Содержание

Частные военные компании в России список, ЧВК, что это такое?

ТОП-5 российских ЧВК

Разговоры о частных военных компаниях (ЧВК) все чаще звучат в обществе и масс-медиа. Особенно, учитывая события на Кавказе, в Сирии и на Украине, в нашей стране. Не утихает дискуссия: нужны ли ЧВК в России?

В мире ЧВК появились относительно недавно. Это произошло в Британии в 1967 году. Компания называлась Watchguard International и действовала в основном в странах Ближнего Востока и Африки. Кстати ее основателем стал полковник армии Ее Величества Дэвид Стерлинг, тот самый, что стоял у истоков одного из самых первых в мире спецподразделений – SAS.

Первые частные военные компании в России

Именно тогда очертился и круг основных направлений деятельности ЧВК: создание и подготовка различных силовых подразделений для иностранных армий, спецслужб и иных силовых ведомств.

Позже ЧВК стали заниматься более широким спектром задач. Это обеспечение безопасности, охрана объектов и частных лиц, конвоирование грузов. Кроме того ЧВК часто привлекались для негласных операций собственных спецслужб, занимались разведкой и сбором информаций. 

Теперь востребованы ЧВК и в России. Правда, юридического статуса именно в роли ЧВК они не имеют. Закон о статусе частных военных компаний пока только рассматривается Государственной Думой. Сегодня  это скорее охранные агентства, но в отличие от обычных фирм охраны, они действуют в горячих точка, в том числе и в зонах военных действий.

Большинство российских ЧВК так или иначе аффилированы с российскими предприятиями, ведущими экономическую деятельность в зонах военных действий и террористической активности. И хотя деятельность частных военных компаний пока не очень развита в России, у этой отрасли большое будущее. Перечислим пять самых известных компаний, но подчеркнем: в отличие от западных военных компаний российские непосредственно в военных действиях участия не принимают и наемничеством не занимаются.

1. «РСБ-Групп» («Российские системы безопасности»)

Штаб квартира в Москве. Создателями «РСБ-Групп» являются офицеры запаса ГРУ и ФСБ, профессиональные военные, которые имеют богатый командный и боевой опыт. Занимаются как морскими, так и сухопутными операциями.

Оказывает услуги вооруженной защиты, сопровождения и охраны гражданских судов, проведения аудита безопасности нефтяных и газовых морских платформ. Также занимается вооруженной охраной объектов, проводит разведку, а также обучение специалистов в области безопасности.

2. ЧВК «МАР»

Компания из Санкт Петербурга, которая осуществляет свою деятельность только на территории Российской Федерации.

«МАР» занимается следующими направлениями деятельности: техническая защита и разведка, военная деятельность, охрана автоколонн, физических лиц, газо- и нефтепроводов, иных объектов, конвоирование грузов, правовое/юридическое обеспечение.

3. «Антитеррор-Орел»

Одна из самых старых в стране, и, пожалуй, наиболее профессиональных. «Антитеррор-Орел» был создан в 1998 году бывшими военнослужащими, запаса, ветеранами ГРУ, «Вымпела» и ВМФ.

«Антитеррор-Орел» занимается охраной объектов, подготовкой военных кадров, одна из немногих, которая имеет в штате опытных саперов, специалистов по минно-взрывной деятельности и выполняет широкий спектр саперных работ, от минирования, до поиска заложенных мин и взрывчатки, их обезвреживание и обеспечения безопасности в этой сфере.

4. Moran Security Group

Основные выполняемые функции: вооруженное сопровождение и конвой судов, охрана различных объектов, логистика, разведка безопасности, консалтинг, обеспечение безопасности транспортных перевозок, как специальных грузов, так и пассажиров, а также медицинское обеспечение в зонах повышенного риска.

Кроме того, Moran Security Group является владельцем военно-морского учебного центра, который расположен на территории Санкт Петербурга.

5. «Редут-Антитеррор»

Частная военная компания была основана в 2008 году и представляет собой военно-профессиональный союз целого ряда организаций. Состоит из профессиональных военных, специалистов войск специального назначения, ВДВ и так далее.

Все сотрудники частной организации обязательно имеют опыт боевых действий и являются участниками спецопераций и операций миротворческого характера. Организация имеет опыт работы в Сирии, Ираке, Афганистане и Югославии и других горячих точках. В спектр основных услуг, оказываемых компанией, входят: охранная деятельность, подготовка групп личной охраны, аттестация специалистов для оказания частных охранных услуг, охрана ЗР по требованиям ООН и так далее.

Источник

Официальным юридическим статусом ЧВК в РФ пока не обладают – данный законопроект находится на стадии рассмотрения, поэтому официально привлекать ЧВК к решению определенных задач государство не имеет права.

10 частных военных компании в России по состоянию на 2016 год

Но несмотря на это, ЧВК успешно существуют и работают, как на территории РФ, так и за ее пределами.

На данный момент военных отечественных компаний не так уж и много. Основной рынок таких услуг представлен следующими игроками:

ЧВК РСБ-Групп

Создатели – профессиональные военные, офицеры запаса ГРУ и ФСБ с командным и боевым опытом. Вся деятельность компании базируется на соблюдении законодательства РФ и законов стран, в которых компания защищает интересы своих клиентов.

Компания не занимается наемничеством и консультированием организаций террористического характера, свержением правительств и пр. Задачи на территории РФ выполняются частным охранным предприятием, разведывательная деятельность осуществляется специальным агентством РСБ, а для спец/задач за пределами страны имеется кадровое подразделение из офицеров запаса различных войск.

Самые сложные задачи осуществляются в тесной связке с новозеландской ЧВК NavSec Int Ltd. Услуги компании – от выполнения задач в зонах повышенного риска и ведения боевых действий до конкурентной разведки, правового обеспечения, военного консалтинга и защиты морских судов.

ЧВК МАР

Деятельность компании осуществляется в строгом соответствии с законами РФ и иных государств, на территории которых оказываются услуги различного характера.

В перечень услуг входит военная деятельность, тех/защита и разведка, охрана автоколонн, физических лиц, газо- и нефтепроводов, иных объектов, конвоирование грузов, правовое/юридическое обеспечение и пр.

Антитеррор-Орел

Компания зарегистрирована в 1998-м году, как организация, созданная бывшими военнослужащими. Сотрудники компании: около 40 процентов – военнослужащие запаса (разведка и спецназ ВДВ), еще 40 процентов – военнослужащие запаса из отрядов спец/назначения (РОСИЧ, ВИТЯЗЬ) и 20 процентов – ветераны ГРУ, ВЫМПЕЛА и ВМФ.

Специализация компании – подготовка военных кадров, саперные работы, охрана объектов.

Moran Security Group

Данная ЧВК представляет собой международную группу компаний, которые предоставляют услуги в области мед/обеспечения, консалтинга, охраны/безопасности, перевозок грузов.

Команда профессионалов с солидным опытом и подготовкой осуществляет всю работу с нуля и исключительно на основе международного законодательства и законов РФ.

Из услуг: конвой судов и вооруженное сопровождение, логистика, охрана трубопроводов и морских портов/платформ, разведка и пр.

Редут-Антитеррор

Представляет собой военно-профессиональный союз организаций из военных РФ (и не только) из войск спец/назначения, а также ВДВ. Компания образована в 2008-м группой разведчиков и ветеранов-десантников (СВР, морской спецназ, ВДВ и ГРУ, ВВ МВД).

Каждый сотрудник имеет опыт боевых действий и является участником спец/операций и операций миротворческого характера.

Опыт ЧВК – работа в Ираке и Сирии, Югославии и Афганистане, а также в других горячих точках. Услуги компании: охрана и безопасность, аттестация специалистов для оказания данных услуг, подготовка групп личной охраны, инструктаж специалистов перед командировка по разминированию, охрана ЗР по требованиям ООН, и пр.

Тигр Топ-Рент Секьюрити

Основана в 2005-м году с целью проведения операций в Ираке. Данная ЧВК распалась в 2006-м, после чего ее сотрудники создали независимые отдельные ЧВК, известные, как Редут-Антитеррор, Феракс, Phoenix и Моран Секьюрити Групп.

ЧВК Тигр Топ-рент секьюрити (а также Орел-антитеррор) не уступают в профессионализме сотрудников коллегам из США и Великобритании. Из выполненных задач сотрудников компании с 2004-го по 2007-й – сопровождение конвоев, охрана военных объектов, а также охрана персонала нефтяных компаний и российских дипломатов, миссии в Ливане и Израиле, в Палестине и Афганистане.

Частные военные компании: история и современность. ЧВК России

Вакансии

В настоящий момент вакансий нет.

Кандидату, соответствующему вышеуказанным вакансиям, необходимо ознакомиться с требованиями компании, затем, в случае согласия, заполнить анкету. Одновременно с этим необходимо отправить по электронной почте   копии всех необходимых документов, а также фотографию в полный рост. Будьте внимательны, письма приходящие на другие электронные адреса почты «РСБ-Групп» не рассматриваются и уничтожаются. Также не рассматриваются письма без документов, указанных в требованиях к вакансии.

Существует альтернативная возможность устройства на работу в нашу компанию при отсутствии вышеуказанных документов  — пройти специализированные 4-уровневые курсы и сдать экзамен на профессиональную пригодность. Курсы подготовлены нашими инструкторами на основе опыта службы в «горячих точках» планеты, а также работы в ЧВК на различных направлениях. О проводимых курсах вы можете узнать, посетив раздел «Обучение и консалтинг» или задать вопрос письменно. Наиболее подготовленным курсантам будет предложена работа контрактерами в «РСБ-Групп» в различных дивизионах.

Необходимо понимать, что время проверки ваших документов и заявленных данных может занять от 2 до 4 недель. После этого вам сообщат о дальнейшем результате.

ЧВК России. Список действующих частных военных компаний

Компания гарантирует, что информация, полученная от соискателя, не будет доступна третьим лицам, за исключением лиц, уполномоченных на это законодательно. Также необходимо осознавать, что направляя в наш адрес свое резюме и иные документы, вы уполномачиваете нас этим на обработку и хранение вашей личной информации. Если вы не согласны с этим, пожалуйста, не направляйте в наш адрес свои документы и иную информацию касающуюся ваших персональных данных. Резюме, заинтересовавшие нас, помещаются в банк данных. При наличии вакантного места соискатель будет приглашен на собеседование в компанию.

Сотрудники частного охранного предприятия, входящего в состав «РСБ-Групп», при наличии высоких показателей в работе в течении не менее 6 месяцев, и после прохождения специализированных курсов, могут также рассчитывать на дальнейшую работу в ЧВК  «РСБ-Групп».
Мы гордимся нашей компанией, мы уважаем нашу работу, мы бережем наших людей!

 

photomayya.ru

Частная армия в России, возможно ли ее появление в нашей стране

ЧВК – это аббревиатура от термина «частная военная компания». Данные организации являются военными, осуществляют полностью весь комплекс работ, связанный с боевыми столкновениями: обеспечивают связь, охрану, могут стать участниками вооруженного конфликта, а могут и подготовить или починить военную технику.

Единственное отличие ЧВК от национальной армии в том, что она основана не на обязательном призыве рядовых и не является государственной. В основе привлечения на подобную службу – контрактный способ. Сотрудники компаний поступают на службу по контракту, в котором четко прописана сумма за участие в действиях в горячих точках или за военное обеспечение. Чаще всего в компании вступают иностранцы, к примеру, в Сирии участникам будут не сирийцы.

На данный момент ЧВК постепенно вытесняют регулярные армии. Сотрудники частных компаний более мотивированы, при этом никак не заинтересованы в конфликте с идеологической или политической точек зрения, их не могут разочаровать и заставить обернуться в бегство разрушение их идеалов. Наемники более надежны, подготовлены и заинтересованы в военных действиях. Поэтому практика создания ЧВК распространяется по миру и начинает затрагивать даже Россию.

История создания подобных армий

Первая частная военная организация появилась в Англии в прошлом веке, в 1967 году. Ее основал сотрудник армии Ее Величества и задействовал в военных конфликтах на Средней Востоке и в Африке. До сих пор эти зоны остаются актуальными, ведь столкновения в них не прекращаются.

Постепенно компании начали появляться и в других странах. Наиболее активный рост приходится на момент с 1990-ых годов, когда обострились конфликты в Сирии, Афганистане, Ираке. Численность частников росла и в 90-ых в Ираке они уже составляли 1% от всех пехотинцев. Собственные частные компании есть в таких развитых странах, как США, Канада и многих других. Остается вопрос: когда они появятся и в России?

Ситуация в России

На данный момент в РФ еще официально не разрешено открывать военные компании, поэтому наемной армии в России фактически нет. Однако это не останавливает некоторых предпринимателей: создаются такие частные организации, как ЧВК Вагнера, Тигр Топ-Рент Секьюрити. Они продолжают действовать на территории РФ, поскольку являются большей частью охранными и не ввязываются в серьезные конфликты, но тенденция компаний сейчас такая, что они постепенно переходят на более агрессивный уровень и готовы показать себя уже в серьезных огневых точках.

Сейчас в Госдуму на рассмотрение введен законопроект, согласно которому частные армии России могут стать полностью легальными. В таком случае они получат разрешение вести боевые действия и станут полноценным аналогом западных организаций. Решать вопрос должен президент РФ В.В. Путин.

Общественность обеспокоена данным заявлением, ведь наличие вооруженных сил, которые подчиняются любым приказам за деньги, пугает. Однако, согласно законопроекту, вся вооруженная деятельность будет регулироваться. У частных армий просто не будет возможности нарушить гражданское спокойствие жителей РФ, поскольку они будут перенаправлены в другие страны: в Ирак для охраны нефтепроводов или в Сирию для военных действий. Это распространенная практика – почти все ЧВК действуют не на своей родине.

Варианты деятельности

Коммерческие организации занимаются не только обеспечением военной поддержки, они могут осуществлять и другие виды деятельности:

  1. Охранная. Сотрудники сопровождают кортежи важных персон в опасных местах, патрулируют периметр нефтепроводов и охраняют вышки по нефтедобыче. Они отбивают нападение рейдеров, террористов, мелких бандитов и гражданских армий.
  2. Военное обеспечение. В этот пункт входит обеспечение регулярной армии запасами патронов, починка национальной военной техники или поставка оружия. Такая деятельность востребована в странах с небольшой численностью регулярной армии или в местах, отдаленных от баз, например, регулярным войскам в Сирии требуются поставки частников, ведь до родины несколько тысяч километров.
  3. Консалтинг. ЧВК участвуют во многих военных действиях и могут обладать большим опытом, чем регулярные войска. К тому же у частников есть свои связисты, собирающие информацию. Этой информацией, практическими и стратегическими советами организации готовы поделиться с регулярными войсками.
  4. Тренировки. Спецназ, сотрудники МВД и многие другие участники силовых структур проходят обучение у передовых частников, которым есть, чему научить — и рукопашным приемам, и обращению с оружием и т.д.

В России коммерческие армии выполняют любые виды работ, кроме участия в боевых действиях.

Как можно туда попасть

Наемная армия России – как попасть в ее ряды? Процедура поступления в ЧВК схожа с алгоритмом службы по контракту. Кандидат, которому приглянулась частная армия в России, должен предоставить гарантии и доказательства своей военной осведомленности. Обычно проверка перед приемом на вакансию состоит из:

  • медицинского осмотра;
  • тренировочных испытаний;
  • психологического теста.

Предпочтение отдается бывшим сотрудникам силовых структур, тем, кто прошел военную службу по контракту или по призыву (в меньшей степени). Кандидат должен не просто обладать повышенным здоровьем, но и отличаться развитыми навыками: умением ориентироваться в бою, пользоваться оружием, драться в рукопашную. И хотя частные организации способны практиковать новичков и даже часто привлекаются для тренировки силовых структур, в собственные ряды они предпочитают нанимать в основном опытных бойцов. Главное условие, чтобы поступить – хорошее здоровье и эмоциональная стабильность. Ведь не надежного человека на военную службу на наймёшь. Попасть гораздо легче тем, кто имеет опыт.

Денежная награда у наемников тем щедрее, чем в более опасных условиях они будут служить. Наёмный офицер запаса, люди, которые будут решать проблемы техники и инженерии, получают чуть меньшую зарплату, чем связисты или обученные пехотинцы, работающие в горячих точках.

prizivaut.ru

Частные военные компании: разрешать ли их в России

Сейчас ЧВК работают в «серой» зоне

19.10.2017 в 20:37, просмотров: 15328

Методы и ресурсы ведения войн в конце XX — начале XXI века существенно отличаются от тех, что применялись нашими дедами и прадедами. Одним из ноу-хау ушедшего века стало официальное появление частных военных компаний.

В России подобная деятельность запрещена и подпадает под действие двух статей Уголовного кодекса, хотя в мире использование ЧВК в зонах вооруженных конфликтов уже давно обычная практика. А сейчас, когда Россия расширяет свое присутствие в других регионах, ЧВК могли бы стать хорошими помощниками армии и проводниками интересов государства. Конечно, как у любого явления, тут есть и плюсы, и минусы. Нужны ли России официально частные военные компании, сейчас существующие в стране в очень зыбком правовом статусе, «МК» решил узнать у специалистов.

BlackWater — самая известная американская частная военная компания. После скандала, связанного с их деятельностью в Ираке, провела ребрендинг и теперь называется Academy.

Предыстория вопроса

«Предками» ЧВК условно можно считать «солдат удачи», которые начали действовать уже в 50-х годах. Это были организованные группы наемников, которые за хорошие деньги уезжали в горячие точки и выполняли приказы тех, кто дал им больше денег. Как правило, это были бывшие военные или просто интересующиеся военным делом люди. После выполнения миссии такие отряды обычно расформировывались. Первая ЧВК появилась в Британии в 60-х годах. Ее создатель, полковник британской армии, проанализировав действия наемников, решил, что их деятельность можно, грубо говоря, поставить на конвейер. Занимались они в основном охраной и обеспечением безопасности объектов нефтяных компаний в нестабильных регионах. До 90-х годов такие организации работали в «серой» зоне. Правительства западных стран использовали их для реализации своих целей там, где применение регулярных войск было невозможно.

Постепенно из тени ЧВК начали выходить после окончания «холодной войны». Неоднократно их деятельность пытались загнать в какие-то юридические рамки. После скандала с небезызвестной Blackwater в Ираке (убийства мирных жителей и пр.) вопрос об ответственности ЧВК встал совсем остро.

17 сентября 2008 года был принят «документ Монтрё» — некий свод скорее рекомендаций, чем жестких правил. Он определил, что ответственность за деятельность ЧВК должны нести и «страна происхождения» компании, и страна, с которой ЧВК заключали контракт. Согласно данному документу: «ЧВК — это частные предпринимательские субъекты, которые оказывают военные и/или охранные услуги, независимо от того, как они себя характеризуют. Военные и охранные услуги включают, в частности, вооруженную охрану и защиту людей и объектов, например транспортных колонн, зданий и других мест; техобслуживание и эксплуатацию боевых комплексов; содержание под стражей заключенных; консультирование или подготовку местных военнослужащих и охранников».

В России же деятельность ЧВК попадает под действие двух статей УК: «Наемничество» и «Организация незаконного вооруженного формирования». Плюс покупка боевого оружия у нас вне закона. Однако, принимая во внимание общемировую тенденцию передачи некоторых функций государства в частные руки, вопрос о возможности легализации деятельности частных военных компаний все чаще поднимают в нашей стране.

Об актуальности вопроса говорят многократные попытки протолкнуть в России закон, который регулировал бы действия ЧВК. Сейчас же статус их весьма размыт — и официально они существовать не могут, ведь законом это не разрешено, однако де-факто структуры, очень похожие по своим функциям на ЧВК, уже есть, только действуют в «серой» зоне.

«Если явление имеет место, то и контролироваться оно должно»

Мы задались главным вопросом: нужны ли России частные военные компании и кто должен регулировать и контролировать их деятельность? За ответами на этот вопрос мы обратились к Владимиру Неелову, эксперту Центра стратегической конъюнктуры.

— Вы говорили о нескольких законопроектах о деятельности ЧВК. Почему же ни один не был принят?

— Думаю, что начать нужно с небольшого исторического экскурса. Этот вопрос обсуждается в России уже на протяжении 6 лет. Первая попытка принять похожий закон была предпринята еще в 2012 году. Будучи премьер-министром, в послании Совету Федерации Владимир Путин сказал, что подобный законопроект своевременен. Поэтому в 2012 году его вынесли на обсуждение. Публично законопроект поддержал и Дмитрий Рогозин. После нескольких месяцев блуждания по коридорам Госдумы законопроект завернули, указав на то, что он «противоречит Конституции». Следующая попытка «пропихнуть» похожий законопроект была предпринята в 2014 году, после событий на Украине. В ноябре 2014 года законопроект не прошел дальше стадии предварительного рассмотрения Советом Государственной думы: он был также отклонен все по той же причине — противоречие Конституции. В 2015–2016 годах были предприняты две попытки, которые тоже успехом не увенчались. Я думаю, что дело здесь в позиции основных силовых структур, да и события на Украине подлили масла в огонь. Во-первых, встанет вопрос об обороте оружия. Впрочем, существует мировой опыт, как данная проблема может решаться. Например, сотрудники британских ЧВК вообще не имеют права ходить вооруженными на территории Великобритании. Как это будет регулироваться у нас — вопрос. Плюс, как было сказано выше, Украина продемонстрировала всем, что, обладая деньгами, человек может создать собственную армию, которая при должном уровне подготовки сможет противостоять правительственным силам.

— Действительно ли в России назрела необходимость в юридическом регулировании деятельности ЧВК?

— Я сторонник принципа, что если явление уже имеет место, то и контролироваться оно должно. В России в некой «пограничной» зоне работают, скажем, «РСБ-Групп», «Моран секьюрити групп» и некоторые другие подобные компании. То есть в России точно есть смысл в регулировании деятельности ЧВК. Тут еще должен ставиться вопрос целеполагания: если что-то в государстве создается, то нужно понимать зачем. В США, например, такие компании занимаются широким спектром видов деятельности. Это и охрана судов, объектов энергокомплекса, дипломатических и других миссий, логистика, обучение. В общем, ЧВК могут использоваться там, куда нет смысла оттягивать основные силы. Зачем, скажем, оставлять в тылу группу для охраны нефтяной инфраструктуры и тем самым ослаблять основную группировку?

В том виде, в котором частные военные компании существуют в западных странах, это довольно эффективное средство решения конкретных задач, спектр которых значительно шире, чем принято представлять широкой общественности. Но и проблем, как показывает западный опыт, возникает большое количество. Нельзя забывать, что владельцы частных военных компаний, как в любом бизнесе, ставят своей главной целью извлечение прибыли, что в известном смысле противопоказано в таком деле, как военная безопасность.

В России большое количество военных специалистов, которые по разным причинам ушли из силовых структур. И многие хотели бы продолжать заниматься военным делом. И ЧВК для таких людей — прекрасная альтернатива. В Британии, например, нередко такие компании заключают договоры с большими нефтяными компаниями на охрану объектов в горячих точках. Мы могли бы действовать по тому же принципу — это не оттянет регулярные части и деньги останутся в стране. Более того, крупные отечественные корпорации, работающие в нестабильных регионах мира, могли бы на законной основе нанимать для обеспечения безопасности российские ЧВК. Их услуги, в свою очередь, пользовались бы неплохим спросом у многих государств и зарубежного бизнеса, то есть приносили бы некоторый доход в российскую казну (при условии, что они не будут выведены в офшоры).

Но в кадровом вопросе есть и обратная сторона — может произойти отток кадров из силовых структур. Ведь на примере западных ЧВК платят в частных компаниях больше. Помимо финансового есть и другие мотивы. Например, в частных военных компаниях нет столь жесткой иерархической структуры, как в вооруженных силах, где зачастую профессионалам, которые хотят реализовать свой потенциал, это сделать сложнее, чем в частной организации.

— Каким образом должно государство контролировать деятельность ЧВК?

— Деятельность ЧВК, естественно, должна контролироваться. Во-первых, для этого есть механизм лицензирования. Любая ЧВК, перед тем как выйти на рынок, должна пройти эту процедуру. Плюс любая деятельность, которая связана с оборотом оружия, должна находиться под контролем государства.

— Какие функции могут выполнять ЧВК в зоне боевых действий?

— Охрана объектов, высокопоставленных лиц, сопровождение конвоев, консалтинг, притом в самом широком смысле — от оперативно-тактического до стратегического. Есть примеры, когда ЧВК помогают государству, в котором работают, в разработке военной доктрины. На Украине, скажем, привлекались сотрудники ЧВК для проведения полицейской реформы. Кроме того, в число функций могут входить и тыловое обеспечение, и логистика, и обучение. Под обучением тоже нужно понимать очень широкий спектр — здесь обучение личного состава и основам тактики, и обращению с новыми видами вооружений. Нередко сотрудники ЧВК привлекаются и как военные переводчики. Для сбора разведданных могут привлекать частных специалистов. В целом спектр широкий.

— Какие виды вооружений, на ваш взгляд, могут использовать ЧВК?

— Ну прежде всего легкое стрелковое оружие, легкую бронетехнику, бронированные машины. Вертолеты и транспортную авиацию. А вот использование тяжелой бронетехники — прерогатива армии.

— Кто должен нести ответственность за деятельность ЧВК? Сама компания, государство или наниматель?

— Опять же легче объяснить на примере. Была в 2012 году довольно показательная история с нашей «Моран секьюрити групп». Они заключили контракт в Нигерии. А эта страна находится в зоне интересов Британии, и делиться своим «куском пирога» подданные королевы не хотели. Поэтому судно, на котором сотрудники компании направлялись на задание, было задержано за контрабанду оружия. Полтора года наши граждане не могли вернуться домой. И вот в подобных случаях нужно действовать исходя из соображения, что это наши граждане. Идеальная модель поведения в таких ситуациях у США — они сначала вывозят своих граждан на свою территорию, а потом уже разбираются с ними (либо не разбираются, как это часто случалось в Ираке). Есть еще один вариант ситуации — если ЧВК нанимает какая-либо корпорация. Тогда получается, что ответственность должна нести компания-наниматель.

Наши граждане Роман Заболотный и Георгий Цурканов сейчас находятся в плену у «ИГ» (запрещена на территории РФ). Что с ними, не известно — ровно так же, как и путь их попадания в Сирию. Возможно, если бы в России узаконили ЧВК, то судьба искателей приключений сложилась бы по-другому.

«У нас есть шанс запрыгнуть в уходящий поезд»

На Западе ЧВК — это уже давно привычные организации. Посмотреть на то, как они устроены, какие задачи выполняют и как живут, вполне реально. Бывший сотрудник западной ЧВК, просивший не называть фамилии, рассказал «МК» о своей службе.

— Чья это была компания?

— Это британская компания.

— Это была компания широкого профиля или специализировалась на чем-то конкретном?

— Мы занимались только охраной судов. Компания на этом специализировалась.

— По сравнению с официальными структурами в ЧВК платили больше?

— Я не могу судить о всех, но когда я пришел туда в 2010 году, зарплата у нас была довольно большая — 10 000 долларов в месяц. Ну и тогда, если вспомнить ситуацию с пиратством, наш вид услуг был востребован. Пираты были плохо вооружены, и всего нескольких человек на судне было достаточно для его охраны. В то время в основном сотрудниками компании были граждане стран Западной Европы. Много было британцев, французов.

Однако через какое-то время и оружие у пиратов стало более современное, и они получили возможность выходить в море. Но к этому моменту появилось достаточно компаний на рынке, которые конкурировали за заказы. Поэтому постепенно зарплата начала падать. Сначала ее урезали в 2 раза — и из компании начали уходить наиболее квалифицированные кадры, зато от желающих из стран Восточной Европы, с Балкан, Украины не было отбоя. Воевали они так себе, зато были нетребовательны. Потом денег стало еще в два раза меньше, и вот тогда я ушел.

— Нужно ли в России регулировать деятельность ЧВК?

— Я считаю, что если явление имеет место, то и юридическую базу надо под него подогнать. В России, насколько я понимаю, все, что явно не запрещено, то разрешено. Поэтому появляются некие охранные компании, которые по сути своей являются и ЧВК, по крайней мере спектр услуг их примерно схож. Но действуют они в так называемой серой зоне. Если грамотно разработать законопроект, четко прописать функции ЧВК, их обязанности и права, то проблем с этим не будет. Плюс это вливание в экономику государства — налоги-то они платить будут.

— Ты в курсе ситуации с «Моран групп» в 2012 году? На твой взгляд, в подобного рода конфликтах сотрудники ЧВК — это прежде всего граждане страны или наемники?

— Очень странно, что освобождение людей заняло так много времени. Понятно, что такие ситуации вполне реальны, но для этого заключаются официальные контракты. Был ли этот документ на руках у задержанных, неизвестно. Однако он вполне мог быть доказательством того, что люди не просто так с оружием пришли сюда убивать мирных граждан, а что они выполняют определенную миссию по просьбе правительства страны или крупной компании. Но если инцидент уже произошел, то государство, чьи граждане оказались в такой ситуации, должно, на мой взгляд, приложить все усилия, чтобы они как можно скорее вернулись домой. А уже потом разбираться с ними по внутренним законам. Более скользкая ситуация с Ираком и Academy (так сейчас называется та самая Blackwater). Там имело место нарушение международного законодательства, гуманитарного права, были убиты гражданские, которые не представляли опасности для сотрудников ЧВК. В данном случае это конфликт уже, по сути, межгосударственный и разбираться в нем должен Международный трибунал.

— Есть ли у нас шанс догнать в плане развития ЧВК Запад?

— Я думаю, что у нас все шансы. У нас прекрасные военные специалисты, много тех, кто имеет реальный боевой опыт, но по каким-то причинам не может служить в Вооруженных силах или уволен в запас — почему не дать возможность людям как-то передать свой опыт. Фигурально выражаясь, есть шанс запрыгнуть в уходящий поезд.

Читайте материал: «Откровения бойца частной военной компании в Сирии: «С оружием беда»

www.mk.ru

Частные военные компании в России — Концептуал.рф

Концептуал СМИ Опыт и перспективы использования

Начиная со времени крушения Советского Союза, Вооружённые силы Российской Федерации претерпевают серьёзные изменения. При этом в последние годы активно используется и перерабатывается опыт передовых в военном отношении государств. Прежде всего, речь идёт о концепции сетецентричности, об изучении доктрин ведущих в военном отношении зарубежных стран и о других, более частных вопросах. Не остаётся без внимания и такое явление, как использование частных военных компаний (далее – ЧВК) и приватизация военной сферы, то есть, по существу, передача в частные руки некоторых функций государства этой особой области государственной деятельности.

В последнее время этот вопрос стал тем актуальнее, что на него обратил внимание нынешний президент Российской Федерации Владимир Путин. В апреле 2012 года, ещё будучи премьер-министром, он заявил о том, что развитие деятельности таких фирм соответствует национальным интересам России. В июне прошлого года депутатом Митрофановым был внесён законопроект о госрегулировании создания и деятельности ЧВК, но был отклонён. 

Между тем, стремительно происходящие в мире изменения заставляют государства искать самые разные способы ответа на новые вызовы. Один из способов – привлечение частных структур в ранее закрытую военную сферу. В связи с вышеизложенным нам представлялось важным и актуальным рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах использовании ЧВК российским государством, уделив внимание проблемам, которые возникают у западных стран в связи с привлечением подобных структур. 

Таким образом, цель представленной работы – определение потребности России в ЧВК, перспектив их использования и круга задач, которые они могут решать.

Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач: 

-определить, что такое ЧВК, их правовой статус и особенности деятельности; 

-выявить основные факторы, способствовавшие развитию и распространению ЧВК; 

-дать классификацию ЧВК и разграничить их деятельность; 

-определить текущую ситуацию на рынке частных военных услуг в России;

-на основе анализа причин, сильных и слабых сторон использования ЧВК передовыми в военном отношении государствами оценить потребность российского государства в таких структурах и перспективы их использования нашей страной. 


Объект исследования – частные военные компании. Предметом исследования является использование Россией частных военных компаний. 

Круг источников по изучаемой теме можно охарактеризовать как ограниченный. Это связано со спецификой рассматриваемого вопроса. ЧВК, являясь коммерческими организациями, имеют право публично не раскрывать многие данные. Вместе с тем, поскольку вопрос использования государствами ЧВК не является бизнесом в чистом виде, это позволяет получить больше информации. Кроме того, документы международно-правового характера, официальные документы, новостные сводки, информация с официальных сайтов самих ЧВК помогают глубоко погрузиться в контекст рассматриваемого вопроса. 

Публикации по теме появления, деятельности и использования частных военных компаний в большом количестве появляются в России во второй половине 2000-х годов. Значительная часть российских авторов, пишущих на эту тему, в первую очередь интересуется правовыми аспектами. Однако проблемы использования ЧВК в военных операциях также интересуют российских авторов. В последние годы в России появляется всё больше публикаций на эту тему. Эти работы и труды отечественных военных теоретиков, таких как, например, В. Слипченко или Е. Месснер, помогают более глубоко изучить рассматриваемый нами вопрос. В представленной работе используются и публикации зарубежных авторов, которые по понятным причинам стали обращаться к проблемам, связанным с ЧВК и с так называемой «приватизацией военной сферы» раньше, чем в России. 

Для целей настоящей работы использовано собственное рабочее определение ЧВК, основанное на формулировках российских авторов. Под ЧВК подразумеваются негосударственные коммерческие структуры, оказывающие заказчику (в нашем случае – государству) военные, охранные, консалтинговые, логистические или иные услуги, в условиях военных конфликтов и/или боевых действий. 

В ходе работы нами продемонстрирован опыт и основные проблемы использования ЧВК иностранными государствами и Россией. На базе изложенных фактов делается ряд выводов. 

На сегодняшний день ЧВК получили широкое распространение в мире, выполняют большой спектр услуг для различных заказчиков (в том числе – государств). При этом действуют они в самых разных регионах мира. В основном ЧВК пользуются спросом в зонах конфликтов: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и др. 

Правовой статус деятельности ЧВК и их сотрудников является предметом серьёзных дискуссий. Более того, не всегда можно разграничить сотрудников ЧВК и наёмников с точки зрения права, что вызывает опасения некоторых политиков и общественных деятелей. Учитывая несовершенство международного законодательства в этой сфере, России стоит активно участвовать в обсуждении и разработке регулирующих деятельность ЧВК законов на международных площадках, отстаивая собственные интересы в этой области.

Статус российских ЧВК по-прежнему находится в «серой зоне». Их деятельность не регламенитрована законом, но фактически на территории Российской Федерации официально зарегистрированы и действуют ЧВК. Для этого они регистрируются не как частные охранные предприятия, а, например, как консалтинговые компании. Крупнейшими считаются «Моран Секьюрити Групп», «РСБ-Групп» и «Антитеррор-Орёл». 

Основными заказчиками ЧВК в России являются частные компании, судовладельцы и крупные предприятия, такие как «Татнефть», «Газпром», «Лукойл» или «Интер РАО ЕЭС». Информацию об использовании данных ЧВК российскими государственными структурами найти не удалось. Между тем, со стопроцентной уверенностью заявлять о российском происхождении всех перечисленных ЧВК не представляется возможным, так как истинные бенефициары доподлинно неизвестны. Исключение составляет фирма «Антитеррор-Орёл», однако и это утверждение строится на только основе доступных нам открытых источников.

Собственного опыта использования ЧВК российское государство на данный момент не имеет, если судить по открытым источникам информации. Однако такая заинтересованность у политического руководства страны существует. Пример крупных западных стран, а с некоторых пор и Китая, демонстрирует нам, что ЧВК играют всё большую роль в политике и военном строительстве стран мира. Однако для того, чтобы этот инструмент не только был эффективным, но и не навредил интересам России, стоит осмысливать, изучать и творчески перерабатывать опыт, который уже есть. 

Совершенно очевидно, что в такой большой стране, как Россия, ЧВК не смогут заменить традиционную армию, поэтому политикам при дальнейшем рассмотрении вопроса о привлечении ЧВК необходимо чётко определить цели и задачи, которые могут решать эти структуры, чтобы не попасть от них в зависимость. В этом отношении, по нашему мнению, следует внимательно изучить опыт Китая, который активно использует ЧВК для проведения своей политики в первую очередь на африканском континенте. К сожалению, на сегодняшний день китайский опыт применения ЧВК мало изучен в России, хотя именно на него следовало бы обратить внимание при разработке соответствующего закона. ЧВК могут стать тонким инструментом, который помог бы проводить Российской Федерации собственную политику. 

Причин того, что государства всё активнее прибегают к использованию ЧВК, довольно много. Дело не только и не столько в том, что меняется сам образ войны, а с ним стратегия, тактика и концепции её ведения. В современных условиях как никогда важным является отношение общества к потерям, которые несёт армия государства в войне – не важно, какие у этой войны цели и причины. Актуально это и для нашей страны, общество которой болезненно реагирует на участие собственной армии в военных конфликтах, что связано с трагическим опытом Афганистана и Чечни. 

В то же время уровень и количество угроз в последние десятилетия растут и становятся более непредсказуемыми. Для противодействия им не обойтись без применения военной силы. В том числе для решения этой комплексной проблемы государствами был найден такой нестандартный способ: использование ЧВК. Его незаурядность заключается в том, что это и не традиционный метод привлечения наёмников, и не попытка создания структуры по принципу Иностранного легиона. По большому счёту это чисто коммерческий путь, основанный на положениях либерализма: ЧВК могут существовать и без контрактов со стороны государства, выполняя заказы частных лиц, компаний и корпораций или международных организаций; государства же прибегают к их услугам только когда возникает такая потребность. И в этом заключается ещё один важный для России урок: прибегать к услугам ЧВК следует только в случае действительной необходимости и, как в случае с аутсорсингом, для освобождения служащих от несвойственных им функций. 

Когда у государства есть постоянно доступная возможность прибегнуть к услугам ЧВК «по запросу», правительству проще добиться одобрения общества для отправки войск за рубеж. Объясняется это тем, что можно согласовать использование какого-то числа солдат собственной армии, но по факту в такой операции будет задействовано значительно больше людей. При этом расходы можно отразить в самых разных бюджетных статьях, а не учитывать их только как расходы Министерства обороны или других «силовых» ведомств, в компетенции которых находится проведение военных операций. 

Спорным является вопрос об экономической эффективности использования ЧВК. По крайней мере, он не изучен до конца. Однако можно сделать достаточно логичный вывод: использование ЧВК можно считать экономически эффективным при проведении краткосрочных операций, так как выгода привлечения частных структур заключается именно в применении их «по запросу». Экономия достигается за счёт того, что государство не тратит финансовые средства на содержание армии, обучение новых солдат в мирное время. В случае же возникновения такой необходимости, государство в относительно короткие сроки может получить в своё распоряжение профессиональных бойцов, которых предоставят им ЧВК. В случае проведения длительной операции преимущество в виде экономии материальных ресурсов нивелируется высокой стоимостью контрактов с ЧВК по сравнению с регулярной армией – независимо от принципа комплектования. Кроме того, вопрос об экономической целесообразности использования ЧВК стоит рассматривать комплексно: рынок военных услуг может приносить значительную материальную выгоду российскому бюджету, если будут созданы условия для их официальной регистрации в России, а не в оффшорных зонах, как это происходит на сегодняшний день. 

Изменение характера войны требует, чтобы профессионалы в военной сфере были квалифицированными специалистами, способными управлять и обслуживать сложные высокотехнологичные системы, использующиеся в условиях бесконтактных войн. Всё чаще приходится прибегать к услугам гражданского персонала, который может привлекаться посредством ЧВК. В войнах нового поколения часто приходится воевать против негосударственных акторов. Использование ЧВК, которые по своей природе схожи с противником, также может сулить выгоду, однако этот вопрос требует более подробного изучения. 

Нельзя не признавать факты положительного влияния ЧВК на решение ряда проблем. Однако их использование зачастую не способно решить ряд вопросов, которые существуют при использовании традиционных армий, а иногда порождает новые. 

На сегодняшний день не существует налаженной системы взаимодействия между армией, сотрудниками ЧВК и самими фирмами. Не существует и формального набора правил этого взаимодействия. При этом основная ответственность, так или иначе, лежит на военных. Этот вопрос требует дополнительной проработки законодателей и военных, если планируется использование ЧВК на поле боя совместно с войсками.

Если в России будет развиваться рынок ЧВК для использования их в целях государства, следует разработать процедуры, исключающие вероятность коррупционной составляющей при заключении контрактов между ведомствами и ЧВК. В противном случае может возникнуть ситуация, когда частные структуры будут диктовать государству свои условия, может возникнуть «привязка к поставщику». В связи с этим необходимо изучать опыт Китая, который развивает ЧВК скорее не как коммерческие субъекты, но в первую очередь, как инструмент и проводник собственной политики. 

Общественный и гражданский контроль над деятельностью ЧВК в значительной степени затруднён. Это не способствует повышению прозрачности, которая необходима, чтобы не только избежать коррупции, но и снизить вероятность возникновения проблемы бесконтрольности при использовании частных фирм государством. Об этом следует помнить в России, где практика гражданского контроля пока широко не распространена. 

России необходимо досконально разработать процедуры для регулирования деятельности ЧВК. Большое количество ЧОП, которые существуют на сегодняшний день в стране, будут стремиться зарегистрироваться как ЧВК. Нельзя забывать, что главная цель ЧВК, как коммерческой структуры – извлечение прибыли. Это значит, что зачастую, стараясь сэкономить, они могут предоставлять своим сотрудникам некачественное оборудование или обмундирование – и это меньшая из бед, которые сулит использование ЧВК. Во избежание этого, необходимо жёсткое регулирование со стороны государства, создание единых правил и политик. 

Ситуация, когда государство попадает в зависимость от конкретного поставщика услуг, – не редкость как в случае с ЧВК, так и при аутсорсинге. Избежать этой проблемы можно, если использовать дифференцированные подходы к решению вопроса. Это значит, что применение ЧВК (или аутсорсинга) не должно полностью заменять сложившихся процедур, должно быть гибким. 

Таким образом, возросший уровень использования ЧВК государствами при проведении зарубежных операций, в общем и целом можно назвать ответом на коренные изменения, происходящие с армиями и военными бюджетам стран, пользующихся услугами таких структур. Их использование способно решить ряд характерных для сегодняшнего дня проблем: как экономического, политико-социального характера, так и сугубо военных. 

Основные аргументы в пользу необходимости принятия закона о государственном регулировании ЧВК заключаются в возможности извлечения экономической выгоды (в том числе, защита интересов отечественных компаний за рубежом), получения нового инструмента для решения широкого спектра задач. Кроме того, ЧВК в России могут выполнять определённые социальные функции, такие как трудоустройство бывших военнослужащих. Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить. Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.

xn--80ajoghfjyj0a.xn--p1ai

Частные военные компании в России: опыт и перспективы использования

Начиная со времени крушения Советского Союза, Вооружённые силы Российской Федерации претерпевают серьёзные изменения. При этом в последние годы активно используется и перерабатывается опыт передовых в военном отношении государств. Прежде всего, речь идёт о концепции сетецентричности, об изучении доктрин ведущих в военном отношении зарубежных стран и о других, более частных вопросах. Не остаётся без внимания и такое явление, как использование частных военных компаний (далее – ЧВК) и приватизация военной сферы, то есть, по существу, передача в частные руки некоторых функций государства этой особой области государственной деятельности.

В последнее время этот вопрос стал тем актуальнее, что на него обратил внимание нынешний президент Российской Федерации Владимир Путин. В апреле 2012 года, ещё будучи премьер-министром, он заявил о том, что развитие деятельности таких фирм соответствует национальным интересам России. В июне прошлого года депутатом Митрофановым был внесён законопроект о госрегулировании создания и деятельности ЧВК, но был отклонён.

Между тем, стремительно происходящие в мире изменения заставляют государства искать самые разные способы ответа на новые вызовы. Один из способов – привлечение частных структур в ранее закрытую военную сферу. В связи с вышеизложенным нам представлялось важным и актуальным рассмотреть вопрос о возможностях и перспективах использовании ЧВК российским государством, уделив внимание проблемам, которые возникают у западных стран в связи с привлечением подобных структур.

Таким образом, цель представленной работы – определение потребности России в ЧВК, перспектив их использования и круга задач, которые они могут решать.

Для достижения поставленной цели был решён ряд основных задач:

  • определить, что такое ЧВК, их правовой статус и особенности деятельности;
  • выявить основные факторы, способствовавшие развитию и распространению ЧВК;
  • дать классификацию ЧВК и разграничить их деятельность;
  • определить текущую ситуацию на рынке частных военных услуг в России;
  • на основе анализа причин, сильных и слабых сторон использования ЧВК передовыми в военном отношении государствами оценить потребность российского государства в таких структурах и перспективы их использования нашей страной.

Объект исследования – частные военные компании. Предметом исследования является использование Россией частных военных компаний.

Круг источников по изучаемой теме можно охарактеризовать как ограниченный. Это связано со спецификой рассматриваемого вопроса. ЧВК, являясь коммерческими организациями, имеют право публично не раскрывать многие данные. Вместе с тем, поскольку вопрос использования государствами ЧВК не является бизнесом в чистом виде, это позволяет получить больше информации. Кроме того, документы международно-правового характера, официальные документы, новостные сводки, информация с официальных сайтов самих ЧВК помогают глубоко погрузиться в контекст рассматриваемого вопроса.

Публикации по теме появления, деятельности и использования частных военных компаний в большом количестве появляются в России во второй половине 2000-х годов. Значительная часть российских авторов, пишущих на эту тему, в первую очередь интересуется правовыми аспектами. Однако проблемы использования ЧВК в военных операциях также интересуют российских авторов. В последние годы в России появляется всё больше публикаций на эту тему. Эти работы и труды отечественных военных теоретиков, таких как, например, В. Слипченко или Е. Месснер, помогают более глубоко изучить рассматриваемый нами вопрос. В представленной работе используются и публикации зарубежных авторов, которые по понятным причинам стали обращаться к проблемам, связанным с ЧВК и с так называемой «приватизацией военной сферы» раньше, чем в России.

Для целей настоящей работы использовано собственное рабочее определение ЧВК, основанное на формулировках российских авторов. Под ЧВК подразумеваются негосударственные коммерческие структуры, оказывающие заказчику (в нашем случае – государству) военные, охранные, консалтинговые, логистические или иные услуги, в условиях военных конфликтов и/или боевых действий.

В ходе работы нами продемонстрирован опыт и основные проблемы использования ЧВК иностранными государствами и Россией. На базе изложенных фактов делается ряд выводов.

На сегодняшний день ЧВК получили широкое распространение в мире, выполняют большой спектр услуг для различных заказчиков (в том числе – государств). При этом действуют они в самых разных регионах мира. В основном ЧВК пользуются спросом в зонах конфликтов: Ближний Восток, Африка, Латинская Америка и др.

Правовой статус деятельности ЧВК и их сотрудников является предметом серьёзных дискуссий. Более того, не всегда можно разграничить сотрудников ЧВК и наёмников с точки зрения права, что вызывает опасения некоторых политиков и общественных деятелей. Учитывая несовершенство международного законодательства в этой сфере, России стоит активно участвовать в обсуждении и разработке регулирующих деятельность ЧВК законов на международных площадках, отстаивая собственные интересы в этой области.

Статус российских ЧВК по-прежнему находится в «серой зоне». Их деятельность не регламенитрована законом, но фактически на территории Российской Федерации официально зарегистрированы и действуют ЧВК. Для этого они регистрируются не как частные охранные предприятия, а, например, как консалтинговые компании. Крупнейшими считаются «Моран Секьюрити Групп», «РСБ-Групп» и «Антитеррор-Орёл».

Основными заказчиками ЧВК в России являются частные компании, судовладельцы и крупные предприятия, такие как «Татнефть», «Газпром», «Лукойл» или «Интер РАО ЕЭС». Информацию об использовании данных ЧВК российскими государственными структурами найти не удалось. Между тем, со стопроцентной уверенностью заявлять о российском происхождении всех перечисленных ЧВК не представляется возможным, так как истинные бенефициары доподлинно неизвестны. Исключение составляет фирма «Антитеррор-Орёл», однако и это утверждение строится на только основе доступных нам открытых источников.

Собственного опыта использования ЧВК российское государство на данный момент не имеет, если судить по открытым источникам информации. Однако такая заинтересованность у политического руководства страны существует. Пример крупных западных стран, а с некоторых пор и Китая, демонстрирует нам, что ЧВК играют всё большую роль в политике и военном строительстве стран мира. Однако для того, чтобы этот инструмент не только был эффективным, но и не навредил интересам России, стоит осмысливать, изучать и творчески перерабатывать опыт, который уже есть.

Совершенно очевидно, что в такой большой стране, как Россия, ЧВК не смогут заменить традиционную армию, поэтому политикам при дальнейшем рассмотрении вопроса о привлечении ЧВК необходимо чётко определить цели и задачи, которые могут решать эти структуры, чтобы не попасть от них в зависимость. В этом отношении, по нашему мнению, следует внимательно изучить опыт Китая, который активно использует ЧВК для проведения своей политики в первую очередь на африканском континенте. К сожалению, на сегодняшний день китайский опыт применения ЧВК мало изучен в России, хотя именно на него следовало бы обратить внимание при разработке соответствующего закона. ЧВК могут стать тонким инструментом, который помог бы проводить Российской Федерации собственную политику.

Причин того, что государства всё активнее прибегают к использованию ЧВК, довольно много. Дело не только и не столько в том, что меняется сам образ войны, а с ним стратегия, тактика и концепции её ведения. В современных условиях как никогда важным является отношение общества к потерям, которые несёт армия государства в войне – не важно, какие у этой войны цели и причины. Актуально это и для нашей страны, общество которой болезненно реагирует на участие собственной армии в военных конфликтах, что связано с трагическим опытом Афганистана и Чечни.

В то же время уровень и количество угроз в последние десятилетия растут и становятся более непредсказуемыми. Для противодействия им не обойтись без применения военной силы. В том числе для решения этой комплексной проблемы государствами был найден такой нестандартный способ: использование ЧВК. Его незаурядность заключается в том, что это и не традиционный метод привлечения наёмников, и не попытка создания структуры по принципу Иностранного легиона. По большому счёту это чисто коммерческий путь, основанный на положениях либерализма: ЧВК могут существовать и без контрактов со стороны государства, выполняя заказы частных лиц, компаний и корпораций или международных организаций; государства же прибегают к их услугам только когда возникает такая потребность. И в этом заключается ещё один важный для России урок: прибегать к услугам ЧВК следует только в случае действительной необходимости и, как в случае с аутсорсингом, для освобождения служащих от несвойственных им функций.

Когда у государства есть постоянно доступная возможность прибегнуть к услугам ЧВК «по запросу», правительству проще добиться одобрения общества для отправки войск за рубеж. Объясняется это тем, что можно согласовать использование какого-то числа солдат собственной армии, но по факту в такой операции будет задействовано значительно больше людей. При этом расходы можно отразить в самых разных бюджетных статьях, а не учитывать их только как расходы Министерства обороны или других «силовых» ведомств, в компетенции которых находится проведение военных операций.

Спорным является вопрос об экономической эффективности использования ЧВК. По крайней мере, он не изучен до конца. Однако можно сделать достаточно логичный вывод: использование ЧВК можно считать экономически эффективным при проведении краткосрочных операций, так как выгода привлечения частных структур заключается именно в применении их «по запросу». Экономия достигается за счёт того, что государство не тратит финансовые средства на содержание армии, обучение новых солдат в мирное время. В случае же возникновения такой необходимости, государство в относительно короткие сроки может получить в своё распоряжение профессиональных бойцов, которых предоставят им ЧВК. В случае проведения длительной операции преимущество в виде экономии материальных ресурсов нивелируется высокой стоимостью контрактов с ЧВК по сравнению с регулярной армией – независимо от принципа комплектования. Кроме того, вопрос об экономической целесообразности использования ЧВК стоит рассматривать комплексно: рынок военных услуг может приносить значительную материальную выгоду российскому бюджету, если будут созданы условия для их официальной регистрации в России, а не в оффшорных зонах, как это происходит на сегодняшний день.

Изменение характера войны требует, чтобы профессионалы в военной сфере были квалифицированными специалистами, способными управлять и обслуживать сложные высокотехнологичные системы, использующиеся в условиях бесконтактных войн. Всё чаще приходится прибегать к услугам гражданского персонала, который может привлекаться посредством ЧВК. В войнах нового поколения часто приходится воевать против негосударственных акторов. Использование ЧВК, которые по своей природе схожи с противником, также может сулить выгоду, однако этот вопрос требует более подробного изучения.

Нельзя не признавать факты положительного влияния ЧВК на решение ряда проблем. Однако их использование зачастую не способно решить ряд вопросов, которые существуют при использовании традиционных армий, а иногда порождает новые.

На сегодняшний день не существует налаженной системы взаимодействия между армией, сотрудниками ЧВК и самими фирмами. Не существует и формального набора правил этого взаимодействия. При этом основная ответственность, так или иначе, лежит на военных. Этот вопрос требует дополнительной проработки законодателей и военных, если планируется использование ЧВК на поле боя совместно с войсками.

Если в России будет развиваться рынок ЧВК для использования их в целях государства, следует разработать процедуры, исключающие вероятность коррупционной составляющей при заключении контрактов между ведомствами и ЧВК. В противном случае может возникнуть ситуация, когда частные структуры будут диктовать государству свои условия, может возникнуть «привязка к поставщику». В связи с этим необходимо изучать опыт Китая, который развивает ЧВК скорее не как коммерческие субъекты, но в первую очередь, как инструмент и проводник собственной политики.

Общественный и гражданский контроль над деятельностью ЧВК в значительной степени затруднён. Это не способствует повышению прозрачности, которая необходима, чтобы не только избежать коррупции, но и снизить вероятность возникновения проблемы бесконтрольности при использовании частных фирм государством. Об этом следует помнить в России, где практика гражданского контроля пока широко не распространена.

России необходимо досконально разработать процедуры для регулирования деятельности ЧВК. Большое количество ЧОП, которые существуют на сегодняшний день в стране, будут стремиться зарегистрироваться как ЧВК. Нельзя забывать, что главная цель ЧВК, как коммерческой структуры – извлечение прибыли. Это значит, что зачастую, стараясь сэкономить, они могут предоставлять своим сотрудникам некачественное оборудование или обмундирование – и это меньшая из бед, которые сулит использование ЧВК. Во избежание этого, необходимо жёсткое регулирование со стороны государства, создание единых правил и политик.

Ситуация, когда государство попадает в зависимость от конкретного поставщика услуг, – не редкость как в случае с ЧВК, так и при аутсорсинге. Избежать этой проблемы можно, если использовать дифференцированные подходы к решению вопроса. Это значит, что применение ЧВК (или аутсорсинга) не должно полностью заменять сложившихся процедур, должно быть гибким.

Таким образом, возросший уровень использования ЧВК государствами при проведении зарубежных операций, в общем и целом можно назвать ответом на коренные изменения, происходящие с армиями и военными бюджетам стран, пользующихся услугами таких структур. Их использование способно решить ряд характерных для сегодняшнего дня проблем: как экономического, политико-социального характера, так и сугубо военных.

Основные аргументы в пользу необходимости принятия закона о государственном регулировании ЧВК заключаются в возможности извлечения экономической выгоды (в том числе, защита интересов отечественных компаний за рубежом), получения нового инструмента для решения широкого спектра задач. Кроме того, ЧВК в России могут выполнять определённые социальные функции, такие как трудоустройство бывших военнослужащих. Отечественные ЧВК сегодня практически не допущены на мировой рынок военных услуг, и без государственной поддержки выйти на него будет непросто. Вместе с тем, следует просчитывать риски, с которыми сопряжено использование ЧВК. Однако при грамотном подходе и строгом государственном контроле над деятельностью ЧВК их можно если и не устранить полностью, то значительно снизить. Игнорировать важные тенденции нельзя, но и слепое копирование опыта не способствует успеху. Всё это необходимо учитывать Российской Федерации, при принятии закона о государственном контроле над ЧВК. Тогда использование ЧВК будет действительно служить во благо национальным интересам России.

Источники и литература

Документы международно-правового характера

  1. Документ Монтрё о соответствующих международно-правовых обязательствах и передовых практических методах государств, касающихся функционирования частных военных и охранных компаний в период вооруженного конфликта. <http://daccess-dds-ny.un.org/doc/UNDOC/GEN/N08/537/12/PDF/N0853712.pdf?OpenElement>
  2. Дополнительный протокол к Женевским конвенциям отавгуста 1949 года, касающийся защиты жертв международных вооружённых конфликтов <http://www.icrc.org/rus/assets/files/2013/ap_i_rus.pdf>
  3. Международная конвенция о борьбе с вербовкой, использованием, финансированием и обучением наемников от 4 декабря 1989 года. <http://www.un.org/ru/documents/decl_conv/conventions/mercen.shtml>
  4. Международный кодекс поведения частных охранных компаний // Официальный сайт Кодекса <http://www.icoc-psp.org/uploads/International_Code_of_Conduct_for_Private_Security_Providers_-_Russian.pdf>

Информация с официальных сайтов частных военных компаний

  1. Информация с официального сайта компании «Academi» <http://academi.com/>
  2. Информация с официального сайта компании «Kellog Brown and Root» <http://www.kbr.com/>
  3. Информация с официального сайта компании «Моран Секьюрити Групп» <http://moran-group.org/ru/index/index>
  4. Информация с официального сайта компании «РСБ-Групп» <http://www.rsb-group.ru/>
  5. Информация с официального сайта компании «Антитеррор» < http://www.antiterror-orel.ru/ >
  6. Информация с официального сайта компании «Славянский корпус» <http://slavcorps.org/ru/>

Новостные ресурсы

  1. Ландскнехтов в Сирию послал Петербург // Фонтанка.ру. <http://www.fontanka.ru/2013/10/30/099/>
  2. Путин поддержал идею создания в России частных военных компаний // РИА Новости. <http://ria.ru/defense_safety/20120411/623227984.html>
  3. Частный бизнес. Дмитрий Рогозин готов пустить в военную отрасль негосударственные компании // Взгляд. <http://vz.ru/economy/2012/9/19/598809.html>
  4. Decision on Afghan Troop Levels Calculates Political and Military Interests // The New York Times. 2013. 12 February. <http://www.nytimes.com/2013/02/13/us/politics/obama-to-announce-troops-return.html?_r=0>
  5. DynCorp’s Assignment: Protect Afghan Leader // The Washington Post. 2002. 2 December.
  6. Dick Cheney’s Halliburton: a corporate case study // The Guardian. 2011. 8 June. <http://www.guardian.co.uk/commentisfree/cifamerica/2011/jun/08/dick-cheney-halliburton-supreme-court>
  7. Report on Iraq Security Lists 310 Contractors // The New York Times. 2008. 28 October. <http://www.nytimes.com/2008/10/29/world/middleeast/29protect.html?_r=0>

Другие источники

  1. Информация из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ) <http://egrul.nalog.ru/>
  2. Проект Федерального закона №62015-6 «О государственном регулировании создания и деятельности частных военных компаний».
  3. Список компаний, подписавших Международный кодекс поведения // Официальный сайт <http://www.icoc-psp.org/uploads/Signatory_Companies_-_September_2013_-_Composite_List-1.pdf>
  4. Contingency Operations. Army Should Do More To Control Contract Cost in The Balkans // United States General Accounting Office. 2000. September <http://www.gao.gov/assets/100/90440.pdf>
  5. Iraq Coalition Casualties: Contractors // Official Page of Iraq Coalition Casualty Count <http://icasualties.org/Iraq/Contractors.aspx>
  6. NATO Civil-Military Cooperation (CIMIC) Doctrine. 2003. June. <http://www.cimic-coe.org/download/AJP-9.pdf>
  7. Securing Britain in an Age of Uncertainty: Strategic Defence and Security Review. 2010. <//www.direct.gov.uk/prod_consum_dg/groups/dg_digitalassets/@dg/@en/documents/digitalasset/dg_191634.pdf»>http://www.direct.gov.uk/prod_consum_dg/groups/dg_digitalassets/@dg/@en/documents/digitalasset/dg_191634.pdf>
  8. Sequastration // U.S. Department of Defense <http://www.defense.gov/home/features/2013/0213_sequestration/>
  9. Private military and security firms and the erosion of the state monopoly on the use of force: Recommendation 1858 (2009) // Official Page of The Parliamentary Assembly of The Council of Europe. <http://assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewPDF.asp?FileID=17711&Language=EN>
  10. Quarterly Reports and Semiannual Reports To Congress of The Special Inspector General for Iraq Reconstruction // Official page of The Special Inspector General for Iraq Reconstruction < http://www.sigir.mil/publications/quarterlyreports/index.html > 

Литература

  1. Барабанов М.С., Лавров А.В., Целуйко В.А. Танки августа. // Центр анализа стратегий и технологий / Под ред. Барабанова М.С. M. 2009 <http://cast.ru/files/the_tanks_of_august_sm.pdf>
  2. Буренок В. Философский фундамент военного строительства // Независимое военное обозрение. 2011. 19 августа. <http://nvo.ng.ru/concepts/2011-08-19/8_army.html>
  3. Валецкий О.В. Новая стратегия США и НАТО в войнах в Югославии, Ираке, Афганистане и её влияние на развитие зарубежных систем вооружения и боеприпасов. М.: Арктика 4Д, 2008.
  4. Валецкий О.В. Разминирование в конце XX века и ЧВК // Официальный сайт Военно-консалтинговой компании «Альфа-Витязь». <http://mail.milcons.ru/uchebnyy-centr/article/razminirovanie-v-konce-xx-veka-i-chvk>
  5. Валецкий О.В. Частные военные компании, их создание и развитие – опыт работы в Ираке, Афганистане, Африке и в других регионах мира // Информационный ресурс «ArtofWar». http://artofwar.ru/w/waleckij_o_w/chvk.shtml
  6. Война и мир в терминах и определениях. Военно-политический словарь // Под. общ. ред. Рогозина Д.О. / М. : Вече, 2011.
  7. Волеводз А.Г. Проблемы, принципы и перспективы регулирования деятельности частных военных и охранных предприятий // Вестник МГИМО Университета.№ 3.
  8. Волеводз А.Г. О международных инициативах в сфере правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция. 2009. № 1.
  9. Волеводз А.Г. О проектах правового регулирования деятельности частных военных и охранных компаний // Международное уголовное право и международная юстиция.№ 2.
  10. Гаврилов В.В. К вопросу о правовом статусе сотрудников частных военизированных компаний в современном международном гуманитарном праве // Евразийский юридический журнал. 2008. № 3. С. 54-59.
  11. Как делают деньги на войне. Война перестала быть прерогативой государства. // HarvardBusinessReview. 2012. Апрель.
  12. Канчуков С. Широкое поле деятельности для ЧВК // Военно-промышленный курьер. 2012. 22 августа. <http://vpk-news.ru/articles/9179>
  13. Кашников Б.Н. Частные военные компании и теория справедливых войн // Российский научный журнал. 2011. №20.
  14. Коновалов И.П., Валецкий О.В. Эволюция частных военных компаний // Пушкино: Центр стратегической конъюнктуры, 2013. <http://conjuncture.ru/pocketbook_konovalov-valetskiy_mpc-2013>
  15. Коновалов И. Частный военный бизнес: кризис надвигается // Военно-промышленный курьер. 2012. 25 апреля. <http://vpk-news.ru/articles/8814>
  16. Крашенинникова В.Ю. Война на аутсорсинге // Россия в глобальной политике. 2008. №1. < http://www.globalaffairs.ru/number/n_10269>
  17. Макиавелли Н. Рассуждения о первой декаде Тита Ливия. Государь. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002.
  18. Мартьянов О. Частные военные компании США: предназначение и роль в военных конфликтах // Зарубежное военное обозрение. № 5. 2011. Май.
  19. Михайленко А.Н. Регулирование деятельности частных военных и охранных компаний в зонах вооруженных конфликтов // М.: Изд-во РАГС, 2010.
  20. Михайленко А.Н. Частные военные и охранные компании в России: быть или не быть? // Обозреватель-Observer. 2013. Май. <http://www.rau.su/observer/N5_2013/090_099.pdf>
  21. Мясников В. Корпоративные солдаты для горячих точек // Независимое военное обозрение. 2008. 24 октября. <http://nvo.ng.ru/forces/2008-10-24/7_corporative.html>
  22. Мясников В. Нигерия: гражданская война низкой интенсивности // Независимое военное обозрение. 2013. 18 октября.<http://nvo.ng.ru/wars/2013-10-18/1_nigeria.html>
  23. Новикова Д.О. Проблемы использования частных военно-охранных компаний при проведении военных операций США // Вестник МГИМО. № 3. (12), 2010.
  24. Полибий. Всеобщая история // М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. Т.1.
  25. Пономарёва Е. Железная хватка «мягкой силы». МГИМО. 2013. <http://www.mgimo.ru/news/experts/document238257.phtml>
  26. Слипченко В. К какой войне должны готовиться вооружённые силы // Отечественные записки. 2002. № 8 <http://www.strana-oz.ru/2002/8/k-kakoy-voyne-dolzhny-gotovitsya-vooruzhennye-sily>
  27. Слипченко В. К какой войне должна быть готова Россия // Ресурс Полит.ру. <http://polit.ru/article/2004/11/18/slipch/>
  28. Уваров Н. Бизнес на службе Пентагона // Зарубежное военное обозрение. №5. 2009. Май.
  29. Уваров Н.М. Частный бизнес на службе военных ведомств. По опыту основных зарубежных стран. М.: Едиториал УРСС, 2009.
  30. Уэсселер Р. Война как услуга. М.: СТОЛИЦА-ПРИНТ, 2007.
  31. Хочешь мира, победи мятежевойну! Творческое наследие Е.Э. Месснера. М.: Российский военный сборник. 2005. <http://militera.lib.ru/science/0/pdf/messner_ea01.pdf>
  32. Храмчихин А. Почему востребованы универсальные солдаты // Независимое военное обозрение. 2010. 22 января. <http://nvo.ng.ru/concepts/2010-01-22/1_universal.html>
  33. Храмчихин А. Русские на войне. М.: Ключ-С, 2010.
  34. Храмчихин А. Феномен китайской военной мощи пока ещё недооценён // Независимое военное обозрение. 2011. <http://www.ng.ru/forces/2011-12-30/1_china.html>
  35. Шишков В. России тоже нужны корпоративные солдаты // Независимое военное обозрение. 2009. 6 февраля. <http://nvo.ng.ru/realty/2009-02-06/3_korporativ.html>
  36. Crofford C.D. Private Security Contractors on the Battlefield // Strategic Studies Institute. 2006. 15 March. <http://www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pdffiles/ksil320.pdf>
  37. Del Prado J.L. G. The Role of Private Military and Security Companies in Modern Warfare // Global Research. Centre for Research on Globalization. 2012. 11 August. < http://www.globalresearch.ca/the-role-of-private-military-and-security-companies-in-modern-warfare/32307>
  38. Echevaria A.J. II Fourth-Generation War and Other Myths // Strategic Studies Institute. 2005. November. <http://www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pubs/display.cfm?pubID=632>
  39. Elsea J.K. Private Security Contractors in Iraq and Afghanistan: Legal Issues // Congressional Research Service. 2010. 7 January. <http://assets.opencrs.com/rpts/R40991_20100107.pdf>
  40. Franke V. The Peacebuilding Dilemma: Civil–military Cooperation in Stability Operations // International Journal of Peace Studies. 2006. Vol. 11. № 2. <http://www.gmu.edu/programs/icar/ijps/vol11_2/11n2FRANKE.pdf>
  41. Grant B. U.S. Military Expertise For Sale: Private Military Consultants As a Tool Of Foreign Policy // U.S. Army War College. 1998. < http://www.dtic.mil/dtic/tr/fulltext/u2/a344357.pdf>
  42. Gray C.S. Hard Power and Soft Power: The Utility of Military Force as an Instrument of Policy in the 21st Century // Strategic Studies Institute. 2011. 8 April. <http://www.strategicstudiesinstitute.army.mil/pubs/display.cfm?pubid=1059>
  43. Holmqvist C. Private Security Companies. The Case for Regulation // SIPRI Policy Paper №9. 2005. January. <http://books.sipri.org/files/PP/SIPRIPP09.pdf>
  44. McPeak M., Ellis S. Managing Contractors in Joint Operations: Filling the Gaps in Doctrine // Army Logistician. 2004. Mar/Apr. Vol. 36. Issue 2. P. 6-9.
  45. Military Expenditure Database // Stockholm International Peace Research Institute. 2013. <http://www.sipri.org/research/armaments/milex/milex_database>
  46. Moesgaard C. Private Military in Counter-Insurgency Strategy // Danish Institute for International Studies. 2011. March. <http://www.diis.dk/graphics/publications/policybriefs%202011/pb2011-private-military-companies-web.pdf>
  47. Scahill J. Blackwater. The Rise of The Most Powerful Mercenary Army. New York: Nation Books, 2008.
  48. Singer P.W. Corporate Warriors: The Rise of the Privatized Military Industry. New York: Cornell University Press, 2003.
  49. Singer P.W. Can’t Win With ‘Em , Can’t Go to War Without ‘Em // Foreign Policy at Brookings. 2007. September. № 4. P. 2. <http://www.brookings.edu/~/media/research/files/papers/2007/9/27militarycontractors/0927militarycontractors>
  50. The Military Balance // The International Institute for Strategic Studies. 2013.

 

Неелов Владимир

csef.ru

список. Закон о частных военных компаниях в России

Новости и общество 3 февраля 2017

Частные военные компании в России — это коммерческие организации, которые выходят на рынок со специализированными услугами. Они, в первую очередь, связаны с защитой, охраной конкретного человека или объекта. В мировой практике такие организации в том числе участвуют в военных конфликтах, занимаются сбором разведывательной информации. Оказывают консультационные услуги регулярным войскам.

История вопроса

Частные военные компании в России появились сравнительно недавно — в 90-е годы, в то время как в мире они работают уже несколько десятилетий.

Впервые такое понятие появилось в Великобритании в 1967 году. Частную военную компанию основал известный английский полковник Дэвид Стерлинг.

Уже к середине 70-х годов в мире было большое количество контрактников, которые желали зарабатывать деньги в околовоенных структурах. Одно из первых крупных соглашений в этой сфере было подписано в 1974 году. Оно было заключено между частной военной компанией и правительством США. Миссия — подготовка национальной гвардии Саудовской Аравии и физическая защита нефтяных месторождений в этом государстве.

Из-за увеличившегося числа наемников в мире в 1979 году Генеральная ассамблея ООН приняла резолюцию о разработке соответствующей конвенции. В ней необходимо было запретить вербовку, обучение и финансирование наемников.

Если в период холодной войны такие компании создавались во многих государствах для участия в боевых действиях в третьих странах, то в 2000-е появился новый тренд. К услугам частных военных компаний стали прибегать крупные международные корпорации, интересы которых находятся в странах с нестабильной политической обстановкой.

Объемы рынка

На сегодняшний день объем рынка этих компаний составляет около 20 миллиардов долларов. Свою лепту вносят и частные военные компании в России.

По оценкам экспертов, в XXI веке этот узкий и специализированный рынок превратился в глобальный сектор экономики с многомиллиардным оборотом. Такого мнения придерживаются экономисты по всему миру.

Чаще всего к услугам подобных организаций обращаются правительства западных стран для представления своих интересов в третьих странах. Одни из самых больших представительств — в Ираке и Афганистане.

Видео по теме

Услуги компаний

Частные военные компании в России предоставляют широкий спектр разнообразных услуг. Подобный перечень предоставляют и другие международные компании по всему миру. Это охрана объектов, имеющих стратегическое значение. Чаще всего наемников используют для защиты нефтяных месторождений и нефтяных баз, энергетических систем.

Также эти организации предлагают свои услуги в качестве частных охранных предприятий в зарубежных странах. Например, они могут защищать посольства, сопровождать гуманитарные конвои и представителей Организации Объединенных Наций.

В странах третьего мира, в которых ведутся боевые действия, специалисты этих компаний часто обучают местных офицеров и солдат правительственных вооруженных сил, готовят полицейских, а также других представителей служб безопасности.

Частные военные компании порой охраняют тюрьмы, такие прецеденты были в Ираке и Афганистане. Участвуют в операциях по разминированию, выполняют функции военных переводчиков. Проводят авиационную разведку, выполняют вооруженное сопровождение судов для защиты от пиратов. Такой вид услуг стал чрезвычайно популярным после активизации морских разбойников в Сомали.

Преимущества

Финансовую стабильность предлагает практически каждая частная военная компания в России. Как устроиться туда? Этим вопросом сегодня интересуются многие из тех, кто имеет за плечами опыт армейской службы. Для начала разберемся с ее преимуществами.

Во-первых, использование наемников вместо регулярной армии не вызывает недовольства у населения. К тому же в государствах со слабыми политическими институтами они представляют реальную противоборствующую силу местным органам правопорядка, а иногда и регулярным войскам. Они мобильны, управление этими подразделениями очень гибкое, напрочь отсутствует бюрократия. По сравнению с регулярными войсками, в которых служит много призывников, совсем недавно узнавших о тяготах воинской службы, в этих компаниях — только профессионалы. Люди, посвятившие военному делу не один год.

Недостатки

Несмотря на большое количество положительных моментов, присутствуют и недостатки.

Самый серьезный из них заключается в том, что сотрудники таких компаний трудятся исключительно для того, чтобы заработать деньги. У них нет никакой иной мотивации — идейной или идеологической. А это очень важно в критических и экстремальных ситуациях.

К тому же в контрактах не предусмотрены все условия, которые могут возникнуть в ходе боевых действий. Поэтому предугадать, как себя поведут контрактники-наемники, не всегда удается. Ведь они не подчиняются напрямую военному начальству. Эти факторы существенно уменьшают их гибкость и оперативность.

Также между войсками и военными компаниями нет четкой взаимосвязи, отсутствует единый центр управления и всеобщая координация всех имеющихся сил.

Юридический статус

Юридический и правовой статус контрактников чаще всего не определен. Даже несмотря на то что их деятельность регулируется большим количеством норм международного и национального права.

Стоит отметить, что нельзя всех сотрудников этих компаний называть наемниками. Чаще всего они не принимают непосредственного участия в боевых действиях. К тому же их не включают в официальную статистику вооруженных формирований государства, задействованных в конфликте.

При этом в России наемничество официально запрещено. В Уголовном кодексе есть соответствующая статья, которая предусматривает наказание за это от трех до семи лет.

Закон о частных военных компаниях в России активно обсуждался в федеральном парламенте в 2015 году. Предполагалось принять специальный законопроект, который позволил бы РФ защищать свои экономические интересы на Ближнем Востоке и в Арктике. Однако он так и не был принят.

«Российские системы безопасности»

Частные военные компании в России, список которых возглавляет самая известная — «РСБ-Групп», сегодня предлагают широкий спектр услуг.

«РСБ-Групп» — это серьезная организация, которая является официальным партнером ООН в России. Работает в рамках резолюций Совета Безопасности, устава ООН, Кодекса Красного Креста.

Компания осуществляет сопровождение на суше и на море, техническую защиту, проводит обучение и консалтинг. Занимается разминированием территорий, охраной объектов в пределах Российский Федерации.

«РСБ-Групп» может предложить и весьма экзотические услуги. Например, проведение разведки и аналитики. В интересах заказчика добывается информация о клиентах, конкурентах или поставщиках. Исключение составляют только промышленный шпионаж и сведения, являющиеся государственной тайной.

Все эти услуги могут предложить мноиге частные военные компании в России. Как попасть в них? Например, в «РСБ-Групп» на сегодняшний день открыты вакансии менеджера по активным продажам охранных и морских охранных услуг, менеджера по развитию проекта.

МАР

Еще одна серьезная организация, занимающаяся такой деятельностью, — МАР. Она базируется в Санкт-Петербурге.

Специализируется на организации законных расследований и обеспечении безопасности. Осуществляет охрану физических лиц, автомобильных колонн, нефте- и газопроводов, сопровождение грузов, представляющих особую важность.

И это еще не все услуги, которые могут предоставить частные военные компании в России. Обучение сотрудников, охрана морских судов, военный и деловой консалтинг, охрана массовых мероприятий, а также подготовка и обмен информации по таким событиям — все это находится в рамках их компетенции.

Перечислим некоторые другие частные военные компании, функционирующие в РФ:

  • Cossaks.
  • «Феракс».
  • «Редут-Антитеррор»
  • «Антитеррор-Орел» и другие.

Создание военной компании

В России этот вид бизнеса развивается относительно недолгого времени. Бесспорно, приносит хорошую прибыль частная военная компания в России. Как создать такую структуру, а главное, в чем будут ее плюсы? Сегодня над этими вопросами размышляют многие.

Важно при создании подобной организации выполнять все требования закона, а также в дальнейшей деятельности не оказывать услуги, из-за которых могут быть проблемы с правоохранительными органами.

Фактором в пользу создания таких фирм служит сокращение численности российских вооруженных сил. Теперь армия не может выполнять функции, возложенные на нее ранее, в советское время. Как следствие — сокращение большого числа офицеров, что негативно сказалось на общем уровне армейской подготовки.

Все это делает создание в России частных военных компаний успешным и прибыльным бизнесом.

Источник: fb.ru

monateka.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о