Содержание

Советская гаубица Д-30: история создания, описание и характеристики

Д-30 – это советская гаубица калибра 122-мм, разработанная в начале 60-х годов. Являлась одним из самых массовых артиллерийских орудий в советской армии, также активно поставлялась на экспорт. В настоящее время Д-30 стоит на вооружении нескольких десятков армий мира. В 1978 году гаубица Д-30 была модернизирована.

Кроме СССР 122-мм гаубица Д-30 выпускалась в Египте, Ираке, Китае и Югославии. В России выпуск этого орудия прекратился в 1994 году.

Д-30 участвовала (и участвует) в десятках военных конфликтов, показав при этом высокую надежность и эффективность. Эту гаубицу без преувеличения можно назвать самым известным советским артиллерийским орудием. Гаубица Д-30 отличается отличной кучностью стрельбы, а также превосходной скоростью и маневренностью. Сегодня на вооружении разных стран мира (без учета СНГ) находится около 3600 единиц этого артиллерийского орудия.

На базе Д-30 было создано несколько самоходных орудий как отечественных, так и зарубежных. Самой известной из них является самоходная артиллерийская установка 2С1 «Гвоздика».

Именно гаубица Д-30 используется в Санкт-Петербурге для ежедневного выстрела в полдень.

История создания гаубицы Д-30

Гаубица – это тип артиллерийского орудия, предназначенный для стрельбы по навесной траектории с закрытых позиций, вне прямой видимости неприятеля. Первые образцы подобного оружия появились в Европе еще в XIV столетии. Изначально они не были слишком популярными, артиллеристы того времени предпочитали стрелять по врагу прямой наводкой.

Расцвет гаубиц начался примерно в XVII веке с появлением различных видов разрывных боеприпасов. Особенно часто гаубичная артиллерия применялась во время штурма или осады вражеских крепостей.

«Звездным часом» для гаубиц стала Первая мировая война. Позиционный характер боевых действий как нельзя лучше подходил для использования подобной артиллерии. Их массово применяли все стороны конфликта. В Первой мировой войне число погибших от вражеских снарядов намного превосходит потери от стрелкового оружия или отравляющих газов.

Советская армия обладала высококлассной и многочисленной артиллерией. Она сыграла важнейшую роль в разгроме гитлеровских захватчиков. Самой знаменитой гаубицей времен войны была М-30 калибра 122 мм.

Однако после окончания войны ситуация несколько изменилась. Началась ядерная и ракетная эпоха.

Генсек Хрущев думал, что исход любой войны можно решить с помощью ракет, артиллерию он считал анахронизмом. В термоядерной войне пушки вообще казались лишними. Подобная точка зрения была явно ошибочной, она затормозила развитие отечественной ствольной артиллерии на десятки лет. Только в начале 60-х годов были инициированы разработки новых видов самоходной и буксируемой артиллерии.

Именно в этот период начались работы над созданием новой дивизионной гаубицы калибра 122 мм. Она должна была прийти на смену легендарной М-30, которая была разработана еще до начала войны талантливым конструктором Федором Петровым.

Разработку новой гаубицы Д-30 также была поручена Петрову, на тот момент он возглавлял ОКБ завода №9. М-30 имела некоторые недостатки, которые конструкторам нужно было учесть при работе над новой артиллерийской системой. К ним относилась недостаточная кучность стрельбы и невозможность вести круговой обстрел.

Основной особенностью новой гаубицы было необычной устройство лафета, конструкция которого отличалась от любых других орудий, принятых на вооружение советской армии ранее. Гаубица Д-30 имела лафет, состоящий из трех станин, что позволяло орудию вести круговой обстрел. Необычным был и способ буксировки орудия: шкворневая балка для зацепа была прикреплена к дульному тормозу гаубицы.

В 1963 году 122-мм гаубица Д-30 была принята на вооружение. В 1978 году состоялась модернизация орудия, но она была незначительна. Шкворневая балка, за которую гаубицу цепляли при транспортировке, получила жесткую конструкцию, также был изменен дульный тормоз. Ранее он имел пять пар больших щелей и одну пару малых, то теперь на орудие был установлен дульный тормоз с двумя камерами.

На броневом щитке были установлены повороты и габаритные огни для большего удобства транспортировки гаубицы в колоне. Новая модификация орудия получила обозначение Д-30А.

Серийное производство Д-30 было налажено на заводе №9. Выпуск орудий был прекращен в начале 90-х годов. Разговоры о снятии гаубицы с вооружение российской армии велись с начала нулевых годов, но решение было принято только несколько лет назд. В российском МО сообщили, что Д-30 были отправлены на базы хранения еще в 2013 году. Их планируют заменить буксируемой гаубицей «Мста-Б» калибра 152-мм или самоходными установками «Акация».

Д-30 планируют оставить только в ВДВ и десантно-штурмовых подразделениях. Военные объясняют такое решение тем, что имеющиеся в войсках гаубицы сильно изношены и нуждаются в серьезном ремонте. Гораздо проще отправить их на базы хранения и перейти на единый калибр 152 мм, который к тому же отличается большей мощностью.

Описание гаубици Д-30

122-мм гаубица Д-30 предназначена для уничтожения живой силы противника, находящейся открытой территории или в укрытиях полевого типа, подавления огневых средств противника, включая самоходную и буксируемую артиллерию, разрушения укреплений неприятеля и проделывания проходов в заграждениях и минных полях.

Гаубица Д-30 состоит из лафета, ствола, противооткатных устройств и прицельных приспособлений. Заряжание орудия — раздельно-гильзовое. Подача снарядов осуществляется вручную. Боевой расчет – 6 человек.

Ствол орудия состоит из трубы, казенника, дульного тормоза, двух зацепов-креплений и затвора. Дульный тормоз является съемным.

Противооткатные устройства Д-30 – накатник и тормоз.

В состав лафета входит люлька, уравновешивающий механизм, верхний и нижний станок, приводы наводки (вертикальной и горизонтальной), колеса, механизмы подрессоривания, крепление орудия в походном положении.

Прицельные приспособления Д-30 – телескопический и панорамный прицелы.

Гаубицу можно разделить на качающуюся, вращающуюся и неподвижную часть. В состав качающейся входит люлька, ствол, противооткатные устройства и прицельные приспособления. Эта часть орудия перемещается относительно оси цапф и обеспечивает вертикальную наводку гаубицы. Качающаяся часть вместе с колесами и щитом образует вращающуюся часть, которая перемещается вокруг боевого штыря верхнего станка и обеспечивает горизонтальную наводку орудия.

Нижний станок со станинами и гидродомкратом составляет неподвижную часть гаубицы.

Д-30 имеет клиновой полуавтоматический затвор, который обеспечивает высокую скорость стрельбы (около 8 выстрелов в минуту). Компоновка ствола с расположением сверху тормоза и накатника значительно уменьшает линию огня орудия (до 900 мм), что уменьшает габариты гаубицы и делает ее менее заметной. Кроме того, небольшая линия огня позволяет использовать Д-30 в противотанковой обороне.

Перевод гаубицы в боевое положение занимает всего две-три минуты. Одна станина остается неподвижной, две другие – раздвигаются на 120 градусов. Такое устройство лафета позволяет вести круговой огонь без перемещения орудия.

Стандартным тяговым средством для гаубицы Д-30 является автомобиль Урал-4320. По дорогам с твердым покрытием (асфальт, бетон) допустимая скорость транспортировки орудия составляет 80 км/ч. Для транспортировки орудия по снегу используется лыжная установка, правда, вести с нее огонь невозможно. Небольшие габаритно-весовые характеристики орудия можно отнести к одному из главных достоинств Д-30. Именно они позволяют десантировать гаубицу парашютным способом или перевозить с помощью вертолета.

Для ведения огня Д-30 может использовать широкую номенклатуру боеприпасов. Наиболее распространенным является осколочно-фугасный снаряд, максимальная дальность стрельбы составляет 16 километров. Также орудие может вести огонь противотанковыми кумулятивными снарядами, осколочными, дымовыми, осветительными и специальными химическими боеприпасами. Кроме того, гаубица Д-30 может использовать активно-реактивные снаряды, в этом случае дальность стрельбы увеличивается до 22 км.

Модификации орудия Д-30

Д-30. Базовая модификация, принятая на вооружение в 1963 году.

Д-30А. Вариант гаубицы после модернизации в 1978 году. Орудие оснастили новым двухкамерным дульным тормозом, установили на щитке стоп-сигналы и габаритные огни.

ДА18М-1. Модификация с досылателем.

Д-30J. Модификация, разработанная в Югославии;

Саддам. Версия орудия, созданная в Ираке;

Type-96. Китайская модификация гаубицы;

Халифа. Суданская модификация;

Semser. Модификация, разработанная в Израиле для армии Казахстана. Она представляет собой САУ на базе КАМАЗ-63502 с орудием Д-30.

Халифа-1. Модификация, разработанная в Судане: САУ на шасси КАМАЗ-43118 с орудием Д-30.

Оценка гаубицы Д-30

Гаубица Д-30 – это один из наиболее удачных образцов советского артиллерийского вооружения. Основными ее преимуществами является простота, надежность, хорошая кучность стрельбы, достаточная дальность ведения огня, высокая скорость перемещения и мобильность.

Гаубица отлично подходит для высокомобильных соединений. Для советского десанта была разработана методика выброски Д-30 парашютным способом, подготовка орудия для десантирования занимает всего несколько минут. Д-30 можно транспортировать на внешней подвеске вертолета Ми-8.

Гаубица использовалась в десятках различных конфликтов во многих уголках планеты. Ее активно применяли советские войска в Афганистане, федеральные силы использовали Д-30 во время первой и второй чеченской кампании, сегодня гаубица применяется в сирийском конфликте, украинские войска используют ее в антитеррористической операции на востоке страны.

Характеристики гаубицы Д-30

Расчет, чел.6
Калибр, мм121,9
Длина ствола, мм4875
Ширина орудия в походном положении, мм1950
Углы наведения по вертикали, градот -7 до +70
Углы наведения по горизонтали, град360
Масса боевая максимальная, кг3150
Дальность стрельбы максимальная, м— 15400 (ОФС)
— 21900 (АРС)
Скорость снаряда начальная690 м/с
Время перевода в боевое положение, мин2-3
Скорострельность боевая, выстр./мин.6-8
Макс. скорость буксировки, км/ч80

militaryarms.ru

Гаубица Д-30: фото и технические характеристики

Гаубица – артиллерийское орудие, которое предназначено для навесной стрельбы. Целью могут быть скопления живой силы противника, расположенные за искусственными или же естественными преградами.

Нужно сказать, что навесная стрельба может быть использована для разрушения бункеров, надолбов, блиндажей и прочих типов укреплений противника. За счет высокой массы и могущества данный тип вооружения весьма эффективен даже в горной местности. Как правило, стрельба из гаубиц ведется исключительно с закрытых позиций, так как для их перебазирования требуется значительное время.

Сегодня нами будет описана знаменитая гаубица Д-30, которая поступила на вооружение советской армии в самом начале 60-х годов прошлого века.

Предыстория

Известно, что наиболее широкое распространение на поле боя гаубицы получили в ходе Первой мировой войны. Дело в том, что в то время широко практиковалась тактика позиционного боя, для которой были характерны отлично оборудованные и укрепленные позиции всех воюющих сторон.

Так, в царской армии стояли на вооружении гаубицы калибра 152 мм (классический калибр для советской и российской армии, кстати). К слову говоря, это вооружение впоследствии использовалось для обороны Москвы в 1941 году!

В советской армии гаубиц было много. Калибры также были различными. Что особенно интересно. Крупнокалиберные орудия использовались только отборными гвардейскими частями. Так, гаубицы Б-4, калибр которых составлял сразу 203 мм, входили в состав особых гаубичных артиллерийских полков. Они подчинялись напрямую главному командованию. Их задачей было количественное и качественное усиление артиллерийских частей на всех важнейших оборонительных и наступательных рубежах.

Корпусная артиллерия довольствовалась стоявшими на ее вооружении гаубицами калибра 152 мм. Дивизионным же полагались орудия калибром 122 мм. Дело в том, что такое вооружение было намного легче, а потому имело впечатляющую мобильность. Во многом это и обеспечило популярность той же Д-30. Гаубица, дальность стрельбы которой превышала полтора десятка километров, могла обслуживаться сравнительно небольшим расчетом, да и для ее транспортировки не требовалось какой-то особой техники.

Вторая мировая война

В это непростое время основной дивизионной гаубицей, которая стояла на вооружении РККА, была знаменитая М-30. Ее конструктором был известный инженер Ф. Ф. Петров. Это оружие широко использовалось практически на всех активных фронтах той эпохи. Всего за время войны успели выпустить более 17,5 тысяч этих пушек, калибр которых составлял 122 мм. Почему же тогда не был использован калибр 152 мм? Гаубица Д-30, как и ее предшественница, разрабатывалась максимально мобильной и легкой. Это накладывало серьезные ограничения на массу боезапаса.

М-30 была настолько успешной с технической точки зрения, что оставалась на вооружении советских войск вплоть до 60-х годов прошлого века. В общем-то, для ее замены и была разработана обсуждаемая нами гаубица Д-30.

Создавалась она в конструкторском бюро завода № 9, причем разработкой руководил уже известный нам Федор Петров. Особенность этого оружия состоит еще и в том, что оно было принято на вооружение в самый разгар «ракетного бума», когда усилиями Хрущева на стандартной ствольной артиллерии вообще чуть было не поставили жирный крест. В общем-то, сам факт того, что гаубица Д-30 была принята на вооружение именно в то время, доказывает ее высочайшие технические характеристики.

Таблица

Название характеристики

Значение показателя

Начальная скорость снаряда

740 мм/секунду

Максимальный угол подъема ствола (возвышения)

70 градусов

Угол вращения в горизонтальной плоскости

360 градусов

Боевая масса

3,2 тонны

Максимальная скорострельность

Не менее восьми выстрелов в минуту

Максимальная дальность поражения цели

16 километров

Вес стандартного (осколочно-фугасного) снаряда

21 килограмм

Какие еще выстрелы могла использовать гаубица Д-30? Снаряды бронебойного и зажигательного типа. Выше даны основные технические характеристики данного орудия. Как видите, гаубица Д-30 для своих времен была весьма совершенным устройством.

Конструкция

Особенно интересен лафет, имеющий довольно любопытную и оригинальную конструкцию. Дело в том, что у большинства орудий такого класса есть две станины, в то время как 122-мм гаубица Д-30 имеет сразу три. В разложенном состоянии они образуют прекрасную площадку, на которой орудие может легко поворачиваться силами всего трех-четырех человек и вести обстрел целей на все 360 градусов. Разумеется, столь передовая конструкция лафета предопределила и способ перевозки орудия. В отличие от всех прочих, 122-мм гаубица Д-30 буксируется стволом вперед. Специально для буксировки прямо на стволе предусмотрены крепежные устройства. Речь идет о шкворневых балках.

Перемещение

Именно балками орудие зацепляется за фаркоп тягача для его последующей транспортировки. К слову говоря, в качестве тяги могут быть использованы как колесные, так и гусеничные транспортные средства. Эксплуатационные предписания гласят, что по хорошим дорогам орудие может транспортироваться со скоростью до 80 км/ч, что является одной из отличительных черт Д-30. Гаубица, фото которой неоднократно встречается в статье, приводится в боевое положение поднятием колес выше уровня земли.

Для этого боевому расчету требуется развести две направляющие станины под углом 120 градусов. Следует учесть, что в этот момент орудие должно быть поднято посредством использования специального домкрата. Затем третья станина также отводится в сторону, и гаубицу плавно опускают на землю.

Чтобы обеспечить неподвижность орудия на не слишком устойчивой поверхности, используются специальные сошники из закаленной стали, которые забиваются в грунт через проушины в станинах. Следует учесть, что срок перевода из походного положения в боевое и наоборот составляет всего лишь две-три минуты.

Затворный механизм и ствол

Каким же затвором оснащалась Д-30? Гаубица, фото которой вы можете видеть выше, имеет стандартный затвор полуавтоматического типа (клиновой). Ствол нарезной, всего делается 36 нарезов. Чтобы поднять или опустить его, используются маховики подъемного и поворотного механизмов.

Для защиты расчета от пуль и осколков на орудии монтируется специальное щитовое устройство. Кроме того, щит служит преградой мощной дульной волне, которая появляется в момент произведения выстрела и также может нанести тяжелые увечья расчету, который обслуживает орудие. В 1978 году гаубица была подвергнута модернизации, в ходе которой конструкция щитового устройства и самого лафета была несколько упрощена и усовершенствована.

Тогда же был отвергнут план по переводу орудия на калибр 152 мм. Гаубица Д-30 сохранила основные свои технические характеристики.

Об устройстве противооткатного механизма

Нередко можно услышать вопрос о том, что за странный нарост находится прямо на стволе гаубицы, перед щитком. Это противооткатное устройство, которое значительно облегчает боевую эксплуатацию пушки, чья масса составляет 3,2 тонны. Оно прикрыто защитным кожухом, конструктивно состоит из двух металлических цилиндров. Первый из них – гидравлический тормоз, который замедляет момент отката, второй – гидропневматический накатник.

Как можно понять из названия сего механизма, сразу после выстрела он возвращает ствол в исходное положение. Этот механизм не только обеспечивает устойчивость орудия при стрельбе, но и в значительной степени продляет срок службы всего лафета, на который в результате приходится намного меньшая механическая нагрузка.

Нормальное движение в накатнике – от 46 до 48 атмосфер. Чтобы было яснее, можно привести пример с шинами обычного легкового автомобиля, в которых аналогичный показатель – всего две атмосферы. Что же касается гидравлики, то в качестве ее рабочей жидкости используется СТИОЛ-М. Следует учесть, что вещество это предельно ядовито, что требует аккуратности при обслуживании механизма.

Дульный тормоз

Если вы посмотрите на любое фото в статье, то сразу заметите элемент, которым оснащена пушка. Гаубица Д-30 имеет щелевидный дульный тормоз. Он позволил снизить силу отдачи приблизительно в два раза. Дульный тормоз — съемный, в случае необходимости его демонтаж выполняется силами расчета за довольно короткое время. К слову говоря, на территории Петропавловской крепости установлены гаубицы без этих устройств. Из них в 12 часов пополудни ежедневно производится холостой выстрел.

Стрельба, характеристики выстрелов

Сама стрельба осуществляется или посредством нажатия непосредственно на рычаг спускового механизма, или же при помощи троса, который за это устройство зацепляется.

В боекомплект входят выстрелы раздельного заряжания. Перед произведением залпа в ствол досылается снаряд. После него туда же отправляется метательный заряд в отдельной гильзе. Варьируя пороховую навеску, можно гибко изменять требуемую дальность стрельбы. Как мы уже отмечали, основным снарядом в боекомплекте является осколочно-фугасный выстрел.

Чтобы максимально эффективно действовать против скоплений живой силы противника, его устанавливают на осколочное действие. Сделать это просто: с взрывателя, который находится на самом конце снаряда, скручивается защитный колпачок. Если этого не сделать, то снаряд перед взрывом немного углубится в землю. Это особенно полезно в тех случаях, когда требуется разрушить укрепленные объекты противника или уничтожить окопавшуюся на местности пехоту.

Кроме того, существуют осветительные, дымовые, агитационные и прочие типы выстрелов. Что касается агитационных снарядов, то в их боевой части находится не взрывчатое вещество, а пачка листовок. Такой взрыв происходит в воздухе, и целый дождь листовок обрушивается на позиции врага.

Прицелы

Если требуется поразить бронетехнику противника, используются кумулятивные снаряды. Разумеется, в этом случае требуется вести стрельбу прямой наводкой. Чтобы делать это как можно более эффективно, конструкторы предусмотрели возможность монтирования специального оптического прицела. По цели высотой два метра стрельба возможна на расстоянии до 860 метров. Мощности 122-мм снаряда в этом случае хватает для уверенного поражения практически всех современных ОБТ (основных боевых танков).

Для стрельбы с закрытых позиций используется прицел панорамного типа. Нужно сказать, что в артиллерийском мастерстве такая стрельба считается самой сложной, так как требуется выучка расчета. Нужно отметить, что ведение огня в этом случае имеет целесообразность только после предварительной топографической привязки к ориентирам на местности.

Высшей степенью мастерства признается стрельба в условиях гористой местности, где для выполнения привязки зачастую требуется ориентирование по солнцу. Важно заметить, что при стрельбе с закрытых позиций крайне важна правильная и своевременная работа разведывательных служб, на которые ложится ответственность, в том числе и по визуальному отслеживанию эффективности залпов. В этом случае дальность стрельбы гаубицы Д-30 служит разведчикам добрую службу, так как они могут действовать скрытно, не выдавая своего месторасположения противнику.

Войска ВДВ

Специально для десантников была разработана методика выброски гаубицы на парашютах. Нужно отметить, что для этого орудие не приходится разбирать — упаковка простейшая, может быть выполнена силами взвода за несколько минут.

Следует знать, что гаубица Д-30, ТТХ которой были рассмотрены нами в статье, была использована при создании самоходной САУ «Гвоздика». Орудие получило несколько видоизмененный, несъёмный дульный тормоз. До сих пор старая гаубица состоит на вооружении армий более чем 50 стран мира. Она использовалась практически во всех крупных военных конфликтах последних лет. Отметилось это орудие в Афганистане, Ираке, Сирии и т. д.

fb.ru

Гаубица Д-30 122-мм Фото. Фидео. Устройство. Скорострельность

122 мм буксируемая гаубица Д-30 была разработана КБ им. Ф.Ф. Петрова на артиллерийском заводе №9 в Свердловске для замены 122 мм гаубицы М-30, которая была принята на вооружение Советской Армии незадолго до начала Второй мировой войны. В начале 60-х годов Д-30 была принята на вооружение армии.

Буксируемая гаубица Д-30 — видео

Гаубица Д-30 состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол гаубицы состоит из трубы, двухщелевого дульного тормоза, захватов, казенника и затвора. Длина ствола приблизительно 38 калибров. Способ заряжания орудия – ручной раздельно-гильзовый. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колесного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами.

Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колесным ходом, который уравновешивает механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение новой компоновки позволило значительно улучшить характеристики орудия по сравнению с предшественницей: угол возвышения ствола увеличился с 63,5 до 70 градусов, а максимальная дальность стрельбы возросла с 11,8 до 15,3 км. Все это в сочетании со снарядом массой 21,7 кг позволяет легко уничтожать укрытые цели противника. Клиновой затвор с полуавтоматикой облегчил работу расчета и позволил увеличить скорострельность до 8 выстрелов в минуту – против 6 выстрелов у предшественницы, имевшей поршневой затвор. Новая компоновка ствола, когда тормоз отката и накатник расположены сверху, позволили снизить высоту линии огня с 1200 до 900 мм. Все это уменьшило высоту орудия и облегчило его маскировку на поле боя.

Для стрельбы из 122-мм гаубицы Д-30 применяются осколочно-фугасные снаряды повышенной мощности 3ОФ56. Возможно использование и других типов боеприпасов – противотанковых кумулятивных, дымовых, осветительных, а также агитационных с листовками. Для Д-30 были разработаны и специальные снаряды увеличенной дальности, включая осколочно-фугасные ERFB производства Хорватии, которые позволяют достичь максимальной дальности стрельбы 17 630 м. Применение активно-реактивных снарядов позволяет увеличить дальность стрельбы до 21 900 метров. Возможность Д-30 доставлять осколочно-фугасный снаряд массой 21,76 кг на дальности более 15 000 м – это отличные показатели для 122-мм гаубицы массой немногим более 3000 кг.

У гаубицы Д-30 применено торсионное подрессоривание рычагов колес. Наезжая на препятствия, рычаги колес поворачиваются, закручивая торсионы. Благодаря упругости стали, торсион начинает раскручиваться и, словно пружина, возвращает рычаг в прежнее положение.

Весьма необычен способ транспортировки орудия. Все три станины соединены между собой и подвешены к стволу. Орудие тянут за ствол с помощью шкворневого устройства, прикрепленного к дульной части. Применение торсионного подрессоривания позволило осуществлять транспортирование орудия с высокой скоростью – наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием составляет до 80 км/ч. Гаубица также снаряжается лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна. Сравнительная компактность гаубицы позволила даже осуществлять ее десантирование с воздуха – для этого предусматривались специальные платформы.

Гаубица Д-30 стала одной из самых распространенных артиллерийских систем в армиях государств-членов Варшавского договора; кроме того, она широко экспортировалась и выпускалась по лицензии в некоторых странах. В частях и подразделениях, на вооружении которых стояла Д-30, ее ценили прежде всего за высокую надежность, простоту в обслуживании и высокие огневые качества. В настоящее время ее производство в странах СНГ прекращено.

Модификации Д-30 выпускались в Китае, бывшей Югославии, Египте, Иране, Ираке. После относительного улучшения отношений с СССР на основе советской лицензии Д-30 начала производиться в Югославии. Здесь она получила наименование Д-30Ю. Максимальная дальность стрельбы указывается равной 17 500 метрам. В Ираке Д-30 выпускалась под обозначением «Саддам», однако ее производство зависело от импортных комплектующих. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Серьезное боевое крещение Д-30 состоялось во время войны в Афганистане, где гаубица использовалась очень активно и хорошо себя зарекомендовала.

На основе орудия была создана 122-мм самоходная гаубица 2С1 «Гвоздика», придавшая Д-30 большую мобильность и защищенность. Еще одной советской самоходкой с Д-30 «на борту» стала 122-мм САУ 2С2 «Фиалка». В качестве ее шасси использовалась БМД-1.

В СССР в одной танковой дивизии находилось 36 систем Д-30 (в полку из двух дивизионов по 18 орудий с тремя батареями по шесть орудий), а в мотострелковой дивизии — 72 (каждый мотострелковый полк имел один дивизион (18 орудий), а артиллерийский — два дивизиона). В дальнейшем количество орудии в батарее увеличилось до восьми, а в каждом дивизионе до 24.

Модификации гаубицы Д-30

Д-30 — на первых выпусках механический домкрат для вывешивания колёс с двумя ручками для двух номеров расчёта, опорная плита домкрата круглая, на более поздних выпусках домкрат заменён на более совершенный — гидравлический, управляемый одним номером расчёта, опорная плита домкрата прямоугольная, шины заполнены резиновыми жгутами, вследствие чего максимальная скорость буксировки ограничена 40 км/ч.

Д-30А (2А18М) — двухкамерный дульный тормоз вместо щелевого, более развитые прямоугольные комбинированные фонари стоп-сигналов и габаритных огней, выступающие над орудийным щитком, пневматические шины, допускающие буксировку со скоростью более 40 км/ч;

2А18М-1 — добавлен досылатель;

Д-30J — югославская модификация;

«Саддам» — иракская модификация;

Type-96 — китайская версия;

«Халифа» — суданская версия;

Semser — израильская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-63502 для ВС Казахстана.

«Халифа-1» — суданская модификация САУ, представляющая Д-30 на шасси КАМАЗ-43118

Тактико-технические характеристики гаубицы Д-30А

Принят на вооружение: 1963
— Производитель: Завод № 9, ПМЗ (2А18 для САО 2С1)

Расчёт: 6 человек

Скорость снаряда Д-30А

— Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный): 690 м/с
— Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный): 270—565 м/с
— Начальная скорость кумулятивного снаряда: 740 м/с

— Наибольшее давление пороховых газов: 250 МПа
— Масса осколочно-фугасного снаряда: 21,76 кг
— Масса кумулятивного снаряда: 14 кг
— Масса заряда (полного): 4 кг

Дальность стрельбы Д-30А

— Наибольшая дальность стрельбы: 15,4 км

Габаритные размеры Д-30А

— Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки): 4,66 м (38клб)
— Длина ствола без дульного тормоза: 4,3 м (35клб)
— Длина нарезной части: 3,4 м
— Длина гаубицы в походном положении: 5,4 м
— Ширина гаубицы в походном положении: 2,2 м

— Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей): 1,8 м
— Высота линии огня: 0,9 м
— Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°: 7,8 м
— Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении: 5,6 м
— Клиренс (минимальный): 0,325 м

— Число нарезов: 36
— Наибольший угол возвышения: 70°
— Наименьший угол склонения: −7°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°: 360°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами: 66°
— Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами: ±29°
— Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей: 10,3 л
— Количество жидкости «Стеол М» в накатнике: 9,7 л
— Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме: 0.45 л
— Начальное давление в накатнике: 4.6 МПа

— Нормальная длина отката: 0,74-0,93 м
— Давление в уравновешивающем механизме: 6МПа

Вес Д-30А

— Гаубица в боевом положении: 3200 кг.
— Гаубица в походном положении: 3290 кг.
— Ствол: 1,05 т
— Затвор: 30 кг
— Качающая часть: 1,5 т
— Откатная часть: 1,23 т
— Люлька: 210 кг
— Тормоз откатных частей в собранном виде: 75 кг
— Верхний станок: 212 кг
— Нижний станок с неподвижной станиной: 318 кг
— Станины (две): 310 кг
— Накатник в собранном виде: 73 кг
— Колёса со ступицей: 148 кг
— Лыжная установка: 270 кг

Скорострельность Д-30А

— Скорострельность гаубицы: 6-8 выстр/мин
— Время перевода из походного положения в боевое: 1,5-2,5 мин

— Наибольшая скорость транспортировки: 80 км/ч

 

Фото гаубицы Д-30


Добавить комментарий

oruzhie.info

122-мм гаубица Д-30 / 2А18

ДАННЫЕ НА 2015 г. (стандартное пополнение)
Д-30 / 2А18
Д-30А / 2А18М
Д-30А-1 / 2А18М-1


122-мм гаубица. Разработана в конце 1950-х годов ОКБ-9 под руководством Ф.Ф.Петрова. Предположительно при создании орудия использованы германские наработки времен Великой Отечественной войны. Гаубица принята на вооружение и серийно производится с начала 1960-х годов артиллерийским заводом №9 (г.Екатеринбург, ныне — ОАО «Завод №9»).  Одно из самых массовых послевоенных артиллерийских орудий. К 1994 г. производство базовой модели гаубицы в России прекращено.
Гаубица Д-30А / 2А18М с выставки RAE-2013, г.Нижний Тагил, 25-28 сентября 2013 г. (фото — Илья Крамник, http://legatus-minor.livejournal.com/).


122-мм гаубица Д-30А (публикация — 2012 г., фото — О.Балашов, http://www.mil.ru).


122-мм гаубица Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).


Конструкция — лафет трехстанинный, обеспечивает круговое наведение орудия в горизонтальной плоскости. Орудие оснащено небольшим щитом. Транспортное положение гаубицы — стволом вперед. Гаубица буксируется за ствол.

Модификация Д-30А отличается использованием двухкамерного дульного тормоза вместо щелевого.

Штатный тягач в ВС России (2000-е годы) — Урал-4320.

Для движения по глубокому снегу гаубица оснащается лыжной установкой. Стрельбы с лыжной установки невозможна.


Дульный тормоз и прицел 122-мм гаубицы Д-30, г.Москва, 2011 г. (фото — Виталий Рагулин, http://dervishv.livejournal.com).


ТТХ гаубицы:
 Д-30 / 2А18Д-30А / 2А18М
Расчет7 чел7 чел
Калибр121,9 мм121,9 мм
Длина орудия в походном положении5400 мм5400 мм
Длина ствола4875 мм (38 калибров) 
Ширина орудия в походном положении1950 мм1950 мм
Углы наведения по вертикалиот -7 до +70 градот -7 до +70 град
Углы наведения по горизонталисектор 360 градсектор 360 град
Масса при буксировке 3400 кг
Масса боевая максимальная3150 кг 
Дальность стрельбы максимальная— 15400 м (ОФС)
— 21900 м (АРС)
— 15300 м (ОФС, источник)
Скорость снаряда начальная690 м/с 
Время перевода из транспортного положения в боевое1.5-2.5 мин1.5-2.5 мин
Скорострельность боевая6-8 выстр/мин6-8 выстр/мин (источник)
Скорость буксировки по асфальту или бетону80 км/ч80 км/ч

Боеприпасы:
— осколочно-фугасный снаряд (ОФС).

— активно-реактивный снаряд (АРС).

— осколочный снаряд (ОС) — основной тип боеприпасов гаубиц (боекомплект гаубицы М-30).
Масса — 21.76 кг

— бронебойный кумулятивный снаряд (БКС) БП-463 может применяться из гаубицы. Практически использовался крайне редко (боекомплект гаубицы М-30).
Бронепробиваемость — 200 мм на дальности 630 м

— дымовой снаряд (ДС).

— осветительный снаряд (ОСС).

— агитационный снаряд (АГС).

— специальный химический снаряд — по состоянию на 1994 г. на вооружении нет.

Модификации:
— Д-30 — базовая модель гаубицы.

— Д-30А / 2А18М — модернизированный вариант гаубицы, последняя серийная модель, производится как минимум с 1978 г. По состоянию на 2006-2013 г.г. — в производстве (источник).

— Д-30А-1 / 2А18М-1 — вариант гаубицы Д-30А с полуавтоматическим досылателем снаряда. По состоянию на 2006-2013 г.г. может быть произведена для заказчика заводом-производителем (источник).

— САУ 2С1 — самоходная артиллерийская установка с орудием, созданным на базе гаубицы Д-30. 

Статус: СССР / Россия
— 1979-1989 г.г. — гаубица активно и эффективно использовалась во время войны в Афганистане.

— 2013 г. — состоит на вооружении ВС России.

Экспорт: всего за всё время на экспорт было поставлено не менее 3600 ед.

Венгрия — была и возможно есть на вооружении.

Вьетнам — была и возможно есть на вооружении.

ГДР — была на вооружении.

Египет — гаубица Д-30 выпускалась серийно. Для армии Египта американо-английским консорциумом предлагалась САУ на базе гаубицы Д-30.

Ирак — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием Saddam.

Китай — гаубица Д-30 выпускалась серийно, к ней выпускалось оригинальное семейство боеприпасов. Так же серийно выпускалась САУ  122-мм Тип 85.

КНДР — гаубица Д-30 производится и состоит на вооружении как минимум с 1970-х годов (или ранее).
— 2013 г. 27 июля — на параде в Пхеньяне показаны САУ с гаубицей Д-30 на шасси БТР Мод.1973, известного как VTT-323 (источник).


Ливан:
— 1992 г. — есть на вооружении в числе 90 орудий всей ствольной полевой артиллерии;

Монголия — была и возможно есть на вооружении.

Польша — была и возможно есть на вооружении.

Румыния — была и возможно есть на вооружении.

Сирия:
— 1970-1980-е годы — первые поставки
— 2015 г. — есть на вооружении, применяется войсками Башара Асада.


Солдаты армии Башара Асада ведут бои около города Морек в Сирии, 07.10.2015 г. (фото — AP Photo/Alexander Kots, http://tass.ru).

Судан:
— 2013 г. февраль — на выставке вооружений и военной техники IDEX-2013 в Абу-Даби суданское государственное военно-промышленное объединение Military Industry Corporation (MIC) представило материалы по разработанной ими 122-мм самоходной гаубице Khalifa GHY02. Данная система представляет собой открытую установку качающейся части 122-мм буксируемой гаубицы Д-30 на платформе модифицированного 10-тонного автомобиля КамАЗ-43118 с колесной формулой 6х6, оснащенного также специально разработанной бронированной кабиной. Общая боевая масса САУ составляет 20,5 тонн, перевозимый боекомплект — 45 выстрелов, расчет — пять человек. Заявляется оснащение установки системой управления огнем. Серийность самоходной гаубицы Khalifa GHY02 неизвестна (источник). 
122-мм гаубица Khalifa GHY02 созданная на базе гаубицы Д-30 (снятие ретуши наше, источник).

Чехословакия — была и возможно есть на вооружении.

Эстония — гаубицы Д-30 остались на вооружении эстонской армии после выхода страны из состава СССР.
— 2014 г. — Д-30 есть на вооружении.


Гаубица Д-30 на показе военной техники в Валга в честь эстонского праздника, 23.06.2014 г. (фото — Jassu Hertsmann, http://rus.delfi.ee/).

Югославия — гаубица Д-30 выпускалась серийно под названием D-30Y.

Источники:
Артиллерийский завод №9. 2006 г. (источник).
О’Мэлли Т.Дж. Современная артиллерия: орудия, РСЗО, минометы. М., ЭКСМО-Пресс, 2000 г.
Памятники Москвы. Гаубица Д-30. Сайт http://dervishv.livejournal.com, 2011 г.
Юрчин В. Вооруженные силы Ливана. // Зарубежное Военное Обозрение. № 5 / 1993 г.

militaryrussia.ru

Минобороны РФ отказалось от 122-мм гаубиц Д-30

Министерство обороны России решило списать 122-миллиметровые буксируемые гаубицы Д-30, стоящие на вооружении Сухопутных войск. Артиллерийские орудия заменят на более мощные буксируемые гаубицы «Мста-Б» и самоходные установки «Акация» калибра 152 мм. Впрочем, легкие гаубицы Д-30 оставят на вооружении Воздушно-десантных войск и отдельной десантно-штурмовой бригады Южного военного округа.

Гаубица Д-30 в Дагестане во время второй чеченской кампании

Разработку новой 122-миллиметровой гаубицы в СССР начали вскоре после окончания Второй мировой войны для замены успешной М-30, спроектированной еще в 1938 году инженером Федором Петровым. Создание Д-30 также поручили Петрову и возглавляемому им свердловскому конструкторскому бюро ОКБ-9, и этот выбор не был случайным: созданные инженером пушки и гаубицы (включая М-30) сыграли важнейшую роль в годы войны. Кроме того, Петров участвовал в разработке самоходных артиллерийских установок разных калибров, а также танковых пушек калибра 85, 100 и 122 миллиметра.

Буксируемая гаубица Д-30 (2А18) предназначена для поражения живой силы противника (расположенной как открыто, так и в укрытиях), а также огневых средств, командных пунктов, вооружения и военной техники.

Гаубица Д-30 стреляет снарядами раздельного заряжания, включая осколочно-фугасные, противотанковые (бронебойность до 460 мм), дымовые, химические, осветительные и реактивные. Расчет гаубицы Д-30 — шесть человек.

При длине ствола в 4,87 метра гаубица Д-30 может придавать снарядам начальную скорость до 740 м/с. Скорострельность орудия достигает 8 выст/минуту.
Из походного положения в боевое гаубица способна перейти всего за полторы-две минуты. Зимой вместо колес Д-30 может комплектоваться лыжами.

На вооружение ВС СССР гаубица Д-30 встала в начале 1960-х годов. Тогда же началось ее серийное производство. По сравнению с М-30 дальность стрельбы Д-30 увеличилась в полтора раза: с 10-11 км (в зависимости от типа снаряда) до почти 16 км. Реактивными снарядами Д-30 могла стрелять на расстояние до 22 км. Кроме того, гаубица имела полный угол горизонтального обстрела (360 градусов) против 49 градусов у М-30 и, в отличие от своей предшественницы, оснащалась дульным тормозом.

Для буксировки гаубицы Д-30 приспособили грузовики ЗИЛ-157, ЗИЛ-131 и Урал-375Д, а также гусеничные тягачи МТ-ЛБ. Благодаря относительно небольшой массе (около 3,2 тонны) гаубицу можно перевозить даже на внешней подвеске вертолета и десантировать с парашютом. В 1970-е годы в СССР на основе Д-30 решили разработать самоходную артиллерийскую установку. Она получила обозначение 2С1 «Гвоздика» и базировалась на шасси МТ-ЛБ.

Гаубица Д-30, установленная в Москве на пересечении улиц Плещеева и Лескова в память о войне в Афганистане

Сейчас гаубица Д-30 стоит на вооружении более чем 30 государств, включая страны СНГ, Индию, Пакистан, Иран, Китай и Израиль. В нескольких странах, в том числе, например, в Югославии, ее выпускали по лицензии. Иракская версия Д-30 получила название «Саддам». В Египте и Сирии Д-30 смонтировали на шасси от танка Т-34.

Гаубица Д-30 прошла большинство современных вооруженных конфликтов и активно использовалась советскими артиллеристами в Афганистане. В 1990-е годы гаубицы бросили на борьбу с чеченскими боевиками. В 2000-х остатки советских Д-30 использовались Национальной армией Афганистана в силовых операциях против талибов.

На вооружении России, по данным открытых источников, сейчас числится около 5000 гаубиц Д-30. Из них подавляющее большинство — на балансе Сухопутных войск. Впрочем, как отмечает газета «Известия», исправных орудий в войсках осталось немного, тем более что в начале 1990-х гаубицы Д-30 выпускать перестали. Списать устаревшие гаубицы предлагалось еще в начале 2000-х годов, однако всерьез избавиться от них до сих пор не решались. В июне 2009 года историческую важность Д-30 для Вооруженных сил решили подчеркнуть, передав две гаубицы (1968 и 1978 годов выпуска) в распоряжение Санкт-Петербурга для проведения церемониального полуденного выстрела.

Полуденный выстрел из гаубицы Д-30 в Санкт-Петербурге

Как пишут «Известия» со ссылкой на Главное ракетно-артиллерийское управление (ГРАУ) Минобороны, глава военного ведомства Сергей Шойгу распорядился до конца 2013 года передать все гаубицы Д-30 из состава Сухопутных войск на базы хранения. Как пояснил изданию представитель Минобороны, гаубицы сильно изношены и требуют капитального ремонта. «Проще их списать и перейти на единый артиллерийский калибр 152 миллиметра», — заверил собеседник издания.

К тому же 122-миллиметровые гаубицы существенно уступают в могуществе артиллерийским орудиям с диаметром ствола 152 мм. Как отмечают артиллеристы, последним достаточно всего одного выстрела, чтобы уничтожить долговременное укрепление или дом, а Д-30 требуется для этого несколько залпов. Большинство зарубежных армий, включая США, Великобританию и Индию, уже давно перешли на гаубицы калибра 155 мм.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм предназначена для поражения артиллерийских средств противника, разрушения оборонительных сооружений, подавления пунктов управления, а также поражения живой силы, вооружения и техники. Расчет орудия — 8 человек.

«Мста-Б» буксируется гусеничным тягачом МТ-ЛБ или грузовиком УРАЛ-4320. Гаубица рассчитана на боезапас в 60 снарядов, масса каждого — 43,5 кг. Скорострельность орудия — до 8 выст/минуту. Дальность стрельбы — до 30 км.

В то же время гаубица Д-30 существенно превосходит своих более крупнокалиберных собратьев по кучности стрельбы и больше подходят для прицельного огня. Кроме того, предложенные на замену Д-30 гаубицы «Мста-Б» весят 7 тонн, это затрудняет их перевозку на внешней подвеске вертолетов и десантирование с парашютом. Большую массу имеют и сами снаряды калибра 152 мм, что тоже не упрощает транспортировку.

Буксируемая гаубица 2А65 «Мста-Б» калибра 152 мм

«Снаряды калибра 122 мм, конечно, слабее 152-мм снарядов, но ведь для них тоже есть адекватные задачи. Во многих ситуациях выгоднее с точки зрения снабжения применять 122-мм орудия. Например, если на решение одной задачи надо три грузовика 122-мм снарядов или четыре грузовика 152-миллиметровых. Лучше, конечно, выбрать первое», — рассказал эксперт по современным вооруженным конфликтам Вячеслав Целуйко. По его словам, гаубицы Д-30 еще пригодятся Воздушно-десантным войскам, а мотострелковым бригадам они не нужны.

Самоходная артиллерийская установка «Акация» калибра 152 мм

Отказ Минобороны от гаубиц Д-30 не стал неожиданностью, скорее наоборот. В СССР, а затем и в России предпочтение в большинстве случаев отдавалось самоходным артиллерийским установкам ввиду их большей мобильности. К тому же военное ведомство в последнее время все менее охотно берется за реанимацию старого вооружения и техники — уж очень это затратно.

По той же причине, вероятно, военные откажутся от модернизации танков Т-72 и начнут покупать новые танки Т-90. С другой стороны, предложенные для замены Д-30 гаубицы «Мста-Б» и «Акация» новыми тоже не назовешь — первая стоит на вооружении уже четверть века, а вторая — больше 40 лет.

/Алексей Михалёв, lenta.ru/

army-news.ru

Гаубица Д-30 фото | Модельный блог

Несколько ранее мы говорили про модель гаубицы Д-30, сейчас будут представлены ТТХ гаубицы Д-30 и фотообзор walkaround.

122 мм гаубица Д-30 была разработана в 1960 в Свердловском ОКБ-9 артиллерийского завода имени Калинина для замены войсковых гаубиц М-30. Для стрельбы из Д-30 применяются выстрелы раздельно –гильзового заряжения. Орудие предназначено для выполнения следующих задач:

— Уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящейся в укрытиях полевого типа.
— Уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
— Разрушения дзотов и других сооружений полевого типа.
— Проделывания проходов в минных полях и проволочных загрождениях.
— Борьбы с артиллерией и мотомеханизированными средствами и танками противника.

Наибольшая дальность стрельбы орудия составляет 15,3 км. Конструкция лафета обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола -5 до +18 и стрельбу при углах возвышения -7 до +70 , когда казенная часть находится в секторах между смежными станинами. Скорострельность  составляет  6-8 выстрелов в минуту. Время перевода из походного положения в боевое  и обратно составляет  1,5-2,5 мин. Средством  тяги гаубицы Д-30 является  артиллерийский тягач АТ-П, могут быть так же использованы автомобили КамАЗ или «Урал».  Наибольшая допустимая скорость транспортировки по хорошим дорогам (с асфальтовым или бетонным покрытием) до 60 км/ч. Боевая масса орудия — 3200 кг, походная – 3290 кг.  Боеприпасы возят на тягаче.

Технические данные (характеристики)  Д-30

Баллистические
Калибр – 122 мм
Наибольшее давление пороховых газов  — 2500 кгс/см2
Наибольшая дальность стрельбы – 15300 м
Масса осколочно-фугасного снаряда – 21,76 кг
Масса кумулятивного снаряда – 14,08 кг
Масса заряда полного – 3,800 кг

Габаритные
Длина  походная – 5,4 м
Ширина походная  – 1,95 м
Высота походная – 1,66 м
Высота в боевом положении:
При угле возвышения 00 (по щиту) – 1,42 м
Высота линии огня — 0,9 м
Длина гаубицы в боевом положении  при угле возвышения 0 0  – 7,8 м
Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении – 5,6 м
Клиренс –  0,325 м
Диаметр колеса – 1,035 м
Ширина шины колеса – 0,27 м

Весовые
Масса
боевая  – 3200 кг
походная – 32900 кг.
ствола – 1050 кг
затвора – 61 кг.
качающейся части – 1500кг
откатных частей – 1230кг
люльки – 200кг
тормоза отката в собранном виде – 75 кг
уравновешивающего механизма – 34 кг
верхнего станка – 190 кг

Эксплуатационные
Скорострельность – 6-8 выстр./мин.
Время перевода из походного положения в боевое – 1,5-2,5 мин
Скорость передвижения – 60 км/ч

Конструктивные
Длина ствола (с дульным тормозом/без) – 4,785 м/4,270 м
Длина нарезной части – 3,4 м
Число нарезов – 36
Глубина нарезов – 1 мм
Ширина поля – 4 мм
Наибольший угол возвышения: + 700
Наибольший угол склонения: -70
Горизонтальный обстрел:
при угле возвышения ствола от -5 до +180  – 3600
при угле возвышения от +18 до +700 и положении ствола между станинами – 660.
Количество жидкости
в тормозе отката – 10,3л
в накатнике – 9,77 +0,2л
начальное давление в накатнике – 46 кгс/см2
нормальная  длинна отката – 740-930 мм
давление в уравновешивающем механизме при угле 700  – 59-65 кгс/см2
Фото гаубицы Д-30 сделаны 9 мая 2015 во время празднования 70-летия Победы в городе Ульяновске.

На прицепе

Развернутая, на позиции.

hobby-models.ru

122-мм гаубица Д-30 — это… Что такое 122-мм гаубица Д-30?

122-мм гаубица Д-30

Тип:гаубица
Страна: СССР
История производства
Производитель:Завод №9
Варианты:2А18, 2А18М, 2А18М1, 2А31, 2А32
Характеристики
Масса, кг:3200 кг (в боевом положении)
Длина, мм:5,4 м (в походном положении)
Длина ствола, мм:ствол: 38 калибров
Ширина, мм:1,9 м (в походном положении)
Высота, мм:1,6 м (в походном положении)
Экипаж (расчёт), чел.:8 человек
Калибр, мм:122 мм
Противооткатное устройство:гидропневматическое
Лафет:трёхстанинный
Угол возвышения:от −7° до +70°
Угол поворота:360°
Скорострельность,
выстрелов/мин:
1 выстрел в минуту (sustained), 7-8 в/мин. (max)
Прицельная дальность, м:15300 м
Максимальная
дальность, м:
22000 м (активно-реактивным снарядом)
Изображения на Викискладе?:122-мм гаубица Д-30
122-мм гаубица Д-30

Гаубицы калибром 122-мм Д-30А (2А18М) является модифицированным вариантом гаубицы Д-30 (2А18) и предназначена для выполнения следующих основных задач:

  • уничтожения и подавления живой силы противника, открытой и находящихся в укрытиях полевого типа (в окопах, блиндажах, землянках)
  • уничтожения и подавления огневых средств пехоты противника
  • разрушения деревоземляных огневых точек (ДЗОТов) и других сооружений полевого типа
  • проделывания проходов в минных полях и проволочных заграждениях
  • борьба с артиллерией, мотомеханизированными средствами и танками противника. На вооружении 35 стран находится около 3600 орудий, без учёта стран СНГ[1]

В гаубице применено раздельно-гильзовое заряжание.

Конструкция лафета гаубицы обеспечивает круговой обстрел при углах возвышения ствола от −5° до +18° и стрельбу при углах возвышения от −7° до +70°, когда казённая часть находится в секторах между смежными станинами.

Тяговое средство гаубицы — автомобиль Урал-4320. Наибольшая допустимая скорость по хорошим дорогам с асфальтовым или бетонным покрытием до 80 км/ч. Гаубица снаряжается также лыжной установкой для транспортирования по глубокому снежному покрову. Стрельба с лыжной установки невозможна.

Основные технические данные Д-30А (2А18М)

Баллистические

Калибр
122мм

Начальная скорость

Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд полный)
690 м/с
Начальная скорость осколочно-фугасного снаряда (заряд уменьшенный переменный)
270—565 м/с
Начальная скорость кумулятивного снаряда
740 м/с
Наибольшее давление пороховых газов
250 МПа
Наибольшая дальность стрельбы
15,9 км
Масса осколочно-фугасного снаряда
21 кг
Масса кумулятивного снаряда
14 кг
Масса заряда (полного)
4 кг

Конструктивные

Длина ствола с дульным тормозом (без шкворневой балки)
4,66 м (38клб)
Длина ствола без дульного тормоза
4,3 м (35клб)
Длина нарезной части
3,4 м
Число нарезов
36
Наибольший угол возвышения
70°
Наименьший угол склонения
−7°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения ствола от −5° до 18°
360°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между подвижными станинами
66°
Горизонтальный обстрел при угле возвышения от +18° до 70° и при положении ствола между неподвижными и подвижными станинами
±29°
Количество жидкости «Стеол М» в тормозе откатных частей
10,3 л
Количество жидкости «Стеол М» в накатнике
9,7 л
Количество жидкости «Стеол М» в уравновешивающем механизме
0.45 л
Начальное давление в накатнике
4.6 МПа
Нормальная длина отката
0,74-0,93 м
Давление в уравновешивающем механизме
6МПа

Габаритные

Длина гаубицы в походном положении
5,4 м
Ширина гаубицы в походном положении
2,2 м
Высота гаубицы в походном положении (без учёта фонарей)
1,8 м
Высота линии огня
0,9 м
Длина гаубицы в боевом положении при угле возвышения 0°
7,8 м
Расстояние между точками опоры лафета в боевом положении
5,6 м
Клиренс (минимальный)
0,325 м

Массовые

Гаубица в боевом положении
3200 кг.
Гаубица в походном положении
3290 кг.
Ствол
1,05 т
Затвор
30 кг
Качающая часть
1,5 т
Откатная часть
1,23 т
Люлька
210 кг
Тормоз откатых частей в собранном виде
75 кг
Верхний станок
212 кг
Нижний станок с неподвижной станиной
318 кг
Станины (две)
310 кг
Накатник в собранном виде
73 кг
Колёса со ступицей
148 кг
Лыжная установка
270 кг

Эксплуатационные

Скорострельность гаубицы
6-8 выстр/мин
Время перевода из походного положения в боевое
1,5-2,5 мин
Наибольшая скорость транспортировки
80 км/ч

Устройство гаубицы

Гаубица состоит из ствола, противооткатных устройств, лафета и прицельных устройств. Ствол — из трубы, дульного тормоза, захватов, казённика и затвора. Противооткатные устройства состоят из накатника и тормоза откатных частей. Лафет состоит из люльки, верхнего станка, нижнего станка, уравновешивающего механизма, приводов вертикальной и горизонтальной наводки, колёсного хода, механизмов подрессоривания, механизма крепления орудия по-походному. Прицельные устройства состоят из панорамного прицела и телескопического прицела. Ствол, люлька, противооткатные устройства и прицельные устройства составляют качающую часть орудия, которая приводится во вращательное движение относительно оси цапф люльки ствола при наводке ствола в вертикальной плоскости. Качающая часть, верхний станок с боевым щитом и колёсным ходом, уравновешивающий механизм и привода наводки образуют вращающую часть, которая приводится во вращательное движение относительно оси боевого штыря верхнего станка при наводке ствола в горизонтальной плоскости. Нижний станок с тремя станинами и гидродомкратом образуют неподвижную при наводке ствола часть орудия.

Применение

Гаубица Д-30 в больших количествах состоит на вооружении во многих странах мира. Она применялась и применяется во многих военных конфликтах. Производилась кроме СССР в Ираке, Египте, Югославии и Китае. На базе Д-30 создано несколько самоходных артиллерийских установок, в частности 2С1 Гвоздика. В Воздушно-десантных войсках гаубицу десантируют с воздуха на специальной платформе.

С 23 июня 2009 года две гаубицы (Д-30 1968 года выпуска и Д-30А 1978 года выпуска) используются для проведения традиционного полуденного выстрела в Санкт-Петербурге.

Место в организационно-штатной структуре

В ВС СССР и ВС РФ (до реформы 2008 года) входила в состав гаубичных артиллерийских дивизионов мотострелковых полков (постепенно заменялась САУ 2С1 «Гвоздика»), двух гаубичных артиллерийских дивизионов артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий и в артиллерийских полков воздушно-десантных дивизий[источник не указан 301 день].

Модификации

Semser — модификация Д-30 в вариант САУ на шасси КАМАЗ-63502.

На вооружении

  •  СССР
  •  Азербайджан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[2]+ 30 в 2010 реэкспорт из России[3]
  •  Алжир — 160 Д-30, по состоянию на 2007 год[4]
  •  Ангола — 500 Д-30, по состоянию на 2007 год[5]
  •  Армения — 69 Д-30, по состоянию на 2007 год[6]
  •  Афганистан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[7]
  •  Белоруссия — 202 Д-30, по состоянию на 2007 год[8]
  •  Босния и Герцеговина — 81 Д-30, по состоянию на 2007 год[9]
  •  Бурунди — 18 Д-30, по состоянию на 2007 год[10]
  •  Вьетнам — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[11]
  •  Гана — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[12]
  •  Гвинея-Бисау — 18 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[13]
  •  Грузия — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[14]
  •  Джибути — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[15]
  •  Египет — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[16]
  •  Замбия — 25 Д-30, по состоянию на 2007 год[17]
  •  Зимбабве — 4 Д-30, по состоянию на 2007 год[18]
  •  Израиль — 5 Д-30, по состоянию на 2007 год[19]
  •  Индия — 550 Д-30, по состоянию на 2007 год[20]
  •  Иран — 540 Д-30, по состоянию на 2007 год[21]
  •  Йемен — 130 Д-30, по состоянию на 2007 год[22]
  •  Казахстан — 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[23]
  •  Камбоджа — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[24]
  •  Киргизия — 72 Д-30, по состоянию на 2007 год[25]
  •  Республика Конго — 10 Д-30, по состоянию на 2007 год[26]
  •  ДР Конго — некоторое количество Д-30 или М-30, по состоянию на 2007 год[27]
  •  КНДР — 3 500 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[28]
  •  Куба — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[29]
  •  Лаос — 20 Д-30 и М-30, по состоянию на 2007 год[30]
  •  Ливан — 24 Д-30, по состоянию на 2007 год[31]
  •  Ливия — 190 Д-30, по состоянию на 2007 год[32]
  •  Мавритания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[33]
  •  Мадагаскар — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[34]
  •  Мали — 8 Д-30, по состоянию на 2007 год[35]
  •  Монголия — около 300 Д-30, по состоянию на 2007 год[36]
  •  Нигерия — 200 Д-30 и Д-74, по состоянию на 2007 год[37]
  •  Мозамбик — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[38]
  •  Никарагуа — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[39]
  •  Оман — 30 Д-30, по состоянию на 2007 год[40]
  •  Пакистан — 80 Д-30, по состоянию на 2007 год[41]
  •  Перу — 42 Д-30 на вооружении армии, ещё некоторое количество в морской пехоте, по состоянию на 2007 год[42]
  •  Россия:
  •  Южная Осетия: 12 Д-30 , по состоянию на 2008 год
  •  Руанда — 6 Д-30, по состоянию на 2007 год[47]
  •  Сербия — 271 Д-30, по состоянию на 2007 год[48]
  •  Сирия — 500 Д-30, ещё более 50 САУ на шасси Т-34, по состоянию на 2007 год[49]
  •  Словакия — 52 Д-30, по состоянию на 2007 год[50]
  •  Судан — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[51]
  •  Таджикистан — 12 Д-30, по состоянию на 2007 год[52]
  •  Танзания — 20 Д-30, по состоянию на 2007 год[53]
  •  Туркмения — 180 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Узбекистан — 60 Д-30, по состоянию на 2007 год[54]
  •  Украина — 443 Д-30, по состоянию на 2007 год[55]
  •  Финляндия — 84 H 63, по состоянию на 2010 год[56]
  •  Хорватия — 42 Д-30, по состоянию на 2007 год[57]
  •  Эритрея — некоторое количество, по состоянию на 2007 год[58]
  •  Эстония — закуплено 36 штук [59].
  •  Эфиопия — около 400 Д-30, по состоянию на 2007 год[60]

Примечания

Источник

Руководство службы «122-мм гаубица Д-30А (2А18М)», М. Воениздат МО СССР, 1981

Артиллерия резерва
Верховного
ГлавнокомандованияЗенитная артиллерияМорская артиллерияКорабельная
артиллерияБереговая
артиллерия

dic.academic.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *