витка «холодной войны», испытания «супербомбы» вновь стали актуальными. После принятия постановления Правительства СССР о возобновлении испытаний ядерного заряда в июле 1961 года началась авральная работа в КБ-11 (ныне Российский федеральный ядерный центр — Всероссийский научно-исследовательский институт экспериментальной физики, РФЯЦ-ВНИИЭФ), которому в 1960 году была поручена дальнейшая разработка супербомбы, где ей было присвоено обозначение «изделие 602». В конструкции самой супербомбы и ее заряда было применено большое число серьезных новшеств. Первоначально мощность заряда составляла 100 мегатонн тротилового эквивалента. По инициативе Андрея Сахарова мощность заряда была снижена вдвое.

Самолет-носитель из списанных возвратили в строй. На нем срочно заменили все разъемы в системе электроавтоматики сброса, сняли створки грузоотсека, т.к. реальная бомба по габаритам и массе оказалась несколько больше макета (длина бомбы — 8,5 метра, ее масса — 24 тонны, парашютной системы — 800 килограмм).

Особое внимание было уделено специальной подготовке экипажа самолета-носителя. Никто не мог дать летчикам гарантию благополучного возвращения после сброса бомбы. Специалисты опасались, что после взрыва может возникнуть неконтролируемая термоядерная реакция в атмосфере.

О предстоящих испытаниях бомбы объявил Никита Хрущев в своем докладе 17 октября 1961 года на XXII съезде КПСС. Руководила испытаниями Государственная комиссия.

30 октября 1961 года Ту-95В с бомбой на борту, взлетев с аэродрома «Оленья» в Мурманской области, взял курс на полигон, находящийся на архипелаге Новая Земля в Северном Ледовитом океане. Следом взлетел самолет-лаборатория Ту-16 для записи явлений взрыва и полетел ведомым за самолетом-носителем. Весь ход полета и сам взрыв снимались с борта Ту-95В, с сопровождавшего Ту-16 и с различных точек на Земле.

В 11 часов 33 минуты по команде барометрического датчика бомба, сброшенная с 10 500 метров, взорвалась на высоте 4000 метров. Огненный шар при взрыве превысил радиус четыре километра, достичь поверхности земли ему помешала мощная отраженная ударная волна, отбросившая огненный шар от земли.

Огромное облако, образовавшееся в результате взрыва, достигло высоты 67 километров, а диаметр купола из раскаленных продуктов — 20 километров.

Взрыв был такой силы, что сейсмическая волна в земной коре, порожденная ударной волной, три раза обошла вокруг Земли. Вспышка была видна на расстоянии более 1000 километров. В брошенном поселке, расположенном на расстоянии 400 километров от эпицентра, были вырваны деревья, выбиты стекла и снесены крыши домов.

Ударной волной самолет-носитель, который к тому времени находился на расстоянии 45 километров от точки сброса, скинуло до высоты 8000 метров, и в течение некоторого времени после взрыва Ту-95В был неуправляем. Экипаж получил некоторую дозу радиации. За счет ионизации, на 40 мин была потеряна связь с Ту-95В и Ту-16. Что случилось с самолетами и экипажами, все это время никто не знал. Через какое-то время оба самолета вернулись на базу, на фюзеляже Ту-95В виднелись подпалы.

В отличие от американского испытания водородной бомбы «Кастро Браво», взрыв «Царь-бомбы» на Новой Земле оказался относительно «чистым». Участники испытаний прибыли в точку, над которой произошел термоядерный взрыв, уже через два часа; уровень радиации в этом месте большой опасности не представлял. В этом сказались конструктивные особенности советской бомбы, а также то, что взрыв произошел на достаточно большом удалении от поверхности.

По итогам самолетных и наземных измерений энерговыделение взрыва было оценено в 50 мегатонн тротилового эквивалента, что совпало с ожидаемым по расчетам значением.

Испытание 30 октября 1961 года показало, что разработки в области ядерного оружия могут быстро перешагнуть критический предел. Основной целью, которая ставилась и была достигнута этим испытанием, стала демонстрация возможности создания СССР неограниченных по мощности термоядерных зарядов. Данное событие сыграло ключевую роль в установлении ядерного паритета в мире и предотвращении использования атомного оружия.

Материал подготовлен на основе информации РИА Новости и открытых источников

ria.ru

Зачем СССР взорвал «Царь-бомбу» на Новой Земле

30 октября 1961 года на Новой Земле состоялся самый мощный рукотворный взрыв в истории. Для проведения испытаний был создан полигон на Новой Земле, которую, ради такого дела, сделали необитаемой людьми. Триста ненцев, живших на островах, переселили в Архангельск, в городские квартиры, и предоставили им пенсии.

Работа над сверхмощным термоядерным зарядом в СССР началась в 1954 году, вскоре после первого испытания водородной бомбы. В мае 1955-го года специально для осуществления этого проекта был создан НИИ-1011 (ныне – Российский федеральный ядерный центр). Во главе работ был поставлен член-корреспондент Академии наук Щёлкин.

Не изменять атмосферу Земли

Первоначально планировалось взорвать заряд мощностью 101,5 мегатонны тротила. Небольшая плутониевая бомба мощностью 1,5 мегатонны приводила в действие термоядерный заряд мощностью 50 мегатонн, который, в свою очередь, подрывал урановую бомбу. Её мощность взрыва под воздействием быстрых нейтронов, образующихся в результате реакции термоядерного синтеза, должна была составить ещё 50 мегатонн.

Однако в последний момент от взрыва последней решили отказаться. Господствует версия, что это было сделано из-за опасения слишком сильного радиоактивного загрязнения местности.

Однако есть мнение, что ряд учёных-ядерщиков, работавших над «Царь-бомбой», как её неофициально окрестили, (прежде всего – Курчатов и Сахаров) высказали опасение, что взрыв столь большой мощности может привести к цепной термоядерной реакции в атмосфере Земли. Третью ступень бомбы сделали имитационной.

«Царь-бомба» на парашютах

Бомбу было решено сбрасывать с самолёта на нескольких парашютах, чтобы максимально замедлить её падение, и самолёт успел уйти как можно дальше от места взрыва. Масса бомбы составляла 26,5 тонн.

Для её доставки и сброса пришлось радикально переоборудовать турбовинтовой стратегический бомбардировщик Ту-95 (самый грузоподъёмный на тот момент советский самолёт).

17 октября 1961 года Хрущёв заявил на XXII съезде КПСС о том, что скоро СССР произведёт испытание водородной бомбы мощностью 50 мегатонн. Собравшаяся в те дни Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, призывавшую СССР отказаться от опасного испытания. Хрущёв не внял этой просьбе.

«Царь-бомба» была сброшена с высоты 10 500 метров над участком полигона в районе мыса Сухой Нос. Сразу после сброса самолёт сделал резкий разворот. Взрыв произошёл на расстоянии 38-39 км от самолёта, ударная волна нагнала его на расстоянии 115 км и бросила в пике, из которого лётчикам удалось выйти, потеряв 800 метров высоты.

Светоотражающая краска, которой был покрыт самолёт, в некоторых местах выгорела, а отдельные детали его корпуса оплавилась.

Диксон почувствовал

Бомба взорвалась, по разным источникам, на высоте от 3700 до 4500 метров над поверхностью (высота которой над уровнем моря составляла 200 метров). В радиусе 100 км было выжжено всё живое (включая, разумеется, белых медведей, моржей и тюленей).

По всем показателям, тепловой импульс должен был вызвать серьёзное таяние ледников, занимающих значительную площадь Новой Земли, однако в источниках об этом не упоминается.

Ударную волну почувствовали даже жители посёлка Диксон на расстоянии 800 км от эпицентра взрыва. По одним известиям, в покинутом посёлке на расстоянии 400 км от места взрыва были полностью разрушены деревянные постройки.

Однако по другим источникам, никаких повреждений не отмечалось даже в посёлке Амдерма в 280 км от полигона. Согласно третьим источникам, в Амдерме всё-таки вылетели стёкла во всех домах).

Фактическая мощность взрыва оказалась несколько выше расчётной и составила 57-58,6 мегатонн. Огненный столб поднялся в верхние слои атмосферы на высоту 64-68 км, диаметр взрывного «гриба» составил 95 км.

Кузькина мать

Источники единогласно утверждают, что сильного радиоактивного загрязнения местности не было, так как уже через два часа в эпицентре взрыва высадились учёные и это якобы никак не отразилось на их здоровье.

Впрочем, в последнее можно поверить, поскольку таким мощным взрывом радиоактивные продукты ядерного распада были подняты на значительную высоту и должны были медленно и постепенно оседать из атмосферы на значительных расстояниях от места взрыва.

На Западе в связи с этим взрывом сразу припомнили выражение Хрущёва про «кузькину мать», которую он обещал показать во время своего выступления в ООН 12 октября 1960 года. Поэтому там взрыв «Царь-бомбы» назвали «матерью Кузьмы».

Большинство российских авторов, пишущих об этом событии, утверждают, что испытание на Новой Земле наглядно продемонстрировало Соединённым Штатам ядерную мощь Советского Союза, отрезвило американских милитаристов, удержало их от развязывания ядерной войны во время Кубинского ракетного кризиса 1962 года, а также побудило согласиться на подписание в Москве (5 августа 1963 года) Договора о запрете ядерных испытаний в атмосфере, космосе и под водой.

Ядерный блеф

Взрыв «Царь-бомбы» был частью «ракетно-ядерного блефа», который постоянно употреблял Хрущёв в отношениях с Западом. То он говорил, что «наши ракеты не только до Лондона достанут, но и дальше полетят», когда таких ракет у СССР ещё не было, то – что СССР накопил достаточно ядерных зарядов, чтобы стереть с лица земли всех своих противников (в то время у СССР было всего четыре межконтинентальные баллистические ракеты, из них только две на боевом дежурстве).

«Царь-бомба», подобно «царь-пушке», не могла иметь боевого применения. Для доставки подобного заряда на территорию США и возвращения обратно на базу ни у одного советского самолёта просто не хватило бы топлива (это даже если представить себе, что он смог бы прорваться в воздушное пространство США через всю их ПВО). Однако в Соединенных Штатах об этом вряд ли знали.

Карибский кризис

Как известно, в 1962 году США были готовы нанести удар (обычными бомбами) по позициям советских ракет, и именно ультиматум такого рода заставил Хрущёва убрать ракеты с Кубы.

Что же касается Договора о запрещении ядерных испытаний в трёх средах, то его подписание является в немалой степени заслугой президента США Джона Кеннеди. А непосредственным толчком к подписанию договора стало получение данных о сильном загрязнении вод и почвы радиоактивными веществами через некоторое время после испытания на Новой Земле.

Читайте также:

cyrillitsa.ru

Новости дня: «Царь-бомба» мощностью в 57 мегатонн — Свободная Пресса

30 октября 1961 года на полигоне Новая Земля прошли успешные испытания советской термоядерной бомбы АН606 мощностью 57 мегатонн. Эта мощность в 10 раз превышала суммарную мощность всех боеприпасов, которые были использованы во время Второй мировой войны. АН606 является самым разрушительным оружием за всю историю человечества.

Место

Ядерные испытания в Советском Союзе начались в 1949 году на Семипалатинском полигоне, расположенном в Казахстане. Его площадь равнялась 18500 кв. км. Был он удален от мест постоянного проживания людей. Но не настолько, чтобы на нем можно было бы испытывать самое мощное оружие. Поэтому в казахской степи взрывали ядерные заряды низкой и средней мощности. Они были необходимы для отладки ядерных технологий, изучения влияния поражающих факторов на технику и сооружения. То есть то были, прежде всего, научно-технические испытания.

Но в условиях военной конкуренции необходимы были и такие испытания, в которых делался акцент на их политическую составляющую, на демонстрацию сокрушительной мощи советской бомбы.

Был еще и Тоцкий полигон в Оренбургской области. Но он был меньше Семипалатинского. И к тому же располагался в еще более опасной близости от городов и деревень.

В 1954 году нашли такое место, где можно было испытать ядерное оружие сверхбольшой мощности.

Этим местом стал архипелаг Новая Земля. Он полностью удовлетворял требованиям к полигону, на котором предстояло испытать супер-бомбу. Был максимально удален от крупных населенных пунктов и коммуникаций, и после его закрытия должен был оказывать минимальное влияние на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона. Также требовалось проводить исследование влияния ядерного взрыва на корабли и подводные лодки.

Острова Новой Земли наилучшим образом удовлетворяли этим и другим требованиям. Их площадь была более чем в четыре раза больше Семипалатинского полигона и равнялась 85 тыс. кв. км., что примерно равно площади Нидерландов.

Проблему населения, которое может пострадать от взрывов, решили радикально: 298 коренных ненцев выселили с архипелага, предоставив им жилье в Архангельске, а также в поселке Амдерма и на острове Колгуев. При этом переселенцев трудоустроили, а пожилым назначили пенсию, несмотря на то, что никакого трудового стажа у них не имелось.

Им на смену пришли строители.

Ядерный полигон на Новой Земле — это отнюдь не чистое поле, на которое бомбардировщики сбрасывают свой смертоносный груз, а целый комплекс сложных инженерных сооружений и административно-хозяйственных служб. К ним относятся опытно-научная и инженерная служба, службы энерго- и водоснабжения, истребительный авиационный полк, транспортный авиационный отряд, дивизион кораблей и судов специального назначения, отряд аварийно-спасательной службы, узел связи, части тылового обеспечения, жилые помещения.

На полигоне были созданы три испытательных площадки: Черная Губа, Маточкин Шар и Сухой Нос.

Летом 1954 года на архипелаг были доставлены 10 строительных батальонов, которые начали возводить первую площадку — Черную Губу. Строители провели арктическую зиму в брезентовых палатках, подготавливая Губу к намеченному на сентябрь 1955 года подводному взрыву — первому в СССР.

Изделие

К разработке «Царь-бомбы», получившей индекс АН602, приступили одновременно со строительством полигона на Новой Земле — в 1955 году. И завершилась она созданием готовой к испытаниям бомбы в сентябре 1961 года, то есть за месяц до взрыва.

Разработка началась в НИИ-1011 Минсредмаша (ныне — Всероссийский научно-исследовательский институт технической физики, ВНИИТФ), который находился в Снежинске Челябинской области. Собственно, институт и был основан 5 мая 1955 года, прежде всего, для реализации грандиозного термоядерного проекта. А уже потом его деятельность распространилась на создание 70 процентов всех советских ядерных бомб, ракет и торпед.

НИИ-1011 возглавил научный руководитель института Кирилл Иванович Щёлкин, член-корреспондент АН СССР. Щёлкин совместно с группой ядерщиков-корифеев принимал участие в создании и испытании первой атомной бомбы РДС-1. Именно он в 1949 году последним вышел из башни с установленным в ней зарядом, опечатал вход и нажал кнопку «Пуск».

Работы над созданием бомбы АН602, к которым были подключены ведущие физики страны, включая Курчатова и Сахарова, проходили без особых осложнений. Но уникальная мощность бомбы требовала громадных объемов вычислений и конструкторских проработок. А также проведения экспериментов с меньшими зарядами на полигоне — вначале Семипалатинском, а затем и на Новой Земле.

Первоначальный проект предполагал создание бомбы, которая уж точно повыбивала бы стекла пусть не в Москве, но наверняка в Мурманске и Архангельске, а то и на севере Финляндии. Поскольку была запланирована мощность, превышающая 100 мегатонн.

Изначально схема действия бомбы была трехзвенной. Вначале срабатывал плутониевый заряд мощностью 1,5 Мт. Он поджигал реакцию термоядерного синтеза, мощность которой равнялась 50 Мт. Выделявшиеся в результате термоядерной реакции быстрые нейтроны запускали реакцию деления ядер в блоках урана-238. Вклад этой реакции в «общее дело» составлял 50 Мт.

Такая схема приводила к чрезвычайно высокому уровню радиоактивного загрязнения на громадной территории. И о «минимальном влиянии полигона на последующую хозяйственно-экономическую деятельность региона после его закрытия» говорить не приходилось. Поэтому от финальной фазы — деления урана — было решено отказаться. Но при этом реальная мощность полученной бомбы оказалась немного больше, чем исходило из расчетов. Вместо 51,5 Мт 30 октября 1961 года на Новой Земле взорвались 57 Мт.

Завершали создание бомбы АН602 уже не в Снежинске, а в знаменитом КБ-11, располагавшемся в Арзамасе-16. На финальную доработку ушло 112 дней.

В результате получился монстр весом 26500 кг, длиной 800 см и максимальным диаметром 210 см.

Габариты и вес бомбы были определены уже в 1955 году. Для того чтобы поднять ее в воздух, пришлось существенно модернизировать самый крупный на тот момент бомбардировщик Ту-95. И это тоже была работа не из простых, поскольку стандартный Ту-95 не мог поднять в воздух «Царь-бомбу», при весе самолета в 84 тонны он мог брать лишь 11 тонн боевой нагрузки. На долю топлива отводилось 90 тонн. К тому же бомба не помещалась в бомбовом отсеке. Поэтому пришлось убрать фюзеляжные топливные баки. А также заменить балочные держатели бомбы на более мощные.

Работа по модернизации бомбардировщика, получившего названиеТу-95 В и изготовленного в единственном экземпляре, проходила с 1956 по 1958 год. Еще год продолжались летные испытания, во время которых отрабатывалась техника сбрасывания макета бомбы того же веса и тех же габаритов. В 1959 году самолет был признан полностью удовлетворяющим предъявляемым к нему требованиям.

Результат

Главный результат, как и было задумано, — политический — превзошел все ожидания. Прогремевший взрыв неведомой прежде силы произвел очень сильное впечатление на лидеров западных стран. Он заставил более серьезно взглянуть на возможности советского военно-промышленного комплекса и несколько снизить свои милитаристские амбиции.

События 30 октября 1961 года развивались следующим образом. Рано утром с отдаленного аэродрома поднялись два бомбардировщика — Ту-95 В с изделием АН602 на борту и Ту-16 с исследовательским оборудованием и кино-фотоаппаратурой.

В 11 часов 32 минуты с высоты 10500 метров командир Ту-95 В майор Андрей Егорович Дурновцев сбросил бомбу. На аэродром майор вернулся подполковником и Героем Советского Союза.

Бомба, опустившись на парашюте до уровня 3700 метров, взорвалась. К этому моменту самолеты успели уйти от эпицентра на 39 километров.

Руководители испытаний — министр среднего машиностроения Е.П.Славский и Главнокомандующий ракетными войсками маршал К.С.Москаленко — в момент взрыва находились на борту Ил-14 на расстоянии более 500 километров. Несмотря на пасмурную погоду, они увидели яркую вспышку. При этом ударной волной самолет отчетливо встряхнуло. Министр и маршал немедленно отправили телеграмму Хрущеву.

Одна из групп исследователей с расстояния в 270 километров от точки взрыва увидела не только яркую вспышку через защитные затемнённые очки, но даже почувствовала воздействие светового импульса. В заброшенном посёлке — 400 километров от эпицентра — были порушены деревянные дома, а каменные лишились крыш, окон и дверей.

Гриб от взрыва достиг высоты 68 километров. При этом ударная волна, отразившись от земли, воспрепятствовала опусканию на землю шара плазмы, которая испепелила бы все на громадном пространстве.

Разнообразные эффекты были чудовищными. Сейсмическая волна трижды обогнула земной шар. Световое излучение было способно вызвать ожоги третьей степени на расстоянии 100 км. Грохот от взрыва был слышен в радиусе 800 км. Из-за ионизирующего воздействия в Европе наблюдались помехи при радиосвязи более часа. По этой же причине связь с двумя бомбардировщиками пропала на 30 минут.

При этом испытание оказалось на удивление чистым. Радиоактивное излучение в радиусе трех километров от эпицентра через два часа после взрыва составляло всего лишь 1 миллирентген в час.

Ту-95 В, несмотря на то, что он находился в 39 километрах от эпицентра, ударной волной сбросило в пике. И пилот смог восстановить управление самолетом, лишь потеряв 800 метров высоты. Бомбардировщик полностью, включая винты, был покрашен белой светоотражающей краской. Но при его осмотре было обнаружено, что фрагментарно краска выгорела. А некоторые элементы конструкции даже оплавились и деформировались.

В заключение необходимо отметить, что в корпус АН602 могла поместиться и 100-мегатонная начинка.

Фото: wikipedia.org

svpressa.ru

Испытание водородной бомбы, она же «Кузькина мать». История России.

30 октября 1961 года на советском ядерном полигоне на Новой Земле прогремел самый мощный взрыв в истории человечества. Ядерный гриб поднялся на высоту 67 километров, а диаметр «шляпки» это гриба составил 95 километров. Ударная волна трижды обогнула земной шар (а взрывной волной сносило деревянные постройки на расстоянии нескольких сотен километров от полигона). Вспышку взрыва было видно с расстояния в тысячу километров, невзирая на то, что над Новой Землей висела густая облачность. В течение почти часа во всей Арктике не работала радиосвязь. Мощность взрыва по разным данным составила от 50 до 57 мегатонн (миллионов тонн тротила).

Впрочем, как пошутил Никита Сергеевич Хрущев, мощность бомбы не стали доводить до 100 мегатонн, только потому, что в этом случае в Москве выбило бы все стекла. Но, в каждой шутке есть доля шутки – первоначально планировалось взорвать именно 100 мегатонную бомбу. И взрыв на Новой Земле убедительно доказал, что создание бомбы мощностью хоть в 100 мегатонн, хоть в 200, — вполне осуществимая задача. Но и 50 мегатонн – это почти в десять раз больше мощности всех боеприпасов, истраченных за всю Вторую Мировую войну всеми странами — участницами. К тому же, в случае испытания изделия мощностью в 100 мегатонн от полигона на Новой Земле (да и от большей части этого острова) остался бы только оплавленный кратер. В Москве стекла, скорее всего, уцелели бы, но вот в Мурманске могли и вылететь.


Макет водородной бомбы. Историко-мемориальный Музей ядерного оружия в Сарове

Устройство, взорванное на высоте 4200 метров над уровнем моря 30 октября 1961 года, вошло в историю под именем «Царь-Бомба». Еще одно неофициальное название — «Кузькина Мать». А официальное название этой водородной бомбы было не столь громким – скромное изделие АН602. Военного значения это чудо-оружие не имело – не тоннах тротилового эквивалента, а в обычных метрических тоннах «изделие» весило 26 тонн и его было бы проблематично доставить до «адресата». Это была демонстрация силы – наглядное доказательство того, что Стране Советов по силам создать оружие массового уничтожения любой мощности. Что же заставило руководство нашей страны пойти на столь беспрецедентный шаг? Разумеется, не что иное, как обострение отношений с Соединенными Штатами. Еще совсем недавно казалось, что США и Советский Союз достигли взаимопонимания по всем вопросам – в сентябре 1959 года Хрущев посетил США с официальным визитом, планировался и ответный визит в Москву президента Дуайта Эйзенхауэра. Но 1 мая 1960 года над советской территорией был сбит американский самолет-разведчик U-2. В апреле 1961 года американские спецслужбы организовали высадку на Кубу отрядов хорошо подготовленных и обученных кубинских эмигрантов в заливе Плайя-Хирон (эта авантюра завершилась убедительной победой Фиделя Кастро). В Европе великие державы не могли определиться со статусом Западного Берлина. В итоге,13 августа 1961 года столица Германии оказалась перегороженной знаменитой Берлинской стеной. Наконец, в том 1961 году США разместили в Турции ракеты PGM-19 «Юпитер» — европейская часть России (включая Москву) находилась в пределах дальности действия этих ракет (годом позже Советский Союз разместит ракеты на Кубе и начнется знаменитый Карибский Кризис). Это не говоря уж о том, что паритета по числу ядерных зарядов и их носителей тогда между Советским Союзом и Америкой тогда не было – 6 тысячам американских боеголовок мы могли противопоставить всего триста. Так что, демонстрация термоядерной мощи была в сложившейся ситуации совсем не лишней.

Советский короткометражный фильм про испытание Царь-бомбы

Существует популярный миф, что сверхбомбу разработали по приказу Хрущева все в том же 1961 году в рекордно короткие сроки – всего за 112 дней. На самом деле разработку бомбы вели с 1954 года. А в 1961 разработчики просто довели уже имеющиеся «изделие» до нужной мощности. Параллельно КБ Туполева занималось модернизацией самолетов Ту-16 и Ту-95 под новое оружие. По первоначальным расчетам вес бомбы должен был составить не менее 40 тонн, но авиаконструкторы объяснили ядерщикам, что на данный момент носителей для изделия с таким весом нет и быть не может. Ядерщики пообещали снизить вес бомбы до вполне приемлемых 20 тонн. Правда, и такой вес и такие габариты требовали полной переделки бомбовых отсеков, креплений, бомболюков.


Взрыв водородной бомбы

Работа над бомбой велась группой молодых физиков-ядерщиков под руководством И.В. Курчатова. В эту группу входил и Андрей Сахаров, который в ту пору еще не помышлял о диссидентстве. Более того, он был одним из ведущих разработчиков изделия.

Такой мощности удалось добиться благодаря применению многоступенчатой конструкции – урановый заряд, мощностью в «всего» полторы мегатонны запускал ядерную реакцию в заряде второй ступени, мощностью в 50 мегатонн. Не меняя габаритов бомбы можно было сделать ее и трехступенчатой (это уже за 100 мегатонн). Теоретически – число зарядов ступеней могло быть ничем не ограниченным. Конструкция бомбы была уникальной для своего времени.

Хрущев торопил разработчиков – в октябре в только что построенном Кремлевском Дворце Съездов отрывался XXII съезд КПСС и огласить новость о самом мощном взрыве в истории человечества надо бы именно с трибуны съезда. И 30 октября 30 октября 1961 года Хрущев получил долгожданную телеграмму за подписью министра среднего машиностроения Е. П. Славского и Маршала Советского Союза К. С. Москаленко (руководителей испытания):


«Москва. Кремль. Н. С. Хрущеву.

Испытание на Новой Земле прошло успешно. Безопасность испытателей и близлежащего населения обеспечена. Полигон и все участники выполнили задание Родины. Возвращаемся на съезд».

Взрыв Царь-Бомбы почти сразу же послужил благодатной почвой для разного рода мифов. Некоторые из них распространялись … официальной печатью. Так, например, «Правда» называла «Царь-Бомбу» не иначе как вчерашним днем атомного оружия и утверждала, что сейчас уже созданы более мощные заряды. Не обошлось и без слухов о самоподдерживающейся термоядерной реакции в атмосфере. Снижение мощности взрыва, по мнению некоторых, было вызвано страхом расколоть земную кору или … вызвать термоядерную реакцию в океанах.

Но, как бы то ни было, годом позже, во время Карибского кризиса США все еще имели подавляющее превосходство по числу ядерных зарядов. Но применить их так и не решились.

Кроме того, считается, что этот мега-взрыв помог сдвинуть с мертвой точки переговоры о запрете ядерных испытаний в трех средах, которые велись в Женеве с конца пятидесятых годов. В 1959-60 все ядерные державы, за исключением Франции, приняли односторонний отказ от испытаний, пока идут эти переговоры. Но о причинах, которые заставили Советский Союз не соблюдать взятые на себя обязательства, мы говорили ниже. После взрыва на Новой Земле переговоры возобновились. И 10 октября 1963 года в Москве был подписан «Договор о запрещении испытаний ядерного оружия в атмосфере, космическом пространстве и под водой». Пока этот Договор соблюдается, советская Царь-Бомба останется самым мощным взрывным устройством в человеческой истории.

Современная компьютерная реконструкция


Просмотров: 74257

statehistory.ru в ЖЖ:

statehistory.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *