Содержание

Галеон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2015; проверки требуют 14 правок. Текущая версия страницы пока не проверялась опытными участниками и может значительно отличаться от версии, проверенной 18 августа 2015; проверки требуют 14 правок. Нидерландский галеон начала XVII века

Галео́н (исп. galeón, также галион[1], от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями[2]. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища[3] и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычн

ru.wikipedia.org

история создания и службы большого многопалубного корабля

Галеон — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища. Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат.

История

Каракка Mary Rose 1512 г. Галеон San Mateo в бою у Азовских островов 1582 г.

Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл, каракк и нефов, предназначался для дальних океанских путешествий. Первым специально построенным артиллерийским кораблем иногда считается английская каракка Mary Rose 1512 г., хотя португальцы приписывают честь их изобретения своему королю Жуану II (1455—1495), повелевшему вооружить тяжёлыми орудиями несколько каравелл.

К появлению галеонов как основных кораблей для перевозки товаров привело множество связанных между собой технических достижений.

Считающаяся сегодня классической технология строительства деревянных кораблей — сначала каркас, затем обшивка — окончательно оформилась в Византии на рубеже I и II тысячелетий н.э., и благодаря своим преимуществам со временем вытеснила бытовавшие до этого способы: использовавшийся в Средиземноморье римский, с обшивкой вгладь из досок, торцы которых соединялись шипами, и бытовавший от Руси до Страны Басков в Испании клинкерный, с обшивкой внакрой и вставляющимися в готовый корпус поперечными рёбрами-усилителями. На юге Европы этот переход окончательно состоялся до середины XIV века, в Англии — около 1500 года, а в Северной Европе торговые суда с клинкерной обшивкой (хольки) строили ещё в XVI веке, возможно и позже. На большинстве европейских языков этот способ обозначался производными от слова carvel; отсюда — каравелла, то есть, изначально, корабль, построенный начиная с каркаса и с обшивкой вгладь.

Новая технология давала кораблестроителями целый ряд преимуществ. Наличие у корабля каркаса позволяло заранее точно определить его размеры и характер обводов, что при прежней технологии становилось в полной мере очевидным лишь в процессе постройки; корабли теперь строят по заранее утверждённому плану. Кроме того, новая технология позволила существенно увеличить размеры кораблей — как вследствие большей прочности корпуса, так и ввиду снижения требований к ширине досок, идущих на обшивку, что позволило использовать для строительства кораблей менее качественный лес. Также снизились требования к квалификации задействованной в строительстве рабочей силы, что позволило строить корабли быстрее и в намного больших количествах, чем раньше.

В XIV—XV веках на кораблях начинает применяться пороховая артиллерия, однако первоначально её в силу инерции мышления располагали на предназначенных для лучников надстройках — форкастеле и ахтеркастеле, что ограничивало допустимую массу орудий соображениями сохранения остойчивости. Позднее артиллерию стали устанавливать вдоль борта в середине корабля, что во многом сняло ограничения на массу орудий, однако наведение их на цель было весьма затруднено, так как огонь вели через сделанные по размеру ствола орудия круглые прорези в бортах, которые в походном положении затыкали изнутри. Настоящие орудийные порты с крышками появились лишь к концу XV века, что открыло дорогу к созданию тяжеловооружённых артиллерийских кораблей.

XVI век

Два корабля с гравюры середины XVI в. Видны промежуточные варианты от нао, каррака и каравеллы, к галеону. Корабль слева — нао, но полубак у него ниже обычного. Справа другой нао, но конструктивно он практически неотличим от первых галеонов. Устройство галеона XVI в. Устройство галеона Nuestra Senora de Atocha, 1622 г. Постройка галеона.

Первое упоминание о галеоне относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака.

Водоизмещение галеона могло быть порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твердых пород дерева, рангоут — из сосны. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Типичный галеон имел бушприт, фок-мачту, грот-мачту и бизань-мачту. На мачтах стояло прямое парусное вооружение. Самые большие галеоны водоизмещением более 800 испанских тонн, могли нести вторую бизань, так называемую бонавентура-бизань. На бушприте стоял прямоугольный шпринтовый парус, тогда как на фок- и грот-мачте стояло по три прямых паруса: грот (фок), марсель и брамсель. На бизани стоял косой парус, если имелась бонавентура-бизань, то косой парус стоял и на ней. Небольшие размеры галеонов позволяли им двигаться не только под парусами, но и на веслах. Использование весел было возможно только при плавании в тихих прибрежных водах, а также при попадании в штиль в океане. Размеры галеона непрерывно росли.

Испанская бюрократия того времени имела тенденцию называть галеоном любой вооруженный корабль, но, приложив определенные усилия, можно отличить вооруженные нао от галеонов, численность которых непрерывно увеличивалась. Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1 000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно. Термин «галеон» переняли и другие морские державы. Король Англии Генрих VIII гордился «галеоном», построенным в 1545 г. (в действительности, небольшим патрульным кораблем). В документах середины XVI в. упоминаются португальские, французские и фламандские галеоны. Слово галеон в то время в европейских языках имело широкое значение «испанский военный корабль».

Лишь в португальском языке слово «галеон» представляло собой термин, определявший конкретный тип корабля. Это был корабль с высокими бортами и очень высоким ютом (обычно имевшей два или больше уровней), низким баком, плоской кормой, выступающим вперед носом и непрерывной пушечной палубой. Борта корпуса имели выраженный завал внутрь в верхней части. Этот завал продолжался и на корме. Галеон обладал изящными обводами, особенно тонкими на корме, контрастирующими с туповатым носом. Галеоны того времени по сравнению с нао имели более удлиненный корпус (отношение длины к ширине 1:4 против 1:3 у нао). Средний галеон середины XVI века имел водоизмещение порядка 300 испанских тонн. Орудийная палуба использовалась как платформа для мощной батареи, а высокий ют давал преимущество при абордаже. Под орудийной палубой находился вместительный трюм, тогда как в высокой надстройке было достаточно места для размещения пассажиров или отряда солдат.

На протяжении XVI века происходит полное изменение характера морских сражений: бывшие до этого в течение тысячелетий основными боевыми кораблями гребные галеры уступают место вооружённым артиллерией парусникам, а абордажный бой — артиллерийскому. С начала XVI века в европейском судостроении все чаще стали применяться косые паруса, сначала в чистом виде, как это делалось в Азии, но к концу века распространилось смешанное парусное вооружение.

В XVI веке в Англии стали использоваться литые чугунные пушки, бывшие большим технологическим новшеством благодаря меньшей стоимости относительно бронзовых и меньшей трудоёмкости изготовления по сравнению с железными, и при этом обладавшие более высоким характеристикам. Превосходство в артиллерии проявилось во время боев английского флота с Непобедимой Армадой (1588 год) и стало с тех пор определять силу флота, сделав историей абордажные схватки — после этого абордаж применяется исключительно в целях захвата уже выведенного из строя огнём орудий вражеского судна.

Массовое изготовление тяжёлых артиллерийских орудий в течение долгого времени было весьма затруднено, поэтому вплоть до XIX века самыми крупными из устанавливаемых на корабли оставались орудия калибром 170 мм. Но и работа с ними при заряжании и наведении была весьма осложнена и требовала большого расчёта для их обслуживания: весили такие орудия по несколько тонн каждое. Поэтому в течение столетий корабли старались вооружить как можно большим количеством сравнительно небольших орудий, которые располагались вдоль борта. Вместе с тем, по соображениям прочности длина военного корабля с деревянным корпусом ограничена примерно 70-80 метрами, что ограничивало и длину бортовой батареи: более двух-трёх десятков орудий можно было разместить только в несколько рядов. Так возникли военные корабли с несколькими закрытыми орудийными палубами (деками), несущими от нескольких десятков до сотни и более орудий различного калибра.

XVII век

Галеон XVII века Vasa. Галеон XVII века Batavia. Устройство корпуса галеона XVII века.

В XVII столетии для дальних плаваний на Восток создаётся новый тип судна предназначенный для перевозки грузов. Такие корабли поначалу не имели в истории кораблестроения отдельного наименования. Их можно было считать развитыми и модернизированными галеонами. У этих кораблей кормовые и носовые надстройки были уменьшены по высоте. Украшения, скульптуры и орнаменты, ранее перегружавшие высокую корму, борта и нос, стали проще и больше гармонировали с общим обликом судна. Водоизмещение достигло 600 тонн. Корабли несли три основные мачты и на конце бушприта дополнительную маленькую мачту с прямым парусом. В своих основных чертах эти корабли не менялись на протяжении более ста лет. Отношение длины корпуса к ширине этих судов становится ещё большим, чем у галеонов. Их шпангоуты изготавливали составными и располагали на небольшом расстоянии друг от друга, особенно в местах больших нагрузок.

В районе установки мачт ошпангоуты изготавливались двойными. Набор подкреплялся горизонтальным и вертикальными кницами. Как и набор, так и обшивка корпуса выполняются из дуба, причём так, чтобы форма древесины соответствовала форме детали и, следовательно, изгиб волокон соответствовал её изгибу.

В результате уменьшается отход древесины и получаются чрезвычайно прочные детали. К шпангоутам дубовые доски крепят при помощи деревянных шипов, стараясь не применять железные гвозди, которые быстро ржавели. Внешняя обшивка корпусов имела толщину 10—15 сантиметров, внутренняя — до 10 сантиметров, поэтому общая толщина, включая шпангоуты, была более полуметра. Швы обшивки проконопачивали паклей, пропитанной смолой. Для защиты от древоточцев, разрушающих подводную часть корпуса, дуб покрывали досками из вяза, предварительно их просмолив. Доски вяза прибивали железными гвоздями так, чтобы их шляпки, касаясь друг друга, создали сплошную металлическую полосу. Всего для постройки требовалось около двух тысяч хорошо высушенных дубов. В зависимости от размерений судна, его внутреннюю часть делили так, чтобы получаемые объёмы можно было использовать наиболее целесообразно.

В середине XVII века появляются методы математического расчета корабельных корпусов. Введённый в практику около 1660-х годов английским корабелом А. Дином метод определения водоизмещения и уровня ватерлинии корабля на основе его полной массы и формы обводов позволил заранее рассчитать то, на какой высоте от поверхности моря будут располагаться порты нижней батареи, и соответствующим образом располагать палубы и орудия ещё на стапеле — ранее для этого требовалось спустить корпус корабля на воду. Это позволило ещё на этапе проектирования определять огневую мощь будущего корабля, а также избежать происшествий, подобных случившемуся со шведским кораблем Vasa, из-за слишком низко расположенных портов. Кроме того, на кораблях с мощной артиллерией часть орудийных портов обязательно приходилась на шпангоуты; силовыми были только настоящие шпангоуты, не перерезанные портами, а остальные — дополнительными, поэтому была важна точная увязка их взаимного расположения.

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, затем уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Появление линейных кораблей

Линейный корабль HMS Prince Royal 1610 г. Линейный корабль HMS Victory 1765 г. Фрегат USS Constitution 1797 г.

Первые линейные корабли появились во флотах европейских стран в начале XVII века, а первым трёхпалубным линейным кораблём считается HMS Prince Royal 1610 г. Они были легче и короче существовавших в то время «кораблей-башен» — галеонов, что позволяло быстро выстроиться в линию бортом к противнику, когда нос последующего корабля смотрел на корму предыдущего. Также линейные корабли отличаются от галеонов прямыми парусами на бизань-мачте (у галеонов было от трёх до пяти мачт, из которых обычно одна или две были «сухими», с косым парусным вооружением), отсутствием длинного горизонтального гальюна на носу и прямоугольной башни на корме, и максимальным использованием надводной площади бортов под пушки. Линейный корабль маневреннее и сильнее галеона в артиллерийском бою, в то время, как галеон лучше приспособлен для боя абордажного. В отличие от линейных кораблей, галеоны применялись также для перевозки войск и торговых грузов.

К середине XVII века возникло чёткое разделение линейных кораблей по классам: старые двудечные (то есть в которых две закрытые палубы одна над другой были заставлены пушками, стреляющими через порты — прорези в бортах) корабли с 50 орудиями были недостаточно сильны для линейного боя и использовались в основном для эскорта конвоев. Двухпалубные линейные корабли, несущие от 64 до 90 пушек, составляли основную часть военного флота, в то время как трёх- или даже четырёхпалубные корабли (98—144 орудия) выполняли роль флагманов. Флот из 10—25 таких кораблей позволял контролировать морские торговые линии и в случае войны перекрывать их для противника.

Появившиеся в результате этого многопалубные парусные линейные корабли более чем 250 лет являлись основным средством ведения войны на море и позволили таким странам как Голландия, Великобритания и Испания создать огромные торговые империи.

Вид линейного корабля, фрегат, имел либо только одну закрытую батарею, либо одну закрытую и одну открытую на верхней палубе. Парусное оснащение у линейных кораблей и у фрегатов было одинаковым (три мачты, на каждой присутствовали прямые паруса). Линейные корабли превосходили фрегаты числом пушек (в несколько раз) и высотой бортов, но уступали в скорости и не могли действовать на мелководье.

Сам термин «линейный корабль» возник вследствие того, что в бою многопалубные корабли стали выстраивать в линию друг за другом — так, чтобы во время своего залпа быть повёрнутыми противнику бортом, ведь наибольший урон цели наносил залп из всех бортовых орудий. Такая тактика называлась линейной. Построение в линию во время морского боя впервые стало применяться флотами Англии и Испании в начале XVII века и считалось основным вплоть до середины XIX. Линейная тактика также неплохо защищала ведущую бой эскадру от атак брандерами.

Литература и источники информации

  • Бисти Стивен, Ричард Плэтт Чудесные сечения. — Дорлинг Киндерсли, 2000. — ISBN 5-85050-518-0
  • Пираты. Иллюстрированный атлас = Kalozok Kepes Atlasza. A Kalozkodas Tortenete. — Фактор, 2012 г.. — ISBN 978-966-180-425-7

wiki.wargaming.net

Галеон: что такое galeon

История кораблестроения берет свое начало в средних веках. Еще с тех времен люди пытались покорить водную стихию, изведать морские просторы, отправляясь в плавания по морям и океанам. Галеон – парусное судно, изобретенное в XVI веке. Галеон превосходил предшественников лучшими мореходными свойствами, быстротой и маневренностью. Водоизмещение таких судов достигало 500 тонн, что было немыслимым для того времени. В XVI веке началась эпоха галеонов: они стали основой морских флотов у многих народов.

Что такое галеон

Галеон — это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия

Галеон — это большое мультипалубное парусное судно, используемое прежде всего европейскими государствами о 16-ого до 18-ого столетия. Термин «галеон» использовался задолго до того, как появился такой тип судна. Термин «галеон» был первоначально применен к определенным типам военных каторжных работ в Средневековье. Понижение бака и удлинение корпуса дали галеонам беспрецедентный уровень стабильности в воде и уменьшили сопротивление ветра на фронте, приводя к более быстрому, более маневренному судну.

В Португалии, галеоны были обычно очень большими судами в течение всего своего времени. Одним из самых больших и самым известным из португальских галеонов был галеон Сан Жоао Баптиста, построенный в 1534 году.

Галеоны были строили из дуба (для киля), сосны (для мачт) и других пород дерева для корпуса и отделки. Корпуса были обычно с обшивкой под гладь.

Расходы, вовлеченные в строительство галеона, были огромны. Сотни опытных торговцев (включая плотников, кузнецов, судомонтажников, и т.д.) работали день и ночь в течение многих месяцев прежде, чем галеон становился мореходным. Наиболее распространенное оружие, используемое на борту галеона, была малая-кулеврина.

Как правильно: галион или галеон

По информации справочно-информационного портала «Русский язык», обсуждаемое слово зафиксировано в написании «галион» во всех словарях, имеющих отношение к морскому делу (например, Морской энциклопедический словарь).

В словаре Даля это слово зафиксировано в написании «галiон» с отсылкой к слову «галера» (и толкуется в этой статье). В толковых словарях это слово не представлено, в том числе и в «Словаре современного русского языка», последний выпуск которого вышел в 1994 году. В БСЭ это слово также не зафиксировано.

В «Новом словаре иностранных слов» (Е.Н. Захаренко, Л.Н. Комарова, И.В. Нечаева) слово отмечено в написаниях «галеон», «галион». В языке-источнике, если таковым считать испанский, galeon (во французском — galion). Орфографический словарь кодифицировал написание «галеон» в соответствии с испанским написанием.

Таким образом, словари пока не дают однозначных рекомендаций в отношении использования этих слов, поэтому допустимо использовать оба варианта: галион и галеон.

Галеон

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперёд ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов он достигало до 2000 тонн).

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут из сосны. Парусное вооружение состояло из трёх-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году.

В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперёд, имел украшения и по форме напоминал форштевень галер. Длинный бушприт нёс парус — блинд.

Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклонённого ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

Галеоны были более прочными и тяжеловооружёнными судами, были дешевле в постройке чем каракки

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.

Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствии этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов.

Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина – 50 метров (37 метров по килю), ширина –12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

Эпоха галеонов

Никто не знает точно, в каком году началась эпоха галеонов. Просто на базе усовершенствованной версии торговых судов XV века с их изящными обводами и невысокими палубными надстройками, особенно носовой части, появился новый тип кораблей.

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков. Были попытки установить пушки на торгово-грузовые суда. Однако это привело к увеличению размеров палубных надстроек, что отрицательно влияло на остойчивость.

Решением, позволившим использовать орудия на кораблях, стали боковые орудийные порты, которые были введены в начале XVI века. Англичанина Джеймса Бейкера посетила простая и блестящая идея поставить пушки на нижней палубе, с тем чтобы дула высовывались из портов, прорезанных в бортах корпуса. Когда порты не использовались, они закрывались крышками на шарнирах.

Первым кораблём, в котором была реализована эта идея Бейкера, стал «Грейт Харри». Официальное название этого судна было «Henry Grace a Dieu», оно было построено в 1514 г. и являлось флагманом эскадры Генриха VIII.

Грейт Харри» был гигантом, водоизмещением в 1000 тонн, но конструкция его всё ещё основывалась на принципах средневекового судостроения. Судно было оснащено четырьмя мачтами: фок-мачтой, грот-мачтой, бизань-мачтой и бонавентурой с продольными парусами. Самыми броскими элементами корабля были кормовые и носовые палубные надстройки.

Конструкция галеона

Галеон появился в Англии и был создан специально для оснащения новым видом вооружения, то есть, пушками, форма которых диктовала внешний вид парусных судов в течении трёх веков

Корабельное вооружение в целом повторяло вооружение прошлой эпохи. Кроме пушек (122 или 128 по разным источникам), помещённых в бортовых портах, корабль имел ещё и стрелков, для луков которых запасали 1200 тетив и 750 колчанов стрел. Несколько лет спустя, королева Елизавета, унаследовав трон Генриха VIII, поручила казначею королевского флота сэру Джону Хэнкинсу разработать проект нового корабля, основываясь на опыте «Грейт Харри» Бейкера, но без его недостатков. Сэр Джон сделал палубные надстройки ниже, убрал полубак, и таким образом, новая модель получила более длинный и узкий корпус. Классическое соотношение 3:1 было заменено на 4:1.

Такое парусное судно назвали «рейс-билт-шип». Хэнкинс также ввёл многосекционные мачты, которыми оснащались все последующие парусные суда до наступления эпохи пароходов.
Приёмником Джеймса Бейкера стал Мэтью Бейкер (по-видимому, его сын), первый кого можно по праву считать отцом британского судостроения.

Мэтью Бейкер запечатлел технику кораблестроения своего времени в серии гравюр. Эта гравюра илюстрирует использование «закона» гидродинамики, ко который кораблестроители опирались до середины XIX века. Мореходность судна, считали они, завит от его обтекаемой формы: корпус должен напоминать рыбу с головой трески и хвостом скумбрии.

А его последователь Финеас Петт стал основателем целой династии инженеров-судостроителей, которые в течении двух столетий находились под патронажем английской королевской семьи.

В начале XVII в. Финеас Петт записал: «Я начал строить отличную модель (в те времена было принято представлять модель корабля на суд лордам недавно учреждённого Адмиралтейства) на свой страх и риск, она украшена скульптурой и росписями и стоит на подставке, обитой тафтой. Я представил её первому лорду Адмиралтейства в его резиденции в Уайтхолле».

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее. Большее водоизмещение позволяло расположить орудия на трёх палубах. Адмиралтейство одобрило новое судно, и в 1610 г. на верфи Вулвич началось строительство «Принс Роял» — четырёхмачтового галеона, отличающегося целым рядом конструкторских новшеств.

Модель Петта отличается от елизаветинских галеонов только размерами: она оказалась почти в 1,5 раза длиннее

И хотя в течении XVI в. и Испания, и Франция, и Голландия строили большие парусники, вооружённые пушками, ведущие огонь через бортовые порты, английский галеон отстоял для своей страны титул морской сверхдержавы.

Новшеством стали многосекционные мачты и маленикая вертикальная мачта, которую устанавливали на конце бушприта, нёсшая небольшой прямой парус и шпринтовый марсель. К концу XVII в. с галеонов убрали бонавентуры.
В XVI в. многие станы стали перенимать новшества английского флота. В тот период Франция не имела кораблей, способных соперничать с английским галеоном, и в 1624 г. кардинал Ришелье заказал пять кораблей в голландии. Это были усовершенствованные суда с тремя палубами, тремя мачтами, шпринтовом на бушприте и прямым бизань-марселем.

Шведы применили эту конструкцию в кораблестроении на много позже, первым усовершенствованным шведским судном стал «Ваза».
Однако Англия оставалась законодательницей мод в кораблестроении. В 1637 году Финеас Петт построил «Властелина морей» длиной по килю 38 м, шириной почти 14 м и осадкой около 6м. Это судно опередило своё время по крайней мере на сто лет.

Вооружение галеона

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки.

Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров.

Преимущество артиллерии наглядно показали два морских сражения: бой при Лепанто (Коринфский залив) в 1571 году и разгром «Непобедимой армады» в 1588 году, (когда англичане, не допуская абордажа, поражали большие испанские галеоны бopтoвым артиллерийским огнем.

Батарейная палуба

Батарейная палуба — одна из палуб многопалубного корабля, находящаяся под верхней палубой и служащая для размещения орудий среднего калибра и жилых отсеков.

Появление батарейных палуб стало результатом того, что в 1500 году французский корабел де Шарж изобрел запирающийся пушечный порт, что позволило размещать орудия на закрытых палубах для стрельбы через порты (амбразуры).

Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты.

Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Галеоны разных стран

Испанские галеоны

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат.

В 1525 году при «инвентаризации» испанского флота в его составе насчитывалось уже двадцать пять галеонов, которые относились к военным кораблям, а не торгово-купеческим. К последним относились маленькие и легкие каравеллы, используемые для исследовательских целей, и громоздкие купеческие нао, используемые для международной торговли.

Процесс строительства галеонов был регламентирован инструкциями Мадридского двора. Каждый аспект проекта, выбора материалов и собственно строительства был жестко определен — от угла наклона ахтерштевня до промежутка времени, в течение которого находился в пути от места заготовки до верфи корабельный лес.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой

До конца XVI столетия кораблестроение было основано на личном опыте, глазомере и интуиции. После 1580 года были определены первые эмпирическо-математические принципы кораблестроения, и судостроителей обязали придерживаться их. Основополагающим для строительства галеона стало измерение длины кильбалки. В зависимости от ее размеров уже устанавливалось количество шпангоутов, кривизна и изгиб корпуса, толщина палуб и наружной обшивки и т.д. В крепеже корпуса стали использоваться железные конструкции.

В XVI веке Испания имела два главных кораблестроительных центра — верфи Ла-Коруни на севере Страны Басков и верфи в Кадише и Севилье на южном побережье Андалузии.

После 1610 года испанцы получили возможность строить галеоны в Новом Свете — на верфях Гаваны, где в первой по ловине XVII века и была построена большая часть галеонов. Также корабли такого класса могли строиться и на верфях Картахены, но они в основном использовались для ремонта и строительства мелких кораблей.

Лучшими стапелями обладали верфи в Бильбао, xoтя использовавшаяся там древесина из дуба уступала превосходному красному дереву, который применялся на кубинских верфях.

Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов.

Английские галеоны

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры

В XVII веке центр кораблестроения переместился в Англию. На английских верфях строились самые прочные и надёжные суда. Именно внедрение передовых технологий в кораблестроении позволило будущей Британской империи стать сильнейшей морской державой современности.

В предыдущем столетии на развитие английских галеонов оказывали сильное внимание венецианские мастера-корабелы. Соотношение длины киля и максимальной ширины корпуса тогда составляло от 2.5:1 до 3:1.

В период правления Елизаветы I галеоны имели относительно небольшие размеры. Максимальная ширина галеона составляла 10 метров, глубина трюма — 4 метра, грузоподъёмность около 385 тонн при водоизмещении 480 тонн, масса вооружения на борту — примерно 35 тонн. Экипаж такого галеона составлял 250 человек.

Каждое государство разрабатывало собственный регламент размеров и пропорций в кораблестроении. Если для купеческих судов важнейшим моментом являлась высокая грузоподъёмность, то для военных кораблей приоритетными были высокая скорость и хорошая маневренность, что было сложно совместить с требованиями повышения огневой мощи.

Военные галеоны англичан сильно отличались от торговых испанских. Британцы, поняв ценность идеи корабела из Бреста де Шаржа, стали вырезать в бортах отверстия для стволов пушек – пушечные порты. На своих галеонах они значительно понизили кормовую надстройку и уменьшили высоту борта.

Закат эры галеонов

конце XVI — начале XVII века наметились две генеральные линии развития галеонов — англо-датская и испано-портутальская. Галеоны северной Европы были более быстроходны и лучше подходили для артиллерийского сражения. Корабли южной Европы продолжали нести архаичные башеноподобные структуры в носовой части корабля — это объяснялось традиционным предпочтением испанцев к абордажной схватке. Взаимное соперничество продолжалось до 30-х годов XVII века, после чего преимущество англо-голландской системы стало неоспоримым.

Самым известным галеоном стал английский корсарский корабль Френсиса Дрейка «Золотая лань». Френсис Дрейк — корсар, мореплаватель, вице-адмирал английского флота. Вторым после Магеллана и первым среди англичан совершил кругосветное плавание в 1577—1580 гг., в ходе которого он беспощадно грабил испанские колонии и торговые суда.

И именно с беспримерной «кругосветкой» Дрейка связано начало заката испанской Империи, потому что безнаказанный вояж Дрейка спровоцировал принятие Испанией решения о вторжении на Острова и подготовке Непобедимой Армады. Гибель Армады повлекла с собой и угасание империи. Империи, созданной галеонами.

В середине XVII века три ведущие морские державы — Англия, Франция и Голландия — начали активное строительство трёхпалубных тяжеловооружённых галеонов. Постепенно на смену традиционным галеонам пришли линейные корабли и фрегаты, которые и стали основой военных флотов до второй половины XIX века.

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт

Ярким примером противоречия между быстроходностью и наращиванием вооружения служит судьба знаменитого английского галеона «Sovereign of Seas»(«Владыка морей»), спроектированного корабелами династии Питт. Решение о строительстве корабля было принято в августе 1634 г. по инициативе короля Англии Карла I.

Корабль был спущен со стапеля 13 октября 1637 г. Галеон «Sovereign of Seas» был наиболее экстравагантно украшенным военным кораблем в Королевском флоте, с позолоченной резьбой на черном фоне, сделанной Джоном и Матиасом Кристмасами. Его создание стало началом периода сверхмощных военных кораблей. Хотя он был прекрасно вооружён, но был трудноуправляемым и не мог развить высокую скорость. В результате его пришлось подвергнуть полной перестройке, превратив в один из первых в истории флота линейных кораблей.

Большое влияние на развитие кораблестроения в XVII веке оказала Франция – этот извечный соперник Великобритании за мировое господство на суше и на море. Когда в 1624 году Ришелье пришёл к власти, он занялся улучшением некогда мощного французского флота, находившегося в плачевном состоянии. Он заказал в Голландии пять кораблей, положивших начало большому флоту. Предшественником крупных 2000-тонных кораблей, которые вскоре начала строить Франция, надеясь вырвать у своих противников господство на море, стал крупный и быстроходный корабль «Courronne»(«Корона»).

«Courronne» — первый парусный линейный корабль французского флота. Корабль был заложен на верфи Ла-Роше Бернар в 1629 гг. по личной инициативе и при непосредственном участии кардинала Ришелье. Постройка галеона «Courronne» завершилась в 1633 г.

В пику английскому «Sovereign of Seas» французское военно-морское ведомство построило трехпалубный корабль «Soleil-Royal» («Королевское Солнце»). Хотя «Soleil-Royal» был меньших размеров и имел меньшую площадь парусов, чем «Sovereign of Seas».

Строителем парусника был корабельный мастер Лоран Хубак. Корабль был спущен на воду в 1669 году и вошёл в состав французского флота. «Soleil-Royal» был хорошим парусником, художественное оформление его корпуса считалось одним из самых красивых и сложных из всех причудливых флагманских кораблей. Гальюнная (носовая) корабельная фигура в виде «солнца» была выбрана по настоянию Людовика XIV, как его личный символ.

Это был первый трехпалубный корабль, построенный на основе технических правил, изданных французским Адмиралтейством и касавшихся строительства и оснащения военных судов.

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

Источники:

  • http://sea-wave.ru/forum/showthread.php?t=180
  • http://www.bolshoyvopros.ru/questions/2072923-chem-galeon-otlichaetsja-ot-galiota.html
  • http://www.ekburg.ru/news/18/60966-kak-pravilno-galion-ili-galeon/
  • http://www.superotvet.ru/questions/
  • http://www.baget1.ru/galeon.php

yachtinform.ru

это… Определение, описание и история создания

Открытие новых земель привело к колониальным захватам, расширению торговли морским путем. Сильные державы принимали меры по защите своих интересов. Поэтому были введены регулярные военные флоты, состоящие из различных судов.

Галеон – это существенная часть подобных флотов. Известность получили именно испанские галеоны, которые перевозили сокровища. Что представлял собой этот корабль и когда он появился?

Появление галеонов

Галеон – это парусное судно внушительных размеров. Впервые оно упоминается в начале шестнадцатого века. В Испании было построено судно, которое должно было бороться с берберийскими пиратами.

Предшественниками галеонов считаются парусно-весельные суда небольших размеров, такие как каравелла и каракк. Последнее судно было любимым у Магеллана. Каракк также использовал Христофор Колумб в своем походе 1492 года.

Новые корабли сохраняли возможность использования весел, но в первую очередь стали парусными судами.

Конструкция

Галеон – это корабль, на создание которого претендуют несколько государств. Судно отличалось по дизайну и конструкции у каждой страны. Строили суда трех размеров в зависимости от водоизмещения.

Виды галеонов:

  • малые – до 400 тонн;
  • средние – до 800 тонн;
  • большие — до 1200 тонн.

Обычно галеон создавался высокобортным судном с высокой кормой, имеющей подобие башни. На корабле была только одна пушечная палуба. Корпус отличался заметным завалом борта. Он служил подобием крепостной башни во время абордажных схваток.

Изменение баковой надстройки с удлинением корпуса увеличило устойчивость и снизило волновое сопротивление. Корабль стал быстрым и маневренным.

Отличительные черты галеона:

  • длиннее, ниже, прямее корпус;
  • прямоугольная корма;
  • гальюн на носу, который выступал вперед;
  • использовались прямые паруса
  • обшивка досками производилась не внахлест;
  • две-семь палуб.

Корпус галеона строился из твердых пород, например, из дуба. Рангоут делали из сосны. Это удешевляло судно в постройке.

Корпус корабля обычно красили в черный цвет. Применялись и другие цвета:

  • охра;
  • красный;
  • белый;
  • синий.

На носовую часть, балкон на корме наносили позолоту.

Главная проблема галеонов

Корабли имели множество врагов в виде вражеских орудий, волн и рифов. Но были у деревянного судна более коварные вредители. Ими стали моллюски-древоточцы. С ними пытались бороться:

  • смазывали подводную часть судна различными составами и красками;
  • применяли твердые сорта деревьев;
  • увеличивали толщину обшивки.

Но ничего не помогало. В теплых водах моллюски протачивали ходы в галеонах, разрушая их целостность. Вредителей моряки называли «корабельными червями».

Вооружение

Галеоны как боевые корабли использовались довольно часто. Раньше вообще понятие между торговым и боевым кораблем было условным. Торговые суда часто подвергались нападениям, поэтому должны были защищаться.

На галеоне впервые орудия стали устанавливать сверху и снизу главной палубы. В результате этого появились батарейные палубы. На них стали размещать орудия среднего калибра.

Вооружение галеонов состояло из тридцати орудий разного калибра – от шести до девятнадцати сантиметров. Также на корабле размещалось большое количество переносных мушкетонов. Из них стреляли через бойницы.

Эпоха галеонов

Галеон, история создания которого связана с европейскими морскими державами, использовался с шестнадцатого по восемнадцатый век. Сначала это были суда малых размеров, но в третьей части шестнадцатого века испанцы стали сооружать большие суда.

Первыми, кто стал активно использовать галеоны, были именно испанцы. Однако их опыт очень быстро позаимствовали другие европейские страны:

  • Англия.
  • Швеция.
  • Голландия.
  • Франция.

Вскоре галеоны этих держав бороздили Мировой океан.

Наиболее известным галеоном была «Золотая лань». Это корсарское судно принадлежало сэру Френсису Дрейку. На нем он успешно захватывал и отправлял на морское дно галеоны Испании. Другое английское судно под названием «Ривендж» в 1591 году в одиночку сражалось с флотилией Испании.

Галеоны разных стран

Морские корабли (галеоны) строились крупными морскими державами. Они имели общие конструктивные элементы. Но также имели множество отличий.

Морские державы поняли важность артиллерии, поэтому пытались защитить броней видимую часть корабля. Но вскоре подобные попытки прекратились. Галеоны были такими тяжелыми, что не могли нести броневые листы на себе.

Каждая морская держава разрабатывала свой регламент пропорций, а также размеров в кораблестроении. Например, для купеческих кораблей была важна грузоподъемность. Военные корабли ценились за скорость и маневренность.

Наиболее известными были испанские галеоны. Что о них известно?

Испанские галеоны

Галеон — это корабль, который в Испании использовался в качестве военно-транспортного судна на протяжении двух веков. Обычно на нем было пятьдесят-восемьдесят орудий и шестьсот членов экипажа. Состоял он из солдат и матросов.

Галеоны в Испании строились по инструкциям Мадридского двора. Под контролем было все – от выбора сырья для строительства до наклона угла ахтерштевня.

Испанские корабельщики иногда увлекались гигантоманией. Они строили галеоны огромных по тем временам размеров. Так «Мадре де Диос» имел водоизмещение в 1600 тонн. У судна «Сантисима Тринидад» показатели водоизмещения превышали 2000 тонн.

Строили свои галеоны испанцы в двух верфях. Одна находилась на севере Страны Басков и называлась Ла-Коруни. Вторая размещалась в Кадише и Севилье. К началу семнадцатого века испанцы смогли строить суда в Новом Свете. Для этого использовались верфи Гаваны. Там было лучшее сырье — красное дерево.

Испанцы использовали галеоны для перевозки больших грузов. Известны случаи, когда на них перевозили золото. Также они входили в состав Непобедимой армады. В конце шестнадцатого века английский флот, укомплектованный галеонами, разгромил Непобедимую армаду. Что же известно о галеонах Великобритании?

Английские галеоны

К семнадцатому веку центр кораблестроения переправился в Англию. На верфях острова стали сооружать самые прочные суда. Они отличались своей надежностью. Благодаря внедрению передовых технологий, Великобритания смогла достичь могущества на морском поприще.

В шестнадцатом веке на английские галеоны сильно влияли венецианские мастера. Во времена Елизаветы Первой они делались малых и средних размеров. В среднем их водоизмещение не превышало 500 тонн. Экипаж одного галеона состоял из 250 человек.

От испанского торгового варианта существенно отличался английский галеон. Типы военных кораблей отличались в зависимости от таких главных показателей, как грузоподъемность и вооружение. Англичане приняли идею корабела де Шаржа, который был родом из Бреста. Она заключалась в создании пушечных портов. Для этого в бортах стали вырезать отверстия для пушечных стволов. Это позволило усилить боевую мощь английского флота.

Закат эпохи галеонов

Галеон – это судно, которое постоянно совершенствовалось. Существовало две основные линии развития галеонов. Первая была англо-датской. Корабли этой линии были быстроходными и хорошо подходили для артиллерийских боев. Вторая линия была испано-португальской. Корабли строились с расчетом на абордажную схватку, они имели архаичные башнеподобные структуры. В результате англо-датские корабли доказали свое преимущество.

Постепенно суда стали заменять линейные корабли и фрегаты. Но галеоны продолжали использовать до восемнадцатого века.

fb.ru

Галеон «Сан-Мартин» — флагман Непобедимой Армады

В 1567 году в Португалии был создан военный корабль Сан-Мартин, которому пришлось через 20 лет стать флагманским судном Непобедимой Армады, и как любому руководителю – почувствовать всю горечь поражения. Которая, вдобавок, усиливалась ещё и тем, что количество испанских судов было в разы больше чем у противника (Англия). Длина корабля немного больше 37 метров, ширина 9,5 метров, осадка чуть меньше 5 метров. Вооружен корабль был 52 пушками, 40 из которых были размещены на двух нижних батарейных палубах, а на главной палубе располагались остальные 12 орудий, калибр которых был меньше. Водоизмещение корабля равнялось примерно 1000 тонн, на то времена похвастаться таким тоннажем могло далеко не каждое судно. Парусным вооружением из своих сородичей он не выделялся: первые две мачты (фок-мачта и грот-мачта) несли два яруса прямых парусов, на третьей (бизань-мачте) находился латинский парус, а на бушприте блинд. Экипаж насчитывал 115 человек. 22 марта 1588 года на корабле затрепетал вымпел Испанской Армады, флагманом которой ему предоставили честь быть. Адмиралом Армады был назначен герцог Алонсо Перес де Гузман, который и управлял судном. Во время нападения на эскадру брандеров Френсиса Дрейка (в заливе Дувра) «Сан-Мартин» был одной из ключевых мишеней. Но тем не менее выжил, успел бежать и был один из 67 кораблей, которым удалось вернуться на родину в Испанию.


zkzakhar

yachtrus.com

Галеон — Википедия

Материал из Википедии — свободной энциклопедии

Нидерландский галеон начала XVII века

Галео́н (исп. galeón, также галион[1], от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями[2]. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища[3] и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению остойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут — из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нём относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъёмность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал её прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно. При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века после артиллерийского поединка бой, как правило, заканчивался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника ещё до абордажа. Поэтому уже в 1530 году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от поражения артиллерией противника. После этого сведений о защите кораблей бронёй не имеется до конца XVIII века. Это связано с тем, что деревянная броня обеспечивает равную металлической защиту от ядер при в 1,5—2 раза меньшем весе и тем, что парусный корабль при огромном весе рангоута просто не мог нести ещё и броневые листы.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде[4]. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов (см. Вест-индский флот).

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили своё место более современным судам с полным парусным вооружением.

См. также

Примечания

Видео по теме

Литература

  • Галион // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). — СПб., 1890—1907.
  • Балакин С. А., Масляев Ю. Л. Парусные корабли. — М.: «Аванта+», 2003. — 184 с.: ил. — (Самые красивые и знаменитые). — ISBN 5-94623-111-1.
  • Волковский Д. Н., Задоя И. А., Прокофьев А. М. и др. Боевые корабли мира. Иллюстрированная энциклопедия. — СПб.: Полигон, 1995. — 576 с.: ил. — (300-летию Российского флота посвящается). — ISBN 5-86617-014-0.
  • Гуляш Штефан. Парусники / Пер. со словац. В. Кошкина. — Мн.: Лильт, 1996. — 224 с.: ил. — (Малая энциклопедия). — ISBN 985-6301-01-7.
  • Джорджетти Франко. Самые знаменитые парусные суда. История парусников с древности до наших дней. — М.: ООО Изд-во «АСТ»; Астрель, 2011. — 304 с.: ил. — (Фотоискусство). — ISBN 5-17-015241-8.
  • Дыгало В. А. Парусники мира. — М.: Восточный горизонт, 2002. — Ч. 1—2. — 96+96 с. — ISBN 5-93848-006-X.
  • Курти Орацио. Постройка моделей судов. Энциклопедия судомоделизма / Пер. с итал. А. А. Чебана. — Л.: Судостроение, 1977. — 544 с.: ил.

wiki2.red

Галеон — это… Что такое Галеон?

Галеон 16 века на почтовой марке Молдовы, 1992 Испанский галеон. С гравюры А. Дюрера Галеон с флагами

Галеон (исп. galeón, также галион, от фр. galion) — большое многопалубное парусное судно XVI—XVIII веков с достаточно сильным артиллерийским вооружением, использовавшееся как военное и торговое. Основным толчком к его созданию было возникновение постоянных перевозок между Европой и американскими колониями. Наибольшую известность галеоны получили в качестве судов, перевозящих испанские сокровища и в сражении Непобедимой армады, произошедшем в 1588 году.

Галеон — наиболее совершенный тип парусного судна, появившийся в XVI веке. Данный тип парусного корабля появился в ходе эволюции каравелл и каракк (нефов) и предназначался для дальних океанских путешествий. Снижение баковой надстройки и удлинение корпуса привело к увеличению устойчивости и снижению волнового сопротивления, в результате чего получилось более быстрое, мореходное и маневренное судно. Галеон отличался от ранних судов тем, что был длиннее, ниже и прямее, с прямоугольной кормой вместо круглой, и наличием на носу гальюна, выступающего вперед ниже уровня бака. Водоизмещение галеона было порядка 500 тонн (хотя у манильских галеонов оно достигало 2 000 тонн). Более прочные и лучше вооружённые, чем каракки, галеоны были, кроме того, дешевле их в постройке. Корпус галеона обычно строился из дуба и других твёрдых пород дерева, рангоут — из сосны. Парусное вооружение состояло из трех-пяти мачт, передние мачты несли прямое вооружение, задние — косое (латинское). Артиллерийское вооружение чаще всего представляло собой полукулеврины, хотя использовались орудия вплоть до полупушек. Первое упоминание о нем относится к 1535 году. В дальнейшем галеон становится основой флотов испанцев и англичан. Форштевень, сильно изогнутый и вытянутый вперед, имел украшения и по форме напоминал таковой у галер. Длинный бушприт нес парус — блинд. Носовая надстройка была отодвинута назад и не нависала над форштевнем, как у каракки. Кормовая надстройка, высокая и узкая, размещалась на срезанной корме. Надстройка имела несколько ярусов, в которых размещались жилые помещения офицеров и пассажиров. У сильно наклоненного ахтерштевня был транец выше грузовой ватерлинии. Корма украшалась резьбой и балконами.

В зависимости от водоизмещения галеоны строились с числом палуб от двух до семи. Борт судна от киля к грузовой ватерлинии имел большой развал, а к верхней палубе — завал. При этом решалось несколько задач: увеличивалась грузоподъемность, затруднялся переход с судна на судно во время абордажа, повышалась общая прочность; смягчалась сила удара волн о борт, поскольку волна отражалась вверх, и корпус не испытывал ее прямого удара.

На вооружении галеона было до 30 орудий калибра от 3-фунтовых (6 см) до 50-фунтовых (19 см) и значительное количество (до 100) переносных мушкетонов для стрельбы через бойницы с галереи кормовой надстройки и верхних этажей носовой надстройки. Именно на галеоне впервые орудия были установлены и над, и под главной палубой, что привело к появлению батарейных (пушечных) палуб: орудия стояли по бортам и стреляли через порты. Вследствие этого были значительно сокращены помещения для перевозки грузов. Водоизмещение крупнейших испанских галеонов доходило до 1000 тонн и более, длина 50 метров (37 метров по килю), ширина 12 метров. На двух батарейных палубах располагалось 50 — 80 орудий. Со временем размеры и вооружение галеонов росли.

Имея общие конструктивные элементы, галеоны разных стран отличались друг от друга, иногда весьма существенно.

При усовершенствовании парусности и артиллерии последняя становилась сильным оружием: сконцентрированная бортовая батарея давала возможность произвести мощный залп по неприятелю. Начиная с XVII века после артиллерийского поединка бой, как правило, заканчивался сдачей полуразрушенного и обессиленного противника еще до абордажа. Поэтому уже в 1530 году впервые осуществили мысль о защите броней надводной части корабля от пробоин, а также с целью предохранить экипаж от губительного действия артиллерийских снарядов. После этого сведений о защите кораблей бронёй не имеется до конца XVIII века. Это связано с тем, что деревянная броня обеспечивает равную металлической защиту от ядер при в 1,5—2 раза меньшем весе и тем, что парусный корабль при огромном весе рангоута просто не мог нести ещё и броневые листы.

Испанский галеон представлял собой военно-транспортный парусный двухпалубный корабль XVI—XVII веков с высокой кормой. Длина 40 метров, ширина — 16. Вооружение 50—80 орудий. Экипаж состоял из 600 матросов и солдат. Галеонами был укомплектован английский флот, разгромивший испанскую Непобедимую армаду в 1588. Имелись они и в самой Армаде[1]. Галеоны служили для перевозки грузов (в том числе золота) из испанских колоний в метрополию. Галеоны обладали низкой манёвренностью и часто являлись объектом нападения пиратов (см. Вест-индский флот).

Галеоны использовались вплоть до XVIII века, когда они уступили свое место более современным судам с полным парусным вооружением.

См. также

Примечания

  1. Armada, 1588. Osprey, 2003
Типы парусных судов

 

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *