Содержание

Про пушки для танка КВ-1

     На Варспоте вышла статья yuripasholok под названием «Большая пушка для небольшой башни» (ссылка). В статье автор рассказывает о опытных 76 мм и 85 мм танковых пушках для тяжелых танков КВ, а также «…раскрывается тема появления 76-мм танковой пушки ЗИС-5, которая с осени 1941 года стала основной для КВ-1».

     Собственно «раскрытие» темы ЗИС-5 в данной статье меня и заинтересовало. Также было интересно, что же автор написал про пушку Ф-34 для танка КВ.
     Так что ниже читаем резюме по упомянутым вопросам. Плюс будет приведена некоторая информация по танку КВ-1, который участвовал в испытаниях с пушкой Ф-34.

      Сразу про «раскрытие». Автор в статье,в основном, просто повторяет информацию по теме из работ Максима Коломийца 10 — 15 летней давности. Добавлены лишь незначительные подробности. Видимо, использовались одни и те же документы. Фотоснимки из отчетов о испытаниях ЗИС-5 тоже, вроде, все известные, но за качество спасибо.
     В списке источников поименованы РГВА, РГАЭ и ЦАМО РФ. Работы Коломийца естественно отсутствуют:)

     Пушке Ф-34 в статье посвящено довольно много букв. Однако из приведенной «производственной драмы» не совсем понятно, почему для танка КВ-1 данную артсистему под обозначением ЗИС-5 пришлось принимать на вооружение в срочном порядке в сентябре 1941 года.

     Автор пишет, что весной 1941 года были проведены испытания Ф-34 на танке КВ-1. Проведены успешно. Возникли лишь некоторые сложности с подвижной частью бронировкой

     Дальше, судя по информации из статьи, идет собственно «производственная драма» — сложности с конструированием бронировки пушки на ЛКЗ — и маршал Кулик — автор приводит его резолюцию: «Отпадает, идет пушка ЗИС-6».
     Только вот причем здесь ЗИС-6? Вероятно, кто-то просто ошибся и имелась ввиду как раз ЗИС-5 с «увеличенной баллистикой», которая Ф-27.

     Летом 1941 года, согласно данным из статьи, работы над ЗИС-5, которая теперь Ф-22, и бронировкой Ф-34 для КВ в военное время шли почему-то очень неспешно.

     Движуха начинается лишь в самом конце августа — ЗИС-5 с баллистикой Ф-22 вышла на испытания. По их результатам она была принята на вооружение, но в серию не пошла по словам автора из-за «производственных проблем» — сложности с возобновлением производства стволов Ф-22. До сентября о «производственных проблемах» не знали что ли?

     И здесь снова вдруг вспомнили про Ф-34, т.к. внезапно пушки для КВ стали нужны как воздух. Заменили ствол Ф-22 на ствол Ф-34 и новая пушка под обозначением ЗИС-5 готова.

     Такая вот «производственная драма».

     Однако существует такой приказ директора ЛКЗ от 1 июля 1941 года в котором говорится, что за июль месяц 1941 года «…завод №92 обязан обеспечить производство, а т. Кулик поставить пушки…» Ф-34 для завода в количестве 130 штук. С увеличением количества в последующие месяцы. Т.е. получается, что уже в июле 1941 года Ф-34 должны были получить 80 % выпущенных на ЛКЗ танков КВ-1.

     И как теперь совместить информацию из приказа директора ЛКЗ с «производственной драмой»? Почему не стали ставить Ф-34, в общем, понятно, но, получается, собирались ставить. А как же проблемы с бронировкой и маршал Кулик?

     Следующий интересный момент. Согласно информации из книги Коломийца выпуска 2017 года, пушки Ф-34 отправили на ЧТЗ еще до принятия на вооружение ЗИС-5, которая Ф-22. 17 пушек Ф-34 уехали с завода №92 6 и 7 сентября 1941 года. И отчет об испытаниях ЗИС-5, которая Ф-22, подписали также 7 сентября.
     Получается, что работы над Ф-34 для КВ развернули параллельно с ЗИС-5, которая Ф-22, а не после её испытаний и принятия на вооружение.

     По «производственной драме» пока всё. Теперь по танку КВ-1, который участвовал в испытаниях орудия Ф-34.

     31 января 1941 года в Горький на завод №92 отправили танк КВ-1 с зав. номером М-9694. Судя по фотоснимкам, в феврале танк уже испытывался с орудием.
     В апреле — мае танк с установленной артсистемой вернулся обратно на ЛКЗ. О чем и составили нижеследующий акт, который я подрезал, насколько помню, в ЖЖ ув. litl_bro.

     В общем, в июне Ф-34 с танка сняли, а 30 июня КВ-1 с зав. номером М-9694 с установленной штатной артсистемой Ф-32 убыл на фронт. В танковый батальон 21-го мехкорпуса.
     Дальнейшие его передвижения 1941 года пока неизвестны, но в летних боях под Пушкинскими Горами и Новоржевом в составе 21-го мехкорпуса танк потерян точно не был.

     В 1942 году танк оказался во 2-м танковом батальоне 124-й танковой бригады и, перейдя 4 февраля по льду Ладожское озеро, участвовал в боях под станцией Погостье.

     В этих боях танк мог быть потерян. На немецких фотоснимках по Погостью уже опознан подходящий по матчасти танк КВ-1 (учтен на профильной странице под №16).
     По этому вопросу тоже всё. Исправления и дополнения приветствуются.

iam-krasnoyarsk.livejournal.com

КВ-1. Тяжёлый танк КВ, часть 1

Танк КВ-1 имел классическую компоновку с кормовым расположением трансмиссии. Внутри корпус танка был разделён на четыре отделения: управления, боевое, моторное и трансмиссионное.

Отделение управления располагалось в носовой части танка. В нём находились сиденья механика-водителя (в центре) и стрелка-радиста (слева). Слева от сиденья стрелка-радиста размещалась радиостанция, а за ней — четыре аккумуляторные батареи. В середине лобового броневого листа корпуса имелся смотровой люк механика-водителя, закрывавшийся броневой крышкой со смотровой щелью с триплексом. Справа от механика-водителя в крыше корпуса устанавливался зеркальный смотровой прибор. Перед стрелком-радистом в лобовом листе располагалась шаровая установка курсового пулемёта. Над сиденьем стрелка-радиста в крыше корпуса танка был сделан входной люк, закрывавшийся откидной броневой крышкой. Кроме того, в отделении управления размещались органы управления танком, воздушные баллоны с вентилями и приборами, топливные краны и насос, контрольные приборы.

Боевое отделение занимало среднюю часть машины. В нём находились сиденья наводчика (слева от пушки), командира танка и заряжающего (справа от пушки). Над боевым отделением на шариковой опоре монтировалась башня, в ней устанавливалось вооружение и хранилась часть боекомплекта. Вдоль бортов боевого отделения размещались топливные и масляный баки, на днище — часть боеукладки и ВКУ. Для наблюдения за полем боя в крыше башни по бортам и в кормовой части устанавливались зеркальные смотровые приборы. Кроме того, в бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками. Для посадки экипажа в крыше башни предусматривался входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. На части машин на основании люка располагалась турель для установки запасного пулемёта для стрельбы по воздушным целям.

Моторное отделение шло за боевым и отделялось от него разборной перегородкой. В отделении устанавливались двигатель, водяные и масляные радиаторы и воздухоочиститель. Перегородка, отделявшая моторное отделение от боевого, имела два люка, предназначавшиеся для доступа к двигателю из боевого отделения танка. В верхних створках люков были смонтированы иллюминаторы для наблюдения за двигателем.

Трансмиссионное отделение находилось в кормовой части танка и отделялось от моторного специальной перегородкой, в которой крепился кожух вентилятора. Кроме того, в перегородке имелись дверцы для доступа к воздухоочистителю. В этом отделении размещались агрегаты трансмиссии и электростартёр.

КОРПУС танка представлял собой жёсткую сварную коробку из катаных броневых листов толщиной от 30 до 75 мм. Для обеспечения жёсткости корпуса применялись угольники и накладки.

Носовая часть корпуса состояла из верхнего, среднего и нижнего броневых листов, изготовленных из гомогенной брони толщиной 75, 40 и 75 мм соответственно. Начиная с июля 1941 года верхний и нижний лобовые листы были усилены за счёт приварки к ним накладных броневых листов толщиной 25 мм. В верхнем лобовом листе имелись два выреза: один — под смотровой люк механика-водителя, второй — под установку курсового пулемёта. На среднем лобовом листе слева находился вырез под установку антенного ввода, прикрытого приварным броневым стаканом. На нижнем лобовом листе приваривались два буксирных рыма.

Борт корпуса изготавливался из одного вертикального броневого листа, в котором имелось шесть отверстий для прохода осей балансиров, шесть кронштейнов с площадками для крепления резиновых упоров, ограничивавших ход балансиров вверх, а также отверстия для крепления трёх кронштейнов поддерживающих катков. В передней части каждого бортового листа был приварен кронштейн кривошипа направляющего колеса, а в задней части имелось отверстие для установки бортового редуктора. Начиная с июля 1941 года в районе боевого отделения к бортам корпуса приваривались накладные броневые листы толщиной 25 мм.

Корма корпуса состояла из верхнего (60 мм) и нижнего (75 мм) броневых листов, между которыми был расположен карман для выхода воздуха. К нижнему кормовому листу приваривались два буксирных рыма.

С начала 1942 года на части бронекорпусов верхний броневой лист стал изготавливаться прямым, а не гнутым.

Крыша корпуса состояла из трёх частей — крыши над боевым отделением, крыши над моторным и крыши над трансмиссионным отделениями. Крыша над боевым отделением была изготовлена из 40-мм броневого листа, в котором находился круглый вырез для установки нижнего погона опоры башни. На съёмной броневой крышке моторного отделения толщиной 30 мм имелись люк для доступа к двигателю, два выхлопных патрубка, два отверстия для входа охлаждающего воздуха и люк для заправки воды в заливной бачок системы охлаждения. В крыше трансмиссионного отделения было два люка, предназначавшихся для доступа к механизмам трансмиссии.

Для защиты погона башни на крыше корпуса приваривались броневые планки высотой до 80 мм и толщиной 40 мм.

Днище сваривалось встык из двух броневых листов. В передней части корпуса оно имело большую толщину брони (40 мм), чем в задней (30 мм). В передней части днища, за сиденьем механика-водителя, располагался запасной (аварийный) люк. В задней части днища выполнялись четыре отверстия для слива масла и воды и один подмоторный люк.

КВ-122 — танк КВ-85 с башней ИС-122. Челябинский Кировский завод, осень 1943 года.

БАШНЯ — клёпано-сварная, гранёная, в плане близкая к форме прямоугольника, с кормовой нишей.

Часть танков, начиная с ноября 1941 года, оснащалась литыми башнями. Толщина броневых листов сварной башни составляла 75 мм, литой — 82 мм (у так называемой «утяжелённой» башни — 110 мм). Корытообразная бронировка пушки и спаренного с ней пулемёта была закрыта снаружи броневой маской толщиной 90 мм. В кормовом листе делался вырез под установку шаровой опоры пулемёта.

В бортах башни имелись смотровые щели со стеклоблоками, по одному с каждого борта, а под ними — отверстия для стрельбы из револьвера. Отверстия закрывались коническими броневыми пробками, которые выталкивались из отверстия наружу вручную и втягивались обратно с помощью стального троса.

В крыше башни имелся круглый входной люк, закрывавшийся броневой крышкой. Конструкция входных люков и люков над трансмиссионным отделением была одинаковой, за исключением входного люка башни, по окружности которого монтировалась турель для зенитного пулемёта. Нижняя опора турели приклёпывалась к крыше башни, а верхняя, на которой монтировались крышка люка и уравновешивающее устройство, вращалась по нижней опоре на шариках.

В передней части крыши находились броневые колпаки прицела ПТ-6 и танковой командирской панорамы ПТК, а между ними располагался броневой колпак вентиляционного люка. По бокам и в кормовой части крыши башни были размещены броневые козырьки зеркальных смотровых приборов.

На захватах опоры башни крепились три сиденья (для командира танка, наводчика и заряжающего) и два стопора башни. Захваты предназначались для удержания башни от опрокидывания при стрельбе из пушки, а также при движении танка на подъёмах, спусках и при крене.

С левой стороны орудия на верхнем погоне опоры башни был смонтирован механизм поворота башни с ручным и электромеханическим приводом (первые 120 танков, выпущенные до ноября 1940 года, имели только ручной привод). Максимальная скорость вращения башни составляла 12 град./с.

Танк КВ-1 с литой башней производства УЗТМ и дополнительным бронированием корпуса. Именно эта машина проходила испытания на Абердинском полигоне в США в 1942 году.

ВООРУЖЕНИЕ. На танках КВ-1 ранних выпусков устанавливалась 76-мм пушка обр. 1938/39 г. Л-11 с длиной ствола 30,5 калибра и начальной скоростью бронебойного снаряда 612 м/с. Вертикальная наводка — от -7° до +25°. Пушка имела вертикальный клиновой полуавтоматический затвор с устройством для отключения полуавтоматики. Особенностью пушки Л-11 являлись оригинальные противооткатные устройства, в которых жидкость компрессора непосредственно контактировала с воздухом накатника.

С января 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка Ф-32 обр. 1939 г. с длиной ствола 31,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда — 613 м/с. Вертикальная наводка — от -5° до +25°. Затвор клиновой с полуавтоматикой механического копирного типа. Тормоз отката — гидравлический, накатник — гидропневматический. Длина отката — 450 мм. Уравновешивание пушки осуществлялось с помощью груза, размещавшегося на кронштейне гильзоулавливателя.

С октября 1941 года на КВ-1 устанавливалась 76-мм пушка ЗИС-5 обр.1941 г. с длиной ствола 41,5 калибра. Начальная скорость бронебойного снаряда — 680 м/с. Масса пушки — 1155 кг. Предельная длина отката — 390 мм, вертикальная наводка — от -5° до +25°. Затвор клиновой, с полуавтоматикой механического копирного типа. Противооткатные устройства пушки состояли из гидравлических тормоза отката и накатника и располагались под стволом. Пушка ЗИС-5 отличалась от танковой пушки Ф-34 конструкцией люльки, устройством и креплением бронировки, конструкцией механизма крепления орудия по-походному и тягой к перископическому прицелу. В остальном устройство обеих пушек и применяемые боеприпасы были одинаковы.

Выстрел из пушки производился с помощью ножного и ручного механических спусков.

Интерьер отделения управления танка КВ-1. Слева от места механика-водителя размещена радиостанция 10-Р, над ней — шаровая установка курсового пулемёта. Справа от щитка приборов видны баллоны со сжатым воздухом для пуска двигателя.

Танк вооружался четырьмя пулемётами ДТ. Один пулемёт был спарен с пушкой, второй — кормовой, третий — курсовой, четвёртый — запасной. Курсовой пулемёт ДТ устанавливался в шаровой опоре, располагавшейся в лобовом листе корпуса танка перед стрелком-радистом и обеспечивавшей горизонтальные углы обстрела в секторе до 30°, а по вертикали — от -5° до +15°. Пулемётная установка кормового пулемёта ДТ позволяла стрелять в горизонтальной плоскости в секторе 30°, а по вертикали — ±15°. Запасной пулемёт ДТ укладывался на левом борту отделения управления. В случае необходимости он мог быть установлен на крыше башни на турельной зенитной установке, которой оснащалась часть танков.

Для ведения стрельбы из пушки Л-11 применялись телескопический прицеп ТОД-6 и перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки Ф-32 — телескопический прицел ТОД-8 и перископический панорамный прицел ПТ-6; из пушки ЗИС-5 — телескопический прицел ТМФД-7 и перископический панорамный прицел ПТ-4-7. На части танков вместо этих прицелов устанавливались телескопические прицелы 9Т-7, 10Т-7 или 10Т-13 и перископический ПТ-4-13.

Для стрельбы из пушек Л-11, Ф-32 и ЗИС-5 использовались унитарные патроны от дивизионных пушек обр. 1902/30 г. и обр.1939 г. и от полковой пушки обр.1927 г.: с осколочно-фугасной дальнобойной гранатой (стальной ОФ-350 и сталистого чугуна ОФ-350А) и взрывателем КТМ-1; с фугасной гранатой старого русского образца (Ф-354) и взрывателями КТ-3, КТМ-3 или 3ГТ; с бронебойно-трассирующим снарядом (БР-350А, БР-350Б, БР-350CП) и взрывателем МД-5; с бронепрожигающим (кумулятивным) снарядом (БП-353А) и взрывателем БМ; с пулевой шрапнелью (Ш-354 и Ш-354Т) и шрапнелью Гартца (Ш-354Г), с трубками — 22-секундной или Т-6; со стержневой шрапнелью (Ш-361) и трубкой Т-3УГ; с картечью (Ш-350).

Интерьер боевого отделения танка КВ-1 с видом на казённую часть пушки ЗИС-5. Справа от орудия установлен спаренный пулемёт ДТ, слева — телескопический прицел ТМФД-7.

В октябре 1943 года был принят на вооружение и стал включаться в боекомплект танка КВ-1 унитарный патрон с подкалиберным бронебойно-трассирующим снарядом БР-354П.

В танках выпуска 1940 года с пушкой Л-11 боекомплект состоял из 111 выстрелов. В боекомплект танка с пушками Ф-32 и ЗИС-5 входили 114 выстрелов, 3024 патрона (48 дисков) к пулемётам и 25 ручных гранат Ф-1. Боекомплект к пушке размещался в снарядных укладках по бортам кормовой ниши башни (10 выстрелов), в кассетах (6 выстрелов) на бортах корпуса и в 44 ящиках (чемоданах) по два выстрела в каждом — на днище боевого отделения. Стеллажи для укладки дисков к пулемётам ДТ размещались в отделении управления (по правому и левому борту), на правом борту и в кормовой нише башни. Практическая скорострельность пушки при использовании выстрелов из башенной укладки составляла 5–7 выстр./мин, а из укладки на полу — 1 выстр./мин.

ДВИГАТЕЛЬ И ТРАНСМИССИЯ. На танке КВ-1 устанавливался 12-цилиндровый четырёхтактный бескомпрессорный дизель В-2К. Максимальная мощность двигателя — 600 л.с. при 2000 об/мин, эксплуатационная — 500 л.с. при 1800 об/мин. Диаметр цилиндра 150 мм. Ход поршней левой группы — 180 мм, правой — 186,7 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60°, Степень сжатия 14–15. Масса сухого двигателя с электрогенератором без выхлопных коллекторов — 750 кг.

Топливо — дизельное, марки ДТ или газойль марки «Э»; подавалось принудительно, с помощью двенадцатиплунжерного топливного насоса НК-1. Общая заправочная ёмкость топливных баков составляла 600–615 л. Два бака устанавливались у правого борта корпуса танка: передний — в отделении управления, задний — в боевом отделении. Заправочная ёмкость переднего бака равнялась 230–235 л, заднего — 235–240 л. Третий бак ёмкостью 140 л устанавливался у левого борта корпуса танка в боевом отделении. Для увеличения запаса возимого топлива в конце лета 1941 года на надгусеничных полках танков начали устанавливать от трёх до пяти дополнительных топливных баков. На танках производства ЛКЗ баки имели прямоугольную форму, а ЧКЗ — цилиндрическую. Наружные топливные баки к системе питания двигателя не подключались.

Рабочее место наводчика с перископическим панорамным прицелом ПТ-4-7. Ниже прицела виден поворотный механизм башни.

Система смазки — циркуляционная, под давлением. Циркуляцию масла обеспечивал шестерёнчатый трёхсекционный масляный насос. Ёмкость масляного бака — 60 л. Для смазки двигателя применялись авиационные масла: МК и МС — летом и МЗС — зимой.

Система охлаждения — жидкостная, закрытая, с принудительной циркуляцией. Радиаторов — два, трубчатых, установленных по обе стороны от двигателя с наклоном в его сторону, общей ёмкостью 55–60 л.

Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, танк оборудовался центробежным воздухоочистителем типа «Помон» с масляной ванной и проволочным фильтром (канителью).

Пуск двигателя осуществлялся с помощью двух электростартёров СМТ-4628 мощностью 4,4 кВт каждый или сжатым воздухом из двух воздушных баллонов. С конца 1941 года на КВ-1 вместо двух стартёров СМТ-4628 стал устанавливаться один стартёр СТ-700 мощностью 11 кВт.

Механическая трансмиссия состояла из многодискового главного фрикциона сухого трения феродо по стали, пятиступенчатой двухвальной коробки передач, имевшей пять передач для движения вперёд и одну передачу заднего хода, многодисковых бортовых фрикционов сухого трения сталь по стали с ленточными плавающими тормозами и двух планетарных двухрядных бортовых редукторов.

Кормовая часть (ниша) башни. В центре ниши видна установка кормового пулемёта ДТ, по сторонам от него расположены два зеркальных прибора наблюдения и два стеллажа для пулемётных дисков. На стенках ниши — хомутиковые укладки 76-мм выстрелов.

ХОДОВАЯ ЧАСТЬ применительно к одному борту состояла из шести опорных катков малого диаметра с внутренней амортизацией и трёх обрезиненных поддерживающих катков. С июля — августа 1941 года на ЧКЗ был организован выпуск литых опорных и поддерживающих катков без амортизации.

Подвеска опорных катков — индивидуальная торсионная.

Ведущее колесо состояло из литой ступицы и двух литых съёмных венцов с 16 зубьями каждый. Направляющее колесо устанавливалось на оси кривошипа винтового механизма натяжения гусеницы.

Гусеница шириной 700 мм включала 87–90 траков с шагом 160 мм. Трак представлял собой штамповку из стали 35ХГ2 с двумя прямоугольными окнами для цевочного зацепления с зубьями ведущего колеса. С осени 1941 года выпускались литые траки.

Интерьер боевого отделения под башней. На переднем плане — спусковая педаль пушки, на полу боевого отделения — чемоданы с 76-мм выстрелами. Хорошо видны круглые застеклённые окна в моторной перегородке.

ЭЛЕКТРООБОРУДОВАНИЕ было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 24 В. Источники: генератор ГТ-4563А мощностью 1 кВт, четыре аккумуляторные батареи 6-СТЭ-144 ёмкостью 144 А*ч каждая. Потребители: электростартёры СМТ-4628, электромотор МБ-20 поворотного механизма башни, средства связи, контрольные приборы, аппаратура внешнего и внутреннего освещения, электросигнал.

СРЕДСТВА СВЯЗИ. На КВ-1 устанавливалась коротковолновая телефонно-телеграфная радиостанция 71-ТК-3, а с декабря 1941 года — радиостанция 10-Р. Внутренняя связь обеспечивалась танковым переговорным устройством ТПУ-4-бис.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

military.wikireading.ru

Танк КВ-1 СССР характеристики

Танки

Самолеты

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней — боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем — Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

Боевое применение танка КВ-1

По местам!

«Танк КВ» Руководство службы» 5 марта 1941 года

«ПОСТРОЕНИЕ И ДЕЙСТВИЕ ЭКИПАЖА У ТАНКА (*)

Размещение экипажа в танке:
КТ — командир танка;
КО — командир орудия;
М — мсханнк-воднтель младший;
ЛШ — механик-водитель старший;
Р — радист.

1. По команде (сигналу) «К машинам» экипаж выстраивается впереди танка, лицом в поле, в одну шеренгу, на один шаг впереди гусениц, в следующем порядке: командир танка — КТ, командир орудия (стреляющий) — КО, механик-водитель младший (заряжающий) — М, механик-водитель старший — МВ, радиотелеграфист — Р, и принимают команду «Смирно».

2. По команде (сигналу) «По местам» посадка производится в следующем порядке: все поворачиваются кругом, механик-водитель старший влезает в танк через передний люк и садится на свое место, за ним следует радиотелеграфист и закрывает за собой люк; командир танка делает шаг влево и пропускает вперед себя командира орудия, который влезает на танк и но правому борту бежит к башне, открывает люк и садится на свое место; за ним следует командир танка; последним садится механик-водитель младший, который закрывает за собой люк.

3. После посадки экипажа в танк командир танка подает команду: «Подготовиться к заводке». По этой команде старший механик-водитель открывает центральный топливный кран, создает давление в топливной системе, включает «массу». Механик-водитель младший открывает топливные и масляные краны, после чего механик-водитель старший докладывает о готовности двигателя к заводке.

По команде «Заводи» механик-водитель старший выжимает главное сцепление, подает сигнал и запускает двигатель. После заводки двигателя командир танка подает сигнал о готовности танка к движению.

4. По команде (сигналу) «К машинам» выход из танка производится в следующем порядке: через передний люк первым выходит радиотелеграфист, за ним механик-водитель старший, который закрывает люк; через люк башни первым выходит механик-водитель младший (моторист) и становится впереди танка, за ним выходит командир танка, затем командир орудия, который закрывает люк башни.

По выходе из танка экипаж выстраивается в порядке, указанном на схеме рис. 109, и остается в таком положении до команды (приказания) командира взвода.
 =======================

(*) Экипаж танка с большой башней состоит из 6 человек: командир танка, командир орудия, механик-водитель старшин, механик-водитель младший, радиотелеграфист и замковый.»

 

Германское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох — она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях «Солдатский долг» Маршал К.К.Рокоссовский писал: «Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии.»

В июле 1941 г. советские войска имели 500 танков КВ-1 и КВ-2. В октябре 1941 года производство танков КВ-2 было приостановлено, так как началась эвакуация танковых заводов на восток. К этому моменту было выпущено всего 434 машины. Их использовали в позиционных боях во время обороны Москвы зимой 1941 года и под Сталинградом в составе 62-й армии генерал-майора В.Чуйкова. Эффективным средством, способным KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй.

«Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться.

Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. «Он готов», — подумали артиллеристы с облегчением. «Да, он готов», — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: «Он еще движется!» Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь».

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:
«КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь — безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась».

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, «23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось.»

Под Ленинградом произошел самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них — тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжег 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были «заперты» в походной колонне и лишены маневра.

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особок военного округа. Практически не сумев дать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.
Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.

wikiwar.ru

КВ-1 с пушкой Л-11 — War Thunder Wiki

КВ-1 с пушкой Л-11

Основные характеристики

Кратко

Подробно

3.7/3.7/3.7БР

5 человекЭкипаж

Подвижность

46,0 тоннМасса

5 вперёд
1 назадКПП

Вооружение

111 снарядовбоезапас

-7° / 25°УВН

1 890 снарядовбоезапас

63 снарядовразмер обоймы

600 выстрелов/минскорострельность

Экономика

11 000 исследование38 000 покупка1 390 / 1 734/1 050 / 1 310/1 110 / 1 385ремонт11 000 обучение экипажа38 000 эксперты210 асыx 1,24 награда за бой

Описание

Напишите введение к статье в 2-3 небольших абзаца. Кратко расскажите об истории создания и боевого применения машины, а также о её ярких особенностях и применении в игре. Вставьте скриншоты машины в разных камуфляжах. Если начинающий игрок плохо помнит технику по названиям, он сразу поймёт, о чём речь.

Основные характеристики

Бронезащита и живучесть

Расскажите о бронезащите. Отметьте самые защищённые и самые уязвимые зоны. Оцените компоновку узлов и агрегатов, а также численность и расположение членов экипажа. Адекватен ли уровень бронезащиты, способствует ли компоновка выживаемости в бою?

При необходимости используйте наглядный шаблон для указания наиболее защищённых и уязвимых зон брони.

Подвижность

Напишите о подвижности машины. Оцените удельную мощность и манёвренность, а также максимальную скорость хода вперёд и назад.

Вооружение

Основное орудие

Дайте читателю информацию о характеристиках основного орудия. Оцените его эффективность в бою исходя из скорости перезарядки, баллистики и потенциального урона. Не забудьте о скорострельности по распределённым целям: как быстро орудие может навестись на одну цель, произвести по ней выстрел и навестись на следующую цель. Добавьте ссылку на основную статью по орудию: {{main|Название орудия}}

Опишите доступные для основного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Дополнительное орудие

Некоторые танки вооружены несколькими орудиями, расположенными в одной или нескольких башнях. Оцените вспомогательное орудие и дайте советы по его применению. Если дополнительных орудий нет, уберите этот подраздел.

Опишите доступные для дополнительного орудия боеприпасы. Дайте рекомендации по их использованию и по наполнению боеукладки.

Пулемётное вооружение

Курсовые и зенитные пулеметы не только позволяют сражаться с самолётами, они также эффективны и против легкобронированной техники. Оцените пулемётное вооружение и дайте рекомендации по его использованию.

Применение в бою

Опишите приемы игры на машине, особенности использования в команде и советы по тактике. Воздержитесь от создания «гайда» — не навязывайте единственную точку зрения, но дайте читателю пищу для размышлений. Расскажите о самых опасных противниках и дайте рекомендации по борьбе с ними. При необходимости отметьте специфику игры в разных режимах (АБ, РБ, СБ).

Достоинства и недостатки

Подведите итог и кратко оцените машину по совокупности её характеристик и боевой эффективности. Отметьте её достоинства и недостатки в маркированном списке.

Достоинства:

Недостатки:

Историческая справка

Расскажите об истории создания и боевого применения машины. Если историческая справка получится большой, вынесите её в отдельную статью и добавьте сюда ссылку на неё при помощи шаблона main. В конце обязательно укажите ссылки на источники.

Медиа

Прекрасным дополнением к статье станут видеогайды, а также скриншоты из игры и фотографии.

См. также

Ссылки на статьи War Thunder Wiki, которые по вашему мнению, будут полезны читателю. Например,

  • ссылка на семейство техники;
  • ссылки на приблизительные аналоги в других нациях и ветках.

И подобные.

Ссылки

Вставьте ссылки на источники и внешние ресурсы, такие как:

  • тема на оф. форуме игры;
  • страница на Википедии;
  • страница на Aviarmor.net;
  • другая литература.


wiki.warthunder.ru

1 | World Of Man Dreams

Официальное обозначение: КВ-1
Начало проектирования: 1939 г.
Дата постройки первого прототипа: 1939 г.
Стадия завершения работ: серийно выпускался в 1939-1943 гг., использовался на всех участках Восточного фронта до мая 1945 г.

Опыт использования средних и тяжелых танков в войне с Финляндией показал, что броня 30-40-мм уже не может обеспечить защиту от огня противотанковых пушек и, что управление многобашенными танками в бою весьма затруднительно. Рассказывает wofmd.com По этой причине новый тяжелый танк КВ-1 получил противоснарядное бронирование и был выполнен однобашенным, с классической компоновкой. В передней части сварного корпуса коробчатого сечения располагалось отделение управления, в средней – боевое отделение, а силовая установка находилась в задней части корпуса.

Танк выпускался с башней двух типов: сварной из листов толщиной 75-мм или литой с толщиной стенок 95-мм. В ходе производства бронезащита корпуса была усилена дополнительными 25-мм экранами, а толщина стенок литой башни доведена до 105-мм. Поэтому не удивительно, что КВ-1 выходили победителями из боя, неся на своей броне иногда многие десятки вмятин от снарядов. Первоначально устанавливалась 76,2-мм пушка Л-11, затем – Ф-32 того же калибра, а с 1941 г. КВ выпускался с 76,2-мм пушкой ЗИС-5. КВ-1 выпускался серийно с 1940 по 1942 г. Всего было выпущено 4800 машин КВ различных модификаций. На базе КВ-1 были созданы танки КВ-2, КВ-3, КВ-8, КВ-9 и другие.

ерманское наступление, начатое 22 июня 1941 г., застало Красную Армию врасплох – она не была должным образом развернута и находилась в самой середине процесса глобальной реорганизации. В течение 1941 года армия СССР понесла громадные потери в живой силе и технике, лишившись большей части своего гигантского танкового парка. Несмотря на плохую общую эффективность действий советских войск, неуязвимость КВ-1 и КВ-2 стала шоком для немцев. Они не имели в своем распоряжении танков, сравнимых с KB по мощности брони и вооружению, и располагали небольшим количеством противотанковых орудий, способных их уничтожить. В своих воспоминаниях “Солдатский долг” Маршал К.К.Рокоссовский писал: “Танки KB буквально ошеломили противника. Они выдерживали огонь пушек абсолютно всех немецких танков. Но в каком виде они возвращались из боя! Их броня была вся во вмятинах от огня вражеской артиллерии.”

Немецкие солдаты фотографируются, сидя на лобовой броне советского тяжелого танка КВ-1.

 

В июле 1941 г. советские войска имели 500 танков КВ-1 и КВ-2. В октябре 1941 года производство танков КВ-2 было приостановлено, так как началась эвакуация танковых заводов на восток. К этому моменту было выпущено всего 434 машины. Их использовали в позиционных боях во время обороны Москвы зимой 1941 года и под Сталинградом в составе 62-й армии генерал-майора В.Чуйкова. Эффективным средством, способным KB был огонь 88-мм зенитных орудий Flak 35/36. Например, вот как описывает столкновение с танками KB из состава 2-й танковой дивизии командир 41-го танкового корпуса немцев генерал Рейнхарт (речь идет о боях 23-24 июня в районе Россиняй.

Захваченный советский тяжелый танк КВ-1 с пушкой Л-11 выпуска августа—сентября 1940 г в ангаре испытательного полигона Куммерсдорф. Танк из состава 2-й танковой дивизии 3-го механизированного корпуса Северо-Западного фронта был потерян 24 — 25 июня 1941 года в районе города Расейняй. Впоследствии машина была эвакуирована немцами и вывезена на полигон в Куммерсдорф.

 

“Около сотни наших танков, треть из которых составляли Pz.IV, приготовились к контратаке. Часть из них находилась прямо перед противником, но большинство размещалось на флангах. Неожиданно с трех сторон они были зажаты стальными монстрами, пытаться уничтожить которые было пустым делом. Напротив, вскоре часть наших танков была выведена из строя… Гигантские русские танки подходили все ближе и ближе. Один из них приблизился к берегу заболоченного пруда, у которого стоял наш танк. Без колебаний черный монстр столкнул его в пруд. То же самое случилось с немецкой пушкой, которая не сумела быстро увернуться.

Ее командир, когда увидел приближающиеся тяжелые танки противника, открыл по ним огонь. Однако это не причинило им даже минимального ущерба. Один из гигантов стремительно бросился на пушку, которая находилась в 100 метрах от него. Вдруг один из выпущенных снарядов поразил танк. Он остановился, словно пораженный молнией. “Он готов”, – подумали артиллеристы с облегчением. “Да, он готов”, — сказал себе командир орудия. Но вскоре их чувства сменились воплем: “Он еще движется!” Без всякого сомнения, танк двигался, его гусеницы скрипели, он приближался к пушке, отбросил ее как игрушку и, вдавив в землю, продолжал свой путь”.

Колонна отремонтированных советских тяжелых танков КВ-1 на набережной Невы в ленинграде на пути к линии фронта. На башнях нанесены патриотические лозунги: ”За Сталина” и ”Бей фашистов”.

 

Рассказ генерала Рейнхарта дополняют воспоминания одного из офицеров 1-й танковой дивизии:
“КВ-1 и КВ-2 оказались в 800 метрах от нас. Наша рота открыла огонь – безрезультатно. Мы продвигались все ближе и ближе к противнику, который продолжал идти вперед. Несколько минут нас разделяло всего 50-100 м. Каждый открыл огонь, но безуспешно: русские продолжали свой путь, все наши снаряды отскакивали от них. Мы оказались в угрожающей ситуации: атакующие русские опрокинули нашу артиллерию и вклинились в наш боевой порядок. Лишь подтянув зенитные орудия и стреляя с коротких дистанций, удалось остановить натиск вражеской брони. Затем наша контратака оттеснила русских и установила линию обороны у Василискис. Борьба завершилась”

 

По воспоминаниям Д.Осадчего, командира роты танков КВ-1 во 2-й танковой дивизии, “23-24 июня, еще до вступления в бой, многие танки KB, особенно КВ-2, вышли из строя в ходе маршей. Особенно большие проблемы были с коробкой передач и воздушными фильтрами. Июнь был жаркий, на дорогах Прибалтики пыли было огромное количество и фильтры приходилось менять через час-полтора работы двигателя. Перед вступлением в бой танки моей роты сумели их заменить, а в соседних нет. В результате, к середине дня большинство машин в этих ротах поломалось.

Под Ленинградом произошел самый, пожалуй, известный бой с участием КВ, в котором ему довелось продемонстрировать все свои положительные качества самым ярким образом. 19 августа 1941 г. в районе Красногвардейца рота КВ под командованием З.Г. Колобанова, состоящая из пяти танков КВ, в одном бою уничтожила 43 немецких танка, причем три из них – тараном. Экипаж самого З.Г. Колобанова сжег 22 танка в течение часа. КВ благополучно перенес попадание 156 бронебойных снарядов, выпущенных из танковых пушек с дистанции менее 200 м. Ради справедливости следует отметить, что советский танк действовал из засады, а вражеские машины были “заперты” в походной колонне и лишены маневра

 

Печальна судьба KB из состава 6-го механизированного корпуса Западного Особок военного округа. Практически не сумев дать по противнику ни одного выстрела, эти KB из-за отсутствия горючего были либо подорваны своими экипажами, либо просто брошены.
Более активно действовали танки KB на Юго-Западном фронте. Но и здесь основные потери этих машин были не от огня противника, а из-за неграмотной эксплуатации, отсутствия запасных частей и технических неисправностей. Ну и естественно, нельзя не учитывать действия танков KB в свете общего состояния в котором находились танковые войска Красной Армии к июню 1941 г.

История создания тяжелого танка КВ-1

В соответствии с постановлением Комитета Обороны СССР в конце 1938 года на Кировском заводе в Ленинграде началось проектирование нового тяжелого танка с противоснарядным бронированием, получившего название СМК (“Сергей Миронович Киров”). Разработкой еще одного тяжелого танка, названного Т-100, занимался Ленинградский завод опытного машиностроения имени Кирова (№ 185).

Ведущим конструктором танка СМК был А. С. Ермолаев. Первоначальным проектом предусматривалось создание трехбашенной машины, при этом ее масса достигала 55 т. В процессе работы от одной башни отказались, а сэкономленный вес направили на утолщение брони. Параллельно с СМК c февраля 1939 г. Ленинградский Кировский завод приступил к проектированию однобашенного танка прорыва, получившего наименование КВ в честь наркома обороны К.Е. Ворошилова. Ведущим конструктором танка назначили инженера Н.Л. Духова. Технический проект машины был подготовлен в течение месяца. В соответствии с проектом на танк установили новый дизель В-2 мощностью 500 л.с., разработанный в Харькове. По сути дела, KB представлял собой уменьшенный по длине на два опорных катка СМК с одной башней и дизельным двигателем. Наименование КВ-1 стало применяться с 1941 г., до этого он обозначался, как “танк с малой башней” (существовал еще “танк с большой башней” – КВ-2).

К сентябрю машина была готова и вышла на испытания, в ходе которых выявились нестабильная работа двигателя и будущее слабое место – ненадежная коробка передач. Частично проблемы удалось решить, но коробка передач осталась прежней. Имели место большие проблемы со сцеплением и трансмиссией, что сказывалось на мобильности танка. При переключении передачи танк останавливался и не мог быстро набрать скорость. Армия США провела испытания (в 1942 г.) трансмиссии на танковом полигоне в Абердине и пришла к выводу, что она устарела и не может быть принята на вооружение, так как механику-водителю очень трудно с ней обращаться. Неэффективные воздушные фильтры отрицательно влияли на работу двигателя. Все эти факторы в совокупности ухудшали управление танком. Танк КВ был снят с испытаний для проверки в боевой обстановке советско-финской войны начавшейся 30 ноября 1939 г. Первый экземпляр был вооружен двумя орудиями: 76- и 45-мм, установленными в одной башне. Перед отправкой на фронт для удобства работы экипажа 45-мм орудие было демонтировано и заменено пулеметом ДТ. Опытный КВ находился на передовой до января 1940 г. Участвуя в боевых действиях, танк продемонстрировал неуязвимость от огня противотанковых орудий.

Уже 19 декабря 1939 г. Комитет Обороны, ознакомившись с результатами испытаний и донесений с фронта, рекомендовал принять танк КВ на вооружение при условии устранения обнаруженных недостатков.

С начала 1940 г. ЛКЗ приступил к выпуску так называемой установочной партии машин. Машины установочной партии внешне отличались от КВ, выпускавшихся позднее. Танки не имели курсового пулемета, по всей длине корпуса тянулись надгусеничные полки “авиационного” типа, башня была сварена из гнутых листов, изготовленных штамповкой.

Внутреннее помещение КВ-1 было далеко от идеала. Из-за этого экипаж испытывал серьезные трудности во время боя. При закрытых люках механик-водитель и командир экипажа имели очень ограниченный обзор, из-за чего им было сложно выполнять свои функции. Прибор наблюдения механика-водителя имел ограниченный траверс, а триплекс был такого плохого качества, что через него было трудно что-либо увидеть. В распоряжении командира было два неплохих наблюдательных прибора, установленных на башне. Однако он не имел возможности полноценно руководить действиями механика-водителя, стрелка-радиста и стрелка, поскольку был вынужден выполнять функции заряжающего. Это сказывалось на боевой эффективности машины.

В конце мая 1940 г. решением Правительства СССР программа выпуска танков КВ была значительно увеличена. Существенное увеличение производства потребовало внесения в конструкцию ряда изменений, направленных прежде всего на упрощение производства. В июле КВ получил упрощенную технологичную “граненую” башню вместо “круглой”, борта, лоб и задняя стенка которой представляли собой плоские плиты.

Замена “круглой малой башни” позволила высвободить прессовое оборудование и упростить процесс сборки машины. Далее, при монтаже оборудования по возможности отказывались от винтовых соединений в пользу болтовых, была упрощена форма крыльев, установлены сварные баки вместо штампованно-сварных. Изменена конструкция КПП, введен литой картер, уменьшено число опорных подшипников. Даже по предварительным прикидкам, стоимость танка снижалась на 10-15 процентов.

Из доклада комиссии по проверке с 1 по 10 октября состояния работ по производству танка КВ:

“Танк КВ по отдельным узлам и агрегатам до сих пор имеет еще конструктивные недоработки. Результаты ряда заводских испытаний, проведенных при участии представителей АБТУ КА, показали следующее:
А) Гарантийный километраж, установленный для танка КВ в 2000 км, по отдельным узлам и агрегатам не выдерживается. В выводах комиссии по испытанию машины У-21 отмечено: “Предъявленная машина КВ № 21 для испытаний на гарантийный километраж не прошла их по коробке перемены передач, по бортовым фрикционам и тракам гусеницы. Коробка перемены передач по шестерням 2-4 скорости не обеспечивает надежной работы на гарантийный километраж”.
Б) Коробка перемены передач танка “КВ” не обладает достаточной прочностью, вследствие чего при испытании машины У-21 имели место два случая аварийных поломок.
В) Система охлаждения не обеспечивает нормальную работу двигателя по причине повышенной температуры воды и масла в радиаторе.
Г) Бортовые фрикционы отказывают в работе вследствие перегрева, вызванного неудовлетворительной смазкой подшипников фрикциона.
Д) Воздушный фильтр двигателя не обеспечивает нормальную очистку воздуха от пыли, вследствие чего при движении по пыльному проселку двигатель отказывает в работе.
Е) Система поворотного механизма башни не доработана. Танки “КВ” с коробкой перемены передач без замка-фиксатора изготовленные заводом и принятые на вооружение армии до 1 августа в количестве 32 штук, не гарантированы от аварийных поломок и вследствие этого подлежат возврату на завод для переделки. Проводимые периодические заводские испытания танка КВ не охватывают всех возможных положений машины в армейских условиях ее эксплуатации и вследствие этого не могут выявить полностью всех недостатков. Для полного представления о недоработках танка КВ необходимы полигонные и войсковые испытания. По решению ЦК ВКП(б) и СНК СССР испытание танка “КВ” должно было бы быть закончено к 15 июня 1940 года, после чего… должны были быть утверждены чертежи и технические условия на производство танка КВ. Однако, чертежи и технические условия на танк полностью не отработаны и не утверждены до настоящего времени. Это затрудняет работу военной приемки и тормозит развертывание серийного производства, вследствие непрерывных изменений чертежей и технологического процесса.

В июле месяце в чертежи танка КВ было внесено 349 конструктивных изменений, из них 43 связанных с изменением в технологии; в августе-сентябре внесено 1322 конструктивных изменения, из них 110 связаны с изменением в технологическом процессе”.

С октября танк получил курсовой пулемет в лобовом листе корпуса, обслуживаемый радистом, а часть машин оборудовалась еще и зенитным пулеметом, смонтированным на турельной установке на крыше башни. Отказались от надгусеничных “крыльев”

Танки, выпущенные в 1940 г., в качестве основного вооружения несли 76,2-мм танковую пушку Л-11, спаренную с 7,62-мм пулеметом ДТ. Всего изготовили 142 танка с таким вооружением. Однако выяснилось, что пушка Л-11 оказалась недостаточно мощной и слишком ненадежной. Поэтому с января 1941 г. на танк стали устанавливать 76,2-мм пушку Ф-32. Было выпущено 352 машины с Ф-32.

Орудие Л-11, разработанное в артиллерийском КБ Кировского завода под руководством Маханова, имело ряд конструктивных недостатков, и его установка на танки рассматривалась как “временная мера впредь до разработки и запуска в производство более совершенной танковой пушки”. Таковым и должно было стать 7б,2-мм орудие Ф-32, созданное в КБ завода № 92 (г. Горький) под руководством В.Грабина. Ф-32 по сравнению с Л-11 была более простой в изготовлении и более надежной в эксплуатации. Согласно постановления Комитета Обороны № 45сс от 26 января 1940 года “Кировский завод должен в первом полугодии 1940 года изготовить 1-ю партию 76-мм пушек Ф-32 в количестве 30 штук и развернуть валовое производство этих системе 1 августа 1940 года”.
В мае 1940 года начальник Автобронетанкового управления РККА Д.Павлов докладывал в ЦК ВКП (б), что “…в результате испытаний Ф-32 и Л-11 установлено, что Ф-32 в танке обладает целым рядом преимуществ перед Л-11…Испытания Л-11 выявили, что она не является надежной, не позволяет вести стрельбу при углах снижения меньше 10 градусов, весьма капризна и сложна в эксплуатации…”

Параллельно с Кировским заводом с февраля 1941 г. началось производство танков КВ-1 на Челябинском тракторном заводе (ЧТЗ). Дело в том, что, в предчувствии скорой неминуемой войны, планы выпуска тяжелых танков все время пересматривались в сторону увеличения. К тому же было желательно иметь мощное производство танков в глубине страны. Так план выпуска КВ на 1941 г., принятый 2 января 1941 г., предусматривал постройку 600 машин. Однако уже 15 марта Правительство СССР в своем постановлении определило план в 1200 танков. Из них Кировский завод должен был дать 1000 машин и еще 200 планировалось построить на ЧТЗ.

Летом 1940 г. танки КВ стали поступать в войска. Подготовкой офицерских кадров для новых машин занялось с августа Саратовское танкотехническое училище. К июню 1941 г. в войсках находилось 370 КВ-1, из них более половины (189) были сосредоточены в Киевском Особом военном округе (КОВО). Подготовка экипажей для танков КВ была поставлена не лучшим образом. В целях сбережения матчасти в эксплуатации из почти четырехсот машин находилось всего лишь 75 штук.

Вторгшиеся в нашу страну 22 июня части Вермахта буквально с первых же дней войны столкнулись с неизвестными им типами танков. Среди них были и танки КВ-1. То, что снаряды танковых и большинства противотанковых орудий не пробивают их брони, для немцев явилось весьма неприятным сюрпризом. Казалось бы, при таком положении дел советские части, оснащенные “неуязвимыми” танками, должны были просто раздавить войска противника. Однако этого не произошло.

Сыграли свою роль различные факторы. Немало боевых машин было потеряно из-за неграмотной эксплуатации, технических неисправностей, нередко вполне исправные танки из-за отсутствия горючего были подорваны своими экипажами или просто брошены. Огромную трудность представляла эвакуация 45-тонного танка, потерявшего ход. Сказывались и изнурительные многосоткилометровые марши.

Немцы не были безоружными против советских тяжелых машин. К борьбе с ними привлекли тяжелую крупнокалиберную артиллерию, мощные зенитные орудия (господство немецкой авиации в воздухе это позволяло). Хотя немецкие солдаты прозвали основное 37-мм противотанковое орудие “дверной колотушкой” за его полнейшее бессилие в борьбе с новыми советскими танками, в Вермахте имелась и 50-мм противотанковая пушка, бронебойный снаряд которой в благоприятных условиях пробивал лобовую броню КВ на дистанциях до 500 м (правда, таких орудий летом 1941 г. было относительно немного).

В целом “…танки КВ имеют высокие боевые качества – крепкую броню и хорошее оружие. На поле боя танки КВ приводили в смятение танки противника и во всех случаях его танки отступали, …имелись случаи, когда один КВ выводил из строя до 10 – 14 танков противника”.

Тяжелые потери в летней компании поставили перед производством задачу всемерного наращивания выпуска танков КВ. С июля танк получил новую, более простую в изготовлении, башню.

Для повышения снарядостойкости КВ подвергли экранировке дополнительными 25-мм листами брони. В связи с тем, что враг подходил к Ленинграду все ближе и ближе, в августе 1941 г. началась эвакуация Кировского завода в Челябинск. В октябре выпуск танков КВ в Ленинграде прекратился.

С октября 1941 г. единственным предприятием по производству тяжелых танков стал ЧТЗ. Был создан Уральский комбинат по производству тяжелых танков КВ в составе ЧТЗ, УЗТМ, Уральского турбинного завода и завода №75 по выпуску дизельных двигателей, эвакуированного из Харькова. Вскоре это объединение получило неофициальное наименование “Танкоград”, под которым и вошло в историю.

Танки уральского выпуска в октябре вновь перевооружили, теперь уже 76,2-мм орудием ЗИС-5, которое имело баллистику как и устанавливаемое в Т-34 орудие Ф-34 и отличалось от последнего некоторыми деталями.

Кроме заводского оборудования, из Ленинграда прибыл и конструкторский коллектив разработчиков машины во главе с Ж.Я. Котиным, к которому на месте присоединились конструкторы ЧКЗ и другие специалисты, эвакуированные из разных городов страны. Объединенными усилиями была проделана огромная работа по переработке конструкторской и технологической документации в поисках возможности резкого сокращения трудоемкости изготовления КВ. В этом направлении удалось добиться практически невероятного: если в мае 1941 г. на изготовление одного КВ-1 уходило 23453 ч, то к середине января 1942.г. этот показатель сократился до 9007 ч.

В октябре 1941 г. ощущалась острая нехватка танковых дизелей, и чтобы не останавливать производство на КВ, стали ставить бензиновые М-17, хотя они и не подходили для такой тяжелой машины. Дефицит алюминия привел к изготовлению стальных радиаторов, гусеничные траки стали литыми, ходовая часть оснащалась катками без резиновых бандажей, вместо танковых радиостанций стали устанавливать авиационные.

В целях экономии дорогостоящего проката, наряду со сварными, перешли к изготовлению литых башен. С декабря танк стал оснащаться башней, за основу конструкции которой была принята литая башня производства Ижорского завода, испытанная еще до войны.

Позже литые “утяжеленные” башни стал выпускать УЗТМ. Литье имеет как положительные (в основном производственного характера), так и отрицательные свойства (неравномерность структуры металла, неизбежность образования внутренних дефектов и т.п.). Все это приводит к необходимости существенно увеличивать толщину стенок отливки для достижения приемлемой снарядостойкости. На “утяжеленной” толщина стенок достигла 110 мм против 75 мм у сварной. А это – дополнительный вес…

Первые танки КВ-1, оснащенные пушкой ЗИС-5, пошли в бой осенью 1941 г. под Москвой. В это время практически все выпускаемые средние и тяжелые танки направлялись в войска, защищавшие столицу. Эти машины сыграли большую роль в ходе нашего контрнаступления под Москвой.

К весне с фронтов стали приходить тревожные известия. Из частей поступали жалобы на ухудшившееся качество изготовления танка (что практически неизбежно при массовом выпуске в условиях военного времени с использованием малоквалифицированной рабочей силы), частые аварии и поломки, заметно упала маневренность и проходимость. Противник все шире начал применять для борьбы с советскими танками новые виды бронебойных боеприпасов, новые мощные противотанковые орудия. Танки противника вооружились длинноствольными пушками повышенной мощности. При прорыве неподавленной вражеской обороны КВ стали нести тяжелые потери.

Стремясь повысить защищенность танка без изменения конструкции, все больше усиливали бронирование. А вместе с толщиной брони стремительно рос и вес машины, который к весне 1942 г. перевалил за 50 т. Резко обострились “хронические болезни”, связанные с трансмиссией и коробкой передач КВ.

Весенние бои показали, что к этому времени КВ перестал безоговорочно доминировать на поле боя. Но, несмотря на это, при грамотном применении, танк, как и в начале войны, был способен нанести противнику немалый урон. Так, командир взвода 158-й танковой бригады Д.Н. Шолохов в бою 30 июля 1942 г. уничтожил на своем КВ восемь немецких танков, а экипаж С.Ф. Коновалова из 15-й танковой бригады в районе хутора Нижнемитякин под Ростовом атаковал колонну врага, разворачивающуюся в боевой порядок, и уничтожил 16 танков и две бронемашины.

КВ-1

КВ-1

КВ-1

КВ-1С

выпуск 1940 г.

выпуск 1941 г.

выпуск 1942 г.

Боевая масса, т

44

47
(с доп.бронировкой – 47,5)

до 50

42,5 – 43,4

Экипаж, чел.

5

5

5

5

Длина корпуса, мм

6750

6750

6750

6750

с пушкой вперед, мм

6750
(с ЗИС-5 – 6850)

6850

6950

Ширина, мм

3320

3320

3320

3250

Высота по крышу башни, мм

2710

2710

2710

2450

Клиренс

430

430

430

440

Вооружение

Пушка

76,2-мм Л-11

76,2-мм Ф-32
(76,2-мм ЗИС-5)

76,2-мм ЗИС-5

76,2-мм ЗИС-5

Пулемет

4х7,62-мм ДТ

4х7,62-ммДТ

4х7,62-ммДТ

3х7,62-ммДТ

Боекомплект:

снарядов

111

114

114

90-114

патронов

3024

2875

3024

3087

Бронирование, мм:

лоб корпуса

75

75

95

60

борт корпуса

75

75

75

60

крыша

40

40

40

30

башня

75

Сварная 75
литая 90

95-120

85

Двигатель

В-2-К

В-2-К

В-2-К

В-2-К

мощность, л. с.

600

600

600

600

Максимальная скорость по шоссе км/ч

34

35

28

43

Запас хода по шоссе, км

225

225

170

330

Особенно КВ уважали пехотинцы: в качестве машины непосредственной поддержки пехоты танк был великолепен. Он в течение неограниченного времени мог буквально “ползти” со скоростью 3-5 км/ч, не отрываясь от идущих в атаку пехотинцев и прикрывая их своей броней.

При нормальной эксплуатации и наличии запчастей танк КВ показывал вполне приемлемую надежность. Из доклада генерал-майора И.С. Вовченко: “…В руках опытных водителей танк КВ отработал в походе и в бою по 5000 часов, машины прошли без ремонта мотора по 3000 километров. Это почти в три раза больше, чем предусмотрено техническими условиями эксплуатации танков. Семьдесят снарядных вмятин на броне и три тысячи пройденных километров! На этих танках можно дойти до Берлина без ремонта”.

Но никаких явных боевых преимуществ перед средним танком Т-34, за исключением более толстой брони, КВ не имел. Вооружение было таким же, а маневренность хуже, чем у “тридцатьчетверки”. Танкисты не очень любили эту машину: KB мог вдрызг разбить любую дорогу (колесная техника идти за ним уже не могла), его не мог выдержать практически ни один мост, за исключением капитальных каменных. Но самым главным недостатком были крайне ненадежные в работе главный фрикцион, коробка передач, бортовые фрикционы и малоэффективный воздухоочиститель. Словом, трансмиссия танка оставляла желать лучшего, выход ее из строя был массовым явлением. Таким образом, единственным оправданием выпуска KB в 1941-1942 годах параллельно с Т-34 могла бы быть только более мощная пушка, например 85-мм, чего однако в те годы не произошло.

В августе 1942 г. производство КВ-1 было прекращено, тем более, что параллельно с июля уже выпускался КВ-1 С. Всего за время производства изготовлено 3226 машин. К концу 1942 г. большая часть танков КВ-1 была потеряна, но оставшиеся принимали, например, участие в сражениях на Курской дуге летом 1943 г. Дольше всего танки КВ применялись на тех участках фронта, где велась в основном позиционная борьба – под Ленинградом, в Карелии. Там танки КВ воевали до осени 1944 г.

ТАКТИКО-ТЕХНИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ТЯЖЕЛЫХ ТАНКОВ
КВ-1 и КВ-1с

КВ-1
обр.1941 г.
КВ-1с
обр.1942 г.
БОЕВАЯ МАССА47000 кг42500 кг
ЭКИПАЖ, чел.5
ГАБАРИТНЫЕ РАЗМЕРЫ
Длина, мм66756900
Ширина, мм33203250
Высота, мм27102640
Клиренс, мм450450
ВООРУЖЕНИЕодна 76,2-мм пушка ЗиС-5 или Ф-34 и три 7,62-мм пулемета ДТ (курсовой, спаренный с пушкой и задний башенный)одна 76,2-мм пушка ЗиС-5 и три 7,62-мм пулемета ДТ (курсовой, спаренный с пушкой и задний башенный)
БОЕКОМПЛЕКТ90-114 выстрелов и 2772 патрона111 выстрелов и 3000 патронов
ПРИБОРЫ ПРИЦЕЛИВАНИЯтелескопический прицел – ТОД-6
перископический прицел – ПТ-6
командирская панорама – ПТ-1
БРОНИРОВАНИЕлоб корпуса (верх) – 40-75 мм
крыша корпуса – 30-40 мм
борт корпуса – 75 мм
корма корпуса (верх) – 40 мм
корма корпуса (низ) – 75 мм
маска пушки – 90 мм
лоб сварной башни – 75 мм
лоб литой башни – 95 мм
борт башни – 75 мм
корма башни – 75 мм
крыша башни – 40 мм
днище – 30-40 мм
лоб корпуса (верх) – 40-75 мм
крыша корпуса – 30 мм
борт корпуса – 60 мм
корма корпуса (верх) – 40 мм
корма корпуса (низ) – 75 мм
маска пушки – 82 мм
лоб башни – 75 мм
борт башни – 75 мм
корма башни – 75 мм
крыша башни – 40 мм
днище – 30 мм
ДВИГАТЕЛЬдизельный, 12-цилиндровый, В-2К, мощностью 600 л.с.
ТРАНСМИССИЯмеханического типа: многодисковый главный и бортовые фрикционы сухого трения, 5-скоростная коробка передачмеханического типа: многодисковый главный и бортовые фрикционы сухого трения, демультипликатор, 10-скоростная коробка передач
ХОДОВАЯ ЧАСТЬ(на один борт) 6 сдвоенных основных катков с индивидуальной торсионной подвеской, 3 поддерживающих ролика, переднее ведущее и заднее направляющее колесо, крупнозвенчатая гусеница со стальными траками
СКОРОСТЬ35 км\ч по шоссе
10-15 км\ч по проселку
42 км\ч по шоссе
10-15 км\ч по проселку
ЗАПАС ХОДА ПО ШОССЕ150-225 км по шоссе
90-180 км по местности
1250 км по шоссе
до 180 км по местности
ПРЕОДОЛЕВАЕМЫЕ ПРЕПЯТСТВИЯ
Угол подъёма, град.36°
Высота стенки, м0,80
Глубина брода, м1,60
Ширина рва, м2,00
СРЕДСТВА СВЯЗИрадиостанция 71ТК-3 или Р-9

 

wofmd.com

Тяжелый танк КВ-1 (СССР) | Армии и Солдаты. Военная энциклопедия

Характеристики тяжелого танка КВ-1

Страна:СССР
Тип:Тяжелый танк
Дата выпуска:1939 год
Длинна:6,9 м 
Ширина:3,32 м 
Высота:2,71 м
Броня, лоб:110 мм 
Броня, борт:90 мм 
Броня, башня:Нет сведений
Экипаж:5 человек
Двигатель:дизельный В-2К, 600 л.с.
Дальность хода:335 км (по дороге)
Максимальная скорость:35 км/ч (по дороге)
Масса:47 т
Вооружение:76,2-мм Ф-34 (135 снарядов), 3×7,62-мм ДТ (3024 патронов)

В 1939 году на испытания в условиях приближенных к боевым, поступили три экспериментальных советских тяжелых танка: многобашенные СМКТ-100 и однобашенный КВ-1 (Клим Ворошилов). По легенде, к рождению последнего приложил руку сам Иосиф Сталин — когда ему продемонстрировали макет будущего СМК, он снял с него одну башню и задал вопрос — «сколько она весит?». А на ответ «3 тонны», отметил, что эти три тонны целесообразнее было бы использовать на увеличение толщины брони.

КВ-1 состязание выиграл и 19 декабря 1939 года танк принят на вооружение. Это был первый в мире танк с в полном смысле противоснарядным бронированием (лобовая броня доходит до 100 мм) и «танковой» проходимостью. Не смотря на вес в полсотни тонн, за счет надежного и мощного дизельного двигателя, а также широких гусениц, он мог преодолевать преграды самой сложной и дикой местности.

В бою, на протяжении всего начального этапа Великой Отечественной войны (а по сути — аж до появления германского Pz VI «Тигр» в 1943 году), КВ-1 был вне конкуренции — практически ни одна германская войсковая пушка не могла даже пробить его броню, в то время как его мощное 76-мм орудие не оставляло шанса врагу.

Оцветненная фотография тяжелого танка КВ-1

От СМК КВ-1 унаследовал схему бронекорпуса, конструкцию оптических приборов, элементы трансмиссии. Сама трансмиссия сократилась на 2 катка, в качестве двигателя был установлен дизель В-2 повышенной мощности. Интересно, что несмотря на «однобашенность», на КВ-1 изначально стояло сразу два орудия: 76-мм и 45-мм (спаренные), однако на серийных образцах «сорокопятка» была заменена пулеметом ДТ.

Всего было произведено 3117 штук танков КВ-1


источник: компиляция по материалам из открытых источников сети интернет

armedman.ru

гигант в броне » Военное обозрение

Благодаря созданию танков КВ, Советский Союз стал единственным государством, имевшим на 1941 год в массовом количестве тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Немцы называли КВ чудовищем.


Главным недостатком большинства танков второй половины 30-х годов была слабая броня, пробивавшаяся огнем противотанковых пушек и крупнокалиберных пулеметов.

КВ-1 отличался от них. Он был создан в 1939 году под руководством Ж. Я. Котина. Танк имел 76 мм пушку и три 7,62 мм. пулемета. Экипаж танка — 5 человек.

Первые КВ прошли войсковые испытания в ходе Советско-финской войны, которая стала первым конфликтом, где нашли применение тяжелые танки с противоснарядным бронированием. Тогда на фронте проходили испытания советские тяжелые танки КВ и многобашенные СМК и Т-100, действовавшие в составе 20-й танковой бригады.

Если в танковых боях, которые в Финской войне были редким явлением, новейшие машины участия не принимали, то оказались незаменимыми при прорыве укреплений противника. КВ-1 выдерживал попадания практически любых снарядов противотанковых пушек. В то же время 76-мм орудие оказалось недостаточно мощным для борьбы с дотами противника. Поэтому уже в ходе войны на базе КВ-1 началась разработка танка с увеличенной башней и установленной 152 мм. гаубицей (будущий КВ-2). В то же время, по опыту Советско-финской войны было принято решение отказаться от создания тяжелых многобашенных танков, оказавшихся дорогими и сложными в управлении. Выбор был окончательно сделан в пользу КВ.

На июнь 1941 года КВ мог считаться одним из сильнейших тяжелых танков в мире. Всего на начало июня 1941 года в частях Красной Армии насчитывалось 412 КВ-1.

Известен случай в июне 1941 года в районе Рассеняя, когда один КВ-1 сковал действия немецкой дивизии почти на двое суток. Этот КВ входил в состав 2-ой танковой дивизии, доставившей немецким войскам немало бед в первые дни войны. По видимому израсходовавший запас горючего, танк занял позицию на дороге у заболоченного луга. В одном из немецких документов отмечалось:

«Практически не было средств, чтобы справиться с чудовищем. Танк нельзя обойти, вокруг топкая местность. Нельзя подвезти боеприпасы, тяжелораненые умирали, их нельзя было вывезти. Попытка ликвидировать танк огнем 50-миллиметровой противотанковой батареи с расстояния 500 метров привела к тяжким потерям в расчетах и орудиях. Танк не имел повреждений, несмотря на то что, как выяснилось, получил 14 прямых попаданий. От них остались лишь вмятины на броне. Когда подвезли 88-миллиметровое орудие на расстояние 700 метров, танк спокойно выждал, пока оно будет поставлено на позицию, и уничтожил его. Попытки саперов подорвать танк оказались безуспешными. Заряды были недостаточными для громадных гусениц. Наконец он стал жертвой хитрости. 50 немецких танков симулировали атаку со всех сторон ,чтобы отвлечь внимание. Под прикрытием ее удалось выдвинуть и замаскировать 88-миллиметровое орудие с тыла танка. Из 12 прямых попаданий 3 прошили броню и уничтожили танк».

В 1942 году было начато производство модернизированного варианта — КВ-1с (скоростной), принятого на вооружение 20 августа 1942 года. Масса танка уменьшилась с 47 до до 42,5 т за счет уменьшения толщины броневых листов корпуса и размеров башни. Башня — литая, приобрела несколько иной внешний вид и оснащалась командирской башенкой. Вооружение осталось аналогичным КВ-1 В результате повысились скорость и маневренность, зато уменьшилась броневая защита танка. Предполагалась на КВ-1с установка более мощной 85-мм пушки (подобный опытный образец сохранился в Кубинке), но в серию этот танк не пошел. В последующем на базе Кв-1с с 85 мм пушкой был создан КВ-85, который впрочем не стал массовым из-за переключения производства на танки ИС. Солдаты прозвали танк «квасок».

В танковых боях по крайней мере до середины 1942 года германские войска мало что могли противопоставить КВ-1. Тем не менее, в ходе боевых действий выявились и недостатки танка — относительно невысокая в сравнении с Т-34 скорость и маневренность. Оба танка вооружались 76-мм орудиями. Правда, КВ имел более массивную в сравнении с «тридцатьчетверкой» броню. Страдал КВ и от частых поломок. При движении танк разбивал практически любую дорогу, да и не каждый мост мог выдержать 47-тонный танк. Тяжелый танк «Тигр» появился у немцев в конце 1942 года, превосходя любой тяжелой танк на тот момент войны. И КВ-1 оказался практически бессилен против «Тигра», вооруженного длинноствольной 88-мм пушкой. «Тигр» мог поражать KB на огромных дистанциях, а прямое попадание 88-мм снаряда выводило из строя любой танк того времени. Так,12 февраля 1943 года под Ленинградом три «Тигра» подбили 10 KB без урона со своей стороны.

С середины 1943 года КВ-1 все реже встречается на фронтах Великой Отечественной — в основном под Ленинградом. Тем не менее, КВ-1 прослужил базой для создания целого ряда советских танков и самоходных орудий. Так, на базе КВ была создана СУ-152, вооруженная 152 гаубицей-пушкой. До наших дней в России сохранилось всего несколько единиц КВ-1, ставших музейными экспонатами.

topwar.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о