Главная Форум Галерея Контакты Правила Статистика RSS 2.0
 
Поиск по сайту
 
Панель управления
     
   
«Благодаря войнам сохраняется нравственное здоровье народов».
Георг Гегель  
 
 

пр. 1134Б
Раздел: Вооружение РФ
 
пр. 1134ББольшие противолодочные корабли, предназначенные для действий и решения боевых задач в океанской зоне

История создания 

Необходимость создания кораблей пр.1134Б, предшественниками которых были корабли пр.61, 1134 и 1134А, была обусловлена сложной международной военно-политической обстановкой в первой половине 1960 гг. и противостоянием между НАТО и странами-участницами Варшавского договора. К середине 1960 гг. против СССР было развернуто четыре эскадры атомных подводных лодок с баллистическими ракетами (ПЛАРБ) при постоянном патрулировании в море более 20 американских подводных ракетоносцев. Проблема противолодочной обороны (ПЛО) приобрела для ВМФ СССР стратегическое значение, а для ее решения требовались новые боевые корабли. Состоявшие на вооружении корабли пр.61 в дуэльной ситуации уступали ПЛАРБ противника в дуэльной ситуации, которые могли применять торпедное оружие на дальности до 18 км, что в 2-3 раза превышало возможности средств кораблей пр.61, не имевших на вооружении противолодочных ракетоторпед и вертолетов, и не способных решать задачи борьбы с атомными подводными лодками.

В связи с этим 10.08.1964 г. правительство СССР приняло решение о строительстве 32 больших противолодочных кораблей (БПК) с усиленным вооружением пр.1134Б ("Беркут", разработаны Северным ПКБ), которые являлись дальнейшим развитием БПК пр.61. Первоначально их строительство велась Ленинградским судостроительным заводом им.А.А. Жданова (ныне "Северная верфь"). Однако из-за отставания по срокам разработки новых ракетных противолодочных комплексов и средств обнаружения, первые четыре корабля пр.1134 ("Адмирал Зозуля", "Вице-адмирал Дрозд", "Владивосток" и "Севастополь").) были построены в ударном варианте, оснащены уже принятыми на вооружение системами, в 1977 г. были отнесены к классу ракетных крейсеров и вошли в состав Северного и Тихоокеанского флотов.

В 1965 г. была завершена разработка новых систем вооружения и в январе 1965 г. с пятого корпуса ССЗ им.А.А. Жданова начал строительство кораблей пр.1134А ("Беркут-А") с новыми противолодочными и зенитно-ракетными комплексами, радиолокационными и гидроакустическими средствами обнаружения (РЛС "Восход", ГАС "Титан-2"). Головной БПК пр.1134А "Кронштадт" был сдан флоту 29.12.1969 г., последний "Адмирал Юмашев" – 25.09.1977 г. Всего на этом заводе было построено и передано флоту 10 БПК пр.1134А (7 для СФ и 3 для ТОФ).

В связи с большими объемами для строительства этих кораблей, кроме Ленинградского судостроительного завода (ССЗ) им.А.А. Жданова (ныне "Северная верфь"), был привлечен ССЗ им.61 Коммунара в Николаеве, на котором к тому времени завершалось строительство БПК пр.61 и освобождались мощности. Положительный опыт и потенциальные возможности производителя газотурбинных установок на кораблях пр.61 (Южно-турбинный завод в Николаеве или НПО "Заря"), а также перегруженность Кировского завода в Ленинграде, производящего паровые турбины для надводных кораблей, стали причиной корректировки пр.1134 под газотурбинную установку.

Проектирование и строительство корабля пр.1134Б ("Беркут-Б") с усиленным противолодочным и зенитным вооружением осуществлялось по плану военного судостроения (Постановление ЦК КПСС и Совмина № 855-3310 от 25.10.1965 г.). Технический проект 1134Б разработан Северным ПКБ (совместное решение МСП и ВМФ №С-13/80С от 11.6.1966 г. на основе проекта 1134А). Главный конструктор проекта В.Ф. Аникиев, по завершении его разработки - А.К. Перьков, главный наблюдающий от ВМФ капитан 2 ранга О.Т.Сафронов, затем М.А. Янчевский, с феврале 1971 г. – инженер-капитан 2 ранга А.Ф.Никольский. При сохранении прежнего, принятого для пр.1134А состава средств ПЛО и гидроакустики, новый корабль оснащался дополнительно двумя ЗРК самообороны "Оса-М", а 57-мм артустановка АК-725 заменялась 76-мм АК-726. Энергетическая установка суммарной мощностью 92000 л.с. выполнялась в виде двух многомашинных газотурбинных агрегатов с маршевыми двигателями для обеспечения повышенной экономичности при малых загрузках. Использование более легкой и компактной газотурбинной установки позволило увеличить главные размерения корабля.

В результате получился новый корабль. Доля средств вооружения и защиты в стандартном водоизмещении корабля пр.1134Б увеличилась до 19,4% против 17,8% у пр.1134А, а переход на конвейерную систему хранения и подачи ракетного боезапаса позволил увеличить объемы погребов примерно на 40%.

Назначение

Большой противолодочный корабль пр.1134Б класса "Беркут-Б" предназначен, в первую очередь, для противолодочной и противовоздушной обороны корабельных соединений при выполнении задач по поиску и уничтожению атомных ракетных подводных лодок в удаленных районах океана. Кроме того, он может использоваться для действий в составе тактических групп оперативных эскадр ВМФ с целью придания им боевой устойчивости; обеспечения своих подводных лодок при их развертывании в океане и возвращении в места базирования; охранения судов и кораблей на переходе морем от атак подводных лодок, авиации и надводных сил противника.
Архитектура 

В отличие от прототипа (пр.1134А) БПК пр.1134Б имеет более пропорциональный корпус с увеличенным на 38% объемом надпалубных надстроек, на 12 м длиной, на 0,6 м шириной и обладал хорошими мореходными качествами. Полностью сварной корпус из безникилевой стали разделен на 18 водонепроницаемых отсеков, имеет 3 палубы и 3 платформы.

По архитектуре это длиннопалубный, с развитыми надстройками корабль. Носовая часть корпуса, по аналогии с прототипом, имеет вынесенные вперед якорные клюзы и бульбовый обтекатель ГАС "Титан-2" с диаметром акустической антенны 2 м. Якорное устройство представляет собой 2 якоря Холла массой по 4000 кг и якорно-швартовный шпиль ШЭ29. В районе якорных клюзов установлены датчики контактной станции обнаружения подводных лодок в подводном положении по контрасту кильватерного следа радиационным (МИ-110К) и инфракрасным (ИК-станция МИ-110Р) способом.

Установки РБУ-6000 расположены в носовой части параллельно друг другу и разделены между собой вертикальным экраном (для обеспечения возможности стрельбы установок независимо друг от друга и взаимной защиты от факелов стартующих реактивных бомб). Под крыльями мостика, слева и справа от более широкой и просторной ходовой рубки, размещены 2 счетверенные пусковые установки противолодочного комплекса УРПК-3. На крыше ходовой рубки расположены антенные посты РЛС "Дон" и две "Волга", носовой станции управления "Гром" и др. оборудование. Две спаренных 76-мм артиллерийских установки АК-726 МР-105 размещены побортно в средней части корабля на палубе надстройки у основания башенноподобной грот-мачты. Ближе к корме установлены 2 батареи шестиствольных 30-мм автоматов АК-630М (по одной на борт) со своими РЛС управления стрельбой МР-123.

В кормовой части корабля находится ангар оригинальной полуутопленной конструкции с двустворчатыми воротами и крышей, стартовым командным постом вертолета и вертолетной взлетно-посадочной площадкой. По бортам от ангара размещены по одной пусковой установке РБУ-1000, а под ВПП вертолета – буксируемая ГАС "Вега" с подъемно-опускным устройством. Там же размещен и буксируемый акустический охранитель корабля с устройством для спуска и подъема. Для снижения акустического поля корабля фундаменты под главной энергетической установкой (ГЭУ) выполнены в виде отсоединенных от корпуса амортизированных платформ. В интересах снижения уровня физических полей, помех гидроакустическим станциям и воздушного шума на БПК впервые в отечественном кораблестроении осуществили все известные апробированные и эффективные конструктивные мероприятия.
Главная энергетическая установка 

Корабль оснащен двухвальной двухэшелонной газотурбиной главной энергетической установкой (ГЭУ) суммарной мощностью 92000 л.с. с необходимым дополнительным и обеспечивающим оборудованием. Каждый из эшелонов включает 2 основных реверсивных газотурбинных двигателя (ГТД) по 20000 л.с, работающих на один односкоростной редуктор, и один маршевый реверсивный двигатель мощностью 6000 л.с. с двухскоростным редуктором. Управление и контроль за работой ГЭУ осуществляется из центрального поста с помощью системы дистанционного автоматизированного управления. Маршевые машины установлены на подвесных платформах, резко уменьшивших гидроакустическое поле корабля и снизивших уровень помех для собственных средств обнаружения.

Мощность электроэнергетической установки корабля составляет 5600 кВт, напряжение 380 В, частота 50 Гц. Она включает 4 газотурбогенератора мощностью по 1250 кВт и один мощностью 600 кВт для питания гидроакустической станции. Запас топлива составляет 2153 т в 36 топливных цистернах, расходный запас воды - 2065 т, масла - 22 т, питьевой воды - 15 т, керосина для вертолета - 21000 л. Кроме того имеется 3 цистерны пресной воды на 22,6, 47,5 и 75,4 т.

ГЭУ корабля отличает высокая экономичность, что при равном запасе топлива увеличило дальность плавания БПК пр.1134Б на 1600 миль (около 30%) в сравнении с БПК пр.1134А. Корабль оснащен двумя бронзовыми четырехлопастными малошумными гребными винтами, одним полубалансирным рулем и активными (2 пары выдвижных рулей УК-134-5) и пассивными (скуловые кили) успокоителями качки.

Вооружение

Ракетное вооружение корабля включает 2 универсальных ЗРК "Шторм" (80 ракет В-611), 2 ЗРК самообороны "Оса-М" (40 ракет 9М33) и противолодочный ракетный комплекс УРПК-3 ("Метель", 2х4 ПУ контейнерного типа с 8 ракетоторпедами 85Р). На кораблях пр.1134Б применяется конвейерная система хранения и подачи зенитных ракет.

Противолодочное вооружение БПК, кроме УРПК-3 ("Метель"), включает 2 пятитрубных торпедных аппарата (10 торпед в аппаратах без запасных торпед), 2 реактивных 12-ствольных установки РБУ-6000 (боекомплект 144 РГБ-60), 2 реактивных 6-ствольных установки РБУ-1000 (боекомплект 60 РГБ-10), систему управления стрельбой "Буря-1134" и систему проведения групповых атак подводных лодок "Дозор-1".

Артиллерийское вооружение корабля представлено двумя комплексами из 2 спаренных 76-мм автоматических установок АК-726, системами дистанционного управления Д67-1, двумя системами управления огнем МР-105 и системой стабилизации "Надир-1134А/Б". Боезапас - 4800 выстрелов. Установки размещены побортно. Для борьбы с низколетящими самолетами и крылатыми ракетами установлены 4 шестиствольные 30-мм установки АК-630 (А-213) с двумя системами управления стрельбой "Колонка-213/2Б" (боекомплект 8000 патронов).

На корабле размещен вертолет Ка-25ПЛ в поисково-ударном или поисковом варианте, сбрасываемые средства поиска и поражения подводных лодок. Боезапас вертолета включает 4 торпеды АТ-1, или 20 противолодочных авиабомб ПЛАБ-250-120, или 32 ПЛАБ-50, или 240 ПЛАБ-МК, или 2 изделия РЮ-2 (спецбоезапас). Дополнительно на борт могли приниматься: 1 торпеда АТ-1, или 1 РЮ-2, или 4 ПЛАБ-250-120, или 8ПЛАБ-50, или 120 ПЛАБ-МК, или 10 ОМАБ-25ВН, или 10ОМАБ25-12Д; 54 гидроакустических радиобуя РГБ-М1; 15 буев-ответчиков "Поплавок". Вертолет Ка-25ПЛ оснащен ГАС ВГС-2 "Ока". Полеты Ка-25ПЛ с корабля возможны при бортовой и килевой качке до 8 и 3 град. соответственно, при боковом ветре до 8 (5) м/с. Боевые средства БПК могут использоваться при волнении моря до 5 баллов и скорости полного хода в 32 узла.

Другое оборудование

Радиотехническое оборудование включает: гидролокационные станции МГ-332 ("Титан-2"), МГ-325 ("Вега"), ГАС связи и опознавания МГ-26, лучеграфа МГ-33, трехкоординатную поме-хозащищенную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания МР-600 ("Восход"), трехкоординатную РЛС обнаружения воздушных и надводных целей и выдачи целеуказания МР-310А ("Ангара"), навигационные РЛС "Волга", "Волга" с блоком "Пальма" и "Дон". Кроме того, БПК имел комплекс средств радиоразведки (РЛС поиска и пеленгования МРП-11-16М "Залив" и МРП-11-14М), 4 РЛС опознавания "Никель-КМ" и 2 "Нихром-КМ". Для ведения активной радиоэлектронной борьбы использовались станции ответных помех МРП-150 ("Гурзуф") и МРП-152 ("Гурзуф-Б"), комплекс "Терция" с устройствами постановки пассивных помех (боезапас 200 снарядов ТСП-41 с ручным заряжанием).

Штурманское и навигационное оборудование включает двухгирокомпасную систему "Курс-5", магнитный компас УКП-МЗ, лаг с двумя центральными приборами МГЛ-50М, автопрокладчик АП-4-1134А/Б, эхолот НЭХ-5, радиопеленгатор АРП-50Р, корабельный индикатор сигналов КИ-55, корабельный приемо-индикатор импульсный КПИ-14, корабельный приемо-индикатор фазовый КПФ-2, корабельный измеритель ветра.

Кроме того, БПК оборудован другими системами и устройствами для обеспечения информационного обмена, связи и управления, пожарной безопасности, обеспечения боевой службы и безопасного кораблевождения. Для защиты от самонаводящихся торпед имеется акустический охранитель корабля БОКА-ДУ.
 
Основной разработчик Северное ПКБ
Основной производитель ССЗ им.61 Коммунара, г. Николаев
Водоизмещение, т: 8565
Скорость полного хода, уз. до 33
Дальность плавания максимальная, мили 5200 (на скорости 20 узлов)
Автономность, сут. до 30
Вооружение: 2х4 ПУ ПЛРК "Метель", ЗРК "Шторм", ЗРК "Оса-М", 2х2 76-мм АК-726, 4х6 30-мм АК-630, 2х5 533-мм ТА, 2х12 РБУ-6000, 2х6 РБУ-1000
радиотехническое вертолет КА-25ПЛ
Энергетическая установка двухвальная двухэшелонная ГЭУ, 92000 л.с.
Главные размерения, м 173,4х18,5х7,8


Добавь ссылку в БЛОГ или отправь другу:  добавить ссылку в блог
 




Последние сообщения с форума

Название темы Автор Статистика Последнее сообщение
Танки второй мировой

Тема в разделе: СССР

Algol

Просмотров: 7535

Ответов: 1

Автор: vazonov11

16-06-2014, 14:55

Навигация
 
Опрос
 
Необходимо ли России совместное ПРО с НАТО?

Да, сама Россия создать ПРО не может
Да, это повысит доверие между нами
Нет, любые альянсы с потенциальным врагом опасны
Нет, мы сами в состоянии создать ПРО

Информер
 
Сейчас на сайте: 11
Гостей: 11
Пользователи: 
- отсутствуют
Роботы: 
- отсутствуют

 Последние посетители: 

Популярное
 
Помощь
 

Яндекс.Деньги

Картой

Поделиться
 
Главная страница   |   Регистрация   |   Добавить новость   |   Новое на сайте   |   Статистика   |   Поддержка

WEB студия Site Master | All Rights Reserved. © History-of-Wars.ru 2009-2015