Содержание

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» » Военное обозрение

15 августа 2013 года на воду был спущен первый быстроходный патрульный катер, построенный по проекту 03160 «Раптор». Данный катер был спроектирован специалистами ОАО «Ленинградский судостроительный завод «Пелла» по заданию ВМФ России. В настоящее время военным морякам переданы 4 катера данного типа, еще 4 катера находятся в стадии постройки и должны быть сданы флоту до конца 2015 года. Катер «Раптор» был представлен на акватории Международного военно-морского салона, который проходил с 1 по 5 июля в Санкт-Петербурге. Катера проекта «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми и маневренными вооруженными катерами в нашей стране.

Быстроходные патрульные катера проекта 03160 «Раптор» — это серия катеров прибрежной зоны, которые могут выполнять задачи в светлое и темное время суток. Данные быстроходные катера на флоте планируется использовать для патрулирования акваторий, высадки десантов, выполнения поисково-спасательных работ. В зависимости от необходимости один такой катер может перевезти 20 человек с вооружением и снаряжением, а также нести боевую службу в заданном районе, перехватывать и задерживать плавсредства нарушителей и т.д. Одной из особенностей катеров данного проекта является тот факт, что они в состоянии двигаться на любых курсовых углах при волнении на море до 5 баллов включительно: на скорости 20 узлов при высоте волн 4,5 метра и на скорости 28 узлов при высоте волн 2,5 метра. Таким образом, конструкция катера обеспечивает ему отличную мореходность, высокую скорость движения, безопасность и эффективность при разных условиях эксплуатации.


Проект 03160 «Раптор»

Катера проекта «Раптор» в состоянии работать в прибрежной морской зоне, в проливах и устьях рек. Установленное на катере оборудование позволяет выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от своей базы. Корпус катеров данного проекта выполнен из алюминия.

Назначение катеров проекта 03160 «Раптор»:

— Доставка групп десанта до 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при посадке и высадке группы.

— Несение дежурства в указанных районах.

— Обеспечение обороны пунктов базирования судов флота на незащищенных рейдах от атак малоразмерных надводных, наземных и воздушных целей.

— Обеспечение действий подразделений спецназначения из состава морской пехоты в прибрежных районах, а также содействие силам Пограничной службы ФСБ России при выполнении задач по охране государственной границы РФ.

Вооружение катеров проекта «Раптор» состоит из универсального дистанционно управляемого боевого модуля «Управа-КОРД» калибром 14,5-мм, обладающего гидростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ). Дальность обнаружения целей составляет 3 000 метров, прицельная дальность стрельбы — 2 000 метров. Дополнительным вооружением являются два пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62-мм, которые устанавливаются на вертлюжных установках.

Проект 03160 «Раптор»

Катера проекта «Раптор» отличаются наличием бронезащиты. Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера были оборудованы броневой защитой, которая соответствует по пулестойкости российским классам защиты «5» и «5А». Иллюминаторы катера выполнены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор» с заводским номером «701» был спущен на воду 15 августа 2013 года. 27 августа того же года были проведены его заводские испытания. С 31 декабря 2014 года в составе Новороссийской военно-морской базы проходили испытания уже 3 катера данного проекта. 5 марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского флота России в Новороссийске государственная приемочная комиссия провела приемку данных патрульных катеров. 12 июня 2015 года в День России на данных катерах были подняты Андреевские флаги, все три катера были зачислены в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ. Речь идет о быстроходных патрульных катерах «П-274» заводской номер «701» и первом и втором серийном катерах данного проекта с заводскими номерами «П-275» и «П-276» и заводскими номерами «702» и «703» соответственно. Третий серийный катер данного проекта «П-281» с заводским номером «704» был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года он был принят государственной комиссией, после чего был доставлен в место базирования — в порт Кронштадт. Быстроходный патрульный катер будет использоваться для проведения различных операций в составе Балтийского флота России.

Проект 03160 «Раптор»


Внешне новый российский катер, строящийся на заводе «Пелла» в Санкт-Петербурге, очень сильно напоминает шведские многоцелевые катера проекта Strb 90H, которые также известны под обозначением CombatBoat 90 или CB90. Эти катера разработки и производства шведской компании Dockstavarvet широко используются с 1991 года. Всего построено более 250 катеров данного типа. Катер оказался достаточно удачным и был принят на вооружение ряда государств. Данные катера активно эксплуатируются военно-морскими силами и различными силовыми структурами Швеции, Норвегии, США, Греции, Мексики, Бразилии и ряда других государств. Скорее всего, российский «Раптор» стал лицензионной версией шведского многоцелевого катера, которая пополнила ряд многочисленных вариантов и модификаций оригинального Strb 90H. При этом, судя по всему, российская адаптация катера слегка больше по габаритным размерам, получила более мощные двигатели (за счет этого увеличилась скорость хода) и более мощное вооружение. На российских катерах основным оружием является 14,5-мм пулеметный модуль, тогда как на западе в основном используются пулеметы калибра 12,7-мм.

Во всех государствах, в которых катера проекта Strb 90H и их разновидности стоят на вооружении, они используются для патрулирования акваторий, высадки морских десантов, проведения поисково-спасательных работ и осуществления спецопераций. Для всех катеров данного типа характерно наличие носовой аппарели десанта, которая используется для высадки десанта на берег и по ширине способна пропускать по одному десантнику одновременно. Сразу за аппарелью расположена рубка, в которой оборудованы места для работы двух членов экипажа. За рубкой находится десантное отделение, в котором на удобных сидениях может разместиться 20 человек. Помимо высадки через носовую аппарель десантники могут высаживаться через задние и верхние люки десантного отсека.

Strb 90H

Корабли проекта 03160 «Раптор» не являются первыми подобными катерами, поступившими на вооружение нашей страны. С 2004 по 2012 годы Федеральная служба охраны (ФСО) закупила у шведской компании Dockstavarvet 11 катеров проекта IC16MII (строительные номера 534, 548-550, 558, 569-574), которые использовались на различных российских акваториях. Эти катера представляли собой несколько уменьшенные по размерам «коммерческо-правоохранительные» варианты популярных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ90) и в отличие от своих военных прародителей не имели штатного бронирования и вооружения. Катера со строительными номерами 569 и 570 поступили в ФСО в 2011 году, первоначально они базировались в Москве, но осенью 2013 года оба катера переправили в Новороссийск, где они были переданы в состав ВМФ России. Известно, что эти катера применялись для обеспечения безопасности во время проведения в Сочи Зимних Олимпийских игр. После катера перебросили в Севастополь, где они участвовали в обеспечении визита туда президента России Владимира Путина 9 мая 2014 года.

Тактико-технические характеристики:
Главные размеры: длина наибольшая — 16,9 м, ширина наибольшая — 4,1 м, осадка максимальная — 0,9 м.

Водоизмещение — 23 тонны.
Скорость хода — 48 узлов.
Суммарная мощность силовой установки — 1690 кВт.
Дальность плавания — 300 миль на экономичном ходу.
Экипаж — 2 человека.
Спецперсонал — 20 человек.
Вооружение: боевой модуль «Управа-КОРД» калибра 14,5 мм, 2х7,62 мм пулемета «Печенег» на вертлюжных установках.

Источники информации:
http://www.pellaship.ru/raptor
http://topwar.ru/32273-combatboat-90-po-russki-patrulnyy-kater-raptor.html
http://www.korabli.eu/galleries/oboi/voennye-korabli/proekt-03160
http://ria.ru/defense_safety/20141017/1028775590.html
http://bmpd.livejournal.com/858206.html

topwar.ru

Проект 03160 — патрульно-десантный катер Раптор, описание, ТТХ и вооружение, история создания и предназначение, особенности конструкции

Патрульный катер проекта 03160 «Раптор» впервые был спущен на воду в середине августа 2013 года. Этот быстроходный катер был сделан специально по заказу военно-морского флота России на Ленинградском судостроительном заводе «Пелла». В качестве «доноров» выступили шведские катера Combat Boat 90 (в его гражданской модификации), которые были куплены Россией в период с 2004 по 2012 годы в количестве 11 штук. Так как Швеция продала России только коммерческие версии патрульных катеров, лишённые брони и вооружения, было принято решение создать на их базе свою версию бронированного патрульного катера.

По состоянию на 2015 год ВМФ России получил 8 единиц быстроходных патрульных катеров «Раптор», а в период с 2016 по 2018 годы судостроительный завод «Пелла» обязался поставить флоту ещё более 10 катеров проекта 03160. Быстроходные катера «Раптор» на сегодняшний день являются самыми быстрыми военными катерами в России.

История проекта 03160

В Советском Союзе, начиная с конца 60-х годов, уделялось пристальное внимание разработке малых сторожевых катеров, предназначенных для следующих целей:

  • Перехвата и задержание надводных целей, нарушивших границы территориальных вод СССР;
  • Патрулирование акваторий;
  • Оборона с моря пунктов базирования военно-морского флота от диверсий различного типа;
  • Осуществление поисково-спасательных работ.

Для этих целей в 1967 году был спроектирован, а в 1969 году запущен в производство сторожевой катер «Гриф», разработанный в рамках проекта 1400. Данные 36-тонные патрульные корабли в то время полностью соответствовали своим задачам. За годы производства, которое продолжалось до 1990 года, было произведено около 300 катеров данной серии. Они производились на трёх заводах:

  • ПО «Алмаз»;
  • ПО «Море»;
  • Батумском ССЗ.

На Украине строительство катеров «Гриф» продолжалось и в 1990-х годах.

Хотя около 100 катеров «Гриф» по прежнему несут военно-морскую службу, они морально и физически устарели ещё в конце 1980-х годов. Порядком изношенные катера, способные развивать скорость в 29 узлов, значительно уступали по своим характеристикам зарубежным аналогам. Ещё в конце 80-х годов планировалось запустить новый проект по созданию более перспективной модели боевого патрульного катера, но развал Советского Союза помешал осуществлению этих планов.

Долгое время данная ниша оставалась незаполненной, так как финансирование ВМФ в 90-х годах было практически прекращено. Только в конце 90-х годов на судостроительном заводе «Вымпел» в Рыбинске был разработан новый скоростной патрульный катер «Мангуст», созданный в рамках проекта 12150. Данный катер, который начал серийно выпускаться в 2000 году, мог разгоняться до 53 узлов, что по сравнению со скоростью устаревших «Грифов» было настоящим прорывом.

Однако скоростные катера «Мангуст» не совсем соответствовали представлениям МВФ России об идеальном патрульном катере. По их мнению, такой катер должен был обладать следующими характеристиками:

  • Наличие аппарели для высадки десанта;
  • Серьёзное вооружение на борту;
  • Лёгкое бронирование корпуса;
  • Небольшая осадка судна.

Быстрые патрульные катера «Мангуст», не смотря на их выдающиеся скоростные показатели, были катерами несколько иного класса.

Непосредственные предшественники катеров серии «Раптор»

Так как отечественная оборонная промышленность не могла в то время обеспечить военно-морской флот России скоростными патрульными катерами. Было принято решение о закупке судов данного класса в Швеции. В период с 2004 по 2012 годы у компании Dockstavarvet было приобретено 11 катеров Combat Boat 90, которые отличались от своих военных модификаций отсутствием брони и вооружения.

Шведские военные катера производятся с 1991 года. В настоящее время существует около 250 катеров этой модели. Они широко используются в ВМФ и силовых структурах следующих стран:

  • Швеции;
  • Норвегии;
  • США;
  • Мексике;
  • Греции;
  • Бразилии и многих других странах.

Его боевые возможности неоднократно проверены в ходе множеств боевых операции по всему миру.

Хотя прямого упоминания об этом нет, несомненно, что российский патрульно-десантный катер «Раптор» является значительно улучшенной модификацией шведского катера модели Strb 90H. Основные отличия российской разработки от оригинала заключаются в следующем:

  • Увеличение размеров;
  • Более современное оборудование;
  • Установка более современных и мощных двигателей, что позволило значительно повысить скоростные характеристики российского образца;
  • Установка более мощного пулемёта. Большинство пулемётов, которые устанавливаются на шведских патрульных кораблях, имеет калибр не более 12,7 мм. Российский «Раптор» имеет более мощный пулемёт калибра 14,5 мм;
  • Бронировка российского патрульного корабля значительно превосходит штатную броню шведского военного катера.

То есть в настоящее время российская разработка значительно превосходит шведский аналог практически по всем показателям.

Несколько шведских катеров были переданы федеральной службе охраны в Москве. В 2013 году они перешли в состав ВМФ России. Широко известный факт, что шведские катера широко применялись во время проведения Зимних Олимпийских игр в Сочи. В 2014 году катера были переброшены в Севастополь, где их широко задействовали в обеспечении безопасности президента Владимира Путина, который посетил этот город 9 мая 2014 года.

Так как создавать патрульный катер на основе «Грифа» или «Мангуста» было слишком затратно, было принято решение создать проект «Раптор» именно на основе шведских судов, которые были разработаны именно как патрульные скоростные катера.

Предназначение катеров «Раптор»

Быстроходные десантно-штурмовые катера «Раптор» предназначены для выполнения широкого спектра задач. Они могут эффективно работать как в светлое, так и в тёмное время суток. Конструкция патрульного катера обеспечивает ему отличную скорость и возможность передвижения по морю даже при волнении до 5 баллов включительно.

Катер способен перевозить до 20 десантников в полной амуниции. Данная особенность позволяет применять его для точечных десантных ударов. Вооружение патрульного катера способно обеспечить огневую поддержку высаживающемуся десанту, а также обеспечить ему прикрытие при отступлении. Кроме того, патрульный катер «Раптор» способен обеспечить охрану пунктов базирования судов или сопровождать торговые и научные суда в опасных районах.

Так как корпус скоростного патрульно-десантного катера изготовлен из алюминия, он не подвержен коррозии. Благодаря специальному оборудованию, катер может выполнять боевые задачи на расстоянии 100 миль от своей базы.

Внешность и технические характеристики катеров «Раптор»

Если сравнить новые катера проекта «Раптор» и шведские патрульные катера Combat Boat 90, сразу бросается в глаза их схожесть. При этом российские катера более массивные, технически совершенные и лучше вооружённые.

Вес десантно-патрульного катера «Раптор» составляет всего 8 тонн. Добиться таких показателей стало возможным из-за использования алюминия при строительстве корпуса судна. При этом удалось достичь высоких показателей прочности, «Раптор» может участвовать в операциях в открытом море при волнении до 5 баллов.

Носовая часть катера оборудована аппарелью для высадки или приёма десанта. Сразу за первым отсеком судна имеется специальная возвышенность – ходовой пост. Там находится капитан судна и рулевой-сигнальщик, который также отвечает за вооружение судна.

Вместимость «Раптора» такова, что он способен взять на борт целый взвод спецназа, морской пехоты или боевых пловцов, причем они будут в полной экипировке. Для размещения бойцов в патрульном судне имеется большой десантный отсек, который оборудован 20 креслами, оснащёнными страховочными ремнями. Каждое из кресел имеет массу настроек под параметры своего пользователя.

Сразу за десантным отсеком располагается кормовой отсек, в котором расположено машинное отделение. В машинном отделении находятся следующие агрегаты:

  • Два мощных дизеля, оборудованные турбинами;
  • Механизм сцепления;
  • Мощные водомёты.

Появление специальных водомётов позволило придать патрульным катерам серии «Раптор» потрясающую маневренность. Теперь судно способно развернуться буквально на одном месте. За работой двигателей и водомётов следит штатный моторист.

Все отсеки катера разделяются мощными водонепроницаемыми переборками. В случае получения пробоины судно способно удержаться на плаву, так как затоплен будет всего один отсек. Над машинным отделением располагается специальная платформа, которая имеет бронированный фальшборт. В случае отправки судна на боевое задание на вертлюжных установках данной платформы устанавливаются пулемёты «Печенег» калибра 7,62 мм.

Броня, которая установлена на катере «Раптор» прикрывает не только платформу для стрельбы из пулемётов, но и десантный отсек вместе с ходовым постом. Броня представлена композитными панелями, которые способны выдержать попадание пули 7,62 мм.

Основной боевой модуль «Раптора»

Основной боевой модуль десантно-патрульного катера «Раптор» расположен сразу за ходовым постом. Это новейшая разработка ОАО «НПО «Карат», которая называется дистанционно управляемый боевой модуль «Управа-Корд». Он состоит из пулемёта КПВТ калибра 14,5 мм и оптико-электронного модуля.

Это вооружение способно самостоятельно обнаруживать цели даже на фоне помех. Система автоматически высчитывает как расстояние до цели, так и корректирует огонь с поправкой на траекторию движения и прочие факторы. Система имеет несколько функций, среди которых есть и «предупредительный огонь». При включении данной функции, система откорректировав скорость цели и её расстояние, произведёт предупредительную очередь, которая ляжет поперёк курса судна-нарушителя.

Боевой модуль способен обнаруживать цель на расстоянии до 3 км. При этом огонь может вестись на расстоянии до 2 км. Мощный пулемёт сохраняет убойную силу пули на расстоянии до 8 км. Если дистанция до цели составляет до 500 метров, пули калибра 14,5 мм способны пробить броню 32 мм.

Если боевого потенциала пулемёта КПВТ будет недостаточно для выполнения намеченной боевой задачи, на модуль может быть установлен автоматический гранатомёт.

Достоинства и недостатки боевых катеров проекта 03160

На фоне устаревших патрульных катеров серии «Гриф» десантно-патрульные судна «Раптор» выглядят весьма современно. Их основные достоинства заключаются в следующем:

  • Катера имеют на борту самые современные системы связи, навигации, обнаружения и слежения;
  • Мощные двигатели способны обеспечить боевому катеру скорость до 48 узлов. При этом они работают настолько тихо, что «Раптор» способен подобраться к своей цели практически бесшумно. Подобная шумоизоляция сделана специально для проведения бесшумных ночных операций по высадке десанта;
  • Для того, чтобы максимально упростить процедуру подъёма катера на берег или палубу корабля носителя, предусмотрены специальные рымы;
  • Весь личный состав катера проходит не только обязательную многоуровневую подготовку в Объединённом учебном центре МВФ России, но еще и изучает свой будущий корабль на предприятии-изготовителе.

Несмотря на массу положительных сторон, у десантно-патрульных катеров  есть и некоторые минусы:

  • При изготовлении алюминиевых деталей корпуса оказалось невозможным применить стандартную процедуру штамповки, поэтому делать их приходится исключительно вручную;
  • Так как основная схема катера «Раптор» была скопирована с шведских катеров подобного типа, встаёт вопрос использования импортных узлов и комплектующих. В условиях санкций, которые Запад применяет к России на протяжении последнего времени, часто производство просто останавливается из-за нехватки необходимых узлов, поэтому сейчас ведутся работы, направленные на полное импортозамещение.

При этом стоит заметить, что доля иностранных комплектующих, которые используются при строительстве катеров серии «Раптор» с каждым годом уменьшается.

Проект 03160 представляет собой успешную реализацию плана по разработке современных десантно-патрульных катеров. Несмотря на финансовые трудности, количество патрульных катеров в МВФ России продолжает расти.

warways.ru

Патрульные катера проекта 03160 Раптор

В составе любого флота, который беспокоится об охране своих ближних морских рубежей, всегда должны находиться патрульные катера. Корабли этого класса являются наименьшими судами, однако на их плечах лежит едва ли не самый большой перечень задач и функций. Патрульные катера в современном российском флоте – это корабли-трудяги, которые днем и ночью несут тяжелую военную службу и выполняют огромный объем другой работы. Самым ярким представителем судов этого класса являются патрульные катер «Раптор» проекта 03160.

Эти суда в составе береговой охраны Федеральной Пограничной службы можно встретить в прибрежных акваториях на Балтике, на Черном море и на Дальнем Востоке. Корабли этого класса входят в состав всех флотов и речных военных флотилий, обеспечивают охрану и безопасность на внутренних водных коммуникациях. Для нашей страны, у которой самые протяженные морские границы и обилие других водных акваторий, значение таких кораблей трудно переоценить.

Новые патрульные катера «Раптор» в составе ВМФ России

Проектированием патрульного катера нового поколения для нужд военно-морского флота занималось конструкторское бюро Ленинградского судостроительного завода «Пелла». Это предприятие специализируется на проектировании и строительстве буксировочных и специализированных судов всех типов. Задание на проектирование и разработку нового катера для российского флота завод получил непосредственно от Высшего военно-морского командования. Выбор разработчика проекта был неслучаен. Именно ленинградские кораблестроители имели необходимый опыт в постройке судов специального назначения и катеров для морской и речной зоны. К тому же мощности завода и уникальные технологии, используемые при постройке судов, позволяли быстро и качественно выполнять условия контрактов.

Поэтому, когда появилось техническое задание на создание патрульного катера нового поколения, у конструкторов Ленинградского ССЗ «Пелла» уже были практически готовые наработки. Изобретать велосипед не пришлось. За основу для нового отечественного патрульного судна был взят проект шведского катера СВ90, который успешно бороздил моря и реки уже более 25 лет.

Отечественный проект 03160 был разработан в течение короткого времени. Новое судно получило шифр «Раптор». Быстроходный вооруженный корабль должен был себя вести как стремительный и грозный доисторический хищник. Прошло всего около года, и первый катер уже начал вырисовываться в металле. Закладка первого катера на заводском стапеле состоялась в 2012 году. В следующем году судно было спущено на воду с бортовым номером П-274.

Новый катер внешне очень похож на другое патрульное судно, выпускаемое на Рыбинском судостроительном заводе, катер проекта 02510. И в том и в другом проекте за основу взят конструктив шведского патрульного корабля.

Корабль получился настолько удачным, что следом за головным кораблем были заложены еще три корабля. В 2014 году стало известно, что ленинградские судостроители заключили контракт на постройку 4-х судов в течение 2014 года и на строительство столько же однотипных судов уже в 2018 году.

На сегодняшний день патрульные катера П-274, П-275 и П-276 переданы флоту и зачислены в состав противодиверсионных сил Новороссийской военно-морской базы. Летом 2018 года на кораблях подняли Андреевские флаги. Четвертое судно с бортовым номером П-281 в декабре 2014 года спустили на воду. На следующий год патрульный катер поднял Андреевский флаг и вошел в состав Балтийского флота. Местом базирования судна стала Кронштадская военно-морская база.

После сдачи первых четырех катеров на мощностях ленинградского завода «Пелла» были последовательно заложены и построены еще четыре однотипных катера. Благодаря своему огромному технологическому ресурсу, патрульный катер «Раптор» проекта 03160 является самым скоростным и самым мощным среди аналогичных судов в иностранных флотах.

Назначение патрульного катера «Раптор»

Для боевых судов подобного класса на современном этапе ставится определенный круг задач, которые стоят перед флотом в прибрежной морской зоне. Патрульные катера, обладающие высокими скоростными характеристиками и маневренностью, специально рассчитаны для действия в акваториях внутренних морей на удалении до 100 миль от пунктов базирования. Благодаря своему техническому оснащению и хорошей мореходности катера проекта 03160 способны действовать и днем и в ночное время суток.

Основное назначение судов этого класса следующее:

  • патрулирование и несение дежурства в обозначенных районах прибрежной морской зоны;
  • разведка акватории и перехват малых судов-нарушителей;
  • доставка и высадка десантной партии на береговой объект или на судно, находящееся в море;
  • проведение спасательных операций на море в близлежащих районах;
  • оборона и охрана береговой линии от атак малоразмерных судов противника и ударов авиации.

Вместе с другими силами военно-морского флота, патрульные катера «Раптор» могут быть задействованы при проведении диверсионной деятельности подразделений морской пехоты и оказывать содействие Федеральной Пограничной службе по охране морских рубежей. Ключевым фактором, определяющим сферу использования судов подобного класса, является их высокая маневренность, мореходность и скорость. Новые корабли способны выдерживать волнение до 5 баллов и передвигаться на высокой скорости в штормовых условиях, когда высота волн не превышает 4,5 метра.

По окраске корпуса, который имеет ярко выраженный камуфлированный оттенок с рублеными цветными пятнами, новые суда предназначаются для оснащения специальных подразделений военно-морского флота.

Конструкция патрульного катера Раптор проекта 03160

Было уже сказано, что за основу нового отечественного патрульного катера были взяты параметры и конструкция патрульного катера Combat Boat 90, аналогичного по классу судна шведской постройки. Эти корабли, спущенные на воду шведской фирмой Dock Stavarvet в 1991 году, получили широкое распространение по всему миру. Удачная конструкция судна обеспечила его массовый выпуск. В более чем 10 странах, включая такие большие как США, Бразилия и Мексика – эти суда составляют костяк подразделений береговой обороны. Отечественная разработка стала практической реализацией лицензионного контракта.

Для справки: Начиная с 2004 по 2012 года, Федеральная служба охраны закупила 11 катеров проекта IC16MII, изготовленных на шведских верфях. Хорошие мореходные качества и бесперебойная эксплуатация шведских судов в различных сферах обусловили желание военно-морского командования получить аналогичное судно для нужд собственного ВМФ.

Патрульные катера шведской постройки были переданы в состав Черноморского флота, обеспечивая охрану береговой зоны во время проведения Сочинской Олимпиады 2014 года.

В отличие от шведской модели судна российская разработка имеет большие размеры. Корпус длиной 17 метров изготовлен из алюминиевого сплава. Носовая часть корабля оснащена аппарелью, обеспечивающей удобное десантирование или пересадку на другой объект. Боевая рубка рассчитана на два члена экипажа, которые осуществляют управление судном. Десантное отделение оборудовано для перевозки 20 человек. Помимо носовой аппарели десантирование с катера можно осуществлять с кормы и через боковые люки. Имеющаяся внутри катера одна водонепроницаемая дверь обеспечивает кораблю необходимую плавучесть при затоплении одного из отсеков.

На судне в кормовой части имеется машинное отделение, где установлены два дизельных двигателя Caterpiller с турбо наддувом. Суммарная мощность двух дизелей составляет 2300 л.с. Такая мощность обеспечивает катеру большую грузоподъемность и высокую скорость хода, до 48 узлов. В качестве основного движителя на корабле стоят водометы Rolls-Royce Kamewa 36A3 HS.

Дальность плавания патрульного катера проекта 03160 составляет 300 миль на экономичном ходе.

Отличительной особенностью нового судна является наличие броневой защиты. Следует отметить, что шведский катер не имел бронирования. Боевая рубка и кубрики для размещения десанта имеют противопульное и противоосколочное бронирование. Броня на катере соответствует 5 и 5А классу защиты. В рубке установлены иллюминаторы, изготовленные из прочного, пуленепробиваемого стекла толщиной 39 мм. Наличие брони существенно увеличило водоизмещение российского катера, 23 тонны против 13 тонн у шведской модели.

В сравнении с катерами зарубежной постройки, на которых из вооружения стоит только один пулемет калибром 12,7 мм, отечественные суда оснащаются куда более мощным вооружением. На катер установили 14,5 мм крупнокалиберный пулемет КПВТ в составе боевого автоматического модуля «Управа-КОРД». За счет гироскопа и стабилизатора огонь из боевого модуля можно вести даже при большом волнении. Прицельная дальность стрельбы составляет 2000 м. В дополнение к основному автоматическому оружию катера оснащаются двумя станковыми пулеметами «Печенег» калибром 7,62 мм.

Применение оружия контролирует автоматика. На катерах «Раптор» имеется система управления огнем, которая обеспечивает не только поиск цели, но и осуществляет в автоматическом режиме определение оптимальных параметров для боевого применения орудия.

Боевая работа катеров проекта 03160 в нынешних условиях

Тщательно изучив технические возможности отечественных патрульных катеров проекта 03160, и получив от военных моряков самые лестные отзывы, Высшее военно-морское командование приняло решение продолжить пополнение флотов судами этого типа.

К имеющимся в составе флота на 2018 год 7 патрульным катерам типа «Раптор» Ленинградский судостроительный завод «Пелла» должен построить еще 10 судов. Два судна с заводскими номерами 709 и 710 уже поступили в распоряжение военных моряков в конце 2018 года. Поставка и ввод остальных катеров запланирована в течение 2018 и 2018 года.

Сегодня в боевом строю на Балтике стоят патрульные катера типа «Раптор» с бортовыми номерами П-280, П-281 и П-344.

На черноморском театре в составе сил береговой обороны Черноморского флота находятся катера П-274, П-275, П-276, П-838 и П-845.

В современных условиях катера типа «Раптор» несут патрульную службу по охране морских границ в акватории Финского залива и на Черном море. По непроверенным данным некоторое количество малых судов, похожих по параметрам и внешнему виду на катера проекта 03160, были замечены на борту российского судна, следовавшего в районе Восточного Средиземноморья. Предполагается, что два или три катера типа «Раптор» могут принять участие в войсковых операциях по охране российских военных судов, базирующихся в сирийской военно-морской базе Тартус.

Заключение

Новые катера проекта 03160 типа «Раптор» являются результатом плодотворного сотрудничества военных ведомств королевства Швеции и РФ. Полученная на лицензионных условиях техническая документация позволила в кратчайшие сроки наладить на отечественных верфях массовое строительство кораблей подобного класса.

Практическая реализация проекта показала правоту и точность и инженерной мысли питерских кораблестроителей, сумевших создать практически новый универсальный боевой корабль. Отечественную разработку отличает высокая скорость хода, броня и мощное вооружение. Предполагается, что в дальнейшем суда будут строиться, как для оснащения собственных флотов, так и в экспортном варианте. Следующие партии судов могут быть заложены на Рыбинском судостроительном предприятии, освоившем производственный цикл строительства патрульных катеров проекта 02510 типа БК-16.

militaryarms.ru

Катер «Раптор» — характеристики боевого катера

Состав персонала насчитывает 22 человека. В состав экипажа входит 2 человека. Максимальная скорость составляет 48 узлов. Основные наибольшие параметры: длина-16,9 м; ширина-4,1 м; осадка максимальная-0,9 м. В качестве производительных элементов установлены два дизельных двигателя, мощностью по 1150 л.с. каждый. Агрегат способный преодолевать расстояния в 300 миль. Полное водоизмещение 23 тонны.

Общая информация, описание боевого катера «Раптор»

Производство данного катера было налажено в городе Отрадный, на Ленинградском заводе «Пелла». Проектирование и разработка модели была начата по заказу ВМФ. Эта техника характеризуется хорошей скоростью и мореходностью. Также стоит отметить высокую универсальность, безопасность и тактичность модели. Областью использования патрульных катеров «Раптор» является прибрежная зона моря, реки и озера.

Эффективность «Рапторов» на высоком уровне, они способны действовать в темное и светлое время суток. Проект 03160 патрульный катер «Раптор» применяется для выполнения следующих задач:

  • Транспортировка группы захвата (спецназа) в указанную точку. На борту может располагаться 22 человека с полным обмундированием.
  • Патрулирование водных объектов.
  • Задержание разного рода бандформирований.
  • При необходимости проведение оперативно-спасательных работ.
  • Содействие с пограничной службой для обеспечения целостности границы РФ;
  • Обеспечение охраны портовых стоянок, скопление кораблей и яхт от различного рода посягательств с берега.

Корпус десантно-штурмового катера «Раптор»

Основой данного катера является алюминиевый сплав. Чтобы максимально быстро высаживать спецназ на берег, конструкторы расположили в носовой части аппарель. За счет узкого прохода, выброс десанта осуществляется по одному. Сразу за аппарелью размещен проход, через который можно попасть в отделение спецгруппы. Там же можно увидеть рубку катера, где находятся места команды экипажа. Чтобы попасть на сушу, сначала десант вынужден пройти рубку. Именно за рубкой предусмотрено отделение группы захвата, которое рассчитано примерно на 20 человек. Через десантный люк спецназ попадает непосредственно на сам катер. Кстати, высадка может осуществляться и через десантный люк также.

В качестве движителей используется пара водометов KaMeWa Twin 36АЗ, производителем которых является компания «Rolls Royce». Также возможно использование водометов, которые схожи характеристиками.

Достоинства скоростного катера «Раптор»

Без сомнений, данный и подобные катера в первую очередь славятся своей маневренностью и способностью нанести удар неожиданно. Также преимуществом является моментальная доставка спецназа в заданную точку. Опираясь на официальные источники, можно смело заявить что «Раптор» — первый по скорости боевой катер, который числится на вооружении РФ. Кроме скорости, «хищник» имеет «сюрпризы» для нарушителей и посягателей на морские границы РФ.

Про вооружение

Огонь с катера можно вести при помощи боевого модуля «Управа Корд». Данная боевая установка разработана ОАО «НПО «Карат». Калибр боеприпасов 14,5 мм быстро решает задачи по истреблению целей, как на берегу, так и на воде. Стрельба оператором ведется изнутри катера. Система управления пулемётом очень проста и не вызывает каких либо трудностей при использовании. Стоит отметить автоматическую корректировку ведения огня. Чтобы насторожить противника и дать понять, что шутить никто не будет, с катера есть возможность стрельбы предупредительным огнем. Чтобы увеличить огневую мощь в случае необходимости, можно вести огонь с двоих пулеметов «Печенег», калибр которых 7,62 мм. Для быстрого предотвращения террористических формирований вооружения более чем достаточно.

Видео

lodkax.ru

Быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор»

Головной быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» спроектирован и построен ОАО «Пелла» по заданию ВМФ РФ.

Катер предназначен для выполнения в светлое и темное время суток следующих задач: доставки группы персонала не менее 20 человек с обеспечением максимально возможной быстроты при высадке и посадке группы; несения дежурства в назначенных районах; перехвата и задержания малых целей; спасения людей в районах несения дежурства.

Район плавания – прибрежная зона морей, проливы, устья рек в свободный ото льда навигационный период в светлое и тёмное время суток с удалением от места убежища до 100 миль.

Основные характеристики: Водоизмещение 23 тонны. Длина 16,7 метра, ширина 4,0 метра, осадка 0,85 метра. Скорость хода 48 узлов. Экипаж 2 человека. Спецперсонал 20 человек. Суммарная мощность силовой установки: 1690 кВт. Бальность: 5 баллов. Дальность плавания 300 миль.

Вооружение: универсальный боевой дистанционно управляемый модуль «УПРАВА-КОРД» калибром 14,5 мм с гиростабилизированным оптико-электронным модулем; 2 пулемета «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

Бронезащита: Помещение спецперсонала и рулевая рубка катера оборудованы броневой защитой соответствующей классам защиты «5» и «5А» по пулестойкости. Иллюминаторы изготовлены из пулестойкого стекла толщиной 39 мм.

Головной быстроходный патрульный катер «П-274» проекта 03160 «Раптор», строительный номер 701, 15 августа 2013 года был спущен на воду. 27 августа были проведены заводские ходовые испытания. На 31 декабря 2014 года в составе НВМБ уже проходят испытания 3 катера аналогичного проекта. 05 Марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского Флота в городе Новороссийск государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера, предназначенного для несения службы в составе Черноморского флота РФ. 12 июня 2015 года, в рамках празднования Дня России, поднят Андреевский флаг. Поступил в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ.

Первый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-275», строительный номер 702, производственной программы 2014 года был спущен на воду 17 июня 2014 года. По сообщению от 13 ноября 2014 года проходит испытания на Новороссийской военно-морской базе. На 31 декабря 2014 года в составе НВМБ уже проходят испытания 3 катера аналогичного проекта. 05 Марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского Флота в городе Новороссийск государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера, предназначенного для несения службы в составе Черноморского флота РФ. 12 июня 2015 года, в рамках празднования Дня России, поднят Андреевский флаг. Поступил в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ.

Второй серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-276», строительный номер 703, производственной программы 2014 года был спущен на воду в 2014 году. На 31 декабря 2014 года в составе НВМБ уже проходят испытания 3 катера аналогичного проекта. 05 Марта 2015 года на военно-морской базе Черноморского Флота в городе Новороссийск государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера, предназначенного для несения службы в составе Черноморского флота РФ. 12 июня 2015 года, в рамках празднования Дня России, поднят Андреевский флаг. Поступил в отряд противодиверсионных сил и средств Новороссийской ВМБ.

Третий серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-281», строительный номер 704, был спущен на воду в 2014 году. 25 марта 2015 года Государственная приемная комиссия произвела приемку патрульного катера. Катер доставлен к месту базирования – в порт Кронштадт – и предназначен для проведения различных операций в составе Балтийского Флота.

Основные характеристики катера: Длина около 17 метров, ширина около 4,0 метров, высота фиксированная около 3,5 метров, осадка около 0,9 метра. Скорость хода около 50 узлов. Экипаж 3 человека. Спецперсонал 20 человек. Суммарная мощность силовой установки 2200 л.с.

Броневая защита — бронепанели классов «5» и «5а» по пулестойкости. Иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм.

Вооружение: дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ) — калибр 14,5 мм; дальность обнаружения цели 3000 метров; прицельная дальность стрельбы 2000 метров; 2 пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

Четвертый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-280», строительный номер 705. 19 августа 2015 года государственной приемной комиссией подписан приемный Акт. 21 сентября был доставлен к месту базирования – порт Кронштадт и передан Государственному Заказчику. 19 августа введен в состав Балтийского Флота ВМФ РФ.

С 07 октября 2016 года переименован в «Юнармеец Балтики».

Пятый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-344», строительный номер 706, в мае 2015 года был спущен на воду. 10 августа 2015 года Государственной приемной комиссией подписан приемный Акт. 10 августа 2015 года введен в состав Балтийского флота с пунктом базирования в городе Москва.

Шестой серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор», строительный номер 707. По сообщению от 19 ноября 2015 года успешно завершил швартовные и заводские ходовые испытания. 09 декабря государственной приемной комиссией подписан приемный акт. Войдет в состав Черноморского флота ВМФ России.

Седьмой серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор», строительный номер 708, 14 ноября 2015 года был спущен на воду. По сообщению от 17 декабря успешно завершил швартовные и заводские ходовые испытания. По сообщению от 28 декабря после завершения в акватории Балтийского моря государственных испытаний приемной комиссией подписан акт о передаче Военно-Морскому Флоту России. 09 декабря 2015 года введен в состав Черноморского флота России.

Восьмой серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-415», строительный номер 709, 14 декабря 2016 года спущен на воду. В апреле 2017 года был доставлен в Севастополь. 05 мая 2017 года введен в состав Черноморского флота России.

Девятый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-413», строительный номер 710, 14 декабря 2016 года спущен на воду. В апреле 2017 года был доставлен в Севастополь. В мае введен в состав Черноморского флота России.

Десятый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор» «П-425», строительный номер 711, 08 мая 2017 года введен в состав Черноморского флота России.

Одиннадцатый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор», строительный номер 712, 30 мая 2017 года спущен на воду. По сообщению от 25 сентября успешно завершил морскую часть Государственных испытаний. 29 сентября Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт. 07 октября 2017 года передан Государственному Заказчику. На 30 октября вошел в состав Балтийского флота России.

Двенадцатый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор», строительный номер 713, 04 сентября 2017 года спущен на воду. 27 августа 2018 года начались государственные испытания. 01 сентября Государственной приемной комиссией был подписан приемный Акт. Войдет в состав сил Каспийской флотилии.

Тринадцатый серийный быстроходный патрульный катер проекта 03160 «Раптор», строительный номер 714, 11 апреля 2018 года спущен на воду. 03 сентября начались государственные испытания. 08 сентября Государственной приёмной комиссией подписан приёмный Акт. Войдет в состав Балтийского флота.

Добавить в закладки:

www.korabli.eu

Патрульный катер «Раптор» передан ВМФ

МОСКВА, 10 окт — РИА Новости. Патрульный катер проекта 03160 «Раптор», построенный на предприятии «Пелла», передан в состав Военно-морского флота, сообщил во вторник представитель Военно-морского флота РФ Игорь Дыгало.

На Балтике прошли госиспытания патрульного катера нового поколения «Раптор»»На Санкт-Петербурге состоялась церемония подписания приемного акта передачи в состав Военно-морского флота новейшего патрульного катера проекта 03160 («Раптор»). Это 12-й по счету катер в серии, которая построена на санкт-петербургском предприятии «Пелла» по заказу ВМФ России. Катер войдет в состав Балтийского флота», — сказал Дыгало.

По его словам, государственные испытания очередного серийного патрульного катера «Раптор» успешно прошли в морских полигонах в акватории Балтийского моря. Катера проекта 03160 «Раптор» являются самыми скоростными в составе надводных сил ВМФ России.

«Наряду со строительством кораблей морской и океанской зоны, Главное командование ВМФ уделяет внимание и развитию малотоннажной высокомобильной составляющей надводных сил. Катера типа «Раптор» имеют превосходные характеристики для эффективных действий в акваториях, прилегающих к пунктам базирования Военно-морского флота», — отметил начальник управления кораблестроения ВМФ контр-адмирал Владимир Тряпичников.

Катер предназначен для выполнения в светлое и темное время суток доставки группы военнослужащих (не менее 20 человек), несения патрульной службы в назначенных районах, перехвата и задержания малоразмерных целей, участия в спасательных операциях в районах несения дежурства.

В Петербурге спустили на воду очередной катер нового поколения «Раптор»Район плавания катера проекта 03160 — прибрежная зона морей, проливы, устья рек в свободный ото льда навигационный период в светлое и темное время суток с удалением от пункта базирования — 100 миль. «Раптор» способен развивать скорость до 50 узлов, его экипаж составляет 3 человека, осадка 0,9 метра.

Он оснащен иллюминаторами с пулестойким стеклом толщиной 39 мм, а также вооружением — дистанционно управляемым комплексом с гиростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ) калибра 14,5 мм; обладает дальностью обнаружения цели 3000 м; прицельная дальность стрельбы — 2000 м; и двумя пулеметами 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

ria.ru

Быстроходный «Раптор». — ВООРУЖЁННЫЕ СИЛЫ РОССИИ

Летом этого года для проведения заводских испытаний на воду был спущен первый серийный и второй по счету, быстроходный патрульный катер проекта 03160 “Раптор”.

Катер проекта 03160 «Раптор» предназначен для выполнения нескольких задач.
В зависимости от необходимости он может перевозить более 20 человек, в том числе с вооружением и снаряжением; дежурить в заданном районе; перехватывать и задерживать легкие плавсредства; а также осуществлять поисково-спасательную работу.
Катера проекта «Раптор» способны работать в прибрежной зоне морей, проливах и устьях рек. Оборудование позволяет им выполнять поставленные задачи в любое время суток на удалении до 100 миль от базы.


Катера строятся по контракту с ВМФ.
До конца года планируется передача 4 катеров данного проекта Государственному Заказчику.

Головной катер проекта спущен на воду летом 2013 г.
Между заводом «Пелла» и МО РФ  заключён контракт на строительство для ВМФ до конца 2015 года всего 8 десантно-штурмовых катеров проекта 03160 «Раптор» — 4 катера в 2014 году и 4 катера в 2015 году.

Характеристика катера:
Длина наибольшая, м ок. 17
Ширина наибольшая, м ок. 4,0
Высота фиксированная, м ок. 3,5
Осадка, м ок. 0,9
Экипаж 2 человека
Спецперсонал 22 человека
Скорость хода ок. 50 узлов
Суммарная мощность 2000 л.с.

Вооружение:
— дистанционно управляемый комплекс с гиростабилизированным оптико-электронным модулем (ГОЭМ)
калибр 14,5 м; дальность обнаружения цели 3000 м; прицельная дальность стрельбы 2000 м;
— 2 пулемета 6П41 «Печенег» калибра 7,62 мм на вертлюжных установках.

Броневая защита:
— бронепанели классов «5» и «5а» по пулестойкости.
— иллюминаторы с пулестойким стеклом толщиной 39 мм

Катера проекта 03160 в носовой части имеют аппарель и проход для высадки десанта на берег. Сразу за проходом находится рубка с рабочими местами двух членов экипажа. За рубкой размещено десантное отделение с местами для перевозимой группы. При высадке через носовую аппарель десантники проходят через рубку. Также возможна высадка через верхние и задние люки десантного отсека.

По имеющейся информации, катер проекта 03160 (“Раптор”) представляет собой фактически лицензионный вариант широко известных шведских малых боевых катеров проекта CombatBoat 90 (СВ 90), разработанных и строящихся с 1989 года шведской компанией Dockstavarvet.

Таким образом, российский военно-морской флот в самое ближайшее время воспользуется лучшими наработками зарубежных судостроителей в деле строительства легких многоцелевых катеров. Работники российского судостроения, в свою очередь, получили доступ к технологической части зарубежного проекта.
В течение ближайших лет на основе проекта 03160 может быть создан новый многоцелевой катер, имеющий более высокие характеристики и лучшие в сравнении с «Раптором» возможности.
Пока же ВМФ получит некоторое количество катеров, построенных в рамках международного сотрудничества.

Видео:

[по материалам открытых источников]
www.pellaship.ru
http://www.arms-expo.ru
http://topwar.ru
https://ru.wikipedia.org
http://russian-ships.info/katera
http://bastion-karpenko.ru

red-military.livejournal.com

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *