Гибель линкора «Бисмарк» » Военное обозрение

Операция «Рейнские учения» предусматривала выход линкора «Бисмарк» и тяжелого крейсера «Принц Ойген» в Атлантический океан через Датский пролив. Главной целью операции был выход на морские коммуникации британского торгового флота. Предполагалось, что «Бисмарк» будет связывать боем эскорт конвоев, в то время как «Принц Ойген» будет топить торговые суда. Командиром операции был назначен адмирал Гюнтер Лютьенс, который просил командование отложить начало похода, для того чтобы к нему смог присоединиться проходящий испытания «Тирпиц» или ремонтирующийся в порту Бреста «карманный линкор» Шарнхорст. Однако главнокомандующий кригсмарине адмирал Эрих Редер не поддержал Лютьенса и 18 мая 1941 года «Принц Ойген» и «Бисмарк» вышли в море.

20 мая немецкие корабли были замечены с нейтрального шведского крейсера «Готланд», в этот же день об эскадре из двух крупных боевых кораблей сообщили представители норвежского сопротивления. 21 мая Великобритания получила от своего военного атташе при посольстве Швеции сообщение об обнаружении в проливе Каттегат двух больших немецких судов. С 21 по 22 мая корабли встали на стоянку во фьордах недалеко от норвежского Бергена, где были перекрашены, а «Принц Ойген» был дозаправлен. «Бисмарк» по неизвестным причинам не заправлялся. Пока корабли были на стоянке, их удалось сфотографировать самолету-разведчику ВВС Англии. Теперь английские адмиралы точно идентифицировали Бисмарк.


Командующий английским «Хоум-флитом» адмирал Джон Тови практически сразу отправил линкор «Принц Уэльский» и линейный крейсер «Худ» в сопровождении эсминцев к ю-з побережью Исландии. Крейсер «Саффолк» должен был пойти на соединение с находящимся в Датском проливе крейсером «Норфолк». Легкие крейсера «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза» должны были патрулировать в проливе между Фарерскими островами и Исландией. В ночь на 22 мая сам адмирал Тови во главе флотилии из линкора «Король Георг V» и авианосца «Викториес с эскортом вышел из базы флота Скапа-Флоу. Эта флотилия должна была поджидать немецкие корабли к с-з от Шотландии, где должан была встретиться с линейным крейсером «Рипалз».

Линкор «Бисмарк» и тяжелый крейсер «Принц Ойген»

Вечером 23 мая в Датском проливе в условиях густого тумана крейсера «Саффолк» и «Норфолк» вступили в визуальный контакт с немецкими судами. «Бисмарк» вынужден был открыть огонь по «Норфолку», после чего английские корабли отступили в туман и передали своему командованию местоположение противника, продолжая идти за «Бисмарком» по радарам на расстоянии 10-14 миль.

Бой в Датском проливе

Флагман английского флота «Худ» и линкор «Принц Уэльский» установили визуальный контакт с немецкими судами ранним утром 24 мая и в 5:52 утра начали бой, находясь на расстоянии более 20 км. Вице-адмирал Холланд, командовавший соединением, приказал открыть огонь по первому кораблю, приняв его за «Бисмарк». На «Принце Уэльском» быстро разобрались в ошибке и перенесли огонь на второй корабль. Вскоре это понял и сам Холланд, но видимо его приказ так и не дошел до центра управления огнем, так как «Худ» до самого конца продолжал обстреливать «Принца Ойгена».

В 5:56 шестой залп с «Принца Уэльского» попал в «Бисмарк», снаряды повредили топливные цистерны и вызвали утечку топлива и заполнение их водой, корабль стал оставлять нефтяной шельф. Минуту спустя «Худ» получил попадания от третьего залпа «Бисмарка» и второго залпа «Принца Ойгена на корабле начались пожары. В это время «Бисмарк» получил еще два попадания с «Принца Уэльского» ниже ватерлинии. К 6:00 часам корабли сблизились до 16 км., в это время «Худ» накрыл пятый залп с немецкого линкора, раздался страшной силы взрыв и гордость английского флота, разломившись пополам, за считанные минуты ушел на дно. Из всего экипажа 1417 человек спасти удалось лишь троих.

Линкор «Принц Уэльский» вынужден был продолжать бой в одиночку и он развивался для него крайне неудачно. Корабль вынужден был идти на сближение с немецкими судами до дистанции в 14 км., избегая столкновения с остатками «Худа». После получения семи попаданий, которые вывели из строя одну из башен главного калибра, линкор вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Капитан «Бисмарка» Линдеманн предлагал продолжать погоню и потопить подбитый линкор, но адмирал Лютьенс приказал продолжать поход. На «Бисмарке» в результате боя вышел из строя один генератор, в бойлерную №2 с двумя котлами начала поступать забортная вода, были пробиты две топливных цистерны, корабль шел с дифферентом на нос и креном на правый борт. Адмирал Лютьенс принял решение прорываться во французский порт Сен-Назер для ремонта, после которого линкор смог бы беспрепятственно выйти на коммуникации Атлантики.

«Бисмарк» ведет огонь по линкору «Принц Уэлский»

Преследование

Крейсера «Саффолк» и «Норфолк» а также поврежденный линкор «Принц Уэльский» продолжили преследование немцев, передавая их местоположение. Гибель флагмана флота линейного крейсера «Худ» произвела на английских адмиралов очень тягостное впечатление, позднее для расследования обстоятельств гибели «Худа» была даже создана специальная комиссия. Теперь большая часть находившихся в северной Атлантике военных судов подключалась к охоте за «Бисмарком». Для преследования линкора были привлечены корабли охранения многих военных конвоев. Так для данной операции был задействован линкор «Родни» и три из четырех эсминцев, которые сопровождали превращенный в военный транспорт бывший пассажирский лайнер «Британик». Дополнительно для операции привлекли еще 2 линкора и 2 крейсера. Соединение флота «H» размещенное в Гибралтаре было приведено в боевую готовность, на случай если «Бисмарк» пойдет в их направлении.

Около 18 часов 24 мая «Бисмарк» неожиданно развернулся в тумане и пошел на своих преследователей. После короткого боя корабли не добились попаданий друг в друга, но британские суда вынуждены были скрыться, в это время «Принц Ойген» успешно прервал контакт с ними и достиг французского порта Брест через 10 дней. Полдесятого Льютенс доложил командованию, что «Бисмарк», испытывая нехватку топлива, прекращает попытки стряхнуть преследователей и движется в Сен-Назар напрямую.

Вечером того же дня адмирал Тови приказывает авианосцу «Викториес» сблизиться с линкором, а уже в 22:10 с него взлетели 9 торпедоносцев «Свордфиш», которые под сильным огнем зенитной артиллерии атаковали линкор и добились одного попадания с правого борта. При этом корабль не получил серьезных повреждений, так как торпеда попала в главный броневой пояс. В этом инциденте экипаж корабля потерял одного матроса (первая потеря с начала похода). Ночью «Бисмарк» сумел оторваться от преследователей, воспользовавшись тем, что те, опасаясь атак подводных лодок, начали выполнять противолодочные маневры.

Обнаружение

Вновь обнаружить корабль удалось лишь в 10:10 26 мая, когда американо-британский экипаж летающей лодки «Католина» вылетевший с базы Лох-Эрне в Северной Ирландии смог обнаружить линкор. К этому времени Лютьенсу оставалось еще 690 миль до Бреста, вскоре он уже мог вызвать на защиту судна бомбардировочную авиацию люфтваффе.

В этот момент единственным английским соединением, которое смогло бы замедлить «Бисмарк» стало соединение «H», которым командовал адмирал Соммервилль, оно вышло на перехват из Гибралтара, имея в составе авианосец «Арк Ройаль». В 14:50 с его палубы к месту обнаружения линкора вылетели торпедоносцы «Свордфиш», к этому моменту в данном районе находился отделившийся от основных сил крейсер «Шеффилд», который пытался установить контакт с «Бисмарком». Нечего не знающие об этом пилоты приняли его за немца и провели торпедную атаку, на их счастье ни одна из 11 выпущенных торпед не смогла поразить цель.

В 17:40 «Шеффилд» обнаружил «Бисмарк» и начал его преследование, повторный налет 15 торпедоносцев в 20:47 принес свои плоды, английские летчики добились двух или трех попадании в линкор, при этом одно из них стало решающим, торпеда попала в кормовую часть судна и повредила рулевые механизмы. «Бисмарк» потерял возможность маневрировать и стал описывать циркуляции, попытки команды восстановить управляемость судна не принесли успеха.

Последний бой линкора

Потопление

27 мая в 8:47 утра с дистанции в 22 км. «Бисмарк» был атакован кораблями из соединения адмирала Тови, линкоры «Король Георг V» и «Родни» а затем и крейсера «Дорсетшир» и «Норфолк» начали обстрел судна. Линкор огрызался в ответ. Однако англичане достаточно быстро добились попаданий в «Бисмарк» за полчаса он получил повреждения орудийных башен главного калибра, многие надстройки, включая посты управления огнем, были разрушены и горели, корабль получил сильный крен. В 9:31 смолкла последняя четвертая орудийная башня крейсера, после этого по рассказам выживших членов команды капитан судна Эрнст Линдеман отдал приказ о затоплении корабля. «Бисмарк» до конца не спускал боевой флаг, что позволило «Родни» подойти на расстояние в 2-4 км. и в упор расстреливать беззащитный корабль. Однако топливо на британских судах подходило к концу, поняв, что «Бисмарк» уже не доберется до Бреста, адмирал Тови принимает решение вернуться на базу. Крейсер «Дорсетшир» в период с 10:20 до 10:36 выпускает по немецкому линкору 3 торпеды, каждая из которых попадает в цель. В 10:39 «Бисмарк» завалился на борт и затонул, спастись удалось лишь чуть более 110 членам экипажа, более 2100 человек разделили участь погибшего судна.

topwar.ru

бисмарк корабль

Бисмарк корабль

Бисмарк линкор

27 мая 1941 года подводный мир пополнился грандиозным военным кораблём, созданным Германией для морских операций в ходе Второй Мировой войны. « Бисмарк» линкор был потоплен английскими военными кораблями, корабль был назван в честь видного немецкого государственного деятеля Отто фон Бисмарка.

Историческая справка
Отто Бисмарк родился 1 апреля 1819 года в отцовском поместье Шонхаузен. В 1835 году Бисмарк приступил к государственной службе. В 1847 году он становится консервативным членом Объединенного Прусского парламента. Благодаря его мудрой политике в 1870-1871 году велась война против Франции, которая завершилась победой. После победы Бисмарк предложил создать первый Немецкий Рейх, после создание, которого стал его Рейхсканцлером. В последующие годы, вплоть до кончины Вильгельма Первого велась реконструкция рейха. Бисмарк проводил мудрую мирную внешнею политику. Находясь а центре Европы, Первый Рейх был подвержен внешним нападкам, Отто пытался всеми силами защитить границы комплексной системой федерации.
Когда корону унаследовал Вильгельм Второй разница во взглядах на внутреннею и внешнею политику между новым императором и Бисмарком очень сильно различалась. Взгляды молодого и самоуверенного императора были чужды Бисмарку, что в 1880 году привело к отставке Бисмарка. Через семь лет 30 июля 1898 года Отто фон Бисмарк скончался. Впоследствии Бисмарк сильно критиковали как прямого «духовного» предшественника Гитлера, хотя на самом деле не соответствовало истине.

Гибель корабля «Бисмарк»

   24 мая 1941 года в ходе морского боя «Бисмарком» под командованием адмирала Гюнтера Любьтенса и капитана Эрнста Линдерманна, был уничтожен самый мощный на то время английский крейсер «Худ». Артиллерийским огнём с «Бисмарка» была снесена половина надстроек крейсера и тот, взорвавшись мгновенно затонул, унеся жизни 1419 английских моряков. В живых осталось только трое, чудом спасшихся с затонувшего корабля.
Разгневанный Уинстон Черчиль отдал приказ любой ценой уничтожить линкор «Бисмарк». Английский флот данный приказ выполнял с необыкновенной быстротой, прошло всего четыре дня после гибели крейсера «Худ», как произошла трагедия с немецким кораблём. За эти дни были задействованы крупные морские силы англичан. В операции потопления «Бисмарка» были задействованы знаменитые корабли «Принц Уэльский» и «Реноун». С 24 мая по 27 мая началась настоящая охота за скоростным «Бисмарком». Благодаря своим скоростным данным немецкому кораблю несколько раз удавалось уйти от противника. Удача от «Бисмарка» отвернулась 25 мая 1941 года. После очередного налёта торпедоносцев с «Виктории» немецкий линкор получил серьёзные повреждения, которые привели к потери скоростных качеств корабля, сделав его более уязвимым. Англичане с особым усердием прочёсывали воды Атлантического океана и обнаружили «Бисмарк» в 10 часов 30 минут две торпеды, выпущенные с английского «Арк Роял» достигли цели, так начался морской бой.

Ранним утром 27 мая вплотную к «Бисмарку» подошли английские корабли «Король Георг Пятый» и «Родней», которые открыли беспощадный огонь по раненому кораблю. Позже к ним присоединился крейсер «Дорсетшир», с которого в 10 часов15 минут были выпущены три торпеды, которые отправили «Бисмарк» на дно. Уходя под воду корабль перевернулся кверху килем. Теряя башни основных калибров и палубные надстройки, корабль быстро уходил на дно. По мере погружения и освобождения верхней палубы, судно приобрело первоначальное положение, палубой вверх. Ударившись о склон «Бисмарк» проскользнул пару километров и навсегда обрёл покой. Команда «Бисмарка» до конца выполнила свой долг и ушла под воду вместе с кораблём, который служил им домом, другом и местом службы.
Чуть ниже посмотрим, как поэтапно тонул «Бисмарк»


Корабль медленно начинает погружаться вниз кормой, сражение затихает.
Перед тем, как затонуть, судно переворачивается, носовая часть смотрит вверх. Четыре мачты и другие останки корабля начинают падать, при этом корма ослабленная потерей мачт, ломается.
Полностью залитый водой «Бисмарк» погружается вниз.
Оставшись без воздуха внутри, корабль очень быстро переворачивается, и поступательное движение продолжается.
Приблизительно через двадцать минут после начало погружения, судно ударяется о склон подводного вулкана и начинает скользить вниз по склону. Мачты, которые оказались на дне раньше, тащатся вместе с кораблём.
Корпус судна и другие мощные останки, опустившиеся неподалёку, сметаются лавиной вниз по склону на место последней стоянки, а мелкие обломки погружаются ещё несколько часов, образую при этом настоящую свалку.

Исследование «Бисмарка»

В 1989 году Роберт Баллард (который в своё время обнаружил «Титаник») исследовал «Бисмарк», находящийся на глубине 15700 фунтов. Для этой цели был использован необитаемый подводный аппарат «Арго». Это была вторая попытка отыскать корабль, которая оказалась удачной. Первая экспедиция, предпринятая Баллардом в 1988 году завершилась неудачей, хотя три английских корабля дали точные координаты места сражения и тонущего корабля. В этой экспедиции Роберт Баллард обнаружил только остатки деревянного парусного судна, затонувшее судно не было найдено.
Вторая экспедиция стартовала из 25 мая 1989 года из Кадица при непосредственном участии Военно-морского флота США. Первое, что было найдено-это огромное количество обуви, разбросанной по морскому дну, а через несколько дней был обнаружен и сам «Бисмарк». Нос корабля немного повреждён, башни главного калибра отсутствовали. Капитанский мостик в хорошем состоянии с 50-ю огромными вмятинами от 16-ти дюймовых английских снарядов. Деревянные палубы в хорошем состоянии, немецкая свастика хорошо различима на носу и корме корабля.
По просьбе Германского правительства данная экспедиция оказалась последний, так как корабль стал братской могилой для многих немецких моряков.
Таким образом подводный мир Атлантики пополнился ещё одним трагическим объектом Второй Мировой войны.

profdive.ru

описание, характеристики, история создания и гибели

В начале 20-го века процветающие державы соревновались в строительстве как можно более крупных и совершенных кораблей. Легендой гражданского кораблестроения стал круизный лайнер «Титаник», а среди военных судов особый почет заслужил линкор «Бисмарк». В нем была воплощена индустриальная и инженерная мощь Германии. В сочетании с высокими морально-волевыми качествами экипажа и его не менее высокой выучкой, судно становилось серьезнейшей проблемой для противника. Сегодня мы с вами познакомимся с историей линкора «Бисмарк» и его техническими характеристиками.

Краткая характеристика

Класс «Бисмарк» (всего было выпущено два судна: непосредственно «Бисмарк» и более поздний «Тирпиц») изначально позиционировался как наследник «карманных линкоров» и предназначался в основном для перехвата торговых судов. Его топливный резерв скорее был характерен для линкоров тихоокеанского флота, а скорость в 30,1 узла стала едва ли не лучшим показателем в классе. Когда на воду был спущен французский линейный корабль «Дюнкерк», проект линейного корабля типа «Бисмарк» доработали. Главным изменением было еще большее увеличение размеров. Судно стало первым германским линейным кораблем, спущенным на воду после Первой мировой войны. Вооружение линкора «Бисмарк» позволяло оказывать достойное сопротивление любому линкору тех лет. Во времена непродолжительной службы судна оно было самым большим линейным кораблем в мире. Класс «Бисмарк» по сей день остается третьим по величине после «Ямато» и «Айова».

Строительство

Киль корабля был заложен 1 июля 1936 года на германской верфи Blohm & Voss. 14 февраля 1939 года линкор сошел со стапелей. При спуске судна на воду присутствовала внучка князя Бисмарка (в честь него корабль получил свое название), которая по традиции «окрестила» корабль бутылкой шампанского, а также действующий Адольф Гитлер. 24 августа следующего года на должность капитана линкора «Бисмарк» был назначен Эрнест Линдеманн. Испытания судна и его оснащение продолжались вплоть до начала 1941 года.

Технические характеристики

Габариты корабля впечатляют: длина – 251 м, ширина – 36 м, высота от киля до первой палубы на миделе – 15 м. Стандартное водоизмещение линкора «Бисмарк» составляло 41,7, а полное – 50,9, тысяч тонн. Не менее внушительным было бронирование судна: 70 % его длины было покрыто главным бронепоясом толщиной от 170 до 320 мм. Рубка и орудийные башни главного калибра линкора «Бисмарк», получили еще более толстую броню – 220-350 и 360 мм соответственно.

Вооружение судна было не менее серьезным. Оно состояло из восьми 380-миллиметровых орудий главного калибра, 12 вспомогательных орудий калибром 150 мм и большого количества зенитной артиллерии. У каждой из башен главного калибра было свое имя: носовые назывались Антон и Брюн, а кормовые – Цезарь и Дора. Несмотря на то что у английских и американских линкоров тех времен главный калибр был немного крупнее, орудие «Бисмарка» представляло для них серьезную угрозу. Совершенная система прицеливания и управления огнем, а также высокое качество пороха позволяли «Бисмарку» с 20 километров пробивать 350-мм броню.

Энергетическая установка судна была представлена двенадцатью паровым котлами системы Вагнера и четырьмя турбозубчатыми агрегатами. Ее суммарная мощность составляла более 150 тысяч лошадиных сил, что позволяло судну разгоняться до 30 узлов. Экономным ходом корабль мог пройти более 8,5 тысяч морских миль. Такие характеристики линкора «Бисмарк» были выдающимся достижением немецких инженеров. Экипаж судна составляли 2200 матросов и офицеров.

Выход в Атлантику

Согласно плану операции «Рейнские учения», «Бисмарк» вместе с крейсером «Принц Ойген» должен был выйти в Атлантический океан, пройдя через Датский пролив. Целью похода был перехват торговых кораблей, курсирующих по британским морским коммуникациям. Предполагалось, что линкор отвлечет на себя внимание конвоя, чтобы «Принц Ойген» смог приблизится к торговым судам. Командир операции адмирал Гюнтер Лютьенс попросил вышестоящее руководство отложить начало операции и дождаться присоединения к ней еще одного линкора. Гросс-адмирал Эрих Редер – Главнокомандующий германского флота — отказал Лютьенсу. 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» и крейсер «Принц Ойген» вышли с Готенхафена (ныне польский порт Гдыня)

20 мая самый большой в мире линкор был замечен экипажем шведского крейсера «Готланд». В тот же день немецкую эскадру идентифицировали члены норвежского Сопротивления. 21 мая сведения о нахождении двух больших кораблей в проливе Каттегат попали в британское Адмиралтейство. На следующий день судна стали на стоянку во фьордах близ города Берген (Норвегия), где их перекрасили. Там же «Принц Ойген» был дозаправлен. Во время стоянки суда были замечены британским самолетом-разведчиком. Получив от него снимки, британское руководство точно идентифицировало «Бисмарк». Вскоре на место стоянки отправились бомбардировщики, но к моменту их прибытия немецкие корабли уже отплыли. «Бисмарку» и «Принцу Ойгену» удалось пройти незамеченными через Норвежское море и Северный полярный круг.

Командующий британским флотом Метрополии адмирал Джон Тови отправил линкор «Принц Уэльский» и крейсер «Худ», а также сопровождающие их эсминцы к юго-западному испанскому побережью. Датский пролив было поручено патрулировать крейсерам «Саффолк» и «Норфолк», а пролив, разделяющий Исландию и Фарерские острова, легким крейсерам «Бирмингем», «Манчестер» и «Аретуза». Ночью с 22 на 23 мая адмирал Джон Тови во главе флотилии из линкора «Король Георга Пятый», авианосца «Викториес» и эскорта отправился в сторону Оркнейских островов. Флотилия должна была ждать немецкие судна в водах на северо-западе от Шотландии.

Вечером 23 мая в Датском проливе, который был примерно наполовину покрыт льдом, в густом тумане корабли «Норфолк» и «Саффолк» обнаружили вражескую флотилию и вступили с ней в визуальный контакт. Линкор немецкого военного флота открыл огонь по крейсеру «Норфолк». Оповестив об этом командование, британские корабли скрылись в тумане, но продолжили следовать за немцами по радарам. Из-за того, что у «Бисмарка» после стрельбы отказал передний радар, адмирал Лютьенс отдал приказ «Принцу Ойгену» стать во главе флотилии.

Сражение в Датском проливе

Суда «Принц Уэльский» и «Худ» установили визуальный контакт с кораблями врага уже утром 24 мая. Примерно в шесть часов они с расстояния 22 километра начали атаковать немецкую флотилию. Вице-адмирал Холланд, возглавивший британскую группу, дал приказ вести огонь по первому судну, так как не знал, что «Бисмарк» поменялся местами с «Принцем Ойгеном». Некоторое время германская сторона не отвечала, так как ей был дан приказ вступать в сражение только после входа противника в конвой. После нескольких британских обстрелов капитан Линдеманн, заявив, что не позволит безнаказанно атаковать свой корабль, приказал открыть ответный огонь. Попав под обстрел двух немецких судов, Холланд понял, что допустил ошибку, приказав атаковать первое из них.

Шестой выстрел «Принца Уэльского» дал результат: снаряд попал в топливные цистерны «Бисмарка», что вызвало обильную утечку горючего из резервуаров и их заполнение водой. Вскоре оба немецких корабля поразили крейсер «Худ», в результате чего на его борту начались сильные пожары. Через несколько минут два залпа настигли линкор «Бисмарк». К тому моменту суда неприятелей находились на расстоянии порядка 16-17 км друг от друга. После очередного попадания по кораблю «Худ» на нем раздался сильный взрыв, буквально разорвавший судно на две половины. За считанные минуты оно оказалось под водой. Из 1417 человек экипажа спастись удалось всего троим. «Принц Уэльский» продолжил сражение, но неудачно: дабы избежать столкновения с тонущим кораблем, ему пришлось сблизиться с врагом. Получив семь попаданий, линкор вышел из боя, применив дымовую завесу.

Капитан Линдеманн предложил отправиться в погоню за «Принцем Уэльским» и потопить его, однако адмирал Лютьенс ввиду сильных повреждений «Бисмарка» решил продолжить поход до французского порта Сен-Назер, где можно было починить судно и беспрепятственно вывести его в Атлантику. Предполагалось, что позже к нему присоединятся корабли «Шарнхорст» и «Гнайзенау». «Принцу Ойгену» было приказано продолжить обстрел британского конвоя самостоятельно.

Погоня

«Принц Уэльский» вместе с подошедшими к нему кораблями «Норфолк» и «Саффолк» продолжил преследование немецкой флотилии. Гибель судна «Худ» была воспринята британским Адмиралтейством крайне болезненно. Позже для расследования ее обстоятельств была учреждена специальная комиссия. Вскоре к охоте за линкором «Бисмарк» была привлечена большая часть британского военного флота базирующегося в Атлантике, в том числе корабли охраны конвоев.

24 мая в начале семи вечера в густом тумане «Бисмарк» развернулся на своих преследователей. Во время короткого обмена залпами попаданий не было, но британцам пришлось уклоняться. В результате судно «Принц Ойген» успешно прервало контакт. Спустя десять дней оно прибыло во французский Брест. 24 мая в 22 часу адмирал Лютьенс сообщил командованию, что из-за нехватки горючего его линкор не может продолжать попытки отбиться от преследования неприятеля и вынужден отправиться прямо на Сен-Назер. Тем временем адмирал Тови отдал авианосцу «Викториес» приказ сократить дистанцию. В начале одиннадцатого с корабля стартовало 9 торпедоносцем модели «Свордфиш». Несмотря на массивное сопротивление, им все-таки удалось один раз точно попасть в борт вражеского судна. В этом случае внушительные размеры линкора «Бисмарк» сыграли с ним злую шутку.

К 2:30 все самолеты вернулись на авианосец. «Бисмарк» практические не пострадал от этого налета, так как единственное точное попадание пришлось прямо на главный бронепояс. Однако одного человека немецкий экипаж все-таки потерял. Это была первая потеря фашистов за все время похода. Для защиты от торпедоносцев экипажу линкора «Бисмарк» пришлось задействовать все зенитные оружия и некоторые крупнокалиберные пушки. Чтобы торпедоносцам было сложнее целиться, судно увеличило скорость и всеми возможными способами пыталось уклониться от обстрела. Хоть атака британцев и не сказалась на состоянии судна, из-за резких маневров усугубились некоторые проблемы, оставшиеся от предыдущих обстрелов. Так, заведенные на пробоину в носу корабля пластыри-паруса, отошли, в результате чего течь усилилась, а вместе с ней усилился и дифферент на нос.

В ночь на 25 мая преследователи «Бисмарка» начали совершать зигзаги, очевидно, остерегаясь перспективы стать жертвами немецких подводных лодок. Воспользовавшись этим, линкор ускорился и прервал контакт. В 4 часа утра об этом официально сообщило судно «Саффолк».

Обнаружение

Немецкий линкор «Бисмарк», по всей видимости, продолжал принимать сигналы радаров «Саффолка», и уже в 7 часов утра 25 мая адмирал Лютьенс сообщил командованию о продолжении преследования. Вечером того же дня командование потребовало от «Бисмарка» данных о его местоположении и скорости и указало, что британцы, скорее всего, потеряли немецкое судно из виду. Лютьенс не послал ответной радиограммы, однако благодаря перехвату утренних сообщений враг все-таки смог определить его приблизительный курс. Ошибочно предположив, что линкор направился к проливу, разделяющему Исландию и Фарерские острова, адмирал Тови отправился во главе своего соединения на северо-восток.

К 10 утра 26 мая летающая американо-британская лодка «Каталина», вылетевшая с Лох-Эрне (Северная Ирландия) на поиск немецкого судна, обнаружила его точное местоположение. На тот момент «Бисмарку» оставалось всего 700 миль до французского Бреста, где он мог бы рассчитывать на поддержку бомбардировщиков люфтваффе. В силу этого обстоятельства, лишь одно британское соединение имело шансы на замедление линкора – базирующееся в Гибралтаре соединение «Н», которым командовал адмирал Соммервилль. Главным козырем этой флотилии был авианосец «АркРойял», с которого уже в 14:50 того же дня вылетел отряд торпедоносцев. На тот момент в районе их атаки находился крейсер «Шеффилд», который отделился о соединения для установления контакта с неприятелем. Пилоты не были об этом оповещены, поэтому атаковали свой собственный корабль. К счастью для британского флота, ни одна из 11 пущенных торпед не попала в судно. Впоследствии плохо себя проявившие магнитные детонаторы торпед было решено заменить на контактные.

В 17:40 крейсер «Шеффилд» установил с линкором «Бисмарк» контакт и принялся преследовать его. В 20:47 с авианосца «Арк Ройял» для второй атаки вылетело 15 торпедоносцев. Им удалось нанести два (по некоторым источника, три) точных удара, один из которых стал для немецкого корабля роковым. В попытке уклониться от торпеды линкор получил мощный удар в кормовую часть, в результате которого у него заклинило рули. Потеряв возможность маневра, судно начало описывать циркуляции. Все попытки восстановить управляемость были тщетны, и линкор начал движение на северо-запад. Примерно через час после начала атаки торпедоносцев линкор начал обстреливать «Шеффилд» и ранил 12 человек из его экипажа. Ночью произошел бой линкора «Бисмарк» с пятью британскими торпедоносцами. Обе стороны так и не смогли нанести точный удар.

Потопление

27 мая около 9 часов утра с расстояния 22 км немецкий линкор подвергся атаке тяжелых кораблей из соединения адмирала Тови, линкоров «Король Георг Пятый» и «Родни», а также двух крейсеров — «Норфолк» и «Дорсетшир». «Бисмарк» отвечал огнем, но напор британцев был слишком массивным. Спустя полчаса орудийные башни корабля были сильно повреждены, а надстройки разрушены. Он имел сильный крен, но держался на воде. В 9:31 из строя была выведена последняя башня, после чего, как свидетельствуют выжившие члены команды, капитан Линдеман отдал приказ затопить судно. Так как «Бисмарк», несмотря на то, что его судьба была предрешена, не спускал флаг, линкор «Родни» приблизился к нему на расстояние в несколько километров и начал вести огонь прямой наводкой. Из-за того, что у британских линкоров заканчивалось горючее, адмирал Тови, понимая что «Бисмарку» не уйти, приказал им возвращаться на базу. Примерно в 10:30 крейсер «Дорсетшир» выпустил по германскому судну три торпеды, каждая из которых попала точно в цель. 27 мая 1941 года, в 10:39 линкор «Бисмарк» лег на борт и начал тонуть.

Отвечая на вопрос о том, кто потопил линкор «Бисмарк», многие вспоминают о трех решающих попаданиях крейсера «Дорсетшир». На самом же деле судьбу судна предрешило попадание торпедоносца, которое лишило его возможности маневрирования.

Корабли «Дорсетшир» и «Маори» подобрали 110 человек из команды затонувшего судна. Когда прозвучала тревога о приближении немецких подводных лодок, они поспешили покинуть место потопления. Вечером после отхода судов на безопасную дистанцию подводная лодка U-74 спасла еще трех человек. На следующий день гидрометеорологическое судно Заксенвальд подобрало еще двух моряков. Остальные 2100 человек погибли. Силы английского флота, которые на последнем этапе боя имели явное превосходство, при гибели линкора «Бисмарк» осознанно не стали спасать его экипаж. Таким образом они отомстили за погибших при потоплении корабля «Худ».

Действия подводных лодок

Немецкие субмарины, которые в составе «волчьих стай» вели в Атлантике охоту на вражеские конвои, были оповещены о выходе «Бисмарка» и «Принца Ойгена» в поход.

24 мая по радиограмме подлодки получили сообщение о победе линкора над «Худом», а также установку в дальнейшем руководствоваться приказами, учитывающими положение «Бисмарка».

25 мая подводная лодка U-557, находящаяся в нескольких сотнях миль от линкора, обнаружила и атаковала крупный конвой. На следующий день ей приказали поделиться своими координатами с другими субмаринами для совместного удара.

Рано утром 27 мая всем субмаринам, у которых остался запас торпед, приказали на максимальной скорости отправиться к «Бисмарку». Подлодки получили приказ с запозданием в 8 часов: он был подписан в 22 часу предыдущего дня. На момент подписания большинство лодок принимало участие в атаке конвоя, скрывалось от эскортов и по техническим причинам не могло получить приказ. Кроме того, в этот момент субмарины, преследующие конвой, оттянулись от «Бисмарка» на север. 27 мая в 11:25 штаб сообщил подлодкам, что линкор стал жертвой массированной атаки противника. Все находившиеся поблизости субмарины получили приказ отправиться на спасение членов экипажа корабля.

Придя на место гибели, подлодки обнаружили на поверхности огромное количество обломков и толстый слой нефти. После дня поисковых работ они вернулись в районы патрулирования.

Результат

Последний бой «Бисмарка» стал иллюстрацией того, насколько сложно поразить линкор даже при численном превосходстве и наличии схожей по характеристикам техники. С другой стороны, решающий удар по огромному судну нанесла одна торпеда с небольшого самолета. Поэтому главный вывод, который военные извлекли из гибели линкора «Бисмарк», состоял в том, что линкоры уступили главенствующее положение во флоте авианосцам.

Вскоре немецкое военно-морское командование отказалось от рейдерских операций надводного флота в пользу неограниченной подводной войны. Второй линейный корабль типа «Бисмарк», линкор «Тирпиц», за все годы войны не произвел по неприятельским судам ни одной залповой атаки. Однако британцам пришлось связать внушительные силы морского и воздушного флота на случай если базирующийся в Норвегии линкор все-таки выйдет в море.

Память

Военные корабли «Бисмарк» и «Тирпиц» часто сравнивают с гражданскими лайнерами «Титаник» и «Олимпик». В обоих случаях мировую известность получило то судно, которое погибло в своем первом плавании, а корабль, прослуживший гораздо дольше, остался в тени. В 1960 году режиссером Льюисом Гильбертом была снята картина «Потопить «Бисмарк»».

Место, где закончилась история линкора «Бисмарк», было обнаружено лишь 8 июня 1989 года благодаря стараниям Роберта Балларда, который ранее нашел тот самый «Титаник». По международным законам, это место считается военным захоронением. С момента потопления и по сей день туда было организовано шесть экспедиций. В том же 1989 году Патрик Прентис снял еще одну документальную картину о тайнах линкора «Бисмарк». В 2002 году свою лепту в память о корабле внес и режиссер фильма «Титаник» Джеймс Камерон. Пользуясь российскими подводными аппаратами «Мир», он осуществил подводные съемки для фильма «Экспедиция «Бисмарк»».

fb.ru

Я потопил «Бисмарк» » Военное обозрение

Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — немецкий линкор «Бисмарк». Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом «гордость и символ Британской империи» — тяжелый крейсер «Худ» Человек, сыгравший главную роль в уничтожении «Бисмарка», не только до сих пор жив, но и прекрасно помнит те события, как будто они произошло вчера


Шотландская деревушка Пилтокри известна винокуренными заводами. Сюда привозят туристов, чтобы показать им, как делают виски. Пилтокри также славится живописными видами и знаменитыми жителями. Вернее, одним, но каким!

В Пилтокри живет 95-летний Джон Маффот, бывший ас Военно-воздушных сил Его величества. Менее чем через три месяца – 26 мая исполнится 74 года с того дня, как он фактически потопил линкор «Бисмарк», самый большой военный корабль того времени. Длина этого стального острова, ощетинившегося мощными орудиями, составляла 251 метр, ширина – 36, а высота – 15. Водоизмещение этого гигантского боевого корабля в снаряженном состоянии совсем немного не достигало 51 тыс. тонн.

В 1938-м году в воздухе, что называется, пахло грозой. Политическая обстановка в Европе была накалена до предела. Было очевидно, что надвигается большая война. В самом конце 1938 года Джон Моффат, которому тогда шел двадцатый год и который работал в автобусном парке клерком, вопреки воле отца пошел на флот и поступил на курсы военных летчиков.

Нападение немецких войск на Польшу, ставшее началом Второй мировой войны, застало его в летном училище. Уже в 40-м году молодой лейтенант-коммандер Джон Моффат отрабатывал посадку и взлет с авианосца «Арк Ройял» на торпедоносце-биплане «Суордфиш».

Поздно вечером 26 мая 1941 года «Арк Ройял» находился в Северной Атлантике. В тот весенний вечер дул очень сильный ветер, сбивавший с ног. Тревога была объявлена, как всегда, внезапно. Моффат поднялся на палубу. Летчики выстроились около полутора десятков бипланов, находившихся на авианосце.

Старший офицер зачитал приказ. Несмотря на ужасную погоду Джон Моффат со своими людьми должен был найти и уничтожить или задержать до подхода британских кораблей печально знаменитый немецкий линкор «Бисмарк».

На карту была поставлена честь британского флота. Всего за два дня до описываемых событий «Бисмарк» потопил в Датском проливе между Исландией и Гренландией гордость Королевского флота линейный крейсер «Худ». Причем, сделал это фактически одним-единственным выстрелом одного из своих восьми страшных 15-дюймовых орудий. Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое.

Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота…

Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры.

Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя.

Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх. Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка».

Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.

«Бисмарк» перевернулся вверх килем в 10.39 утра и пошел на дно милях в трехстах от французского Бреста. Из 2220 членов экипажа линкора спасли лишь 116 человек.

Конечно, Джон Моффат все это время знал, что именно его торпеда стала началом конца «Бисмарка». Однако особой радости ему это не доставило. На авианосец они вернулись в полном молчании.

«Могучий корабль лежал на боку,- вспоминает Джон Моффат, который несмотря на преклонный возраст на память не жалуется. — Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».

Сражение с «Бисмарком» стало кульминационным моментом войны для Джона Моффата. Вскоре после него его перевели на корабль «Грозный» в Индийском океане. В боевых действиях он больше не участвовал, а развозил продовольствие. В 1946 году Джон уволился из ВМФ Великобритании.

После войны Джон Моффат сделал успешную карьеру в гостиничном бизнесе. Выйдя на пенсию, он открыл антикварный магазин и тоже преуспел.

На здоровье Джон особенно не жалуется. Учитывая возраст, он находится в неплохой физической форме. Моффат и сейчас два раза в неделю ходит в бассейн. До 90 лет он также регулярно ходил на любимую охоту. Сейчас, кстати, он до сих пор изредка садится за штурвал легких самолетов.

Изрядно заглохший интерес к «Бисмарку» вернулся в 1989 году, когда его останки обнаружил на морском дне Джон Баллард, тот самый, кто нашел «Титаник».

Джон Моффат и сейчас помнит порывы ветра, бившие по лицу, как удары хлыстом; удушающий запах кордита и треск взрывов снарядов зенитов. Он описал эту историю в книге «Я потопил «Бисмарк»».

topwar.ru

Немецкий линейный корабль «Бисмарк»: супердредноут Гитлера

После прихода гитлеровцев к власти Германия ускоренными темпами начала восстанавливать свой военно-морской флот. Для Гитлера обладание мощным флотом было вопросом не только военным, но и политическим. Возвращение былого могущества Германии – это лозунг, с которым нацисты пришли к власти, и грозные линейные корабли являлись зримым символом силы Третьего Рейха.

В середине 30-х годов была принята секретная программа (так называемый план Z), согласно которой в течение десяти лет германский ВМФ должен был получить значительное пополнение и стать одним из сильнейших на планете.

До 1948 года немцы планировали спустить на воду восемь линкоров, четыре авианосца, несколько тяжелых крейсеров, более сотни эсминцев и миноносцев, а также несколько сотен подводных лодок различных типов. «Изюминкой» программы должны были стать два линейных корабля «Бисмарк» и «Тирпиц».

План Z не удалось воплотить в жизнь даже наполовину (у Германии банально не хватило ресурсов), но линкоры все же были спущены на воду и стали одними из самых известных боевых кораблей своей эпохи. История и гибель линейного корабля «Бисмарк» — одна из самых интересных и захватывающих страниц Второй мировой войны. Гибель линкора «Бисмарк», одного из сильнейших кораблей своего класса в истории, ознаменовала конец эпохи мощных артиллерийских кораблей без воздушной поддержки. Начиналось время авианосцев.

История создания

Линкор «Бисмарк» стал продолжением немецких «карманных линкоров», которые Германия была вынуждена строить из-за ограничений, наложенных на нее Версальскими соглашениями.

В 1935 году Германия в одностороннем порядке денонсировала Версальские соглашения – никакой реакции со стороны стран-победительниц на это не последовало, никто не хотел воевать с Гитлером. Более того, в этом же году был подписан англо-германский договор относительно морских вооружений, который фактически признал новый status quo.

На тот момент Германия уже обладала тремя линейными крейсерами (тип «Дойчланд»), в 1935 и 1936 годах на воду были спущены «Шарнхорст» и «Гнейзенау», которым англичане дали глумливое прозвище «карманных линкоров». Несмотря на весьма высокие боевые качества всех вышеперечисленных кораблей, они заметно уступали своим английским аналогам. Чтобы добиться паритета с ведущими морскими державами того времени, США и Великобританией, немцам необходимо было создать что-то принципиально новое. Нужен был прорыв.

1 июля в Гамбурге на верфи Blohm & Voss был заложенный новый германский линейный корабль, который получил название в честь канцлера Отто фон Бисмарка, объединившего страну «железом и кровью». Линкор «Бисмарк» стал первым полноценным кораблем  подобного класса, созданным в Германии после окончания Первой мировой войны.

«Бисмарк» задумывался как океанский рейдер, и для подобной работы он подходил идеально. Линкор был спущен на воду 14 февраля 1939 года, на церемонии присутствовал канцлер Германии Адольф Гитлер и внучка Бисмарка Доротея фон Левенфельд, которая и разбила бутылку шампанского о киль корабля. 24 августа 1940 года его командиром был назначен Эрнст Линдеман.

Во время испытаний в Балтийском море линкор продемонстрировал скорость более 30 узлов, что было одним из лучших показателей для подобных кораблей в мире. Объем топливных баков «Бисмарка» соответствовал показателям тихоокеанских линкоров, линкор мог размещать на борту шесть гидросамолетов Ar 196.

Корабль был прекрасно бронирован, хорошо вооружен, система управления огнем «Бисмарка» на то время считалась одной из лучших в мире.

Через несколько месяцев в эксплуатацию был принят однотипный «Тирпиц».

К этому времени уже вовсю бушевала мировая война, Германия контролировала территорию практически всей Европы, основным противником немецких линкоров являлся английский флот. И здесь ситуация для стальных гигантов Гитлера была весьма неоднозначной. «Бисмарк» превосходил любой английский корабль, но их было гораздо больше. К началу 1941 года во флоте Британии было пятнадцать дредноутов и линейных крейсеров, еще несколько строились. Естественно, что «Бисмарк» не мог рассчитывать на честный «рыцарский» поединок, такая ситуация могла возникнуть только в результате ошибки британского командования.

Германское военное руководство планировало использовать «Бисмарк» и «Тирпиц» в качестве рейдеров, то есть они должны были охотиться за караванами транспортных судов союзников. И запас хода, и скорость линкоров позволяли им выполнять подобные задачи.

Военные эксперты и историки до сих пор спорят относительно целесообразности такой тактики использования линкоров. С одной стороны, эффективно уничтожать транспорты могли и подводные лодки вместе с авиацией, но с другой стороны, выход на коммуникации такого мощного боевого корабля как «Бисмарк» «ставил на уши» весь британский флот.

Для противодействия подобной угрозе англичанам приходилось расходовать огромные ресурсы, что во много раз перевешивало ущерб, который мог нанести линкор в открытом бою. Единственный поход «Бисмарка» и позднейшие немногочисленные рейды «Тирпица» — яркое тому подтверждение.

Как бы то ни было, 18 мая 1941 года линкор «Бисмарк» в сопровождении тяжелого крейсера «Принц Ойген» вышли в открытое море.

Описание конструкции и технические характеристики

Как уже было сказано выше, «Бисмарк» стал первым в германских ВМС полноценным кораблем подобного класса после мировой войны. Более того, в период своей недолгой службы этот корабль был крупнейшим линкором в мире. Линкоры этого типа находятся на третьем месте по своей величине, уступая лишь японскому «Ямато» и американской «Айове».

«Бисмарк» имел стандартное водоизмещение в 41,7 тыс. тонн и полное – в 50,9 тыс. тонн. Линкор отличался чрезвычайно мощным бронированием: главный бронепояс покрывал 70% длины корабля и имел толщину брони от 170 до 320 мм. Лобовая броня орудийных башен главного калибра была еще больше – 360 мм, а рубку защищал броневой пояс толщиной от 220 до 350 мм.

Не менее серьезным было и вооружение «Бисмарка»: восемь 380-мм орудий главного калибра, двенадцать вспомогательных орудий калибра 150 мм и большое количество зенитной артиллерии. Каждая башня главного калибра имела собственное имя: кормовые – Цезарь и Дора, носовые – Антон и Брюн. Несмотря на то что главный калибр английских и американских судов в то время был несколько крупнее (406 мм), 380-мм орудия «Бисмарка» представляли собой грозную силу для любого линейного корабля.

Великолепная выучка немецких артиллеристов, совершенная система управления огнем, хорошие пороха и отличное качество прицельных приспособлений позволяли линкору уверенно пробивать 350-мм броню на дистанции в 20 км.

Энергетическая установка корабля состояла из двенадцати паровых котлов системы Вагнера и трех турбозубчатых агрегатов. Ее общая мощность составляла более 150 тыс. л. с., что позволяло «Бисмарку» развивать скорость более 30 узлов. Что, безусловно, можно назвать выдающимся достижением немецких кораблестроителей.

Дальность хода корабля экономным ходом превышала 8,5 тыс. морских миль. Экипаж насчитывал более 2,2 тыс. матросов и офицеров.

История последнего похода «Бисмарка»

18 мая 1941 года началась операция «Рейнские учения», которая предусматривала выход в Атлантику «Бисмарка» и тяжелого крейсера «Принц Ойген». Их основной задачей была работа на британских коммуникациях. Немецкие адмиралы предполагали, что пока «Бисмарк» свяжет корабли защиты конвоя, «Принц Ойген» сможет подобраться к транспортам.

Операцией командовал адмирал Гюнтер Лютьенс, он просил выделить дополнительные силы, но в этом ему было отказано.

Уже 20 мая англичанам стало известно о появлении в Северном море двух больших немецких кораблей. Через несколько дней они были сфотографированы английским самолетом-разведчиком, после чего британцы уже знали, с кем именно им придется столкнуться.

Командующий Хоум-флотом адмирал Тови направил для поиска и уничтожения двух немецких кораблей целую флотилию, состоящую из нескольких десятков вымпелов. Ее основной ударной силой были линейный крейсер «Худ» и линкор «Принц Уэльский». Для поиска «Бисмарка» привлекли легкие крейсера и авиацию. 22 мая адмирал Тови во главе целого соединения кораблей вышел на охоту за «Бисмарком».

23 мая в Датском проливе англичанам удалось установить визуальный контакт с немецкими кораблями, а утром следующего дня «Худ» и «Принц Уэльский» открыли огонь по противнику. Начался исторический бой в Датском заливе.

Немцы долго не отвечали, так как имели четкий приказ открывать огонь только по кораблям вражеских конвоев. Однако вскоре они были вынуждены это сделать. Первых попаданий удалось добиться комендорам «Принца Огейна»: несколько его 203-мм снарядов попали в «Худ». Английский артиллерийский огонь особого успеха не имел.

Около 6 часов утра «Бисмарк» накрыл «Худ» залпом главного калибра. Вероятно, что один из немецких 380-мм снарядов проломил довольно тонкую броневую палубу английского линкора и вызвал детонацию его боекомплекта. Чудовищный взрыв разорвал «Худ» практически надвое, из 1415 членов экипажа выжить удалось только троим.

Следующий вторым номером «Принц Уэльский», был вынужден маневрировать, чтобы обойти обломки тонущего флагмана и тем самым он подставился под огонь сразу двух немецких кораблей. Получив семь попаданий, «Принц Уэльский» вышел из боя, прикрывшись дымовой завесой.

Это была действительно впечатляющая победа: всего за восемь минут сильнейший вымпел Британии отправился на морское дно. Однако и «Бисмарк» получил повреждения: были пробиты две топливные цистерны, через пробоину ниже ватерлинии вода стала заливать котельную №2. «Бисмарк» получил дифферент на нос и крен на правый борт, из-за чего значительно упала скорость линкора. Из поврежденных топливных баков в море утекло 3 тыс. тонн мазута. Адмирал Лютьенс принял решение пробиваться во французский порт Сен-Назер для ремонта.

Потеря «Худа», одного из лучших кораблей королевского флота, стало настоящим шоком для англичан, теперь уничтожение «Бисмарка» превратилось в дело чести для британских моряков.

Уже 24 мая «Бисмарк» был атакован самолетами-торпедоносцами, которые добились одного попадания в главный броневой корпус. Он не причинил особого вреда, но во время маневрирования были сорваны заплаты, и часть отделений линкора окончательно затопило.

Англичане бросили на перехват «Бисмарка» все имеющиеся силы, но из-за ошибки адмирала Тови они отправились искать линкор у побережья Норвегии. Казалось бы, что теперь остановить прорыв немцев к Бресту может только чудо. И оно случилось. Этим чудом стали все те же бипланы-торпедоносцы «Суордфиш», с открытой кабиной и фюзеляжем, обтянутым полотном. Английские летчики называли эти самолеты «кошелками».

Вооруженные 730-кг торпедой, очень тихоходные, «Суордфиши» заходили в атаку так низко над водой, что немецкие зенитчики не могли наводить на них свои орудия. Одна из торпед поразила цель, она не могла причинить серьезного вреда огромному кораблю, но немцам опять не повезло. Торпеда поразила лопасть руля, оставив его без управления. Теперь «Бисмарк» уже не мог избежать встречи с главными силами английского флота, и он был обречен.

Утром 27 мая «Бисмарк» был атакован английскими линкорами «Король Георг V», «Родни» и целой группой тяжелых крейсеров. Немецкий дредноут мог давать ход лишь в 8 узлов, он практически лишился возможности маневрировать, а крен не позволял вести прицельный огонь. «Бисмарк», по сути, превратился в идеальную мишень. В 9 утра был уничтожен главный дальномерный пост, а чуть позже 16-дюймовый снаряд разорвался в контрольном посту, убив практически всех офицеров корабля.

В течение часа были уничтожены башни главного калибра «Бисмарка», и бой окончательно превратился в избиение. Англичане выпустили по линкору 2800 снарядов разных калибров, добившись более семисот попаданий. «Бисмарк» превратился в пылающие развалины и только чудом держался на воде. Однако он не желал сдаваться.

После этого англичане отозвали линкоры и дали приказ крейсерам уничтожить корабль торпедами. Но и после трех торпедных попаданий «Бисмарк» не пошел под воду.

До сих пор неясна судьба капитана Линдемана. Он считается погибшим после попадания 406-мм снаряда в мостик, но есть свидетели, которые утверждают, что капитан до конца руководил боем и добровольно остался на тонущем корабле.

В 10.39 «Бисмарк» перевернулся вверх килем и ушел под воду. До последнего момента над ним развивался боевой флаг. Часть экипажа карабкалась по корпусу корабля и ушла вместе с ним под воду, с поднятыми в приветствии руками.

Подводная экспедиция режиссера Джеймса Кэмерона показала, что неприятельский огонь только лишь повредил «Бисмарк», но затоплен он был собственным экипажем, который не собирался сдаваться врагу.

Английский адмирал Тови, который руководил охотой за «Бисмарком», после его потопления написал в мемуарах, что немецкий линкор дал самый героический бой в очень неудачных условиях и пошел на дно с гордо поднятым флагом. Адмиралтейство запретило Тови озвучивать подобные мысли публично.

militaryarms.ru

Я потопил «Бисмарк» — ЭкспертРУ

Одно из самых знаковых событий Второй мировой войны: английский флот уничтожил самый мощный боевой корабль того времени — немецкий линкор «Бисмарк». Уничтожил после долгой, полной приключений погони, потеряв при этом «гордость и символ Британской империи» — тяжелый крейсер «Худ» Человек, сыгравший главную роль в уничтожении «Бисмарка», не только до сих пор жив, но и прекрасно помнит те события, как будто они произошло вчера

Шотландская деревушка Пилтокри известна винокуренными заводами. Сюда привозят туристов, чтобы показать им, как делают виски. Пилтокри также славится живописными видами и знаменитыми жителями. Вернее, одним, но каким!

В Пилтокри живет 95-летний Джон Маффот, бывший ас Военно-воздушных сил Его величества. Менее чем через три месяца – 26 мая исполнится 74 года с того дня, как он фактически потопил линкор «Бисмарк», самый большой военный корабль того времени. Длина этого стального острова, ощетинившегося мощными орудиями, составляла 251 метр, ширина – 36, а высота – 15. Водоизмещение этого гигантского боевого корабля в снаряженном состоянии совсем немного не достигало 51 тыс. тонн.

В 1938-м году в воздухе, что называется, пахло грозой. Политическая обстановка в Европе была накалена до предела. Было очевидно, что надвигается большая война. В самом конце 1938 года Джон Моффат, которому тогда шел двадцатый год и который работал в автобусном парке клерком, вопреки воле отца пошел на флот и поступил на курсы военных летчиков.

Нападение немецких войск на Польшу, ставшее началом Второй мировой войны, застало его в летном училище. Уже в 40-м году молодой лейтенант-коммандер Джон Моффат отрабатывал посадку и взлет с авианосца «Арк Ройял» на торпедоносце-биплане «Суордфиш».

Поздно вечером 26 мая 1941 года «Арк Ройял» находился в Северной Атлантике. В тот весенний вечер дул очень сильный ветер, сбивавший с ног. Тревога была объявлена, как всегда, внезапно. Моффат поднялся на палубу. Летчики выстроились около полутора десятков бипланов, находившихся на авианосце.

Старший офицер зачитал приказ. Несмотря на ужасную погоду Джон Моффат со своими людьми должен был найти и уничтожить или задержать до подхода британских кораблей печально знаменитый немецкий линкор «Бисмарк».

На карту была поставлена честь британского флота. Всего за два дня до описываемых событий «Бисмарк» потопил в Датском проливе между Исландией и Гренландией гордость Королевского флота линейный крейсер «Худ». Причем, сделал это фактически одним-единственным выстрелом одного из своих восьми страшных 15-дюймовых орудий. Снаряд диаметром 38 см угодил в склад боеприпасов. Страшной силы взрывом огромный крейсер разорвало на две части. Вместе с кораблем на дно за считанные минуты пошел и весь экипаж. Из 1417 человек уцелели лишь трое.

Потопление «Худа» стало сильнейшей пощечиной британским морякам. Они горели жаждой мести. За «Бисмарком» была объявлена охота…

Выскочив из облаков, Моффат увидел, что до бушующего моря каких-то три десятка метров, а впереди, милях в двух, виднелась громадина «Бисмарка», палившего из всех орудий по кораблям атаковавшей его британской эскадры.

Приблизившись несмотря на плотный огонь противника к немецкому линкору метров на 800, Джон Моффат выпустил торпеды. Стрелял он фактически наугад, потому что прибор наводки торпед вышел из строя.

Торпеды скрылись в пене волн, а избавившийся от лишнего веса самолет Джона стрелой взмыл вверх. Конечно, это было чистое везение, но удача, как говорится, выбирает сильных и смелых. Американский историк Марк Э. Хоран, полтора десятка лет тщательно изучал обстоятельства потопления «Бисмарка» и неопровержимо доказал, что именно торпеда лейтенанта-коммандера Джона Моффата попала в рулевое управление немецкого линкора, располагавшееся прямо под тепловым выхлопом. Это было единственное, пожалуй, уязвимое место «Бисмарка».

Лишившись руля, самый мощный боевой корабль превратился в беспомощную груду металла. Британские корабли закончили начатое Моффатом дело.

«Бисмарк» перевернулся вверх килем в 10.39 утра и пошел на дно милях в трехстах от французского Бреста. Из 2220 членов экипажа линкора спасли лишь 116 человек.

Конечно, Джон Моффат все это время знал, что именно его торпеда стала началом конца «Бисмарка». Однако особой радости ему это не доставило. На авианосец они вернулись в полном молчании.

«Могучий корабль лежал на боку,- вспоминает Джон Моффат, который несмотря на преклонный возраст на память не жалуется. — Я никогда не забуду то, что увидел в тот день. На волнах качались сотни голов. Все мы знали, что ни у одного из них нет шансов на спасение».

Сражение с «Бисмарком» стало кульминационным моментом войны для Джона Моффата. Вскоре после него его перевели на корабль «Грозный» в Индийском океане. В боевых действиях он больше не участвовал, а развозил продовольствие. В 1946 году Джон уволился из ВМФ Великобритании.

После войны Джон Моффат сделал успешную карьеру в гостиничном бизнесе. Выйдя на пенсию, он открыл антикварный магазин и тоже преуспел.

На здоровье Джон особенно не жалуется. Учитывая возраст, он находится в неплохой физической форме. Моффат и сейчас два раза в неделю ходит в бассейн. До 90 лет он также регулярно ходил на любимую охоту. Сейчас, кстати, он до сих пор изредка садится за штурвал легких самолетов.

Изрядно заглохший интерес к «Бисмарку» вернулся в 1989 году, когда его останки обнаружил на морском дне Джон Баллард, тот самый, кто нашел «Титаник». 

Джон Моффат и сейчас помнит порывы ветра, бившие по лицу, как удары хлыстом; удушающий запах кордита и треск взрывов снарядов зенитов. Он описал эту историю в книге «Я потопил «Бисмарк»».

expert.ru

Вечная стоянка линкора «Бисмарк». Атлантика, июнь 2001

В период с 5 по 14 июня 2001 года, экспедиция «Deep Ocean Expeditions», исследовала место гибели и останки линкора «Бисмарк».

На фото: глубоководный аппарат «Мир» с научно–исследовательского судна «Академик Келдыш» над останками «Бисмарка». Палуба линкора вновь увидела свет впервые за 60 лет. Основные надстройки и башни орудий главного калибра сорваны при гибели корабля.

Историческая справка:
24 мая 1941 года этот линкор поверг в шок Великобританию: в ходе боя в Датском проливе «Бисмарком» был потоплен гордость британского флота линейный крейсер «Худ», и только трое моряков из его экипажа выжили после его гибели. Германия ликовала.

На охоту за германским линкором был направлен практически весь британский флот, в том числе — даже соединение «Н», базировавшееся в Средиземном море. Ведь ставкой в этой погоне были честь британской короны и флота.

И хотя к утру 27 мая 1941 года у англичан уже практически заканчивалось топливо, удача все же улыбнулась им. «Бисмарк», которому оставалось пройди до Бреста всего около 400 миль, имея серьезные повреждения винтов и рулевого управления, полученные в результате упорных атак торпедоносцев, сбавил ход и пошел по циркуляции, практически навстречу англичанам.

Бой начался на дистанции в 13 миль, но так как силы сторон были уже неравны, через полтора часа артиллерия «Бисмарка» была выведена из строя. И хотя силы британцев добивали его артиллерийским и торпедным огнем, линкор не тонул.

И лишь тогда, оставшиеся в живых немецкие моряки, открыли кингстоны, и линкор начал погружаться кормой, а затем, перевернувшись через левый борт, затонул. В бою погибли более 2000 человек из экипажа «Бисмарка», спасены были около 100 человек. Пришло время ликовать уже англичанам.

Карта тех событий в Атлантике:

Споры о причинах его гибели ведутся до сих пор. Англичане настаивают, что утопили его не моряки линкора, а только они.

Интересные факты:
Затонул линкор на глубине 4875 м (Титаник лежит на 3750 м). Погибло на борту Бисмарка 1995 человек (на Титатнике — 1514). Линкор опрокинулся, возникший изгибающий момент оторвал корму. Осыпались вниз тяжёлые орудийные башни главного калибра, сорвавшись под собственным весом с креплений барбетов. Набегающим потоком сорвало мостик, верх надстройки и трубы. После чего камнем идущий вниз корабль перевернулся в потоке килем книзу и так достиг дна, ударившись о склон подводного вулкана кормовой частью. От такого удара линкор должен был переломиться пополам как минимум, однако он остался цел, что удивительно. После касания склона вулкана всем килем, корабль заскользил по илу вниз по склону, вызвав лавину донных осаждений, на гребне которой то бортом, то носом, он проскользил вниз 1200 метров, пока не остановился.

источник

dimka-jd.livejournal.com

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о