Содержание

ГТ-С — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2017; проверки требуют 5 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 30 октября 2017; проверки требуют 5 правок.
ГТ-С
Конструкторы Михайлов С. Б.
Производитель СССР СССР, Горьковский автомобильный завод
Года производства 1954-1964
Грузоподъёмность 1000 кг
Вместимость 2+9
Ширина × Высота 2435×1960 мм
Дорожный просвет 400 мм
Колея 2050 м
Тип двигателя бензиновый, четырёхтактный, карбюраторный
Количество цилиндров 6
Объём 3480 см³

ГТ-С — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход. Заводское обозначение: ГАЗ-47.

К разработке ГАЗ-47 (жаргонное название у геологов Северо-Востока Якутии — «Степанида») конструкторский коллектив под руководством С. Б. Михайлова приступил в 1950 году, при проектировании использовался опыт производства на Горьковском автозаводе во время Великой Отечественной войны лёгких гусеничных танков Т-60, Т-70.

Транспортер ГАЗ-47 представлял собой снегоболотоходную гусеничную машину и предназначался для применения в особо тяжёлых дорожных и климатических условиях для перевозки людей и грузов, буксировки прицепов, при проведении геологоразведочных изысканий, при

ru.wikipedia.org

ГТС — вездеход отечественного производства

Территории России по большей части состоят из труднопроходимых участков. И перебраться через них на обычных автомобилях просто невозможно. Вот и приходится приобретать специальную технику, способную преодолеть любые препятствия. Ярким представителем подобной техники стали гусеничные вездеходы ГТС.

С чего все началось

Вторая мровая война показала гражданам страны, как важна техника, способная проехать по любой местности. Поэтому после войны конструкторы и инженеры принялись за разработку вездеходной техники. Конечно же, готовились не к войне. Планировалось использовать технику для освоения северных земель страны.

И старания принесли успехи. Уже в 1954 году были представлены первые экземпляры ГТС. Вездеход имел кабину с передним размещением, секцию для двигателя и грузовую платформу. Производилась модель на Горьковском автомобилестроительном заводе. Там же данная модель получила заводское название ГАЗ-47. В основу разработок было взято производство военной техники. Точнее – танков Т-60 и Т-7.

Назвали модель по первым буквам слов, которые указывают на принадлежность машины – гусеничный транспортер снегоболотоход.

Возможности вездехода

Конструкторы не зря потратили три года на разработку проекта. Вездеход ГТС, характеристики которого делали его уникальным на то время, стоил таких усилий. Он обладал самой лучшей проходимостью среди техники в то время. Даже танки застревали в болоте или песках. Разработчиками были учтены данные недостатки. В результате вездеход получил более широкие гусеницы. Каждая из них была увеличена на тридцать сантиметров. Такой прием снизил давление техники на почву. ГТС был способен преодолевать не только болото, но и снежные заносы.

Да и вода не помеха для ГТС. Вездеход способен проходить через реку вброд при небольшом течении. Глубина не должна превышать ста двадцати сантиметров. Правда, расстояние ограничено полутора километрами. При таких условиях снегоболотоход может преодолевать водные преграды без дополнительной подготовки. При этом его скорость регулируется за счет работы гусениц. Если скорость течения реки очень большая, ГАЗ-47 терял устойчивость из-за большой площади подводного борта. Имелась вероятность крена и затопления, если техника приближалась к берегу бортом. Выбраться на сушу вездеход мог только в местах с пологим спуском, не превышающим двадцать градусов.

Кроме того, ГТС (вездеход) способен преодолеть склон в шестьдесят процентов, овраг шириной 1,3 метра, стену с высотой шестьдесят сантиметров.

Область применения

Вездеходы ГТТ, ГТС разрабатывались специально для работы в тяжелых климатических условиях. Для этого техника производилась с улучшенными возможностями работоспособности и повышенной надежностью. Снегоболотоходы успешно работали в Северных, Дальневосточных, Сибирский районах, Центральной Азии и даже Антарктиде. Туда их могли перевозить даже по воздуху, используя самолеты Ан-12 или Ил-76. Температура, при которой возможно эксплуатировать машину, представлена диапазоном от минус сорока до плюс пятидесяти градусов.

ГАЗ-47 успешно эксплуатировали в военной сфере. Кроме того, вездеход получил широкое применение в строительстве, геологических и научных исследованиях, при строительстве и использовании нефте- и газопроводов, при проведении спасательных работ. Еще одна область применения – транспортировка грузов в прицепах массой до двух тонн.

Особенности машины

ГТС (вездеход) отличается тем, что силовой агрегат и трансмиссия расположены в носовой части машины. Кроме того, привод также передний.

Кузов цельнометаллический. Основными элементами его являются отсек для двигателя, кабина с двумя дверями, грузовая площадка с тентом. Интересна система отопления кабины. Установлен для обогрева тепловентилятор. Но лопасти у него загнуты в противоположную сторону. За счет этого воздух из кабины не выталкивается. Наоборот, холодный воздух втягивается внутрь системы радиаторов. Там он нагревается и поступает в кабину.

Технические характеристики

Обладал ГТС (вездеход) следующими габаритами: длина 4,9 метра, ширина 2,4 метра и высота два метра. При этом дорожный клиренс составлял сорок сантиметров.

Оснащался вездеход шестицилиндровым четырехтактным карбюраторным двигателем ГАЗ-61. Он выдавал мощность восемьдесят пять литров. Коробка передач имела одну заднюю и четыре передние скорости. Для запуска двигателя установлен электрический стартер, пневматика и аккумулятор емкостью 24 вольта.

Подвеска торсионная. Выполнена в виде пяти катков, которые позволяют улучшить эксплуатационные характеристики вездеходов. Они изготовлены из смеси каучуковых и минеральных веществ.

Вездеход ГТС способен развивать скорость до 35 километров в час по твердой почве, десять километров в час по снегу и четыре километра в час по воде. Горючего в баке достаточно для 400 километров пути.

fb.ru

ГТ-СМ — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

ГТ-СМ (ГАЗ-71) — советский гусеничный транспортёр-снегоболотоход модернизированный[1].

Выпускался с 1968 по 1985 годы на Заволжском заводе гусеничных тягачей (ЗЗГТ). Базой для создания ГТ-СМ послужил гусеничный транспортёр ГТ-С (ГАЗ-47).

Транспортёр ГТ-СМ представляет собой плавающую снегоболотоходную гусеничную машину грузоподъёмностью в 1 тонну и предназначен для перевозки личного состава, различных грузов, буксировки прицепов (массой до 2000 кг), эвакуации раненых и для других потребностей войск в северных районах страны, а также для перевозки людей и народнохозяйственных грузов. Транспортёр может эксплуатироваться по всем видам дорог и по бездорожью с возможностью преодоления водных преград. Транспортёр рассчитан на эксплуатацию и безгаражное хранение при температурах окружающей среды от +40 до −50 °C.

Машина широко применялась и применяется в районах Крайнего Севера.

  • Макс. масса в рабочем состоянии (с заправкой, без груза и экипажа), кг: 3750
  • Макс. масса перевозимого в кузове груза, кг: 1000
  • Макс. масса буксируемого прицепа, кг: 2000
  • Полная масса с нагрузкой и экипажем 2 чел., кг: 4300 — 4950 (5300)
  • Экипаж, чел.: 2
  • Число мест в кузове (десант, чел.): 10
  • Число спальных мест: 2
  • двигатель: ГАЗ-71 (ЗМЗ-66), бензиновый, карбюраторный
  • мощность двигателя, л/с: 115
  • 4-х ступенчатая КПП с раздаточной коробкой — от ГАЗ-66
  • Топливо бензин А-76, для А-93 необходима поправка октан-корректора на двигателе
  • Максимальный крутящий момент, кгс·м: 29
  • Удельная мощность в л. с. /т: 23,1
  • Габаритные размеры, м:
    • длина — 5,39
    • ширина — 2,582 (2,585)
    • высота по кабине — 1,74 (1,72)
  • Дорожный просвет, м: 0,38
  • База, м: 3,630
  • Колея, м: 2,18
  • Максимальная скорость в км/час:
    • по шоссе — 50
    • на плаву — 5-6
  • Ёмкость баков: 4×75 л (4×93 л)
  • Запас хода по топливу, по шоссе км: 400
  • Расход топлива, л/100 км
    • по шоссе — 100—150
    • по тяжёлому бездорожью — 200
  • Удельное давление на грунт, кг/см²: 0,17 (0,187)
  • Глубина преодолеваемого брода: 1,2 метра
  • Плавает, допустимая ширина водных преград — до 1,5 км. Движитель — гусеницы.

ru.wikipedia.org

ГАЗ-47 – первый советский вездеход на гусеничном ходу

Гусеничные вездеходы относятся к специфической категории техники, которая не предназначена для эксплуатации на дорогах общего пользования. Такие машины способны передвигаться не только по бездорожью, но и по глубокому снегу и даже по болотам. Это идеальный вариант для профессиональных охотников. К сожалению, цена на гусеничные вездеходы чрезвычайно высока, поэтому покупка такой техники доступна только очень богатым охотникам. Одним из самых доступных вариантов является ГАЗ-47.

История появления гусеничного вездехода ГАЗ-47

Ещё перед началом Великой Отечественной войны немецкие войска продемонстрировали всему миру преимущество гусеничной техники. Красной Армии, которая до войны не делала ставки на танки, пришлось в срочном порядке налаживать производство танковой техники. Советские танки обладали прекрасной проходимостью, и после окончания войны конструкторам стало ясно, что именно гусеничная техника способна эффективно работать в труднодоступных местах страны.

В конце 1940-х годов несколько конструкторских бюро СССР начали разрабатывать гусеничные вездеходы, так как Советский Союз начал активно осваивать северные районы страны. Попытка создать вездеход на шасси тяжёлых танков не удалась, так как тяжёлая машина сразу вязла в болоте. Пришлось использовать платформу от лёгких танков серии Т-60 и Т-70.

В 1954 году конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось создать гусеничный вездеход, имеющий следующие особенности:

  • Кабину для водителя и пассажира, которая располагалась в передней части машины;
  • Отсек для двигателя;
  • Багажное отделение.

Машина предназначалась для геологов, которым приходилось работать в самых недоступных уголках СССР.

Особенности ГАЗ-47

За три года, которые понадобились горьковским конструкторам на разработку гусеничного вездехода, им удалось создать машину с уникальной проходимостью. Чтобы сравнительно лёгкая машина не застряла в болоте, было решено снабдить её широкими гусеницами, площадь которых помогала равномерно распределять массу машины.

По сравнению с лёгкими танками, на базе которых был создан вездеход ГАЗ-47, давление на почву у вездехода удалось уменьшить в пять раз, с 1 кг/см, до 0,2 кг/см. Такое давление сделало возможным не только передвижение по болотам, но и по глубокому снегу. Кроме передвижения по неустойчивой почве и снегу, ГАЗ-47 мог преодолевать глубокие броды. Их глубина может достигать 1,2 метра, причём по такому броду машина может ехать без перерыва около 1,5 км.

Конструкторы завода пытались сделать вездеход ГАЗ-47 водоплавающим, но это оказалось невозможным, так как гусеницы в этом случае приходилось снимать. Машина была очень широкой, поэтому бурные реки преодолевать на ней не рекомендовалось. ГАЗ-47 могло прибить к высокому берегу и затопить.

На что способен вездеход ГАЗ-47

Конструкторам Горьковского автомобильного завода удалось создать универсальный гусеничный вездеход, способный на следующее:

  • Машина может преодолевать препятствия высотой до 60 мм;
  • Преодолевать канавы шириной до 1,3 метра;
  • С лёгкостью забираться на склоны, имеющие уклон до 60 градусов.

Первые серии данных машин отдали геологам, которые работали в Арктике. Там машина доказала, что способна работать в самых суровых условиях. Ремонтопригодность машины тоже была очень высокой, так как вездеход был создан на шасси советского танка, которые ремонтировались в поле, минимальным набором инструментов.

После суровых испытаний в условиях Арктики, гусеничные вездеходы стали использовать в тайге, армии, геологических и строительных отраслях. Так как спрос на вездеход превышал возможности Горьковского автомобильного завода, производство ГАЗ-47 организовали ещё на нескольких секретных военных заводах.

Для армии выпускалась специальная модель, которая могла использоваться для заброса десантников в труднодоступные места. Она имела скамейки в кузове, рассчитанные на 10 человек. Кроме того, оставалось ещё место для снаряжения и вооружения.

Тактико-технические характеристики ГАЗ-47

Основные технические характеристики гусеничного болотоснегохода выглядели следующим образом:

  • Вес пустой машины составлял 3,65 тонны;
  • Грузоподъёмность — 1 тонна. При этом экипаж не учитывался;
  • Машина имела длину 4,9 метра, высоту 1,96 м, а ширина равнялась 2,435 метра;
  • Двигатель развивал мощность в 76 л.с;
  • Скорость по трассе достигала 35 км/ч, по болоту и снегу – 10 км/ч.

Гусеничный вездеход выпускался на протяжение 10 лет, но и после окончания производства машина ещё долго служила геологам и военным в самых тяжёлых условиях.

Двигатели ГАЗ-47

На вездеход изначально было решено установить двигатель ГАЗ-61, который имел мощность 76 л.с. В течение нескольких лет болотоход оснащали именно этим силовым агрегатом. После одной из модернизаций, конструкторы решили заменить этот мотор на более современный.

Им стал ГАЗ-71, который позднее стали устанавливать на новый вездеход от Горьковского автомобильного завода, имеющего то же название. Восьмицилиндровый мотор обладал большим запасом мощности, что позволило увеличить скорость ГАЗ-47. При этом возрос и расход топлива. При движении по болоту машина могла расходовать до 150 литров топлива на 100 км пробега.

В настоящее время редкие работоспособные вездеходы ГАЗ-47 используются для охоты. Характеристика данных машин позволяют их владельцам пробираться в самые недоступные уголки лесов и болот.

warways.ru

ГТ-С — ГАЗ 47. Первый Советский серийный гусеничный снегоболотоход | Вездеход, снегоход, болотоход!

Мар 12 • Вездеходы Амфибии, Военные, Гусеничные, Интересно! • 12945 Просмотров • Комментариев к записи ГТ-С — ГАЗ 47. Первый Советский серийный гусеничный снегоболотоход нет

Предпосылкой к разработке и выпуску вездеходов стала вторая мировая война, именно она показала всю значимость и актуальность такой техники. Кроме военных задач, техника должна была упростить освоение далёких северных областей.

В середине 50-х годов на Горьковском автомобилестроительном заводе был выпущен первый вариант гусеничного вездехода. Машина была названа ГТС и маркирована заводом ГАЗ-47. В названии использованы первые буквы слов характеризующих машину – гусеничный транспортёр снегоболотоход. Немало лет потратили конструкторы завода на создание вездехода и их усилия были оправданны.

Гусеничный вездеход имел самую высокую проходимость из всей предшествующей ему техники. В основу разработки вездехода ГАЗ-47 легли особенности, которые использовались при производстве гусеничной танковой техники и были учтены и их недостатки.

Советская история, после Великой Победы ГПИ-21 (на заднем плане) и ГПИ-22

Помимо танковых разработок в основу машины легли инженерные изыскания величайших Советских конструкторов: Веселовского и Рукавишникова, к сожалению недопущенных к непосредственным разработкам, но передавших в КБ чертежи и опытные образцы ГПИ-21, ГПИ-22 и ГПИ-23. Например, танки часто застревали в почвах с низкой плотностью (грязь, болото), чтоб избежать этого гусеницы значительно расширили, чем ослабили давление веса транспортёра на грунт. Малое удельное давление дало возможность с легкостью двигаться по снежным заносам и сугробам. Помимо этого, ГТС это плавающий вездеход, он форсирует неглубокие водные препятствия в брод до 1,2 м глубиной, но протяженностью не более 1,5 км. Скорость вездехода в воде контролируется работой гусеничных обводов.

Хорошо показал себя гусеничный вездеход и в суровых условиях, ведь был создан для работ и безгаражного хранения в Сибири, Крайнем Севере, Дальнем Востоке. Способен работать при температурном диапазоне от +40 до -50 градусов по Цельсию.

ГТС — 47 первый Советский гусеничный транспортер снегоболотоход

Особенность конструкции транспортёра Газ-47: переднее расположение двигателя, узлов трансмиссии и ведущих колёс. Такая компоновка даёт возможность использовать снегоболотоход в различных условиях. Кузов вездехода цельный металлический и состоит из моторного отсека, кабины с двумя дверями, открытой платформы для перевозки грузов с легкосъёмным тентом из брезента. Кабина вмещает до 10 человек экипажа и имеет обогрев, правда он осуществляется тепловентилятором и в лютые холода его бывает недостаточно.

Грузовая платформа расположена очень низко, это сделало центр тяжести ниже, а вездеход более устойчивым. Такое расположение площадки дало возможность уменьшить вес и габариты машины. Снегоболотоход комплектуется бензиновым мотором с шестью цилиндрами  мощностью 85 л.с., сочлененным с механической четырехступенчатой коробкой передач. Запуск мотора осуществляется с помощью электростартера или пневмопуском. Все соединения узлов трансмиссии осуществляются карданами и муфтами компенсации. Это повышает надежность и выносливость ГАЗ-47.

Подвеска на ГТС торсионная, представлена пятью обрезиненными опорными катками, гусеничным движителем и направляющим колесом с любой из двух сторон вездехода. Максимальная развиваемая скорость всего 35 км/ч по плотной поверхности и около 10 км/ч по снежным заносам.

Следует напомнить, что мы говорим о первом гусеничном транспортёре снегоболотоходе, поэтому его технические характеристики, на тот момент, были уникальны и не имели аналогов в стране. Газ-47 был востребован как и в военной деятельности, так и в труднодоступных зонах для транспортировки грузов, перевозки людей, буксировки специальных прицепов, в исследовательских экспедициях и спасательных операциях, в добывающих отраслях.

ГТСМ или ГАЗ-71 — второе покаленее Советских вездеходов

Снегоболотоход выпускался Горьковским автозаводом до 1967 года. С учетом слабых мест вездехода ГТС, ему на смену пришли усовершенствованные модели ГТСМ (ГАЗ-71). У них был ряд изменений в конструкции подвески, мощнее двигатель и соответственно лучше показатели по скорости и проходимости.

В наше время гусеничные вездеходы ГАЗ-47 морально устарели и почти не эксплуатируются. Благодаря рывку в разработке вездеходной техники последовавшему после выпуска ГТС, он вошел в историю, как прародитель, на чьей базе создано огромное количество вездеходов для всевозможных целей и задач.

март 2015. Гордон Станислав Семенович для Новости 94

.

амфибияВоенноеГАЗГусеницыСнегоболотоходСССР

Похожие Записи

Об авторе: admin

« О «Луноходе-1» ГТСМ или ГАЗ-71 — второе покаленее Советских военных вездеходов »

xn—-btbbfdadcbcr9cwalfbbaa4c3a7co.xn--p1ai

технические характеристики (ТТХ), вездеход в глубоком бездорожье, гусеничный тягач, устройство, размер

Гусеничный транспортер ГАЗ-71 является поистине уникальной и универсальной конструкцией. Машина может применяться для перевозки грузов, личного состава или буксировки прицепов в условиях бездорожья. Герметичный корпус транспортера позволяет форсировать водные преграды без какой-либо подготовки машины.

Машина широко использовалась в северных районах, где получила массу прозвищ – «Грубая Тупая Сила», «Газушка» или «Жужик». Конструкция ГАЗ-71 имела большой потенциал развития и модернизации. В настоящее время выпускаются транспортеры ГАЗ-3403, несколько отличающиеся от предшественника.

Содержание статьи

История создания вездехода

Разработка транспортера ГАЗ-71 началась в 60-е годы. Машина создавалась на основе выпускавшегося с 1955 года снегоболотохода ГАЗ-47.

Характеристики серийной продукции начинали отставать от требований основного заказчика – Советской Армии. Новый гусеничный вездеход планировалось оснастить силовым агрегатом и трансмиссией, унифицированной с узлами колесного армейского вездехода ГАЗ-66.

Первый прототип нового гусеничного транспортера был собран в 1965 году.

Особенностью конструкции опытных машин стали пластиковые опорные катки. Однако низкая прочность деталей привела к отказу от применения пластика на серийной продукции.

На новом вездеходе применили расширенные звенья гусеницы, которые вместе с увеличением длины опорной поверхности позволили снизить давление на грунт до 0,071 кгс/см².

Серийное производство стартовало в 1968 году под обозначением ГТ-СМ. Первые годы производство машин велось в Горьком, но из-за загруженности завода выпуск перенесли в Заволжск на специализированный завод гусеничных тягачей. Сборка транспортера в Заволжске продолжалась до 1985 года.

Корпус

В основе транспортера ГАЗ-71 находится стальной корпус, сваренный из листов различной толщины. Корпус герметичен, что позволяет машине преодолевать водные преграды без специальной подготовки.

Корпус разделен на три отделения:

  • кабина;
  • моторный отсек;
  • грузовая платформа.

Моторный отсек отделен от кабины и грузовой части транспортера стальными переборками. В переборках имеются съемные люки, предназначенные для обслуживания силового агрегата. В моторном отсеке установлена помпа, предназначенная для откачивания попадающей при преодолении водных преград жидкости.

Кабина ГАЗ-71 полностью металлическая, оснащена двумя местами: для водителя и пассажира.

Доступ в кабину осуществляется через распашные боковые двери или через два люка, выполненных в крыше. Грузовая платформа выполнена непосредственно в корпусе транспортера. Для облегчения разгрузки и погрузки верхняя часть заднего борта выполнена откидной.

По бокам платформы имеются откидные полумягкие сидения. Сверху платформа закрывается брезентовым тентом, установленным на дугах. Для обогрева внутреннего объема грузового отсека применяется отдельный обогреватель жидкостного типа.

Двигатель

На транспортере ГАЗ-71 установлен бензиновый силовой агрегат с карбюраторной системой подачи топлива. Двигатель имеет восемь цилиндров с рабочим объемом 4250 см³ (4,25л). Конструктивно мотор является модификацией силового агрегата от грузовых автомобилей ГАЗ-66. Мотор развивает мощность 115 л.с.

В качестве топлива используется бензин А-76 или АИ-93.

Завод допускал работу мотора на бензине А-72 при установке октан-корректора на более позднее зажигание.

Особенностью конструкции мотора является установка штатного подогревателя П-16, работающего на бензине. Подогреватель обеспечивает прогрев охлаждающей жидкости и масла в картере для запуска при низких температурах окружающей среды.

Трансмиссия

Транспортер ГАЗ-71 оснащен механической четырехскоростной коробкой передач и сухим сцеплением. В конструкции сцепления используется один диск диаметром 300 мм. Коробка оснащена синхронизаторами на двух высших передачах (четвертая скорость – прямая). Переключение первых двух скоростей выполняется с перегазовкой. Рабочий диапазон трансмиссии расширен установкой раздаточного редуктора, имеющего повышающую и пониженную передачи.

Крутящий момент от раздаточного редуктора поступает на одноступенчатую главную передачу, установленную в алюминиевом картере. Для передачи применяется карданный вал. На выходе главной пары установлены бортовые фрикционы сухого трения.

В состав каждой муфты входят 19 дисков, которые управляются кулачковым механизмом.

Муфты управляют бортовыми одноступенчатыми редукторами с цилиндрическими шестернями. Для соединения фрикционов и передач применены полуоси с зубчатыми муфтами.

Тормозная система

В состав тормозной системы транспортера ГАЗ-71 входит рабочая и стояночная системы. В конструкции рабочих тормозов использованы стальные ленты с приклепанным медно-асбестовым фрикционным материалом. Лента прижимается к барабану, имеющему диаметр 294 мм.

Рабочие тормоза применяются для удержания машины на стоянке. При этом органы управления удерживаются специальными фиксаторами, приводимыми кнопками на рукоятках.

Управление

Для управления транспортером ГАЗ-71 применяется система рычагов и педалей. Педальный привод имеет дроссельная заслонка и муфта сцепления. Переключение скоростей в коробке и раздаточном редукторе осуществляется отдельными рычагами. Поворот выполняется отключением муфт бортовых фрикционов, привод выключения – рычагами.

Для управления различным оборудованием применяются кнопки и тумблеры, расположенные на панели приборов.

Приборы

На центральной части приборной панели транспортера ГАЗ-71 расположен щиток приборов. По бокам от щитка установлены дефлекторы обдува ветрового стекла горячим воздухом. Щиток приборов состоит из отдельно стоящего спидометра и прямоугольного пульта, на котором установлены дополнительные приборы, переключатели и контрольные лампы.

Ближе к спидометру расположен индикатор температуры двигателя, за которым расположены термометр масла, манометр, амперметр и указатель уровня топлива в баке. Поскольку на гусеничном вездеходе ГАЗ-71 применены четыре топливных бака, то на щитке имеется переключатель указателя уровня между баками. Для подсветки приборов применяются лампы, установленные над приборами.

Гусеницы

На транспортере ГАЗ-71 применена стальная мелкозвенчатая гусеница, составленная из 83 звеньев каждая. Звено имеет ширину 390 мм, расстояние между осями отверстий для пальцев равно 128 мм.

На внутренней поверхности звена имеются два пера, ограничивающих беговую дорожку и предотвращающих сход гусеницы с опорных катков.

Звенья соединяются между собой при помощи стальных пальцев, зафиксированных от выпадения стопорными кольцами. Для обеспечения долговечности пальца поверхность насыщена бором с последующей закалкой токами высокой частоты. На корпусе между первым катком и ведущей звездочкой расположена съемная пластина, очищающая гусеницу от грязи и снега. Натяжение гусениц выполняется поворотом кривошипа балансира направляющего катка.

Катки

Транспортер ГАЗ-71 оснащен шестью стальными опорными катками диаметром 700 мм с внешней резиновой амортизацией. Задние катки выполняют функцию направляющих колес. Катки установлены на стальных балансирах.

Подвеска балансира торсионная, дополнена гидравлическими амортизаторами. Телескопические патроны амортизаторов установлены на балансирах передних катков и направляющих колес. Ведущие колеса расположены спереди. Зубчатый венец оснащен 12 зубьями, узел съемный, взаимозаменяемый.

Технические характеристики

Основные параметры машин на базе ГАЗ-71 приведены ниже:

ПараметрГАЗ-71ГАЗ-34039ГТ-МУ
Длина, мм539057205146
Ширина, мм258225502470
Высота, мм174020401700
Грузоподъемность, кг10001500
Масса прицепа, кг2000200
Снаряженный вес, кг495049005800
Вместимость, чел.10128-10

Габаритные размеры ГАЗ-71 позволяют размещать машины на железнодорожной платформе попарно.

Применение

Гражданские транспортеры ГАЗ-71 нашли широкое применение в районах Крайнего Севера и Дальнего Востока, где составляют значительную долю парка вездеходов и тягачей. Машина применяется для доставки и снабжения геологических партий. На базе ГАЗ-71 устанавливались передвижные буровые установки с расположением оборудования на передней или задней части корпуса.

Интересной модификацией машины является установка для подледного лова рыбы (ПТ-ИЛТ). Кроме этого на базе ГАЗ-71 производились пожарные машины ВПЛ-149А, коротажные станции СКС-1А-02 и ряд другой техники.

Вездеходы ГАЗ-71 применялись в армии для доставки личного состава, стрелкового и минометного вооружения, боеприпасов. Машина предназначена для перевозки 10 человек. Грузовой отсек транспортера может использоваться для перевозки раненых, расположенных на носилках.

По заказу пограничных войск КГБ выпускались пограничные варианты под обозначением ГМП и ГМП-1.

В состав оборудования входили приборы ночного видения и различное радиооборудование. Крыша водительской кабины оснащалась точками установки пулемета. Для военно-космических сил выпускался поисково-спасательный вариант ГТ-ПС.

На основе ГАЗ-71 был разработан десантируемый бронетранспортер ГТ-МУ. Броней толщиной 4-6 мм защищалась верхняя часть машины, днище выполнялось из обычного стального листа. Ходовая часть укорочена на один каток для уменьшения габаритов и снижения веса. Бронетранспортер мог комплектоваться бензиновыми или дизельными силовыми агрегатами.

Машины ГАЗ-3402Д оснащены ходовой частью идентичной ГАЗ-71. На безе ГТ-МУ существовали санитарные версии, оснащенные тросовой лебедкой для эвакуации носилок с ранеными. Строевые машины могли использоваться в качестве артиллерийских тягачей или машин химической разведки.

Интересные истории

Применение вездехода ГАЗ-71 в тундре в летние месяцы ограничивается, поскольку гусеничные ленты оставляют на почве следы, не зарастающие за несколько лет.
Расход бензина в сложных дорожных условиях доходит до 200 л на 100 км, поэтому на дальние маршруты в грузовом отсеке устанавливаются несколько бочек с бензином.

Модификации

Транспортер ГАЗ-71 стал основой для создания нескольких модификаций:

  • ГАЗ-3403, оснащенный усиленными торсионами, позволившими поднять грузоподъемность до 1250 кг;
  • ГАЗ-34033, предназначенный для погранвойск, оснащен дублированной электрической системой;
  • ГТ-МУ, бронированный транспортер, созданный на основе симбиоза агрегатов ГАЗ-71 и ходовой части ГАЗ-47.

В настоящее время выпускается единственный вариант машины под обозначением ГАЗ-34039, на основе которого созданы буровые и пожарные установки. Несмотря на возраст конструкции снегоболотохода, он по прежнему активно эксплуатируется в районах Крайнего Севера.

Видео

warbook.club

71 — тягач-вездеход, гусеничный бронированный транспортёр :: SYL.ru

Гусеничный тягач ГАЗ-71, транспортер снежного и болотоходного типа, производился на Заволжском заводе в 1968-1985 годах. Предшественником машины был вездеход ГАЗ-47.

Транспортер ГАЗ-71 — это плавающая снегоболотоходная конструкция на гусеничном ходу, предназначенная для перевозки различных грузов. Военные модификации данного автомобиля оборудованы откидными пассажирскими сиденьями и могут перевозить личный состав. Транспортеры являются эффективными транспортными средствами для эвакуации раненых в условиях полного бездорожья. Используются для прохождения снежной целины — как равнинной, так и холмистой.

Технические характеристики машины позволяют преодолевать брод 1,2 метра, а при форсировании более глубоких водоемов транспортер переключается на режим плавания. Эксплуатация вездехода ГАЗ-71 возможна при температурном режиме от +40 до -50 градусов по Цельсию. Успешно используется в районах Крайнего Севера.

Габаритно-весовые характеристики

Основные параметры гусеничного транспортера ГАЗ-71:

  • длина транспортера — 5,365 метра;
  • высота в зоне кабины — 1,74 метра;
  • ширина — 2,582 метра;
  • база ведущих осей — 3,63 метра;
  • колея — 2,18 метра;
  • масса с полной заправкой и ЗИПом — 3750 кг;
  • грузоподъемность — 1000 кг;
  • вес буксируемого прицепа — 2000 кг;
  • полная масса с грузом и экипажем — 4950-5300 кг.

Силовая установка

Общие характеристики мотора:

  • двигатель ЗМЗ-66, бензиновый;
  • количество цилиндров — 8;
  • рабочий объем — 2,25 литра;
  • расположение цилиндров V-образное;
  • степень сжатия — 6,7;
  • ход поршня — 80 мм;
  • диаметр цилиндра — 92 мм;
  • мощность при 3200 об/мин — 115 л. с.

Трансмиссия

Некоторые технические данные транспортера:

  • коробка скоростей четырехступенчатая, механическая, синхронизаторы стоят на третьей и четвертой передаче, задний ход с пониженным передаточным числом;
  • коробка раздаточная двухвального типа, с двумя передачами;
  • главная передача — конические шестерни в алюминиевом картере;
  • карданная передача — вал на игольчатых подшипниках;
  • фрикционы сухие, многодисковые, ведущих 10, ведомых 9 штук;
  • тормозные механизмы ленточные, медно-асбестовые, диаметр барабана — 294 мм, ширина прижимной ленты — 120 мм;
  • передачи бортовые одноступенчатые, с цилиндрической шестерней.

Заправочные емкости

Расходные данные по узлам и агрегатам:

  • главные бензиновые баки общим объемом 232,5 литра;
  • бак резервный — 77,5 литра;
  • система охлаждения — 30 литров;
  • смазочная система двигателя — 9,5 литра;
  • масляная ванна воздушного фильтра — 0,55;
  • объем картера коробки скоростей — 3 литра;
  • объем картера главной передачи — 3 литра;
  • объем картеров бортовых передач — 2,6 литра;
  • ступицы катков — по 0,16 литра в каждой;
  • объем картера редуктора вентилятора — 0,11 литра;
  • емкость системы гидравлики сцепления — 0,45 литра.

Основные органы управления:

  • поворотные функции — попеременное включение бортовых фрикционов и тормозов на ведущих катках;
  • включение горного тормоза — фиксаторы на рычагах;
  • переключение скоростей — напольный рычаг;
  • переключение передач раздаточной коробки — напольный рычаг;
  • работа сцепления — педаль слева, оснащенная гидравлическим приводом.

Параметры ходовой части:

  • высота оси ведущего колеса — 620 мм;
  • высота оси буксирного агрегата — 620 мм;
  • высота грузового отсека — 1130 мм;
  • максимальная скорость по шоссе — 50 км/час;
  • максимальная скорость по воде — 6 км/час

Электроприборы и механизмы:

  • напряжение в сети — 12 вольт;
  • генератор марки Г130-Э1 постоянного тока, шунтовый, экранированный, 28 ампер;
  • аккумуляторная батарея — тип 6-СТ-68-ЭМЗ;
  • реле-регулятор — тип РР-129;
  • распределитель зажигания — тип Р105 с центробежной регулировкой опережения зажигания и корректором октанового числа;
  • стеклоочиститель стандартный двухщёточный;
  • стартер — тип СТ130-Б, включение кнопочное.

Армейская модификация

Бронированный гусеничный вездеход (толщина брони — 6 мм) ГАЗ-71 авиадесантируемый, подвижный, высокоманевренный, обладающий минимальными габаритами, как нельзя лучше подходит для эксплуатации в военных условиях. Транспортер обладает только одним относительным недостатком: у него быстро изнашиваются гусеницы, при этом отдельные траки приходится менять. В остальном машина считается технически совершенной, запчасти ГАЗ-71 требуются не часто.

В кабине оборудованы два места — для механика-водителя и офицера, сопровождающего транспортное средство. В кузове могут разместиться 10 человек личного состава.

Корпус транспортёра не бронирован снизу и достаточно уязвим, но машина создавалась не для наступательных боевых действий, а только как надежный перевозчик грузов в условиях бездорожья.

Гражданские модификации

На базе ГАЗ-71 были созданы несколько вариантов вездехода для хозяйственных нужд:

  • ГАЗ-34032 — поисково-спасательный вездеход с повышенными характеристиками для плавания по спокойной воде.
  • ГАЗ-34033 с двумя генераторами, сдвоенным аккумулятором как медицинская версия, а также ремонтная с газосварочным оборудованием.
  • ГАЗ-34034 — версия с дизельным двигателем Д-247.
  • ГАЗ-34036 — дизельный вариант, рассчитанный на эксплуатацию по бездорожью с частыми заплывами по спокойной воде.

ГАЗ-71: отзывы

Транспортёр не поступает в свободную продажу для населения, поэтому оценить его достоинства могут только механики армейских подразделений и водители геолого-разведочных партий, которые ежедневно выводят машину на трассы. Все они отмечают надежность конструкции, высокий ресурс двигателя и почти стопроцентную проходимость.

www.syl.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *