Содержание

Япония, Самураи, Харакири

Честь дороже жизни: как самураи в Японии делали харакири.

Потрясающая серия старинных фотографий показывает жизнь японских самураев 130 лет назад. Среди снимков есть и такие, на которых изображен ритуал харакири, он же сэппуку. Его использовали воины, которые хотели умереть, сохранив честь, — или добровольно, или когда оказывались в плену врага. Церемониальное выпускание кишок на самом деле было частью более сложного ритуала и выполнялось в присутствии зрителей. На одном из снимков молодой самурай пронзает себе живот катаной.

Воины наблюдают за харакири самурая в белом.

Самураи появились в период Хэйан около 710 года нашей эры с целью подчинения местных жителей в регионе Тохоку в северной части острова Хонсю. Со временем они становились все более могущественными и стали воинской элитой в Японии. Они были правящим классом с XII по XIX век.

Самурай делает себе харакири, или сэппуку, — ритуал самоубийства через выпускание кишок.

Самураи следовали кодексу, сформированному под влиянием конфуцианства, который известен как бусидо — дословно «путь воина». Неписаный и негласный кодекс прославлял скромность, верность, мастерское владение боевыми искусствами и честь до самой смерти. Правила также призывали самурая к героической отваге, яростной защите семейной гордости и беззаветной преданности господину.

Группа самураев в старинных доспехах и с оружием, около 1870 года.

В XV и XVI веках существовало множество враждующих группировок, но впоследствии их число уменьшилось. Бесстрашные воины носили пластинчатые доспехи и разнообразное оружие, включая лук со стрелами, копья, ружья и, конечно же, самурайский меч. Однако в периоде Эдо сохранялся мир, и многие самураи стали учителями, художниками или чиновниками, поскольку необходимость владения боевыми искусствами потеряла первостепенную важность.

Снимок, сделанный и раскрашенный Феличе Беато: женщины в традиционной японской лавке, конец XIX века.

Когда в 1868 году на трон взошел император Мэйдзи, он стал упразднять полномочия самураев. Сначала он лишил их права быть единственной армией в Японии и с 1873 года начал формировать армию по призыву в западном стиле.

Один из первых военных фотографов, венецианец Феличе Беато сделал этот снимок около 1862 года.

Самураи стали сидзоку, объединившись с другим общественным классом под влиянием реформ Мэйдзи, и право носить катану было утрачено, как и право казнить любого, кто публично проявил неуважение к самураю.

Группа самураев, около 1890 года. Иллюстрация к буклету «В Японии: типажи, костюмы и нравы».

Термин «сидзоку» (нетитулованная знать) оставался частью японской культуры до конца Второй мировой войны, но в 1947 году от него отказались. Несмотря на то что на пике расцвета самураи составляли не более 10% от населения Японии, их влияние до сих пор очень заметно в японской культуре, в особенности в современных боевых искусствах.

Самурай в традиционном наряде и обуви дует в морскую раковину.

Три японских самурая в полном обмундировании.

Яркие традиционные доспехи и старинное оружие на самураях, около 1890 года.

Самурай это…

Самурай — это японский воин. Даже до наших дней дошли истории о храбрости и силе духа самураев. Сословие самураев существовало вплоть до буржуазной революции, и даже после этого сохранились некоторые черты в обществе. Самурай — это не просто воин, изначально ими становились только феодалы. Образ жизни и добродетели средневековых самураев нашли широкое отражение в искусстве. Такая популяризация привела к искажению некоторых фактов о воинах феодальной Японии.

Зарождение

Значение слова самурай можно истолковать как «человек, который нёс службу». Первые самураи появились ещё в 7 веке. Во время правления Тайка был проведён ряд различных реформ. Таким образом, вырисовалось привилегированное сословие воинов. Изначально это были люди, которые и так занимали высокое положение в обществе и являлись землевладельцами. Широкое же распространение самурайство получило в 9 веке, когда японский император Камму вёл войну против айнов. На протяжении следующих столетий формируются чёткие догмы, которые определяют воина. Появляется свод правил «Бусидо», который гласит, что самурай — это человек, который ставит верность своему господину превыше всего. В этом и заключается практическое отличие от европейского рыцарства. «Бусидо» также указывал на доброту, порядочность, честность, однако в центре внимания всё же оставалась верность войне и господину.

Идеология

В среде самураев наиболее почитались такие добродетели как храбрость, верность, отсутствие страха перед смертью и страданиями. Такой нигилизм обусловлен не в последнюю очередь влиянием буддизма. Путь воина (дословный перевод «Бусидо») также предполагал моральное и психологическое развитие. Множество процедур, вроде медитации, были призваны поддерживать равновесие и духовное спокойствие человека. Основная задача «пути духа» состояла в очищение от душевных переживаний и становлению равнодушного отношения к мирской суете.

Отсутствие страха перед смертью стало своеобразным культом. Ярким примером такой идеологии является харакири. Это ритуальное самоубийство специальным ножом. Харакири считалось достойной смертью для любого самурая. Человек, решивший совершить его, становился на колени и затем вспарывал себе живот. Аналогичные способы самоубийства наблюдались ещё у воинов древнего Рима. Живот был выбран в качестве цели, поскольку японцы считали, что именно там находится душа человека. При харакири мог присутствовать друг самурая, который обезглавливал его после вспарывания. Такая казнь разрешалась только за мелкие преступление или отхождения от кодекса.

Кто такой самурай

Современное искусство несколько исказило образ самураев. В древней Японии самурай — это, прежде всего, феодал. Бедные сословия не могли принадлежать к этому движению. Помимо социальных предрассудков, это было обусловлено также и материальными проблемами. Амуниция и оружие самурая стоили очень дорого, а обучение длилось всю жизнь. Воина воспитывали с самого детства. Это были, прежде всего, тяжелые физические тренировки. Подросток должен был постоянно трудиться и тренироваться. Для этого у него был личный наставник, который являлся идеалом и духовным образом мужества для ученика. Тренировки в основном заключались в бесконечном повторении одних и тех же боевых ситуаций. Это делалось для того, чтобы боец запоминал действия в определённых условиях на рефлекторном уровне.

Духовное воспитание самурая

Помимо физических тренировок, существовали также и моральные. Отец с детства должен был учить своего сына не бояться боли и лишений. Для закалки духа подростка могли разбудить ночью и приказать отправиться в место, которое считалось проклятым. Также в юности будущих воинов водили смотреть казни преступников. На некоторых стадиях запрещалось спать или даже есть. Такие лишения должны были закалить тело и дух самурая. Дом, семья и дети никогда не были в приоритете у солдата согласно «Бусидо». Перед отправкой на войну он клялся забыть их и не вспоминать до возвращения.

Среди самураев существовала особая элита — Даймё. Считалось, что это самые опытные и смелые воины. Однако на деле это были просто крупные феодалы, которые фактически правили отдельными регионами. Самурай — это не обязательно мужчина. История сохранила множество воспоминаний о женщинах-воинах.

Вооружение самураев

Самурай — это, прежде всего, человек в дорогостоящих доспехах. На поле боя именно это отличало их от асигару — крестьянского ополчения. Доспехи самураев были сложны в изготовлении и могли стоить дороже целого поселения. В отличии от европейских доспехов, самурайские состояли в основном из металлических пластин. Между собой они соединялись шёлковыми нитями и покрывались кожей. В качестве оружия самураи использовали мечи — катаны, что-то среднее между саблей и европейским мечом рыцаря. Помимо катаны, самурай носил с собой небольшой кинжал. Также использовались яри — копья с длинным жалом. Некоторые самураи использовали луки. С появлением огнестрельного оружия доспехи потеряли свою практическую пользу и использовались лишь как атрибут высокого статуса. Некоторые элементы доспехов использовались как проявление воинского звания и в капиталистической Японии. В российском фильме «Иерей» самурай показан в современном обществе, что не является редкостью.

www.o000o.ru

время появления, золотой век и закат этого сословия, особенности их воспитания и морального кодекса

О японских самураях знают, пожалуй, во всём мире. Их порой сравнивают с европейскими рыцарями, но это сравнение не совсем точное. С японского слово «самурай» переводится как «человек, который служит». Средневековые самураи в своём большинстве были благородными и бесстрашными бойцами, сражающимся против врагов с помощью катан и другого оружия. Но когда они появились, как жили в разные периоды истории Японии и каким правилам следовали? Обо всём этом в нашей статье.

Зарождение самураев как сословия

Самураи появились в результате реформ Тайка, стартовавших в Стране Восходящего Солнца в 646 году. Эти реформы можно назвать крупнейшими социально-политическими преобразования в истории древней Японии, которые проводились под руководством принца Нака-но Оэ.

Большой толчок к укреплению самурайства дал император Камму в начале девятого века. Этот император обратился за помощью к существующим региональным кланам в войне против айнов — ещё одного народа, который жил на островах Японского архипелага. Айнов, кстати, сейчас осталось всего несколько десятков тысяч.


Японский император Камму

В X–XII веках в процессе «разборок» феодалов сформировались влиятельные роды. Они имели свои достаточно существенные военные отряды, участники которых лишь номинально состояли на службе у императора. По факту каждый крупный феодал тогда нуждался в хорошо обученных воинах-профессионалах. Ими и стали самураи. В этот период сложились и основы неписаного самурайского кодекса «Путь лука и скакуна», позднее трансформировавшегося в чёткий свод правил «Путь Воина» («Бусидо»).


До сих пор выпускаются книги, посвящённые принципам «Бусидо», в том числе и на русском

Самураи в эпоху сёгуната Минамото и в эпоху Эдо

Окончательное формирование самураев как особого привелегированного сословия произошло, по мнению большинства исследователей, в период правления в Стране Восходящего Солнца дома Минамото (это период от 1192 до 1333 года). Воцарению Минамото предшествовала гражданская война между феодальными кланами. Сам ход этой войны создал предпосылки для появления сёгуната — формы правления с сёгуном (то есть военачальником) во главе.

После того, как над кланом Тайра была одержана победа, Минамото но Ёритомо вынудил императора дать ему титул сёгуна (таким образом он стал первым сёгуном), а небольшое поселение рыбаков Камакура он сделал собственной резиденцией. Теперь сёгун был самым могущественным лицом в стране: самураем самого высшего ранга и главным министром одновременно. Конечно, официальная власть в японском государстве принадлежала императору, у двора тоже оставалось некоторое влияние. Но положение двора и императора всё равно нельзя было назвать главенствующим — к примеру, император постоянно вынужден был следовать указаниям сёгуна, в противном случае его заставили бы отречься от престола.

Ёритомо учредил новый орган управления Японией, названный «полевой ставкой». Как и сам сёгун, почти все его министры были самураями. В результате принципы самурайского сословия распространились во все сферы японского общества.


Миномото но Ёримото — первый сёгун и самый высокопоставленный самурай конца XII века

Считается, что «золотым веком» самурайства был период от первого сёгуна до гражданской войны Онин (1467–1477 гг.). С одной стороны, это был достаточно мирный период, с другой — количество самураев было сравнительно небольшим, что позволяло им иметь хороший достаток.

Потом в истории Японии настал период множества междоусобных войн, в которых самураи принимали активное участие.


Масштабные сражения самураев в эпоху междоусобиц были частым явлением

В середине XVI века было ощущение, что империя, сотрясаемая конфликтами, навсегда распадётся на отдельные части, но даймё (князь) с острова Хонсю Ода Нобунага сумел запустить процесс объединения государства. Этот процесс был долгим, и только в 1598 году установилось истинное единовластие. Правителем Японии стал Токугава Иэясу. Он избрал своей резиденцией город Эдо (нынешний Токио) и стал основателем сёгуната Токугава, который правил более 250 лет (эту эпоху называют ещё эпохой Эдо).

С приходом к власти дома Токугава сословие самураев значительно увеличилось — чуть ли не каждый пятый японец стал самураем. Так как внутренние феодальные войны ушли в прошлое, военные отряды самураев в это время использовались, главным образом, для того, чтобы подавлять крестьянские восстания.


Иэясу Токугава — основатель сёгуната Токугава

Самыми высокопоставленными и важными самураями были так называемые хатамото — непосредственные вассалы сёгуна. Однако основная масса самураев выполняли обязанности вассалов даймё, и чаще всего они не имели земли, а получали от своего господина некое жалование. При этом у них были достаточно большие привилегии. К примеру, законодательство Токугава разрешало самураю без каких-либо последствий убивать на месте «простолюдина», который неприличным образом ведёт себя.

Существует заблуждение, что все самураи были достаточно обеспеченными людьми. Но это не так. Уже при сёгунате Токугава встречались бедные самураи, которые жили ненамного лучше обычных крестьян. И чтобы прокормить свою семью, некоторым из них всё же приходилось возделывать землю.


Самурай XVII века: статуэтка

Воспитание и кодекс самураев

Воспитывая будущих самураев, им пытались привить безразличие к смерти, физической боли и страху, культ почтительности к старшим и верности своему господину. Наставник и семья в первую очередь делали упор на становлении характера юноши, вставшего на этот путь, вырабатывали в нём храбрость, выносливость и терпение. Характер развивали чтением историй о подвигах героев, прославивших себя самураев прошлого, просмотром соответствующих театральных постановок.

Порой отец приказывал будущему воину для того, чтобы он стал смелее, отправиться в одиночку на кладбище или в другое «нехорошее» место. Практиковалось посещение подростками публичных казней, также их отправляли на осмотр тел и голов мёртвых преступников. Причём юноша, будущий самурай, обязан был оставить специальный знак, который доказывал бы, что он не отлынивал, а реально был здесь. Нередко будущих самураев заставляли выполнять тяжёлые работы, проводить бессонные ночи, ходить зимой босиком и т. д.


Тренировка будущего самурая (кадр из фильма «Последний самурай» 2003 года)

Доподлинно известно, что самураи были не только бесстрашными, но и весьма образованными людьми. В кодексе Бусидо, о котором уже упоминалось выше, говорилось, что воин должен совершенствовать себя любыми способами. И поэтому самураи не чурались занятий поэзией, живописью и икебаной, занимались математикой, каллиграфией, проводили чайные церемонии.

Огромное влияние на самурайское сословие оказал ещё и дзен-буддизм. Он пришёл из Китая и распространился по Японии в конце XII века. Самураям дзен-буддизм как религиозное течение показался очень привлекательным, так как он способствовал выработке самообладания, воли и хладнокровия. В любой ситуации без лишних мыслей и сомнений самурай должен был идти прямо на врага, не смотря назад или в сторону, чтобы его уничтожить.


Многие самураи активно использовали буддистские практики медитации

Ещё один интересный факт: согласно «Бусидо» приказы своего господина самурай был обязан выполнять беспрекословно. И даже если тот прикажет покончить с собой либо пойти отрядом из десяти человек против тысячной армии, это должно было быть выполнено. Кстати, феодалы порой отдавали приказ самураю идти на верную гибель, на битву с превосходящим по численности противником, просто чтобы избавиться от него. Но не надо думать, что самураи никогда не переходили от господина к господину. Такое случалось нередко в ходе стычек между мелкими феодалами.

Хуже всего для самурая было потерять честь и покрыть себя позором в битве. О подобных людях говорили, что они не достойны даже смерти. Такой воин скитался по стране и пытался зарабатывать уже как обыкновенный наёмник. Их услугами в Японии пользовались, но относились к ним с пренебрежением.

Одной из самых шокирующих вещей, связанных с самураями — это ритуал харакири или сэппуку. Самурай должен был покончить с собой, если оказался не способен следовать «Бусидо» или был пленён врагами. И ритуал сэппуку рассматривался как почётный способ смерти. Интересно, что составными частями этого ритуала были торжественное купание, трапеза с самой любимой едой, написание последнего стихотворения — танку. И рядом с самураем, выполняющим ритуал, всегда присутствовал верный товарищ, который в определённый момент должен был отрубить ему голову, дабы прекратить мучения.

Внешний вид, оружие и доспехи самурая

Как выглядели средневековые самураи, достоверно известно из множества источников. На протяжении многих столетий их внешний вид почти не менялся. Чаще всего самураи ходили в широких шароварах, напоминающих по крою юбку, с пучком волос на голове, называемым мотодори. Для данной причёски лоб брился наголо, а оставшиеся волосы заплетали в узел и закрепляли на макушке.


На этом фото хорошо видны традиционные причёски самураев

Что касается оружия, то на протяжении долгой истории самураи пользовались разными его видами. Первоначально основным оружием был тонкий короткий меч, называющийся тёкуто. Потом самураи перешли на изогнутые мечи, которые в итоге трансформировались в известные сегодня во всём мире катаны. В кодексе «Бусидо» было сказано, что душа самурая заключена в его катане. И не удивительно, что этот меч считался важнейшим атрибутом воина. Как правило, катаны использовались в паре с дайсё, короткой копией основного меча (дайсё, кстати, имели право носить только самураи — то есть это был элемент статуса).

Помимо мечей, использовались самураями и луки, поскольку с развитием военного дела личная храбрость, умение сражаться с врагом в ближнем бою, стали значить гораздо меньше. А когда в XVI веке появился порох, луки уступили место огнестрельному оружию и пушкам. Например, популярны в эпоху Эдо были кремниевые ружья, называемые танэгасима.


Самурай с ружьём

На поле боя самураи облачались в специальные доспехи — в броню. Эта броня была роскошно украшена, выглядела несколько нелепо, но при этом каждая её часть имела свою конкретную функцию. Доспехи была одновременно прочными и гибкими, что позволяло их владельцу свободно двигаться на поле боя. Броня изготавливалась из металлических пластин, связанных между собой кожаными и шёлковыми шнурками. Руки были защищены наплечными щитами прямоугольной формы и бронированными рукавами. Иногда на правую руку такой рукав не надевали, чтобы сражаться было легче.

Неотъемлемым элементом брони был шлем Кабуто. Его чашевидная часть была сделана из металлических пластин, соединённых заклёпками. Интересной особенностью этого шлема является наличие подшлемника (точь-в-точь как у Дарта Вейдера из «Звёздных войн»). Он защищал шею владельца от возможных ударов мечей и стрел. Вместе со шлемами самураи порой надевали и мрачные маски Менгу — для устрашения противника.


Самурай в доспехах

В целом это боевое облачение было очень эффективным, и армия Соединённых Штатов, как говорят специалисты, создавала первые бронежилеты как раз на основе средневековых японских доспехов.

Закат сословия самураев

Начало распада сословия самураев связано с тем, что даймё перестали нуждаться в больших личных отрядах воинов, как это было в период феодальной раздробленности. В результате многие самураи остались не у дел, превратились в ронинов (самураев без господина) или ниндзя — тайных убийц-наёмников.


Иногда самураи превращались в ниндзя

А к середине восемнадцатого века процесс угасания самурайского сословия самураев стал идти ещё быстрее. Развитие мануфактур и усиление позиций буржуазии привели к постепенному вырождению (прежде всего экономическому) самурайства. Всё больше и больше самураев попадало в долги к ростовщикам. Многие из воинов сменили квалификацию и превратились в обыкновенных торговцев и земледельцев. Кроме того, самураи становились участниками и организаторами разнообразных школ воинских искусств, чайной церемонии, гравюры, философии дзэн, изящной словесности — так выражалась обострённая тяга этих людей к традиционной японской культуре.

После буржуазной революции Мэйдзи 1867–1868 годов самураев, как и другие феодальные сословия, официально упразднили, однако ещё какое-то время они сохраняли своё привилегированное положение.


Фото самураев эпохи Мэйдзи

Те самураи, которые ещё при Токугава фактически владели землёй, после аграрных реформ 1872–1873 гг., юридическим закрепили свои права на неё. Кроме того, бывшими самураями пополнялись ряды чиновников, офицеров армии и флота и т. д.

А в 1876 году в Японии вышел знаменитый «Указ о запрете мечей». В нём прямо запрещалось ношение традиционного холодного оружия, и это в конечном счёте «добило» самураев. Со временем они стали просто частью истории, а их традиции — элементом неповторимого японского колорита.

Документальный фильм «Времена и воины. Самураи».

knowhistory.ru

Самурай

Самураи. Последний бой Хонды Тадамото (фрагмент ширмы «Летняя Осацька кампания», 17 века, музей «Осацький Замок»)

Самурай ( яп. 侍 Самурай, «тот, кто служит»; яп. 武士- буси, мононофу, «воин») — представитель военного положения в Японии 10 — 19 века. На протяжении средневековья самураи вытеснили японский аристократию с места ведущей политической силы страны и создали собственную систему управления обществом — сегунат. Содержание понятия «самурай» изменялся в соответствии с обстоятельствами конкретной исторической эпохи, однако его составляющая, которая ассоциировала самураев с войной или военной службой, осталась незыблемой.


1. Этимология

1.1. Самурай

Слово «самурай» (侍, さむらい) происходит от японского слова «сабурай» (侍,さぶらひ»слуга»), который является производным от глагола «сабурай» (侍ふ,さぶらう, «служить»).

Один из первых записей сабурай содержится в «Сборнике песен древности и современности» (古今和歌集, 901 — 914). В нем они упоминаются как простые слуги в хозяйстве вельмож. Однако в источниках 11 века сабурай — это уже вооруженная прислуга, задачей которой является охрана сюзерена — принца, чиновника, аристократа, настоятеля буддистского храма или священника синтоистского святилища [1].

На середину 12 века сабурай стали называть не вооруженных слуг, а знатных военных, которые занимали высокие 5 и 6 чиновничьи ранги в Всеяпонский 32 ранговой системе. В конце 12 века словом «сабурай» обозначали уже исключительно элитных воинов — полководцев знатного рода или прославленных солдат-сорвиголов.

В 13 веке сабурай составляли отдельное сословие, характерными чертами которого было наличие земельного владения и прислуги, а также выполнение военной службы всадника. Воины, которые не соответствовали указанным критериям не имели права называться сабурай. Однако кризис японской центральной власти в 14 веке стала причиной расширения понятия «сабурай», которое начали использовать для определения обезземелених воинов-всадников, а впоследствии, и их вассалов.

На 15 — 16 века, когда Япония погрузилась в эпоху непрерывных войн, «сабурай» стали называть любого воина. Им мог быть и родовитый полководец, и вооруженный крестьянин, и даже разбойник-головорез. В это же время имела место фонетическая изменение слова «сабурай» (侍, さぶら ひ) — его начали произносить как «самурай» (侍, さむ らひ). Это изменение было окончательно закреплено письменно в начале 18 века.

В период Эдо ( 1603 — 1867) появляется первое законодательное определение «самураев». Под ними понимали элитных слуг сегуна, провинциальных властителей и их крупнейших вассалов. Остальные бывших военнослужащих и солдат страны, которые входили в самых привилегированных состояния «мужей» (士) [2], назывались не «самураями», а «воинами» — буси (武士).

Сегодня самураями часто называют всех военнослужащих Японии средневековой и новой эпохи. Такой подход можно встретить в научно-популярной или художественной литературе. Однако в профессиональных научных трудах использование термина самурай более взвешенным, поскольку учитывается нагрузку слова «самурай» в конкретный исторический период.


1.2. Буси

Часто синонимом понятия «самурай» выступает слово «буси» (武士, «военный муж», «воин»). Однако эти термины не являются абсолютно тождественными.

Первое использование слова «буси» содержится в «Продолжении Анналов Японии» (続 日本 纪, 721) и не имеет отношения к феномену самурайства. Термин «буси» употребляется как антоним к слову «гражданский чиновник» [3]. Лишь с конца 11 века слуг сабурай начали ассоциировать с военными — «буси».

В середине 12 века смысловые нагрузки слов «самурай» и «буси» совпадали. Однако уже в конце того же века, в связи с оформлением законодательства первый сегуната, сфера применения данных понятий была четко разграничена. Термином «самурай» обозначали элитного воина, а словом «буси» остальные японского воинства.

В 15 — 16 веках эти два слова вновь стали синонимами, однако после установки сегуната Токугава и создание нового законодательства, понятие «самурай» снова был атрибутовано до самых слоев японского общества. То есть, в 17 — 19 веке каждый воин из состояния «мужей» (士) принадлежал к буси, но не каждый буси мог быть самураем.

На сегодня оба понятия — «самурай» и «буси» — часто используются как взаемозаминюючи, но такая практика недостаточно оправданной, учитывая историю и смысловую нагрузку обоих терминов.


1.3. Другие слова

Слово «самурай» имеет также ряд других синонимов. Среди них:

  • Бугейся (武芸者, «человек боевых искусств» ) — поэтическое название воина;
  • Буке (武家, «военный дом») — понятие для обозначения самурайского (военного) рода или члена этого рода;
  • Си (士, «муж») — сокращение от «буси»;
  • Мононофу (物部, «военный», «воин») — древнее японское слово для обозначения военного;
  • Муся (武者, «воин») — сокращение от «бугейся» (武芸者)
  • Цувамоно (兵, «воин», «солдат») — древнее японское слово для обозначения солдата.

2. История

2.1. Происхождение

Классическое изображение самурая как лучника-всадника («Иллюстрированный свод о войне последних трех лет», 1347 год, Токийский национальный музей)

Генезис самурайства окончательная не выяснена, поскольку в науке нет общепринятого определения термина «самурай». Вопрос, можно ли считать всех военных древней Японии до- Хэйанского периода самураями, остается дискуссионным. Японские радикальные историки выводят начала самурайства с 4 — 5 века от военных родов Мононобэ и Отомо, однако упоминаний о собственно «самураев» в источниках этого периода нет.

Традиционным является теория, которая датирует появление самураев концом 10 — началом 11 века. В настоящее время японское правительство отказалось от государственной армии, а проблемы, которые необходимо было решать вооруженным путем успешно решал силами «частных войск» членов того же правительства. Эти «частные армии», которые составляли гвардию того или иного аристократа, состояли из сыновей уездных чиновников или детей зажиточных сельских семей. Аристократ и его гвардейцы находились в системе лояльностей, напоминавшей сюзеренсько — вассальную систему средневековой Европы. За верную службу солдат такого «частного войска» получал надел земли, а его хозяин-аристократ — преданного подчиненного-слугу. Воины таких гвардий назывались «служаками» — т.е. «сабурай» или «самураями» (от японского слова侍ふсабурай, самурая — служить). Они образовывали вместе с сюзереном самурайский род (家), который держался преимущественно на кровно-родственных связях.

Глава рода преимущественно проживал в столице, а большинство его самураев — в подконтрольных ему землях. Иногда столичные аристократы добровольно или, преимущественно по политическим причинам, принудительно покидали столицу и селились в собственных частных владениях, чем укрепляли свои позиции в провинции и становились настоящими самурайскими главарями «на местах». С упадком центральной власти в конце 11 века именно эти предводители смогли сосредоточить рычаги реальной власти в регионах, и захватить лидерство в стране.

Поскольку обязанностями самураев было исполнение приказов сюзерена и охрана его владений, их жизнь была неразрывно связана с политическими разборками и войной. Развал исполнительной вертикали в позднюю эпоху Хэйан стал причиной частых междоусобиц столичной аристократии и, как следствие, обострение конфликтов в провинции. Политические интриги в Киото отзывались кровопролитными внутренними войнами и бунтами, среди которых самыми известными были восстания самурайских лидеров Тайры но Масакадо в регионе Канто ( 931 — 940) и Фудзивары но Сумитомо в регионе Внутреннего японского моря ( 931 — 941), смуты годов Хогэн ( 1156 — 1158) и Хэйдзи ( 1159).

Кроме междоусобиц самураи постоянно принимали участие во внешних войнах против аборигенных жителей Восточной Японии — прото- айнских племен эмиссии. От последних японцы заимствовали конную тактику ведения боя, главное оружие — лук и стрелы, саблевидный «кавалерийский» меч ритуал самоубийства сэппуку. Большинство из этих атрибутов стали неотъемлемыми символами самураев будущего, а сочетание «лучник-всадник» (弓 马) превратилось в синоним слова «самурай».


2.2. Первая самурайская диктатура

Если в начале своего появления в 10 веке самураи были орудием аристократов куге для решения собственных проблем, то с середины 12 века они стали самостоятельной силой и начали вмешиваться в придворную политику. Могущественных самурайских родов было два — Тайра и Минамото. Их лидеры были далекими потомками японских монархов возвышали их рода среди других военных. Придворные чиновники неоднократно использовали отряды Тайра и Минамото для борьбы с оппонентами и подавление самурайских восстаний друг друга. За верную службу они получали немалые земельные наделы от центральной власти и чиновников. Накопление земель позволило самураям этих родов подготовить экономическую базу в регионах и вступить в борьбу за власть в стране.

Столичные междоусобицы аристократов годов Хогэн ( 1156) и хедз ( 1160) переросли в войну между самураями Тайра и Минамото. Она закончилась победой первых во главе с Тайра но Киемори, который, фактически, захватил власть в Киото. Он был назначен советником, а затем и главным министром императора. Благодаря протекции Киемори, немало самураев его рода получили чиновничьи должности. В Японии было установлена ​​первая самурайскую диктатуру.

Однако, Тайра не придумывали собственной системы управления страной, а лишь вытеснили аристократов с уже существующей — императорского правительства с центром в Киото. Именно это стало причиной их упадка. Страна нуждалась всеяпонских радикальных реформ, которые невозможно было осуществлять в рамках существующей системы власти. Самураи Тайра занималась только делами столицы и пренебрегали проблемами регионов.


2.3. Камакурський сегунат

Бездействие столичных самураев побудила региональные силы к действию. Их возглавил другой самурайский род Минамото, который при поддержке императорского двора начал в 1180 году войну против диктаторов Тайра. Она продолжалась до 1185 года и закончилась полным разгромом последних. Глава рода Минамото, Минамото но Еритомо, основавший в схиднояпонському городе Камакура, где находилась его резиденция, первый самурайский правительство — сегунат.

Это правительство было первой попыткой военных создать собственную систему управления страной, отличную от существующей аристократической. Долгое время обе системы сосуществовали, однако самурайская модель оказалась более приспособленной к требованиям времени и впоследствии вытеснила гражданскую модель. Хотя формально сегун был подчиненным императора и членом его правительства, сегунат постепенно отбирал реальные рычаги власти у императорского двора. Восстание недовольных императора и аристократов против самурайского правительства в 1221 году закончилось их поражением и только укрепило позиции сегуната в стране.

Битва самураев с монголами («Иллюстрированный свод о нашествии монголов», 1293).

В первой половине 13 века линия сегунов Минамото оборвалась. Этой ситуацией воспользовался род Ходзе, члены которого исполняли обязанности сиккэн — сьогунивських регентов. Посадив на главе самурайского правительства марионеток из императорского дома, Ходзе захватили реальную власть. Под их руководством было заключено первое собрание самурайских законов «Свод наказаний» ( 1232), которая заложила основы для дальнейшего развития политических и экономических институтов военных. В 1274 и 1281 годах, за регентства Ходзе, были отражены монгольские нашествия в Японию. Однако, несмотря на эту победу, популярность Камакурського сегуната среди самураев начала падать из-за неудачной политики в области землевладения. Этим общим недовольством воспользовался император Го-Дайго, который, вынашивая план по восстановлению власти и влияния своего двора в стране, поднял в 1333 году войска против сегуната. К нему присоединились силы самураев на востоке страны, того же года захватили Камакура и уничтожили тамошний правительство.


2.4. Муромативський сегунат

После свержения Камакурського сегуната императорский двор, который перехватил реальную власть в стране, стал на путь реформ, целью которых была реставрация прав и земельных владений аристократии. Интересы безземельного самурайства были отвергнуты, что настроило их против новой власти. Выразителем интересов военнослужащих выступил Асикага Такаудзи, который восстал против императора, разбил его войска, посадил на трон нового монарха и установил в 1338 году новый сегунат в столице Киото.

Киотский сегунат, более известный как сегунат Муромати, попытался учесть ошибки своих политических предшественников и начал проводить реформы в интересах обеих господствующих групп японского общества — аристократии и самураев. Именно по этой причине ставка нового военного правительства находилась в столице, традиционном центре японской аристократии. Своего могущества сегунат достиг при правлении Асикага Есимицу, однако его преемники не смогли удержать властного руля.

Ударом который развалил систему сегуната Муромати стала война годов Онин ( 1467 — 1477) между главными советниками сегунов — родами Хосокава и Ямана. Военные губернаторы, их назначал центральное правительство, были смещены своими заместителями, которые вербовались из местных самурайской знати. Последние перестали выполнять приказы сегуната, заботясь только внутренними проблемами. Страна фактически распалась на ряд независимых «государств», формальным и бесправным лидером которой оставались столичные сегуны. Наступила так называемая эпоха «воюющих стран», время непрерывных войн между самурайскими обладателями дайме.


2.5. Ода, Тоетоми и Токугава

На 16 века Япония оставалась раздробленной. Во многих районах появились мощные самурайские обладатели, которые успешно расширили границы своих земель и стали «гегемонами» больших регионов. Среди самых влиятельных родов того времени выделяют Симадзу, Море, Мийоси, Такэда, Имагава и Го-Ходзе. Большинство из них были удовлетворены существующим положением вещей и не собирались восстанавливать политическое единство страны.

Однако во второй половине 16 века появился полководец, который поставил себе целью не создание родовой «удельной государства», а объединение всей Японии. Этим полководцем был выдающийся самурай Ода Нобунага. За короткое время ему удалось вырасти из мелкого провинциального лидера к повелителю столицы Киото. Несмотря на мощную оппозицию со стороны сегуна, соседних родов и буддистских общин Ода смог удержать столичный регион. Благодаря протекции христианской миссии португальских иезуитов, ему удалось получить бонусы от международной торговли и огнестрельное оружие. Реформы Ода в экономике, направленные на поддержку «свободной торговли», превратили его земли на найприбутковишии в Японии, а проведенные им социальные и военные реформы дали ему профессиональную и хорошо вооруженную армию. В 1573 году он выгнал из столицы останнього сьоґуна, організатора анти-нобунаґівської коаліції, і поклав край існуванню сьоґунату Муроматі. В 1580 році Ода Нобунаґа знищив оплот буддистських повстанців, а через два остаточно добив наймогутніший самурайський рід середньовіччя — рід Такеда. В 1582 році, на половині шляху до об’єднання країни, він був убитий у результаті заколоту.

Наступником Оди Нобунаґи став його генерал Тойотомі Хідейосі. Після помсти заколотникам і перемоги у внутрішній боротьбі у роді Ода, він продовжив справу свого сюзерена по об’єднанню японської «Піднебесної». В 1585 році Тойотомі завоював острів Сікоку, у 1587 році — підкорив острів Кюсю, а у 1590 році, разом із падінням цитаделі роду Ґо-Ходзьо, поставив під свій контроль увесь острів Хонсю. Таким чином, Хідейосі об’єднав Японію і став її повелителем. За його правління була проведено опис усіх земель країни і закріплено за ними селян. Самураї були виокремлені у окремий клас, обов’язком яких була війна і адміністративна робота. Владарювання Тойотомі Хідейосі було затьмарене забороною християнства (1587) та походами у Корею (1591 — 1598), які, у майбутньому, позбавили його рід соціальної та військової опори.

Політичні прорахунки Тойотомі коштували життя його нащадкам. Підлеглий його роду і володар величезного регіону Канто, Токуґава Іеясу, який свого часу був союзником Оди, спровокував серед васалів Тойотомі військовий конфлікт. Переманивши на свій бік талановитих командирів, він розбив опозиційні сили у битві при Секіґахара (1600) і став фактичним володарем усіє Японії. В 1603 році владу Токуґави, визнав імператорський двір, дарувавши йому титул сьоґуна. Новый сьоґунат було засновано у місті Едо (суч. Токіо). В 1614 — 1615 роках війська Токуґави остаточно ліквідували рід Тойтомі і закріпили верховенство третього самурайського уряду.


См.. также

3. Источники и литература

  • Рубль В. А. Японская цивилизация: традиционное общество и государственность. — Киев: «Аквилон-Пресс», 1997. (Рус.)
  • (Рус.) Рубель В. А. Історія середньовічного Сходу : Курс лекцій: Навч. пособие. — Київ: Либідь, 1997.
  • (Рус.) Рубель В.А. Нова історія Азії та Африки: Постсередньовічний Схід (ХVIII — друга половина ХІХ ст.). — Київ: Либідь, 2007.
  • Тёрнбулл С. Самураи. Военная история. — СПб.: Евразия, 1999 (Здесь)
  • 下向井龙彦»武士の成長と院政»讲谈社, 2001年ISBN 4-06-268907-3
  • 高桥昌明»武士の成立武士像の創出»东京大学出版会ISBN 4-13-020122-0
  • 石井 进 石井 进 著作 集刊 行 会 编 «鎌倉 武士 の 実像» 岩 波 书店 ISBN 4-00-092625
  • 野口実»武家の棟梁の条件-中世武士を見なおす»中公新书中央公论社1994年ISBN 4-12-101217-8
  • 笹 间 良 彦 «下級 武士 足軽 の 生活» 生活史 丛书 17 雄 山 阁 1991 年
  • 武士生活研究会»絵図でさぐる武士の生活» (全3巻)柏书房ISBN 4-7601-0170-5, ISBN 4-7601-0171-3, ISBN 4-7601-0172-1
  • 武士生活研究会»図录近世武士生活史入门事典»柏书房1991年ISBN 4-7601-0604-9
  • 柴田纯»江戸武士の日常生活-素颜行动精神»讲谈社2000年ISBN 4-06-258196-5
  • PHP研究所2005年ISBN 4-569-66396-6
  • 八幡和郎,臼井喜法»江戸三〇 〇年»普通の武士»はこう生きた誰も知らないホントの姿»ベストセラーズ, 2005年ISBN 4-584-12092-7
  • 矶田道史»武士の家計簿-«加贺藩御算用者»の幕末維新»新潮新书新潮社2003年ISBN 4-10-610005-3
  • 石 母 田 正 «中世 的 世界 の 形成» 岩 波 书店 ISBN 4003343611
  • 竹内理三»武士の登場»日本の歴史(6)中央公论新社ISBN 4-12-204438-3

Примечания

  1. 日本 国语 大 辞典, 全 14 巻 (Большой словарь японского языка. В 14 томах) 小学 馆, 2001, — 第 6 巻, P.159
  2. Становая система Японии позднего средневековья — «си-но-ко-се» (士农工商, «мужи — крестьяне — ремесленники — торговцы». Часто ошибочно переводится как «самураи — крестьяне — ремесленники — торговцы»).
  3. 日本 国语 大 辞典, 全 14 巻 (Большой словарь японского языка. В 14 томах) 小学 馆, 2001, — 第 11 巻, P.825
  4. Ода Нобунага, Тоетоми Хидэеси и Токугава Иэясу являются одними из самых персоналий в истории самурайства. В современной Японии часто называют «тремя героями». О них ежегодно пишется большое количество научной и художественной литературы, снимаются телевизионные и художественные фильмы, создаются многие аниме и компьютерных игр.

nado.znate.ru

САМУРАИ: ПУТЬ ВОИНОВ — История и этнология. Факты. События. Вымысел.

Как особое сословие самураи существовали на протяжении всей истории Японии. Первоначально они находились в услужении аристократических родов, бравших свое начало в древнейшей японской иерархии жрецов. Но к концу XII в. наиболее крупные кланы самураев обрели самостоятельный политический и военный вес, и аристократам уже нечего было им противопоставить.
В течение веков одни самурайские кланы сменяли другие, сражаясь за титул сёгуна — военного правителя страны, в руках которого, в отличие от императора, была сосредоточена реальная власть.

Право двух мечей
Основой идеологии самураев стали дзэн-буддизм и складывавшееся веками учение бусидо («путь воина»), базирующееся на принципах конфуцианства. Во главе угла стояло полное подчинение самурая своему господину.
Присущая дзэн-буддизму идея жесткой самодисциплины была для воинов едва ли не идеалом. Согласно канонам дзэн, каждый из них был обязан настойчиво и целеустремленно воспитывать в себе волю, самообладание и хладнокровие.
Могущество самурая определялось доходом от пожалованных ему земель. Чем больше был этот доход, тем больший отряд мог привести самурай под знамена своего господина. На дареные земли не воспринимались как реальная собственность самурая: если буси попадал в немилость, их могли запросто отобрать и передать другому воину.
От представителей прочих сословий самураи отличались двумя вещами: особой прической с выбритым лбом и зачесанными назад волосами, а также правом носить два меча — большой и малый. (Носить малый меч дозволялось всем достигшим совершеннолетия мужчинам).
Вплоть до начала XVII в. самураем мог стать любой достаточно удачливый и смелый человек, в том числе крестьянин или горожанин. Четкого разделения между сословиями тогда еще не было, а звание самурая присваивал князь за какие-либо военные заслуги. Среди самураев проводились своего рода «соревнования» с награждениями, скажем, первого взобравшегося на стену вражеской крепости или первого воина, вступившего в бой с противником.
Несмотря на специфику профессии, многие самураи, особенно из влиятельных семей, мастерски владели не только мечом, но и кистью: они получали неплохое образование, умели писать стихи, практиковали каллиграфию.

Забыть о жизни и смерти
Жизнь самурая всегда имела две стороны. Одна из них — это почести и богатые подарки, которые самураи получали от своих господ за верную службу. Другая, существенно превалировавшая над первой, — постоянные тяготы и лишения, холод и голод военных походов, боль и кровь. В таких непростых условиях сохранять трезвость ума и душевное равновесие воину помогала морально-этическая подготовка. И хотя на протяжении столетий писаных законов поведения самураев не существовало, все их поступки неизменно определялись традиционным воспитанием и философскими воззрениями того времени. Причудливый сплав этих истин с местными верованиями, создал уникальную систему. Ее основой являлось просветление (сатори), которое достигалось путем медитаций, а также решением морально-философских задач. Обрести сатори в бою самурай мог только в том случае, если был способен полностью забыть как о жизни, так и о смерти.
Просветление могло снизойти на самурая не только на поле брани, но и дома, в короткие периоды мирной жизни, предшествовавшие очередной войне. Этому, например, способствовали некоторые детали интерьера. Допустим, легкие раздвижные перегородки в доме воина позволяли ему соединять пространства жилища и прилегающего к нему сада. А в стенных нишах самурайских домов неизменно висел свиток с философским высказыванием, стихами или картиной, выполненной в традиционной японской технике.
Для того, чтобы достичь просветления, японские воины часто и подолгу любовались природой, ибо пейзаж, согласно мировоззрению самураев, являл собой созвучие всего сущего в мире. Созерцание луны или цветущей по весне сакуры — все это помогало человеку понять суть природы, слиться с ней.
Проникновению в суть жизни помогала и чайная церемония. В качестве особого подарка за совершенный им подвиг самурай иногда получал сосуд с невероятно дорогим чаем. А чтобы отметить честь, оказанную ему преподнесением такого дара, приглашал в дом гостей и угощал их этим редким напитком.

Голова как трофей
На протяжении нескольких столетий, с XI по первую половину XIV в., каждый самурай, выбирая себе перед началом сражения достойного противника, должен был громко выкрикнуть свое имя и перечислить подвиги, совершенные как его предками, так и им самим. Цель такой «презентации» заключалась в том, чтобы заявить о себе и тем самым подорвать моральный дух врагов. Правда, прославленное имя могло не только вселить в супостата страх и желание ретироваться, а, напротив, разжечь стремление одолеть знатного самурая, заслужив тем самым репутацию отличного воина.
Тот, кто, выслушав подобное представление, считал себя готовым к бою, выходил вперед. В схватку самураев никто и никогда не вмешивался. Именно поэтому со стороны сражение армий японских феодалов походило на одновременную дуэль нескольких сот или даже тысяч человек.
Войско делилось на пехотинцев, лучников и конных воинов. Во главе каждого из подразделений стояли командующие-офицеры. Они, в свою очередь, подчинялись двум генералам, состоявшим при главнокомандующем.
Помимо этого, в войске существовал отряд разведчиков — синоби или ниндзя, в задачу которых входило предоставление самой свежей информации о численности и составе армии противника, о его передвижениях и потерях.
Слуги воина должны были страховать своего господина, подавать ему оружие и собирать головы, отрубленные им в ходе сражения.
Кроме свода правил, регламентировавших ход боя, существовали также и те, которые относились к представлению военных трофеев и получению за них наград. Так, все отрубленные головы, собранные после сражения, должны были «проходить осмотр» комиссией. А срубить их каждый самурай стремился как можно больше, при этом было весьма желательно, чтобы принадлежали они знатным военачальникам или выдающимся воинам, поскольку от этого зависел размер вознаграждения и оказываемых почестей. Головы демонстрировали на специальных подносах, причем каждая из них сопровождалась запиской, в которой указывалось имя и ранг поверженного врага.
Случалось, что в пылу битвы среди трофеев по недосмотру оказывались головы союзников и даже слуг. Типичным наказанием за подобную провинность было отсечение мизинца, практически не влиявшее на боеспособность, но служившее грозным предостережением на будущее.
Если никакого иного исхода боя кроме смерти, позорного бегства или сдачи в плен не предвиделось, самурай выбирал смерть, совершая ритуальное самоубийство — харакири или сэппуку (в переводе с японского «вспарывание живота»). Воин, решивший свести счеты с жизнью, знал, что его семья за проявленную им храбрость получит подобающие почести и награды, а сам он останется в памяти потомков как герой.
Акт харакири демонстрировал противнику храбрость, а для соратников становился примером для подражания. Промедление в его исполнении было равнозначно потере лица. А это неизбежно влекло за собой презрительное отношение как к самому воину, так и к его родственникам. Во время ритуала самурай должен был мужественно терпеть все муки и не закричать от боли. Некоторые воины, дабы лишить врага удовольствия опознать и предъявить в качестве трофея «знатную голову», перед самоубийством обезображивали свое лицо до неузнаваемости. А иные, пока длилась предсмертная агония, находили в себе силы написать собственной кровью прощальные стихи.

Вторжение иного мира
Огнестрельное оружие, завезенное в Японию в первой половине XVI в., хотя и вызвало восхищение своей мощью, но не соответствовало тем идеалам ведения войны, которые в то время доминировали в среде японских военных. Ведь по неписанному закону самураев, смерть должна была быть не только достойной, но и красивой, чтобы потомкам не пришлось краснеть. Теперь же личное мужество, искусство ближнего боя и весь остальной арсенал различных церемониальных приемов, направленных на победу, оказывались бесполезными перед случайным выстрелом. Особенно если он предательски звучал из-за угла или в спину. Тем не менее, к началу XVII в. огнестрельное оружие прочно вошло в обиход, навсегда подорвав средневековые принципы японских самураев.
Наступила эпоха Эдо (1603 – 1868 гг.), — длительный период мирного существования японского государства. Самураи, рожденные войной и являвшиеся ее олицетворением, начали терять смысл жизни и ощущение стабильности. Это неизбежно вело к деградации сословия. Финансирование военных кампаний по причине их отсутствия с каждым годом все больше урезалось, а затем и вовсе прекратилось, что существенно сказалось на численности среднего слоя самураев.
Самым, пожалуй, достойным видом деятельности для оставшихся не у дел самураев в то время была работа в пожарных командах. К ней вчерашние воины относились с огромной ответственностью. На пожары они выезжали, как на войну — в полном самурайском облачении и в доспехах, зачастую проявляя не меньший, чем в бою, героизм.
Иногда, чтобы не умереть с голоду и обеспечить своей семье хоть какую-то стабильность, самураи принимали трудное для себя решение — усыновляли детей богатых торговцев, столь презираемых ими. Другие начинали заниматься изготовлением бамбуковых зонтиков, вееров, зубочисток, плетением сандалий, разведением золотых рыбок. Более удачливые открывали школы фехтования, в которых преподавали основы искусства рукопашного боя, обучали желающих владению копьем, мечом и луком.
Некоторые самураи превращались в торговцев, другие — промышляли разбоем. Еще пару веков назад любой из предков этих мужественных и гордых людей, не задумываясь, предпочел бы даже намеку на такую жизнь мгновенную смерть. Старые буси с тоской и гневом взирали на распущенность современных нравов, стиравших память об истинном предназначении воина.
Подобное положение вещей привело к тому, что в середине XVIII в. в Японии начали появляться книги, призванные возродить высокие цели самураев, вернуть им былое достоинство, славу и уважение. У жителей Страны восходящего солнца пробудился интерес к старинным повестям и рассказам о жизни «идеальных воинов». Вновь стали востребованы средневековые трактаты о военном искусстве и нормах поведения, а также были написаны новые: «Введение в военное искусство», «Книга пяти колец», «Сокрытое в листве». Эти труды сыграли важную роль в возрождении института самурайства. Изложенные в них принципы и идеалы к XIX в. стали именоваться «Кодексом самурайской чести», или «Бусидо» (в переводе с японского «Путь воина»).
Общая идея всех этих трудов восходила к древним самурайским принципам и исчерпывалась вводной фразой из трактата «Сокрытое в листве»: «Я постиг, что Путь Самурая — это смерть». Речь о том, что каждый воин умирает в тот момент, когда впервые берет в руки меч, физический же факт кончины — простая формальность. О своей жизни, как и во времена пращуров, самураю полагалось забыть и полностью посвятить ее служению господину. У настоящего воина было всего три добродетели — преданность, храбрость и справедливость.

Бывших самураев не бывает
Но возродиться самурайству так и не было суждено. В 1868 г. после более чем 250-летнего военного правления сёгунов Токугава и практически полной изоляции Японии от остального мира, вся полнота государственной власти вернулась к 122-му императору Мэйдзи. После реставрации императорской власти жизнь государства полностью изменилась. Были упразднены прежние институты власти и собственности, отменены сословия, заложены основы абсолютной монархии, во многих областях жизни введены европейские стандарты.
В 1871 г. согласно императорскому указу была создана новая армия численностью более 100 тыс. человек. Она комплектовалась по призыву, причем солдат набирали не только из воинского сословия, но и из всех других слоев общества. Последняя точка в многовековой истории самурайства была поставлена в 1876 г., когда официально запретили ношение главной гордости самурая — двух мечей.
Однако экс-самураи не потеряли своего привилегированного положения в японском обществе. Именно из их среды пополнялись кадры чиновников, из легендарных воинов в основном состоял офицерский корпус армии и флота. Кодекс «Бусидо», прославление самурайской доблести и традиций, культ войны — все это стало важнейшей составной частью идеологии милитаристской Японии вплоть до окончания Второй мировой войны. Да и сегодня термин «самурай» иногда применяется для обозначения служащих японской армии.

Елена СТЕПУНИНА http://oficery.ru/security/12362

hist-etnol.livejournal.com

10 фактов о самураях. Что важно знать про средневековых японских мужчин.

Стоит только взять в руки хорошую книгу, так сразу ищешь в окружающем мире что-то схожее. К сожалению, после книги «Сёгун», очень трудно найти в ближайшем окружении настоящего самурая. Меча-то не найдешь нормального. Редакция мужского журнала «Репутация в жизни», соединив свои знания с книгой, составила список 10-ти самых известных самурайских фактов, из которых собирается образ настоящего японского воина.

 

Количество

Многие думают, что самураи – это некие рыцари или элитные войска. Тем не менее, практически весь состав японского войска состоял из самураев. Изначально, термин «самурай» означал «те, кто часто посещают дворян». Со временем значение изменилось и стало ассоциироваться с солдатами.

Это означает, что таких воинов было довольно много. На пике своего расцвета до 10% населения Японии принадлежали к самураям. Так что, по крайней мере, у половины современных жителей Японии в жилах течёт кровь самураев.

 

 

Физические характеристики

Если вспомнить фильмы о самураях, то там они изображаются просто гигантами. Понятно, броня делает их массивнее и страшнее. Однако, все довольно скромно. Самураи 16 века имели хрупкое тонкое тело. Рост от 160 до 165 см. Европейский рыцарь в среднем был от 180 см и выше.

 

Броня

Самурай в боевых латах – похож на страшного робота. Но в отличие от европейских доспехов, самурайская броня была более мобильной. Она была прочной, но при этом гибкой, чтобы воин свободно двигался во время битвы.

Броня состояла из кожаных и металлических пластин, покрытых лаком. Пластины хорошо подогнаны друг к другу кожаными или шёлковыми шнурками. Руки защищали большие прямоугольные щитки, а на локте оставался просвет. Правая рука часто оставалась не защищенной для более свободного движения. Кто не знал, армия США переняла у японцев конструкцию брони для своих бронежилетов.

Дошли до самой странной части – шлем кабуто. Чашу шлема делали из скованных вместе металлических пластин, а лицо и лоб защищали доспехи, привязанные по кругу за головой и под шлемом. Шлем Дарта Вейдера – самая популярная реконструкция. Кроме того, шлемы украшали усатыми демоническими масками менгу, которые ещё и защищали лицо и пугали малодушного врага.

 

 

Оружие

Самураи использовали различные виды оружия. Катану, пожалуй, можно назвать самой знаменитой разновидностью меча в мире и, безусловно, самым знаковым оружием самураев. Кодекс самураев бусидо говорил, что душа самурая заключена в его катане, и это делало её самым важным оружием. Обычно, катану носили со вторым мечом, дайсё – укороченной копией основного меча. Но дайсё больше служил для статуса, ведь его могли носить только самураи.

Часто использовали луки – юми. Когда же в 16 веке в Японии появился порох, самураи пересмотрели пункты о чести в бусидо и стали применять огнестрельное оружие в бою.

 

Мода

Самураев можно назвать рок-звёздами своего времени: их стиль одежды сильно влиял на моду той эпохи. Но в «домашней» обстановке, сами самураи одевались неброско. Хотя, даже повседневная одежда была очень сложной.

Одежда всегда должна была обеспечивать скорость передвижения. Наряд состоял из штанов хакама и кимоно или хитатарэ – двуполый жилет на плечах. Стандартной частью гардероба было оружие. Кимоно делали из шелка, который закупали в Китае. К слову, до прихода европейцев, которые выступили в качестве посредников между двух враждующих стран, шелк стоил очень дорого. Как и любой импортный товар. На ноги надевали деревянные башмака или сандалии.

Самая популярная прическа – пучок. Только буддийские монахи брили головы. Остальные сословия носили пучок, а лоб и темя выбривали. Возможно, это привычка возникла из-за необходимости носить шлем.

 

 

Образование

Класс самураев умел не только воевать. Большинство были блестяще образованы. В Европе 16 века грамотных можно было уместить в современную среднюю школу. А уровень грамотности японцев был очень высок.

Бусидо диктовал самураю необходимость постоянно самосовершенствоваться. Они знали математику, писали стихи и картины, были специалистами в чайной церемонии. Изучали литературу, каллиграфию и флористику.

 

Гомосексуализм

У самураев законом и моралью не запрещалось иметь однополые сексуальные отношения. Как и другие культуры воинов, типа спартанцев, самураи считали однополые отношения нормальными. Такие связи часто возникали между молодыми учениками и учителем. Но в современном мире, подобные факты и традиции не афишируются.

Правда, европейцу 16 века было дико слышать о подобных традициях. Когда главному герою книги «Сёгун» предложили такое, ну, вдруг, понравится, он очень разозлился и заботы не оценил.

 

 

Самоубийство

Самой пугающей вещью, является сэппуку — ритуал, также известный как харакири. Если попал в плен или не смог выполнить приказ, или просто попал в немилость у своего начальника, самурай должен был покончить с собой. Сэппуку мог быть как добровольным актом, так и наказанием, но в любом случае он рассматривался как очень почётный способ умереть.

По телевизору показывают обычную, «полевую версию». Нужно пронзить живот коротким мечом и сдвинуть его слева направо. Обычно ему помогал выполнить ритуал другой самурай, который в этот момент отрубал первому голову, поскольку иначе воин умирал бы крайне долго и мучительно.

Но полный ритуал намного длиннее и сложнее. Начинали с купания. Потом самурай одевался во все белое и кушал любимую пищу. Потом он писал стихи – песнь смерти, последние слова. Их часто использовали как эпитафию.

При сэппуку нужно схватить лезвие, обернув руку тканью, чтобы не порезаться, и вспороть живот. Друг, который ждет с мечом, при отрубании головы стремился оставить небольшую полоску кожи впереди в области шеи. Важно, чтобы голова упала вперед и осталась в руках мертвого самурая. Если голова откатилась в сторону – вечный позор каждому.

 

Западные самураи

При особых обстоятельствах не-японец мог сражаться на стороне самураев или даже сам стать таковым. Таким стал и главный герой Джон Блэксорн или Анджин-сан. Было большой честью получить данный титул, оружие и нового японского имени. Кроме того, самурай наделялся денежным содержанием.

 

 

Женщины-самураи

Ну и напоследок. Оказывается, самураи – это не только про мужчин. Традиции позволяли учить боевым искусствам и женщин – их называли онна-бугейся («Онна» — женщина, яп.). Таковой была и главная героиня романа Марико-сан. Они принимали участие в войнах вместе с мужчинами. Они так же носили мечи. В бою вооружали их копьями нагината – выше человеческого роста с лезвием в виде блинного кривого меча. Оружие было довольно легким и эффективным. Хотя женщин-самураев было мало. Большинство женщин выбирало роль домохозяек. Кроме того, нужно было иметь дворянское происхождение.

Читайте также:

Facebook

Twitter

Вконтакте

Google+

Поделиться статьей:

repinlife.ru

Самурайская иерархия. Дзэн самурая

Самурайская иерархия

Самураями назывались совершенно разные люди: богатые и бедные, благородные воины и наёмные убийцы, люди, которые привыкли лишь командовать, и те, кто мог лишь подчиняться. Объединяло их одно – все они так или иначе были связаны с военным делом. Единство внутри «военного начала» (бу), на первых порах противостоявшего в их сознании «гражданскому началу» (бун), было скорее символическим, нежели реальным, – слишком разными были эти люди по своему достатку и статусу. Но уже сама приобщённость к чему-то, что недоступно обычному человеку, сформировала у самураев особые психологию и стиль жизни, которые они сохранили даже после того, как в результате реформ Мэйдзи в конце ХIХ в. все привилегии у самураев были отобраны.

Начиная с ХVI в. не было такой области жизни, которой бы не коснулась самурайская культура, хотя сама каста воинов составляла в Японии к ХVII в. немногим более 10 % от всего населения – приблизительно 2 млн. человек, включая членов семей [27]. Для сравнения укажем, что крестьяне во времена токугавского сёгуната (XVII в.) составляли 80–87 % [4]. Именно эти 10 % и сформировали всю средневековую цивилизацию Японии.

Самурайство никогда не было единым. И тем не менее все самураи по своему общественному положению стояли выше любого горожанина и тем более крестьянина. Долгими веками формировалась сложная самурайская иерархия, пока не достигла своего завершения к ХVII в., когда к власти в Японии пришёл сёгунский дом Токугава.

На высшей ступени самурайской иерархической лестницы находился сам сёгун со своей семьёй. По сути он был богатейшим землевладельцем и командующим крупнейшей армией, хотя под началом других высших самураев также находились немалые вооружённые отряды. Сёгуны рода Токугава с ХVII в. владели от 13 до 28 % всего дохода страны, и никто не мог соперничать с ними в богатстве. Только благодаря колоссальному состоянию и можно было поставить под своё начало большое количество воинов.

Сёгун принадлежал к высшему самурайскому слою, который назывался даймё – дословно «большие имена». Считается, что понятие «имя» (мё) в этом слове происходит от понятия мёдэн – «именные поля», т. е. наследственные владения.

Сам высший слой даймё никогда не был однороден. Наибольшей властью располагали три ветви фамилии Токугава – госанкэ, или санкэ, которые именовались по их владениям: Кии, Овари и Мито.

Именно из этих трёх кланов мог быть выбран сёгун, если прежний не оставил прямых наследников. Эти три фамилии имели свои замки, большие земельные наделы, вооружённые отряды, являясь фактически удельными князьями. Остальные же категории даймё таких возможностей были лишены. Например, представителям трёх других ветвей семьи Токугава – Таясу, Хитоцубаси и Симидзу – приходилось постоянно жить в столице сёгуната Эдо и нести службу в государственных структурах.

Ещё ниже стояли представители фудай-даймё (16 чел.) и, наконец, тодзама-даймё (86 чел.). Слой даймё, как видно, был замкнутым, количество его представителей поддерживалось практически на одном и том же уровне, что ещё больше укрепляло иерархическую структуру бакуфу. Лишь из числа даймё могли назначаться генералы и командиры воинских частей, именно им давались наиболее ответственные поручения. Правда, они же, располагая деньгами и влиянием, в ХVI в. чаще всего выступали против сёгуната, пока Токугава весьма жёсткими методами не объяснил всем категориям самураев, какое место они занимают на иерархической лестнице сёгуната. Таким образом он на несколько сотен лет успокоил страну.

Именно этой категории самураев – даймё – суждено было сыграть основную роль в истории формирования боевых искусств и воинской культуры Японии. Именно они содержали в своих замках школы боевых искусств, финансировали школы ниндзя, посылали в далёкие районы страны гонцов, чтобы разыскать наиболее искушённых инструкторов боя на мечах кэн-дзюцу.

Всего в истории Японии принято выделять четыре основные категории даймё. Первая – это сюго даймё, которую представляли провинциальные правители, первоначально назначаемые сёгуном. Но во время войн Онин (1467–1477 гг.), которые вели за власть сёгуны рода Асикага, многие сюго без особых угрызений совести изменили своему долгу и обрели известную самостоятельность. Именно эта категория даймё оказалась особенно активной в конце ХIV – ХV вв.

Другая категория представляла собой несколько меньшую, но значительно лучше организованную группу даймё так называемых «Годов Войны» (Сэнгоку-дзидай, 1450–1615 гг.). И, наконец, две последние категории – «секио» даймё периода Момояма (1573–1615 гг.) и «секио» дайме периода Эдо (1615–1867 гг.) [94].

Мелкопоместные самураи относились к более низкой категории – семё («малые имена»). За ними шли самураи, обычно не имевшие земельных владений, но подчинявшиеся непосредственно сёгуну, – хатамото и гокэнины.

Представителей даймё и семё было немного, основную же массу составляли обычные самураи, которые жили довольно бедно. Большая часть их находилась в услужении даймё, а несколько десятков тысяч – в личном подчинении сёгуна. В любом случае «независимый» самурай считался скорее нечастым исключением, нежели правилом. Все самураи, которые имели господина, получали жалованье, измеряемое в особых мерах риса – коку. Кстати, именно рисом самураи расплачивались, если нанимали ниндзя, на него же приобретали себе снаряжение, вооружение, кормили семью.

Каждый самурай был ориентирован на служение господину и выполнение по отношению к нему сложного комплекса правил поведения (гири), в частности, «долга преданности» (он). При всей своей горделивости внутренне эти воины никогда не были самостоятельными, они находились в плену сложной ритуальной действительности, которая ставила самураев именно в отношения соподчинения. Лишь имея господина, самурай обретал психологический комфорт и равновесие и испытывал страшное потрясение, когда терял его. Он становился ронином – самураем, утратившим своего господина.

Положение ронина было довольно плачевным. Своего земельного надела ронины не имели, жалованье им никто не выплачивал. При этом самураи считали ниже своего достоинства заниматься какой-либо работой и хранили себя лишь для ратных подвигов. Без войны, не имея господина, ронины жили в нищете. Не случайно, заслышав звуки боевых труб в любом княжестве, они с радостью бросались туда предлагать свои услуги. Только война давала им возможность для существования. Даймё нанимали этих умелых воинов фактически за бесценок, иногда менее чем за 30 коку риса в год, в то время как «постоянные служащие» получали от 150 до 600 коку. Но другого выхода у ронинов не было.

Несколько лучше было положение самураев, которые находились в личном подчинении сёгу-на. В основном это были люди смелые и умелые в бою, именно благодаря им сёгуны Токугава и держали в страхе многие княжества. Гвардию сё-гуна составляли хатамото; их было немного, около 5 тыс., но обучены они были значительно лучше, чем обычные самураи. Да и жалованье у них было приличным – от 500 до 10 тыс. коку риса в год, что позволяло хатамото к концу жизни скопить неплохое состояние и даже перейти в разряд семё. Когда войны в Японии стали редкостью, сёгуны не решились расстаться со своей преданной гвардией, и хатамото стали выполнять чисто административные функции.

Чуть ниже на иерархической лестнице находились гокэнины, которые также подчинялись лично сёгуну. Их насчитывалось около 15 тыс., а жалованье составляло менее 500 коку риса, что тоже считалось вполне достаточным.

Ронин – бродячий самурай, потерявший своего хозяина. Вооружён двумя мечами – тати и катаной, в правой руке – алебарда-нагината в походном положении. Небогатый наряд и отсутствие полных доспехов говорят о его крайней бедности. (Утагава Куниёси, серия «Зерцало преданных вассалов», 1857 г. Государственный Эрмитаж, Петербург)

Соподчинение в самурайской среде было жёстким, и нарушать его никому не позволялось. Если конфликт между двумя равными самураями заканчивался поединком, в результате которого один из них погибал, то в случае, если простой самурай оскорблял даймё, он сам должен был сделать себе харакири. Правда, даймё редко непосредственно общались с рядовыми воинами. Всем руководили каро – «старейшины», которые передавали воинам волю господина, планировали операции, управляли землями даймё.

На что мог рассчитывать обычный самурай, не принадлежащий ни к даймё, ни к семё, не принятый в сёгунскую гвардию? Мало кому удавалось к концу жизни накопить нечто большее, чем многочисленные шрамы и долги. Лишь некоторые счастливчики получали в подарок от даймё небольшой надел земли, который обеспечивал им спокойную старость.

Система набора в армию сёгуна в случае начала боевых действий была проста. За основу брался средний годовой доход риса. С каждой тысячи коку риса в армию сёгуна, в разряд хата-мото, шли пять человек. Воины постепенно начинали чувствовать свою исключительность, презирая нравы и тот образ жизни, который вела наследственная аристократия.

Главное, что отличало сословие воинов (букэ) от потомственных аристократов (кугэ), был сам их образ жизни, ориентированный на занятия боевыми искусствами (будзюцу). Без знания будзюцу самурай просто не мыслился; более того, воинские тренировки по сути становились его единственным занятием в жизни. Самурай мог ничего не знать и не уметь, кроме владения оружием. Не случайно гражданские занятия считались для воинов чем-то низким, недостойным. Даже когда самурайское сословие начало стремительно разоряться (а в отсутствие постоянных сражений и, потеряв своего господина, самурай лишался стабильного рисового пайка), эти люди предпочитали идти в бандиты, нежели заниматься гражданскими делами, например, торговлей. Самураи были неплохими администраторами. Многие даймё и семё выполняли различные обязанности в государственном аппарате и при дворе сёгуна. Несложно понять, что дисциплина и порядок в стране держались не столько на «мудром правлении», сколько на отлично организованных военных мерах подавления. Воины могли править лишь по-военному, и это накладывало особые черты на всю культуру традиционной Японии.

Поделитесь на страничке

Следующая глава >

fil.wikireading.ru

Самурай — это… Что такое Самурай?

  • самурай — самурая, м. [японск. samurai – стражник, рыцарь]. Член привилегированной феодальной военной касты Японии. Большой словарь иностранных слов. Издательство «ИДДК», 2007. самурай я, м., одуш. ( …   Словарь иностранных слов русского языка

  • самурай — дворянин, асигару, шизеку, японец Словарь русских синонимов. самурай сущ., кол во синонимов: 5 • асигару (1) • …   Словарь синонимов

  • САМУРАЙ — САМУРАЙ, самурая, муж. (япон. samurai стражник, рыцарь). Член привилегированной феодальной военной касты Японии (ист.). || преим. мн. Название, данное советским народом японской военщине, осуществляющей политику империалистических захватов (неол …   Толковый словарь Ушакова

  • САМУРАЙ — САМУРАЙ, я, муж. 1. В феодальной Японии: член военно феодального сословия, а также его светской верхушки. 2. мн. Вообще о японских военных (разг.). | прил. самурайский, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 …   Толковый словарь Ожегова

  • САМУРАЙ — «САМУРАЙ» (Le samourai) Франция, 1967, 105 мин. Экзистенциальный гангстерский фильм. «Нет более глубокого одиночества, чем у самурая, кроме, может быть, одиночества тигра в джунглях». Этот завет из бусидо, кодекса чести японских самураев,… …   Энциклопедия кино

  • самурай — САМУРАЙ, я, м. 1. Японец. 2. Ирон. обращение к любому человеку …   Словарь русского арго

  • Самурай — Вооружённый самурай в доспехах, фото 1860 г. Самурай (яп. 侍, буси яп …   Википедия

  • Самурай X — Rurouni Kenshin Обложка второго тома японской версии манги, изображающая основных персонажей. るろうに剣心 (Руро:ни Кэнсин) Rurouni Kenshin (ромадзи) Samurai X (оф. англ.) Бродяга Кэнсин (неоф. рус.) RK, RuroKen Жанр сёнэн, исторический …   Википедия

  • самурай — ист. Самурай, воин в средневековой Японии …   Японско-русский словарь терминов японских боевых искусств

  • САМУРАЙ — (япон. слуга , первоначально лучник), вассал дайме. В отличие от европейских вассалов, самураи не имели собственной земли. Жалованье им платил хозяин, от которого они полностью зависели. В период до наступления эры Токугава (1603 1868) отношения… …   Энциклопедия Кольера

  • dic.academic.ru

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *