интересные факты о невесте Шахида Капура — Bollywoodtime.ru

Шахид Капур разбил миллионы сердец заявлением о скорой свадьбе с избранницей Мирой Раджпут. Кто же она, без пяти минут жена Шахида?

✔ Она студентка-отличница из Дели. Учится на третьем курсе Lady Shri Ram College.

✔ До Шахида Мира целых два года была в отношениях с моделью Адитьей Лалом. Девочке определенно везет с партнерами :.

✔ Мире всего 21 год и она на целых 13 лет моложе Шахида.

✔ Пару лет назад она проходила стажировку в Организации Объединенных Наций.

✔ Мира реально умная! Она набрала 10-й разряд в тестировании Common Admission Test на английском языке (в Деллийском Университете).

✔ Как и Шахид, Мира настоящий меломан и обожает Аврил Лавин, Деми Ловато и Бейонсе.

✔ Шахид подписан на нее в Instagram. Остальные аккаунты Мира удалила после того, как один из близких друзей рассказал СМИ о ее помолвке. Чтобы защитить свою личную жизнь, девушка удалила друзей, а затем и сами аккаунты.

Мила специально для проекта «Влюбленные в Болливуд» http://bollywoodtime.ru

Статья запрещена к копированию

Copyright 2015 bollywoodtime.ru. All rights reserved. Все права защищены. Полное или частичное копирование материалов запрещено. При согласованном использовании материалов необходима активная ссылка на ресурс.

Это интересно:
Больше, чем звездные жены…
Кто такая Прия Ранчал: семь фактов о жене Джона Абрахама
Кто такая Наташа Далал: интересные факты о девушке Варуна Дхавана
Все подробности предстоящей свадьбы Шахида Капура и Миры Раджпут

bollywoodtime.ru

Мира Раджпут Рост, Вес, Параметры фигуры (тела), Возраст, Биография, Вики

Мира Раджпут, место и дата рождения

Возраст
24 года
Дата рождения
7 сентября 1994
Знак зодиака
Дева
Место рождения
Индия
Вид деятельности
Актриса

Биография (вики)

Параметры фигуры (тела)

Рост и вес 2018

Какой рост и сколько весит Мира Раджпут?
Рост163 см
Вес50 кг

Размеры одежды и обуви

Обхват груди84 см
Талия66 см
Бедра84 см
Размер бюстгальтера85B
Размер груди
2
Размер одежды
Размер (ноги) обуви

Грудь 84

Талия 66

Бедра 84

Внешность

Цвет волосЧерные
Цвет глазКарие
НациональностьИндийская
Раса / народностьЕвропейская

Грудь 84

Талия 66

Бедра 84

Искать Знаменитость как я

bodysize.org

Все подробности предстоящей свадьбы Шахида Капура и Миры Раджпут — Bollywoodtime.ru

Нью-Дели
15 июня 2015

Шахид Капур женится на девушке из Дели Мире Раджпут, чья семья на протяжении многих лет близко дружит с его отцом Панкаджем Капуром.

Новость о предстоящей свадьбе Шахида Капура разбила не одну тысячу сердец. Приближается дата этого торжественного события, и мы предлагаем Вашему вниманию все подробности: от места проведения церемонии до списка приглашённых и планов на медовый месяц, в общем ВСЁ, что Вам интересно о самой ожидаемой в этом году свадьбе Болливуда.

Вопросов и слухов о женитьбе Шахида Капура на Мире Раджпут слишком много, а достоверной информации слишком мало. Представляем Вам все детали будущей церемонии — список гостей, меню, отдых в медовый месяц и многое другое.

Кто, где, когда?
Источник подтверждает, что свадьба состоится в июле, 8-10 числа, или на Бали, или в Дели — семьи жениха и невесты пока не определились с залом.

«Присутствовать будут только самые близкие, всего 40 человек. Шахид Капур пригласил их лично. После свадьбы в загородном доме Миры в Чатарпуре состоится приём на 350 персон», — сообщает анонимный источник.

Среди приглашённых кинематографисты Кунал Кохли, Вишал Бхардвадж и Викас Бехл.

Брак не по любви
Хотя большинству этот брак казался союзом по любви, на самом деле их пару соединил гуру невесты и жениха в Радха Соами Сатсанг. «Однако теперь они очень сильно любят друг друга. Шахид часто приезжает в Дели, чтобы повидаться с Мирой», — сообщает источник. Так как гуру будет присутствовать на церемонии, меню будет полностью вегетарианским.

Медовый месяц
К сожалению, отдых в медовый месяц придётся отложить, так как вскоре после свадьбы, 15 июля, Шахид будет участвовать в продвижении своего очередного фильма, где также играет Алия Бхатт. Тем временем Мира занята обустройством их нового дома в Джуху, в Мумбаи, и сделает их гнёздышко ещё уютнее.

«Хотя ещё предстоит обустроить новый интерьер, решающее слово в создании уюта в их доме принадлежит Мире», — ранее сказал нам источник.

Примечательно, хотя паре только предстоит пожениться, но им уже поступают сочные предложения съёмок в рекламе. Поговаривают, что за одну рекламу актёр запрашивает 4 крора рупий, а если он снимется в рекламе с Мирой, компании готовы платить вдвое больше.

(HTC Report)
Источник — Hindustan Times
Перевод Aeryn для http://bollywoodtime.ru

Это интересно:
Самые дорогие свадьбы знаменитостей
Свадебный бум в Болливуде
Самые желанные женихи и невесты Болливуда
Сколько стоит пригласить на свадьбу звезду Болливуда
Ах, эта свадьба, свадьба…
Тайные отношения звезд Болливуда

Рани Мукхерджи и Адитья Чопра: совет да любовь!
Свадьба Саифа и Карины
10 интересных подробностей о свадьбе Саифа и Карины
Свадьба Имрана и Авантики
Абхишек и Айшвария отметили медную свадьбу
Брат Приянки Чопры готовится к свадьбе
Катрина планирует свадьбу сестры в Лондоне
Болливуд 2012: Самые значимые события года
Самые ожидаемые свадьбы Болливуда
Амитабх и Джая празднуют 40 лет совместной жизни
Шахрукх Кхан и Гаури Кхан отмечают 22-ю годовщину свадьбы
Дилип Кумар и Сайра Бану отметили годовщину свадьбы
Аджай Девган и Каджол: противоположности притягиваются
10 секретов семейной жизни Акшая Кумара и Твинкл Кханны
Самые памятные моменты в жизни Санджая Датта
Официально: дата свадьбы Саифа и Карины — 16 октября
Супружеские пары Болливуда с большой разницей в возрасте
Лучшие экранные пары Болливуда
Лучшие пары Болливуда
Знаменитости Болливуда, которые остались друзьями со своими бывшими
Актрисы Болливуда и их мужья-миллионеры
Актрисы, которые встречались с «плохими парнями» Болливуда
Звезды Болливуда, которые встречались с иностранцами
Актеры Болливуда, которым надо срочно жениться
Звезды Болливуда, которые могут жениться в этом году
Самые продолжительные браки Болливуда
Звезды Болливуда, которые могут жениться в этом году
Салман Кхан подтвердил, что женится
Актеры Болливуда, которым не везет в любви
Как актеры Болливуда признавались в любви своим возлюбленным
Салман Кхан и его подруги
Ранбир Капур и его подруги
Акшай Кумар и его подруги
Знаменитости Болливуда, ставшие жертвами семейного насилия
Знаменитости Болливуда, которые младше своих жен
Звезды Болливуда, которые выросли в неблагополучных семьях
Свободные отношения — новая тенденция в Болливуде
Дхармендра и Хема Малини о свадьбе дочери Аханы
Знаменитости Болливуда, которые должны были пожениться
Слухи о разводе знаменитостей, которые потрясли поклонников
Богатые, знаменитые и… свободные!
Актрисы Болливуда: после свадьбы
Любовные треугольники Болливуда
Свадебная церемония Эши Деол и Бхарата Такхтани пройдёт в храме!
Болливудские актрисы, которые вышли замуж по причине беременности
Знаменитые пары Болливуда, которые поженились в День Святого Валентина

bollywoodtime.ru

Шахид Капур – биография, фото, личная жизнь, новости, фильмография 2018

Шахид Капур: биография

Шахид Капур — индийский актер, любимый поклонниками индийских фильмов во всем мире. Песни и клипы Шахида Капура действительно не оставляют равнодушными: настолько они полны ярких эмоций и неподдельной страсти. Будущая звезда родился в индийском городе Дели 25 февраля 1981 года. Звездные дети часто идут по стопам родителей, и Шахид Капур не стал исключением.

Шахид Капур

Семья Шахида Капура имеет непосредственное отношение к миру кино: отец актера, Панкадж Капур, снимается в фильмах, а также выступает как режиссер картин. Мать, Нилима Азим, популярная актриса и талантливая танцовщица. К сожалению, семья маленького Шахида распалась, когда мальчику было три года. Отец актера перебрался в Бомбей, а мать вместе с сыном осталась в Дели, где Капур окончил четыре класса. После этого Нилима Азим с Шахидом также переехали в Мумбаи (ранее — Бомбей). Среднюю школу Шахид окончил уже в новом городе.

Шахид Капур в детстве

Учитывая тот факт, что жизни отца и матери Капура неразрывно связаны с кинематографом, казалось бы странным, если бы сын не последовал по их стопам. После школы Шахид посвятил год изучению искусства в колледже, а затем в течение двух лет занимался хореографией в танцевальной академии. Впервые на съемочную площадку начинающий актер попал благодаря прекрасной пластике: в 1999 году Шахида пригласили как танцора на съемки картины «Ритмы любви». После этого в голове талантливого молодого человека окончательно оформилась решимость связать дальнейшую жизнь с кинематографом.

Фильмы

Позже Шахид Капур признается журналистам, что некоторое время не мог определиться, чем именно хочет заниматься: операторской, режиссерской или актерской работой. Однако, как это часто бывает, актерская биография Шахида Капура началась с незапланированного случая. Приятель Шахида пригласил его на кастинг для съемок рекламного ролика. Яркий и талантливый Капур обратил на себя внимание съемочной команды, и уже спустя два дня молодого человека пригласили на съемки ролика компании Pepsi.

Партнерами Капура по съемочной площадке стали небезызвестные в Индии Шахрукх Кхан, Рани Мукхерджи и Каджол. Этот ролик помог Шахиду окончательно определиться с выбором профессии. Шахид Капур, до этого преподававший в танцевальной академии, отправился на курсы актерского мастерства. Первые годы на актерском поприще не принесли Шахиду больших ролей: начинающего лицедея приглашали сниматься в рекламных роликах и музыкальных клипах. Молодой человек не терял времени даром и пробовал силы как помощник режиссера, желая как можно глубже узнать кухню съемочного процесса.

Шахид Капур в фильме «Какая она, любовь»

Первая роль в фильме досталась Капуру в 2003-м. Это была молодежная комедия под названием «Какая она, любовь». Дебют актера оказался удачным: картина пришлась по нраву зрителям, у Шахида появились первые поклонники, а режиссеры обратили внимание на талантливого парня. Роль в этом фильме принесла Капуру звание лучшего дебютанта 2013-го по версии Manikchand Filmfare Awards, а сама картина вошла в десятку наиболее популярных киноработ года. Сразу после окончания съемок Шахиду Капуру предложили длительный контракт с компанией TIPS, что было необыкновенной удачей, особенно для начинающего таланта.

Шахид Капур в фильме «Игра в любовь»

Фильмография Шахида Капура постепенно начала пополняться: в 2004 году вышел триллер «Игра в любовь» с участием актера, а также мелодрама «Сердце просит большего». Спустя год Капура впервые номинировали на премию «Лучший актер» за роль в картине «Неслучайные знакомства». 2006-й отмечен ролью, которую до сих пор считают лучшей в карьере актера: Капур сыграл в фильме «Помолвка». Тогда же Шахид впервые отправился в гастрольный тур с другими популярными актерами Болливуда.

Амрита Рао и Шахид Капур в фильме «Помолвка»

Следующая работа Шахида Капура в кино оказалась не столь удачной: комедия «Полный финиш» отличилась полным провалом в прокате, а критики разгромили актерскую работу звезды. Зато комедийная мелодрама «Когда мы встретились», снятая в 2007-м, реабилитировала Шахида в глазах любителей кино, завоевав несколько престижных наград. 2010-й подарил поклонникам актера картину «Школа», где Капур предстал в образе учителя. В этом же году в прокат вышли фильмы «Компания негодяев» и «Танцуй ради шанса». Последний, к сожалению, не снискал любви киноманов и провалился в прокате.

Шахид Капур в фильме «Времена года»

Сейчас Шахид Капур уже может похвастаться более чем двадцатью ролями в фильмах. Драма «Времена года», вышедшая в 2011 году, была высоко оценена и критиками, и поклонниками. В этом фильме Шахид Капур снимался вместе с Сонам Капур и Анупам Кхер. В 2014 году Капур сыграл в драме «Хайдер», события которой основаны на бессмертном шекспировском «Гамлете». Главная роль в этом фильме принесла актеру награду Filmfare Award за лучшую мужскую роль. А в 2015 поклонники звезды увидели талантливого кумира в картине «Неспящие».

Личная жизнь

Личная жизнь Шахида Капура сложилась не менее удачно, нежели карьера. Правда, первый роман актера не стал главным в жизни. Первой избранницей Шахида стала красавица-актриса Карина Капур, с которой актер познакомился на съемочной площадке. Отношения продлились только три года, и в 2007-м пара рассталась. Ни Шахид, ни Карина не стали комментировать причины этого разрыва.

Шахид Капур и Карина Капур

Спустя несколько лет, в 2015-м, актер женился на девушке по имени Мира Раджпут. Несмотря на разницу в возрасте (Мира моложе супруга на 13 лет), брак, похоже, оказался счастливым.

Шахид Капур с женой и дочкой

В 2016 году жена Шахида Капура подарила актеру дочь Мишу. Миша родилась недоношенной, заставив молодых родителей изрядно поволноваться, однако, к счастью, на сегодняшний день здоровью дочери Шахида Капура ничего не угрожает. Интересно, что имя девочки составлено из первых слогов имен родителей. Счастливый отец Шахид Капур часто выкладывает в «Инстаграме» фото с ребенком.

Шахид Капур сейчас

Актер продолжает активно сниматься в фильмах.

Шахид Капур в 2017 году

В 2017 году появились две картины с участием Шахида Капура, которые пока не переведены на русский язык. Поклонникам же остается ждать новых ролей кумира.

Фильмография

  • 2011 — «Времена года»
  • 2010 — «Компания негодяев»
  • 2010 — «Школа»
  • 2010 — «Танцуй ради шанса»
  • 2009 — «Сердце говорит: «Вперед»!
  • 2009 — «Негодяи»
  • 2008 — «Талисман удачи»
  • 2007 — «Когда мы встретились»
  • 2007 — «Полный финиш»
  • 2006 — «Помолвка»
  • 2005 — «Неслучайные знакомые»
  • 2005 — «Жизнь так прекрасна»
  • 2004 — «Сердце просит большего»
  • 2004 — «Игра в любовь»
  • 2003 — «Какая она, любовь»

Фото

24smi.org

Шахид Капур и Мира Раджпут стали родителями

Вчера вечером в больнице в Мумбае Мира Раджпут  родила девочку. Индийские газеты взахлёб поздравляют молодых родителей, называя произошедшее не иначе, как благословением.

Напомним, Шахид Капур — индийский актёр, лауреат Filmfare Award за лучшую мужскую роль 2015 года.

indiadaily.ru

Мельница мифов: кто такие раджпуты?

Рыцарское сословие не является исключительно европейским «изобретением». В Японии существовали самураи, в России были богатыри. Несмотря на присущую уникальность, есть и между ними нечто родственное. В средневековой Индии рыцарей называли раджпутами. Однако многие о существовании такой касты даже не слышали. Давайте же разберемся в этой теме.

Раджпут в переводе с североиндийских языков (ударение на первом слоге) означает «сын царя, сын раджи». Это военно-феодальное сословие или, если воспользоваться близкой европейцу аналогией, — рыцарь средневековой Индии. В истории Индии существует «раджпутский период» — с 7 по 12 век. Тогда при раджпутских правителях Индии государства процветали, строились города и храмы, развивались ремесла и искусство. Период с 12-го по 18 столетие наполнен борьбой и подвигами. При мусульманских правителях Индии раджпуты выступили основными защитниками индуистских ценностей. От той эпохи идет лестное для раджпутов представление о них, как о великих воинах, как о кшатриях наших дней.

Исторические раджпуты жили в современной Северной Индии и на землях к западу от нынешних границ Индии. Под напором мусульманских завоевателей, сначала арабов, потом афганцев, раджпуты оседали в Пенджабе, долине Ганга, предгорьях Гималаев от Кашмира до Бенгала. В середине 7 века территория современного Раджастхана называлась Гуджараратра.

Читайте также: Рыцарская культура родом с Востока

Почти половину их земли Раджастхан занимает пустыня Тар. Сами раджпуты называют ее «Марустхали», «Марубхуми» — буквально «Место, где умереть можно». Среди песков возведены города раджпутов — Джайсалмер и Биканер. В восточной части Раджастхана были старинные княжества, например, Мевар и Бунди. Любители поэзии наверняка помнят Царицу Бунди у Редьярда Киплинга. Правда, в переводе С. Я. Маршака получилось, что Бунди — это ее имя. Однако раджпутских цариц чаще всего именовали по месту их происхождения, то есть правильно будет: «Царица из Бунди».

В кастовой иерархии раджпуты составляли особый слой всего на одну ступень ниже брахманов. К раджпутам принадлежали родоначальники многих династий правителей средневековых индийских государств, знать и значительная часть армий. Отечественные исследователи чаще всего рассматривают раджпутов как военное сословие.

Однако однозначного ответа на вопрос «кто такие раджпуты» не существует. Причина в том, что в раджпутском обществе сложнейшим образом переплелись генеалогические, этнические, кастовые, социально-статусные и сословные компоненты. Когда раджпутов называют кастовой общностью, то либо говорят об одной большой касте, либо о группе каст, состоящей из родо-племенных группировок, либо описывают их как кастово-структурированную родо-племенную общность.

Следует отметить, что у исследователей нет единства мнений по вопросу о типологической тождественности и генетической преемственности варны и касты. Есть такое образное сравнение: каста — это клетки организма, а варны — скелет индусского общества. Главной профессиональной обязанностью сначала для варны кшатриев, а потом для группы кшатрийских, или раджпутских, каст стало военное дело. Поэтому иногда раджпутов называют «кшатриями наших дней». Отсюда и сравнение их с европейскими рыцарями или японскими самураями.

С последними, у которых есть своеобразный рыцарский кодекс «бусидо» — «путь воина», раджпутов роднит их «раджпути» — ритуализированный путь воина в индуизме. Здесь много символики, роднящей раджпутов и с рыцарями Запада, ис богатырями и витязями Руси. Вспомните, как перед битвой русские солдаты надевали чистые белые рубахи. Полистайте хоть страницы «Войны и мира» Толстого.

Раджпуты надевали особый головной убор — корону мор («павлин»), украшенный драгоценными каменьями тюрбан. Они надевали ее лишь дважды в жизни — во время свадьбы и в последнем бою, когда все женщины клана полегли в жертвенном огне джаухара. В этом случае надевание короны символизировало обручение павших воинов с небесными девами Апсарами. Не правда ли, весьма напоминает германо-скандинавскую Валгаллу и дев-воительниц Валькирий?

Главное занятие раджпута — военное дело. Недостойно ему заниматься земледелием, торговлей и даже чрезмерно увлекаться религией. Главное оружие воинов — меч и не стоит ему прикасаться к плугу. Вспомните, у верного рыцаря Роланда меч имел даже собственное имя — Дюрандаль. Самураи не менее трепетно относились к этому оружию. «Дедовщина» в раджпутской армии сводилась лишь к родственным отношениям и связям между представителями разных кланов. Служили все мужчины поголовно. У раджпутов полагалось делом чести не подчиняться никому, кроме старших в своем клане.

Раджпуты ненавидели зависть, чрезмерные чувственные удовольствия и предательство друзей. При этом они не брезговали употреблять алкогольные напитки, охотиться и есть мясо (козлятину, баранину и кур). Это было позволено по индуистскому закону. Защита женщин состояла не только в спасении прелестниц от грубого насилия и алчных грабителей. Представительницам прекрасного пола обеспечивалась жизнь для выполнения своего основного предназначения в качестве супруги и матери.

Страдания женщин от нарушения правильной жизни означают, что раджпут не выполнил свое предназначение. В случае гибели всех мужчин клана, женщины выступали как воительницы и защитницы своих детей. Супруга не только устраивала быт мужа и обеспечивала ему тыл — жена, прежде всего, укрепляла дхарму мужа, его раджпути. В понятие женской чести у раджпутов не входила супружеская верность жены — это даже не обсуждалось! Нет жены без верности. Нет понятия «неверной» жены, потому что это уже и не жена, и не человек даже.

Читайте также: Чем лук не угодил рыцарям?

Сати — «верная жена» в буквальном переводе восходит на погребальный костер мужа. Поэтому каждый уважающий себя воин-герой посылал свою голову жене, чтобы она смогла стать сати. Было принято держать голову (или хотя бы тюрбан) убиенного супруга на коленях сжигаемой живьем женщины. В 1743 г. на погребальный костер меварского махараны Саваи Джай Сингха взошли три его жены и несколько наложниц.

Раджпутам было не понять не только супружескую измену, но и любое сожительство без брака. Полноценное существование они обретали лишь в браке, когда соединяются мужское и женское начало. По авторитетному мнению Е. Н. Успенской: «Вся жизнь раджпута воспринимается в их культуре как существование на грани жизни и смерти, и женщина своей сакральной силой может удержать воина на этой стороне, а может вытолкнуть его за грань. Отсюда та повышенная ответственность, которую проявляют раджпутские женщины буквально к каждому своему поступку и слову, и к невысказанному слову — мысли. Отсюда то благочестие жизни, к которому они во всем стремятся, к самопожертвованию».

Читайте все статьи из серии «Мельница мифов»

Читайте самое интересное в рубрике «Наука и техника»

www.pravda.ru

обитель раджей. Статья о Джайпуре и раджпутах

Смотрите карту Джайпура
К западу от Нью-Дели лежит штат Раджастхан. Когда Индия добилась независимости в 1947, на территории этого штата существовали 23 независимых княжества. Эти карликовые государства основали раджпуты. Во главе каждого из них стоял раджа. И чтобы никто не обиделся на снижение статуса, штат назвали Раджастхан, то есть «Обитель раджей». Наш рассказ – о том, кто такие раджпуты и о столице Раджастхана.Рыцари Индостана

Социальная организация индийского общества настолько сложная, что западным ученым до сих пор в ней не все понятно. Одной из примечательных групп населения этой страны являются раджпуты, составляющие значительную часть населения штата Раджастхан. Их происхождение загадочно. Согласно европейской версии, они являются потомками племен (в том числе саков), переселившихся в Индию из Центральной Азии в период между началом I и VI вв., принявшими индуизм и кастовую оболочку. Традиционная социальная организация раджпутов, которая хорошо сохранилась, является самым убедительным доказательством их иноземного происхождения. Далекие предки раджпутов явно были кочевниками, привыкшими к степям и коням, луку и стрелам, и воинский образ жизни был для них естествен. В самой же Индии раджпутов считают потомками касты кшатриев (воинов, второй по рангу после брахманов), которые свое название «раджпут» приобрели в период раннего средневековья. Слово раджпут переводится как «сын царя».

Начиная с IX века раджпуты играли ведущую жизнь в политической жизни Северной Индии и являлись одним из препятствий на пути исламизации Индостана завоевателями. Их нередко сравнивают с рыцарями Запада, с самураями Японии. У раджпутов всегда было много врагов, и они постоянно с кем-то воевали. Поэтому традиционное воспитание раджпутских мальчиков было направлено на развитие качеств, необходимых воину. Начиная с 7-8 лет их брали на охоту, а случалось, и на битву с врагом. Чтобы маленький раджпут привыкал к виду крови, его учили во время праздников срубать небольшой сабелькой головы жертвенным козлятам и ягнятам. Первый самостоятельный успех юноши в охоте на зверей был для его отца поводом устроить большой праздник. С раннего возраста раджпуты принимали участие в спортивных занятиях, а это – конная выездка, стрельба по цели из лука и ружья, бросание копья в цель с коня в движении, поединки в кругу на конях с использованием тупых копий, конное поло с мячом, тренировки по умению спрыгнуть с коня на полном скаку и уцепиться за низко висящие ветки деревьев, борьба (в том числе безоружного против вооруженного).Помимо этого, юный воин получал и общее образование – подробно изучал исторические легенды, предания и сказания, как о собственном клане, так и вообще обо всей раджпутской общности. С самого детства учился играть на музыкальных инструментах и петь – умение исполнить старинную балладу считалось для любого раджпута крайне престижным. Мальчики также обязательно изучали тонкости игры в шахматы, т. к. это развивало ум и стратегическое мышление будущих воинов. И девочек учили писать, сочинять стихи и вообще излагать свои мысли на бумаге, а также нанизывать цветочные гирлянды, что было отдельным видом искусства.

Раджпут. Гравюра Фредрика Шоберля (1821 г.)

Таким образом, раджпут вступал во взрослую жизнь, будучи всесторонне образованным человеком, способным в любой момент отдать свою жизнь, защищая собственную честь или честь клана. На протяжении жизни он мог заниматься только военным делом и ничем иным. Неприемлемыми занятиями считались торговля и земледелие. Раджпуту было запрещено даже прикасаться к плугу. Не приветствовалось также и чрезмерное религиозное рвение. Жизнедеятельность раджпутов обеспечивали представители других каст, которые получали в качестве вознаграждения защиту. Лишь постепенно, в силу экономической необходимости (после установления британского владычества и прекращения феодальных распрей), беднейшие раджпуты занялись хлебопашеством.

Главным родом войск у раджпутов была кавалерия. Уважающий себя раджпут вообще должен был как можно меньше касаться ногами земли. Поэтому в пехоте воевали бхилы – представители коренных индийских племен, и незаконнорожденные «полураджпуты». Боевой конь был истинным другом, помощником и членом семьи воина. Скакунам посвящались поэмы и баллады.

Согласно раджпутским представлениям о чести, ни один член клана не мог оказаться в плену или в рабстве. Поскольку мужья в условиях постоянных войн гибли часто, благочестивые раджпутки совершали обряд сати – самосожжение на погребальном костре. Считалось, что таким образом жена «правильно» заканчивала свою жизнь. Случалось, что раджпутки всего клана (несколько тысяч) выполняли обряд джаухара – коллективное самосожжение, который совершался еще до смерти мужа. Это происходило в случае осады крепости, когда надежды на победу не было. Детей старались переправить в родственный клан, а если это было невозможно, то им давали смертельную дозу опия. Раджпутские женщины совершали как сати, так джаухар вполне осознанно. Те, кто отказывались принять добровольную смерть и переживали погибшего мужа, становились изгоями.

Огромное значение раджпуты придают знаниям по генеалогии. Фиксируется всё, что имеет отношение к семье, роду и т. д. Делается это с помощью генеалогов, принадлежащих к особым кастам – бхат и чаран. Верхняя граница любой генеалогии – это возведение к одному из четырех главных объединений раджпутов, так называемых линий, или династий. Раджпуты унаследовали свои линии от кшатриев. Четыре главные линии: Солнечная, Лунная, Огненная и Змеиная. Последняя имеет чисто номинальное значение, и групп, относящих себя к ней, мало.

Генеалогические линии раджпутов состоят из родовых групп, которые называются кула. Этих кул очень много, более 100, но 36 из них составляют особую группу – так называемые царские кулы. Эти 36 набраны из всех четырех линий. Каждая кула имеет свое охранительное божество – кулдеви. Каждый человек наследует кулу своего отца. Считается, что все раджпуты, носящие одно имя кулы, где бы они ни жили, являются потомками одного предка, и, соответственно, братьями и сестрами, не имеющими права вступать в брак друг с другом. Строгой иерархии раджпутских кул нет, но есть группы примерно равных по престижу кул; престиж этот определяется историческими заслугами предков. Поэтому в раджпутском традиционном обществе очень сильна потребность в ведении подробных и точных генеалогий.

Раджпутские кулы, как правило, очень многочисленны. Они включают иногда сотни тысяч человек. Кула не имеет какого-то одного руководителя, лидера. Но она состоит из кланов, один из которых считается самым главным. Лидеры таких главных в куле кланов были теми, кого называют раджпутскими князьями с титулами раджа, рана, рават, рао. Правителей крупных государств, княжеств называли махарана, махараджа, т. е. «великий раджа». Правитель имел массу строго регламентированных обязанностей, основанных на предписаниях дхармы. Главными из них считались защита богов, брахманов, коров и святых мест. Примечательно то, что сам раджа не владел землей и не мог ею распоряжаться, т. к. она была собственностью клана. Он мог лишь временно передать какому-нибудь полезному для клана человеку (не члену клана) право собирать налоги с какого-то участка земли.

Раджпутских государств теоретически могло быть ровно столько, сколько было раджпутских кул. Но многие кулы были изначально слабы и объединились с другими. Но всякая из них стремилась к власти на земле. Отсюда и появилось столь большое число раджпутских владетельных домов в Северной Индии.

У раджпутов существовал майорат – правило наследования, при котором все имущество родителей переходит к старшему в роду сыну и его семье. Младшие ветви должны были добывать себе средства к существованию только сами. Это вызывало постоянное выплескивание все новых и новых групп раджпутских переселенцев за пределы их этнических и политических территорий.

Клановая система власти и майорат сделали неизбежными внутренние конфликты. Все остальные раджпуты представляли собою потенциальную или реальную угрозу территориям и благополучию каждого отдельного клана. Никогда за долгие века раджпуты не сумели объединиться в централизованное государство. Подчинение общему верховному правителю было по самой своей сути несовместимо с традициями клановой системы. Каждый клан считал себя если не лучше и благороднее всех остальных, то, во всяком случае, не хуже и не ниже их.

В раджпутском обществе и по сей день практически в неизменном виде сохраняются классические семейно-брачные нормы. Традиция предписывала выдать дочь замуж до достижения ею половой зрелости, также за раджпута, с богатым приданым, раз и навсегда. Разводиться или выходить замуж повторно, будучи вдовой, для женщины не считалось возможным. Это роняло престиж как отдельной семьи, так и всего клана в целом.

Жених-раджпут должен был обладать более высоким, чем невеста, социальным и ритуальным статусом. Поэтому раджпутам приходилось выяснять, чья кула «лучше», а чья «хуже». Помощниками в этом архиважном деле были знатоки генеалогии бхаты, чараны. Также общепринятым считалось следующее правило: чем дальше на восток родина раджпута, тем менее престижным является его род, потому что живущие на востоке якобы слишком перемешали свою кровь с местным населением. Отсюда – древнее изречение: «Запад невест берет, а Восток их дает». Поэтому для раджпутского жениха было крайне важно жить хотя бы на километр западнее, чем семья его будущей жены. В XVI–XVIII веках раджпуты были вынуждены, вступив с мусульманами в союзнические отношения, выдавать своих дочерей замуж за их правителей. И только ветвь Сисодия раджпутской кулы Гухилот не признала главенство моголов. Раджпуты Сисодия и по сей день очень гордятся чистотой своей крови, а представители других кланов относятся к ним с подчеркнутым уважением.

Внешние символы достоинства у раджпутов – длинные подкрученные усов и борода, а также тюрбаны. Последние бывают как белыми, так и окрашенными. Наиболее популярные и подходящие для большинства ситуаций – темно-красные. Оранжево-красноватые носят глубоко религиозные люди. Шафраново-желтый цвет свидетельствует о редком героизме его обладателя, его надевают также на свадьбу. В случае траура надевают белый тюрбан, хотя на похороны можно прийти и в темно-синем, и в коричневом. Для каждого сезона – своя расцветка. Весной предпочитают белый с ярко-красными концами. Летом популярен бледно-розовый цвет с жемчужным отливом. В период муссонов носят, как правило, зелено-розовые. В особо благоприятных ситуациях раджпут может надеть тюрбан пяти цветов, расписанный оранжевым, розовым, красным и желтым цветами с вкраплениями белого. Тюрбан используют не только как головной убор: в дороге он служит и подушкой, и полотенцем, в далеком путешествии фильтром для грязной воды и даже средством для ее подъема из колодца. С головным убором связан и целый ряд примет. Совершенно недопустимо перешагнуть через лежащий тюрбан. Обмен тюрбанами означает дружбу на всю жизнь, а снять тюрбан перед кем-то значит испрашивать милость или прощение. Права наследования передавались посредством тюрбана: на 12-й день после смерти отца, в присутствии всех членов клана, наследнику повязывали тюрбан умершего, и он официально становился главой клана или семьи. Тюрбан является первым подарком жениху со стороны родителей невесты.

Ныне большинство людей, называющих себя раджпутами, по существу к таковым не принадлежат. Многие давно переродились в представителей сельскохозяйственных каст и не соблюдают обычаев раджпутов. Нередко другие сословные группы называют себя раджпутами, чтобы поднять свой социальный статус. Поэтому истинный раджпут не примет пищу из рук другого раджпута, если не знает его лично, чтобы не оказаться оскверненным.


Розовый город

В первой половине XVIII, когда власть Великих моголов немного ослабла, раджпутский правитель Джай Сингх II решил рядом со своим городом-крепостью Амбер на вершинах гор спуститься в близлежащую долину и основать там новый дворцовый город. Случилось это в 1727 г. По имени своего основателя он получил название Джайпур, т. е. «город Джая» (а имя Джай – как «победа»). У Джайпура есть две особенности. Во-первых, это, наверное, единственный в Индии город, строившийся в то время с прямоугольной планировкой: весь Джайпур, окруженный стеной, охраняющей город от вражеских войск и диких зверей, разделен на девять прямоугольных секторов. Это сделано в соответствии с религиозными представлениями индуизма: каждый сектор символизируют девять сред Вселенной. Джайпур находится в живописном месте, окруженном зелеными холмами.


Бледно-кирпичный оттенок домов в старой части Джайпура

Во-вторых, Джайпур часто называют Розовым городом. Именно таков оттенок у бледно-кирпичных фасадов домов. При сооружении зданий в большом количестве использовался местный строительный материал – розовый известняк, из которого выстроено большинство туристических достопримечательностей Джайпура. Однако есть и легенда, объясняющая это прозвище Мол, город первоначально был светло-серым, но в 1883 в Джайпур решил приехать принц Альберт, супруг царствовавшей в то время королевы Виктории. Специально к его визиту город якобы перекрасили в розовый цвет, который в культуре раджпутов ассоциируется с гостеприимством.

После завоевания Индией независимости Джайпур стал столицей штата Раджастхан. Это быстроразвивающийся город с населением более 3 324 000 человек (по переписи 2005 г.) и развитой индустрией (металлургическая, текстильная, ювелирная, химическая промышленности). Хотя Джайпур объединяет в своем облике черты древности и современности, туристов он привлекает старинными достопримечательности, которых здесь превеликое множество.

Крепостные сооружения вокруг Джайпура поражают масштабностью

Джайпур явился третьим городом по пути нашего путешествия по Индии (до этого были Дели и Агра). По нашим меркам от Дели до столицы Раджастхана – рукой подать, всего километров 300. Однако передвижение по перегруженным дорогам Нью-Дели отнимает столько времени, и настолько утомительно, что более предпочтительным явился авиаперелет. Меньше часа – и вы на месте. На автомобиле на это уходит не менее пяти-шести часов.

Когда алматинец попадает в Джайпур, то здесь он себя чувствует в более привычной обстановке, поскольку к городу вплотную подступают холмы, поросшие густыми зарослями деревьев. Хоть и невысокие, но все же горы. И чем-то родным сразу веет.

Джал-Махал – летняя резиденция местных правителей

Из аэропорта нас сразу повезли в экскурсию в старый город, который находится в 11 км к северу от Джайпура. Собственно, это город-крепость, называемый Амбером, расположенный на горе. Амбер – это классическая крепость-дворец в стиле Раджастхана. Его строительство в 1592 году начал махараджа Ман Сингх I, а закончил его потомок Джай Сингх I. По пути в Амбер проезжаешь озеро, посреди которого, прямо из воды, высится дворец. Это Джал-Махал – летняя резиденция местных правителей.

Дорога к Амберу временами напоминает путь на Коктобе – так же петляет куда-то вверх между густой зелени, только она намного длиннее, а местность в целом более скалистая. Уже на подъезде к крепости появляются средневековые жилые строения, между которыми вьется настолько узкая дорога, что двум автомобилям здесь не разъехаться.

И вот мы в крепости. Снаружи она кажется грозной, неприступной, а внутри – полна архитектурного изящества. За мощными крепостными стенами скрывается невероятно красивый комплекс дворцов, залов, павильонов, садов и храмов. В общем, то, что можно назвать настоящей восточной роскошью. Росписи, изображающие сцены войны и охоты, украшены инкрустацией из драгоценных камней и зеркал. С двориков внутри крепости открываются зачаровывающие виды окрестностей – долины, холмы, тянущиеся по их греблям на многие сотни метров зубчатые крепостные стены…



Еще фотографии крепости (открывается наведением курсора на мини-изображение). За фотогалереей – продолжение текста.
До Амбера можно доехать и на слоне

Внизу, перед Амбером, находится озеро, в котором город-крепость, наверное, красиво отражается. Но в тот сезон (конец августа) воды практически не было. Только небольшие лужицы, между которыми паслись коровы.

По дороге в Амбер и на обратном пути можно увидеть караваны слонов – одну из главных экзотик Индии. Сейчас эти могучие животные работают на туристов. Можно просто покататься туда-сюда, на небольшом участке. А можно весь путь к Амберу и обратно проделать сидя на спинах слонов, чувствуя себя настоящим махараджей. Слонов погонщики разукрашивают замысловатым цветным рисунком.

В прошлом же слоны являлись самым грозным оружием индусов, наводившим ужас на всех неприятелей – от арабов до англичан. В боевых условиях слон нес на себе до семи воинов, вооруженных луками, дротиками и другим метательным оружием. Хорошо обученный слон был способен вытаптывать в неприятельских рядах целые просеки. Было у него и специальное оружие наподобие кистеня – два соединенных цепью металлических шара, утыканных шипами, защищен он был специальными металлическими доспехами, закрывавшими сверху хобот, шею и бока. Обучал, воспитывал и вел в бой слона погонщик – махаут, понукавший слона анкушем – железным крюком на рукояти, которым в случае необходимости отбивал атаки на своего питомца. Самым главным для неприятеля было вывести слона из равновесия с тем, чтобы он впал в бешенство и начал крушить не только чужих, но и своих. Бессильны слоны были и против пороха.

Хава-Махал («Дворец ветров»)

Наше знакомство с достопримечательностями Джайпура в плане хронологии в какой-то мере повторило путь его основателя. Полюбовавшись архитектурными красотами Амбера, мы вновь спустились в долину, в новый город. Основная часть достопримечательностей Джайпура сосредоточена в пределах городской стены.

Прежде всего это визитная карточка города – Хава-Махал («Дворец ветров»). У этого пятиэтажного здания – неповторимый орнаментальный фасад, украшенный изящными колоннами и балконами, насчитывающий 953 ниши и окна. Хава-Махал построен в 1799 Пратаром Сингхом для своих жен, чтобы они, не выходя из дворца, могли наблюдать уличную жизнь и праздничные шествия. (Раджпуты были многоженцами, число жен раджи могло доходить до 30.)


Городской дворец в Джайпуре

Ни один турист в Джайпуре не минует и Городской дворец(City Palace), или музей Махараджи Мана Сингха II, который являет собой смешение двух архитектурных стилей – раджастханского и могольского. Он состоит из ряда зданий. Территория комплекса поделена на внутренние дворы, сообщающиеся арками. Главный вход – арка Раджендра Пол, перед которой стоят фигуры двух массивных слонов, вырезанные из мраморных монолитов. За аркой – двор, в центре которого стоит Мубарак-Махал – двухэтажный павильон с балконами и арками, в котором находится выставка одежды раджей. Посреди другого двора – открытый павильон Диван-и-Кхас. Его охраняют служители – по облику типичные раджпуты. А охранять там есть что! В павильоне находятся два огромных серебряных кувшина, высотой с человеческий рост. Это самые большие в мире серебряные изделия, занесенные в книгу рекордов Гиннеса. Когда махараджа Мадхосингх II совершал свой исторический визит в Лондон в 1901, в этих кувшинах везли священную воду Ганга. Диван-и-Ам – зал для официальных аудиенций. Сейчас здесь демонстрируются живописные миниатюры моголов и раджпутов, ковры, рукописи, серебряный трон и слоновье седло с балдахином из слоновой кости. Есть здесь и Силех-Кхана – павильон с одной из лучших в Индии выставок оружия. Самое крупное сооружение комплекса – семиэтажный Чандра-Махал, над котором виден флаг Индии. Каждый этаж пышно украшен и имеет собственное название в соответствии со своим предназначением. Чандра-Махал остается частной резиденцией раджей Джайпура, и вход в него воспрещен. В их собственности также форты Амбер и Джайсалмер. Семья правителей выделяет деньги на реставрацию своих зданий.

Один из двух серебряных кувшинов в павильоне Диван-и-Кхас

Основатель Джайпура Джай Сингх II был не только государственным деятелем и покровителем искусств, но и выдающимся ученым. Ученость Джай Сингха II проявлялась, в частности, в том, что он интересовался астрономией и построил в Индии пять обсерваторий. Одну из них – Джантар-Мантар – самую большую и лучше всего сохранившуюся – в Джайпуре. Она находится в двух шагах от Городского дворца. За образцы были взяты инструменты марагинской и самаркандской обсерваторий.

Из множества прочих мест паломничества туристов в Джайпуре отметим напоследок главный храм Кришны в городе – Храм Говинд дев. Основное божество этого храма – играющий на флейте бог Кришна. Это здание построено также при Джай Сингхе II и первоначально служило парковым павильоном. Фигура Кришны, считающимся божественным покровителем Джайпура, привезена в эту местность в конце XVII века в целях спасения от репрессий могольского императора Аурангзеба.

Всегда приятно увезти на память о посещении города безделушки, которые долго будут служить воспоминанием о поездке. В Джайпуре, работающем на туристов, недостатка в их выборе нет. Мы рекомендуем вам купить здесь какие-то ювелирные украшения – себе или для подарка кому-то. Джайпур – крупнейший в мире центр по обработке и огранке полудрагоценных камней. Соответственно здесь очень большой выбор красивых и дешевых ювелирных изделий ручной работы.


Алоис Назаров, 16 из 17 фотографий – авторские (при написании использовались работы российского индолога Е. Н. Успенской, крупного знатока истории раджпуров)

Карта Джайпура (К началу статьи)

Айн момент, загружается карта…


alnaz.ru

Отправить ответ

avatar
  Подписаться  
Уведомление о