2С19 «Мста-С» — самоходная гаубица калибр 152-мм ⋆ СЕВЕРО-ЗАПАДНЫЙ ВЕСТНИК

Только в 70-х гг. появилась достойная замена САУ, выпущенным еще во время Великой Отечественной войны. После серийного выпуска так называемой «цветочной серии» самоходок Главное ракетно-артиллерийское управление поставило перед разработчиками новые требования согласно которым новая боевая машина должна была нести 152-мм гаубицу. При этом предполагалась, что артиллерийская часть станет универсальной, чтобы ее можно было использовать как на самоходках, так и на буксируемых установках.

Самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» — видео

 

Стрельба САУ «Мста-С» глазами экипажа

Ходовое шасси планировалось сделать аналогичным шасси основных танков. Основным разработчиком 2С19 назначили УЗТМ (ПО «Уралтрансмаш») и Тульское КБ приборостроения. В 1989 г. новая САУ была принята на вооружение под индексом 2С19 «Мста-С» и предназначалась для ликвидации тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, бронированной техники, противотанковых средств, ПВО и ПРО противника, его пунктов управления, полевых фортификационных сооружений, а также для уничтожения живой силы неприятеля. Самоходка могла вести огонь как по наблюдаемым, так и по ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой.

 

САУ 2С19М2 на выставке Russia Arms Expo 2013, Нижний Тагил

Машина имеет бронированный корпус, по конструкции и форме напоминающий корпус Т-72. Бронирование более слабое и защищает экипаж и оборудование от бронебойных пуль и осколков. Лобовая часть корпуса выполнена из гомогенной бронестали. Для изготовления башни используются катаные броневые листы. На ней установлена гаубица 2А64, оснащенная системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов, в том числе конвейер подачи снарядов с грунта, укладка 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к оружию. В башне также располагаются агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фильтровентиляционное оборудование, средства связи, а также система герметизации обитаемой части гаубицы, отвечающая за предотвращение загазованности боевого отделения. Одна только башня без боекомплекта весит около 13 500 кг.

Ходовая часть 2С19 «Мста-С» включает с каждого борта по шесть опорных катков, направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, ведущее колесо со съемными зубчатыми венцами и пятью поддерживающими роликами. В подвеске использованы торсионные валы и балансиры, аналогичные танку Т-80. Подвеска у машины независимая с длинными торсионами. На первом, втором и шестом катках установлены регулируемые телескопические амортизаторы, используемые для гашения колебаний во время стрельбы из орудия. 580-мм гусеница оснащена резинометаллическмми шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой.

Самоходка оснащена У-образным 12-цилиндровым высокоскоростным четырехтактным дизелем жидкостного охлаждения мощностью 840 л.с., который может работать на шести видах топлива. Восьмиступенчатая коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднего. Электрооборудование состоит из четырех аккумуляторных батарей напряжением 27 В.

В качестве основного вооружения выступает 152-мм гаубица 2А64, имеющая раздельно-гильзовое заряжание. При стрельбе используются осколочно-фугасные снаряды (ОФС) ЗОФ45 в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФТЗ, активно-реактивные снаряды (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28 900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетные снаряды типа 3023, содержащие 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26 000 м), снаряды-постановщики активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22 300 м), дымовые снаряды-целеуказатели в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасы. Орудие может осуществлять стрельбу всеми типами штатных боеприпасов Д-20 и 2СЗ и управляемыми снарядами с лазерной подсветкой 30Ф39 «Краснополь» в составе выстрела ЗВОФ64. При этом подсветка целей производится с помощью передовых артиллерийских наблюдателей приборами 1Д15, 1Д20, 1Д22 или 1Д24.

Орудие 2С19 «Мста-С» оснащено полуавтоматической системой заряжания, что не только облегчает работу экипажа, но и повышает скорострельность до 7—8 выстрелов в минуту в случае применения внутреннего боеприпаса и до 6—7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Весь боекомплект, расположенный в башне, включает в себя 50 выстрелов 152-мм калибра, из которых 20 выстрелов ОФС и 30 АРС. Орудие оборудовано системой перезарядки, позволяющей вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению его с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Стеллажи боеприпасов обладают такой конструкцией, которая позволяет расположить все штатные типы снарядов, причем поиск нужного из них, а также управление всем процессом заряжания воспроизводится с помощью контрольной системы механизма заряжания.

 

Лоток для подачи боеприпасов с грунта гаубицы 2С19 «Мста-С»

Доставка выбранных снарядов и зарядов к орудию ведется посредством двух независимых конвейеров. Стрелянные гильзы автоматически выбрасываются через люк, находящийся под стволом орудия, что позволяет избежать сильной загазованности боевого отделения. В качестве вспомогательного вооружения используется 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ-12,7 «Утес», установленный на командирской башенке в составе зенитной установки, имеющий дистанционное управление и прицел ПЗУ-7. Прицельная дальность пулемета достигает 2000 м, а скорострельность — 700—800 выстрелов в минуту при углах вертикального наведения от -3 до +70‘. Боеприпас его включает пять лент по 60 патронов в каждой.

При отключении основного двигателя или неисправной его работе системы САУ обеспечиваются энергией посредством автономного агрегата питания АП-18Д — газовой турбины мощностью 16 кВт, способной непрерывно работать в течение 8 ч. Внутренняя связь осуществляется с помощью аппарата 1В116, рассчитанного на семь абонентов. Внешняя связь производится посредством УКВ-радиостанции Р-173 с дальностью 20 км.

Дополнительно «Мста-С» оснащена автоматической противопожарной системой трехкратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, двумя фильтровентиляционными установками, системой самоокапывания, термодымовой аппаратурой, системой 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, двумя танковыми дегазационными приборами. Кроме того, на самоходке имеется комплект оборудования для подводного вождения, позволяющего машине преодолевать водные преграды глубиной до пяти метров.

Как правило, самоходка входит в состав огневого батарейного артиллерийского комплекса (ОБАК) «Капустник» наряду с машиной командира батареи 1В 152 «Капустник-Б» (на базе унифицированного шасси УНШ), машиной старшего офицера батареи 1В 153 (на базе «Урал-43201» с универсальным кузовом К43210) и восьмью единицами 2С19. ОБАК представляет собой базовое звено для формирования любых артиллерийских соединений.

Тактико-технические характеристики 2С19М2 «Мста-С»

Начало серийного производства………….2012
Экипаж, чел………….5 (7 при стрельбе с грунта)
Боевая масса, т…………43,24
Тип брони…………гомогенная стальная

Вооружение Мста-С…………нарезная гаубица 2А64М2
Калибр орудия, мм…………152,4
Длина ствола, клб…………47
Скорострельность, выстр./мин…………10
Возимый боезапас, выстр…………50
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км………29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км…………25
Пулемёты………….1 × 12,7-мм НСВТ

Двигатель Мста-С………….В-84А
Мощность двигателя, л. с………….780

Скорость по шоссе, км/ч………….60
Запас хода по шоссе, км………….500
Ёмкость топливных баков, л………….1300

Габаритные размеры Мста-С……..Длина корпуса 6040мм; Длина с пушкой вперёд 11917 мм; Ширина корпуса 3380 мм; Высота 3350 мм; База 4520 мм; Колея 2800 мм; Клиренс 450 мм

 

Фото 2С19 «Мста-С»

 

2С19М1-155 «Мста-С» (специальное исполнение калибр 155 мм) на испытаниях в Индии в апреле 2013 года

 

Колонна САУ «Мста-С» на марше

 

 2С19 «Мста-С» ведет огонь на форуме ТВМ-2012

 

Внутри 2С19 «Мста-С»

Источник



Это интересно

info-leaks.ru

Мста-С — Википедия (с комментариями)

Ты — не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: «Истинное обустройство мира».

http://noslave.org

Материал из Википедии — свободной энциклопедии


2С19М2 на полигоне «Алабино» на репетиции Парада Победы на Красной площади в 2014 году.
2С19 «Мста-С»
Боевая масса, т

42

Компоновочная схема

заднемоторная

Экипаж, чел.

5[сн 1]

История
Разработчик

Уралтрансмаш
ОКБ-2

Производитель

Годы разработки

с 1976 по 1989

Годы производства

с 1983

Годы эксплуатации

с 1989

Количество выпущенных, шт.

более 720

Основные операторы

Размеры
Длина корпуса, мм

6040

Длина с пушкой вперёд, мм

11 917

Ширина корпуса, мм

3380

Высота, мм

3350

База, мм

4520

Колея, мм

2800

Клиренс, мм

450

Бронирование
Тип брони

гомогенная стальная

Вооружение
Калибр и марка пушки

152-мм 2А64

Тип пушки

нарезная гаубица

Длина ствола, калибров

47

Боекомплект пушки

50

Углы ВН, град.

−4…+68°

Углы ГН, град.

360°

Дальность стрельбы, км

6,5…29,06

Прицелы

1П22, 1П23, ПЗУ-5

Пулемёты

1 × 12,7-мм НСВТ

Подвижность
Тип двигателя
Мощность двигателя, л. с.

780

Скорость по шоссе, км/ч

60

Запас хода по шоссе, км

500

Ёмкость топливных баков, л

1300

Удельная мощность, л. с./т

19

Тип подвески

индивидуальная, торсионная

Удельное давление на грунт, кг/см²

0,87

Преодолеваемый подъём, град.

25°

Преодолеваемая стенка, м

0,5

Преодолеваемый ров, м

2,6—2,8

Преодолеваемый брод, м

1,2 (5 с ОПВТ)

Мста-С на Викискладе?

2С19 «Мста-С» (индекс ГАБТУ — объект 316, по классификации NATO — M1990 «Farm») — советская и российская 152-мм дивизионная самоходная гаубица.

Разработана на Уральском заводе транспортного машиностроения. За разработку и изготовление данного изделия были присуждены премии: Ленинская и Государственная. Главный конструктор САУ — Ю. В. Томашов, 152-мм орудия 2А64 — Г. И. Сергеев. САУ 2С19 предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой броневой техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования манёврам резервов противника в глубине его обороны. Может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта. В 1989 году новая самоходная гаубица 2С19 «Мста-С» была принята на вооружение артиллерийских полков мотострелковых и танковых дивизий Советской Армии ВС СССР. Впервые демонстрировалась на авиасалоне в городе Жуковском в августе 1992 года.

wiki-org.ru

Самоходная гаубица 2С19 Мста-С (СССР)


4 июля 1967 года вышло постановление СМ СССР №609-201, открывшее новые страницы в истории отечественной самоходной артиллерии. В соответствии с ним началось создание четырех образцов САУ. Два из них — 152-мм самоходная гаубица 2С3 «Акация» и 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» — должны были разрабатываться на Уральском заводе транспортного машиностроения (УЗТМ) в Свердловске. Это предприятие имело давнюю «самоходную» историю. Во время Великой Отечественной войны здесь проектировались и производились все самоходные артиллерийские установки (САУ) на базе танка Т-34. После войны в стенах КБ УЗТМ под руководством Л. И. Горлицкого родилась целая серия самоходных осудий различного назначения. Однако все они так и остались опытными и сейчас украшают коллекцию Музея бронетанкового вооружения и техники в подмосковной Кубинке. А до вышеупомянутого постановления было непонятное затишье — в 50-60-е годы на вооружение Советской Армии не приняли ни одной самоходной артиллерийской установки с орудием калибра свыше 100 мм.

Лишь в 70-х годах машинам периода второй мировой войны и первых послевоенных лет появилась достойная замена. При разработке новых образцов сказался опыт, накопленный в КБ УЗТМ за предыдущие годы. В частности, все новые САУ проектировались на основе удачной ходовой части опытных образцов, не пошедших в серию. Это были уже упомянутые 2С3 и 2С4, а также 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Однако когда «цветы» начали выпускаться серийно, Главное ракетно-артиллерииское управление выдало разработчикам новые требования на самоходную гаубицу калибра 152 мм. Артчасть предполагалась универсальной для применений как на САУ, так и в буксируемой артиллерии. В то же время ходовую часть нового шасси планировалось унифицировать с ходовой частью основных танков, состоявших на вооружении и находившихся в производстве.

Основными разработчиками САУ назначили УЗТМ (ныне ПО «Уралтрансмаш») — головной разработчик шасси (Обьект 316) и машины в целом, а также Тульское КБ приборостроения (ныне НПО «Точность») — разработчик боевого отделения, КБ завода №9 в Свердловске — качающейся части. Главным конструктором установки получившей обозначение ГРАУ 2С19 утвердили Ю.В. Томашева. В 1989 году новая самоходка была принята на вооружиние под обозначением 2С19 «Мста-С» (С — самоходная в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мcта-Б» — принятого на вооружение в 1986 году и имеющего аналогичную с 2С19 качающуюся часть). В те же годы на «Уралтрансмаше» создали специальный тренажер 2X51 ‘Бункеровка» для обучения расчетов САУ. Первые серии новых самоходных гаубиц выпускались на заводе «Уралтрансмаш». Вскоре специально для производства машин в необходимых для Советской Армии количествах построили завод в г.Стерлитамак (Башкирия).

2С19 «Мста-С» предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и минометных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствоввания маневрам резервов противника в глубине его обороны. Она может вести огонь по наблюдаемым и ненаблюдаемым целям с закрытых позиции и прямой наводкой, включая работу в горных условиях (подъем орудия до +50″). При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта, при этом скорострельность не снижается.

Бронированный корпус САУ 2С19 «Мста-С» по конструкции и геометрии подобен корпусу танка Т-72, но есть и небольшие отличия Так, бронирование самоходки более слабое. чем у танка. Поскольку оно должно обеспечивать защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования только от бронебойных пуль и осколков, лобовая часть не имеет комбинированного бронирования и сделана из гомогенной броневой стали. Верхний (подбашенный) лист корпуса рассчитан под погон диаметром 2444 мм, а нижняя часть корпуса отличается в связи с применением в подвеске торсионных валов и балансиров от танка Т-80. В корпусе смонтированы двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска.

Двигатель марки В-84А. Это V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения мощностью 618 кВт., способный работать на шести видах топлива. Его коробка передач имеет семь передач переднего хода и одну заднюю. Может быть установлен также двигатель В-46-6, задросселированныи до 574 кВт.

Электрооборупование включает в себя четыре аккумуляторные батареи напряжением 27 В. Ходовая часть САУ 2С19 «Мста-С» аналогична танковой (Т-80) и состоит (применительно к одному борту) из шести опорных катков, направляющего колеса с механизмом натяжения гусеницы, ведущего колеса со сьемными зубчатыми венцами и пяти поддерживаюших роликов. Подвеска независимая с длинными торсионами, из-за чего соответствующие катки правого и левого бортов расположены не соосно (катки левого борта смещены вперед на 110 мм). Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. При этом отпадает необходимость в использовании стабилизирующих сошников. Гусеница шириной 580 мм, оснащенная резинометаллическими шарнирами и обрезиненной беговой дорожкой, тоже заимствована у Т-80.

Башня 2С19 «Мста-С» сварена из катаных броневых листов. В ней находятся гаубица 2А64 с системой наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов (включает в себя конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей и исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов от укладки к орудию), агрегат бортового питания АП-18Д с автономной системой питания, фипьтровентиляционное оборудование, средства связи (внутренние телефонные, внешние проводные и радио) и система герметизации казенной части гаубицы, предотвращающая загазованность боевого отделения. Масса башни без боекомплекта 13500 кг.

Вооружение самоходной артиллерийской установки 2С19 «Мста-С» состоит из 152-мм гаубицы 2A64 и 12,7-мм зенитного пулемета НСВТ-12.7, смонтированного на командирской башенке в составе зенитнои установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7. Нарезная гаубица 2А64 имеет раздельно-гильзовое заряжание. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами (ОФС) ЗОФ45 (на дальность 24700 м) в составе выстрелов ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ73 и активно-реактивными снарядами (АРС) ЗОФ61 (на дальность 28900 м) в составе выстрела ЗВОФ91, кассетными снарядами типа 3023, содержащими 42 противотанковых суббоеприпаса (дальность стрельбы 26000 м), снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО (на дальность 22300 м), дымовыми снарядами-целеуказателями в составе выстрела ЗВДЦ8, а также спецбоеприпасами. Возможно использование и всех типов штатных боеприпасов Д-20 и 2С3, а также управляемых снарядов с лазерной подсветкой ЗОФ39 «Краснополь» в составе выстрела ЗВОФ64. Подсветка целей производится передовыми артиллерийскими наблюдателями с помощью приборов 1Д15 (ПП-3), 1Д20, 1Д22 или 1Д26.

Наличие полуавтоматической системы заряжания облегчает работу экипажа и обеспечивает скорострельность до 7-8 выстрелов в минуту, при использовании внутреннего боезапаса и до 6-7 выстрелов в минуту при подаче боеприпасов с грунта. Это означает, что батарея из восьми гаубиц посылает в минуту на цель до трех тонн снарядов. При стрельбе на максимальную дальность в воздухе одновременно будет находиться до 70 снарядов, прежде чем первый достигнет цели.

Весь боекомплект расположен в башне. Он состоит из 50 выстрелов калибра 152 мм (стандартный набор — 20 ОФС и 30 АРС), а также 300 патронов для пулемета. Масса боекомплекта составляет 2470 кг.

Система перезарядки позволяет вести огонь при любых углах наведения по направлению и возвышению орудии с максимальной скорострельностью без возвращения орудия на линию заряжания. Масса снарядов превышает 42 кг, поэтому для облегчения работы заряжающего из боеукладки они подаются автоматически. Механизм для подачи зарядов полуавтоматического типа. Конструкция стеллажей боеприпасов позволяет размещать все штатные типы снарядов, а поиск нужного из них и управление всем процессом заряжания ведет контрольная система механизма заряжания. Кроме того, она подсчитывает и фиксирует число выстрелов соответствующего типа. Доставку выбранных снарядов и зарядов к орудию осуществляют два независимых конвейера. Каждый из них обслуживается своим заряжающим, что повышает скорострельность. Наличие допопнительных конвейеров подачи боеприпасов с грунта позволяет вести стрельбу, не расходуя внутренний боезапас. При переводе установки в походное положение, дополнительный конвейер подачи снарядов складывается и закрепляется на башне, а другой убирается внутрь. Стреляные гипьзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия, что значительно уменьшает загазованность боевого отделения.

САУ 2С19 «Мста-С» оборудована двумя прицелами: панорамным (1П22), находящимся в поворотном бронеколпаке на крыше башни, и прямой наводки (1П23), окно которого расположено на лобовом листе башни. Первый из них имеет 3,7-кратное увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при условии, что крен машины не превышает 5°. В походном положении прицел убирается за защитную шторку справа от него. Прицел 1П23 увеличивает в 5.5 раза в пределах углов наведения от -4° до +55°.

Привод 2Э46 гаубицы электрический по вертикали автоматически, по горизонтали — от пульта управления. Автоматическое восстановление угла возвышения после каждого выстрела упрощает работу наводчика. При стрельбе он выполняет только одну операцию — удерживает управляющим устройством панорамный прицел на точке прицеливания. В критических ситуациях командир машины имеет возможность самостоятельно наводить и стрелять из орудия, используя дублирующее оборудование. При отключении электропитания применяется резервная система ручного заряжания и наведении. САУ 2С19 «Мста-С» оснащена системой приема и передачи данных стрельбы 1В122 (проводной и радио) на расстояние до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской или старшего офицера.

Пулеметно-зенитная установка ПЗУ-5 предназначенная для самозащиты от легких бронированных машин, вертолетов и самолетов, аналогична применяемой на танках Т-64А/Б/БВ и Т-80УД. Управляется она дистанционно из башни. Пулемет HCBT-12,7 «Утес» (6П11) обладает прицельной дальностью 2000 м и скорострельностью 700-800 выстрелов в минуту при углах вертикальнсто наведения от -3° до +70°. Боезапас его состоит из пяти лент по 60 патронов в каждой.

Для обеспечения работы систем САУ при выключенном или отказавшем основном двигателе используется автономный агрегат питания АП-18Д, газовая турбина мощностью 16 кВт. Время ее непрерывной работы — 8 часов.

Члены экипажа переговариваются с помощью аппаратуры внутренней телефонной связи 1В116 на семь абонентов. Внешняя связь обеспечивается УКВ-радиостанцией Р-173 с дальностью действия до 20 км.

К дополнительному оборудованию самоходки относятся автоматическая система пожаротушения 3-кратного действия с аппаратурой управления ЗЭЦ11-2, две фильтровентиляционные установки, система самоокапывания, смонтированная на нижнем лобовом листе, термодымовая аппаратура (ТДА), работающая от основного двигателя, система 902В «Туча» для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами, два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Самоходки 2С19 «Мста-С» организационно обьединены в огневые батарейные артиллерийские комплексы (ОБАК) «Капустник», в состав которых обычно входят машина командира батареи 1В152 «Капустник-Б» (на базе унифицированного шасси УНШ), машина старшего офицера батареи 1В153 (на базе Урал-43201 с универсальным кузовом К43210) и до восьми единиц 2С19. ОБАК является базовым звеном для формирования любых артиллерийских соединений.

Впервые 2С19 «Мста-С» была представлена широкой общественности на авиасалоне в г. Жуковский в августе 1992 года, затем на выставке IDEX-93 в Абу-Даби (Обьединенные Арабские Эмираты) в феврале 1993 года, где продемонстрировала отличные ходовые и огневые качества. В частности, при стрельбе на дальность в 15 км сорока снарядами «Краснополь», оказались пораженными 38 целей. Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артиллерийской частью калибра 155 мм. которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. Стоимость одной САУ оценивается в 1.6 млн долл.

Модификации
2С19 — базовый вариант
2С19М — модернизированная самоходная гаубица 2С19 с установкой СУО
2С19М1 — самоходная гаубица «МСТА-С» модернизированная с установкой орудия калибра 155 мм. Современная модификация, которая позволяет вести огонь осколочно-фугасными снарядами с газогенератороми на дальность 41 км. Имеет аппаратуру управления наведением огня — АСУНО (баллистический вычислитель, аппаратура топопривязки и ориентирования, спутниковая навигационная система), обеспечивающая автоматическое бесприцельное наведение и хранение информации не менее чем по 10 огневым задачам.
2С27 «Мста-К» — вариант самоходной гаубицы «Мста» на колёсном шасси
2С30 «Исеть» — модернизированная самоходная гаубица с высокой степенью автоматизации
2С33 «Мста-СМ» — глубоко модернизированная самоходная гаубица «Мста-С» с заменой орудия 2А64 на орудие 2А79 с существенно лучшими характеристиками (разработчик новой артчасти, также ЦКБ «Титан»). Работы по проекту прекращены в пользу проекта «Коалиция-СВ».
СЛК «Сжатие» — самоходный лазерный комплекс на базе 2С19, вместо орудия 2А64 установлен лазерный комплекс для противодействия оптико-электронным приборам вражеских целей

Боевая масса, т 42
Экипаж, чел. 5
Длина корпуса, мм 6040
Ширина корпуса, мм 3584
Высота, мм 2985
Клиренс, мм 435
Тип брони гомогенная стальная
Калибр и марка пушки 152,4-мм 2А64
Тип пушки нарезная гаубица
Длина ствола, калибров 53 (8130 мм[1])
Боекомплект пушки 50
Углы ВН, град. ?3…+68°[1]
Углы ГН, град. 360°
Дальность стрельбы, км 6,5~28,9[2] (ОФС 3ОФ61 с газогенератором)
Прицелы панорамный 1П22, прямой наводки 1П23
Пулемёты НСВТ-12,7 «Утёс»
Тип двигателя V-образный 12-цилиндровый 4-тактный дизель жидкостного охлаждения
Мощность двигателя, л. с. 840 (В-46-6 — 780)
Скорость по шоссе, км/ч 60
Запас хода по шоссе, км 500
Удельная мощность, л. с./т 20 (В-46-6 — 18,6)
Тип подвески независимая с длинными торсионами
Преодолеваемый подъём, град. 30°
Преодолеваемая стенка, м 0,85
Преодолеваемый ров, м 2,8
Преодолеваемый брод, м 1,2

www.dogswar.ru

«Российская САУ 2С19М2 «Мста-С» превосходит американскую САУ М109А7 «Паладин»» в блоге «Армия и Флот»

На Международном военно-техническом форуме «Армия-2015» была продемонстрирована глубоко модернизированная 152-мм самоходная гаубица 2С19М2, которая, по мнению военных экспертов, является одной из лучших в мире и превосходит новейшую американскую САУ М109А7 «Паладин».

Данная разработка отечественных оружейников сравнительно новая — впервые ее продемонстрировали в 2013 году на выставке в Нижнем Тагиле. После этого начались поставки в Российскую армию, в частности, артиллерийские подразделения Южного военного округа. Кроме того, эти САУ два раза успели принять участие в военном параде на Красной площади.

Внешне модернизированная «Мста С» от старых модификаций отличается лишь формой экранов, прикрывающих ходовую часть. 2С19М2 стала «интеллектуальной» — она оснащена модернизированной системой управления наведением и огнем, программируемым комплексом заряжания. Оборудование улучшенной «Мсты» может автоматически рассчитывать установки для стрельбы с закрытых позиций. Осуществляется автоматическая наводка орудия и восстановление наводки после выстрела.

Конструкторам удалось повысить скорострельность, сейчас она доходит до 10 выстрелов в минуту.

САУ способна выполнять противоогневой маневр с автономным определением текущих координат. Обеспечивается режим «одновременный огневой налет», при котором цель поражается одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одного орудия.

Вес САУ составляет 43,24 тонны. Длина ствола — 47 калибров. Максимальная дальность стрельбы — 29 км, в том числе управляемым снарядом «Краснополь» — до 20 км. Боекомплект — 50 снарядов.

Место механика-водителя получило необходимый уровень автоматизации. 780-сильный двигатель разгоняет самоходку до 60 км/ч. Запас хода — более 600 км.

Несмотря ожидаемое в ближайшие годы поступление на вооружение самоходки нового поколения — «Коалиция — СВ», «Мста» еще долго будет эксплуатироваться российскими артиллеристами, считают специалисты.

sdelanounas.ru

Мста-С | lemur59.ru

Самоходная гаубица 2С19 была принята на вооружение Советской Армии в 1989 г. Она предназначалась прежде всего для уничтожения тактических ядерных средств, пунктов управления войсками, полевых фортификационных сооружений, а также для борьбы с артиллерией и средствами ПВО и ПРО противника. О том, какое значение придавало Министерство обороны СССР этой системе, говорит уже тот факт, что для ее серийного производства был построен специальный завод в г. Стерлитамаке (первые партии этих самоходных установок были выпущены на заводе «Уралтрансмаш» в г. Свердловске).

«Мста-С» разработана по компоновочной схеме с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Отделение управления находится в передней части корпуса по его продольной оси, а боевое отделение занимает среднюю часть корпуса. Здесь установлена массивная бронированная башня кругового вращения с артиллерийским вооружением.

Корпус и башня самоходной установки имеют сварную конструкцию и выполнены из листов катаной броневой стали. Броня защищает экипаж: от пуль стрелкового оружия и осколков артиллерийских снарядов и мин.

Одной из особенностей конструкции «Мсты-С», позволившей сократить сроки ее создания, является высокая степень унификации с образцами боевой техники, уже поступившими на вооружение и освоенными в серийном производстве.

Так, установленная в башне 152-мм гаубица 2А64 по своей конструкции аналогична качающейся части буксируемой гаубицы 2А65 «Мста-Б» и отличается от нее лишь смонтированным на стволе эжектором для удаления пороховых газов из канала ствола после выстрела. Кроме орудия, в башне смонтированы система наведения и прицеливания, система автоматизированной подачи и хранения снарядов, бортовой электрогенератор и средства связи.

Наведение орудия на цель осуществляется с помощью электрических приводов наведения 2Э46, обеспечивающих угол горизонтального обстрела 360° и углы вертикального обстрела в диапазоне от -3° до +65°.

Система автоматизированной подачи и хранения снарядов включает конвейер подачи снарядов с грунта, укладку 6ЭЦ19 с программируемой выдачей снарядов и зарядов, а также исполнительный механизм координации углов с подачей снарядов и зарядов от укладки к орудию. Эта система наряду с полуавтоматическими механизмами заряжания позволяет производить заряжание при любых углах горизонтального и вертикального наведения и обеспечивает скорострельность до 7-8 выстрелов в минуту при использовании боеприпасов, размещенных в башне, и до 6-7 выстрелов в минуту — при подаче выстрелов с грунта. (При стрельбе с грунта в дополнение к пяти членам экипажа требуются еще два человека для подачи выстрелов с использованием специального конвейера, смонтированного в кормовой части башни.)

Установленные в башне прицельные приспособления позволяют вести стрельбу как прямой наводкой, так и с закрытых огневых позиций. Имеется также система приема и передачи исходных данных для стрельбы. Они могут передаваться по проводному каналу и по радио.

Возимый боекомплект самоходной гаубицы состоит из 50 выстрелов раздельно-гильзового заряжания. Стрельба ведется осколочно-фугасными снарядами ОФ-45 (вес 43,56 кг), активно-реактивными снарядами ОФ-61 (вес 42,86 кг), кассетными снарядами 3023 каждый с 42 кумулятивными противотанковыми суббоеприпасами (вес 42,80 кг), а также снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех 3НСО и спецбоеприпасами 3ВДЦ8. Возможна также стрельба корректируемыми снарядами с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» и «Краснополь-М», а также всеми боеприпасами 152-мм гаубиц Д-20 и 2С3.

Дальность стрельбы осколочно-фугасным снарядом ОФ-45 составляет 24700 м, а активно-реактивным снарядом ОФ-61 — 28900 м. Во время демонстрационных стрельб «Мсты-С» в Абу-Даби корректируемый с помощью лазерной подсветки снаряд «Краснополь» (вес 50 кг) поразил движущийся танк с расстояния 12000 м.

Для постановки дымовых завес на лобовых бронелистах башни установлены спаренные дымовые гранатометы.

Шасси самоходной установки в значительной степени унифицировано с серийными танками Т-72 и Т-80. Сварной корпус по конструкции аналогичен корпусу танка Т-72, однако выполнен из листов броневой стали гораздо меньшей толщины. В кормовой части корпуса, в моторно-трансмиссионном отделении, установлен многотопливный V-образный двенадцатицилиндровьш дизельный двигатель В-84А. Он имеет систему жидкостного охлаждения, его максимальная мощность составляет 840 л. с. На некоторых сериях самоходных установок монтировался двигатель В-46-6 с ограниченной до 780 л. с. мощностью. Трансмиссия механическая, коробка передач имеет семь передач переднего хода и, одну — заднего.

В ходовой части использованы узлы и агрегаты основного боевого танка Т-80. С каждого борта имеется по шесть опорных и по пять поддерживающих катков. Ведущие колеса расположены сзади. Подвеска опорных катков независимая, торсионная. В узлах подвески первого, второго и шестого опорных катков использованы регулируемые телескопические амортизаторы. За счет их блокировки во время стрельбы обеспечивается эффективное гашение возникающих колебаний, что позволило отказаться от использования сошников.

Гусеница стальная с резино-металлическим шарниром и обрезиненной беговой дорожкой. Она взаимозаменяема с гусеницей танка Т-80.

На шоссе самоходная установка развивает максимальную скорость 60 км/час. Ее проходимость по пересеченной местности практически не отличается от проходимости основных боевых танков. Она преодолевает подъемы крутизной до 30°, вертикальные стенки высотой до 0,85 м и рвы шириной 2,6-2,8 м. Без предварительной подготовки форсирует броды глубиной 1,2 м, а для преодоления водных преград глубиной до 5 м оснащена, как и основные боевые танки, системой подводного вождения.

В состав оборудования самоходной гаубицы входят средства связи (танковое переговорное устройство, внешние проводные средства связи и радиостанция), имеется система приема и передачи данных для стрельбы. Самоходная гаубица имеет также систему защиты от ОМП, автоматическую противопожарную систему и систему герметизации казенной части орудия, предотвращающую проникновение пороховых газов в боевое отделение.

В передней части корпуса самоходной гаубицы имеется встроенное бульдозерное оборудование, с помощью которого в считанные минуты может быть вырыт окоп необходимой глубины.

Самоходная гаубица предлагается на экспорт, в том числе и с артчастью калибра 155 мм, которая может вести стрельбу снарядами «Краснополь-М», а также западными боеприпасами того же калибра. При этом стоимость одной САУ оценивается в 1,6 млн. долларов.

Тренажер САО 2Х51 предназначен для обучения и тренировки расчетов самоходных артиллерийских установок.

Для более эффективного использования огневых возможностей 152-мм самоходной гаубицы «Мста-С» на ее базе создан самоходный артиллерийский комплекс в следующем составе:

Комплекс автоматизированного управления огнем «Фальцет-М», включающий командно-наблюдательную машину (КНМ) командира дивизиона, командно-штабную машину (КШМ) начальника штаба дивизиона, до четырех командно-наблюдательных машин командиров батарей и столько же командно-штабных машин старших офицеров батарей. Этот комплекс выполняет следующие задачи:
— ведение артразведки, определение характера и координат целей;
— автоматизированное планирование стрельбы по целям с высокой точностью;
— автоматизированное управление стрельбой, в т. ч. управлямыми артиллерийскими снарядами и с применением РЛС;
— обеспечение совершения марша, автоматизация развертывания в боевой порядок и смены огневых позиций;
— автоматизированный обмен информацией с вышестоящими командирами, поддерживаемыми подразделениями и средствами разведки;
— автоматизация проведения топографической, метеорологической, баллистической и технической подготовки.
1) До 4 самоходных артиллерийских батарей, в составе каждой из которых имеется по одной машине КНМ и КШМ, до 8 самоходных гаубиц «Мста-С» и 6-8 машин для подвоза боеприпасов.
2) Автоматизированный радиолокационный комплекс разведки и управления стрельбой наземной артиллерии «Зоопарк-1». Он обеспечивает с вероятностью 0,8 по первому выстрелу разведку стреляющих систем противника и получение данных для корректировки стрельбы собственной артиллерии. Количество одновременно обрабатываемых целей в режиме разведки — не менее 12.
3) Радиопеленгационный метеорологический комплекс РПМК-1 «Улыбка». С его помощью обеспечивается оперативное получение данных о состоянии атмосферы: температуре, влажности и давлении воздуха, направлении и скорости ветра на стандартных высотах. Метеорологические бюллетени комплекса обрабатываются машинами управления артиллерийского комплекса.
4) Передовые артиллерийские разведывательные машины (ПРП-4М, ПРП-5 и др.) обеспечивают получение необходимой информации для решения тактических и огневых задач.
5) Машины технического обслуживания.

lemur59.ru

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С» — 15 Июля 2010

Самоходная артиллерийская установка 2С19 «Мста-С»

«Мста-С» (индекс ГРАУ — 2С19, по классификации НАТО — M1990)— современная советская и российская самоходно-артиллерийская установка (САУ) класса самоходных гаубиц, построенная на базе ходовой части танка Т-80 и орудия 2А64 (в основном аналогичного буксируемому орудию 2А65 «Мста-Б»).

История создания

Самоходная артиллерийская установка (САУ) 152-мм калибра 2С19 «Мста-С» была создана по тактико-техническому заданию (ТТЗ) Главного ракетно-артиллерийского управления (ГРАУ) Министерства обороны СССР. К моменту его выдачи уже были созданы 152-мм самоходная гаубица 2СЗ «Акация», 240-мм самоходный миномет 2С4 «Тюльпан» и 152-мм самоходная пушка 2С5 «Гиацинт». Новая САУ 2С19 «Мста-С» разрабатывалась для замены гаубицы 2С3 «Акация». Одним из требований к новой САУ являлось ее размещение на унифицированной с танками (Т-72, Т-80) базе и установка универсальной артиллерийской части, которая могла быть использована как в САУ, так и в буксируемой артиллерии.
Основные разработчики САУ «Мста-С» — УЗТМ (ныне ФГУП «Уралтрансмаш», г. Екатеринбург, шасси и машины в целом), КБ приборостроения (г. Тула, боевое отделение) и КБ завода № 9 (г. Екатеринбург, качающаяся часть), главный конструктор установки Ю.В.Томашев.

Разработанная в начале 80 гг. 152-мм САУ 2С19 «Мста-С» в 1989 г. была принята на вооружение. Индекс «С», в отличие от буксируемого орудия 2А65 «Мста-Б», принятого на вооружение в 1986 г. с аналогичной качающейся частью, обозначал самоходная. Одновременно на «Уралтрансмаше» был создан тренажер 2Х51 «Бункеровка» для обучения расчетов САУ.

Первые партии самоходных гаубиц производил завод «Уралтрансмаш», в последующем их серийное производство было продолжено на заводе г. Стерлитамак (Башкирия). Впервые на широкое обозрение САУ «Мста-С» была представлена в 1992 г. (авиасалон, г. Жуковский), а в 1993 г. на выставке современных вооружений IDEX-93 (Абу-Даби, ОАЭ) она продемонстрировала ходовые и огневые качества с боевой стрельбой по мишеням (на дальности 15 км сорока снарядами «Краснополь» было поражено 38 целей).

Назначение

Предназначена для уничтожения тактических ядерных средств, артиллерийских и миномётных батарей, танков и другой бронированной техники, противотанковых средств, живой силы, средств ПВО и ПРО, пунктов управления, а также для разрушения полевых фортификационных сооружений и препятствования маневрам резервов противника в глубине его обороны.

Состав и конструктивные особенности

САУ «Мста-С» (2С19) выполнена по классической схеме и представляет собой бронированную башню с орудием 2А64, которая установлена на специально разработанном самоходном гусеничном шасси с моторным отделением в кормовой части, унифицированном по основным узлам с танками Т-80 (ходовая часть) и Т-72 (моторно-трансмиссионная установка). В центре САУ расположено боевое отделение.

Броневой корпус и башня

Корпус САУ бронированный, конструктивно и внешне подобен корпусу танка Т-72. Отличается более слабым бронированием, обеспечивающем защиту экипажа, вооружения, боезапаса и оборудования бронебойных пуль и осколков, лобовая часть выполнена из гомогенной броневой стали. Верхняя часть (подбашенный лист) корпуса рассчитана под погон диаметром 2444 мм. В корпусе установлены двигатель, трансмиссия, приводы управления и подвеска. В носовой части корпуса установлено оборудование для самоокапывания, обеспечивающее быстрое оборудование укрытия для САУ и обеспечить дополнительную защиту от бронебойных пуль и осколков снарядов.

Башня САУ сварная из катаных броневых листов. В ней размещено орудие (гаубица) с системами наведения и прицеливания, автоматизированной подачи и хранения снарядов (конвейер подачи снарядов с грунта, механизированную укладку 6ЭЦ19). Кроме того в башне установлен автономный газотурбинный агрегат мощностью до 16 кВт (обеспечивает САУ постоянным током и сохраняет ресурс маршевого двигателя), фильтровентиляционное оборудование, средства связи и система герметизации казенной части гаубицы (для предотвращения загазованности боевого отделения). Масса башни без боекомплекта составляет 13500 кг.

Вооружение

САУ «Мста-С» включает 152-мм гаубицу 2А64, установленную в башне, и 12,7-мм зенитный пулемет НСВТ-12,7, размещенный на командирской башенке в составе зенитной пулеметной установки (ЗПУ) с дистанционным управлением и прицелом ПЗУ-7.
Нарезная гаубица 2А64 с раздельно-гильзовым заряжанием может вести стрельбу осколочно-фугасными (ОФС), активно-реактивными (АРС), кассетными и специальными снарядами. Могут быть использованы штатные боеприпасы для орудий Д-20, 2С3, дымовые снаряды-целеуказатели, а также управляемые боеприпасы с лазерной подсветкой 3ОФ39 «Краснополь» (выстрел 3ВОФ64).

Дальность стрельбы снарядами ОФС ЗОФ45 (выстрелы ЗВОФ58, ЗВОФ72, ЗВОФ73) достигает 24700 м, снарядами АРС ЗОФ61 (выстрел 3ВОФ91) — 28900 м, кассетными снарядами типа 3023 (42 суббоеприпаса) — 26000 м, снарядами-постановщиками активных радиолокационных помех типа ЗНСЗО — 22300 м.
Боекомплект размещается в башне на стеллажах и включает 50 выстрелов калибра 152 мм (обычно 20 ОФС и 30 АРС) и 300 12,7-мм патронов для пулемета. Масса снаряда – до 42 кг, всего боекомплекта – до 2470 кг.
Полуавтоматическая система перезаряжания обеспечивает ведение огня при любых углах наведения по направлению и возвышению орудия со скорострельностью 7-8 выстрелов в минуту при использовании внутренней боеукладки снарядов и 6-7 выстрелов в минуту при подаче их с грунта. Батарея из восьми САУ в минуту может выстрелить до 3 т снарядов, а при стрельбе на максимальную дальность до падения первого снаряда в воздухе может быть до 70 снарядов.
Поиск нужного боеприпаса и управление процессом заряжания осуществляется контрольной системой механизма заряжания с одновременным подсчетом и фиксацией числа выстрелов соответствующего типа. Снаряды и заряды к орудию доставляются двумя независимыми конвейерами с заряжающими. Дополнительные конвейеры подачи боеприпасов с грунта позволяют вести стрельбу без расхода внутреннего боезапаса. В походном положении один из них размещается на башне, другой убирается внутрь. Стреляные гильзы автоматически выбрасываются через люк под стволом орудия для уменьшения загазованности боевого отделения.

Пулеметная зенитная установка с дистанционным управлением из башни служит для борьбы с низколетящими самолетами и вертолетами, легкими бронированными машинами и аналогична установленной на танках типа Т-64 и Т-80. Пулемет НСВТ-12,7 «Утес” (6П11) калибра 12,7-мм при скорострельности 700-800 выстрелов в минуту обеспечивает обстрел целей на дальности до 2000 м в вертикальном секторе -3 — +70 град. Боезапас размещен в пяти снаряженных лентах по 60 патронов в каждой. Пулемет с прицелом ПЗУ-5 (ПЗУ-7) установлен на командирской башенке.

Двигатель

Двигатель В-84А представляет собой многотопливный (6 видов топлива) V-образный 12-цилиндровый высокоскоростной четырехтактный дизель с жидкостным охлаждением мощностью 840 л.с. На нем установлена семискоростная с задним ходом коробка передач. Может устанавливаться двигатель В-46-6 с мощностью до 780 л.с. Электрооборудование состоит из четырех аккумуляторных батарей напряжением 27 В и сетевой подводки.

Ходовая часть

Ходовая часть САУ аналогична танку Т-80. На одном борту расположено шесть опорных катков, направляющее колесо с механизмом натяжения гусеницы, ведущее колеса со съемными зубчатыми венцами и пять поддерживающих роликов. Независимая подвеска с длинными торсионами, из-за которых соответствующие катки правого и левого бортов смещены относительно друг друга на 110 мм. Резинометаллическая гусеница шириной 580 мм оснащена обрезиненной беговой дорожкой. Первый, второй и шестой катки имеют регулируемые телескопические амортизаторы, стопорящиеся во время стрельбы для гашения колебаний. Это позволило отказаться от стабилизирующих сошников и обеспечить хорошую скорострельность, а также круговой обстрел и значительно снизить время подготовки к стрельбе и покидания огневой позиции.

Оборудование

САУ оборудована панорамным (1П22, в поворотном бронеколпаке на крыше башни) прицелом и прицелом прямой наводки (1П23 с окном на лобовом листе башни). Панорамный прицел обеспечивает 3,7-х увеличение и автоматическую горизонтальную стабилизацию поля зрения при крене машины до 5 град. В походном положении он убирается за защитную шторку. Прицел 1П23 с 5,5-х увеличением может использоваться при углах наведения от -4 до +55 град.
Электрический привод (2Э46) гаубицы обеспечивает автоматическое наведение в вертикальной плоскости и в горизонтальной от пульта управления. Угол возвышения после каждого выстрела восстанавливается автоматически. Задача наводчика при стрельбе удерживать панорамный прицел на точке прицеливания. При необходимости командир может самостоятельно наводить и стрелять из орудия с использованием дублирующего оборудования. При отключении электропитания используется резервная система ручного заряжания и наведения.
Система приема и передачи данных стрельбы 1В122 действует на дальности до 500 м. Контроль за наведением и координацией взаимодействия батареи ведется машиной управления огнем — командирской или старшего офицера.
Газотурбинный автономный агрегат питания АП-18Д (мощность 16 кВт, время непрерывной работы 8 ч) обеспечивает работу систем САУ при выключенном или вышедшем из строя маршевом двигателе.
Аппаратура внутренней телефонной (1В116 на 7 абонентов) и внешней (УКВ-радиостанция Р-173, дальность действия до 20 км) связи экипажа обеспечивает управление САУ на месте, в движении и при ведении боевых действий.
В состав оборудования дополнительно входят: автоматическое противопожарное оборудование 3 кратного действия с аппаратурой управления 3ЭЦ11-2, две фильтровентиляционные установки, система самоокапывания на нижнем лобовом листе, система 902В «Туча» для применения 81-мм дымовых гранат, два танковых дегазационных прибора (ТДП).

Состояние

«Мста-С» использовалась в борьбе с незаконными бандформированиями в Чечне. По результатам боевого применения ФГУП «Уралтрансмаш» совместно с ВНИИ «Сигнал» и другими предприятиями провел комплекс работ по модернизации САУ. Она оснащена дополнительными приборами-индикаторами наводчика и заряжающего, бортовой ЭВМ с модемом, дисплеем и цифровым датчиком угла возвышения орудия.
Для повышения эффективности боевого применения САУ «Мста-С» в настоящее время может быть использована универсальная автоматизированная система управления огнем (АСУО) «Капустник-Б» (командно-наблюдательный пункт 1В152 на базе БТР-80 и унифицированный пункт управления огнем дивизиона, батареи 1В153 на базе шасси «Урал-4320») и автоматизированная система управления и наведения «Успех-С», разработанные ВНИИ «Сигнал», (г. Ковров). При их совместном использовании обеспечивается использование САУ «Мста-С» в режиме реального времени за счет сокращения времени на открытие огня. При этом повышается мобильность, маневренность и живучесть установки.

В ходе модернизации был создан экспортный вариант САУ «Мста-С» под калибр НАТО 155-мм. К этому образцу САУ значительный интерес проявили Индия, Аргентина, Чили и ряд других стран. Это обусловлено автоматизированной подачей картузного заряда (у зарубежных аналогов ручная) и рядом других ноу-хау, реализованных в экспортном варианте «Мста-С».
Первый опытный образец модернизированной САУ «Мста-С», который демонстрируется на выставке вооружений в г. Нижний Тагил, провел уже более 100 стрельб, в ходе которых было подтверждено полное соответствие заявленных характеристик как по точности стрельбы, так и по износостойкости и живучести ствола (ОАО «Мотовилихинские заводы»).
Стоимость модернизированной САУ «Мста-С» меньше ее зарубежных аналогов, которая составляет около 3 млн. долл.

Характеристики

Боевая масса, т
42
Экипаж, чел.
5
Размеры, мм
Длина корпуса
6040
Ширина корпуса
3584
Высота
2985
Клиренс
435
Пушка
Марка пушки2А64
Калибр152,4-мм
Боекомплект пушки50
Зенитное орудие
МаркаНСВТ
Калибр12,7-мм
Двигатель
МаркаВ-84А
ТипДизельный
Мощность двигателя, л. с.840
Скорость по шоссе, км/ч60
Запас хода по шоссе, км500
Удельная мощность, л. с./т20
Препятствия
Преодолеваемый подъём, град.30
Преодолеваемая стенка, м0,85
Преодолеваемый ров, м2,8
Преодолеваемый брод, м1,2

3v-soft.clan.su

Артиллерия. Крупный калибр. «Мста-С» снаружи и внутри » Военное обозрение

Однако получилась некая смесь. С одной стороны — орудие крупного калибра, и от этого никуда не уйти. С другой… Действительно, в двух ракурсах покажем и расскажем.


Орудия, как и люди, стареют. Но выражается это не в разрушении или уменьшении каких-либо технических показателей, а в появлении конкурентов, которые просто превосходят по этим показателям «старичка». Да, орудие рабочее. Да, орудие может выполнять свою работу. Но ровно до того момента, когда у противника не появится «молодой» соперник, который может работать согласно принципу «выше, дальше, точнее».

Да и конструкторы боеприпасов не сидят сложа руки. Создаются новые снаряды, увеличивается мощность, зачастую меняется даже сама суть боеприпаса.

Так случилось и с ранее описанными нами системами Д-1, М-10, МЛ-20. Они стали уступать лучшим зарубежным образцам. Советский Союз не мог допустить такого положения по известным всем причинам. Война, пусть и холодная, диктовала свои условия. И к середине 70-х годов ГРАУ (Главное ракетно-артиллерийское управление при МО СССР) формулирует новое техническое задание для конструкторов советских артиллерийских систем.

Коротко задание звучало так: необходимо создать более маневренное скоростное орудие, имеющее лучшую дальность, увеличенный вертикальный угол наводки, стреляющее снарядами с большим поражающим действием. Оформлено техническое задание в 1976 году. Работы по созданию системы поручены КБ ПО «Баррикады» («Титан») под руководством Г. И. Сергеева (ОКБ-221).

Работы по созданию нового орудия велись непросто, но, как бы то ни было, в 1986 году орудие представлено на испытания, а в 1987 году запущена в серию на знаменитом предприятии «Мотовилихинские заводы» в Перми.

Основное внимание при проектировании уделялось обеспечению высоких показателей кучности стрельбы гаубицы за счёт конструктивных мероприятий. Компоновка основных узлов гаубицы реализована с учётом обеспечения стабильности возмущающих моментов, действующих при стрельбе. На этапе проектирования и отработки орудия было проведено исследование по выбору оптимального сочетания геометрических и конструктивных параметров снаряда, что позволило обеспечить улучшенные аэродинамические характеристики нового осколочно-фугасного снаряда и устойчивость на траектории, несмотря на значительную длину и дальнобойную форму снаряда.

Артиллерийская буксируемая гаубица «Мста-Б» имеет следующие характеристики:

Вес установки, кг: 7 000
Вес снаряда, кг: 42,86
Длина гаубицы, мм: 12 700
Длина ствольной части, мм: 7 200

Высота орудия, мм: 2 950
Ширина, мм: 2 500
Угол поворота, град: — 27 … + 28
Диапазон прицельной стрельбы
— ОФ снарядами, м: 6 400 — 24 700
— такими же боеприпасами, но снабженные газогенератором, м: 28 900
Скорострельность выстр/мин: 7
Скоростные возможности при буксировке, км/ч:
— по грунтовой дороге: 20;
— по шоссе: 80

В целом же, если сравнивать системы, российская гаубица «Мста-Б» 2А65 в настоящее время ничем не уступает аналогам из-за рубежа, а по ряду показателей превосходит их. Хорошая дальность полета снаряда такого калибра и высокая скорострельность делают ее опасным оружием для противника в условиях современных военных действиях.

Но сегодня главным героем статьи все же является самоходная установка «Мста-С» 2С19.

При всех плюсах буксируемых орудий они имеют существенный недостаток. Тягачи. Это дополнительная нагрузка на технические службы частей и соединений, это необходимость дополнительных подразделений для обороны.

На тот момент основной самоходной установкой российской армии была САУ «Акация» 2С3 (объект 303) конструкторов Г. Е. Ефимова (шасси) и Ф. Ф. Петрова (орудие 2А33). Именно эта установка занимала нишу дивизионных самоходных гаубиц. Но, увы, по ТТХ установка отставала от западных и американских изделий.

Короче говоря, ГРАУ уже в начале 80-х потребовало от конструкторов создать новую дивизионную самоходную гаубицу, которая бы не просто была унифицирована с современными боевыми машинами, стоящими на вооружении Советской Армии. Военные (весьма разумно) потребовали унифицировать ходовую часть САУ с основным советским танком, а артиллерийскую часть с буксируемым орудием.

Таким образом, проектирование новой советской самоходной установки поручили сразу трем КБ. Головным разработчиком шасси (объект 316) и всей машины в целом назначили КБ Уральского завода транспортного машиностроения (УЗТМ, Свердловск) под руководством Л. И. Горлицкого. Боевое отделение проектировалось в Тульском КБ приборостроения (НПО «Точность»). Качающаяся часть создавалась в КБ завода №9 (Свердловск).

Главным конструктором установки, которая получила название ГРАУ 2С19, был назначен Ю. В. Томашев.

Наверное, будет справедливо отцами этой легендарной машины назвать все-таки двух конструкторов — Ю. В. Томашева и Г. И. Сергеева. Так будет справедливо. Унифицированное шасси и артиллерийское орудие.

Орудие было создано в достаточно короткие сроки. В 1989 году самоходная гаубица «Мста-С» 2С19 была принята на вооружение. Впервые показана российским и зарубежным зрителям в августе 1992 года на авиасалоне в Жуковском.

Машина оказалась настолько удачной, что для её производства в необходимых для армии количествах был построен новый завод в Стерлитамаке (Башкирия). Хотя первоначально выпускались установки на «Уралтрансмаше». Даже тренажер для тренировок экипажа САУ (2Х51 «Бункеровка») был создан именно там.

Итак, 152-мм дивизионная САУ «Мста-С» 2С19 предназначена для уничтожения артиллерии, бронированной техники и живой силы противника с закрытых позиций и прямой наводкой, включая работу в горных условиях. При стрельбе используются как выстрелы из боеукладки, так и подающиеся с грунта.

Гаубица 2С19 «Мста-С» выполнена по башенной схеме. Корпус машины по геометрии подобен корпусу танка Т-72, сварен из стальных броневых катанных листов и разделён на три отделения: отделение управления, боевое и моторно-трансмиссионное.

В передней части по середине корпуса расположено место механика-водителя с органами управления шасси.

В средней части располагается боевое отделение. На крыше корпуса на шариковый погон диаметром 2444 мм установлена сварная башня. Масса башни без боекомплекта составляет 13,5 тонн.

В башне установлено орудие 2А64, а также места экипажа. По правому борту в передней части башни находится место командира, по левому борту в передней части башни место наводчика и прицельные приспособления. За наводчиком и командиром размещены два места для заряжающих САУ. Место командира оборудовано поворотной башенкой, установленной на крыше башни, по своей конструкции аналогичной башенкам командира танков Т-64 и Т-80.

В кормовой части башни установлены два механизированных конвейера с зарядами и снарядами. Под башней на днище корпуса расположена вращающаяся платформа пола, закреплённая к погону четырьмя трубами. Подача в укладки может осуществляться с грунта через специальный механизированный подающий лоток, расположенный снаружи на корме башни.

В кормовой части корпуса САУ находится моторно-трансмиссионное отделение, аналогичное таковому на танке Т-72. Бронирование САУ 2С19 обеспечивает противопульную и противоосколочную защиту экипажа. Толщина листов корпуса и башни составляет 15 мм.

Основным вооружением САУ 2С19 является 152-мм гаубица 2А64. Орудие полностью унифицировано по баллистическим характеристикам и используемым боеприпасам со 152-мм буксируемой гаубицей 2А65.

Основными узлами орудия 2А64 являются ствол, затвор, электрооборудование, досылатель, противооткатные устройства, люлька, ограждение, уравновешивающий и подъёмный механизмы.

Ствол орудия представляет собой трубу-моноблок, соединённую с казёнником, в передней части ствола находится эжектор, на дульном срезе трубы закреплён дульный тормоз. В казённике расположен вертикально-клиновой затвор с полуавтоматикой копирного типа. Выстрел из орудия может производиться как вручную, так и электроспуском. Копирная полуавтоматика затвора предназначена для открывания затвора при накате после выстрела орудия.

Люлька сварная обойменного типа, в люльке закрепляется сектор подъёмного механизма. В задней части люльки болтовым соединением закреплено ограждение. На ограждении размещены элементы ударно-спускового механизма, досылатель, линейка для измерения длины отката, а также механизм блокировки спуска.

Электромеханический досылатель снаряда и заряда, а также механизм удаления стреляной гильзы предназначены для облегчения работы заряжающего. Противооткатные устройства состоят из веретённо-модераторного тормоза отката, цилиндр которого закреплён в казённике орудия, и из пневматического накатника, заполненного азотом.

Подъёмный механизм секторного типа, он обеспечивает наведение орудия в диапазоне углов от -4 до +68 град по вертикали. Подъём орудия может осуществляться как вручную маховиком, так и с помощью электродвигателя. Пневматический уравновешивающий механизм служит для компенсации момента неуравновешенности качающейся части орудия.

Возимый боекомплект САУ 2С19 составляет 50 штатных выстрелов, однако, в зависимости от перевозимого количества управляемых снарядов, 3ОФ39 «Краснополь» возможны следующие варианты: 42 штатных выстрела и 4 снаряда 3ОФ39, 47 штатных и 3 снаряда 3ОФ39, 39 штатных выстрелов и 7 снарядов 3ОФ39.

Для наведения орудия, осуществления разведки местности днём и в ночной период времени в командирской башенке установлен комбинированный прицел ТКН-3В с прожектором ОУ-3ГКУМ. Для стрельбы из зенитного пулемёта установлен прицел ПЗУ-5.

Место наводчика оборудовано артиллерийским панорамным прицелом 1П22 для стрельбы с закрытых огневых позиций и прицелом прямой наводки 1П23 для ведения огня по наблюдаемым целям.

Место механика водителя оборудовано тремя призменными приборами наблюдения ТНПО-160, а также прибором ночного видения ТВНЕ-4Б для вождения в ночных условиях. Для очистки смотровых и прицельных приспособлений САУ 2С19 оборудована специальной пневматической системой очистки.

Внешняя радиосвязь поддерживается радиостанцией Р-173. Радиостанция работает в УКВ-диапазоне и обеспечивает устойчивую связь с однотипными станциями на расстоянии до 20 км в зависимости от высоты антенны обеих радиостанций. Переговоры между членами экипажа осуществляется через аппаратуру внутренней связи 1В116, рассчитанную на 7 абонентов.

2С19 «Мста-С» оснащена системой 1В124 для автоматизированного управления наведением орудия в вертикальной плоскости и механизированного наведения в горизонтальной плоскости, а также для восстановления наводки после выстрела. В состав системы 1В124 входит автоматизированный прицел 1П22, аппаратура управления 1В122 и приводы наведения 2Э46.

Аппаратура 1В122 позволяет принимать и отображать информацию об установках стрельбы, поступающую с машины старшего офицера батареи как по радиоканалу, так и по проводному каналу связи.

Для маскировки и постановки дымовых завес на лобовом листе башни САУ 2С19 размещены 6 гранатомётов системы 902В для стрельбы 81-мм дымовыми гранатами.

Ходовая часть 2С19 максимально унифицирована с танком Т-80 и состоит из шести пар обрезиненных опорных и пяти пар поддерживающих катков. В задней части машины находятся ведущие колёса, в передней — направляющие. Подвеска 2С19 — индивидуальная торсионная. На первом, втором и шестом опорных катках установлены гидропневматические амортизаторы.

Сравнительная таблица ТТХ 2С19 с артиллерийскими системами предыдущего и следующего поколения (2С3 / 2С19 / 2С19М2):

Год принятия на вооружение: 1971 / 1989 / 2012
Боевая масса, т: 27,5 / 42,0 / 43,24
Экипаж, чел: 4 / 5 / 5
Марка орудия: 2А33 / 2А64 / 2А64
Длина ствола, клб: 28 / 47 / 47
Углы ВН, град: -4…+60 / -4…+68 / -4…+68
Углы ГН, град: 360 / 360 / 360
Возимый боезапас, выстр: 46 / 50 / 50
Максимальная дальность стрельбы ОФС, км: 17,4 / 24,7 / 24,7
Максимальная дальность стрельбы АР ОФС, км: 20,5 / 29 / 29
Максимальная дальность стрельбы УАС, км: 20 / 25 /25
Масса ОФС, кг: 43,56 / 43,56 / 43,56
Боевая скорострельность, выстр./мин: 1,9-3,5 / 7-8 / 10
Калибр зенитного пулемёта, мм: 7,62 / 12,7 / 12,7
Максимальная скорость по шоссе, км/ч: 60 / 60 / 60

Внимательные читатели заметили в тактико-технических характеристиках ещё одну модификацию «Мсты-С». Это «Мста СМ2» (2С19М2). Не упомянуть эту установку невозможно. Просто потому, что эта модернизация значительно повысила эффективность огня гаубицы, увеличила скорострельность орудия, улучшила эксплуатационные свойства машины.

САУ 2С19М2 разработана в ЦКБ «Титан» в 2012 году. Машины оснащаются новой автоматизированной СУО и системой навигации, также была повышена максимальная скорострельность до 10 выстрелов в минуту и реализована функция «одновременного огневого налёта», которая позволяет поражать цель одновременно несколькими снарядами, выпущенными из одной САУ и находящимися на разных траекториях полёта.

Для защиты от высокоточного оружия используется комплект «Накидка», который снижает заметность САУ в радиолокационном и тепловом диапазонах.

Государственные испытания 2С19М2 завершены в августе 2012 года, на ПО «Баррикады» начато серийное производство гаубицы 2А64М2. 26 июня 2013 года пресс-служба ЮВО сообщила про поставку первой партии, состоящей из более чем 35 единиц САУ 2С19М2 «Мста-С».

Несмотря на достаточно молодой возраст, САУ «Мста-С» имеет боевой опыт. Более того, она находится в бою даже сегодня. Те самые, первые выпуски САУ, сегодня достаточно часто используются украинской армией при обстрелах Донбасса.

Но первое применение САУ «Мста-С» было во время первой чеченской войны. В целом система показала себя достаточно хорошо. Маневренная установка с высокой точностью стрельбы. Но, как показала боевая практика, система наведения орудия требовала модернизации.

Итогом такой модернизации стала версия 2С19М1. Работы по оснащению автоматизированными средствами управления наведения орудия ранее принятых и состоявших на вооружении артиллерийских систем российской армии начались в 1998 году.

Модифицированная версия самоходной гаубицы «Мста-С», оснащённая автоматизированной системой управления наведением и огнём «Успех-С» и получила обозначение 2С19М1. В дальнейшем именно эта система стала «потенциально экспортной». Мотовилихинские заводы оснастили эту установку натовским 155-мм орудием (2С19М1-155).

Участвовала установка и во второй чеченской войне. Затем в составе 58-й армии была в Южной Осетии 08.08.2008. Правда, сведения о реальном участии САУ в боях противоречивы. Официально система была на вооружении армии (до 70 единиц).

Заканчивая рассказ о САУ «Мста-С» и её модификациях, хочется сказать, что на сегодня эта машина не уступает никому по большинству показателей. Даже то, что благодаря новой платформе мы сегодня больше говорим о САУ «Коалиция» 2С35 как о системе века, не уменьшает значение данного орудия.

2С35 — установка другого уровня. Это гаубица армейского звена. Каждый делает свою работу. А значит, «Мста-С» ещё долго будет нужна нашим артиллеристам как «снайперское орудие» именно дивизионного звена, способное несколькими залпами решить достаточно серьезные задачи.

Так что жизнь этой САУ продолжается. И, надеемся, будет продолжаться ещё долго…

topwar.ru

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *