Боевой вертолёт AH-1»Кобра» » Военное обозрение
Используя в Юго-Восточной Азии вертолёты UH-1 «Ирокез», американцы пришли к выводу, что при всех их многочисленных достоинствах, это машина, малопригодна для использования в качестве вертолёта огневой поддержки. «Ирокез» оказался слишком уязвим для огня стрелкового оружия и в особенности крупнокалиберных пулемётов, составляющих основу системы ПВО Вьет-Конга. Положение усугублялось ещё и тем, что экипажи, борясь за увеличение грузоподъёмности своих вертушек, демонтировали с них всё, без чего можно было обойтись в полёте, в том числе и без того слабую бронезащиту.Требовался специализированный, гораздо более защищённый и вооружённый, скоростной и манёвренный, ударный вертолёт. В марте 1965 года в США начались разработки по созданию многофункционального вертолета, который в полной мере мог бы выполнять множество возложенных на него боевых задач.
Победу в конкурсе одержал AH-1 Huey Cobra, созданный на базе узлов и агрегатов всё того же проверенного UH-1. Первый полет АН-1G «Хью Кобра» состоялся уже в сентябре 1965 года. Эта машина имела некоторые преимущества: лучшую аэродинамическую форму, на треть большую скорость, более мощное вооружение, меньшую уязвимость.
«Хью Кобра» создавалась применительно к действиям в Юго-Восточной Азии. Вооруженные силы государств этого региона имели довольно незначительное количество бронетехники, поэтому создатели вертолета не стали особо мудрить с подвесным вооружением, да и время поджимало: новую машину с нетерпением ждали во Вьетнаме. На опытном вертолете, на крыле было всего два узла подвески, на серийных машинах — четыре. Подвесное вооружение включало блоки НАР двух типов, контейнеры ХМ-18 с 7,62-мм пулеметами и с автоматическими 40-мм гранатометами ХМ-13 , кассеты с минами ХМ-3, дымовые авиационные приборы Е39Р1 и топливные баки емкостью по 264 л. Для применения во Вьетнаме было предложено три типовых варианта боевой нагрузки на внешней подвеске. Легкий – 2 блока НАР ХМ-157 с 7 ракетами калибра 70 мм каждый на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом — на внутренних. Средний — 4 блока НАР ХМ-159 по 19 ракет калибра 70мм в каждом. Тяжелый — 2 блока НАР ХМ-159 на наружных узлах подвески и 2 контейнера ХМ-18 с одним 7,62-мм пулеметом — на внутренних.
Стрелок с переднего кресла управлял огнем подвижного вооружения, размещенного на турели, а летчик применял оружие, подвешенное на крыльевых пилонах. Система управления оружием позволяла задавать количество одновременно выпускаемых пар ракет из левых и правых блоков в залпе и интервал между залпами. НАР выпускались только симметрично из блоков, подвешенных под левым и правым крыльями, поскольку асимметричный пуск ракет приводил к появлению возмущающего момента и затруднял управление вертолетом. В случае необходимости летчик мог управлять огнем вооружения, установленного на турели, которая в этом случае жестко фиксировалась относительно продольной оси вертолета, а стрелок – пускать НАРы.
Подлинное признание пришло к «Кобрам» во время новогоднего 1968-го наступления отрядов Вьет-Конга на американские авиабазы.
Вертолетам для взлета достаточно было небольших площадок. «Кобры» совершали несколько вылетов за день, заходя в атаку над головами обороняющихся джи-ай. Именно тогда родился термин «воздушная артиллерия», во Вьетнаме по отношению к вертолетам AH-1G он применялся гораздо чаще, чем традиционный — воздушная кавалерия. Аэромобильным частям придавались вертолетные роты в составе двух плутонгов по восемь вертолетов UH-1D и одного (тоже восемь вертолетов) AH-1G.
Боевой порядок «Кобр», подобно истребительной авиации, строился на базе пары: ведущий — ведомый. Пара обеспечивала хорошую взаимосвязь и не сковывала маневр. Во Вьетнаме вертолеты большую часть полетного времени находились над местностью, неконтролируемой армией США или их южновьетнамскими союзниками. Применение вертолетов парой повышало шансы экипажа выжить при вынужденной посадке на чужой территории. Второй вертолет в этом случае прикрывал сбитого товарища огнем до прибытия поисково-спасательного вертолета.
На ранних этапах войны задачей боевых вертолетов было уничтожение пехоты и легких средств доставки людей и грузов (таких, как сампаны и велосипеды). Для поражения подобных целей огневой мощи «Кобр» вполне хватало. Положение изменилось, когда по тропе Хо Ши Мина в Южный Вьетнам хлынул поток тяжелой техники советского производства. Сразу же выявилась недостаточная эффективность НАР для поражения танков ПТ-76, Т-34 и Т-54.
Вплотную «Хью Кобры» столкнулись с танками в Лаосе в 1971-м году. 2-я эскадрилья 17-го воздушно-кавалерийского полка уничтожила НАРами с тяжелой БЧ пять танков, четыре ПТ-76 и один Т-34. Попытки уничтожить танки огнем из 20-мм пушек подвесных контейнеров успеха не имели. Танки было трудно поразить не только ракетами. Прекрасная маскировка и камуфляжная окраска сильно затрудняла их обнаружение. Первые атаки танков были неудачными. Летчики предложили атаковать их минимум двумя вертолетами: один заходит с фронта, отвлекая внимание танкистов, а второй — наносит удар с фланга или с тыла. На практике же пилоты, обнаружив танк, в азарте сразу бросались в атаку, не забивая себе голову отвлекающими маневрами. Возможно, танков было уничтожено больше. Так, в одном из боевых вылетов были обнаружены две колонны танков. В результате последовавшего удара колонну остановили, но не один танк не загорелся. Установить с воздуха, что танк выведен из строя, не представлялось возможным. Радикальным средством для борьбы с танками стали ПТУР «Toy». Первыми машинами, оснащенными управляемыми ракетами, стали UH-1D. Успешное применение этих вертолетов в борьбе с бронированными целями во Вьетнаме активизировало работы по интеграции ПТУР в систему вооружения «Хью Кобр». В опытном порядке УР-ми оснастили два AH-1, с мая 1972-го по январь 1973-го они испытывались в боевых условиях. 81-м ПТУРом уничтожили 27 танков (в их числе Т-54, ПТ-76 и трофейные М-41), 13 грузовиков и несколько укрепленных огневых точек.
Уничтоженный ПТ-76
При этом вертолеты не получили ни одного попадания. Пуски ракет производились обычно с дистанции 2200 м, вместо 1000 м при пуске НАР. В 1972-м американцы преподнесли сюрприз, применив против танков вертолетные ПТУР, но и вьетнамцы удивили янки. В том же году они использовали для борьбы с низколетящими целями советские ПЗРК «Стрела-2М».
ПЗРК Стрела-2М
Конструкторы фирмы «Белл» при проектировании «Хью Кобры» предусмотрели меры противодействия ракетам с тепловым наведением, применив охлаждение выхлопных газов, но этого оказалось недостаточно. «Стрелы» уверенно захватывали вертолеты, и первым сбитым был «Хью», затем — две «Кобры».
В первом случае АН-1G летел один на высоте около 1000 м. После попадания «Стрелы» машина развалилась в воздухе. В другом случае ракета ударила в хвостовую балку. Несмотря на значительные повреждения, пилот снизился до макушек деревьев, но машина задела за крону и перевернулась. Американцы оценили угрозу. На все вертолеты фирмы «Белл», летавшие во Вьетнаме, устанавливалась коленчатая труба, отводившая горячие газы вверх, в плоскость вращения несущего винта, где мощный турбулентный поток моментально смешивал их с окружающим воздухом. Как показала практика, для захвата доработанных таким образом вертолетов чувствительности головки самонаведения «Стрелы» не хватало. За годы войны в Юго-Восточной Азии «Кобры» продемонстрировали хорошую живучесть. Из 88 «Кобр», принимавших участие в операции в Лаосе, были сбиты 13. К окончанию войны во Вьетнаме в составе авиации армии США числилось 729 вертолетов АН-1G из 1133 построенных. Львиная доля недостающих 404 машин навсегда осталась во Вьетнаме.
В мае 1966 года фирма Bell начала разработку двухдвигательного вертолета АН-1J «Sea Cobra», являющегося усовершенствованным вариантом вертолета АН-1, для корпуса морской пехоты США, заказавшего первоначально 49 вертолетов. Применение силовой установки из двух ГТД большей мощности в сочетании с новым несущим винтом с увеличенными диаметром (до 14.63м) и хордой лопастей обеспечивало улучшение летных характеристик и повышение безопасности эксплуатации с авианосцев, а также увеличение боевой нагрузки до 900кг, что позволило использовать турельную установку ХМ-1-87 с трехствольной пушкой калибром 20мм и различные варианты вооружения, подвешиваемого под крылом.
Первый серийный вертолет АН-1J со спаренными ГТД Pratt & Whitney РТ6Т-3 «Twin Pac» взлетной мощностью 1340кВт, совершил первый полет 14 октября 1970 года, а уже с февраля 1971 года боевые вертолеты АН-1J стали использоваться во Вьетнаме в боевых действиях корпуса морской пехоты, которому было поставлено 63 вертолета. Первые 140 вертолетов были такими же, как для корпуса морской пехоты США, последующие 69 были вооружены ПТУР «Тоу».
Следующими модификациями стали АН-1Т «Sea Cobra» -усовершенствованный вариант для корпуса морской пехоты США с ПТУР «Tow» и системой управления с большей точностью наведения. Первый полет состоялся в мае 1976 года, поставки первых заказанных 57 вертолетов начались в октябре 1977г. АН-1W «Super Cobra» — развитие вертолета АН-1Т с двумя ГТД General Electric. Т700-GЕ-401 взлетной мощностью по 1212кВт; совершил первый полет 16 ноября 1983 года.
Первый серийный вертолет АН-1W поставлен в марте 1986 года для корпуса морской пехоты, заказавшего первоначально 44 вертолета, дополнительно заказано 30 вертолетов. Кроме того, 42 вертолета АН-1Т были модернизированы в АН-1W.
Боевые вертолёты АН-1 различных модификаций поставлялись в вооруженные силы: Бахрейна, Израиля, Иордании, Ирана, Испании, Катара, Пакистана, Таиланда, Турции, Южной Кореи и Японии.
Боевые вертолёты этого типа применялись в следующих вооруженных конфликтах:
Война во Вьетнаме (1965—1973, США)
Ирано-иракская война (1980—1988, Иран)
Операция «Мир Галилее» (1982, Израиль)
Вторжение США на Гренаду (1983, США)
Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция)
Операция «Богомол» в Панаме(1988, США)
Война в Персидском заливе (1991, США)
Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
Война в Афганистане (с 2001, США)
Иракская война (с 2003, США)
Война в Вазиристане (с 2004, Пакистан)
Вторая ливанская война (2006, Израиль)
В некоторых конфликтах вертолёты этого типа понесли существенные потери. Иран потерял больше половины из имевшихся в войне с Ираком.
Иранский АН-1J
Израиль был вынужден применять «Кобры» в Долине Бека, с большой оглядкой, столкнувшись с мощной сирийской ПВО советского производства.
Расчёт на безнаказанные, маловысотные атаки с помощью ПТУР «Тоу», не оправдался.
Боевой вертолет обнаруживался РЛС зенитно-ракетных комплексов «Круг» (SA-4) и «Квадрат» (SA-6) на дальности 30 км , если он летел выше 15 м над землей, а РЛС ЗСУ-23-4 «Шилка» в этом случае обнаруживала его на дальности 18 км. Стандартная 96-сна-рядная очередь из четырех стволов «Шилки» поражала «Кобру» с вероятностью 100% на дальности 1000 м, на дальности 3000 м вероятность поражения составляла уже 15%.
Снова американские » Кобры» вступили в бой зимой 1990-1991 годов. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий перебросили военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции «Буря в пустыне». В первый день наступления «Кобры» вместе с «Кайовами» вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетаковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В тот день «Кобры» загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивались по четыре ПТУР «Toy». Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радиолокационным наведением и ЗСУ-23-4.
Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске «Toy» имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 сек., а время реакции «Шилки» после обнаружения цели 6-7 сек. Поэтому уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14-ю ракетами «Гидра» 70 с кассетной боевой частью и две «Toy».
Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Главным недостатком и «Кобр», и «Кайов» было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на «Апачах». Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту.
Экипажи «Кобр» корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости. В какой-то мере положение улучшилось с установкой на не вращающейся части 20-мм пушки лазерной систем , которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения. Дальность системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только «Кобры» 1-й бронетанковой дивизии. Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей.
Для эксплуатации в условиях пустыни на воздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем, движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских «Кобрах» за время боевых действий, по крайней мере, один раз меняли двигатели. Всего в операции «Буря в пустыне» армейские «Кобры» налетали 8000 часов и выпустили более 1000 ПТУР «Toy». Более страшным врагом, как и в Заливе (фильтры так и не были установлены), оказался мелкий красный песок, изъедавший лопатки компрессоров двигателей и лопасти несущего винта. Благодаря усилиям летно-технического состава, боеготовность «Кобр» поддерживалась на уровне 80%. Кроме сопровождения конвоев, вертолеты часто привлекались к ведению разведки.
После этого были ещё боевые вылеты в Сомали и «Война 2003 года» длящаяся до сих пор. В наступившем десятилетии этим вертолетам исполнится 50 лет. Совершив свой первый полет в 1967-м, вертолёт огневой поддержки AH-1 по-прежнему остается в строю.
Спутниковый снимок Google Earth: боевые вертолёты Ми-24 советского производства (пятилопастной) и АН-1″Кобра» (двухлопастной) на аэродроме Форт- Блис, заметна разница в геометрических размерах обоих машин.
Сухопутные войска США уже отказались от него в пользу более «продвинутого» AH-64 Apache, а вот американские морпехи, полюбившие эту машину, ставят на вооружение новую ее модификацию – («Гадюка»), также получившую кличку Zulu Cobra (за букву, обозначающую модификацию).
AH-1Z
Разработка «Гадюк», тогда еще носивших прозвище King Cobra, началась в 1996 году, когда Корпус морской пехоты принял программу модернизации вертолетного парка. Она предусматривала замену 180 винтокрылов AH-1W Super Cobra на AH-1Z (закупкой новых машин или переделкой имеющихся), а около сотни многоцелевых геликоптеров UH-1N – на UH-1Y Venom. Первый полет «Гадюка» совершила в декабре 2000 года и затем в течение десяти лет ее постепенно доводили до ума, пока, наконец, в декабре 2010-го руководство морпехов не решило окончательно принять вертолет на вооружение.
Масса винтокрыла изрядно возросла (8390 килограммов максимального взлетного веса против 6690 килограммов у «Суперкобры»). Во многом именно поэтому основным конструктивным отличием «Вайперов» является новый четырехлопастной композитный несущий винт, сменивший традиционного для семейства машин «Хью» двухлопастного предшественника, – тот исчерпал свои возможности для поддержания в воздухе все более тяжелеющих «Кобр». Также четырехлопастным стал и хвостовой винт. Полностью переведена на современную элементную базу авионика: аналоговые полетные приборы «Суперкобр» уступили место интегрированному комплексу управления с двумя многофункциональными жидкокристаллическими дисплеями в каждой кабине.
С точки зрения тактических возможностей, «Гадюки» отличаются от «Суперкобр» почти трехкратно увеличенным боевым радиусом (200 километров против 100) и возросшей скоростью. Состав собственно бортового вооружения практически не поменялся: те же «Хеллфайры», «Гидры», «Сайдармы» и «Сайдвиндеры». Однако новая прицельная система позволяет сопровождать цели на дистанциях, превышающих радиус применения бортового оружия. Заодно радикально упростилось использование управляемых ракет – летчики «Суперкобр» постоянно жаловались на необходимость переключать для запуска «Хеллфайров» множество тумблеров в нужной последовательности.
Кроме того, на вертолёт установили инфракрасную систему обзора передней полусферы FLIR, подобную той, которой оснащен AH-64 Apache. В свое время одной из основных претензий к «Суперкобрам» было отсутствие подобного оборудования.
Добавился и нашлемный комплекс целеуказания Top Owl корпорации Thales, позволяющий выполнять боевые задачи в сложных погодных условиях, а также ночью.
В данный момент Корпус морской пехоты уже получил 15 таких вертолетов. Всего же к 2021 году командование Корпуса морской пехоты планирует иметь 189 «Гадюк»: 58 новых винтокрылов плюс 131 переоборудованную и переоснащенную машину AH-1W Super Cobra из числа имеющихся в авиации КМП.
Стоимость всей программы модернизации почти трех сотен «Суперкобр» и «Хью», а также закупок новых геликоптеров морпехами и ВМС США превысит 12 миллиардов долларов. Что характерно, не забыт и принцип производственной экономии. Корпусные системы, БРЭО и двигательная установка «Гадюк» на 84 процента совместимы с уже упоминавшимися вертолетами боевого обеспечения UH-1Y, что значительно упростит техническое обслуживание.
Вопрос с непосредственной авиационной поддержкой у КМП стоит достаточно остро. Первоначально планировалось к 2010 году заменить часть выбывающих штурмовиков AV-8B Harrier II на разрабатываемые многоцелевые истребители F-35B Lightning II с укороченным взлетом и посадкой. Однако затягивание сроков сдачи «молнии пятого поколения» и значительное удорожание ее разработки фактически лишают американскую морскую пехоту помощи ударами с воздуха. Неспешность замены «Харриеров» на новые машины возлагает на вертолеты КМП повышенную нагрузку.
Тенденция к вымыванию из линейного состава старых образцов авиационной техники, хорошо заметная в 90 и 2000-е годы, парадоксальным образом не касается некоторых машин. Безальтернативно, к примеру, служит бомбардировщик B-52. Простые, привычные и надежные «Кобры» тоже стали таким оружием. Получив новые «глаза» и «уши», эти винтокрылы будут вполне готовы перевалить на шестой десяток беспорочной службы.
Источники:
http://www.soldiering.ru/avia/helicopter/usa/ah-1.php
http://www.litmir.net/br/?b=143939&p=50
http://www.airwar.ru/enc/ah/ah2w.html
http://chinascout.narod.ru/helicopters/strike/ah-1.html
topwar.ru
Вертолет Bell AH 1 Cobra, Технические Характеристики и Обзор Вооружения с Фото
Bell AH-1 «Кобра» — это американский ударный вертолет, созданный в 1960-х годах компанией Белл Геликоптер Текстрон. АН 1 Cobra — первый в мире специально созданный боевой вертолет. Его с большим успехом применяли во Вьетнамской войне, а также в вооруженных конфликтах. Вертолеты АН 1 Cobra до сих пор находятся на вооружении некоторых стран, включая и США.
История создания вертолета Bell AH-1 «Кобра»
Работы по проектированию боевых вертолетов в США начались в 1950-х годах после того как на практике было продемонстрировано успешное применение транспортных и легких многоцелевых вертолетов во время Корейской войны. Чтобы ускорить разработку нового боевого вертолета, который потребовался в связи с войной во Вьетнаме, было решено задействовать в его конструкции системы и агрегаты многоцелевого вертолета «Iroquois», хорошо зарекомендовавшего себя в эксплуатации.
Требования к этому вертолету не были сформированы армией, поэтому компании Bell пришлось разрабатывать машину по своему усмотрению. Фирма для этого предварительно разработала концепцию вертолета «Warrior», что позволило решить ряд важных проблем, а также определить оптимальную компоновку размещения вооружения, кабины экипажа и самого вертолета.
В 1965 году постройка первого опытного вертолета была завершена, он получил наименование AH-1, первый его полет состоялся 7 сентября 1965 года. Полет предсерийного вертолета состоялся в ноябре 1966-го. Вертолет AH 1 стал поставляться серийно с июня 1967 года, а в сентябре их начали применять в боях во Вьетнаме.
Технические характеристики вертолета Bell AH-1 «Кобра»
Основные тактико-технические характеристики АН 1 Cobra следующие:
- Принятие на вооружение – 1967 год.
- Диаметр главного винта составляет 13,41 м.
- Диаметр хвостового винта составляет 2,59 м.
- Высота составляет 4,09 м.
- Длина составляет 13,59 м.
- Масса пустого вертолета составляет 2993 кг.
- Нормальная взлетная масса составляет 4524 кг.
- Максимальная взлетная масса составляет 4536 кг.
- Внутренние топливо составляет 980 л.
- Тип двигателя — Textron Lycoming 1 ГТД T53-L-703.
- Заявленная мощность составляет 1825 л.с.
- Мощность при взлете составляет 1310 л.с.
- Мощность при полете составляет 1150 л.с.
- Максимальная скорость составляет 315 км/ч.
- Крейсерская скорость составляет 227 км/ч.
- Дальность действия составляет 507 км.
- Скороподъемность составляет 494 м/мин.
- Практический потолок составляет 3720 м.
- Статический потолок составляет 3720 м.
- Экипаж составляет 2 человека.
Вооружение:
- Трехствольная 20-мм пушка M197 Vulcan на 750 патронов.
- Боевая нагрузка на 4 узлах подвески составляет 1542 кг.
- 2 ПУ LAU-68 и 8(2х4) ПТУР BGM-71 TOW или 19х70-мм НУР или LAU-6 c 7х70-мм.
- Возможна установка 2х8 УР AGM-114 Hellfire, 4 УР AIM-92 Stinger, контейнеров с пулеметным и пушечным вооружением, двух 40-мм гранатомета.
Модификации Bell AH-1 «Кобра»
Вертолет АН 1 Cobra выпускался в следующих модификациях:
- AH-1G — серийная модификация.
- АН-1Е — модификация с носовой турельной установкой под 20-мм четырехствольную пушку.
- AH-1F – модификация, созданная для борьбы с танками.
- AH-1J «Си Кобра» — вертолет, имеющий улучшенные характеристики по мощности – установлены два двигателя «Пратт-Уитни» РТ6Т-3 суммарной мощностью 1800 л.с.
- АН-1P – модификация с лопастями из стеклопластика.
- AH-1Q – модификация для борьбы с танками.
- AH-1R, S – модификации, включающие четырехлопастный несущий винт, более мощный двигатель и усовершенствованное электронное оборудование.
- АН-1T — развитие модификации AH-1J, мощность двигателя увеличена до 2050 л.с.
- AH-1W Super Cobra — усовершенствованный вариант АН-1T, который включал противотанковые ракеты «Хеллфайр» с использованием лазерной системы наведения, ракеты класса «Стингер» или «Сайдвиндер». Поставки AH-1W Super Cobra начались в 1985 году.
Особенности конструкции вертолета
- Двухлопастный несущий винт, имевший диаметр 13,4м и втулку «тип 540» , как на UH-1E, однако отличавшийся концевыми частями лопастей со скоростными профилями.
- Большая энерговооруженность: вертолет АН 1 Cobra при взлетной массе в 4310 кг снабжался одним ГТД, который имел мощность 1030 кВт.
- Экипаж состоял из стрелка, находившегося в передней кабине, а также летчика, располагавшегося в задней кабине над стрелком, с улучшенным обзором.
- Фюзеляж с уменьшенным сопротивлением и улучшенными аэродинамическими формами.
- Бронирование боковых проекций двигателя, кабины экипажа, а также наиболее важных агрегатов.
- Применение крыла для размещения вооружения и разгрузки несущего винта.
- В состав БРЭО включены средства связи, НСЦ, прицельное и навигационное оборудование (без РЛС). Средства обороны включают аппаратуру отстрела ЛТЦ и ДО, в том числе дымовых шашек.
Видео о вертолете
militaryarms.ru
Вертолет Белл АН-1 Кобра | Военное оружие и армии Мира
Работы по созданию боевых вертолетов начались в США после окончания войны в Корее (1950-1953) во время которой на практике была продемонстрирована польза от применение многоцелевых и транспортных вертолетов при ведении боевых действий. В 1964 году началась новая война — во Вьетнаме, и у армии США появилась потребность в разработке нового, более приспособленного к военным действиям вертолета. За разработку такой боевой машины взялась «Белл Геликоптер Текстрон».
Еще до эскалации вооруженного конфликта фирма «Белл» в инициативном порядке провела разработку концепции боевого вертолета, в процессе которой были определены оптимальная компоновка конструкции вертолета и кабины экипажа, а также размещение стрелково-пушечного и иного вооружения. Новые идеи были успешно проверены при испытаниях легкого экспериментального вертолета Белл Модель 207 Сиу скаут, который сам явился развитием модели OH-13S «Сиу». При создании конструкции новой винтокрылой машины, получившей обозначение Белл АН-1 «Кобра» (Bell АН-1 Cobra), активно использовались агрегаты и системы хорошо зарекомендовавшего в эксплуатации многоцелевого вертолета «Ирокез» (Bell UH-1 Iroquois).
Первая опытная «Кобра» была построена в начале 1965 года, а 7 сентября 1965 года состоялся ее первый полет. В ноябре 1966 года был осуществлен полет предсерийного варианта вертолета. Поставки серийных машин, получивших обозначение AH-1G, начались в июне 1967 года. В сентябре того же года они уже оказались во Вьетнаме. В комплект вооружения АН-1G входили пулеметы, авиапушки и ракеты, что делало машину мощным средством огневой поддержки пехоты на поле боя и эффективным средством борьбы с вражеской бронетехникой.
На первых модификациях «Кобры» использовалась турельная установка ХМ28 с двумя пулеметами «Мичиган» калибром 7.62 мм с боезапасом в 4000 патронов или два гранатомета калибром 40 мм с 321 гранатой (или комбинация: один пулемет и один гранатомет). Начиная со 101 — го вертолета на нем стали устанавливать систему управления подкрыльными подвесками, а со 199-го — систему управления огнем, цифровую ЭВМ и лазерный определитель дальности.
Восемь противотанковых управляемых ракет (ПТУР) «Тоу» подвешивались под крылом на внешних пилонах. «Кобры» широко применялись в военных действиях во Вьетнаме, Лаосе и Камбодже для непосредственной поддержки наземных войск, уничтожения вражеской бронетехники, эскортирования транспортных вертолетов, проведения разведки.
Всего армии США было поставлено 1127 вертолетов AH-1G, цена которых варьировалась от 500 тыс. (первые модели) до 1,3 млн долларов. Первые модели «Кобр» впоследствии были переоборудованы. Модификация AH-1Q была предназначена для борьбы с бронетехникой. Затраты на переоборудование одной машины достигали 1 млн долларов. В 1973 году было модернизировано восемь вертолетов. В 1974 году армия США подписала контракт на переоборудование еще 290 вертолетов, вооруженных ПТУР Тоу. АН-1S — модификация с более мощным двигателем и увеличенной взлетной массой. Существовало множество и других модификаций АН-1.
Несмотря на то что действия «Кобр» во Вьетнаме Пентагоном были признаны успешными, потерь вертолетов избежать не удалось. Если попадание пуль калибром до 12,7 мм и отдельных малокалиберных снарядов вертолет еще выдерживал, то поражение гранатой или ракетой (в частности советской «Стрелой») гарантированно вело к гибели машины. Наличие у вьетнамцев большого количества средств ПВО, поставленных из Советского Союза, и советских военных специалистов в совершенстве владевших этими средствами, привело к большим потерям АН-1. «Кобрам» приходилось летать парами для того, чтобы если одна из машин поражалась средствами ПВО, другая могла подобрать экипаж подбитого вертолета.
С целью повышения живучести «Белл» стала устанавливать на АН-1 второй двигатель. Первые четыре двухдвигательных АН-1J были отправлены во Вьетнам в феврале 1971 года. Серийное производство вертолетов АН-1 в США завершилось в 1986 году. АН-1 принимали участие во множестве локальных войн и конфликтов, где хорошо зарекомендовали себя, особенно при действии в условиях слабой или, в значительной мере, подавленной ПВО противника. Так, во время арабо-израильской войны в Ливане в 1982-м году Израиль использовал в боевых действиях против Сирии и Организации освобождения Палестины 12 вертолетов AH-1S и 30 MD-500, вооруженных ПТУР «Тоу». За время боевых действий эти вертолеты совершили 130 боевых вылетов и подбили 29 танков. 22 БТР и 30 грузовиков. Им даже удалось сбить один сирийский вертолет SA-342 Газель. Применялись АН-1 и в войне с Ираком в 1991 году совместно с более современным американским вертолетом АН-64 «Апач», где «Кобры» понесли гораздо меньшие, чем «Апачи», потери.
1952warfor.me
AH-1 Кобра Фото. Видео. Характеристики. Вооружение
Вертолеты России и мира видео, фото, картинки смотреть онлайн занимают важное место в общей системе народного хозяйства и Вооруженных Сил, с честью выполняя возложенные на них гражданские и военные задачи. По образному выражению выдающегося советского ученого и конструктора МЛ. Миля, «сама наша страна как бы “сконструирована” для вертолетов». Без них немыслимо освоение бескрайних и непроходимых пространств Крайнего Севера, Сибири и Дальнего Востока. Вертолеты стали привычным элементом пейзажа наших грандиозных строек. Они широко применяются как транспортное средство, в сельском хозяйстве, строительстве, спасательной службе, военном деле. При выполнении ряда операций вертолеты просто незаменимы. Кто знает, здоровье скольких людей было спасено экипажами вертолетов, принявших участие в ликвидации последствий аварии на Чернобыльской АЭС. Жизни тысяч советских солдат спасли боевые «вертушки» в Афганистане.
Русские вертолеты прежде чем стать одними из основных современных транспортных, технологических и боевых средств, вертолеты прошли длинный и не всегда гладкий путь развития. Идея подъема в воздух с помощью несущего винта зародилась у человечества едва ли не раньше, чем идея полета на фиксированном крыле. На ранних этапах истории авиации и воздухоплавания создание подъемной силы путем «ввинчивания в воздух» было популярнее других способов. Этим объясняется обилие проектов винтокрылых летательных аппаратов в XIX — начале XX вв. Только четыре года отделяют полет самолета братьев Райт (1903 г.) от первого подъема человека в воздух на вертолете (1907 г.).
Лучшие вертолеты использовали ученые и изобретатели, они долго колебались, какому способу отдать предпочтение. Однако к концу первого десятилетия XX в. менее энергоемкий и более простой с точки зрения аэродинамики, динамики и прочности самолет вырвался вперед. Успехи его были впечатляющими. Прошло почти 30 лет, прежде чем создателям вертолетов удалось наконец сделать свои аппараты работоспособными. Уже в годы второй мировой войны вертолеты пошли в серийное производство и начали применяться. По окончании войны возник так называемый «вертолетный бум». Многочисленные фирмы принялись строить образцы новой перспективной техники, но не все попытки увенчались успехом.
Боевые вертолеты России и США Построить по-прежнему было сложнее, чем самолет аналогичного класса. Военные и гражданские заказчики не спешили ставить в ряд с уже привычными самолетами авиационную технику нового типа. Только эффективное применение американцами вертолетов в начале 50-х гг. в войне в Корее убедило рад военачальников, в том числе и советских, в целесообразности использования этого летательного аппарата вооруженными силами. Однако многие, как и раньше, продолжали считать вертолет «временным заблуждением авиации». Потребовалось еще более десяти лет, пока вертолеты окончательно не доказали свою исключительность и незаменимость в выполнении рада военных задач.
Вертолеты РФ сыграли большую роль в создании и разработках российских и советских ученых, конструкторов и изобретателей. Их значение столь велико, что даже дало основание одному из основоположников отечественного вертолетостроения академику Б.Н. Юрьеву считать наше государство «родиной вертолетов». Данное утверждение, конечно, слишком категорично, но нашим вертолетчикам есть чем гордиться. Это научные труды школы Н.Е. Жуковского в дореволюционный период и впечатляющие полеты вертолета ЦАГИ 1-ЭА в довоенные годы, рекорды послевоенных вертолетов Ми-4, Ми-6, Ми-12, Ми-24 и уникальное семейство вертолетов «Ка» соосной схемы, современные Ми-26 и Ка-32 и многое, многое другое.
Новый вертолет России относительно неплохо освещен в книгах и статьях. Незадолго до своей смерти Б.Н. Юрьев приступил к написанию фундаментального труда «История вертолетов», но успел подготовить только главы, касавшиеся его собственных работ в 1908 — 1914 гг. Отметим, что недостаточное внимание к истории такой отрасли авиации, как вертолетостроение, характерно и для зарубежных исследователей.
Военные вертолеты России по-новому освещающие историю разработки вертолетов и их теории в дореволюционной России, вклад отечественных ученых и изобретателей в мировой процесс развития этого вида техники. Обзор дореволюционных отечественных работ по винтокрылым летательным аппаратам, в том числе и ранее неизвестных, а также их анализ были даны в соответствующей главе в книге «Авиация в России», подготовленной к печати в 1988 г. ЦАГИ. Однако ее небольшой объем существенно ограничил размеры приведенной информации.
Гражданские вертолеты в своих лучших окрасках. Предпринята попытка как можно более полно и всесторонне осветить деятельность отечественных энтузиастов вертолетостроения. Поэтому описывается деятельность ведущих отечественных ученых и конструкторов, а также рассматриваются проекты и предложения, авторы которых значительно уступали им по своим знаниям, но вклад которых нельзя было не учитывать. Тем более что в некоторых проектах, отличавшихся в общем сравнительно не высоким уровнем проработки, также встречаются интересные предложения и идеи.
Название вертолетов обозначившими существенные качественные изменения в этом виде техники. Такими событиями являются начало постоянной и систематической разработки проектов вертолетов; постройка первых натурных вертолетов, способных оторваться от земли, и начало серийного производства и практического применения вертолетов. В данной книге рассказывается о ранних этапах истории вертолетостроения: от зарождения идеи подъема в воздух посредством винта до создания первых вертолетов, способных оторваться от земли. Вертолет, в отличие от самолета, махолета и ракеты, не имеет прямых прообразов в природе. Однако винт, с помощью которого создается подъемная сила вертолета, был известен еще с античных времен.
Маленькие вертолеты несмотря на то что были известны воздушные винты и существовали эмпирические прообразы вертолетов, идея использования несущего винта для подъема в воздух не получила распространения до конца XVIII в. Все разрабатывающиеся в то время проекты винтокрылых аппаратов оставались неизвестными и были обнаружены в архивах много веков спустя. Как правило, сведения о разработке таких проектов сохранились в архивах наиболее выдающихся ученых своего времени, таких, как Го Хун, Л. да Винчи, Р. Гук, М.В. Ломоносов, которым в 1754 г. была создана «аэродромическая машина».
Частные вертолеты за короткое время были созданы буквально десятки новых конструкций. Это было состязанием самых разнообразных схем и форм, как правило» одно- или двухместных аппаратов, имевших главным образом экспериментальное назначение. Естественным заказчиком этой дорогой и сложной техники были военные ведомства. Первые вертолеты в разных странах получили назначение связных и разведывательных военных аппаратов. В развитии вертолетов, как и во многих других областях техники, можно четко различить две линии развития — но размерности машин, т е. количественную» и почти одновременно возникшую линию развития качественного совершенствования летательных аппаратов внутри определенной размерной или весовой категории.
Сайт о вертолетах на котором содержится наиболее полное описание. Применяется ли вертолет для геологической разведки, сельскохозяйственных работ или для перевозки пассажиров — определяющую роль играет стоимость часа эксплуатации вертолета Большую долю в ней составляет амортизации, т е. цена, поделенная на срок его службы. Последний определяется ресурсом агрегатов, г, е. их сроком службы. Проблема повышения усталостной прочности лопастей, валов и трансмиссий, втулок несущего винта и других агрегатов вертолета стала первостепенной задачей, занимающей и сейчас конструкторов вертолетов. В наставшее время ресурс 1000 час уже не является редкостью для серийного вертолета и нет основания сомневаться в его дальнейшем повышении.
Современные вертолеты сравнение боевых возможностей подлинное видео сохранилось. Встречающееся в некоторых изданиях ее изображение представляет собой примерную реконструкцию, причем не во всем бесспорную, проведенную в 1947 г. Н.И. Камовым. Однако на основе приведенных архивных документов можно сделать ряд выводов. Судя по способу испытания (подвеска на блоках), «аэродромическая машина» несомненно представляла собой аппарат вертикального взлета и посадки. Из двух известных в то время способов вертикального подъема — при помощи машущих крыльев или посредством несущего винта — первый кажется маловероятным. В протоколе сказано, что крылья двигались горизонтально. У большинства махолетов они, как известно, движутся в вертикальной плоскости. Махолет, крылья которого совершают колебательные движения в горизонтальной плоскости с углом установки, изменяемым циклически, несмотря на неоднократные попытки, построить до сих пор не удалось.
Самый лучший вертолет проектирование всегда направлено в будущее. Однако для того чтобы яснее представить себе возможности дальнейшего развития вертолетов, полезно попытаться понять основные направления их развития из прошлого опыта. Здесь интересна, конечно, не предыстория вертолетостроения, о которой мы лишь кратко упомянем, а его история с момента, когда вертолет как новый тип летательных аппаратов стал уже пригоден для практического использования. Первые упоминания об аппарате с вертикальным винтом — геликоптере содержатся в записям Леонардо да Винчи, относящихся к 1483 г. Первый этап развития тянется от модели геликоптера, созданной М В. Ломоносовым в 1754 г, через длинный ряд проектов, моделей и даже построенных в натуру аппаратов, которым не суждено было подняться в воздух, до постройки первого в мире вертолета, которому и 1907 г. удалось оторваться от земли.
Самый быстрый вертолет в очертаниях этой машины мы узнаем принципиальную схему наиболее распространенных сейчас в мире одновинтовых вертолетов. Вернуться к этой работе Б. И. Юрьеву удалось лишь в 1925 г. В 1932 г. группа инженеров, возглавляемая А. М. Черемухицнч, построила вертолет ЦАГИ 1-ЭА, который достиг высоты полета 600 м и продержался в воздухе 18 м/ш, что было для того времени выдающимся достижением. Достаточно сказать, что официальный рекорд высоты полета, установленный спустя 3 года на новом соосном вертолете Бреге, составил всего 180 м. В это время в развитии вертолетов (геликоптеров) возникла некоторая пауза. На передний план выдвинулась новая ветвь винтокрылых аппаратов -автожиры.
Новый вертолет России с большей нагрузкой на площадь крыла, вплотную встретилась с новом тогда проблемой штопора потерей скорости. Создать безопасный и достаточно совершенный автожир оказалось проще, чем построить геликоптер-вертолет. Свободно вращающийся от набегающего потока несущий винт исключал необходимость в сложных редукторах и трансмиссиях. Примененное на автожирах шарнирное крепление лопастей несущего винта к втулке обеспечило им гораздо большую прочность, а автожиру устойчивость. Наконец, остановка двигателя перестала быть опасной, как это было у первых геликоптеров: авторотируя автожир легко совершал посадку с малой скоростью.
Большие вертолеты для десантирования морской пехоты с кораблей определила дальнейшее развитие военного вертолетостроения как транспортно-десантного. Высадка на вертолетах S-55 американского десанта в Инчоне во время войны в Корее (1951 г.) подтвердила такую тенденцию. Размерный ряд транспортно-десантных вертолетов стал определяться габаритами и весом наземных транспортных средств, которыми пользуются войска и которые необходимо было перебрасывать по воздуху Дело в том» «по обычное вооружение, главным образом артиллерийское, перевозимое тягачами, на весу близко к весу самих тягачей. Поэтому грузоподъемность первых транспортных вертолетов в зарубежных армиях составила 1200-1600 кге (вес легкого военного автомобили, используемого в качестве тягача и соответствующих орудий).
Вертолеты СССР соответствуют весу легких и средних танков или соответствующих самоходных шасси. Будет ли завершена эта линия развития в таком ряде размерностей — зависит от постоянно меняющейся военной доктрины. Артиллерийские системы в большей мере заменяются ракетами, поэтому и зарубежной печати мы находим требования. Мощности не приводили к увеличению полезной нагрузки. Действительно, но техническому уровню того времени вес винтов, редукторов к всего аппарата в целом увеличивался с повышением мощности быстрее, чем возрастала подъемная сила. Однако при создании нового полезного и тем более нового для народнохозяйственного применении конструктор не может мириться с понижением достигнутого уровня весовой отдачи.
Советские вертолеты первые образцы, в сравнительно короткие сроки были созданы, поскольку удельный вес поршневых двигателей всегда понижался с увеличением мощности. Но в 1953 г. после создания 13-тонного вертолета Сикорского S-56 с двумя поршневыми двигателями мощностью 2300 л. с размерный ряд вертолетов на Запале прервался и только в СССР, применив турбовинтовые двигатели. В середине пятидесятых годов надежность вертолетов стала значительно выше, следовательно, расширились и возможности их применения в народном хозяйстве. На первый план выдвинулись вопросы экономики.
oruzhie.info
AH-1 Cobra
In March 1965 g. company «Bell» began developing a combat helicopter close air support of troops on the base of the helicopter model 204 (UH-1B/-1C «Ирокез»). It was supposed to provide US Army helicopter trial, which would unite a new narrow fuselage with a small cross section and a tandem seating arrangement, powerplant, rotor helicopter transmission and UH-1C. The prototype took to the air 7 September 1965 g. Helicopter, Model Designation 209, tested starting in December of the same year, and orders for two pre-production and 110 serial devices followed in April 1966 g.
Bell AN-1 Cobra – video
Received as a result of the designation AH-1G and the name «Hugh Cobra», helicopter was shipped into the US Army in June 1967 city, and in September it was used in combat in Vietnam. For the United States Army was supplied 1127 helicopters AH-1G, including training TH-1G dual-control.
Serial helicopter AH-1G, which became the base for further modifications, I had a single screw design scheme, a tail rotor, one CCD and ski gear. all-metal fuselage, Semi-monocoque. crew double cabin, disposed with each other and pilot seats arrow. floor level in the compartment arrow (in front of the pilot) down 0.25 m. Lamp with flat glass minimizes glare and increases headroom pilot, Helicopter used advanced autonomously operating system dropping emergency windows and doors. To protect the crew and the most critical design regions and aggregates of ground fire utilized lightweight steel armor. The design of the tail boom strengthened, to resist penetration of 23 mm shells. coloring applied to the airframe of the helicopter, contributes to a reduction of visual and IR signature.
wing span 3,28 m, sredneraspolozhennoe, direct, trapezoidal shape in plan, unloads rotor in horizontal flight and carries nodes suspension arms, containers with the equipment or fuel tanks. non-retractable landing gear, skiing, made of aluminum alloys, with plastic fairings racks. Bottom to improve the wear resistance of skiing attached lining of steel. The power plant consists of a turboshaft GTE, placed in the fairing on top of the fuselage and equipped with side air intakes, exhaust nozzle, upwardly deflected, on which the casing for the exhaust of cooling air and reducing the outer infrared radiation. Fuel is contained in the self-sealing capacity of the tanks 980 l, closed in the replenishment fuel supply tank.
Electronic equipment includes: means of communication (between crew members. KB-station communication, meter range communication station), navigation system, radar detection receiver, active IR jammer. situation indicators in the horizontal and vertical planes, radio altimeter, Standby magnetic compass for the second pilot, responder identification system.
The armament comprises containers with folding fins NUR, which are hung under the wing on the outer pylons. and universal turret M-28, enclosing or two machine guns, or two 40-mm rocket launcher. Mass of payload is 450 kg. US Marine Corps purchased in 1969 g. 38 machines AH-1G awaiting delivery 49 Machine versions AH-1J «His Cobra», commissioned in May 1968 g. copies, basically like an army helicopter AH-1G, delivered to Spanish Navy (8 machines, designated Z.14) and to Israel (6 machines).
modifications
TH-1G «Hugh Cobra» — designation of training helicopter AH-1G dual-control.
AH-1J «His Cobra» — the original version for the US Marine Corps. powerplant equipped with two turboshaft engines T400-CP 400 total shaft power 820 kW / 1100 HP. In rated operation, but with a take-off or combat power on the shaft 932 kW / 1250 hp; from 1970 g. released 271 a car, 63 of which since February 1971 g. They were used in Vietnam marines.
AH-1Q «Hugh Cobra» — 93 machine AH-1G, converted in 1973- 1974 gg. to launch anti-tank missiles «TOW».
AH-1R «Hugh Cobra» — option, like AH-1G, but with more powerful turboshaft engine T53-L-703.
AH-1S «Hugh Cobra» — a generic term, under which the existing machines AH-1 have been upgraded to be able to fight anti-tank with «Thaw» missiles, as well as the re-designation
built vehicles. It also includes «Upgraded» AH-1S, that make up 197 machines AN-1 and G 93 machines AN-10 with improved gearbox and transmission, improved rotor, engine T53-L-703 and missiles «TOW»; 100 these helicopters, under the designation «Series» AH-1S, It was mass-produced cars with prospective avionics, systems and equipment; 98 machines «Shooting» AH-1S, like helicopters «Serial» AH-1S, but with an improved turret and fire control system; and 126 new production vehicles.
AH-1F — «Upgraded» AH-1S, which absorbed all the best qualities of AH-1S helicopters, plus promising navigational and combat avionics and defense systems, including aiming equipment with a laser rangefinder, EVM, helmet-mounted sight, reducing the engine system of IR and IR-trap.
AH-1T «Superior Sea Cobra» — in general, an improved version of the helicopter AH-1J, comprising a high power powerplant T400 WV 402, helicopter dynamic system model 214 and fuselage, extended to 1,09 m. constructed 57 machines, equipped for anti-tank combat with «Thaw» missiles (deliveries beginning — October 1977 city).
AH-1W «Super Cobra» — Option Basel helicopters AH-1T «His Cobra». Is the most advanced machine of the series AH-1 twin engine helicopter, which also included helicopters AH-1J, and the above-mentioned AH-1T. The first flight made 16 November 1983 g. The first production AH-1W helicopter delivered in March 1986 g. for US Marine Corps. To prolong the life of the helicopter modernization is possible in the following versions: AN-1 W IWS — modification with new helicopter cockpit, advanced computer, digital map and colored multi-purpose displays to reduce the load of the pilot; AH-1BW — modification AN-1W with a four-bladed rotor, wherein the two blades can be folded, and new hub of the helicopter Bell 412. The first flight made 24 January 1989 g. Take-off weight increased to 7620 kg, never exceed speed — up 370 kmh, maximum speed — up to 315 kmh, Maximum cruising speed — up 297 kmh.
AH-1W «Venom» — the development of the helicopter AH-1 BW, in accordance with the requirements for a combat helicopter for the British armed forces. Equipped with weapons for use in conditions of poor visibility, night and for autonomous navigation. Single-rotor helicopter circuit, a tail rotor, all-metal semi-monocoque fuselage, with a mid-wing (at each node of four suspension arms), two gas turbine engines, and ski gear. crew cab, As in previous series helicopters AH-1, double (arrow sitting in front, Pilot — Rear). seats, side panel and the structural elements responsible armored. Electronic fire-control equipment is installed in a compartment under the bow of the. Horizontal tail is at the tail boom in front of the vertical tail sagittal, on which the two-bladed tail rotor. Installation of wheels for taxiing on the ground.
The power plant consists of two gas turbine engines for power 1625 hp, placed on top of the fuselage in the horizontal position and having lateral air intakes. The nozzles have ejection device, reducing the exhaust air temperature, that reduces the IR visibility helicopter. The fuel system consists of two tanks (total capacity of about 1150 l), located in the fuselage. Possible suspension of two additional fuel tanks of different capacities.
Electronic equipment includes a means of communication, navigation equipment (without radar) and identification system. Helicopter equipped with electric universal turret system with triple-gun M-197 (caliber 20 mm, rate 675 rds. / min). the turret is controlled by the first or second pilot helmet-mounted sight through the sighting device or complete missile. In the embodiment antitank helicopter can be armed eight PTUR «TOW» or «Hellfire», in option to conduct air combat — SD AIM-9L «Sidewinder» or «Stinger». It is also envisaged suspension of two containers cannons 20 mm, НУР FFAR калибра 70 mm or NUR «Zuni» caliber 127 mm. Kit helicopter armament supplemented guns scattering chaff ALE-39 and SU-44 tracers. and the smoke grenades.
During combat operations in the Persian Gulf US Marine Corps used to 50 1W helicopters AH. Plaque individual machines reached 16 no. a day with a coefficient of readiness of the job 92%. Deliveries of production helicopters discontinued in 1986 city, however, they remain in the US fleet of combat helicopters (and other countries) and, presumably. They will be withdrawn from him only at the beginning of the XXI century. To continue the life of the helicopters constantly modified, in particular, provides for the installation of missiles «air-to-air» «Stinger» to conduct air combat and equipment for night flights, as well as improving the safety and reliability of the operating crew.
Performance characteristics Bell AH-1 Cobra
– First flight: 7 September 1965 of the year
– Adopted: 1967 year
The crew of the Bell AH-1 Cobra
– 2 man
Overall dimensions of the Bell AH-1 Cobra
– The diameter of the rotor: 13,41 m
– The diameter of the tail rotor: 2,59 m
– Length with rotating. screws: 16,18 m
– fuselage length: 13,59 m
– The width of the fuselage: 0,99 m
– Height: 4,09 m
– Wingspan: 3,28 m
Weight Bell AH-1 Cobra
– Maximum takeoff weight: 4535 kg
– empty helicopter Weight: 2993 kg
Engine Bell AH-1 Cobra
– Power point: 1 by Avro Laikoming T53-L-703
– Power: 1HP h2690.
Speed Bell AH-1 Cobra
– full speed: 315 kmh
– Cruising speed: 227 kmh
– The maximum rate of climb: 8,22 m / s
Range of flight Bell AH-1 Cobra
– 510 km
Static ceiling Bell AH-1 Cobra
– 3720 m
Armament Bell AH-1 Cobra
– One 20-mm triple-gun with M197 Vulcan 750 ammunition
combat load – 1542 kg 4 hardpoints:
– 8(2X4) PTUR BGM-71 TOW and
– 2 LAU PU-68 or LAU-6 c-7h70 19h70 mm or mm-NUR
installation
– 4 air-to-air SD AIM-92 Stinger,
– 2×8 SD-surface AGM-114 Hellfire,
– containers with weapons and machine cannon,
– 2 40-mm grenade launcher
Photo Bell AN-1 Cobra
A source
soldat.pro
Ударный вертолёт Bell AH-1 Cobra
Практическая дальность | 510 км |
Максимальная взлётная масса | 4535 кг |
Экипаж | 2 чел |
Белл AH-1 «Кобра» (англ. Bell AH-1 Cobra)
Американский ударный вертолёт, созданной фирмой Белл Геликоптер Текстрон в начале 1960-х годов. Первый в мире специально спроектированный боевой вертолёт. С большим успехом эксплуатировался во Вьетнамской войне и других вооружённых конфликтах. В начале XXI века вертолёты AH-1 продолжают находиться на вооружении ряда стран, в том числе и США.
Конструкция
Бронированы сиденья пилотов, борта кабины (сдвижные щитки), боковые проекции двигателя и часть уязвимых элементов конструкции. Бронирование осуществлено установкой композитной брони марки NOROC. Существует модификация AH-1S с улучшенной живучестью. Все системы неуязвимы к одиночному поражению 12,7-мм бронебойной пулей; обеспечение минимум 30 мин полёта после одиночного поражения 23-мм ОФЗ снарядом зенитной установки ЗУ-23-2.
На 4 узлах подвески может располагаться различное вооружение: до 4 ПТУР TOW, до 8 шт ПТУР AGM-114 Hellfire (AH-1W и AH-1Z), УР типа AIM-9L; до 2 подвесных пушечных установок, а также НАР калибром 70 и 127 мм. А так же возможна подвеска до 2 ПТБ.
В БРЭО входят средства связи, навигационное и прицельное оборудование (без РЛС), НСЦ. Средства обороны состоят из аппаратуры отстрела ДО и ЛТЦ, а также дымовых шашек.
Модификации
-TH-1G HueyCobra — двухместный учебно-тренировочный вариант для обучения пилотов
-AH-1Q HueyCobra — модернизированный AH-1G. оборудован ПТУР TOW, телескопическим прицелом M65 (TSU), и коллиматорным M73.
-AH-1S (-P) (Production) — AH-1Q с двигателем 1,800 л.с. Lycoming T53-L-703.
-AH-1S (-E) (Enhanced Cobra Armament System (ECAS))
-AH-1S (-F) (AH-1S Modernized) — противотанковый вертолёт. Вооружён ПТУР TOW, навигационной системой CONUS, усовершенствованным радиооборудованием. 290 машин переделано из AH-1G и 82 из AH-1Q.
Боевое применение
-Война во Вьетнаме (1957—1975, США) — с 1967 по 1973 год, американская сторона безвозвратно потеряла около 300 вертолётов «Кобра». Во время операции Lam Son 719 было уничтожено 26 аппаратов.»Кобры» сыграли решающую роль во время боёв за город Анлок весной 1972 года, уничтожив 1040 северовьетнамских солдат и 18 танков.
-Конфликт в Белуджистане (1973—1978) — пакистанская армия применяла эти машины в боях против белуджийских сепаратистов.
-Ирано-курдский конфликт (1979, Иран) — 23 августа 1979 года курды огнём стрелкового оружия уничтожили иранский вертолёт «Кобра».
-Ирано-иракская война (1980—1988, Иран) — в сентябре 1981 года, во время двухдневной операции «восьмой Имам», иракцами было уничтожено девять иранских вертолётов AH-1J. «Кобры» успешно применялись против бронетехники, например, только за ноябрь 1982 года ими было подбито не менее 106 иракских танков и 70 БТР. Известны случаи, когда группам из 4 AH-1 удавалось на несколько часов остановить наступление целых иракских танковых бригад. В воздушных боях иранские «Кобры» подбили два иракских сверхзвуковых самолёта — истребитель-бомбардировщик Су-20 и истребитель МиГ-21. К середине войны количество боеспособных иранских вертолётов AH-1 понизилось с 205 до 80-90 единиц. В «Кобре» погиб лучший иранский вертолётчик Али Акбар Широуди, в его машину попал 115 мм снаряд иракского танка Т-62.
-Гражданская война в Ливане (Израиль) — во время войны было уничтожены три израильских «Кобры».
-Вторжение США на Гренаду (1983, США) — во время операции два американских AH-1T было сбито противником.
-Турецко-курдский конфликт (с 1984, Турция) — четыре турецких AH-1W было уничтожено курдскими повстанцами.
-Операция «Богомол» (1988, США) — американские «Кобры» утопили три иранских патрульных катера, при этом один AH-1T был уничтожен.
-Перехват 28 сентября 1988 года — два иранских вертолёта AH-1J были уничтожены советскими истребителями МиГ-23, после того как они нарушили афганскую воздушную границу.
-Война в Персидском заливе (1991, США)
-Миротворческая операция в Сомали (UNOSOM I, 1992—1993, США)
-Война в Афганистане (с 2001, США) — принимали ограниченное участие. С 2009 по 2012 год известно о четырёх сбитых вертолётах AH-1W.
-Иракская война (с 2003, США) — в ходе первых 25 дней операции 46 из 58 вертолётов «Кобра» КМП США получили боевые повреждения. Позже ещё несколько вертолётов было сбито и разбилось.
-Вазиристанская война (с 2004, Пакистан)
-Вторая ливанская война (2006, Израиль)
Характеристики
Габариты
-Диаметр несущего винта: 13,41 м
-Диаметр рулевого винта: 2,59 м
-Длина с вращ. винтами: 16,18 м
-Длина фюзеляжа: 13,59 м
-Ширина фюзеляжа: 0,99 м
-Высота: 4,09 м
-Размах крыла: 3,28 м
Основные массы
-Максимальная взлётная: 4535 кг
Силовая установка
-Количество, тип, марка: 1х Авро Лайкоминг T53-L-703
-Мощность: 1х 1690 л.с.
Лётно-технические характеристики
-Экипаж: 2 чел.
-Максимальная скорость в горизонтальном полёте: 315 км/ч
-Дальность полёта практическая: 510 км
-Статический потолок: 3720 м
-Максимальная скороподъёмность: 8,22 м/с
Вооружение
-Встроенное стрелково-пушечное: 1х7,62 мм + 1х40 мм (2000 патронов + 321 граната) или 2х7,62 мм (4000 патронов) или 2х40 мм (321 граната)
-Число точек подвески: 4
-Управляемое ракетное: ПТУР AGM-71
Практическая дальность | 510 км |
Максимальная взлётная масса | 4535 кг |
Экипаж | 2 чел |
wartools.ru
Bell АН-1S COBRA Многоцелевой ударный вертолет
В начале 1960-х на вооружение армий большинства стран приняли противотанковые управляемые ракеты. Практически сразу же ПТУРы попытались приспособить и на вертолеты. Огневые испытания проходили по программе создания тяжелого боевого вертолета. В случае успеха ПТУРами планировалось вооружить боевой винтокрыл «Шайен». Ракеты выдержали испытания успешно, чего не скажешь о «Шайене». Специалисты «Белла» также просчитали ситуацию и нашли, что лучшим решением в данном случае будет оснащение «Хью Кобры» ПТУР «Toy». Но вертолет с фирменным обозначением «модель 309» «Кинг Кобра» на вооружение не приняли, а накопленный при его проектировании и испытаниях опыт широко использовался при совершенствовании «Кобры». В 1972-м, оценивая состояние парка боевых вертолетов армии США, специалисты отметили, что вертолеты ААН (впоследствии известные как AH-64 «Апач») поступят в войска не раньше, чем через 10 лет, а AH-1G к середине десятилетия не будут удовлетворять большинству требований, которые к ним предъявляются. Армии требовалось, как обычно, побыстрее и подешевле свое эффективное противотанковое оружие для возможного применения в военном конфликте средней интенсивности в условиях Европы. Выход был в модернизации вертолетов AH-1G. В марте 1972-го «Белл» и министерство обороны США заключили контракт на оснащение восьми AH-1G ПТУР «Toy». На них установили по четыре подвижных в вертикальной плоскости двойных кольцевых направляющих (две с каждой стороны фюзеляжа), систему пуска, в носу фюзеляжа разместили турель с чувствительными датчиками прицельной системы М65, стрелок получил нашлемный прицел М288.
Специально для наведения турели на цель в 1969-м специалисты фирмы вместе с военными инженерами начали работы по созданию гиростабилизированной оптической системы. Оптический датчик (телескоп) смонтировали на гиростабилизированной платформе. Прицел имел двух и трехкратное увеличение для поиска цели и слежения за ней. Система разрабатывалась для установки на вариант «G», но работы по ее созданию затянулись, и ее внедрили только на варианте — AH-1Q. Благодаря нашлемному прицелу, летчик мог вести огонь из турельного вооружения в любом направлении. Доработка вертолетов, получивших обозначение YAH-1Q, закончилась в июле 1974-го, а переоборудованные вертолеты немедленно отправили во Вьетнам для испытаний в боевых условиях. В вариант AH-1Q планировалось переоборудовать не менее 290 вертолетов модели G. Но в ходе испытаний, которые в целом прошли успешно, выяснилась необходимость усиления крыла и узлов подвески. Кроме того, у потяжелевшего вертолета ухудшились летные характеристики. В это время на фирме полным ходом шли работы над новой моделью, и в AH-1Q переоборудовали только 92 машины. Летом 1974-го на одном AH-1G (YAH-1R) и одном AH-1Q (YAH-1S) установили новые двигатели «Лайкоминг» T53-L-703 мощностью 1800 л.с. и новую трансмиссию, передававшую на винты до 1300 л.с. Теперь вертолеты могли поднимать до восьми ПТУР «Toy» в любых климатических условиях, в то время как на AH-1G в условиях жаркого климата и высокогорья количество ракет вынуждены были уменьшать из-за падения мощности двигателя. Вертолет приняли на вооружение под обозначением AH-1S (Mod.). Единственным внешним отличием его от предшественника был увеличенный обтекатель главного редуктора. В вариант AH-1S (Mod.) переоборудовали все вертолеты модели «Q».
В 1976-м AH-1S начали сходить со сборочной линии завода в Форт-Уорте, всего построили 100 вертолетов. В 1977-м они поступили на вооружение элитной 82-й воздушно-десантной дивизии. Спустя десять лет по программе продления жизненного цикла «Кобр» в вариант AH-1S (Mod.) переделали еще 72 AH-1Q, большинство из которых предназначалось для национальной гвардии. Еще 15 AH-1Q доработали в учебно-тренировочный TH-1S (Mod.) фирмой «Нортроп Электро-Микеникл». ТН-1S использовались для тренировки летчиков в применении системы ночного видения PNVS и нашлемной системы прицеливания и индикации, установленных на «Апачах». Создание AH-1S было попыткой малой кровью получить боевой вертолет, приближающийся по своим возможностям и характеристикам к «Кинг Кобре». На закупку их значительного количества у вооруженных сил США не было средств, поэтому приближение к требуемому вертолету осуществлялось методом последовательных приближений. Под обозначением AH-1S, по сути, скрываются несколько различных вариантов, сильно отличающихся друг от друга. На первом этапе проводилась АН-1Q в АН-1S (Mod.). Затем появились AH-1S (Prod. — production). При разработке этой модели основное внимание уделили повышению эффективности боевого применения и выживаемости на поле боя за счет пилотирования в режиме следования рельефу местности. Для снижения бликов от остекления фонаря кабины установили плоские стекла, изменили конфигурацию приборных досок, улучшив обзор вперед и вниз-вперед, на сопло двигателя смонтировали насадку, уменьшающую тепловое излучение. Установили радионавигационную систему CONUS для полетов над США, радиовысотомер и новое связное оборудование. Третьим вариантом с индексом «S» стал AH-1S. На нем установили новые композиционные лопасти НВ фирмы «Каман», а главным внешним отличием от собратьев стала трехствольная 20-мм пушка М197 на турели ТАТ141. Получила «Кобра» и прозрачную броню бронестекла кабины экипажа.
В 1980-м произошел случай, продемонстрировавший высокую живучесть новых лопастей. Отрабатывая наведения ПТУР на режиме висения на предельно малой высоте, летчик «Кобры» допустил ошибку в технике пилотирования, в результате НВ снес трехметровую макушку сосны. Снижаясь на авторотации, лопасти еще четыре раза рассекли сосну диаметром 180-240 мм. При этом главный редуктор не сорвался с узлов крепления, лопасти не отвалились, и вертолет успешно приземлился. Когда подобные случаи происходили с металлическими лопастями, главный редуктор срывался со своих узлов, винт наклонялся вперед, и лопасти превращались в мясорубку, перемалывавшую кабину экипажа. Наиболее совершенным вертолетом модели «S» стал AH-1S (Modernised), оптимизированный для полетов на малых и сверхмалых высотах и в котором учли весь опыт разработки «Кинг Кобры». В ходе арабо-израильской войны 1973-го продемонстрировали великолепные боевые качества советские ЗСУ-23-4 «Шилка», а на Западе начались лихорадочные поиски защиты от грозных зениток. Прежде всего, на вертолете установили приемник излучения РЛС самоходки, предупреждавшая экипаж об опасности, но вопрос защиты оставался открытым. Можно было усилить бронирование вертолета, но подобная мера резко увеличивала массу, которая и без того постоянно росла. Выход был — в новой тактике применения вертолетов.
Боевой вертолет обнаруживался РЛС зенитно-ракетных комплексов SA-4 и SA-6 на дальности 30 км, если он летел выше 15 м над землей, а «Шилки» — на дальности 18 км. Стандартная 96-снарядная очередь из четырех стволов «Шилки» поражала «Кобру» с вероятностью 100% на дальности 1000 м, на дистанции 3000 м она снижалась до 15%. Переносные ЗРК «Стрела» имели радиус поражения не более 3000 м. Требовалось уменьшить высоту полета и отнести рубеж открытия огня на расстояние более 3000 м от цели. Выполнение первого условия днем ограничивалось только мастерством пилота, ночью же пилотаж вблизи земли без средств ночного видения был самоубийством. На первых «Кобрах» модели «S» применялись очки ночного видения, но у них было очень много недостатков: ограниченный угол обзора, несовместимость с оборудованием кабины (при обзоре окружающей местности очки фокусировались на бесконечность). Пушка и ПТУР «Toy» теоретически позволяли уничтожать цели на требуемой дальности в 3000 м, но с прицельной системой М65 на ранних «Кобрах» вероятность поражения была очень низкой из-за отсутствия измерителя точного расстояния до цели. На последнем варианте модели «S» в носовой турели рядом с телескопом системы SOS разместили лазерный дальномер-целеуказатель, повысивший точность стрельбы из пушки и НАРами на больших дистанциях в 2-5 раз. Лазерный дальномер был интегрирован в телескопический прицел и требовал тщательной юстировки относительно продольной оси планера в совокупности с рядом других элементов системы управления оружием. В прицельную систему интегрировали и новые нашлемные прицелы фирмы «Кайзер Электронике». «Кобра» получила возможность действовать в любое время суток и применять оружие на дальности, превышающей радиус эффективного применения ЗСУ-23-4 и ПЗРК «Стрела». Но вертолет так и не стал круглосуточным.
На вертолете, взамен навигационной системы CONUS, установили доплеровскую навигационную систему, связное оборудование дополнили засекреченным каналом связи. Командование вертолетными эскадрильями исповедовало весьма своеобразную концепцию координации вертолетов в бою. Военные считали, что радиоканалы можно легко забить помехами, поэтому в 1980-е в Европе вертолетчики отрабатывали совместное маневрирование по командам, подаваемым эволюциями командирского вертолета, что-то вроде покачивания крыльев истребителей 1930-х. Засекреченный канал связи должен был быть помехозащищенным и «исторический» метод управления ведомыми мог быть теперь отброшен. На капоте двигателя появилась пирамидка передатчика ИК помех. Система управления оружием с встроенной БЦВМ позволяла применять ПТУР «Toy» любых модификаций. В различных справочниках и литературе вертолеты модели «S» часто обозначаются другими буквами, что породило изрядную путаницу. Связано это с различием в системе обозначений в армии и на фирме «Белл». Надо сказать, что белловские вертолеты в целом крайне трудно поддаются классификации, система их обозначений как бы специально сделана для того, чтобы запутать возможно большое количество людей. Индекс «S» является общепринятым, в то же время можно встретить следующие обозначения: AH-1S (Mod.) обозначался как AH-1P, AH-1S (Prod.) и AH-1S (EGAS) — как AH-1E, а modernised AH-1S — AH-1F. AH-1E построили 100 экземпляров, с сентября 1978-го по октябрь 1979-го они поступили на вооружение эскадрилий, дислоцировавшихся в Форт-Брагге и Форт-Худе. Еще шесть машин продали Израилю и две — Японии. Последним «Кобры» понравились, но к моменту окончания испытаний был готов очередной вариант «F», его и стали производить в Японии по лицензии. Первый вертолет японской сборки поднялся в воздух в июле 1984-го, в конце года вертолеты поступили в строевые части сухопутных сил самообороны. До середины 1990-х японцы построили 80 «Кобр», их производство продолжается.
Два последних AH-1E переоборудовали в вариант «F» и использовали для отработки систем и демонстрационных испытаний. 149 вертолетов модели «F» построили для армии США; 341, включая 41 учебно-тренировочный TAH-1F, переоборудовали из AH-1G. Первые AH-1F передали вертолетной эскадрилье в Форт-Стюарте в апреле 1980-го. Поступили новые «Кобры» и в части национальной гвардии. На начало 1995-го в составе американских вооруженных сил числилось 526 вертолетов AH-1S последней серии и еще 434 «Кобры» моделей P/E/F в составе национальной гвардии. Кроме этого, 30 вертолетов закупили Израиль, 24 — Иордания, 20 — Пакистан и 42 — Южная Корея, четыре вертолета закупил Таиланд. AH-1S стал последней «Хью Коброй», принятой на вооружение армии США, но развитие вертолета и его карьера в вооруженных силах на этом не закончилась.
Война в Персидском заливе выявила слабые места всех американских вертолетов, «Кобры» модели «F» не были исключением. Главный недостаток ни для кого не стал откровением: неспособность «Кобр» эффективно действовать ночью и в условиях ограниченной видимости. Выявилась недостаточная мощность системы кондиционирования в условиях жаркого климата. Требовалось оснастить весь парк вертолетов, а не отдельные подразделения спутниковой и допплеровскими навигационными системами. Как оказалось, 86% срабатывания аварийной световой сигнализации о неполадках в двигателе и трансмиссии были ложными и провоцировали экипажи на вынужденные посадки. Непосредственно после окончания боевых действий эти и другие, более мелкие дефекты, решили устранить, но в дальнейшем по финансовым соображениям от глобальной модификации «Кобр» армия отказалась, сделав упор на разработку усовершенствованного «Апача». Тем не менее, и «Кобрам» немного перепало от финансового пирога. По программе C-Nite была модернизирована прицельная система М65, в дополнение к оптической системе на турели установили (наконец-то) ИК-систему обзора передней полусферы фирмы «Хьюз». В результате вертолеты получили возможность производить пуски ПТУР «Тоу»2 ночью и в сложных метеоусловиях. Модернизации подверглись 69 «Кобр» из вертолетных частей американской армии, дислоцировавшихся в Южной Корее. Это были последние «Хью Кобры» в частях первой линии армии США. По программе ATAS эти же вертолеты доработали для применения УР «Стингер» класса «воздух — воздух».
Ситуация на Ближнем Востоке напоминала противостояние НАТО и стран Варшавского договора в Европе, но была менее масштабной по последствиям военных столкновений и более «пожароопасной». Арабы горели желанием отомстить за разгром в шестидневной войне 1967-го и активно готовились к реваншу. Предстоящая война должна была стать наступательной, на острие главного удара — танки. Это понимали и в Израиле. Официально на вооружении еврейской армии не было «Кобр», оснащенных ПТУР «Toy» (шесть вертолетов поставлены в 1974-го, после окончания войны), но имелись «Хью», вооруженные ПТУР. Война началась 6 октября 1973-го скоординированными ударами египетских и сирийских вооруженных сил. В последующие дни арабы широко использовали на острие главных ударов танковые бригады. Израильской армии удалось остановить танковые армады, а на сирийском фронте перейти в наступление. 14 октября египтяне перешли в наступление с плацдарма на восточном берегу Суэцкого канала. Этот день стал триумфом вертолетов, вооруженных ПТУР. Восемнадцать израильских вертолетов уничтожили 90 египетских танков, почти половину из принимавших участие в наступлении, а ведь в обороне стояло около 200 закопанных в землю танков, артиллерия и наземные установки ПТУР. Но основную роль сыграли вертолеты… Последняя широкомасштабная арабо-израильская война разгорелась в 1982-м. Боевые действия проходили на территории Ливана. В борьбе с сирийскими танками Израиль использовал 12 вертолетов AH-1S и 30 MD-500, вооруженных ПТУР «Toy». За время боевых действий вертолеты совершили 130 вылетов и уничтожили 29 танков, 22 БТР, 30 грузовиков и значительное количество других целей, в том числе ПТУР сбили сирийский вертолет SA-342 «Газель».
Снова американские «Хью Кобры» вступили в бой зимой 1990-1991 годов. Боевые вертолеты 1-й кавалерийской и 1-й бронетанковой дивизий перебросили военно-транспортными самолетами из Европы и Штатов в Саудовскую Аравию, где приняли активное участие в операции «Буря в пустыне». В первый день наступления «Кобры» вместе с «Кайовами» вели разведку в интересах танкистов 1-й бронетаковой дивизии и прикрывали боевые машины с воздуха. В тот день «Кобры» загружались топливом и боеприпасами под самую завязку. Под крылья подвешивались по четыре ПТУР «Toy». Одного дня оказалось вполне достаточно, чтобы убедиться в несоответствии этих ракет требованиям современной войны. ПВО Ирака полностью подавлена не была, на переднем крае находилось значительное количество самоходных ЗРК с автономным радиолокационным наведением и ЗСУ-23-4. Плоская поверхность пустыни позволяла издалека обнаруживать вертолеты, которые к тому же при пуске «Toy» имели крайне ограниченные возможности по маневрированию. Ракета, запущенная на максимальной дальности, летит 21 сек., а время реакции «Шилки» после обнаружения цели 6-7 сек. Поэтому уже на следующий день на вертолеты стали подвешивать вместо четырех ПТУР два блока НАР с 14-ю ракетами «Гидра» 70 с кассетной боевой частью и две «Toy». Лазерный дальномер прицельной системы ПТУР позволял осуществлять точное наведение при пуске НАР. После пуска летчики получили возможность резким маневром выходить из атаки, не думая о наведении ракеты на цель. Главным недостатком и «Кобр», и «Кайов» было отсутствие на них систем ночного видения, подобных системе TADS/PNVS, установленной на «Апачах». Положение усугублялось тем, что дым от пожаров нефтепромыслов и мельчайшая песчаная пыль сильно ограничивали видимость и в дневное время. Все экипажи имели очки ночного видения, но использовали их только для полетов по маршруту.
Экипажи «Кобр» корпуса морской пехоты были оснащены более совершенными очками и имели меньше проблем при атаках наземных целей в условиях плохой видимости. В какой-то мере положение улучшилось с установкой на не вращающейся части 20-мм пушки лазерной систем AIM-1XL, которая проецировала точку прицеливания пушки на местность и воспроизводила ее на очках ночного видения. Дальность системы была 3-4 км. Этими системами к началу войны успели оборудовать только «Кобры» 1-й бронетанковой дивизии. Песчаные бури не только ухудшали видимость, песок стирал лопатки компрессоров двигателей Т53. Для эксплуатации в условиях пустыни на воздухозаборники двигателей планировалось установить специальные фильтры, но к началу войны сделать этого не успели. В среднем, движки меняли после 35 часов работы. На всех армейских «Кобрах» за время боевых действий, по крайней мере, один раз меняли двигатели. Всего в операции «Буря в пустыне» армейские «Кобры» налетали 8000 часов и выпустили более 1000 ПТУР «Toy». Более страшным врагом, как и в Заливе (фильтры так и не были установлены), оказался мелкий красный песок, изъедавший лопатки компрессоров двигателей и лопасти несущего винта. Благодаря усилиям летно-технического состава, боеготовность «Кобр» поддерживалась на уровне 80%. Кроме сопровождения конвоев, вертолеты часто привлекались к ведению разведки. На задание обычно уходила пара вертолетов — «Кобра» и «Кайова». На АН-1F подвешивались ПТУР «Toy» и блоки НАР. В одном из таких вылетов в январе 1993 г. «бандитской» «Кобре» удалось уничтожить грузовик с ракетной установкой.
www.vertopedia.ru