Сюрикен

07.12.2011

В популярном сознании сюрикэны (слово «сюрикэн» буквально означает «меч, скрытый в ладони») неразрывно связаны с образом загадочных средневековых японских разведчиков.

 

Сюрикен — так называют «звездочки ниндзя». В действительности метательным оружием такого рода широко пользовались все японские воины, хотя именно для ниндзя они стали «визитной карточкой»: звезды и стрелки можно было легко прятать в одежде и использовать для убийства исподтишка, что и предопределило их популярность в среде «невидимок». Корни искусства метания сюрикэнов уходят в толщу времен, ведь прообразом их послужили камни и дубинки, которые палеолитические люди метали в животных на охоте или в своих соперников — претендентов на ту же добычу — в боевых столкновениях.

В Японии камнеметный бой (иси-нагэ) сохранялся чрезвычайно долго. В литературных памятниках, повествующих о войнах между самурайскими кланами Минамото и Тайра XII в., «Хэйкэ моногатари» («

Повесть о доме Тайра») и «Гикэйки» («Сказание о Ёси-цунэ») он упоминается под названием «индзи-ути», которое в одном, наиболее распространенном, написании означает «метание [камней] по мишеням», а в другом, видимо, более древнем — просто «метание камней». Названные произведения свидетельствуют, что в японских армиях XII столетия существовали особые вспомогательные отряды воинов из числа челядинцев, призванные осыпать врагов камнями. Таких воинов называли «мукаи цубутэ-но моно» — «передовые камнеметчики», а их командиров именовали «индзи-но кандзя» — «предводители камнеметчиков».

Камнеметный бой пережил эпоху войн Тайра и Минамото, камнями противника осыпали и много позднее. Параллельно он развился в весьма своеобразную «забаву» с тем же названием «индзи-ути». В дни праздников, возможно, в качестве одного из традиционных обрядов было принято устраивать «битву камнями» (иси-кассэн), когда две группы камнеметчиков, выстроившись на противоположных берегах реки, осыпали друг друга речной галькой. О масштабах этой «забавы» красноречиво говорит следующий факт: во празднества Камомацури в 1369 г. в Киото в «битве камнями» погибло 45 человек! Очевидно, что подобные игрища имели большое военно-прикладное значение, особенно если принять во внимание, что в сражении во врага можно было метать не только булыжники, но и кувшины с зажигательными смесями или простейшие ручные гранаты.

В начале эпохи Сэнгоку (1467-1568), когда по всей Японии закипели битвы, камнеметный бой начал модифицироваться: теперь вместо камней стали применяться специальные метательные снаряды в форме наконечника копья, именовавшиеся «индзи-яри» — «камни-копья». Это уже был прямой прототип так называемых бо-сюрикэнов, т.е. метательных лезвий в виде палочки.

С другой стороны, в начале эпохи Эдо (1603-1867) в качестве боевых метательных снарядов вместо камней стали использоваться «метательные камни» цубутэ из каленой стали, оптимальной для метания формы. Описания цубутэ встречаются, например, в тайных наставлениях ниндзя. Они представляли собой округлые или восьмиугольные метательные пластинки диаметром от 4 до 5 см и толщиной более 1 см, изготовленные из каленого железа и заточенные по окружности. Их бросали в лицо или другие неприкрытые участки тела противника, стремясь перерезать артерию, вену или перебить кость. Поскольку цубутэ позволяли разить врага на довольно большом расстоянии — в несколько десятков метров, ниндзя носили их по 20 штук в кожаном мешочке на поясе. Цубутэ, возможно, послужили прототипом такого вида сюрикенов, как сякэн — «меч-колесо».

В старых японских сочинениях можно найти упоминания нагэбо — «метательных палок» и нагэяри — «метательных копий». Большого распространения это оружие не получило, но свой след в истории вооружений оставило. Не развившись в самостоятельное будзюцу (говоря о будзюцу, японские исследователи обычно имеют в виду систематизированные в виде школ-рю виды боевых действий, располагающие своей теорией и методикой), метание копий повлияло на развитие сюрикендзюцу.

Одним из источников сюрикендзюцу называют и такой самостоятельный вид будзюцу, как утинэдзюцу. В этом боевом искусстве были систематизированы способы применения утинэ — специальных стрел (известны также, как нагэя — «метательные стрелы», тэцукия — «стрелы, выбрасываемые руками» и др.), которые метали не с помощью лука, а руками. От обычных они отличались более коротким и толстым древком.

Утинэ применялись, по крайней мере, уже в XIV в. Так, в «Тайхэйки» упоминается некий безымянный самурай, носивший на спине 36 стрел с толстыми древками, поразивший ими множество облаченных в доспехи врагов. Вероятно, первоначально утинэдзюцу развивалось как раздел кюдзюцу — искусства стрельбы из лука. Об этом свидетельствуют упоминания утинэ в различных текстах по «лучному искусству», а также тот факт, что приемы их метания изучаются в ряде школ кюдзюцу (например, в Хэки-рю).

Влияние утинэдзюцу на сюрикендзюцу несомненно. Об этом красноречиво говорит то, что многие виды сюрикенов представляют собой уменьшенные варианты метательных стрел. Велико сходство этих боевых искусств и в технике, методах тренировки и психической настройки.

Наконец, в качестве еще одного прототипа сюрикенов называют утимоно. Утимоно — это не особый вид оружия, и не особое боевое искусство. Так самураи называли использование в качестве метательного оружия короткого меча вакидзаси или ножа танто, которые входили в стандартный комплект вооружения воина и не предназначались специально для метания.

В различных источниках можно найти описания применения вакидзаси в качестве метательного оружия. Например, в «Осака гунки» сообщается: «Огасавара Тадамаса был хранителем замка Акасэки-дзё. Когда явились враги, его пронзили копьем сквозь нагрудную плиту доспеха, но он метнул свой вакидзаси в качества сюрикэна и спасся бегством

».

В «Дзёдзан кидан» рассказывается, как Такэда Кацуёри в 1574 г. захватил замок Суганума Садамицу. Семью Суганума предали, и падение замка было неизбежно. Поэтому военный совет принял решение прекратить сопротивление, а сам Суганума вместе с Ямагути Горосаку и еще одним товарищем попытался спастись из горящего замка бегством верхом. Самураи Такэда бросились вдогонку. Когда беглецы расстреляли все свои стрелы, а враги подобрались к ним почти вплотную, Ямагути Горосаку выхватил вакидзаси, метнул его в одного из преследователей, но промахнулся и был убит.

Большим мастером метания меча был великий фехтовальщик XVII в. Миямото Мусаси. В «Хонтё бугэй сёдэн», в частности, о нем говорится: «Он мог послать боевой меч в полет или метнуть деревянный меч, и враг не мог спастись от него даже бегством. Брошенный им меч был подобен стреле, выпущенной из мощного арбалета. Он никогда не промахивался, и даже [великий китайский лучник] Ян Ю не смог бы его превзойти». Однажды это умение даже спасло ему жизнь. В «Нитэнки», жизнеописании мастера, говорится об этом: «

Когда Мусаси находился в провинции Ига, [там жил] мастер искусства куса-ригама некий Сисидо. Они вышли в открытое поле и сразились. Когда Сисидо взмахнул серпом, Мусаси вынул нож и метнул его в грудь Сисидо, который тут же рухнул, потом Мусаси сблизился с ним и добил».

Это искусство Миямото Мусаси, видимо, передал своему приемному сыну Иори Еэмон. В «Коан Тайва» о нем говорится: «Еэмон, приемный сын Такэмура Мусаси (Миямото Мусаси), не уступал отцу и прекрасно владел кэндзюцу. Этот Ёэмон пускал по реке персик и поражал его броском меча длиной в 1 сяку 3 сун (ок. 40 см), пронзая косточку фрукта». По мнению исследователей, в процессе совершенствования техники метания утимоно постепенно стандартное оружие стали вытеснять его уменьшенные копии. Так появилась такая разновидность метательных лезвий, как тантогата-но

сюрикэн — «сюрикэн в виде ножа танто». Такое оружие применяется, например, в школе Такэмура-рю, восходящей к Миямото Мусаси и включающей, помимо сюрикэндзюцу, еще и технику фехтования мечом.

Прообразами сюрикэнов являлись, вероятно, и другие предметы снаряжения и вооружения, которые при условии некоторой сноровки можно было использовать для метания. В их числе называют, например, заостренные напильники на деревянных ручках (ядзири), ручные острия для пришпоривания коней (ума-бари) и др.

Школы сюрикендзюцу

К началу эпохи Эдо сюрикэндзюцу уже превратилось в самостоятельный вид будзюцу. Однако школ, в которых бы преподавалось только это боевое искусство, было очень немного (а по мнению некоторых исследователей, и вовсе не было). Как правило, сюрикэндзюцу являлось одной из дисциплин, составляющих программу комплексной школы будзюцу, в которой заглавной дисциплиной могло быть фехтование мечом, копьем, стрельба из лука или борьба без оружия дзюдзюцу. В то же время, как свидетельствуют памятники, зачастую искусство применения «мечей, скрытых в ладони» рассматривалось как секретная техника, к овладению которой допускались только избранные.

В тех школах, которые сохранились до наших дней и обучают сюрикендзюцу, в большинстве случаев основным видом является либо «искусство меча» кэндзюцу, либо дзюдзюцу. Среди школ кэндзюцу, включавших в себя сюрикэндзюцу, следует назвать Катори синто-рю, Араки-рю, Эммэй-рю, Онко тисин-рю, Кадоно-рю, Ганрю-рю, Кобу дзицуё-рю, Моэн-рю, Синкагэ-рю, Тайся-рю и др., а среди школ дзюдзюцу — Сэкигути-рю, Цуцуми ходзан-рю, Сёсё-рю, Кираку-рю и др.

В настоящее время существует две школы, обучающие исключительно сюрикэндзюцу: Нэгиси-рю и Сираи-рю. Казалось бы, они выбиваются из общего правила. Однако, как показали исследования, изначально основной дисциплиной в обеих было кэндзюцу, и только после Реставрации Мэйдзи (1867) их программы обучения были урезаны до одного сюрикэндзюцу.

Виды сюрикенов

Видов сюрикэнов существует огромное множество, но в целом все метательные снаряды такого рода можно разделить на две группы: метательные «стрелки, или бодзё-сюрикэн («сюрикэн-палочка»), и метательные пластинки, или сякэн (курума-кэн — «меч-колесо»).

Бодзё-сюрикэн, в свою очередь, разделяются на сюрикены в виде палочек для еды, клинообразные, веретенообразные, пластинчатые, иглообразные, гвоздеобразные, ножеобразные и др. Всего специалисты насчитывают до 50 видов бодзё-сюрикэн. Техника метания таких сюрикэнов изучалась во многих школах будзюцу: Катори Синто-рю, Нэгиси-рю и др. Однако ниндзя из Ига и Кога предпочитали им знаменитые звездочки, или сякэн.

Сякэны

Видов сякэн известно также немало: крестообразные, шестиконечные, звездообразные, восьмиконечные, свастикообразные, трехлучевые, в виде железного кольца, «текущей» свастики, отверстия от гвоздя, «ежика» и т.д. Всего их также насчитывают свыше 50. Особо следует остановиться, пожалуй, на таких видах сякэн, как мандзи и нагарэ-мандзи. Они обрабатывались ядами и предназначались для нанесения царапающих ран.

Сякэны изготавливались самых разных размеров. Размер зависел от роста владельца, его веса, физической силы, дисганции метания и т.д. Чаще всего встречаются образцы с диаметром от 115 мм до 175 мм. Соответственно вес звездочки варьировался в диапазоне от 18,75 до 112,5 г.

Легкие по весу сюрикены можно было метать с большой скоростью, но точность при этом была низкой, а раны неглубокими. Зато их можно было носить в большом количестве. «Скорострельность» при метании тяжелых «звездочек», напротив, была ниже. Но они лучше шли в цель и могли причинить очень тяжелые раны.

Толщина «звездочек» также сильно варьировалась. Они могли быть тонюсенькими, как лезвие бритвы, или очень толстыми — до 3,03 мм. Обычно сякэны имели утолщение в центре, и их лучи плавно истончались к кончикам. Это обеспечивало «звездочке» лучшую устойчивость в полете и, соответственно, точность попадания.

На общем фоне выделяется сэмбан-сюрикэн. У этой разновидности сюрикена, имеющей почти квадратную форму, центральная часть тонкая, а края толстые. Такая форма также обеспечивает довольно высокую эффективность «огня». Обычно сюрикены выковывались из высококачественной стали и во время доводки истончались в нужных местах при помощи напильника. Процесс изготовления многолучевых сюрикэнов был довольно сложным и трудоёмким. Как правило, их вырубали при помощи зубила из толстой пластины, а затем доводили до кондиции напильником.

Для изготовления крестообразного сюрикэна весом в 75 г. бралась стальная болванка весом около 86 г. Ее сильно накаляли и расплющивали в круглую лепешку. Затем, стараясь не истончить болванку в центральной части, постепенно ударами молота делали 4 усика, придавая болванке общую форму с толстой центральной частью и плавно истончающимися к кончикам четырьмя лезвиями. Затем с заготовки напильником удаляли лишний металл, доводя вес до необходимых 75 г, шлифуя форму, чтобы «звездочка» была без неровностей и зазубрин, и заостряя кончики лезвий.

Если же изготавливался восьмилучевой сюрикэн, то сначала делали крестообразный сюрикэн, а затем при помощи зубила делили лезвия раскаленной болванки пополам и разводили немного в стороны. Затачивать лезвия нужно было равномерно с обеих сторон, иначе точность бросков была бы крайне низкой.

Особую сложность в изготовлении звездочек представляла закалка лезвий. Всем лучикам нужно было придать одинаковую степень твердости, так как в противном случае они могли сломаться или погнуться, сделав невозможным применение звездочки. Конечно, для того чтобы нагреть заготовку и бросить в холодную воду или масло, большого ума не требовалось, но при такой технологии лезвия нередко ломались, и вся работа оказывалась насмарку. Поэтому требовалось найти какой-то более нежный способ закалки. Кроме того, было необходимо закалить только самые кончики лучиков звездочки, чтобы она не утратила своей прочности и не разлетелась на куски при сильном ударе о твердую поверхность.

Вариант поочередного нагрева и закалки лучиков не подходил ввиду малого размера изделия: попробуйте закалить один луч, а потом нагреть другой так, чтобы первый остался холодным. Поэтому ниндзя делали в центре «звездочки» маленькое круглое отверстие, в которое пропускался тонкий длинный стальной прут. Установив его в горизонтальное положение и быстро вращая на нем раскаленную звездочку, ее лучики опускали в холодное масло, благодаря чему обеспечивалась закалка только нужных частей лезвия.

Отверстие в центре звездочки обычно не заделывали, так как через него можно было пропустить шнур, чтобы нанизать на него еще несколько сякэнов и сделать удобную в переноске связку. Однако так как сякэн с дыркой в полете издает легкий свист, иногда для полной шумовой маскировки отверстие заделывали свинцом.

Всем известно, что разведчики ниндзя стремились к полной невидимости в темноте и использовали темные коричневые костюмы, выкрашивали оружие и ножны в черный цвет. Точно так же и свои сюрикены «невидимка» окрашивал в черный цвет, чтобы при метании ночью предательский отсвет не выдал его врагу. Для этого перед закалкой раскаленный сюрикэн с усилием протирали куском шелка. Шелк горел, и его пепел намертво прилипал к поверхности железа, в результате чего сюрикэн становился совершенно черным. Такое черное покрытие не только обеспечивало невидимость оружия, но и защищало его от ржавчины.

www.waysamurai.ru

Сякэн (ся-сюрикен)

Подробности
Категория: Экипировка и оружие ниндзя

Сякены — живое воплощение тех самых «звезд ниндзя», принесших синоби известность. И хотя использовались они не только воинами ночи, но многим этот вид оружия ассоциируется исключительно с ниндзя. Само слово «сюрикен» в большинстве случаев связывают именно с одним из видов данных метательных приспособлений — железной звездой. Происхождение сякенов на сто процентов не определено (слишком мало их дожило до наших дней), но плотно переплетается с двумя основными методиками их бросков: вертикальной и горизонтальной.

.

В первом случае в исторических хрониках (Гикейки и Хэйке Моногатари) упоминается метание камней иси-нагэ, причем не каких попало, а специально заточенных камушков тотеки-буки (или позже цубутэ) круглой формы. Такой снаряд ложился в руку и кидался от головы рубящим движением сверху вниз. Горизонтальное метание связывают с бросками китайских монет Ло Хань Цин — немаленьких таких монет порядка пяти сантиметров в диаметре, зачастую с нарочито заостренными краями. Бросок такой «монетки», зажатой большим и указательным пальцами, в лицо мог если не убить, то ошиломить или остановить противника уж точно.

От братьев своих бо-сюрикенов сякены отличаются иным строением, сам слог «ся» (или «ша») означает «круг». В большинстве случаев сякены были оружием одноразовым, а значит над качеством производимой продукции мало кто задумывался. Отсюда слишком малое количество сохранившихся до наших дней сюрикенов. Условно сякены можно разделить на следующие виды:

  • Хира-сюрикен — звезды различнейших образов и конфигураций, сделанные из листа железа или других подручных материалов. Огромнейшее количество вариаций хира-сюрикенов позволяет предположить многочисленные способы происхождения данного оружия — от шайб до религиозных инструментов. Лучей у таких звезд могло быть от трех (ибо две — это уже бо-сюрикен) до бесконечности: как прямых так и изогнутых.
  • Сэнбан-сюрикен (сэмбан) — квадраты с вогнутыми к центру сторонами. Первоначально (да и постоянно) служили в качестве прокладок под гвозди при строительстве, а значит могли свободно носиться при себе (особенно в комплекте с молотком и гвоздями куги-гата).
  • Тэппан-сюрикен — по сути тот же сэнбан, но массивнее и больших размеров (сторона порядка 12 см), иногда с прямыми сторонами (квадратом).

Метание сякенов поначалу может представиться занятием простым — схватил за край и бросай себе. Но для того чтобы бросок получился метким, а эффект поражения — серьезным, требуются многие дни тренировок, а также постановка правильного броска. Наиболее естественный для нас кистевой бросок обладает очень малой силой и невысокой меткостью, а следовательно бросок должен начинаться от плеча (или ещё глубже — от живота), и удерживаться сюрикен должен не за один луч/край, а ближе к центру (но тут уже есть множество нюансов в зависимости от школ сюрикен-дзюцу). Есть так же способы метание сюрикенов целой горстью — поражающий эффект в таком случае возможен несколько ниже, а ошеломляющий — выше (особенно если все из них попали в цель). Есть и возможность использования сякенов для «минирования» зон ухода (читай как тэцубиси) и в качестве кастета, но это уже прикладные способы, и придумать рецепт применения острого куска железа ни для кого не составит труда. Хоть картошку ими чистить.

Очевидно, что синоби использовали сякены, использовали часто и по делу. Другой момент в том, что точно так же и самураи, и воины-монахи, и прочие полицейские применяли метательные звезды ничуть не реже. Разве что особенности сякенов у синоби могли варьироваться — например иметь темную окраску или носить на себе опасный яд. И все же полностью на одни свои «звездочки» ниндзя не полагались никогда.

mitsumono.ru

Сюрикен. Виды сюрикенов. История развития сюрикена

Сюрикен это японское холодное метательное оружие из арсенала ниндзя и самураев. Изначально сюрикеном называли стержень длиной в 15–20 см, изготовленный из металла и имеющий заострение с одного конца. Для того чтобы поразить противника таким оружием, воину требовалось большое мастерство. Сюрикены состоят из основания и зубцов с остриём и лезвием, имеющими одно– или двустороннюю заточку, и, по сути дела, представляют собой несколько клинков, расположенных по кругу. В основании сюрикена для уменьшения его веса может быть выполнено сквозное отверстие. После броска сюрикен летит, совершая вращательное движение. Наличие зубцов (от 3 до 8) обеспечивает при попадании в цель, практически стопроцентную вероятность нанесения повреждений по сравнению с метательными ножами.

Постепенно метательное оружие совершенствовалось, и были разработаны новые виды сюрикенов, гораздо более удобные в использовании. Сюрикены, изготовленные в форме креста, треугольника, звезды или полосы, гораздо легче метать в цель. Плоская поверхность – та самая особенность этого метательного оружия, которая обеспечивает ему возможность возникновения эффекта «крыла» при закрученном броске.

Существовали как цельнолитые сюрикены, так и складывающиеся, для приведения, в боевое положение которых использовался специальный механизм. Различались сюрикены по форме, размеру, по количеству зубцов и их форме, по способу заточки и количеству лезвий. Сама форма этого метательного оружия сложилась под влиянием склонности японского народа к мистическому символизму и эзотерике. Именно с целью заручиться помощью потусторонних сил на поверхность сюрикенов нередко наносились мистические символы.

Большинство плоских сюрикенов имело специальное отверстие в центре, через которое пропускалась верёвка. Таким образом, воин всегда мог носить с собой это оружие в достаточно больших количествах. Настоящий ниндзя всегда имел при себе большое количество сюрикенов, самых разнообразных по форме и размеру. Чаще всего воины имели по 9 штук сюрикенов каждого вида, так как число 9 считалось в Японии священным. Это оружие как нельзя лучше соответствовало требованиям, которые предъявлялись к приспособлениям для бесшумного убийства.

Маленький и лёгкий, брошенный умелой рукой сюрикен мог стать и орудием убийства, и способом отвлечь внимание противника и дать воину время нанести поражающий удар мечом. При необходимости избавиться от погони воин также применял это метательное оружие, заметно снижая темп движения противников.

Бросок сюрикена был достаточно эффективен на расстоянии около 15–20 м. Симметричная форма оружия делала его очень удобным для прицельного броска, обеспечивая достаточную стабильность полёта. Зазубренные края оружия обеспечивали гораздо более высокий процент поражения, чем при метании клинкового холодного оружия. Если же лезвия оружия были смазаны ядовитым составом, то раны, наносимые им, становились смертельными.

Это грозное оружие могло применяться его владельцем и в небоевых целях. Так, нередко ниндзя использовали сюрикены для добывания огня. При ударе одного сюрикена о другой воину удавалось высечь искры, при помощи которых он поджигал порох. Сюрикены подразделяются на малые, имеющие диаметр до 6 см, средние – до 8 см и большие – свыше 8 мм. Сюрикены могут изготавливаться складными, с раскрывающимися зубцами, типичный вес сюрикенов от 60 до 200 г.

Сюрикен можно изготовить самостоятельно в домашних условиях. Как это сделать смотрите здесь. Также приложив некоторое усилие, вы сможете сделать и другие схожие виды холодного метательного оружия:

›› Метательное перо

›› Система метания копья

›› Делаем индийскую метательную чакру

›› Метательный топорик хёрбат

›› Мастерим баллистический нож

›› Баллистический нож с фиксатором

›› Делаем Бо Сюрикен

sekach.ru

Сюрикен | Наруто Вики | FANDOM powered by Wikia

Сюрикен

手裏剣, Сюрикэн, Shuriken

Появления в

Аниме, Манга, Игра, Фильм

Сюрикен (яп. 手裏剣, Сурикен), как и кунай, является одним из наиболее распространённых видов основного оружия, показанного в серии Наруто. Они заточенные, металлические звёздочки с острыми концами на четырёх направлениях, полезные для метания. Они также могут быть использованы для ближнего боя, но не очень эффективно. Несмотря на малые размеры, они могут быть использованы, чтобы отвлечь, подавить противника шиноби, или если достаточно точны, могут убить или вывести из строя противника. Они имеют открытый круг в центре, полезный для захвата пальцем, чтобы избежать резки себя, или проложить нить через него. Круг также полезен для общей аэродинамики оружия, обеспечивая более точные траектории.

    Типы Сюрикенов

    • В дополнение к основным сюрикенам, в серии были замечены более крупные, длинной с руку, сюрикены. Они, как правило, носятся на спине или хранятся в свитках. Как было показано у Мизуки и Обито Учиха, они могут быть использованы как оружие ближнего боя, с помощью спиннинга.[1]
    • Сюрикены Фума имеют такой же размер, но являются более фатальным и могут быть сложены вместе для более удобного хранения.[2]
    • Братья-Демоны носят металлическую рукавицу, которые соединены цепью из сюрикенов
    • Во время сдачи Экзамена на Чуунина, одним из оружий Тентен, брошенных в Темари был довольно большой сюрикен, который напоминал Манджи (‘卍’).[3]
    • Сюрикены из Страны Птиц немного отличаются. Они имеют трехсторонние металлические звёзды, вместо четырёх.
    • Торой из Деревни Скрытого Облака действует используя слегка угловые, квадратной формы сюрикены различных размеров, начиная от тех, аналогичных обычных, наблюдаемых вариантов, до размеров больше его самого.[4]
    • Даруи и Забуза Момочи были показаны использующими сюрикены с согнутыми или изогнутыми отверстиями, слегка напоминающими Манджи.[5]
    • Когда Первая Дивизия билась против Акацуки в Четвёртой Мировой Войне Шиноби, Тентен использовала восьмиконечный сюрикен.[6]
    • В аниме, пятиконечный сюрикен был показан в воспоминаниях.[7]
    • Одним из видов оружия, созданных Ио, были бесполезные сюрикены, которые имели такое большое остриё, что их было невозможно схватить, а также размером и относительной формой как у шара для боулинга.[8]
    • Ещё одним из видов оружия, созданных Ио, был гигантским, размером с человека, ракетный двигатель-сюрикен, к которому был пристёгнут «пилот», и использовался встроенный контроллер для управления, который в нём был. Тем не менее, он вращался так быстро, что пользователь не мог правильно сосредоточиться и зарабатывал головокружение, и не мог контролировать его должным образом.[8]

    Пусковые Оружия для Сюрикенов

    Пусковое орудие для сюрикенов.

    • Тессен Тогейто использовал необычную полукруглую пусковую установку против Пути Дэвы Пейна, содержащую большое количество сюрикенов, которые могут быть пущены одновременно.[9] Оно удерживается с помощью ручки, расположенной в центре полукруга, в то время как потянув присоединенную длинную цепь, по аналогии с вытяжным тросом, сюрикены вращаются, перед выпуском, полностью в одном направлении.[10]
    • Торой использовал корд небольшой длины, чтобы пускать многочисленные сюрекены вместе, таким образом, чтобы они могли быть освобождены и брошены последовательно одним лишь движением руки.[4]
    • Когда Хируко объявил войну против Пяти Великих Стран Шиноби и Деревня Скрытого Листа обвинена в этом, можно заметить, что Деревня Скрытого Песка подготавливала гигантские катапульты с шестью гигантскими сюрикенами, загруженными в каждый из них, в их попытке атаковать Коноху.[11]

    Техники, Создающие Сюрикены

    Прочее

    • Во всей серии используются разновидности Хира-сюрикенов, являющиеся четырёхточечными звездчатыми дисками, а не разнообразные Бо-сюрикены, которые являются прямые, железными или стальными метательными шипами, похожими на сенбон.

    Примечания

    1. ↑ Глава 1, страница 27
    2. ↑ Наруто Глава 14, страницы 13-14
    3. ↑ Наруто Глава 74, страница 2
    4. 4,04,1Наруто Глава 546, страницы 1-3
    5. ↑ Наруто Глава 25, страница 4
    6. ↑ Наруто Глава 526, страница 9
    7. ↑ Наруто Эпизод 37
    8. 8,08,1Наруто Шиппууден Эпизод 184
    9. ↑ Наруто Глава 423, страница 2
    10. ↑ Наруто Шиппууден Эпизод 159
    11. ↑ Наруто Шиппууден Фильм: Воля Огня

    ru.naruto.wikia.com

    Что такое сюрикен? Как сделать его самому?

    Сюрикен — это старинное японское оружие. Оно предназначено для скрытого ношения. В России сюрикен больше известен как «Звездочка», хотя название это, скорее, обобщающее. Настоящее метательное оружие может иметь разные формы. Это и остроконечные или фигурных звездочки с разным количеством лучей, и метательные ножи или клинки, и заточенные монеты, и даже гвозди.

    Мечта мальчишек и криминальных элементов

    Искусство владения этим оружием воспитывалось в Японии годами. Российские подростки узнали о нем из фильмов, в которых герои мастерски побеждают врагов, метнув в них звездочку. Конечно, после просмотра таких фильмов каждый мальчишка хотел иметь собственный сюрикен. Как сделать его, никто не знал, поэтому в ход шли грампластинки, кусочки жести в виде звездочек, порой даже обычные тарелки. В тревожные перестроечные годы оружие привлекло внимание криминальных элементов. И хотя правильно метать это страшное оружие умели единицы, почти каждый «пацан» или «браток» мечтал иметь сюрикен. Как сделать его, придумывали сами. Затачивали ножи, ложки, расплющивали гвозди, метали велосипедные шестеренки, дисковые пилы, куски арматуры, из стали делали нечто, отдаленно напоминающее метательное оружие. Кстати сказать: этот предмет считается холодным оружием, и за его ношение можно получить значительное наказание. Сегодня в нашей стране сюрикены делают даже подростки. Самый подходящий материал для них — компьютерные диски.

    Как сделать сюрикен своими руками?

    Для отработки бросков потребуется оружие в виде четырехконечных звезд. Для «звездочек» нужно найти твердый металл, который невозможно согнуть. Летать будет только такой сюрикен. Как сделать его дома? Нужно следовать инструкциям.

    • Для начала на бумаге рисуют заготовку. Форма ее должна полностью соответствовать готовому изделию.
    • Выкройку приклеивают на металл и при помощи ножовки выпиливают сюрикен.
    • Полируют готовое изделие, а его кончики затачивают так, чтобы они втыкались в мишень.

    Предупреждение: отрабатывать броски при помощи настоящих металлических сюрикенов можно только дома: ношение и использование холодного оружия в России запрещено.

    Как сделать бумажный сюрикен

    Для детских игр больше подойдет не настоящий, а бумажный сюрикен. Если его покрасить, например, серебрянкой (или другой краской), то оружие будет выглядеть как настоящее.

    • Для начала квадрат из бумаги нужно разрезать на два равных прямоугольника. Помните: чем точнее работа, тем красивее будет готовый сюрикен. Как сделать разрезы гладкими, а части ровными? Следует использовать острые ножницы и линейку.
    • Один из прямоугольников сгибают еще раз пополам, а углы получившихся фигур загибают в разные стороны.
    • Под прямым углом к первым сгибам делают вторые. Должны получиться два треугольника (прямоугольных и равнобедренных).
    • То же, но в зеркальном отражении проделывают со вторым прямоугольником.
    • Получившиеся треугольники накладывают друг на друга. Углы нижнего заводятся под верхние треугольники. Потом фигура переворачивается и действие повторяется. Простейший сюрикен с четырьмя углами готов.

    autogear.ru

    Что такое -сюрикен? | ОРУЖЕЙНЫЙ КЛУБ (ОК)

    Слово сюрикен, составленное из иероглифов «сю», «ри» и «кен», буквально переводится как «лезвие скрытое в руке». Существует расхожее неверное представление, что эти иероглифы означают «рука бросающая лезвие», но иероглиф «ри» составлен морфемой (смысловой компонент) «и» как в слове одежда, в смысле покрытия чего-либо, также как и фонема (звуковой составляющей) «ли», вместе представляющих идею «перемены, движения назад, или быть охваченными». Ри также читается в кун йоми как ура, что людям, имеющим отношение к боевым искусствам, знакомо по выражениям типа «ура ваза» в противоположность «омотэ ваза». В комбинации с первым иероглифом, «сю-ри» означает «скрытый в руке, или в ладони». «Кен» означает лезвие, и пишется тем же самым иероглифом как в словах бокен, или синкен, следовательно, получается «лезвие скрытое в руке».

    Существуют два основных типа сюрикенов: бо сюрикены, которые являются длинными, тонкими цилиндрическими стержнями, различной формы и толщины, и сякены, которые сделаны из плоских металлических дисков. Сякены далее классифицируются как хира сюрикены, многолучевой, звездообразной формы, и сенбан сюрикены, которые являются прямоугольной или квадратной формы лезвиями, делавшимися из металлических пластин подкладывавшихся под шляпку гвоздя при строительстве традиционных Японских зданий. Существует также 3-ий тип, называемый тепан, который является более крупной версией сенбан, некоторые до 20 см по ширине, делавшиеся также из пластин подкладывавшихся под гвоздь, но можно ли их классифицировать, как сякены вызывает в настоящее время большое сомнение.

    Основные техники метания сюрикенов несколько различаются в разных школах, главные образом из-за формы их лезвий и методов использования.

     

    Происхождение.

    Метание предметов без сомнения было обычной практикой для людей в течение тысяч лет, и с тех пор как древний человек узнал, что он может защищать себя и получать еду, бросая камни в живых существ, получили развитие идеи о технике броска. Изучение развития метания предметов на протяжении всей истории человечества было бы делом почти невозможным, поэтому в этой статье внимание главным образом будет уделено тщательно отточенной традиционной японской технике метания оружия цилиндрической формы.

    Самый ранний Японский трактат, Кодзики (около 600 г. н.э.), содержит упоминание о том, как принц Ямато-Такеру бросает цилиндрический овощ в глаз белого оленя, чтобы его убить. Нихон Соки (также около 600 г н.э.) упоминает бросающее камни оружие называемое исихаджики, но возможно это была праща. Другой древний трактат, Мануеси, описывает метание стрел. Осака Гунки (военные записи Осаки) содержат отрывок, в котором говорится: «Тадамаса защитился от противника, тем, что выхватил свой вакидзаси и метнул его, как будто это был сюрикен.» Рассказывается, что позже Тадамаса создал первый стиль сюрикен-дзютсу — Танто-гато, получивший свое название от короткого меча.

     

    Ган Рю, или Ганритсу Рю.

    Не вызывающее сомнений раннее упоминание о метании лезвий можно обнаружить в документах Ганритсу Рю, школы основанной Матсубаяси Хеньюсай, профессиональным фехтовальщиком состоявшем на службе у 18-ого дайме Матсухиро в Каней, около 1624 года. Эта школа стала основой Катоно, или Изу Рю, созданной самураем из Сендай, по имени Фудзита Хирохидэ Катоно, также известным как Катоно Изу, который был учеником Матсубаяси. Он стал пионером в использовании метательных игл (около 10 см в длину и весивших порядка 20 граммов), некоторые из которых он носил в своих волосах. Иглы зажимались между средним и указательным пальцами и бросались подобно современной стрелке в глаза нападавшего. Рассказывалось, что он мог бросить две иглы одновременно в изображение коня, поражая соответственно каждое из копыт. Весьма возможно, что эта техника была скопирована или привезена из Китая, поскольку она похожа на технику метания китайской стрелки называемой «пию».

    Влияние Китая не следует отрицать, поскольку искусство китайского Кунг Фу также имеет долгую традицию метания оружия. Помимо «пию», бывших в употреблении во время династии Сонг (960-1127 гг. н.э.), также существовала техника Ло Хан Ц’ин, техника метания монет («ц’ин» – монета). Эти монеты затачивались и использовались в качестве метательного оружия с очень ранних времен, и они вполне могли быть предшественниками сенбан сюрикен.

     

    Энмей Рю.

    Считается, что известный мастер фехтования Миямото Мусаси также был основателем этой школы, которая использует метание 40 сантиметрового лезвия, по всей видимости, танто, или ножа. Существует история поединка между Мусаси и Сисидо, мастером кусари-гама, серпа и цепи, предназначавшихся специально для того, чтобы противостоять мечу самурая. Как только Сисидо бросил свою цепь, Мусаси метнул кинжал и нанес ему смертельный удар в грудь.

     

    Сираи Рю.

    Сираи Рю была основана Сираи Тору Йосиканэ, родившемся в 1783 году в Окаяма. Когда ему было 8 лет он начал изучать фехтование под руководством Ида Симпатсиро из Кидзи-рю, а в 14 лет переехал в Токио и ежедневно обучался у Наканиси в школе меча Итто Рю, и начал преподавание в Окаяма в возрасте 23 лет. В течение девяти лет его известность росла, и он тренировал более 300 учеников, но, тем не менее, продолжал сомневаться в своих способностях. В дальнейшем он неоднократно возвращался в Эдо, чтобы обучаться у своих наставников, пока в конечном итоге не достиг в каком-то роде просветления и не примирился со своей техникой. После этого, он добавил слово Тенсин к названию своей школы, таким образом, ставшей известной как Тенсин Итто Рю. Техника метания лезвия, которую он преподавал, стала известна как Сираи Рю. Согласно Сатоси Сайто Сэнсею, сегодняшнему главе школы Негиси Рю, искусство Сираи Рю было утеряно, и никого занимавшегося им не осталось в живых, и поэтому после тщательного изучения ему пришлось его восстановить. Теперь техники Сираи Рю преподаются Сайто Сэнсеем как часть обучения Негиси Рю.

    Сюрикен Сираи Рю — металлический прут от 15cm до 25 см длинной и около 5-6 мм в диаметре. Он заострен с одного конца и закруглен с другого.

     

    Негиси рю.

    Негиси Рю была основана Негиси Нобунори Сореи, вассалом Дзосю Аннака в последние годы сегуната Токугава. Негиси стал учеником Кайхо Ханпеи, второго главы школы фехтования Хокусин Итто Рю, после многообещающего показа использования синаи будучи еще ребенком. Он изучал и другие школы фехтования мечом типа Араки Рю и копьем Осима Рю. В конечном счете, он стал главой Кайхо Рю, и позже преподавал в течение нескольких лет. Когда после Реставрации Мейдзи ношение мечей было запрещено, он стал фермером, и скончался в 1904 году.

    Основная форма лезвий в Негиси Рю – цилиндрический стержень, имеющий утолщенную головку и хвост, подобно авиационной бомбе. Они весят около 50 граммов, и иногда имеют кисточку из волос или хлопка, привязанную к хвосту, чтобы обеспечить прямой полет.

     

    Другие стили и типы сюрикенов.

    Существуют другие менее известные стили сюрикен-дзютсу, и огромное разнообразие форм лезвий. Вот еще несколько примеров.

     

    Тенсин Сёдэн Катори Синто Рю.

    Этот стиль — один из наиболее известных в боевых искусствах Японии, с долгой и выдающейся историей. Это — сложное искусство, использующее кроме меча многие другие виды оружия, включая сюрикен. Как и во многих других школах, сюрикен-дзютсу преподавалось здесь как часть техник фехтования. Существует описание двух различных лезвий. Одно из них — хаси, в форме «лезвия топора», квадратный в сечении стержень, заостренный с одного конца и утолщенный с другого .

     

    Татсуми Рю.

    Эта школа – всеобъемлющее боевое искусство, основанное Татсуми Санкё примерно в середине 15 века, и все еще существующая сегодня. В ней представлен полный набор оружия, включая сюрикен, а также тактика и стратегия военных действий. Сведения относительно сюрикен-дзютсу в этой Рю в настоящее время недостаточны, хотя я подозреваю, что обучение метанию сюрикенов было включено в это искусство достаточно поздно.

     

    Отсуки Рю.

    Ясуда Дзендзиро, глава Отсуки Рю Кендзютсу из Хиросимы считает, что его учитель, Окамото Мунисигэ, самурай из области Айзу использовал сюрикен в ряде случаев во время своей службы в силах безопасности Сегуната. По рассказам он постоянно носил с собой около 12 лезвий спрятанных в различных местах, включая косита, заднюю спинку хакама.

     

    Кукисиндэн Тэнсин Хюхо.

    Кукисин Рю — другое древнее и всеобъемлющее боевое искусство, создание которого относится к 13 веку, и включающее обучение владению различными видами оружия и техникам борьбы без него. В этой школе используются заостренные квадратные металлические пластины шириной 7,5 см, называемые «теппан», которые, как считают, использовались против воинов в доспехах. Они имеют вогнутую форму граней и квадратное отверстием в центре, как это показано ниже на рис. 16. В некоторых документах Кукисин Рю имеется упоминание о таких пластинах, достигающих 12 см в диаметре. Кроме того, в ней используют «козука» или вспомогательный нож фехтовальщика, а также обычные «бо-сюрикены».

     

    Иккю Рю.

    Иккю Рю — название относительно молодого стиля, созданного современным мастером сюрикен-дзютсу и главой школы Сираками Иккю-кен. Он был учеником мастера Нарусэ Кандзи (умер в 1948), который обучался в Ямамото Рю, и написал книгу по фехтованию японским мечом, после участия в войне с Китаем в начале столетия. Мастер Нарусэ был учеником Йонегава Магороку, который в свою очередь обучался у вышеупомянутого основателя Сираи Рю, Сираи Тору. У своего преподавателя, Сираками изучал и Сираи Рю и Негиси Рю, и объединил лезвие из Сираи Рю со стилем метания Негиси Рю, сформировав новый метод, который использует лезвие заостренное с обоих концов, Этот метод решает проблему правильного расположения лезвия в руке перед броском, предоставляя большую гибкость в выборе дистанции.

     

    Когаи, японская декоративная шпилька.

    Существует известная история, которая описывает поединок между Сосецу и Сэкигучи Хаято, которые встретились лицом к лицу в поединке на мечах. Когда Сосецу бросился на Сэкигучи, последний вытащил из своих волос когаи и метнул ее, пригвоздив хакама Сосецу к деревянному полу. Думается, что Сэкигучи использовал когаи специально сделанную так, чтобы напомнить шпильку для волос.

     

    Ношение сюрикенов.

    Тактическими преимуществами сюрикена являются его небольшие размеры, возможность скрытого ношения и быстрого выхватывания одной рукой, что позволяет использовать неожиданность в атаке. При постоянных тренировках может быть достигнута большая точность попадания, и это еще больше увеличивает его тактическое преимущество. Если даже на мгновение вывести из строя нападающего, находящегося на расстоянии от 3 до 15 шагов, это может дать драгоценное время, чтобы собраться с мыслями и занять выгодную позицию для отражения нападения.

    Чтобы лучше использовать эти преимущества, необходимо понимание того, что то, как сюрикены носятся, может или помогать или препятствовать вашей способности эффективно ответить на нападение. Традиционно, в Сираи и Негиси Рю, в качестве мест для ношения сюрикенов использовалось множество точек вокруг бедер, и каждая позиция имеет некоторые преимущества в сравнении с другими, в зависимости от положения руки, угла по отношению к противнику, и положения лезвия, когда оно приходит в руку.

     

    В практике ниндзютсу, их хира сюрикены носились по 8-10 штук, подобно стопке монет, завернутые в хлопчатобумажную ткань, разложенные или спрятанные в любом количестве кармашков одежды, специально предназначенных для этой цели.

    Как уже упоминалось выше, сюрикены также носились как шпильки для волос.

    Здесь необходимо заметить, что существуют законы об оружии, которые регламентируют владение и использование сюрикенов, так что если кто-то собирается начать тренировки, купив или сделав их самостоятельно, он должен проверить законы той местности, в которой он живет.

     

    Сюрикен в современном мире.

    В наши дни властям трудно оправдать владение и использование сюрикенов, особенно в связи с высоким уровнем тяжких преступлений в сегодняшнем обществе. Нарушения, касающиеся колющего, скрытно носимого и метательного оружия сейчас весьма обычны, и запрещение на такое оружие — логичное и легкое решение. Все же, тем не менее, проблема насилия остается, поскольку ее корни находятся глубоко внутри самого общества. Бесполезно продолжать издавать бесконечные запреты на различные предметы, которые могут быть использованы в качестве оружия, потому что, если насилие и ненависть все еще остаются реальностью, преступления продолжат совершаться. Это одна из областей, где боевые искусства могут оказать скорее позитивное, чем отрицательное влияние, и это часто упускается из виду. Я полагаю, что имеется большой смысл в занятиях боевыми искусствами, особенно традиционными искусствами, которое делают большой акцент на моральные ценности, такие как уважение, смирение, честь и честность, также как и на изучение техник самообороны.

    Искусства, которые нацелены на развитие навыков борьбы, полезны только для военных целей, и остаются просто дзютсу, или техниками. Искусства, которые следуют принципам японского Будо, являются более глубокими, они становятся образом жизни, и их моральные принципы оказывают огромное влияние на учеников, для которых искусство становится «путем». Обучение и совершенствование в боевых искусствах требуют многих лет терпения, настойчивости, преданности и смирения, и такой вид тренировки может иметь только положительное влияние на ученика. По этой причине, что соответствующее изучение сюрикен-дзютсу может и должно иметь место в современном мире. Мастерство в метании лезвия состоит в том, чтобы оно всегда совершенно точно попадало в цель, в этом и заключается опасность оружия, но достижение такого мастерства требует спокойного и расслабленного умственного состояния, свободного от отвлекающих переживаний и чувства эгоцентризма. Такое умственное состояние может быть достигнуто только годами преданного и вдумчивого изучения, что делает это непривлекательным для людей с больным сознанием, которые желают преднамеренно причинять боль другим.

     

    Глава школы сюрикен-дзютсу Сираками Иккю-кен в своих воспоминаниях приводит историю как один из его учеников, имевший проблемы с обучением в средней школе, изменил свою жизнь после изучения искусства сюрикен-дзютсу. Ученик бросал нож в классную доску в компании своих друзей, когда в комнату зашел Сираками. Он очень рассердился и отругал мальчика, а затем сказал ему, что, если уж он взялся бросать нож, он должен делать это как следует. Сираками взял нож и бросил его, воткнув глубоко в стену. Это настолько впечатлило мальчика, что он пришел попросить, чтобы Сираками научил его, на что Сираками ответил, что сильный, но нечестный и ленивый человек не сможет научиться бросать лезвие правильно, так что он не станет его учить. Мальчик был разочарован, и стал тренироваться самостоятельно, мечтая удивить своего преподавателя, но у него ничего не получилось. Он пришел к своему учителю и попросил его снова, на сей раз, обещая трудиться упорно и искренне. Сираками согласился и показал ему основное базовое движение. Как оказалось, мальчик тренировался старательно, и его родители заметили перемену в своем сыне. Через какое-то время, мальчик начал посвящать больше времени тренировкам, чем шалостям со своими друзьями. В конечном счете, он снова заработал уважение своих преподавателей, и его оценки начали улучшаться. Впоследствии этот ученик поступил в университет.

    Эта история служит хорошим примером того, как боевые искусства могут помочь тем, кто заблудился, найти правильную дорогу в жизни.

    В заключение, необходимо отметить тот интересный факт, что некоторые Американские Специальные Силы и другие военные подразделения заинтересовались сюрикен-дзютсу, потому что, кроме своих боевых характеристик, потенциально возможно применение сюрикена для выживания там, где существует потребность охотиться, чтобы обеспечить себя пищей.

    maxpark.com

    Что такое сюрикен? Как сделать его самому?

    Хобби 3 марта 2014

    Сюрикен — это старинное японское оружие. Оно предназначено для скрытого ношения. В России сюрикен больше известен как «Звездочка», хотя название это, скорее, обобщающее. Настоящее метательное оружие может иметь разные формы. Это и остроконечные или фигурных звездочки с разным количеством лучей, и метательные ножи или клинки, и заточенные монеты, и даже гвозди.

    Мечта мальчишек и криминальных элементов

    Искусство владения этим оружием воспитывалось в Японии годами. Российские подростки узнали о нем из фильмов, в которых герои мастерски побеждают врагов, метнув в них звездочку. Конечно, после просмотра таких фильмов каждый мальчишка хотел иметь собственный сюрикен. Как сделать его, никто не знал, поэтому в ход шли грампластинки, кусочки жести в виде звездочек, порой даже обычные тарелки. В тревожные перестроечные годы оружие привлекло внимание криминальных элементов. И хотя правильно метать это страшное оружие умели единицы, почти каждый «пацан» или «браток» мечтал иметь сюрикен. Как сделать его, придумывали сами. Затачивали ножи, ложки, расплющивали гвозди, метали велосипедные шестеренки, дисковые пилы, куски арматуры, из стали делали нечто, отдаленно напоминающее метательное оружие. Кстати сказать: этот предмет считается холодным оружием, и за его ношение можно получить значительное наказание. Сегодня в нашей стране сюрикены делают даже подростки. Самый подходящий материал для них — компьютерные диски.

    Как сделать сюрикен своими руками?

    Для отработки бросков потребуется оружие в виде четырехконечных звезд. Для «звездочек» нужно найти твердый металл, который невозможно согнуть. Летать будет только такой сюрикен. Как сделать его дома? Нужно следовать инструкциям.

    • Для начала на бумаге рисуют заготовку. Форма ее должна полностью соответствовать готовому изделию.
    • Выкройку приклеивают на металл и при помощи ножовки выпиливают сюрикен.
    • Полируют готовое изделие, а его кончики затачивают так, чтобы они втыкались в мишень.

    Предупреждение: отрабатывать броски при помощи настоящих металлических сюрикенов можно только дома: ношение и использование холодного оружия в России запрещено.

    Видео по теме

    Как сделать бумажный сюрикен

    Для детских игр больше подойдет не настоящий, а бумажный сюрикен. Если его покрасить, например, серебрянкой (или другой краской), то оружие будет выглядеть как настоящее.

    • Для начала квадрат из бумаги нужно разрезать на два равных прямоугольника. Помните: чем точнее работа, тем красивее будет готовый сюрикен. Как сделать разрезы гладкими, а части ровными? Следует использовать острые ножницы и линейку.
    • Один из прямоугольников сгибают еще раз пополам, а углы получившихся фигур загибают в разные стороны.
    • Под прямым углом к первым сгибам делают вторые. Должны получиться два треугольника (прямоугольных и равнобедренных).
    • То же, но в зеркальном отражении проделывают со вторым прямоугольником.
    • Получившиеся треугольники накладывают друг на друга. Углы нижнего заводятся под верхние треугольники. Потом фигура переворачивается и действие повторяется. Простейший сюрикен с четырьмя углами готов.
    Источник: fb.ru

    Query failed: connection to localhost:9312 failed (errno=111, msg=Connection refused).

    monateka.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *