.
 
Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Кто хочет жить в мире, тот должен готовиться к войне».
Никколо Макиавелли  
 
 

Ту-16
Раздел: Вооружение РФ
 
Ту-16Ту-16 предназначен для поражения ядерным и обычным оружием наиболее важных объектов в удаленных географических районах и глубоком тылу континентальных театров военных действий.

История

К проектированию дальнего реактивного бомбардировщика со стреловидным крылом в ОКБ А.Н.Туполева приступили в 1948 году. В основу проекта легли исследования КБ и ЦАГИ. 28 марта 1949 года поднялся в воздух экспериментальный самолёт "82" - первый советский бомбардировщик со стреловидным крылом. При работе над проектами были определены лётно-технические характеристики будущего бомбардировщика. 

В июне 1950 года вышло постановление СМ СССР о постройке опытного образца самолёта "88". Работы по самолёту возглавил ведущий конструктор Д.С.Марков. 20 марта 1951 года был закончен полномасштабный макет. В декабре 1951 года завершилось изготовление первого прототипа. 27 апреля 1952 года экипаж во главе с лётчиком-испытателем Н.С.Рыбко впервые поднял самолёт "88" в небо. В 1953 году началось его серийное производство под обозначением Ту-16 на заводе №22 в Казани, в 1954 - на заводе №1 в Куйбышеве. Самолёт впервые продемонстрирован на воздушном параде над Красной площадью 1 мая 1954 года.

Конструктивные особенности

Ту-16 представляет собой цельнометаллический моноплан со среднерасположенным стреловидным (35°) крылом и однокилевым свободнонесущим оперением. Фюзеляж - цельнометаллический полумонокок с гладкой работающей обшивкой, выполнен из алюминиевых сплавов. Крыло двухлонжеронное. Механизация крыла состоит из однощелевых выдвижных закрылков и элеронов. Шасси трёхопорное с носовой стойкой. Основные стойки убираются в гондолы на крыле. Хвостовая часть фюзеляжа предохраняется от удара о землю убирающейся хвостовой опорой.
Силовая установка состоит из двух двигателей АМ-3 (в 1955 году заменены на более мощные АМ-3М (РД-3М), позже - АМ-3М-500 с увеличенным ресурсом) конструкции А.А.Микулина. Двигатели расположены на боковых панелях фюзеляжа за центропланом. Топливо размещается в 27 топливных баках общей ёмкостью 43800 л. Баки разделены на 10 групп - по 5 на каждый двигатель. Для повышения живучести применены система заполнения топливных баков нейтральным газом и автоматическая противопожарная система. 

Экипаж размещается в двух герметичных кабинах: спереди и сзади фюзеляжа. Для сокращения пробега применена парашютно-тормозная система ПТ-16.

Самолёт может брать на борт до 9 т бомб (калибр от 100 до 9000 кг), которые размещаются в бомбоотсеке в задней части фюзеляжа. Ракетное вооружение размещается на пилонах под крылом. На морском театре военных действий могут применяться мины и торпеды. Для повышения точности бомбометания в условиях плохой видимости на самолёте установлен радиолокационный прицел РБП-4 "Рубидий" (позже РБП-6 "Люстра"). Имеется также оптический прицел ОБП-11. Оборонительное вооружение состоит из 7 автоматических 23-мм пушек АМ-23 (носовая неподвижная ПУ-88 и 3 спаренных подвижных пушечных установки: ДТ-В7, ДТ-Н7С, ДК-7).

Состав экипажа Ту-16

Левый летчик (командир корабля), правый летчик (помощник командира корабля); штурман, ведущий навигацию самолета и бомбометание; штурман-оператор, ведущий работу по управлению и техническому обслуживанию радиолокационного бомбардировочного прицела, управляющий энергоснабжением самолета и огнем верхней пушечной установки; стрелок-радист, обеспечивающий связь с землей и управляющий огнем нижней пушечной установки, кормовой стрелок, управляющий огнем кормовой пушечной установки, ему же придано управление радиолокационной станцией, которая синхронно связана со стрелковыми установками и предназначена для стрельбы в любых условиях видимости. Для аварийного покидания самолета все члены экипажа имеют аварийные люки со сбрасываемыми крышками и катапультные сиденья. Командир корабля и правый летчик катапультируются вверх, остальные члены экипажа - вниз.

Модификации
Ту-16 (Badger A)

Средний бомбардировщик, первая серийная модификация.

Ту-16А

Вслед за бомбардировочным вариантом в серийное производство был запущен носитель ядерного оружия Ту-16А. С одного из таких самолетов 27 oктябpя 1967 г. в Китае был пpoизведен cбpoc и пoдpыв пеpвoгo китайского теpмoядеpнoгo уcтpoйcтва мoщнocтью 1-3 Мт.

Ту-16З

Для повышения дальности полета Ту-16 спроектировали систему крыльевой дозаправки в воздухе, несколько отличавшуюся от ранее отработанной на Ту-4. В 1955 году вышли на испытания опытные экземпляры топливозаправщика и заправляемого самолета. После принятия системы на вооружение в заправщики, которые получили наименование Ту-16З, переоснащались обычные серийные машины. Благодаря тому что оборудование и дополнительный топливный бак легко снимались, заправщики при необходимости снова могли выполнять функции бомбардировщика. Существовала также и модификация самолета-заправщика Ту-16ЗЩ.

Ту-16КС - самолет-ракетоносец (другое название - Ту-16К)

Основное назначение - удары по значительно удаленным объектам противника управляемыми КР типа КС-1. Для этого на серийный Ту-16 были установлены два крыльевых балочных держателя БД-187 с обтекателями и агрегатами сброса, питания, фиксации подъема и уборки, блоками антенны и передатчика РЛС, визир штурмана. Спецоператору места в кабине не нашлось и его поместили в гермокабину, подвешиваемую к нижним узлам бомбодержателей в бомбоотсеке, снабженную соответствующими системами жизнеобеспечения, включая катапультную установку. Весь комплекс управления вместе со станцией "Кобальт-Н" был полностью взят с самолета Ту-4КС.

Ту-16Т

С середины 50-х серийно строился и Ту-16Т - торпедоносец, назначение которого - торпедные атаки крупных морских целей и постановка минных заграждений. С 1965 г. все самолеты Ту-16Т были переоборудованы в спасательные Ту-16С с лодкой "Фрегат" в бомбардировочном отсеке. Лодка сбрасывалась в районе аварии и выводилась к пострадавшим с помощью системы радиоуправления "Речь". Радиус действия Ty-16C - 2000 км.

Ту-16К-10

В 1955 году приступили к работам по созданию авиационного ракетного комплекса К-10, включавшего в себя самолет-носитель Ту-16К-10, КР К-10С и систему наведения на базе БРЛС "ЕН". Он предназначался для поражения надводных кораблей водоизмещением 8000-10000 т и более, что объяснялось не мощностью БЧ ракеты, а возможностями ее системы наведения.

Ту-16РМ

В 60-х годах часть самолетов Ту-16К-10 переоборудовали в морские разведчики Ту-16РМ. Кодовое обозначение НАТО - Badger-D. Ту-16Р. Еще в 1955 году начались испытании разведчика Ту-16Р (проект "92"), который затем строился в двух вариантах - для дневной и ночной аэрофотосъемки. Некоторое количество этих самолетов было поставлено ВВС Египта. Кодовое обозначение НАТО - Badger-E. 

Ту-16К-16 (Другие названия - Ту-16КСР, Ту-16КСР-2.)

Почти в одно время с системой К-10, в соответствии с постановлением Совета министров СССР от 2 апреля 1956 г. КБ под руководством А.Я.Березняка приступило к созданию ракетной системы К-16, позднее переименованной в ракетный комплекс Ту-16К-16. Комплекс, испытания которого были начаты 15 ноября 1958 г., был принят на вооружение авиации ВМФ и ВВС в январе 1962 г. и включал самолет-носитель Ту-16КСР-2, две крылатых ракеты КСР-2, аппаратуру управления ракетой "Рубикон", контрольно-измерительную аппаратуру и средства обслуживания.

Ту-16К-11-16

В 1963 г. началась разработка ракеты К-11, вошедшей составной частью в ракетный комплекс Ту-16К-11-16. Ракета К-11 предназначалась для поражения работающих наземных и корабельных РЛС. В НЧФ и отсеке передней ноги шасси разместили блоки станции радиотехнической разведки и целеуказания "Рица". С тем, чтобы сохранить центровку самолета в допустимых для безопасной эксплуатации самолета пределах пришлось снять совершенно бесполезную во всех отношениях носовую пушку АМ-23. Самолеты Ту-16К-11-16, переоборудованные из ранее построенных Ту-16, Ту-16З и Ту-16КС, могли нести по две ракеты типа КСР-2 (К-16) или КСР-11 (К-11) на крыльевых балочных держателях.

Ту-16К-26 и Ту16К-10-26 

К началу 70-х годов в боевом составе морской авиации насчитывалось свыше 250 ракетных комплексов для нанесения ударов по кораблям, но работы по их совершенствованию продолжались. 4 декабря 1969 г. приказом Министра обороны СССР был принят на вооружение ракетный комплекс К-26, данные и возможности которого во много раз превосходили все, что до этого создавалось. Комплекс предназначался для поражения морских и наземных целей, обладающих радиолокационной контрастностью и был совмещен с комплексами К-11-16 и К-10. Самолеты-ракетоносцы Ту-16К-11-16 и Ту-16К-10 доработали, изменив систему подвески ракет и их пуска. Самолеты соответственно стали называться Ту-16К-26 и Ту16К-10-26. С самолетов Ту-16К-26 обеспечивалось применение двух ракет КСР-5 и одной КСР-2 (или КСР-11) в любом сочетании. Hа самолет Ту-16К-10-26 можно было подвесить две КСР-5 и одну К-10СHБ, что существенно расширяло возможности комплекса, если не принимать во внимание уменьшение тактического радиуса до 700-800 км.

Ту-16К-16-26 (Другое название - Ту-16КСР-2-5.)

Модернизированный вариант комплекса Ту-16К-16. Объем доработок его был значительным так как РЛС, установленная на самолете обладала низкой разрешающей способностью, ограниченной дальностью и другими недостатками. Поиск технических решений, обеспечивающих расширение возможностей РЛС Р-1К занял довольно много времени и поступившие предложения были самыми различными, предлагалось даже установить более совершенную антенну поисково-прицельной системы "Беркут" самолета Ил-38, но возникли сложности с ее размещением на самолете. В конечном итоге на самолете установили антенную систему другого типа с лучшим коэффициентом усиления, в 1,5 раза уменьшили ширину диаграммы направленности, реализовали и другие технические решения. Однако доработки не ограничились улучшением характеристик БРЛС. Внесли также изменения в планер самолета, автоматику выработки топлива, электро- и радиооборудование, а сам комплекс по завершении доработок получил наименование Ту-16КСР-2-5 (позднее Ту-16К-16-26), а его боевые возможности существенно возросли. Кодовое обозначение НАТО - Badger-G mod.

Ту-16Н

С 1963 года часть бомбардировщиков Ту-16 переоборудовали в заправщики Ту-16Н, предназначенные для дозаправки Ту-22 и других аналогичных самолетов по системе "шланг - конус".

Ту-16П и Ту-16Е

Большое развитие на базе Ту-16 получили самолеты РЭБ, чаще называемые постановщиками помех. Первые модификации появились в конце 50-х годов, а в 60-е стали серийно строить самолеты Ту-16П и Ту-16Е. Впоследствии системами РЭБ оснащали все ударные и разведывательные варианты Ту-16. Кодовое обозначение НАТО - Badger-F.

Ту-16КРМ

В конце 60-х годов несколько бомбардировщиков по заданию командования ПВО страны переоборудовали в носители ракет-мишеней Ту-16КРМ. Машины, отслужившие свой срок, использовали как радиоуправляемые самолеты-мишени Ту-16М. 

Ту-16ЛЛ

Самолеты Ту-16 применяли и в качестве летающих лабораторий для доводки двигателей АЛ-7Ф-1, ВД-7 и др. С этой целью в зоне бомбоотсека устанавливался подвижный механизм для подвески опытного двигателя, который частично утапливался при взлете и посадке, а после набора высоты выдвигался. Подобные системы на Ту-16ЛЛ использовались не только для доводок ТРД, но и для исследования аэродинамических свойств различных типов самолетов. Так, на одной из летающих лабораторий отрабатывали велосипедную схему шасси.

Ту-16 "Циклон"

В конце 70-х годов была создана лаборатория - разведчик погоды. Самолеты "Циклон" оборудовали подвесными контейнерами для распыления химических реагентов, рассеивающих облака.

H-6.

С 1958 года начались поставки самолета в Китай, однако после осложнения отношений с СССР китайское правительство решило строить Ту-16 своими силами. С 1968 по 1987 год построили 120 таких самолетов. Последние варианты (H-6D) были вооружены двумя крылатыми ракетами С-601 собственного производства и имели более совершенное оборудование, в том числе БЭВМ и новую обзорную РЛС. Четыре самолета H-6D были поставлены Ираку.

Боевое применение

На протяжении десятилетий Ту-16 оставался основным самолетом в авиационной компоненте сил стратегического сдерживания СССР. Ту-16 морской авиации выполняли задачи слежения и сопровождения авианосных ударных групп США во всем Северном полушарии. Иногда эти полеты приводили к авариям и катастрофам. Так, 25 мая 1968 года на глазах у моряков авианосца «Эссекс» погиб самолет-разведчик Северного флота в Норвежском море. 26 июля 1980 года пара разведчиков Тихоокеанского флота потеряла один из самолетов при невыясненных обстоятельствах, не исключающих пуск ракеты, во время слежения за американским авианосцем в Японском море.

Во время Шестидневной войны 1967 года израильские ВВС, благодаря использованию фактора внезапности, уничтожили на аэродромах 30 Ту-16 египетских ВВС, а один иракский бомбардировщик был сбит над территорией Израиля. Самолеты египтян находились на открытых стоянках и уничтожались израильтянами напалмовыми и кассетными бомбами во время пролета вдоль рулежной полосы.

В арабо-израильской войне 1973 года египетские Ту-16 приняли ограниченное участие, выпустив в общей сложности 25 ракет КСР-2 и КСР-11, из которых своих целей достигли лишь 5. По израильским данным, один Ту-16 был сбит.

Во время Афганской войны Ту-16 неоднократно применялись для бомбардировки территории Афганистана. В апреле 1984 года самолеты 200-го тяжелобомбардировочного полка участвовали в панджшерской операции по подавлению группировки муджахедов Ахмад Шаха Масуда. Вместе с бомбардировщиками Ту-22М и фронтовой авиацией 40-й армии они создали невиданную в истории плотность авиации над Панджшерской долиной — обзорный радиолокатор Баграмского аэродрома, предназначенный для сопровождения 100 целей одновременно, «захлебывался» от перегрузки. Основным вооружением Ту-16 во время этой операции были фугасные бомбы ОФАБ-250.
 
Максимальная взлётная масса, кг 79 000
Нормальная взлётная масса, кг 72 000
Масса пустого самолёта, кг 36 600
Масса топлива, кг 36 000
Длина пробега, м 1 655
Длина разбега, м 1 900
Крейсерская скорость, км/ч 850
Максимальная скорость на большой высоте, км/ч 1 050
Практическая дальность полёта с нагрузкой, км 7 200
Практический потолок, км 12 800
Длина самолёта, м 34,8
Высота самолёта, м 10,36
Размах крыла, м 32,99
Площадь крыла, кв.м 164,64
Энергетическая установка 2 ТРД РД-3М-500


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 6549

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 8
Гостей: 8
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © warshistory.ru 2009-2015