Содержание

описание, история, экскурсии, точный адрес

Крейсер «Аврора» (Россия) — описание, история, расположение. Точный адрес, телефон, веб-сайт. Отзывы туристов, фото и видео.

Одним из первых кораблей-музеев в Санкт-Петербурге стал крейсер «Аврора», бывший защитником России в двух войнах — Русско-японской 1904-1905 гг. и Первой мировой 1914-1918 гг., в которой он участвовал в бригаде крейсеров Балтийского флота.

В феврале 1917 г. корабль хотели вывести из Петрограда, но матросы восстали и подняли над ним красный флаг революции. 25 октября 1917 г. холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца.

Также крейсер «Аврора» известен за счет своей роли в событиях Октябрьской революции 1917 г. В настоящее время корабль (считается филиалом Центрального военного-морского музея Петербурга) — это не просто музей, а символом города, посещение которого для туристов стоит в одном ряду с Дворцовой площадью, Зимним Дворцом и Русским музеем.

Гости города могут остановиться в одной из гостиниц Санкт-Петербурга, расположенных в историческом центре, в непосредственной близости к крейсеру «Аврора». Одна из них носит символичное название «Аврора Петроградская».

Практическая информация

Адрес: Санкт-Петербург, Петровская набережная, тел.: 8 (812) 607-49-22.

Ближайшие станции метро: «Горьковская» и «Площадь Ленина». От первой можно доехать на трамваях №№ 6 и 40, от второй — № 6. От станции метро «Невский проспект» — на автобусе № 49 (остановка на углу Невского пр-та и ул. Садовая.

Часы работы: среда-воскресенье с 11:00 до 18:00. Касса закрывается в 17:15. Выходные дни: понедельник и вторник.

Экскурсия на «Аврору»

3 отзыва о крейсере «Аврора»

Крейсер «Аврора»  8.3 хорошо на основании 3 оценок

Добавить отзыв Следить

  • Крейсер «Аврора»

     Оценка: 10 великолепно

    По случаю 100-летия революции прошлым летом решил с детьми посетить Ленинград и крейсер «Аврору». Попасть на неё можно или от Петропавловской крепости (станция метро «Горьковская») или с противоположной стороны от Финляндского вокзала (станция метро «Площадь Ленина»). При этом в обоих случаях прямой дороги нет. Лучше всего прогуляться по набережной, а не плутать дворами, хотя путь займёт не менее получаса. При это если отправляться с Финляндского вокзала, предстоит ещё перейти Сампсониевский мост,

    Предыдущая фотография Следующая фотография

  • Крейсер «Аврора»

     Оценка: 7 неплохо

    Несколько раз были в Питере и все бы хорошо, но..ни разу не попали на Аврору(( Дело в том, что экскурсии надо заказывать заранее, вот так просто прийти и попасть-сколько не читали отзывов-в основном тоже проблема-не попасть. Ну ладно, ну не пускают все группы решили мы, но…в туристических бюро СПб тоже не найти билетов на эту экскурсию. Очень и очень жаль, с набережной корабль впечатляет, фото получаются изумительные, но хочется и на палубу попасть…

  • Крейсер «Аврора»

     Оценка: 8 хорошо

    Наверное, все знают о таком знаменитом символе Санкт-Петербурга, как крейсер «Аврора», который находится в исторической части города на реке Неве, и на данный момент он представляет собой крупнейший музей северной столицы России. Крейсер 1-го ранга Балтийского флота «Аврора» известен своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, поэтому он привлекает огромное число туристов, приезжающих в город с культурно-познавательными и экскурсионными целями. Музей на базе крейсера был создан

    Предыдущая фотография Следующая фотография

Добавить отзыв Следить

Санкт-Петербург и окрестности

  • Где остановиться: для поездок в окрестностях Питера лучше всего остановиться в отелях Санкт-Петербурга.
  • Что посмотреть: величественный Санкт-Петербург и его пригороды — великолепный Петергоф, сохранившийся в своем подлинном виде Ораниенбаум, музей-заповедник Гатчины, Павловск с одним из самых красивых пейзажных парков в мире, Янтарную комнату в Пушкине, морские форты Кронштадта, застроенный в стиле «северного модерна» Выборг, Старую Ладогу — первое место княжения Рюрика, крошечный, но крепкий Шлиссельбург, красивейшую Стрельну, а также старинный Тихвин, старинную крепость и церкви Приозерска, пограничный Ивангород.
  • Вас также могут заинтересовать Греция, Турция, Абхазия, Германия, Финляндия.
  • Самые популярные российские города и регионы: Золотое Кольцо, Казань, Москва, Санкт-Петербург, Сочи.
  • Смотрите также: Новый год в Крыму.

Путешественнику на заметку: аренда авто в Санкт-Петербурге с выездом в Финляндию пользуется в последнее время все большей популярностью. Почему — догадаться несложно. Есть в Санкт-Петербурге и где поколесить, и что посмотреть неленивым путешественникам. А поскольку спрос высокий, то и озадачиться выбором стоит пораньше.

tonkosti.ru

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге

Режим работы и стоимость билетов, как добраться и официальный сайт крейсера «Аврора»

Фото крейсера Аврора

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге – легендарный военный корабль, пришвартованный у Петроградской набережной северной столицы. На корабле постоянно несут боевую службу моряки Военно-Морского флота. Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге является одним из символов северной столицы.

 

Из истории крейсера Аврора

Корабль был заложен 23 мая 1897 года на судостроительной верфи Новое Адмиралтейство. Построенный по проекту К.М.Токаревского в 1900 году он был спущен на воду. Это был третий из серии кораблей Первого ранга, после «Паллады» и «Дианы». В 1904-1905 гг. корабль совершил переход в составе 2-й Тихоокеанской Эскадры на Дальний Восток и принял боевое крещение в Цусимском сражении 14-15 мая 1905 года. Возвратившись на Балтику, корабль использовался как учебный. В 1811 году он участвовал в торжествах во время коронации сиамского короля в г. Бангкоке в Тайланде.

Корабль активно проявил себя в боевых действиях во время Первой мировой войны и в революционных событиях 1917 года. В феврале 1917 года корабль хотели вывести из Петрограда. Но матросы восстали и подняли над кораблем красный флаг революции. 25 октября 1917 года холостой выстрел корабля послужил сигналом к захвату Зимнего дворца. До 1940 года корабль был в строю. На нем проходили практику курсанты военно-морских училищ.

Во время Великой Отечественной войны экипаж корабля проявил мужество и героизм, защищая город на его подступах. Во время блокады корабль стоял у г. Ораниенбаума и принял множество обстрелов и бомбовых ударов врага. В пробоины поступила вода. Корабль сел на мель и был полузатоплен. Орудия с корабля были установлены на Дудергофских высотах и на броненосце «Балтиец». В 1944 году был поднят с грунта и поставлен на ремонт. С 1948 года корабль находится у Петроградской набережной на «вечной стоянке» у причальной стенки Большой Невки. Он стал учебной базой Ленинградского нахимовского училища.

 

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге как филиал музея

С 1956 года на корабле открыт филиал Центрального Военно-морского музея. После капитального ремонта в 1984-1987 гг. судно было воссоздано заново. При  посещении музея Вы увидите  машинное и котельное отделения, радиостанцию и фотографии. На борту корабля посетители также осмотрят вооружение начала 20 века.  В музее хранятся документы и личные вещи экипажа.

В 1924 году легендарный корабль был награжден орденом Красного Знамени ЦИК СССР, в 1927 году — орденом  Красного Знамени и в 1968 году — орденом Октябрьской революции. В 1992 году над ним был вновь поднят Андреевский военно-морской флаг как символ морской мощи России. В 2010 году крейсер Аврора в Санкт-Петербурге отметил свое 110-летие. 01 декабря 2010 года команда корабля сошла на берег.  Такое решение было принято в  связи с сокращением численности войск. Став филиалом Военно-морского музея, корабль останется на балансе Балтийского флота. Так же, как и раньше, теперь уже курсанты нахимовского училища здесь ежедневно будут поднимать и опускать Андреевский флаг.

www.spb-guide.ru

Пролетарская богиня среди мифов и рифов

Журналист «Нового времени», прибывший в Мессину для участия в празднике, живописал теплый прием авроровцев итальянцами:

«Ночью с моря уловили трепетные радиосигналы: «Аврора» приближалась, и Мессина в этот день уже не работала — Мессина только праздновала. В городе и на всех судах в гавани были подняты русские национальные флаги. Празднично одетые, оживленные, с детьми на руках, неся бутылки с пахучим кьянти, мессинцы еще с утра заполнили обширные набережные. Легкая черточка возникла вдалеке, словно по синеве моря мазнули акварельной кисточкой, — это подходила «Аврора», русский крейсер первого ранга.

Петр Николаевич Лесков, командир «Авроры», обозрел панораму города через хрустальную оптику дальномера:

— А нас встречают, и, кажется, с музыкой. Якорей не бросать. Будем вставать прямо к набережной — на швартовы…

Кажется, что на берегу собралась вся Мессина, ветер еще издалека доносил бурные возгласы экспансивных итальянцев…

— Вива… Руссия… вива!

Оркестры обрушили в котловину гавани два гимна сразу.

Прозвучал Салют Наций. Швартовы поданы.

Боже! Что тут началось… Белыми камелиями и розами, алыми гвоздиками и фиалками осыпали серую броню «Авроры». На борту крейсера находились сейчас и те, кто два года назад выкапывал мессинцев из-под толщи развалин; прибыл в Мессину один матрос, потерявший обе ноги при спасении погибавших… Узнав об этом, итальянцы подхватили безногого матроса на руки и, восторженно крича, несли его через весь город, а он ничего не мог говорить от волнения — он качался на плечах мессинцев и… плакал!

Самый счастливый в Мессине дом — это дом, в котором побывал дорогой гость, русский моряк. Самая счастливая женщина в Мессине — та женщина, которой удалось поцеловать русского моряка. В кубриках «Авроры» безмятежно текло в эти дни розовое игривое кьянти… Всем было хорошо. Но вот провыли горны, возвещая «большой сбор». Замерла толпа на берегу, когда на борт крейсера ступила делегация Италии во главе с епископом д’Арриго. Перед строем моряков епископ вручил от имени Италии золотую мемориальную медаль с надписью: «Мессина — мужественным русским морякам Балтийской эскадры».

aurora.fontanka.ru

Крейсер Аврора в Санкт-Петербурге — подробная информация с фото

Крейсер Аврора

Крейсер «Аврора» интересен и как один из старейших в мире сохранившихся паровых военных кораблей, и как свидетель и участник революционных событий 1917 г. Этот мощный и для своего времени быстроходный корабль построили на петербургской судостроительной верфи «Новое Адмиралтейство» в 1900 г. Вскоре «Аврора» приняла участие в Русско-японской войне, в частности в знаменитом Цусимском сражении. В этой тяжелейшей морской битве погибли и были ранены многие матросы и офицеры корабля, был убит и его капитан. Но все же команда сумела вывести израненное судно из окружения и привести его на родину, где его основательно отремонтировали.

По возвращении в Балтийское море «Аврора» использовалась как учебный корабль, на котором проходили корабельную практику гардемарины Морского корпуса. Во время Первой мировой войны крейсер принимал активное участие в боевых действиях на Балтике. В 1916 г. его снова поставили на ремонт в Петрограде. Тесное общение команды с рабочими судостроительного завода, где находился корабль, привело к тому, что моряки быстро революционизировались.

В феврале 1917 г. матросы «Авроры» перешли на сторону революции, захватили корабль в свои руки и первыми на Балтике подняли красный флаг. Ночью 25 октября по приказу Военно-революционного комитета корабль бросил якорь около Николаевского моста и холостым выстрелом из носового орудия дал сигнал к штурму Зимнего дворца — последнего оплота Временного правительства. Ни один другой орудийный выстрел в истории не имел столь значительных последствий.

При советской власти «Аврора» вновь стала учебным кораблем, на нем ходили в походы курсанты военно-морских училищ. Во время войны его экипаж принимал участие в обороне Ленинграда. Сам корабль был сильно поврежден. После ремонта он был поставлен на вечную стоянку у Петроградской набережной и превращен в музей.

В бывших матросских кубриках устроили экспозицию, рассказывающую об истории корабля. Чтобы туда попасть, надо спуститься вниз по крутой лестнице в носовой части судна. Интересно взглянуть, как жили, спали, ели, молились матросы крейсера в дореволюционную эпоху. Во втором зале обратите внимание на портрет командира корабля, убитого в Цусимском сражении. Рамка для портрета сделана из куска корабельной брони, пробитой осколком снаряда. В музее много фотографий и документов, рассказывающих об участии «Авроры» в важнейших исторических событиях XX в. В последнем зале выставлено множество подарков, сделанных музею всевозможными делегациями в годы советской власти.

Основной же достопримечательностью судна является находящееся на верхней палубе орудие, которое произвело исторический выстрел. На нем висит мемориальная доска, а вокруг всегда много посетителей, фотографирующихся на его фоне. Кстати, отсюда открывается просто потрясающий вид на Неву.

Обязательно загляните в расположенную под носовым мостиком радиорубку, через которую передавались боевые распоряжения Военно-революционного комитета. Из нее же было передано написанное Лениным воззвание «К гражданам России», из которого весь мир узнал о победе пролетарской революции.

Посетителям

  • Адрес: Петроградская наб. Метро «Горьковская».
  • Тел.: 230-84-40.
  • Открыт ежедневно, кроме пн ипт, с 10.30 до 16.00.
  • Только экскурсионное обслуживание по предварительной записи по телефону. Стоимость экскурсий — 100 р., льготная (студенты, школьники, пенсионеры) — 50 р. Для иностранцев — 300 р., льготная 100р.

Поделиться:

Обнаружив ошибку, выделите ее и нажмите Ctrl + Enter

Смотрите также: Фото Марианской впадины, Города Гватемалы, Доминикана, Павлодар, Эльбасан, Дворец Махараджи, Мечеть Джумейра

wikiway.com

Крейсер Аврора | Санкт-Петербург Центр

Вдоль Петроградской набережной расположен один из популярных символов города – крейсер Аврора. Этот уникальный корабль служил долгое время во благо родины и участвовал во многих исторических событиях. А началось все в далеком прошлом.

История

На судостроительной верфи «Новое адмиралтейство» 23 мая 1897 года был заложен корабль. Строительство корабля было осуществлено по проекту Константина Михайловича Токаревского.

«Аврора» после завершения строительства должна была быть кораблем, которому нет равных. Поэтому на его строительство было затрачено немало средств и труда. Были приглашены лучшие мастера кораблестроительства. Сталь, которая служила основой корабля, была изготовлена в Александровском и Ижорском заводах. Корпус был защищен специальной броней, которую разработал инженер Иван Кондратьевич Названов. Ее преимущество перед другими, заключалось в том, что она обладала хорошими пластическими свойствами. Поэтому при попадании снаряда, ей не грозило раскалывание.

Для того чтобы не превышать вес корабля, была использована так называемая карапасная палуба. С ее помощью должны были рикошетировать снаряды.

Корпус судна состоял из 14 непроницаемых отсеков. В них была установлена автономная система для откачки воды. Если использовать всю их мощность, то всего лишь за 1 час была бы откачана вся вода из внутреннего отсека. Энергетическая система корабля состояла из трех паровых машин, изготовленных на франко-русском заводе. Их суммарная мощность составляла 11 610 лошадиных сил.

На корабле использовалась электрифицированная система освещения. При помощи нее приводились в действие водоотливные турбины, машинные и котельные отделения. Аврора вошла в список первых кораблей, на котором установили беспроволочный телеграф. Также на борту имелась своя телефонная сеть.

Кроме новейшей технологии того времени, на корабле использовались и устаревшие агрегаты. Носовой таран был обшит деревянной обшивкой и облицован медными листами. Это было сделано для того, чтобы дно корабля не обросло водорослями и моллюсками. Также было решено расположить пушки устаревшим методом. Поэтому они стреляли через бортовые порты. Такой метод был сменен, так как во время непогоды волны заплескивали оптические прицелы.

Жизнь после строительства

Корабль опустили на воду 11 мая 1900 года в 11 часов 15 минут по местному времени. В состав флота легендарный крейсер вошел в 1903 году 16 июля.

Свое первое боевое крещение корабль получить во время Цусимского сражения 17 мая 1905 года. Несмотря на всю опасность, он в 1906 году в целостности вернулся в Кронштадт.

В 1917 году в октябре было принято решение вывести «Аврору» из Петрограда. Но после того как на нем был поднят красный флаг и избран судовой комитет во главе с большевиками, он остался в городе.

В 1918 году крейсер вошел в состав резерва военно-морского флота. Орудия корабля были сменены на усовершенствованные, а старые были переданы на вооружение Волжской флотилии. Количество установок было увеличено с 8 до 14. Они были размещены на верхней палубе. А в качестве защиты были установлены броневые щиты. Кроме этого на корабле разместили шесть зенитных 76-миллиметровых пушек. Но самым центральным новшеством стали гидроакустические приборы. Они служили для связи с подводными лодками.

Во время Великой Отечественной войны «Аврора» находилась в Ораниенбауме. Туда она была доставлена в 1940 году. Орудие с корабля было решено снять и установить на Дудергофских высотах, но не все, одно из них было установлено на броненосце «Балтиец». За время войны корабль сильно пострадал, на корпусе образовались множество пробоин, во внутреннюю часть попало большое количество воды, поэтому он сел на грунт. Но, экипаж боролся за жизнь корабля и в июле 1944 года он был поднят и отправлен на ремонт. С 1948 года легендарный крейсер находился на вечной стоянке у Петроградской набережной, но в 2014 году 21 сентября он был отбуксирован Кронштадтский морской завод для реконструкции. По плану «Аврора» вернется на прежнее место в 2016 году ко дню ВМФ.

Музей

В 1956 году на территории корабля был открыт филиал Центрального Военно-морского музея. С 1984 по 1987 года судно было полностью реконструировано. Посетив музей можно увидеть машинные и котельные отделения, радиостанцию. Также экспозиция музея предоставит возможность увидеть уникальные документы, письма, распоряжения, фотографии. Отдельно отведен зал под личные вещи экипажа.

Мифы и легенды

В 1917 году 25 октября с корабля был произведен залп, это стало сигналом для штурма Зимнего дворца. По легенде в тот поздний вечер на корабль взошла женщина неземной красоты, несмотря на то, что женщина на корабле к беде, матросы не стали ее прогонять, они были восхищены ее красотой. Затем бледнолицая красавица отдала приказ «Пли» и исчезла. До сих пор никому не известна, кто была это странная гостья. Но по некоторым данным этой женщиной была революционерка Лариса Рейснер. По сведению историков залп был осуществлен в 21 40, в то время как штурм начался после полуночи. Как бы то ни было, крейсер «Аврора» был символом Революции.

peterburg.center

Крейсер «Аврора» | Достопримечательности Санкт-Петербурга

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»

«Аврора» — крейсер 1-го ранга Балтийского флота, известный своей ролью в Великой Октябрьской социалистической революции, был построен по кораблестроительное программе 1895 г.
Заложен крейсер Аврора 23 мая 1897 г. в Санкт-Петербурге на судостроительном заводе Новое Адмиралтейство. Почти одновременно были спущены на воду три новеньких крейсера, построенные под руководством инженера Константина Токаревского: «Диана», «Паллада» и «Аврора».
Свое имя крейсер получил в честь парусного фрегата «Аврора», прославившегося при обороне Петропавловска-Камчатского.

Ирония истории — возвестивший революцию крейсер, торжественно спущен на воду 11 (24) мая 1900 года по личной команде Императора Всероссийского Николая Второго, в присутствии двух императриц и многочисленных членов Императорской фамилии.
Другая ирония истории — крейсер-символ революции, как проект, конструктивно, был мягко говоря, не самый удачный — машины оказались маломощными, броня тонкой, а артиллерия была слабее, чем у иностранных аналогов. В то время на флоте можно было услышать такую шутку: «Низкая скорость и немного пушек — вот что отличает «Аврору» от обычного парохода».

Тип и функциональное предназначение крейсера «Аврора»

Функционально этот тип крейсеров предназначался для выполнения роли разведчика и борьбы с торговым судоходством противника на небольшом удалении от баз, а также для поддержки броненосцев в эскадренном бою. Однако, вследствие недостаточной для крейсера дальности плавания, невысокой скорости, сравнительно слабого вооружения и брони, с 1908 г. Был призван выполнять функции учебного крейсера.
Конструктивно относился к типу бронепалубных крейсеров, тактически — к крейсерам-истребителям торговли. Её экипаж составлял почти шестьсот человек. Корпус был обшит медью, — против обрастания ракушками.

История крейсера «Аврора»

18 сентября 1903 года «Аврора» вступила в строй.
25 сентября (8 ноября) 1903 года «Аврора» вышла из Кронштадта на Дальний Восток, после захода в Портленд в начале октября прибыла в Средиземное море и 25 октября прибыла в порт Специя (Италия), где присоединилась в море к отряду кораблей контр-адмирала А. А. Вирениуса, следующему на Дальний Восток для усиления Порт-Артурской эскадры. Во время стоянки в Джибути (Французское Сомали) в связи с началом русско-японской войны весь отряд 2 февраля 1904 г. был отозван на Балтику.
При подготовке к новому походу крейсер получил три пулемета системы «Максим», 25-мм бронещитки для орудий главного калибра и новую радиостанцию фирмы «Телефункен» с дальностью связи до 100 миль.

Русско-японская война 1904—1905 гг.

17 апреля 1904 г. корабль был перечислен в состав 2-й эскадры флота Тихого океана. 29 августа в составе этой эскадры под командованием вице-адмирала З. П. Рожественского вышел из Кронштадта в Тихий океан на театр военных действий Русско-японской войны.
«Аврора» был в числе тех судов, которые приняли участие в Цусимском сражении, разыгравшемся 14–15 (27–28) мая 1905 г. в составе 2-й эскадры флота Тихого океана вице-адмирала З. П. Рожественского с японским флотом адмирала Х. Того.

Участие крейсера «Аврора» в Цусимском сражении

В начале дневного боя 14 мая крейсер следовал вторым за флагманским крейсером отряда «Олег», прикрывая колонну транспортов с востока. В составе своего отряда вместе с разведывательным отрядом вступил в бой с 3-м и 4-м японскими боевыми отрядами, а также с 6-м японским боевым отрядом. Около 16:00 попал под огонь двух броненосных крейсеров 1-го японского боевого отряда, получил серьезные повреждения и дополнительно вступил в бой с 5-м японским боевым отрядом. Около 16:30 вместе с отрядом ушел под защиту нестреляющего борта русских броненосцев, но в 17:30—18:00 принял участие в последней фазе крейсерского боя.

В этом бою корабль получил около 10 попаданий снарядами калибра от 8 до 3-х дюймов, экипаж потерял 15 человек убитыми и 83 ранеными. Погиб командир корабля капитан 1 ранга Е. Р. Егорьев — он был смертельно ранен попавшим в боевую рубку осколком снаряда. Командование «Авророй» принял старший офицер капитан 2 ранга А. К. Небольсин, сам раненый. Крейсер получил 37 пробоин (из них 13 небольших вблизи от ватерлинии), но не выводивших его из строя. Серьёзно повреждены были дымовые трубы, затоплено отделение носового минного аппарата и несколько угольных ям передней кочегарки. На крейсере было потушено несколько пожаров. Вышли из строя все даьлнемерные станции, четыре 75-мм и одно 6-дм орудие.

Ночью 14/15 мая, следуя за флагманом отряда, форсировал ход до 18 уз., в темноте оторвался от преследования противником и развернулся на юг. После нескольких попыток повернуть на север, отражая торпедные атаки японских миноносцев, два корабля отряда О. А. Энквиста — «Олег» и «Аврора» — с присоединившимся к ним крейсером «Жемчуг» 21 мая пришли в нейтральный порт Манила (Филиппины, протекторат США), где были интернированы 27 мая 1905 года американскими властями до конца войны. С команды была взята подписка о неучастии в дальнейших военных действиях. Для лечения заболевших и раненых как на переходе на Дальний Восток, так и в ходе и после боя на корабле использовался рентгеновский аппарат — это было первое в мировой практике применение рентгеноскопии в корабельных условиях.

Крейсер «Аврора» и революция 1917 года

Стоящий в Петрограде крейсер оказался в центре событий двух революций в 1917 году. Находясь в тесном контакте с рабочими завода, матросы крейсера «Аврора» были вовлечены в революционную агитацию. Этому способствовала общая обстановка в России, которую война поставила на грань катастрофы. 27 февраля (12 марта) экипаж потребовал от командира выпустить из-под ареста троих заключённых агитаторов. При разгоне последовавшего за этим митинга командир крейсера капитан 1 ранга М. И. Никольский и старший офицер П. П. Огранович открыли огонь по команде из пистолетов; были раненые. Когда 28 февраля (13 марта) 1917 года на крейсере стало известно о совершившейся Февральской буржуазно-демократической революции, матросы вместе с рабочими подняли на корабле красный флаг. Командир корабля был убит, старший офицер ранен, большая часть команды сошла на берег и присоединилась к восстанию.

«Аврора» была самым крупным кораблём, способным пройти невский фарватер. Революционные лидеры поставили перед экипажем задачу удерживать Николаевский мост от возможного захвата отрядами Временного правительства.

По решению Центрального комитета Балтийского флота уже практически отремонтированная «Аврора» была оставлена в Петрограде и подчинена Петроградскому совету. Матросы крейсера приняли участие в Октябрьском вооруженном восстании в Петрограде 25 октября (7 ноября) 1917 года: в ночь на 25 октября 1917 года по приказу Военно-революционного комитета Петросовета команда «Авроры» захватила и свела Николаевский мост в Петрограде, соединявший Васильевский остров с центром города. 25 октября в 21:45 холостой выстрел носового орудия «Авроры», произведённый по приказу комиссара Белышева, подал сигнал к штурму Зимнего дворца, где располагалось Временное правительство.

Впрочем, есть сведения, что выстрел «Авроры» прозвучал задолго до штурма Зимнего дворца. Накануне восстания на крейсере побывал секретарь военного революционного комитета Антонов-Овсеенко. Согласно инструкции перед штурмом Зимнего с Петропавловской крепости должны были подать сигнал. На «Авроре» ждать сигнала устали и решили привлечь внимание, — мол, ну когда уже? — вот и дали холостой выстрел.

После октябрьской революции «Аврора» стал единственным кораблём царского флота, которому оставили родное имя. В двадцать третьем году крейсер вновь стал учебным.
После декрета о роспуске старого флота и организации нового РККФ на добровольных началах, большая часть команды демобилизовалась. На корабле осталось лишь 40 человек, необходимых для текущих работ и охраны. В 1918 году в России началась гражданская война. Летом 1918 года крейсер, которые уже невозможно было поддерживать в состоянии боеготовности, был переведен в Кронштадт и выведен в резерв, как и большинство крупных кораблей флота. 152-мм орудия «Авроры» были сняты и отправлены в Астрахань для вооружения плавучих батарей. Большинство моряков крейсера ушла частью на фронты гражданской войны, частью просто по домам. В 1922 году корабль был передан Кронштадтскому порту на долговременное хранение (законсервирован).

Крейсер «Аврора» в годы Великой отечественной войны

В годы Великой Отечественной войны личный состав и орудия «Авроры» участвовали в героической обороне Ленинграда. Всю войну крейсер провёл в Ораниенбауме под Ленинградом. Корабль был включен в систему противовоздушной обороны Кронштадта. С первых же дней блокады города он огнём своей зенитной артиллерии отражал атаки немецкой авиации. Зимой «Аврора» продолжала служить плавучей базой соединения подводных лодок. После полученных им 30 сентября 1941 года повреждений от попадания артиллерийских снарядов был посажен на грунт на ровном киле в Ораниенбаумской гавани. Оставшиеся орудия с него были выгружены, но до самого конца войны «Аврора» не спускала Военно-морской флаг СССР.

Крейсер «Аврора» после Великой Отечественной войны

Ещё до окончания войны в 1944 году было приято решение о восстановлении крейсера как памятника активного участия моряков в Революции 1917 года. «Аврора» была поднята в 1944 году и в 1945–1947 годах прошла капитальный ремонт, в ходе которого внешний вид корабля был приближен к его виду в 1917 году. Были установлены 152-мм орудия Канэ, однотипные с теми, что стояли в 1917 году на корабле, но, к сожалению, в арсеналах удалось найти пушки только на сухопутных станках. Корабельные щиты для них были выполнены по рисункам ветеранов-авроровцев. Подводная часть корпуса была сделана водонепроницаемой при помощи бетонной «рубашки», одетой на внутреннюю поверхность обшивки корабля. Энергетическая установка была снята, за исключением двух котлов для отопления и средней паровой машины, оставленной в качестве учебного пособия. Были восстановлены надстройки, в том числе полностью заменены дымовые трубы, сильно поврежденные во время войны.

В итоге корабль стал полноценной учебной базой для воспитанников Нахимовского училища, против здания которого на реке Большой Невке в Ленинграде корабль торжественно занял свое место 17 ноября 1947 года. Будущие офицеры Военно-Морского Флота получали на «Авроре» первичные морские навыки: они участвовали в судовых работах, несли службу корабельных нарядов.

Мемориальный корабль крейсер «Аврора»

При советской власти крейсер «Аврора» стал учебным и почитался как один из символов революции. Во время ремонта, в 1945–46 гг. крейсер участвовал в съемках кинофильма «Крейсер Варяг», играя роль «Варяга».
Музей на корабле начал создаваться с 1950 г. силами личного состава, ветеранов-авроровцев, энтузиастов. В 1956 году было принято решение придать корабельному музею статус филиала Центрального военно-морского музея. С 1961 года «Аврора» перестала быть учебной базой, и бывшие кубрики воспитанников училища были переданы музею, штат которого увеличен до 5 человек.

Музей на крейсере «Аврора»

Для простых посетителей были открыты верхняя палуба и полубак с 152-мм орудием, а также помещения корабельного музея. Остальные корабельные помещения были недоступны. Одновременно с музеем на судне была оставлена (и остаётся до настоящего дня) и команда из 50 матросов и офицеров для охраны корабля и обслуживания механизмов, так что сам крейсер и музей на крейсере — разные, хотя и дружественные, организации. Текущие ремонты корабля производились в 1957–1958 и 1966–1968 годах. В 1968 году крейсер «Аврора» был награжден орденом Октябрьской Революции.

Ремонт и реставрация крейсера «Аврора»

В конце 1980-х гг. корпус корабля стал остро нуждаться в капитальном ремонте. В 1984–1987 годах на крейсере был произведены ремонтно-восстановительные работы и переоборудование. В результате ремонта крейсера:
Подводная часть корпуса корабля (1,2 м выше ватерлинии) была сочтена неремонтопригодной; её отрезали и передали в разделку. Отрезанная нижняя часть была отбуксирована в Финский залив на недостроенную военно-морскую базу Ручьи и затоплена вблизи побережья. Взамен была изготовлена новая сварная подводная часть (макет). Деревянная и медная обшивки не воссоздавались. Винты отсутствуют.

Надводная часть была разделена на четыре секции, которые были установлены на новой подводной части. В машинном отделении правой и левой машин сделали котельное отделение и поместили туда макеты двух котлов системы Бельвиля-Долголенко. Кормовая главная машина была приведена в порядок и установлена на своём месте. Карапасная палуба была изготовлена заново. На неё была возвращена большая часть старых броневых листов (кроме нижнего пояса).
Надстройки были установлены на свои места и в основном внешне декорированы под вид корабля, каким он был в 1917 году. Трубы и мачты были изготовлены заново, поскольку старые также были «новоделом». Орудия решили оставить на береговых станках.

Практически все внутренние помещения корабля перепланированы. На батарейной палубе размещается музей, отсек музейных сотрудников, пищеблок команды с камбузом, жилой блок офицеров, кают-компания и командирский салон. Ниже, на жилой палубе, расположены новые жилые помещения команды. Все жилые блоки оборудованы согласно требованиям обитаемости на современном Военно-Морском Флоте. В двух кормовых машинных отделениях организовано машинно-котельное отделение со вспомогательными механизмами и дополнительно размещенными боевыми пародинамо-машинами. Помещения котельных отделений занимают современные ПЭЖ (пост энергетики и живучести), электростанция, кондиционеры, водогрейные котлы для бытовых нужд, дизель-генераторы, водоотливная станция, система пожаротушения и другое оборудование. Неперепланированными остались румпельное отделение, отделение рефрижераторной машины и центральный пост.

Крейсер «Аврора» сегодня

После ремонтно-восстановительных работ «Аврора» 16 августа 1987 г. была возвращена на место своей стоянки — у Нахимовского ВМУ. В настоящее время на корабле помимо научных сотрудников служит команда из 6 офицеров, 12 мичманов и 42 матроса.

Адрес и режим работы музея крейсер «Аврора». Экскурсии по крейсеру «Аврора»

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская наб., крейсер «Аврора»; тел. 230–8440
Проезд: Ст. м. «Горьковская», трамв. 2, 6, 30, 63
Режим работы: Ежедневно с 10.30 до 16.00, кроме понедельника и пятницы
Экскурсии: вход на крейсер бесплатный; тематические экскурсии в подводную часть корпуса и машинно-котельное отделение оплачиваются отдельно.

Посмотреть крейсер «Аврора» на карте Санкт-Петербурга

www.ilovepetersburg.ru

Крейсер Аврора

Невозможно представить Санкт-Петербург без силуэта крейсера «Аврора» . Грозной громадой застыл он у Петроградской набережной города. Российский флот за свою историю имел немало судов, составляющих его боевую мощь на море. Но век военного корабля недолог. Одни погибали в неравном бою, но покрывали себя славой; другие приносили победы к родным берегам, но старели и уступали место новым.

«Авроре» же досталась судьба необычайная. Легендарный корабль вот уже более века находится в строю, являясь свидетелем, а иногда и участником грандиозных событий, определивших всю историю России. Это настоящая достопримечательность Санкт-Петербурга, увидев которую должен любой гость города.

Символ мужества российских моряков

На крейсере и сегодня находится радиостанция, с которой 25 октября 1917 года было передано в эфир воззвание к гражданам России о низложении Временного правительства. Текст воззвания прикреплен к наружной стене радиорубки.

На носовой части привлекает внимание свободное от чехлов орудие. Надпись на щите информирует, что именно из такого орудия 25 октября 1917 года в 21 час 40 минут был произведен холостой выстрел, который и стал сигналом к штурму Зимнего дворца. Орудия «Авроры» на славу поработали в знаменитом Цусимском сражении в 1905 году. Их грозный голос наводил ужас на неприятеля в годы Первой мировой войны.

Здесь же находится боевая рубка – главный командный пункт крейсера. Отсюда командир корабля с группой офицеров-специалистов управлял маневрами корабля и его огневыми средствами в бою. Для этого закованная в броню башня оборудовалась всеми необходимыми приборами и средствами связи. В мирное же время управление велось с ходовых мостиков, расположенных над боевой рубкой.

Русско-японская война

Новый крейсер Российского флота «Аврора» предназначался для службы на Дальнем Востоке. Вступив в строй в июле 1903 году, уже осенью он с группой других судов отправляется во Владивосток. Но в Красном море отряд застает известие о начале войны с Японией.

Путь во Владивосток отрезан. «Аврора» возвращается на Балтику, где становится частью Тихоокеанской эскадры, и спешно готовится к походу на Порт-Артур. В октябре 1904 года эскадра выходит в беспримерный поход протяженностью около 35 тысяч километров. Корабли шли через штормовую Атлантику, вокруг мыса Доброй Надежды, через тропики Индийского океана.

14 мая 1905 года отряд вошел в Корейский пролив, где у острова Цусима выступила в неравный бой с поджидавшим её японским флотом. Цусимское сражение закончилось разгромом российского флота. За военно-техническую отсталость страны заплатили своими жизнями более пяти тысяч моряков.

Крейсер «Аврора» защищал транспортные суда, входившие в состав эскадры. Несколько раз кораблю приходилось принимать огонь на себя. Как и моряки других российских кораблей, «авроровцы» дрались самоотверженно. Отбивая атаки врага, моряки одновременно тушили пожары и заделывали рваные пробоины бортов.

«Аврора» получила 18 пробоин, потеряла 99 человек из числа экипажа. Спасаясь от японских минометов, российский крейсер был вынужден плыть в сторону Филиппин, где он был задержан американскими властями и простоял на якоре до конца войны. Домой «Аврора» вернулась только в апреле 1906 года.

После восстановления крейсер был переоборудован в учебный корабль. Начались походы с участием гардемаринов. Но с началом Первой мировой войны «Аврора» снова вступает в строй боевых кораблей. Она несет службу по охране подступов к Петрограду.

Октябрьская революция

После длительной боевой службы крейсер снова нуждался в ремонте. В декабре 1916 года «Аврора» приходит в Петроград. Здесь и застают её события Октября. Приветствуя революцию, «авроровцы» одними из первых становятся на её сторону. Они активно принимают участие в восстаниях матросов, наводя порядок на улицах города.

В 1918 году корабль был переведен в Кронштадт и поставлен там на хранение. Демонтированные с него орудия, установленные на речных судах и баржах, внесли свой вклад в разгром «белых» флотилий.

Несмотря на разруху после окончания гражданской войны, советские власти находят средства для восстановления флота. Одним из первых на ремонт становится уже ставший легендарным крейсер «Аврора». Он снова становится учебным кораблем, на котором практику получают курсанты военно-морских училищ. «Аврора» продолжила творить историю, став первым военным кораблем с советским флагом, который был показан иностранным державам.

Участие в Великой отечественной войне

К моменту фашистского вторжения выслуживший все сроки корабль уже не мог принимать участие в морских сражениях. Часть его команды пополнила экипажи других кораблей. Вооружение крейсера снова было снято и отправлено на суда формируемой Чудской флотилии. Орудия с крейсера были использованы и для защиты Ленинграда с суши. Девять единиц техники составили специальную батарею «Аврора».

Во время налетов на Ленинград крейсеру не раз пришлось отбиваться от вражеских самолетов своими немногочисленными силами. Но при очередном обстреле «Аврора» получила пробоины и села на грунт. Однако даже в полузатопленном состоянии крейсер продолжал сражаться. Достопримечательность Санкт-Петербурга отражала вражеские атаки в течение всей блокады, и лишь затем зачехлила свои пушки.

Восстановление и создание музея

Только в июне 1944 года корабль освободили из водного плена и отправили на ремонт. 17 октября 1948 года крейсер «Аврора» занимает место, отведенное ему под вечную стоянку у Петроградской набережной. Начинается новая служба корабля – он становится учебной площадкой для курсантов Нахимовского училища. Постепенно каюты и палубы становятся музеем воинской славы.

Адрес: 197046, Санкт-Петербург, Петровская набережная

Телефоны: (812) 230-8440, 232-6370

Режим работы: с 11.00 до 17.15, выходные дни — понедельник и пятница

  • На испытаниях 14 июня 1903 года
  • Аврора в 1909-1914 годах
  • Крейсер «Аврора». Радиорубка, 1975 год
  • Кормовой флаг крейсера после Цусимского сражения
  • Капитан 1 ранга Е.Г.Егорьев — командир «Авроры», погибший в Цусимском сражении (из собрания Н.Н.Афонина)
  • Первая марка с изображением «Авроры»
  • Крейсер на почтовом блоке СССР. 1957

 

 

 

 

v-puty.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *