10 городов, где широко празднуется День Военно-Морского флота

День Военно-Морского флота (он же День ВМФ) традиционно с размахом празднуется на территории России в последнее воскресение июля. В этот день проходят торжественные парады боевых кораблей, праздничные концерты, салюты и фейерверки. Как говорил император Александр III: “У России два верных союзника: армия и флот”. Время идет, но данное утверждение никто не оспаривает. В данной статье приведен рейтинг 10 городов, в которых ежегодно проходят празднества Дня военно-морского флота с особым размахом, в которых традиционно участвуют не только представители вооруженных сил, но и многочисленные туристы.

Севастополь. День Военно-Морского флота России

Севастополь возглавляет рейтинг городов России, популярных среди туристов на День Военно-Морского флота России. История Севастополя включает в себя множество поистине героических моментов в истории флота России, начиная со времен царствования Екатерины II. Неудивительно, что Севастополь отмечает День ВМФ с особым трепетом, потому множество людей проявляют интерес к празднованию этого события именно здесь. Праздник проводится в Севастопольской бухте, известной туристам в том числе по Памятнику затопленным кораблям.

Санкт-Петербург. День Военно-Морского флота России

Санкт-Петербург и Кронштадт – северная столица России, расположенная на Балтийском побережье так же отличается масштабным празднованием Дня ВМФ. В 2017 году здесь прошло празднование столь масштабно, что по размаху празднование можно сравнить разве что с парадами 9 мая на Красной площади.

Санкт-Петербург. День Военно-Морского флота России

В городе на Неве глава государства совершил обход кораблей, стоящих на рейде у стен Петропавловской крепости, а также вдоль Адмиралтейской набережной. В торжественном смотре приняли участие почти все боевые корабли российского флота. В это же время парадным строем по Кронштадтскому рейду прошли корабли океанской зоны, корабли зарубежных государств.

Владивосток

Третье место рейтинга занимает славный город Владивосток, защищающий восточные рубежи России. Вальс на воде, захват противника с помощью боевого робота, зрелищная высадка морского десанта на водную станцию Тихоокеанского флота и многое другое обычно наблюдают гости Владивостока на праздновании Дня Военно-­морского флота России. Корабли, катера, подводные лодки и суда обеспечения Тихоокеанского флота – все представлено взорам празднующих. Музыкальным сопровождением парадов кораблей занимается ансамбль Тихоокеанского флота и военный оркестр. Праздничный концерт с участием солистов и симфонического оркестра Приморской сцены Мариинского театра заканчивают праздник. Праздничный салют над акваторией набережной Спортивной гавани завершают день ВМФ во Владивостоке.

Новороссийск

В городе-герое Новороссийск отмечают праздник не только служащие, ветераны ВМФ и их родные, но и все те, кто гордится государственным флотом. В акватории Цемесской бухты покажут боевые возможности кораблей. В море выйдут 20 кораблей. Кто ни разу не был на военном корабле, сможет восполнить этот пробел и совершить экскурсию.

Праздник в Петропавловске-Камчатском проходят в акватории Авачинской губы, где военные показывают задержание судна «нарушителя», а штурмовой спецназ уничтожает «пиратов» на борту захваченного судна. Ежегодного проходят дефиле и вальс кораблей нескольких судов, где все желающие смогли подняться к ним на борт. Ровно в полдень по главной площади края торжественным маршем проходят парадные расчеты и рота почетного караула. Традиционно жители и гости полуострова посещают выставку военной техники, где можно отведать блюда полевой кухни.

Балтийск. День Военно-Морского флота России

На западных рубежах страны, в ее самой дальней точке, городе Балтийск в Калининградской области проводится парад военно-морских боевых кораблей и судов обеспечения Балтийского флота. В День ВМФ России жители и гости города наблюдают демонстрационный показ различных учебно-боевых упражнений — прохождение отряда ракетных кораблей, атаку противолодочным кораблём подводной лодки условного противника, противоминное обеспечение выхода подводной лодки, высадку диверсионно-разведывательной группы и морского десанта.

Архангельск. День Военно-Морского флота России

На площади Балтийской славы часто развернута выставка образцов военной техники, новейшего вооружения и средств инженерного обеспечения флота. Также все желающие смогут подняться на борт боевых кораблей, открытых для посещения.

Северные рубежи России охраняются Северным флотом, базирующимся в Архангельске – одна из колыбелей российского флота. Традиционно День Военно-Морского флота в столице Поморья начинается с возложения цветов к памятникам воинской славы. А после церемонии ветераны отправляются на Морской-речной вокзал, где проводится военно-морской парад кораблей Беломорской базы Северного флота. Особое настроение празднику задает «гвоздь» праздничной программы Дня ВМФ – межрегиональный фестиваль духовых оркестров.

Астрахань. День Военно-Морского флота России

Южные рубежи охраняются Каспийской флотилией, базирующейся на территории Астрахани. Парад на День Военно-Морского Флота традиционно собирает на центральной набережной аншлаг и каждый год руководство Каспийской флотилии удивляет горожан и гостей Астрахани чем-то новым. Всегда праздник начинается у мемориала погибшим морякам, что на Комсомольской набережной, с возложения траурных венков. Затем торжество продолжается близ памятника Петру I.

Североморск. День Военно-Морского флота России

Войска военного флота охраняют границы России и в Заполярье! В Североморске Мурманской области базируется Северный флот ВМФ России. Здесь в день ВДВ торжественно возлагаются цветы к главному памятнику флотской столицы – «Героям-североморцам – защитникам Советского Заполярья». Затем на североморском рейде проходит морской парад военных кораблей Северного флота. Это зрелищное мероприятие продолжает театрализованный военно-спортивный праздник. Праздничный салют завершает торжественный праздник.

Бот Петра I “Фортуна”

Есть в нашем рейтинге особенный город, Переславль-Залесский, который расположен на берегу Плещеева озера в Ярославской области.  Именно на Плещеевом озере юный  Петр первый строил первую свою потешную флотилию. На высоком берегу озера расположен музей – усадьба “Ботик Петра Первого”, в котором хранится ботик Петра “Фортуна” – дедушка Русского флота. Создание потешной флотилии юного Петра стало первыми первыми шагами к созданию русского флота. К сожалению, все корабли потешной флотилии сгорели. Единственным уцелевшим кораблем стал ботик “Фортуна”, сделанный самим Петром. Официальный сайт музея представлен здесь.

Переславль-Залесский. День Военно-морского флота России

Ежегодно в Переславле-Залесском день ВМФ празднуют с русским размахом. Празднование проводится сразу на нескольких площадках. В начале проходит парад кораблей и театрализованное шествие Петра I со свитой, далее происходит торжественный подъем Андреевского флага, соревнование маломерных судов на приз Главы района, водное шествие флотилии к музею-усадьбе «Ботик Петра I», салют в честь Петра I в местечке Ботик. В день ВМФ сотрудники музея “Ботик Петра Первого” готовят тематические уроки в различных ремеслах, устраивают пир с настоящей ароматной ухой, а гости праздника смогут примерить костюмы эпохи XVIII века.

День Военно-морского флота России в Санкт-Петербурге

Среди 10 мест, где широко празднуется день военно-морского флота России вы можете выбрать близлежащий и не смотреть салют в новостях дня, а посетить праздник лично, взойдя на борт военного корабля, испробовав ухи, сделав фотографии с красивыми воинами вооруженных сил России. Путешествуйте по России и будьте здоровы!

wanderings.online

Город воинской славы — Кронштадт.

В 48 км от Санкт-Петербурга в Финском заливе Балтийского моря находится остров Котлин. В древние времена мимо этого острова пролегал торговый путь «из варяг в греки». Выгодное географическое положение Котлина многократно становилось поводом для захвата этих земель. На острове находился сторожевой пост, откуда в 1240 году молодому князю Александру Ярославовичу в Новгород было направлено сообщение о проходе в устье Невы вражеских кораблей. В дальнейшем, после победы над неприятелем, молодого князя стали именовать Александром Невским.

В XIV — XVII вв. остров находился на самой границе, отделяющей русские земли от шведских. В 1617 году, в соответствии с мирным договором, Котлин стал частью Швеции. Затем спустя почти столетие, в 1703 году во время начавшейся Северной войны, царь Петр I решил вернуть эти земли Русскому государству. При наступлении холодов, когда шведский флот отошел в свои незамерзающие воды, по царскому указанию началось строительство крепости на этих землях. Крепость была освещена в мае 1704 года и названа Кроншлот. Несмотря на то, что крепость Кронштадт была заложена намного позже – в 1723 году – датой основания города принято считать именно 1704 год. К тому времени когда город был именован Кронштадт, здесь уже были возведены дворец Петра I, Итальянский дворец А.Д. Меньшикова и морской госпиталь. Надо сразу заметить, расположение города настолько удачно, что за всю историю ни одному вражескому судну не удалось пройти мимо. С 20-х годов XVIII столетия город становится основной военно-морской базой Балтийского флота.

Памятник адмиралу
Беллинсгаузену

Памятник основателю крепости
Кронштадт Петру 1

Памятник полярному
исследователю Пахтусову

Вплоть до 1940 года Кронштадт оставался единственной базой военно-морского флота на Балтике. Здесь было сосредоточено многочисленное соединение боевых кораблей (от торпедных катеров до линкоров), были созданы мощные береговая и противовоздушная обороны. В 1940 году, изменилась граничная полоса Советского Союза. Кронштадт оказался в глубоком тылу. По этой причине основные военно-морские силы были переброшены в Прибалтику, а в районе острова Котлин дислоцировались корабли охраны, торпедные катера одной из бригад, учебные суда и суда, прибывшие в Кронштадт на ремонт или новые суда, проходившие испытания. Здесь же находились и основные учебные отряды и школы.

В самом начале Великой Отечественной войны немецким войскам не удалось застать врасплох защитников Кронштадта. В боевую готовность Балтийский флот был переведен уже 21 июня в 23 часа 37 минут, а 22 июня, в начале четвертого, 12 самолетов противника, совершив попытку атаковать морскую базу и город, были остановлены огнем с фортов и линкора «Марат». В конце августа 1941 года флоту пришлось оставить базу в Таллинне. Почти 140 кораблей с боями прорвались через Финский залив в Кронштадт. Теперь город-крепость вновь вышел на первую линию обороны, встал на пути противника, защищая Ленинград. Были предприняты неотложные меры по укреплению фортов и крепостей. С начала сентября 1941 года, когда гитлеровские войска были остановлены в своем рвении захватить северную столицу, корабли Балтийского флота и Кронштадт начали подвергаться массированному обстрелу. Невосполнимые потери понесли кронштадцы в том сентябре. Три дня, с 21 по 23 сентября, оккупанты обрушили на город и базу шквальный огонь. Особо тяжелым было 23 сентября. Военно-морскую базу атаковали 272 бомбардировщика. Несмотря на большие потери, моряки и солдаты без устали и без пощады отражали атаки налетчиков. К 29 сентября силы противника иссякли и массовые налеты на Кронштадт прекратились.

Моряки, солдаты, рабочие и простые жители города внесли огромнейший вклад в дело общей Победы. Люди терпели голод и холод, но не прекращали героическое сопротивление. И даже когда враг уже был изгнан от стен Ленинграда, когда закончились тяжелые 900 дней блокады, Кронштадт оставался на передовой. Последний артиллерийский удар в Великой Отечественной войне город-крепость нанес 9 июня 1944 года. Восьмичасовым обстрелом из всех орудий Балтийского флота было положено начало освободительной Выборгской операции.

Указом Президента России в апреле 2009 года за подвиги жителей в годы войны, весомый вклад в развитие военно-морского флота России городу Кронштадту было присвоено звание «Город воинской славы».

Форт «Император Александр I»,
построенный в 1836—1845 гг.

Морской Никольский собор

Памятник Цусимскому сражению

Морской собор святителя Николая Чудотворца. Строительство этого величественного собора было начато по указу императора Николая II и продолжалось 10 лет – с 1903 по 1913 гг. За основу архитектурного решения храма был взят собор святой Софии в Константинополе. Местом размещения собора выбрали Якорную площадь, так как имеющееся здесь свободное пространство позволяло проводить крестный ход и парады. Высота собора составляет 70 м и купол морского храма, увенчанный православный крестом, виден со всех точек Невского фарватера. Таким образом, уникальный храм выступает доминантой в панораме Кронштадта.

Возведение собора велось на народные пожертвования и средства Морского ведомства. По задумке архитекторов, Морской Никольский собор должен служить памятником всем морским чинам, погибшим за Отечество и стать духовным центром всего Российского флота. Во время православной службы в храм вмещалось до 5 тыс. прихожан.

К сожалению, внутреннее убранство храма практически полностью было утрачено в годы советской власти. С момента закрытия собора в 1927 году и вплоть до начала реставрационных работ, здесь размещались кинотеатр, клуб, концертный зал, музей. В год столетия собора, в 2013 году состоялось великое освящение храма, которому к тому моменту был возвращен статус основного собора Военно-морского флота России.

Памятник подводникам
Великой Отечественной

Петровская пристань
якоря катеров Петергофского десанта

Памятник работникам
Морзавода

9 мая 1965 года – это дата, когда страна первый раз отмечала День Победы в Великой Отечественной войне. В тот самый день в Кронштадте на площади Мартынова был открыт памятник героям-подводникам, созданный на пожертвования военных моряков. К началу войны на вооружении Балтийского флота имелись 72 подлодки, а свой первый счет моряки-подводники открыли уже 10 августа 1941 года. В тот день экипаж подводной лодки «Щ-307» пустил на дно немецкую субмарину «U-144». За боевые заслуги в годы войны восемь подлодок Балтийского Флота были награждены орденом Красного Знамени, а экипажи трех из них получили звание гвардейских. Героями Советского Союза стали шесть командиров подлодок. Дорого ценой оплачен вклад балтийских моряков-подводников в общую победу над фашизмом. В годы войны в море погибло 38 подводных лодок и 1447 человек личного состава.

Якоря с катеров Петергофского десанта – это память об октябрьской трагедии 1941 года, когда, по приказу высшего командования, вышедший из Кронштадта морской десант сошел на берег в Петергофе. Десант, полностью состоявший из добровольцев, должен был выполнить непосильную задачу, а именно помочь объединиться двум армиям Ленинградского фронта для разгрома Стрельнинско-Петергофской группировки фашистов. Все участники высадки в Петергофе погибли. Якоря, что установлены на Петровской пристани в Кронштадте, — это якоря с одного из катеров принимавших участие в боевой операции 5 октября 1941 года.

«Подвиги морзаводовцев в Великой Отечественной войне бессмертны» — это слова, высеченные на стеле, установленной в кронштадтском сквере «Металлист». На гранитном монолите высечены четыре профиля. Пожилой рабочий – носитель знаний и традиций. Молодой рабочий – наследник и приемник традиций старшего поколения. Солдат и моряк – это заводчане, ушедшие на фронт в грозные военные годы и защищавшие Отечество с оружием в руках на суше и на море.

Памятник адмиралу
С.О. Макарову

Якорная площадь.
Вечный огонь.

Памятник
блокадной колюшке

31 марта 1904 года вблизи города Порт-Артур на мине подорвался эскадренный броненосец «Петропавловск». Повреждения были столь серьезны, что судно затонуло в течение двух минут в водах Японского моря. Вице-адмирал С.О. Макаров погиб вместе со своим кораблем, не покинув капитанского мостика «Петропавловска». Сразу после трагедии возникла идея увековечить память выдающегося адмирала русского флота. Однако прошло еще семь лет до момента принятия городской Думой Кронштадта решения о сборе средств на строительство памятника.

За недостаточностью средств на пьедестал для памятника была пожертвована гранитная глыба, предназначавшаяся ранее для памятника Павлу I, но по неосторожности затонувшая в начале XIX века. Во время доставки глыбы на берег от нее откололся кусок, в результате чего образовалась наклонная поверхность. Скульптор Л.В. Шервуд принял решение не изменять форму камня, а опору для фигуры Макарова сформировать в виде волны охватывающей ноги адмирала и увлекающей его в глубину. Памятник был установлен на Якорной площади, а церемония его освящения состоялась 24 июля 1913 года.

Тот кусок, что откололся от гранитной глыбы, предназначавшейся для постамента памятника адмиралу Макарову, в дальнейшем послужил основой для изготовления памятного знака Российским морякам – героям Цусимского сражения. Этот мемориальный знак находится в Петропавловском парке. Решение об увековечении памяти русских моряков, погибших во время сражения в Корейском проливе у острова Цусима, было принято в год столетия со дня трагедии. Открытие и освящение знака состоялось в день празднования Военно-Морского флота России в 2006 году.

Якорная площадь является сердцем Кронштадта. Считается, что своё название площадь получила еще в XVIII в., и все благодаря тому, что здесь находился склад якорей, а позднее – якорей и якорных цепей со списанных кораблей. Эта площадь в различные годы именовалась «Разводной плац», «площадь Жертв Революции», но при этом кронштадтцы продолжали называть ее «Якорной».

Помимо Никольского собора и памятника адмиралу Макарову на Якорной площади есть место хранящее память о трагических событиях начала XX в. Это братская могила. Здесь захоронены несколько десятков офицеров, погибших во время февральских волнений 1917 года. Чуть позже в эту же братскую могилу были перезахоронены павшие во время кронштадтского восстания 1906 года. А в дальнейшем эта могила стала местом последнего упокоения революционеров, погибших в годы Гражданской войны и во время жестоко подавленного мартовского восстания 1921 года. После проведенной реконструкции здесь, в ноябре 1974 года, состоялось открытие памятника «Жертвам революций», а спустя шесть лет был зажжен Вечный огонь. Несмотря на то, что на мемориальном камне указано всего 40 имен, в этом месте захоронено более 600 человек.

Памятник Блокадной колюшке. В канун 60-летия Победы в Великой Отечественной войне на стене Обводного канала Кронштадта рядом с Синим мостом был открыт необычный памятник. Это памятник колюшке – рыбке, спасшей во время голодных блокадных лет тысячи жизней. По воспоминаниям кронштадтцев, переживших те страшные годы войны, весной, как только сходил лед на канале, создавались целые бригады по отлову колюшки. Из пойманных маленьких рыбок делали фарш и жарили на рыбьем же жире котлеты, а в качестве праздничного блюда подавалась уха из колюшки. Памятник маленькой колючей рыбке был открыт по инициативе Совета ветеранов Кронштадта и международного фонда «300 лет Кронштадту — возрождение святынь».

Боевая рубка
подводной лодки С-156

Сверхмалая подводная лодка
«Тритон-2»

Боевые корабли в порту

В 2000 году на пересечении улиц Восстания и Флотской был установлен мемориал «Морякам-подводникам Балтики. Живым и мёртвым». Не смотря на то, что открытие памятника в форме боевой рубки подводной лодки С-156 «Комсомолец Казахстана» было приурочено к 55-ой годовщине победы в Великой Отечественной войне, данная субмарина не принимала участие в боевых действиях 1941-1945 гг. Эта подводная лодка в течение 37 лет находилась в составе Советского военно-морского флота. Ее строительство было начато в октябре 1952 года, а на воду судно спустили в апреле 1953 года. С 14 января 1954 года местом базирования субмарины стал Кронштадте. В апреле 1990 года лодка С-156 была исключена из состава военно-морского флота, а почетное наименование «Комсомолец Казахстана» присвоено другой подлодке.

На вооружении военно-морского флота в период с 1975 года по 1990-е года состояли сверхмалые подводные лодки «В-499» проекта 908 «Тритон-2». Сегодня одну из таких субмарин можно увидеть на территории Морского Кадетского корпуса в Кронштадте. Эти лодки выполняли разведывательные задачи, патрулируя акватории портов, а также осуществляли доставку и эвакуацию водолазов-разведчиков. Подлодка была рассчитана на двух членов экипажа и четырех водолазов. Всего по проекту 908 «Тритон-2» было построено 13 субмарин.


Города воинской славы:


ordenrf.ru

Кронштадт — город морской славы


Герб Кронштадта
Со старинной гравюры

7 (18) октября 1723 года — Петр I заложил на острове Котлин крепость Кронштадт. Постепенно здесь были построены форты, гавани, доки, заводы и возник прекрасный город, ставший главной базой Балтийского флота и надежным форпостом северной столицы — Санкт-Петербурга. В любой истории российского флота XVIII-XX веков Кронштадт является самым упоминаемым городом.

Поразительно, но и первый форт Кроншлот, и Кронштадт, да и сам Петербург строились на глазах у шведов, которые никак не хотели признать, что устье Невы окончательно перешло к России. Шведский флот постоянно крейсировал вблизи русских берегов, угрожая разрушить все, что с таким трудом создавалось на берегах Невы. Но вот уже три столетия высится над водами Финского залива мощная крепость, отразившая все попытки иностранных флотов прорваться к северной столице нашей Родины.

Ногою твердой стать у моря

В средине мая 1703 года на Заячьем острове заложили Петропавловскую крепость, положившую начало Санкт-Петербургу. Шведы не примирились с потерей устья Невы, открывшего русским выход в Балтийское море. Буквально через месяц после закладки крепости корпус шведского генерала Майделя и эскадра адмирала Нумерса вышли в поход, чтобы уничтожить строящиеся укрепления. Это первое нападение было отражено. Русские войска одержали полную и впечатляющую победу, но было ясно, что шведы на этом не остановятся. Необходимо было укреплять дальние подступы к Петербургу, прежде всего, с моря.


Башня Кроншлота
Чертеж 1747 года

Поздней осенью 1703 года, как только шведские корабли ушли зимовать в Выборг, Петр I вышел на своей яхте в Финский залив, чтобы найти место для новой крепости. Его внимание привлек остров Котлин, который лежал в 29 километрах к западу от Петербурга. В этом месте перед мелководной Невской губой залив сужается до пятнадцати километров,а Котлин, словно пробка, перекрывает путь к Петербургу. К северу от него находились мели, поэтому большие корабли могли следовать лишь по узкому проходу вдоль южного берега острова. Но установленные на нем пушки не могли простреливать фарватер на всю ширину. Пришлось строить дополнительный форт прямо на воде.

Строительство начали практически сразу. Из толстых бревен на льду делали огромные ящики, наполняли их камнями и опускали на отмель. Работали всю зиму в жутких условиях — сильные морозы, нехватка продуктов питания, инструментов и материалов, все приходилось везти из Петербурга. К весне над водой уже возвышалась трёхярусная десятигранная деревянная башня с бойницами.

Пётр I лично привёз первые пушки, и 7 мая 1704 года крепость освятили, назвав ее Кроншлот — коронный замок. Этот день считается датой основания Кронштадта. Уже через месяц, 12 июня 1704 года, крепость отразила попытку эскадры шведского вице-адмирала Депру, состоявшей из одного линейного корабля и пяти фрегатов, пройти к устью Невы. Так бала открыта боевая летопись Кронштадта, надежно защищавшего Петербург от ударов с моря. Подробнее о значении этих укреплений читайте в статье о поражении шведов под Санкт-Петербургом.

Крепость Кронштадт


Карта устья Финского залива, где расположен Кронштадт

Однако нападения шведов год от года становились все более ожесточенными и опасными. Для усиления обороны столицы в центре острова Котлин заложили крепость Кронштадт. На церемонии закладки присутствовало много иностранных гостей. Под проливным дождем Петр I лично взял три куска дерна и положил их на место будущей стены. Постепенно новая крепость объединила в единый комплекс и первоначальные укрепления острова, и форт Кроншлот, и возникший на острове город. Вскоре она стала главной базой Балтийского флота, и все последующие годы крепость жила вместе с флотом, испытывая на себе все превратности его упадка и подъема.

В последующие годы на воде вокруг острова Котлин в труднейших условиях противоборства со штормами, наводнениями и ледоходами было построено 17 морских фортов с броневыми брустверами и бетонными перекрытиями. На подступах к ним создана мощная минно-артиллерийская позиция и установлено более 100 км каменных и свайных подводных преград. В 1724 году крепость имела около 400 орудий, а ее гарнизон насчитывал около 2700 человек. По своим боевым возможностям Кронштадт превосходил все русские крепости тех лет. Возведенные в короткий срок грандиозные сооружения на воде и на суше стали свидетельством высочайшего мастерства русских ученых, военных инженеров, архитекторов и строителей, а также мужества и героизма их защитников.

Город морской славы

Слава города не зависит от его размеров. Площадь острова Котлин, на котором стоит Кронштадт, составляет всего 15 квадратных километров. Но этот город называют городом русской морской славы, огненным щитом Ленинграда, часовым Родины, орлиным гнездом богатырей. Все эти почетные титулы по праву принадлежат Кронштадту. Слава его росла и крепла веками, в течение которых к ней присоединялись яркие имена и незабываемые события. Сразу после своего создания он стал колыбелью Российского флота, подробности читайте в статье Создание регулярного флота России. Кронштадт славен своими корабелами, портовиками и строителями. Они создавали и ремонтировали корабли, принимали и отправляли в плавание суда многих стран мира, возвели мощные укрепления и прекрасный город.

Поскольку Петр I считал остров частью Санкт-Петербурга, здесь работали лучшие архитекторы того времени. Главной достопримечательностью города по праву считается Морской Никольский собор, строительство которого было завершено в 1913 году. В храме были установлены мраморные доски с именами погибших моряков. На Якорной площади перед Морским собором стоит самый красивый и хорошо известный памятник адмиралу Макарову.

В 1780 году был утвержден герб Кронштадта. Императорская корона, венчающая маяк, говорит о том, что крепость Кронштадт — это защита Отечества и память о ее основателе — Петре I. Глубокий смысл имеют и основные цвета в рисунке герба: серебро символизирует чистоту и благородство целей, красный цвет это цвет Марса, бога войны, означает, что Кронштадт — город военный, символ храбрости и мужества, лазурь — цвет моря, а в целом – это город морской славы России, символ ее красоты и величия.


Морской собор и памятник адмиралу С.О. Макарову
Открытка советского периода

Морская твердыня

С Кронштадтом связаны яркие страницы отечественного военного флота, мореходства, кораблестроения и науки. Отсюда уходили корабли и эскадры, чтобы сражаться на Балтийском, Средиземном, Черном морях и на Тихом океане. Не меньшую славу принесли городу и дальние плавания, открывшие новые земли и давшие людям новые богатства знаний. Здесь начиналась история российских доков, пароходов, подводных лодок, мин, торпед и различных радиосредств.

Моряки и солдаты гарнизона крепости принимали самое активное участие в революционном движении России. Корабли и вооруженные отряды матросов были основной опорой большевиков при свержении временного правительства. В годы гражданской войны Кронштадт не допустил к Петрограду сильную английскую эскадру, что предопределило поражение армии Юденича. За три года гражданской войны на многочисленные фронты Республики с кораблей было направлено более 40 тысяч матросов. Вместе с рядовыми бойцами уходили лучшие политработники и командиры. Они сплачивали воинские коллективы, обеспечивая успех в боевых действиях. В 1918 году в Кронштадт из Ревеля и Гельсингфорса был перебазирован весь флот, чтобы не допустить его захвата германскими войсками. Читайте статью о Ледовом походе Балтийского флота.

Во время Великой Отечественной войны, базировавшийся на Кронштадт Балтийский флот участвовал в обороне Таллина, Моонзунда, Ханко. Кронштадтский укрепленный сектор с его корабельной и береговой артиллерией был очень важным звеном в обороне Ленинграда. В зимнее время моряки сорвали все попытки врага атаковать город по льду Финского залива. Дальнобойная артиллерия фортов обеспечила устойчивую оборону Ораниенбаумского плацдарма, с которого началось наступление наших войск для полной ликвидации блокады Ленинграда. Корабли выстояли под массированными ударами вражеской артиллерии и авиации, полностью сохранив свою боеспособность. Подробности читайте здесь.

Сегодня Кронштадт — все та же морская твердыня. Крепость, не знавшая поражения, постоянно держит порох сухим. Боевая, революционная и трудовая история Кронштадта, его прошлое, настоящее и будущее неотделимы, как от жизни великого города на Неве — Санкт-Петербурга, так и от жизни Балтийского флота.

При написании статьи были использованы следующие материалы:

  • Петров Г.Ф. Кронштадт. Ленинград. 1971 г.
  • Большая советская энциклопедия. Москва. 1973 г.
  • Бестужев Н.А. Опыт истории Российского флота. Ленинград. 1961 г.
  • Раздолгин А.А. Скориков Ю.А. Кронштадтская крепость. Ленинград. 1988 г.

В настоящее время Кронштадт отчасти утратил свое былое стратегическое значение, но сохранил свой неповторимый облик и по-прежнему остается базой Военно-морского флота России. А что Вы, уважаемый читатель, думаете о судьбе Кронштадта? Поделитесь своим мнением в комментариях. Это будет интересно всем!

www.korvet2.ru

Корпус, Отдельная Бригада, Полк, Батальон и Взвод, Флаг и Форма, День Черных Беретов

На пустынный берег обрушивается мощный ракетно-бомбовый удар. Морской песок вскипает десятками взрывов, плотная пелена дыма застилает всю береговую линию. Звуки безумной симфонии смешались в нарастающий гул, в котором отчетливо улавливается рев моторов бронированных машин и десантных судов. Через пару минут на песчаный пляж стремительно выскакивают БТР, с борта которых начинается высадка морского десанта. Примерно так выглядят, в представлении обывателя, действия в современном бою одного из элитных воинских подразделений — морской пехоты ВМФ России.

В реальности все выглядит далеко не так. Красивая и впечатляющая картинка высадки морского десанта уступает место военной операции, в которой главными аспектами являются скрытность, слаженность действий . Десантные операции флота в современных условиях рассчитаны больше на фактор неожиданности. Нередко возникает необходимость за короткий промежуток скрытно овладеть береговым объектом, вывести из строя береговую инфраструктуру или занять определенную территорию. Эти и многие другие оперативно-тактические задачи способны решить специально подготовленные войска — морской спецназ.

В российском флоте эти подразделения входят в состав отдельного рода береговых войск, одного из самых боеспособных и подготовленных воинских формирований Вооруженных Сил РФ. День морской пехоты считается одним из самых славных и знаменательных военных праздников в России. Сегодня  без участия черных беретов не обходится ни одна войсковая операция, не проходит ни один военный парад ВС России.

Военную форму морского пехоты ВМФ России невозможно спутать ни с чьей. Берет морской пехоты, как и униформа подразделений, имеет черный цвет.

История морской пехоты

С древности войны часто велись на прибрежных территориях. Основной задачей противоборствующих сторон являлся захват приморских городов, через которые шла основная торговля и осуществлялось снабжение сухопутных армий. Главным инструментом борьбы в те далекие времена была пехота — род войск, способный действовать как на суше, так и на море. Родоначальником и прообразом современной морской пехоты по праву считается римская армия. Именно в ее составе появились первые подразделения морского спецназа, размещенного на военных кораблях.

Этот боевой опыт римлян переняли армии других государств. Со временем пехота, высаживающаяся на вражеский берег, стала ключевым элементом военной стратегии. Ярким примером успешных десантных действий на море являются военные компании викингов, державших в страхе всю Западную Европу. Практически вся военная история пестреет примерами успешного использования подобной тактики ведения военных действий. В составе военных флотов ведущих морских держав стали появляться специальные части или абордажные команды — прообраз морской пехоты, выполняющие специальные задания.

Сегодня практически любой военный флот имеет в своем составе подобные военные формирования. Корпус морской пехоты является основной ударной силой армии США, действующей в американских интересах на разных морских ТВД.

Российский флот и морская пехота – дорога к славе

Для России толчком к созданию специальных пехотных подразделений, входящих в структуру военно-морского флота, стала Северная война.

В появлении русской морской пехоты ключевую роль сыграл Петр I. При нем на флоте стали появляться специальные пехотные команды, выполняющие функцию абордажных, штурмовых групп. Оценив высокую эффективность подобных подразделений в боях со шведами, российский царь в 1705 сформировал полк морских солдат в составе Балтийского флота. Дата царского указа – 27 ноября 1705 года, стала точкой отсчета в истории нового рода войск и отмечается в России как День морской пехоты.

Ярким примером успешного действия первых морских пехотных команд стало Гангутское морское сражение, в котором русский галерный флот взял на абордаж шведскую эскадру адмирала Эреншельда. Неоднократно русская армия, действующая против шведских войск в Финляндии и на островах Финского залива, использовала практику морских десантов, когда ключевую роль играл морской пехотинец.

Со времен Петра I подразделения морской пехоты стали эффективным инструментом не только на море, но и в сухопутных кампаниях. Стоит отметить успешные действия русских моряков в Средиземном море во время русско-турецкой войны 1768-1774 гг. — русская морская пехота продемонстрировала свое мужества и высокую эффективность. Полк морской пехоты, действующий в составе Балтийской эскадры адмирала Спиридова, участвовал в захвате турецких крепостей. Отличились морские пехотинцы и под командованием адмирала Ушакова. Русские корабельные команды и подразделения морской пехоты стяжали славу при штурме французской крепости на острове Корфу.

С почестями встречали русских моряков жители Неаполя, освобожденные от французских войск. Во время военного парада в первых рядах колоны русских войск шла морская пехотная команда.

Русский полк морской пехоты принимал участие в легендарном Бородинском сражении, крупнейшем сухопутном противостоянии начала XIX века. Важной вехой в биографии русской морской пехоты можно по праву считать героическую оборону Севастополя 1854-1855 гг. Город и военно-морская база русского флота в течение 11 месяцев держали оборону против армии союзников. Соединенная франко-английская армия при поддержке турецких войск долго не могла взять морскую твердыню. Российские моряки, уже в качестве пехоты, не только успешно отбивали атаки превосходящего противника, брали штурмом вражеские линии окоп и батареи, вели диверсионно-подрывную работу.

С 1811 года морские пехотные подразделения были упразднены. Функции сухопутных морских частей выполняли экипажи военных судов, входящих в состав флотов Российского государства.

Герой обороны Севастополя вице-адмирал Нахимов первый из российских военных начальников начал формировать из бывших экипажей военных судов Черноморского флота морской батальон для диверсионной работы и спецопераций на берегу. Всего за время обороны Севастополя было сформировано 22 полноценных штатных подразделения из военных моряков, действовавших в составе пехотных подразделений на сухопутном фронте.

На каждом этапе современной истории для морской пехоты находилась работа. Морские команды, действующие на берегу в качестве штурмовых подразделений, принимали участие в сражениях русско-японской войны 1904-1905 гг. Только в обороне Порт-Артура со стороны русской армии в сухопутных операциях было задействовано до 10 тыс. моряков.

Морские пехотные батальоны, созданные на базе флотского экипажа, в России появились с началом Первой Мировой войны. Определить место нового воинского подразделения в структуре армии и флота должно было «Положение о морской пехоте». Разрабатывался устав этого рода войск, военная форма, знаки отличия и флаг, однако февральская революция и последующие события на фронте и в стране временно помешали развитию этого рода войск.

Морская пехота на современном этапе

Последнее активное участие дореволюционных формирований военных моряков в боевых действиях на суше приходится на период Гражданской войны.

В течение четырех лет моряки Балтийского и Черноморского флотов, а также речных военных флотилий, действовали в составе сухопутных частей Красной Армии. Отряды моряков действовали на самых опасных участках фронта, на всех театрах Гражданской войны. Первым боевым подразделением с функциями морской пехоты в составе Красной армии стала 1-я Азовская экспедиционная морская дивизия, включавшая в себя полк морской пехоты, авиационный отряд и роту броневиков. Дивизия прикрывала фланги армии Фрунзе на Кубани во время разгрома Врангеля.

После окончания военных действий страна находилась в тяжелом экономическом состоянии. Военно-морской флот как полноценная боевая структура перестал существовать. Соответственно, забыли и морской пехоте. Ее возрождение в качестве отдельного рода войск пришлось на 1939 год. На Балтике было создано первое военно-морское подразделение, бригада, выполняющая функции морской пехоты. Только начало Великой Отечественной войны положило начало восстановления морской пехоты в качестве отдельного рода войск, входящего в структуру ВМФ СССР. Морская бригада стала основным структурным элементом сухопутных частей военно-морского флота.

За годы войны было создано 40 отдельных бригад морской пехоты и 6 отдельных полков морской пехоты, общая численность которых достигала в отдельные периоды 350 тыс. человек. Особо отличились морпехи во время обороны Севастополя. Здесь эффективно действовала 8-я отдельная бригада морской пехоты Черноморского флота. Участвовала советская морская пехота и в Сталинградской битве, в освобождении Таллина, Одессы и в штурме Берлина. Моряки Тихоокеанского флота вместе с батальоном морской пехоты принимали участие в освобождении острова Сахалин, в военных действиях против японских войск на Дальнем востоке в августе 1945 года. Черные бескозырки и форма наводили ужас на противника. Немецкие солдаты хорошо знали, что такое атака советских сухопутных моряков. За отвагу советских морпехов на поле боя немцы им лестное и страшное прозвище «черная смерть». За свой героизм в многочисленных военных операциях целый ряд бригад морпехов получил звание гвардейских.

Вторая Мировая война стала вершиной боевого могущества морской пехоты. Многочисленные морские десанты союзников на Тихом океане и в Западной Европе, действия советских «черных беретов» на советско-германском фронте — ярчайший тому пример. Корпус морской пехоты США, который вынес на себе основное бремя боевых действий с японцами, наглядно показал, насколько могут быть эффективными действия сухопутных моряков в современных боевых условиях. Американская морская пехота являлась самым оснащенным и подготовленным родом войск, который мог эффективно решать масштабные оперативно-тактические задачи. О подвиге бойцов американского КМП при захвате острова Иводзима ходят легенды. Всем известна скульптурная композиция, изображающая группу морских пехотинцев, воздвигающих на вершине захваченного острова флаг США.

Несмотря на высокую боевую эффективность, применение частей морской пехоты после окончания Второй Мировой войны в Советском Союзе было ограниченным. В 1956 году  было принято решение расформировать подразделения советской морской пехоты.

Новое время

Опыт боевых действий в послевоенный период, когда большую часть наземных операций выполняли морские десанты, доказал ошибочность принятого решения. Корпус морской пехоты армии США стал одним из действенных инструментов агрессивной американской внешней политики в разных регионах земного шара. В итоге советское высшее руководство распорядилось восстановить в составе военных флотов подразделения морской пехоты. На протяжении 60-х годов в советском ВМФ шли преобразования, в результате которых и появился заново род береговых войск – морская пехота.

В Белорусском военном округе в 1963 года было создано первое полноценное боевое подразделение – 336 отдельный полк морской пехоты, базирующийся на военно-морской базе Балтийск.

В дальнейшем Высшее руководство ВМФ приняло решение сформировать на каждом из флотов по одной бригаде морпехов. На Каспии, на Дунае и на Азове были созданы подразделения морской пехоты меньшей численности. Боевые подразделения морской пехоты оснащались самым современным вооружением. В состав бригады морской пехоты входили разнообразные подразделения, начиная со стрелковых частей и заканчивая танковыми ротами и артиллерийскими батареями. Флоты стали получать на оснащение десантные суда разных классов, способные доставить во вражеский тыл взвод морской пехоты или обеспечить высадку на побережье вероятного противника крупного воинского подразделения с тяжелым вооружением.

В современном российском ВМФ подразделениям морской пехоты отводится едва ли не решающая роль в решении оперативно-тактических задач. Полк, являющийся до недавнего времени основным структурным подразделением этого рода войск – теперь отдельная бригада морской пехоты, оснащенная самым эффективным вооружением. Такие крупные боевые части созданы на всех флотах: Северном, Тихоокеанском, Балтийском и Черноморском. На современных морпехов возлагаются функции противодействия диверсионной и шпионской деятельности ВМС потенциального противника в местах дислокации флота. Без подразделений морской пехоты не обходится ни одно военное учение оперативно-тактического или стратегического масштаба. День морской пехоты снова вошел в число основных военно-патриотических праздников.

Отличительными особенностями этого рода войск является не только его высокая техническая оснащенность, специфика боевых задач и функций, но и знаки отличия. Флаг морской пехоты представляет собой Андреевский голубой крест на белом фоне. В центре флага имеется эмблема морской пехоты, золотой якорь на черном кругу.

Боевое значение бригад морской пехоты на сегодняшний день трудно переоценить. Эти подразделения являются одними из наиболее боеспособных в Российской армии и на флоте.

militaryarms.ru

Город Кронштадт (Россия, Санкт-Петербург) – Город Петра, город военных моряков, город Морского собора, город пропитанный морской славой русского флота!

Достоинства

Богатейшая история, неповторимая атмосфера, город славы, город моря, город моряков

Недостатки

Нет минусов

Подробности

Город Кронштадт неповторим. Он восхитителен. Он уникален. Все в нем пропитано богатейшей историей и славой русского флота. Это один из городов созданный гениальным Петром. Познакомившись с этим сыном Петровым, Вы без сомнения узнаете его «фирменный» почерк.
Кронштадт самый маленький, но один из ярких сынов Петра.

Расположен примерно в 50 км от Санкт-Петербурга. Даже дорога до него сама по себе интересна, через дамбу с уникальными гидротехническими сооружениями и защитными фортами с красивейшими именами.

Про Кронштадт сказано очень много. Я же добавлю свое, не совсем парадное, мнение. Так как основные достопримечательности уже описаны не раз, а я лишь добавлю немного от себя.
Городская архитектура невероятно интересна, всем гостям Петербурга, настоятельно рекомендую посетитель столь знаменитого соседа.

Здесь родилась моя мама. Здесь родилась моя семья.

Мой дед был командиром тральщика и во время войны «охотился» за подводными минами в Финском заливе, а затем ставил их самим же немцам. Служба его проходила в Кронштадте.

На фото сверху уникальное витражное окно. Напротив него неширокий канал впадающий в Финский залив, с моста через которого, моя мама будучи маленькой девочкой, сразу после окончания войны, выбросила дедовски «браунинг», дабы он не хватался за него после рюмки.

Таких заброшенных дворов в Кронштадте не много, но они сохранились. Это бывшие казармы. Сюда моя мама приходила к своему отцу на работу после школы, в которой учились Капица и Вишневская, а моряки, выглядывая из этих окон, кричали ей в след.
Это здания постройки довоенных лет строились для нужд флота, как казармы или другие технические постройки.

Морской собор потрясающий и его невозможно описать. Это главная жемчужина города, наряду с самим городом. На его площади проходили парады и моряки строем уходили на войны, а рядом, в годы революции большевики расстреливали офицеров и скидывали тела с обрыва.
А еще ранее до революции в соборе перед морскими походами одновременно проходила служба всех трех религий, так как на кораблях служили матросы и офицеры разного вероисповедания и не было возможности провести каждую службу отдельно.
Внутри величайшего храма на стенах установлены мемориальные доски с именами погибших кораблей русского флота, а так же имена и звания отличившихся, но погибших офицеров и матросов. На этих досках соседствуют князья и простые матросы.
Однажды в 1998 году, я с мамой гулял возле храма, когда в нем был расположен театр и никаких служб не проводилось. Вместо икон и иконостаса были простые стулья и большая сцена. Он был в полузаброшенном состоянии. Возле служебного входа курил мужчина, достаточно интеллигентного вида и явно скучал. Заметив наши взгляды, он позвал нас и представился руководителем театра. Он был слегка выпивши и пригласил нас на экскурсию внутрь. Мы согласились. В результате нам была подарена уникальная экскурсия в недра храма, куда никого не пускали. Мы прошли широкими и узкими, старыми лестницами наверх в купол. Я же отважился пройти по окружности внутри весь купол, как раз у самых верхних стекол, а внизу подо мной был весь храм. Скажу что за окнами был непередаваемый вид.
Я часто вспоминаю тот день и то что увидел внутри, также из верхних окон храма. Это было великолепно!

В этом городе стоит побывать, впитать его чудесную историю и увидеть все то, что еще сохранилось для нас!

Оценки

инфраструктура

Год посещения: 2014

Город Петра, город военных моряков, город Морского собора, город пропитанный морской славой русского флота!

otzyv.expert

Калининград-Кенигсберг. Балтийск — город военно-морских традиций или «военный городок» — Путешествия и культура

28/05/2016, суббота. Накануне собиралась два выходных дня посвятить Калининграду, но меня как будто что-то заставляло, какая-то сила гнала в поездку. Подчинилась, решив раз так надо Краю, пусть будет поездка. Ехала опять на «сельском» автобусе, но теперь полюбоваться окружающей природой не получилось: во-первых, потому что местность заселена, шла почти сплошная лента поселений; во-вторых, соседкой оказалась милая молодая женщина, разговорчивая и веселая. Они с мужем отдыхали в окрестностях Калининграда, а купаться ездили в Балтийск, где море и пляж им нравились больше. Мы проболтали с попутчицей всю дорогу, она и ее муж, который сидел сзади, дали несколько очень полезных советов о Балтийске, что, где и когда посмотреть. Они вышли при въезде в город, даже не помню, успела ли дать им свои координаты, но пользуясь, случаем, говорю Большое Спасибо!

Автостанции в Балтийске тоже нет, поэтому на конечной остановке постаралась хорошенько запомнить опорные точки, которые позволят вернуться обратно. Картосхем, как уже писала нет, я давно перестала их искать. Ориентируясь по советам местных жителей, отправилась знакомиться с городом.

Первый объект осмотра, расположенный всего в сотне метров, был хорошо виден. Собственно это не единичный объект, а комплекс зданий и сооружений военно-морской базы Балтийского флота. Старинные постройки выглядят нарядными и создают хорошее настроение. Поскольку это военная территория, то вход закрыт, но фотографировать снаружи никто не препятствует, тем более, что часть зданий, являясь символами города, присутствует на сувенирах-магнитах.

Меня заинтересовала высокая, нарядная башня, хорошо видимая в просвете между двумя зданиями. В моих материалах примерно в этом районе значилась водонапорная и наблюдательная башня Пехотных казарм, арх. Г.-К.-Х. Хопп, построенная в 1927 г. в стиле, который значился баухаус/экспрессионизм. Подойти ближе нельзя, я решила спросить у морских офицеров, которые вышли из проходной. Но они уклонились от ответа, посоветовав не заниматься этим вопросом, иначе серьезный интерес ко мне могут проявить вежливые люди с уставшими глазами. Я сочла, что лучше последовать совету. Вопрос остался открытым…

Повернув налево, и пройдя по зеленой улице, похожей на бульвар, увидела Мемориал — комплекс памятников, посвященных погибшим при штурме Пиллау. Должное ратному подвигу погибших принято отдавать минутой молчания.

Рядом с мемориалом находится вход в крепость Пиллау, которая до сих пор закрыта, ограждена высокой кирпичной стеной и рвом, заполненным водой.

Слева, наискосок от ворот крепости на боковой улице имени адмирала Кузнецова находится Свято-Георгиевский морской собор, открытый в 1991 г. в здании немецкой кирхи. Здание было построено в 1866 г. в неоготическом стиле, затем неоднократно перестраивалось, но кое-что из готической стилистики осталось: высокие стрельчатые окна и стрельчатая арка алтарной части, но витраж входной двери новый. Самое яркое впечатление производят уникальный деревянный резной алтарь и ковчежец (рака) с частицами мощей адмирала, св. Федора Ушакова. Происхождение замечательной заалтарной росписи мне неизвестно.



В конце улицы находится Музей Балтийского флота. Здание построено в 1903 г., в псевдоготическом стиле, с 1957 г. это Музей, точнее филиал Санкт-Петербургского музея. Экспозиция представляет историю Балтфлота с 1703г.  С посещением Музея у меня связано несколько неприятных воспоминаний, точнее впечатлений. Начало не предвещало неприятностей: вошла, купила билет, кассир предложила записаться на экскурсию в крепость Пиллау, которая проводится один раз в день, по выходным, примерно в 13 час. Я решила подумать, дело в том, что соседи по автобусу рекомендовали пораньше отправиться на косу, поскольку там несколько интересных экспонатов. Осмотр, по их словам, займет 2-3 часа, плюс поездка на пароме.

Обдумывая ситуацию, прошла в Музей, точнее все происходило не так, но сначала я не придала происходящему должного внимания. Меня попросили подождать, когда придет служительница музея. Она появилась и нас вдвоем пропустили в музей. Мы со служительницей были одни во всем музее, и она буквально следовала за мной по пятам. Стояла, если я останавливалась, рассматривая экспонаты, у меня за спиной или чуть в стороне на расстоянии вытянутой руки. Сначала меня это позабавило, затем стало раздражать, поскольку она в полном смысле слова следила за каждым моим шагом и взглядом. Представьте себе, я делаю два шага к экспонату – она тоже, поворачиваю голову или наклоняюсь, то же самое делает и она, пытаясь, что? Дважды просила ее постоять хотя бы, если не у двери зала, то посередине (залы, кстати, маленькие). Первый раз она просто промолчала, второй ответила, что не мне учить ее как соблюдать инструкции. Я чувствовала себя ворюгой, за которым ведется явная слежка, хотя, что там красть: макет корабля или торпеду времен войны, а как ее потом вынести. Все это надоело и, скомкав осмотр, пошла к выходу. Сбегая по лестнице и увидев, как она болезненно морщится, пытаясь не отстать от меня, я замедлила шаг. Так мы и пришли к кассе и администратору: я «под конвоем». Попытка объясниться с администратором ничего не дала, ответ: так положено по правилам.
Немного позже, из разговора с местными молодыми жителями выяснилось, что это обычное дело. Они к этому уже привыкли, привели сюда сегодня сына, мальчишке лет 12, так за ними служительницы ходили вдвоем.
Город, видимо, так долго был «закрыт», что его открытость ничего не изменила в головах, сознании его жителей, они до сих пор «хранят тайну», узнать бы какую, в музее-то?

Почти рядом с музеем находится площадь Балтийской славы. Она произвела странное впечатление «долгостроя», что ли. Во всяком случае, чего-то явно недостроенного: памятник какой-то незавершенный и площадь, больше похожая на плац. Потом уже вечером дома, пришла в голову мысль, а если представить себе перед этими пушками с военным кораблем трибуны и парадные шеренги моряков – все сходится. Но парад закончен, трибуны убраны и опять недострой.

Решив, что поездка на косу увлекательнее экскурсии в крепость, я направилась к набережной. Путь лежал мимо интересного здания: театр или дом культуры? Молодые мамочки, гуляющие с колясками, поведали, что прежде здесь действительно был «очаг культуры», о чем свидетельствует «сохранившаяся от прошлой жизни» афиша у дверей. Но два года назад здание купили москвичи и теперь оно пустует.

На набережной или Морском бульваре много достопримечательностей, но главное пристань с которой паром ходит на косу, поэтому прямиком туда. Повезло, через 15 мин. паром отправлялся. Ура! Идем через канал на Балтийскую косу. Впереди по курсу парома – Балтийская коса, за кормой – набережная Балтийска.

На пароме было много людей, почти все они отправились на пляж: день был солнечный и жаркий. Только четверо свернули направо: я и семья (папа, мама и сын подросток). Но они задержались у прокатного пункта, выбирая велосипеды. Обдумав ситуацию, решила отказаться от велосипеда: последний раз ездила на велосипеде лет 20-25 назад, а здесь еще и песок, вопрос: кто на ком будет ездить?

Пройдя мимо небольшого поселка (всего несколько обветшалых домов), вышла к воротам форта Западный. Собственно от построек форта остались руины, но они и сегодня сохранили часть грозной и пугающей силы.

Поднявшись на холм внутри форта, увидела всю линию северо-западного побережья — бескрайние дали моря и два извилистых каменных волнолома: на косе и вдали – на берегу Балтийска.

Пройти по волнолому до его крайней точки не решилась, поэтому, одолев примерно треть, повернула назад, к форту.  Налево уходила бесконечная полоса чистого песчаного пляжа.

Соседи по автобусу предостерегали от попытки обойти косу вдоль пляжа – долго и тяжело, поэтому коротким и знакомым путем вернулась к паромной пристани, и отправилась налево к руинам старого немецкого, а затем советского аэродрома.


Аэродром был огромным и хорошо оснащенным, поэтому, несмотря на разруху, сохранилось довольно много интересных объектов: здание явно технического назначения (не буду строить догадки), ангары и взлетно-посадочные полосы, явно тоскующие по былым временам, здания и сооружения аэродромных служб.  Пройдя через всю территорию аэродрома, вышла к заливу, где когда-то располагалась база военных гидросамолетов. Теперь их место заняли любители парусного спорта, хотя бетонные плиты и странные предметы на берегу явно помнят иные времена и других людей.

Вернувшись к причалу парома до его прихода, успела удостовериться, что и сегодня канал нужен не только военному, но и торговому флоту.

На набережной, собравшись силами, отправилась на прогулку по Морскому бульвару, намереваясь пройти его от начала до конца, от самого западного в России маяка и памятника Петру I и до памятника императрице Елизавете Петровне.

Намерение свое выполнила, хотя обратная дорога напоминала скорее бегство, чем прогулку. Но обо всем по порядку.
Каменный маяк, от которого начинается Морской бульвар, построен в начале XX века, автор неизвестен, виден издалека, не только благодаря пульсирующим световым сигналам, но и цветовой окраске корпуса сооружения. Нижняя часть окрашена в белый цвет, что контрастирует с более темным фоном зданий и зелени, а верх – напротив темно-коричневого цвета, что опять-таки создает контраст с обычным светло-голубым оттенком неба Балтики.

Памятник Петру I, хорошо снять не удалось, солнце слепило, установлен недалеко от пристани. Петр изображен молодым человеком, полным «замыслов великих», в мундире офицера Преображенского полка, что соответствует времени Великого посольства. Как известно, он любил Пиллау, называя его «мой маленький Амстердам», побывав здесь трижды в 1697, 1711 и 1716 гг.

По другую сторону пристани возвышается башня дальномера железнодорожной артиллерийской батареи, каково нынешнее назначение дальномера не знаю. Башня, благодаря сочетанию белого и зеленого цветов окраски, выглядит нарядной, на ее фоне фотографируется много гуляющих. Кстати, хочу извиниться перед читателями за возможные неточности и ошибки в приведенных названиях объектов. Туристской картосхемы города нет, пользоваться данными сайтов не всегда удобно, в них часто отсутствует точное местоположение объектов, а также их фото. Пришлось пользоваться подсказками местных жителей.

Следующим объектом всеобщего внимания является откос набережной, на котором отдыхают или возле которого плавают лебеди. Они привыкли к людям, которые их активно угощают.

Почти напротив откоса на высоком постаменте установлена фигура женщины с мальчиком на плече – Надежда, морячка или жена моряка. Лицо женщины довольно спокойно, что нормально для людей, привыкших к долгим отлучкам своих близких. Поверьте, знаю, о чем говорю, покойный муж был топографом – геодезистом, летний полевой сезон – полгода, обычное дело. Если постоянно ждать и тревожиться, то либо сойдешь с ума, либо разведешься.

Далее снова две башни: одна — частично разрушенная, видимо, времен войны. Вторая башня – современная, наблюдательная.

Затем довольно большой отрезок набережной, где слева парапет и море, а справа – несколько зданий типа гостиниц. К сожалению, погода лишила меня и других отдыхающих возможности наслаждаться прогулкой. Еще на косе заметила, что погода начала «портиться» — стали появляться белые редкие тучи. Затем они закрыли практически все небо и стали приобретать серый цвет, темнее все больше.

До памятника Елизавете Петровне было еще довольно далеко, надо поторапливаться.


До памятника дошла, но на его детальный осмотр времени уже не было, тучи приобрели темно-серый цвет и висели низко, занимая все небо.

На обратном пути по набережной успела отметить только большое количество одиночных военных укреплений времен войны, как правило, полуразрушенных.

Вернувшись почти к началу бульвара, около какой-то крупной постройки довоенного времени, но явно используемой сегодня, возможно, в качестве склада, наконец увидела знакомые очертания Музея и свернула в город.


Соревнование с грозой я проигрывала, но дождь, перешедший в ливень, застал меня недалеко от остановки. Почти не промокнув, успела забежать в маленькое кафе, а через несколько минут мы все стали свидетелями потрясающего разгула стихии. Ливень был такой силы, что на этой узкой улице не было видно домов на противоположной стороне. Затем начался сильный град, средняя величина градин диаметром примерно 1 см. Все это продолжалось около получаса, затем град прекратился, а дождь немного стих. По улице бежали потоки воды вровень с тротуаром, но остановка была рядом. Заметив подошедшую маршрутку со знакомым уже номером, бросилась к ней. Водитель, спасибо ему, помогал мне и другим пассажирам, открывая дверь изнутри. Часть обратной дороги машина шла по сплошной воде, временами вода скрывала большую часть колеса. Было немного страшно, а вдруг что-то в воде на дороге помешает движению, но обошлось.
Когда приехали в Калининград, то оказалось, что дождь был здесь, но небольшой и знакомые не очень поверили моему рассказу о ливне и граде.
Подводя итоги дня, я довольна, что присутствовала при природном явлении такой силы, к сожалению, оно помешало выполнить все планы. Не удалось осмотреть католическую кирху и дом пастора, школу Пиллау, Русскую и Гвардейскую набережные. Но, нельзя мешать провидению, главное, бесполезно. Что касается первого впечатления от города, то приведу текст смс-ки, которую отправила родным: «современная, чистая, местами уютная, но казарма». Добавить нечего.

Следующее путешествие будет немного не по плану, в Светлогорск — город курорт.

sengeoculture.livejournal.com

Гродно — город моряков | Белорусский Союз Военных Моряков

В День военно-морского флота, а также в годовщину Великой Победы на центральной площади города на Немане собираются военные моряки, чтобы совершить торжественный марш по старинным гродненским улочкам. Среди них — и колоритные бородачи, пускающие колечки дыма из боцманских трубок, и подтянутые строгие капитаны в безупречной форме и с кортиками, и просто лихие парни в тельняшках и бескозырках. Под красивыми знаменами, с музыкой военного оркестра это морское братство выдвигается к обелиску воинам-освободителям, чтобы почтить память павших в боях за Родину военных моряков.

А зародилась эта традиция пять лет тому назад, в феврале 2007 года, когда в областном центре Принеманья был создан Гродненский городской союз общественного объединения «Белорусский союз военных моряков». Его организовал и возглавил капитан 2 ранга запаса Анатолий Ютиш. Анатолий Андреевич — уроженец Одессы, страж морской границы, проходивший службу и в Гродненском пограничном отряде. После увольнения в запас он решил приехать в древний белорусский город, который навсегда полюбил и где очень скоро стал душой флотского общества. Ныне в организации числится более 70 человек. Среди них — представители четырех флотов и ряда флотилий: моряки, ходившие на надводных кораблях, и подводники, морские пехотинцы и летчики, пограничники, инженеры и врачи — все те, чья служба и жизнь была связана с морем.

Гродненский городской союз военных моряков живет активными делами, принимает участие во многих гражданско-патриотических мероприятиях региона. В числе задач организации — создание системы социальной защиты моряков и членов их семей, помощь родным погибших и умерших представителей флота, проведение военно-патриотической работы и подготовка граждан к военной службе, благотворительность.

Союз военных моряков уже наладил тесное взаимодействие с недавно созданным Гродненским областным кадетским училищем. К радости юных патриотов, моряки приняли участие в ряде совместных мероприятий и оказали помощь в становлении и развитии этого центра патриотического воспитания. Союз внес свой посильный вклад и в строительство памятников воинам-пограничникам в Бресте, подводникам в Гомеле, воинской церкви в Гродно, помогает детям-инвалидам. В перспективе — создание сети социальной помощи и организация шефства над ветеранами Великой Отечественной войны — военными моряками.

А недавно городские власти выделили организации помещение под военно-морской музей. Он будет располагаться в средней общеобразовательной школе № 38. За дело споро взялись старшина 1-й статьи запаса Сергей Рыбак, ныне — профессиональный художник, и другие члены союза. Начался активный сбор экспонатов, разработка эскизов стендов музея. Экспозиция расскажет о героях-моряках и знаменитых флотоводцах — уроженцах Гродненщины, о суровых буднях службы в океане. Здесь будут проходить встречи с юными жителями Принеманья, а значит, морская история Гродненщины найдет своих достойных продолжателей.

Подполковник Александр Севенко, [email protected]

www.morsouyz.by

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *