Содержание

Проект 11661 Гепард — сторожевые корабли «Татарстан» и «Дагестан»

06.05.2018

Сторожевые корабли проекта 11661 предназначаются для исполнения комплексных задач по поиску и ликвидации подводных, надводных и воздушных целей, по несению боевой службы, по конвоированию, а также по охране морских экономических зон. Они оснащены артиллерийскими, противокорабельными, зенитными и противолодочными вооружениями.

Немного из истории создания кораблей проекта 11661

Сторожевые корабли (корветы) и ракетные корабли начали разрабатываться в начале восьмидесятых годов. Разработку проводило Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро. Разработку противолодочных кораблей для прибрежных зон вели в качестве развития другого проекта 1124М — малого противолодочного корабля, с «Ливнем» — противолодочным ракетным крейсером. Тогда разработали две версии тактико-технических заданий, и уже через год предложили обе версии эскизных проектов — противолодочного корабля с ПЛРК в соответствии с проектом 1124М и противолодочного корабля, имеющего водоизмещение до двух тысяч тонн с более значительной результативностью.

В том же году, вслед за изменениями претензий со стороны Военно-Морского Флота к проекту, второму проекту присвоили номер 11660 (а экспортном варианте — 11660Э) и переклассифицировали в сторожевой корабль. Аналитика исследований в проектах показывала, что сдавать «сторожевика» в экспортном варианте можно было уже в 1990 году, тогда как сдавать советскую версию можно было бы не ранее чем через два года.

Еще в середине восьмидесятых было выдвинуто требование по оснащению сторожевых кораблей (СКР) комплексами противокорабельных ракет «Уран», разрабатывать которые планировали начинать в 1987 году. Согласно декабрьскому Постановлению Совета Министров Союза ССР в 1984 году решили разрабатывать сторожевые корабли по проекту 11661. Эскизные проекты 11661 с двигательными установками CODOG закончили уже через год.

К началу 1986 года завершили техническую проектировку сторожевых кораблей по проекту 11661. Позднее было принято решение по унифицированию кораблей проектов 11660 и 11661 на восемьдесят пять процентов, приступить к работам и перекомпоновать их в единой конструктивной платформе с различными вооружениями, различиями в двигателях и оборудовании.

В сентябре 1986 года приступили к защите проекта 11661. Следом за доработками под «Ураны» и «Зарю» и прочее оснащение в окончательном варианте сформулировали концепцию «Базовой платформы корабельным семействам». К испытаниям форм корпусов и воздействия обтекателей антенн по выяснению мореходности создали и испытали корабельную модель. Техпроект проекта 11661 утвердили спустя год.

Затем поставили задачу унифицировать проекты 11660 и 11661. При использовании концепции «Базовой платформы» Зеленодольское Проектное Конструкторское Бюро начало выпускать рабочую конструкторскую документацию по проекту 11661, а также разрабатывать техпроекты проекта 11660.

После всех согласований и утверждений произошла закладка кораблей. И уже в 1993 году головному кораблю проекта 11661 было суждено спуститься на воду с началом его достройки. В начале 1995 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для освоения сторожевого корабля. В том же году от иностранного заказчика (по некоторым данным индийского) пришел отказ от нескольких кораблей, и все работы по их строительству были прекращены.

Кроме того, в том же году была прекращена постройка корабля с девяносто тремя процентами готовности. Личный состав экипажа распустили, корабль законсервировали из-за недофинансирования, а также из-за того, что и сам заказчик (российские ВМС) полностью не определился по различным типам сторожевых кораблей.

Однако в периоды 1995-1998 годов Зеленодольское Проектно-Конструкторское Бюро разработало экспортные проекты «Гепард» и «Гепард-3.9» для иностранного заказчика.

В 2001 году руководство ВМС приняло решение достраивать один из кораблей по проекту 11661К, который должен был поступить в Каспийскую флотилию с наименованием «Татарстан». Корабль лишился вооружения противолодочной обороны. На нем провели корректировку проекта для соответствия всем требованиям. В апреле 2002 года в Зеленодольске появился личный состав экипажа для овладения новым кораблем.

Тогда же с кораблем провели кренование и выяснили, что водоизмещение отклонилось от расчетов до одной тонны. В июле 2002 года «Татарстану» удалось успешно покинуть Зеленодольский Судостроительный завод, чтобы отправиться в район Махачкалы для проведения испытательных мероприятий. Мореходное испытание прошло с пятибалльным волнением. В результате корабль приняли на вооружение российских ВМС, а Каспийская флотилия в августе 2003 года обзавелась своим флагманом.

Правопредшественники «Гепардов»

Предшественниками «Гепардов» были «Альбатросы», которые оказались малыми противолодочными кораблями по проекту 1124 с кодовым натовским обозначением — «Grisha class corvette». Они строились в 1970-1980 годах для советских Военно-Морских Сил, в составе которых две основные серии проектов 1124 и 1124М.

Образчики проекта 11661 — «Татарстан» и «Дагестан»

Первенцем в проекте 11661К был корабль, уже известный как «Татарстан», вступивший в строй в августе 2003 года. Он был направлен впоследствии в Каспийскую флотилию в качестве ее флагмана.

Вторым сторожевым кораблем довелось стать «Дагестану». Его сдачу для флота первоначально планировали к первой половине 2012 года. Однако ее перенесли из-за серьезности повреждений, полученных еще в январе того же года при черноморских швартовных испытаниях в районе города Новороссийск. После восстановительных и ремонтных мероприятий «Дагестану» удалось выйти к Каспийскому морю для участия во втором этапе в государственных испытаниях по осуществлению ракетных стрельб по береговым целям «Калибром-НК».

Участие в стрельбах на дистанции в сто морских миль были проведены благополучно. Сторожевому кораблю «Дагестану» пришлось еще поучаствовать в параде на День российского Военно-Морского Флота в городе Астрахань. Осенью того же года его задействовали в маневрах «Кавказ-2012», в морской их части.

Однако уже спустя три года о «Дагестане» узнал весь мир. Так, в октябре 2018 года ночью, корабельной ударной группой в Каспийском море было произведено нанесение массированного удара с помощью крылатых ракет. Удар нанесен «Калибром НК» комплексом морского базирования по инфраструктуре ИГИЛ в Сирии. В составе из шести кораблей был и «Дагестан».

Корпусы

Корпусы кораблей – это водонепроницаемые отсеки в количестве десяти единиц. Материалом для их исполнения послужила низколегированная сталь, а для блоков надстройки — стойкий к морским средам алюминиево-магниевый сплав. В случае затопления двух сопредельных отсеков корабль останется на плаву, имея ход с сохранением боеспособности.

Энергоустановка и ходовые свойства

Главной энергетической установкой является двухвальный CODOG. Со среднеоборотным дизелем  61Д при мощности 8000 лошадиных сил при помощи сложного редуктора обеспечивается всеми крейсерскими режимами, а с помощью двух газовых турбин при суммарной мощности 29000 лошадиных сил обеспечивается полноходность кораблю до 28 узлов. Электроустановка — это дизель-генераторы в количестве трех единиц по 600 кВт от каждого.

Экипаж корабля

Экипаж сторожевого корабля составляет 121 военнослужащих, из  которых 15 – это офицерский состав.

Вооружение кораблей «Татарстан» и «Дагестан»

У кораблей по проекту 11661 имеются мощные ракетные, зенитно-ракетные и артиллерийские вооружения. Основным оружием «Татарстана» является «Уран». Это ударный комплекс, имеющий противокорабельные крылатые ракеты Х-35, с дальностью стрельбы до ста тридцати километров.

У «Дагестана» на вооружении универсальный ракетный комплекс — «Калибр-НК», в котором могут использоваться высокоточные крылатые ракеты нескольких типов. Они поражают надводные и береговые цели с дальностью до трехсот километров. Из артиллерийского вооружения — 76,2-мм арткомплекс АК-176М и 30-мм автоматизированная спаренная артиллерийская установка АК-630М, которые обеспечивают поражение морских, наземных и низколетящих воздушных целей.

Фрегаты «Гепард-3.9» – корабли новой генерации

Фрегаты типа «Гепард-3.9» являются кораблями новой генерации. Они разрабатывались Зеленодольским Проектным Конструкторским Бюро с уже имеющейся универсальной базовой платформой. Прототипом для «Гепардов -3.9» был ракетный корабль с наименованием«Татарстан» из проекта 11611, а «Дагестан»  — второй такой построенный отечественный ракетный корабль, откорректированная по настоянию заказчика версия в проекте 11611К.

Строительство фрегатов для вьетнамского заказчика все также ведется по установленным требованиям Военно-Морских Сил этого государства. С полным водоизмещением до 2100 тонн, они имеют длину – 102 метра, ширину – немногим более 13 метров, а осадку – чуть более 5 метров. Корабли имеют комбинированную дизель-газотурбинную энергетическую установку (в соответствии со схемой CODOG).

С этой энергоустановкой корабли развивают скорость на полном ходу до 28 узлов, а экономическая десятиузловая скорость позволяет ходить фрегатам на дальности до 5000 морских миль. Автономное плавание составляет двадцать суток. Удачно размещенные жилые и служебные помещения, наличие системы, которая кондиционирует воздух и поддерживает необходимые условия микроклимата, будут способствовать хорошим условиям обитаемости, что просто жизненно важно в тропических климатических условиях.

«Гепарды-3.9» являются многоцелевыми кораблями, предназначенными для патрулирования в территориальных водах и исключительных экономических зонах, нанесения ударов по надводным целям неприятеля, огневой поддержки десантирующихся подразделений, для обеспечения противовоздушной и противолодочной обороны в мероприятиях по конвоированию.

Вследствие этого их вооружения многообразны и хорошо сбалансированы. Они включают противокорабельные ракетные комплексы «Ураны-Э», универсальные 76,2-мм артиллерийские установки АК-176М, а также малокалиберную зенитную систему. Контроль над управлением всем этим вооружением осуществляет отвечающая всем самым высоким стандартам нашего времени боевая информационно-управляющая система «Сигма-Э». Корма корабля имеет взлетно-посадочную вертолетную площадку. Кроме того, вертолет обладает и специальным убежищем — ангаром, который защитит его от морских ветров и волнений.

Уже скоро «Гепарды» совершат переход на Балтийское море, где они подвергнутся испытаниям. Претворение в жизнь контрактной части по строительству сторожевых кораблей для вьетнамского заказчика может изменить соотнесение выпускаемых кораблей продукции предприятием. Так, приблизительно сорок процентов пойдет на военную и шестьдесят процентов на гражданскую продукцию (раньше 30% шло на военную продукцию и 70% – на гражданскую).

При наличии базовой платформы «Гепардов» можно не ограничиваться строительством только лишь многоцелевых кораблей, номожно  также строить и корабли с усиленными ударными, противолодочными и зенитно-ракетными вооружениями, с самыми разнообразными энергетическими установками и электронным снаряжением. С помощью той же платформы ЗПКБ разработана модификация кораблей для патрулирования в открытом море, которые имеют  большую автономность плавания. Стоит особенно подметить, что семейство «Гепардов» сравнительно недорогое по отношению к аналогичным кораблям зарубежных построек.

Гепарды-5.3 — фрегаты на базе сторожевых кораблей проекта 11661

Предназначение

«Гепарды-5.3» — это фрегаты, предназначенные для:

  • Поражения воздушного, надводного и подводного противника;
  • Исполнения задач при конвоировании;
  • Ведения служебно-боевой деятельности в дозоре;
  • Огневой поддержки десантирующихся подразделений;
  • Установки минных заграждений;
  • Задач по охране и патрулированию морских государственных границ и экономических зон;
  • Поддержания морских операций;
  • Демонстрирования флага в зонах, которые представляют государственные интересы.

Фрегаты способны заниматься широким спектром задач, как в самостоятельном режиме, так и в составах тактических групп.

Вооружение «Гепардов»

Ударное ракетное вооружение

В целях ликвидации надводных объектов корабли имеют в своем распоряжении противокорабельный ракетный комплекс «Уран-Э» и четыре палубные наклонные пусковые установки из четырех ракет в каждой, а также корабельную систему по управлению стрельбами.

Артиллерийское вооружение

Дополняя артиллерийское оружие фрегата проекта «Гепард 5.1», «Гепарды 5.3» имеют два ракетно-артиллерийских комплекса «Пальма» и зенитные управляемые ракеты «Сосна-Р».

Противолодочное и минное вооружение

Противолодочное и минное вооружение «Гепардов» выражено:

  • Двумя двухтрубными поворотными торпедными аппаратами ДТА-53 калибра 533 мм;
  • Реактивным противолодочным комплексом РПК-8Э;
  • Комплексом приборов по управлению «Пургой» — противолодочным вооружением.

В периоды мирного времени корабли укомплектовываются поисково-спасательными вариантами вертолетов Ка-28, либо Ка-31, а в периоды военного времени противолодочными вариантами.

Энергоустановка

Главной энергетической установкой является дизельный двухвальный агрегат, имеющий гребные винты регулируемых шагов, исполненный по схемам CODAD. Главная энергоустановка включает четыре дизеля с мощностью 4700 лошадиных сил, но может иметь два дизеля мощностью 6494 лошадиных сил и двумя дизелями мощностью 2425 3298 лошадиных сил, два редуктора и локальную систему защиты и управления.

Если у вас возникли вопросы — оставляйте их в комментариях под статьей. Мы или наши посетители с радостью ответим на них

Автор статьи:

Богуславский Сергей

Я бывший военнослужащий, офицер, и военная тематика мне близка, я в ней легко ориентируюсь.

Свежие публикации автора:

С друзьями поделились:

militaryarms.ru

Семейство сторожевых кораблей «Гепард» — Альтернативная История

 В посте, посвященном отечественным ПКР, конкретно ПКР «Уран» упоминался сторожевой корабль для ВМС Вьетнама «Гепард 3.9». Собственно здесь и о нем, и базовом проекте, и вообще о семействе СКР «Гепард». Оригинал статьи располагается здесь: http://doktorkurgan.livejournal.com/9679.html#cutid1.

 

 Довольно интересное семейство сторожевых кораблей, надо сказать. 
И вот чем: начинался этот проект, как СКР ближней зоны для советского ВМФ, затем продвигался в качестве экспортного, затем достраивался по измененному варианту для российского ВМФ. Затем снова пришло время для экспортного заказа, и, параллельно, постройка корабля опять-же для российского ВМФ.
 
 Нужно сказать, что термин СКР применительно к данному кораблю мне кажеться наиболее корректным. Потому как называют его и фрегатом, и корветом, отчего может приключиться изрядная путаница. 

 История проектирования начинается с того, что к концу 70-х — началу 80-х годов физически и морально устарели СКР прибрежной зоны проектов 50 и 159, что потребовало разработки достойной замены для них. Начавшаяся разработка проекта 11540 (шифр «Ястреб») привела к созданию довольно крупногои дорогого корабля, который фактически относился к сторожевикам морской зоны.

 В сложившихся условиях Зеленодольским ПКБ был предложен проект 16660, который можно назвать с одной стороны логичным продолжением экспортных СКР  пр. 1159, а с другой стороны  развитием МПК пр. 1124. При достаточно скромном водоизмещении (2000 т.) он нес довольно приличный набор вооружения, включавший в себя  ПКР Х-35 «Уран» (2х2), ПЛРК «Медведка» (2х4), 76.2 мм. АУ, 2 модуля ЗРАК «Кортик», 1 РБУ, подкилевая ГАС.

Корабль был заложен на Зеленодольском ССЗ в конце 1988 г., но почти сразу строительство было прекращено, корабль разобрали на стапеле. Как написано по этому поводу на сайте Атрина : «…Хотя корабль и имел всю «стандартную» номенклатуру оружия, его противолодочная «направленность» уже мало кого удовлетворяла. Кроме того, появился и конкурирующий но рискованный проект 12441 ПКБ «Алмаз» с более мощными ПКР и вертолетом. Позже выяснилось, что этот проект оказался значительно большего водоизмещения, чем задавалось и он начал «подпирать» СКР морской зоны пр.11540. Развернулась уже чисто политическая борьба между авторами этих трех проектов.»

Тем не менее, зеленодольские корабелы не пали духом, и предложили экспортный вариант, пр. 1166, с несколько измененным составом вооружения: вместо ЗРАК «Кортик» устанавливался ЗРК самообороны «Оса-МА» и 2 АК-630, вместо ПЛРК ставились два двутрубных ТА 533 мм., ГАК «Зарница» с подкилевой и буксируемой антеннами, ГЭУ корабля – двухвальная дизель-газотурбинная. Головной корабль заложили в 1993 г. для ВМС Индии, но не срослось (видимо индусы уже тогда присматривались к чему-нибудь более солидному, что в итоге привело к строительству для них серии фрегатов пр. 11356), а сторожевик в итоге достроили для ВМС России, опять-таки несколько изменив проект. Вошел он в строй в 2002 г., входит в состав Каспийской флотилии, известен под именем «Татарстан». Судя по имеющейся информации и изображениям ГАК, РБУ и ТА на нем отсутствуют.

ТТХ: Водоизмещение стандарт./полное 1850/2090 т. Длина – 102,1 м, ширина – 13,76 м, осадка – 5,3 м. ГЭУ – две газовые турбины, 26000 л.с. + дизель, 12000 л.с. Скорость – 28 уз. Дальность плавания – 3800 миль (14 уз.). Экипаж – 109 чел.  РЛС «Позитив». 2х4 ПУ ПКР «Уран», 1х2 ЗРК «Оса-М» (20 ракет), 1х1 АК-176, 2х6 АК-630.

В принципе, в некоторых источниках указывается наличие и ГАК, и ТА — видимо просто есть возможность установки (зарезервированы места устанвки и энергомощности под них), поскольку опасность ПЛ на Каспии в настоящее время сомнительна.

Второй СКР, «Дагестан», строящийся по несколько измененному проекту 16661 (с возможностью базирования вертолета)  должен был войти в состав Каспийской флотилии еще в 2007 г., но задерживается. По имеющейся информации связано это с тем, что переработан состав вооружения, в частности есть фотография, на которой изображены монтирующиеся в носовой части корабля ВПУ (или это ВПУ 3С14 под комплекс «Калибр НК», то-ли ЗРК более солидный планируется).

Так что, возможно, в итоге он будет выглядеть вот так:

Кроме вышеуказанных «Татарстана» и «Дагестана» был разработан экспортный вариант под названием «Гепард 3.9». Помимо другого состава вооружения обращают на себя внимание архитектурные решения, направленные на снижение радиолокационной заметности.

2 СКР данного проекта строяться для ВМС Вьетнама. Контракт был заключен в мае 2005 г., по имеющейся информации один из кораблей уже передан заказчику (цена одного корабля ок. 75 млн. $).

Вообще СКР  «Гепард 3.9» имеет 3 варианта исполнения — с ангаром для вертолета и ГАК, без ангара, без ангара и ГАК.

ТТХ:

Вооружение сторожевого корабля пр.11661 «Гепард — 3.9»:
Авиационное:
1 вертолет Ка-28 или Ка-31, ангар, ВППл,
комплект авиационного боезапаса 
Ракетное:
2х4ПУ ПКР»Уран-Э»

 

Артиллерийское:
1х1АУ АК-176М кал. 76,2 мм, управление АУ от РЛСУ «Ласка» и ОЭСУ СП-521 
«Ракурс», ЗхЗАК «Пальма»

 

Противолодочное:
2×2 ДТА-53, РПК-8Э с управлением от СУ «Пурга» 
РЭБ:
комплекс ТК-25Э в комплект 3, 4×10 ПУ комплекса ПК-10, «Спектр-Ф4», 
буксируемый прибор гидроакустического подавления торпед БОТ-Э 
Опознавание:
аппаратура 67Р 
БИУС:
типа»Сигма-Э» 
Штурманское:
НРЛС «Горизонт-25», ЭКНИС МК-54ИС, GPS NT200D 
Связь:
автоматизированный комплекс связи «Буран-бВЭ» или «Рубин-ЭГ» 
Гидроакустическое:
МГК-335ЭМ-03 
Радиотехническое:
РЛС обнаружения воздушных и надводных целей «Позитив-МЭГ, РЛС
целеуказания ЗЦ-25Э

Нужно сказать, что на кораблях вьетнамского заказа системы вооружения могут быть скомпонованы по-другому (судя по силуэтам, скрытым чехлами ЗАК  «Пальма» насполагается в носовой оконечности, а на корме размещены АК-630), т.е. выглядеть вьетнамский сторожевик должен примерно так:

 

Кроме проекта «Гепард 3.9» разработаны  вариант патрульного корабля океанской зоны «Гепард 5.1» и фрегат с усиленными ударными и ПВО возможностями «Гепард 5.3»

 

Судя по изображениям по сравнению с базовым проектом изменена компоновка, наверняка увеличена размерность и возросло водоизмещение. В патрульном варианте автономность увеличенная во многом за счет отказа от части вооружения и ГАК.

Ссылки: 
http://atrinaflot.narod.ru/2_mainclassships/06_skr_11660/0_11660.htm — инфа о проекте 1660, часть изображений
http://www.katera-lodki.ru/korabl-gepard  и http://forums.airbase.ru/2002/10/t35053--storozhevye-korabli-proekta-1166-11661-i-ikh-modifikatsii.html — основная информация о СКР «Гепард 3.9» и изображения

Не обошлось без помощи Гугла

alternathistory.com

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард»

Сторожевые корабли проекта 11661 (шифр «Гепард», по кодификации НАТО – Gepard) — тип сторожевых кораблей российского и вьетнамского флота. Корабли серии строятся на Зеленодольском заводе имени А.М. Горького с 1990 года.

В начале 1980-х годов появилась необходимость разработки нового сторожевого корабля прибрежной зоны. Он должен был стать заменой кораблям проекта 1124. Это было обусловлено изменением предназначения сторожевых кораблей проекта 11540, которые в окончательном варианте должны были встать на замену более крупных сторожевых кораблей проекта 1135. За разработку корабля взялось Зеленодольское ПКБ во главе с главным конструктором Ю.А. Никольским, а затем В.Н. Кашкиным.


Из-за требования ВМФ по размещению мощной гидроакустической станции, увеличилось водоизмещение корабля до 2000 тонн, что стало близким к кораблям конкурирующего проекта 12441. Те отличались более мощными противокорабельными ракетами и наличием вертолетной площадки.

В конце 1990 года был заложен головной корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник», но через некоторое время его постройка была остановлена. В 1995 году его строительство было прекращено и корабль был законсервирован. Позднее корабль был разобран.

Второй корабль был заложен в 1993 году по экспортному проекту 11661 для ВМС Индии, но в 1995 году, когда он был практически готов, прекратилось финансирование. Позже его достроили по скорректированному для ВМФ России проекту 11661К и спустили на воду под названием «Татарстан», он вступил в строй 31 августа 2003 года и стал флагманом Каспийской флотилии.

Третий СКР был заложен так же по проекту 11661К в 1991 году и получил наименование «Дагестан». Его сдача флоту изначально планировалась на первую половину 2012 года, но была перенесена из-за повреждений, полученных в январе 2012 года во время швартовных испытаний на Черном море у Новороссийска.

В июле 2012 года после восстановительно-ремонтных работ «Дагестан» вышел в Каспийское море в рамках второго этапа государственных испытаний для осуществления ракетной стрельбы по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК». Стрельбы на дистанцию в 100 морских миль прошли успешно и 28 ноября 2012 года «Дагестан» вошел в состав ВМФ России.

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют традиционную гладкопалубную архитектуру с 10 водонепроницаемыми отсеками. Надстройка корабля изготовлена из алюминиево-магниевых сплавов для обеспечения малой заметности (так называемой стелс-технологии).

Сторожевые корабли проекта 11661 «Гепард» имеют мощное ракетное, зенитно-ракетное и артиллерийское вооружение. Основное оружие кораблей проекта 11661Э и РК «Татарстан» — противокорабельный ракетный комплекс «Уран» («Уран-Э») с крылатыми ракетами Х-35(Э), имеющий дальность стрельбы до 130 км (до 260 км для «Уран-У» с ракетами Х-35У).

Корабль проекта 11661К, «Дагестан», является первым кораблем ВМФ России вооруженным универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», в составе которого может применяться несколько типов высокоточных крылатых ракет способных наносить удары по надводным, подводным и береговым целям на удалении до 300 км.

Артиллерийское вооружение включает носовую 76,2 мм артиллерийскую установку АК-176М (боезапас — 152 выстрела) и две 30 мм автоматизированные артиллерийские установки АК-630М с боезапасом 2000+1000 выстрелов каждая, что обеспечивает борьбу с морскими, наземными и воздушными целями. На ракетном корабле «Дагестан» так же установлены две 14,5 мм морские тумбовые пулеметные установки.

Для противовоздушной обороны на кораблях проектов 11660 и 11661, а так же на РК «Татарстан» используется зенитный ракетный комплекс «Оса-МА-2» с боезапасом 20 ракет. На корабле «Дагестан» вместо ЗРК Оса-МА-2 и двух АК-630 установлен ЗРАК «Палаш», а на кораблях пр. 11661Э на полубаке устанавливается его экспортная модификация — «Пальма», при этом обе АК-630 устанавливаются в кормовой части надстройки побортно.

В качестве противолодочного вооружения на кораблях пр. 11660 и 11661 были предусмотрены два двухтрубных 533 мм торпедных аппарата. На кораблях проекта 11661Э в качестве противолодочного и противоторпедного вооружения используется одна реактивная бомбометная установка РБУ-6000. Возможно оснащение кораблей другими вариантами вооружения, в том числе и противолодочным вертолетом корабельного базирования Ка-27.

В разное время корабли оснащались различными радиолокационными и радиоэлектронными средствами. Так, на корабли устанавливался радиолокационный комплекс 34К1 «Монолит», радиолокационная станция общего обнаружения МР-352 «Позитив», навигационная РЛС МР-212 «Вайгач», система управления огнем артиллерии МР-123 «Вымпел» и ГАС «Зарница». На корабле «Татарстан» установлена противодиверсионная ОГАС МГ-757 «Анапа-М».

Для управления стрельбой РБУ на кораблях пр. 11660 и 11661 применялась ПУСБ «Буря», на кораблях пр. 11661Э применяется ПУС «Пурга-МЭ». Комплекс РЭБ состоял из двух пусковых установок КЛ-101 системы РЭП ПК-16 либо из четырех ПУ КТ-216 комплекса ПК-10 «Смелый».

На РК «Дагестан» РЛК «Монолит» был заменен на «Минерал-М», а РЛС общего обнаружения на «Позитив-М1». Так же установлен гидроакустический комплекс (ГАК) типа МГК-335, система РЭБ ТК-25 и БИУС «Сигма». Корабли пр. 11661Э оснащены аналогичным установленному на «Дагестан» оборудованием в экспортном исполнении с некоторыми отличиями по его составу.

Главная энергетическая установка двухвальная, типа CODOG. Среднеоборотный дизель типа 61Д мощностью 8000 л.с. через сложный редуктор обеспечивает все крейсерские режимы, а две газовые турбины суммарной мощностью 29000 л. с. (по одной на каждый вал) обеспечивают полный ход корабля до 28 узлов. Электроэнергетическая установка включает три дизель-генератора по 600 кВт каждый.

/По материалам zonwar.ru/

army-news.ru

Проект 11661 — сторожевые корабли типа Гепард, ракетное вооружение СКР, история, описание и ТТХ, модификации корвета

Корабли прибрежной или ближней морской зоны в российском Военно-Морском Флоте на сегодняшний день представлены целой когортой современные боевых судов, располагающих могучими и мощными средствами вооружения. Сторожевики сегодня не только достойно представляют Андреевский флаг на морских просторах в акваториях Черного и Балтийского морей, но и осуществляют огромный объем работы на закрытом морском театре. Сторожевые корабли проект 11661«Татарстан» и «Дагестан» составляют сегодня основу боевой мощи Каспийской военной флотилии, являясь самыми мощными боевыми единицами на Каспии.

Этот тип судов создавался в течение длительного времени и был только в начале нового тысячелетия реализован в металле. Соответственно, новые сторожевики вобрали в себя все лучшее, чем располагало отечественное кораблестроение. СКР, по новой классификации – корвет, проекта 11661 на полном основании могут считаться самыми современными и боеспособными кораблями в отечественном ВМФ.

Концепция создания современных сторожевых кораблей

Класс сторожевых кораблей наибольшее свое развитие получил в Советском Союзе. В отличие от зарубежных аналогов, в СССР сторожевики превратились в полноценные боевые корабли, способные выполнять огромный объем работы. По количеству и разновидности средств вооруженной борьбы, техническому оснащению и мореходности советские сторожевики почти сравнялись с эсминцами. Благодаря своей универсальности, сторожевые корабли считались самыми массовыми судами советского ВМФ, неся боевую службу на всех морских театрах.

Советские кораблестроители сумели достигнуть высокого технологического уровня проектирования и строительства судов этого класса. Что соответственно отразилось на их количестве и на боевых возможностях. Однако наметившаяся в середине 70-х и в начале 80-х годов тенденция к строительству сторожевиков крупных размеров, стремление к гигантомании были пересмотрены. Окончательно было решено начать проектирование сторожевых кораблей в своем традиционном виде. Это должны были быть суда небольшого водоизмещения, обладающей хорошей мореходностью и оснащенные самыми современными средствами вооружения.

Первым шагом в этом направлении стал проект 11611, работы по которому начались еще в 1985 году. Возобладала концепция строительства сторожевиков, специально предназначенных для оперирования в ближней морской зоне на закрытых морских театрах. В качестве базовой точки были выбраны малые противолодочные корабли проекта 1124, которые массово строились в 70-е годы. В этом контексте прослеживается стремление снова создать универсальный корабль, в котором будут сочетаться разнообразные функции. В техническом задании для нового проекта были прописаны цели и задачи, которые будут решать новые корабли. Сторожевые корабли должны будут выполнять следующие функции:

  • обеспечение патрулирования прибрежной акватории, включая 200 мильную экономическую зону;
  • защита прибрежных морских коммуникаций и объектов береговой инфраструктуры от противодействия со стороны сил флота и авиации вероятного противника;
  • поиск и борьба с подводными лодками вероятного противника;
  • обеспечение конвоирования морских транспортных перевозок.

Для выполнения соответствующих функций, корабль должен иметь высокие мореходные качества, достаточную автономность плавания и необходимый набор средств вооружений. Навигационное и радиолокационное оборудование, сосредоточенное на борту судна, должно обеспечивать выполнение поставленной боевой задачи в полном объеме.

В итоге, перед кораблестроителями была поставлена задача — создать мощный боевой корабль. Другими словами, на небольшую мореходную платформу следует установить весь имеющийся комплекс вооружений, включающий артиллерийские установки, ракетное и противолодочное оружие, средства противовоздушной обороны.

История с проектом 11611

Одно из условий, которое было поставлено военными моряками, заключалось в постройке судна на судостроительных предприятиях, расположенных на Волге. Предполагалось, что при удачном завершении проектных работ, вновь построенные корабли могут быть переведены по Волге на Балтику или в Черноморский регион. К тому же производственные мощности и богатый опыт конструирования малых военных кораблей был у коллектива Зеленодольского Проектно-Конструкторского Бюро (Республика Татарстан).

Проектные работы начались в 1982 году на базе противолодочных кораблей проекта 1124М с более устойчивой энерговооруженностью и повышенной мореходностью. В техническом описании к проекту новый корабль теперь назывался сторожевым кораблем ближней морской зоны. Первоначально проект получил шифр 11660. Предусматривалось создание и экспортной версии нового сторожевика 11660Э. В дальнейшем проект претерпел изменения. На сторожевой корабль должен был быть установлен противокорабельный ракетный комплекс «Уран», разработка которого к тому времени находилась на завершающей стадии.

В связи с этим пришлось начинать работы над более мощным и совершенным в боевом оснащении кораблем. После того, как высокому военно-морскому руководству был представлен эскиз нового сторожевого корабля, в декабре 1984 года Постановлением Совмина проектным работам по созданию нового СКР был дан старт. В 1986 году первый корабль был закончен на 80% и после проведенной унификации с проектом 11660, выбран в качестве базовой платформы для нового семейства кораблей.

Окончательно, готовый во всех технических деталях проект был утвержден в 1987 году, после чего на Зеленодольском ПКБ начата разработка производственно-конструкторской документации. Параллельно на производственных мощностях судостроительного завода осуществлялась подготовка к закладке головного корабля проекта. На все бюрократические мероприятия и проволочки ушло 2,5 года. Только в конце весны 1990 года состоялась официальная церемония закладки головного корабля. Первенец получил заводской номер 953. В технической документации фигурировали данные – сторожевой корабль проекта 11661 под шифром «Гепард».

Следует отметить, что первоначально был заложен корабль проекта 11660, получивший название «Буревестник». Практически сражу же был заложен второй корабль, только уже в рамках экспортного проекта 11611Э, который заказала Индия для своих ВМС. Третий сторожевик заложили в 1991 году, используя созданный конструктивный и технический задел, полученный в ходе конструирования первых двух кораблей.

Строительство СКР «Буревестник» планировалось завершить в 1993 году. Аналогичным образом должна была сложиться судьба и двух других судов этого проекта, однако развал Советского Союза внес существенные коррективы в последующие планы строительства. Из-за недостатка финансирования постройка кораблей была приостановлена. В тяжелых экономических условиях строить новые корабли для молодого российского флота было обременительным занятием. В 1993 году было решено закончить работы в рамках проекта 11660, переориентировать всю техническую документацию и производство для того, чтобы строить уже корабль проекта 11611.

Корабли были с горем пополам спущены на воду. Строительство судов то возобновлялось, то приостанавливалось. В 1995 году головной корабль «Буревестник» был разобран. Оставшиеся два судна стали достраиваться в рамках реализации проекта 11611К уже для нужд отечественного флота. Второй корабль, который был уже спущен на воду, в 1996 году получил новое название, став СКР «Татарстан». В соответствии с классификацией НАТО новый российский сторожевой корабль проекта 11661К «Гепард» классифицировали как корвет. Что касается зарубежного контракта, то в конце 90-х был специально разработан новый проект сторожевых кораблей «Гепард – 3.9». Однако ничего существенного в дальнейшей судьбе кораблей проекта 11611 не происходило. Суда в разной степени готовности продолжали оставаться на стапелях Зеленодольского судостроительного завода. Только в 2001 году корабль с заводским номером 951 под названием «Татарстан»было решено достроить. Сторожевик должен был войти в состав Каспийской военной флотилии.

На следующий год были завершены последние доковые работы, началось освоение корабля экипажем. Летом 2002 года новый СКР «Татарстан» был переведен на Каспий, где начались комплексные испытания. Спустя год, в августе 2003 года сторожевой корабль был зачислен в состав Каспийской военной флотилии, став флагманом флотского соединения.

Второе судно под заводским номером 952 наконец-то дождалось того момента, когда на него обратили внимание. Корабль также решили достроить для пополнения корабельного состава Каспийской военной флотилии. Соответственно месту службы и название, которое получил корабль – «Дагестан».

В 2012 году новый корабль отправился на Каспий для прохождения комплекса испытаний. В отличие от своего старшего брата СКР «Татарстан», новый корабль получил ударное вооружение. На нем вместо ПКР «Уран» был установлен тактический противокорабельный ракетный комплекс «Калибр-НК». Осенью 2012 года корабль был зачислен с состав Каспийской военной флотилии. Ввиду того, что на втором корабле изменился комплекс вооружений, изменилась его назначение. Это уже был не сторожевик, это был ракетный корабль «Дагестан». В целях унификации плавсостава Каспийской военной флотилии — флагманское судно «Татарстан» также перевели в разряд ракетных кораблей.

Особенности конструкции ракетных кораблей проекта 11661

После ввода в строй ракетного корабля «Дагестан» дальнейшее строительство других судов в рамках реализации проекта 11661К признано нецелесообразным. Что касается построенных кораблей, их конструкция имеет ряд любопытных и интересных особенностей. В тактическом плане характеристики кораблей выглядят следующим образом:

  • водоизмещение стандартное 1500 тонн;
  • длина корабля 102 м. при ширине 13,2 м;
  • осадка корабля 3,6 м;
  • суммарная мощность двух газотурбинных энергетических установок — 29 тыс. л/с.;
  • максимальная скорость хода 28 узлов;
  • максимальная дальность плавания при экономичном ходе в 14 узлов составляет 3500 миль;
  • экипаж корабля насчитывает 93 матросов и офицеров;
  • автономность плавания составляет 15-20 суток.

При таких относительно скромных параметрах корабли обладают высокими мореходными характеристиками и мощным вооружением. На платформе водоизмещением 1500 тонн корабелы установили ракетные комплексы «Уран» и «Калибр-НК». Эти системы являются основным вооружением кораблей. Ракетный корабль проекта 11661К «Гепард» «Татарстан» остался с первоначальным комплексом вооружений. Его основное оружие — ПКР «Уран». Младший брат «Татарстана» оснащен уже универсальным ПКР «Калибр-НК», крылатые ракеты которого могут поражать любые наземные и надводные цели.

Наличие на борту совершенного противолодочного вооружения и средств ПВО делает эти суда серьезными и грозными боевыми единицами. Противовоздушную оборону кораблей обеспечивает артиллерийский комплекс АК-630М и ЗРК «Оса-МА-2. На более новом корабле стоит уже стационарный артиллерийско-ракетный комплекс «Палаш». В дополнение к ним имеются переносные ЗРК «Игла-М».

На кораблях проекта 11661К отсутствуют противолодочные средства борьбы. На обоих кораблях установлено современное навигационное и радиолокационное оборудование. Впервые на кораблях Каспийской военной флотилии в состав технических средств включен поисково-спасательный вертолет Ка-27, базирующийся на открытой взлетно-посадочной площадке.

Удачной можно назвать конструкцию корабля. Основная часть корпуса выполнена из стали. Надстройка корабля изготовлена из специального алюминиево-магниевого сплава, благодаря которому основная часть надпалубной части корабля устойчива к коррозии.

Набор корпуса кораблей построен с учетом технических новшеств. При затоплении двух смежных отсеков новые российские корабли могут не только сохранить плавучесть, но и оставаться боеспособными единицами флота.

Корветы проекта 11661 сегодня

В 2017 года место флагмана Каспийской военной флотилии занял более новый и совершенный корабль «Дагестан». По своим тактико-техническим характеристикам этот корабль полностью соответствует тем требованиям, которые предъявляются кораблям этого класса. Ссылка на свое прошлое, в котором корабли планировалось строить обычными сторожевиками, будет сегодня не уместна. Комплекс вооружений делает эти корабли полноценными боевыми судами, способными противостоять на море любому противнику. В акватории Каспийского моря новые российские корветы проекта 11661К «Гепард» не имеют себе равных, как по водоизмещению, так и по огневой мощи.

comp-pro.ru

3.9”, сторожевой корабль проект 11661 пр.11661…: vlad_burtsev



СКР пр.11661К «Дагестан» заводской №952 на параде в День ВМФ в Астрахани, 28.07.2013 г. (http://militaryphotos.net).


Модель СМ-22 на испытаниях (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


Создание задела под головной СКР пр.11661 на Зеленодольском ССЗ начато в конце 1987 г. В 1988 г. утвержден техпроект пр.11661, начата разработка рабочей конструкторской документации и ведется корректировка пр.11662 с учетом пожеланий Погранвойск СССР. Головной СКР пр.11661 (заводской №951) заложен на Зеленодольском ССЗ в мае 1990 г. (20 октября 1988 г., пр.11660 — по др.данным). Следом заложены заводские №№952 и 953 пр.11661 и головной корабль пр.11660 (заводской №901). Начата разработка рабочей конструкторской документации по пр.11662.

В 1991 г. представлена инициативная проработка, а позже и сокращенный технический проект многоцелевого СКР пр.11663 — вариант СКР пр.11660 с вертолетом, УРО, ПВО, ПЛО и с БИУС. При выборе СКР для постройки ВМФ отдал предпочтение пр.12441 ЦМКБ «Алмаз» (который так и не был построен), а разработка проектов СКР пр.11660 и пр.11663 закрыты в 1992 г. Постановлением СМ России. Работа по пр.11662 пока была продолжена.

В июле 1993 г. головной корабль пр.11661 заводской №951 был спущен на воду и началась его достройка. В феврале 1995 г. в Зеленодольск для освоения СКР прибыл экипаж. В течение 1995 г. от кораблей зав.№№952 и 953 отказался инозаказчик (предположительно, Индия) и их строительство прекращено. В конце 1995 г. прекращено и строительство корабля зав.№951 с готовностью 93%, экипаж распущен, корабль законсервирован из-за отсутствия финансирования и в связи с неопределенностью заказчика (ВМФ России) между разными типами СКР.


Достройка на плаву СКР пр.11661 заводской номер №951, Зеленодольский ССЗ, предположительно 1995 г. (Зеленодольское ПКБ. Проверены морем. 60 лет 1949-2009 г.г. казань, Вертолет, 2009 г.).


В период между 1995 и 1998 годами Зеленодольским ПКБ разработано семейство экспортных проектов «Гепард», выполнен технический проект «Гепард-3.9» для инозаказчика.  В 1998 г. закрыт пр.11662 и работы по заложенному кораблю проекта прекращены при готовности корабля 11%.

В 2001 г. руководством ВМФ принято решение о достройке корабля зав.№951 по пр.11661К (первый с таким номером проекта) для Каспийской флотилии под названием «Татарстан». С корабля снято вооружение ПЛО, проведена корректировка проекта. В начале апреля 2002 г. в Зеленодольск для освоения корабля прибыл экипаж. В июле 2002 г. проведено кренование корабля — отклонение от расчетного водоизмещения составило 1 тонну. 12 июля 2002 г. «Татарстан» покинул акваторию Зеленодольского ССЗ и вышел в Махачкалу для прохождения испытаний. В мае 2003 г. СКР прошел мореходные испытания при волнении 5 баллов. Корабль принят ВМФ России в качестве флагмана Каспийской флотилии 31 августа 2003 г.

По неподтвержденным данным последним кораблем проекта для ВМФ России стал СКР «Дагестан». Строительство других кораблей пр.11661К для ВМФ России видимо не планируется. Вывод сделан в т.ч. на основании того, что производство артиллерийской установки АК-176 для ВМФ России прекращено. Хотя, это может означать оснащение новых кораблей модернизированных проектов 100 мм установкой А-190 или А-190М.


СКР пр.11661К «Татарстан» заводской №951, вероятно 2005 г. или ранее (http://www.zdship.ru).
Конструкция — корпус состоит из 10 водонепроницаемых отсеков, материал корпуса — низколегированная сталь. Надстройка выполнена из коррозионностойкого алюминиево-магниевого сплава. Корабль сохраняет плавучесть и боевые возможности при затоплении любых двух смежных отсеков. Корабль оборудован системой кондиционирования воздуха. Имеются активные успокоители качки.

Вооружение:

пр.11661пр.11661К (первый)пр.11661Э «Гепард-3.9»пр.11661К «Дагестан»
ПКР8 (2 ПУ КТ-184 — 2  х 4 ТПК)  х комплекс 3К24 «Уран» с ПКР 3М24 / 3М24УД «Уран» — SS-N-25 SWITCHBLADE8 (2 ПУ КТ-184 — 2  х 4 ТПК) х комплекса 3К24 «Уран» с ПКР 3М24 / 3М24УД «Уран» — SS-N-25 SWITCHBLADE8 (2 ПУ КТ-184 — 2  х 4 ТПК) х комплекс 3К24Э «Уран-Э» с ПКР 3М24Э «Уран-Э» — SS-N-25 SWITCHBLADEУниверсальный Корабельный Стрельбовой Комплекс (УКСК) — установка вертикального пуска типа 3С14Э (в носовой части корабля) на 8 ракет ракетного комплекса «Калибр-НК» с дальностью действия более 300 км
ЗРКЗРК 4К33 «Оса-МА2» — 1  х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33ЗРК 4К33 «Оса-МА2» — 1  х 2 пусковая установка ЗИФ-122 с боекомплектом 20 ракет 9М33
ПЗРК2 х «Игла-М»2 х «Игла-М»2 х «Игла-М»2 х «Игла-М»
АртиллерияАК-176 — 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 500 выстр.АК-176 — 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 500 выстр.АК-176 — 1 х 76 мм артиллерийская установка, боекомплект 314 выстр. В первоначальном варианте -АК-176МАК-176М — 1 х 76 мм артиллерийская установка с СУО 5П-10 «Пума»
Вспомогательное вооружение2 х 7.62 мм пулемета ПКТ2 х 14.5 мм пулемета КПВТ на установках МТПУ, 2 х 7.62 мм пулемета ПКТ2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ2 х 14.5 мм пулеметы КПВТ на установках МТПУ
ЗРАК / АК2 х АК-630М, боекомплект 2 х 2000 выстр2 х АК-630М, боекомплект 2 х 2000 выстр1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК  «Пальма» с 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340Э

2 х АК-630М, боекомплект 2 х 2000 выстр. В первоначальном варианте 3 боевых модуля ЗРАК «Пальма», есть вероятность того, что на построенных кораблях нет ЗУР.

1 боевой модуль 3Р89 ЗРАК  «Палаш» с 2 х 2 х 4 ПУ ЗУР 9М340
Торпедные аппаратыДТА-53-11661 — 2 х 2 шт, по бортам, калибр 533 мм с ПУТС «Пурга», боекомплект — торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ?? ДТА-53-11661 — 2 х 2 шт, в бортовых нишах, калибр 533 мм с ПУТС «Пурга», боекомплект — торпеды типов СЭТ-65СЭ, 53-65КЭ

vlad-burtsev.livejournal.com

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11661 ТИПА «ГЕПАРД». A PATROL SHIP OF PROJECT 11661 TYPE «GEPARD»

СТОРОЖЕВОЙ КОРАБЛЬ ПРОЕКТА 11661 ТИПА «ГЕПАРД»
A PATROL SHIP OF PROJECT 11661 TYPE «GEPARD»

09.08.2011

Второй сторожевой корабль (СКР) типа «Гепард-3.9», построенный Зеленодольским заводом им. А.М.Горького (разработчик — ОАО «Зеленодольское ПКБ»), 25 июля прибыл во Вьетнам, на Военно-Морскую базу Камрань. С учетом пожеланий заказчика, выраженных после доставки во Вьетнам первого фрегата, были выполнены доработки по улучшению внутреннего интерьера судна. По оценке специалистов, второй СКР стал еще более удобен в обслуживании и эксплуатации, все механизмы, системы и вооружение корабля соответствуют контрактной спецификации и утвержденному техническому проекту.
Погрузка корабля на специализированное транспортное судно «EIDE-транспортер» состоялась 25 мая 2011 г. после успешных ходовых и приемочных испытаний, испытаний, проверки систем вооружения и жизнеобеспечения, а 26 мая 2011 г. СКР был отправлен во Вьетнам.
Контракт с ВМС Вьетнама на строительство двух военных кораблей проекта «Гепард-3.9» разработки Зеленодольского ПКБ был заключен Зеленодольским заводом имени А.М. Горького в декабре 2006 года.
Сторожевой корабль (фрегат) проекта 11661 «Гепард — 3.9» предназначен для выполнения таких задач, как поиск, слежение и борьба с надводными, подводными, воздушными целями, проведение конвойных операций и несение дозорной службы, а также охрана экономической зоны морских государственных границ. Полное водоизмещение судна – около 2100 тонн, дальность плавания – около 5000 миль.

ОАО «Зеленодольский завод им. A.M. Горького» (http://www.zdship.ru)
25.09.2011

Новый сторожевой корабль (СКР) «Дагестан» отправлен на первые ходовые испытания в Каспийское море. Второй корабль проекта 11661К (разработка ЗеленодольскогоПКБ) построен на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького» по заказу ВМФ России. Новый корабль и уже стоящее на вооружение СКР проекта 11661К «Татарстан» составят тандем, способный уничтожить противостоять другим ВМС в Каспийском море. В ВМФ новые корабли называют ответом на укрепление ВМС Азербайджана. Однако, Иран остается главным потенциальным противником в регионе.
Вооружение СКР «Дагестан», способного достигать скорости в 28 узлов, состоит из двух торпедных аппаратов, реактивной бомбометной установки, зенитно-ракетного комплекса «Оса-МА», артиллерии и усовершенствованного ракетного комплекса «Калибр-НК». На «Татарстане» установлен комплекс «Уран» с ракетами Х-35У дальностью стрельбы до 280 км. В сумме два этих корабля несут 16 крылатых ракет увеличенной дальности.
Корабль «Дагестан» построен с использованием по технологии «стелз» будет принят на вооружение ВМФ РФ весной 2012 года.

09.02.2012

Каспийская флотилия получит не менее 16 надводных кораблей и судов обеспечения. Поставка новых кораблей осуществляется в рамках госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Оснащение новейшей техникой завершится к 2020 году. В первой половине 2012 года в боевой состав Каспийской флотилии войдут два новых корабля: ракетный корабль «Дагестан» проекта 11661к и малый артиллерийский корабль проекта 21630 «Волгодонск», сообщает пресс-служба Южного военного округа (ЮВО).
Ракетный корабль «Дагестан» — первый корабль Российского Военно-морского флота с ракетным комплексом «Калибр-НК» способным применять несколько типов высокоточных ракет по надводным и береговым целям на дальностях до 300 км.

08.05.2012
На Черном море проходят государственные испытания нового ракетного корабля «Дагестан». Предполагается, что они продлятся до июля, а значит, уже этим летом корабль войдет в состав Каспийской флотилии.
В настоящее время специалисты проверяют ходовые возможности корабля, работу главной энергетической установки, функционирование других систем и устройств, проводят испытательные стрельбы из всех видов корабельного вооружения.
«Дагестан» является модернизированным многофункциональным кораблём на базовой платформе проекта 11661. Предназначен для борьбы с подводным, надводным и воздушным противником при несении дозорной службы, охраны государственной границы и морской экономической зоны. Имеет по сравнению с предшественником (ракетный корабль «Татарстан») серьёзные отличия в своем вооружении и защите.
Это первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», который способен применять несколько типов высокоточных ракет по надводным и береговым целям на дальностях до 300 км. Ракетный корабль построен с применением stealth-технологий, придающих малую степень обнаружения для средств радиолокационного наблюдения противника. (Пресс-служба Южного военного округа)

25.05.2012
В ходе госиспытаний в Черном море корабль «Дагестан» произвёл ракетные стрельбы. На его вооружении находится универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК», способный применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и по береговым целям на дальностях до 300 км.

09.06.2012
Дагестан возьмет шефство над ракетным кораблем проекта 11661К «Дагестан», который в начале июля, по завершении всех испытаний, войдет в состав Каспийской флотилии

14.07.2012
Каспийская флотилия усилится ракетным кораблем (РК) «Дагестан». Это первый корабль Военно-Морского Флота России, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».


25.07.2012
Ракетный корабль Каспийской флотилии «Дагестан», спроектированный и построенным российскими кораблестроителями с учетом самых современных технологий и решаемых задач, вышел из пункта базирования (затона Золотой в Астрахани) в Каспийское море.
Как сообщила пресс-служба Южного военного округа, на его борту находится государственная приемочная комиссия под руководством командующего Каспийской флотилией контр-адмирала Сергея Алекминского. Экипажу корабля в ходе проведения второго этапа государственных испытаний предстоит впервые произвести ракетную стрельбу по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК».
Стрельба будет выполнена высокоточной ракетой, а в качестве цели на берегу будет установлена специальная мишенная позиция в виде здания размером 10 на 10 метров (так называемый командный пункт вероятного противника). Его надо будет поразить с расстояния около 100 морских миль.

27.07.2012
В ходе проведения второго этапа государственных испытаний ракетного корабля «Дагестан» его экипаж успешно выполнил ракетную стрельбу по береговой цели из ракетного комплекса «Калибр-НК», ракета, пролетев около 100 морских миль (180 километров), поразила специальную мишенная позицию в виде здания размером 10 на 10 метров — так называемый командный пункт вероятного противника.

31.07.2012
Новейший ракетный корабль «Дагестан», завершающий последние испытания перед передачей в Краснознаменную Каспийскую флотилию, в воскресенье впервые принял участие в параде ко дню ВМФ в Астрахани; для группы российских журналистов была проведена демонстрация его боевых возможностей.
Представителей прессы допустили на борт корабля, показав им как классическое корабельное вооружение, так и новые разработки отечественного ВПК, в том числе универсальный ракетный комплекс «Калибр-НК». «Дагестан» является первым и пока единственным кораблем российского ВМФ, вооруженным этой системой.
«Корабль в некоторых моментах уникальный. Он прошел испытания на двух морях: на Черном и на Каспийском. Испытания были в непростых погодных условиях. Хочу сказать спасибо командованию флотилии, все испытания прошли успешно, в том числе боевые стрельбы из ракетного оружия», — рассказал журналистам генеральный директор ОАО «Зеленодольский судостроительный завод имени Горького» Ринат Мистахов.
По его словам, новый корабль имеет целый ряд усовершенствований по сравнению с его более ранним «близнецом» — кораблем «Татарстан». Ракетные установки «Дагестана» имеют вертикальный пуск, благодаря чему огонь может вестись в любую сторону, вне зависимости от положения корабля. Дальность стрельбы крылатыми ракетами составляет до 300 километров, мишенью могут служить не только надводные, но и наземные цели. Эффективность вооружения подтверждена на практике: 25 июля корабль с расстояния 180 километров уничтожил здание — условный командный пункт противника.
Помимо ракетного вооружения «Дагестан» оснащен скорострельными пушками и системой зенитного огня. Это делает его многофункциональным кораблем, хотя основная задача для всех кораблей проекта 11661 заключается в охране ближней морской зоны и дозорная служба. По словам разработчиков, до статуса полноценного фрегата ему недостает разве что противолодочного вооружения, однако на Каспии нет подводного флота, и торпедное оружие в принципе запрещено.
«При постройке корабля была применена так называемая стелс-технология, делающая корабль менее заметным для вражеских систем обнаружения. Система состоит из нескольких элементов. Первый — архитектурный, когда с помощью специальных заломов бортов и надстроек искажаются истинные контуры корабля. Есть и другие составляющие, например, искажение магнитного поля с помощью специальных покрытий», — сообщил в ходе демонстрации корабля гендиректор зеленодольского конструкторского бюро Виталий Волков.
Он рассказал, что корабль проектировался для условий длительной автономности: «Дагестан» может находиться в плавании более двух недель и пройти 5 тысяч миль без пополнения запасов провианта и топлива. (РИА Новости)

6.09.2012
На Каспийской флотилии началась подготовка отряда кораблей к сбор-походу, экипажам ракетного корабля «Татарстан» и морского буксира «МБ-58» предстоит пройти более 1,5 тыс. морских миль и посетить порты Актау (Республика Казахстан) и Баку (Республика Азербайджан).

11.09.2012
Ракетный корабль «Дагестан», получивший повреждения в ноябре 2011 года во время шторма в Новороссийске, до конца сентября войдет в состав Каспийской флотилии, сообщили «Известиям» в штабе Каспийской флотилии.

19.09.2012
Стрельба ракетного корабля «Дагестан» проекта 11661К ракетным комплексом «Калибр-НК». 17.09.2012 (с) news.mail.ru

В ходе СКШУ «Кавказ-2012» ракетный корабль «Дагестан» успешно выполнил боевые стрельбы, это первый корабль российского ВМФ, вооруженный универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК», способным применять несколько типов высокоточных ракет как по надводным, так и береговым целям.

Пуски крылатых ракет 3М-14 с ракетного корабля “Дагестан” (проект 11661К) Каспийской флотилии (09/2012 г, учения “Кавказ-2012″)

29.11.2012
В Махачкалинском морском торговом порту 28 ноября состоялась передача Каспийской флотилии новейшего ракетного корабля «Дагестан», который построен на ОАО «Зеленодольский завод им. А.М.Горького», второй корабль «Дагестан» проекта 11661К имеет целый ряд усовершенствований по сравнению с первым кораблем «Татарстан» — флагманом Каспийской флотилии.

28.03.2013
Строительством двух сторожевых кораблей проекта 11661Э «Гепард-3.9» для ВМС Вьетнама будет заниматься Зеленодольский судостроительный завод имени Горького в Татарстане. Об этом, как сообщает ИТАР-ТАСС, заявил генеральный директор предприятия Ренат Мистахов. По его словам, закладка первого корабля состоится в июне 2013 года. Оба сторожевика будут переданы заказчику в 2016-м и 2017 году.
Строительство сторожевых кораблей будет вестись по контракту, подписанному в декабре 2011 года. Тогда Вьетнам приобрел два сторожевика. По словам заместителя директор по внешнеэкономической деятельности Зеленодольского завода Сергея Руденко, эта партия сторожевиков будет построена «с противолодочной спецификой».
Первые два корабля проекта «Гепард-3.9» Вьетнам приобрел в 2006 году. Они были переданы заказчику в 2011 году. В состав вьетнамских ВМС сторожевики получили имена «Динь Тьень Хоанг» и «Ли Тхай То». Водоизмещение кораблей составило 2,1 тысячи тонн. Сторожевики вооружены противокорабельными крылатыми ракетами «Уран», 76,2-миллиметровыми артиллерийскими установками и 30-миллиметровыми артиллерийскими установками. В авиагруппу кораблей входят по одному вертолету типа Ка-28 или Ка-31. Lenta.ru

16.08.2013
ВЛАДИМИР ПУТИН ОСМОТРЕЛ РАКЕТНЫЙ КОРАБЛЬ «ДАГЕСТАН» В БАКУ

Владимир Путин и Ильхам Алиев побывали на борту ракетного корабля «Дагестан» Каспийской флотилии ВМФ России, находящегося в Баку.
В порту главы двух государств заслушали рапорты командующего Каспийской флотилией ВМФ России и командующего ВМС Азербайджана, после чего поднялись на борт «Дагестана».
Командир рассказал о тактико-технических характеристиках и вооружении корабля. Ракетный корабль «Дагестан» Каспийской флотилии построен Зеленодольским заводом имени А.М.Горького. Это первый корабль российского ВМФ, вооружённый универсальным ракетным комплексом «Калибр-НК».
Владимир Путин и Ильхам Алиев также поднялись на борт пришвартованного здесь азербайджанского корабля.
На память о посещении кораблей президентам подарили сувениры. Командир российского корабля преподнёс лидерам бескозырки и тельняшки, а также фотографию первого ракетного пуска, произведённого с «Дагестана».
Ильхам Алиев и Владимир Путин также совершили совместную прогулку по Баку, после чего состоялся обед от имени Президента Азербайджана.
Администрация Президента РФ

20.09.2013
ЗАКЛАДКА ДВУХ ФРЕГАТОВ «ГЕПАРД-3.9» ДЛЯ ВМС ВЬЕТНАМА

24 сентября 2013 года на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» (предприятие входит в группу компаний ОАО „Холдинговая компания „Ак Барс“) состоится торжественная церемония закладки двух фрегатов «Гепард-3.9“, спроектированных ОАО „Зеленодольское проектно-конструкторское бюро“, предназначенных для ВМС Вьетнама.
Фрегаты проекта «Гепард-3.9» предназначены для выполнения таких задач, как борьба с воздушным, подводным и надводным противником; освещение надводной и подводной обстановки, постановка активных и пассивных помех; постановка минных заграждений; сопровождение и охрана конвоев – в конфликтной ситуации; и охрана и патрулирование государственной границы и экономической зоны; борьба с контрабандой, браконьерством и пиратством; оказание помощи терпящим бедствие судам; поиск и спасение людей в море; демонстрация флага – в мирное время.
Строительство второй пары фрегатов «Гепард-3.9» с противолодочным вооружением для Военно-морских сил Социалистической Республики Вьетнам — это продолжение работы ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ в рамках международного военно-технического сотрудничества. В 2005 году был заключен контракт с ВМС Вьетнама на строительство первой пары военных кораблей проекта 11661 „Гепард-3.9“, исполнителем заказа был избран ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“. Завод успешно справился со всеми этапами строительства, и 05 марта 2011 года на военно-морской базе Камрань был поднят государственный флаг Социалистической Республики Вьетнам на первом фрегате, корабль получил имя „Dinh Tien Hoang“ (Дин Тин Хоан) в честь первого императора Вьетнама, а 22 августа 2011 года состоялась официальная церемония поднятия государственного флага на втором фрегате — „Lee Thay To“ (Ли Тай То). В течение 15 месяцев с момента прибытия каждого корабля во Вьетнам гарантийная группа, состоящая из специалистов завода и его контрагентов, выполняла работы по поддержанию боевой готовности фрегатов, обучению личного состава и устранению возникших в период эксплуатации неисправностей механизмов и оборудования. Фрегаты с момента их спуска на воду и до подписания завершающего акта об окончании гарантийных работ находились под постоянным контролем российских специалистов. Корабли показали высокие мореходные качества в условиях Южно-Китайского моря. В ноябре 2012 года завод полностью завершил выполнение своих гарантийных обязательств в части строительства и сдачи Вьетнамской стороне этой пары фрегатов.
Положительные результаты выполнения первого контракта создали предпосылку для проработки Министерством национальной обороны СРВ вопроса размещения в Российской Федерации заказа на строительство второй пары фрегатов «Гепард-3.9». Межправительственный контракт на поставку фрегатов был подписан 17 октября 2012 года, после чего была проведена работа по согласованию и подготовке государственного контракта на поставку продукции на экспорт в рамках действующего законодательства РФ. Государственный контракт между ОАО „Рособоронэкспорт“ и ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ был подписан 15 февраля 2013 года. Основные отличия новой пары фрегатов от предыдущей — это наличие противолодочного оружия и использование более современной энергетической установки с улучшенными характеристиками.

Основные тактико-технические характеристики фрегатов «Гепард-3.9»:

• водоизмещение полное, т около 2200
• длина габаритная, м 102,4
• ширина габаритная, м 14,4
• высота борта на миделе, м 7,25
• осадка габаритная, м около 5,6
• скорость полного хода, узлы около 29
• дальность плавания, миль экономической скоростью (10 узлов под дизелем) около 4000
• автономность корабля, суток (по запасам провизии и воды) 20
• рекомендуемый личный состав, чел. 84
Фрегаты «Гепард-3.9» оснащаются современным ракетно-артиллерийским, авиационным, противолодочным и радиотехническим вооружением, а также минным и противодиверсионным оружием, средствами внешней и внутрикорабельной связи, трансляции, зрительного наблюдения и звуковой связи.
В торжественных мероприятиях запланировано участие представителей руководства Министерства Национальной Обороны Социалистической Республики Вьетнам, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, ОАО «Рособоронэкспорт», министерств и ведомств Республики Татарстан, руководства Зеленодольского муниципального района, ОАО „Холдинговая компания «Ак Барс“, а также представителей проектанта и контрагентских организаций.
ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького»

25.09.2013

24 сентября 2013 года делегация Министерства Национальной Обороны Социалистической Республики Вьетнам в сопровождении представителей ОАО «Рособоронэкспорт» посетила Учебный центр подготовки кадров ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ (предприятие входит в группу компаний ОАО «Холдинговая компания „Ак Барс“).

25.09.2013

На Зеленодольском заводе им. Горького состоялась торжественная церемония закладки двух фрегатов проекта «Гепард-3.9» для военно-морских сил Вьетнама. Корабли, спроектированные «по соседству», в Зеленодольском проектно-конструкторском бюро (ЗКПБ), планируется построить за 42 и 46 месяцев с момента вступления контракта в силу. Вчера на торжественной церемонии закладки побывал корреспондент «БИЗНЕС Online». «Мы берем на себя серьезную ответственность, – обратился к заводчанам и гостям церемонии генеральный директор ОАО «Зеленодольский завод им. Горького» Ренат Мистахов, – по строительству еще двух фрегатов. Они несколько другие, чем предыдущая пара по техническим характеристикам, водоизмещению, вооружению, но тоже строятся для Вьетнама». В октябре 2012 года Россия и Вьетнам заключили межправительственное соглашение на поставку еще двух фрегатов, а 15 февраля 2013-го был подписан государственный контракт между «Рособоронэкспортом» и зеленодольским заводом им. Горького (входит в ОАО «Холдинговая компания «Ак Барс»). Считается, что новая пара «Гепардов» будет отличаться от своих предшественников – прежде всего противолодочным «уклоном».
www.business-gazeta.ru

01.10.2013
В ходе розыгрыша эпизода командно-штабного учения силы Каспийской флотилии уничтожили отряд морских транспортов условного противника (цель имитировал большой корабельный щит-мишень). По замыслу учения, условный противник предпринял попытку снабжения незаконных вооружённых формирований со стороны моря.
Впервые на Каспийской флотилии в ходе выполнения боевого упражнения был применён тактический приём одновременной ракетной стрельбы двумя противокорабельными ракетами (ПКР) типа Х-35 с одной пусковой установки берегового ракетного комплекса «Бал» и пусковых установок корабельного ракетного комплекса «Уран» ракетного корабля «Татарстан».

20.12.2013
ПОДПИСАН АКТ О ВЫПОЛНЕНИИ ЗАВОДОМ ПЕРВОГО ЭТАПА РАБОТ НА ФРЕГАТЕ «ГЕПАРД-3.9»

18 декабря 2013 года делегация Министерства Национальной Обороны Социалистической Республики Вьетнам во главе с заместителем начальника Технического управления ВМС Хоанг Тиен Тунгом (с Вьетнамской стороны) и делегация ОАО «Рособоронэкспорт», ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“ и ОАО „Зеленодольское проектно-конструкторское бюро“ (с Российской стороны) провели приемку выполненных работ этапа № 1 строительства первого из пары фрегатов „Гепард-3.9“ с противолодочным оружием.
В рамках совместной работы на ОАО «Зеленодольский завод имени А.М. Горького» Российская сторона ознакомила Вьетнамскую сторону с производственными мощностями завода, проводимой на предприятии модернизации производства, внедрении современных технологий, позволяющих улучшить качество выпускаемой продукции. В ходе осмотра предприятия Вьетнамской делегации были представлены строящиеся заказы „Гепард-3.9“.

Стороны проверили работы, выполненные в объеме 1-ого этапа (Закладка заказа. Изготовление секций корпуса и надстройки) на первом фрегате «Гепард-3.9», и в соответствии с действующим контрактом подписали соответствующий акт о выполнении работ в полном объеме. В ходе совместной работы были проведены переговоры по другим вопросам военно-технического сотрудничества.
ОАО „Зеленодольский завод имени А.М. Горького“

ЗЕЛЕНОДОЛЬСКИЙ ЗАВОД ИМ. A.M. ГОРЬКОГО

Основные тактико-технические элементы проекта 11661К

Водоизмещение, т:
– стандартное 1710
– полное 1930
Главные размерения, м:
– длина наибольшая (по BЛ) 102,1 (93,5)
– ширина корпуса наибольшая (по BЛ) 13,1
– осадка средняя 3,3
Экипаж, чел. (в т. ч. офицеров) 109 (15)
Автономность по запасам провизии, сут 15
Энергетическая установка:
– тип дизель-газотурбинная с раздельной работой ГТД и дизеля
– количество х тип ГТД (суммарная мощность, л. с.) 2 х М 90 (40 000)
– количество х тип ДД (суммарная мощность, л. с.) 1 х 865 (8000)
– количество х тип движителей 2 х ВФШ
Скорость хода, уз:
– полная 28
– экономическая 14
Дальность плавания ходом 14 уз, мили 3 500
Вооружение:
Противокорабельный ракетный комплекс:
– наименование «Уран»
– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 2×4 (ТПК)
– боезапас 8 ПКР ЗМ-24
Зенитный ракетный комплекс:
– наименование «Оса-МА2»
– количество ПУ х направляющих (тип ПУ) 1 х 2 (ЗИФ-122)
– боезапас 20 ЗУР 9М-33
– тип СУО 4Р-ЗЗМА
Артиллерийские комплексы:
– количество АУ х стволов (тип АУ) 1 x 1- 76/60 (АК-176М)
– боезапас 800 выстрелов
– количество АУ х стволов (тип АУ) 2х 1- 30-мм (АК-630М)
– боезапас 12 000 выстрелов
– СУАО «Вымпел-А» (MP-123-01)
Противолодочное:
– количество ТА х труб (тип ТА) 2 x 2 – 533-мм (ПТА-53-1166)
– боезапас 4 торпеды 53-65К или СЭТ-65
– КСУС «Грамм»
– количество РБУ х стволов (тип РБУ) 1 х 12 – 213-мм (РБУ-6000)
– боезапас 48 РГБ-60
Минное:
– количество мин заграждения 20
Радиоэлектронное:
– БИУС «Трон»
– PЛK «Монолит»
– РЛС обнаружения ВЦ и НЦ «Позитив»
– навигационная РЛС «Дон-2»
– комплекс средств РЭБ «Старт»
– КРС «Тайфун-3»
– количество ПУ х труб (тип ПУ) СППП 4х 16- 82мм (ПК-16) + 2 х 10 – 122мм (ПК-10)
– ГАК с антеннами в подкильном и буксируемом обтекателях «Зарница»

bastion-karpenko.narod.ru

Индия заинтересовалась российскими фрегатами проекта 11661 «Гепард»

Фрегат проекта 11661Э «Гепард-3.9» у Морвокзала Новороссийска / Фото: selestafox.livejournal.com

Как сообщил веб-ресурс Mil.Press FlotProm,  Россия и Индия начали консультации по строительству для ВМС азиатской страны фрегатов на базе сторожевого корабля проекта 11661 «Гепард». Об этом Mil.Press FlotProm рассказал источник в российской оборонке. По его словам, переговоры начались зимой 2018 года в Индии и пока находятся на начальной стадии. Консультации проходили в рамках работы двухсторонней межправительственной комиссии, с участием представителей Минпромторга и российских кораблестроителей.


Первые два фрегата проекта 11661Э («Гепард-3.9») Đinh Tiên Hoàng и Lý Thái Tổ ВМС Вьетнама / Фото: soha.vn

Число кораблей, о которых идет речь, их модификация, а также место постройки пока не определили. По словам источника издания, в случае заключения контракта «Гепарды» для Индии скорее всего заложат в Зеленодольске на местном заводе им. Горького.

Собеседник Mil.Press FlotProm добавил, что одним из вопросов для обсуждения стала силовая установка кораблей. Дели пока не определился с производителем двигателей для фрегата.

Корабли типа «Гепард» созданы на базе сторожевика проекта 11661, разработчик – Зеленодольское ПКБ. Существуют модификации «Гепард-3.9», «Гепард-5.3» и океанский патрульный корабль «Гепард-5.1».

Второй построенный корабль подобного типа изначально заложили в 1993 году для ВМС Индии, однако финансирование проекта прекратили. После этого сторожевик достроили в интересах ВМФ России, спустили на воду как СКР «Татарстан», он вошел в состав флота в 2003 году и до 2017 года возглавлял Каспийскую флотилию.

Четыре «Гепарда-3.9» Россия поставила Вьетнаму, их строили с 2006 по 2011 и с 2013 по 2018 годы.

Главный редактор журнала «Экспорт вооружений» Андрей Фролов в беседе с журналистом издания усомнился в успешном исходе переговоров. По его словам, если Индия решит отказаться от российских двигателей, конструкторам придется переделывать проект – например, под дизель индийского производства и газотурбинный двигатель Rolls-Royce. Это потребует времени и замедлит передачу заказа индийской стороне. Вместе с тем Фролов отметил, что Зеленодольский завод способен достаточно быстро строить «Гепарды».

Корреспонденту издания не удалось получить оперативный комментарий у представителей Зеленодольского завода. На предприятие, а также в адрес проектанта корабля отправлены соответствующие запросы.

Комментарий bmpd. Вероятно, ВМС Индии проявляют интерес к проекту 11661 «Гепард» в рамках своих планов строительства до 16 «противолодочных корветов» и шести малых ракетных кораблей (Next Generation Missile Vessels — NGMV), запросы по тендерам на которые были разосланы индийским национальным верфям, соответственно, в 2017 и 2015 годах. Видимо, ВМС Индии испытывают сомнения в способности индийских верфей выдать качественные проекты по этим программам, особенно виду известной неудовлетворенности индийского флота характеристиками и качеством постройки четырех корветов  национального проекта 28 (типа Kamorta), строящихся на государственном судостроительном предприятии Garden Reach Shipbuilders & Engineers Ltd (GRSE) в Колкате.

В то же время пока что вероятность приобретения Индией кораблей проекта 11661 «Гепард» можно оценить как невысокую.


МОСКВА, сайт bmpd.livejournal.com
12

Оригинал

www.arms-expo.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *